Мастерская Юрасовой Ольги психолог, имиджмейкер+7 (910) 480 29 06. Поведенческие стереотипы
Поведенческий стереотип - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Поведенческий стереотип
Cтраница 2
МВебер подробно проанализировал те специфические мировоззренческие установки, ту картину мира, которую формирует протестантизм. Именно протестантские мировоззренческие установки обусловили формирование системы ценностных ориентации, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства. [16]
Эти биологические и социальные изменения сопровождались изменениями, которые передавались от одного человека другому в результате коммуникации, а не наследовались генетически. Они свидетельствовали о развитии культуры, определяемой как запас информации и набор поведенческих стереотипов, передающихся не генетически, а путем научения в результате подражания или подачи примера. [17]
Такая периодизация, по нашему мнению, заключается в том, что новообразование функциональных систем не заканчивается по достижению зрелости. Оно продолжается в зрелый период, однако происходит при участии морфологически зрелых элементов и автоматизированных поведенческих стереотипов. В старческом возрасте при естественном старении, по-видимому, избирательно выключаются определенные функциональные системы или их отдельные компоненты. При этом еще возможно новообразование некоторых компенсаторных функциональных систем старого организма. [18]
Возможны два принципиально различных процесса обучения. Первый - это процесс обучения человека, понимающего нормы и ценности организации по той причине, что его предыдущий опыт был связан с работой в схожей по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам организации. В этом случае новому члену организации необходимо в основном сконцентрироваться на конкретных фактах проявления знакомых ему норм и принципов поведения и общения с целью подстройки своего поведения к конкретным условиям организации. Необходимые знания и информацию он может получить, наблюдая поведение отдельных ключевых работников, путем выяснения и бесед с коллегами и руководством и, наконец, путем непосредственного инструктажа со стороны соответствующих лиц. [19]
Не секрет, что объективное различие в положении, функциях верхов и низов на предприятии дополняется эмоци-ональным неприятием низами неравенства1, противоречащего всеобщему распространению демократических идей. Устранить его, не изменив действующего порядка вещей, невозможно, тем не минее желание сгладить, приглушить хотя бы эмоциональную окраску породило в Японии 80 - х годов целую систему имитационной демократии, оказывающей все более заметное влияние на поведенческие стереотипы в вертикальных отношениях. [20]
Каждый из аспектов гигиенического воспитания связан с различными компонентами жизнедеятельности человека, имеющими непосредственное отношение к гигиенической культуре: просветительный и обучающий аспекты направлены на формирование системы знаний, умений и навыков, касающихся здоровья; собственно воспитательный - на формирование нормативно-ценностной системы убеждений, взглядов, мнений, позитивного в отношении здоровья поведения. Комплексное понятие, которое вкладывается специалистами в термин гигиеническое воспитание, соответствует значению слова воспитание в общелитературном языке, где оно означает целенаправленный процесс просвещения - распространения знаний и обучения - формирования системы знаний, умений и навыков, с одной стороны, и воспитание в узком смысле слова - формирование качеств и свойств характера, образа мыслей, поведенческих стереотипов - с другой. [21]
Потребители кофе известны своей лояльностью к этому напитку. Более того, обе компании должны преодолеть поведенческие стереотипы, так как, подобно официанке Рона, многие потребители считают питье колы по утрам отвратительным. Наконец, как вы можете предположить, маловероятно, что производители кофе будут сидеть спокойно и наблюдать, как пепси и кока вторгаются на их рынок. [22]
Вторую группу составляют факторы, проистекающие из окружения человека. Сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культурная среда, в которой он формируется: нормы поведения, определенные ценности и верования. Огромную роль играет и семья, где дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатывают жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. На индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. Формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека. [23]
Рапопорт считает, что навязчивые состояния имеют специфическую биологическую природу, в их основе лежат запрограммированные поведенческие стереотипы, связанные, например, с поддержанием чистоты тела ( в какой-то степени известные и для животных: груминг - чистка шерсти и оперения), и территориальностью - соблюдением порядка и границ территории. Обращается внимание на поразительное однообразие поведенческих проявлений и сходство симптомов невроза у детей и взрослых. В нормальных условиях информация от органов чувств о чистоте тела подавляет эти поведенческие стереотипы. Однако при нарушении регуляторной деятельности мозга эти действия растормаживаются и могут повторяться. [24]
Некоторая часть персонала в организации сопротивляется изменениям. В таком сопротивлении нет ничего удивительного и тем более патологического: большинство людей опасаются революционных ломок привычного образа жизни, а также имеют свое собственное представление о том, как надо осуществлять стратегию. Группы, поставленные перед необходимостью изменений, сталкиваются с перспективой изменения неформальных связей, каналов общения, поведенческих стереотипов. Следовательно, они легко реагируют на призывы к сопротивлению изменениям. Сопротивление со стороны индивидов и групп нередко может быть единственной, но мощной сдерживающей силой изменений. Угроза со стороны этой силы зависит от разных причин, но главными являются структура и культура организации - организационный дизайн. Иерархически устроенные линейно-функциональные структуры, свойственные бюрократическим организациям, могут обладать достаточными средствами преодоления сопротивления стратегическим изменениям, чтобы вообще не обращать на эту проблему внимания. Трудно, например, представить какое-либо значимое сопротивление изменениям в армейском полку, когда они проводятся по приказу свыше. [25]
Некоторая часть персонала в организации сопротивляется изменениям. В таком сопро-тивлении нет ничего удивительного и тем более патологического: большинство людей опасаются революционных ломок привычного образа жизни, а также имеют свое собственное представление о том, как надо осуществлять стратегию. Группы, поставленные перед необходимостью изменений, сталкиваются с перспективой изменения неформальных связей, каналов общения, поведенческих стереотипов. Следовательно, они легко реагируют на призывы к сопротивлению изменениям. Сопротивление со стороны индивидов и групп нередко может быть единственной, но мощной сдерживающей силой изменений. Угроза со стороны этой силы зависит от разных причин, но главными являются структура и культура организации - организационный дизайн. Иерархически устроенные линейно-функциональные структуры, свойственные бюрократическим организациям, могут обладать достаточными средствами преодоления сопротивления стратегическим изменениям, чтобы вообще не обращать на эту проблему внимания. Трудно, например, представить какое-либо значимое сопротивление изменениям в армейском полку, когда они проводятся по приказу свыше. [26]
Потребление энергии непосредственно связано с экономическим ростом. Вот почему мы вправе предположить, что Китай и страны Тихоокеанского региона в целом в будущем усилят свои позиции и, возможно, станут источником все более жесткой конкуренции за ресурсы Ближнего Востока. Это ставит перед странами-производителями серьезную проблему: как приспособиться к новой ситуации и извлечь выгоду из растущего азиатского влияния в сфере самого важного из всех ресурсов. Решить проблему будет непросто, поскольку сложившиеся культурные и поведенческие стереотипы неизбежно претерпят масштабное изменение. [27]
При использовании естественно-научной методики можно видеть недоступное взгляду современников - истинный характер той или иной эпохи. Он открывается исследователю при взгляде на длинный событийный ряд с известного временного расстояния. По отношению к ним все предшествующее есть законченная историческая традиция славянского этногенеза, а все последующее - трансформация некогда возникших поведенческих стереотипов и культурных доминант. [28]
Как правило, сопротивления изменениям возникают всегда, но различаются своей интенсивностью. Их причина заключается в том, что воздействие внешней среды или внутренних сил на систему, в данном случае в виде нововведения, вызывает отрицательные обратные реакции, которые направлены на удержание системы в равновесном состоянии и препятствуют движению к намеченной цели. Основным фактором сопротивления является наличие внутри организации, фирмы, социальной группы специфических установок и ценностей, которые, отличаясь от установки на изменение, могут мешать его принятию и блокировать его. Люди, работающие в организации и поставленные перед необходимостью нововведении, сталкиваются с перспективой изменения деятельности, каналов общения, поведенческих стереотипов: они должны приобретать новые знания, получать больше информации, решать новые задачи, совершенствовать навыки и умения, менять рабочие привычки, ценности и отношение к делам в организации. [29]
Немецкий социолог считал, что Стремление к прогрессу было немыслимо, пока учение о карме оставалось непоколебимым ( Weber M. Вебер указывает, что развитию эндогенного капитализма в Индии препятствовали не конкретные ритуальные запреты, а целостная система ценностных ориентации и поведенческих стереотипов, заложенных в индуистском религиозном сознании, квинтэссенцией которого является учение о карме, получившее реальное воплощение в кастовой системе. [30]
Страницы: 1 2 3
Поведенческие стереотипы. - Brenik
Умные люди недооценивают себя, глупые — переоценивают.Это называется эффектом ДАННИНГА КРЮГЕРА.Исследование обнаружило две интересные тенденции:
Наименее способные люди (в исследовании обозначаемые как некомпетентные) имели тенденцию свои способности значительно переоценивать. Кроме того, чем хуже были способности, тем большую оценку они давали сами себе. Например, чем невыносимее был человек, тем больше он думал, что забавен.
Такие люди принимают неверные решения (например, намазавшись лимонным соком, идет грабить банк, как лимонный грабитель в Англии.Вор Уиллер был убежден, что, намазав свое лицо, в том числе и глаза, лимонным соком, он станет невидимым для видеокамер. Абсурд суб'ективно возведенный в норму. ) Они не способны осознать, что приняли неверное решение и оценить последствия своих действий.Этот факт уже ранее четко сформулировал Чарльз Дарвин: «Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание»;Cамые способные (обозначенные как компетентные) имели тенденцию свои способности недооценивать. Это объясняется тем, что если какое-то задание человеку кажется простым, то у него складывается ощущение, что это задание будет простым и для всех остальных.Компетентные, по сравнению с остальными, поняли, что они лучше, чем ожидали. Поэтому они подкорректировали свою самооценку и начали оценивать себя более объективно.
Некомпетентные после контакта с реальностью свое необъективное самооценивание не изменили. Они были не в состоянии признать, что способности остальных лучше, чем их собственные. Как говорил Форрест Гамп: «Для дурака каждый дурак.». (Главный герой одноименного романа Уинстона Грума и фильма Роберта Земекиса, человек с умственной отсталостью.).
Мозг защищает нас сладким неведением.
Тот факт, что в случае эффекта Даннинга-Крюгера можно было бы говорить о некой защитной реакции человеческого мозга, подтверждает состояние, называемое анозогнозия(1).
Приведем пример: пациент, потерявший одну из конечностей и страдающий анозогнозией, думает, что эта конечность у него до сих пор есть, и ему невозможно объяснить обратное. Когда врач говорит с пациентом о его здоровой левой руке, пациент общается нормально. Но как только речь заходит о правой руке, которой у него нет, пациент делает вид, что не слышит. Мониторинг активности мозга показал, что пациент делает это бессознательно, его поврежденный мозг блокирует информацию, указывающую на собственный недостаток, еще на подсознательном уровне. Фиксировались даже случаи, когда слепому человеку невозможно было объяснить, что он слеп. Этот крайний случай анозогнозии подтверждает теорию, что наш мозг способен игнорировать информацию, указывающую на нашу некомпетентность.
Для мозга «лимонного вора» легче было считать фиктивными доказательства, нежели признаться в собственной некомпетентности и необъективности.
Порой наш мозг, как и в случае анозогнозии, реагирует на информацию, указывающую на ошибочность наших ментальных моделей тем, что просто ее игнорирует. Держит нас в состоянии необъективности и сладкого неведения. Какой риск это несет в себе? Почему мы должны стремиться к объективности?
1Анозогнозия — отсутствие критической оценки больным своего дефекта либо заболевания. Наблюдается преимущественно при поражении правой теменной доли головного мозга, в одних случаях может указывать на тяжелое психическое расстройство с нарушением критики, в других — на склад личности больного или на то, что он применяет механизмы психологической защиты.
brenik.livejournal.com
Культурно-поведенческий стереотип | Альтернативы
Г.Ю. Беляев к.п.н., центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО
Предмет воспитания как общественного явления — эстафета поколений, формирование и становление новых поколений, вводимых в полноценный и полноправный контекст культурной традиции.
Под культурой (следуя общекультурной традиции Нового Времени 17-20 веков н.э.) условимся понимать сферы общественной жизнедеятельности, постоянно воспроизводящие ту или иную картину мира, определенные образы мира в сознании и поведении людей, так сказать, «способы жить», взаимодействовать друг с другом, с миром природы согласно определенным обычаям, устоям, правилам, нормам, законам, ритуалам, заповедям.
Известно, что в парадигме современной науки для всех систем живой природы выявлены два канала передачи информации.
Первый канал — генетический — роднит современное человечество как единый биологический вид со всем остальным животным миром. Механизмом передачи информации в нем выступает наследственность и изменчивость. Формирующиеся на их основе динамические стереотипы служат естественно-биологическим фактором адаптации животных и человека к среде обитания, мощным средством условно-рефлекторного поведения.
Второй канал — культурный или культурно-генетический — присущ только человеку. Его основой является так называемая (вслед за И.П.Павловым) ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — язык, речь, речевое мышление, связывающее язык и речь в неразрывное и непрерывное диалектическое единство (дихотомию).
Культурный канал информации представляет собой исторически многообразные системы знаков и значений, образов и символов, закрепленных и оформленных в КУЛЬТУРУ КАК СРЕДУ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА И ИНДИВИДА.
Повреждение и разрушение первого канала информации в конечном счете ведет к злокачественным изменениям сообщества, его биологической деградации и депопуляции (вырождению).
Повреждение и разрушение второго канала информации, в конечном счете, ведет популяцию к тому же печальному итогу — но через утрату смыслов жизнедеятельности, через утрату культурной способности мыслить и говорить на родном языке, понимать и передавать детям различные формы, средства и способы организации жизненного опыта.
Практически доказано, что становление второго, собственно человеческого канала передачи информации, давалось человечеству с огромным трудом и стоило сотен тысяч лет противоречивой эволюции, в ходе которой, скажем, трудовые навыки обработки каменных орудий то усложнялись до первобытной виртуозности, то катастрофически упрощались, огрублялись, а то и утрачивались на какое-то время.
Требовалась известная, упорная, долговременная социальная шлифовка форм коллективного сознания и поведения с тем, чтобы человек оставался человеком и, оформляясь природно-биологически, этнически, оформлялся бы и культурно, создавая всякий раз из факта родоплеменного, этнического фактор культурной адаптации, фактор ЭТНИЧЕСКОГО ЭТОСА — ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПЕРЕЖИВАНИЯ И — ВОСПИТАНИЯ.
Надо было все противоречивое многообразие житейского опыта ПЕРЕДАВАТЬ ПО НАСЛЕДСТВУ. Это стало возможным благодаря ОСОБОМУ МЕХАНИЗМУ АДАПТАЦИИ — КУЛЬТУРНОМУ (ИЛИ КУЛЬТУРНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОМУ) СТЕРЕОТИПУ.
Именно он дополнил стереотип условно-рефлекторный, так называемый динамический, раздвинул до беспредела «вселенную человеческого познания» посредством поистине уникального человеческого качества — РЕФЛЕКСИИ И САМОРЕФЛЕКСИИ по отношению к актам любой деятельности, по отношению К ФАКТУ САМОГО МЫШЛЕНИЯ.
Так стало эволюционно возможно УСТОЙЧИВОЕ РАСШИРЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО СРЕДСТВ, СПОСОБОВ И ОРУДИЙ ТРУДА, ИСКУССТВО, МАГИЯ, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, НАУКА и иные формы общественно-исторического сознания.
ВОСПИТАНИЕ сыграло и продолжает играть ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ РОЛЬ в этом процессе культурной адаптации человека не только к условиям среды обитания, но и к иным, ДРУГИМ, ИНАКОВЫМ культурно-поведенческим средам! Посредством культурно-поведенческого стереотипа педагогика способна выходить на глубочайший, КАЧЕСТВЕННЫЙ анализ феномена ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА. Недаром именно в отечественной, естественнонаучной, диалектико-материалистической традиции был многогранно фундирован КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, связанный с именами таких всемирно-признанных, выдающихся психологов, как Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн.
Вне заложенного Выготским контекста культурно-исторической психологии, по-видимому, был бы значительно затруднен выход таких крупных зарубежных ученых как Жан Пиаже, Джером Брунер, Уильям Маслоу, Карл Рэнсом Роджерс на позиции современной когнитивной и гуманистической психологии. САМО ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ, рожденное в недрах гуманистической психологии Маслоу и Роджерса было бы неявным и неполным без ОСОБОГО, ЧИСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ОПОРЫ НА КУЛЬТУРУ И КУЛЬТУРНЫЙ СТЕРЕОТИП В ВОСПИТАНИИ КАК ОБЩЕСТВЕННОМ ЯВЛЕНИИ.
Под личностным ростом, вслед за мыслителями гуманистической школы психологии, можно понимать такое расширение и углубление жизненного опыта, которое дает человеку возможность присваивать все более высокие, гуманистические способы адаптации и самоактуализации в мире.
Итак, в соотнесении феномена личностного роста с феноменом культурного стереотипа скрыт особенный резерв СОБСТВЕННО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ.
Через понятие ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, закрепленное в педагогической науке школой акад. АПН-РАО, д.п.н. Л.И.Новиковой в 70-90-х гг.20 века, педагогическим коллективам предстоит в более чем непростой современной социокультурной российской реальности осваивать диалектику единичного, особенного и всеобщего в культурно-поведенческих стереотипах и личностном росте нынешнего «поколения младого, незнакомого».
Какое же из многочисленных определений понятия «культура» целесообразно было бы не только соотнести с понятийным контекстом педагогики, но и «ввести» культуру и культурный стереотип в современный педагогический обиход?
У Я.-А.Коменского «Панпедия» — «Всеобщее воспитание» — подразумевает непрерывность комплексного, всестороннего и ТЕЛОСОФСКОГО, целостного и целевого воспитания человека и общества — посредством «школы жизни»,подразделяющейся на «школу рождения», «школу раннего детства», «школу детства», «подростковую школу», «школу молодости», «школу старости».
Знаменитый «принцип культуросообразности», в единстве с принципами природосообразности и самодеятельности, закрепил в теории воспитания Ф.А.В.Дистервег.
Проблеме «врастания» ребенка в мир взрослых через культуру как системную целостность посвятила свою научную жизнь этнограф, социолог и педагог Маргарет Мид (США). (Ей психологи и педагоги обязаны введением в научный оборот терминов «постфигуративная культура»- жесткая традиция эстафеты поколений от отцов к детям — и «префигуративная культура», в которой передача социального опыта может протекать и наоборот — от младшего поколения к старшему! К примеру, нынешние малыши с легкостью обучают собственных мам и бабушек компьютерным играм).
Конец 20 века ознаменован исторически-востребованной необходимостью перехода ШКОЛЫ к «МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ».
По В.С.Слободчикову «цели образования» и «пространство культуры» самостоятельны как темы и «в то же время взаимосвязаны в контексте общего понимания природы образования и его содержания» (В.С.Слободчиков,1997). Представление о ЛИЧНОСТНОМ РОСТЕ здесь связано с саморазвитием как фундаментальной способностью человека «СТАНОВИТЬСЯ И БЫТЬ ПОДЛИННЫМ СУБЪЕКТОМ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» (там же).
А изучены ли в полной мере механизмы формирования и становления такой субъектности? А ОСОЗНАЮТСЯ ЛИ ОНИ ПЕДАГОГАМИ? Это вопрос! Это проблема воспитания!
Видный советский и российский антрополог Г.Н.Матюшин указывает, что в археологии под культурой понимается любая деятельность человека, оставившая материальные следы. Любая «мыследеятельность», так сказать, в этом смысле всегда материальна — она составляет современникам и оставляет потомкам некий «образ мира» в МЫШЛЕНИИ, СОЗНАНИИ И ПОВЕДЕНИИ.
Академик РАО, доктор психологических и доктор филологических наук А.А.Леонтьев утверждает категорически: «КУЛЬТУРА И ЕСТЬ ОБРАЗ МИРА И СПОСОБНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ЭТОМ МИРЕ, ЧТОБЫ В НЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ И ЕГО ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ» (А.А.Леонтьев,1998).
Еще раз убеждаемся, что марксистская категория ПРИСВОЕНИЯ (конечно, не в обывательском, а в подлинно философском смысле!) имеет для воспитания как общественного явления решающее значение. По Л.Д.Ясниковой (1996, 1997) , для ФАКТА личностного роста важно уметь выбирать, какие именно СПОСОБЫ ЖИТЬ следует присваивать (и, при том, не «расчеловечиться»).
Таким образом, культурно-поведенческий стереотип включает общественно-личностное мышление, знание и поведение, предполагая и реализуя установочно-нормирующую социальную функцию. А с каким морально-педагогическим знаком эта функция будет протекать, зависит от выбираемого обществом ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО (и имущественного — по игре слов) ВЕКТОРА НОРМАТИВНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.
История полна примерами перекосов таких векторов, подменой культурно-исторических смыслов, знаковых перестановок ценностей воспитания…
Значит культурный (культурно-поведенческий) стереотип действительно связан с личностным смыслом (отношением мотива действия и поведения к его цели) и личностным ростом. « Овладение культурой предполагает знание некоторого набора или системы фактов о мире, владение некоторой системой ориентиров и умений ,которые обязательны (в социально-психологическом смысле) для любого члена общества или социальной группы в сегодняшних условиях (мы в свое время обозначили этот «культурный минимум» термином культурный стереотип).Часть КУЛЬТУРНОГО СТЕРЕОТИПА стабильна… другая часть находится в постоянном изменении) (А.А.Леонтьев,1998).
Принцип ОПОРЫ НА КУЛЬТУРУ И КУЛЬТУРНЫЙ СТЕРЕОТИП (А.А.Леонтьев) может войти в методологию мультикультурного, вариативного, личностно-деятельностного образования.
Педагогически «размечая» то, что обозначено «воспитательным пространством», (д.п.н., акад. РАО Л.И.Новикова, д.п.н.Н.Л.Селиванова), этот принцип может и должен «работать» на формирование «образовательной траектории школы» и «образовательной траектории личности учащегося» (см. д.пс. н., акад. РАО И.А.Зимняя,1998).
Как и посредством чего проявляются и утверждаются в нашей жизни культурные стереотипы? Как они приобретают воспитательно-нормирующую функцию, «врастая» в глубинную, установочную мотивацию поведения? Как они закрепляются или преодолеваются ВОСПИТАНИЕМ?
Как держать ложку, как пользоваться ножом и вилкой, когда есть первое, второе, третье — это культурно-поведенческие стереотипы. Как и когда здороваться со старшими, как общаться с близкими людьми, с родней по матери и родней по отцу — это культурно-поведенческие стереотипы, СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ У РАЗНЫХ НАРОДНОСТЕЙ И КУЛЬТУР.
И ТАК ЧАСТО СОВЕРШЕННО НЕ ЗАМЕЧАЕМЫЕ ПЕДАГОГАМИ!
Как строить дома, как вести домашнее хозяйство, как и для чего, строить семью — это культурно-поведенческие стереотипы.
Рождение ребенка, его инициация-посвящение миру взрослых через крестины и иные обряды, обычаи, ритуалы, испытания, церемонии. Праздники, юбилеи. Похороны, поминки. Экзамены на «аттестат зрелости», «на чин». Бытовой этикет, отношение к женщине, особо- к матери. Торжественная присяга у знамени. Присяга в суде. Клятва Гиппократа. Клятва Гименея. Военный парад. Демонстрация (трудящихся — или «нетрудящихся»). Литургия, месса, намаз, камлание…Формула молитвы, символ веры. Кодекс чести. Отдание чести или салюта. Этикет рукопожатия. Ношение чадры. Нормы служебных отношений. Честь мундира. Боевой устав. «Дедовщина» как пример неуставных отношений. Вечно новый молодежный слэнг как стереотип подростковой и молодежной субкультуры. Отношение к телесным наказаниям (например, в школах России, в школах СССР, в школах Великобритании…) Стереотипы трудовой этики. Элементарные (может быть, поистине общечеловеческие — через ВСЕОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ЕДИНИЧНОЕ) правила ОБЩЕЖИТИЯ.
Вот примеры нескончаемого перечня культурно- -поведенческих стереотипов! Что из него впитывается, перерабатывается, вбивается или присваивается именно как личностный рост? Какие мотивы и механизмы культурной адаптации воспринимаются и осваиваются педагогами в многонациональном пространстве мегаполиса?
А что конкретно и почему ускользает из воспитательных пространств учебных заведений, от внимания руководителей школ и рядовых педагогов-воспитателей? Может быть, находясь в позиции участника, педагогу трудно встать на позиции культурно-педагогической рефлексии?
Стереотип — это «когда всем известно»,что такое хорошо и что такое плохо».Так почему же педагог как бы не замечает, например, ФАКТИЧЕСКОЙ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДЕТСКОГО МАТА, ПОВАЛЬНОГО ПЕРЕХОДА ПОДРОСТКОВ НА ЯЗЫК ЛЕКСИКИ,ДО СИХ ПОР СЧИТАВШЕЙСЯ СОВЕРШЕННО НЕНОРМАТИВНОЙ, «НЕЦЕНЗУРНОЙ»? Это — тоже культурно-поведенческий стереотип? Да еще какой! «Ненормативно нормирующий» мышление, сознание и поведение -групповое и индивидуальное (как трудно порой ЛИЧНОСТИ не быть «белой вороной», да еще гордо нести по жизни приклеенное звание «ботаника!»).
Как сталось, что «субкультурный» уголовно-блатной жаргон НОРМИРУЕТСЯ КАК ФАКТ ЯЗЫКА, БЫТОВОЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕЧИ, СТЕРЕОТИПИЗИРУЕТСЯ?
Еще пример. С 1935 года в НАШЕМ метро НЕ КУРЯТ! Это негласный культурно-поведенческий стереотип, прочно вошедший в сознание и поведение уже целого ряда поколений наших советских и российских граждан (и граждан СНГ — минское, киевское и др. метро). А в Нью-Йоркской подземке -курят, и это их СПЕЦИФИЧЕСКИЙ культурно-поведенческий стереотип.
Перед педагогом встает вопрос — о ПРИЧИНАХ, НЕОБХОДИМОСТИ, ПРАВИЛАХ И ЭТИКЕТЕ ИНАКОВО-КУЛЬТУРНЫХ ПЕРЕНИМАНИЙ И ЗАИМСТВОВАНИЙ (вопрос с реформ Петра Первого и до торжества праздника Хеллоуин в некоторых школах Москвы и Питера). В метро не курят, зато граффити на стеклах вагонов уже вовсю режут…
Улыбаться — чтобы все зубы были видны, это стереотип, заказанный нормой сверхприбыли «Бленд-а-мед»ов и навязанный юному массовому потребителю в качестве ЭТАЛОНА…Вопль «уау» — (от американского, из США импортированного продукта — междометия «WOW!»)по всем поводам жизни (далеко позади в смысле отбора лексического минимума по критериям «мрак» и «жуть» — осталась «людоедка» Эллочка Щукина!) Стереотип — в сознании и поведении, на языке и в действии — «заниматься любовью»…Сохранение девственности — как нечто почти неприличное, удел не «продвинутой» и не «прикинутой», а — «галимы», то есть …дурёхи! Все, что «стопудово» — то «чумово». «Короче» — через каждое слово — прикинь! — самое частотное общеупотребительное, нормативно-вводное, обиходное словцо, обозначавшее падшую женщину в старославянском языке! В начале 21 века оно стало символом нашей «русскоязычной» молодежной речи. Сколько раз оно поминается в сутки в одном таком городе как Москва?
Ноги на стол, норма — сидеть на столах (не вставая) в присутствии учителя, жевать жвачку и приклеивать ее во всех мыслимых и немыслимых местах общественного пользования. Сидеть в общественном транспорте, широко расставив ноженьки и «расслабившись», взвизгивая от смеха типа «Бивис-Бадхед» и потягивая «из горла» бутылки пиво, пиво, пиво… И девочки туда же — и с матерщиной. Курящие, матерящиеся, пьющие и блюющие девочки? Это еще цветочки…
А вот и «ягодки» — «сидеть на игле», «обкуриваться», «ширяться», «давить косяк», «поймать кайф» и прочие поведенческие матрицы-стереотипы субкультурно-антикультурного наркопрограммирования. В печальном и страшном активе измененного сознания и поведения — два-три миллиона молодых и совсем еще юных граждан Российской Федерации, встретивших новое тысячелетие с пеной белой смерти на посиневших губах. Продажа наркотиков — вторична. Первопричина — форма поведения.
Что и как в массовом подростково — молодежном сознании и поведении связано сейчас с такой серьезнейшей культурно-поведенческой мотивацией как стереотипы индивидуализма, личностного и корпоративного эгоизма, карьеризма, коллективизма, взаимодействия личного и общественного? Что вырастает из субкультур? КАК ИМЕННО КУЛЬТУРНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ, выступая МАРКЕРАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, ПРОГРАММИРУЮТ И ФОРМИРУЮТ ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ БУДУЩЕГО? Вот это уже — проблема проблем педагогики.
Что охватывается понятием долга и почему? Какие именно ритуалы (строй, знаки и символы, форма, атрибутика, музыка) привлекают внимание детских формальных и неформальных объединений в «перенасыщенной», социально-разнородной и противоречивой полиэтнической среде БОЛЬШОГО ГОРОДА? Что можно и должно взять в современное мультикультурное воспитание из опыта интернационального воспитания на традициях советского народа? Или «фигура умолчания» (или охального очернительства) — это тоже своеобразный культурно-поведенческий стереотип?
Итак, размышляя РЕФЛЕКСИВНО о действительной проблеме личностного роста, мы не можем не выйти на ПРОБЛЕМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДМЕТНЫХ ФОРМ КУЛЬТУРНОГО (КУЛЬТУРНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОГО) СТЕРЕОТИПА. Правила, обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, уклад, стили жизни, мода, негласные неписаные нормы поведения, субкультурные образцы и представления о «правильной жизни»- в своей постоянной и переменной части формируют особое воспитательное пространство, которое либо помогает, либо вредит педагогу-практику.
Приглашая к размышлению, отметим, в заключение, красивое и емкое по смыслу определение, высказанное П.А.Флоренским:
«КУЛЬТУРА — ЭТО СРЕДА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ».
Весь вопрос в том — КАКОЙ ИМЕННО ЛИЧНОСТИ?…
alternativy.ru
Стереотипное поведение
Стереотипы – это определенные шаблоны, упрощенные формы поведения, стандартные, иногда искаженные представления о людях, ценностях, нормах. Стереотипы – это, в какой-то мере, основа существования общества, коллективный опыт поколений, помогающий ориентироваться в жизни. Во многих случаях такое поведение целесообразно и даже необходимо, потому что находясь в коллективе, люди должны вести себя адекватно. Например, не причинять вред другому, помогать ближнему, заботиться о детях и пожилых людях.Такое поведение поощряется обществом. Человек не выделяется из общей массы, живет как большинство, не создавая никаких неудобств системе. Кроме того, стереотипные представления формируют автоматизм действий, дают возможность мгновенно, не задумываясь, корректно реагировать в условиях дефицита времени, информации, энергии. Эти общепринятые формы поведения – необходимый этап в становлении личности, которой нужно освоить накопленный предыдущими поколениями опыт и научиться жить в обществе.Но на этом нельзя останавливаться.Стереотипы как условность.В жизни человеку приходится совершать не только шаблонные действия. Когда нарушается привычный ход вещей, когда надо принять решение личностное, отличное от стандартного, человек может оказаться не готов к этому. Если человек не может справиться с нетипичной ситуацией, он часто «прячется» в морализаторство, сектантство, одиночество, алкоголизм. Стереотипное мышление – это ограниченное мышление. Люди считают мир, созданный их воображением, единственно правильным. Все, что за пределами понимания, кажется невозможным, неадекватным, вызывает чувство неприятия, беспокойства, раздражения.Известна практика, когда для решения задачи привлекаются люди, не являющимися специалистами в этой области, не ограниченные рамками шаблонного мышления, например, профессионального. Еще А.Эйнштейн заметил: если вы уверены, что так не может быть, так нельзя, то ничего и не получится. Но если кто-то не знает, что так нельзя, и идет напролом, то часто достигает цели. Такой подход стоит использовать и в сфере социальных отношений.То, что стереотипы – это условность, своего рода общественный договор, становится понятным, если изучать историю и быть в курсе того, что в разных культурах, в разных странах эти стереотипы, нормы поведения различны. У некоторых африканцев считается неприличным есть на людях, но ходить женщинам с голой грудью можно без проблем. А что вам известно о чопорной Англии? Какие из обычаев правильные? Вопрос риторический.Стереотипы искажают реальность, формируют иллюзии. Дети всю жизнь должны слушаться родителей. Молодежь не воспитана и ленива. Успешен только тот, кто при солидной должности и с деньгами. Одиночество любого делает несчастным. Мужчины активны, честолюбивы, лидеры по природе. А женщины пассивны, легкомысленны, излишне эмоциональны. Такие гендерные стереотипы опровергнуты практикой, но остались в сознании, например, многих людей. Ценность личности и свобода.Стереотипы лишают человека индивидуальности. Человек, привыкший только к «каноническому» мировосприятию и поведению, ограничен в своих возможностях. Муж, копируя стереотип отношений родительской семьи, считает, что главное в любви – подарки: ко дню рождения, дню первого свидания и свадьбы, Рождеству, 8 Марта и т. д. Не дай бог забыть о какой-то дате! Но жену эти подарки не радуют, она не чувствует себя счастливой, потому что нет любви, нежности, желания выслушать и понять.Большинство легко поддается манипулированию, толпа готова идти за любым, кто громко кричит, и подхватывать любые лозунги. Желание соответствовать общественным, а не собственным идеалам – признак несвободного человека.Человек должен быть свободен в выборе ценностей, целей, он не обязан быть «как все», он может реализовывать свои представления о жизни, не навязанные «коллективным разумом». Хотя немногие к этому стремятся. Потому что свобода и есть ответственность, поэтому большинство людей так боятся ее, соглашаясь быть ведомыми.Да, жизнь – это игра. Играют все, только одни – свои роли, а другие – чужие. Выбор за вами.
www.masterpsychology.ru
Стереотипы поведения и их исправление - Сайт психолога
Всем нам доводилось работать с прекрасными специалистами, обладающими каким-либо серьезным недостатком, который мешает как окружающим, так и им самим. Один взваливает на себя слишком много работы, другой не учитывает скрытых процессов, которые оказывают влияние на течение большинства проектов, а третий воспринимает в штыки любые возможные перемены.
Для краткости мы называем такие деструктивные модели поведения «дурными привычками», имея в виду глубоко укоренившиеся психологические изъяны. Мы применяем этот термин в отношении работников, психологические особенности которых служат причиной систематического проблемного поведения. «Дурная привычка» — центральная составляющая личности такого человека; именно она определяет то, как он ведет себя изо дня в день. При этом обладатель «привычки» в лучшем случае выстраивает для себя «стеклянный потолок», который ограничивает его продвижение наверх и уменьшает вклад, вносимый им в общее дело; в худшем — несмотря на все свои знания и таланты, постепенно разрушает собственную карьеру.
Существуют действенные, проверенные способы для того, чтобы помочь им осознать свои проблемы и скорректировать свое поведение. Вот уже почти двадцать лет мы изучаем эту тему, занимаясь психологическим консультированием высшего руководящего состава. Наш опыт позволил нам выделить 12 моделей поведения, или привычек, отрицательно влияющих на развитие карьеры. Шесть из них оставляют руководителю реальные шансы на то, чтобы помочь сотруднику справиться с ними. Перечислим их:
* Герой — постоянно взваливает на себя и, соответственно, на своих подчиненных непосильную ношу.* Меритократ — считает, что оптимальное решение должно основываться на объективных показателях, и не желает учитывать присутствующие в большинстве случаев субъективные факторы.* Бульдозер — в стремлении приблизиться к вершинам власти идет по головам окружающих.* Пессимист — выискивает недостатки в любых предполагаемых нововведениях, фокусируется на том, что может пойти не так, вместо того чтобы подумать о плюсах планируемых перемен.* Бунтарь — неустанно борется против всяческих правил и авторитетов.* Честолюбец — пытается в нереальные сроки добиться нереальных результатов (желает научиться бегать раньше, чем ходить).
Следует отметить, что мы не призываем руководителей углубиться в дебри психологической науки и начать проводить с подчиненными сеансы психоанализа. Однако, хотим мы того или нет, менеджмент сегодня не ограничивается правильной расстановкой рабочих вдоль конвейера; он требует понимания глубинной сущности людей, которыми вы руководите.
При этом, чтобы быть «хорошим психологом», вовсе не нужно копаться в прошлом сотрудников, пытаясь понять, почему они ведут себя именно так. Ваша задача — используя проверенные методики, помочь Герою, Бульдозеру, Пессимисту или Честолюбцу научиться действовать более эффективно. Мы выступаем с сугубо практических позиций. Настоящая публикация посвящена тому, как помочь вашим лучшим специалистам максимально реализовать свои возможности.
Глубинные причины
В основе формирования «дурных привычек» лежат четыре психологические характеристики.
Неспособность видеть мир глазами других людей. Многим людям сложно выйти за пределы собственной системы координат и посмотреть на проблему с позиции собеседника. Другими словами, они неспособны к эмпатии. В известном смысле эти люди так и не выросли, сохранив в себе свойственный детям эгоизм. Ни родители, ни другие окружающие не научили их понимать точку зрения, отличную от собственной. Развитое чувство эмпатии — обязательное условие успешного общения с коллегами, подчиненными, руководителями, клиентами и конкурентами.
Неумение правильно применять власть. Существует немало людей, имеющих противоречивое отношение к власти. В его основе часто лежит неосознанный страх перед человеческой способностью к разрушению. Многие путают употребление власти со злоупотреблением ею. В результате они либо вообще избегают принятия на себя каких-либо полномочий, либо получают их, но не используют — что также равносильно отказу от власти. Другие, наоборот, жаждут власти и размахивают ею как дубиной, вместо того чтобы уподобить скальпелю в руках искусного хирурга. Одним словом, подавляющее большинство деловых людей не знакомы с принципами эффективного применения власти.
Неадекватное отношение к авторитетам. Большинству из нас свойственно противоречивое отношение к авторитетам. Будучи детьми, мы нередко восстаем против родителей, жаждая при этом их защиты. Некоторых же людей прибивает к разным полюсам. На одном оказываются те, кто при любой возможности всеми допустимыми способами отвергает всяческие авторитеты. На другом — те, кто испытывает к ним излишнее почтение: «Если начальник сказал, что это правильно, значит, так оно и есть». Основная масса людей при этом занимает некую промежуточную позицию. Например, по нашим наблюдениям, многие поддерживают идею наставничества, но протестуют, когда это касается непосредственно их самих.
Негативное представление о самом себе. Низкая самооценка может объясняться разными причинами. Иногда сказывается влияние современной культуры, которая требует от человека достичь выдающихся результатов — причем в короткий срок, без учета того, что застраховаться от неудач практически невозможно. В других случаях недостаток самоуважения приводит к умеренной или средневыраженной депрессии. Какими бы ни были эти причины, строить карьеру на базе низкой самооценки — это все равно что возводить небоскреб на песчаной дюне. Удивительно большое число менеджеров, включая новичков и генеральных директоров, страдают от этого недостатка. Генеральный директор преуспевающей компании, который бессознательно спровоцировал собственное увольнение, впоследствии признался, что никогда не чувствовал себя по-настоящему уверенным и взрослым. Речь не идет о том, что ему — или кому-либо другому — следует увериться в собственной непогрешимости. Нужно научиться действовать эффективно, принимая несовершенство мира и самого себя как данность.
Достижению этой цели и служат наши советы о том, как помочь проблемным сотрудникам справиться с «дурными привычками». Рассмотрим подробнее каждый из стереотипов поведения.
Герой
Многие руководители не считают, что поведение такого сотрудника нуждается в коррекции. Зачем соваться к тому, кто за день делает столько, сколько иные не успевают и за неделю? Однако в долговременной перспективе напор Героя дорого обходится компании — пусть даже это трудно заметить за блеском сиюминутных результатов. Одни ее сотрудники уходят, отчаявшись угнаться за сверхчеловеческими темпами Героя; другие выбиваются из сил и просто перегорают. Истощение в конце концов грозит и самому Герою.
Люди, постоянно заставляющие себя и окружающих работать на пределе сил, поступают так по разным причинам. У некоторых с самого раннего возраста формируется пристрастие к успеху, другие пытаются таким образом укрепить свою шаткую самооценку. Часто Героями движет желание «показать им всем». Очевидно, что такие люди неспособны понять, насколько трудно окружающим идти с ними в ногу.
Корректируя поведение Героя, начните с признания его заслуг, однако не развивайте эту тему, а сразу же переходите к обсуждению опасности истощения. Поговорите с ним о том, как замечать признаки переутомления у него самого и у его товарищей. Дайте ему понять серьезность этой проблемы, поясните, что он систематически пересекает черту, за которой «больше» уже не значит «лучше». Ему нужно научиться вовремя себя тормозить.
Герой должен осознать, что важно регулярно контролировать «температуру» коллектива, отслеживая такие тревожные симптомы, как мешки под глазами или сдерживаемую зевоту. Во время собраний ему нужно обращать внимание на невербальные коммуникационные проявления, свидетельствующие о беспокойстве или раздражении.
Хороший генерал знает, когда нужно отступить, чтобы назавтра с новыми силами ринуться в бой. Соответственно, вам следует поощрять Героя, когда он демонстрирует нацеленность на перспективу, и делать ему замечания, если он увлекается сиюминутными результатами. Подчеркните, что основная его задача — принятие стратегических решений; их практическую реализацию он должен по возможности поручать кому-нибудь другому.
Наконец, совершенно необходимо, чтобы кто-то официально взял на себя обязанность следить за поведением Героя. Ваша цель — умерить его пыл, но не остудить его до конца. Поэтому здесь нужен человек, точно чувствующий, где проходит эта грань. Возможно, вы решите хотя бы частично взять эту роль на себя, однако будет полезно привлечь к этому процессу кого-то еще. Предложите Герою самому назвать коллегу, которому он доверяет. По крайней мере первое время этот человек должен будет помогать ему отслеживать «температуру» коллектива: ведь, как правило, подчиненные стараются не говорить Герою о том, что устали и нуждаются в отдыхе.
Корректировать поведения сотрудника такого типа — достаточно щекотливое занятие. Вам нужно, чтобы Герой продолжал действовать так же эффективно, как и раньше, но при этом понял, что в выматывании себя и других нет совершенно ничего героического. Этим людям, которые вносят столь большой вклад в общее дело, требуется «тонкая настройка».
Меритократ
Меритократы искренне верят в то, что жизнь — это честное спортивное состязание, в котором победа гарантирована объективно лучшим. Такие люди отлично учились в школе и институте. Они прекрасно сдавали все зачеты, получая высшие баллы; следствием этого стала их простодушная уверенность в приоритетности объективных, поддающихся измерению фактов. Меритократы не осознают того, что в действительности идею необходимо подать, протолкнуть, адаптировать к политическим и организационным реалиям. Нужно уметь торговаться и идти на компромиссы, чтобы добиться желаемого. Люди, игнорирующие эти прописные истины, не добиваются того, чего могли бы добиться, — о какой бы сфере деятельности ни шла речь.
Помогая Меритократу, нужно в первую очередь посочувствовать ему. Согласитесь, ужасно жаль тратить время на доказательства разумности очевидно разумных идей, на торговлю о взаимных уступках, усмирение одних демонов и ублажение других. В идеальном мире эмоции и политические соображения, безусловно, не играли бы в принятии решений никакой роли.
После этого нужно задать Меритократу трудный, но очень важный вопрос: насколько результативно он хочет действовать? Меритократы, как правило, относятся к числу самых усердных, талантливых и образованных сотрудников. Задача руководителя — показать им возможность существования промежуточных вариантов, позволяющих добиться большего, практически (скажем, на 90%) не поступаясь принципами.
Дайте Меритократу время, чтобы осознать сказанное вами, но не дожидайтесь, пока он проникнется жалостью к самому себе. Перейдите к какой-нибудь конкретной ситуации: «Итак, обсудим ту замечательную идею, о которой вы говорили мне на прошлой неделе. Давайте ее реализуем. Кто нам понадобится, чтобы достичь этой цели? Чье сопротивление нужно будет нейтрализовать? На какие уступки нам придется пойти? Как убедить в целесообразности этой идеи тех, от кого зависит окончательное решение? Существует ли что-нибудь, о чем есть смысл попросить сначала, чтобы впоследствии использовать это в качестве разменной монеты?» и т.д.
Нужно донести до Меритократа мысль о том, что в действительности идти к намеченной цели чрезвычайно интересно — это как играть в игру, в которой значение имеет конечный результат. Нет ничего приятнее сознания, что ты добился того, чего хотел, и вот этого-то удовольствия Меритократ, скорее всего, лишал себя своими категоричными требованиями и безапелляционными заявлениями. Единожды почувствовав вкус успеха, он, как правило, хочет повторить этот опыт, и вторая попытка дается ему намного легче.
Как и Герою, Меритократу надо научиться видеть других людей. Только понимая и учитывая особенности каждого из игроков, Меритократ может заручиться поддержкой окружающих и привлечь их к активному участию в задуманном им проекте. Поначалу Меритократу будет нелегко принимать во внимание все субъективные факторы, влияющие на процесс принятия решений. Как руководитель вы должны помочь ему воспринимать их как данность, которую невозможно игнорировать. Не всех Меритократов удается убедить в правильности этой точки зрения; кое-кто из них может покинуть вас в поисках истинной меритократии. Радость победы, однако, служит сильнодействующим средством, которое заставляет всех, кроме самых неизлечимых, постепенно изменить свое поведение.
Бульдозер
Этот человек еще в нежном возрасте уверился во враждебности окружающего его мира и вывел для себя правило: расталкивай локтями всех, чтобы никто не оттолкнул тебя. Он терроризирует и настраивает против себя всех, кто встречается на его пути. Он никому не доверяет, и никто не доверяет ему. В то же время он в высшей степени лоялен к начальству и умеет делать дело, поэтому достоин того, чтобы вы попытались ему помочь.
Бульдозеры, как правило, очень неохотно отказываются от высокоэффективного с их точки зрения стиля, поэтому, чтобы изменить Бульдозера, вам придется стать им самому. Поинтересуйтесь у него, представляет ли он, скольких врагов нажил себе внутри компании. Для большей весомости в этом месте мы обычно замечаем: «Если бы вопрос о вашем пребывании в компании решался голосованием, вы бы, без всяких сомнений, уже были уволены».
Когда Бульдозер проявил наконец готовность слушать, пора инициировать кампанию по восстановлению отношений. Потребуйте от него составить список жертв — сотрудников компании, которых он обидел и оскорбил. Как бы банально это ни звучало, Бульдозер должен непременно извиниться за все прошлые злодеяния, что, конечно, потребует от него определенного мужества. Чтобы облегчить ему эту задачу, вы можете выступить в роли обиженного им человека и разыграть с ним сцену примирения. Хотя массового принесения извинений недостаточно для того, чтобы полностью исправить ситуацию, это именно то, с чего обязательно нужно начать.
Конечная же наша цель — заставить Бульдозера прекратить терроризировать окружающих. Для этого ему нужно научиться замечать предвестники, свидетельствующие о том, что он вот-вот «переедет» кого-нибудь (напряжение тех или иных групп мышц, прокручивание в голове определенных мыслей), чтобы иметь возможность вовремя остановить самого себя. В такой момент он может попросить о перерыве в собрании или быстро завершить беседу, сославшись, например, на необходимость срочно сделать важный звонок. Эти простые методы оказываются удивительно действенными.
С самого начала необходимо говорить с Бульдозером твердо и серьезно. Важно также обратиться к нему непосредственно после одного из его «наездов»: ему будет легче распознать внутренние предвестники надвигающейся бури, если вы укажете ему на ее внешние проявления тогда, когда они еще свежи в его памяти. Это правило справедливо и для остальных «дурных привычек». Подобно уликам на месте преступления, воспоминания стираются чрезвычайно быстро.
Пессимист
Пессимист пессимистичен из самых лучших побуждений. Он старается защитить организацию от напастей, которыми грозят ей ненужные нововведения. Проблема заключается в том, что ненужными Пессимист считает все предлагаемые перемены.
Иногда его тревога бывает оправданной — основанной на знании ошибок, сделанных кем-либо в прошлом. Чаще, однако, он только душит на корню любую инициативу и блокирует перспективные варианты. Он также склонен к мелочному контролю и пытается следить за каждым шагом окружающих, чтобы они не допустили промашки.
Пессимистом движет прежде всего боязнь осрамиться, страх оказаться неправым или несостоятельным. Стремление застраховаться от неудач может незаметно заразить всю организацию, наложив отпечаток на принятый в ней стиль работы, а это крайне плачевно скажется на способностях компании идти на риск и внедрять нововведения.
К счастью, существуют средства, позволяющие излечить Пессимиста от его недуга. Первым делом заверьте такого сотрудника, что вы, так же, как и он, ратуете за разумную осторожность при рассмотрении предлагаемых перемен. Это поможет вам избежать бесплодных пререканий о плюсах и минусах каждой конкретной инициативы. Затем укажите, что, как это случилось с мальчиком из детской истории о пастушке и волках, окружающие постепенно перестают обращать внимание на сигналы Пессимиста. Хуже того, он приучает их ни о чем не тревожиться: «Им незачем беспокоиться и уж, конечно, незачем говорить о каких-то сомнениях. Они взвалили это бремя на вас». Нужно заставить Пессимиста понять, что переживать и волноваться — естественно, однако компания ждет от него не бездумного отстаивания статус-кво, а конструктивного анализа возможных перемен.
Один из способов направить энергию Пессимиста в мирное русло — научить его грамотно оценивать риски. Пессимисты не только отказываются видеть потенциальные выгоды от предлагаемого действия, но и, как правило, не учитывают потери, связанные с бездействием. Поручите Пессимисту каждый раз, как только речь зайдет о каких-либо переменах, составлять таблицу и заносить в нее не только все за и против реализации перемен, но также и все за и против сохранения существующего положения. Когда такой систематический анализ предложенных начинаний войдет у него в привычку, он волей-неволей станет более объективен в оценке рисков.
Бунтарь
Подросткам кажется, что, одеваясь в вызывающие наряды и делая себе безумные прически, они восстают против традиций и стандартов. В действительности большинство из них как раз подстраивается под стандарты — но только те, что приняты в их кругу. Сотрудники-бунтари также бывают весьма предсказуемы в своем автоматическом отрицании любых установок и правил. Хотя они и считают себя революционерами, их выступления против «системы» ограничиваются простым брюзжанием. Как правило, такие люди не предпринимают реальных шагов, чтобы изменить не устраивающее их положение вещей.
Распознать Бунтаря совсем несложно. Он задает неуместные вопросы на собраниях, постоянно отпускает шуточки о руководстве компании и публично подвергает сомнению мотивы, продиктовавшие то или иное важное решение. Бунтарь столь сильно подрывает моральный дух коллектива, что, безусловно, следует попытаться скорректировать его поведение — конечно, если вы считаете его ценным для компании работником. Больше всего Бунтарь любит заниматься «перетягиванием каната». Лишите его этого удовольствия. Не теряйте самообладания и не поддавайтесь на провокации. Попробовать отучить Бунтаря от привычного для него поведенческого стереотипа можно двумя способами.
Первый — кооптировать Бунтаря, поручив ему реализацию достаточно заметного проекта, требующего взаимодействия с другими членами коллектива. Таким образом вы добьетесь того, что он перестанет быть частью критиканствующей толпы и окажется на сцене, в свете прожекторов. Возможность возглавить интересный и значительный проект — своего рода подкуп. Кто-то из Бунтарей понимает это, но все же идет на сделку. Другие упрямо отказываются — и в этом случае можно воспользоваться вторым способом.
Без всяких предупреждений, стараясь держаться совершенно нейтрально, спросите у Бунтаря, не собирается ли он увольняться. Когда, удивленный таким вопросом, он даст отрицательный ответ, скажите, что на эту мысль вас навели его постоянное недовольство, протесты и уничижительные отзывы о компании. Если сотрудник начнет объяснять, что у него «просто такая манера говорить» и что он «всего лишь дурачится и шутит», резко осадите его, заявив: «В любом случае ваше поведение задевает людей и подрывает мораль организации. Больше так продолжаться не может».
Затем переведите разговор в другую плоскость: «Если говорить по существу, вы, как я понимаю, считаете, что компания нуждается в революционных переменах?» С этим Бунтарь, скорее всего, согласится. Тут-то и настанет момент бросить ему вызов: «Пытаясь бороться с недостатками системы, хотите ли вы, как истинный революционер, добиться реальных изменений? Или же вы из тех, кто будет произносить на пламенные речи до тех пор, пока его не уведут на расстрел?»
Вряд ли второй вариант покажется кому-то привлекательным, и значит, у вас появится шанс сделать вашего Бунтаря настоящим катализатором перемен. Подтолкните Бунтаря к логическому выводу: «У вас есть выбор. Вы можете работать и менять компанию к лучшему или можете продолжать быть брюзгой и раздражителем. Выбрав последнее, вы застопорите вашу карьеру и не сможете существенным образом влиять на положение дел. Я очень надеюсь, что вы поступите по-другому, поскольку, как вы справедливо отметили, наша компания несовершенна и, чтобы сделать ее лучше, нам нужны такие люди, как вы».
Бунтарь, которого действительно волнует положение дел в компании (и собственная карьера), сделает правильные выводы. С отрицания ради отрицания он переключится на конструктивную критику и искоренение недостатков, чтобы улучшить положение дел в компании. Конечно, Бунтарь не сможет измениться в одночасье, поэтому какое-то время вам придется отслеживать ситуацию, периодически с ним встречаясь. Однако результат оправдает затраченные усилия.
Честолюбец
Такой человек постоянно грезит о восхищенных овациях толпы, приветствующей его. Или, переходя к реалиям бизнеса, представляет себя на обложке журнала Forbes в роли основателя могущественной Интернет-империи либо мечтает заполучить заказ от крупного клиента. Проблема заключается в том, что он ставит перед собой грандиозные цели, желая достичь их в нереально короткие сроки.
Как руководитель Честолюбца, вы должны донести до него два момента. Первый: вы приветствуете его энергичность, амбициозность и уверенность в своих силах. Второй: вы настроены на то, чтобы активно продвигать его вверх максимально возможными темпами, которые обеспечат ему стабильный прогресс.
Честолюбец должен понять: вы тормозите его не потому, что не верите в его силы. Напротив, вы неоднократно убеждались в его способностях и умении правильно их применять. Понятно, что он хочет быстрее добраться до вершины, — и это абсолютно естественно для такого отличного работника. Вы совершенно уверены в том, что он достигнет своей цели, если будет придерживаться предложенного вами плана.
Далее следует объяснить, в чем, собственно, состоит этот план. В него могут входить стажировка, плотная работа с конкретными клиентами, участие в проектах компании. Честолюбцу полезно будет изучить карьерные траектории сотрудников, занимающих интересующие его посты; это поможет ему понять, что свои теперешние должности эти люди получили не сразу, как только пришли в компанию с улицы.
Честолюбцы беспокоятся, что не смогут продвинуться так далеко, как хотели бы. Им кажется, что их титанические старания остаются незамеченными. Поэтому важно чаще обсуждать с ними их карьерное продвижение и регулярно хвалить — как за большие успехи, так и за малые. Такая тактика поможет вам убедить Честолюбца в том, что через какое-то время он непременно поднимется на пьедестал почета.
***
Как руководителя, вас волнуют действия подчиненных и результаты, к которым они приводят. Хотя предложенные нами методы не гарантируют стопроцентного успеха (некоторые просто не желают меняться, другие уже слишком испортили свою репутацию в компании, чтобы им можно было помочь), они тем не менее достаточно эффективны для большинства людей. Воспользовавшись ими, вы сможете принести пользу как им самим, так и компании в целом.
Однако прежде чем бросаться избавлять кого-то из сотрудников от «дурной привычки», необходимо понять, стоит ли этот человек ваших будущих усилий. Нужно ли попытаться ему помочь или лучше деликатно от него избавиться?
Для этого рассмотрите возможные варианты развития событий. Лучший и худший сценарии очевидны. Наиболее вероятно, однако, что человек воспримет ваш сигнал и постарается измениться, но так и не сможет до конца искоренить проблемное поведение. Каковы ваши критерии «положительного результата»? В какой точке доходы начинают превалировать над издержками? Помните о том, что, требуя от человека абсолютного совершенства, вы неминуемо обрекаете себя и его на неудачу. Вы также должны спросить себя, стоит ли именно вам браться за эту задачу. Если вы решили действовать самостоятельно, тщательно спланируйте ваш первый разговор. Убедитесь, что у вас будет достаточно времени, чтобы подробно проанализировать ситуацию. Такую тему нельзя обсуждать второпях, на бегу.
Вам нужно будет четко указать причины, которые, по вашему мнению, указывают на присутствие того или иного поведенческого стереотипа. Сделайте нужные пометки, чтобы говорить весомо и аргументированно. Лучше всего привести примеры из самого недавнего прошлого. Вы также должны подготовить конкретные предложения о том, что может помочь вашему собеседнику изменить свое поведение. Их можно будет доработать и подкорректировать в ходе разговора, однако важно, чтобы вам было от чего оттолкнуться. Наконец, запланируйте контрольную встречу вскоре после вашего первого разговора — лучше всего приблизительно через неделю. Помощь в борьбе с поведенческими стереотипами не может носить разовый характер. «Дурные привычки» формируются годами, и от них невозможно избавиться за один день.Источник: www.elitarium.ru
baroflight.ru
Стереотип - поведение - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Стереотип - поведение
Cтраница 1
Стереотип поведения - специфические правила, стандарты поведения членов этнической системы, передаваемые потомству путем научения. [1]
Стереотипы поведения, связанные с образом жизни, привлекают большое внимание специалистов, которые занимаются маркетинговыми исследованиями. [2]
Стереотипы поведения покупателей с опорными психологическими типами специалистам по маркетингу обычно хорошо известны. [3]
Стереотипа поведения контрконъюнктурных акций при стабилизации рынка медведей не существует. Иногда такие акции продолжают расти, а иногда начинают немедленно падать. В любом случае перед приобретением акций инвестору следует изучить выпустившую их компанию. Не стоит покупать акции только из-за их роста на общем фоне падения других акций. [4]
Таким образом, стереотип поведения, выраженный в концентрации внимания на лидерах и подражании им, вносит в систему взаимоотношений в стаде элементы управляемости, что повышает его устойчивость. [5]
Что же это за трудовые стереотипы поведения, которые интуитивно чувствует любой человек при общении с представителями другой общности. Разумеется, они - не плод индивидуальных фантазий. Одна и та же модель трудового поведения характерна в данном социуме для всех категорий людей. [6]
От чего зависит устойчивость стереотипов поведения человека и что лежит в основе различия индивидуальных схем. [7]
В городской среде Нигерии сложился устойчивый стереотип поведения, согласно которому опоздание - признак хорошего тона. [8]
Все вышеперечисленные аспекты требуют ломки психологических стереотипов поведения и потребления, поэтому больше внимания следует уделять обучению и просвещению на всех уровнях. [9]
Все вышеперечисленные аспекты требуют ломки психологических стереотипов поведения и потребления, поэтому больше внимания следует уделять обучению и просвещению на всех уровнях. [10]
В процессе освоения занятого участка формируется стереотип поведения особи в пределах знакомой территории. [11]
Обострение социальной динамики, коренная логика стереотипов поведения и старых ценностей приводят к тому, что резко возрастает роль социума и его влияние на индивида. Иначе говоря, сегодня социальный уровень явно доминирует над гуманитарно-психологическим, а индивидуальные особенности людей адаптируются к новым социально значимым образцам, связанным с реалиями рыночной экономики. Перенос центра тяжести на социальный уровень, в силу его объективно-логического характера, позволяет достичь массового эффекта при использовании социальных технологий. [12]
Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам, исходя из ощущения комплиментарности. [13]
Социальный миф строится по принципу отрицания существующих стереотипов поведения и создания новых. Парадокс заключается в том, что любой стереотип ограничен во времени и в пространстве функционирования. Являясь актуальным сегодня, он кажется архаичным завтра. Разрушение мифа ведет не к победе рациональности, а к утверждению другого мифа [ 4, с. [14]
Инновации в сфере услуг предполагают изменение стереотипов поведения покупателей. Например, для того чтобы клиенты банка начали пользоваться банкоматами, необходимо мотивировать потребителей и научить их обращению с новой техникой. [15]
Страницы: 1 2 3 4
www.ngpedia.ru
Самые известные стереотипы общества и их роль в жизни людей
Речь пойдет о стереотипах – нормах, канонах, законах, обычаях, традициях, предрассудках общества. Большинство людей считают их правильными, и следуют им. Здесь важно различать понятие правильности стереотипа и условности (надуманности). А ведь выдуманные стереотипы порой управляют коллективным сознанием (и нами, в том числе). Стереотипы людей в первую очередь делятся на глобальные – характерные для масштабов планета, и узкие – те, которым мы следуем в школах, на работе, дома и т. д. Однако и те и другие становятся той иллюзией, у которой масса последователей.
Мужчин-моделей традиционно относят к геям
Что такое стереотип?
Понятие «стереотип» появилось на свет в 20-х годах прошлого столетия. Его ввел в научную литературу американский ученый У.Липпман. Он характеризовал стереотип, как маленькую «картинку мира», которую человек хранит в головном мозге для того, чтобы экономить усилия, которые требуются для восприятия более сложных ситуаций. По мнению американского ученого, существует две причины возникновения стереотипов:
- Экономия усилий;
- Защита ценностей той группы людей, в которой он бытует.
Стереотип имеет следующие свойства:
- Неизменность во времени;
- Избирательность;
- Эмоциональная полнота.
С тех времен многие ученые дополняли и вносили новшества в эту концепцию, но основная мысль не изменилась
На чем основаны стереотипы? Чтобы не утруждать себя излишними размышлениями, люди пользуются общеизвестными стереотипами. Иногда они находят свое подтверждение при наблюдении за людьми и тогда еще больше убеждаются в своей правоте. Стереотипы – это своего рода замена мыслительного процесса человека. Зачем «изобретать велосипед», если можно воспользоваться чужим умом. В разной мере каждый из нас подвержен стереотипам, разница состоит в том, кто из нас насколько верит данным «постулатам».
Стереотипы живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и способствуют неверному восприятию действительности: роль современных стереотипов в жизни человека и общества неоспорима. Стереотипы могут быть навязанные общественным мнением, и сформированные на основе собственных наблюдений. Общественные стереотипы наиболее губительны для мировоззрения людей. Они навязывают человеку неверных ход мыслей, и мешают ему думать самостоятельно. Однако без стереотипов общество не смогло бы существовать. Благодаря им мы знаем о следующих закономерностях:
- Вода мокрая;
- Снег холодный;
- Огонь горячий;
- От камня, брошенного в воду, разойдутся круги.
Раз мы знаем об этом, то нам нет необходимости убеждаться в этом каждый раз. Но стереотипы, которые действуют на уровне сознания и подсознания людей, как правило, мешают им жить. Надо учиться отличать стереотипы от действительного представления о предмете, понимать плюсы и минусы стереотипов людей.
Известные блоггеры воспринимаются как «недалекие» девушки
Взять хотя бы стереотип о долге. В этом чувстве нет ничего плохого или неправильного. Вопрос состоит лишь в том, продиктовано это понятие внутренними убеждениями человека, или навязано ему общественным мнением. Во втором случае человек чувствует разногласие между собственными понятиями и тем, что требует от него общество.
Стремление людей следовать стереотипам искажает их представления о действительности и отравляет существование. Очень часто человек судит о людях не по их поступкам, а по тому, что думают о них другие. Иногда человек, который время от времени ходит в церковь, приписывает себе все добродетели христианства. Хотя это далеко не так.
Очень часто случается, что люди не утруждают себя размышлениями о проблеме, они просто пользуются бытующим стереотипом и принимают его на вооружение
Например, это группы людей, которые делятся по следующим признакам:
- Половым;
- Возрастным;
- Уровню образования;
- Профессиональным;
- Верование и т. д.
Допустим, блондинки, чтобы не утруждать себя, доказывая неверность сложившегося стереотипа, стараются соответствовать общепринятому мнению. Так проще жить. Или женщины, стараясь выйти удачно замуж, находят богатого жениха, с которым становятся глубоко несчастны, потому что при выборе не учли его человеческих качеств.
Нельзя проецировать сложившийся стереотип на всех людей в одинаковой степени. Исходить в своих суждениях нужно из личности человека, его достоинств и недостатков, жизненной позиции и т. д.
Какие бывают стереотипы?
Заметьте, речь идет о стереотипах! Ниже приведены примеры самых популярных социальных стереотипов, весьма распространенных в обществе:
Гендерные стереотипы: женщины и мужчины
Гендерные стереотипы – одни из самых ярких в современном обществе
Ниже приведен список распространенных гендерных стереотипов с примерами – поверьте, вы видите в нем много знакомого и устоявшегося в общественном представлении:
- Женщина – глупенькое, слабое и никчемное создание. Она предназначена для того, чтобы рожать, стирать, готовить, убирать и всячески обхаживать своего «повелителя» (мужчину). Она рождена на свет, чтобы научиться правильно наносить макияж, одеваться и хихикать, только тогда у нее есть возможность «охомутать» хорошего самца, который обеспечит ей и ее потомству достойную жизнь. Пока женщина живет за счет мужчины и слушается его во всем, она имеет право «питаться с его стола».
- Как только дама из первого пункта проявляет характер, она становится одинокой разведенкой. Можно привести пару примеров стереотипа одинокой женщины: 1) разведенная мать-одиночка – несчастна, одинока, забыта всеми;2) вдова – убитая горем и тоже несчастная женщина.
- Дама не должна быть сильной и бороться за собственное благосостояние без помощи мужчины. Иначе она карьеристка, у которой нет времени на семью, детей и мужа. Опять-таки – несчастна!
- Мужчина – «центр мироздания». Сильный, умный, красивый (даже с пузом и лысиной). Он обязан зарабатывать деньги для того, чтобы удовлетворять желания женщин.
На самом деле, мужчинам от женщин нужен только секс, но они придерживаются правил игры в «любовь», чтобы добиться того самого секса
- Мужчина не должен:
- Говорить о своих чувствах;
- Плакать;
- Помогать женщине по дому.
Иначе, он не считает себя мужчиной.
- Мужчина должен:
- Работать. И неважно, что там мало платят, и он не в состоянии содержать семью, он все равно устает на работе! А отсюда истоки следующей позиции;
- Лежать на диване. Ведь он устал, он отдыхает;
- Водить машину. Женщина на это, по мнению мужчин, права не имеет. Ведь она глупая!
В остальных случаях считается, что это – не мужчина, а никчемное существо, которое «позорит» мужской род. Приведенные примеры известных стереотипов при восприятии партнеров по общению подтверждают тот факт, что многие из нас за реальным человеком не видят сути: нашпигованные с самого детства штампами и клише, мы не готовы прислушаться к словам близкого человека и понять его ожидания.
Дети
Дети обязаны:
- Слушаться родителей;
- Воплощать мечты и несбывшиеся желания мам и пап в жизнь;
- Учиться на «отлично» в школе, колледже и вузе;
- Когда родители станут старенькими «принести им стакан воды».
Итак, дети непослушны и невыносимы, молодежь невменяема и распущена.
Старые люди всегда ворчат и всем недовольны
А вот к старости все люди болеют и жалуются на жизнь, иначе они, по меньшей мере, странно себя ведут.
Счастье
Счастье – это:
Все остальные – несчастные неудачники. Даже если человек абсолютно счастлив, живя в состоянии транса (в нирване), и у него ничего нет за душой, он неудачник!
«Правильное»…
Только в самых именитых институтах получают «правильное» образование. «Правильные» люди ходят на работу и сидят там от звонка до звонка. «Правильно», если ты живешь на родине, а не уезжаешь жить в другую страну. «Правильно» следовать модным тенденциям. «Правильно» купить дорогую вещь в бутике, а не такую же в обычном магазине. «Правильно» иметь мнение, которое совпадает с мнением большинства. «Правильно» быть таким, как все вокруг.
Для людей следование стереотипам губительно. Родители закладывают в наш мозг мысль о том, что нельзя выделяться из общества, нужно жить, как все. Каждый из нас в детстве боялся стать «белой вороной» и быть изгнанным из коллектива. Стать не таким, как все, значит жить по собственным правилам и думать своей головой – жить, напрягая мозг.
Кадр из фильма «Агенты А.Н.К.Л.» («The Man from U.N.C.L.E.», 2015), где актер Арми Хаммер играл принципиального и непробиваемого агента КГБ, Илью Курякина
Какими бывают профессиональные стереотипы: примеры
К профессиональным стереотипам относятся обобщенные образы профессионала конкретной профессии. Наиболее часто в связи с этим упоминаются следующие категории:
- Полицейские. Эти стереотипы особенно рьяно подогреваются американскими фильмами и российскими сериалами. Редкое, признаться, взаимодействие рядовых граждан с сотрудниками полиции в реальной жизни рождает кучу домыслов, которые успешно направляются в нужном направлении с телеэкранов. Большинство поклонников подобных фильмов убеждены: даже самый обычный полицейский отважен, самоотвержен, способен в одиночку победить целую банду головорезов.
- Врачи. И в реальности есть способные вернуть к жизни буквально с того света профессионалы, но не стоит в случае проблем со здоровьем ожидать эффектного появления в больнице на каталке, с криками «Дорогу, дорогу! Мы его теряем» сопровождаемой всей бригадой скорой помощи – в жизни, поверьте, все намного банальнее, а умный и проницательный, способный принять мгновенное решение при критической для жизни пациента ситуации врач – увы, скорее, профессиональный стереотип.
- Стереотип умеющего разрешить от мелких бытовых до глобальных правительственных проблем адвоката – еще один пришедший из американских сериалов образ. Судопроизводство в этом представлении больше похоже на театр с судорожным заламыванием рук, слезами на глазах и срывающимся от волнения и трагизма происходящего голоса юристов.
- Яркий пример профессионального стереотипа известен нам еще с советских времен: рабочий и колхозница. Да-да, сельские труженики и простые работяги, пышущие здоровьем, с горящими от энтузиазма и жажды трудовой деятельности глазами, готовы на любые жертвы ради процветания промышленности, аграрных технологий, советского общества и государства в целом.
- Современные студенты: не сильно стремящиеся к знаниям, но зато преуспевающие в распитии спиртных напитков и сексе, употреблению наркотиков и организации буйных вечеринок. Возможно, навязанный образ все же ближе к американскому обществу, но и российские студенты с восхищением поглядывают в ту сторону – эх, нам бы так…
Как бороться со стереотипами?
Как выясняется, стереотипы предназначены для того, чтобы разгрузить мозг человека от лишнего напряжения. В то же время стереотипы ограничивают мыслительную деятельность человека, не давая ей выходить за границы стандартного мировосприятия. Если пользоваться стереотипом «хорошо там, где нас нет», то человек уверен, что там, где он живет, не может случиться ничего хорошего. А в той мифической дали, где он никогда не был и не будет, все живут при коммунизме и абсолютно счастливы. Как следствие, не нужно даже стремиться стать счастливым, все равно ничего не получится.
Но нельзя же слепо верить всему, что говорят люди. И потом, у стереотипа всегда есть скрытый смысл. В данном случае, истинное значение данного стереотипа – человек всегда будет думать, что кто-то где-то прилагает меньше усилий, и живет намного лучше.
Это вызывает зависть и разочарование в своей «неудачной» жизни. Получается, что это мнение ошибочное
Главный способ борьбы со стереотипами – не верить им. Не верьте тому, что говорят люди, проверяйте информацию, и на основании сделанных выводов, стройте собственное мнение. Тем самым вы сможете опровергнуть устаревшие стереотипы и предотвратите появление новых.
Подумайте о том, сколькими стереотипами вы пользуетесь постоянно. Попробуйте найти те, которые не подтверждены фактами. Упомянутый стереотип о том, что «блондинки все глупые» – крайне спорное утверждение. Начните с того, что перечислите девушек и женщин со светлым волосами, которых вы хорошо знаете. Скольких из них вы назовете глупыми? Неужели все они такие бестолковые, как утверждает стереотип? Ищите опровержение утверждениям, которые не имеют под собой фактов.
Если вы пользуетесь стереотипом «дороже – значит лучше», ищите примеры того, что товары по приемлемым ценам бывают качественными и модными. В то же время дорогостоящие вещи не всегда отвечают стандартам качества.
Красивых и ухоженных женщин часто считают глупыми и рассчетливыми
Заключение
Итак, что такое стереотипы? Это неоднозначное проявление общественного мышления. Они живут и будут жить всегда, независимо от того, хотим мы этого или нет. Они несут в себе информацию, которую люди собирали и систематизировали веками. Некоторые из них основаны на реальных фактах, другие похожи на придуманные сказки, но они были, есть и будут. Решайте для себя, какой из стереотипов вреден для вашего мышления, а какой полезен. Пользуйтесь нужными, и избавляйтесь от вредных.
И, напоследок, предлагаем отвлечься от серьезной темы и посмотреть забавный видеоролик о стереотипах дворового футбола. Да, и такие бывают!
sunmag.me