Оптимизация использования ресурсного потенциала медицинской организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки». Оптимизация медицинских учреждений


Оптимизация оставила россиян без медпомощи: итоги здравоохранения 2017 года

Правительство России утвердило программу по госгарантиям с бесплатной медицинской помощью на три года с 2015 по 2017 год, но россиянам она обходится дороже и дороже.

1. Оптимизация системы здравоохранения

За последние годы система здравоохранения требует все меньше и меньше расходов с бюджета. Оптимизация и реформирование - именно под таким соусом идет процесс, по которому медицинские услуги стали невозможны: закрываются фельдшерско – акушерские пункты, сокращается штатное расписание в больницах, медицинские услуги переносятся в краевые и областные центры, куда больные могут просто и не успеть добраться, сокращается количество коек, которые «вытягивают» бюджетные деньги (чтобы больше не тянули). Более 20 тысяч населенных пунктов не имеют возможности получить срочную медицинскую помощь. Бюджет финансирует Минздрав по минимуму: только капремонты и строительство с закупкой оборудования.

По данным Счетной палаты, с 2016 по 2017 года, в России запланирована ликвидация 15 поликлиник и больниц, 581 учреждение подвергли реорганизации. Всего к концу 2018-го по сравнению с 1 января 2014 года количество больниц сократится на 11,2%, а поликлиник - на 7,2%. Причем количество доступных населению больничных коек уже упало на треть до 1,2 миллиона, а в сельской местности - на 40%, приводят данные эксперты Центра экономических и политических реформ.

2. Гигантомания вместо шаговой доступности

Министр здравоохранения Вероника Скворцова гордится тем, что место поликлиник и медпунктов занимают крупные медцентры. Зато здесь россияне могут получить консультацию профильных врачей, которых не могли позволить себе небольшие медпункты, оправдывают «гигантоманию» чиновники от здравоохранения. При этом никого не заботит, что укрупнение только осложнило жизнь людям, особенно пожилым и мамам с детьми, поскольку приходится добираться до крупного медучреждения. На посещение врачей иногда приходится потратить (без преувеличения) полдня. И все из-за очередей. Не помогла даже предварительная запись.

Теперь Минздрав предлагает лечить россиян по интернету. В конце 2016 года ведомство вместе с экспертами по информационным технологиям разработало законопроект о телемедицине — оказании медицинской помощи через интернет и другие средства связи. В настоящее время документ находится на рассмотрении правительства. Утешает одно: дистанционный способ общения с пациентом не снимает с медработника ответственности за врачебные ошибки и нанесение ущерба здоровью больного.

3. Нормативы на осмотр

По нормативам 2017 года на осмотр одного пациента врач-терапевт может потратить 15 минут, врач-педиатр – 15 минут и врач общей практики – 18 минут. За это время врач должен не только внимательно выслушать пациента, но и осмотреть все имеющиеся записи в карте, и заполнить документы. При этом за четырехчасовой прием один врач может обслужить не более 16 человек. В обязанности доктора также входит осмотр пациентов, обратившихся с острой болью.

Расчет Минздрава на то, что крупные поликлиники и предварительная запись на прием снизит очередь, оказался на деле «просчетом». Очереди не только не уменьшились, но и выросли. За талонами к специалистам в регионах стоят многочасовые очереди. А в период эпидемий гриппа в коридорах поликлиник не только яблоку негде упасть, они еще становятся эпицентром рассадника заразы.

Много жалоб поступает от пациентов, вызвавших врачей на дом: все бегом, на ходу и быстро. Понять врачей тоже можно: на осмотр пациента на дому выделены те же 15 минут. Зато нет нормы на количество «прикрепленных» к врачу людей. В приказе Минздрава по этому поводу есть только рекомендации: терапевту на участке — не более 1700 человек, врачу общей практики — 1200, семейному доктору — 1500 человек.

Такую нагрузку выдерживают не многие,уходят. Это привело к тому, что в российских поликлиниках образовался дефицит врачей базовых специальностей. Жалобы на хроническую нехватку медперсонала докатились до президента Владимира Путина. Примечательно, что сама Скворцова признала, что такая проблема есть и пообещала решить ее в ближайшее время.

- На 1 января 2017 года у нас сохраняются из наших 157 тыс. 9900 населенных пунктов, население которых имеет ограничения и риски по доступности в соответствии с нормативом медицинской помощи того или иного рода, - сказала Скворцова.

При этом министр добавила, что в 8866 населенных пунктах, где проживают до 100 человек, нет доступа к первичной помощи в шаговой доступности. 865 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) не хватает в 43 тыс. населенных пунктах, где проживают до тысячи человек. А в населенных пунктах, где проживает до 10 тыс. человек, не хватает 169 сельских амбулаторий.

Эксперты скептически отнеслись к обещанию министра исправить проблему, считая, что доступность медицины стала хуже как раз из-за реформы и оптимизации. Но коллеги Скворцовой вообще не считают дефицит проблемой. Это не дефицит, а дисбаланс кадров, настаивают чиновники.

4. Цены на лекарства перестали «кусаться»

По данным Росстата, за 10 месяцев 2017 года лекарства подешевели на 2,9%. Например, валидол упал в цене на 4,3%, корвалол — на 1,1–1,9%. Такая динамика связана во многом с контролем государства за ценами на этом рынке. Отрадно и то, что перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год не был «урезан» Минздравом и полностью повторяет список льготных лекарств на 2016 год.

Также увеличился объем производства лекарственных средств в России. К примеру, в первом полугодии 2017 года выпущено на 11,2% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Минпромторг оценил выпуск препаратов российского производства в 140,37 млрд рублей. Эксперты связывают позитивную динамику с программой импортозамещения в фармацевтической отрасли.

5. Начали со здравия, закончили за упокой

Министр здравоохранения Вероника Скворцова отрапортовала: россияне стали жить дольше. В частности, средняя продолжительность жизни россиян выросла на 7,2 года за последние 12 лет.

- В 2005 году продолжительность жизни россиян была 65,4 года. Сейчас это более 72,6. Рост — 7,2 года. По темпам прироста, наша страна является одним из лидеров в мире, фактически в тройку мы входим лидеров, — обрадовала Скворцова.

Кроме того, по ее словам, за тот же период значительно снизилась смертность.

- Смертность среди лиц трудоспособного возраста — это самая важная для нас тема, потому что вы помните 90-е, 2000-е годы, когда она зашкаливала у нас в стране. Она была 826,5 на 1000 тысяч (человек), а сейчас: 480 (на 1000 человек) — последний результат. Фактически почти в два раза, — отметила министр.

В то же время Всемирная Организация Здравоохранения провела исследование. Оно показало, что продолжительность жизни зависит напрямую от трат на здравоохранение. Одним словом: чем больше государство заботится о медицинском обеспечении, тем дольше живут его граждане. В частности, потратили менее $500 в год получай продолжительность жизни 45-67 лет. Расходы от $500 до $1000 приводят к ожидаемой продолжительности в 70-75 лет. Более $1000 обеспечивают продолжительность жизни в 75-80 лет.

В России, по словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, норматив на одного человека составляет 11 900 руб., или около $200. Правда, по данным правительства, сумма подушевого норматива в текущем году составляет 13,3 тысяч рублей. Но даже при такой цифре заявление Скворцовой подрывает доверие к утверждениям о продолжительности жизни россиян. Впрочем, умолчала глава Минздрава о качестве жизни тех, кому повезло дожить до 70 лет.

Уже сегодня эксперты говорят, что россияне стали обращаться в поликлиники только в крайних случаях, да еще за справками или больничными листами. Может, Минздрав всю оптимизацию и проводил ради этого?

Вы обращаетесь в медицинские учреждения только в случае крайней необходимости?

Голосование завершено

Спасибо. Ваш голос учтен.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

hollivizor.ru

Оптимизация деятельности медицинской научной организации

В статье показаны основные направления оптимизации деятельности медицинской научной организации.

В начале 21 века во всех сферах отечественной медицинской деятельности начаты интенсивные работы по созданию и внедрению инновационных продуктов.

В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации одним из приоритетных направлений медицинской деятельности является повышение качества оказания медицинских услуг гражданам Российской Федерации.

Многие авторы справедливо отмечают, что наибольший эффект достигается при всеобъемлющей интеграции медицинской науки, практики и образования [1-6].

Необходимо отметить, что глобальная оптимизация системы оказания медицинской помощи населению Российской Федерации позволила улучшить материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения и дала им возможность внедрять инновационные технологии.

Нами обоснованы основные направления оптимизации деятельности медицинской научной организации на основе принципов организации здравоохранения и медицинского менеджмента.

Основные направления оптимизации:

  1. Основными проблемами оптимизации деятельности медицинских научных организаций являются: отсутствие эффективных механизмов стимулирования сотрудников; недостаточная проработка нормативной и правовой базы в части оформления результатов научной деятельности; низкая эффективность патентной деятельности организации; низкая востребованность научной продукции.
  2. Основными направлениями оптимизации деятельности медицинских научных организаций являются: применение оптимально сбалансированного подхода к выполнению поручений заказчика научной продукции, разработка программы по вовлечению научных сотрудников в достижение поставленных целей, применение системного подхода к управлению научной деятельностью.

Результаты работы могут быть использованы в работе органов управления здравоохранением и медицинских учреждениях. Полученные данные могут быть использованы в учебном процессе при обучении врачей в высших учебных заведениях Российской Федерации.

novainfo.ru

«Оптимизация структуры лпу как инструмент повышения качества медицинской помощи населению»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ ПРОЕКТ на тему «Оптимизация структуры ЛПУ как инструмент повышения качества медицинской помощи населению»

Разработчики:

Черченко Алексей Викторович
Изергин Александр Борисович
Немировская Марина Михайловна
Хомкина Марина Юрьевна
Иванов Виталий Михайлович
Пантюхова Мария Викторовна
Приз Евгения Вячеславовна
Степанов Андрей Владимирович

Ростов-на-Дону

2013 ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Заказчик проекта ЛПУ + министерство здравоохранения
Руководители проекта Главный врач ЛПУ
Целевая группа Население обслуживаемой территории
Партнеры-участники проекта
Продолжительность проекта 2-3 года
Стоимость проекта Имеется Необходимо Всего
75 000 руб. 1 160 000 руб. 1 235 000 руб.
  1. ВВЕДЕНИЕ
Последнее десятилетие характеризуется возросшим вниманием государства и общества к проблемам здоровья населения, особо следует отметить прогрессивную тенденцию восстановления профилактических основ охраны здоровья граждан, совершенствование первичной и специализированной помощи, создание базы высокотехнологичной медицинской помощи на уровне мировых стандартов. На современном этапе проведение комплексных мер по изменению подходов к определению и решению проблемных вопросов организации медицинской помощи является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Наша рабочая группа в ходе деловой игры выявила основные проблемы современного здравоохранения, такие как несоответствие объемов и качества медицинской помощи реальным потребностям населения, несоответствие финансирования затратам ЛПУ, нехватка кадров, несоответствие материально-технической базы требованиям, предъявляемым к ЛПУ, провела системный анализ указанных проблем, а также обсудила нерешенные проблемы организации медицинской помощи в отдаленных сельских местностях, проблемы организации паллиативной помощи инкурабельным больным, востребованность медицинской реабилитации. Учитывая изложенное и основываясь на плане «дорожной карты» и ее рекомендациях, рабочая группа пришла к выводу, что тема оптимизации структуры лечебного учреждения будет способствовать решению вышеприведенных проблем, обеспечит повышение доступности, качества и объемов медицинской помощи населению.

2. Содержание проекта

2.1. Актуальность темы проекта

2.1.1. Значимость решаемой проблемы

Решению задач здоровья населения Правительством страны в последнее десятилетие уделяется все больше внимания. Так, Национальный проект в сфере здравоохранения продолжила программа модернизации здравоохранения, подтвердившая приоритетные направления развития отечественной системы медицинской помощи населению и значительно улучшившая материальное и ресурсное обеспечение медицинских учреждений. Продолжившая ее концепция развития здравоохранения до 2018г. – «дорожная карта», ориентирована на реализацию конкретных мероприятий в отрасли, направленных на повышение эффективности здравоохранения. Одним из основных направлений «дорожной карты» является развитие медицинской реабилитации, направленной на возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности пациента. В «дорожной карте» отмечается явный недостаток паллиативной помощи инкурабельным больным. Нерациональное использование имеющихся мощностей.

Эти мероприятия подразумевают реструктуризацию лечебной сети и лечебных учреждений, реструктуризацию коек круглосуточного стационара, перепрофилирование коек, развитие реабилитации, организацию паллиативной помощи и ряд др. мер.

2.1.2. Цели проекта

Качество медицинской помощи по ВОЗ определяется как совокупность эффективности медицинской помощи (отношение затратных ресурсов к полученным клиническим результатам), экономичности (отношение ресурсных затрат к нормативной стоимости), и адекватности (соотношение между оказываемой медицинской помощью и потребной).

Исходя из данного определения, анализа конкретной ситуации по структуре лечебных учреждений муниципального образования, структуры и динамики заболеваемости населения цели нашего проекта заключается в оптимизации расходов и повышении качества медицинской помощи за счет внутренних резервов, что позволит:

2.2. Задачи проекта

Проект разработан на базе ЦРБ г. Тихорецка с рекомендациями для лечебно-профилактических учреждений аналогичного профиля.

Схема расположения основных структурных подразделений ЦРБ Тихорецкого района ЦРБ г. Тихорецка

Архангельская РБ

(32 км)

Малороссийская УБ

(24 км)

Терновская УБ

(30 км)

Фастовецкая УБ

(8 км)

Распределение коечного фонда между структурными подразделениями ЦРБ

№ п/п Наименование отделения ЦРБ ФРБ АРБ ТУБ МУБ
кк в т.ч. кдп кк в т.ч. кдп кк в т.ч. кдп кк в т.ч. кдп кк в т.ч. кдп
1 АРО 12 6
2 Терапевтическое 55 15 30 3 32 12 20 10 20 10
3 Хирургическое 55 2 40 5 8 5
4 Травматологическое 55 6 22 2
5 Кардиологическое 57 17 30 3
6 Неврологическое 35 10 30 3
7 Детское 35 5 25 5 3 3
8 Инфекционное* 30 20
9 Офтальмологическое 35 7
10 Оториноларингологическое 35
11 Перинатальный центр* 123 13
12 Наркологическое* 20
13 Койки сестринского ухода 20

Признано эффективным объединение травматологического и хирургического отделения в виду нецелесообразности содержания развернуто круглосуточной диагностической и лечебной базы на расстоянии 8 км от центральной базы, а так же необходимости содержания двух идентичных ургентных служб. При объединении служб отпадает необходимость содержать две ургентирующие хирургические службы и две ургентирующие эндоскопические службы. Пациенты получают возможность проходить лечение на базе травматологического отделения являющегося межрайонным. В хирургическом отделении полностью отпадает необходимость содержания ургентной службы, так как два хирурга дежурящих в одном месте обеспечивают ассистенцию при оперативном вмешательстве, в том числе и в травматологическом отделении.

Содержание Малороссийской участковой больницы нецелесообразно по причине наличия всего 10 круглосуточных коек при необходимости содержания пищеблока в полном объеме. Диагностическая база больницы так же крайне слаба: лаборант делает забор анализов 2 раза в неделю. Нет рентген службы. На расстоянии 8 км. расположена Архангельская районная больница способная принять на себя объемы нагрузок круглосуточного стационара. На базе больницы в поселке Малороссийском необходимо создать врачебную амбулаторию с койками дневного пребывания. Вся необходимая инфраструктура и персонал для этого имеется.

Перевод офтальмологического отделения на базу Фастовецкой районной больницы обосновывается необходимостью освобождения площадей для размещения укрупненных объединенных отделений. Перепрофилирование коек круглосуточного пребывания в койки дневного стационара с одной стороны дает экономию средств при сохранении качества медицинской помощи, с другой – решает проблемы площадей размещения. Койки дневного стационара подлежат так же перераспределению между отделениями, с последующей этапной коррекцией в соответствии с потребностями населения и ЛПУ.

Диагностическая база ЦРБ и ФРБ

Диагностическая база ЦРБ ФРБ
Рентген круглосуточно + -
Лаборатория круглосуточно + -
Компьютерный томограф + -
С-дуга + -
Травматолог круглосуточно + -
Хирург круглосуточно + +
Ургентация эндоскописта + +

Объединение детской службы на базе г. Тихорецка признано нецелесообразным в виду отсутствия площадей и отрыва от детского инфекционного отделения Фастовецкой районной больницы (круглосуточное дежурство педиатров в Фастовецкой РБ все равно необходимо обеспечивать). Объединение на базе Фастовецкой РБ приведет к ухудшению качества медицинской помощи детям в виду отрыва от современной диагностической и реанимационной базы.

Схема перемещения отделений

ФРБ

Травматологическое отд.

Хирургическое отд.

ЦРБ

Травматологическое отд.

Хирургическое отд.

Офтальмологическое отд.

Оптимизация коечного фонда структурных подразделений ЦРБ

№ пп

Наименование отделения ЦРБ ФРБ АРБ ТУБ МУБ
Кк в т.ч. кдп кк в т.ч. кдп Кк в т.ч. кдп кк в т.ч. кдп кк в т.ч. кдп
1 АРО 12 3
2 Терапевтическое 50 20 30 6 32 12 20 10 20
3 Хирургическое 70 26 8 5
4 Травматологическое 62 20
5 Кардиологическое 57 17 30 6
6 Неврологическое 35 10 30 6
7 Детское 35 5 25 5 3 3
8 Инфекционное* 30 20
9 Офтальмологическое 35 7
10 Оториноларингологическое 35
11 Перинатальный центр* 123 13
12 Наркологическое* 20
13 Койки сестринского ухода 20
Таким образом, присоединение маломощных неэффективно функционирующих учреждений к более крупным учреждениям, имеющим улучшенную материально-техническую базу, необходимый кадровый потенциал, и расположенных в пределах часовой доступности для прикрепленного населения, даст возможность предоставления пациентам комфортных условий пребывания, повысить качество предоставляемой медицинской помощи за счет более эффективного использования медицинского оборудования.

Каждый этап оптимизации должен начинаться с 1 января отчетного года. Это вызвано необходимостью согласования финансового года с фондом и министерством здравоохранения.

следующая страница>

flatik.ru

Тотальная оптимизация - официальные данные Счетной палаты

   Счетная палата провела плановые проверки по исполнению соглашений в целях реализации "дорожных карт" между Минздравом, Минобрнауки, Минкультуры, Минтрудсоцзащитой и высшими органами исполнительной власти регионов России по достижению нормативных показателей оптимизации сети государственных и муниципальных медицинских, учреждений культуры, образовательных организаций, организаций социального обслуживания населения.

Под оптимизацией предполагалось проведение комплекса мер для достижения определенных целевых показателей при которых система функционирует "наилучшим" образом, а не только сокращение сотрудников и государственных учреждений. Заметим, что в самих соглашениях не прописаны качественные критерии оценки исполнения "дорожных карт", кроме сумм, высвобождающихся из бюджета.

Проверка показала, что в министерства как федерального уровня, так и регионального, не были разработаны единые методические указания и рекомендации по проведению оптимизации. Количественные изменения в численности образовательных, медицинских организаций, учреждений культуры, организаций социального обслуживания и отдельных категорий работников проводились без учета социальных нормативов и норм, утвержденных Правительством.

Плачевные итоги "оптимизации" уже можно наблюдать: ухудшением качества образования, рост на 3,7% числа умерших в стационарах, увеличением на 2,6% внутрибольничной летальности больных, ухудшением качества жизни населения.

Сегодня рассмотрим внимательнее сферу здравоохранения.

  Изначально разработанные Минздравом показатели не позволяют оценить динамику изменений в здравоохранении в целом. В частности, отсутствуют показатели по повышению качества и доступности медицинской помощи. Кроме того, планируемые значения показателей в соглашениях не соответствуют показателям «дорожных карт» и фактическим данным за 2013 г. Возникает много вопросов, почему на этапе согласования Соглашений не были прописаны качественные качественные критерии оценки эффективности деятельности.

По итогам 2014 г. отмечено сокращение числа педагогических, медицинских, социальных, научных работников и работников учреждений культуры с 6,18 млн. до 5,95 млн. человек на фоне роста на 152,7 тыс. потребителей услуг.

В 2015 г. - в 62 регионах выявлен дефицит региональных программ госгарантий в размере 127 млрд. рублей. Также на 2015 г. 9 регионов утвердили свои территориальные программы с дефицитом средств ОМС в общем объеме 4,93 млрд. рублей из-за неисполнения обязательств регионов по финансированию медпомощи, оказываемой сверх базовой программы ОМС.

По информации, представленной всеми регионами, под мероприятия по оптимизации подпадают 952 медицинских организации, из них 472 - в 2015 г. (49,6%). Из 952 медицинских организаций за 2014-2018 гг. предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию, реорганизовать в качестве филиалов 911 медицинских организаций. - читай ликвидировать. В 2014 г. в мероприятиях по оптимизации участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано 26. 330 потеряли свою самостоятельность. До конца 2018 г. планируется закрыть еще 15 медорганизаций и реорганизовать 581. В основном это больницы и поликлиники. В результате к концу 2018 г. по сравнению с 1 января 2014 г. численность больничных организаций сократится на 11,2%, амбулаторно-поликлинических организаций – на 7,2%. Заявления региональных чиновников о сокращении стационаров, но с усилением амбулаторного звена по факту оказываются ложными. 7,2% - серьезная цифра с учетом огромного дефицита кадров поликлиник.

В России 17 с половиной тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. Причем 35% населенных пунктов не охвачены общественным транспортом. При этом сократили бездумно сельские ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты), и теперь людям просто некуда деваться. Их планировали частично заменить офисами врачей общей практики, но по факту их еще нет, а ФАПов уже нет.

Выявлено превышение предельных сроков ожидания при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме более чем на 20 дней приема врачей: кардиологов, неврологов, офтальмологов, эндокринологов, гастроэнтерологов, ревматологов и онкологов. По ряду медицинских организаций ожидание по записи на ультразвуковое исследование превышает 1,5 месяца.

Вопрос о доступности медицинской помощи с учетом удаленности от мест проживания и времени ожидания приема становится краеугольным.

Проверка также показала, что в ходе оптимизации регионы активно сокращают коечный фонд, закрывая в сельских больницах специализированные отделения и переводя эти виды помощи на уровень межрайонных и областных больниц. Всего на конец 2014 г. по медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения регионов сокращено 33 757 коек.

Самое главное, что проведенная оптимизация не привела к запланированным результатам по снижению смертности. Вместо предполагаемых 12,8 на 1000 населения по итогам 2014 г. смертность населения, по данным Росстата, составила 13,1 на 1000 населения. Если сравнивать показатели января-февраля 2015 г. с аналогичном периодом 2014 г., то рост смертности населения составил 2,2%.

«В ходе оптимизации сети мы отмечаем продолжающееся сокращение медработников. По данным Росстата, их число снизилось за год на 90 тыс. человек при сохранении высокого уровня совместительства – около 140%» - отметил Александр Филипенко.

Сокращение медицинских работников в регионах проводится без предварительного планирования и учета возможных последствий. С другой стороны, в ходе проверок властями регионов определена и представлена общая потребность во врачах и среднем медицинском персонале в количестве 55 тыс. и 88 тыс. человек, соответственно. 

То есть с одной стороны идет огульное сокращение медицинских кадров, причем без разбора. Тотально сокращаются от высококлассных специалистов до санитаров. Причем мы еще не рассматриваем моральный аспект увольнения 90000 человек.  А с другой стороны у нас огромный дефицит медицинских сотрудников. Но очевидно, что регионам более удобно сохранять этот дефицит.

Одна из целей оптимизации - рост зарплаты медработников. По данным Минздрава России и органов исполнительной власти регионов, в 2014 г. для повышения заработной платы медицинских работников было дополнительно направлено 3,28 млрд. рублей, полученных от реорганизации неэффективных медицинских организаций (0,5% от общего фонда оплаты труда медицинских работников). Всего в ходе оптимизации (2014-2018 гг.) планируется высвободить более 150 млрд. рублей.Однако это составляет менее 1% ежегодного объема средств территориальных программ.  Что это значит, что заявления региональных властей, прикрывающихся майским указом президента, что  сокращения врачей происходят ради того, чтобы была финансовая возможность повысить их зарпаты априори ложные. Тк 0,5% в общем фонде труда сумма не значительная. Относительно самих зарплат, все врачи отмечают фактическое сокращение зарплат. Достижение определенного уровня происходит исключительно за счет высокой доли совместительства.

Результаты оптимизации предпочитают не замечать. «В целом программа, которая намечена Министерством здравоохранения и всеми территориями, которые участвуют повсеместно в реализации программы здравоохранения, – она выполнена», – заявила Голодец.«Все не так плохо». «Результаты оптимизации – повышение качества и доступности медпомощи. Они растут в ряде регионов. Например, 80% высокотехнологичной медпомощи было получено в региональных медицинских учреждениях, число которых с 2011 года увеличилось в 3,5 раза», – заявили в Минздраве. О доступности высокотехнологической медпомощи мы еще расскажем.

Но в общем по словам нашего минздрава "Все не так плохо".

gadovnet.livejournal.com

Оптимизация деятельности многопрофильного стационара лечебно-профилактического учреждения Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГОПРОФИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА ЛЕЧЕБНОПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Черкасов С.Н., Курносиков М.С., Черкасова С.В.

«Самарский государственный медицинский университет Росздрава», кафедра общественного здоровья и здравоохранения, г. Самара

Одной из основных задач по совершенствованию системы здравоохранения, как в нашей стране, так и во всем мире, является повышение ее эффективности. Одним из путей снижения затрат на оказание стационарной помощи населению является широкое внедрение малозатратных технологий и развитие стационарозамещающих форм организации и оказания медицинской помощи.

Целью исследования стало научное обоснование наиболее эффективного способа использования имеющихся ресурсов при использовании ресурсосберегающих технологий. В качестве предмета исследования рассматривалась система организации медицинской помощи на базе дневного стационара в многопрофильном стационарном учреждении.

Проведенный анализ позволил определить, что высокий уровень условно-постоянных затрат, приходящихся на один день пребывания в дневном стационаре, обусловлен профильным принципом размещения на одних производственных площадях как коек круглосуточного пребывания, так и дневного. Высокий уровень затрат приходящихся на оплату труда персонала сохраняется за счет содержания круглосуточного поста. Так в расчете на один день пребывания в дневном стационаре, условно-постоянные расходы составили, в первом полугодии 2008 года 139,3 рубля (для терапевтического профиля), а на один койко-день в круглосуточном стационаре, 145,1 рубль (для терапевтического профиля), экономия составляет всего 7%. Стоимость одного койко-дня в круглосуточном стационаре составила 395,51 рубль, по дневному стационару - 289,87 рубля или 73% от стоимости одного койко-дня в стационаре круглосуточного пребывания (данные приведены для стационара терапевтического профиля).

Уровень условно-переменных затрат сохраняется вследствие расходов на лекарственные средства, так как стандарты лечения и обследования при применении стационарозамещающих технологий не изменяются. Следовательно, на основе проведенного анализа можно сделать вывод о недостаточно эффективном использовании ресурсов лечебно-профилактического учреждения.

С целью оптимизации деятельности многопрофильного стационара, анализируемого лечебнопрофилактического учреждения, необходимо снизить условно-постоянные затраты стационара дневного пребывания. Для этого представляется рациональным выделить дневной стационар в отдельную структуру. Данное мероприятие не уменьшит медицинскую эффективность и не повлияет на социальную эффективность. Проведенное социологическое исследование пациентов подтвердило это предположение, так как более 90% пациентов относились к такой реструктуризации безразлично. Таким образом, при равенстве медицинской и социальной эффективности двух моделей организации помощи, возможно использовать в качестве основного критерия эффективности и достаточного обоснования принятия управленческого решения считать сравнение экономических затрат на оказание одинаковых объемов медицинской помощи. Доказано, что при размещении коек дневного пребывания по территориальному принципу повысила рентабельность с 1 до 15,95 копеек на один рубль затрат.

Таким образом, отказ от профильного принципа размещения коек дневного стационара позволяет существенно снизить условно-постоянные затраты, которые в настоящее время составляют 53,7% от общей суммы затрат на оказание единицы объема медицинской помощи. После реструктуризации удельный вес условно-постоянных затрат снизится до 46,8%, что положительно отразится на показателях эффективности деятельности данного лечебно-профилактического учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

Материалы1 X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 2.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 2.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

cyberleninka.ru

Оптимизация сети бюджетных медицинских учреждений

Президент провел очередное совещание по вопросам здравоохранения. Юрист Алексей Панов,  руководитель федеральной сети ООО "Центр медицинского права"  дал свой комментарий относительно: Совещания по вопросам здравоохранения

Президент имеет статистику о том, что заработная плата врачей, среднего медицинского персонала повышается в соответствии с установленным планом. Поэтому, если жить где - либо в регионах повышения заработной платы нет, то об этом медицинским работникам, образно говоря, можно трубить в средствах массовой информации, социальных сетях,  через обращение в профсоюзы и в целом через привлечение внимания к данной проблеме, потому что раз Президент сказал, значит, на местах должно выполняться.

Дальнейший источник увеличения заработной платы медицинского персонала не повышение тарифов в системе ОМС, а оптимизация медицинских организаций и снижение неэффективных расходов. Таким образом, повышение заработной платы будет осуществляться только за счет эффективности, а эффективность обеспечивается нормальным грамотным  менеджментом, грамотным главным врачом, который способен решать организационные вопросы в здравоохранении. Если он подобного не делает, эффективность не повышает и медицинская организация несет неэффективные расходы, то гнать его нужно с этой должности, освобождать место более перспективным.

С вопросами оптимизации связана и иная составляющая выступления Президента. С учетом масштабов нашей необъятной страны медицинские организации могут быть единственным учреждением в том районе, где проживает население, в том числе, сельское. Поэтому к закрытию подобных медицинских организаций нужно подходить, по мнению Президента, очень осторожно.

Следовательно, если региональные власти покушаются на медицинскую организацию, и она там единственная, то населению нужно бить в колокола и ссылаться на Президента Путина, который обратил внимание на то, что нельзя оголтело подходить к оптимизации медицинских организаций общественного здравоохранения.

Президент обозначил крайних за нормальную оптимизацию – региональные и федеральные власти, поэтому если права граждан на доступную и качественную медицинскую помощь нарушаются населению следует привлекать к проблеме средства массовой информации, использовать социальные сети, обращаться к депутатам регионального и федерального уровня и, в том числе, и в федеральный Минздрав. На его сайте есть телефоны, по которым,  наверное, можно дозвониться:

Телефон «горячей линии» 8 800 200-03-89

Телефоны Справочной службы 8 495 628-44-53 8 495 627-29-44

Многоканальный телефон 8 495 627-24-00

Телефон для обращения граждан 8 495 627-29-93

Источник: pravo-med.ru

vladmedicina.ru

Оптимизация использования ресурсного потенциала медицинской организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (15), 2017

УДК 336

Власова Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

e-mail: [email protected]

ОПТИМИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: в статье представлены результаты оценки ресурсного потенциала медицинской организации. Рассмотрены показатели эффективности использования финансовых и трудовых ресурсов, основных фондов учреждения. Выявлены проблемные зоны и «точки роста» ресурсного потенциала медицинской организации, разработаны направления его оптимизации.

Ключевые слова: ресурсный потенциал, медицинская организация, оптимизация, здравоохранение

Vlasova Olga Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor, Economics and Management department, «Kursk State Medical University»

e-mail: [email protected]

OPTIMIZING THE USE OF THE RESOURCE POTENTIAL OF A MEDICAL ORGANIZATION

Summary: the article presents the results of the assessment of resource capacity of the medical organization. Indicators of the effectiveness of the use of financial and labor resources, fixed assets are considered. The problem areas and "growth points"

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (15), 2017 of the resource potential of the medical organization are identified, the directions of its optimization are developed.

Keywords: resource potential, medical organization, optimization, health care .

Эффективность функционирования здравоохранения, уровень и качество медицинской помощи, оказываемой в стране, во многом зависят от обеспеченности медицинских учреждений ресурсами и степени их использования [1]. В современной рыночной экономике целью любой организации становится удержание и закрепление позиций в сфере своей деятельности [11]. В сложившихся условиях повышается необходимость постоянного мониторинга ресурсного потенциала учреждений здравоохранения с целью выявления его недостатков и разработки мероприятий по его оптимизации [2]. Под оптимизацией следует понимать:

1) выбор наилучшего варианта решения из множества возможных;

2) процесс приведения системы в наилучшее состояние [5,9].

При первом определении оптимизации имеется в виду анализ состояния исследуемой системы с точки зрения критерия оптимальности [3]. Этот поиск «оптимума» и называется оптимизацией. Второе определение оптимизации означает процесс перевода изучаемой системы в искомое оптимальное состояние [4].

Целью настоящего исследования является оценка ресурсного потенциала ОБУЗ «Курская городская поликлиника №7» за 2014-2016 гг. и разработка направлений его оптимизации.

Оценку ресурсного потенциала учреждения здравоохранения целесообразно проводить в разрезе составляющих его элементов: финансового, трудового и материально-технического потенциалов на основе системы показателей [7].

Финансовый потенциал медицинской организации представляет собой совокупность финансовых ресурсов из различных источников поступления и возможности их рационального использования [12]. В ходе анализа

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (15), 2017 формирования и использования финансовых ресурсов установлено, что источниками финансирования являются областной бюджет, средства ОМС, а также средства от оказания платных услуг. Среднее значение объема финансирования за 2014 - 2016гг составило 87702,74 тыс. руб. В структуре финансирования за исследуемый период наибольший удельный вес приходится на средства ОМС - 91 ,4 %, на 2-м месте доходы от платных услуг, которые в среднем составляют 8,6 % в общем объеме финансовых средств. За исследуемый период средств из бюджета на финансирование поликлиники не выделялось. Общий объем финансирования за исследуемый период увеличивался в среднем на 4,4 % ежегодно.

Установлена структура расходования финансовых средств. Выявлено, что большая часть средств ОМС и доходов от оказания платных медицинских услуг приходится на статьи «Оплата труда с начислениями» (в среднем 84,7 % и 35,9 % соответственно). Финансирование расходов на приобретение услуг за счет средств ОМС находится на втором месте и в среднем составляет 6,8 %. Финансирование по статьям «Медикаменты и перевязочные средства» и «Увеличение стоимости материальных запасов» в среднем составило 1,5 % и 5,7 % соответственно. Выявлена тенденция ежегодного сокращения финансирования данных статей на 43,4 % и 19,6 %.

Персонал, работающий в медицинском учреждении, представляет собой его главную ценность. Поэтому анализ трудового потенциала является залогом выявления скрытых резервов в деятельности ЛПУ. Анализ трудовых ресурсов проводится по нескольким направлениям: анализ структуры и динамики численности работающих, анализ уровней квалификации работников, укомплектованности и совместительства должностей [6]. Проведен анализ кадрового потенциала ОБУЗ «Курская городская поликлиника №7» за 20142016 гг. Доля врачей в общей структуре составляет 27,7 %, среднего медперсонала - 44,2 % , младшего - 13 % , прочего персонала - 15,1 %. За исследуемый период численность штатных должностей в ЛПУ оставалась неизменной, выявлена тенденция незначительного роста вышеуказанного

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (15), 2017 показателя в среднем на 0,1 % ежегодно за счет увеличения числа врачебных должностей на 0,5 %. В ходе анализа численности занятых должностей установлено, что показатель имеет тенденцию снижения в среднем на 0,2 % ежегодно в большей степени за счет сокращения численности занятых должностей младшего медицинского персонала и прочих кадров на 19,4 % и 2 % в среднем соответственно. Данный факт негативно сказывается на качестве оказываемой медицинской помощи и на деятельности всей организации в целом.

В ходе анализа укомплектованности должностей поликлиники выявлено, что штаты в поликлинике недоукомплектованы в среднем на 19,2 %. Следовательно, количество фактически занятых должностей не соответствует тому объему услуг, который ЛПУ планировало предоставить. Особенно низкий уровень укомплектованности отмечается у младшего медицинского персонала (59,6 %).

В среднем за исследуемый период уровень совместительства должностей составил 1,3. Уровень совместительства должностей младшего медперсонала выше всех остальных категорий и составляет 1,5, что свидетельствует о достаточно высокой нагрузке младших медицинских работников. Врачебный персонал, средний медицинский персонал и прочие кадры работают на 1,1, 1,2 и 1,3 ставки соответственно, что также негативно сказывается на качестве оказываемой медицинской помощи.

Основные фонды ЛПУ включают в себя здания, оборудование, сооружения, хозяйственный инвентарь и т.д. [8]. Изучена обеспеченность учреждения основными фондами за 2014-2016 гг. В ходе анализа выявлено, что наибольший удельный вес в структуре основных фондов занимает «Недвижимое имущество учреждения» (в среднем 43,7 %). В ходе анализа состояния основных фондов установлен высокий коэффициент их износа в среднем 88%, выявлена тенденция роста показателя. Наряду с этим выявлен низкий уровень фондоотдачи (в среднем 0,12 руб.), показатель имеет

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (15), 2017 тенденцию спада в 2016 году до 0,09 руб., связанный со снижением доходов от платных медицинских услуг и общего роста стоимости основных фондов [11].

На основе проведенного анализа выявлены точки роста и проблемные зоны ресурсного потенциала ОБУЗ «Курская городская поликлиника №7», представленные в таблице.

Таблица - Точки роста и проблемные зоны ресурсного потенциала ОБУЗ «Курская городская поликлиника №7»

Точки роста Проблемные зоны

> Рост численности занятых должностей врачебных кадров и среднего медицинского персонала > Рост объема поступлений финансовых ресурсов из фонда ОМС > Невысокий уровень совместительства врачебных должностей и среднего медицинского персонала > Рост стоимости основных средств ^ Сокращение поступлений доходов от платных медицинских услуг > Низкий уровень укомплектованности штатов > Высокая степень износа основных фондов > Снижение фондоотдачи основных средств > Снижение коэффициента фондовооруженности ^ Отсутствие электронной записи к врачу

Таким образом, по результатам исследования выявлены достаточно серьезные проблемы в деятельности ЛПУ, указывающие на нерациональное использование ресурсного потенциала учреждения.

В целях устранения выявленных недостатков нами разработаны направления оптимизации ресурсного потенциала учреждения

здравоохранения.

1. Оптимизация кадрового потенциала:

- повышение уровня профессионализма управленческих кадров. Наличие большого количества не решенных проблем, касаемых всех составляющих ресурсного потенциала ЛПУ, на наш взгляд, свидетельствует о недостаточно высоком уровне менеджмента ОБУЗ «Курская городская поликлиника №7». Считаем целесообразным организовать участие высшего руководства ЛПУ в научных конференциях, семинарах, способствующих обмену опытом управления в передовых учреждениях здравоохранения.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (15), 2017

- дополнительное привлечение медицинского персонала с целью повышения уровня укомплектованности штатов, снижения нагрузки имеющихся кадров и повышения качества оказываемых медицинских услуг;

- проведение социальных опросов работников ЛПУ для выявления их материальных и нематериальных потребностей, разработка мероприятий по их удовлетворенности;

- внедрение эффективного контракта с врачебным персоналом с целью повышения их мотивации и качества работы.

- формирование и подготовка резерва управленческих кадров (путем ежегодного проведения анкетирования врачебных кадров и среднего медицинского персонала с целью выявления профессиональных достижений и лидерских качеств).

2. Оптимизация финансового потенциала организации:

- развитие платных медицинских услуг за счет расширения их ассортимента и повышения качества (разработка бизнес-планов по внедрению новых диагностических и лабораторных услуг).

3. Оптимизация материально-технической базы:

- приобретение современного оборудования;

- непрерывный мониторинг за состоянием оборудования с целью своевременного списания изношенного;

- развитие веб-сайта ЛПУ (повышение уровня его информативности, предоставление возможности онлайн записи к врачу, получение онлайн консультации специалиста и т.д.).

Реализация предложенных мероприятий, на наш взгляд, будет способствовать оптимизации ресурсного потенциала исследуемой

организации, а следовательно, повышению доступности и качества медицинской помощи населению.

Список источников:

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (15), 2017

1. Беляев С.А. Воспроизводство населения как индикатор развития Курской области // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-2. С. 238-242.

2. Беляев С.А. Эффективность использования ресурсов в региональной системе здравоохранения // Материалы международной научно-практической конференции «Университетская наука: взгляд в будущее». -Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России. - 2016, С. 19-22.

3. Власова О.В. Проблемы и тенденции развития здравоохранения в России и за рубежом // Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. № 2. С. 114-116.

4. Власова О.В. Оценка демографической ситуации в Курской области // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-2. С. 231-234.

5. Наджафова М.Н. О социальной роли градообразующих предприятий и направлениях их экономической поддержки в Курской области // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-2. С. 241-245.

6. Наджафова М.Н. Трудовые ресурсы как фактор повышения эффективности функционирования отрасли здравоохранения // Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. № 2. С. 146-148.

7. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев, Е.А. Бобровский и др. -Курск: КГМУ, 2017. - 164 с.

8. Репринцева Е.В. Комплексное исследование материально-технического обеспечения лечебного учреждения // Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. № 2. С. 100-102.

9. Репринцева Е.В. Направления повышения эффективности деятельности медицинской организации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-2. С. 254-257.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (15), 2017

10. Сергеева Н.М. Маркетинговые исследования потребителей фармацевтических товаров // Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. № 2. С. 98-100.

11. Сергеева Н.М. О подходах к оценке эффективности функционирования медицинских организаций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-1. С. 72-76.

12. Технологии антикризисного управления региональным здравоохранением: монография / Беляев С.А., Бурнадз Т.И., Бушина Н.С., Власова О.В. и др. - Курск: КГМУ. 2013. 232 с.

cyberleninka.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта