6.4. Оптимизация налога на имущество организаций. Оптимизация налога на имущество организаций


6.4. Оптимизация налога на имущество организаций

Оптимизация платежей по налогу на имущество организаций – актуальная задача для большинства хозяйствующих субъектов, поскольку это самый неприятный для предприятия налог. Ставка налога на имущество не зависит от деятельности предприятия, и чем больше будет сумма инвестиций в предприятие, тем больше налог.

Действующая глава. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» предусматривает перечень налоговых льгот в виде полного освобождения от уплаты налога, которые предоставляются определенным категориям налогоплательщиков (ст. 381 НК РФ). Этот перечень льгот не исчерпывающий. Поскольку налог на имущество организаций является региональным, законодательство позволяет субъектам РФ вводить дополнительные льготы по налогу в своих регионах. Регионы широко применяют предоставленное федеральным законодателем право и устанавливают различные льготы. Часть льгот поставлена в зависимость от вида имущества, часть – от использования той или иной деятельности, а часть – от вида самой организации собственника.

Кроме того, главы части второй НК РФ, устанавливающие специальные налоговые режимы, также освобождают налогоплательщиков, перешедших на спецрежим, от уплаты налога на имущество.

Таблица 6

Отдельные льготы по налогу на имущество организаций, предоставляемые в регионах России59

Кроме того, на территории Саратовской области дополнительно льготируются организации – в отношении автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности области; организации в отношении имущества, используемого (предназначенного) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет; областные и муниципальные бюджетные учреждения; органы государственной власти области и органы местного самоуправления; религиозные организации.

Способов оптимизации налога на имущество существует достаточно много – это один из самых «легких» для планирования налогов. Рассмотрим наиболее распространенные способы:

– передача имущества оптимизируемого предприятия структуре, имеющей льготы по этому налогу;

– переоценка основных средств.

Первый способ оптимизации налога на имущество организаций – создание специальной структуры, имеющей налоговые льготы, и передачи ей имущества предприятия.

Оптимизация платежей по налогу на имущество сводится к передаче основных средств на баланс субъекта, который имеет льготы по этому налогу:

· индивидуальные предприниматели;

· фирмы, применяющие специальные налоговые режимы;

· фирмы, использующие труд инвалидов;

· некоторые фирмы, зарегистрированные в российских оффшорах.

Такой способ более подходит для крупных кампаний холдингового типа, в которых имеется особая фирма на льготном режиме и владеет имуществом оптимизируемого предприятия. Это специально выделенное юридическое лицо, как правило, не ведущее никакой деятельности, кроме сдачи имущества в аренду, переведенное на один из льготных налоговых режимов. При этом он не только обеспечивает оптимизацию налога на имущество, но и используется в планировании других важнейших налогов (на прибыль, ЕСН).

Другим способом оптимизации налога на имущество выступает снижение стоимости основных средств с помощью переоценки. Данный способ является вполне законным и наиболее актуальным с точки зрения эффективной деятельности предприятия. Высокие технологии стремительно развиваются, дорогостоящее оборудование быстро устаревает, а фирма продолжает платить налог с его прошлогодней, уже неактуальной стоимости.

Для использования данного способа предприятие должно издать приказ о переоценке, с указанием групп основных средств для переоценки. При этом, однажды приняв решение о переоценке, необходимо проводить ее регулярно, не чаще чем 1 раз в год (по состоянию на 1 января).

Для осуществления переоценки необходимы документы, подтверждающие новую стоимость имущества. В качестве них законодательство разрешает использовать данные, полученные: от организаций-изготовителей; у органов статистики; у торговых инспекций и организаций; в средствах массовой информации и спецлитературе; по оценкам БТИ; по экспертным заключениям оценщиков. Выбор источников зависит от вида имущества. Так, для переоценки недорогих объектов обычно достаточно иметь прайс-листы производителей или продавцов аналогичного имущества, письмо органов статистики или справочник с указанием цен. Стоимость дорогостоящих основных средств (например, недвижимости или импортного оборудования) пересчитывают с помощью профессионального оценщика.

Результаты переоценки должны быть зафиксированы в специальном документе – бухгалтерской справке, с указанием коэффициента переоценки основных средств, новой стоимости имущества и порядка ее расчета, общей суммы уценки основного средства, суммы, на которую надо уменьшить первоначальную стоимость основного средства, суммы, на которую надо уменьшить начисленную по нему амортизацию.

Важная деталь: после проведения переоценки стоимость основных средств в налоговом учете не изменится, следовательно, амортизацию по ним начисляют в том же порядке и в тех же суммах, что и до переоценки.

До 2006 г. распространенным способом оптимизации налога на имущество выступал лизинг,т. к. основные средства, переданные в лизинг, не облагались налогом на имущество, если они учитываются на балансе лизингодателя. Поэтому все новое имущество покупалось на специальную «лизинговую» компанию, уведомляя продавца, что оно предназначено для сдачи в лизинг. Затем заключался лизинговый договор с основным предприятием, и оптимизируемое предприятие пользовалось всеми преимуществами лизинга. Важно и то, что в этой схеме не терялся «входящий» НДС: все ее участники – плательщики НДС. В последние годы лизинг рассматривался как подозрительная сделка, за которым следила Федеральная служба по финансовому мониторингу (если передаваемое в лизинг имущество стоит 600 тыс. рублей и более). С 2006 г. имущество, переданное в лизинг (аренду), включено в состав основных средств, облагаемых налогом на имущество.

studfiles.net

Оптимизация налога на имущество предприятий. Налог на имущество в РК

Налог на имущество предприятий относится к категории пря­мых налогов и взимается с владельца имущества (как собствен­ника, так и обладателя иных вещественных прав на имущество). Экономическая сущность этого налога - изъятие части предпо­лагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономи­ческих условиях от использования данного имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество предпри­ятий (субъектов предпринимательской деятельности) - эффектив­ное производственное использование имущества.

Актуальность моей статьи заключается в том, что оптимиза­ция платежей по налогу на имущество организаций - важная за­дача для большинства хозяйствующих субъектов, поскольку это самый неприятный для предприятия налог. Для многих предпри­ятий, данный налог оказывает значительное влияние на размер на­логового бремени. Великий американский политический деятель Бенджамин Франклин сказал: «В жизни неизбежны две вещи -смерть и налоги». Но, хотя предприятия и не могут избежать на­логов, то целесообразно уделять должное внимание вопросам оп­тимизации налогообложения имущества.

Для оптимизации налога на имущество необходимо, про­извести расчеты по тем элементам учетной политики, которые оказывают влияние на величину данного налога. К ним относят­ся определение вариантов начисления амортизации по основным средствам, определение вариантов переоценки основных средств.

Оптимизация налогов относится к законным действиям. При этом цель государства — добиться оптимизации налогообложе­ния, чтобы собранных налогов было достаточно для обеспечения всех задач, и в то же время чтобы налоговое бремя не было чрез­мерным и не подавляло экономическую деятельность налогопла­тельщика. Целью для налогоплательщика является - естественно стремление к максимальному уменьшению налогового бремени. И до тех пор, пока минимизация не будет выходить за пределы за­конности, ее нельзя признать противоречащей целям государства по оптимизации налогообложения, а следовательно, противоправ­ной в связи c отсутствием общественного вреда.

Легальный путь уменьшения налоговых обязательств основан на соблюдении налогового законодательства путем корректиров­ки финансово-хозяйственной деятельности компании, т.е. на по­строении системы, позволяющей сочетать маркетинговые и фи­нансовый планы компании c целью эффективно контролировать и своевременно реагировать на изменения как во внешней среде, окружающей компанию, так и на внутренние процессы, протекаю­щие внутри компании.

Существуют различные варианты оптимизации и минимиза­ции налога на имущество с использованием таких способов как:

Покупка основного средства по договору лизинга - проведение лизинговых операций позволяет снизить как налог на имущество, так и налог на прибыль. Когда имущество числится на балансе у лизингодателя, он берет на себя заботу об уплате налога на имуще­ство, а также сам рассчитывает амортизационные отчисления [1]. А лизингополучателю остается всего лишь списывать на расходы лизинговые платежи, включающие выкупную цену оборудования. Причем эти суммы будут списаны значительно раньше амортиза­ционных отчислений по имуществу, купленному обычным спосо­бом. Ведь договор лизинга, как правило, заключают всего на 1-3 года. Если имущество находится на балансе у лизингополучателя. В этом случае ему приходится начислять амортизацию и платить со стоимости арендованного оборудования налог на имущество (п. 5 ст. 395 HK РК) [2].

Экономия при разделе основного средства на несколько объ­ектов - разные части основного средства можно учесть как отдель­ные объекты и быстрее списать на затраты. Фирма экономит не только на налоге на имущество, но и на налоге на прибыль. Одна­ко применить этот способ можно только в том случае, если фир­ма покупает несколько основных средств, представляющих собой единый комплекс. Нужно отметить, что правомерность этой схе­мы не вызывает подозрений ни у бухгалтеров, ни у чиновников.

Снижение стоимости основных средств с помощью переоцен­ки - согласно правилам бухгалтерского учета, на конец года ком­мерческая организация может в добровольном порядке провести переоценку своих основных средств [3]. Воспользоваться такой возможностью выгодно в том случае, если рыночная стоимость имущества фирмы уменьшилась. Дело в том, что результаты пере­оценки учитываются при расчете налога на имущество. Ведь пла­тить этот налог нужно c остаточной стоимости основных средств по данным именно бухгалтерского учета (п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РК) [2]. Переоценка основных средств производится пу­тем пересчета их первоначальной стоимости (или текущей (вос­становительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее) и суммы амортизации, начисленной за все время использо­вания основного средства.

Снижение налога на имущество с помощью совместной де­ятельности - он применим в основном крупными компаниями, у которых много различного оборудования, зданий, машин, словом — активов, включаемых в базу по налогу на имущество. Значит, и налог этот велик. Компания может заключить договор совместной деятельности c другим предприятием и, оформив договор, в ка­честве вклада передать свое оборудование, которое обязаны оце­нить. В оценке показывается, что цена вклада меньше остаточной стоимости, по которой переданная техника значилась на балансе завода. Объяснить подобную разницу несложно. К примеру, ска­зав, что оборудование неликвидно, из-за чего занизили его дого­ворную цену, или что балансовая стоимость в компании была за­вышена.

Экономия на платежах по налогу на имущество с помощью налогоплательщика, применяющего специальный налоговый ре­жим на основе упрощенной декларации - допустим, чтобы не перечислять налог имущества, создается организация применяю­щая «упрощенку» [4]. Она получает заем от учредителя, покупает нужное оборудование и передает его в аренду учредителю. В этом случае налог на имущество уплачивается со «скидкой», поскольку с арендаторов он не взимается, а «упрощенец» имеет льготы (п.2 ст.398 НК РК) [2].

Экономия на платежах по налогу на имущество с помощью ИП - фирма продает предпринимателю (например, учредителю) свои основные средства по остаточной стоимости и сразу же бе­рет их у предпринимателя в аренду. А c арендованных основных средств налог на имущество платить уже не надо (п. 1 ст. 36 На­логового кодекса РК). В итоге компания по-прежнему пользуется своим имуществом, а налог по нему уже не платит. Сам же пред­приниматель к налогу на имущество организаций, естественно ни­какого отношения не имеет. Важно отметить, что эта схема абсо­лютно законна.

Как показывает практика, сегодня такие схемы достаточно по­пулярны и пользуются успехом у юридических лиц.

Таким образом, применение оптимизационных схем позво­ляет существенно сэкономить на налогах, не нарушая при этом требований законодательства. Сэкономленные средства, будучи неотвлеченными из хозяйственного оборота, способствуют разви­тию производства и могут использоваться для обновления и рас­ширения его материально-технической базы[5].

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Лукаш Ю. А. Оптимизация налогов. Методы и схемы. - М.: Гросс -Медиа, 2005.
  2. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (с изменениями и до­полнениями по состоянию на 01.01.2013 г.)
  3. Закон Республики Казахстан от 28.02.2007 № 234-III « О бухгал­терском учете и финансовой отчетности»
  4. Графова Г.Ф. Критерии и показатели оценки финансово-эконо­мического состояния предприятия // Аудитор. - 2007
  5. Молчанова О. В. Оптимизационные схемы налогообложения ос­новных средств. Вестник Астраханского технического универси­тета: номер выпуска: 4, 2006.

Фамилия автора: Наймантаева Д.А.

articlekz.com

Расчет налога на имущество организаций

Имущественный налог относится к региональным видам налогов. Взыскание осуществляется прямым путем. Субъектом налогообложения являются юридические лица, имеющие на собственном балансе недвижимое и движимое имущество. Порядок начисления и структура налога имеют ряд особенностей.

Расчет налога на имущество организаций

В России практикуется два вида налогообложения: первое – федеральные налоги, второе – сборы территориального характера. Федеральные подчиняются общим правилам, устанавливаемыми Правительством РФ.

Территориальные налоги могут быть изменены по срокам уплаты, по ставкам или коэффициентам согласно решения местных властей. С этой точки зрения налог на имущество организаций является территориальным налогом. Соответственно, его ставки и порядок уплаты определяются местными властями. При этом есть важное требование – местные законы и нормативные документы любого назначения не должны противоречить федеральным документам, в частности Налоговому Кодексу РФ.

Особенности

Перед началом предпринимательской деятельности главным вопросом должно быть изучение законодательных аспектов каждого ее вида. Приоритетом в этом процессе являются вопросы налогообложения. Например, предприниматель должен интересоваться о том, какой закон о налоге на имущество организаций действует и какие правила он диктует?

Вопросами урегулирования данного налога считаются статьи 372-386 Налогового Кодекса РФ. Кроме того, руководители и бухгалтеры должны следить за изменениями в области налогообложения на двух уровнях: на федеральном и территориальном.

Налог на имущество организаций – это специфический тип налога, который признает своим субъектом движимое или недвижимое имущество, числящееся на балансе предприятия как основное средство. Но есть множество тонкостей и оговорок.

Нюансы

Есть ряд нюансов, которых необходимо знать руководителям и бухгалтерам предприятий, чтобы не допускать ошибок в отчетности. Например:

Кто платит?

Каждый вид налога предназначается только для определенных категорий субъектов бизнеса. При этом свобода выбора налогоплательщика сохраняется. Он вправе самостоятельно выбирать систему налогообложения и виды налогов.

Что касается букв закона о налоге на имущество организаций, то следует обращаться к статье 374 НК РФ. Согласно ей, налог начисляется на следующие виды имущества:

Что не облагается?

При этом основным критерием налога на имущество организаций в Москве или в любом другом городе остается один – отражение на балансе в качестве основного средства.

В то же время на законодательном уровне определен список видов имущества, не считающихся объектами налогообложения:

Для уточнения информации о том или ином виде объекта следует обращаться к местным законодательным актам и нормативным документам.

Освобожденная категория

Под освобождением принято понимать две категории: полностью освобожденные субъекты и субъекты с правом на льготы. Однако между ними разница принципиальная. Поэтому следует их отчетливо разграничить. Так, в список освобожденной категории входят следующие организации:

Порядок предоставления льгот

Льготы по налогу на имущество организаций предоставляются также на двух уровнях: на федеральном и территориальном. Федеральные льготы могут предусматривать полное освобождение или освобождение по отдельным видам имущества. Региональные льготы, их порядок определения и внедрения находятся в компетенции местных властей.

Если речь идет об освобождении по видам имущества, то такие освобождения могут иметь временной характер или быть реализованы на неопределенное время. Полные сведения по этой части отражены в статье 381 НК РФ.

Также на практике применяются специализированные льготы. О порядках их реализации и других правилах следует уточнить у местных властей.

Льготная категория

Ряд компаний освобожден от уплаты данного вида налога.

Территориальные власти вправе самостоятельно вносить корректировки, в том числе и дополнения по льготной части. Новшества после утверждения должны быть внесены в соответствующие законы.

Яркий пример территориального дополнения – Московская область. Здесь объект налога на имущество организаций не облагается, если принадлежит бюджетным и муниципальным организациям города Москвы.

Порядок расчетов

Расчеты производятся по простой формуле. Куда более важными является юридический аспект. Для нахождения конечной суммы необходимо знать ставку налога и сумму налоговой базы. Ставка налога установлена на федеральном уровне – 2,2 %. Территориальные корректировки не могут превышать данную отметку.

База налога на имущество организаций рассчитывается как средняя стоимость объекта налогообложения за год. Применяется следующая формула:

Итого сумма налога будет равна ставке налога, умноженной на налоговую базу, деленной на 100 %.

Важно помнить, если компания использует чужое имущество на основе договора временного пользования, то коэффициент будет иной – число месяцев, в течение которого планируется эксплуатировать имущество.

Принципы формирования налоговой базы

Налоговая база заслуживает отдельного внимания, так как от нее зависит конечная сумма налога, правильность или ошибки в методах расчета. Как уже упоминалось, эта величина представляет собой среднюю стоимость объекта за налоговый период. Но есть ряд объектов, в отношении которых расчеты должны производиться в отдельном порядке. Это следующие:

При этом допускается уменьшение налоговой базы на сумму инвестиций, если речь идет о порядке расчета налогов судоходных или гидротехнических предприятий.

Ставки по видам имущества

Как уже говорилось, ставки индивидуальны для каждого региона. Установленная отметка – 2,2 % - это максимальный показатель. Ставки в регионах не могут быть выше этой суммы. Рассмотрим некоторые особенности применения ставок в зависимости от вида имущества.

Условный показатель – 0 % применяется в отношении следующих категорий:

Полный список объектов со ставками 0 % утвержден Распоряжением Правительства РФ под номером 2188.

Ставки в размере 1,6 % актуальны для объектов, которые являются частью производственной деятельности компаний в вышеназванных отраслях.

Имущество железнодорожных путей для общей эксплуатации и иные сооружения из этой отрасли применяют ставку в 1 %. Основание для таких расчетов – Постановление Правительства под номером 504. Если такие объекты построены и переданы в пользование после 30 декабря 2016 года, то они имеют право применять понижающие коэффициенты в расчетах.

Объекты недвижимости по всей стране, за исключением Москвы, для которых налог на имущество организаций с года является обязательным, а в качестве базы применяется кадастровая стоимость, правомочны применять 2 % ставки. В Москве подобные объекты принимают ставку в размере 1,4 %.

Яркий пример индивидуального территориального решения – Ярославская область. Здесь приоритет отдан инвестиционным проектам, реализующимся в наиболее важных для края отраслях. Для таких компаний и их имущества предусмотрена ставка на выбор: от 0 до 2 %.

Если по тем или иным видам имущества территориальные власти не определили ставки, то к ним применяется общее правило – используются максимальные значения.

Правовая база

В правовом аспекте данный налог руководствуется целым списком статей и положений из закона. Бухгалтеру необходимо знать следующие статьи:

Когда платить?

Сроки внесения налогов территориального характера должны определяться местными властями. Если дата не определена, то применяются общие правила, указанные в федеральных законах и иных действующих официальных документах. Что касается срока налога на имущество организаций, то в течение налогового периода допускается производить авансовые платежи. Сумму налога можно внести по окончании данного периода. Минимальный размер авансовых взносов по данному виду налога – не менее 25 % от суммы налога.

Важно учитывать, что местные органы вправе определять категорию налогоплательщиков, которые освобождаются от обязательства производить авансовые платежи в течение налогового периода.

Порядок уплаты также подчиняется ряду правил:

В конце каждого отчетного периода формируются отчеты как по авансовым платежам, так и по начислению налогов. Сдача в соответствующие органы не должна задерживаться позднее 1 месяца по окончании отчетного периода. Отчеты формируются поквартально. Количество кварталов в году дает один налоговый период. Налоговый период подытоживается декларацией.

fb.ru

Оптимизация налога на имущество организаций

Оптимизация платежей по налогу на имущество организаций – актуальная задача для большинства хозяйствующих субъектов, поскольку это самый неприятный для предприятия налог. Ставка налога на имущество не зависит от деятельности предприятия, и чем больше будет сумма инвестиций в предприятие, тем больше налог.

Действующая глава. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» предусматривает перечень налоговых льгот в виде полного освобождения от уплаты налога, которые предоставляются определенным категориям налогоплательщиков (ст. 381 НК РФ). Этот перечень льгот не исчерпывающий. Поскольку налог на имущество организаций является региональным, законодательство позволяет субъектам РФ вводить дополнительные льготы по налогу в своих регионах. Регионы широко применяют предоставленное федеральным законодателем право и устанавливают различные льготы. Часть льгот поставлена в зависимость от вида имущества, часть – от использования той или иной деятельности, а часть – от вида самой организации собственника.

Кроме того, главы части второй НК РФ, устанавливающие специальные налоговые режимы, также освобождают налогоплательщиков, перешедших на спецрежим, от уплаты налога на имущество.

Таблица 6 Отдельные льготы по налогу на имущество организаций, предоставляемые в регионах России    

Кроме того, на территории Саратовской области дополнительно льготируются организации – в отношении автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности области; организации в отношении имущества, используемого (предназначенного) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет; областные и муниципальные бюджетные учреждения; органы государственной власти области и органы местного самоуправления; религиозные организации.

Способов оптимизации налога на имущество существует достаточно много – это один из самых «легких» для планирования налогов. Рассмотрим наиболее распространенные способы:

Первый способ оптимизации налога на имущество организаций – создание специальной структуры, имеющей налоговые льготы, и передачи ей имущества предприятия.

Оптимизация платежей по налогу на имущество сводится к передаче основных средств на баланс субъекта, который имеет льготы по этому налогу:

Такой способ более подходит для крупных кампаний холдингового типа, в которых имеется особая фирма на льготном режиме и владеет имуществом оптимизируемого предприятия. Это специально выделенное юридическое лицо, как правило, не ведущее никакой деятельности, кроме сдачи имущества в аренду, переведенное на один из льготных налоговых режимов. При этом он не только обеспечивает оптимизацию налога на имущество, но и используется в планировании других важнейших налогов (на прибыль, ЕСН).

Другим способом оптимизации налога на имущество выступает снижение стоимости основных средств с помощью переоценки. Данный способ является вполне законным и наиболее актуальным с точки зрения эффективной деятельности предприятия. Высокие технологии стремительно развиваются, дорогостоящее оборудование быстро устаревает, а фирма продолжает платить налог с его прошлогодней, уже неактуальной стоимости.

Для использования данного способа предприятие должно издать приказ о переоценке, с указанием групп основных средств для переоценки. При этом, однажды приняв решение о переоценке, необходимо проводить ее регулярно, не чаще чем 1 раз в год (по состоянию на 1 января).

Для осуществления переоценки необходимы документы, подтверждающие новую стоимость имущества. В качестве них законодательство разрешает использовать данные, полученные: от организаций- изготовителей; у органов статистики; у торговых инспекций и организаций; в средствах массовой информации и спецлитературе; по оценкам БТИ; по экспертным заключениям оценщиков. Выбор источников зависит от вида имущества. Так, для переоценки недорогих объектов обычно достаточно иметь прайс-листы производителей или продавцов аналогичного имущества, письмо органов статистики или справочник с указанием цен. Стоимость дорогостоящих основных средств (например, недвижимости или импортного оборудования) пересчитывают с помощью профессионального оценщика.

Результаты переоценки должны быть зафиксированы в специальном документе – бухгалтерской справке, с указанием коэффициента переоценки основных средств, новой стоимости имущества и порядка ее расчета, общей суммы уценки основного средства, суммы, на которую надо уменьшить первоначальную стоимость основного средства, суммы, на которую надо уменьшить начисленную по нему амортизацию.

Важная деталь: после проведения переоценки стоимость основных средств в налоговом учете не изменится, следовательно, амортизацию по ним начисляют в том же порядке и в тех же суммах, что и до переоценки.

До 2006 г. распространенным способом оптимизации налога на имущество выступал лизинг,т. к. основные средства, переданные в лизинг, не облагались налогом на имущество, если они учитываются на балансе лизингодателя. Поэтому все новое имущество покупалось на специальную «лизинговую» компанию, уведомляя продавца, что оно предназначено для сдачи в лизинг. Затем заключался лизинговый договор с основным предприятием, и оптимизируемое предприятие пользовалось всеми преимуществами лизинга. Важно и то, что в этой схеме не терялся «входящий» НДС: все ее участники – плательщики НДС. В последние годы лизинг рассматривался как подозрительная сделка, за которым следила Федеральная служба по финансовому мониторингу (если передаваемое в лизинг имущество стоит 600 тыс. рублей и более). С 2006 г. имущество, переданное в лизинг (аренду), включено в состав основных средств, облагаемых налогом на имущество.

ekbnavigator.com

Оптимизация налога на имущество

Новости

Единый налог на недвижимость

Минфин на своем сайте разместил информацию об основных элементах будущего налога на недвижимость: налог будет местным; объект налогообложения - здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного капитального строительства и земельные участки; налогоплательщики - граждане; налоговая база - суммарная кадастровая стоимость всех принадлежащих физлицу объектов недвижимости; планируется два вида налоговых вычетов. Первый будет предоставляться всем гражданам в отношении жилого помещения в размере кадастровой стоимости 20 кв. м этого помещения. А второй - лишь отдельным категориям граждан из числа нынешних льготников по налогу на имущество.

Освобождение от налогообложения движимого имущества

Со следующего года движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, не будет облагаться налогом на имущество. Ну а с того движимого имущества, которое еще будет числиться на балансе, налог по-прежнему придется платить, пока оно полностью не самортизируется. Власти подозревают, что сэкономить на налоге попробуют многие владельцы ранее учтенных ОС, организовав с нового года их "карусельную" перепродажу. Как они с этим будут бороться, пока не сообщают. Но наверняка что-нибудь придумают...

Минфин уже не против расчета энергоиндекса ОС

Речь об индексе энергоэффективности ОС, который дает право на повышенную амортизацию экономных ОС и льготу по налогу на имущество организаций. По мнению Минфина, этот индекс может быть рассчитан по единицам измерения, указанным в документации производителя ОС. А как считать - Минфин теперь отсылает в Минпромторг и Минэнерго.

Статьи

Оптимизация налога на имущество

Оптимизировать и минимизировать платежи по налогу на имущество можно, выбрав наиболее выгодный для вашей компании способ начисления амортизации. Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике.

Экономия на платежах по налогу на имущество с помощью "упрощенца"

Компании, работающие на УСН, не платят налог на имущество организаций (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Таким образом, для оптимизации налога на имущество основные средства оформляются в собственность компании на упрощенной системе. Далее их арендует налогоплательщик, работающий по общей системе налогообложения, он использует активы в общем режиме, но при этом экономит налог на имущество.

Ускоренная амортизация при налогообложении

При начислении амортизации некоторые плательщики налога на прибыль в части определенных объектов основных средств могут воспользоваться правом применения специальных коэффициентов к основной норме амортизации. Нормы, регламентирующие применение повышающих коэффициентов, установлены ст. 259.3 НК РФ. В п. 1 данной статьи перечислены объекты амортизируемых основных средств, по которым возможно применение к основной норме амортизации специального повышающего коэффициента, не превосходящего 2, в п. 2 - повышающего коэффициента, не превосходящего 3.

Экономия на платежах по налогу на имущество с помощью УСН

Организации, работающие на упрощенной системе налогообложения, уплачивают налог при УСН, но не платят некоторые налоги, которые должны направлять в бюджет организации, находящиеся на общем режиме налогообложения (например, "упрощенцы" не платят налог на имущество организаций - п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Консультации

Исправление ошибок в декларации по налогу на имущество

Если вы обнаружили ошибку при исчислении налога на имущество за предыдущие годы, будьте внимательны. Возможно, внесением исправлений только в декларацию по этому налогу дело не обойдется. Придется корректировать и данные "прибыльной" декларации. Как правильно сделать корректировки: подать уточненки или учесть все в декларациях текущего года?

Ответ

Вопросы налогообложения имущества в 2017 году

В этом году региональные власти делают ставку на то, что за счет имущественных налогов они смогут восполнить пробелы в бюджете. Однако прежде законодателю не мешало бы уточнить порядок расчета налога в сложных ситуациях. Пока же неопределенность по отдельным вопросам порождает конфликтные ситуации между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Ответ

Налог на имущество по кадастровой стоимости с 2017 года

База по налогу на имущество организаций по отдельным объектам недвижимости зависит от их кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года налогового периода (п. 2 ст. 375 НК РФ). В период с 01.01.2017 по 01.01.2020 действует особый порядок применения результатов государственной кадастровой оценки, полученных в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", он установлен ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ. Нужно ли его учитывать при расчете налога на имущество с 01.01.2017?

Ответ

www.pnalog.ru

Оптимизация налога на имущество организаций

Менеджмент Оптимизация налога на имущество организаций

просмотров - 9

Оптимизация платежей по налогу на имущество организаций – актуальная задача для большинства хозяйствующих субъектов, поскольку это самый неприятный для предприятия налоᴦ. Ставка налога на имущество не зависит от деятельности предприятия, и чем больше будет сумма инвестиций в предприятие, тем больше налоᴦ.

Действующая глава. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» предусматривает перечень налоговых льгот в виде полного освобождения от уплаты налога, которые предоставляются определœенным категориям налогоплательщиков (ст. 381 НК РФ). Этот перечень льгот не исчерпывающий. Поскольку налог на имущество организаций является региональным, законодательство позволяет субъектам РФ вводить дополнительные льготы по налогу в своих регионах. Регионы широко применяют предоставленное федеральным законодателœем право и устанавливают различные льготы. Часть льгот поставлена в зависимость от вида имущества, часть – от использования той или иной деятельности, а часть – от вида самой организации собственника.

Вместе с тем, главы части второй НК РФ, устанавливающие специальные налоговые режимы, также освобождают налогоплательщиков, перешедших на спецрежим, от уплаты налога на имущество.

Таблица 6

Отдельные льготы по налогу на имущество организаций, предоставляемые в регионах России[59]

Вместе с тем, на территории Саратовской области дополнительно льготируются организации – в отношении автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности области; организации в отношении имущества, используемого (предназначенного) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет; областные и муниципальные бюджетные учреждения; органы государственной власти области и органы местного самоуправления; религиозные организации.

Способов оптимизации налога на имущество существует достаточно много - ϶ᴛᴏ один из самых «легких» для планирования налогов. Рассмотрим наиболее распространенные способы:

– передача имущества оптимизируемого предприятия структуре, имеющей льготы по этому налогу;

– переоценка базовых средств.

Первый способ оптимизации налога на имущество организаций – создание специальной структуры, имеющей налоговые льготы, и передачи ей имущества предприятия .

Оптимизация платежей по налогу на имущество сводится к передаче базовых средств на баланс субъекта͵ который имеет льготы по этому налогу:

· индивидуальные предприниматели;

· фирмы, применяющие специальные налоговые режимы;

· фирмы, использующие труд инвалидов;

· некоторые фирмы, зарегистрированные в российских оффшорах.

Такой способ более подходит для крупных кампаний холдингового типа, в которых имеется особая фирма на льготном режиме и владеет имуществом оптимизируемого предприятия. Это специально выделœенное юридическое лицо, как правило, не ведущее никакой деятельности, кроме сдачи имущества в аренду, переведенное на один из льготных налоговых режимов. При этом он не только обеспечивает оптимизацию налога на имущество, но и используется в планировании других важнейших налогов (на прибыль, ЕСН).

Другим способом оптимизации налога на имущество выступает снижение стоимости базовых средств с помощью переоценки . Данный способ является вполне законным и наиболее актуальным с точки зрения эффективной деятельности предприятия. Высокие технологии стремительно развиваются, дорогостоящее оборудование быстро устаревает, а фирма продолжает платить налог с его прошлогодней, уже неактуальной стоимости.

Для использования данного способа предприятие должно издать приказ о переоценке, с указанием групп базовых средств для переоценки. При этом, однажды приняв решение о переоценке, крайне важно проводить ее регулярно, не чаще чем 1 раз в год (по состоянию на 1 января).

Для осуществления переоценки необходимы документы, подтверждающие новую стоимость имущества. В качестве них законодательство разрешает использовать данные, полученные: от организаций-изготовителœей; у органов статистики; у торговых инспекций и организаций; в средствах массовой информации и спецлитературе; по оценкам БТИ; по экспертным заключениям оценщиков. Выбор источников зависит от вида имущества. Так, для переоценки недорогих объектов обычно достаточно иметь прайс-листы производителœей или продавцов аналогичного имущества, письмо органов статистики или справочник с указанием цен. Стоимость дорогостоящих базовых средств (к примеру, недвижимости или импортного оборудования) пересчитывают с помощью профессионального оценщика.

Результаты переоценки должны быть зафиксированы в специальном документе – бухгалтерской справке, с указанием коэффициента переоценки базовых средств, новой стоимости имущества и порядка ее расчета͵ общей суммы уценки основного средства, суммы, на которую нужно уменьшить первоначальную стоимость основного средства, суммы, на которую нужно уменьшить начисленную по нему амортизацию.

Важная деталь : после проведения переоценки стоимость базовых средств в налоговом учете не изменится, следовательно, амортизацию по ним начисляют в том же порядке и в тех же суммах, что и до переоценки.

До 2006 ᴦ. распространенным способом оптимизации налога на имущество выступал лизинг, т. к. основные средства, переданные в лизинг, не облагались налогом на имущество, если они учитываются на балансе лизингодателя. По этой причине всœе новое имущество покупалось на специальную «лизинговую» компанию, уведомляя продавца, что оно предназначено для сдачи в лизинᴦ. Затем заключался лизинговый договор с основным предприятием, и оптимизируемое предприятие пользовалось всœеми преимуществами лизинга. Важно и то, что в этой схеме не терялся «входящий» НДС: всœе ее участники – плательщики НДС. В последние годы лизинг рассматривался как подозрительная сделка, за которым следила Федеральная служба по финансовому мониторингу (если передаваемое в лизинг имущество стоит 600 тыс. рублей и более). С 2006 ᴦ. имущество, переданное в лизинг (аренду), включено в состав базовых средств, облагаемых налогом на имущество.

Читайте также

  • - Оптимизация налога на имущество организаций

    Оптимизация платежей по налогу на имущество организаций – актуальная задача для большинства хозяйствующих субъектов, поскольку это самый неприятный для предприятия налог. Ставка налога на имущество не зависит от деятельности предприятия, и чем больше будет сумма... [читать подробенее]

  • - Оптимизация налога на имущество организаций

    Оптимизация платежей по налогу на имущество организаций – актуальная задача для большинства хозяйствующих субъектов, поскольку это самый неприятный для предприятия налог. Ставка налога на имущество не зависит от деятельности предприятия, и чем больше будет сумма... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Оптимизация налога на имущество организаций

    Оптимизация платежей по налогу на имущество организаций – актуальная задача для большинства хозяйствующих субъектов, поскольку это самый неприятный для предприятия налог. Ставка налога на имущество не зависит от деятельности предприятия, и чем больше будет сумма инвестиций в предприятие, тем больше налог.

    Действующая глава. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» предусматривает перечень налоговых льгот в виде полного освобождения от уплаты налога, которые предоставляются определенным категориям налогоплательщиков (ст. 381 НК РФ). Этот перечень льгот не исчерпывающий. Поскольку налог на имущество организаций является региональным, законодательство позволяет субъектам РФ вводить дополнительные льготы по налогу в своих регионах. Регионы широко применяют предоставленное федеральным законодателем право и устанавливают различные льготы. Часть льгот поставлена в зависимость от вида имущества, часть – от использования той или иной деятельности, а часть – от вида самой организации собственника.

    Кроме того, главы части второй НК РФ, устанавливающие специальные налоговые режимы, также освобождают налогоплательщиков, перешедших на спецрежим, от уплаты налога на имущество.

    Таблица 6

    Отдельные льготы по налогу на имущество организаций, предоставляемые в регионах России[59]

    Кроме того, на территории Саратовской области дополнительно льготируются организации – в отношении автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности области; организации в отношении имущества, используемого (предназначенного) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет; областные и муниципальные бюджетные учреждения; органы государственной власти области и органы местного самоуправления; религиозные организации.

    Способов оптимизации налога на имущество существует достаточно много – это один из самых «легких» для планирования налогов. Рассмотрим наиболее распространенные способы:

    – передача имущества оптимизируемого предприятия структуре, имеющей льготы по этому налогу;

    – переоценка основных средств.

    Первый способ оптимизации налога на имущество организаций – создание специальной структуры, имеющей налоговые льготы, и передачи ей имущества предприятия .

    Оптимизация платежей по налогу на имущество сводится к передаче основных средств на баланс субъекта, который имеет льготы по этому налогу:

    · индивидуальные предприниматели;

    · фирмы, применяющие специальные налоговые режимы;

    · фирмы, использующие труд инвалидов;

    · некоторые фирмы, зарегистрированные в российских оффшорах.

    Такой способ более подходит для крупных кампаний холдингового типа, в которых имеется особая фирма на льготном режиме и владеет имуществом оптимизируемого предприятия. Это специально выделенное юридическое лицо, как правило, не ведущее никакой деятельности, кроме сдачи имущества в аренду, переведенное на один из льготных налоговых режимов. При этом он не только обеспечивает оптимизацию налога на имущество, но и используется в планировании других важнейших налогов (на прибыль, ЕСН).

    Другим способом оптимизации налога на имущество выступает снижение стоимости основных средств с помощью переоценки . Данный способ является вполне законным и наиболее актуальным с точки зрения эффективной деятельности предприятия. Высокие технологии стремительно развиваются, дорогостоящее оборудование быстро устаревает, а фирма продолжает платить налог с его прошлогодней, уже неактуальной стоимости.

    Для использования данного способа предприятие должно издать приказ о переоценке, с указанием групп основных средств для переоценки. При этом, однажды приняв решение о переоценке, необходимо проводить ее регулярно, не чаще чем 1 раз в год (по состоянию на 1 января).

    Для осуществления переоценки необходимы документы, подтверждающие новую стоимость имущества. В качестве них законодательство разрешает использовать данные, полученные: от организаций-изготовителей; у органов статистики; у торговых инспекций и организаций; в средствах массовой информации и спецлитературе; по оценкам БТИ; по экспертным заключениям оценщиков. Выбор источников зависит от вида имущества. Так, для переоценки недорогих объектов обычно достаточно иметь прайс-листы производителей или продавцов аналогичного имущества, письмо органов статистики или справочник с указанием цен. Стоимость дорогостоящих основных средств (например, недвижимости или импортного оборудования) пересчитывают с помощью профессионального оценщика.

    Результаты переоценки должны быть зафиксированы в специальном документе – бухгалтерской справке, с указанием коэффициента переоценки основных средств, новой стоимости имущества и порядка ее расчета, общей суммы уценки основного средства, суммы, на которую надо уменьшить первоначальную стоимость основного средства, суммы, на которую надо уменьшить начисленную по нему амортизацию.

    Важная деталь : после проведения переоценки стоимость основных средств в налоговом учете не изменится, следовательно, амортизацию по ним начисляют в том же порядке и в тех же суммах, что и до переоценки.

    До 2006 г. распространенным способом оптимизации налога на имущество выступал лизинг, т. к. основные средства, переданные в лизинг, не облагались налогом на имущество, если они учитываются на балансе лизингодателя. Поэтому все новое имущество покупалось на специальную «лизинговую» компанию, уведомляя продавца, что оно предназначено для сдачи в лизинг. Затем заключался лизинговый договор с основным предприятием, и оптимизируемое предприятие пользовалось всеми преимуществами лизинга. Важно и то, что в этой схеме не терялся «входящий» НДС: все ее участники – плательщики НДС. В последние годы лизинг рассматривался как подозрительная сделка, за которым следила Федеральная служба по финансовому мониторингу (если передаваемое в лизинг имущество стоит 600 тыс. рублей и более). С 2006 г. имущество, переданное в лизинг (аренду), включено в состав основных средств, облагаемых налогом на имущество.

    studlib.info


    Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта