Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности. Методы поведенческой интервенции


Цели и принципы поведенческой коррекции

Ведущую цель психологической коррекции отклоняюще­гося поведения личности можно сформулировать как достиже­ние позитивных поведенческих изменений в выделенных направле­ниях.

Психологическая интервенция может осуществляться в форме консультирования, педагогической коррекции, тренингов, пси­хотерапии. Также она может иметь вид индивидуальной, семейной или групповой работы. Во всех случаях, независимо от формы и условий, должны соблюдаться основные принципы поведенческой коррекции – наиболее общие требования к деятельности специа­листа. Ведущими принципами поведенческой пси­хологии являются: объективность, поведенческая оценка, сис­темность и сотрудничество.

Принцип объективности предполагает ориентацию преимуще­ственно на внешне проявляемые и измеряемые переменные. Поведенческие проявления должны фиксироваться максимально конкретно (объек­тивно) и систематически.

Поведенческой оценки – указывает на необходимость проведения функционального анализа поведе­ния клиента. Поведенческая оценка проводится при первой же встрече в ходе интервью с клиентом или дневник самонаблюде­ния клиента. Также используются: прямое наблюдение за клиен­том; получение информации от других специалистов; организация ролевых игр. Дополнительными источниками данных, необходи­мых для оценки, могут быть: медицинская информация, результа­ты анкетирования и тестирования, экспертные оценки.

Принцип системности предполагает оценку роли девиантного поведения в Различных социальных системах и жизни личности в целом. Для личности с поведенческими про­блемами возникает реальная опасность передачи ответственности за свое поведение специалисту. Все это делает особенно актуаль­ным соблюдение принципа сотрудничества.

Методы поведенческой интервенции

В настоящее время в поведенческой психологии ис­пользуются следующие основные группы методов:

Стимулирование позитивной мотивации

Стимулирование мотивации изменения поведения можно назвать самой главной задачей и самой большой трудностью психолого-социального воздействия на личность Работа с мотивацией начинается с первых минут поведенче­ского консультирования. На данном этапе будут уместны прямые вопросы: Что Вы хотите получить от нашего сотрудничества? Что вы ожида­ете от терапии? Чем я могу помочь вам? Достаточно распространена методика конфронтации клиента на этапе заключения терапевтического контракта. Достаточно эффективна методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него. При достижении взаимопонимания переходят к заключению те­рапевтического договора. Договор регулирует отношения между участ­никами терапевтического процесса и является основным спосо­бом поддержания мотивации к изменениям на всем протяжении совместной работы. Важным мотивирующим моментом является дальнейшая прора­ботка проблемы клиента .При стойком отрицании проблем и нежелании личности изме­няться в позитивном направлении прибегают к более интенсив­ным методам воздействия: группо­вое консультирование или семейная психотерапия. Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает груп­повое убеждение. Довольно жестким является методика естественных по­следствий поведения. Работа с мотивацией является неотъемлемой составляющей всех этапов поведенческой интервенции. При этом главным фак­тором, побуждающим клиента к сотрудничеству, являются личные отношения между ним и специалистом, основанные на честности, ответственности, поддержке и уважении.

studfiles.net

Контрольные вопросы и задания

Каковы цели и принципы поведенческой интервенции?

Сформулируйте возможности и ограничения, преимущества и недостатки поведенческого подхода.

Перечислите основные методы поведенческой интервенции и области их оптимального применения.

Какие методы можно использовать для стимулирования мотивации личности к сотрудничеству и позитивным изменениям?

Какие методики коррекции эмоциональных состояний вам известны?

В чем сущность и какова процедура методики систематической десенсибилизации?

Опишите методики саморегуляции.

Самостоятельно выработайте навык саморелаксации (в соответствии с приведенными методиками) и сообщите результаты.

Перечислите приемы когнитивного переструктурирования.

Каковы методы угашения нежелательного поведения?

Опишите методики подкрепления позитивного поведения.

Что такое тренинг ассертивности?

Составьте сравнительную характеристику методов поведенческой интервенции с точки зрения их задач, сложности, эффективности, сфер желательного применения (с учетом вашего личного или профессионального опыта их использования).

Рекомендуемая литература

Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

Рыжова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. - М., 1998.

Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб.-метод. пособие. - СПб., 1987.

Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. - СПб., 1991.

Черников А. Системная семейная терапия. - М., 2001.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999.

Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. - М., 2001.

Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. 2000.

Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ, пособие. - Минск, 1999.

Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. - М., 1998.

Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: Учеб.-метод. пособие. - М., 1998.

Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособие для практ. психол. - СПб., 2001.

Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. - СПб., 2000.

Морли С, Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. - СПб., 1996.

Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М., 1999.

Наркомания: Метод, рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А. Н.Гаранского. - СПб., 2000.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.

Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм //Журнал практического психолога. Спец. вып. - М., 2000. - № 1-2.

Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. - М., 2000.

Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетни* с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой - М., 1999.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарско- го. - СПб., 1998.

Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. шмидта. - М., 2000.

Заключение ключевые идеи

Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.

В настоящем пособии предпринята попытка систематизации многочисленных разрозненных научных данных по психологии отклоняющегося поведения личности (другие, не менее интересные, стороны изучаемой реальности остались за рамками настоящего исследования). Специалисту, оказывающему помощь людям с поведенческими девиациями, важно чувствовать уверенность и компетентность в таких вопросах, как этиология, механизмы функционирования, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения. Особенно важно сформировать адекватные представления и позитивные навыки воздействия на отклоняющееся поведение личности.

Поведенческая психология - активно развивающаяся отрасль. В сравнении с другими подходами, поведенческая интервенция, возможно, является одним из наиболее адекватных и эффективных способов воздействия на поведение личности. В то же время в современной практике оказания психологической и психотерапевтической помощи наблюдается тенденция к интеграции разнообразных методов, основанных на различной методологии, для решения конкретных практических задач. В случае поведенческих нарушений достаточно широко и успешно используются интегративные подходы, направленные на решение стратегической задачи, - достижение позитивных личностных изменений.

Решающим фактором, гарантирующим успешность применения любых методов выступает личность самого специалиста, оказывающего социально-психологическую помощь. Можно говорить о таких профессионально важных качествах психолога-девиантолога, как адаптивность, высокий уровень развития жизненно важны* умений, уверенность, искренний интерес к людям, духовность.

Мы надеемся, что настоящее пособие поможет успешному фор мированию профессионально-личностной позиции специалиста-

Отклоняющееся/девиантное поведение личности - сложный многоуровневый полиэтиологичный процесс.

Отклоняющееся поведение может проявляться в самых разнообразных формах активности личности.

Основные отличительные признаки девиантного поведения - отклонение от социальной нормы, деструктивность, негативная оценка окружающих, повторяемость, усиливающаяся дезадаптация.

Многочисленные концепции отклоняющегося поведения не противоречат, а гармонично дополняют друг друга, освещая данное явление с различных сторон.

Отклоняющееся поведение личности необходимо рассматривать прежде всего в аспекте ее развития и адаптации к социальной среде.

Стимулирование развития личности и повышение уровня ее социальной адаптации - ведущие цели психолого-социальной интервенции девиантного поведения.

Теория отклоняющегося поведения призвана служить не навешиванию ярлыков, но оказанию реальной помощи личности через стимулирование ее готовности к изменениям и сотрудничеству.

Отличительной особенностью психолого-социальной помощи в слу-чае отклоняющегося поведения является ее активный, организующий и позитивный характер.

Эффективность помощи определяется ее своевременностью, адекватностью и комплексностью.

Специалисту важно понимать, что его возможности не безграничны: несмотря на прилагаемые усилия, результаты психолого-социального воздействия на конкретную личность с девиантным поведением могут быть Незначительными вследствие множества причин.

Следует также признать, что современные знания о природе отклоняющегося поведения личности скорее порождают новые вопросы, чем дают полные ответы на них.

Дальнейшие научные исследования в этой области, накопление опыта Практической работы, объединение усилий различных специалистов с Усилиями отдельной личности - все это может помочь в преодолении закономерных трудностей.

104

studfiles.net

Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

Интервенция отклоняющегося поведения личности является еще одним направлением социально-психологического воздействия. Психологическая интервенция - это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Цель интервенции девиантного поведения личности состоит в ослаблении или устранении тех форм ее поведения, которые препятствуют социальной адаптации.

Отличительной особенностью психологической интервенции в Целом является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом. В случае отклоняющегося поведения несовершеннолетних инициатива и согласие должны исходить от законных представителей интересов ребенка.

Основная трудность работы с отклоняющимся поведением личности состоит в том, что, как правило, на первых этапах социаль-но-психологической помощи человек сопротивляется изменениям несмотря на выраженные негативные последствия своего поведения. В таких случаях основанием для вмешательства может быть Степень вреда, причиняемого девиацией, или уровень социальной дезадаптации личности. Например, причиной обращения за помощью наркозависимого человека часто являются либо серьезные проблемы со здоровьем, либо достижение им ситуации «социального дна». Заболевания, сопровождающие употребление наркотиков, хорошо известны - гепатит, ВИЧ-инфекция, психические расстройства. Социальная деградация, в свою очередь, выражается в криминализации, утрате трудоспособности, изоляции, потере жилья и семьи.

Таким образом, ведущие задачи психологического вмешательства при девиантном поведении можно сформулировать следующим образом:

Эффективность работы оценивается как по объективным признакам уменьшения нежелательного поведения (например, случаев употребления наркотиков), так и по субъективным изменениям (например, усилению желания вести трезвый образ жизни). Одним из наиболее важных критериев позитивных изменений выступает повышение уровня социальной адаптации личности.

В случае психологической интервенции отклоняющегося поведения используются все известные методы психологического воздействия, часто те же, что и в психопрофилактической работе. Ведущими методами психологической интервенции являются психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, организация терапевтической или саногенной среды.

Наиболее популярной формой психологической работы с личностью является консультирование в сочетании с психотерапией. Границы между двумя выделенными формами помощи в случае девиантного поведения практически трудно различимы. Термин «консультирование» более приемлем для работы со здоровыми людьми. Учитывая сложный характер поведенческих девиаций, их склонность переходить в болезненные расстройства, далее, говоря о психотерапии или консультировании, мы будем иметь в виду именно их гармоничное сочетание.

При отсутствии единой теории личности существуют различные концепции и формы консультирования (психотерапии). Наибольшее развитие и признание получили три ведущих направления: психоаналитическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое. Эти исторические модели дали жизнь сотням модификаций, в связи с чем появились и различные классификации.

В зависимости от целей интервенции выделяют три вида психотерапии [18]:

В клинической практике принято деление методов психотерапии на симптомо-центрированные, личностно-центрированные и социоцентрированные. Психотерапия может быть реализована враз-личных формах, например: групповая, семейная или индивидуальная, длительная или краткосрочная, директивная или недирективная, ориентированная на решение проблемы или личностные изменения. На практике чаще используются комбинированные методы. Кроме того, существует множество модификаций основных психотерапевтических методов. Например, в Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского [22] описывается около ста психотерапевтических методик, реальное их количество - еще больше. Многие авторы в то же время отмечают приблизительно равную эффективность различных видов психотерапии, подчеркивая ведущее значение личности специалиста.

Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения

Различные формы девиантного поведения требуют внесения некоторых корректив в использование основных психологических методов. С известной долей условности можно наметить некоторые общие стратегии социально-психологического вмешательства в отношении основных видов отклоняющегося поведения.

studfiles.net

Глава I

МЕТОДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ

Поведенческая психотерапия заслуженно признается одной из самых эффективных и результативных форм психологической помощи в кризисных ситуациях. Несмотря на то что это направление психотерапии возникло сравнительно недавно1 в качестве альтернативы глубинным, долгосрочным и ориентированным на личность (психоанализ, психодрама, гештальт-терапия и пр.) методам психотерапии, оно быстро заняло среди них видное место. В настоящее время поведенческая психотерапия применяется практически для всех форм психических нарушений. В отношении некоторых проблем (страхи, навязчивости, наркомания и другие формы зависимости) поведенческая терапия признана наиболее эффективным методом психологической помощи2. В ходе так называемого «когнитивного поворота» поведенческая психотерапия заимствовала многие приемы когнитивной терапии3, а в последующем развитии фактически объединилась с нею, став когнитивно-поведенческой. Далее мы будем для краткости называть современную когнитивно-поведенческую терапию поведенческой, имея в виду, что в настоящее время эти два направления почти всегда взаимно дополняют друг друга и изолированного применения одного из подходов практически не встречается.

Рассмотрим характерные черты поведенческой психотерапии, подход к анализу кризисных состояний, который практикуется в поведенческой психотерапии, а также методы вмешательства и контроля, предлагаемые в рамках этого направления.

1. Особенности поведенческой психотерапии

С самого начала своего развития поведенческая психотерапия опиралась на классические поведенческие теории (бихевиоризм) и в этом качестве заимствовала у психологии поведения пристальное внимание к экспериментально полученному знанию и пренебрежение теми психическими явлениями, которые не поддаются непосредственному наблюдению и объективной фиксации.

Поведенческая терапия рассматривала болезненное поведение как одну из многих форм поведения, подчиняющуюся тем же самым законам, что и здоровое поведение. Поскольку изначально предполагалось, что поведение является результатом научения, то возникло предположение о возможности терапевтического обучения, основывающегося на достижениях психологии.

Болезненное, т. е. доставляющее страдания самому человеку или его непосредственному окружению, поведение стало объектом терапевтического вмешательства. Устранив или модифицировав болезненное поведение, психолог, психотерапевт тем самым избавляет пациента от страданий и достигает заранее согласованных целей терапии.

Таким образом, поведенческой психотерапией может быть названа любая форма основанного на экспериментальных данных и контролируемого обучения новым, более эффективным и здоровым формам поведения, изменения (модификации) или устранения доставляющих страдания болезненных форм поведения.

Итак, речь идет о большой группе различных методов, которые объединяет общая идея использования с терапевтической целью достижений экспериментальной психологии поведения. А цель состоит в изменении четко описанных и хорошо операционализированных образцов поведения, когниций и эмоций, которое экспериментально контролируется на всех этапах терапии.

Таким образом, в ходе терапевтического общения и в результате использования специальных технологий психотерапевт, чтобы улучшить самочувствие пациента, влияет на его установки, ход мыслей и регуляцию поведения. Результатом такого рода вмешательств должно стать изменение баланса позитивных и негативных мыслей и чувств в пользу позитивных. С того момента, когда клиенту уже больше не требуется помощь психотерапевта, поведенческую психотерапию можно считать завершенной.

Из самого названия, «поведенческая психотерапия», следует, что это один из видов психотерапевтической практики, в центре внимания которой находятся особенности поведения клиента, доставляющие страдания ему самому или людям из его окружения. При определенной степени выраженности поведенческих нарушений эти страдания могут приобретать хронический затяжной характер и предполагают специально организованные терапевтические действия. В рамках поведенческой психотерапии помощь, которую оказывает психотерапевт пациенту, состоит в том, что он вместе с ним анализирует причины и характер поведенческих проблем, приводящих к страданиям, планирует и осуществляет терапевтические мероприятия, направленные на устранение болезненных особенностей поведения или на формирование новых навыков поведения, отсутствие которых вызывало проблемы и болезненное состояние.

Характерные черты поведенческой психотерапии

Современные тенденции развития поведенческой психотерапии таковы, что все больше внимания уделяется формированию или повышению социальной компетентности пациента, практике, расширяющей его поведенческий репертуар, устраняющей негативный или деструктивный характер мыслей, т. е. практике, имеющей, скорее, гуманитарный, чем лечебный характер. Однако в этих тенденциях поведенческая психотерапия не оригинальна – такова общая линия развития психотерапии как науки и профессиональной практики.

Принципиальные отличия этого вида психотерапии от других состоят в следующем:

1) Поведенческая психотерапия концентрируется в первую очередь на изменении поведения. Ключевое отличие поведенческой психотерапии от других подходов заключается в том, что под терапией понимается любая форма обучения новым способам поведения, отсутствие которых так или иначе ответственно за психологические проблемы клиента. Часто такое обучение предполагает устранение ошибочных форм поведения или же их видоизменение. При этом способ и вид обучения (или переучивания) принципиального значения не имеет.

Конечно, в современной поведенческой психотерапии под «поведением» понимают не только внешние, явные его формы, но и всю гамму мыслительных (когнитивных) и эмоциональных процессов, участвующих в его регуляции. Именно нацеленность на достижения поведенческих изменений путем сложной многоуровневой работы можно отнести к числу наиболее значимых «родовых черт» поведенческой психотерапии.

2) Контроль процесса и результатов является другой отличительной чертой поведенческой психотерапии. Психотерапевт старается иметь дело только с четко фиксируемыми когнитивными, эмоциональными и поведенческими проявлениями и стремится получить очевидный и воспроизводимый результат. Еще до начала активных психотерапевтических вмешательств определяется список целей, по степени достижения которых судят об эффекте психотерапии. Терапевты поведения не делают секретов из своих методов, доступно излагают принципы их действия пациентам, стремятся сами контролировать успех терапии и предлагают научиться этому своим пациентам. Кстати, именно за тщательный контроль результатов поведенческую психотерапию очень любят агенты медицинских страховых компаний.

3) Опора на экспериментальные данные и психологические теории является основой всего процесса психотерапии. Она стремится к тому, чтобы использовать методы, прошедшие тщательную экспериментальную оценку и опирающиеся на ясные теоретические концепты.

4) Множественность отдельных техник и многообразие терапевтических подходов, объединенных одной целью и ориентированных на изменение или модификацию болезненного поведения, – еще одна черта этого направления психотерапии. Довольно трудно проследить внутреннее единство этих технологий, поскольку для отдельных случаев разработаны очень специфичные приемы, с которыми мы еще познакомимся. При осуществлении психотерапевтических мероприятий психотерапевт, исходя из картины поведенческих нарушений, каждый раз должен заново выбирать из этого многообразия методов наиболее подходящие. Речь идет, таким образом, скорее, о разных технологиях, объединенных общей терапевтической ориентацией и рассчитанных на мультимодальное воздействие, нежели едином стандартизированном методе.

Психолог, использующий поведенческую психотерапию, ориентируется на психологическую модель проблемного поведения.

Психологическая модель проблемного поведения

В отличие от квазимедицинских моделей психических расстройств и девиаций, имеющих в своей основе биологические или физиологические предпосылки, поведенческая психотерапия использует психологическую модель отклоняющегося поведения, которая опирается на несколько базовых предположений4:

1. Многие особенности поведения, которые раньше считались болезнями, рассматриваются в поведенческой психотерапии как «психологические трудности» или «жизненные проблемы».

2. Признается, что болезненное или девиантное поведение в основном приобретается по тем же законам, что и нормальное. Принципы изменения здорового и болезненного поведения одинаковы, и поэтому на болезненное поведение можно воздействовать обычными методами научения.

3. Поведение человека в большой степени зависит от ситуативных переменных и поэтому должно рассматриваться во взаимосвязи с актуальной ситуацией и исходя из ее особенностей. Анализу событий в далеком прошлом, приведших к возникновению болезненного поведения, уделяется совсем немного внимания.

4. Для того чтобы изменить поведение, не обязательно понимать причины его возникновения и происхождение проблемы. Во-первых, эти данные зачастую либо недоступны, либо требуется слишком много времени и усилий, чтобы их получить, во-вторых, мы еще очень мало знаем о причинно-следственных связях психических явлений.

5. Для терапии необходимо предварительно проанализировать проблему с учетом многих модальностей и затем выбрать методы, подходящие для применения в условиях выявленных особенностей.

6. Способы и приемы терапии подбираются строго индивидуально, применительно к разным людям и их специфическим личным проблемам.

Конечно, приведенная здесь модель проблемного поведения стала результатом жарких споров и не приобрела пока законченного характера. Но именно по отношению к этой модели судят о том, может ли отдельный метод психотерапии быть отнесен к разделу «поведенческих».

studfiles.net

Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

Интервенция отклоняющегося поведения личности является еще одним направлением социально-психологического воздействия. Психологическая интервенция - это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Цель интервенции девиантного поведения личности состоит в ослаблении или устранении тех форм ее поведения, которые препятствуют социальной адаптации.

Отличительной особенностью психологической интервенции в Целом является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом. В случае отклоняющегося поведения несовершеннолетних инициатива и согласие должны исходить от законных представителей интересов ребенка.

Основная трудность работы с отклоняющимся поведением личности состоит в том, что, как правило, на первых этапах социаль-но-психологической помощи человек сопротивляется изменениям несмотря на выраженные негативные последствия своего поведения. В таких случаях основанием для вмешательства может быть Степень вреда, причиняемого девиацией, или уровень социальной дезадаптации личности. Например, причиной обращения за помощью наркозависимого человека часто являются либо серьезные проблемы со здоровьем, либо достижение им ситуации «социального дна». Заболевания, сопровождающие употребление наркотиков, хорошо известны - гепатит, ВИЧ-инфекция, психические расстройства. Социальная деградация, в свою очередь, выражается в криминализации, утрате трудоспособности, изоляции, потере жилья и семьи.

Таким образом, ведущие задачи психологического вмешательства при девиантном поведении можно сформулировать следующим образом:

Эффективность работы оценивается как по объективным признакам уменьшения нежелательного поведения (например, случаев употребления наркотиков), так и по субъективным изменениям (например, усилению желания вести трезвый образ жизни). Одним из наиболее важных критериев позитивных изменений выступает повышение уровня социальной адаптации личности.

В случае психологической интервенции отклоняющегося поведения используются все известные методы психологического воздействия, часто те же, что и в психопрофилактической работе. Ведущими методами психологической интервенции являются психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, организация терапевтической или саногенной среды.

Наиболее популярной формой психологической работы с личностью является консультирование в сочетании с психотерапией. Границы между двумя выделенными формами помощи в случае девиантного поведения практически трудно различимы. Термин «консультирование» более приемлем для работы со здоровыми людьми. Учитывая сложный характер поведенческих девиаций, их склонность переходить в болезненные расстройства, далее, говоря о психотерапии или консультировании, мы будем иметь в виду именно их гармоничное сочетание.

При отсутствии единой теории личности существуют различные концепции и формы консультирования (психотерапии). Наибольшее развитие и признание получили три ведущих направления: психоаналитическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое. Эти исторические модели дали жизнь сотням модификаций, в связи с чем появились и различные классификации.

В зависимости от целей интервенции выделяют три вида психотерапии [18]:

В клинической практике принято деление методов психотерапии на симптомо-центрированные, личностно-центрированные и социоцентрированные. Психотерапия может быть реализована враз-личных формах, например: групповая, семейная или индивидуальная, длительная или краткосрочная, директивная или недирективная, ориентированная на решение проблемы или личностные изменения. На практике чаще используются комбинированные методы. Кроме того, существует множество модификаций основных психотерапевтических методов. Например, в Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского [22] описывается около ста психотерапевтических методик, реальное их количество - еще больше. Многие авторы в то же время отмечают приблизительно равную эффективность различных видов психотерапии, подчеркивая ведущее значение личности специалиста.

Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения

Различные формы девиантного поведения требуют внесения некоторых корректив в использование основных психологических методов. С известной долей условности можно наметить некоторые общие стратегии социально-психологического вмешательства в отношении основных видов отклоняющегося поведения.

studfiles.net

2. Принципы кризисной интервенции

Кризисная интервенция – экстренная психологическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса. Базируется на принципах краткосрочности, реалистичности, личностной вовлеченности профессионала или добровольца кризисной помощи и симптомо-центрированного контроля.

Ведущими методами кризисной интервенции являются кризисное консультирование и кризисная психотерапия. Кризисная психотерапия показана при так называемых осложненных кризисах, т. е. при развитии или высоком риске развития болезненных состояний у человека, переживающего кризис. Конечно, любая угрожающая или ранящая ситуация вызывает изменения в чувствах, поведении и мыслях человека. Если эти трансформации подконтрольны человеку и он в силах самостоятельно справиться с ними, то вмешательства психотерапевта не требуется. Если же негативные изменения приобретают длительный характер и оказываются вне зоны самостоятельного контроля, то возникает необходимость в профессиональной психологической и психотерапевтической помощи.

В следующих главах на примере психологической помощи человеку в состоянии горя и при суицидальной активности мы рассмотрим подробнее, какую именно помощь в зависимости от прогноза течения кризиса следует предлагать. Данный же раздел посвящен изложению общих подходов к кризисной интервенции и программы кризисной помощи, которая ближе к модели психологического консультирования.

Основные принципы кризисной интервенции10

1. Эмпатический контакт. Это важнейшее условие кризисной помощи. Сопереживание и понимание психологического состояния другого человека – это самое простое и самое сложное. С установления эмпатического контакта начинается кризисное вмешательство.

2. Безотлагательность. Кризисное вмешательство характеризуется безотлагательностью, предельной срочностью.

3. Высокий уровень активности консультанта. Консультант должен проявлять максимальную активность в установлении контакта с человеком, переживающим кризис, и сборе информации, чтобы как можно скорее оценить ситуацию и наметить план действий.

4. Ограничение целей. Ближайшая цель кризисной интервенции – предотвращение катастрофических последствий. Основная цель – обучение пользоваться адаптивными способами преодоления кризиса и восстановление психологического равновесия.

5. Поддержка. При работе по преодолению кризиса консультант (доброволец, психолог, психотерапевт) в первую очередь обеспечивает пациенту11 поддержку.

6. Фокусированность на основной проблеме. Кризисное вмешательство должно быть достаточно структурированным, чтобы помочь сосредоточиться на основной проблеме, приведшей к кризису.

7. Уважение. Человек, переживающий кризис, воспринимается консультантом как знающий, вполне компетентный, независимый, стремящийся обрести уверенность в себе, способный сделать самостоятельный выбор.

Кризисная помощь должна быть реалистичной и целенаправленной, поэтому ее общая стратегия может быть построенной по типу обучения стратегии решения проблем.

Программа кризисной помощи как модели решения проблем

1. Выявление проблемы. Задача кризисного консультанта – помощь в прояснении центральной проблемы кризиса. Развитие проблемы предполагает изменения в жизни и в способности человека справиться с новыми обстоятельствами. Поэтому полезно задавать следующие вопросы: «Что сегодня изменилось по сравнению со вчерашним днем?», или: «Что нового произошло в последние дни (недели)?». Важно выяснить все обстоятельства кризисной проблемы, а также роль значимых людей в ее развитии, так как они могут помогать либо являться причиной кризиса12. Если кризис вызван травматическим событием, крайне необходимо восстановить картину произошедшего и помочь пострадавшему объяснить травматические события.

2. Выяснение действий человека, переживающего кризис. Важно узнать, что уже делалось для разрешения проблемы. Вопрос: «Что вам удалось сделать для улучшения ситуации (своего состояния)?» и подобные ему отражают уверенность консультанта в том, что человек может восстановить контроль над событиями и найти выход из кризиса. Это помогает также переосмыслить произошедшее. Человек, переживающий кризис, захвачен сильными эмоциями, он может испытывать страх, отчаяние, растерянность. Его способность ясно мыслить блокирована. Одной из целей прояснения событий и действий является уменьшение эмоционального напряжения пациента и помощь в восстановлении способности к рациональному мышлению.

3. Помощь в поиске путей выхода из кризиса. Иногда следует начать с очень маленькой цели, главное, чтобы она была реальной, достижимой. На первых порах очень важно просто изменить эмоциональное состояние переживающего кризис, повысить активность или, наоборот, успокоить его. Последовательно обсуждаются все возможные варианты поведения человека в ближайшие дни: «Что вы будете делать через час, сегодня вечером?» и т. п. Очень полезно составить конкретный план действий на период до следующей встречи («антикризисный план»), но, если этого не получится, не следует форсировать события, принуждая человека сделать больше, чем он может в данный момент. Любые чрезмерные интервенции могут привести к усугублению чувства беспомощности и тупика. Важно помнить, что самооценка человека, переживающего кризис, зачастую резко снижается. Поэтому следует позаботиться о ее восстановлении, заведомо не предлагая какие-либо образцы весьма эффективного поведения в качестве примера, так как это может усилить его тревогу и ощущение слабости. Совместно обсуждаются возможные негативные и позитивные последствия намеченных действий, выбираются наиболее практичные варианты.

Итак, общим смыслом описанной стратегии действий является помощь в (1) понимании смысла происшедшего, т. е. в «построении» субъективной теории кризисного события, (2) в восстановлении чувства контроля над своей жизнью, (3) восстановлении реалистичной самооценки.

Задание

Самостоятельно проработайте литературу, посвященную работе с кризисами, вызванными травматическими событиями, в частности помощи жертвам катастроф. Сравните принципы и стратегии кризисной помощи пострадавшим с общими принципами и стратегиями, изложенным в этой главе. Опишите специфику кризисной превенции в ситуациях катастроф.

studfiles.net

1.4. Методы интервенции при общих расстройствах научения

Интервенция при общих расстройствах научения отличается двумя условиями: так как нарушения носят общий характер, то 1) интервенция включает освоение основных процессов (например, стратегий запоминания), которые формируют базис для как можно более самостоятельного научения, 2) методы интервенции являются достаточно широкими и касаются освоения общих стратегий (например, стратегий решения проблем), а также способности адресатов использовать эти общие навыки и при конкретных трудностях, и в случае возникновения разноречивых требований (например, с помощью введения самоинструктирования). Современные методы интервенции в меньшей степени уделяют внимание тренировке частных навыков, а стараются положить начало последующему более широкому развитию.

- Обучение основным предпосылкам научения. Браун, Кемпионе и Беркли (Brown, Campione & Barclay, 1979) обучали детей с умственной недостаточностью (в возрасте 7,2-11,7 лет; IQ 55-81) стратегиям запоминания (активное повторение про себя — пересказ или антиципация следующего слова), а также стратегии самопроверки при заучивании списка слов. Освоение этого метакогнитивного процесса приводит к последующей оптимизации научения: а) дети улучшают свою память, б) старшие дети применяют усвоенную стратегию даже по прошествии года и переносят ее также на получение информации при изучении прозаических текстов; учебное поведение качественно изменяется прежде всего из-за того, что дети больше времени уделяют своей учебе и получают больше информации. Таким образом, умственно отсталые дети не только выучивают наизусть списки слов (что само по себе имеет незначительную практическую ценность), но таким образом изменяют свое учебное поведение, что по-другому начинают работать с учебным материалом (см. также прим. 28.3.2). Аналогичный эффект наблюдался и у отстающих в учебе подростков, которых обучали стратегиям развития памяти (образование ассоциаций). Здесь усваиваемые стратегии тоже обнаруживают генерализирующий эффект (Fulk, Mastropieri & Scruggs, 1992).

Примечание 28.3.2. Программа интервенции, основанная на обучении общим стратегиям решения проблем и приобретении метакогнитивных навыков у учеников общеобразовательной школы с расстройствами научения (Lauth, 1996)

Постановка вопроса

Насколько эффективно обучение отстающих в учебе детей общим стратегиям решения проблем, усвоение метакогнитивных навыков (например, саморефлектирующего поведения), а также альтернативного эмоционального поведения, направленного на разрешение проблем?

Метод

- Выборка: 55 детей с расстройствами научения (средний возраст 8,62 года), отобранные из 23 различных классов общеобразовательной школы (вторые и третьи классы).

- Виды вмешательства:

1) Первая группа. Дети осваивали общие стратегии решения проблем, метакогнитивные навыки (например, саморефлектирующее поведение, адаптивную регуляцию действий с помощью самоинструктирования, абстрагирующий анализ собственной когнитивной деятельности), а также альтернативные аффективно-мотивационные способы поведения, направленные на преодоление (например, замедление реакций; подбадривающие инструкции самому себе). При этом упор делался на необходимость освоения обобщенных стратегий и метакогнитивных навыков, которые можно было бы использовать в различных конкретных сферах жизни (например, в учебе в школе или социальном поведении). Для этого применялись различные методы интервенции: а) демонстрация приемлемых стратегий преодоления с использованием когнитивного моделирования, б) эти способы действий постепенно с помощью тренинга самоинструктирования вводились в репертуар реакций клиентов, в) использование различных видов заданий, составленных в соответствии с теорией переноса и постепенно усложняющихся. При этом стратегически-метакогнитивные способы поведения должны были тренироваться на различном учебном материале.

2) Вторая группа. В этом случае с детьми проводилась такая же программа вмешательства, но с одним отличием: к занятиям привлекались их родители, с которыми дополнительно проводился тренинг медиаторов, во время которого их обучали важнейшим принципам программы вмешательства по отношению к их детям, давали практические рекомендации по методам активизации детей в обыденной обстановке (например, помочь им определить, в чем состоит их проблема, наметить цели) и руководили их первыми попытками самостоятельной апробации.

3) Контрольная группа. Работа проводилась с аналогичным учебным материалом в небольших группах, но без мероприятий по освоению стратегий и метакогниций. Родители и учителя считали эту группу подвергшейся (неспецифическому) вмешательству.

Тренинг: когнитивное моделирование, тренинг самоинструктирования и переработка противоречивых требований, обсуждение.

- Продолжительность: тренинг в группах по 2-4 ребенка, 8 еженедельных сеансов.

- Методы исследования: сбор данных по самоанализу относительно решения проблем, связанных с обучением в школе, метакогнитивное опосредование, перенос на различные с точки зрения тренинга задания (интеллектуальный статус, оценка со стороны учителей и родителей, школьная успеваемость). Количественные оценки проводились до и после тренинга, результаты соотносились с показателями контрольной группы.

Результаты

Интервенция улучшает самоанализ процесса решения проблем, повышает интеллектуальный статус и приводит к росту знаний в рамках школьной программы; классный руководитель отмечает у детей большую аккуратность и рассудительность. При этом дети, прошедшие курс вмешательства, показали заметно лучшие результаты, чем дети из контрольной группы (средний коэффициент эффективности 1,3). Приобщение родителей сказалось в виде повышения эффективности вмешательства на величину, в среднем равную 0,24, что в процентном соотношении соответствует успеху тренинга в 16%. Программа вмешательства, очевидно, способна оказывать существенную помощь школьникам с низкой успеваемостью.

---

- Социальное научение. В случае детей или взрослых с умственной недостаточностью, аутизмом или шизофренией стремятся прежде всего улучшить социальное научение с помощью оперантного подкрепления или формирования имитационного поведения. В качестве примера можно привести интенсивную терапию, проводимую с аутичными детьми (Lovaas, 1987; Lovaas & Smith, 1990), она целенаправленно и широко использует оперантное подкрепление, чтобы улучшить социальную реактивность аутичных детей. Подкрепление в основном обеспечивается через родителей, которые для этого предварительно проходят инструктаж; для успешного вмешательства необходимо, чтобы на занятия отводилось около 40 часов в неделю. При этом оперантное подкрепление целенаправленно применяется, чтобы стимулировать социальное поведение (снижение агрессивности поступков, готовность к совместным действиям, общение, установление контактов с окружающими, игры с другими детьми). Эта форма интервенции привела к тому, что из 19 детей 12 достигли нормального интеллектуального статуса, а 9 из них смогли посещать второй класс общеобразовательной школы (в контрольной группе, подвергшейся менее интенсивной терапии, таких детей оказалось только один или двое из 40 детей). Другой интервенционный подход состоит в проведении систематического имитационного тренинга, причем оперантное подкрепление использовалось для того, чтобы нацелить умственно отсталых или аутичных детей на подражание поведению взрослых (например, двигательная или речевая имитация). Ловаас (Lovaas, 1967), показывает, что поэтапный имитационный тренинг (подражание речевым оборотам, слогам, словам, предложениям систематически подкрепляется; вредные способы поведения, такие как аутоагрессия или отвлекаемость посредством контроля над реакциями пресекаются) может сформировать у аутичных детей устойчивые и обширные речевые навыки. Этот метод используется также для формирования сложного невербального поведения (например, гигиены тела, игр, рисования, социального поведения). При этом характер интервенции в значительной степени зависел от возраста или уровня развития адресата. В случае с новорожденными и младенцами, родители имитировали жесты и мимику своих детей, чтобы подражательное поведение детей систематически подкреплялось (см. Brack, 1993). Этим концепциям вмешательства необходимо обучить Медиаторов (например, учителей, воспитателей, обслуживающий персонал клиники), которые побуждают детей или взрослых с задержкой развития к научению по моделям (например, с помощью подкрепления имитационного поведения, центрации внимания обучающихся на релевантных аспектах модели, специфического оформления демонстрации моделей). В дополнение к этому Стренеман и Хаскенс (Streneman & Huskens, 1996) недавно разработали тренинг улучшения социальных когниций для аутичных детей и с большим успехом апробировали его в первом пилотажном исследовании на 10 детях.

Для старших детей и взрослых для формирования обобщаемых социальных навыков (например, более самостоятельного поведения, способности самим делать покупки) было предложено использовать демонстрацию моделей (в виде просмотра видеофильма) (Haring, Breen, Weiner & Kennedy, 1995). Другие концепции (Duckan, 1986) расширили эти оперантные интервенции до концепции социальной интервенции (предполагающей достаточно тесную согласованность во взаимодействии партнеров, формирование согласия относительно цели и содержания социального взаимодействия).

< Предыдущая Следующая >
 

www.vash-psiholog.info


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта