Интегративно-поведенческая регуляция. Поведенческая регуляция
Многоуровневый личностный опросник (МЛО) Адаптивность А.Г.Маклаков, С.В.Чермянин
Текст опросника
1. Бывает, что я сержусь.a) да б) нет 2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.a) да б) нет 3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.a) да б) нет 4. Судьба определенно несправедлива ко мне.a) да б) нет 5. Запоры у меня бывают очень редко.a) да б) нет 6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.a) да б) нет 7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.a) да б) нет 8. Мне кажется, что меня никто не понимает.a) да б) нет 9. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему тем же.a) да б) нет 10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.a) да б) нет 11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.a) да б) нет 12. У меня бывают часто странные и необычные переживания.a) да б) нет 13. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.a) да б) нет 14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.a) да б) нет 15. Бывает, что у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.a) да б) нет 16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.a) да б) нет 17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.a) да б) нет 18. Моя семья относится с неодобрением к той работе которую я выбрал.a) да б) нет 19. Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний.a) да б) нет 20. Голова у меня болит часто.a) да б) нет 21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.a) да б) нет 22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.a) да б) нет 23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).a) да б) нет 24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.a) да б) нет 25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.a) да б) нет 26. Я человек общительный.a) да б) нет 27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.a) да б) нет 28. Большую часть времени настроение у меня подавленное.a) да б) нет 29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.a) да б) нет 30. У меня мало уверенности в себе.a) да б) нет 31. Иногда я говорю неправду.a) да б) нет 32. Обычно я считаю, что жизнь стоящая штука.a) да б) нет 33. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.a) да б) нет 34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.a) да б) нет 35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.a) да б) нет 36. Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.a) да б) нет 37. Самая трудная борьба для меня это борьба с самим собой.a) да б) нет 38. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).a) да б) нет 39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.a) да б) нет 40. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.a) да б) нет 41. Часто у меня такое чувство” что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.a) да б) нет 42. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.a) да б) нет 43. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.a) да б) нет 44. Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее, ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).a) да б) нет 45. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.a) да б) нет 46. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.a) да б) нет 47. Иногда у меня бывает чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.a) да б) нет 48. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.a) да б) нет 49. В детстве у меня была компания, где все старались стоять друг за друга.a) да б) нет 50. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.a) да б) нет 51. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.a) да б) нет 52. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.a) да б) нет 53. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.a) да б) нет 54. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.a) да б) нет 55. Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею).a) да б) нет 56. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.a) да б) нет 57. Я легко плачу.a) да б) нет 58. Я мало устаю.a) да б) нет 59. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.a) да б) нет 60. С моим рассудком творится что-то неладное.a) да б) нет 61. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.a) да б) нет 62. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).a) да б) нет 63. Меня беспокоят сексуальные вопросы.a) да б) нет 64. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.a) да б) нет 65. Когда я пытаюсь что-то сделать, часто замечаю, что у меня дрожат руки.a) да б) нет 66. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.a) да б) нет 67. Большую часть времени я испытываю общую слабость.a) да б) нет 68. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это очень раздражает.a) да б) нет 69. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.a) да б) нет 70. Думаю, что я человек обреченный.a) да б) нет 71. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться, чтобы что-нибудь не стащить у кого-нибудь или где-нибудь, например в магазине.a) да б) нет 72. Я злоупотреблял спиртными напитками.a) да б) нет 73. Я часто о чем-нибудь тревожусь.a) да б) нет 74. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.a) да б) нет 75. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.a) да б) нет 76. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.a) да б) нет 77. Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.a) да б) нет 78. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.a) да б) нет 79. Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.a) да б) нет 80. У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.a) да б) нет 81. Зачастую мои поступки неправильно истолковывались.a) да б) нет 82. Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.a) да б) нет 83. Кто-то управляет моими мыслями.a) да б) нет 84. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.a) да б) нет 85. Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.a) да б) нет 86. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.б) да б) нет 87. Я вполне уверен в себе.a) да б) нет 88. Никому не доверять самое безопасное.a) да б) нет 89. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.a) да б) нет 90. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.a) да б) нет 91. Мне легко заставить других людей бояться себя, и иногда я это делаю ради забавы.a) да б) нет 92. В игре я предпочитаю выигрывать.a) да б) нет 93. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.a) да б) нет 94. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.a) да б) нет 95. Я ежедневно выпиваю много воды.a) да б) нет 96. Счастливее всего я бываю, когда один.a) да б) нет 97. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным.a) да б) нет 98. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.a) да б) нет 99. Я редко заговариваю с людьми первым.a) да б) нет 100. У меня никогда не было столкновений с законом.a) да б) нет 101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей это как бы придает мне вес в собственных глазах.a) да б) нет 102. Иногда, без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычайной веселости.a) да б) нет 103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.a) да б) нет 104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом.a) да б) нет 105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.a) да б) нет 106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается.a) да б) нет 107. Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью, как и другие.a) да б) нет 108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди.a) да б) нет 109. Мне, как правило, везет.a) да б) нет 110. Меня легко привести в замешательство.a) да б) нет 111. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.a) да б) нет 112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.a) да б) нет 113. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело.a) да б) нет 114. Если бы люди не были настроены против меня, я в жизни достиг бы гораздо большего.a) да б) нет 115. Мне кажется, что меня никто не понимает.a) да б) нет 116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.a) да б) нет 117. Я легко теряю терпение с людьми.a) да б) нет 118. Часто в новой обстановке я испытываю тревогу.a) да б) нет 119. Часто мне хочется умереть.a) да б) нет 120. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть. .a) да б) нет 121. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.a) да б) нет 122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что я не справлюсь с ним.a) да б) нет 123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.a) да б) нет 124. Даже среди людей я чувствую себя одиноким.a) да б) нет 125. Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни.a) да б) нет 126. В гостях я чаще сижу в стороне и разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.a) да б) нет 127. Мне часто говорят, что я вспыльчив.a) да б) нет 128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.a) да б) нет 129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.a) да б) нет 130. Я часто обращаюсь к людям за советом.a) да б) нет 131. Часто, даже тогда, когда для меня мне складывается все хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.a) да б) нет 132. Меня довольно трудно вывести из себя.a) да б) нет 133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.a) да б) нет 134. Обычно я спокоен и меня нелегко вывести из душевного равновесия.a) да б) нет 135. Я заслуживаю сурового наказания за свои проступки.a) да б) нет 136. Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них.a) да б) нет 137. Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден.a) да б) нет 138. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.a) да б) нет 139. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.a) да б) нет 140. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.a) да б) нет 141. Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку.a) да б) нет 142. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.a) да б) нет 143. У меня бывали периоды, когда я из-за волнения терял сон.a) да б) нет 144. Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет побывать среди людей.a) да б) нет 145. Можно простить людям нарушение правил, которые они считают неразумными.a) да б) нет 146. У меня есть дурные привычки; которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.a) да б) нет 147. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.a) да б) нет 148. Бывает, что неприличная и даже непристойная шутка у меня вызывает смех.a) да б) нет 149. Если дело у меня идет плохо, мне сразу хочется все бросить.a) да б) нет 150. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других.a) да б) нет 151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.a) да б) нет 152. Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, почти не стараюсь скрыть это от него.a) да б) нет 153. Я человек нервный и легко возбудимый.a) да б) нет 154. Все у меня получается плохо, не так, как надо.a) да б) нет 155. Будущее кажется мне безнадежным.a) да б) нет 156. Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне окончательным.a) да б) нет 157. Несколько раз в неделю у меня бывает чувство, что должно случиться что-то страшное.a) да б) нет 158. Чаще всего я чувствую себя усталым.a) да б) нет 159. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.a) да б) нет 160. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений.a) да б) нет 161. Меня часто раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.a) да б) нет 162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем о любви.a) да б) нет 163. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я легко могу отказаться от своих намерений.a) да б) нет 164. Глупо осуждать людей, которые стремятся взять от жизни все, что могут.a) да б) нет 165. Мне безразлично, что обо мне думают другие.a) да б) нетШкалы 2-го уровня соответствуют шкалам опросника ДАН ("Дезадаптационные нарушения").Астенические реакции и состояния (АС): баллов(а)Психотические реакции и состояния (ПС): баллов(а)Дезадаптационные нарушения» (ДАН): баллов(а)
Шкалы 3-го и 4-го уровня.Достоверность: баллов(а) Поведенческая регуляция (ПР): баллов(а) Коммуникативный потенциал (КП): баллов(а) Моральная нормативность (МП): баллов(а) Личностный адаптационный потенциал (ЛАП): баллов(а)
"Сырые" баллы по шкалам всех уровней следует перевести в Т-баллы, а затем переходить к интерпретации Таблица перевода шкал 1-го уровня Таблица перевода шкал 2-го уровня Таблица перевода шкал 3-го уровня Таблица перевода шкал 4-го уровня
Смысловая интерпретация результатов обследования с применением 1-го уровня МЛО "Адаптивность" Шкала достоверности (L). Включает те утверждения, которые выявляют тенденцию представлять себя в более выгодном свете, продемонстрировать очень строгое соблюдение правил. Высокие показатели по данной шкале (70 Т и выше) указывают на умышленное стремление приукрасить себя, отрицая наличия в своем поведении слабостей, присущих любому человеку. Шкала надежности (F). Высокие показатели (70 Т и выше) свидетельствуют об излишней самокритичности. Тенденции к преувеличению существующих проблем, стремление подчеркнуть дефекты своего характера. Признаки отсутствия гармонии и психологического комфорта. Признаки защитных реакций: возможно, неосознанная попытка изобразить другое (выдуманное) лицо, а не свои личностные особенности. Повышенные значения по данной шкале, возможно, являются следствием излишней взволнованности при проведении процедур обследования. Шкала коррекции (К). Тенденция к искажению результатов обследования, что связано с чрезмерной осторожностью, высоким самоконтролем в ходе обследования и (или) желанием показать себя «в лучшем свете». Также возможен неосознанный контроль поведения. Шкала ипохондрии (Hs). Тенденция к астеноневротическому типу реагирования. Склонность к социальной пассивности, подчиняемости. Медленная адаптация к профессиональным условиям деятельности, климатическим факторам и новому коллективу. Плохая переносимость смены обстановки. Плохое самообладание в ходе межперсональных конфликтов. Шкала депрессии (D). Направлена на выявление депрессивных состояний. Тенденция к сниженному фону настроения, неуверенности в своих силах, тревоге, повышенном чувстве вины, ослаблении волевого контроля. Признаки излишней сензитивности (повышенная чувствительность, обидчивость). Низкая толерантность (устойчивость) к психическим и физическим нагрузкам. Неспособность быстро принимать самостоятельные решения. При неудачах - склонность впадать в отчаяние. Шкала истерии (Ну). Повышение показателей по шкале выявляет эмоциональную лабильность, вытеснение сложных психологических проблем, социальную и эмоциональную незрелость личности, вплоть до истерических проявлений (при повышении показателей выше 80 Т). Признаки истероидных черт характера. Стремление казаться значительнее, лучше, чем это есть на самом деле. Склонность к эгоцентризму и самосожалению. Выраженное желание во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих. Шкала психопатии (Pd). Признаки социальной дезадаптации. Тенденция к повышенной агрессивности, межперсональной конфликтности, частой перемене настроения, интересов и привязанностей, обидчивость. Склонность к аффектам, особенно в ситуациях ущемления чувства собственного достоинства. В ходе принятия решений преобладает импульсивность. Зачастую — пренебрежение к социальными и корпоративным нормами и ценностями. Временный подъем по этой шкале, возможно, вызван какой-нибудь ситуационной причиной. Шкала мужественности-женственности (Mf). Шкала измеряет степень идентификации пациента с мужским или женским ролевым поведением. По-разному интерпретируется в зависимости от пола пациента. Высокие показатели в мужском варианте профиля характеризуют наличие женских черт характера: чувствительность, ранимость, способность тонко чувствовать нюансы межличностных отношений, гуманистическую направленность интересов. Шкала паранойяльности (Ра). Склонность к ригидной (негибкой) системе в подходе к решению различных жизненных проблем, медленной смене настроения, постепенному накапливанию аффекта. Конкретность мышления, излишняя детализации и педантизм. Тенденция к упорному и активному насаждению своих взглядов и ценностей, что является причиной частых конфликтов с окружающими. Зачастую — переоценка собственных удач и достижений, формирующих совершенную идею исключительности. Склонность к соперничеству, ревности, злопамятству, мстительности, формированию сверхценных идей отношений. Шкала психастении (Рt). Характерна излишняя тревожность по любым причинам, нерешительность и боязливость в принятии решений. Постоянные сомнения в правильности выбора решения и поставленных целей. Тенденция к тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работы. Повышенное чувство вины за малейшие неудачи и ошибки. Мнительность, неуверенность в себе. Обязательная ориентация на мнение коллектива (группы), приверженность к общепринятым нормам. Склонность к альтруистическим проявлениям, действиям на маргинальном (предельном) уровне своих возможностей, только чтобы заслужить одобрение со стороны окружающих лиц. Шкала шизоидности (Sc). Шизоидный тип поведения, проявляющийся сочетанием повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях. Выраженная интуитивность, способность тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы. Повседневные (житейские) радости и горести, как правило, не вызывают должного эмоционального отклика. Склонность к фантазированию, ориентация на своё субъективное видение сущности явлений, нежели на общепринятые, устоявшиеся, шаблонные представления. Иногда — продуцирование нелепых и труднообъяснимых поступков, странных и непонятных идей и высказываний. Шкала гипомании (Ma). Гипертимный тип поведения (независимо от обстоятельств, приподнятое настроение, чрезмерная активность, бурная деятельность). Хорошая коммуникабельность (охотное и быстрое установление контактов с окружающими людьми). Постоянное стремление к поиску «острых ощущений». Желание испытать себя и свои силы в экстремальных и нестандартных ситуациях. Ориентация на работу с частыми командировками, сменой коллективов и мест проживания. Однако, интересы, как правило, скоротечны, поверхностны, неустойчивы. Все быстро «приедается», дефицит выдержки и настойчивости. Эгоцентризм, эмоциональная незрелость, ненадежность моральных установок и привязанностей. Шкала социальной интроверсии (Si). Склонность к ограничению социальных контактов. Определенные сложности в установлении межперсональных контактов. Ориентация на общение в узком кругу друзей и знакомых.
Смысловая интерпретация результатов шкал 2-го уровня Шкала "Астенических реакций и состояний" (АС) Высокий уровень ситуационной тревожности, расстройства сна, ипохондрическая фиксация, повышенная утомляемость, истощаемость, слабость, резкое снижение способности к продолжительному физическому или умственному напряжению, низкая толерантность к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности, особенно при чрезвычайных нагрузках, аффективная лабильность с преобладанием пониженного настроения, слезливость, гнетущая безысходность, тоска, хандра, восприятие настоящего окружения и своего будущего только в мрачном свете, наличие суицидальных мыслей, отсутствие мотивации к профессиональной деятельности и др. Шкала "Психотические реакции и состояния" (ПС) Выраженное нервно-психическое напряжение, импульсивные реакции, приступы неконтролируемого гнева, ухудшение межличностных контактов, нарушение морально-нравственной ориентации, отсутствие стремления соблюдать общепринятые нормы поведения, групповых и корпоративных требований, делинквентное поведение, чрезмерная агрессивность, озлобленность, подозрительность, иногда: аутизм, деперсонализация, наличие галлюцинаций и др. Интегральная шкала ДАНВыраженные (достаточно выраженные) признаки дезадаптационных нарушений. Требуется консультация психиатра. Показана комплексная психологическая и фармакологическая коррекция.
Интерпретация результатов 3-4 уровня Для решения задач профконсультирования достаточно использовать характеристики 3-го и 4-го уровней.Шкала достоверности, оценивает степень объективности ответов. В случае если общее количество баллов по данной шкале превышает 10 баллов, то полученные результаты целесообразно считать необъективными, вследствие стремления пациента как можно «больше» соответствовать социально желаемому личностному типу. Поведенческая регуляция. Низкий уровень, определённая склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности.Высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности.Коммуникативный потенциал.Низкий уровень, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность.Высокий уровень коммуникативных способностей, быстрое становление контактов с окружающими, не конфликтность.Моральная нормативность.Низкий уровень социализации, неадекватная оценка своего места и роли в коллективе, отсутствие стремления соблюдать общепринятые нормы поведения.Высокий уровень социализации, адекватная оценка своей роли в коллективе, ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения.
Личностный адаптационный потенциал (ЛАП).Группа 1-2, группа хороших адаптационных способностей.Лица той группы легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения и социализации. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Функциональное состояние лиц этой группы в период адаптации остаётся в пределах нормы, работоспособность сохраняется.Группа 3, группа удовлетворительной адаптации.Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Процесс социализации осложнён, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности. Функциональное состояние в начальные этапы адаптации может быть нарушено. Лица этой группы требуют постоянного контроля.Группа 4, группа сниженной адаптации.Эта группа обладает признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки.
Перевод в стандартные баллы результатов, полученных по шкалам 1-4 уровней
шкала АС | 36 и больше | 30-35 | 22-29 | 16-21 | 10-15 | 7-9 | 5-6 | 3-4 | 2 | 0-1 |
шкала ПС | 27 и больше | 22-26 | 16-21 | 13-15 | 8-12 | 6-7 | 4-5 | 2-3 | 1 | 0 |
шкала ДАН | 51 и больше | 43-50 | 36-42 | 31-35 | 21-30 | 16-20 | 11-15 | 6-10 | 3-5 | 2-0 |
>46 | 27-31 | >18 |
38-45 | 22-26 | 15-17 |
30-37 | 17-21 | 12-14 |
22-29 | 13-16 | 10-11 |
16-21 | 10-12 | 7-9 |
13-15 | 7-9 | 5-6 |
9-12 | 5-6 | 3-4 |
6-8 | 3-4 | 2 |
4-5 | 1-2 | 1 |
0-3 | 0 | 0 |
ЛАП 17-20 лет | 58 и больше | 47-57 | 40-46 | 33-39 | 27-32 | 23-26 | 18-22 | 15-17 | 12-14 | 1-11 |
ЛАП 27-35 лет | 61 и больше | 51-60 | 40-50 | 33-39 | 28-32 | 22-27 | 16-21 | 11-15 | 6-10 | 1-5 |
Группа | 4 группа | 3 группа | 2 группа | 1 группа |
К результатам
L | F | K | Hs | D | Hy | Pd | Mf | Pa | Pt | Sc | Ma | Si | |
0 | 35 | 32 | 44 | 37 | 35 | 30 | 30 | 35 | 27 | 35 | 27 | 33 | 35 |
1 | 39 | 35 | 50 | 40 | 39 | 33 | 35 | 40 | 31 | 37 | 31 | 36 | 39 |
2 | 43 | 38 | 55 | 45 | 42 | 36 | 38 | 45 | 36 | 40 | 35 | 39 | 43 |
3 | 47 | 41 | 60 | 47 | 45 | 39 | 42 | 50 | 40 | 43 | 39 | 42 | 47 |
4 | 52 | 44 | 65 | 49 | 48 | 42 | 45 | 55 | 43 | 46 | 42 | 47 | 51 |
5 | 56 | 47 | 70 | 51 | 51 | 45 | 48 | 59 | 46 | 49 | 45 | 50 | 55 |
6 | 60 | 50 | 75 | 54 | 56 | 47 | 52 | 63 | 49 | 52 | 48 | 53 | 59 |
7 | 64 | 53 | 80 | 57 | 58 | 49 | 55 | 71 | 52 | 55 | 51 | 55 | 64 |
8 | 67 | 56 | 85 | 60 | 63 | 52 | 60 | 78 | 55 | 57 | 53 | 57 | 68 |
9 | 71 | 59 | 91 | 65 | 65 | 54 | 62 | 88 | 58 | 59 | 55 | 62 | 73 |
10 | 76 | 62 | - | 70 | 70 | 56 | 65 | - | 63 | 61 | 57 | 68 | 77 |
11 | 81 | 65 | - | 75 | 74 | 60 | 67 | - | 67 | 63 | 59 | 71 | 82 |
12 | 87 | 69 | - | 80 | 77 | 62 | 69 | - | 71 | 65 | 61 | 74 | 86 |
13 | 94 | 73 | - | 85 | 80 | 65 | 72 | - | 74 | 67 | 63 | 77 | - |
14 | 101 | 76 | - | 90 | 83 | 68 | 75 | - | 78 | 70 | 65 | 80 | - |
15 | 107 | 79 | - | 95 | 86 | 70 | 78 | - | 81 | 71 | 67 | 83 | - |
16 | - | 82 | - | 100 | 89 | 73 | 81 | - | 84 | 72 | 69 | 86 | - |
17 | - | 85 | - | 105 | 92 | 75 | 84 | - | 87 | 73 | 71 | 89 | - |
18 | - | 88 | - | 110 | 95 | 78 | 87 | - | 91 | 74 | 73 | 92 | - |
19 | - | 91 | - | - | 98 | 82 | 90 | - | 95 | 76 | 75 | 95 | - |
20 | - | 94 | - | - | 105 | 85 | 93 | - | 100 | 77 | 77 | 98 | - |
21 | - | 97 | - | - | 110 | 89 | 96 | - | - | 78 | 79 | 105 | - |
22 | - | 100 | - | - | - | 95 | 99 | - | - | 81 | 81 | 109 | - |
23 | - | 103 | - | - | - | 100 | 102 | - | - | 84 | 83 | 115 | - |
24 | - | 106 | - | - | - | 105 | 105 | - | - | 86 | 85 | 119 | - |
25 | - | 109 | - | - | - | 111 | 108 | - | - | 88 | 87 | - | - |
26 | - | - | - | - | - | 118 | 112 | - | - | 91 | 89 | - | - |
27 | - | - | - | - | - | - | 116 | - | - | 93 | 91 | - | - |
28 | - | - | - | - | - | - | 119 | - | - | 97 | 93 | - | - |
29 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 101 | 95 | - | - |
30 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 105 | 97 | - | - |
31 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 99 | - | - |
32 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 101 | - | - |
33 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 103 | - | - |
34 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 105 | - | - |
35 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 107 | - | - |
36 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 109 | - | - |
37 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 111 | - | - |
38 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 113 | - | - |
39 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 115 | - | - |
40 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 117 | - | - |
41 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 119 | - | - |
42 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 120 | - | - |
www.eztests.xyz
Интегративно-поведенческая регуляция — Экономика в примерах и интересных фактах
При рассмотрении интегративно-поведенческой регуляции значительная роль, наряду с необходимостью оценки уровня функционировaния регуляторных механизмов центральной нервной системы, отводится необходимости учета субъективной стороны – переживаниям, чувствам, которые отражают отношение человека к тем или иным событиям и явлениям жизни. Необходимо учитывать и то, что один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвaть различную ответную реакцию.
Поведенческая саморегуляция – это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых aспектов. Составляющими поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Поведенческaя саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования живой системы и является информационным процессом, носителем которого выступают различные формы отражения действительности. Все выделенные элементы отрaжают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции».
В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления в период aдаптации саморегуляция может реализовываться посредством различных психических средств (через чувственные конкретные обрaзы, представления, понятия и др.). Принятая субъектом цель адаптации не определяет однозначно условий, необходимых для построения программы исполнительских действий. При сходных условиях деятельности возможны рaзличные способы достижения одного и того же результата. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей как от конкретных условий, так и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта адаптации, его привычек в организации своей деятельности, которые, в свою очередь, формируются в процессе воспитания и самовоспитания.
Сaморегуляция (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) – способ целесообразного функционирования живых систем различных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции aктивности этих систем, выражающем специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе и рефлексии субъекта. Саморегуляция имеет следующие этапы: выработки спортсменом цели его произвольной активности, выделения значимых условий деятельности, разработки программы собственно исполнительских действий, выбора системы критериев успешной деятельности, получения информации о реально достигнутых результaтах, оценки соответствия реальных результатов критериям успеха, принятия решения о необходимости и характере коррекционной деятельности.
Большой вклад в рaзработку теории саморегуляции внесли физиологи И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н.В.Введенский, А.А.Ухтомский, П.К.Анохин и др. Заслуга этих исследователей состоит в том, что, рассматривая принципы рефлекторной деятельности мозга, они вскрыли физиологический смысл волевого расслабления мышц, покaзали роль самовнушения на фоне состояния релaксации. Значительный вклад в понимание природы саморегуляции внесли также Л.С.Выготский, доказавший опосредованный характер психической деятельности и происхождение внутренних психических процессов из внешних (идея интериоризации), и А.Р.Лурия, выделивший речь как один из наиболее существенных средств регуляции человеческого поведения.
Рaзвивая основные положения физиологического учения И. П. Павлова, П.К.Анохин предложил теорию функциональных систем. Согласно его теории, поведение целенаправлено, так как оно направляется опережающим отражением действительности. Функциональные системы строятся с учетом актуальных потребностей живых существ, которые находятся в режиме постоянного формировaния под воздействием метаболических процессов. Кроме того, функциональные системы организма могут образовываться под влиянием специальных факторов окружающей организм среды. У человека в качестве них выступают факторы социальной среды. Совокупная деятельность множества функциональных систем определяет сложные процессы гомеостазиса организма и его взaимодействия со средой обитания. Функциональные системы представляют, таким образом, единицы интегративной деятельности оргaнизма.
Выделяя специфические функции психических процессов, исследователи особое внимание уделяют эмоциональным реакциям, подчеркивая их роль в повседневной жизни, в воспитании, в регуляции поведения. Л.С. Выготский определил это как «результат оценки сaмим организмом своего отношения со средой». Переживание, отражая степень удовлетворенности субъекта в его взаимоотношениях с окружающей общественной средой, как бы «осведомляет» его об этих взаимоотношениях и, в соответствии с этим, направляет его поведение. Положительные и отрицательные эмоции сигнализируют индивиду, следует ли стремиться к данному предмету деятельности, данной ситуации или избегать их. Отсюда вытекает прямая связь психологического механизма воли с механизмом эмоций. Первый является как бы непосредственным продолжением второго, способом связи избирательно- ориентированной деятельности психики и практического поведения индивида. По-видимому, влечение и страх (первичные афферентные реакции) и в социальном рaзвитии человека, и в онтогенезе все в большей степени сопровождаются многообразными эмоциями, позволяющими индивиду адаптироваться к все усложняющемуся опыту его практической жизни. М.С.Каган отмечает: «Знания, добываемые мышлением, ценностные установки, вырабатываемые переживаниями и мобилизирующие волю к действию, опосредуют преобразовательную практику, которая может осуществляться как целенаправленная и саморегулирующая деятельность». Человек должен собственными усилиями связывать, сопрягать, объединять, системно организовывать все, что он узнает о других людях, о себе. Мера достигаемого каждой личностью единства ее миросозерцания и самосознания варьируется в широких пределах. Могут существовaть и препятствующие этому помехи: субъективные, индивидуально-психологические, и объективные, социально-исторические, которые мешают личности aдаптироваться в существующих условиях. Дело в том, что психика отражает, осознает и осмысливает отличия субъекта и объекта, соответственно «распределяя» вырабатываемую ею информацию в две разные, но взаимосвязанные системы - миросозерцание и самосознание. С точки зрения М.С.Канага, для регуляции компонентов деятельности необходима последовательность следующих пяти блоков:
- мотивaционного, включающего в себя потребности, идеалы, мотивы, установки, интересы, влечения;
- ориентационного, включaющего в себя механизмы целеполагания, планирования и прогнозирование деятельности;
- операционного, включaющего в себя способности, умения, навыки, привычки;
- энергетического, складывaющегося из таких составляющих, как внимание, воля, эмоциональный фон, от которых во многом зависят энергетические ресурсы каждой конкретной операции;
- оценочного блока, включaющего в себя доступные психике механизмы эмоциональной и мыслительной оценки результатов действия, позволяющего чувствовать удовлетворенность или неудовлетворенность от результатов деятельности.
Миросозерцание и самосознание влияют на мотивационный блок упрaвления профессиональной деятельностью, а через него - на всю направленность личности. Взaимодействие этих смежных механизмов является основой внутреннего функционирования психики, они оказываются соединенными прямыми и обратными связями. Кроме этого, как будет протекать та или иная деятельность человека, зависит от характера и установок личности.
Вышеперечисленные представления о системной организации физиологических, психофизиологических и поведенческих реaкций должны найти отражение в решении целого ряда проблем, связанных с регуляцией поведения спортсмена. Предстaвляется, что проецирование на регуляцию поведения структуры человеческой деятельности, помогают более точно представить содержание форм и методов работы, направленных на саморегуляцию поведения в период профессиональной деятельности спорсмена.
Система саморегуляции представляет собой сложное, иерархическое образование. Интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения [7]. Оценка показателя нервно-психической устойчивости в процессе саморегуляции поведения дает возможность оценить склонность к срывам нервной системы при значительном психическом или физическом напряжении, при смене условий деятельности. Лица с признаками нервно-психической неустойчивости отличaются пониженной приспосабливаемостью, склонностью к нервно-психическим срывам и нарушению социальных норм. Определение показателей нервно-психической неустойчивости является непосредственной оценкой стрессоустойчивости и позволяет характеризовать порог фрустрации. На феноменологическом уровне нервно-психическая неустойчивость неоднороднa. Для лиц с признаками акцентуаций личности, психопатий и различных нервно-психических расстройств характерны повышенная эмоциональность, эмотивная и когнитивная неустойчивость, импульсивность, высокий уровень тревожности.
В поведенческой регуляции знaчительная роль принадлежит самооценке. От нее во многом зависит интенсивность протекания основных психических процессов. Низкие самооценки свидетельствуют о негативном психическом состоянии. Лица с низкой самооценкой тревожны, неустойчивы, теряют интерес к жизни, не видят жизненных перспектив и часто бывaют склонны к суицидам. И, наоборот, высокая сaмооценка личности свидетельствует о психическом здоровье.
Для каждого человекa значимой представляется информация о том, как окружающие относятся к его поступкам. Поэтому показателем поведенческой саморегуляции является наличие социальной поддержки. Ощущение собственной значимости и одобрения со стороны социума стимулирует активность, благоприятно влияет на повышение уровня сaмооценки, увеличивает вероятность успешной адаптации в новых условиях. Отсутствие описанной информации или ощущение своей ненужности, наоборот, приводит к осложнению процесса aдаптации, усиливает появление негативных характеристик, в том числе, и психической неустойчивости.
popecon.ru
14 Регуляция поведения
14. Регуляция социального поведения: ценности, социальные нормы, установки.
Поведение – форма связи, взаимодействия организма с окружающей средой. Источником поведения явл потребности. Специфика человеческого поведения в том, что среда его жизнедеятельности своеобразна – среда явление социальное. Специфическими человеческими признаками поведения явл его общественная обусловленность, сознательный, активный, созидательный, целеполагающий, произвольный характер. Общим основанием деятельности и поведения явл активность. Своеобразие человеческого поведения в том, что его поведение социальное. Социальное поведение явл интегральной и доминирующей формой поведения и проявления личности. Характеристика соц поведения в том, что это система социально обусловленных языком и знаково-смысловыми образованьями действий, посредством которых личность или группа участвуют в общественных отношениях, взаимодействует с соц средой. В соц поведение включаются действия чела по отношению к обществу, др людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права. Субъектом соц поведения выступает личность и социальная группа.
Нормы
Правовые нормы – вырабатываются, формулируются, утверждаются спец гос учреждениями, устанавливаются спец законным путем, поддерживаются государством. Всегда вербализированы, отражены в словесных конструкциях, объективированы в сводах законов, кодексах, уставах, отражены в нормативных актах.
Групповые нормы – регулирующие поведение отдельных групп и личностей.
Этические нормы – нормы морали и нравственности, складываются исторически, регулируют поведение людей, соотнося его с абсолютными принципами (добра и зла), эталонами, идеалами (справедливости. Основным критерием нравственности тех или иных норм явл проявление в них отношения чела к другому челу и к самому себе, как к личности.
Моральные нормы – как правило, ненаписанные нормы поведения. Моральные нормы регулируют общественное поведение, групповое и личное.
Религиозные нормы – похожи по своему психологическому содержанию на этические нормы. Отличает более узкая общность. Различаются по степени их нормативности (жесткости), действия религиозных норм фиксируются в церковных уставах, канонах, священных писаниях, заповедях. Иногда норма действует в пределах одной местности (в каждом приходе свой устав).
Ритуалы – конвенциональные формы поведения, видимое действие лица или лиц, призывающих всех, кто присутствует, обратить внимание на какое-то явление или факты и выразить определенное эмоциональное отношение, содействовать общественному настрою. При этом обязательны: общепринятая условность действия, общественная значимость явления или факта, на кот концентрируется ритуал, его особая цель. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к единому активному сопереживанию или признанию важности факта или явления.
Существуют нормы многочисленных групп – эти нормы не носят всеобщего характера, они производны от соц норм, это частные, особенные, вторичные образования. Групповые нормы соц поведения личности могут быть формализованными (оформленные, фиксированные (основная регуляция формы поведения социального объединения людей)) и неформализованными.
Выделяют два: институциональные и неинституциональные. Содержание: 1) создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, образцов, инструкций, кодексов)
2) регламентация поведения
3) его оценивание
4) определение санкций.
Каналы регулирования: малые группы, совместная деятельность, общение, общественная практика, средства массовой информации. Социально-психологические механизмы регуляции: внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение, технологии рекламы и пропаганда, методы и средства социальной технологии и социальной инженерии, социальное планирование и социальное прогнозирование, механизмы психологии управления.
Процесс регулирования поведения осущ в ходе активного и пассивного усвоения норм и правил, упражнения, повторения, социализации и воспитания личности. В результате регулирования поведения: осущ взаимодействие людей, их совместная деятельность, складываются взаимоотношения, происходит процесс общения. Общим итогом действия механизмов соц регуляции может быть манипулирование личностью, модификация поведения личности, социальный контроль.
Элементами системы соц контроля выступают:
Технологический – техническое звено, техническая аппаратура, измерительные приборы для контроля.
Институциональный – обособленные специализированные институты, занимающиеся определенным типом соц контроля (комиссии, комитеты, административные аппараты).
Моральный – общественное мнение и механизмы личности, в кот нормы поведения групп или личности осознаются и переживаются как собственные требования индивида.
Важное значение имеют особенности неформального неинституционализированного контроля. Главные особенности этого вида контроля в том, что его осуществление не требует официального утверждения полномочий. Он основывается не на должном положении чела, а на его моральном сознании. Каждый чел имеющий моральное сознание, может быть субъектом соц контроля, т.е. способным оценивать поступки окружающих и свои собственные поступки. Каждый поступок совершенный в коллективе является объектом неформального контроля – критики, осуждения, презрения. Сфера неформального контроля гораздо шире формального. Под его воздействие попадают не только совершенные действия, поступки но и намерения совершить аморальные действия и поступки. Важнейшим психологическим механизмом неформального психологического контроля является чувство стыд, совесть, общественное мнение.
Высшим регулятором соц поведения является сама личность как совокупность всех психических процессов и состояний. В процессе осознания социальных воздействий личность вырабатывает отношение к себе и другим, оценивает и формирует отношение к своему поведению и поведению других членов общности и группы к партнерам в непосредственном, контактном и опосредованном взаимодействии. Познание себя и отношение к себе как объекту и субъекту социального взаимодействия и социального поведения осуществляется в самосознании личности. Общественное знание и отношение к личности к самой себе содержится в Я-образе, Я-концепции. Эти конструкты включают в себя представление о своей индивидуальности, идентичности, определенное единство интересов, склонностей, ценностных ориентации, определенную самооценку и самоуважение, переживание себя как субъекта деятельности. «Я-концепция» во всех её составных элементах регулирует реальное, планируемое, идеальное социальное поведение личности. Самым действенным личностным феноменом саморегуляции поведения явл нравственные категории стыда и совести.
Ценности
В психологии ценности рассматриваются как абстрактные цели, которые нужны человеку для того, чтобы иметь некоторую «точку отсчета» для конкретного оценивания тех или иных событий. Ценности выступают как регуляторы социального поведения личности и группы. Однако они не действуют непосредственно: ценности реализуются в системе ценностных ориентации человека как важнейшего элемента общей структуры диспозиций личности.
Поэтому понимание ценностей в психологии тесно связано с проблемой аттитюда, причем иногда ценность понимается как «более широкий» аттитюд, а иногда как элемент аттитюда.
Таким образом, в психологической традиции при анализе ценностей высвечивается их значение для личности, прежде всего в качестве регулятора поведения и деятельности, основы для мотивации.
Социальная природа ценностей очевидна, и поэтому в контексте социального познания ценности справедливо рассматриваются как один из элементов «социальной составляющей» этого процесса.
теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о Целях, которые служат руководящими принципами в жизни (Рокич и Шварц). Сами по себе ценности разделяются на два класса: терминальные, представляющие собой критерии выбора цели и способов ее достижения, и инструментальные— критерии, стандарты оценки модуса поведения.
Ценности включают пять необходимых черт: а) они всегда есть представления или верования; б) знания о состояниях, которых желательно достичь; в) следы специфических ситуаций; г) содержат возможность селекции каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения; д) имеют некоторую степень важности [там же].
Для осуществления самоконтроля за степенью своей социальной полноценности человеку необходимо сопоставить себя с определенным, принятым в обществе идеалом, необходим взгляд на себя со стороны, с позиций другого человека. Оценка человека своей социальной полноценности осуществляется благодаря ценностям, которые выступают как один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или неосознанного «измерения» допустимых в конкретных обстоятельствах образцов социального поведения.
Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Так же, ценностные ориентации регулируют выработку жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Следовательно, ценности регулируют не только настоящее состояние личности, но и будущее ее состояние; они определяют не только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи, идеалы. Ценности, выступающие как представления личности о должном, мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели.
studfiles.net
Регуляция поведения | Kak-Chto.Info
Когда про личность менеджера говорят исследователи, они имеют в виду некоторый набор характеристик, которыми рисуют общую картину относительно устойчивого образца его поведенческой реакции на мысли, окружающие объекты или людей.
Понимание личности менеджера может оказаться полезным для предсказания того, каким образом он отреагирует на конкретную ситуацию.
Поведением менеджера в организациях есть позиция, то есть комплекс убеждений и ощущений относительно определенных идей, ситуаций, других лиц. Позиция играет важную роль, поскольку она является механизмом, благодаря которому большинство людей выражает свои чувства. Заявление работника о том, что организация недооценивает его, отражает его собственную оценку своей личности. Так же как, например, если менеджер утверждает, что ему нравится новая рекламная кампания, то он отражает свое отношение к маркетинга в организации.
Вообще, личность каждого работника и менеджера в частности состоит из трех компонентов:1. Эмоциональный компонент, отражающий ощущения и эмоции индивида относительно ситуации.2. Когнитивный (познавательный) компонент, является результатом знаний индивида о ситуации. Познание тоже является индивидуальным. Например один человек убеждена, что некоторое политик лучше второго, тогда как другая может быть уверена как раз в обратном.3. Мысленный компонент определяет то, как индивид ведет себя в конкретной ситуации.
Люди стараются придерживаться последовательности в согласовании этих трех позиций. Однако иногда внешние обстоятельства приводят к конфликтам. Конфликт, который может возникнуть между собственными позициями индивида, называют когнитивным диссонансом.
Любые методы могут сформировать здоровый общий дух в коллективе, если только руководители сами не подают пример следования своим профессиональным принципам при каждом назначении того или иного человека на руководящую должность. Подтверждает искренность и серьезность руководства настійлива требование обычной человеческой порядочности от руководителя такой должности, поскольку именно через характер человека реализуются его функции лидера и именно характер руководителя служит образцом для подражания со стороны подчиненных. Если руководителем становится человек с неустойчивым и окончательно еще не сформировавшимся характером, напрасно ожидать, что в конечном итоге характер у нее установится. Подчиненным иногда хватает несколько недель, чтобы разобраться, можно ли назвать руководителя достойной личностью. Они могут простить ему многое: некомпетентность, беззащитность, плохие манеры. Но они никогда не простят ему отсутствия порядочности.
Трудно дать исчерпывающее определение достойной личности менеджера, однако описать качества человека имеет право занимать руководящие должности вполне возможно. Так руководитель, который всегда точно знает, чего люди не умеют делать, но никогда не замечает того, что они умеют, разрушает общий дух организации. Менеджер должен четко представлять пределы возможностей своих подчиненных, но их следует воспринимать и как потенциальную возможность для подчиненных работать лучше.
Бесспорно, каждый человек — это личность со своими мыслями, взглядами и характером. Но для такой работы как менеджер этого недостаточно. Настоящий руководитель или менеджер должен всегда четко и качественно организовать работу на основе современных методов, потому что именно он наделяется необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации (предприятия) и несет всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива.
Человека не следует назначать на руководящую должность, если ее больше интересует вопрос, кто прав, а не вопрос правильно. Ставить личность выше требований к ее работе недопустимо. Руководитель задает вопрос: «Кто прав?”, поощряет подчиненных заботиться прежде всего о собственной безопасности, вместо того чтобы вносить в свои действия исправления, которые помогли бы устранить допущенные ошибки.
Не следует назначать на руководящую должность человека, который считает, что ум важнее достоинства личности. Это просто свидетельствует о незрелости такого руководителя. Не следует также назначать на руководящую должность человека что опасается сильных подчиненных. Это свидетельствует о слабости руководителя. На ответственный пост нельзя назначать человека, который не руководствуется высокими стандартами в своей собственной работе, поскольку это порождает неуважение к работе и к компетентности руководства.
www.kak-chto.info
Регуляция полового поведения
У млекопитающих гипофиз секретирует гонадотропные гормоны, которые оказывают регулирующее влияние на различные физиологические процессы, имеющие отношение к размножению. Наибольший эффект гонадотропные гормоны оказывают на функционирование половых желез. Гормоны мужских и женских половых желез (андрогены и эстрогены), действуя на ЦНС, активируют половое поведение. В организме взрослой женщины наблюдаются периодические изменения различных функций, связанные с повторяющимися процессами роста и созревания фолликулов, овуляции и образования желтых тел (рис. 4.11). Созревание фолликулов сопровождается высоким уровнем секреции половых гормонов. В этот период яйцеклетка освобождается из фолликула (овуляция) и попадает в половые пути. Этот период является самым благоприятным для зачатия. Важную роль здесь играет действие эстрогена на гипоталамус.
Удаление у крысы яичников вызывает снижение и прекращение половой активности. Введение эстрогена в гипоталамус овариэктомированных (удалены яичники) самок сопровождается всем комплексом проявлений эструса. Наибольшее значение для организации полового поведения самок, по-видимому, имеет гипоталамус. Его разрушение приводит к потере половой активности. У кроликов стимуляция преоптической области и базальной части гипоталамуса вызывает овуляцию. Радиоактивно меченый эстроген в наибольшем количестве накапливается в переднем гипоталамусе и ядрах миндалины. При локальных повреждениях в различных областях гипоталамуса можно заблокировать либо поведение, характерное для эструса, либо секрецию гонадотропного гормона.
У самцов животных кастрация прекращает половую активность, хотя у отдельных видов, например у домашних копытных, половое влечение сохраняется в течение года. Восстановление дооперационного уровня половой активности достигается постоянным введением половых гормонов. Нередко введение самкам мужского полового гормона вызывает поведение, характерное для самцов.
Аналогичный эффект можно наблюдать у кастрированных самцов после введения эстрогена - поведение, характерное для самок.
В эмбриональном или раннем постнатальном периоде развития (в зависимости от вида животного) происходит половая дифференцировка головного мозга по отношению к регуляции секреции гонадотропных гормонов гипофиза, реактивности к половым гормонам, поведению, росту и др. Половые различия мозга определяются разными структурами и прежде всего медиальным гипоталамусом. Важным фактором указанной дифференцировки является действие на мозг в «критический период» развития организма половых гормонов. До этого мозг независимо от генетического пола эмбриона или новорожденного имеет женский тип. Под влиянием андрогена, вырабатываемого семенниками, мозг маскулинизируется, т. е. приобретает мужской тип. Если кастрировать новорожденных самцов крыс, мозг сохранит женский тип. Если таким животным пересадить яичник и вагинальную ткань, у них в дальнейшем устанавливается женский половой цикл. Описанный эффект не возникает при кастрации на 10-й день, поскольку мозг уже маскулинизирован. Однократное введение новорожденной самке тестостеронпропионата (аналог тестостерона) приводит к маскулинизации мозга и, как следствие этого-к отсутствию овуляторного цикла (овуляции и развития желтых тел). Обработка препаратом в более поздние сроки малоэффективна. В период половой дифференцировки мозга определяется также реактивность центров полового поведения к специфическим раздражителям и гормонам. У приматов, включая человека, половые отличия в функционировании мозга устанавливаются во внутриутробном периоде.
У млекопитающих спаривание представляет сложный процесс, в регуляции которого принимают участие разные отделы ЦНС. Большая часть вегетативных и двигательных реакций, составляющих половой акт, интегрируется на спинальном уровне в поясничных и крестцовых сегментах. После перерезки спинного мозга путем стимуляции половых органов можно вызвать эрекцию и даже эякуляцию. Данный эффект отсутствует у животных с перерезкой ствола мозга каудальнее варолиева моста. По-видимому, это свидетельствует о торможении спинальных механизмов продолговатым мозгом.
Гипоталамус участвует в регуляции половой активности у самца. Стимуляция области медиального пучка переднего мозга и рядом расположенных участков гипоталамуса вызывает у обезьян комплекс эмоциональных и поведенческих проявлений готовности к спариванию. Миндалина также включена в систему контроля полового поведения. У обезьян и кошек после удаления миндалины и периформной коры развивается гиперсексуальность, проявляющаяся в попытках спариться с представителями своего пола, животными других видов и даже неодушевленными предметами. Возможно, в норме миндалина оказывает тормозное влияние на половое поведение. Значение коры больших полушарий в организации полового поведения в ходе эволюции млекопитающих возрастает. У приматов при становлении рефлекса спаривания обучение играет существенную роль. У других животных, например у кошек и собак, половое поведение после декортикации не утрачивается, но оно, как правило, не завершается спариванием.
studfiles.net
Психическая регуляция поведения и деятельности. Психология. Полный курс
Психическая регуляция поведения и деятельности
Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.
Психический процесс импульсивной регуляции поведения, в основе которого лежит чувственное отражение значимости внешних воздействий, называется эмоциями.
Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные эмоции противостоят волевым действиям, которые совершаются вопреки первым.
Однако свобода проявления эмоционально-импульсивных действий зависит от уровня сознательной регуляции: чем ниже уровень, тем свободнее данные действия, не имеющие сознательной мотивации. Эмоции преобладают при недостатке информации, позволяющей сознательно построить деятельность, при нехватке представлений о сознательных способах поведения. Кроме того, сознание не формирует цели этих действий, поскольку они предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение или защитное движение руками от надвигающегося на человека предмета). В то же время мыслительные действия также базируются на эмоциях, то есть в сознательном действии эмоции имеют большое значение.
Волевая регуляция повышает эффективность соответствующей деятельности, и волевое действие человека начинает выступать в качестве сознательного с целью преодоления внешних и внутренних препятствий, чему способствуют волевые усилия.
Такие свойства личности, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др., являющиеся проявлением воли, рассматриваются как первичные, или базовые, волевые качества личности. Они предопределяют поведение, описываемое перечисленными выше свойствами.
Кроме указанных следует назвать такие волевые качества, как решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Они формируются, как правило, позднее первой группы свойств, поэтому их определяют не только как волевые, но и как характерологические. Эту группу качеств называют вторичными.
Выделяют также и третью группу волевых качеств, связанных с морально-ценностными ориентациями человека. К ним относятся ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. Эта группа третичных волевых качеств, складывающихся обычно к подростковому возрасту, включает и отношение человека к труду: деловитость, инициативность.
Основная психологическая функция воли состоит в повышении мотивации и совершенствовании сознательной регуляции действий. То есть сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком происходит под влиянием дополнительного побуждения к действию, смысл которого коррелирует с борьбой мотивов и трансформируется благодаря преднамеренным умственным усилиям.
Волевая регуляция позволяет долгое время поддерживать сконцентрированное на объекте внимание. Все основные психические функции – ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речь – связаны с волей. В процессе развития этих процессов (от низших к высшим) человек обретает волевой контроль над ними.
Волевое действие и осознание цели деятельности, ее значимости тесно связаны друг с другом. Волевое действие подчиняет этой цели выполняемые действия. Актуальные потребности человека всегда провоцируют энергию волевых действий и становятся их источником. На их основе человек подбирает сознательный смысл своим произвольным поступкам.
Сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, человек проявляет волю, чтобы заменить его на более сложный способ и придерживаться его в дальнейшем.
«Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним… возвышаясь над ними… произвести выбор между ними» (С. Л. Рубинштейн).
Воля человека складывается в течение нескольких фаз. Первая из них придает человеку уверенность в решении обычных задач повседневности в будущем.
Вторая фаза, дающая достаточно материала и представлений из области морали, в будущем позволяет осознавать более тонкие моральные отличия.
Третья фаза, пережитая достаточно глубоко, открывает возможность и в дальнейшем различать «оттенки» моральных вопросов, не позволяя рассматривать их схематично.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Регуляция - поведение - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Регуляция - поведение
Cтраница 1
Регуляция поведения происходит на основе самооценок, т.е. оценок личностью себя: возможностей, качеств и своего места среди других людей. [1]
Регуляция поведения, управление деятельностью и общением студентов исключительно сложны, особенно в связи с их индивидуальными особенностями. В то же время у студентов имеются богатые возможности к имитации; поэтому с самого начала обучения целесообразно подбирать профессиональные задачи, которые с успехом решаются ими путем подражания руководителям. Опора на имитацию целесообразна и потому, что в данном случае действия студента быстро совершенствуются, принося ему удовлетворение, столь необходимое в процессе воспитания. При этом не упускается из вида и существенная цель - развитие профессиональных мотивов. [2]
В регуляции поведения клеток важную роль отводят семейству из четырех синдеканов, являющихся поверхностными протеогли-канами клеток. В его так называемом внешнем домене, или эктодомене содержатся ковалентно связанные цепи гликозаминогликанов, состоящие преимущественно из гепарансульфата, а также из хондроитинсульфа-та. Синдекан - 1 селективно связывает различные внеклеточные матриксные молекулы через его гепарансульфатные цепи. [3]
Уровни регуляции поведения: биохимический, биофизический, информационный, психологический. [4]
Как фактор регуляции поведения наибольшим удельным весом у значительной части населения все еще обладают объекты личной собственности, потребительная стоимость которых воспринимается непосредственно. Промежуточное положение занимают две другие формы собственности - колхозно-кооперативная и собственность общественных организаций. [5]
Основным источником регуляции поведения людей в неформальной организации выступают нормы и ценности, регулирующие систему отношений на уровне межличностных взаимодействий и прямых контактов. В отличие от формальной организации, неформальная организация является сферой регулирования поведения конкретных людей как в деловой жизни, так и вне ее. Нормативная система неформальной организации отличается большей гибкостью и динамичностью, по сравнению с формальной организацией, на достижение общих организационных целей. [6]
Подход к проблеме регуляции поведения с позиций теории простого совпадения стимулов и подкрепления сталкивается с рядом фундаментальных вопросов: 1) может ли происходить научение при отсутствии действия ( то есть подкрепленного поведения) и, если это возможно, 2) что способствует научению, когда животное выполняет действие. [7]
Религия предлагает каждому глубоко личностную регуляцию поведения через спасение души как следование особым всеобщим ( ценностным) принципам этого священного мира. [8]
Использование семантической репрезентации для регуляции поведения предполагает возможность соотнесения с нею перцептивных данных. Адекватное оперирование воспринятым объектом возможно только при условии, что его сенсорные воздействия будут отнесены к хранящимся в памяти знаниям о его свойствах и отношениях. Существует, следовательно, подлежащий заполнению пробел между элементарными описаниями признаков сенсорных воздействий как первым шагом кодирования, с одной етере-ны, и семантической репрезентацией в памяти знания об объекте - с другой. [9]
Под нормами подразумеваются средства регуляции поведения индивидов и групп, общие правила, действующие непрерывно во времени и обязательные для всех. Они подсказывают людям, как им себя вести и что от них ожидается. [10]
Роль феромонов и хеморецепции в регуляции поведения морских и пресноводных животных не менее важна, чем в случае насекомых. У некоторых червей-полихетов, меняющих пол на протяжении жизни, появление признаков самца или самки у одной особи зависит от выделений соседствующих с ней особей. У плоских червей тубеллярий ( Dugesia tigrina) при чрезмерной скученности популяции выделяется феромон, который травмирует находящиеся в головном конце нервные клетки, управляющие бесполым размножением, и их деление подавляется. Есть у ту-белярий и агрегационные феромоны; так, Phagocata gracilis кладут яйца, когда соберется группа не менее чем из 200 особей. [11]
Тем самым религия выполняет ответственную функцию регуляции поведения людей в обществе. [12]
Существенным моментом является иерархия ценностей, норм регуляции поведения. Религия вырабатывает представления об особо ценном и менее важном. [13]
Этикет не относится к собственно моральным способам регуляции поведения, поэтому в философских этических словарях нет даже статей о нем. Строго регламентируя формы внешнего поведения, этикет не оставляет человеку свободы выбора. Кроме того, выполнение норм этикета касается только внешнего поведения и не затрагивает сферы морального сознания. [14]
В гипоталамусе расположены центры, связанные с регуляцией полового поведения. Опыты с вживлением электродов в эти центры ( задний гипоталамус) показали, что при предоставлении животному возможности самораздражения ( путем нажатия педали, включающей ток, проходящий через вживленные электроды) оно может проводить самораздражение с высокой частотой в течение длительного времени. Поэтому эти центры были названы центрами удовольствия. Установлено, что они являются компонентом нейронной системы, принимающей участие в регуляции эмоциональной сферы полового поведения. [15]
Страницы: 1 2 3 4
www.ngpedia.ru