СОЗДАНИЕ РЕШЕНИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ. Состояние автоматизации и оптимизации государственных услуг в стране


Оптимизируя государственные услуги - Yvision.kz

Асхат Кузеков, депутат Сената Парламента РК, член Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству

Совершенствование системы государственных услуг в электронном формате и обеспечение к ним свободного доступа граждан стали важнейшими стратегическими задачами, поставленными Главой государства. О том, как выполняются эти поручения на законодательном уровне, об автоматизации госуслуг и преимуществах "мобильного правительства" рассказывает депутат Сената Парламента РК, член Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Асхат КУЗЕКОВ.

– Асхат Сайпиевич, сегодня все шире становится область предоставления государством услуг в электронном виде. Следовательно, все больше нормативных документов, закрепляющих их законодательно. Не так давно вы рассматривали очередной законопроект, касающийся автоматизации государственных услуг. Скажите, пожалуйста, что нового он предусматривает?

– Законопроект по оптимизации и автоматизации госуслуг в социально-трудовой сфере стал еще одним реальным шагом вперед во взаимоотношениях государства и общества. Теперь через портал «электронного правительства» можно подать необходимые документы для оформления государственной базовой пенсионной выплаты и государственных социальных пособий по возрасту, социальных выплат по потере работы и по уходу за ребенком. Единая информационная система Правительства позволит сократить количество требуемых документов и сроки оказания государственных услуг. К примеру, для оформления базовой пенсии гражданам вместо пяти документов потребуется предъявить только один – удостоверение личности, а срок получения услуги сократится от семи дней до получаса.

– А как часто принимаются такие законопроекты? И нельзя ли как-то объединить все необходимые нормы в одном документе?

– Видите ли, все жизненные ситуации в одном нормативном документе невозможно предусмотреть. Закон, принятый сегодня, через время уже требует корректировки, дополнений, внесения изменений, ведь принимается он на основе реалий сегодняшнего дня. Например, первый закон, ставший основой для внедрения автоматизированных электронных государственных услуг в республике, – "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" – был принят в 2003 году. За это время произошли колоссальные изменения в информационно-технологическом обеспечении. И каждый новый этап в реализации этого закона находил законодательное закрепление в виде внесения дополнений, изменений. Через год была утверждена программа формирования "электронного правительства" на 2005–2007 годы. Затем, в 2007 году, был принят Закон "Об информатизации", который дал большой импульс дальнейшему процессу перевода госуслуг в электронный формат.

– Если говорить о "росте" "электронного правительства", то как вы оценили бы его нынешнее состояние?

– В целом реализация данной программы проводилась поэтапно. Сегодня можно говорить об успешном прохождении самых сложных – информационного, интерактивного, транзакционного – уровней с выстраиванием системы электронного документооборота, созданием баз данных физических лиц, юридических лиц и многим другим. Преодолели мы и четвертый этап, трансформационный, связанный с созданием комплексных, композитных электронных услуг.

В качестве примера можно привести государственную услугу "Рождение ребенка", которая используется для получения свидетельства о рождении ребенка, оформления пособия по уходу за ребенком и постановки малыша в очередь на детский сад. Сейчас мы можем говорить о новом этапе развития – переходе к "мобильному правительству" – который еще больше упростит взаимодействие гражданина и государства. Когда можно с помощью мобильного телефона, отправив SMS, получить информацию о налогах, штрафах, другие госуслуги. Одной из особенностей данного этапа можно назвать трансформацию электронной подписи, ее внедрение в SIM-карту.

– Все это, конечно, хорошо, однако возникают и вопросы безопасности базы личных данных, той же электронной подписи...

– По этому поводу могу сказать, что реализация "мобильного правительства" строится по принципу уже созданного портала "электронного правительства". Данные пользователя находятся в его Личном кабинете, а получать услуги он сможет только при наличии электронной цифровой подписи. Считаю, что и в целом безопасность электронных данных и, в частности, цифровой подписи обеспечивается высоким уровнем защиты. При этом электронную подпись рекомендуется ежегодно менять, чтобы защитить ее от возможности взлома и использования другими. Чем дольше срок действия подписи, тем больше риски.

– По вашему мнению, насколько эффективно "электронное правительство", оправдало ли оно вложенные в его реализацию затраты?

– Об эффективности и том, что мы последовательно достигаем все новые уровни во взаимоотношениях государства и общества, гласят также итоги рейтинга ООН по индексу развития e-gov. К примеру, в 2012 году в этом рейтинге наша страна находилась на 38-м месте. К 2014 году мы поднялись на 10 пунктов и вышли на 28-е. В прошлом году мы приняли Закон о ратификации Соглашения между Правительством РК и ООН "О целевом фонде технического сотрудничества", в рамках которого с 6 по 8 октября в Астане прошел III Глобальный форум по "электронному правительству".

Напомню, что предыдущие два прошли в Южной Корее, лидирующей в развитии "электронного правительства". Достижения в области информационных технологий и "электронного правительства" позволили и нашей стране проводить такие крупные авторитетные мероприятия. К моменту его открытия мы уже могли предоставлять порядка 700 услуг, в том числе по лицензированию. Кстати, получение лицензии очень важный проект "е-правительства", уже доказавший эффективность как в плане привлечения инвестиций, так и в борьбе с коррупцией, поскольку полностью исключает контакт предпринимателей с чиновником. На сегодняшний день автоматизировано 86 видов лицензий и 435 разрешительных документов. Портал "е-лицензирования" ежедневно посещает более 5 000 человек.

– А отношение к процессу автоматизации со стороны госорганов и населения изменилось за это время? Раньше ведь с этим было очень тяжело, многим было удобно работать по старинке...

– Конечно, изменилось. Как и любое другое начинание, внедрение автоматизации, в том числе электронной подписи, поначалу сталкивалось с определенным сопротивлением и непониманием. И тому было немало субъективных причин. Например, раньше, чтобы получить государственную услугу, человеку приходилось обивать пороги не одного кабинета, идти на поклон к чиновникам. А они зачастую действовали по своему усмотрению, не спешили с приемом и оформлением документов. Но сегодня подобный подход, к счастью, уже во многом изжит, и мы можем уверенно сказать, что "электронное правительство" в нашей стране работает, и очень успешно, а пользователей услуг с каждым годом становится все больше.

– И все же далеко не в каждом селе, особенно отдаленном, есть Интернет, да и умеют им пользоваться тоже не все…

– Сегодня доступ к Интернету имеет более половины сельских жителей. Другое дело, скорости там не такие, как в городах, и не каждый может подключиться ввиду разных финансовых возможностей. Поэтому одним из вариантов решения данного вопроса могло бы стать создание в сельских населенных пунктах центров общественного доступа. Возможно, они будут организованы на базе школ или акиматов, или в отделениях Казпочты. В городах такие пункты действуют, к примеру, при интернет-кафе. Делать это необходимо, поскольку без роста числа пользователей невозможно достичь ожидаемого эффекта от новой системы оказания государственных услуг. В этом плане проведенная в свое время Программа снижения информационного неравенства помогла значительно повысить уровень компьютерной грамотности населения. Здесь важна как мотивация, так и осознание людьми широких возможностей, а главное – удобства "виртуального правительства".

– После принятия тех или иных законодательных норм как вы затем следите за их реализацией на практике?

– Мы поддерживаем тесную связь с депутатами маслихата, населением тех регионов, из которых были выбраны в Сенат. И хочу отметить, что на таких встречах четко прослеживается тесная взаимосвязь степени развития информационных технологий с настроением общества. Отдельно хотел бы сказать и о центрах обслуживания населения, по работе которых часто судят об уровне развития и социального обеспечения населения страны. В прошлом году мы с коллегами посетили такие учреждения в Астане, и нас порадовали уровень обслуживания, порядок, отсутствие очередей. Это показатель того, что законы об электронном документообороте, об информатизации и другие в стране работают, и очень эффективно. Большие удобства созданы и в спецЦОНах – для автолюбителей, которые у нас есть практически в каждой семье.

– Вы сами пользуетесь услугами "электронного правительства"?

– Разумеется. Думаю, все сенаторы сдают ежегодные декларации о доходах в электронном виде, и мы находим этот способ очень удобным. Чем раньше приступаешь к сдаче, тем выше вероятность сделать это за считанные минуты. Кроме того, сейчас я также оплачиваю коммунальные услуги на портале e-gov.

– Как специалист, проработавший 40 лет в сфере телекоммуникаций, скажите, пожалуйста, как оцениваете сегодня развитие Интернета в стране. Есть нарекания и по его скорости, и по качеству. А ведь этот фактор – один из основных для роста пользователей "электронного правительства"…– И как специалист, и как пользователь я могу сказать, что Интернет, как и все технологии, развивается бурными темпами. К примеру, если лет 10 назад в сельских районах на встречах ставились острые вопросы телефонизации квартир, то сегодня характер просьб изменился в сторону обеспечения высокоскоростным Интернетом, в том числе 3G и 4G, технологии EVDO и другие. Конечно, на селе сегодня не такие скорости, как в городах. Однако в этом направлении профильный Комитет по связи и информации проводит большую работу. Недавно прошел в Астане форум по ликвидации электронного неравенства, где говорилось о том, что делается национальными операторами связи, чтобы все электронные услуги в полной мере получали и сельчане. Знаю, что в следующем году планируется запустить проект по обеспечению сельских населенных пунктов скоростным Интернетом. В планах также обеспечить Интернетом на скорости 10 мбит/с более 3 млн. сельчан. Это очень большой проект, очень важный для страны.

Беседовала Гуляим ТУЛЕШЕВА

yvision.kz

СОЗДАНИЕ РЕШЕНИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Ховрачев С.В.Выпускник группы MBA CIO-24Школа IT-менеджментаРАНХиГС при Президенте РФ

Сегодня информационные технологи плотно вошли в нашу жизнь и затронули фактически все ее аспекты. Информатизация органов государственной власти также активно развивается на протяжении последних десяти лет, однако именно в последние годы вопросы, связанные с созданием электронного правительства и  предоставлением государственных услуг в электронном виде, приобрели особое значение.

В выступлении на Совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации 23.12.2009 г. президент Медведев Д.А. отметил, что переход к оказанию государственных услуг в электронном виде, – это настоятельное требование времени. Стратегические информационные технологии – это одно из важнейших направлений развития нашей страны.

По словам Министра связи и массовых коммуникаций Игоря Олеговича Щеголева: «Улучшение качества оказания государственных услуг является одной из наиболее приоритетных задач.»

В рамках повышения качества оказания государственных услуг в нашей стране реализуется комплекс мероприятий, направленных на предоставление услуг в электронном виде и создание многофункциональных центров. Данные центры призваны обеспечить гражданам максимальный комфорт при получении государственных услуг. Это центры, где граждане смогут получить фактически любые государственные услуги в едином присутственном месте. Задачи создания центров решаются как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Потребность в автоматизации государственных услуг и МФЦ есть как на федеральном уровне, так и на региональном уровне. Только в городе Москве планируется создание 112 таких центров. Таким образом, разработка типового решения по автоматизации государственных услуг и МФЦ является перспективным направлением.

В настоящей работе описан подход по комплексному решению обозначенной задачи, проведен анализ потребностей пользователя, предложено программное обеспечение, удовлетворяющее выявленные потребности, определен перечень работ, необходимых для его внедрения.Исходные данные для выполнения  настоящей работы были получены посредством анализа нормативной базы и проведения обследования органов исполнительной власти (ОИВ).

В работе был проведен анализ потребности потенциальных заказчиков, проанализированы пути решения. Основным результатом данного анализа является вывод о том, что в Российской федерации активно применяется практика создания специальных служб (ведомства, государственного бюджетного учреждения, или т.п.) которые обеспечивают оказание всего комплекса государственных услуг, координацию и межведомственное взаимодействие при обработке запросов граждан.

Качественная работа такой службы не возможно без применения информационных технологий, а именно без создания системы учета обращений граждан, без создания информационно-справочной системы (контакт-центр), системы контроля и мониторинга деятельности службы, системы обеспечения межведомственного электронного взаимодействия и Портала государственных услуг.

Предлагаемая информационная система призвана обеспечить комплексную автоматизацию вышеуказанной службы, а также работу многофункционально центра в случае, если эта служба в нем размещается.

Система состоит из следующих подсистем:

В работе приведены описания возможностей каждой из подсистем, проведен анализ того, какие потребности с точки зрения заказчика удовлетворяет система в целом и каждая из подсистем.

Предложенный подход и программное решение, позволяет:

Таким образом, результаты данной работы могут послужить основой для автоматизации многофункциональных центров и оказания государственных услуг в субъектах Российской Федерации

Выступление Щеголева И.О. на Совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 23.12.2009 г.

Рубрика: 

Электронное государство

journal.itmane.ru

Оптимизируя государственные услуги - Новости Казахстана

Совершенствование системы государственных услуг в электронном формате и обеспечение к ним свободного доступа граждан стали важнейшими стратегическими задачами, поставленными Главой государства. О том, как выполняются эти поручения на законодательном уровне, об автоматизации госуслуг и преимуществах "мобильного правительства" рассказывает депутат Сената Парламента РК, член Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Асхат КУЗЕКОВ.

– Асхат Сайпиевич, сегодня все шире становится область предоставления государством услуг в электронном виде. Следовательно, все больше нормативных документов, закрепляющих их законодательно. Не так давно вы рассматривали очередной законопроект, касающийся автоматизации государственных услуг. Скажите, пожалуйста, что нового он предусматривает?

– Законопроект по оптимизации и автоматизации госуслуг в социально-трудовой сфере стал еще одним реальным шагом вперед во взаимоотношениях государства и общества. Теперь через портал «электронного правительства» можно подать необходимые документы для оформления государственной базовой пенсионной выплаты и государственных социальных пособий по возрасту, социальных выплат по потере работы и по уходу за ребенком. Единая информационная система Правительства позволит сократить количество требуемых документов и сроки оказания государственных услуг. К примеру, для оформления базовой пенсии гражданам вместо пяти документов потребуется предъявить только один – удостоверение личности, а срок получения услуги сократится от семи дней до получаса.

– А как часто принимаются такие законопроекты? И нельзя ли как-то объединить все необходимые нормы в одном документе?

– Видите ли, все жизненные ситуации в одном нормативном документе невозможно предусмотреть. Закон, принятый сегодня, через время уже требует корректировки, дополнений, внесения изменений, ведь принимается он на основе реалий сегодняшнего дня. Например, первый закон, ставший основой для внедрения автоматизированных электронных государственных услуг в республике, – "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" – был принят в 2003 году. За это время произошли колоссальные изменения в информационно-технологическом обеспечении. И каждый новый этап в реализации этого закона находил законодательное закрепление в виде внесения дополнений, изменений. Через год была утверждена программа формирования "электронного правительства" на 2005–2007 годы. Затем, в 2007 году, был принят Закон "Об информатизации", который дал большой импульс дальнейшему процессу перевода госуслуг в электронный формат.

– Если говорить о "росте" "электронного правительства", то как вы оценили бы его нынешнее состояние?

– В целом реализация данной программы проводилась поэтапно. Сегодня можно говорить об успешном прохождении самых сложных – информационного, интерактивного, транзакционного – уровней с выстраиванием системы электронного документооборота, созданием баз данных физических лиц, юридических лиц и многим другим. Преодолели мы и четвертый этап, трансформационный, связанный с созданием комплексных, композитных электронных услуг.

В качестве примера можно привести государственную услугу "Рождение ребенка", которая используется для получения свидетельства о рождении ребенка, оформления пособия по уходу за ребенком и постановки малыша в очередь на детский сад. Сейчас мы можем говорить о новом этапе развития – переходе к "мобильному правительству" – который еще больше упростит взаимодействие гражданина и государства. Когда можно с помощью мобильного телефона, отправив SMS, получить информацию о налогах, штрафах, другие госуслуги. Одной из особенностей данного этапа можно назвать трансформацию электронной подписи, ее внедрение в SIM-карту.

– Все это, конечно, хорошо, однако возникают и вопросы безопасности базы личных данных, той же электронной подписи...

– По этому поводу могу сказать, что реализация "мобильного правительства" строится по принципу уже созданного портала "электронного правительства". Данные пользователя находятся в его Личном кабинете, а получать услуги он сможет только при наличии электронной цифровой подписи. Считаю, что и в целом безопасность электронных данных и, в частности, цифровой подписи обеспечивается высоким уровнем защиты. При этом электронную подпись рекомендуется ежегодно менять, чтобы защитить ее от возможности взлома и использования другими. Чем дольше срок действия подписи, тем больше риски.

– По вашему мнению, насколько эффективно "электронное правительство", оправдало ли оно вложенные в его реализацию затраты?

– Об эффективности и том, что мы последовательно достигаем все новые уровни во взаимоотношениях государства и общества, гласят также итоги рейтинга ООН по индексу развития e-gov. К примеру, в 2012 году в этом рейтинге наша страна находилась на 38-м месте. К 2014 году мы поднялись на 10 пунктов и вышли на 28-е. В прошлом году мы приняли Закон о ратификации Соглашения между Правительством РК и ООН "О целевом фонде технического сотрудничества", в рамках которого с 6 по 8 октября в Астане прошел III Глобальный форум по "электронному правительству".

Напомню, что предыдущие два прошли в Южной Корее, лидирующей в развитии "электронного правительства". Достижения в области информационных технологий и "электронного правительства" позволили и нашей стране проводить такие крупные авторитетные мероприятия. К моменту его открытия мы уже могли предоставлять порядка 700 услуг, в том числе по лицензированию. Кстати, получение лицензии очень важный проект "е-правительства", уже доказавший эффективность как в плане привлечения инвестиций, так и в борьбе с коррупцией, поскольку полностью исключает контакт предпринимателей с чиновником. На сегодняшний день автоматизировано 86 видов лицензий и 435 разрешительных документов. Портал "е-лицензирования" ежедневно посещает более 5 000 человек.

– А отношение к процессу автоматизации со стороны госорганов и населения изменилось за это время? Раньше ведь с этим было очень тяжело, многим было удобно работать по старинке...

– Конечно, изменилось. Как и любое другое начинание, внедрение автоматизации, в том числе электронной подписи, поначалу сталкивалось с определенным сопротивлением и непониманием. И тому было немало субъективных причин. Например, раньше, чтобы получить государственную услугу, человеку приходилось обивать пороги не одного кабинета, идти на поклон к чиновникам. А они зачастую действовали по своему усмотрению, не спешили с приемом и оформлением документов. Но сегодня подобный подход, к счастью, уже во многом изжит, и мы можем уверенно сказать, что "электронное правительство" в нашей стране работает, и очень успешно, а пользователей услуг с каждым годом становится все больше.

– И все же далеко не в каждом селе, особенно отдаленном, есть Интернет, да и умеют им пользоваться тоже не все…

– Сегодня доступ к Интернету имеет более половины сельских жителей. Другое дело, скорости там не такие, как в городах, и не каждый может подключиться ввиду разных финансовых возможностей. Поэтому одним из вариантов решения данного вопроса могло бы стать создание в сельских населенных пунктах центров общественного доступа. Возможно, они будут организованы на базе школ или акиматов, или в отделениях Казпочты. В городах такие пункты действуют, к примеру, при интернет-кафе. Делать это необходимо, поскольку без роста числа пользователей невозможно достичь ожидаемого эффекта от новой системы оказания государственных услуг. В этом плане проведенная в свое время Программа снижения информационного неравенства помогла значительно повысить уровень компьютерной грамотности населения. Здесь важна как мотивация, так и осознание людьми широких возможностей, а главное – удобства "виртуального правительства".

– После принятия тех или иных законодательных норм как вы затем следите за их реализацией на практике?

– Мы поддерживаем тесную связь с депутатами маслихата, населением тех регионов, из которых были выбраны в Сенат. И хочу отметить, что на таких встречах четко прослеживается тесная взаимосвязь степени развития информационных технологий с настроением общества. Отдельно хотел бы сказать и о центрах обслуживания населения, по работе которых часто судят об уровне развития и социального обеспечения населения страны. В прошлом году мы с коллегами посетили такие учреждения в Астане, и нас порадовали уровень обслуживания, порядок, отсутствие очередей. Это показатель того, что законы об электронном документообороте, об информатизации и другие в стране работают, и очень эффективно. Большие удобства созданы и в спецЦОНах – для автолюбителей, которые у нас есть практически в каждой семье.

– Вы сами пользуетесь услугами "электронного правительства"?

– Разумеется. Думаю, все сенаторы сдают ежегодные декларации о доходах в электронном виде, и мы находим этот способ очень удобным. Чем раньше приступаешь к сдаче, тем выше вероятность сделать это за считанные минуты. Кроме того, сейчас я также оплачиваю коммунальные услуги на портале e-gov.

– Как специалист, проработавший 40 лет в сфере телекоммуникаций, скажите, пожалуйста, как оцениваете сегодня развитие Интернета в стране. Есть нарекания и по его скорости, и по качеству. А ведь этот фактор – один из основных для роста пользователей "электронного правительства"…– И как специалист, и как пользователь я могу сказать, что Интернет, как и все технологии, развивается бурными темпами. К примеру, если лет 10 назад в сельских районах на встречах ставились острые вопросы телефонизации квартир, то сегодня характер просьб изменился в сторону обеспечения высокоскоростным Интернетом, в том числе 3G и 4G, технологии EVDO и другие. Конечно, на селе сегодня не такие скорости, как в городах. Однако в этом направлении профильный Комитет по связи и информации проводит большую работу. Недавно прошел в Астане форум по ликвидации электронного неравенства, где говорилось о том, что делается национальными операторами связи, чтобы все электронные услуги в полной мере получали и сельчане. Знаю, что в следующем году планируется запустить проект по обеспечению сельских населенных пунктов скоростным Интернетом. В планах также обеспечить Интернетом на скорости 10 мбит/с более 3 млн. сельчан. Это очень большой проект, очень важный для страны.

www.kazpravda.kz

Оптимизируя государственные услуги - Новости Казахстана

Совершенствование системы государственных услуг в электронном формате и обеспечение к ним свободного доступа граждан стали важнейшими стратегическими задачами, поставленными Главой государства. О том, как выполняются эти поручения на законодательном уровне, об автоматизации госуслуг и преимуществах «мобильного правительства» рассказывает депутат Сената Парламента РК, член Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Асхат КУЗЕКОВ.

– Асхат Сайпиевич, сегодня все шире становится область предоставления государством услуг в электронном виде. Следовательно, все больше нормативных документов, закрепляющих их законодательно. Не так давно вы рассматривали очередной законопроект, касающийся автоматизации государственных услуг. Скажите, пожалуйста, что нового он предусматривает?– Законопроект по оптимизации и автоматизации госуслуг в социально-трудовой сфере стал еще одним реальным шагом вперед во взаимоотношениях государства и общества. Теперь через портал «электронного правительства» можно подать необходимые документы для оформления государственной базовой пенсионной выплаты и государственных социальных пособий по возрасту, социальных выплат по потере работы и по уходу за ребенком. Единая информационная система Правительства позволит сократить количество требуемых документов и сроки оказания государственных услуг. К примеру, для оформления базовой пенсии гражданам вместо пяти документов потребуется предъявить только один – удостоверение личности, а срок получения услуги сократится от семи дней до получаса.– А как часто принимаются такие законопроекты? И нельзя ли как-то объединить все необходимые нормы в одном документе?– Видите ли, все жизненные ситуации в одном нормативном документе невозможно предусмотреть. Закон, принятый сегодня, через время уже требует корректировки, дополнений, внесения изменений, ведь принимается он на основе реалий сегодняшнего дня. Например, первый закон, ставший основой для внедрения автоматизированных электронных государственных услуг в республике, – «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» – был принят в 2003 году. За это время произошли колоссальные изменения в информационно-технологическом обеспечении. И каждый новый этап в реализации этого закона находил законодательное закрепление в виде внесения дополнений, изменений. Через год была утверждена программа формирования «электронного правительства» на 2005–2007 годы. Затем, в 2007 году, был принят Закон «Об информатизации», который дал большой импульс дальнейшему процессу перевода госуслуг в электронный формат.– Если говорить о «росте» «электронного правительства», то как вы оценили бы его нынешнее состояние? – В целом реализация данной программы проводилась поэтапно. Сегодня можно говорить об успешном прохождении самых сложных – информационного, интерактивного, транзакционного – уровней с выстраиванием системы электронного документооборота, созданием баз данных физических лиц, юридических лиц и многим другим. Преодолели мы и четвертый этап, трансформационный, связанный с созданием комплексных, композитных электронных услуг. В качестве примера можно привести государственную услугу «Рождение ребенка», которая используется для получения свидетельства о рождении ребенка, оформления пособия по уходу за ребенком и постановки малыша в очередь на детский сад. Сейчас мы можем говорить о новом этапе развития – переходе к «мобильному правительству» – который еще больше упростит взаимодействие гражданина и государства. Когда можно с помощью мобильного телефона, отправив SMS, получить информацию о налогах, штрафах, другие госуслуги. Одной из особенностей данного этапа можно назвать трансформацию электронной подписи, ее внедрение в SIM-карту.– Все это, конечно, хорошо, однако возникают и вопросы безопасности базы личных данных, той же электронной подписи... – По этому поводу могу сказать, что реализация «мобильного правительства» строится по принципу уже созданного портала «электронного правительства». Данные пользователя находятся в его Личном кабинете, а получать услуги он сможет только при наличии электронной цифровой подписи. Считаю, что и в целом безопасность электронных данных и, в частности, цифровой подписи обеспечивается высоким уровнем защиты. При этом электронную подпись рекомендуется ежегодно менять, чтобы защитить ее от возможности взлома и использования другими. Чем дольше срок действия подписи, тем больше риски. – По вашему мнению, насколько эффективно «электронное правительство», оправдало ли оно вложенные в его реализацию затраты?– Об эффективности и том, что мы последовательно достигаем все новые уровни во взаимоотношениях государства и общества, гласят также итоги рейтинга ООН по индексу развития e-gov. К примеру, в 2012 году в этом рейтинге наша страна находилась на 38-м месте. К 2014 году мы поднялись на 10 пунктов и вышли на 28-е. В прошлом году мы приняли Закон о ратификации Соглашения между Правительством РК и ООН «О целевом фонде технического сотрудничества», в рамках которого с 6 по 8 октября в Астане прошел III Глобальный форум по «электронному правительству». Напомню, что предыдущие два прошли в Южной Корее, лидирующей в развитии «электронного правительства». Достижения в области информационных технологий и «электронного правительства» позволили и нашей стране проводить такие крупные авторитетные мероприятия. К моменту его открытия мы уже могли предоставлять порядка 700 услуг, в том числе по лицензированию. Кстати, получение лицензии очень важный проект «е-правительства», уже доказавший эффективность как в плане привлечения инвестиций, так и в борьбе с коррупцией, поскольку полностью исключает контакт предпринимателей с чиновником. На сегодняшний день автоматизировано 86 видов лицензий и 435 разрешительных документов. Портал «е-лицензирования» ежедневно посещает более 5 000 человек.– А отношение к процессу автоматизации со стороны госорганов и населения изменилось за это время? Раньше ведь с этим было очень тяжело, многим было удобно работать по старинке...– Конечно, изменилось. Как и любое другое начинание, внедрение автоматизации, в том числе электронной подписи, поначалу сталкивалось с определенным сопротивлением и непониманием. И тому было немало субъективных причин. Например, раньше, чтобы получить государственную услугу, человеку приходилось обивать пороги не одного кабинета, идти на поклон к чиновникам. А они зачастую действовали по своему усмотрению, не спешили с приемом и оформлением документов. Но сегодня подобный подход, к счастью, уже во многом изжит, и мы можем уверенно сказать, что «электронное правительство» в нашей стране работает, и очень успешно, а пользователей услуг с каждым годом становится все больше. – И все же далеко не в каждом селе, особенно отдаленном, есть Интернет, да и умеют им пользоваться тоже не все…– Сегодня доступ к Интернету имеет более половины сельских жителей. Другое дело, скорости там не такие, как в городах, и не каждый может подключиться ввиду разных финансовых возможностей. Поэтому одним из вариантов решения данного вопроса могло бы стать создание в сельских населенных пунктах центров общественного доступа. Возможно, они будут организованы на базе школ или акиматов, или в отделениях Казпочты. В городах такие пункты действуют, к примеру, при интернет-кафе. Делать это необходимо, поскольку без роста числа пользователей невозможно достичь ожидаемого эффекта от новой системы оказания государственных услуг. В этом плане проведенная в свое время Программа снижения информационного неравенства помогла значительно повысить уровень компьютерной грамотности населения. Здесь важна как мотивация, так и осознание людьми широких возможностей, а главное – удобства «виртуального правительства».– После принятия тех или иных законодательных норм как вы затем следите за их реализацией на практике? – Мы поддерживаем тесную связь с депутатами маслихата, населением тех регионов, из которых были выбраны в Сенат. И хочу отметить, что на таких встречах четко прослеживается тесная взаимосвязь степени развития информационных технологий с настроением общества. Отдельно хотел бы сказать и о центрах обслуживания населения, по работе которых часто судят об уровне развития и социального обеспечения населения страны. В прошлом году мы с коллегами посетили такие учреждения в Астане, и нас порадовали уровень обслуживания, порядок, отсутствие очередей. Это показатель того, что законы об электронном документообороте, об информатизации и другие в стране работают, и очень эффективно. Большие удобства созданы и в спецЦОНах – для автолюбителей, которые у нас есть практически в каждой семье. – Вы сами пользуетесь услугами «электронного правительства»?– Разумеется. Думаю, все сенаторы сдают ежегодные декларации о доходах в электронном виде, и мы находим этот способ очень удобным. Чем раньше приступаешь к сдаче, тем выше вероятность сделать это за считанные минуты. Кроме того, сейчас я также оплачиваю коммунальные услуги на портале e-gov. – Как специалист, проработавший 40 лет в сфере телекоммуникаций, скажите, пожалуйста, как оцениваете сегодня развитие Интернета в стране. Есть нарекания и по его скорости, и по качеству. А ведь этот фактор – один из основных для роста пользователей «электронного правительства»…– И как специалист, и как пользователь я могу сказать, что Интернет, как и все технологии, развивается бурными темпами. К примеру, если лет 10 назад в сельских районах на встречах ставились острые вопросы телефонизации квартир, то сегодня характер просьб изменился в сторону обеспечения высокоскоростным Интернетом, в том числе 3G и 4G, технологии EVDO и другие. Конечно, на селе сегодня не такие скорости, как в городах. Однако в этом направлении профильный Комитет по связи и информации проводит большую работу. Недавно прошел в Астане форум по ликвидации электронного неравенства, где говорилось о том, что делается национальными операторами связи, чтобы все электронные услуги в полной мере получали и сельчане. Знаю, что в следующем году планируется запустить проект по обеспечению сельских населенных пунктов скоростным Интернетом. В планах также обеспечить Интернетом на скорости 10 мбит/с более 3 млн. сельчан. Это очень большой проект, очень важный для страны.

Автор:

Беседовала Гуляим ТУЛЕШЕВА

00:00 , 10 Апреля 2015

Читайте также

www.kazpravda.kz

Автоматизация процесса предоставления государственных и муниципальных услуг

Транскрипт

1 Автоматизация процесса предоставления государственных и муниципальных услуг г. Калуга, 16 марта 2016 г. Заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России П.В. Малков

2 Система мониторинга качества госуслуг 2/21 Пункт 6 Перечня поручений Пр-1171 от 26 мая 2014 г. Президента Российской Федерации по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации 7 мая 2014 г. Обеспечить каждому гражданину возможность оценить качество оказанной государственной услуги, в первую очередь предоставленной через МФЦ

3 Система мониторинга качества госуслуг 3/21 Опрошено 4 млн граждан Доля положительных оценок 94,1% Телефонные опросы Виджеты Инфоматы ИАС МКГУ SMS Единый портал госуслуг Портал «Ваш контроль»

4 Оценка качества госуслуг в МФЦ по федеральным округам (интеграция с ИАС МКГУ) 4/21 Округ Доля подключенных МФЦ Выгружено телефонных номеров граждан за 2016 год услуг при помощи СМС в МФЦ за 2016 год услуг при помощи терминалов в МФЦ за 2016 год федеральных услуг в МФЦ за 2016 год фактов / 1 окно МФЦ ЮФО 97,95% ,87 УФО 97,14% ,29 СФО 81,63% ,49 ПФО 75,03% ,38 СЗФО 73,87% ,34 ЦФО 69,06% ,52 ДФО 67,57% СКФО 55,00% ,75 КФО 10,39% ,06 Итого 74,93% ,52

5 Оценка качества госуслуг в МФЦ по ЦФО (успешные регионы) 5/21 Субъект Доля подключенны х МФЦ федеральных услуг в МФЦ за 2016 год Выгружено телефонных номеров граждан за 2016 год услуг при помощи СМС в МФЦ за 2016 год услуг при помощи терминалов в МФЦ за 2016 год фактов / 1 окно МФЦ Тульская область 100,00% ,84 Орловская область 46,74% ,97 Калужская область 100,00% ,75 Тамбовская область 100,00% ,09 г. Москва 100,00% ,35 Ярославская область 100,00% ,21

6 Оценка качества госуслуг в МФЦ по ЦФО (регионы со средним уровнем внедрения) 6/21 Субъект Доля подключенных МФЦ федеральных услуг в МФЦ за 2016 год Выгружено телефонных номеров граждан за 2016 год услуг при помощи СМС в МФЦ за 2016 год услуг при помощи терминалов в МФЦ за 2016 год фактов / 1 окно МФЦ Воронежская область 61,28% ,05 Рязанская область 81,48% ,92 Курская область 32,58% ,96 Липецкая область 100,00% ,40 Владимирская область 40,63% ,08 Белгородская область 77,92% ,06

7 Оценка качества госуслуг в МФЦ по ЦФО (отстающие регионы) 7/21 Субъект Доля подключенны х МФЦ федеральных услуг в МФЦ за 2016 год Выгружено телефонных номеров граждан за 2016 год услуг при помощи СМС в МФЦ за 2016 год услуг при помощи терминалов в МФЦ за 2016 год фактов / 1 окно МФЦ Смоленская область 53,92% ,43 Брянская область 23,21% ,27 Костромская область 15,58% ,02 Ивановская область 100,00% ,00 Московская область 80,73% ,00 Тверская область 28,93% ,00

8 Мониторинг качества предоставления госуслуг в электронном виде 8/21 Экспертный мониторинг Телефонный мониторинг Контрольные закупки Аудит интерфейсов Мониторинг НПА Семинар: 3 марта 2016 г. ar.gov.ru/news/17378/1/0/1/10/index.html

9 Результаты мониторинга региональных услуг по стране 9/21 ПОКАЗАТЕЛИ АПРЕЛЬ 2015 г. СЕНТЯБРЬ 2015 г. ЕПГУ РПГУ ЕПГУ РПГУ Исследовано региональных услуг Услуг с кнопкой «Получить услугу» Услуг с работающей кнопкой «Получить услугу» Услуг, по которым удалось отправить электронное заявление Услуг, по которым получено уведомление о результатах рассмотрения заявления Услуг, которые можно полностью получить в электронной форме

10 Экспертный мониторинг: регионы ЦФО 10/21 Регионы Кол-во услуг с работающей кнопкой «Получить услугу» Кол-во услуг, по которым удалось отправить электронное заявление Кол-во услуг, по которым получено уведомление о результатах рассмотрения заявления Калужская область Липецкая область Белгородская область Тамбовская область Тверская область Ивановская область 0 0 0

11 Результаты мониторинга в разрезе административных процедур: ЦФО 11/ ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБ УСЛУГЕ ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ 508 услуг 104 услуги КОЛИЧЕСТВО ИССЛЕДОВАННЫХ УСЛУГ: ФОРМЫ ЗАЯВЛЕНИЙ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ 310 услуг 4 ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЙ 157 услуги На данный момент функционал реализован только в одном регионе ЦФО: на региональном портале г. Москвы. 5 ОПЛАТА ПОШЛИНЫ 2 услуги Также функционал реализован на региональном портале г. Санкт-Петербурга. 6 7 МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА 11 услуг * Функционал, позволяющий сделать выводы о реализации МВ-взаимодействия, на текущий момент не реализован на Едином портале: - отдельный раздел для перечня межведомственных документов - уведомления о направлении межведомственных запросов

12 Мониторинг соответствия нормативным правовым актам: ЦФО 12/ Исследовано приоритетных услуг на Едином портале 54% Соответствие бланков 57% Полнота сведений, размещенных на Едином портале 33% Степень соответствия нормативным правовым актам

13 Мониторинг соответствия нормативным правовым актам: ЦФО 13/21 СУБЪЕКТЫ Полнота сведений, размещенных на Едином портале Полнота правового регулирования Степень соответствия НПА Костромская область 76% 66% 45% Липецкая область 66% 63% 42% Тульская область 57% 70% 40% Орловская область 55% 62% 24% Брянская область 49% 61% 22% Тверская область 23% 63% 3%

14 Телефонный мониторинг: ЦФО 14/21 Российская Федерация 12% Центральный федеральный округ 11% 88% 89% Ответ получен Ответ НЕ получен

15 Телефонный мониторинг: регионы Центрального ФО 15/21 Регионы Доля доступных номеров Регионы Кол-во доступных номеров Брянская область 97% Ярославская область 95% Тверская область Московская область 373 Липецкая область 200 Белгородская область Владимирская область 94% Калужская область 161 Белгородская область 95 Тульская область 85% Курская область 81% Москва 66% Брянская область 68 Костромская область 43

16 Сеть многофункциональных центров предоставления госуслуг 16/21 Доля охвата населения по всей стране 95,3% ЦФО: 671 МФЦ, 2070 ТОСП, 86 ОПО охват 97,3% По всей стране создано: 2729 МФЦ, 9775 ТОСП и 433 ОПО

17 Электронное взаимодействие с органами власти 17/21 В соответствии с постановлением от 27 сентября 2011 г. 797 органы власти оказывают в МФЦ 42 услуги Организована работа по внесению изменений в 5 постановлений и 19 ведомственных актов По 4 услугам разработка электронных сервисов не завершена ФНС России, ФМС России, Росимущество) Электронные сервисы тестируются по 17 услугам Электронное взаимодействие организовано по 21 государственной услуге ar.gov.ru/interaction_with_state_authorit

18 Перечень действующих сервисов СМЭВ 18/21 Орган власти, оказывающий услугу Государственные услуги в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. 797 МВД России 1 услуга СМЭВ 2.0, 1 услуга СМЭВ 3.0 ПФР 12 услуг VipNet (вывод в СМЭВ 3.0 планируется в 4 квартале 2016 г.) 2 услуги СМЭВ 2.0 ФССП России 1 услуга СМЭВ 2.0 ФНС России 3 услуги СМЭВ 2.0 (СМЭВ 3.0 предоставление сведений об ИНН) Роспотребнадзор 1 услуга СМЭВ 3.0

19 Уровень соответствия методическим рекомендациям по информатизации 19/21 79,8% 73,8% 69,6% 66,6% 62,8% 60,0% 59,6% 58,3% 9,4% УФО ЮФО СФО ПФО ДФО СЗФО ЦФО СКФО КФО Средний уровень по стране: 64%

20 Уровень соответствия методическим рекомендациям по информатизации 20/21 РФ Воронежска я область Орловска я область Тульская область Ивановская область Смоленска я область Тверская область Аппаратное обеспечение 76,8% 100% 98% 100% 51% 25% 31,8% Программное обеспечение 81,5% 100% 100% 100% 60,7% 25,9% 28,3% Каналы связи 49,7% 66,2% 79,3% 62,6% 29,3% 13% 25,8% Защита информации 57,4% 71,4% 72,6% 71,4% 28% 21,7% 34,2% Надежность 77,6% 100% 97,2% 100% 42,4% 25,9% 38,2% Интеграция с системами 74,8% 100% 100% 100% 24% 25,9 0% Интеграция со СМЭВ 75,3% 100% 98% 100% 21,2% 25,6% 4,2% Интеграция с ГИС ГМП 70,2% 100% 100% 100% 4% 25,9% 0% Интеграция с ЕПГУ, РПГУ, ЕСИА 46,7% 80% 56,8% 80% 11,2% 20,7% 0% Интеграция с УЭК 60,2% 99,4% 100% 100% 9% 25,9% 0% Интеграция с ФРГУ 46,7% 100% 98% 100% 2% 0% 0% Интеграция с ИАС МКГУ 71,1% 100% 100% 83,3% 7,3% 71% 0% Интеграция с электронной очередью 68,7% 100% 98,6% 85,7% 26% 25,9% 0% Интеграция с ЦТО 38,9% 100% 100% 57,1% 5,1% 25,9% 0% Средний уровень 64% 94,1% 92,75% 88,60% 22,95% 22,38% 11,61%

21 Спасибо за внимание!

docplayer.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта