Бихевиоризм — психология моделей поведения человека. Основоположник поведенческой психологии
Теория бихевиоризма переформатировала представление традиционной науки о психике. В качестве предмета исследования эта доктрина выдвинула поведение человека. Бихевиористы скептически относились к внутренним процессам. Значение для них имела только наблюдаемая реакция человека на конкретные раздражители.
Бихевиоризм стал чрезвычайно популярен в 20-х годах прошлого века. Его изначальная формула «стимул – реакция» открывала возможности для программирования человека на определенную деятельность. В то же время это революционное направление стремилось сделать психологическую науку более объективной. Насколько это у них получилось, рассмотрим ниже.
Джон Уотсон – основатель бихевиоризма
Отцом-учредителем учения о поведении считается американский исследователь Джон Бродес Уотсон. В своих изысканиях он основывался на работы выдающихся ученых: Павлова, Бехтерева и Титченера. В чем же видел суть бихевиоризма его родоначальник?
По его мнению, исследователь должен наблюдать реальное поведение человека, не занимаясь излишними интерпретациями. Существуют стимулы внешней среды, которые оказывают на нас воздействие. Мы воспринимаем их через наши органы чувств и реагируем на них. Основоположник бихевиоризма выделял следующие виды реакций человека:
- Приобретенные внешние (например, открывание двери, игра на музыкальном инструмента, набор текста печатанием). Им мы учимся в течение жизни.
- Приобретенные внутренние (мышление, превратившееся в бихевиоризме в речь).
- Врожденные внешние (инстинктивные реакции: мигание, хватание, плач; поведение при любви, страхе, ярости).
- Врожденные внутренние (имеющие отношение к физиологии человека: работа желез секреции, сокращение гладкой мускулатуры и др.).
По мнению Джона Уотсона, исследование реакции человека на различные раздражители дает возможность прогнозировать его поведение в будущем. А при условии изменения факторов окружающей действительности можно сформировать в индивиде склонности к конкретному виду деятельности. Уотсон даже как-то хвастливо заметил: ему под силу «слепить» из любого человека специалиста какого угодно профиля – от вора до юриста.
Мораль и психология бихевиоризма: цена эксперимента
Теоретические соображения Уотсон хотел подкрепить опытом, нравственная сторона которого подверглась серьезной критике. Он пытался сформировать у 11-месячного ребенка по имени Альберт реакцию страха. Для этого Джон и его ассистентка показывали малышу различных животных и предметы, но ни один из них не вызывал у крохи испуга.
Затем ребенку дали поиграть с белой крысой, а в это время Уотсон незаметно для маленького подопытного ударил молотком по стальной полосе. Малыш испугался громкого звука. Скоро Альберт стал испытывать страх перед крысой и без акустического сопровождения. Более того, его пугало теперь все пушистое и белое – обыкновенная шуба, шевелюра самого Уотсона, борода Санта-Клауса и подобные объекты.
Экспериментатор достиг желаемого результата. Данный опыт вошел в учебники по психологии, но испытал на себе шквал широкого осуждения. Вряд ли что-то подобное смогла бы допустить современная научная этика.
Бихевиоризм: поведение как результат опыта и научения
Вторым «столпом» рассматриваемой доктрины стал американец Эдвард Торндайк (хотя сам он себя к бихевиористам не причислял). Он описал свою концепцию научения, которая получила название «метод проб и ошибок».
Исследователь наблюдал за поведением животных, помещенных в стесненные условия. Пытаясь выбраться из неволи и получить порцию корма, они освобождались, запуская специальное устройство. Со временем количество попыток, не ведущих к успеху, сводилось к нулю, а удачные реакции становились более точными.
На основании наблюдений Торндайк вывел основные составляющие поведения любого живого существа:
- ситуация – внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на индивида;
- реакция – ответ на испытываемое воздействие;
- ассоциативная связь между ситуациями и реагированием.
Свои изыскания Эдвард Торндайк обобщил в несколько постулатов научения, основные из которых:
- Закон упражнения: повторение действия способствует облегчению его выполнения в будущем. Однако последующие эксперименты показали: воспроизведение одних и тех же актов не меняет психику человека, и это правило был аннулировано.
- Закон эффекта: действие, приносящее удовольствие в конкретной ситуации, с большой вероятностью повторится при схожих обстоятельствах. Вызывающая дискомфорт реакция вряд ли будет иметь место в подобной ситуации.
Исследовательская работа Торндайка была высоко оценена Джоном Уотсоном. Деятельность «отца» метода проб и ошибок знаменовала собой значительное достижение в психологической теории обучения людей и животных.
Личность в бихевиоризме: новые веяния в доктрине
Время показало несостоятельность концепции классического поведенческого учения. Между стимулом и реакцией образовалась лакуна, которую требовалось заполнить. Эту задачу попытался решить Эдвард Чейс Толмен, родоначальник необихевиоризма, дополнивший традиционную формулу науки о поведении.
Толмен был убежден: человек не просто бездумно реагирует на те или иные раздражители. Ученый ввел между двумя компонентами изначальной схемы «стимул – реакция» дополнительный элемент. Новый «ингредиент» представлял собой психические процессы человека, которые обуславливались следующими факторами:
- наследственностью;
- прошлым опытом;
- физиологическими особенностями;
- природой стимула.
Что такое бихевиоризм в психологии социума?
Одним из главных вдохновителей исследования поведенческих моделей человека в обществе был сотрудник Чикагского университета Джордж Мид. Он отвергал идею о том, что все поступки человека детерминированы бессознательными процессами. Особое внимание Мид уделял становлению «я» в рамках общественных реалий.
Обновленный Мидом бихевиоризм – это учение, включающее в себя представление о тех символах, которые используются человеком при социальном взаимодействии. Ученый исходил из того, что реакция человека обусловливается не самими знаками, а тем, как он их интерпретирует.
Мид пошел еще дальше: он заменил понятие «поведение» термином «акт», предполагающим сознательное осмысление действий. Акт разделяется на 4 фазы:
- Импульс: влияние внешнего стимула, побуждающего человека к действию для адаптации к раздражителю.
- Перцепция: на этом этапе включается наше сознание для осознания значения импульса. Только после создания интерпретации выстраивается будущее поведение индивида.
- Манипуляция: непосредственные действия, направленные на взаимодействие с внешней средой. Эти поступки зависят от построенного ранее понимания ситуации.
- Консуммация (обратная связь): потребление результатов действий, а также изменение модели перцепции в случае негативного результата.
Особое внимание Джордж Мид обращал на групповое взаимодействие. Люди склонны подстраивать свою модель поведения в коллективе под общие установки. Делают они это для того, чтобы лучше понять значение поступков членов группы.
Есть ли будущее у поведенческой науки?
В отличие от интроспекции, подход традиционно бихевиоральный – это сито, отсеивающее необходимость изучения психических процессов. Утопические идеи Джона Уотсона кажутся особо нелепыми в свете современной психологии, которая во главу угла ставит прежде всего личность, а не бессознательные реакции.
Однако вклад, внесенный бихевиористами, нельзя отрицать. Так, сегодня в США для успешной социализации проблемных детей используется метод изменения условий. Несмотря на это, бихевиоризм в последнее время уступил пальму первенства когнитивной психологии, ориентированной на изучение процессов познания человека.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
LiveJournal
Мой мир
« Предыдущая запись Следующая запись »
rostduha.ru
Бихевиоризм - психология моделей поведения человека
О высоких материях, бессознательных глубинах рассуждать можно бесконечно. Но жизнь — это движение. Без него все вокруг застынет. Чтобы воплощать мечты, достигать целей, надо действовать. Но действовать не хаотично, а со знанием дела. Необходимым и достаточным условием получения желаемого может оказаться изменение привычного образа поведения.
Содержание
- Основоположник
- Предпосылки зарождения бихевиоризма
- Основная идея бихевиоризма
Исследованием моделей поведения, способов управления им занималось направление психологии бихевиоризм. Его представители рассматривали психологические исследования с материалистической точки зрения. Объективность, измеримость, естественнонаучные методы — кредо бихевиористов. Теории классического, оперантного, социального научения приоткрыли завесу тайны на механизмы усвоения новых моделей поведения.
Основоположник
Основоположником психологического направления бихевиоризма стал американский ученый Джон Уотсон. Родился в бедной семье. Отец был далеко не образцовым семьянином, отличался буйным нравом, пил. Ушел из семьи, кода ребенку исполнилось 13 лет. Это стало потрясением для Джона. Со стороны мамы шло сильное давление на сына. Будучи очень религиозной женщиной, она желала видеть своего ребенка исключительно священником.
Юноша окончил Гринвельский баптистский университет, получил магистерскую степень. Тогда же умерла его мама, дав сыну свободу от обещания обязательно стать священнослужителем. Молодой Джон Уотсон принял решение прекратить свое движение к воплощению маминой мечты в свою жизнь. Поступлению в Принстонскую теологическую семинарию, он предпочел Чикагский университет. 1903 год ознаменовался для Джона получением ученой степени по философии. Уотсон стал самым молодым доктором Чикагского университета.Дальнейшая научная деятельность протекала под эгидой психологии. В 1913 году свет увидела программная статья Джона Уотсона под названием «Психология с точки зрения бихевиориста«. В своем труде ученый выступил против распространенного тогда интроспективного подхода, предложил новые революционные подходы, в которые искренне верил. Джон Уотсон ратовал за научные методы исследования, уже давно описанные естественными науками. Предметом психологии предлагал выбрать более объективную субстанцию — поведение. В 1920 году, несмотря на все научные регалии, Уотсон был вынужден оставить научную карьеру. Причина — громкий развод с супругой и последующая женитьба на своей ассистентке. Ему с нуля пришлось осваивать другую профессию. Новая карьера Уотсона началась в известном рекламном агентстве Джеймса Уолтера Томпсона. Уже через 4 года Джона Уотсона назначили вице-президентом этой фирмы.Уотсон продвигал методы прикладной науки в сферы рекламного, и не только, бизнеса. В этих целях он использовал лекции, активно печатал статьи в прессе. Также он не забывал продвигать идеи бихевиоризма.
Предпосылки зарождения бихевиоризма
В конце 19 века метод интроспекции стал основным инструментом изучения психики. Со временем увлечение этим методом вместо развития подвело психологию к кризису. Интроспективный подход отождествлял область психического с сознанием. Подчеркивал отсутствие иных способов ее изучения, кроме как субъективных. Подобное замыкание сознания на самом себе обязательно со временем должно было завести в тупик. Стал очевиден отрыв психического от сферы объективного бытия, самого человека.Отсутствие объективных измерений, разрозненность данных исследований — главные недостатки интроспекции. Они обусловили появление предпосылок для сомнений в жизнеспособности этой теории. Резко снизился интерес общественности к психологии.
Основная идея бихевиоризма
Джон Уотсон находил, что поступки человека влияют на окружающих людей сильнее, нежели его внутренний мир. Именно поведение имеет наибольшую важность в жизни личности. Практичнее искать понимания природы человека через изучение его поведения. Оно подвластно объективному наблюдению. Так развивалась центральная идея бихевиоризма, которая подчеркивала ведущую роль и высокую приоритетность изучения поведения для дальнейшего развития психологии, полностью отрицала целесообразность исследования человеческого сознания.
-
Теории научения
В процессе работы над созданием теоретической базы бихевиоризма Джон Уотсон выделил два вида реакций: врожденные и приобретенные. Описание первых продвигалось достаточно хорошо. С выявлением принципов образования новых возникали сложности. Решение данной задачи в дальнейшем привело к формированию теории классического научения.
-
Классическое научение
Джон Уотсон определял научение как вырабатывание условных реакций на стимульное воздействие. Поведение он определял как систему реакций на влияния из внешней среды. За каждым действием человека, непременно стоит внешняя причина. Так появилась небезизвестная формула:SR,где S – любого рода событие среды, которое индивид способен воспринять; R – любой характер поведения, демонстрируемого индивидом. Формула стала главным инструментом объяснения поведение человека. Классический бихевиоризм очень интересовали две задачи: научиться исходя из ситуации прогнозировать поведение, по характеру реакции определять ее стимул.Процессы образования новых и закрепления желательных реакций Джону Уотсону помогли научные труды И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Исследования советских ученых содержали обоснование механизмов формирования условных рефлексов. Концепцию об условных рефлексах Джон Уотсон закладывает в основу своей естественнонаучной психологической теории, утверждая, что каждая ранее несвойственная реакция приобретается путем обуславливания.
-
Оперантное научение
Американский психолог Беррес Фредерик Скинер изучал особый вид реакций — оперантных. Основная идея Скинера в том, что человек ведет себя определенным образом не из-за стимулов, а из-за последствий. Оперантные реакции возникают тогда, когда какое-то действие получает подкрепление. Так нужная реакция фиксируется, закрепляется и происходит научение. При поощрении действий индивида, вероятность их повторения в будущем увеличивается. При наказании — вероятнее индивид не будет склонен совершать их снова.В 1938 году Скинер предложил термин «оперантное научение». Механизмы обусловленного научения получили широкое практическое применение: избавление от страхов и фобий; коррекция трудновоспитуемости и агрессивности детей, избавление от вредных привычек, работа с конфликтными ситуациями в семье.
-
Социальное научение
Канадско-американский психолог Альберт Бандура был одним из тех, кто развивал эту теорию. Основная идея — научение путем наблюдения, подражания. Люди видят следствия поступков своих, окружающих. Одни действия приводит к успеху, поощряются. Другие — заканчиваются неудачей, наказываются. Усваиваются те модели поведения, которые обеспечивают более желанный результат.Моделей для подражания предостаточно. Люди могут найти их в художественных произведениях, фильмах, проповедях. Телевидение четко улавливая потребности людей, является поставщиком нескончаемых примеров. Альберт Бандура занимался также изучением проблем глобальной социализации, процесса, позволяющего обществу побуждать людей воспроизводить определенные социально приемлемые типы поведения.Как и другие концепции научения, эта теория имеет ограничения. Не все, чему индивид научается, результат наблюдения за другими людьми, подражания им. Он осознано отказывается от каких-то видов поведения, даже при всей их адекватности, поощряемости. Когнитивное осмысление — неотъемлемый инструмент научения.
Огромный вклад бихевиоризма, наряду с гельштат-психологией и психоанализом, в развитие психологии неоспорим. Главным методом исследований наконец стал строгий естественнонаучный эксперимент. Были хорошо освещены механизмы научения. Наметилась тенденция признания важности сознания психологами-бихевиористами. Это и стремительное развитие кибернетики создали предпосылки для развития когнитивной психологии, занимающейся процессами познания на основе аналогии с системой работы вычислительного устройства.
lifeveda.ru
Основоположник бихевиоризма
Имя Джона Уотсона в нашей стране, как говорится, широко известно в узких кругах. Выдающийся ученый ХХ века, сыгравший исключительную роль в становлении наук о человеке, лаконично упоминается в нескольких историко-научных трудах, известных лишь немногим профессионалам-психологам. Его книги, переведенные на русский язык много лет назад, пылятся невостребованными на полках научных библиотек. Наверное, сегодня следует восполнить этот пробел в нашей эрудиции и подробно рассмотреть научную биографию этого ученого. Тем более, что это небезынтересно и в практическом плане.
Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 г. в городке Гринвилл, штат Южная Каролина. Его мать была строгой и религиозной женщиной, отец - напротив, человеком несерьезным и неверующим. Старший Уотсон много пил и увлекался другими женщинами. Кончилось тем, что, когда Джону было 13 лет, отец покинул семью. Через много лет, когда Джон Уотсон стал человеком известным и состоятельным, отец объявился, чтобы напомнить о себе. Сын выставил его вон.
По слухам, которые не опровергал и сам Уотсон, он в детстве и ранней юности не отличался покладистым нравом и склонностью к наукам. В учебе он выполнял ровно столько, сколько требовалось для перехода в следующий класс. Педагоги характеризовали его как нерадивого ученика. Подростком он часто ввязывался в драки и даже заработал два привода в полицию.
Тем не менее в возрасте 16 лет он поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником (!), как когда-то обещал матери. В 1900 г. он получил магистерскую степень. Но в том же году скончалась его мать, фактически освободив сына от давнего обета, которым он уже тяготился. Вместо Принстонской теологической семинарии, куда он ранее намеревался поступать, Уотсон отправился в Чикагский университет. В ту пору, по воспоминаниям современников, он был “крайне честолюбивым юношей, озабоченным своим социальным статусом, стремящимся оставить свой след в науке, но совершенно не имеющим понятия о выборе профессии и отчаянно страдавшим от неуверенности из-за недостатка средств и умения вести себя в обществе” (в Чикаго Уотсон появился, имея за душой 50 долларов, и в годы обучения брался ради заработка за любую работу, побывав и официантом, и уборщиком).
В Чикагском университете в ту пору сформировалась оригинальная научная школа во главе с Джоном Дьюи и Джеймсом Энджелом. Дьюи, крупнейший американский философ, более известен у нас как теоретик школьного дела, поскольку именно интерес к проблемам народного образования привел его в 20-е годы в Советскую Россию. (Позитивные отзывы о молодой советской педагогике не спасли, однако, американского гостя от последующей жесткой критики со стороны идеологически “подкованных” теоретиков советской школы). Мало кому известно, что Дьюи являлся и крупным психологом; им, в частности, написан первый в США учебник психологии. Но не эта книга определила его роль в мировой психологической науке, а небольшая статья “Понятие о рефлекторном акте в психологии” (1896). До той поры главным исследовательским методов психологии являлась интроспекция - изощренное самонаблюдение немногочисленных экспертов, стремившихся выявить содержание состояний сознания. С чисто американским прагматизмом Дьюи призвал сменить цели и методы психологии: в центре внимания должно стоять не содержание, но акт, не состояние, но функция.
Ознакомившись с трудами Дьюи и Энджела, Уотсон увлекся психологией и занялся ее изучением. В 1903 г. он окончил университет, получив докторскую степень и став таким образом самым молодым доктором Чикагского университета. В том же году, чуть позже, он женился на своей студентке, девятнадцатилетней Мэри Икес. Однажды в качестве экзаменационной работы Мэри представила Уотсону длинное любовное послание в стихах. Неизвестно, какую оценку она получила на том экзамене, но своего она добилась. Правда, обаятельный преподаватель нравился не только ей, более того - многим молодым особам отвечал взаимностью, заводя бесчисленные интрижки. Терпения жены хватило на 16 лет.
Уотсон работал в Чикаго до 1908 г. в качестве преподавателя и ассистента Энджела. Здесь он опубликовал свой первый заметный научный труд, посвященный поведению белых крыс (дрессировкой крыс он увлекался еще в юности). “Я никогда не хотел проводить опыты на людях, - писал Уотсон. - Мне самому всегда претило быть подопытным. Мне никогда не нравились тупые, искусственные инструкции, которые даются испытуемым. В таких случаях я всегда ощущал неловкость и действовал неестественно. Зато работая с животными, я чувствовал себя в своей тарелке. Изучая животных, я стоял обеими ногами на земле. Постепенно у меня сформировалась мысль о том, что, наблюдая за поведением животных, я смогу выяснить все то, что другие ученые открывают, используя подопытных людей”.
Воспитанный в недрах Чикагской школы, Уотсон крепко впитал недоверие к интроспективной психологии и, следуя идеям прагматизма, наметил свой собственный путь в науке, на котором возможно было бы преобразование психологии в достаточно точную и практически полезную отрасль знания.
В 1908-1920 гг. Уотсон возглавлял лабораторию, а затем - кафедру экспериментальной сравнительной психологии в университете Дж. Хопкинса в Балтиморе, где широкий размах приобрели исследования поведения животных. Кстати, именно тот факт, что феномены поведения животных послужили Уотсону основой общепсихологических обобщений, стал краеугольным камнем критики его идей в советской науке (как будто учение Павлова не выросло из собачьих рефлексов!).
В университете Джонса Хопкинса Уотсон пользовался огромной популярностью среди студентов. Они посвятили ему выпускной альбом и объявили самым красивым профессором, что несомненно является уникальным в истории психологии знаком отличия.
В 1913 г. появилась первая программная работа Уотсона “Психология с точки зрения бихевиориста”, которая положила начало целому научному направлению, ставшему на многие годы доминирующим в психологии. В ней автор призвал отказаться от рассуждений о внутреннем мире человека, поскольку тот практически недоступен для наблюдения и изучения. Означало ли это конец психологии как науки о человеке? Вовсе нет. Если нельзя наблюдать “сознание”, “переживание”, и т.д., и т.п., то вполне возможно и необходимо наблюдать и изучать весь широчайший спектр человеческого поведения. Тем более, что именно поведение и представляет главный практический интерес во всех прикладных аспектах.
Так родился бихевиоризм - наука о поведении. Впоследствии его влияние распространилось на широкий круг наук о человеке - педагогику, социологию, антропологию и др., которые в англоязычной литературе с тех пор называют бихевиоральными (поведенческими) науками.
Центральным понятием новой психологии стало поведение. Которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы среды. Согласно идее Уотсона, наблюдая определенную реакцию, мы можем судить о вызвавшем ее стимуле и наоборот, зная характер стимула, можем предвидеть последующую реакцию. А это открывает широкие возможности не только для объяснения человеческих поступков, но и для управления ими. Манипулируя так называемым подкреплением (поощряя желательные реакции и наказывая за нежелательные), можно направлять поведение человека в нужное русло.
Практическое значение идей Уотсона было оценено весьма высоко. В 1915 году он был избран президентом Американской Психологической Ассоциации. Интерес к его деятельности проявился и в России. В 1927 году статья о созданном им научном направлении для первого издания Большой Советской Энциклопедии была заказана лично ему - пример в практике БСЭ исключительный.
Совершенно очевидно, что важнейшим прикладным аспектом бихевиоризма явилась педагогическая практика. Педагогическому воздействию на формирующуюся личность Уотсон придавал исключительное значение. Он писал:
Дайте мне дюжину здоровых младенцев и, создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно, по выбору - врачом, адвокатом, художником, торговцем или, если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей, призвания или расовой принадлежности его предков.
Даже современникам такая декларация казалась сильным преувеличением. И сегодня, наверное, следует согласиться с такой оценкой. Хотя нельзя не признать, что на протяжении десятилетий отечественная педагогическая мысль исходила из подобной посылки. Долгие годы считалось, что из любого ребенка можно воспитать Спинозу. А если это в большинстве случаев не удается, виной тому - недостаток приложенных воспитателем усилий. Отдельные педагоги, считающие себя большими гуманистами, настаивают на этой точке зрения и поныне. При этом имя одного из главных теоретиков такого подхода, увы, не упоминается.
Что же касается пресловутой дюжины младенцев, то злые языки утверждали, что столько испытуемых Уотсон никогда не имел и все свои теоретические выводы строил на основе опытов над одним-единственным младенцем - внебрачным сыном своей аспирантки Розалии Рейнер. А самые злые языки поговаривали, что отцом этого универсального испытуемого и является сам профессор Уотсон. Так оно и оказалось! Пятнадцать любовных писем Уотсона к Рейнер были перехвачены его женой, более того - с ее согласия опубликованы в газете “Балтимор Сан”. Забавно, что даже в этих страстных посланиях легко угадывается позиция бихевиориста. “Каждая клетка моего тела принадлежит тебе, индивидуально и в совокупности… - писал Уотсон. - Моя общая реакция на тебя только положительна. Соответственно положительна и реакция моего сердца”.
Шумный бракоразводный процесс, который за этим последовал, скверно сказался на репутации Уотсона, и ему пришлось оставить научную и преподавательскую деятельность. (Сегодня в такое трудно поверить, однако давление общественной морали тех лет действительно было настолько серьезным.) Несмотря на то, что Уотсон женился на Розалии Рейнер, он так никогда больше не смог получить академической должности - ни один университет не осмеливался пригласить его из-за его репутации.
Следующий шаг Уотсона легко поймет любой современный гуманитарий: вынужденный оставить науку, ученый занялся рекламным бизнесом. В 1921 г. он поступил в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона на годовой оклад в 25 тысяч долларов, что вчетверо превышало его прежние академические заработки. Работая со свойственной ему энергией и одаренностью, он через три года стал вице-президентом фирмы. В 1936 г. он перешел в другое агентство, где и работал до ухода в отставку в 1945 г.
Приложенные к такой специфической сфере деятельности, как реклама, его идеи об управлении поведением оказались удивительно эффективны. Уотсон настаивал, что рекламные сообщения должны делать акцент не столько на содержании, сколько на форме и стиле, должны стремиться произвести впечатление средствами оригинальных образов. “Для того, чтобы управлять потребителем, необходимо лишь поставить перед ним эмоциональный стимул…” Согласитесь, ведь действует!
После 1920 г. контакты Уотсона с миром науки стали лишь косвенными. Он уделял много времени и сил популяризации своих идей, читал публичные лекции, выступал на радио, печатался в популярных журналах - таких, например, как “Космополитэн”. Это, несомненно, способствовало расширению его известности, хотя в научном мире авторитета не прибавляло.
Единственным официальным контактом Уотсона с академической наукой явилась серия лекций, прочитанная им в нью-йоркской Новой школе социальных исследований. Эти лекции послужили основой его будущей книги “Бихевиоризм” (1930), в которой он изложил свою программу оздоровления общества.
В 1928 г. Уотсон совместно с Рейнер опубликовал книгу “Психологический уход за ребенком”. Книга была с энтузиазмом воспринята родителями, жаждавшими научных рекомендаций по воспитанию. Хотя характер этих рекомендаций надо признать довольно спорным. В частности, по мнению Уотсона, родителям не следует демонстрировать детям своей привязанности и нежных чувств, дабы не сформировать у них болезненную зависимость. Надо сказать, что двое детей Уотсона от второго брака воспитывались именно по этой модели. Один из них впоследствии покончил с собой, другой долгие годы был пациентом психоаналитиков.
Жизнь Уотсона круто изменилась в 1935 году, когда умерла его жена. Будучи на 20 лет старше ее, он был психологически не готов к такому событию и оказался совершенно сломлен. Он изолировал себя от всяких общественных контактов, стал затворником, уединившись в деревянном фермерском домике, который напоминал ему дом его детства. Он продолжал писать, но уже ничего не публиковал. Содержание этих рукописей не известно никому: незадолго до своей смерти в 1958 году Уотсон сжег все свои записи.
Источник: "Век психологии: имена и судьбы"
psypress.ru
Бихевиоризм — это... Как появилась наука о поведении? [2018]
Бихевиоризм буквально — это наука о поведении.
Родилась она в начале прошлого века в противовес «психологии сознания», по мнению основоположника нового течения Джона Уотсона, не способной дать объективную оценку личности.
Ее теоретики предложили рассматривать человека как совокупность актов поведения и занялись изучением его реакции на стимулы из внешней среды.
Не только чтобы в будущем корректировать личность, но и предугадывать поступки, а значит, управлять.
Разбираемся, что за направление в психологии представляет собой бихевиоризм, под каким углом оно рассматривало человека, и что из этого получилось.
Содержание:
- Основные понятия трудов Джона Уотсона
- Бихевиоризм — главные положения направления
- Воспитание молотком доктора Уотсона
- Самые известные представители течения и их идеи
- Бихевиоризм и современная психология
Бихевиоризм в психологии — это… Основные понятия трудов Джона Уотсона
Сама по себе психология начала формироваться в научную дисциплину только в конце 19 века.
А метод интроспекции (самонаблюдения) за собственными реакциями, яркими вспышками сознания, образами и деятельностью разума не был подкреплен точными исследованиями, и потому быстро устарел.
Ему на смену пришли попытки ученого Джона Уотсона убедить мир, что человеческое сознание — ничто.
Важно лишь поведение, которое, в свою очередь, формируется под влиянием внешних стимулов: окружающей среды, людей, обстоятельств.
Уотсон устранял сознание, ликвидировал значение психики и раскладывал наше поведение, как математическое уравнение.
Идеолог течения Джон Уотсон
С точки зрения ученого, бихевиоризм — это направление в психологии, берущее за основу исследования разных реакций живого существа, будь то человек или крыса, на стимулы, посылаемые из внешней среды.
Уотсон намеревался научиться определять их природу и предсказывать реакцию на них. То есть управлять.
Разумеется, чтобы в дальнейшем создавать армию универсальных солдат. В этом месте мы обязаны передать привет Джорджу Оруэллу и его роману «1984».
Реакции Уотсон поделил на четыре крупных пласта:
- Видимые — игра на музыкальных инструментах, поездка на велосипеде или отпирание двери
- Скрытые — наши внутренние монологи
- Видимые наследственные — чиханье, кашель, моргание
- Скрытые наследственные — физиологические процессы
Из описанного выше понятно, что бихевиористы рассматривали психологию как естественную науку, которая должна была предсказывать поведение человека и контролировать его.
Действия homo sapiens в понимании ученого ничем не отличались от действий животных, обусловленных работой рефлексов.
- «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный особый мир, в котором я буду их растить, и я… выбрав наугад ребенка, смогу сделать его по собственному усмотрению специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, торговцем и даже попрошайкой или вором — вне зависимости от его талантов, склонностей, профессиональных способностей и расовой принадлежности его предков».
Цитата Джона Уотсона кратко и емко характеризует, что такое бихевиоризм в широком понимании.
Бихевиористы пытались превратить психологию в точную науку
Однако это лишь теория, которой не судилось появиться на свет без исследований Ивана Петровича Павлова.
Русский ученый доказал, что помимо безусловных рефлексов, путем методичного воздействия на живое можно выработать условные.
Вместе с ними сформируются новые модели поведения.
Бихевиоризм в психологии — главные положения
По сути, бихевиоризм — это направление в психологии, которое в первой половине 20 века нашло практическое применение в психиатрии, а точнее «коррекции нежелательного поведения».
Если человек не умеет строить цепочки социальных связей, решать проблемы и конфликты, его мучают терзания и страхи, нужно научить его правильно себя вести.
А разве это не есть идеология всей тренинговой работы над собой и коучинга?
Бихевиоризм не слишком задумывался о нашей психологической состоятельности
Бихевиоризм — это наука, которая подразумевает, что:
- Физическая и психологическая деятельность человека зависит исключительно от его поведения
- Ее основа — приобретенные и врожденные рефлексы
- Если знать характер раздражителя, можно спрогнозировать реакцию на него
- Наши речь и мышление — это только навыки
- Психика меняется под воздействием внешних факторов, с ними меняется реакция на них и на поступки
Бихевиоризм — это наука о поведении, которая пыталась заставить психологию отказаться от всего самого привлекательного, что в ней есть — внутреннего мира человека, ибо не брала в расчет:
- Душевные переживания
- Низводила человека до уровня животного или робота
- Не уделяла внимания намерениям и мотивам
- Пренебрегала наличием природных склонностей и способностей
- Игнорировала категории нравственности и морали
- Не могла объяснить творческие достижения в искусстве и музыке
- Была антигуманной и антидемократической, поскольку хотела управлять поведением человека
Эксперименты проводились и над людьми, и над животными
Последние тезисы принадлежат перу одного из главных теоретиков направления Берреса Скиннера, начавшего свою книгу с упреков в адрес бихевиористического взгляда на вещи.
Разумеется, чтобы позже их оправдать и доказать. Справедливости ради стоит отметить, что оправдываться ученым-бихевиористам приходилось часто.
В середине прошлого века течение переживало глубокий кризис, выбраться из которого ему помог Эдвард Толмен.
Он сформулировал основные понятия когнитивного бихевиоризма и развеял миф о существовании цепочки «реакция-стимул», поместив в середину «знак-гештальт» — по его мнению, человек реагирует на стимул не просто так, а осознанно, запоминая предыдущие попытки.
Чуть позже родился необихевиоризм и в цепи «стимул-реакция» добавились промежуточные звенья — моменты, которые не доступны внешнему наблюдению, наши внутренние переживания, установки и знания.
Последние составили основу социального бихевиоризма.
Это значит, что в психологии появилось определение поведения, на которое влияют индивидуальные особенности человека и его жизненный опыт.
Бихевиоризм применялся в психиатрии для коррекции поведения
Воспитание молотком и другие эксперименты доктора Уотсона
Но вернемся к Джону Уотсону.
Вооружившись полученными знаниями, он провел ряд экспериментов, чтобы доказать правоту практическим путем.
Сначала подопытными были грызуны и голуби, после — младенцы. Джону удалось установить, что первичными и главными являются три реакции — гнев, страх и любовь, остальные — вторичны.
В учебники по психологии вошла история 11-месячного младенца Альберта Б.
Ее повторение невозможно сегодня по этическим соображениям — самого доктора не только выгнали бы из института, но и посадили в тюрьму за издевательства над детьми.
Ребенку поочередно показывали белую крысу и отдаленно имеющие сходство предметы (бороду, пряжу или мех).
Мальчик не боялся, тогда доктор бил тяжелым молотком по куску металла, расположенному над его головой.
Альберт этого не видел. Через месяц крыса, кролик, меховое пальто и борода Санты вызывали у малыша страх.
Джон Уотсон и Розали Рейнер во время эксперимента с маленьким Альбертом, 1920 г.
Реакция закрепилась, и Уотсон обещал так же быстро ее снять, но родители забрали ребенка, не дав продолжить исследования.
Вскоре разразился скандал — выяснилось, что данные о быстром предопределении реакции были преувеличены.
Уотсон и его ассистентка Розали Рейнер периодически повторяли действия с молотком: малыш боялся не крысы, а громких звуков.
Отмотать реакцию назад ученый собирался, одновременно показывая крысу и предлагая конфету.
Сегодня Уотсона уволили бы за неэтичное поведение и подтасовки опытов, столетие назад причиной стал роман с Розали, ибо доктор оказался женат.
Карьера была закончена — Уотсона на работу не брал ни один институт. Тогда он предприимчиво перебросил знания в рекламу, где, надо сказать, преуспел.
Это с его легкой руки бихевиоризм внедрился в мир потребления и научил нас покупать ненужное, а потом нашел применение в политологии, где всегда пригодятся модели управления сознанием избирателей.
Нечестные эксперименты поставили точку на карьере доктора Уотсона
Только в 2012 году стали известны все детали «дела Альберта Б.» (в реальной жизни Дугласа Мерритта).
От рождения ребенок страдал гидроцефалией — болезнью, являющейся причиной неврологических нарушений, поэтому не мог быть предметом объективного исследования. Мальчик умер в шесть лет.
Джон Уотсон и Розали Рейнер о заболевании знали и заведомо пошли на подлог ради славы.
Представители бихевиоризма были ярыми экспериментаторами и иногда настолько углублялись в исследования, что напрочь забывали об их целях.
Самые известные представители течения и их идеи
Эдвард Торндайк
Ученый предпочитал называть себя «коннексионистом» (англ. connection — связь).
Наблюдая за крысами и голубями, ввел понятие оперантного поведения, которое осуществляется методом проб и ошибок.
Знания доктора Уотсона и его коллег пригодились в мире рекламы и политики
За точку отсчета он брал не внешний импульс, а конкретную ситуацию:
- Точка отсчета — проблемная ситуация
- Противостояние организма ей как целой системы
- Активный поиск выхода
- Процесс обучения через практику и упражнения
Торндайк пытался обращаться к сфере сознания человека, за что позже был изгнан из основоположников бихевиоризма недовольными коллегами по цеху. Хотя себя он таковым и не считал изначально.
Уильям Хантер
В 1914 году работал над созданием схемы отсроченных поведенческих реакций.
Он показывал обезьяне банан, спрятанный в одном из двух ящиков, затем закрывал их ширмой и через время вновь открывал.
Обезьяна с легкостью находила банан, что доказывало и непосредственную, и отсроченную реакцию на импульс.
Хантер Уильям проводил опыты над животными, за которые сегодня его бы наверняка осудили
Карл Лешли
Вырабатывал какой-нибудь навык у мыши, затем экспериментировал с удалением разных частей мозга, пытаясь установить, зависит ли от них рефлекс.
В итоге пришел к выводу, что они все доли мозга равноценны и могут заменить друг друга.
Беррес Скиннер
Представитель радикального течения. Считал, что выработать условный рефлекс и корректировать поведение можно посредством похвалы или наказания.
Это подход применял во всех сферах жизни от процесса обучения до социальной адаптации.
И настолько преуспел, что в 70-х годах возглавил американский рейтинг самых влиятельных психологов столетия, обогнав старину Фрейда.
Беррес Скиннер в своей лаборатории
Бихевиоризм и современная психология
Из всего, о чем мы говорили выше, становится понятно, что постепенно попытки рационализировать сознание человека практически полностью себя изжили.
В основе многих поступков и поведенческих реакций лежит тонкая интеллектуальная и, главное, бессознательная работа мозга.
Сегодня психология изучает личность и не пытается поставить ее в одну плоскость с подопытным голубем.
Однако невозможно отрицать эффективность использования бихевиористских методов в рекламе, политике, социологии и образовании.
Например, в педагогической системе США для улучшения показателей успеваемости и социализации проблемных детей успешно применяется изменение условий и прикладной анализ коррекции поведения.
Метод поощрения и наказания работает в дрессировке животных.
Современная психология признает, что в основе многих реакций человека лежит тонкая интеллектуальная работа мозга
А наиболее четкий ответ на вопрос, почему это направление пленило умы миллионов вплоть до 70-х годов прошлого века в 1998 пояснил Джон А. Миллс в книге «Контроль: история поведенческой психологии»:
- «Бихевиоризм стал почвой для зарождения американской социальной науки. Очевидно же, научно-исследовательская деятельность и теоретические взгляды американских бихевиористов до середины 1950-х годов были обусловлены стремлением создать теорию, которая могла бы помочь при составлении общественно полезных прогнозов».
life-reactor.com
Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма
Джон Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме – в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо учился и был неуправляемым ребенком и все окружающие считали, что ему уготована судьба его отца, который вел безалаберную и разгульную жизнь. Однако в шестнадцать лет он поступил в Университет Фурмана.
По окончании университета молодой Уотсон поступил в Чикагский университет, выбрав в качестве специализации философию и психологию. К 1903 году Джон, окончательно забросив философию, защитил докторскую диссертацию в области психологии, а в 1908?м начал преподавать экспериментальную и сравнительную психологию в Университете Джона Хопкинса.
К этому времени в голове Уотсона уже сформировались идеи, позже ставшие основой для принципиально новой психологической теории – теории бихевиоризма. Вдохновленный деятельностью Ивана Павлова, Уотсон начал изучать физиологию и биологию, а также поведение животных и детей. Он считал, что поведение детей базируется на тех же принципах, что и поведение животных, просто как человеческие существа они более сложные. В итоге ученый пришел к выводу, что каждое животное представляет собой сложный механизм, реагирующий на разные ситуации, исходя из определенной «схемы» – комбинации нервных путей и связей, сформировавшихся вследствие полученного опыта.
В 1913 году Уотсон прочел в Колумбийском университете свою знаменитую лекцию под названием «Психология с точки зрения бихевиориста». В ней ученый призывал полностью пересмотреть исследовательские методы, применяемые в психологии, в частности отказаться от самонаблюдения и самоанализа и начать оценивать поведение отдельно от сознания. По мнению Уотсона, психологи не должны делать различия между поведением человека и животного, и для того чтобы психология была действительно объективной естественной наукой, она должна разрабатывать принципы не только прогнозирования поведения живых существ, но и управления им. Кроме того, Уотсон в своей речи опроверг теорию, что наследственность является важным фактором поведения, и выразил несогласие с идеей структурной модели личности Зигмунда Фрейда. Позднее в том же году лекция психолога была опубликована в журнале Psychological Review и с тех пор считается манифестом бихевиоризма.
Уотсон работал в Университете Джона Хопкинса вплоть до 1920 года, пока его не попросили добровольно подать в отставку из-за скандала, вызванного его романом с аспиранткой. В 1924 году ученый, накопивший огромные знания и опыт в области человеческого поведения и психологии, начал работать в рекламной индустрии и стал вице-президентом одного из крупнейших американских рекламных агентств – агентства Джеймса Уолтера Томпсона.
Последние пять лет жизни Джон Уотсон вел жизнь отшельника на ферме в Коннектикуте, и за этот период его и без того крайне сложные отношения с детьми испортились окончательно. Незадолго до смерти психолог сжег многие свои письма и рукописи неопубликованных работ. Скончался он 25 сентября 1958 года.
Бихевиоризм
Сторонники бихевиоризма верят в то, что природа человека пассивна, что он просто реагирует на раздражители внешней среды научением (как классическим, так и оперантным). По сути, каждый индивид представляет собой чистый лист бумаги, а его поведение есть результат позитивного либо негативного подкрепления. И поскольку за поведением человека можно наблюдать, исследователи имеют возможность собирать данные и анализировать их с применением количественных методик. В наши дни бихевиоризм не столь широко популярен, как в середине прошлого столетия, но его влияние по-прежнему заметно в методах родительского воспитания, педагогических методиках, дрессуре и коррекции асоциального или неадаптивного поведения.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Бихевиоризм - направления, стимулы, заблуждения
В двадцатом веке на смену эмпирической приходит психология практическая. Американцы ставят науку на материалистическую основу. Вместо внутренних переживаний и сомнений на первом плане в психологии оказывается действие. Появляется новое направление, бихевиоризм, которое в переводе на русский язык означает «поведение». Сторонники нового направления полагали, что предметом изучения в психологии должны быть только те поведенческие реакции, которые можно увидеть и расценить. Наука должна быть только объективной. Когда действия человека доступны с помощью органов чувств внешнему наблюдению психолога, становится ясной мотивация исследуемой личности.
Теория бихевиоризма гласит, что поведение людей диктуется не их мыслями, а обычным механическим воздействием внешней среды. Все очень просто: появившийся стимул порождает определенную реакцию. Под реакцией в бихевиоризме подразумевается такие движения человека, которые он совершает, выполняя то или иное действие; под стимулом – раздражения, идущие из внешнего мира, доступные наблюдателю.
Поскольку между стимулами и реакциями существует закономерная связь, бихевиоризм учит, что, познав принципы такой взаимосвязи, можно добиться от человека и общества необходимого поведения в различных ситуациях. При этом вовсе нет необходимости исследовать внутренние психические переживания.
Теория бихевиоризма
Такие понятия, как «осознание» и «переживание» нового направления психологии утратили всякую значимость. Теория бихевиоризма признает только конкретное действие и не менее конкретный стимул, который виден для всех окружающих. Все внутренние эмоции считаются субъективными. Один человек переживает «за разбитую чашку», другой – считает, что подошло время замены посуды. Так или иначе, оба идут и покупают новую чашку. В этом основной принцип, лежащий в основе теории бихевиоризма, стимул порождает реакцию, все остальное является временным и наносным.
Кроме того, бихевиоризм полагает, что все стимулы должны подлежать документальному подтверждению, фиксироваться вешними объективными средствами. Полагаться на самонаблюдение психологу не следует ни в коем случае. Основоположник учения бихевиоризма Джон Уотсон вывел формулу: стимул – реакция. Только стимул побуждает человека к какому-либо действию и определяет его характер. Вывод: нужно делать как можно больше опытов с регистрацией данных и дальнейшим глубоким анализом полученной информации.
Безевиоризм, как учение о поведении, также распространяется на животный мир. Поэтому бихевиористы приветствовали учение Павлова и пользовались его результатами.
Новое направление бихевиоризма приобрело популярность, так как отличалось простотой и доступностью понимания. Но, вскоре, оказалось, что не все так просто. Некоторые стимулы вызывают не одну, а сразу несколько реакций. Учение нуждалось в обновлении.
Направления бихевиоризма
Кризис бихевиоризма был разрешен введением в классическую формулу дополнительной переменной. Теперь стало считаться, что не всё возможно зафиксировать объективными методами. Стимул срабатывает только с промежуточной переменной.
Бихевиоризм, как и всякое учение, подвергался модификациям. Так появились новые течения:
- Необихевиоризм;
- Соцбихевиоризм.
Основоположником необихевиоризма был Сканнер. Ученый полагал, что исследования, не имеющие объективного подтверждения, ненаучны, и проводить их не следует. Новый бихевиоризм не ставит задачу воспитания личности, но направляет усилия на «программирование» поведения индивидуума для достижения максимально эффективного результата для заказчика. Практика «метода пряника» в исследованиях подтвердила важность положительного стимула, при котором достигаются наилучшие результаты. Сканнер, проводя исследования, неоднократно попадал впросак, но ученый полагал, что если бихевиоризм не может найти ответа на какой-либо вопрос, то такого ответа вовсе не существует в природе.
Основное направление бихевиоризма в социальном плане изучает агрессию человека. Приверженцы соцбихевиоризма полагают, что человек прикладывает все усилия для того, чтобы добиться определенного положения в обществе. Новое слово бихевиоризм в этом течении – это механизм социализации, который предусматривает не только приобретение опыта на собственных ошибках, но и на чужих промахах. На основе этого механизма сформированы основы агрессивного и кооперативного поведения. В этом отношении примечателен опыт бихевиоризма в психологии канадского психолога Альберта Бандуры, который взял три группы детей и представил им один и тот же художественный фильм. В нем показывали, как мальчик избивает тряпичную куклу. Однако для каждой группы были сняты разные концовки:
- Положительное отношение к действиям мальчика;
- Наказание мальчика за «плохой поступок»;
- Полное безразличие к действиям главного героя.
После просмотра фильма детей приводили в комнату, где находилась точно такая же кукла. Дети, которые видели, что за избиение куклы наказывают, не тронули её. Малыши из двух других групп проявили агрессивные качества. Это доказывает, с точки зрения бихевиоризма, что на человека активно влияет общество, в котором он находится. В результате опыта Альберт Бандура предложил запретить все сцены насилия в фильмах и средствах массовой информации.
Основные заблуждения бихевиоризма
Главные ошибки приверженцев бихевиоризма заключаются в полном игнорировании личности:
- Непонимание того, что изучение любого действия невозможно без привязки к конкретной личности;
- Непонимание того, что в одинаковых условиях у разных личностей могут возникнуть несколько реакций, и выбор оптимальной всегда остается за человеком.
Как утверждают сторонники бихевиоризма в психологии, «уважение» строится исключительно на страхе. Подобное утверждение не может считаться истинным.
www.neboleem.net
5. Бихевиоризм как одно из направлений в психологии
Новые рефераты:
- Повышение пенсионного возраста.
- Безработица и её социально-экономические последствия.
- Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
- Колебательные реакции.
- Предмет формальной логики.
- Роль и значение времени в управлении.
- Античная философия.
- Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
- Рыночные структуры.
- Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
- Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
Главная » Общая психология » 5. 5. Бихевиоризм как одно из направлений в психологии
5. Бихевиоризм как одно из направлений в психологии
Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки. Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психологию были введены совершенно новые факты – факты поведения, которые отличаются от фактов сознания в интроспективной психологии. В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспективной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие – путем самонаблюдения. Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. Одновременно с этим он отрицал необходимость изучения сознания. Тем самым Дж. Уотсон разделил психическое и его внешнее проявление – поведение. По мнению Дж. Уотсона, психология должна стать естественно-научной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Стремление сделать психологию объективной и естественно-научной дисциплиной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интроспективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки. Исходя из выше сказанного, основная идея бихевиоризма основывалась на утверждении значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необходимости его изучения. С точки зрения Дж. Уотсона, поведение – это система реакций. Реакция – это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма. Поскольку Дж. Уотсон стремился сделать психологию естественно-научной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Дж. Уотсона поведение или поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула S – R (стимул – реакция). Для бихевиористов соотношение S – R стало единицей поведения. Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов их комбинаций, т. е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Решение поставленных задач осуществлялось бихевиористами в двух направлениях: теоретическом и экспериментальном. Создавая теоретическую базу бихевиоризма, Дж. Уотсон попытался описать типы реакций и прежде всего выделил врожденные и приобретенные реакции. К числу врожденных реакций он относит те поведенческие акты, которые можно наблюдать у новорожденных детей, а именно: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища, конечностей, головы и т.д. Однако если с описанием врожденных реакций у Дж. Уотсона серьезных затруднений не было, поскольку достаточно наблюдать за поведением новорожденных детей, то с описанием законов, по которым приобретаются врожденные реакции, дела обстояли хуже. Для решения данной задачи ему необходимо было оттолкнуться от какой-либо из уже имеющихся теорий, и он обратился к работам И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. В их работах содержалось описание механизмов возникновения условных, или, как говорили в то время, «сочетанных», рефлексов. Ознакомившись с работами российских ученных, Дж. Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественно-научной базы своей психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания. Все человеческие действия, по мнению Дж. Уотсона, представляют собой сложные цепи, или комплексы, реакций. Следует подчеркнуть, что на первый взгляд умозаключения Дж. Уотсона кажутся верными и не вызывающими сомнения. Определенное внешнее воздействие вызывает у человека определенную ответную безусловную (врожденную) реакцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций, но это только на первый взгляд. Однако существуют некоторые феномены, которые фактически невозможно объяснить, опираясь на эту теорию. Например, как объяснить катание медведя на велосипеде в цирке? Ни один безусловный или условный стимул не может вызвать подобную реакцию или комплекс реакций, поскольку катание на велосипеде не может быть отнесено к разряду безусловных (врожденных) реакций. Безусловной реакций на свет может быть мигание, на звук – вздрагивание, на пищевой раздражитель – слюноотделение. Но никакое сочетание подобных безусловных реакций не приведет к тому, что медведь будет кататься на велосипеде. Не менее значимым для бихевиористов было проведение экспериментов, с помощью которых они стремились доказать правоту своих теоретических выводов. В этой связи стали широко известны эксперименты Дж. Уотсона по исследованию причин возникновения страха. Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы S – R для объяснения поведения людей. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» – V, в результате схема приобрела вид: S – V – R. Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. К ним относились такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций). И хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, выводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по особенностям поведения, и тем самым существование сознания по-прежнему игнорировалось. Другим значимым шагом в развитии бихевиоризма было изучение особого типа условных реакций, которые получили название инструментальных (Торндайк, 1898), или оперантных (Скиннер, 1938). Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью. Например, если какое-либо определенное действие постоянно подкреплять, т. е. поощрять или вознаграждать кусочком сахара, колбасы, мяса и т. п., то очень скоро животное будет выполнять это действие при одном лишь виде поощрительного стимула. Согласно теории бихевиоризма, классическое (т. е. павловское) и оперантное обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного и для человека. При этом процесс научения представлялся как вполне автоматический, не требующий проявления активности человека. Достаточно использовать одно лишь подкрепление для того, чтобы «закрепить» в нервной системе успешные реакции независимо от воли или желаний самого человека. Отсюда бихевиористы делали выводы о том, что с помощью стимулов и подкрепления можно буквально «лепить» любое поведение человека, манипулировать им, что поведение человека жестко «детерминировано» и зависит от внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта. Исходя из выше сказанного, бихевиористами игнорируется существование сознания, т. е. игнорируется существование внутреннего психического мира человека. Тем не менее заслуги бихевиоризма в развитии психологии весьма значимы. Во-первых, он привнес в психологию дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естественно-научных дисциплин. Во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, фактов, процессов, благодаря чему в психологии получили широкое распространение инструментальные приемы исследования психических процессов. В-третьих, была расширена область психологических исследований: стало интенсивно изучаться поведение младенцев и животных. Также важно отметить, что в работах бихевиористов были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков. И наконец, распространение бихевиористских взглядов способствовало изучению психических явлений с естественно-научных позиций. Лекция, реферат. 5. Бихевиоризм как одно из направлений в психологии - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.Оглавление книги открыть закрыть
referatwork.ru