Депрессия когнитивно-поведенческая психотерапия. Когнитивно поведенческая терапия депрессии


Читать книгу Когнитивная терапия депрессии

Когнитивная терапия депрессии.

Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери.

Когнитивная терапия депрессии.

Оглавление

(Aaron Beck, A. Rush, Brian Shaw, Gary Emery. Cognitive Therapy of Depression, 1979)

Данная книга представляет собой итог многолетней исследовательской и клинической практики авторов. В ней представлены специальные техники, позволяющие скорректировать когнитивные искажения пациента и в конечном счете способствующие ослаблению депрессивных симптомов. Предложенная авторами концепция домашней работы, или «аутотерапии», открывает реальную возможность для расширения терапевтического процесса и выведения его за рамки терапевтических сессий. Книга адресована как психотерапевтам, придерживающимся когнитивно-поведенческой традиции, так и специалистам, стремящимся расширить границы профессионального знания.

Эта книга посвящается нашим детям:

Рою, Джудит и Элис Бек, Мэттью Рашу и Стивену Шо

Предисловие.

Монография, открывающая новый подход к пониманию и психотерапии депрессии, заслуживает хотя бы краткого рассказа об истории ее создания.

Данная книга представляет итог многолетней исследовательской и клинической практики. Ее появление на свет стало возможным благодаря усилиям многих и многих людей — клиницистов, исследователей, пациентов. Отдавая должное вкладу отдельных людей, я предполагаю также, что сама по себе когнитивная терапия есть отражение тех изменений, которые в течение многих лет происходили в области поведенческих наук и только в последние годы оформились в ведущую тенденцию. Впрочем, мы пока не можем точно оценить, какую роль сыграла так называемая «когнитивная революция в психологии» в развитии когнитивной терапии.

Помещая данную книгу в персональную перспективу, я бы отослал читателя к моей ранней работе «Депрессия» (Depression; 1967), являвшей собой первое приближение к когнитивной модели и когнитивной терапии депрессии и иных неврозов. Мой следующий труд «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (Cognitive Therapy and the Emotional Disorders), опубликованный в 1976 году, содержал подробное описание когнитивных аберраций, характеризующих каждый из этих неврозов, детальное изложение общих принципов когнитивной терапии и более стройную схему когнитивной терапии депрессий.

Мне пока и самому не до конца ясно, откуда берут свое начало мои формулировки, касающиеся когнитивной терапии депрессии. Оглядываясь назад, я понимаю, что первые догадки сквозили уже в том начинании, которое я предпринял в 1956 году с целью обоснования некоторых психоаналитических концептов. Я верил в истинность психоаналитических формулировок, однако испытывал определенное «сопротивление», вероятно, естественное для академического психолога и психиатра, придающего столь большое значение эмпирическим данным. Полагая возможным разработать конкретные техники, я провел серию изыскательских работ, призванных подтвердить правильность психоаналитического понимания депрессии. Другим, возможно, более веским мотивом было желание понять психологическую конфигурацию депрессии, чтобы разработать схему краткосрочной психотерапии, направленной на устранение очаговой психопатологии.

Хотя первые результаты моих эмпирических исследований как будто бы подтверждали существование психодинамических факторов депрессии, а именно ретрофлективной враждебности, выражением которой является «потребность в страдании», последующие эксперименты принесли целый ряд неожиданных открытий, противоречивших данной гипотезе, что подтолкнуло меня к более критичной оценке психоаналитической теории депрессии, а затем и всей структуры психоанализа. В конечном итоге я пришел к заключению: депрессивные пациенты вовсе не испытывают «потребности в страдании». Экспериментальные данные свидетельствовали о том, что депрессивному пациенту свойственно избегать поведения, способного вызвать отвержение или неодобрение со стороны окружающих; он, напротив, стремится быть принятым людьми и заслужить их одобрение. Это расхождение между лабораторными данными и клинической теорией и сподвигло меня к переоценке своих убеждений.

Примерно в то же время я с огорчением для себя начал осознавать, что надежды, возлагаемые мною на психоанализ в начале 1950-х годов, оказались напрасными: многолетний курс психоанализа, через который прошли многие мои аспиранты и коллеги, не вызвал сколько-нибудь ощутимых позитивных сдвигов в их поведении и чувствах! Более того, работая с депрессивными пациентами, я заметил, что терапевтические интервенции, основанные на гипотезе «ретрофлективной враждебности» и «потребности в страдании», зачастую не приносят пациенту ничего, кроме вреда.

Таким образом, клинические наблюдения, экспериментальные и корреляционные исследования, а также непрекращающиеся попытки объяснения данных, противоречивших психоаналитической теории, привели меня к полному переосмыслению психопатологии депрессии и других невротических расстройств. Обнаружив, что депрессивные пациенты не имеют потребности в страдании, я начал искать иные объяснения их поведению, которое только «выглядело» как потребность в страдании. Я задался вопросом: как еще можно объяснить их неустанное самобичевание, их устойчиво негативное восприятие действительности и то, что как будто бы говорило о наличии аутовраждебности, а именно их суицидальные желания?

Вспомнив свое впечатление о «мазохистских» сновидениях депрессивных пациентов, которое, собственно, и послужило отправной точкой моих исследований, я стал искать альтернативные объяснения тому факту, что депрессивный сновидец постоянно видит себя во сне неудачником — он либо теряет какую-то ценную вещь, либо не может достигнуть какой-то важной цели, либо предстает ущербным, безобразным, отталкивающим. Прислушавшись к тому, как пациенты описывают себя и свой опыт, я заметил, что они систематически перетолковывают факты в худшую сторону. Эти истолкования, сход

www.bookol.ru

💉 Когнитивная поведенческая терапия для депрессии - Ваше здоровье 2018

Что такое когнитивная поведенческая терапия (CBT)?

Когнитивная поведенческая терапия (CBT) - это тип психотерапии. Эта форма терапии изменяет образцы мышления, чтобы изменить настроение и поведение. Это основано на идее, что негативные действия или чувства являются результатом текущих искаженных убеждений или мыслей, а не бессознательных сил из прошлого.

CBT - это смесь когнитивной терапии и поведенческой терапии. Когнитивная терапия фокусируется на ваших настроениях и мыслях. Поведенческая терапия специально нацелена на действия и поведение. Терапевт, практикующий комбинированный подход CBT, работает с вами в структурированной обстановке. Вы и ваш терапевт работаете над определением конкретных негативных мыслей и поведенческих реакций на сложные или стрессовые ситуации.

Лечение включает в себя разработку более сбалансированных и конструктивных способов реагирования на стрессоры. В идеале эти новые ответы помогут свести к минимуму или устранить тревожное поведение или расстройство.

Принципы CBT также могут применяться вне кабинета терапевта. Одним из примеров является онлайн-когнитивная поведенческая терапия. Он использует принципы CBT, чтобы помочь вам отслеживать и управлять симптомами депрессии и тревоги онлайн.

рекламаРеклама

Как работает CBT

Как работает CBT

CBT - это более краткосрочный подход, чем психоанализ и психодинамическая терапия. Другие виды терапии могут потребовать несколько лет для обнаружения и лечения. CBT часто требует от 10 до 20 сеансов.

Сессии предоставляют возможности для выявления текущих жизненных ситуаций, которые могут вызывать или способствовать вашей депрессии. Вы и ваш терапевт идентифицируете существующие модели мышления или искаженные восприятия, которые приводят к депрессии.

Это отличается от психоанализа. Этот тип терапии включает в себя работу назад через вашу жизненную историю, чтобы обнаружить бессознательный источник проблем, с которыми вы сталкиваетесь.

Вас могут попросить оставить журнал в рамках CBT. Журнал предоставляет вам место для записи жизненных событий и ваших реакций. Терапевт может помочь вам разложить реакции и мыслительные модели на несколько категорий самоотверженной мысли. К ним относятся:

ru.lifehealthdoctor.com

Когнитивно-поведенческая психотерапия

В основе подхода когнитивно-поведенческой психотерапии лежит утверждение, что причиной психических расстройств (депрессии, патологической тревоги и страхов и т.п.) являются неадаптивные убеждения и установки, то, что эмоции и поведение человека определяются тем, как он оценивает мир.

Экспериментальными психологическими исследования доказано, что когнитивно-поведенческая психотерапия – это наиболее эффектный психотерапевтический метод при лечении депрессии, страхов, повышенной тревожности. Рассмотрим как работает этот метод при лечении депрессии.

Когнитивно-поведенческая модель лечения депрессии была представлена в работе А. Бека “Когнитивная терапия депрессии”. В соответствии с этой моделью, психологическим фактором предрасположенности к депрессии является наличие у человека негативных “схем” восприятия мира, которые связаны с неприятным опытом из детства или пережитыми человеком травматичными событиями. Негативные убеждения, способствующие развитию депрессии, могут быть разнообразными: “я ничего не достоин”, “я полный неудачник”, “я ни на что не способен”. Особенностями таких убеждений является категоричность, восприятие мира в категориях “все-ничего”, “всегда-никогда” . Как правило, на основе таких убеждений проявляются другие: “я буду чего-то достоин лишь тогда, когда добьюсь успеха”, “когда буду первым”. Человек при этом вступает в эту гонку за успехом в надежде облегчить свои переживания, но , в погоне за совершенством, еще в большей степени загоняет себя.

Эти схемы могут “спать”, оставаться скрытыми и провоцироваться жизненными обстоятельствами, необязательно даже травматичными. Схемы порождают поток негативных мыслей, например, “меня уволили, потому что я дурак”. Иррациональные, категоричные мысли порождают соответствующие эмоции – безысходность, тоска, подавленность. Человек воспринимает эти мысли как действительность, что соответственно порождает типичные симптомы депрессии — эмоциональные, мотивационные и поведенческие (стойко сниженное настроение, апатия, потеря энергии, нарушение концентрации внимания и памяти, бессонница, потеря аппетита).

Необходимо отметить, что когнитивная модель депрессии не отрицает, что в происхождении депрессии играют роль генетические факторы и биохимические нарушения, а также признает необходимость медикаментозного лечения депрессии. Наличие симптомов депрессии, связанной с генетическими факторами, вторично подкрепляет негативные установки и убеждения, обрадуется порочный замкнутый круг – негативные убеждения “питают” депрессию, а мышление при депрессии укрепляет убеждения.

При лечении депрессии выделяют пять целей когнитивно-поведенческой психотерапии:

- уменьшение или полное устранение симптомов депрессии, снижение вероятности их возвращения, повышение эффективности медикаментозного лечения депрессии и решение психосоциальных проблем (которые могут быть либо следствием депрессии, либо предшествовать ее появлению), изменение неконструктивных убеждений, коррекция иррациональных мыслей, изменение неадаптивного поведения.

Используя этот метод при лечении депрессии, психотерапевт помогает клиенту осознать влияние негативных мыслей на эмоции и поведение, учит выявлять автоматические мысли, исследовать их и заменять их на более рациональные. Самой важной и нелегкой в такой работе является изменение неадаптивных убеждений, формирующих негативные мыслей и неприятные эмоции.

При лечении депрессии, в начале психотерапевтической работы, показывается взаимосвязь мыслей, эмоций и поведения на примере жизни клиента. С помощью метода “дневник автоматических мыслей» клиент учится отслеживать свои нерациональные мысли.

Примеры иррационального восприятия, негативных автоматических мыслей:

- “Туннельное видение” — замечать лишь негативные стороны жизни и не видеть ее положительные моменты

- “Обесценивание положительного” — “то, что я получил эту работу, это просто везение”

- “Катастрофическое мышление” — делать негативные прогнозы и видеть только катастрофические последствия событий.

- “Эмоциональное мышление” — заключения делаются не на основе фактов, а субъективных чувств

- “Генерализация” — склонность строить общие заключения из отдельных, малозначительных деталей

- “Персонализация вины” — тенденция обвинять себя в том, за что ты не ответственен

- “Черно-белое мышление” – по типу “ все или ничего”, “всегда или никогда”.

В процессе работы автоматические мысли анализируются и обсуждаются с психотерапевтом, определяются базовые убеждения, порождающие эти мысли (например, “я – неудачник”, “мир – опасное место”).

На следующем этапе, при помощи определенных техник, происходит коррекция иррационального убеждения, вырабатывается новое, более реалистичное и позитивное убеждение.

Когнитивно-поведенческая психотерапия является краткосрочным методом – как правило, на начальном этапе, достаточным является курс из 15-25 занятий, с последующим отслеживанием продолжающейся самостоятельной работы клиента и закреплением полученных результатов. В некоторых случаях возможна работа психотерапевта онлайн.

Лечение депрессии – сложный процесс, который требует того, чтобы было подобрано максимально эффективное сочетание психотерапевтических приемов и медикаментозного лечения. При лечении депрессии важно использование таких дополнительных методов как светолечение, йога, массаж и медитация.

О НАШЕМ ПОДХОДЕ – психотерапия, йога, медитация.

Константин Блохин – психотерапевт, кандидат психологических наук, «Время радости»

Другие статьи:

joyjoyjoy.ru

Депрессия когнитивно-поведенческая психотерапия — Образовательный портал

Когнитивно-бихевиоральная (КБТ), или когнитивно-поведенческая психотерапия — современный метод психотерапии, применяемый при лечении различных психических расстройств.

Изначально этот метод разрабатывался для лечения депрессии, затем начал использоваться для лечения тревожных расстройств, панических атак, обсессивно-компульсивного расстройства, а в последние годы успешно применяется как вспомогательный метод при лечении практически всех психических расстройств, включая биполярное расстройство и шизофрению. КБТ имеет наиболее широкую доказательную базу и применяется в качестве основного метода в больницах США и Европы.

Одно из важнейших преимуществ этого метода — его краткосрочность!

Конечно же, этот метод применим и для помощи людям, не страдающим от психических расстройств, а просто столкнувшихся с жизненными трудностями, конфликтами, проблемами со здоровьем. Это связано с тем, что главный постулат КБТ применим практически в любой ситуации: наши эмоции, поведение, реакции, телесные ощущения зависят от того, как мы мыслим, как оцениваем ситуации, на какие убеждения опираемся при принятии решений.

Целью КБТ является переоценка человеком собственных мыслей, установок, убеждений о себе, мире, других людях, т.к. часто они не соответствуют реальности, заметно искажены и мешают полноценной жизни. Малоадаптивные убеждения меняются на более соответствующие реальности, и за счет этого меняется поведение и самоощущение человека. Это просиходит и путем общения с психологом, и с помощью самонаблюдения, а также с помощью так называемых поведенческих экспериментов: новые мысли не просто принимаются на веру, а сначала применяются в той или иной ситуации, а человек наблюдает за результатом такого нового поведения.

Что происходит на сеансе когнитивно-поведенческой психотерапии:

Психотерапевтическая работа акцентируется на том, что происходит с человеком на данном этапе его жизни. Психолог или психотерапевт всегда стремится сначала наладить то, что происходит с человеком в настоящее время, и лишь потом переходит к анализу прошлого опыта или построению планов на будущее.

В КБТ крайне важна структура. Поэтому на сеансе клиент сначала чаще всего заполняет опросники, затем клиент и психотерапевт договариваются о том, какие темы нужно успеть обсудить на сеансе и сколько времени необходимо потратить на каждую, и только после этого начинается работа.

КБТ-психотерапевт видит в пациенте не только человека с определённой симптоматикой (тревога, сниженное настроение, беспокойство, бессонница, панические атаки, навязчивости и ритуалы и т.п.), которые мешают ему полноценно жить, но и человека, который способен научиться жить так, что бы не болеть, который сможет взять на себя ответственность за свое благополучие так же, как терапевт — за собственный профессионализм.

Поэтому клиент всегда уходит с сеанса с домашним заданием и огромную часть работы по изменению себя и улучшению своего состояния проделывает сам, путем ведения дневников, самонаблюдения, тренировок новых навыков, воплощения новых поведенческих стратегий в свою жизнь.

Индивидуальный сеанс КБТ длится от 40 до 50 минут, один или два раза в неделю. Обычно для улучшения состояния бывает достаточно курса из 10-15 сеансов. Иногда бывает необходимо провести два таких курса, а также включить в программу групповую психотерапию. Между курсами возможно сделать перерыв.

medalvian.ru

Метод когнитивно-поведенческой терапии — это сочетание когнитивного и поведенческого подхода. Эта терапия сосредоточена на настоящем моменте, то есть когнитивно-поведенческий терапевт не будет искать причины психологического дискомфорта в прошлом, а просто поможет понять, что в настоящем способствует его поддержанию и научит, как это изменить в будущем.

Чисто поведенческие терапевты рассматривают симптомы или проблемы, которые возникают у человека, как проявление неадаптивного, т.е. неуместного, не помогающего в данной ситуации поведения.

Соответственно считается, что научение человека правильному, адаптивному, подходящему поведению, выработка новых навыков и, как следствие, угасание старых, наработка новых поведенческих стратегий поможет разрешить его проблему.

Для усиления эффекта используется метод домашних заданий, когда клиенту предлагают повторять и опробовать изученное в промежутках между сеансами.

Конгитивные терапевты считали, что причиной негативных чувств и последствий различных психотравмирующих ситуаций является не сама ситуация как таковая, и не наше поведение, а то, как люди воспринимают эти события и что думают о них. Ведь одно и тоже событие можно воспринимать по-разному.

Например, увольнение с работы для одного будет веселым и даже радостным событием, т.к. это хотел, потому что нашел лучшую и более высокооплачиваемую, а для другого – трагедия, потому что это все, что он умел делать, и очень хотел работать на этом месте.

Когнитивные терапевты считают, что для повышения комфортности нашего существования в социуме, для расширения наших способностей справляться с различными ситуациями, необходимо научиться видеть ситуацию с разных сторон, изменять стереотипы мышления, научиться отслеживать свои негативные мысли, изучать и осваивать новые способы мышления.

Когнитивно-поведенческие терапевты признают оба из описанных выше подхода и резонно считают, что сочетание изменений, которые происходят в нашем поведении и одновременно в образе мышления, позволяет увеличить эффективность терапии.

В настоящее время КПТ признана эффективным методом краткосрочной терапии. Она может быть использована как в индивидуальной, так и в групповой работе. Метод позволяет работать с огромным множеством различных проблем, в том числе с депрессиями, тревожно-фобическими расстройствами, нарушениями сна.

Главным условием, впрочем, как и для любого психотерапевтического подхода, — это желание клиента измениться и его активное включение в процесс работы с терапевтом.

Сам феномен гипноза был известен веками. Например, исцеление с помощью молитвы, с помощь возложения рук священнослужителями или царскими особами, имеет гипнотическую природу.

Гипнотические состояния знакомы каждому человеку, ибо каждый испытывает их неоднократно в течение дня. Так, например, случалось ли Вам, во время поездки в метро глубоко задуматься, так что Вы постепенно перестали замечать то, что происходит вокруг Вас, а полностью погрузились в свои мысли, и, возможно, даже проехали нужную Вам остановку? А занимались ли вы аутогенной тренировкой? Это и есть те особые состояния сознание, одним из названий которых является гипноз.

Темин “hypnos” был впервые предложен для обозначения данного понятия только в 1843 году шотландским врачом Джеймсом Бредом, и в переводе с греческого означает «сон». Однако, это не сон. Это особое состояние сознания, промежуточное между сном и бодрствованием, характеризующееся резкой фокусировкой на содержании внушения.

Впервые феномен гипноза был описан Францем Антоном Мейсмером, который объяснял явления, происходящие в гипнозе «животным магнетизмом», который он считал аналогом физического магнетизма. Хотя, в последующем его взгляды были опровергнуты, и установлено, что явления трансового состояния достигаются не благодаря магнетизму, а благодаря силе бессознательного внушения.

Внушение, или суггестия, — это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем внушения вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и действия, а также оказывается влияние на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.

В настоящее время широко применяется лечение и психокоррекция с помощью суггестий в Эриксоновском подходе (Эриксонианская психотерапия и гипноз), который является более мягким в отличие от директивного гипноза. Эриксоновский гипноз абсолютно безвреден, но очень эффективен как современный широкоиспользуемый терапевтический метод.

studfiles.net

Сегодня коррекция любых психологических проблем проводится при помощи самых разных методик. Одна из самых прогрессивных и действенных – когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ). Давайте разберёмся, как работает эта методика, в чём она заключается и в каких случаях наиболее эффективна.

Особенности и принципы когнитивно-поведенческой психотерапии

Когнитивно-поведенческая психотерапия – направление, которое берёт начало в середине XX века и сегодня лишь с каждым днем усовершенствуется. Основа КПТ – мнение о том, что человеку свойственно допускать ошибки при прохождении жизненного пути. Именно поэтому любая информация может стать причиной тех или иных изменений в мыслительной или поведенческой деятельности человека. Ситуация рождает мысли, которые в свою очередь способствуют развитию определённых чувств, а те уже становятся основой поведения том или ином случае. Затем поведение порождает новую ситуацию и цикл повторяется.

Ярким примером может стать ситуация, в которой человек уверен в своей несостоятельности и бессилии. В каждой сложной ситуации он испытывает эти чувства, нервничает и отчаивается, и, как итог, пытается избежать принятия решения и не может реализовать свои желания. Часто причиной возникновения неврозов и других подобных проблем становится внутриличностный конфликт. Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает определить первоначальный источник сложившейся ситуации, угнетённости и переживаний пациента, а затем и разрешить проблему. Человеку становится доступным навык изменения своего негативного поведения и стереотипа мышления, что положительно влияет и на эмоциональное состояние, и на физическое.

КПТ преследует сразу несколько целей:

  • купировать и навсегда избавиться от симптомов нервно-психического расстройства;
  • добиться минимальной вероятности повторного возникновения заболевания;
  • способствовать повышению результативности назначенных лекарственных препаратов;
  • устранить негативные и ошибочные стереотипы мышления и поведения, установки;
  • разрешить проблемы межличностного взаимодействия.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия эффективна при самых разных расстройствах и психологических проблемах. Но чаще всего она применяется в случае необходимости получения пациентом быстрой помощи и краткосрочного лечения.

    Например, применяется КПТ при девиациях пищевого поведения, проблемах с наркотиками и алкоголем, неумением сдерживать и проживать эмоции, депрессиях, повышенной тревожности, различных фобиях и страхах.

    Противопоказаниями к применению когнитивно-поведенческой психотерапии могут стать лишь тяжёлые психические отклонения, которые нуждаются в применении медикаментов и других регулирующих действиях, серьёзно угрожают жизни и здоровью пациента, а также его близким людям и окружающим.

    Специалисты не могут точно сказать, с какого возраста применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, так как в зависимости от ситуации и подобранных врачом методах работы с пациентом этот параметр будет различным. Тем не менее, при необходимости возможны такие сеансы и диагностика и в детском, и в подростковом возрасте.

    Основными принципами когнитивно-поведенческой психотерапии считаются следующие факторы:

    1. Осознание человеком проблемы.
    2. Формирование альтернативного паттерна поступков и действий.
    3. Закрепление новых стереотипов мышления и апробирование их в повседневной жизни.

    Важно помнить, что за результат такой терапии ответственны обе стороны: врач и пациент. Именно их слаженная работа позволит достигнуть максимального эффекта и значительно улучшить жизнь человека, вывести его на новый уровень.

    Преимущества методики

    Основным преимуществом когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать видимый результат, отражающийся на всех сферах жизни пациента. Специалист выясняет, какие именно установки и мысли негативно влияют на чувства, эмоции и поведение человека, помогает критически воспринять их и проанализировать, а затем научиться заменять негативные стереотипы на позитивные.

    На основе выработанных навыков у пациента создается новое мышление, которое корректирует ответную реакцию на конкретные ситуации и восприятие самим пациентом их, меняет поведение. Когнитивно-поведенческая терапия помогает избавиться от многих проблем, причиняющих дискомфорт и страдания самому человеку и его близким людям. Например, таким способом можно справиться с алкогольной и наркотической зависимостью, некоторыми фобиями, страхами, расстаться со стеснительностью и нерешительностью. Длительность курса чаще всего не очень длинная – около 3-4 месяцев. Иногда может потребоваться значительно больше времени, но в каждом конкретном случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке.

    Важно лишь помнить, что когнитивно-поведенческая терапия оказывает положительный эффект только в том случае, когда пациент сам решил измениться и готов довериться и работать со специалистом. В других ситуациях, а также в особенно тяжёлых психических заболеваниях, например, при шизофрении, эта методика не применяется.

    Методы когнитивно-повдеенческой психотерапии зависят от конкретной ситуации и проблемы пациента, преследуют определённую цель. Главное для специалиста – докопаться до истоков проблемы пациента, научить человека позитивному мышлению и способам поведения в подобном случае. Наиболее часто применяемыми методиками когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать следующие:

  • Когнитивная психотерапия, при которой человек испытывает неуверенность и страх, воспринимает жизнь как череду неудач. При этом специалист помогает выработать пациенту положительное отношение к себе, поможет принять себя со всеми недостатками, обрести силы и надежду.
  • Реципрокная ингибиция. Все негативные эмоции и чувства при этом в ходе сеанса заменяются другими более позитивными. Поэтому они перестают так негативно воздействовать на поведение и жизнь человека. Например, страх и гнев замещаются расслаблением.
  • Рационально-эмотивная психотерапия. При этом человеку специалист помогает осознать тот факт, что все мысли и поступки необходимо согласовать с жизненными реалиями. А неосуществимые мечты – путь к депрессиям и неврозам.
  • Самоконтроль. При работе с этой методикой реакции и поведение человека в определённых ситуациях закрепляется. Такой способ действует при немотивированных вспышках агрессии и других неадекватных реакциях.
  • Методика «Стоп-кран» и контроль тревожности. При этом человек сам говорит «Стоп» своим негативным мыслям и поступкам.
  • Релаксация. Эта методика чаще применяется в комплексе с другими для полного расслабления пациента, создания доверительных отношений со специалистом, более продуктивной работы.
  • Самоинструкции. Эта методика заключается в создании самим человеком себе ряда заданий и самостоятельного их решения в положительном ключе.
  • Самонаблюдение. При этом может вестись дневник, который окажет помощь при отслеживании источника проблемы и негативных эмоций.
  • Исследование и анализ угрожающих последствий. Человек при негативных мыслях меняет их на позитивные, исходя из ожидаемых результатов развития ситуации.
  • Метод поиска преимуществ и недостатков. Пациент сам или в паре со специалистом анализирует ситуацию и свои эмоции в ней, разбирает все преимущества и недостатки, делает позитивные выводы либо ищет способы решения проблемы.
  • Парадоксальная интенция. Эта методика разработана австрийским специалистом-психиатром Виктором Франклом и заключается в том, что пациенту предлагается проживать пугающую или проблемную ситуацию раз за разом в своих ощущениях и поступал наоборот. Например, если он боится уснуть, то врач советует и не пытаться это сделать, а как можно больше бодрствовать. При этом человек через некоторое время прекращает испытывать негативные эмоции, связанные со сном.
  • Некоторые из этих видов конгнитивно-поведенческой психотерапии могут проводиться самостоятельно или же выступать в роли «домашнего задания» после сеанса специалиста. А в работе с другими способами без помощи и присутствия врача не обойтись.

    Техники когнитивно-поведенческой психотерапии

    Техники когнитивно-поведенческой психотерапии могут быть разнообразными. Вот наиболее часто применяющиеся из них:

    Аарон Бек в своей терапии использовал самые разные методы. Все они были направлены на определение конкретной проблемы как со стороны специалиста, так и со стороны пациента, а затем искалось решение этих проблем без коррекции конкретных качеств человека.

    При когнитивно-поведенческой психотерапии Бека расстройств личности и других проблем пациент и врач сотрудничают в экспериментальной проверке негативных суждений и стереотипов больного, а сам сеанс представляет собой серию вопросов и ответов на них. Каждый из вопросов направлен на продвижение пациента выяснить и осознать проблему, найти пути ее решения. Также человек начинает понимать, куда ведут его деструктивное поведение и мысленные посылы, вместе с врачом или самостоятельно собирает необходимую информацию и проверяет её на практике. Одним словом, когнитивно-поведенческая психотерапия по Аарону Беку – это тренировка или структурированное обучение, позволяющее вовремя обнаружить негативные мысли, найти все «за» и «против», изменить шаблон поведения на тот, который даст положительные результаты.

    Что происходит во время сеанса

    Огромное значение в результатах терапии имеет выбор подходящего специалиста. У врача должен быть диплом и разрешающие деятельность документы. Затем между двумя сторонами заключается контракт, в котором прописываются все основные моменты, включая подробности прохождения сеансов, их длительность и количество, условия и время встреч.

    Также в этом документе прописываются основные цели когнитивно-поведенческой терапии, по возможности желаемый результат. Сам курс терапии может быть краткосрочным (15 сеансов по часу) или же более продолжительный (более 40 сеансов по часу). После окончания диагностики и знакомства с пациентом врач составляет индивидуальный план работы с ним и сроки проведения консультативных встреч.

    Как видите, основной задачей специалиста в когнитивно-поведенческом направлении психотерапии считается не только наблюдение за пациентом, выяснение истоков проблемы, но и разъяснение своего мнения на сложившуюся ситуацию самому человеку, помощь ему в осознании и построении новых мысленных и поведенческих стереотипов. Для увеличения эффекта от такой психотерапии и закрепления результата врач может давать пациенту специальные упражнения и «домашние задания», использовать различные методики, которые смогут помочь больному в дальнейшем действовать и развиваться в позитивном направлении самостоятельно.

    psycholekar.ru

    Депрессия, или Туда и обратно

    Я никогда не любил психологов. Не верил им — как это кто-то может знать обо мне больше меня? Боялся их — боялся, как дикарь боится фотографа, думая что тот хочет украсть его душу. И еще — я не любил просить о помощи, ведь настоящие мужики так не делают, да?

    И жил я так, долго и счастливо, пока депрессия не постучалась в мою дверь. На самом деле — я не заметил, как она вошла и поселилась рядом. Заметил только, что жить мне стало неуютно, плохо стало мне жить.

    Она отобрала у меня все краски — и жизнь моя стала серой.

    Она отобрала у меня все чувства к другим людям — и я стал думать только о себе и своей серой жизни.

    Она показала мне, какой я плохой, эгоистичный, ни на что не годный мудак… и я согласился с ней.

    Я думал — у меня нет никаких перспектив, нет будущего, нет почти ничего. Думал, что я ничего не могу, не могу даже встать с кровати утром, да и зачем мне все это…

    В какой-то момент я заметил, что чтобы не произошло — хорошее ли, плохое, нейтрально окрашенное — я думаю одно и тоже. Мысли выруливают на протоптанную дорожку и грустно бегут по ней, уже зная что ждет впереди — отчаянье, безнадежность и слезы. Им уже не важно, откуда был дан старт — пусть это будет хоть добрый детский мультик — они найдут способ найти в нем дыхание смерти.

    Такое свойство мозга называется нейропластичностью. На самом деле — это замечательная способность нашего мозга изменяться и адаптироваться к опыту. Когда мы узнаем что-то новое, нейроны формируют новые связи. По мере того, как мы становимся более опытными, эти пути укрепляются, и выполнение задачи становится легче. Многократный опыт (в том числе, как показывают исследования, исключительно мысленный) меняет структуру нашего мозга. И там, где у ученика музыкальной школы была бы извилистая тропинка от “ре” до “ля”, у профессионального музыканта выстраивается скоростное шестирядное шоссе.

    А что происходит в депрессии? В депрессии все пути ведут в одну сторону — думая каждый день одно и тоже мы бесконечно углубляем эту депрессивную колею — сваливаемся в нее из любого положения и мигом скатываемся в привычный нам депрессивный мирок.

    Мы научили наш мозг зажигать эту надпись куда бы мы не шли, чтобы мы не делали, чтобы мы не думали.

    Самостоятельно разорвать этот порочный круг практически невозможно. Кому из вас уже давали этот совет: “Это только твои мысли! Просто выкинь их из головы!?” И что вы чувствовали? Я — злость и обиду от непонимания. Такие советы способны только выстроить стену отчуждения или привести к мысли о том, что ты еще хуже, чем сам о себе думал.

    Но выход есть. И называется он:

    Когнитивно-поведенческая психотерапия

    Логика метода основана на идее, что негативные действия или чувства являются результатом текущих искаженных убеждений или мыслей. (а не каких-то бессознательных сил из нашего темного прошлого.) Психолог помогает выявить эти негативные или ложные мысли и заменить их на более здоровые и реалистичные. Например, вы можете чувствовать себя бесполезным и думать, что ваша жизнь плоха и только ухудшится. Или вы можете переоценивать свои недостатки. Задача психолога (как я ее понимаю) пройти вместе с вами путь, убеждающий, доказывающий вам — что это не так.

    КПТ — это смесь когнитивной терапии и поведенческой терапии. Когнитивная терапия фокусируется на ваших настроениях и мыслях. Поведенческая терапия специально нацелена на действия и поведение. Вы и ваш терапевт работаете над определением конкретных негативных мыслей и, что важно, поведенческих реакций на сложные или стрессовые ситуации.

    Кроме того, КПТ заставляет вас осознавать, что у вас эти мысли есть. (для меня это было уже пол-дела). Затем он учит вас менять их на более позитивные. И изменение вашего отношения ведет к изменению вашего поведения. (А это уже здорово облегчает депрессию.)

    Я мог проснуться утром и спросить себя: “Ну, а смысл вставать?” С КПТ я научился говорить себе: “Это не очень-то полезная мысль. Усилия вознаграждаются. Начну-ка я, пожалуй, с того, что встану с дивана.”

    В чем преимущества когнитивно-поведенческой психотерапии перед другими методами?

    1. КПТ рассчитан на 10 — 20 сеансов. И в этом его большое преимущество перед большинством других психологических практик, дающих эффект за полгода — год.
    2. Имеет доказанную эффективность. Исследования показали, что эффективность КПТ не ниже (а в некоторых исследованиях — выше), чем у антидепрессантов.
    3. Вероятность возвращения депрессии ниже, чем если бы вы лечились только антидепрессантами.
    4. Повышает эффективность лечения антидепрессантами.
    5. Из личного опыта: Мне хватило 5 сеансов. Но, я думаю, что я принадлежу к числу практически идеальных для КПТ пациентов.

    6. Во-первых — меня можно убедить. И переубедить.
    7. Во-вторых — я завел дневник и дополнительно анализировал свои мысли и ощущения. (Не знаю, насколько легко это дается другим — моя работа всегда была связана с анализом)
    8. В — третьих, постфактум я нашел несколько исследований, говорящих что КПТ лучше работает для меня, чем для представителей других демографических групп. (Возраст, уровень образования и даже то, женаты ли вы — имеет статистическое значение)
    9. И в — четвертых, а это самое важное, я нашел хорошего специалиста:
    10. Психолог Надежда Клепикова

      Надежда проводит личные встречи, а также использует Skype, для онлайн консультаций:

      Пишите, звоните ( +7 964 379 69 74) и… не бойтесь.

      Почему я ничего не хочу и что с этим делать

      Туман в голове. Спутанное и мутное сознание. Причины и решения.

      jekyll-hyde.ru

      Когнитивно-поведенческая психотерапия

      программы повышения квалификации

      Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций специалистов и формирование практических навыков в области когнитивно-поведенческой психотерапии

      Категория слушателей: специалисты, имеющие высшее и средне-специальное образование (желательно, психологическое, педагогическое, медицинское).

      Срок освоения (трудоемкость) программы: 100 часов

      Форма обучения: очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

      Режим занятий: 10.00-17.00 ч (среда, четверг) в очном формате, 1 раз в неделю вебинары

      Теория и практика когнитивно-поведенческой терапии.

      Тема 1. Теория и практика когнитивно-поведенческой терапии

      Программу обучения когнитивно-поведенческой психотерапии открывает вводный семинар «Теория и практика когнитивно-поведенческой психотерапии». Данный цикл поможет понять особенности такого направления работы специалиста, освоить принципы взаимодействия в данной парадигме, разобрать различные методы работы с клиентами, сориентироваться в современных течениях когнитивно-поведенческой психотерапии. В теоретической части будут рассмотрены базовые положения и методология когнитивно-бихевиоральной парадигмы.

      Семинар включает следующие темы: истоки КПТ, предпосылки формирования направления; текущие инновации и развитие КПТ ; перспективы направления; техники и приемы: S-O-R, A-B-C, С- М -Э-Р – 10, ограничения применения КПТ.

      В практической части будут представлены ведущие техники. Участники группы смогут отработать основные методы на практике.

      Самостоятельная работа: изучение профессиональной литературы по теме семинара, отработка практических навыков с клиентом.

      Введение в терапию. Психотерапевтический контракт

      Тема 2. Введение в терапию. Психотерапевтический контракт

      Основное содержание включает следующие темы: введение в терапию; психотерапевтический контракт, формирование комплаенса; когнитивная концептуализация; мотивационное интервью; оценка психического состояния; вработка плана терапии, постановка стратегических и тактических целей и задач лечения; практическая отработка навыков.

      Самостоятельная работа: изучение профессиональной литературы по теме, отработка практических навыков с клиентом.

      Один из методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии; формаконсультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющая психотерапевту (супервизируемому) систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение. Супервизия направлена на психотерапевтический процесс и имеет своей целью развитие знаний, навыков и умений, способствующихсовершенствованию профессиональной деятельности психотерапевта. В процессе Супервизии психотерапевт получаетвозможность рефлексировать и интегрировать свои личные способы реагирования, объективные знания, субъективный опыт и конкретные психотерапевтические ситуации для совершенствования своейпсихотерапевтической работы. В ходе Супервизии психотерапевт может осознать, как он работает, находясь в данной психотерапевтической ситуации и являясь при этом конкретным человеком со своими собственнымиспособами поведения и непосредственным субъективным опытом, а также с определеннымипрофессиональными знаниями, навыками, умениями и опытом.

      Требования к подготовке к супервизии: для обучающихся необходимо предоставить на супервизию 1 кейс с видео- или аудизаписью (кейс должен содержать анамнез, концептуализацию случая, анализ собственной работы, план дальнейшей работы, ожидаемые результаты).

      Лицензия 90Л01 № 0009535, рег. № 2466 от 16.11.2016 г.

      Свидетельство о гос. аккредитации №2458 от 26.12.2016 г.

      inpsycho.ru

    krplota.ru

    💊 Когнитивной поведенческой терапии для Депрессия 2018

    Когнитивной поведенческой терапии для Депрессия

    Что такое когнитивная поведенческая терапия (CBT)?

    Когнитивная Поведенческая терапия (CBT) - это тип психотерапии. Эта форма терапии изменяет образцы мышления, чтобы изменить настроения и поведение. Оно основано на идее, что негативные действия или чувства являются результатом текущих искаженных убеждений или мыслей, а не бессознательных сил из прошлое.

    CBT - это смесь когнитивной терапии и поведенческой терапии. Когнитивная терапия фокусируется на ваших настроениях и мыслях. Поведенческая терапия специально нацелена на действия и поведение. Терапевт, практикующий комбинированный подход CBT, работает с вами в структурированной обстановке. Вы и ваш терапевт работаете над определением конкретных негативных моделей мышления и b поведенческие реакции на сложные или стрессовые ситуации.

    Лечение предполагает разработку более сбалансированных и конструктивных способов реагирования на стрессоры. В идеале эти новые ответы помогут свести к минимуму или устранить тревожное поведение или расстройство.

    Принципы CBT также могут применяться вне кабинета терапевта. Одним из примеров является онлайн-когнитивная поведенческая терапия. Он использует принципы CBT, чтобы помочь вам отслеживать и управлять симптомами депрессии и тревоги онлайн.

    Как работает CBT. Работа CBT

    CBT - это более краткосрочный подход, чем психоанализ и психодинамическая терапия. Другие виды терапии могут потребовать несколько лет для обнаружения и лечения. CBT часто требует от 10 до 20 сеансов.

    Сессии предоставляют возможности для выявления текущих жизненных ситуаций, которые могут вызывать или способствовать вашей депрессии. Вы и ваш терапевт идентифицируете существующие модели мышления или искаженные восприятия, которые приводят к депрессии.

    Это отличается от психоанализа. Этот тип терапии включает в себя работу назад через вашу жизненную историю, чтобы обнаружить бессознательный источник проблем, с которыми вы сталкиваетесь.

    Вас могут попросить оставить журнал в рамках CBT. Журнал предоставляет вам место для записи жизненных событий и ваших реакций. Терапевт может помочь вам разложить реакции и мыслительные модели на несколько категорий самоотверженной мысли. К ним относятся:

    Вы и ваш терапевт можете использовать журнал, чтобы помочь заменить негативные образцы мышления или восприятия с более конструктивными.Это можно сделать с помощью ряда хорошо практикуемых методов, таких как:

    Вы можете практиковать эти методы преодоления самостоятельно или с вашим терапевтом. В качестве альтернативы вы можете практиковать их в контролируемых настройках, в которых вы столкнулись с проблемами. Вы можете использовать эти параметры, чтобы опираться на вашу способность успешно реагировать. Еще один вариант - это онлайн CBT. Это позволяет вам

    ru.oldmedic.com

    Когнитивно-поведенческая терапия депрессивных состояний

    При терапии депрессии пожилых людей чаще всего используется когнитивно-поведенческая психотерапия, или моделирование поведения, которое базируется на внутренних переработках информации и является обучающим процессом, обеспечивающим клиента новым опытом. Несмотря на обилие общих черт с поведенче-

    Кризис поздней взрослости (пожилого возраста)

    ской психотерапией, основанной на теории бихевиоризма, когнитивно-поведенческая терапия отличается признанием ведущей роли именно когнитивной модели в решении проблемы улучшения настроения у депрессивных клиентов.

    У поведенческих и когнитивных терапевтов обнаруживается ряд общих черт (Вильсон, 2000):

    • И те и другие не интересуются причинами расстройств или прошлым клиентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие терапевты сосредоточиваются на актуальном поведении, а когнитивные — на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.

    • И те и другие смотрят на терапию как на процесс научения, а на терапевта — как на учителя. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные — новым способам мышления.

    • И те и другие дают свои клиентам домашние задания, с тем чтобы те в повседневной жизни продолжали совершенствовать навыки, полученные во время консультаций.

    • И те и другие оказывают предпочтение практическому, лишенному абсурдности (имеется в виду психоанализ) подходу, не обремененному сложными теориями личности.

    Невротическая депрессия явилась клинической областью, сблизившей когнитивный и поведенческий подходы. А. Бек (Beck, 1995), наблюдая больных с невротической депрессией, обратил внимание на то, что в их

    Глава 2

    переживаниях постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности. Бек заключил, что депрессия развивается у людей, воспринимающих мир в трех негативных категориях:

    • негативный взгляд на настоящее: что бы ни происходило, депрессивный человек сосредоточивается на негативных сторонах, хотя жизнь и приносит некоторое удовольствие большинству людей;

    • безнадежность в отношении будущего: депрессивный клиент, рисуя будущее, видит в нем только мрачные события;

    • сниженное чувство собственного достоинства: депрессивный клиент видит себя несостоятельным, недостойным и беспомощным.

    Основной акцент когнитивно-поведенческой психотерапии приходится на выделение специфических паттернов мышления, способов оценки клиентами событий своей жизни. У депрессивных людей паттерны мышления характеризуются логическими ошибками, что приводит к иррациональным установкам, неверным заключениям и, соответственно, к депрессивным переживаниям. Депрессивный клиент может сосредоточиться на негативных моментах прошлого опыта и игнорировать позитивные события (Zeiss, Steffen, 1996).

    Другой типичный паттерн мышления депрессивных клиентов заключается в неверном выводе о намерениях окружающих людей или в преувеличении негативных последствий какого-либо события.

    Кризис поздней взрослости (пожилого возраста)

    Прогресс в терапии депрессии проявляется в том, что клиенты учатся осознавать свои иррациональные установки, выдвигать альтернативные объяснения ситуаций, с которыми им приходится сталкиваться, и проверять эти альтернативы.

    Психотерапевтическая работа с пожилыми людьми осложняется тем фактом, что их иррациональные установки, обусловленные депрессивным состоянием, накладываются на социальные стереотипы восприятия, характерные для старости (Zarit, Zarit, 1998).

    Модификация когнитивно-поведенческой терапии для пожилых людей (Zeiss, Steffen, 1996) предполагает значительное изменение процедуры психотерапии, традиционно включающей проведение функционального поведенческого анализа, изменение представлений о себе, коррекцию дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок и развитие компетентности в социальном функционировании. В работе с пожилыми людьми сеанс психотерапии должен обязательно проводиться в комфортном темпе. Необходимо также проверить, нет ли у клиента негативных установок относительно психотерапии. Фокус психотерапии должен быть смещен с принципа «здесь и сейчас» на анализ жизненного пути. В случае глубокой депрессии желательно поддерживать связь с лечащим врачом клиента и использовать помощь и подкрепляющее влияние родственников (Ермолаева, 2002).

    Когнитивно-поведенческая терапия депрессии пожилых людей предполагает тщательную организацию самой психотерапевтической процедуры. Первые встречи посвящены установлению доверительных отноше-

    Глава 2

    ний сотрудничества, предупреждению или устранению у клиента установки на осуждение метода работы и действий терапевта (Beck et al., 1979). По мере того как фокус психотерапии смещается на анализ установок клиента, терапевт должен исключить момент спора в общении. Он также не должен поощрять проявления чрезмерной зависимости у клиента. Пожилого клиента следует обязательно подготовить к возможности рецидивов и обучить его способам совладания с ними. Во время итоговых встреч терапевт обычно оценивает достигнутые результаты, обобщает поставленные проблемы и наиболее успешные техники, предположительно очерчивает круг будущих проблем, предлагает клиенту возобновить общение, если произойдет что-либо непредвиденное. Терапевт должен показать клиенту, что тенденция преувеличивать негативные события у него потенциально существует и может проявить себя в неожиданной ситуации, однако проведенный курс психотерапии обеспечивает клиента необходимыми навыками совладания с возможными рецидивами.

    Более подробно с теорией когнитивно-поведенческой терапии можно ознакомиться в работах (Александров, 2000; Бурлачук и др., 1999; Лазарус, 2000а, б; МакМаллин, 2001; Beck, 1995; Ellis, 1973; Ellis, Dryden, 1996; Ellis, Grieger, 1977; Lazarus, 1995; Wolpe, 1969).

    ТЕХНИКИ

    Этот раздел написан по материалам книги «Практикум по когнитивной терапии» (МакМаллин, 2001).

    Кризис поздней взрослости (пожилого возраста)

    МЕТОД 1. «Формула ABC»

    Техника 1.

    «Обучение основной формуле ABC»

    Первый шаг в любой когнитивной терапии — доказать клиенту важность образа мыслей. Чтобы прояснить ситуацию, начните с двух простых формул.

    Старая формула:

    А С

    Нарисуйте эту схему клиенту.

    А обозначает активизирующее событие, ситуацию, в которой вы оказались, толчок из внешнего мира, стимул — все, что обусловливает процесс реагирования в целом.

    С обозначает либо ваши эмоции, либо поведение. С — последствия А. Это могут быть чувства или действия.

    Старая теория утверждает, что А вызывает С, что внешняя ситуация вызывает внутренние чувства и заставляет вас действовать определенным образом.

    Правильная же формула следующая:

    А— ^Б С

    Нарисуйте это клиенту.

    В обозначает когниции, убеждения, установки. В обозначает наши представления о ситуации, мысли, образы, восприятие, воображение, интерпретации и выводы, которые мы делаем относительно А.

    Глава 2

    По окончании первого сеанса дайте клиенту следующие домашние задания.

    Задание 1. Вследующих примерах описаны ситуации ABC,но во всех отсутствует В. Вам нужно угадать, какие мысли (В) нужно вставить, чтобы связать ситуацию (А) и эмоции (С). Определите в каждом случае А и С и впишите В.

    Начальник Анатолия отчитал его за опоздание. После этого Анатолий чувствовал себя подавленным.

    Елена прошла два сеанса терапии и бросила ее, потому что посчитала, что она не действует.

    У Катерины заболел живот. Ей стало страшно.

    Олега оштрафовали за превышение скорости, и он сильно разозлился.

    Ирина смутилась, когда ее друзья заметили, что она плачет на романтических сценах фильма.

    Сергей был разъярен, когда служащий попросил его документы в то время, как он заполнял анкету.

    Задание 2.Приведите пять примеров из своей жизни, в которых ваши мысли (В) вызывали болезненные эмоции (С). Опишите их в терминах ABC.

    Техника 2. «Доказательства того, что мысли определяютэмоции»

    Упражнение 1. «Лучшие примеры из собственного прошлого клиента».

    Обычно клиент уже имеет представление о силе В из своей собственной жизни. Полезно будет напомнить ему о том, что он уже знает. Попросите его вспомнить моменты, когда он был чем-то сильно обеспокоен,

    Кризис поздней взрослости (пожилого возраста)

    потрясен или расстроен, но что больше не имеет над ним власти — то, что он смог преодолеть. Попросите его сосредоточиться на первоначальном событии и определить А и С. Пусть он обрисовывает ситуацию, пока она не прояснится в его сознании, а затем попросите его установить В. Что он говорил себе, когда был так расстроен? Наконец дайте ему сконцентрироваться на том, в чем он убежден на сегодняшний день. Во что из того, что он говорит сам себе сейчас, он не верил прежде?

    Упражнение 2.

    «Если изменится В, то изменится и С».

    Приведите клиенту несколько примеров АВ. Возьмите в качестве константы ситуацию (А), а в качестве переменной — внутренний диалог. Попросите его определить эмоцию, которую будут вызывать различные мысли (В). Проанализируйте различные варианты реагирования (С) на одно и то же событие (А).

    Лучшие примеры — те, которые создает сам клиент. Их преимущество в том, что они являются лично значимыми и поэтому обладают внутренне присущей им убеждающей силой. Терапевт должен побуждать клиента думать, как в его собственных примерах В вызывают С.

    А_________________________

    В_________________________

    С_________________________

    А_________________________

    В ______________________

    С_________________________

    и т. д.

    Глава 2

    МЕТОД 2. «Определение убеждений»

    Техника /. «Определение ожиданий»

    Отдельные В появляются до того, как случается А. Чаще всего это глобальная философия, или взгляд на мир, которая обусловливает то, каким образом клиенты встречают событие.

    Ожидания

    А — активирующее событие, или стимул.

    В — когниции и убеждения разных видов (в данном случае это ожидания).

    Сэ — эмоциональная реакция — то, что мы чувствуем.

    Сп — поведенческая реакция — то, что мы делаем.

    Ожидания — это то, что клиенты хотят от себя, других и мира в целом. Это их собственные притязания на то, как они должны себя вести, критерии, которые они используют, чтобы решить, были они успешны или провалились. У клиентов могут быть заниженные или завышенные ожидания относительно себя, других или мира. Когда они нуждаются в достижении желаемого, то ожидания становятся требованиями. Зачастую нереалистичные ожидания являются единственной причиной эмоциональных проблем.

    Попросите клиента сосредоточиться на проблемной ситуации и продолжать воображать ее до тех пор, пока она не прочувствуется достаточно отчетливо.

    Кризис поздней взрослости (пожилого возраста)

    Попросите его определить наилучший исход в данной ситуации и отметить свой ответ на десятибалльной шкале. Крайние деления на шкале соответствуют наилучшему и наихудшему событиям, которые могли случиться с ним в жизни. Например, завоевание Нобелевской премии (10) может быть противопоставлено диагностике рака последней стадии (0).

    Пусть клиент представит наилучший и наихудший возможные исходы в конкретной проблемной ситуации и отметит их значения на шкале.

    Пусть ваш клиент решит, где будет находиться точка ПДП (просто-достаточно-приемлемое). Объясните, что ПДП — «это тот исход, который вы сочли бы просто достаточно приемлемым, — минимум, необходимый для вас, чтобы воспринимать событие довольно позитивным».

    Глава 2

    Наконец, попросите клиента заполнить несколько шкал для других проблемных ситуаций, следуя той же процедуре. После этого вы будете в состоянии определить, какие ожидания, требования к себе и обозначения он использует, чтобы оценивать других и себя.

    Эти шкалы помогут вам выявить различные аспекты невидимых ожиданий вашего клиента. Пронаблюдайте, как измерительные шкалы клиента отличаются от таковых большинства людей, сталкивающихся с подобными ситуациями.

    Техника 2.

    «Определение самоэффективности»

    Сделайте так, чтобы ваш клиент расслабился и сосредоточился на определенной проблемной ситуации (АС).

    Попросите его предсказать свою способность успешно с ней справиться и проставить это значение на континууме (можете использовать те же шкалы, что и для ожиданий).

    Пройдитесь по нескольким различным ситуациям, чтобы установить, как клиент понимает свою самоэффективность. Занижена она или завышена?

    Кризис поздней взрослости (пожилого возраста)

    Будучи тесно связанной с самоожиданием, самоэффективность (Эф) обычно обсуждается вкупе с ней; это соотношение синергично. Можно попросить клиентов поместить обе переменные на одном континууме, как это показано ниже.

    «Покажите мне на этой шкале, что вы считаете для себя просто достаточно приемлемым результатом (ПДП). А теперь отметьте, какой эффективности, на ваш взгляд, вы можете добиться». Высокие ожидания и низкая самоэффективность — одна из самых неблагоприятных комбинаций. Депрессивные клиенты зачастую требуют от себя слишком многого и мало надеются на то, что они этого достигнут. Клиенты, которые видят свои проблемы подобным образом, впадут в уныние. Им будут казаться бессмысленными любые попытки, поскольку ожидаемый успех слишком далек даже от минимально приемлемого исхода.

    Техника 3.

    «Определение Я-концепции»

    Несмотря на то что существует множество достаточно полезных способов измерить Я-концепцию, вероятно, наиболее ценным для когнитивного терапевта ме-

    6 Кризисы пожилого возраста

    Глава 2

    тодом будет извлечение Я-концепции из составленного клиентом списка В. Составьте список ведущих идей клиента. Выберите те В, которые напрямую обращены к «Я». Найдите позитивные и негативные валентности, которые клиент проявляет в каждом из этих убеждений. Например, такое В: «Мир — огромное и опасное место» — демонстрирует соответствующую Я-концепцию: «Я слабый и беспомощный». Такая установка будет негативной «Я-валентностью».

    Техника 4. «Определение внимания»

    Дайте своему клиенту инструкцию в следующий раз, когда он почувствует, что расстроен, создать мысленную картинку того, что его беспокоит. Если он сможет, пусть сделает набросок ключевых компонентов.

    Затем предложите ему построить еще одну мысленную картинку, но сфокусировавшись на других ключевых компонентах. Это будет трудно, потому что к нему постоянно будет возвращаться изначальный образ. Вдохновите его на то, чтобы он продолжал практиковаться: эта методика хорошо помогает научиться и в реальной жизни изменять свою точку зрения на различные проблемы.

    Кризис поздней взрослости (пожилого возраста)

    Техника 5. «Избирательность памяти»

    Упражнение 1.

    Объясните своему клиенту принципы избирательности памяти (возможный вариант такого объяснения приведен ниже):

    Избирательная память.

    Каждый раз, предаваясь воспоминаниям о прошлом — о великих событиях, произошедших с вами, когда вы были старшеклассником, о своей первой любви, о том чудном времени, что вы провели, живя в Петербурге, — вы должны быть осторожны, потому что ваши воспоминания могут обманывать вас. Вы могли создать фантазию о том, чего никогда не было, потому что выборочно опустили те предметы, эмоции и события, которые несовместимы с желаемым настроением. Обманываясь таким искажением и принимая его за истину, вы воспринимаете это сфабрикованное прошлое как реальное. Иногда искаженная память о прошлом создает ощущение несчастья в вашем настоящем. В таких случаях единственный способ стать удовлетворенным в текущий момент — заставить себя аккуратнее воспроизводить прошлое. Только в том случае, если вы будете вспоминать о своей истории самым беспристрастным и непредубежденным образом, уроки прошлого

    6*

    Глава 2

    опыта станут вашим ориентиром. Лучше осторожно выбирать свое прошлое.

    Предложите клиенту письменно изложить его понимание избирательности памяти.

    Упражнение 2.

    Смутное припоминание. Попросите клиента вспомнить какое-нибудь событие, но не в деталях, а только общее впечатление. Пусть он запишет свои воспоминания на бумаге или надиктует на аудиокассету.

    Релаксация. Введите клиента в состояние релаксации (обучить его навыкам релаксации следует заранее). Желательно включить запись со звуками природы или успокаивающей музыкой.

    Детальное припоминание. Попросите его представить, что он путешествует назад в прошлое и возвращается к ранним эпизодам. Выберите определенную сцену для рассмотрения. Напомните клиенту, чтобы он подключил все ощущения для ее воспроизведения: зрение — какие цвета, освещение, предметы, движения, перспективу он видит? Слух — может ли он слышать разговоры? Воспринимает ли фоновые звуки, музыку, разговор в соседней комнате, гул машин на улице? Обоняние — какие замечает запахи? Кинестетика — двигается, стоит или лежит? Эмоции — чувствует себя счастливым, грустным, испуганным, разозленным? С какой силой и в какой комбинации? Пройдите по всем ступеням, не перепрыгивая и не обобщая. Память можно стимулировать просматриванием фотографий, дневников и писем. Напомните клиенту о других событиях, происходивших в то время. Используйте любые под-

    Кризис поздней взрослости (пожилого возраста)

    сказки, которые помогут ему вспомнить как можно больше деталей.

    Запись. Законспектируйте или запишите на аудиокассету то, о чем вспомнил ваш клиент.

    Сравните первое (смутное) воспоминание с последним (детальным). Что не удалось вспомнить сразу? Почему?

    Техника 6. «Определение атрибуции»

    Предложите клиенту выбрать одну из наиболее проблемных для него ситуаций (АС).

    Что, по его мнению, вызвало эту проблему?

    Помогите ему составить список всех других возможных причин, какие он может себе представить. Продолжайте до тех пор, пока не составите большой список. Вместе найдите объективные доказательства «за» и «против» каждого пункта списка. Отберите причину с наибольшим числом доказательств «за» и наименьшим — «против».

    Техника 7. «Определение оценки»

    Помогите клиенту составить список из десяти событий их прошлого, которые сильно расстроили его. Отметьте степень расстройства на континууме от 1 до 7. На данном континууме вызванное событием расстройство оценено в 6 баллов.

    Глава 2

    Затем пусть клиент оценит реальный урон, который он понес вследствие этого события. На данном континууме показана оценка в 2 балла.

    Разница в баллах показывает, насколько клиент преувеличивает события: + 4.

    Напомните клиенту, чтобы в следующий раз, когда он будет расстраиваться, он вспомнил, насколько он преувеличивает событие, и попробовал снизить свое огорчение до реалистичного уровня.

    Техника 8. «Определение само инструктирования»

    Скажите клиенту, чтобы, когда он не занят чем-то особенным, старался обратить внимание на свой автоматический внутренний разговор, который и является самоинструктированием. Пусть он записывает, о чем думает. Если ему необходима помощь, вы можете вместе записать это на одном из сеансов. Скажите клиенту, чтобы он не сообщал об этих мыслях привычным образом. Пусть не пытается построить законченное предло-

    Кризис поздней взрослости (пожилого возраста)

    жение, выбросить неуместные или отвлекающие мысли, не подвергает их грамматической или личной цензуре. Пусть он каждый раз, как появляется какая-нибудь автоматическая мысль, дословно записывает ее. Вы должны начать исследование после появления нескольких первых записей.

    Попросите клиента отложить свои записи и возобновить их через несколько дней. Помогите ему соотнести его последние записи с предыдущими.

    Продолжайте анализировать спонтанные мысли клиента и выбирать из них те, которые относятся к самоинструктированию. Они станут для вас четкими снимками его внутренних процессов.

    Техника 9.

    «Определение скрытого убеждения»

    Попросите клиента сосредоточиться на том, когда в последний раз он вел себя импульсивно. Ищите поведение, а не мысль или эмоцию. Выберите ситуацию, когда он хлопнул дверью, проклинал кого-то или убегал от какой-нибудь опасности.

    Помогите клиенту припомнить те скоротечные мысли и ключевые когниции, которые позволили ему действовать именно так. Вот несколько возможных мыслей, которые вы можете обнаружить:

    Глава 2

    «Я должен выразить свои чувства».

    «Я не могу их контролировать».

    «Это правильный образ действий».

    «Так я смогу избежать наказания».

    «Я не виноват, что-то вынудило меня сделать это».

    «Я должен сделать это».

    «Я обязан так поступить».

    «Я не могу избежать этого».

    «Я желаю это сделать». •

    Сосредоточьтесь на одной из мыслей клиента и измените ее, чтобы убедиться, что вы нашли нужную ког-ницию. Пусть клиент представит, что он думает противоположным образом. Пусть он вообразит себе эту сцену так живо, насколько это возможно. Спросите его: если бы вы думали по-другому, вы бы все равно так себя повели? Если он ответит — нет, он не повел бы себя подобным образом, значит, вы нашли его скрытое убеждение.

    Техника 10. «Объяснение проблем»

    Пусть ваш клиент составит список своих центральных проблем. Например: «У меня неприятности во взаимоотношениях».

    Кризис поздней взрослости (пожилого возраста)

    Помогите ему решить, сколько из этих проблем являются долговременными и вряд ли изменятся. Например: «Я буду всегда портить отношения» или «Я испытываю трудности прямо сейчас».

    Как много глобальных проблем по сравнению с частными? Например: «У меня ни с кем не может быть хороших взаимоотношений» или «У меня неприятности в отношениях с Олегом».

    Уверен ли ваш клиент в том, что сам вызвал свои проблемы, или же думает, что некие внешние силы создали их? Например: «Что-то не так во мне, если у меня проблемы в общении» или «Мне не везет со взаимоотношениями».

    Помогите клиенту найти альтернативные объяснения. Если он оценил свои проблемы как внутренние и постоянные, превратите их во внешние и временные. Проделайте то же самое, если клиент оценил проблемы как внешние и преходящие. Заметьте, как изменятся ощущения клиента, какие эмоции у него возникнут.

    МЕТОД 3. «Группы убеждений»

    Техника 1

    «Определение центральных

    убеждений»

    Для всей последующей работы очень важно найти центральные убеждения клиента. Когнитивная терапия эффективна, только когда терапевт работает над верными центральными убеждениями.

    Глава 2

    Пусть ваш клиент расслабится на пять минут. Переведите его внимание с внешних событий на внутренние.

    Обратите его внимание на А. Пусть он как можно более ясно представит волнующую его ситуацию. Пусть он использует все свои ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестетические), чтобы как можно живее вообразить А.

    Когда у него получится представить в уме А, пусть он сфокусирует внимание на Сэ, своих эмоциях. Какие эмоции у него возникают, когда он представляет А? Попросите клиента не придумывать эмоцию, пусть она появится сама. Дайте ему возможность прочувствовать ее.

    Теперь попросите клиента сосредоточиться на своих мыслях. Спросите его: что вы говорите себе прямо сейчас об А такого, что это приводит вас к эмоции С? Пусть это будут первые возникшие у вас в уме мысли. Если необходимо, прервитесь ненадолго и запишите эти убеждения, затем вернитесь к мысленной концентрации. (На этом этапе вы знакомитесь с поверхностными убеждениями клиента.)

    Запомните или запишите его убеждение и задайте вопрос вроде: «И что из того, что?..» или «Почему это так важно, чтобы?..». Продолжайте задавать один и тот же вопрос, пока вы не найдете ключевой ответ. Очень важно выслушать ответы клиента и подождать, пока мысли не возникнут в его воображении. (Полезно записать весь процесс, чтобы облегчить себе анализ ответов.)

    Кризис поздней взрослости (пожилого возраста)

    У клиентов обычно бывает серия центральных идей. Работая над изменением убеждений, лучше не начинать сразу с центрального. Оно слишком отдалено от непосредственно воспринимаемых и клиентом обычно не осознается.

    Техника 2.

    «Определение жизненных ориентиров»

    Упражнение 1.

    «Список критических событий

    и жизненных ориентиров»

    Составьте список из 30 самых критических событий, случившихся в жизни вашего клиента. Выбирайте не только негативные (смерть любимого человека) события, но и другие поворотные точки, которые могут быть и позитивными, и негативными (получение степени или женитьба). Включайте в список и те случаи, которые могут не представлять значения для стороннего наблюдателя, но важны для клиента. Вам необходимы три списка: 10 случаев из детского возраста, 10 — из подросткового, 10 — из взрослого.

    Разберите события в терминах А и Сэ. Что случилось и что чувствовал клиент?

    Когда вы соберете все 30 АС-событий, попытайтесь найти «тогдашние» центральные В для каждого из них. Это не то, что клиент думает об этом сейчас, а его мысли в то время. К каким выводам о себе, о других людях и о мире привело это событие?

    Глава 2

    Вернитесь к началу списка и проработайте его до конца, обращая внимание на повторение тем или В. Слова для обозначения тем с годами могут меняться. Составьте список подобных убеждений.

    Упражнение 2. «Главный список идей»

    В качестве заключительного упражнения, собирая убеждения своего клиента, составьте основной список его идей. Этот список должен включать в себя главные В клиента, собранные вами в процессе всей работы. В нем должно быть не менее 30 пунктов, и он должен быть как можно более исчерпывающим.

    Каждую мысль пронумеруйте и запишите отдельно. Не беспокойтесь о точных формулировках, вы можете исправить их после. Единственная ошибка, которую вы можете сейчас допустить, — это не включить в список все В своего клиента. Записывайте все: если вы повторитесь, то потом можете вычеркнуть эти мысли.

    Техника 3. «Когнитивные карты»

    Составьте из списка основных идей вашего клиента когнитивную карту. Вы можете сделать это, взяв каждую мысль из списка и сопоставив ее со всеми остальными мыслями. Спросите себя и своего клиента: чем похожи эти мысли? В чем они разные? Какая мысль идет сначала, а какая следует за ней? Например, если в списке есть мысли: «Я скверный человек» и «Мне нужно быть совершенным», то они определяются как связанные. Попытки стать совершенным могут быть компенсацией чувства неполноценности. Чувство своей не-

    Кризис поздней взрослости (пожилого возраста)

    Рис. 5.1. Фрагмент когнитивной карты

    полноценности может быть результатом неосуществленных перфекционистских стандартов.

    Зафиксируйте отношения между мыслями с помощью графика или когнитивной карты.

    Через сеанс просмотрите карту и внесите все предложенные изменения. У людей с разными эмоциональными проблемами разными будут и когнитивные карты.

    Глава 2

    МЕТОД 4. «Жесткие техники опровержения»

    Техника 1. «Контратака»

    Упражнение /

    Помогите клиенту найти веские контраргументы для каждой иррациональной мысли. Проверьте, действительно ли они ее опровергают. Например, аргумент: «Невозможно преуспевать во всем» сильнее, чем: «Часто бывает довольно сложно во всем добиваться успеха».

    Пусть клиент составит как можно больше контраргументов. Убедитесь, что контраргументы реалистичны и логичны. Когнитивная реструктурирующая терапия не поддерживает мнение о силе позитивного мышления, когда очень часто люди занимаются позитивным самообманом. Вместо этого она подчеркивает силу правдивого, реалистичного мышления и просит клиентов говорить себе правду, а не только то, что приятно звучит.

    Проинструктируйте клиента постоянно оспаривать иррациональные мысли. Иногда требуются месяцы, чтобы эта техника дала эффект, и многие клиенты отказываются от такого вложения времени, говоря, что уже опробовали ее, и безрезультатно. После выяснения затраченных клиентом усилий терапевт обычно обнаруживает, что клиент поспорил сам с собой в течение часа или двух. Клиент должен понять, что ему нужно опровергнуть утверждение столько же раз, сколько раз он за него до этого ратовал. Может быть, ему придется по часу в день в течение года или более преодолевать то коренное убеждение, с которым он прожил всю жизнь.

    Кризис поздней взрослости (пожилого возраста)

    Проверьте, чтобы каждый контраргумент был одной модальности с иррациональной мыслью. Соотнесите визуальные иррациональности с контрвизуализациями, лингвистические ошибки — с лингвистическими поправками, гневные мысли — с сострадательными, пассивные — с активными, проприоцептивную неразумность — с проприоцептивной реальностью и т. д. Когда опровержение относится к одной модальности и тому же логическому типу, что и иррациональная мысль, больше вероятности, что оно будет иметь пробивную силу.

    Атакуйте все иррациональные идеи клиента, а не только отдельные из них. Важно привязать опровержение ко всем ошибочным когнициям, вызывающим эмоциональный отклик. Если были упущены главные установки, терапевт может потерпеть неудачу в работе по нейтрализации эмоций.

    Упражнение 2

    Составьте список веских контраргументов.

    Помогите клиенту подобрать мощное опровержение. Клиент должен попрактиковаться в технике контратаки в вашем присутствии, имитируя ваше поведение, пока не будет достигнут необходимый уровень напряженности. Постепенно подводите ответы клиента к драматичной, напряженной и энергичной контратаке.

    Терапевт может усилить контратаку, поощряя использование клиентом физического выражения эмоций, когда он постепенно напрягает мышцы. В начале клиенты проводят контратаку с расслабленными мышцами, затем со слегка напряженными, потом — с сильно

    Глава 2

    сжатыми. Часто физическое и эмоциональное напряжение у клиентов протекает параллельно.

    Клиенты также могут усилить контратаку, модулируя голос, постепенно повышая тон и увеличивая громкость. Контрутверждение поначалу может произноситься мягко и в нос, затем — нормальным голосом, громко после неглубокого вдоха, очень громко, с легкими, полными воздуха. Как и при физическом выражении, голос становится аналогом степени разгневанности клиента.

    Техника 2. «Контрутверждения»

    Обучите клиента основным принципам тренинга уверенности. Помогите ему стать уверенным с самим собой прежде, чем он начнет практиковаться быть уверенным с другими. Например, вы можете сказать клиенту, критикующему себя за невыгодное вложение денег, что существует четыре различных способа справляться с ошибками. Вы можете быть:

    пассивным — проигнорируйте свою ошибку и притворитесь, что ничего не произошло. Это невыгодно, потому что вы скорее всего будете снова совершать ту же ошибку и не достигнете своих финансовых целей.

    агрессивным — атакуйте себя. Вините себя нещадно за то, что были так глупы и растратили деньги. Такой подход вызовет боль, снизит самоуважение и приведет к тому, что вы, вероятно, не воспользуетесь в будущем ни одним шансом выгодно вложить деньги.

    пассивно-агрессивным — вы можете наказать себя косвенно: выпивкой, перееданием или нарочно худшим вложением денег. Это вредно не только потому, что вы

    Кризис поздней взрослости (пожилого возраста)

    не достигнете своих целей, но и потому, что, играя в прятки с самим с собой, вы перестанете понимать, какую ошибку совершили.

    ассертивным — будьте честны с собой в том, что вы допустили ошибку. Воспринимайте этот промах как недостаток суждения, а не характера. Уточните природу ошибки. Опишите, что именно вы постараетесь сделать по-другому в будущем.

    Эффективными могут быть многие практические техники, но наиболее полезными для развития уверенности в себе являются ролевые игры и репетиция с аудиокассетой.

    Ролевая игра.Составьте список типичных конфликтных ситуаций, в которые попадает ваш клиент. Однако, в отличие от стандартного тренинга уверенности, конфликт должен быть не внешний, а внутренний. После этого пусть клиент потренируется в озвучивании четырех различных вариантов внутренней реакции. Попросите его обратить внимание на различные эмоции, которые вызывает каждый из подходов.

    Репетиция с аудиокассетой.Клиент отрабатывает свои уверенные ответы, записывая их на кассету до тех пор, пока содержание и тон их не будут, на его взгляд, удовлетворительными.

    Техника 3. «Диспут и оспаривание»

    Будучи неструктурированной, когнитивная терапия тем не менее на различных стадиях терапевтического процесса использует определенные установленные компоненты.

    Глава 2

    Помогите клиенту сосредоточиться на центральной иррациональной мысли, вызывающей вину, страх, гнев или депрессию. Попробуйте найти доказательства против этого убеждения.

    Обсудите «катастрофицирование» (например: «Это так ужасно, кошмарно и катастрофично, что...») и требования клиента к себе («Я должен, я обязан, мне надо...»).

    В большинстве случаев опровержения не выдаются терапевтом прямо. Вместо этого используются косвенные вопросы, чтобы помочь клиенту найти свои собственные опровержения.

    Поощряйте обсуждение и оспаривание клиентом иррациональных мыслей каждый раз, как они проявляются. Предполагается ежедневная формальная практика. Часто полезными оказываются записывающие устройства.

    Техника 4, «Форсирование выбора»

    Найдите центральное ошибочное убеждение, которое вызывает наибольшую боль у клиента. Например, клиент может верить, что его или ее цель в жизни — это исполнить воображаемые «должен», «надо» и «обязан».

    Опровергните ошибочные убеждения клиента, предоставив как можно больше убедительных противоположных взглядов. Например, что «должен» и «обязан» нигде, кроме человеческого ума, не существуют. Мир такой, какой он есть. И в нем нет ни «должен», ни «надо», ни «обязан».

    Разыграйте ситуацию, в которой клиент сталкивается только с двумя выборами: следовать старому воспри-

    Кризис поздней взрослости (пожилого возраста)

    ятию или перейти к новому. Например, предложите ситуацию, в которой два «должен» одинаковой силы противопоставлены друг другу и оба приводят к серьезным негативным последствиям.

    Делайте все, что в ваших силах, чтобы помочь клиенту встретиться лицом к лицу с конфликтом. Если вы поддержите его и предложите дорогу к бегству, которая не требует смены убеждений, он воспользуется ею.

    На высшей точке конфликта определите, какие перемены необходимы, и мотивируйте клиента их осуществить.

    МЕТОД 5.

    «Мягкие техники опровержения»

    Техника 1. «Оспаривание в состоянии релаксации»

    

    infopedia.su


    Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта