Реформа социалки от Татьяны Голиковой: ПФР, ФОМС и ФСС могут отделить от государства. Новости оптимизации структуры пфр сегодня
Пермь | Оптимизация Пенсионного фонда в Прикамье позволит повысить эффективность их работы - БезФормата
В Прикамье проводится работа по оптимизации структуры органов Пенсионного фонда России (ПФР). Для повышения эффективности работы ведомства создаются межрайонные управления (МРУ).
Ранее глава Прикамья Максим Решетников подчеркивал значимость создания удобной и понятной инфраструктуры, особенно для представителей старшего поколения.
«Реорганизация призвана повысить качество предоставления услуг Пенсионного фонда, — рассказала и.о. управляющего Отделением ПФР по Пермскому краю Раиса Тарских, — данный процесс не должен ассоциироваться у людей со словом «ухудшение». Структурные изменения в нашей работе не отразятся негативно на качестве услуг, а наоборот – сделают их эффективнее. Напомню, что за получением многих услуг Пенсионного фонда можно также обратиться в многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг или воспользоваться электронными сервисами на сайте ПФР».
Решение об оптимизации структуры органов ПФР было принято Пенсионным фондом России. Объединение территориальных органов позволит сэкономить бюджетные средства за счет централизации функций, не связанных с непосредственным приемом клиентов.
В настоящее время на территории региона уже действуют межрайонных управления: в г.Березники с обособленными клиентскими местами в г.Усолье, г.Губахе с обособленными клиентскими службами в г.Кизеле и г.Гремячинске, в г.Чайковском с обособленной клиентской службой в Еловском районе и в Ленинском районе г.Перми, обслуживающее так же жителей Пермского района.
Процесс реорганизации начат еще в 17 территориальных органов ПФР Пермского края, из которых будет создано 6 МРУ.
В результате проводимой оптимизации на территории Пермского края останется 34 районных и межрайонных управления ПФР, при этом клиентские службы сохранятся во всех районах Прикамья.
Последние новости Пермского края по теме:Оптимизация Пенсионного фонда в Прикамье позволит повысить эффективность их работы
Оптимизация Пенсионного фонда в Прикамье позволит повысить эффективность их работы - Пермь В Прикамье проводится работа по оптимизации структуры органов Пенсионного фонда России (ПФР).14:53 28.09.2018 Администрация губернатора
Оптимизация - путь к повышению эффективности - ПермьВ рамках состоявшегося Совета глав муниципальных образований заместитель управляющего Отделением ПФР по Пермскому краю Раиса Тарских рассказала о реорганизации органов ПФР Пермского края.16:43 27.09.2018 ОПФР по Пермскому краю
perm.bezformata.com
ПФР, ФОМС и ФСС могут отделить от государства
Что, если повышение пенсионного возраста – только первый шаг к масштабной реформе социальной сферы? Нельзя исключать, что вслед за этим правительство и Госдума займутся преобразованиями в медицинской сфере и соцстрахе.
Вице-премьер Татьяна Голикова уже предложила объединить в одну структуру Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Бюджет этого объединённого фонда превысит в таком случае 10 трлн рублей, при этом с большой долей вероятности он может стать не зависимым от государства.
Реформа системы обязательного медицинского страхования назрела давно. Чего стоит одна из последних отраслевых новостей: главу территориального ФОМС Дагестана Магомеда Сулейманова подозревают в мошенничестве на 210 млн рублей. Следствие считает, что руководитель фонда создал преступную группу из врачей и работников страховых компаний. Медики подделывали документы, а страховщики через ФОМС переводили им деньги за лечение «мёртвых душ». Мёртвых – в прямом смысле слова: в ряде случаев дагестанские врачи получали деньги за лечение пациентов, которые уже скончались. Хотя шокирует в этой новости только сумма похищенного, да и она теряется на фоне многомиллиардного воровства денег на бесплатную медицину в масштабах страны.
В 2017 году страховые компании, которые работают в системе ОМС, проверили примерно 30 млн случаев оказания медицинской помощи. Нарушения были найдены в каждом пятом из них. То есть больше 6 млн случаев лечения пациентов сопровождались нарушениями, половина из которых – те самые приписки, позволяющие больницам получать деньги за неоказанные услуги. Такие цифры были озвучены в начале лета на Международной конференции Всероссийского союза страховщиков в Петербурге.
В организации «Лига защитников пациентов» говорят, что раньше было хуже: в отдельные годы число приписок в некоторых медучреждениях могло достигать 70%.
Реформа назрела, но кто, как и когда будет её проводить? С большой долей вероятности изменения в системе ОМС могут начаться уже этой осенью, после того как Счётная палата завершит анализ деятельности страховщиков. Выводы государственных аудиторов нетрудно предугадать. В 2016 году они объявили, что страховые компании «вынули» из системы обязательного медстрахования более 30 млрд рублей. Более 80% этих денег страховщики потратили на себя, при этом они во многом дублировали функции территориальных фондов ОМС. Нет никаких предпосылок для того, чтобы спустя два года Счётная палата изменила своё мнение о системе, а потому в свежем докладе скорее всего поменяются только цифры. С большой долей вероятности этот документ будет использован бывшей главой СП, а ныне вице-премьером по социалке Татьяной Голиковой для лоббирования собственного проекта социальной реформы.
Все деньги в одну корзину
Вице-премьер Татьяна Голикова последовательно продвигает идею объединения Пенсионного фонда, ФОМС и Фонда социального страхования в единый внебюджетный фонд. Сначала идея была озвучена на Петербургском международном экономическом форуме, а затем те же тезисы прозвучали из уст Голиковой на IX Гайдаровском форуме в Москве. Голикова утверждает, что одной из главных целей создания единого фонда должно стать объединение информационных систем ПФР, ФОМС и ФСС. Единая система, по мнению Голиковой, позволит урезать расходы на информатизацию социалки, а также сократить разросшиеся штаты.
По теме
1791
Министр труда и соцзащиты Максим Топилин сообщил, что в случае отказа от пенсионной реформы в ПФР возникнет существенный дисбаланс, и повышение пенсий станет невозможным.
Идея вице-премьера выглядела бы логичной и даже своевременной, если бы не одно «но».
– По опыту большинства аналогичных институтов объединённый фонд обязательного социального страхования должен представлять собой уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности, – заявила Татьяна Голикова минувшей зимой на Гайдаровском форуме. По её словам, управление фондом может быть построено на трёхсторонней основе – с участием правительства, профсоюзов и работодателей. Мысль простая: страховые взносы, как и сейчас, будут администрировать налоговики, а правление фонда сможет распоряжаться его доходной частью. Если учесть, что после объединения ПФР, ФОМС и ФСС их совокупный бюджет превысит 10 трлн рублей в год, то «доходная часть» единого фонда будет измеряться сотнями миллиардов рублей. Но что значит «не в государственной, а в публичной собственности»?
По замыслу Голиковой единый фонд должен быть организован в форме публично-правовой компании (ППК). Сегодня в России таких компаний практически нет, а значит, юридические механизмы их функционирования нельзя считать проработанными в полной мере. Закон о публично-правовых компаниях был принят в России в 2016 году. Согласно ему ППК – это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. Такая компания может приобретать активы, открывать банковские счета, создавать дочерние коммерческие и некоммерческие организации.
Предполагалось, что в ППК должны были превратиться почти все российские госкорпорации. Но за два года в таком статусе начала работать только одна структура – «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», создание которого сопровождалось чередой скандалов и существование которого теперь находится под вопросом из-за запрета на долевое строительство.
Для чего вице-премьер Голикова предлагает превратить ПФР, ФОМС и ФСС в компанию с малопонятным правовым статусом, которая сможет использовать по своему усмотрению сумму, почти сопоставимую с доходной частью федерального бюджета (16,5 трлн рублей в 2018 году)?
Звенья одной цепи
Заниматься социалкой Татьяна Голикова начала ещё в 2004 году, когда была заместителем у министра финансов Алексея Кудрина. Именно её считают реальным автором закона о монетизации льгот. Замена натуральных льгот мизерными денежными выплатами вызвала массовые протесты пенсионеров по всей стране. Но тогда общественное недовольство было направлено против министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, кресло которого Голикова заняла спустя три года после скандальной реформы. Именно клерк из Минфина инициировала скандальную реформу здравоохранения и пенсионную реформу, которая закончилась повышением пенсионного возраста.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
Возглавляя Минздравсоцразвития, Татьяна Голикова получила саркастическое прозвище «мадам Арбидол». Основным производителем препарата, который пропагандировался как лучшая вакцина против гриппа, была близкая к её мужу Виктору Христенко компания «Фармстандарт». Так «совпало», что при министре Голиковой этот препарат был щедро закуплен государством для складов Росрезерва, а «Фармстандарт» превратился в лидера отечественной фармацевтики.
За время работы Татьяны Голиковой в Минздравсоцразвития её антирейтинг вырос до 41%, а рейтинг доверия снизился до 22%. В 2012 году, после того как Дмитрий Медведев сложил с себя полномочия президента, Голикова была отправлена в отставку. Далее в биографии чиновницы была работа в Счётной палате, в 2018 году она вернулась в правительство уже в статусе вице-премьера.
На фоне всего этого возникает мало сомнений в том, что Татьяне Голиковой удастся пролоббировать объединение трёх внебюджетных фондов и превращение этого гиганта в публично-правовую компанию. Равно как и в том, что в основе этой затеи, похоже, лежит желание взять под контроль баснословные средства. Кстати, кто бы мог возглавить единый фонд, который сможет почти свободно инвестировать деньги? Поиски ответа на этот вопрос не могут обойтись без фигуры бывшего босса Голиковой Алексея Кудрина, сменившего её на посту руководителя Счётной палаты и, вполне вероятно, считающего эту должность недостаточно высокой. Более детально силуэт новой социальной реформы мы увидим в ближайшие месяцы.
Константин Добромыслов, руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России:
– Для объединения социальных фондов в настоящее время нет оснований. Во всяком случае, это не вытекает из приоритетных задач, поставленных президентом в майском указе, реализация которого призвана улучшить жизнь россиян в ближайшей перспективе. Каждый вид страхуемого риска должен иметь свой независимый бюджет, который определяет уровень обязательств перед застрахованными лицами. Смешение этих бюджетов не допустимо, как и финансирование одного вида социального риска за счет бюджетов по другим видам социальных рисков. Механическое их объединение может привести к сбоям в работе всей системы. Практика показывает, что ни одна инициатива в области реформирования системы социальной защиты не принесла реальной пользы наёмным застрахованным работникам. Проводимые в этой сфере «оптимизация» и «модернизация» лишь сокращали уровень их социальной защищённости, что, в свою очередь, приводило к росту социальной напряжённости.
versia.ru
В структуре представительства Пенсионного фонда в Алтайском крае вновь произошли изменения
09 марта 2017
В целях повышения эффективности деятельности и использования бюджетных средств в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю осуществляются мероприятия, направленные на оптимизацию структуры своих территориальных органов.
С 1 марта 2017 года, в соответствии с постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 ноября 2016 года №№ 1007п, 1008п, 1009п, 1010п, путем слияния и образования новых юридических лиц реорганизованы следующие государственные учреждения:
УПФР в Шипуновском районе Алтайского края (межрайонное) - путем слияния УПФР в Поспелихинском, Егорьевском, Новичихинском, Шипуновском и Угловском районах;
УПФР в Алтайском районе Алтайского края (межрайонное), путем слияния УПФР в Советском, Алтайском и Красногорском районах;
УПФР в Смоленском районе Алтайского края (межрайонное), путем слияния УПФР в Петропавловском, Солонешенском, Смоленском и Быстроистокском районах;
УПФР в Кытмановском районе Алтайского края (межрайонное), путем слияния УПФР в Тогульском, Целинном, Кытмановском и Ельцовском районах.
- Вопросы оптимизации структуры территориальных органов ПФР важны для развития самой пенсионной системы, - комментирует факт структурных преобразований управляющий краевым пенсионным ведомством Борис Трофимов. - Этот процесс, взявший начало еще в 2015 году, проходил планомерно, в несколько этапов. Сегодня, в результате совершенствования организационно-правовой структуры, вместо 63 территориальных Управлений действуют 18, из которых 13 – межрайонные, объединившие 33 отдела без образования юридического лица, 6 клиентских служб на правах отделов и 6 клиентских служб на правах групп. Оптимизация проводилась в целях более рационального использования финансовых и трудовых ресурсов, оптимизации технологических процессов, сокращения вспомогательных служб, быстроты принимаемых технических решений и их единообразия для всего края. А в конечном итоге – для повышения качества предоставления пенсионных услуг. Изначально было очень важно, чтобы понятие «оптимизация» не ассоциировалось у наших земляков с понятиями «сокращение», «ухудшение», чтобы переустройство нашей работы не отразилась негативно на качестве услуг, а наоборот – сделала бы их эффективнее и доступнее. Сегодня в зоне обслуживания территориальных органов ПФР по Алтайскому краю более 757 тыс. пенсионеров, порядка 275 тыс. получателей социальных выплат, свыше 119 тыс. страхователей различных социальных и возрастных групп. Всем им важно получить услугу быстро, четко и в комфортных условиях. Наша задача – организовать работу так, чтобы все жители края остались довольны.
Создание межрайонных Управлений ПФР в Алтайском крае не отразилось на условиях и качестве представляемых гражданам государственных услуг. В реорганизованных подразделениях, получивших статус клиентских служб, осуществляется прием граждан и страхователей. Оптимизация произошла за счет централизации хозяйственных, административных функций, функций финансово-экономической, юридической службы и ряда производственных функций, не связанных с непосредственным приемом клиентов.
Для справки: с 2015 года начались мероприятия, направленные на оптимизацию структуры территориальных органов регионального Отделения Пенсионного фонда. На сегодняшний день в структуре Отделения ПФР по Алтайскому краю - 18 территориальных управлений (5 Управлений: в г. Барнауле, г. Белокурихе, г. Бийске и Бийском районе, г. Новоалтайске и Первомайском районе, г. Рубцовске и Рубцовском районе и 13 межрайонных Управлений, объединяющих 33 отдела без образования юридического лица, 6 клиентских служб на правах отделов и 6 клиентских служб на правах групп). УПФР в г. Барнауле включает в себя 5 клиентских служб в соответствии с количеством районов в краевой столице.
Ранее в краевом Отделении ПФР действовали 63 территориальных управления.
Группа по взаимодействию со СМИ Отделения ПФР по Алтайскому краю
www.pfrf.ru
Сокращение в ПФР в 2018 году последние новости из Госдумы сегодня
На сегодняшний день известно, что многие государственные организации вынуждены увольнять сотрудников, чтобы оплачивать труды других. Этот способ хочет использовать и Пенсионный фонд Российской Федерации.
Забота о сотрудниках различных организаций
Следует заметить, что сокращения не планируются для того, чтобы лишить сотрудников заработной платы и пенсионных накоплений. Даже наоборот, — такие меры принимаются для того, чтобы повысить зарплаты оставшимся работникам. А тем, кто по собственному желанию или в принудительном порядке покинули организацию, обеспечить помощь в трудоустройстве. Именно эту цель преследует Пенсионный фонд России. Также следует упомянуть, что часть работы по сбору средств на пенсионное страхование теперь выполняется ФНС.
Сокращения в будущем
Как было сказано главой Пенсионного фонда России, — планируется массовое сокращение сотрудников. Общая численность работников слегка превышает отметку в сто двадцать пять тысяч человек. К началу 2020 года двадцать процентов от всех сотрудников останутся без работы. А денежные средства, уходившие на оплату их труда, будут направлены для увеличения зарплаты других членов организации.
Сокращения на деле
С начала нынешнего года было сокращено более пяти тысяч сотрудников Пенсионного фонда Российской Федерации. В их число входят в вакантные места. Также следует заметить, что подавляющее большинство освободившихся сотрудников решили работать в налоговой службе. Антон Дроздов, — глава ПФР сообщил о том, что помощь в трудоустройстве этих работников также осуществляется. Начиная с первого июля 2017 года также прошел ряд плановых сокращений, помогающих повысить эффективность выполняемых работ. В ходе этого работы лишились еще 6 тысяч сотрудников.
bankiclub.ru
В Якутске открыли Центр по выплате пенсии и обработке информации ПФР
14 декабря 2017
В 2017 году в республике началась поэтапная оптимизация структуры ПФР путем создания Центра по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Республике Саха (Якутия). Целью этой масштабной работы является повышение качества государственных услуг, оказываемых Пенсионным фондом, и дальнейшее развитие системы ПФР в регионе.
В рамках оптимизации часть функций, которую выполняли специалисты Отделения и территориальных органов, была передана в Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий. Торжественная церемония открытия нового учреждения состоялась 14 декабря 2017 года. На открытии присутствовали Председатель Высшего Совета старейшин (Ытык Сүбэ) Республики Саха (Якутия) Люлия Григорьева, Председатель Общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Республики Саха (Якутия) Вильям Иванов, руководитель Многофункционального центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия) Таисия Батуева, а также представители банков, министерств и социальных учреждений республики.
О предпосылках создания Центра и его функциональных обязанностях рассказала начальник вновь образованной структуры Светлана Зеленская.
- Почему было принято решение о создании Центра?
Одним из приоритетных направлений деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации является внедрение современных форм и методов работы в процессе установления и выплаты пенсий, в том числе и путем оптимизации структуры. Положительный опыт централизации выплаты пенсий в ряде регионов выявил то, что подобные преобразования помогут более эффективно распределить нагрузку на специалистов путем рационального использования трудовых ресурсов, обеспечить единообразную технологию работы при начислении, выплате пенсий и производстве удержаний, перейти на электронные процессы и сократить сроки обработки информации, а также исключить вероятность коррупционных рисков на разных уровнях обработки пенсионного процесса.
- Какие задачи сейчас стоят перед новой структурой?
Прежде всего, необходимо выбрать для себя наилучшие практики ведения дел и выстроить процесс организации работы наиболее эффективным способом. Основными задачами являются: своевременное и правильное начисление пенсий и иных социальных выплат; формирование доставочных документов, а также тесное взаимодействие с организациями-контрагентами в части доставки пенсий.
- Какие функции исполняет Центр по обработке информации?
Под функциями обработки подразумевается регистрация и учет страхователей, предоставление информации из базы данных персонифицированного учета в рамках межведомственного взаимодействия, формирование и ведение сведений о гражданах, получателях государственной услуги в части региональных сегментов федеральных регистров, оператором по обработке которых является ПФР и многое другое.
В заключении следует отметить, что при всей сложности процесса перехода на централизованное осуществление ряда функций Пенсионный фонд гарантирует высокое качество предоставления государственных услуг ПФР и своевременность выплаты пенсий и иных социальных выплат. Изменение структуры ПФР никак не отразится на жителях республики. В городах и улусах в прежнем режиме работают клиентские службы, которые будут принимать граждан по всем вопросам.
www.pfrf.ru
Зампредправления ПФР: В ИТ 2016 год для нас определяющий
CNews: Какое финансирование ПФР запланировано на 2016 год для информатизации ведомства, насколько существенны изменения бюджета по сравнению с 2015 г?
Николай Елистратов: В бюджетном финансировании мы учитываем определенную специфику, поскольку в рамках концепции создания автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда, так называемой АИС ПФР нового поколения, существует ряд этапов. И мы сейчас находимся на завершающей стадии. Весь процесс, начиная с 2012 года, был четко разбит по этапам, включавшим в себя и бюджетные показатели, которые позволяют нашей системе достигнуть целевых параметров. Но так получилось, что последние два года бюджетные показатели очень сильно корректировались. Поэтому мы пытались выжимать из проектов максимум возможного с тем, чтобы корректировка не сильно ударила по планам развития системы. Мы каждый год согласовывали бюджеты с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и на 2016 год подали на согласование цифру немного меньше p14 млрд. Эта сумма была согласована, но потом, в результате известных экономических событий произошла интеллигентная корректировка бюджета Российской Федерации. Наш бюджет тоже скорректировали на 20%, осталось около p11 млрд. Это болезненно, потому что наша система достаточно чувствительна к внешним обстоятельствам, ее работоспособность связана с большими рисками, обеспечением социальной устойчивости в стране. Любое недофинансирование для нас –это головная боль. Сейчас думаем, что делать дальше.
CNews: Как будете оптимизировать работу, что придется принести в жертву?
Николай Елистратов: Мы выстраиваем внутри нашего ИТ-блока бюджетную стратегию, которая делит всю сумму на несколько списков: один неприкасаемый, без которого мы просто «упадем» всей страной; и другой – желаемый, он обычно очень короткий – перечень того, чем в самом крайнем случае можно поступиться.
У нас есть виды расходов, связанные с обеспечением картриджами, офисной техникой. Мы развиваем электронный документооборот и за счет этого экономим на расходных материалах. У нас более 2700 точек присутствия. Если по каждому пункту сократить хоть по крохе, то в конечном итоге можем получить солидную экономию.
CNews: Встречается обратная тактика, когда поддержка уже созданного неизбежна, а вот с развитием в эпоху перемен можно повременить. Вы проповедуете другой подход?
Николай Елистратов: Нельзя остановить развитие, потому что мы находимся, условно, на девятом месяце беременности. Мы не можем сократить расходы на сестер-акушерок, которые должны быть начеку и вовремя подойти и принять роды. Как я говорил, создание АИС ПФР 2 находится на заключительной стадии. Как раз 2016 год для нас определяющий не только потому, что будет идти массовая опытная эксплуатация новой системы, но еще и потому, что появляется необходимость совершенствовать другие, уже созданные объекты, крупные платформы и решения. Вот, к примеру, плоская сеть, внедрявшаяся в 2014–2015 годах. Еще около двух десятков проектов всплывет в 2016 году, и мы не имеем права сильно урезать деньги на развитие. Поэтому у нас есть предел, ниже которого опуститься не можем. Мы будем биться за каждую копейку, чтобы система работала.
CNews: Вы упомянули проект построения плоской сети ведомства. Расскажите о предпосылках перехода на плоскую сеть?
Николай Елистратов: Ранее применялась сетевая топология «вложенная звезда», характеризующаяся наличием множества «узких мест» и низкой отказоустойчивостью – при отключении одного узла связи было возможно отключение целого региона. Старая сеть обладала рядом других существенных недостатков, таких как низкая пропускная способность каналов связи, высокая сложность технической поддержки из-за многообразия применяемых технических решений, высокая стоимость сети (услуги связи приобретались у сорока различных операторов связи по раздельным государственным контрактам).
CNews: Почему вы остановились на топологии плоской сети, какие варианты рассматривались?
Николай Елистратов: При выборе вариантов построения сети мы руководствовались обеспечением максимальной эффективности работы системы АИС ПФР, с одной стороны, и максимальной эффективностью использования государственных инвестиций – с другой. Логика работы АИС ПФР нового поколения предполагает обмен трафиком между различными подсистемами районного, регионального и федерального уровня.
Николай Елистратов: Экономия от введения Единой системы социального обеспечения составит миллиарды рублей
Чтобы существенно понизить стоимость маршрутизирующего оборудования, мы решили использовать гибридную топологию, которую и назвали «плоская сеть». Главное отличие «плоской сети» от полносвязной топологии заключается в том, что трафик между районами, расположенными в разных регионах, маршрутизируется через региональные центры. Поскольку такой обмен трафиком редко не используется в работе системы АИС ПФР, а стоимость оборудования понижается значительно, такой вариант полностью себя оправдывает.
CNews: Как вы выбирали партнеров проекта: АМТ, «Ростелеком», «Мегафон». Какие критерии были ключевыми?
Николай Елистратов: Проводили конкурс в соответствии с 44-ФЗ. Кроме цены, среди критериев оценки были опыт/компетенция компании, срок выполнения ТЗ, SLA на каналы, и для операторов – наличие узлов связи во всех субъектах РФ, сроки предоставления проектной документации, проработанности трасс и подключения узлов, так как географически каналы проложены разными маршрутами.
CNews: Каков бюджет проекта и как быстро вернутся эти инвестиции?
Николай Елистратов: Бюджет проекта – это стоимость государственного контракта на работы по переводу КСПД ПФР на «плоскую сеть» (выполняет «АМТ Груп»), которая составляет p196,1 млн.
Если считать снижение удельной стоимости услуг связи, то проект не только окупился уже в первый год его реализации, но и принес существенную финансовую выгоду: эффективность расходования бюджетных средств выросла на 422%. Для сравнения, в 2012 году ПФР заплатил p1,84 млрд за 5,9Гб/с суммарной пропускной способности КСПД, а в 2015 году – p2 млрд за 27,3 Гб/с.
CNews: В чем вы видите основные результаты проекта? Проиллюстрируйте, пожалуйста, цифрами.
Николай Елистратов: Суммарная пропускная способность каналов связи КСПД ПФР с учетом резервной сети повысилась в 4,6 раза с 5,9 Гб/с до 27,3 Гб/с при увеличении бюджета на 9%, таким образом удельная стоимость услуг связи снизилась в 4,2 раза. Существенно повысилась доступность сервисов ПФР за счет организации резервной сети связи с автоматическим переключением. Например, удельное количество отказов централизованных прикладных сервисов снизилось более чем в 10 раз. Высока отказоустойчивость и эффективность использования каналов связи КСПД ПФР за счет реализации топологии «каждый с каждым». Повысилась оперативность и эффективность технической поддержки КСПД за счет унификации технических решений.
CNews: Как создание плоской сети скажется на качестве сервисов ведомства?
Николай Елистратов: Появление надежной и высокопроизводительной сети является необходимым условием для внедрения новой автоматизированной информационной системы ПФР, и прежде всего по причине появления большого количества единых централизованных ресурсов, используемых всеми территориальными филиалами ПФР. Второе – ПФР, как и многие другие ведомства, расширяет круг предоставляемых услуг своим клиентам (как гражданам так и юридическим лицам) без привязки к их конкретному местонахождению, и это стало возможным только при наличии плоской сети.
CNews: Какова следующая амбициозная глобальная задача для ПФР, аналогичная проекту создания плоской сети?
Николай Елистратов: В 2016 году будет много интересных проектов. Например, проект построения Единой службы каталогов (ЕСК), который почти сопоставим по масштабам с проектом создания плоской сети. ЕСК представляет собой единое хранилище учетных данных о пользователях, сотрудниках ПФР, о правах доступа к смежным компонентам и подсистемам, входящим в состав АИС ПФР-2. Каталог насчитывает свыше 100 тыс. записей о пользователях и охватывает всю ИТ-инфраструктуру Фонда, географически распределенную на всей территории России, а это 84 отделения, свыше 2700 управлений. Уникальность реализации проекта ЕСК заключается в его сложности: менее чем за год был внедрен этот компонент и проведена миграция всех 120 тыс. рабочих станций и 30 тыс. серверов в новую единую службу каталогов.
Но более подробно мне бы хотелось рассказать о внедрении подсистемы внутриведомственного информационного обмена – единой шины передачи данных между элементами автоматизированной информационной системы ПФР нового поколения. Отмечу в качестве примера только один из тех бизнес-процессов, которые будут оптимизированы с использованием такой шины.
Сегодня ПФР ежеквартально принимает информацию о назначенных и уплаченных страховых взносах в разрезе каждого работающего от более чем 4 млн юридических лиц. Прием информации, форматно-логический контроль осуществляются на уровне территориальных органов ПФР, там же сохраняются первичные документы, далее эти документы передаются в обработку на федеральный уровень. Ключевая задача, которая стоит перед Фондом, – обеспечить одинаковую технологию приема, с одинаковым набором проверок, а также сократить количество движения информации от места приема до места обработки, тем самым снизить время проверки каждого принятого отчета. Стандартизация этого процесса приведет к единому уровню обслуживания при обработке страховых взносов. К тому же внедрение автоматического конвейера, по которому происходит движение информации, позволит убрать субъективный фактор и снизить трудозатраты сотрудников фонда на выполнение этой функции. Сейчас происходит апробация (опытная эксплуатация) технологии на ряде регионов, с 2016 года к ней будут подключены все региональные филиалы ПФР.
Также можно отметить, что наличие в составе подсистемы информационного обмена хранилища электронных документов позволит выполнить один из основных принципов новой информационной системы ПФР – однократный ввод и многократное использование информации.
CNews: Каковы другие направления информатизации ведомства в 2016 году?
Николай Елистратов: В 2016 году появятся на свет 25 наших основных функциональных подсистем. Причем речь идет не о том, что они появляются сегментарно, они создаются как конструктор Lego, где основные элементы уже существуют и собираются воедино. 2016 год важен для нас, потому что основная масса наших подсистем станет жить на единой платформе.
CNews: Какой эффект от внедрения подсистем вы ждете в 2016 году?
Николай Елистратов: В 2016 году у нас будут дополнительные, совершенно новые задачи. Прошел утверждение Госдумой закон о внесении изменений в закон о государственной социальной поддержке населения, регулирующий создание Единой государственной информационной системы социального обеспечения. Это огромный пласт работы, который востребован государством. Оператором системы определен Пенсионный фонд. Задача заключается в том, чтобы добиться прозрачности социального обеспечения. Государство сможет принимать более выверенные управленческие решения по всему набору льгот. Система также будет обращена к человеку, который через различные инструменты, включая личный кабинет, будет получать информацию о своих социальных правах. Гражданин сможет принимать самостоятельные решения, при необходимости оправлять запросы с целью оптимизации своих действий в области социального обеспечения.
CNews: Пенсионный фонд как оператор системы будет работать с федеральными, региональными и муниципальными органами власти?
Николай Елистратов: Совершенно верно. Система будет связывать большое количество ведомств и территориальных органов страны.
CNews: Дорожная карта по развитию системы появится в 2016 году?
Николай Елистратов: Да. Весь год у нас уйдет на создание техпроекта и написание концепции. К концу 2016 года мы планируем сделать прототип. Естественно, будем работать осторожно, тщательно подбирать пилотные зоны, чтоб получить представление о конечной целевой картине. Система должна быть понятной как для работы государства, так и граждан. Государство сможет сэкономить бюджетные средства, а гражданин поймет, какими социальными правами он обладает и какие решения ему нужно принимать для того, чтобы реализовать эти права.
CNews: Есть ли сейчас видение предстоящих работ?
Николай Елистратов: После внедрения прототипа в 2016 году, я думаю, потребуется еще два года для выхода системы в промышленную эксплуатацию. По предварительному расчету Высшей школы экономики, после вводу в эксплуатацию новых элементов экономия при самом консервативном варианте составит 3% от суммы, которую государство тратит на социальное обеспечение граждан. А это сотни миллиардов рублей. То есть можно посчитать, сколько государство сэкономит за первые несколько лет эксплуатации системы.
CNews: А за счет чего произойдет экономия?
Николай Елистратов: За счет устранения сдвоенных данных, за счет создания масштабного классификатора, унификации системы.
CNews: Система будет функционировать без привязки к местонахождению пользователя?
Николай Елистратов: Экстерриториальная функция будет готова в 2016 году, когда человек сможет обратиться за всеми услугами и сервисами по местонахождению. Если гражданин уехал в командировку и у него есть лишние два часа, он может зайти в систему в любом месте и получить услугу, находясь в Нарьян-Маре, даже если он родился и живет во Владивостоке.
Николай Елистратов: Если мы до конца не контролируем ситуацию мы вправе опустить рубильник и сказать «подождите»
В Пенсионном фонде раньше существовала заявительная система, даже на услугу установления будущей пенсии. Сейчас Пенсионный фонд работает заблаговременно с пенсионером, к моменту достижения им пенсионного возраста выдает информацию о предполагаемом размере пенсии и за год до выхода на пенсию можно оценить свои перспективы. Возможно, поменять работу и проработать несколько лет после выхода на пенсию, а в итоге получить пенсию, к примеру, не p15 тыс., а p20 тыс. Сейчас система дает такие подсказки, и наши клиентские службы разъясняют пользователям подобные нюансы.
CNews: В начале прошлого года вы планировали разыграть единый большой лот на разработку новой АИС ПФР 2. Но в последствие пришлось разделить работу на несколько этапов. Удалось ли после разделения соблюсти преемственность и связанность работ?
Николай Елистратов: Был такой момент в нашей жизни. Не первый и, уверен, не последний раз, когда мы большую работу выносили на конкурс. У нас были жесткие временные рамки, мы были вынуждены разделить конкурс на несколько частей. Поэтому выход автоматизированной системы разделен на так называемые выпуски – нулевой, первый, второй и третий. Минус в том, что мы притормозили работы из-за заминки с конкурсными процедурами. Но это одновременно стало и плюсом – заканчивая каждый из этапов, мы видели, какие недостатки существуют на каждом из рубежей, и устраняли их до следующего выпуска. К концу 2016 года будем запускать АИС ПФР 2 в полном объеме.
CNews: Конкурсные торги ПФР часто сопровождает много жалоб. Почему так происходит и не мешает ли это работе?
Николай Елистратов: Жалоб, сопровождающих конкурсные торги, всегда хватает. А если учесть стоимость наших конкурсов, то количество жалоб не удивляет. Создание геораспределенных государственных информационных систем требует от заказчика и исполнителя очень высокого профессионализма и серьезной проработки требований. Никто не застрахован от ошибок, и при необходимости мы дорабатываем свои требования. Но как правило претензии возникают у новых игроков рынка, не понимающих специфику поэтапного создания систем подобного уровня и масштаба, или у нечистоплотных игроков, не имеющих должных компетенций и пытающихся изменить требования заказчика под свои возможности.
Было бы странно, если жалоб не было вообще с учетом размера самого ПФР, а значит, и расходов по ИТ-направлению. Потенциально крупные контракты всегда привлекают много участников торгов. И, не всегда чистоплотных.
CNews: Минкомсвязь РФ регулярно поднимает вопрос взаимодействия Пенсионного фонда России с негосударственными структурами, со страховыми организациями, банками. Последним в процессе работы периодически нужна информация из ПФР при оформлении страховки, залога и так далее. Получение информации из Фонда напрямую могло бы упростить работу как данных коммерческих структур так и граждан?
Николай Елистратов: Это вопрос, спряжен с конфликтом интересов. Мы все стремимся к совершенству, и хочется сделать как лучше. Мы воспринимаем инновационность позитивно. Если нужно банкам получать информацию, которая позволит им выполнять свои обязательные и персональные функции, мы всегда это поддерживаем. Другое дело, если это связано с тонкостями соблюдения законодательства. Мы не можем пренебречь законодательством в интересах банков. Поэтому мы ведем с банками тяжелые, но продуктивные переговоры, и в конечном счете, уверен, договоримся и найдем выход из ситуации. Выход из положения может заключаться в возможности гражданина через личный кабинет на портале получить всю необходимую информацию в электронном виде из своего индивидуального лицевого счета и передавать ее банку либо иной другой структуре. Пенсионный фонд России обязан соблюдать конфиденциальность информации и, прежде всего, букву закона.
CNews: Получается, это вопрос использования данных о человеке без его ведома.
Николай Елистратов: Конечно, именно так. Мы никогда не пойдем на это.
CNews: Вроде бы цель-то благая – чтоб при обращении человека в банк, с него не требовали какие-то дополнительные документы.
Николай Елистратов: Пока закон не будет изменен, мы такую информацию напрямую банкам дать не можем. Но уже сейчас созданы все условия для получения гражданином исчерпывающей информации о своих пенсионных правах в электронном виде.
CNews: А сейчас схема взаимодействия с банками работает через заявителя?
Николай Елистратов: Именно через заявителя. То есть должен быть обязательно легитимный след человека о том, что он хочет получить информацию.
CNews: Возможно на техническом уровне получить электронное согласие на обработку данных для третьего лица?
Николай Елистратов: Возможно, но только след этого согласия должен быть легитимен, выверен и подтвержден. Практика показывает, что когда федеральные органы идут кому-то навстречу, возникают судебные дела с жалобами на отсутствие согласия на обработку информации. И отвечает за это уже не банк, а мы. И одного такого человека достаточно чтобы убедиться в правоте наших слов.
CNews: Ранее была информация в СМИ о том, что Пенсионный фонд протестировал несколько отечественных компьютеров «Эльбрус», каковы ваши впечатления от них?
Николай Елистратов: Ведомство довольно «Эльбрусами», добротные российские машины. Мы позитивно относимся к возможностям импортозамещения, поскольку необходимость импортозамещения и вопросы социальной безопасности государства стоят бок о бок. Мы еще посмотрим, как «Эльбрусы» работают, еще раз все проанализируем. Сразу и быстро мы не можем переходить на российские аналоги. Нужна глубокая проработка, тестирование.
CNews: Какой вам представляется работа с импортным ПО после вступления в силу норм закона об ограничениях закупки импортного ПО. Какие сложности вы предвидите?
Николай Елистратов: У нас параллельно идут два процесса: построение последнего этапа нашей системы и очень активный процесс изучения возможностей аналоговых решений. Там где можно, мы будем меняться. В следующем году будет запущена система, мы будем смотреть, как ее можно модернизировать. Это вопрос рисков, будем работать осторожно, взвешивая каждый шаг.
CNews: Как вы оцениваете новый порядок создания единой распределенной системы ЦОД, где будут объединены государственные ресурсы и системы? Насколько он отвечает всем необходимым требованиям безопасности и удобства использования?
Николай Елистратов: Сомнений в несоответствии этого решения необходимым требованиям нет. Речь идет о том, чтобы все тщательно проанализировать, и если передавать что-то в другую структуру, то только при обязательной гарантии ее работоспособности. Потому что как только произойдет сбой на один час, вопросы будут не к кому-нибудь, а к Пенсионному фонду.
Темы ЦОДов и сетей передачи данных затрагивали на переговорах с Минкомсвязью России. Мы участвуем во многих пилотах, рассматриваем передачу основного сегмента нашей сети. Если бы мы смогли уверенно передать свои мощности в централизованные ЦОДы, освобождая себя от дополнительных функций, это пошло бы нам только на пользу. Тенденция создания единых систем хранения, обработки и передачи данных на основе государственного облака в целом правильная.
CNews: Есть еще одна инициатива, связанная с централизацией. В целях борьбы с коррупцией администрация президента будет запрашивать выписки о состоянии дохода госслужащих через СМЭВ?
Николай Елистратов: Есть правильные идеи, но практика показывает, что мир гораздо сложнее. Существует один хороший и понятный гражданский СМЭВ. Но есть запросы, которые сопряжены с более конфиденциальной информацией и которые нужны государственным органам в онлайн-режиме, для чего СМЭВ подходит не в полной мере. Думаю, процесс очень скоро двинется вперед, но не в рамках существующего СМЭВа, который существует сейчас, а в сторону развития более закрытого его сегмента.
CNews: МЭДО не является таким закрытым сегментом?
Николай Елистратов: Я думаю, это будет что-то новое для оперативной работы государственных органов в части конфиденциальной информации.
CNews: Идея будет воплощена в виде отдельного технического решения?
Николай Елистратов: Думаю, да.
CNews: В декабре 2015 года в электронном виде перестала быть доступной услуга по подаче заявлений на выбор инвестпортфеля. Что произошло?
Николай Елистратов: Пенсионный фонд – очень консервативная структура, стоящая на страже интересов гражданина Российской Федерации. Мы хотим защитить человека. Вопросы, связанные с подачей заявления на выбор инвестиционного портфеля, на переход из ПФР в НПФ, из НПФ в ПФР, – очень тонкие. Игроки на этом рынке порой очень изощренные и часто находят решения, как обойти те или иные условия. Нам надо максимально защитить человека, чтобы он был уверен, что без его ведома его пенсионные накопления не оказывались в неведомых для него структурах. Это происходит. Для того чтобы такого не было, есть законодательство, есть удостоверяющие центры, которые выдают сертификаты квалифицированной электронной подписи. Только гражданин вправе реализовать свои социальные права.
CNews: Значит, это не было техническими неполадками?
Николай Елистратов: Названная выше услуга ПФР доступна. Никаких технических неполадок. Иногда мы сталкиваемся с необходимостью проанализировать ход этих процессов, качество реализации которых зачастую зависят не от Пенсионного фонда, поскольку он является лишь оператором системы. Мы создаем программы, запускаем, а потом оказывается, что где-то есть «слабое место», требующие усовершенствования. Мы вынуждены останавливаться. У нас вызвала сомнение правильность подачи этих заявлений.
Именно поэтому наши электронные услуги надо выстраивать в том числе с оглядкой на побочные эффекты, связанные с преднамеренными действиями заинтересованных сторон. Нам нужно сделать так, чтобы мы могли четко идентифицировать заявителя с помощью электронных инструментов. Если мы чувствуем обход законодательства, то вправе «опустить рубильник», сказать «подождите» и проверить процесс, в том числе с помощью других федеральных ведомств. Если сейчас на нас «упадет» миллион заявлений с неидеальной степенью «чистоты», от этого, конечно, могут выиграть банки, НПФы, но одновременно могут быть нарушены законные права граждан. Задача ПФР – все сделать по закону, максимально защитить человека в процессе реализации им своих социальных прав.
Антон Кураш
www.cnews.ru
«Качество услуг от реорганизации в Пенсионном фонде не пострадает»
13 марта 2017
Управляющий отделением ПФР по Тамбовской области Николай Горденков ответил на вопросы журналистов.
Многие пенсионеры с нетерпением ждали февраль и индексацию пенсий. Долгожданное повышение состоялось, но некоторые его... не заметили. Почему? На этот вопрос мы попросили ответить управляющего отделением ПФР по Тамбовской области Николая Горденкова. Его приход в пенсионное ведомство совпал со структурными и кадровыми реорганизациями, изменениями в законодательстве о пенсиях. Конечно, и об этом - тоже в нашей беседе.
Индексация страховых пенсий
- Николай Дмитриевич, давайте ещё раз разъясним жителям области, кому и какие индексации пенсий и социальных выплат уже были произведены, а какие ещё предстоят в течение года?
- С 1 февраля увеличился только один вид пенсий - страховой - и только для неработающих пенсионеров. В Тамбовской области пенсии были проиндексированы более чем 250 тысячам неработающих пенсионеров, получающим страховые пенсии. Коэффициент индексации составил 5,4 процента. Вместе со страховой пенсией на 5,4 процента повысился и размер фиксированной выплаты к ней, теперь он составляет 4805 рублей 11 копеек. В итоге в нашем регионе средний размер страховой пенсии по старости составляет 12 260 рублей, что на 321 рубль больше, чем в 2016 году.
С 1 февраля были также проиндексированы размеры ежемесячной денежной выплаты, которую Пенсионный фонд выплачивает федеральным льготникам, включая инвалидов, ветеранов боевых действий, пострадавших от радиации, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда. В Тамбовской области проживает более 144 тысяч федеральных льготников. За 2016 год на перечисление им ежемесячной денежной выплаты направлено 3,8 миллиарда рублей.
С 1 апреля пройдёт ещё одна индексация - социальных пенсий. Напомню, что такая пенсия выплачивается гражданам, признанным нетрудоспособными, которые по какой-либо причине не имеют права на страховую пенсию. Это инвалиды, дети-инвалиды, несовершеннолетние, потерявшие кормильца. Но если страховые пенсии индексируются исходя из роста потребительских цен за прошедший год, то социальные - в зависимости от индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Коэффициент индексации пока озвучить не можем, он будет установлен ближе к 1 апреля.
- Почему же не все пенсионеры, которым положены страховые пенсии, получили в феврале обещанную прибавку?
- На самом деле страховые пенсии были проиндексированы всем неработающим пенсионерам. Но не все они это заметили. Речь идёт о тех, кто получает федеральную социальную доплату. С 2010 года на территории России действует закон, в соответствии с которым доход неработающего пенсионера не должен быть ниже прожиточного минимума для пенсионера, установленного в регионе проживания. В Тамбовской области в 2016-м и 2017 годах размер такого прожиточного минимума составляет 7468 рублей. Жителям области, у которых пенсия меньше этой величины, устанавливается социальная доплата из федерального бюджета. Тамбовчане, у которых после индексации страховой пенсии на 5,4 процента она всё равно осталась ниже прожиточного минимума, увеличения не почувствовали. Их совокупный доход с учётом федеральной доплаты остался прежним - 7468 рублей. Если на 1 января 2017 года было чуть более 40 тысяч получателей социальной доплаты, то после февральской индексации страховой пенсии и ЕДВ их количество - чуть более 35 тысяч человек. Средний размер федеральной социальной доплаты составляет около 1300 рублей.
Ещё важно помнить, что при подсчёте совокупного дохода неработающего пенсионера, который претендует на получение федеральной доплаты к пенсии, учитываются все виды получаемых им выплат: пенсия, ежемесячная денежная выплата и другие меры социальной поддержки в денежном выражении.
Многодетные мамы - за перерасчётом пенсии
- Николай Дмитриевич, просто какой-то ажиотаж вызвали слухи о том, что пенсионерам, имеющим двоих детей, увеличивают пенсии. Правда ли это?
- Ажиотаж, который сейчас наблюдается в наших клиентских залах, порождён именно слухами. Давайте попробуем разъяснить жителям области, в чём дело.
С 1 января 2015 года вступил в силу федеральный закон, который утвердил новый порядок исчисления размеров страховых пенсий - в зависимости от количества индивидуальных пенсионных коэффициентов и его стоимости. В рамках пенсионного законодательства в страховой стаж сегодня включается не только время трудовой деятельности, за которую работодатели платили взносы на обязательное пенсионное страхование, но и так называемые нестраховые периоды. К ним относится время ухода за инвалидом первой группы, человеком, достигшим возраста 80 лет, ребёнком-инвалидом и, конечно, такой социально значимый период в жизни человека, как отпуск по уходу за ребёнком до полутора лет. В нестраховой период может быть включено в общей сложности не более шести лет ухода за четырьмя детьми. За год ухода за первым ребёнком начисляется 1,8 пенсионного балла, за вторым - 3,6 балла, за третьим и четвёртым - 5,4 балла.
Важно понять, что факт рождения детей - ещё не повод для перерасчёта пенсии. Необходимо анализировать все варианты исчисления размера пенсии. Прежде всего надо посчитать свой трудовой стаж. Если человек пошёл работать сразу после школы или института, трудился до достижения пенсионного возраста и получал хорошую зарплату, изменение варианта исчисления пенсии для него, как правило, невыгодно. Но если трудовой стаж непродолжительный либо зарплата была маленькой, из-за чего и размер пенсии небольшой, то тогда уже стоит взять во внимание другой вариант исчисления пенсии - с учётом всех нестраховых периодов.
- Правильно ли я поняла, что это выгодно прежде всего многодетным мамам?
- Да, тем многодетным пенсионерам, которые не могли полноценно работать, потому что ухаживали за малышами. Хочу обратить внимание тамбовчан на то, что начиная с 2015 года оценка периода ухода за ребёнком поставлена в зависимость от количества детей, ранее этого не было. Государство ценит важную социальную роль материнства и воспитания детей. А чтобы узнать, выгодно или не выгодно всем остальным пересчитать пенсию с учётом нестраховых периодов, необходимо представить в управление Пенсионного фонда по месту жительства документы, подтверждающие факт рождения и воспитания детей до полутора лет. Хотелось бы подчеркнуть, что таким пенсионерам нет никакой необходимости приходить на приём с утра, когда идёт основной наплыв клиентов. Во второй половине дня, как правило, уже не придётся долго стоять в очереди, чтобы подать заявление на перерасчёт размера страховой пенсии. Для жителей Тамбовского района организован приём непосредственно по месту жительства с использованием мобильной клиентской службы. График выезда размещён на сайте ОПФР в разделе «Информация для жителей региона».
И ещё один уточняющий момент: перерасчёт не требуется жителям области, которые вышли на пенсию после 1 января 2015 года, то есть уже после вступления в силу нового пенсионного законодательства. При исчислении размера их пенсии сравнивались все варианты, и выбирался самый выгодный для пенсионера, дающий максимально возможный размер пенсии.
Интернет-сервисы удобны, если есть интернет...
- Сегодня большое внимание уделяется предоставлению государственных услуг в электронном виде. Насколько активно жители области пользуются электронными сервисами Пенсионного фонда России? Клиентские залы ещё не опустели?
- Развитие электронных сервисов - это требование современной жизни. Главное их достоинство - в доступности и качестве оказываемых услуг, они экономят время клиентов и наших сотрудников. Сегодня большинство услуг Пенсионного фонда можно получить через интернет - не выходя из дома, все они объединены на сайте ПФР в разделе «Электронные услуги». Часть можно получить без дополнительной регистрации (например, записаться на приём, заказать документы, направить обращение в ОПФР и прочие). А вот для других услуг, связанных с предоставлением персональных данных, необходимо зарегистрироваться на Едином портале государственных услуг (gosuslugi.ru). Хочу посоветовать жителям области перед походом в клиентскую службу ПФР зайти на сайт ПФР (www.pfrf.ru) - с большой долей вероятности можно решить вопрос, не выходя из дома.
В целом по России по итогам 2016 года сервисами «Личного кабинета гражданина» на сайте Пенсионного фонда воспользовались более шести миллионов человек, и это почти вдвое больше, чем в 2015 году. В Тамбовской области электронными сервисами нашего сайта воспользовались 22 тысячи человек. К примеру, с помощью «Личного кабинета» подали заявления о назначении пенсии 4,5 тысячи жителей области и 12,5 тысячи человек выбрали способ доставки пенсии, полторы тысячи заявлений было подано на получение единовременной выплаты из средств материнского капитала. Традиционно высокой популярностью пользуются сервисы, где можно получить информацию о своих пенсионных правах, справку о состоянии своего индивидуального лицевого счёта и так далее.
Общим количеством наших электронных «клиентов» мы пока похвастаться не можем, оно несравнимо с тем, сколько людей приходит в клиентские службы. Тем не менее у нас большие планы по развитию электронных сервисов - с помощью сельских школ, администраций сельских советов, МФЦ. И, конечно же, продолжим обучение пенсионеров основам компьютерной грамотности.
Эффективность несомненна
- Программе материнского капитала в этом году - десять лет. Сколько жителей Тамбовщины за это время его получили и на что потратили? Как, по вашему мнению - мнению человека, который много лет проработал в здравоохранении, а потом курировал социальную сферу региона, - был ли социальный эффект от этой меры государственной поддержки? И есть ли такой эффект сегодня?
- В начале 2007 года Пенсионный фонд начал выдавать первые государственные сертификаты на материнский капитал. За десять лет его размер вырос с 250-ти до 453 тысяч рублей. За это время его обладателями стали 43,7 тысячи тамбовских семей. Благодаря материнскому капиталу жилищные условия улучшили более 25 тысяч семей, из них 10,5 тысячи частично или полностью погасили жилищные кредиты. На обучение детей средства материнского капитала потратили 1874 семьи, на формирование накопительной пенсии мамы - десять семей.
С 2016 года стало возможным направлять средства капитала на социальную адаптацию в обществе детей-инвалидов. В нашей области ни одного такого заявления пока не зарегистрировано.
Эффективность материнского капитала для меня несомненна. На Тамбовщине параллельно реализации программы материнского капитала росла рождаемость. Если в год старта этой социальной программы рождаемость составляла около семи промилле (количество новорождённых на одну тысячу жителей), то за десять лет она выросла почти до десяти промилле. В семьях стало больше вторых и последующих детей, начали рожать мамы старше 30 лет.
А ведь материнский капитал - это мера не только социальная, но и экономическая. Большая честь семей, получивших сертификат, направили средства на улучшение жилищных условий, значит, дали работу строителям, производителям и продавцам строительных материалов. В конце концов государство часть потраченных на материнский капитал средств возвращает в виде налогов...
Кому не время идти на пенсию
- С 1 января этого года вступил в силу закон о повышении пенсионного возраста для чиновников. Значит ли это, что уже в нынешнем году не смогут уйти на пенсию те государственные и муниципальные служащие, которые достигнут обычного пенсионного возраста - 55 и 60 лет?
- Это так. Новые правила будут применяться к гражданам России, которые замещают государственные должности Российской Федерации, на постоянной основе государственные должности субъектов России и муниципальные должности, а также должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы.
С этого года для тех, кто трудится в указанных должностях, возраст выхода на пенсию будет увеличиваться по полгода, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Это произойдёт соответственно в 2026-м и 2032 годах. То есть в 2017 году государственные или муниципальные служащие - женщины смогут выйти на пенсию в 55 лет и шесть месяцев, а мужчины - в 60 лет и шесть месяцев. Условно говоря, если по старому закону право на назначение страховой пенсии по старости могли получить в мае, то теперь на заслуженный отдых смогут уйти только в ноябре. Кроме того, увеличилась продолжительность стажа нахождения на госслужбе, необходимая для установления дополнительной пенсии - за выслугу лет. Если раньше требовалось не менее 15 лет, то по новым правилам минимальный необходимый стаж для установления пенсии за выслугу - 20 лет. Но увеличение также будет постепенным: по полгода в год, то есть в 2017 году необходимый стаж будет составлять 15 лет и шесть месяцев.
Пенсионный фонд из районов не уходит
- Николай Дмитриевич, в этом году предстоит реорганизация территориальных органов Пенсионного фонда России. Некоторые управления будут объединены в межрайонные. Не отразится ли реорганизация на качестве предоставления услуг в сельских территориях? Не повлечёт ли сокращения рабочих мест?
- Реорганизация в территориальных органах ПФР Тамбовской области началась уже с прошлого года, когда в межрайонное управление объединились Кирсановское, Гавриловское и Умётское управления. С 1 апреля этого года одно управление будет создано из подразделений в Рассказово, Бондарском и Инжавинском районах, а также реорганизация ждёт Жердевское, Мордовское и Токарёвское территориальные управления и Моршанское с Пичаевским.
Немаловажной причиной реорганизации послужила передача налоговой службе функции администрирования страховых взносов с 1 января этого года. Идёт развитие электронных сервисов... Поэтому оптимизации структуры территориальных органов ПФР не избежать. С 2016-го по 2019 год, за весь период реорганизации, наш персонал, включая областной аппарат, будет сокращён на десять процентов.
Но реорганизация не означает, что Пенсионный фонд уходит из районов. В каждом районе останутся специалисты, которые будут принимать отчётность от страхователей, граждан для назначения, перерасчёта пенсий и пособий, консультировать местных жителей и оказывать другие государственные услуги, предоставляемые Пенсионным фондом РФ. Хочу заверить тамбовчан, что реорганизация никак не отразится на качестве услуг ПФР.
Автор: Елена КРАДИНОВА.Фото Павла ВАСИЛЬЕВА.
Ссылка на интервью
www.pfrf.ru