3.3. Особенности социальных поведенческих реакции. Типология поведенческих реакций
Типология поведения по Макгвайру.
Количество просмотров публикации Типология поведения по Макгвайру. - 414
Поведенческая концепция Б. Скиннера.
Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (1904-1990) создал Б. Скиннера, теорию оперантного бихевиоризма. Он определял личность - систему реакций на различные стимулы
Скиннер выделил три видах поведения:
безусловнорефлекторном - врожденного у животного и человека(глотание, рвотный рефлекс и т.д.). К примеру, крик новорожденного младенца, в результате которого ребенок, набирает воздух в легкие.
условно-рефлекторном - индивидуально приобретённые приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях (отсюда название) на базе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим данный раздражитель безусловнорефлекторным актом
оперантное- реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются организмом, наиболее успешные из которых подкрепляются, и они являются преобладающими в адаптивном поведении животного (форма произвольного поведения).
Средством формирования нового поведения выступает подкрепление.
На базе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения, при этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает, он исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики.
Мышление, память, мотивы и др. Размещено на реф.рфпсихические процессы можно описать в терминах реакции и подкрепления.
По В. Макгвайра, классификация поведения и поступков человека проводиться от целей, потребностей, ситуации.
Потребность - ϶ᴛᴏ переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т.п.).
Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель должна быть поставлена исходя из разных потребностей.
Поступок есть:
1) результат ответной реакции на внешнее воздействие;
2) проявление какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания.
Целью поступка:
1) сохранение привычного, адаптивного состояния;
2) приобретение нового качества, новых результатов (развитие).
Закончиться поступок может при достижении:
1) желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо
2) желательного внешнего эффекта͵ внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т.п.).
Исходя критериев выделено 16 типов поведения.
1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой, многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.
2. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ ʼʼЯʼʼ, позитивное мнение человека о самом себе.
3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на базе интерпретации значения собственных действий.
5. Утилитарное поведение – стремление человека решить проблему с максимальным максимально возможным достижением успеха.
6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям, иногда несовпадении с личностными устремлениями.
7. Сценарное поведение – человек является исполнителем допустимого (приличного) поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.
8. Моделирующее поведение – поведение людей в малых и больших группах, трудноконтролируемое, как самим человеком, так и другими людьми.
9. Уравновешивающее поведение – человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их согласовать за счёт изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.
10.Освобождающее поведение – человек стремится обезопасить себя от реальных или кажущихся негативных условий существования.
11.Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между желаниями, мыслями и реальными действиями.
12.Экспрессивное поведение – человек достигший высокого уровня мастерства и удовлетворения от ʼʼхорошо сделанного делаʼʼ, при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
13.Автономное поведение – когда чувство свободы выбора создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели.
14.Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.
15.Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения.
16.Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в базе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.
5.3. Гуманистическая психология.
Гуманистическая психология– предметом изучения является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а ʼʼоткрытую возможностьʼʼ самоактуализации, присущую только человеку. Зародилось во второй половине 20 в. По Абрахаму Харольду Маслоу, (1908–1970). все потребности выстраиваются в своеобразную ʼʼпирамидуʼʼ, в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека. Ведущие представители этого направления: Гордон Уиллард Олпорт (1897-1967), А́брахам Харольд Масло́у(1908-1970), Карл Рэ́нсом Ро́джерс (1902-1987), Ф. Бэррон, Р. Мэй.
5.3.1. Теория личности А. Маслоу.
Рис. Иерархии потребностей человека (или ступени развития)
Американский психологА́брахам Масло́у(1908-1970), разработал иерархию потребностей включающую в себя:
Ступень 1 – физиологические потребности - ϶ᴛᴏ низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите.
Ступень 2 – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.п.
Ступень 3 – социальные потребности. Для одного человека достаточно нескольких контактов с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно.
Ступень 4 – потребность в уважении, осознании собственного достоинства (уважение, престиж, социальный успех).
Ступень 5 – потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
5.3.2. Принципы мотивации человека по А. Маслоу.
1. Мотивы имеют иерархическую структуру;
2. Чем выше уровень мотива, тем дольше можно задержать их реализацию;
3. Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными.
4. При удовлетворении (реализации) низшие потребности теряют мотивирующую силу
5. Возможность к удовлетворению, высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.
6. Нехватка базовых физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для человека ведущими (ʼʼЧеловек может жить хлебом единым, когда не хватает хлебаʼʼ).
7. В случае если базовые первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни).
8. Многим людям присущи ʼʼневрозы существованияʼʼ - человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.
9. Человек стремящийся понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.
referatwork.ru
Типология поведения по Макгвайру - Pro-Psixology.ru
Загрузка...Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. Потребность — это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т. п.). Цель показывает, к чему личность стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена исходя из разных потребностей.
Какой-либо поступок человека может быть результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение) либо проявлением какого-либо внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение). Целью поступка может быть или сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность), или приобретение нового качества, новых результатов (развитие). Закончится действие, если достигнут желательный внутренний эффект (мнение, оценка, чувство, настроение) либо ожидаемый внешний эффект, внешний результат (достижение согласия, понимания, предполагаемого результата и т. п.).
Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения:
- Перцептивное поведение — стремление справиться с информационной перегрузкой благодаря перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимых данных.
- Защитное поведение — любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвержение, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ Я, позитивное мнение человека о самом себе.
- Индуктивное поведение — восприятие и оценка людьми самих себя, основанные на интерпретации значения собственных действий.
- Привычное поведение: удовлетворение от положительного подкрепления создает большую вероятность того, что знакомые варианты поведения будут воспроизведены в соответствующих ситуациях.
- Утилитарное поведение — стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).
- Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека прибегать к каким-либо действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).
- Сценарное поведение: человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, в данном обществе.
- Моделирующее поведение: варианты поведения людей в малых и больших группах (восприимчивость, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.
- Уравновешивающее поведение: когда человек имеет противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их «примирить», согласовать, изменив свои оценки, притязания, воспоминания.
- Освобождающее поведение: человек стремится «обезопасить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся «негативных условий существования» (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказаться от не слишком привлекательных целей, проявить уступчивость).
- Атрибутивное поведение — активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.
- Экспрессивное поведение: в тех сферах, где человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
- Автономное поведение: когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля над своими поступками) готовит человека к преодолению любых барьеров на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном «деятеле», а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-либо воли).
- Утверждающее поведение — переживание своих действий как свершение планов при максимальном задействовании внутренних ресурсов.
- Исследовательское поведение — стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информационную неопределенность, «редуцирование» разнообразной внешней информации до формы, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.
- Эмпатическое поведение — учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способность чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Современные психологические теории активное поведение, поведение, потребность, развитие, реактивное поведение, Типология← Теория социального научения Концепция бихевиоризма →
pro-psixology.ru
83. Типология поведения по Макгвайру
Американский психолог Макгвайр выделяет 16 типов поведения:
Перцептивное поведение — стремление совладать с информационной перегрузкой, в результате чего многообразие воздействующей информации классифицируется и упрощается.
Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты.
Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления.
Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением.
Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, которые вынуждают человека к каким-то действиям.
Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу.
Моделирующее поведение – варианты поведения людей в малых и больших группах.
Уравновешивающее поведение – наличие у человека одновременно противоречащих друг другу мнений, оценок, установок и попытка их «примирить» за счет изменения своих прежних оценок.
Освобождающее поведение – стремление человека обезопасить себя от реальных или кажущихся негативных условий существования.
Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений.
Экспрессивное поведение – достижение человеком высокого уровня мастерства в определенных сферах при сохранении стабильно высокой самооценки.
Автономное поведение — обусловленная свободой выбора готовность человека преодолевать любые барьеры на пути к достижению цели.
Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.
Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения.
Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей.
84. Социально-когнитивное и культурное направления
Теоретики социально-когнитивного направления фокусируют внимание на той ситуации, в которой находится конкретный человек, на его ожиданиях, привычках и убеждениях.
Они считают, что окружающая среда, познавательные способности и поведение человека являются взаимообусловленными.
Способы реагирования на те или иные ситуации формируются у нас, в частности, в результате поощрений и наказаний, но однажды приобретенные привычки, манера поведения, познавательные способности, в свою очередь, влияют на то, как мы реагируем на других людей и на ситуации, в которые попадаем.
Одна из важных черт личности, формирующаяся при подобном взаимовлиянии внешних и внутренних факторов, – самоэффективность, то есть ощущение способности достичь желаемого результата, добиться поставленной цели. Самоэффективность возникает в результате приобретения новых навыков, ролей и моделей успешного поведения, поддержки людей, умения конструктивно управлять своим эмоциональным состоянием. Другой пример этого взаимодействия – локус контроля (интернальный; экстернальный), дающий общее представление о том, насколько человек способен контролировать свою жизнь.
Многие индивидуальные особенности поведения, например, склонность к риску, острота реакции на оскорбление и др., во многом зависят от социально-культурной среды. Мужчины, принадлежащие к так называемым «культурам чести», будут вести себя более агрессивно ради восстановления чувства собственного достоинства, чем представители других культур.
Люди из индивидуалистских культур, свойственных западным странам, описывают себя в других понятиях, чем люди, воспитанные в коллективистских культурах; они воспринимают «самих себя» более устойчивыми в различных ситуациях. Люди из монохронических культур обеспокоены своей пунктуальностью: они делают все в строгой последовательности в отличие от представителей полихронических культур, для которых ценны взаимоотношения, не распланированные и не упорядоченные во времени.
studfiles.net
Типология поведения по Макгвайру
Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. Потребность – это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т.п.). Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена исходя из разных потребностей.
Какой-либо поступок человека может быть:
1) результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение)либо 2) проявлением какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение).
Целью поступка человека может быть:
1) сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность)либо 2) приобретение нового качества, новых результатов (развитие).
Закончиться поступок может при достижении:
1) желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение)либо 2) желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т.п.).
Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения:
- 1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.
- 2. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ "Я", позитивное мнение человека о самом себе.
- 3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
- 4. Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
- 5. Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).
- 6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).
- 7. Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого "приличного" поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.
- 8. Моделирующее поведение – варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.
- 9. Уравновешивающее поведение – когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их "примирить", согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.
- 10. Освобождающее поведение – человек стремится "обезопасить себя" (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся "негативных условий существования" (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.
- 11. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.
- 12. Экспрессивное поведение – в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от "хорошо сделанного дела", при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
- 13. Автономное поведение – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего "локуса контроля" своих поступков, представление о себе как об активном "деятеле", а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).
- 14. Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.
- 15. Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность "терпеть" информационную неопределенность, "редуцирование" разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.
- 16. Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.
psyvision.ru
Типы поведенческих реакций - Психическая составляющая копулятивного цикла и ее патология - Сексопатология - Сексуальное здоровье - Медкурсор
10 апреля 2009
При втором типе поведенческих реакций доминируют тенденции количественного и качественного ограничения сексуального стереотипа. Данный тип поведения характерен для браков с конфликтными отношениями супругов, когда решение о разводе или еще не созрело, или напрочь отвергается женщиной. В этой связи полный отказ от сексуальных контактов на поведенческом уровне для женщины неприемлем, так как по существу означает развод супругов. Реже подобная ситуация наблюдается в парах с формально сохранившимися доброжелательными отношениями.
В большинстве же случаев женщины этой группы идут на близость неохотно, с явным нежеланием, чаще в дни циклического повышения либидо. Как правило, уровень либидо и интенсивность сексуальных фрустраций у женщин данной группы оказываются выше, чем первой. В связи с этим многие женщины соглашаются на близость только в тех случаях, когда муж полностью исключает форшпиль и форсированно проводит половый акт, опережая наступление у женщины возбуждения и последующих фрустраций. Заметим также, что демонстрируемая женщиной выраженность фрустраций не всегда соответствует реальным ощущениям, особенно если половой акт оканчивается для нее раньше, чем наступает стадия предоргастического сенсорного насыщения, т е. «плато».
Третий тип поведенческих реакций – прекращение сексуальных отношений – наблюдается сравнительно редко и является характерным истерическим типом регуляции отношений, при котором мотивация удовлетворения потребности контроля над партнером и ощущения собственной ценности значительно сильнее, чем мотивация удовлетворения половой потребности. Обязательным условием реализации этого типа поведения является наличие мягкого, доброжелательного, уступчивого партнера, готового на компромисс. Внешняя легкость полного отказа от сексуальных контактов достигается в связи с клинически выраженными сексуальными расстройствами (вагинизм, тяжелые гениталгии) или яркими ипохондрическими проявлениями.
В целом психотравмирующая ситуация, складывающаяся при сексуальной дезадаптации супружеской пары, многогранна и затрагивает наиболее значимые потребности личности: любовноэротические, адекватной социальной оценки, дружественного обращения, а также самовыражения и самоутверждения, что и приводит в дальнейшем к развитию невротических расстройств у женщины или обоих супругов.
«Сексопатология», Г.С.Васильченко
Читайте далее:В эту группу входят эндогеннофункциональные психозы (шизофрения, маниакальнодепрессивный и так называемые инволюционные психозы) и эндогенноорганические заболевания (эпилепсия, атрофические заболевания головного мозга и редкие формы наследственных органических заболеваний), развивающиеся с преимущественным участием эндогенных факторов: типа нервной системы, пола, возраста, наследственности, конституционально обусловленной реактивности организма, а также ассимилированными влияниями различных вредностей в прошлом. В качестве стержневого синдрома…
В. Н. Мясищев (1960) рассматривал психоневроз как: «психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно тягостные для нее переживания: неудачи в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и…
Сексуальные расстройства наблюдаются при всех формах невротических расстройств – неврастении, истерическом неврозе, неврозе навязчивых состояний и наиболее характерны для больных с затяжным (более года) течением невроза, невротическим развитием личности, сопровождающимся стойкими и массивными общеневротическими проявлениями, выраженной депрессивной, обсессивной или ипохондрической симптоматикой, отрывом клинической картины от психотравмирующих переживаний и резистентностью к проводимой терапии. Подобная динамика развития…
При дифференциальной диагностике необходимо иметь в виду, что любой синдром мнимого сексуального расстройства – не полное здоровье, а расстройство, но субъективное. Более того, это и не простое житейское заблуждение или невежество, поскольку страдающий этим расстройством обязательно встревожен, обеспокоен и убежден в своем сексуальном дефекте. При выявлении сверхценных фиксаций на сексуальной сфере без фактических отклонений половой…
Шизофрения относится к числу психических заболеваний, при которых пациенты часто обращаются к врачу с жалобами на сексуальное расстройство. Распространенность шизофрении в популяции, по разным данным, составляет около 1%, а среди ее этиологических факторов большую роль играет наследственность. В последние годы выявлены многообразные биохимические сдвиги, в том числе нарушение обмена биогенных аминов, эндогенных опиатов, аутоиммунных процессов,…
www.medkursor.ru
Четыре модели поведения сотрудников (Д.О’Браен)
Описывая навигатор по управлению изменениями для лидеров в книге «Справочник штурмана — 101 Уроки лидерства для работы и жизни», David A. O’Brien выделяет четыре типа сотрудников:
- критик
- жертва
- наблюдатель
- проводник
Перечисленные типы отражают паттерны взаимодействий между лидером и последователями\сотрудниками. Посмотрим, как это моделирует организацию, помогает использовать текущие позиции сотрудников и позволяет управлять их отношением к переменам.
Данная типология оказалась настолько простой и наглядной, что на нее начали опираться в работе многие консультанты и тренеры при проведении семинаров по управлению изменениями. Попробуйте сами сравнить ее с описанной в 2004 году типологией сотрудников по отношению к изменениям Ф.Кругером (сторонники, потенциальные сторонники, противники, скрытые противники) или четырьмя типами сотрудников, предложенными в 2008 году Д.Майстером (пумы, волчья стая, пауки, человечество).
Модель организации
Если взять за основу данную типологию, то организация представляется нам, как система, состоящая из четырех типов сотрудников.
Рисунок взят из Краткого гида по управлению изменениями.
«Критики» легко находят много причин, почему изменения не будут реализованы и полезны. Часто это связано с неудачным предыдущим опытом изменений. Важно отметить, что негативное отношения критиков к переменам, оказывает влияние на остальную организацию, подталкивая и других людей отказывать от изменений.
«Жертва» имеет тенденцию замыкаться и не отвечать на вызовы, поскольку она не способна видеть себя и организацию в процессе изменений и после них. Они желают, чтобы все осталось без изменений и чтобы их не затронули перемены. Позиционирование себя, как жертвы, способствует тому, что люди отворачиваются от них, избегают взаимодействия.
«Сторонний наблюдатель» — человек, который не хочет ввязываться в перемены. Их осторожность означает, что они ждут, когда другие примут решение, возьмут на себя инициативу и ответственность, двигаясь к переменам. Таким образом, они стремятся уменьшить риски и ввязываются в том случае, когда понимают, что это безопасно. Поскольку наблюдатели стараются дистанцироваться от изменений, остальные сотрудники игнорируют их.
«Проводники\навигаторы» изменений — сотрудники позитивно влияющие на перемены. Они способствуют тому, что другие работники организации меняют свое отношение к происходящим в компании событиям.
Тип менеджера в процессе управления переменами
Управляющий переменами так же является частью организации и может быть отнесен к какому-либо из четырех перечисленных типов.
Наши реакции отличаются не только на перемены происходящие в организации, но и в обычной жизни (закрывается любимое кафе, строительные работы по дороге в офис и т.д.). Это вызываем эмоциональную реакцию, которая может выражаться с помощью одной из четырех ролей (критик, жертва, наблюдатель, проводник).
В том случае, если возглавляем перемены, от нашего отношения к ним во многом зависит успех. Люди ожидают от лидеров изменений оптимизм, веру в будущее. Но мы не всегда готовы именно такие эмоции транслировать вокруг.
Важно осознать и признать те реакции, которые мы проявляем, а затем искать пути повышения оптимизма. Поэтому первым шагом будет отнесение своей текущей к позиции к одному из перечисленных типов. Отсюда станет ясно, как я влияю на других людей и что необходимо мне сделать, чтобы быть эффективным в изменениях. Хорошо иметь поддержку, друзей, коллег, консультантов, разделяющих потребность в переменах, готовых выслушать наши переживания.
В конечном счете это повышает осознанность решений и выбор наилучшего. Ведь недаром глава в книге Д.О’Браена, посвященная типологии людей по отношению к переменам, называется «Поведение и выбор». В общем, можно сказать, что управляющему переменами в первую очередь необходимо управлять своим эмоциональным интеллектом.
Использование типа сотрудника для управления переменами
Перечисленные типы, описывают присущие определенным сотрудникам стереотипы поведения во времена перемен. Таким образом, одни и те же усилия менеджеров, направленные на разные типы сотрудников, вызовут у них отличающиеся реакции. Зная к какому типу относится сотрудник, у управляющего переменами появляется возможность эффективно распределять ресурсы\усилия. Например, показывая «наблюдателю» то, что для него перемены не несут риски, мы способны добиться положительных результатов. Но когда точно так станем вести себя по отношению к «критику», то это только усилит его сопротивление.
Позиция критика, жертвы и наблюдателя вполне может быть конструктивной по отношению к изменениям, если ее использовать с пользой. Для этого необходимо привлекать к участию в организационных преобразованиях сотрудников с любой позицией. Например, если критика не отталкивать, а рассматривать, как альтернативное мнение, позволять ему высказывать свои замечания, то можно предотвратить многие риски.
Наблюдатель обращает наше внимание на то, что люди настороженно относятся к переменам. А лучше всего понять то, какие чувства переживают сотрудники в процессе организационных трансформаций, обратившись к жертвам, т.к. последние зациклены на внутренних переживаниях.
Непостоянство позиции
Перечисленные типы сотрудников не являются константой. Они отражают отношение сотрудника к переменам в конкретный момент. Задачей управляющего переменами становится перевод сотрудника в позицию проводника. Для каждого типа сотрудников понадобятся разные усилия, которые вытекают и описания типов/ролей:
- Наблюдателю необходимо помочь увидеть, что перемены не несут им угроз.
- Критику дать возможность высказаться, поделиться накипевшим.
- Жертву не оставлять наедине со своими переживаниям.
- Проводнику указывать направление.
Для управляющего изменениями здесь большое поле для творчества, главное занимать проактивную позицию.
Сравнение типологий сотрудников по отношению к переменам
Типология сотрудника характеризует его отношение к переменам и определяет поведение.
В основе типологии Д.Майстера (пумы, волчья стая, пауки, человечество) лежит отношение людей к срокам при постановке целей и коллективной деятельности.
Типология Ф.Кругера (сторонники, потенциальные сторонники, противники, скрытые противники) показывает различие между тем что люди говорят и делают.
Е.Роджерс (новаторы, последователи, большинство, скептики, отстающие)показывает, как люди отличаются в реакциях по отношению ко всему новому и насколько быстро готовы его принять.
В основе типологии MBTI (задумчивый реалист, задумчивый новатор, активный реалист, активный новатор) лежат предпочитаемые людьми источники энергии, способы получения информации и принятия решений, а также стиль жизни.
Цикл обучения Колба разделяет людей на активистов, мыслителей, теоретиков и прагматиков. Они характеризуют то, с чего начинают учиться (меняться) люди.
Д.О’Браен в своей типологии разделяет людей по типам реакции, не вскрывая ее причин. И наверное, для практикующего менеджера это очень удобный инструмент, т.к. все же организация это не психоаналитический кабинет.
А вот Кемерон и Грин обращают наши внимание на причины реакций людей к переменам.
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
ibcm.biz
3.3. Особенности социальных поведенческих реакции
ТЕСТ-ОПРОСНИК ОЦЕНКИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
Инструкция: «На следующих страницах Вы найдете ряд вы-сказываний об особенностях поведения, привычках и взглядах.
Решите, пожалуйста, для каждого высказьшания, согласны Вы с ним, или нет. Если согласны, то поставьте в клетке регистра-ционного бланка под номером вопроса цифру "1" (один), а если не согласны, то поставьте в клетке цифру "0" (ноль). В самом опроснике никаких пометок не делайте. Отвечайте, пожалуйста, по порядку, не пропуская ни одного вопроса и не стараясь про-извести "лучшее" впечатление. Здесь нет "правильных" и "непра-вильных" ответов. Вы облегчите себе работу, если будете давать первый ответ, который приходит Вам в голову».
1. Если в разговоре неожвданно возникает большая пауза, мне часто ничего не приходит на ум, чтобы спасти ситуацию.
2. Мне досадно, что другие более удачливы, чем я.
3. Мне приятно, если я должен высказывать свое мнение по какому-то делу, не зная, что другие думают об этом.
4. Я быстро теряю самообладание, но также быстро опять бе-ру себя в руки.
5. Человек с неясным или гнусавым произношением раздра-жает меня.
6. На вечеринке, в кругу малознакомых людей я тоже могу внести вклад в то, чтобы вечер удался.
7. Я еще не достиг той должности, которую заслуживаю по результатам моей работы.
8. Я смущаюсь, когда меня представляют известномудеятелю, потому что не знаю, что он обо мне подумает.
9. Я могу так рассвирепеть, что, например, бью посуду.
10. Я часто пасую перед трудностями еще прежде, чем возь-мусь за дело.
11. В отпуске я редко знакомлюсь с другими людьми.
12. Я не люблю быть в центре внимания.
13. Если я сам не могу принять решение по важному, лично-му вопросу, то действую по совету пожилого уважаемого человека.
14. Если я прихожу в ярость, то разряжаюсь, выполняя такую физическую работу, как, например, рубка дров.
15. Я придаю большое значение тому, что другие обо мне думают.
249
16. Мне легче тогда, когда мне говорят, что нужно сделать, чем в том случае, когда я сам должен руководить.
17. Мне трудно подружиться с кем-нибудь.
18. В большинстве случаев я всегда вижу вначале хорошие стороны человека или дела.
19. Принимая решения, я спокойно взвешиваю все «за» или «против».
20. Время от времени я теряю терпение и свирепею.
21. Я с удовольствием берусь за такие задания, при которых другие люди находятся в моем подчинении.
22. Я легко отказываюсь от намерения, если другие об этом невысокого мнения.
23. В обществе я могу непринужденно беседовать с людьми, которых я никогда не видел.
24. У меня нет настоящих друзей.
25. Я часто вижу сначала плохие или слабые стороны человека или дела.
26. Мне было бы приятно, если бы другие восторгались мной.
27. У меня часто бывает плохое настроение.
28. Мне лучше, если я могу присоединиться к мнению других.
29. В целом я спокоен и меня нелегко вывести из себя.
30. У меня редко бывают гости.
31. Я чувствую себя ущемленным, когда других повышают в должности.
32. В решительных ситуациях зачастую внутреннее беспокой-ство заставляет меня принимать быстрое решение.
33. Я присоединяюсь к мнению моего трудового коллектива, как правило, лишь тогда, когда болыиинство его одобрит.
34. Меня редко приглашают в гости.
35. Как правило, я отношусь к людям скептически и недовер-чиво.
36. Я с удовольствием хожу на карнавал или другие веселые празднества.
37. Чаще всего я уверенно гляжу в будущее.
38. На производственных совещаниях я охотнее присоединя-юсь к мнению начальства.
39. В поездке я почти никогда не беседую с попутчиком.
40. Меня угнетает, если я должен откладывать принятые ре-шения.
41. Я охотно даю указания.
42. Если в моем трудовом коллективе возникают разногласия, я держусь в стороне.
250
43. Если я здорово рассвирепею, то часто теряю самообла-дание.
44. Чаще всего я нахожу, что жизнь стоит того, чтобы жить.
45. Я охотно провожу свой досуг с друзьями или в группах по интересам.
46. Меня тревожит то обстоятельство, что я не знаю, что меня ждет в жизни.
47. Если я хорошо подумаю, то я скорее склонен что-то кри-тиковать, чем признавать.
48. Мне нравится, что другие делают то, что я от них требую.
49. Мне не нравится, когда в книгах или фильмах действие в конце остается незавершённым или кончается иначе, чем я ожидал.
50. Я — оптимист.
51. Часто у меня выскакивают замечания, которые я лучше всего проглотил бы.
52. Мне трудно установить контакт между людьми, которые не знают друг друга.
53. Когда я в ярости, то говорю неслыханные вещи.
54. Я скучаю, когда другие веселятся.
55. Чаще всего я нахожу бессмысленным преследовать лич-ные цели: все равно все получается иначе.
56. Я избегаю общение с людьми, о которых не знаю, что о них можно подумать.
57. У меня нет никаких особенных интересов, так как мне ничто по-настоящему не доставляет удовольствия.
58. Часто я не могу совладать со своим раздражением и бе-шенством.
59. Я — коммуникабельный и открытый человек.
60. Я стремлюсь превосходить других.
61. По отношению к другим я отзывчив и обязателен.
62. Я везде быстро завязываю знакомства.
63. Ежедневные трудности часто лишают меня покоя.
64. Прежде чем высказывать свое мнение, я сначала прове-ряю, что об этом думают другие.
65. Неожиданный гость часто бывает для меня некстати.
66. На должности, соответствующей моим претензиям, я мог бы по-настоящему развернуться.
67. Я считаю, что лучше никому не доверять.
68. Я могу хорошо настроиться на неожиданный визит.
69. К сожалению, я отношусь к тем, кто часто приходит в бешенство.
251
70. Я редко бываю в подавленном, плохом настроении.
71. Я легко теряю хладнокровие, когда на меня нападают.
72. Я думаю, что популярность меня бы не тяготила.
73. Я могу во всех сторонах жизни найти что-то хорошее.
74. Часто я сам отказываю себе в исполнении желаний, чтобы избежать разочарований.
75. Я лучше примирюсь с чем-то, чем дам дойти делу до спора.
76. Я редко нахожу нужные слова, когда мне кого-нибудь пред-ставляют.
77. Я не люблю еще раз обдумывать решения.
78. Я редко могу по-настоящему радоваться.
79. Мне нетрудно внести оживление в общество.
80. Если что-то мне не удается, я думаю: в следующий раз получится лучше.
81. Мне нравится, когда другие просят у меня совета.
82. Я буду лучше сам по себе, тогда мне не придется разочаро-вываться.
83. Я не люблю дел, решение которых предоставляют будуще-му и выжидают, как они будут развиваться.
84. При хороших известиях я всегда боюсь, что при ближай-шем рассмотрении в деле окажется загвоздка.
85. К новым коллегам я чаще могу привыкнуть спустя лишь длительное время.
86. Часто я высказываю угрозы, которые не принимаю всерьез.
87. Когда меня несправедливо критикуют, я скорее с этим соглашаюсь, чем защищаюсь.
88. Часто я, не подумав, говорю что-то, а потом раскаиваюсь.
89. Меня беспокоит, что я не знаю точно, что другие обо мне думают.
90. Когда на меня наваливаются события, на которые я не имею влияния, то я люблю сюрпризы.
91. Я чаще всего признаю правоту других, хотя и не разделяю их мнения.
92. Я радуюсь общению.
93. Для меня обременительно, если мой распорядок дня нару-шают непредвиденные события.
94. Я быстро капитулирую, если что-то не удается.
95. Мои будни в целом интересны и занимательны.
96. Непредвиденные события чаще всего приводят меня в за-мешательство.
97. Когда мне кто-то что-то обещает, я опасаюсь, что это не получится.
252
98. Мне не нравится, что я по статусу должен выполнять рас-поряжения людей, которые меньше меня понимают.
99. Неловкую ситуацию, в которую кто-нибудь попадает, я могу обыграть таким образом, что другим это не бросится в глаза.
100. Часто я нервничаю из-за кого-нибудь.
101. Я люблю знать заранее, кто будет на званом вечере, на который я приглашен, и как он будет проходить.
102. Я избегаю критиковать своего начальника, хотя иногда это необходимо.
103. Меня беспокоит, когда у знакомых или друзей, к кото-рым я приглашен, я встречаю незнакомых людей.
104. Часто я слишком быстро сержусь на других.
105. Когда со мной заговаривает незнакомый человек, я часто не знаю, что я должен сказать.
106. При неудачах я, как правило, боюсь за свой авторитет.
107. Я часто сомневаюсь в своих способностях.
108. Я охотно стал бы знаменитостью.
109. Я часто чувствую себя как пороховая бочка перед взрывом.
110. Мне неприятно, когда мой супруг приглашает гостей без моего ведома.
111. Когда я получаю новое задание, то часто думаю, что я его не осилю.
112. Я охотно беседую с другими людьми, когда предоставля-ется возможность.
113. Я не утаиваю своего мнения.
114. Я думаю, что другие относятся ко мне предвзято.
115. Я охотно пробую что-то, когда с самого начала неизвест-но, какой будет исход.
116. Мне нравится, когда мне дают почувствовать, что без меня нельзя обойтись.
117. Я могу втянуть в разговор незнакомых людей.
118. Я спокойно ожидаю решения любого вопроса, даже если он очень важен ддя меня.
119. Я быстро капитулирую.
120. По сравнению с произведенной мной работой я должен заслуживать большего признания.
121. Мне трудно вести беседу с незнакомым человеком.
122. Мои чувства легко оскорбить.
123. Прежде чем занять позицию в каком-то вопросе, я жду, пока не узнаю мнение других.
124. Чаще всего мне трудно спокойно выбрать из несколъких вещей или возможностей.
253
125. Со знакомыми, которых я долго не видел, я неохотно заговариваю первым.
126. Я склонен во время спора говорить громче, чем обычно.
127. Чаще всего я придерживаюсь пословицы: «Смелость го-рода берет».
128. Я охотно вошел бы в круг людей, которые принимают важные решения.
129. Я склонен к тому, чтобы или быстро осуждать, или защи-щать людей.
130. Если бы я мог повторить свое становление, то я бы быс-трее достиг бы того положения, которое сегодня мне еще не дано.
131. Я могу припомнить, что как-то раз был так взбешен, что взял первую попавшуюся мне вещь и разгрыз или разбил ее.
132. Я, как правило, придерживаюсь принципа: сначала поду-май, потом сделай.
133. Я должен бы болыне делать для того, чтобы найти то признание, которого я заслуживаю.
Ключ
1. Социально—коммуникативная неуклюжесть (СКН):
1+, 6-, 11+, 17+, 23-, 24+, 30+, 34+, 36-, 39+, 45-, 52+, 59-, 61-, 62-, 65+, 68-, 76+, 79-, 85+, 92-, 99-, 103+, 105+, 110+, 112-, 117-, 121+, 125+ (29 вопросов).
2. Нетерпимость к неопределенности (НН):
5+, 8+, 13+, 19-, 32+, 40+, 46+, 49+, 56+, 77+, 83+, 89+, 90-, 93+, 96+, 101+, 115-, 118-, 124+, 129+, 132- (21 вопрос).
3. Чрезмерное стремление к конформности (К):
3—, 15+, 16+, 22+, 28+, 33+, 38+, 42+, 64+, 75+, 87+, 91+, 102+, 113—, 123+ (15 вопросов).
4. Повышенное стремление к статусному росту (ССР):
2+, 7+, 12—, 21+, 26+, 31+, 41+, 48+, 60+, 66+, 72+, 81+, 98+, 106+, 108+, 116+, 120+, 128+, 130+, 133+ (20 вопросов).
5. Ориентация на избегание неудач (ИН):
10+, 18-, 25+, 27+, 35+, 37-, 44-, 47+, 50-, 54+, 55+, 57+, 67+, 70-, 73-, 74+, 78+, 80-, 82+, 84+, 94+, 95-, 97+, 107+, 111+, 114+, 119+, 127— (28 вопросов).
6. Фрустрационная нетолерантность (ФН):
4+, 9+, 14+, 20+, 29-, 43+, 51+, 53+, 58+, 63+, 69+, 71+, 86+, 88+, 100+, 104+, 109+, 122+, 126+, 131+ (20 вопросов).
254
В контрольном исследовании 48 женщин (от 25 до 50 лет), проведенном НПК (обследование резерва руководящих кадров в отрасли связи — ситуация экспертизы), были получены следую-щие нормативы:
Шкала | СКН | НН | К | ССР | ин | ФН |
Среднее | 8,04 | 9,71 | 5,83- | 9,13 | 8,13 | 8,50 |
Среднеквадратическое отклонение | 5,78 | 3,26 | 3,01 | 3,14 | 3,88 | 3,64 |
ОЦЕНИТЕ УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
1. Ваша коллега начинает рассказывать длинную запутанную историю, логаку развития которой вы никак не можете просле-дить. Вы:
а) избавляете ее и себя от ненужных трудностей, переведя разговор на другую тему;
б) сообщаете ей, что вы потеряли нить рассказа и просите повторить все сначала;
в) задаете вопросы по отдельным, наиболее неясным вам обстоятельствам этой истории;
г) делаете вид, что следите за ходом развития событий, рас-считывая, что в конце концов вы поймете, в чем же суть.
2. Ваша подруга крайне расстроена неприятностью, которую причинил ей любимый человек. Вы:
а) поддерживаете ее, внимательно выслушав, предоставив подруге возможность излить душу;
б) поступаете так же, как в варианте «а», но еще и расска-зываете подруге о том, что вы тоже оказывались в таком же по-ложении, тем самым показав ей, что она не одинока;
в) выражаете поддержку, по секрету сообщив ей о таких же отвратительных поступках, совершенных вашим возлюбленным;
г) соглашаетесь, что этот парень действительно негодяй, и предлагаете познакомить ее с другам мужчиной.
3. После страстной «ночи любви» ваш партнер говорит, что в момент высшего наслаждения у вас был безучастный ввд. Что вы ответите на это:
а) будете уверять его, что это далеко не так;
б) попробуете выяснить, почему он сделал такой вывод;
в) согласитесь с ним — вам действительно следовало бы быть более естественной в постели;
255
г) почувствуете себя оскорбленной и дадите ему это понять.
4. Представьте себе, что любимый вами человек говорит что-то вроде: «Я ненавижу, когдатвоя мама...». Это полностью выво-дит вас из себя. Как вы поступите:
а) сдержите свое раздражение — вы не привыкли идти на конфронтацию;
б) выясните, в чем конкретно заключаются причины его недовольства, и лишь затем выскажете свою точку зрения;
в) вы немедленно оборвете этот разговор — ведение такого рода споров лишь вызывает в вас ярость;
г) сами перейдете в наступление: «Что касается твоей мамы...».
5. Ваш возлюбленный заводит с вами разговор, который буду-чи эмоционально нейтральным, касается вопроса, в котором вы абсолютно ничего не смыслите — например, о сравнительных достоинствах различных типов стереосистем. Каким образом вы будете поддерживать такой разговор? (можете выбрать несколь-ко вариантов). Вы будете:
а) кивать головой;
б) улыбаться;
в) смотреть ему в глаза;
г) задавать соответствующие вопросы;
д) резюмировать основные пункты его повествования, на-пример: «Так, значит, самые хорошие колонки...», чтобы быть уверенной, что вы полностью его понимаете;
е) подбадривать его односложными словами типа: «Гм», «Да-да», «Правильно»;
ж) поступать, как в варианте «е», и, кроме того, периоди-чески с энтузиазмом восклицать: «Неужели!», «Это интересно!»
з) не делать ничего из вышеперечисленного. Вместо этого вы заявите, что вы абсолютно безнадежны в познании сравнитель-ных достоинств стереосистем и все попытки просветить вас — увы, бесполезная трата времени.
6. Каковы ваши отношения с близкими вам людьми (мужчи-нами, членами вашей семьи, подругами):
а) у вас мало близких людей и вы редко с ними встречаетесь;
б) носят подчас весьма бурный характер;
в) ровные, приятные, доставляющие вам радость;
г) вызывают у вас крайнее неудовлетворение.
7. В разговоре с друзьями, какой процент времени вы обычно уделяете роли слушателя:
а) 0-25%; б) 26-50%; в) 51-75%; г) 76-100 %.
8. Важный элемент умения слушать — способность чувство-
256
вать то, что не выражено словами. Итак, забудьте о том, что говорится в данный момент. Вопрос заключается в следующем: что действительно происходит, когда собеседник... (выберите один из вариантов в каждом пункте):
1) прикладывает палец к носу или щеке:
а) он чувствует превосходство;
б) он преувеличивает;
в) у него просто чешется нос или щека;
2) выглядит сутулым и напряженным:
а) он что-то скрывает;
б) он голоден;
в) он стесняется;
3) начинает говорить громко и возбужденно:
а) он защищается;
б) он проявляет интерес;
в) он очень хотел бы, чтобы разговор поскорее закончился.
9. Как часто вы (поставьте в каждой графе: 3 — часто; 2 — иногда; 1 — редко; 0 — никогда):
а) заканчиваете фразу собеседника;
б) ловите себя на мысли, что во время делового разговора с коллегой по работе думаете о ее одежде и прическе;
в) начинаете смеяться прежде, чем рассказчик преподне-сет «соль» анекдота;
г) рассматриваете свои ногти в то время, как ваш знако-мый описывает свой тяжелый рабочий день;
д) чувствуете себя «не в своей тарелке», когда приятельни-ца, выложив вам все свои проблемы, продолжает самобичевание;
е) используете против своего любимого сказанные им слова;
ж) в момент, когда близкий вам человек высказывает пре-тензии или жалуется, думаете: «Опять он за свое...»;
з) чувствуете непреодолимое желание оставить за собой по-следнее слово в споре;
и) отказываетесь от своих доводов, чувствуя, что вам так ничего и не удалось добиться.
10. Являются ли следующие утверждения, по вашему мнению, верными или ложными? (отметьте каждое из них буквой В — верно; Л — ложно или ? — затрудняюсь ответить):
а) вы чувствуете себя неудобно во время затянувшейся па-узы в разговоре;
б) слушая своего друга, вы сосредоточиваете свое внима-ние на том, когда же он начнет отклоняться от темы;
9 Е. и. Рогов, кн. 2 257
в) вы считаете, что ни у кого и никогда не бывает веских оснований давать непрошеные советы;
г) вы обычно можете предугадать фразу до того, как она будет произнесена;
д) люди всегда доверяют вам свои самые интимные проблемы.
Теперь подсчитайте количество набранных вами очков:
Вопрос | а | б | в | г |
1 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 | 2 |
3 | 3 | 1 | 0 | 2 |
4 | 0 | 1 | 3 | 2 |
5 | 0 | 0 | 0 | 1 |
д | е | ж | 3 | |
1 | 0 | 2 | 5 | |
6 | 3 | 2 | 1 | 0 |
7 | 3 | 2 | 1 | 0 |
8(1) | 1 | 2 | 0 | - |
8(2) | 2 | 1 | 0 | - |
8(3) | 1 | 0 | 2 | — |
studfiles.net