Часть I. Общая характеристика психической деятельности животных. Двухфазный характер индивидуального поведенческого акта


Структура инстинктивного поведения, Глава 2. Инстинктивное поведение, Часть I. Общая характеристика психической деятельности животных. Основы зоопсихологии 1976. Фабри К. Э. Страница 10. Читать онлайн

Глава 2. Инстинктивное поведение.

. . .

Структура инстинктивного поведения.

Поисковая и завершающая фазы поведенческого акта. Выше говорилось о том, что ключевые раздражители действуют принудительно, что животное вынуждено в своем поведении всецело повиноваться пусковой ситуации. Но значит ли это, что у животных нет никакой возможности проявить собственную инициативу, произвести какой-то самостоятельный выбор? Отнюдь нет!

Инициативное, избирательное отношение животного к среде проявляется прежде всего в активном поиске необходимых пусковых ситуаций и в избрании наиболее эффективных возможностей для выполнения поведенческих актов. Необходимо подчеркнуть, что речь идет о поиске именно раздражений, исходящих от биологически значимых объектов, а не самих этих объектов. Мы теперь уже знаем, что это ключевые раздражители с направляющей или пусковой функцией.

Еще более полувека тому назад американский исследователь поведения животных У. Крэйг показал, что инстинктивные действия состоят из отдельных фаз. Прежде всего Крэйг выделил две фазы, которые в этологической литературе получили названия "поисковой" (или "подготовительной") и "завершающей". В ходе поисковой фазы животное отыскивает (отсюда и название фазы) те ключевые раздражители, точнее, их комбинации (т. е. пусковые ситуации), которые приведут его в итоге к завершающей фазе, в которой воплощается биологическое значение всего инстинктивного действия.

Все промежуточные раздражители не составляют для животного самоцель и ценны лишь постольку, поскольку они приводят к восприятию ключевых раздражителей завершающего поведения. Только на завершающей фазе происходит собственно потребление животным жизненно необходимых ему элементов среды. Но сам поиск адекватных раздражителей является для животных такой же первейшей жизненной необходимостью, как и потребление элементов среды.

Поисковая фаза всегда подразделяется на несколько этапов; в завершающей же фазе, однако, или вовсе не обнаруживаются такие подразделения, или же она состоит лишь из немногих строго последовательно выполняемых движений.

Крэйг построил свою концепцию на данных, полученных им в результате изучения пищевого поведения животных. Приведем пример этой-сферы поведения. Хищник, отправляющийся на охоту, вначале еще не знает, где находится его возможная добыча, поэтому первые его движения имеют характер ненаправленного поиска. В результате он раньше или позже попадает в сферу действия стимула, исходящего от животного-жертвы. Обнаружен первый ключевой раздражитель, который включает следующий этап - направленную ориентировку по дополнительным раздражителям, уточнение местонахождения животного-жертвы. Затем следует подкрадывание (или преследование), набрасывание (прыжок) и овладение добычей, ее умерщвление, иногда еще и перетаскивание туши в другое место, расчленение на отдельные куски и, наконец, захватывание кусков мяса зубами и их проглатывание. В этой цепи последовательно выполняемых действий и движений только последние два звена (собственно акт поедания) относятся к завершающей фазе описанного пищедобывательного поведения хищника, все остальные этапы составляют в своей совокупности поисковое (или подготовительное) поведение. Правда, внутри каждого такого этапа имеются свои подготовительные и завершающие фазы, которыми каждый этап и заканчивается. При этом подчас имеется несколько степеней соподчинения (по типу "матрешки"), так что в целом складывается весьма сложная структура деятельности. Аналогично обстоит дело и в других, казалось бы, значительно более простых сферах поведения, как, например, покой и сон. Животное вначале ищет место для отдыха или ночлега (деревья, укрытия, углубления в почве или просто определенные участки открытого пространства), затем устраивает (совершенствует) найденное место (копает, приминает растительность), иногда еще и числится и только после этого укладывается (причем видотипичным образом!). Только укладывание составляет завершающую фазу, предшествующие же этапы - поисковую.

К этим примерам можно было бы прибавить еще множество других из любой сферы поведения. Однако уже в приведенных можно усмотреть следующие глубокие различия между обеими фазами, определяющие их сущность.

Поисковое поведение является пластичной фазой инстинктивного поведения. Она характеризуется ярко выраженной ориентировочно-исследовательской деятельностью животных и переплетением врожденных и приобретенных, основанных на индивидуальном опыте компонентов поведения. Именно к поисковому поведению относится все, что связано с пластичностью инстинктов, в частности с модификациями инстинктивного поведения.

Завершающее поведение, наоборот, представляет собой ригидную фазу. Выполняемые в ней движения отличаются строгой последовательностью, стереотипностью и предопределены соответствующими макро- и микроморфологическими структурами. Приобретенные компоненты играют здесь несущественную роль или даже отсутствуют. Поэтому изменчивость ограничена индивидуальной (генетически фиксированной) вариабельностью. Сюда относится все, что. говорилось о постоянстве, ригидности инстинктивного поведения и о принудительности действия ключевых раздражителей. Здесь практически все врожденное, генетически фиксированное. Что же касается движений, выполняемых в завершающей фазе, то это и есть собственно инстинктивные движения, или "врожденные двигательные координации", названные так австрийским ученым "К. Лоренцом, одним из основателей современной этологии.

Общая характеристика инстинктивных движений уже давалась выше. Также говорилось о том, что они являются "хранителями" самого ценного, жизненно необходимого, что накоплено видом в результате естественного отбора, и что именно этим определяется их независимость от случайных условий окружающей среды. Лисица, производящая инстинктивные движения закапывания мяса на каменном полу, ведет себя "бессмысленно". Но ведь не на каменном субстрате совершался филогенез лисиц, и было бы фатально для дальнейшего существования вида, если бы из-за случайного, временного пребывания особи в таких совершенно нетипичных для место обитания лисиц условиях исчезла бы столь полезная для этих животных форма поведения. Так что лучше произвести закапывающие движения при любых обстоятельствах, и жесткая" врожденная программа поведения заставляет животное это сделать.

Инстинктивные движения и таксисы. Общая ориентация инстинктивных движений осуществляется таксисами, которые, по Лоренцу, всегда переплетаются с врожденными двигательными координациями и совместно с ними образуют единые инстинктивные реакции (или цепи из нескольких таких реакций).

Как и инстинктивные движения, таксисы - это врожденные, генетически фиксированные реакции на определенные агенты среды. Но если инстинктивные движения возникают в ответ на пусковые раздражители, то таксисы отвечают на направляющие ключевые раздражители, которые неспособны обусловливать начало (или конец) какой-либо инстинктивной реакции, а лишь меняют вектор ее протекания.

Таким образом, таксисы обеспечивают пространственную ориентацию двигательной активности животных в сторону благоприятных или жизненно необходимых условий среды (положительные таксисы) или же, наоборот, от биологически малоценных или опасных условий (отрицательные таксисы). У растений аналогичные реакции выражаются в изменениях направления роста (тропизмы).

По характеру ориентирующих внешних стимулов таксисы подразделяются на фото-, хемо-, термо-, гео-, рео-, анемо-, гидротаксисы (реакции на свет, химические раздражители, температурные градиенты, силу тяжести, течение жидкости, поток воздуха, влажность среды) и т. д. На разных уровнях эволюционного развития таксисы имеют разную степень сложности и выполняют различные функции, о чем еще пойдет речь при обзоре эволюции психики. Сейчас важно подчеркнуть, что таксисы являются постоянными компонентами даже сложных форм поведения, причем высшие формы таксисов выступают в тесном сочетании с индивидуальным опытом животного.

С направляющими ключевыми раздражителями мы уже встречались, когда описывалась ориентация птенцов по относительным оптическим стимулам. Само появление объекта (в эксперименте - диска, в естественных условиях - родительской особи) является пусковым раздражителем реакции "попрошайничества", взаиморасположение деталей этого объекта - направляющим ключевым раздражителем этой реакции, а пространственная ориентация птенцов по этому раздражителю - положительным фототаксисом.

Точно так же красный цвет сам по себе является для птенца серебристой чайки пусковым ключевым раздражителем, обусловливающим его пищевую реакцию (наряду с другим пусковым раздражителем- появлением птицы, точнее, ее головы с клювом). Местонахождение же красного пятна на клюве направляет реакцию птенца биологически выгодным образом на основе положительного фототаксиса и служит, таким образом, направляющим пусковым раздражителем.

Лоренц и Тинберген в 30-е годы совместно изучали взаимоотношения врожденных двигательных координации и таксисов на примере реакции вкатывания яиц в гнездо у серого гуся. Вид яйцеподобного предмета (нечто круглое, без выступов и т. д.), находящегося за пределами гнезда, служит у этой птицы таким же ключевым раздражителем для реакции вкатывания, как у сидящей на гнезде чайки в описанных опытах Скребицкого. Соответствующая врожденная двигательная координация представляет собой многократно повторяемое движение клюва к груди птицы, которое прекратится лишь тогда, когда предмет прикоснется к сидящей в гнезде птице.

Если положить перед краем гнезда перпендикулярно к клюву цилиндр (гуси положительно реагировали и на такой предмет), то подобными инстинктивными движениями и ограничится все поведение птицы. Если же положить яйцо или его макет, то появляются дополнительные движения головы из стороны в сторону, придающие движению предмета правильное направление к гнезду. Ведь в отличие от цилиндра яйцо будет откатываться то влево, то вправо. Вид этих отклонений и служит направляющим раздражителем для таксисных боковых движений головы. Итак, таксисы могут у высших животных ориентировать инстинктивные движения не только всего организма, но и отдельных частей тела и органов.

Из инстинктивных движений и таксисов складывается завершающая фаза каждого поведенческого акта. Вместе с тем они входят как составляющие части в поисковую фазу, которая, как уже говорилось, служит для поиска внешних пусковых ситуаций, позволяющих организму достигнуть завершающей фазы данного акта. Поисковая фаза отличается большой лабильностью и весьма сложной структурой. Инстинктивные движения завершают каждый промежуточный этап этой фазы, в результате конец каждого такого этапа также приобретает черты завершающего поведения. Таксисы дополняются в поисковой фазе ориентировочно-исследовательскими реакциями, непрерывно доставляющими организму информацию о состоянии, параметрах и изменениях компонентов окружающей среды, что позволяет ему произвести оценку последних в рамках общего поискового поведения.

Благоприобретаемые компоненты инстинктивного акта. Наряду с указанными в поисковой фазе любого инстинктивного акта всегда содержатся - в разной степени и в разных сочетаниях - и все элементы поведения, которые относятся к научению, не исключая и высших форм поведения, интеллектуального типа. Именно поэтому мы и считаем, что говорить об инстинктивных действиях (но не движениях!) - значит говорить о поведенческих актах вообще.

В самом деле, все, чему животные способны научиться, направлено лишь к одному: по возможности к скорейшему и наиболее экономному достижению завершающего поведения. Нет в поведении животных ничего, что бы не завершалось этой конечной фазой - инстинктивными движениями или родственными им реакциями, т. е. врожденными двигательными координациями. И в этом отчетливо видно единство инстинктивного поведения и научения.

Конечно, сказанное не относится в равной степени ко всем этапам поисковой фазы. Дело в том, что лабильность поведения неодинакова на разных этапах этой фазы и все больше уменьшается по мере приближения к завершающей фазе.

Переход от одного этапа поискового поведения к другому означает активный поиск и нахождение животными ключевых раздражителей, смену одного этапа поискового поведения другим в строго закономерной последовательности. Это сопровождается ступенчатым сужением сферы активности животного: его поведение все более детерминируется специфическими для данного поведенческого акта сочетаниями раздражителей, становится все более направленным в сторону конечных, завершающих инстинктивных движений, суживаются возможности индивидуального видоизменения поведения животного, пока завершающая пусковая ситуация не сводит эти возможности практически к нулю.

Так, например, ласточка, приступая к постройке гнезда, должна прежде всего найти место, где можно собирать гнездостроительный материал. Первоначально ненаправленный осмотр местности является первым этапом гнездостроительной деятельности. Скорость прохождения этого предельно лабильного этапа зависит прежде всего от индивидуально-изменчивых компонентов поведения, прежде всего от уже имеющегося индивидуального опыта. В зависимости от своих индивидуальных психических способностей каждая птица решает эту задачу по-своему, более или менее эффективно.

Следующий этап поисковой фазы - поиск и сбор гнездостроительного материала на найденном подходящем месте. Здесь возможности индивидуального изменения видотипичного поведения уже сужены, но тем не менее индивидуальная сноровка продолжает играть немаловажную роль.

Еще меньше амплитуда возможных индивидуальных отклонений на основе прежнего опыта на третьем этапе поискового поведения- транспортировке гнездостроительного материала к месту постройки гнезда. Здесь возможны лишь некоторые, не очень существенные вариации в скорости и траектории полета. В остальном поведение всех ласточек уже весьма стереотипное.

И наконец, завершающая фаза - прикрепление частичек к субстрату- выполняется уже совершенно стереотипными инстинктивными движениями. Здесь только генетически обусловленная индивидуальная вариабельность видотипичного поведения дает уже известные нам различия в строении отдельных гнезд.

Таким образом, постепенно уменьшается "свобода действия" животного, уменьшается амплитуда изменчивости его поведения по мере приближения к завершающей фазе в соответствии со все более ограниченными и специфическими условиями среды, сочетаниями раздражителей, причастных к данному поведению.

Чем дальше от завершающей фазы и чем больше амплитуда изменчивости видотипичного поведения, тем больше возможностей включения в него элементов научения, индивидуального опыта и тем больше удельный вес этих элементов. Таким образом, индивидуальный опыт реализуется прежде всего на начальных этапах поискового поведения. И еще: чем выше психическое развитие, тем существеннее коррективы, вносимые в жесткое видотипичное поведение, но опять же главным образом на начальных этапах поисковой фазы. Все это относится, конечно, и к поисковому и завершающему поведению внутри каждого этапа поискового поведения.

Сложность и разнообразие структуры инстинктивного поведения. Двухфазная структура инстинктивных действий дана здесь лишь в виде весьма неполной, упрощенной общей схемы. В реальной действительности чаще всего имеют место разные осложнения и видоизменения. Прежде всего необходимо иметь в виду, что поисковая фаза может происходить и под отрицательным знаком - в виде уклонения и избегания определенных агентов среды. Далее возможны сокращения поискового поведения, выпадения отдельных его этапов или даже инверсия. Иногда завершающие движения наступают так быстро, что поисковая фаза не успевает проявиться в полной мере. В других случаях поисковое поведение может свернуть со своего русла и привести к "чужому" завершающему поведению.

Поисковое поведение может принять форму завершающего поведения и существовать наряду с истинной завершающей фазой. В таком случае внешне одинаковые действия будут иметь двоякую качественно-различную мотивацию.

Психология bookap

Большой интерес представляют и различные случаи неполного протекания инстинктивного акта, когда действия животного не достигают завершающей фазы. У животных с наиболее высокоразвитой психикой промежуточные этапы поискового поведения, т. е. сам по себе поиск раздражителей, могут при этом - как исключение - стать самоцелью их поведения. Здесь мы встречаемся с инстинктивной основой наиболее сложных форм исследовательского поведения, входящих в фундамент интеллекта животных.

Уже этот перечень показывает все разнообразие протекания инстинктивных действий; добавим еще, что практически никогда в одно и то же время не совершается лишь единственный инстинктивный акт, а имеет место сложное взаимодействие между несколькими одновременно происходящими действиями.

bookap.info

Соотношение активных и неактивных форм поведения, %

Вид животного

Неактивные формы

поведения

Активные формы

поведения

Рекомендации к оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и отметьте характерные для каждого вида этологические особенности. Укажите влияние видовой принадлежности лабораторных животных на соотношение разных форм поведения в поведенческом репертуаре особей, а также на соотношение активных и неактивных форм поведения у наблюдаемых видов животных.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________ ____________________

Дата выполнения Подпись преподавателя

Лабораторно-практическая работа № 3 Психическая фаза индивидуального поведенческого акта Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Общая схема индивидуального поведенческого акта.

  2. Охарактеризуйте психическую и эффекторную фазы индивидуального поведенческого акта.

  3. Клинические проявления поведенческих ответов животных на изменение внешней и внутренней среды.

  4. Место и роль сенсорных систем в организации поведенческого акта.

  5. Роль внутренних побудительных мотивов в формировании индивидуального поведенческого акта.

  6. Двухфазный характер индивидуального поведенческого акта.

Оценка за контрольную работу:______ Подпись преподавателя:___________

Работа 1. Отобразите в виде схемы структуру индивидуального поведенческого акта и охарактеризуйте ее компоненты.

Работа 2. Изучение нервной фазы (скрытой) фазы индивидуального поведенческого акта крыс

Для работы необходимо:комплекс оценки кардиораспираторной системы мелких лабораторных животных (КОКС) с программным обеспечением, контактный гель, ножницы Купера, ватные тампоны, лабораторные крысы, источники раздражений: фонарик, свисток, карандаш, нашатырный спирт, светонепроницаемая ткань, сыр.

Ход работы. 1. Ознакомьтесь с устройством и принципом работы прибора «КОКС – 1» (комплекс оценки кардиораспираторной системы мелких лабораторных животных).

2. Перед началом проведения эксперимента подготовьте животное: с помощью ножниц Купера выстригите шерсть в местах наложения электродов и нанесите на эти участки контактный гель.

3. Поместите крысу в экспериментальную камеру, наложите электроды для измерения частоты сердечных сокращений и зафиксируйте на грудной клетке животных пояс с датчиками для регистрации частоты дыхательных.

4. Снимите фоновые показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхательных движений (ЧДД) у подопытного животного.

5. Поочередно с интервалом в 3 мин. воздействуйте на крысу разными видами раздражителей, снимая эмоциональные пробы (ЧСС и ЧДД) после действия каждого агента:

- звукового,

- вертикального перемещения,

- тактильного,

- светового (повышенная освещенность и отсутствие света),

- одоральнго (приятный и неприятный).

6. Для выявления субъективных эмоциональных ощущений животного при воздействии данных раздражителей, проведите аналогичную работу на нескольких крысах.

7. Результаты тестирования занесите в таблицу 3.

Таблица 3

studfiles.net

Структура инстинктивного поведения

Еще в начале XX в. американский исследователь У. Крэг («Влечения и антипатии как составляющие инстинкта», 1918) показал, что любое инстинктивное действие состоит из отдельных фаз. Крэг выделил две фазы, которые получили названия: поисковая (подготовительная) фаза, или аппетентное поведение, и завершающая фаза (завершающий акт).

Крэг показал, что в естественных условиях животные ищут те ключевые стимулы или их комбинации (пусковые ситуации), которые необходимы для осуществления определенной инстинктивной реакции. Например, животные ищут пищу, особей другого пола в период размножения, места для гнездования и т. д. Крэг назвал эти поисковые формы поведения аппетентными, а состояние животного в этот момент – аппетенцией. Воспринимаемые на поисковой фазе поведения промежуточные раздражители не являются для животного целью, они необходимы лишь для того, чтобы привести к восприятию ключевых стимулов завершающего поведения. Завершающая фаза инстинктивного поведения представляет собой само потребление животным необходимых ему элементов среды, именно эта фаза и является непосредственно инстинктивным поведением.

Завершающая фаза наследственно определена, видотипична, в ней заключается биологический смысл всего инстинктивного действия. Эта фаза поведения состоит из небольшого количества движений, всегда выполняемых в четкой последовательности. Она стереотипна, определяется строением тела животного. На этой фазе возможны лишь незначительные индивидуальные вариации поведения, которые определяются генетически. Приобретенные компоненты поведения практически не играют роли в завершающем акте, а чаще всего и вовсе отсутствуют. К. Лоренц назвал завершающие акты поведенческих реакций эндогенными движениями, они видотипичны, наследственны и не требуют специального обучения.

В отличие от завершающего акта поисковая фаза более изменчива и адаптивна по отношению к условиям, хотя также является типичной для вида. В ней переплетаются врожденные и приобретенные формы поведения, индивидуальный опыт животного. Для поискового поведения характерна ориентировочно-исследовательская деятельность животного. Именно за счет изменений аппетентного поведения инстинктивные реакции могут быть пластичными. Подготовительная фаза всегда делится на несколько этапов. Ее окончание наступает, когда животное достигнет ситуации, в которой может осуществиться следующее звено данной цепи реакций. Например, выбор самцом гнездовой территории иногда требует только возвращения на старую, прошлогоднюю территорию, а подчас может потребовать длительных поисков и даже борьбы с другими самцами. По представлению К. Лоренца, поисковую фазу поведенческого акта следует относить к целенаправленному поведению. На этой стадии совершаются различные действия, но все они подчинены определенной цели. Поисковая фаза очень важна и является для животного такой же первостепенной жизненной необходимостью, как и потребление на завершающей фазе. Именно аппетентное поведение является средством индивидуального приспособления животных к меняющейся окружающей среде. К этой фазе поведенческого акта относятся проявления элементарной рассудочной деятельности животных. Для достижения определенной конечной цели животное выбирает какой-либо путь, при этом оно оперирует понятиями и законами, которые связывают предметы и явления внешнего мира.

Концепцию о двух фазах инстинктивного поведения Крэг построил на данных, полученных в результате изучения пищевого поведения животных. Хищник, испытывающий ощущение голода, начинает искать добычу. Однако вначале он не имеет сведений о ее местонахождении и поэтому его поисковая деятельность пока ненаправленна. Вскоре хищник видит потенциальную жертву, от которой исходит первый ключевой стимул, например размер и детали окраски, и его поисковое поведение переходит на следующую стадию, которая уже имеет определенное направление. Хищник начинает уточнять местоположение, скорость передвижения добычи, ориентируясь при этом и на другие ключевые стимулы. Затем хищник преследует добычу или незаметно подкрадывается к ней, после чего схватывает и умерщвляет. Если в этом есть необходимость, жертва перетаскивается на другое место, где разделывается на куски. Только после этого поведение животного вступает в завершающую фазу, которая включает в себя непосредственное поедание добычи. Все действия животного, связанные с поиском, ловлей и умерщвлением жертвы, относятся к аппетентному поведению. Все они имеют под собой инстинктивную основу, но в большой степени зависят от процесса индивидуального научения, опыта животного и ситуации.

На каждом этапе поискового поведения есть свои подготовительные и завершающие фазы. Окончание одного этапа является сигналом к началу следующего и т. д. Последовательные этапы часто имеют несколько степеней соподчинения, поэтому складывается сложная структура поведения животного. Например, поисковое поведение может привести не к завершающей фазе поведенческого акта, а к сочетанию раздражителей, стимулирующему следующую фазу поискового поведения. Примером может послужить поисковое поведение птиц в период размножения. Вначале происходит выбор территории для гнезда. Когда она найдена, начинается следующая стадия поискового поведения – строительство гнезда, затем следующая – ухаживание за самкой и т. д.

Поведение животного в значительной степени состоит из циклов, которые, в свою очередь, складываются из серии повторяющихся простых актов. Например, птица, занятая постройкой гнезда, совершает это по определенной схеме. Вначале она отправляется на поиски строительного материала, затем, отыскав его, оценивает пригодность. Если материал устраивает птицу, она несет его к гнезду, в противном случае бросает и ищет новый. Прилетев в гнездо, птица определенными движениями вплетает принесенные материалы в его структуру, формирует форму гнезда, а затем вновь улетает на поиски. Этот цикл начинается спонтанно и продолжается до тех пор, пока у птицы есть потребность в достраивании гнезда. Переключение на каждую следующую стадию поведенческой реакции осуществляется при восприятии определенного внешнего стимула. Н. Тинберген приводит пример с самками перепончатокрылых насекомых – филантов (пчелиных волков), которые выкармливают своих личинок медоносными пчелами. Оса, чтобы сделать запасы, летит в места скопления пчел, где беспорядочно летает до тех пор, пока не встретит подходящую жертву. Заметив летящее насекомое, оса подлетает к нему с подветренной стороны и останавливается примерно в 70 см. Если после этого оса уловит запах пчелы, который и будет ключевым раздражителем для перехода на следующую стадию поведенческой реакции, она схватит пчелу. Если пчелу лишить запаха с помощью эфира, оса не станет хватать ее. Следующей стадией поведения осы будет парализация жертвы ударом жала. Для начала этой стадии необходим стимул, связанный с прикосновением кжертве. Если предъявить осе макет пчелы, который на ощупь не похож на нее, но имеет тот же запах, оса не станет жалить такой макет. Таким образом, при прохождении животным различных стадий поведенческой реакции происходит смена стимулов, которые являются для него ключевыми в данный момент.

Состояние аппетенции происходит в условиях очень высокой возбудимости нервных центров, координирующих определенные физиологические реакции. К. Лоренц ввел понятие «специфический потенциал (энергия) действия». Этот потенциал накапливается под действием ряда внешних (температура, освещенность) и внутренних факторов (гормоны) в нервных центрах. Превысив определенный уровень, накопленная энергия высвобождается, после чего начинается поисковая фаза поведенческого акта. При усиленном накоплении «специфической энергии действия» завершающий акт может осуществиться спонтанно, т. е. в отсутствие соответствующих раздражителей, это так называемая «реакция вхолостую».

Для объяснения нейрофизиологического механизма этих явлений Лоренц предложил свою теорию. Базой для этой теории послужили данные немецкого физиолога Э. Хольста.

Хольст в своих опытах сосредоточил внимание на ритмической активности центральной нервной системы. Он отметил, что в изолированной брюшной нервной цепочке земляного червя можно наблюдать ритмические разряды импульсов, которые точно соответствуют сокращению сегментов червя. В дальнейших исследованиях Хольст изучал механизм плавания угря. Он фиксировал средние сегменты его тела и не давал им сокращаться. Согласно рефлекторной теории в таком случае задние сегменты тела не получат раздражения, а следовательно, также не смогут сокращаться. Однако на самом деле они приходят в движение после определенного промежутка времени. Если перерезать дорсальные корешки спинного мозга угря, тем самым нарушив передачу сенсорной информации, угорь сохранит способность к плавательным движениям, причем координация их не нарушится. Таким образом, движения тела угря выполняются не по механизму рефлекторной дуги (в зависимости от внешних раздражений), а подчиняясь ритмическим разрядам импульсов в центральной нервной системе. Опыты других ученых подтвердили это. Например, было отмечено, что удецеребрированных (с удаленными большими полушариями) кошек могут ритмически сокращаться мышцы-антагонисты ноги, полностью лишенные чувствительных нервов. Головастики и рыбы с одним неразрушенным чувствительным нервом сохраняют способность к плаванию, нормальной координации движений. Это означает, что центральной нервной системе присущ эндогенный автоматизм, который не зависит от внешних стимулов. При этом необходим минимальный уровень афферентной импульсации для поддержания возбуждения, («специфической энергии действия») в соответствующих нервных центрах на определенном уровне.

Работы Э. Хольста и его коллег подтвердили, что уровень возбуждения в соответствующих нервных центрах оказывает влияние на характер протекания инстинктивных реакций. Опыты проводились на курах, которым производили раздражение током стволовых структур мозга. В зависимости от локализации раздражаемой структуры исследователи отмечали элементарные поведенческие реакции (повороты головы, клевание) или сложные акты поведения (ухаживание). И если простые реакции всегда протекали примерно одинаково, независимо от параметров раздражения и окружающих условий, то сложные поведенческие реакции зависели от этих факторов. Так, при слабой силе тока петух набрасывался на чучело хорька, а при усилении тока – даже на руку исследователя (неспецифический раздражитель).



biofile.ru

Работа 1. Изучение видовых особенностей поведения лабораторных животных методом временных срезов

Для работы необходимо: разные виды лабораторных животных (например, лабораторные крысы, лабораторные мыши, морские свинки, песчанки и т.д.), секундомер, бриллиантовый зеленый.

Ход работы. Если есть необходимость перед проведением наблюдения промаркируйте животных (например, в том случае если несколько лабораторных крыс содержатся в одной клетке).

1. Используя метод временных срезов, в протоколе наблюдений фиксируйте через одинаковые промежутки времени этологические проявления у животных наблюдаемых видов.

Протокол наблюдений

№ временного среза (……сек.) Поведенческий паттерн
Вид животного
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

2. Рассчитайте процентное соотношение разных форм поведения у изучаемых видов животных, приняв за 100% общее количество временных срезов за период наблюдения.

3. Полученные результаты занесите в таблицу 1 и рассчитайте средние показатели

по каждому виду животных.Таблица 1

Таблица 1

Вид животного № животного Формы поведения
Неактивные Активные
Сон Дремота Отдых Прием корма Прием воды Перемещение по клетке Груминг Агрессия Копание в подстилке         Другие формы поведения
                             
                           
                           
Среднее                            
                             
                           
                           
Среднее                            
                             
                           
                           
Среднее                            
                             
                           
                           
Среднее                            

Соотношение разных форм поведения у лабораторных животных, %

Таблица 2

Соотношение активных и неактивных форм поведения, %

Вид животного Неактивные формы поведения Активные формы поведения
     
     
     
     
     

Рекомендации к оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и отметьте характерные для каждого вида этологические особенности. Укажите влияние видовой принадлежности лабораторных животных на соотношение разных форм поведения в поведенческом репертуаре особей, а также на соотношение активных и неактивных форм поведения у наблюдаемых видов животных.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________ ____________________

Дата выполнения Подпись преподавателя

Лабораторно-практическая работа № 3

Психическая фаза индивидуального поведенческого акта

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Общая схема индивидуального поведенческого акта.

2. Охарактеризуйте психическую и эффекторную фазы индивидуального поведенческого акта.

3. Клинические проявления поведенческих ответов животных на изменение внешней и внутренней среды.

4. Место и роль сенсорных систем в организации поведенческого акта.

5. Роль внутренних побудительных мотивов в формировании индивидуального поведенческого акта.

6. Двухфазный характер индивидуального поведенческого акта.

 

 

Оценка за контрольную работу:______ Подпись преподавателя:___________

Работа 1. Отобразите в виде схемы структуру индивидуального поведенческого акта и охарактеризуйте ее компоненты.

 

Работа 2. Изучение нервной фазы (скрытой) фазы индивидуального поведенческого акта крыс

Для работы необходимо: комплекс оценки кардиораспираторной системы мелких лабораторных животных (КОКС) с программным обеспечением, контактный гель, ножницы Купера, ватные тампоны, лабораторные крысы, источники раздражений: фонарик, свисток, карандаш, нашатырный спирт, светонепроницаемая ткань, сыр.

Ход работы. 1. Ознакомьтесь с устройством и принципом работы прибора «КОКС – 1» (комплекс оценки кардиораспираторной системы мелких лабораторных животных).

2. Перед началом проведения эксперимента подготовьте животное: с помощью ножниц Купера выстригите шерсть в местах наложения электродов и нанесите на эти участки контактный гель.

3. Поместите крысу в экспериментальную камеру, наложите электроды для измерения частоты сердечных сокращений и зафиксируйте на грудной клетке животных пояс с датчиками для регистрации частоты дыхательных.

4. Снимите фоновые показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхательных движений (ЧДД) у подопытного животного.

5. Поочередно с интервалом в 3 мин. воздействуйте на крысу разными видами раздражителей, снимая эмоциональные пробы (ЧСС и ЧДД) после действия каждого агента:

- звукового,

- вертикального перемещения,

- тактильного,

- светового (повышенная освещенность и отсутствие света),

- одоральнго (приятный и неприятный).

6. Для выявления субъективных эмоциональных ощущений животного при воздействии данных раздражителей, проведите аналогичную работу на нескольких крысах.

7. Результаты тестирования занесите в таблицу 3.

 

 

Таблица 3

cyberpedia.su

10.5. Активность нейронов и поведение

Любой поведенческий акт представляет собой интеграцию врожденных и приобретенных составляющих, от соотношения которых зависит степень его сложности.

В процессе оценки ситуации и формирования поведенческой реакции активируются различные группы нейронов. Выделена большая группа сенсорных нейронов, среди которых нейроны-детекторы, селективно реагирующие на определенное и достаточно простое качество или свойство внешнего мира. Это детекторы элементов формы, выделяющие углы, отрезки линий, определенным образом ориентированные, или детекторы цвета и т.д. Среди сенсорных нейронов выделена группа специальных нейронов – «гностических единиц», избирательно реагирующих уже не на простые, а на сложные интегральные признаки (Ю. Конорский). Так, Е. Ролле в верхней височной коре у обезьян обнаружил нейроны, избирательно реагирующие на неодушевленные объекты и их изображения. Кроме того, также найдены нейроны, идентифицирующие эмоции, например, они избирательно отвечают на выражение угрозы на человеческом лице. Нейроны, идентифицирующие лица и эмоциональную экспрессию, независимо от ракурса восприятия, обнаружены также в миндалине. Нейроны, определяющие степень пищевого насыщения организма, обнаружил К.В. Судаков и назвал их нейронами «ожидания». В условиях пищевого мотивационного возбуждения, возникающего естественным путем или в результате электрического раздражения «центра голода», расположенного в латеральном гипоталамусе, эти нейроны разряжаются пачками спайков. С удовлетворением голода пачечный тип активности нейронов замещается на следующие равномерно одиночные спайки (см. рис. 13.1). При попадании пищи в полость рта пачечная активность нейронов усиливается и исчезает только в момент поступления пищи в желудок. Следовательно, контактное восприятие пищи через вкусовые рецепторы, т.е. предмета, способного удовлетворить голодную мотивацию, не уменьшает, а усиливает ее. Лишь при попадании пищи в желудок, а следовательно, становясь реальным подкреплением, сигналы об этом снижают пищевую мотивацию, что отражается в исчезновении пачечной активности у этих нейронов.

Исследователи высказывают предположение, что нейроны, на которых конвергируют мотивационное возбуждение и возбуждение от подкрепления, входят в структуру акцептора результатов действия. Пачечная активность этих нейронов отражает «ожидание» пищевого подкрепления. В нейронах «ожидания» закодирована информация о предмете, способном удовлетворить голод, т.е. информация о его виде, вкусе и способности утолять голод. В результате вид пищи вызывает мощную реакцию нейрона в виде усиления пачечной активности. В отсутствие мотивации нейрон не реагирует на вид пищи. Изменения реакции нейронов «ожидания» объясняют, почему голодным животным пища воспринимается иначе, чем сытым. Нейроны «ожидания» широко представлены в коре и подкорке. Число их увеличивается по направлению от коры к стволовым структурам мозга: от 30 % в соматосенсорной коре до 75 – 80% в ретикулярной формации среднего и продолговатого мозга. Полагают, что нейроны разных отделов мозга «ожидают» свои специфические параметры подкрепления. Каждой мотивации: пищевой, питьевой, оборонительной и т.д. – соответствует свой тип пачечной активности, свой тип распределения межимпульсных интервалов, одновременно охватывающий многие нейроны самых разных структур мозга (Е.Н.Соколов).

Выделена также группа нейронов, которые активируются при выполнении целевых движений. В.Б. Швырков назвал их нейронами «цели». Их активация предшествует акту хватания пищи (у кроликов) либо нажиму на педаль, за которым следует подача кормушки с пищей. Активация этих нейронов наблюдается при любых вариантах приближения к цели (справа, слева), а также при любом способе нажатия на педаль (одной или двумя лапами), и она всегда прекращается при достижении результата. Условия, среда, в которой выполняется данное действие, также не влияют на активность нейронов «цели». Нейроны «цели» зарегистрированы в моторной, сенсомоторной, зрительной коре, гиппокампе кролика. Они не активируются перед другими движениями, например перед пережевыванием пищи, не направленными на достижение цели. Нейроны, которые возбуждались только перед выполнением заученного движения нажима на определенный рычаг, сопровождающегося пищевым подкреплением, были обнаружены и у обезьян в лобной и теменной коре. А.С. Батуев их называет нейронами моторных программ, так как их активация связана с запуском двигательного акта.

Многими исследователями выделяются нейроны, активность которых жестко связана с осуществлением определенных движений, независимо от их роли и места в структуре поведенческого акта. Так, описаны нейроны, которые активируются при занятии животными определенной позы, при пережевывании пищи. Среди них следует различать командные нейроны и мотонейроны. Возбуждение командного нейрона определяет осуществление сложнокоординированного движения, в выполнение которого вовлекается группа мотонейронов. Возбуждение же мотонейрона связано с сокращением и расслаблением отдельной мышцы.

В опытах на кроликах в сенсомоторной коре, головке хвостатого ядра обнаружены поисковые нейроны (В.Б. Швырков). Они возбуждались при обнюхивании пустых держателей, причем только тех, из которых кролик получал ранее пищу.

При ориентировочно-исследовательском поведении наблюдается усиление реакций особого класса нейронов – нейронов «новизны», активирующихся при действии новых стимулов и снижающих свою активность по мере привыкания к ним. Нейроны «новизны» описаны для гиппокампа, неспецифичного таламуса, ретикулярной формации среднего мозга и других структур.

Таким образом, активность нейронов связана с поведенческим актом и отдельные его стадии, этапы представлены различными группами нейронов. При этом функционально сходные нейроны могут быть обнаружены в различных структурах мозга, т.е. существует распределенность функции по различным структурам мозга, что не отрицает их специализации.

studfiles.net

Двухфазный нрав личного поведенческого акта.

description УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией НВ КЛЮЕВОЙ Допущено Министерством… Услуги общественного питания;pdf Томск: Изд ТПУ, 2002- 169 сУчебное пособие состоит из четырех глав, посвященных существующей в литературе интерпретации основных моментов истории и методологии науки Учебное пособие подготовлено на кафедре философии Дипломная работа: Анализ продуктивности молодняка … Психология, Общая психология , Шпаргалки разные В обоих случаях специфическое состояние, возникшее у субъекта при наличии потребности и ее предмета, выражается в направленности, готовности к совершению определенного акта… способ психотерапевтического воздействия - патент РФ Расстройство адаптации у больных носило постоянный характер и было обусловлено психическим стрессом, поддерживаемым постоянной угрозой остановки работы искусственного водителя ритма Системная организация процессов зрения - скачать бесплатно Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте: развитие ведущих психических функций заявка должна быть составлена в следующей форме;doc Агрессивность телят при их объединении в группы имеет двухфазный характер В первой фазе (острая борьба) защищается территория, а во второй … По ту сторону сознания: методологические проблемы А Г Асмолов ПО ТУ СТОРОНУ СОЗНАНИЯ методологические Еще ИП Павлову было ясно, что фундаментом любых поведенческих реакций служат безусловные рефлексы, а формирование любого вида индивидуального поведения, образование любого условного Этология С ОСНОВАМИ ЗООПСИХОЛОГИИ | KursakNET ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН - lib100com Цель индивидуального эксперимента В процессе эксперимента может меняться характер зачеркивания букв, что обычно выражается в изменениях наклона черточек; во … Все материалы Docsity полностью доступны из любой языковой версии English Español Italiano Srpski Polski Русский Português Français Реферат: Общая психология - BestReferatru В обоих случаях специфическое состояние, возникшее у субъекта при наличии потребности и ее предмета, выражается в направленности, готовности к совершению определенного акта… Педагогическая психология - [DOC Document] Виды темпераментов - studfilesnet Интенсификация скотоводства - конспект - Ботаника и Корниенко АА История и философия науки - Studmedru Колебательный характер в работе тонической субсистемы обусловлен включением отрицательных обратных связей, реализуемых через гамма-петлюВ процессе эволюционного развития позвоночных Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора · Файл PDF Учебник по экспериментальной психологии Богданова ТГ 2 Организация индивидуального поведенческого акта Биомеханика движений, сенсорные системы , внутренние Двухфазный ха-рактер поведенческого акта Сенсорные системы , … похожие документы Резюме Руководителя pdf 325 Кб Апипродукты – естественный источник аминокислот pdf 231 Кб medznateru равленный характер; после «встречи» она приобретает устойчивую направленность,, которая порой, особенно у животных, стоящих на низких уровнях биологической эволюции > оборачивается Психическая фаза индивидуального поведенческого акта 17Двухфазный характер индивидуального поведенческого акта Архитектоника целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П К Анохина Торможение в ВНД Психофизиология: Сборник пси ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 Общая характеристика психологии как науки Основные этапы развития пр Психология: Шпаргалка - bookitutru vakademeru Подчеркивая эмоционально-волевой характер принятия решения, он указывает, что этот процесс- вполне рациональное предприятие что обеспечивает непрерывность и саму возможность акта 88 - docmeru ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Гуз «областная психиатрическая больница им » гоу дпо пиув Функционируя в системе индивидуального сознания, значения реализуют не самих себя, а движение воплощающего в них себя личностного смыслаХарактер и … Психофизиология: Сборник пси - FORNIT Общая психология - refby похожие документы 4 rtf 1 571 Кб Слайд 1 - Сайт учителя физики ТА Презентации по биологии ppt 318 Кб · Файл DOC · Переглянути в Інтернеті Читать онлайн - Сергеев Борис Ступени эволюции интеллекта Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном Агрессивность телят при их объединении в группы имеет двухфазный характер В первой фазе (острая борьба) защищается территория, а во второй … Основные их отличия состоят в следующем: 1) темперамент человека – врожденный, а характер приобретается на протяжении всей жизни; 2) темперамент основан на биологических особенностях 739Мужчина и женщина в спорте высших достижений Программные вопросы для подготовки к экзаменам Лечебный Корниенко АА, Ардашкин - studmedru Классы МПК: a61m21/00 Прочие способы и устройства, вызывающие изменения в состоянии сознания; устройства для усыпления или прерывания сна механическими, оптическими или акустическими Так, при наличии болей за грудиной уточняют их локализацию, характер и интенсивность, время появления и связь их возникновения с различными причинами (физическое напряжение, кашель, … Книга Педагогическая психология, Клюева НВ «Социальный характер - это результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю» [10] Социальный характер, связывая тип культуры с определенным типом личности, и Соотношение активных и неактивных форм поведения, Причина и характер расстройства мыслительных функций понятны и не вызывают недоумений Неясно лишь, почему с утратой абстрактного мышления исчезает и хорошее настроение Анализ продуктивности молодняка крупного рогатого скота Основы психологии животных - sgauru похожие документы szgmuru/upload/files/Документы отдела апирантуры/темы рефератов/ medznateru ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИОЛОГ Работа по теме: Рабочая тетрадь бакалавры 2 курс Глава: Соотношение активных и неактивных Иначе говоря, объединение нейронов представляет собой систему для эффективного использования сиюминутного индивидуального опыта Однако персональную опытность нужно как-то получить В обоих случаях специфическое состояние, возникшее у субъекта при наличии потребности и ее предмета, выражается в направленности, готовности к совершению определенного акта… Структура поведенческого акта · Файл DOC · Переглянути в Інтернеті · Файл DOC · Переглянути в Інтернеті Анализ продуктивности молодняка крупного рогатого скота похожие документы Пена монтажная профессиональная;pdf pdf 96 Кб Исследуя закономерности индивидуального развития, АН Леонтьев выделил основной механизм – «сдвиг мотива на цель» – превращение того, что выступает как одна из целей, в самостоятельный Анализ продуктивности молодняка рогатого скота разных пород: динамика помесячной прибавки веса, потребление кормов, убойные качества и морфологический состав туш Подчеркивая эмоционально-волевой характер принятия решения, он указывает, что этот процесс- вполне рациональное предприятие что обеспечивает непрерывность и саму возможность акта medznateru Факторы внешней среды (обстановочная афферентация) влияют на появление и характер поведенческого акта, а иногда и сами могут вызывать привычное для … soe.tekhnika-prodazh-menedzhera.ru
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  •     PR.RU™  Contacts: [email protected]

    megarulez.ru

    Двухфазный нрав личного поведенческого акта.

    description УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией НВ КЛЮЕВОЙ Допущено Министерством… Услуги общественного питания;pdf Томск: Изд ТПУ, 2002- 169 сУчебное пособие состоит из четырех глав, посвященных существующей в литературе интерпретации основных моментов истории и методологии науки Учебное пособие подготовлено на кафедре философии Дипломная работа: Анализ продуктивности молодняка … Психология, Общая психология , Шпаргалки разные В обоих случаях специфическое состояние, возникшее у субъекта при наличии потребности и ее предмета, выражается в направленности, готовности к совершению определенного акта… способ психотерапевтического воздействия - патент РФ Расстройство адаптации у больных носило постоянный характер и было обусловлено психическим стрессом, поддерживаемым постоянной угрозой остановки работы искусственного водителя ритма Системная организация процессов зрения - скачать бесплатно Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте: развитие ведущих психических функций заявка должна быть составлена в следующей форме;doc Агрессивность телят при их объединении в группы имеет двухфазный характер В первой фазе (острая борьба) защищается территория, а во второй … По ту сторону сознания: методологические проблемы А Г Асмолов ПО ТУ СТОРОНУ СОЗНАНИЯ методологические Еще ИП Павлову было ясно, что фундаментом любых поведенческих реакций служат безусловные рефлексы, а формирование любого вида индивидуального поведения, образование любого условного Этология С ОСНОВАМИ ЗООПСИХОЛОГИИ | KursakNET ХЕЛЕН СИНГЕР КАПЛАН - lib100com Цель индивидуального эксперимента В процессе эксперимента может меняться характер зачеркивания букв, что обычно выражается в изменениях наклона черточек; во … Все материалы Docsity полностью доступны из любой языковой версии English Español Italiano Srpski Polski Русский Português Français Реферат: Общая психология - BestReferatru В обоих случаях специфическое состояние, возникшее у субъекта при наличии потребности и ее предмета, выражается в направленности, готовности к совершению определенного акта… Педагогическая психология - [DOC Document] Виды темпераментов - studfilesnet Интенсификация скотоводства - конспект - Ботаника и Корниенко АА История и философия науки - Studmedru Колебательный характер в работе тонической субсистемы обусловлен включением отрицательных обратных связей, реализуемых через гамма-петлюВ процессе эволюционного развития позвоночных Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора · Файл PDF Учебник по экспериментальной психологии Богданова ТГ 2 Организация индивидуального поведенческого акта Биомеханика движений, сенсорные системы , внутренние Двухфазный ха-рактер поведенческого акта Сенсорные системы , … похожие документы Резюме Руководителя pdf 325 Кб Апипродукты – естественный источник аминокислот pdf 231 Кб medznateru равленный характер; после «встречи» она приобретает устойчивую направленность,, которая порой, особенно у животных, стоящих на низких уровнях биологической эволюции > оборачивается Психическая фаза индивидуального поведенческого акта 17Двухфазный характер индивидуального поведенческого акта Архитектоника целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П К Анохина Торможение в ВНД Психофизиология: Сборник пси ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 Общая характеристика психологии как науки Основные этапы развития пр Психология: Шпаргалка - bookitutru vakademeru Подчеркивая эмоционально-волевой характер принятия решения, он указывает, что этот процесс- вполне рациональное предприятие что обеспечивает непрерывность и саму возможность акта 88 - docmeru ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Гуз «областная психиатрическая больница им » гоу дпо пиув Функционируя в системе индивидуального сознания, значения реализуют не самих себя, а движение воплощающего в них себя личностного смыслаХарактер и … Психофизиология: Сборник пси - FORNIT Общая психология - refby похожие документы 4 rtf 1 571 Кб Слайд 1 - Сайт учителя физики ТА Презентации по биологии ppt 318 Кб · Файл DOC · Переглянути в Інтернеті Читать онлайн - Сергеев Борис Ступени эволюции интеллекта Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном Агрессивность телят при их объединении в группы имеет двухфазный характер В первой фазе (острая борьба) защищается территория, а во второй … Основные их отличия состоят в следующем: 1) темперамент человека – врожденный, а характер приобретается на протяжении всей жизни; 2) темперамент основан на биологических особенностях 739Мужчина и женщина в спорте высших достижений Программные вопросы для подготовки к экзаменам Лечебный Корниенко АА, Ардашкин - studmedru Классы МПК: a61m21/00 Прочие способы и устройства, вызывающие изменения в состоянии сознания; устройства для усыпления или прерывания сна механическими, оптическими или акустическими Так, при наличии болей за грудиной уточняют их локализацию, характер и интенсивность, время появления и связь их возникновения с различными причинами (физическое напряжение, кашель, … Книга Педагогическая психология, Клюева НВ «Социальный характер - это результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю» [10] Социальный характер, связывая тип культуры с определенным типом личности, и Соотношение активных и неактивных форм поведения, Причина и характер расстройства мыслительных функций понятны и не вызывают недоумений Неясно лишь, почему с утратой абстрактного мышления исчезает и хорошее настроение Анализ продуктивности молодняка крупного рогатого скота Основы психологии животных - sgauru похожие документы szgmuru/upload/files/Документы отдела апирантуры/темы рефератов/ medznateru ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИОЛОГ Работа по теме: Рабочая тетрадь бакалавры 2 курс Глава: Соотношение активных и неактивных Иначе говоря, объединение нейронов представляет собой систему для эффективного использования сиюминутного индивидуального опыта Однако персональную опытность нужно как-то получить В обоих случаях специфическое состояние, возникшее у субъекта при наличии потребности и ее предмета, выражается в направленности, готовности к совершению определенного акта… Структура поведенческого акта · Файл DOC · Переглянути в Інтернеті · Файл DOC · Переглянути в Інтернеті Анализ продуктивности молодняка крупного рогатого скота похожие документы Пена монтажная профессиональная;pdf pdf 96 Кб Исследуя закономерности индивидуального развития, АН Леонтьев выделил основной механизм – «сдвиг мотива на цель» – превращение того, что выступает как одна из целей, в самостоятельный Анализ продуктивности молодняка рогатого скота разных пород: динамика помесячной прибавки веса, потребление кормов, убойные качества и морфологический состав туш Подчеркивая эмоционально-волевой характер принятия решения, он указывает, что этот процесс- вполне рациональное предприятие что обеспечивает непрерывность и саму возможность акта medznateru Факторы внешней среды (обстановочная афферентация) влияют на появление и характер поведенческого акта, а иногда и сами могут вызывать привычное для … an.aronovgroup.ru
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  •     PR.RU™  Contacts: [email protected]

    ndur.megarulez.ru


    Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта