Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Поведенческие модели


Поведенческая модель.

Подобно теоретикам психодинамики, ученые, придерживающиеся поведенческой теории (бихевиористы), считают, что наши действия обусловлены главным образом нашим жизненным опытом. Однако поведенческая модель акцентирует внимание на поведении, реакциях организма на его окружение. Поведение может быть внешним (например, человек ходит на работу) или внутренним (возникновение чувства или мысли). С поведенческой точки зрения, люди — это общая сумма выученных поведений.

Поведение — реакции организма на его окружение.

Многие выученные поведенческие реакции помогают людям справляться с повседневными трудностями и вести счастливую, плодотворную жизнь. Однако и аномальное поведение также может быть усвоено. Бихевиористы, пытаясь объяснить проблемы Филипа Бермана, могли бы посчитать его человеком, получившим неправильное воспитание: он усвоил поведенческие реакции, которые причиняют боль другим людям, которые раз за разом работают против него.

В то время как психодинамическая модель возникла в результате клинической работы врачей, поведенческая модель зародилась в лабораториях, в которых психологи проводили эксперименты по обусловливанию, простым формам научения. Ученые манипулировали стимулами и вознаграждениями, а затем наблюдали, как их манипуляции отражаются на реакциях испытуемых.

Обусловливание — простая форма научения, при которой определенный стимул начинает вызывать определенную реакцию.

В 1950-е годы многие клиницисты разочаровались в психодинамической модели, считая ее расплывчатой и медленно срабатывающей. Некоторые из них начали применять принципы обусловливания к исследованию и лечению психологических проблем (Wolpe, 1997, 1987). Их усилия привели к возникновению поведенческой модели патологии.

Поведенческие объяснения.

Существует несколько различных форм обусловливания, причем каждая может вызвать как аномальное, так и нормальное поведение. К примеру, при оперантном обусловливании люди и животные научаются вести себя в определенной манере, получая вознаграждения или удовлетворительные результаты всякий раз, когда они поступают таким образом. При подражании (моделировании) люди усваивают реакции, просто наблюдая за другими людьми и повторяя их действия.

Третья форма обусловливания, классическое обусловливание, предполагает научение посредством временной ассоциации. Когда два события раз за разом происходят через короткий промежуток времени, они сливаются воедино в сознании человека и вскоре он начинает реагировать на оба события одинаковым образом. Если одно событие продуцирует радостную реакцию, второе также вызовет радость; если одно событие приносит чувство облегчения, то же чувство вызовет и второе. Более подробное ознакомление с этой формой обусловливания показывает, как поведенческая модель может объяснить аномальное функционирование.

Оперантное обусловливание — процесс научения, при котором поведение, приносящее удовлетворительные последствия или вознаграждения, будет, скорее всего, повторено.

Подражание — процесс научения, при котором человек усваивает реакции, наблюдая за другими и копируя их.

Классическое обусловливание — процесс научения посредством временной ассоциации, при которой два события, которые раз за разом происходят через короткий промежуток времени, сливаются в сознании человека и вызывают одну и ту же реакцию.

Иван Павлов (1849-1936), русский физиолог, был первым, кто продемонстрировал классическое обусловливание в исследованиях животных. Ученый поместил перед собакой миску с провернутым мясом, вызвав естественный рефлекс, который бывает на мясо у всех собак: они начинают выделять слюну (см. рис. 2.4). Затем Павлов внес одно дополнение: непосредственно перед тем, как предъявить собаке провернутое мясо, он включал метроном. После нескольких таких сочетаний звука метронома и предъявления мяса Павлов заметил, что собака начинает выделять слюну, как только слышит метроном. Собака научилась выделять слюну в ответ на звук.

Рисунок 2.4. Опыт Павлова. В экспериментальном устройстве Ивана Павлова слюна, выделяемая собакой, собиралась в трубке, а ее количество регистрировалось на вращающемся цилиндре, называемом кимографом. Экспериментатор наблюдал за собакой через стеклянное окно, пропускавшее свет только в одном направлении.

<Смотри и делай. Подражание может стать причиной некоторых форм аномального поведения. Известное исследование, проведенное Альбертом Бандурой и его коллегами (Bandura et al., 1963), продемонстрировало, что дети научались плохо обращаться с куклой, наблюдая, как подававший пример взрослый наносил ей удары. Дети, которые не видели этих действий взрослого, не причиняли кукле вреда.>

В терминологии классического обусловливания мясо в этом демонстрационном эксперименте — это безусловный стимул (unconditioned stimulus, US). Он вызывает безусловный рефлекс (unconditioned response, UR) слюноотделения (т. е. естественный рефлекс, с которым собака родилась). Звук метронома — это условный стимул (conditional stimulus, CS), ранее нейтральный стимул, который в мозге собаки начинает ассоциироваться с мясом. Поэтому он также вызывает рефлекс слюноотделения. Когда рефлекс слюноотделения вызван условным стимулом, а не безусловным, его называют условным рефлексом (conditioned response, CR).

До обусловливания

CS: Звук — Нет рефлекса

US: Мясо — UR: Слюноотделение

После обусловливания

CS: Звук — CR: Слюноотделение

US: Мясо — UR: Слюноотделение

Классическое обусловливание объясняет многие знакомые действия. Скажем, нежные чувства, которые молодой человек испытывает, когда чувствует запах духов своей подруги, могут представлять собой условный рефлекс. Сначала духи могли не оказывать на него никакого эмоционального воздействия, но поскольку этот аромат присутствовал во время нескольких любовных свиданий, он начал пробуждать условный рефлекс.

Аномальные виды поведения также могут быть усвоены посредством классического обусловливания. Представьте себе маленького мальчика, которого раз за разом пугает большая немецкая овчарка соседа. Всякий раз, когда мальчик проходит мимо сада перед домом соседа, собака громко лает и бросается в его сторону, останавливаемая только поводком, привязанным к крыльцу. В этой ситуации родители мальчика не удивятся, обнаружив, что он начал боятся собак. Однако они будут озадачены другим сильным страхом, появившимся у мальчика, — боязнью песка. Они не могут понять, почему ребенок плачет всякий раз, когда они берут его на пляж, и кричит от страха, если песок всего лишь попадает ему на кожу.

Что же явилось причиной этой боязни песка? Классическое обусловливание. Выясняется, что в соседском саду стоит большая песочница, в которой играет собака. Каждый раз, когда собака лает и бросается в сторону мальчика, он видит песочницу. После многократных повторений такого сочетания ребенок начинает бояться песка не меньше, чем собаки.

studfiles.net

Оценка поведенческой модели.

Начиная с 1950-х гг. число поведенческих клиницистов устойчиво растет, и поведенческая модель стала влиятельной силой в клинической области. Были выдвинуты разнообразные поведенческие теории, разработано множество приемов лечения. Приблизительно 5% сегодняшних терапевтов сообщают, что их подход носит в основном поведенческий характер (Prohaska & Norcross, 1994).

Возможно, более всего привлекает в поведенческой модели то, что ее можно проверить в лаборатории, тогда как психодинамические теории, как правило, нельзя. Базовые понятия бихевиористов — стимул, реакцию и вознаграждение — можно наблюдать и измерять. Еще более важным является то, что результаты исследований в значительной мере подтверждают поведенческую модель (Wolpe, 1997; Emmelkamp, 1994). Экспериментаторы успешно используют принципы обусловливания, вызывая клинические симптомы у испытуемых в лаборатории, а это позволяет предположить, что психологические расстройства могут возникать аналогичным образом. Вдобавок поведенческие методы лечения оказываются эффективными в клинической практике в случае конкретных страхов, слабых социальных навыков, умственной отсталости и других проблем (DeRubeis & Grits-Christoph, 1998; Emmelkamp, 1994). Их эффективность впечатляет еще больше, если учесть краткосрочность терапевтических методов и их низкую стоимость.

В то же время исследования выявляют и слабые стороны этой модели. Да, поведенческие исследователи вызывают конкретные симптомы у испытуемых. Но возникают ли обычно эти симптомы подобным образом? По-прежнему пет веских доказательств, что большинство людей с психическими расстройствами — жертвы неадекватного обусловливания. Улучшения, отмечаемые в кабинете терапевта, не всегда переносятся на реальную жизнь и не всегда сохраняются без дальнейшего лечения (Nietzel et al., 1994; Stokes & Osnes, 1989).

Наконец, некоторые критики считают, что поведенческий подход является слишком упрощенным, что его концептуальные понятия неспособны объяснить сложное человеческое поведение. В 1977 г. Альберт Бандура, который ранее определил подражание как ключевой процесс обусловливния, заявил, что, если люди хотят быть счастливыми и эффективно функционировать, то они должны развить в себе позитивное чувство самоэффективности. То есть понять, что могут овладеть необходимыми поведенческими реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется. Другие бихевиористы 1960-х и 70-х годов также заметили, что людям присущи когнитивные поведенческие реакции, такие как предвидение или интерпретация — приемы мышления, которые во многом игнорировались в поведенческой теории и терапии. Эти специалисты создали когнитивно-поведенческие теории (cognitive-behavioral theories), которые уделяют повышенное внимание скрытым когнитивным и поведенческим реакциям (Meichenbaum, 1993; Goldiamond, 1965).

<Десенситизация. Джозеф Вольпе (J. Wolpe), психиатр, разработавший поведенческий метод лечения, названный систематической десенсибилизацией, сначала учит человека расслабляться, а затем помогает ему соприкоснуться с пугающими объектами или ситуациями, реальными или воображаемыми, пока человек остается в расслабленном состоянии.>

Самоэффективность — идея, что человек может овладеть необходимыми поведенческими реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется.

Когнитивно-поведенческие теоретики перебрасывают мостик между поведенческой и когнитивной моделью, разработав подход, отчасти объединяющий эти принципы. С одной стороны, их объяснения строго следуют принципам научения. К примеру, эти теоретики считают, что когнитивным процессам научаются посредством классического обусловливания, оперантного обусловливания и подражания. С другой стороны, когнитивно-поведенческие теоретики разделяют точку зрения когнитивных теоретиков других школ, что способность мыслить является наиболее важным аспектом человеческого функционирования (Dougher, 1997; Wilson, Hayes & Gifford, 1997).

Сцены из современной жизни

Материнские инстинкты

В один из августовских дней 1996 г. 3-летний мальчик перелез через ограждение в Брукфилдском зоопарке в Иллинойсе и упал с высоты 24 фута на цементный пол вольера с гориллами. 8-летняя 160-фунтовая горилла по имени Бинти-Джуа подняла ребенка и начала покачивать его хрупкое тельце в своих руках. Мать ребенка, опасаясь самого худшего, закричала: «Горилла схватила моего мальчика». Но Бинти взяла маленького мальчика под свою защиту, как будто это был ее собственный ребенок. Она отогнала других горилл, нежно покачала его и отнесла ко входу в вольер, где уже ждали спасатели. Через несколько часов этот случай увидели в видеозаписи люди всего мира, и материнские инстинкты Бинти были оценены по достоинству.

Выяснилось, что когда сама Бинти находилась в младенческом возрасте, ее пришлось отобрать от ее матери Лулу, у которой было мало молока. Чтобы восполнить эту утрату, работники зоопарка круглые сутки заботились о Бинти, постоянно держа ее на руках. Когда Бинти забеременела в 6-летнем возрасте, дрессировщики опасались, что ранняя разлука с матерью могла обусловить плохую подготовку к воспитанию собственного ребенка. Поэтому они стали давать Бинти уроки материнства и учили ее нянчить и носить на руках тряпичную куклу.

<Вопросы для размышления. Что обусловило на удивление нежную и ласковую заботу гориллы о пострадавшем ребенке? Было ли это, как могли бы предположить теоретики объектных отношений, выражения привязанности и опеки, уже проявленных ею по отношению к собственной 17-месячной дочери? Были ли это наблюдения за действиями во время ее собственного младенчества людей, ставших для нее объектом подражания, как могли бы заявить бихевиористы? Или, возможно, все дело в обучении родительским обязанностям, которое она прошла в период своей беременности?>

Резюме

Бихевиористы сосредоточивают свой взгляд на поведенческих реакциях человека и говорят, что эти реакции вырабатываются в соответствии с принципами обусловливания.

Поведенческие объяснения. Бихевиористы считают, что поведение, как нормальное, так и аномальное, определяют три типа обусловливания — классическое обусловливание, оперантное обусловливание и подражание (моделирование).

Поведенческие методы терапии. Цель поведенческой терапии — идентифицировать проблемные поведенческие реакции человека и заменить их более приемлемыми. Терапевты бихевиорального направления используют приемы, которые следуют принципам классического обусловливания, оперантного обусловливания, подражания или их сочетания. Например, при лечении фобий эффективен подход классического обусловливания, называемый систематической десенситизацией.

studfiles.net

Классификация моделей поведения человека.

В контексте понятия культуры предложена классификация моделей поведения человека:

Личностные характеристики

Существует модель «программирования мышления и поведения человека», отраженная на рисунке 1., показывающая, насколько поведение человека определяется его личностными характеристиками, а насколько – культурной принадлежностью. Несомненно, современные менеджеры, работающие в условиях кросс‑культурной среды, должны учитывать эти обстоятельства. Это поможет более грамотно общаться с коллегами, а в конечном итоге повысит эффективность бизнеса.

Рис. 1. Модель поведения человека

Данная схема отражает то, что присуще каждому, независимо от нации и культуры. С другой стороны, отмечается, какие проблемы будут индивидуальными, а какие произрастают из факторов культурной принадлежности.

Модели поведения людей разных национальностей, например финнов и итальянцев, представлены на рисунках 2. и 3. Финская культура во многом зависит от таких приобретенных характеристик как честность, внутренняя сила, надежность, а с другой стороны пессимизм и недоверие к словам, итальянская же культура предполагает коммуникативность, шарм, эмоциональность и во многом архаичные законы, часто приукрашенную правду. Интересным является тот факт, что именно унаследованные характеристики, общие для всех людей, являются направляющим вектором, который позволяет соединять столько различий.

Рис. 2. Модель поведения финна

Рис. 3. Модель поведения итальянца.

Очень большой отпечаток на приобретенные характеристики народов накладывает история – на наш взгляд, российская модель формируется во многом через историческое и религиозное влияние. Культурная принадлежность указывает на толерантность, честность, отзывчивость, а с другой стороны недисциплинированность и легкомыслие.

Рис. 4. Модель поведения русского человека

Мышление и поведение разных народов никогда не станут одинаковыми. Однако в условиях работы в полинациональной среде, будь то ТНК или российская компания c персоналом разных национальностей, небольшая адаптация к другой культуре поможет избежать непреднамеренных оскорблений и возможных конфликтов, при этом нужно знать меру и не стараться скрывать свои национальные особенности.

Ценностные характеристики

При прогнозировании развития цивилизаций целесообразно учитывать особенности поведения народов, их ценности и жизненную философию, которая настолько глубоко сидит в людях, что никакие экономические и политические новшества не смогут существенным образом изменить ее даже за сотни лет.

Такой подход Ричард Льюис называет «культурным детерминизмом». В его основе лежит анализ истории развития различных цивилизаций и, прежде всего, моральных ценностей человека и их проявлений в коммуникативной деятельности.

В работах по межкультурным коммуникациям употребляются термины: «мужские ценности» и «женские ценности», причем в основе мужских ценностей лежат власть и материальное благополучие, а в основе женских – нематериальные блага.

Таблица 1.Мужские и женские ценности

Мужские ценности Женские ценности
Факты Чувства
Логика Интуиция
Соперничество Сотрудничество
Рост Развитие
Продукт Отношение
Храбрость Утонченность
Действия Мысль
Результат Решение
Прибыль Репутация
Быстрые решения Верные решения
Скорость Своевременность
Материальный прогресс Социальный прогресс
Индивидуальная карьера Коллективный комфорт

Культуры, в которых преобладают признаки, указанные в левой колонке, принято считать мужскими, а признаки в правой колонке характерны для женских культур.

Конец прошлого века с его громкими научными открытиями, погоней за материальными благами, эксплуатацией природных ресурсов привёл к социальному кризису. Это кризис мужских ценностей, характерных для западных стран и США. Он выражается в быстроразвивающемся чувстве одиночества, отчуждённости от семьи и общества. Следствием его стали распады семей, рост преступности, загрязнение окружающей среды, негативное отношение к политическим деятелям и крупным бизнесменам, недоверие к правительству.

Ричард Тарнас отмечает, что сейчас для Запада пришло время перехода от мужских ценностей, которые долгое время были доминирующими, к женским ценностям, находившимся в тени в течение многих лет.

Элементы данных характеристик культур взаимодействуют сразу на нескольких уровнях и формируют своеобразную сеть информационных контактов.

Бизнес – культура страны имеет тенденцию отражать её общую культуру. «Великий раздел» между культурами влияет на ведение бизнеса с самого начала и до конца любых коммерческих взаимоотношений.

Ричард Гестеланд рассматривает методику классификации культурных переменных, из – за которых возникает большинство проблем при проведении международных сделок.

Таблица 2.Классификация территориальных единиц по проведению международных сделок

Сосредоточенные на сделке Умеренно сосредоточенные на сделке Сосредоточенные на взаимоотношениях
Северная Европа, Германия Южная Африка Страны арабского мира
Великобритания Южная Европа Африка
Северная Америка Центральная и Восточная Европа Латинская Америка
Австралия Чили Азия
Новая Зеландия Южная Бразилия
Северная Мексика
Гонконг
Сингапур

В этом и состоят различия в культуре ведения бизнеса. Если внимание сосредоточено на сделке, то участники думают в основном о выполнении задания, а если внимание сосредоточено на взаимоотношениях, то участники скорее думают о людях.

Когда экспортеры, сосредоточенные на сделке, пытаются вести бизнес с людьми, сосредоточенными на взаимоотношениях, возникают конфликты.

Многообразие культурных различий привело исследователей к идее построения кластеров – совокупности стран (культур), обладающих схожими свойствами. Одну из таких классификаций предложили Ронен и Шенкар. Они выделили:

1. скандинавский кластер: Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания;

2. германский кластер: Германия, Австрия, Швейцария;

3. англоязычный кластер: США, Великобритания, Австралия, Южная Африка, Канада, Новая Зеландия, Ирландия;

4. романский кластер: Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия;

5. латиноамериканский кластер: Аргентина, Венесуэла, Мексика, Чили, Колумбия, Перу;

6. дальневосточный кластер: Таиланд, Индонезия, Тайвань, Филиппины, Сингапур, Гонконг, Вьетнам;

7. Арабский: Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия;

8. ближневосточный кластер: Турция, Греция, Иран.

Некоторые из рассмотренных авторами классификации стран ( Бразилия, Япония, Индия, Израиль) не вошли ни в один кластер.

Познавательном значение этой классификации, безусловно, однако следует в то же время согласиться с исследователями, указывающими на ее противоречивость: так, например, с культурной точки зрения, помещать в одном кластере Турцию и Грецию, по-видимому, неправомерно. То же самое можно сказать о Бельгии в романском кластере и т.д. Вообще говоря, эта кластеризация должна рассматриваться просто как один из шагов будущей достаточно сложной и многомерной классификации.

В классификации Ричарда Льюиса всё многообразие мировых культур разделяется на три категории:

1. Моноактивные.

В моноактивных компаниях (Германия, Швеция, Голландия, Америка) принято систематически планировать будущее, причем делается это в мельчайших подробностях и деталях. Вся работа осуществляется в строго фиксированное время, проекты разбиваются на этапы. Здесь любят графики и расписания, строго придерживаются планов, стараются опираться строго на факты, прописывают все процедуры, каждый отдел выполняет установленный круг функций. Система покровительства отсутствует; в работе приветствуется официальность, точность и своевременность выполнения поручений; ценится профессиональная компетентность; профессиональное и личное разграничивается.

2. Полиактивные.

Образ жизни полиактивных фирм (Бразилия, Италия, Португалия, Испания, Латинская Америка, культуры исламского мира) несколько иной. Планирование осуществляется только в общих чертах; работа делается в любое время суток; график непредсказуем, проекты могут накладываться друг на друга. Как правило, конечный результат интересует меньше, чем процесс. Изменившиеся обстоятельства принимаются во внимание и могут удлинить время исполнения проекта. Предпочтение отдаётся информации, полученной из первых рук, как правило, устной. Сотрудники могут заниматься делами всех подразделений, используют связи, ищут протекции. Часто в полиактивных компаниях работают родственники. Можно наблюдать разговоры часами, пометки делаются редко, личное и профессиональное обычно смешивается.

3. Реактивные.

Компании с реактивным типом культуры трудно назвать западными. В более традиционной классификации это фирмы с так называемым японским подходом. Специфика работы в них настолько ярко выражена, что, принимая приглашение на работу в подобную компанию, необходимо пройти специальный тренинг для минимизации последствий «культурного шока», который в таком случае может быть достаточно сильным.

Таблица 3.Общая характеристика трех типов кросс‑культурных коммуникаций.

Моноактивные Полиактивные Реактивные
Систематически планируют будущее Планируют только в общих чертах Сверяют только с общими принципами
В данное время делают только одно дело Делают одновременно несколько дел Реагируют по ситуации
Разбивают проекты на этапы Дают проектам пересекаться Рассматривают картину в целом
Строго придерживаются плана Меняют планы Вносят легкие коррективы
Бесстрастны Эмоциональны Ненавязчиво заботливы
В споре опираются на логику В споре эмоциональны Избегают конфронтации
Редко перебивают Часто перебивают Не перебивают
Сдержанная жестикуляция и мимика Эмоциональная жестикуляция и мимика Едва уловимая жестикуляция и мимика

Россия – страна, на менталитет которой наложили отпечатки и культура Азии, и культура Европы. Используя предложенную классификацию, Россию можно частично отнести к реактивным культурам.

Особенности исторического развития и географического положения России дают возможность сыграть уникальную роль интеллектуального моста между Востоком и Западом. В настоящее время сближении таких разных культур как Восток и Запад является одной из основных тенденций мировой экономики. В частности, западные модели бизнеса уже давно успешно взаимодействуют с менталитетом Востока. Но теперь возможно и обратное движение. Именно Россия, находящаяся на грани типов культур и континентов, – занимает ключевое место в складывающемся новом культурном и экономическом порядке.

Сравнивая Восток и Запад, нами сравниваются «женские» и «мужские» ценности. Наличие общих черт даёт повод предположить, что активизация женских ценностей на Западе неизбежно приведёт к его сближению с Востоком и, как следствие, к признанию и применению многих моделей поведения, характерных для восточных культур, в том числе и экономических. И если Запад хочет работать на этом рынке, ему придётся учиться общаться с восточными людьми. Для этого нужно знать особенности их менталитета и их ценности.

Таблица 4.Мировые ценности

Западные Восточные
Демократия Иерархия
Равенство Неравенство
Вера в себя Вера в судьбу
Индивидуализм Коллективизм
Равные права мужчин и женщин Доминирование мужчин
Факты и цифры Отношения
Напористость и энергичность Спокойствие и мудрость
Линейное время Цикличное время
Ориентация на результат Ориентация на гармонию

Таблица 5.Коммуникационные стили

Западные Восточные
Прямой стиль общения Непрямой стиль общения
Резкий Дипломатичный
Вежливый Осторожный
Многословный Сдержанный
Убеждающий Рекомендательный
Умеренный зрительный контакт Слабый зрительный контакт
Однозначный Двусмысленный
Ориентированный на решение проблемы Ориентированный на принятие ситуации такой, какая она есть
Концентрация на проблемах Концентрация на согласованных вопросах
Прерывание собеседника при разговоре Выслушивание собеседника

Особенности в стилях коммуникации могут приводить к недопониманию в общении представителей восточных и западных культур. Принципы организации профессиональной деятельности на Западе и на Востоке также во многом отличаются.

Процесс сближения Запада с Востоком, несомненно, пойдёт на пользу Европе, так же, как в своё время «американизация» восточных стран дала им толчок к экономическому развитию. Восточные государства, прежде всего Япония и Южная Корея, давно обратили внимание на необходимость учитывать национальные особенности западных клиентов и партнёров по бизнесу.

Западные компании, успешно оперирующие в Европе и США, много раз ошибались, пытаясь автоматически перенести свои принципы организации бизнеса на восточные рынки. На сегодняшний день, в крупнейших транснациональных компаниях уделяется большое внимание кросс‑культурной подготовке персонала.

Тема 3. Кросс‑культурные стратегии в управлении организацией



infopedia.su

Поведенческие модели

Реальный инвестор может иметь намерения быть рациональным и может пытаться оптимизировать свои действия, но этому стремлению к рациональности будут мешать когнитивные пристрастия, эмоциональные особенности и социальные воздействия. Даже Кейнс в своё время утверждал, что, что большую часть инвестиционных решений "можно считать ни чем иным, как проявлением животных инстинктов – спонтанного желания действовать, чтобы не оставаться пассивным, а не результатом взвешенного среднего из возможных преимуществ, умноженного на число потенциальных вариантов". Люди ведут себя не так, как хотелось бы рациональной экономике.

Одним из наиболее мощных открытий в психологии суждений является вывод о чрезмерной самоуверенности людей. Что касается стадности, то значительным проявлением в этом контексте является переоценка людьми надежности их знаний и возможностей. Превосходным примером служит результат опроса, показавший, что 90% водителей автомобилей в Швеции считают свой уровень вождения "выше среднего", хотя по самому определению (симметричного распределения) 50% должны быть ниже среднего, а 50% – выше среднего!

Растет количество эмпирических данных, подтверждающих существование на спекулятивных рынках стадного поведения или эффекта "толпы". Как утверждается, стадное поведение часто проявляется, когда большое количество людей совершает одинаковые действия, поскольку одни подражают действиям других. Например, было установлено, что проявление стадности в публикуемых рекомендациях по инвестированию уменьшается по мере увеличения надежности собственной информации. Чем меньше у вас информации, тем сильнее побуждения следовать общей тенденции.

Люди редко поступают наилучшим образом, когда они используют рациональное рассуждение. Хоть в технологическом плане люди продвинулись достаточно далеко, на физиологическом уровне у нас такой же мозг, какой был у наших предков, живших в пещерах. Однако он до сих пор лучше компьютера справляется с задачами распознавания речи, образов и решения других задач с нечёткими начальными условиями. Люди привыкли полагаться на свою несовершенность и нерациональность, в том числе и при торговли на рынке ценных бумаг.

Однако, наша «человечность» имеет и множество недостатков. Эксперименты показывают, что счастливый случай (событие) может вести к самонадеянности. В экспериментах некоторые субъекты переживали счастливый случай, в отличие от других испытуемых. Затем все субъекты решали несвязанную с предыдущим задачу, оценивающую их уверенность, и делали ставки. После удачного случая, те, кто верил в удачу, (то есть, думал об удаче, как об устойчивом, личном признаке), были более уверены и делали большую ставку. Субъекты, которые не верили в удачу, (то есть, думали, что удача была случайна), были менее уверены и ставили меньше.

Таким образом, мы видим, насколько много факторов могут влиять на решения конкретного индивидуума и насколько сильны нерациональные мотивы поведения трейдеров.

      1. Мультиагентные системы

Поведенческие модели позволяют примерно предсказать, что будет, если все трейдеры поступят одним и тем же образом. При применении математических методов получаются модели, в которых могут взаимодействовать несколько групп трейдеров, каждая из которых обладает определённым поведением. Такие модели позволяют получать реалистичную по внешнему виду динамику котировок акций. На графиках изменения цен можно выделить те же фигуры и закономерности, столь характерные для реальных рынков [69]. Однако некоторые экономические и статистические показатели, например распределение цены акций и показатель Хёрста, всегда «выдавали» эти системы. По ним заметно, что получающиеся показатели являются искусственными и не могут характеризовать реальный рынок. Ещё одна проблема при применении подобных моделей на практике заключается в недостаточной гибкости. Например, число различных типов агентов обычно не больше трёх, а все параметры (например, начальный капитал, предпочтения и т.п.) одни и те же для всех трейдеров и задаются на начальном этапе.

Подобные системы не допускают внешних влияний, то есть невозможно учитывать события, которые могли бы происходить в течение работы системы и оказывать на неё значительное влияние. Все параметры задавались один раз, система запускалась, после чего можно было только наблюдать за ней и анализировать статистику. Сам рынок должен был быть в курсе всех возможных участников. Чтобы добавить нового участника (например, нового типа трейдера), нужно менять структуру рынка. Всё это, в итоге, отрицательно сказывается на результатах подобных моделей.

От многих вышеперечисленных недостатков классических методов моделирования можно избавиться, применяя при проектировании системы мультиагентный подход. Также как и в поведенческих моделях, он позволяет учитывать психологические особенности принятия решений трейдерами. В то же время он позволяет индивидуально задавать параметры для каждого отдельного трейдера и никак не ограничивает общее количество различных участников рынка. Поведенческие модели, как и математические, описывают мир через формулы, которые применяются к группам агентов. Мультиагентные системы описывают мир через алгоритмы и стратегии принятия решений, которые применяются каждым агентом индивидуально. Это можно сравнить с созданием виртуального мира, в котором каждый участник руководствуется собственными правилами поведения, имеет собственные стратегии, цели и планы, а результат в итоге может получиться одновременно красивый и непредсказуемый.

Суть мультиагентных технологий заключается в принципиально новом методе решения задач. В отличие от классического способа, когда проводится поиск некоторого чётко определенного (детерминированного) алгоритма, позволяющего найти наилучшее решение проблемы, в мультиагентных технологиях решение получается автоматически в результате взаимодействия множества самостоятельных целенаправленных программных модулей — так называемых агентов.

Агент — нечто, способное воспринимать свое окружение через сенсоры и изменять его своими действиями [15]. Современный подход к искусственному интеллекту основан на понятии рационального агента, который всегда старается оптимизировать соответствующую меру полезности своих действий. Однако, как я уже отмечал ранее, в реальном мире люди часто ведут себя нерационально, а главная задача программных агентов – именно симуляция реальных субъектов.

Агенты редко являются одиночными системами. Чаще они взаимодействуют друг с другом. Системы, содержащие группу агентов, которые могут взаимодействовать между собой и называются мультиагентными системами.

Предположим, что на каждом временном шаге t = 1, 2,…, ∞ агент может из конечного набора возможных действий A выбрать какое-то действие at. Чтобы действовать рационально, агент должен оценивать и прошлое, и будущее при выборе дальнейших действий. Под прошлым подразумевается то, что агент воспринял и какие действия предпринял до момента времени t, а под будущим – что он ожидает и что собирается потом делать. Обозначим oτнаблюдение агента в момент времени τ, тогда для выбора оптимального действия в момент времени t в общем случае необходимо использовать всю историю наблюдений oτ и историю действий aτ, предшествующую моменту времени t.

Функция π(o1, a1, o2, a2,…, ot) = at, которая отображает набор пар «наблюдение–действие» до момента времени t в оптимальное действие at называется стратегией агента. Агент, который отображает текущее восприятие ot в новое действие at, называется рефлексивным, а его стратегию называют реактивной или стратегией без памяти. Но наиболее часто в реальном мире встречаются стратегии с памятью.

Агенты живут не обособленно, они постоянно взаимодействуют между собой напрямую или косвенным образом. Точно так же как мы являемся частью общества и одновременно очень зависим от него. Важное свойство, характеризующее мир с точки зрения агента, связано с восприятием. Мир полностью наблюдаем, если текущее восприятие агента ot полностью описывает состояние мира st. В противоположность этому, в частично наблюдаемом мире текущее восприятие otописывает лишь часть информации о состоянии мира.

Коллективная информация, которая содержится в окружающем мире в момент времени t и которая важна для исполняемой задачи, называется состоянием мира и обозначается st. Множество состояний мира обозначим через S. В зависимости от природы задачи, мир может быть дискретным или непрерывным. Дискретный мир характеризуется конечным числом состояний. Примером может служить игра в шахматы. С другой стороны примером непрерывного мира может служить самолёт, который может по определённым правилам передвигаться в трёхмерной системе координат.

В каждый момент времени t агент выбирает действие atиз конечного множества действий A. После выбора агентом действия мир меняется как его следствие. Модель перехода (иногда называют моделью мира) определят, как меняется мир после совершения действия. Для классического искусственного интеллекта целью отдельной задачи является желаемое состояние мира. Таким образом, планирование определяется как поиск оптимальной стратегии. Когда мир детерминистический, планирование переходит в поиск по графу для каждого варианта существующего метода. В стохастическом же мире может не перейти в простой поиск по графу, так как переход из состояния в состояние не является детерминистическим.

Мультиагентное принятие решения является предметом теории игр. Теория пытается предугадать поведение взаимодействующих агентов в состоянии неопределенности и основывается на нескольких простых предположениях. Стратегическая игра является простейшей моделью взаимодействия агентов в теории игр и характеризуется следующими свойствами:

  1. Агентов не меньше одного (n > 1).

  2. Каждый агент i выбирает действие ai, называемое стратегией, из собственного множества действий Ai. Вектор (a1, …, an), т.е. действие, называется совместным действием и обозначается (ai).

  3. Игра происходит в фиксированном состоянии s. Состояние может быть определено как содержащее n агентов, их множества действий Aiи их выигрыши.

  4. Каждый агент i имеет собственное значение функции действия Q*i(s, a), которая вычисляет полезность совместного действия для агента i. Каждый агент может отдавать разные предпочтения разным совместным действиям. Предполагаем, что функция выигрыша заранее определена и фиксирована.

  5. Состояние полностью обозреваемо для агентов. То есть, они знают друг о друге, множества действий друг друга и выигрыши друг друга. Все это в игре и есть общее знание агентов.

  6. Каждый агент выбирает единственное действие. Более того, агенты выбирают свои действия одновременно и независимо. Ни один агент не знает о принятии решения другого агента до тех пор, пока решение не будет принято.

В итоге в стратегических играх каждый агент выбирает одно действие и получает результат в зависимости от выбора общего действия. Это совместное действие называется исходом игры. Хотя функция выигрыша агента является общим знанием, агент не знает заранее о выборе действия другим агентом. Самое лучшее, что он может — попытаться угадать действие другого агента. Игра может повторяться несколько «ходов», улучшая положение одних агентов и ухудшая положение других. Часто такие игры в результате взаимодействия агентов могут «зацикливаться», ограничиваясь всего несколькими последовательно сменяющими друг друга состояниями.

Эффект эмерджентного интеллекта

Людям присущ интеллект — то, что отличает нас от компьютера, действующего строго по заложенной в него программе. Это то, что позволяет нам ориентироваться в сложной обстановке, иметь дело с нечетко поставленными задачами, адаптироваться к меняющимся условиям. А есть ли интеллект, скажем, у косяка птиц или колонии муравьев? С одной стороны, каждый отдельно взятый муравей, очевидно, им не обладает. С другой — колония в целом проявляет удивительные образцы поведения, которое во многом может считаться интеллектуальным. Такие ситуации называются проявлением эмерджентного интеллекта, или неожиданных свойств, которыми обладает система, но не обладает ни один входящий в нее отдельный элемент [29].

Ключевая особенность эмерджентного интеллекта — динамика и непредсказуемость процесса принятия решений. На практике это означает, что решение достигается за счет сотен и тысяч взаимодействий, которые почти невозможно отследить. Но это и не требуется, поскольку агентам дают цели, которые они должны достигать, но не предопределяют сценарии исполнения задач по достижению этих целей. Эти сценарии формируются и исполняются агентами самостоятельно. На каждом шаге агенты рассматривают входы системы и реагируют на непредсказуемые события (задержки, сбои, изменения). Реакция может быть самостоятельной, или осуществляться во взаимодействии с оператором.

Рис. 1.4. Проект моделирования экосистем «AI Planet»

Например, на рисунке Рис. 1.4 изображён проект, позволяющий моделировать экосистемы [66]. Автор данной диссертации принимал участие в разработке графического движка для него. Приложение «AI Planet» позволяет создать виртуальную планету, населить её различными животными, грибами и растениями. Обитатели ведут обычный для живых существ образ жизни: растут, развиваются, питаются, размножаются и умирают. Также можно моделировать различные стихийные бедствия: наводнения, извержения вулканов, падения метеоритов, глобальное похолодание или потепление. Каждое существо обладает очень ограниченным интеллектом, но в результате взаимодействия всех агентов получается такая красивая и реалистичная картина.

Таким образом, эмерджентный интеллект — это не есть какой-либо один новый и специально сконструированный уникальный «блок», добавленный к системе. Напротив, это результат самоорганизации, который возникает за счет множества скрытых или явных условий, сложившихся в ситуации спонтанно и в заранее не предвиденный момент времени. Этот процесс также часто называют «возникновением порядка из хаоса», и он является, по моему мнению, самым важным свойством мультиагентных систем.

studfiles.net

Оценка поведенческой модели.

Начиная с 1950-х гг. число поведенческих клиницистов устойчиво растет, и поведенческая модель стала влиятельной силой в клинической области. Были выдвинуты разнообразные поведенческие теории, разработано множество приемов лечения. Приблизительно 5% сегодняшних терапевтов сообщают, что их подход носит в основном поведенческий характер (Prohaska & Norcross, 1994).

Возможно, более всего привлекает в поведенческой модели то, что ее можно проверить в лаборатории, тогда как психодинамические теории, как правило, нельзя. Базовые понятия бихевиористов — стимул, реакцию и вознаграждение — можно наблюдать и измерять. Еще более важным является то, что результаты исследований в значительной мере подтверждают поведенческую модель (Wolpe, 1997; Emmelkamp, 1994). Экспериментаторы успешно используют принципы обусловливания, вызывая клинические симптомы у испытуемых в лаборатории, а это позволяет предположить, что психологические расстройства могут возникать аналогичным образом. Вдобавок поведенческие методы лечения оказываются эффективными в клинической практике в случае конкретных страхов, слабых социальных навыков, умственной отсталости и других проблем (DeRubeis & Grits-Christoph, 1998; Emmelkamp, 1994). Их эффективность впечатляет еще больше, если учесть краткосрочность терапевтических методов и их низкую стоимость.

В то же время исследования выявляют и слабые стороны этой модели. Да, поведенческие исследователи вызывают конкретные симптомы у испытуемых. Но возникают ли обычно эти симптомы подобным образом? По-прежнему пет веских доказательств, что большинство людей с психическими расстройствами — жертвы неадекватного обусловливания. Улучшения, отмечаемые в кабинете терапевта, не всегда переносятся на реальную жизнь и не всегда сохраняются без дальнейшего лечения (Nietzel et al., 1994; Stokes & Osnes, 1989).

Наконец, некоторые критики считают, что поведенческий подход является слишком упрощенным, что его концептуальные понятия неспособны объяснить сложное человеческое поведение. В 1977 г. Альберт Бандура, который ранее определил подражание как ключевой процесс обусловливния, заявил, что, если люди хотят быть счастливыми и эффективно функционировать, то они должны развить в себе позитивное чувство самоэффективности. То есть понять, что могут овладеть необходимыми поведенческими реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется. Другие бихевиористы 1960-х и 70-х годов также заметили, что людям присущи когнитивные поведенческие реакции, такие как предвидение или интерпретация — приемы мышления, которые во многом игнорировались в поведенческой теории и терапии. Эти специалисты создали когнитивно-поведенческие теории (cognitive-behavioral theories), которые уделяют повышенное внимание скрытым когнитивным и поведенческим реакциям (Meichenbaum, 1993; Goldiamond, 1965).

<Десенситизация. Джозеф Вольпе (J. Wolpe), психиатр, разработавший поведенческий метод лечения, названный систематической десенсибилизацией, сначала учит человека расслабляться, а затем помогает ему соприкоснуться с пугающими объектами или ситуациями, реальными или воображаемыми, пока человек остается в расслабленном состоянии.>

Самоэффективность — идея, что человек может овладеть необходимыми поведенческими реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется.

Когнитивно-поведенческие теоретики перебрасывают мостик между поведенческой и когнитивной моделью, разработав подход, отчасти объединяющий эти принципы. С одной стороны, их объяснения строго следуют принципам научения. К примеру, эти теоретики считают, что когнитивным процессам научаются посредством классического обусловливания, оперантного обусловливания и подражания. С другой стороны, когнитивно-поведенческие теоретики разделяют точку зрения когнитивных теоретиков других школ, что способность мыслить является наиболее важным аспектом человеческого функционирования (Dougher, 1997; Wilson, Hayes & Gifford, 1997).

Сцены из современной жизни

Материнские инстинкты

В один из августовских дней 1996 г. 3-летний мальчик перелез через ограждение в Брукфилдском зоопарке в Иллинойсе и упал с высоты 24 фута на цементный пол вольера с гориллами. 8-летняя 160-фунтовая горилла по имени Бинти-Джуа подняла ребенка и начала покачивать его хрупкое тельце в своих руках. Мать ребенка, опасаясь самого худшего, закричала: «Горилла схватила моего мальчика». Но Бинти взяла маленького мальчика под свою защиту, как будто это был ее собственный ребенок. Она отогнала других горилл, нежно покачала его и отнесла ко входу в вольер, где уже ждали спасатели. Через несколько часов этот случай увидели в видеозаписи люди всего мира, и материнские инстинкты Бинти были оценены по достоинству.

Выяснилось, что когда сама Бинти находилась в младенческом возрасте, ее пришлось отобрать от ее матери Лулу, у которой было мало молока. Чтобы восполнить эту утрату, работники зоопарка круглые сутки заботились о Бинти, постоянно держа ее на руках. Когда Бинти забеременела в 6-летнем возрасте, дрессировщики опасались, что ранняя разлука с матерью могла обусловить плохую подготовку к воспитанию собственного ребенка. Поэтому они стали давать Бинти уроки материнства и учили ее нянчить и носить на руках тряпичную куклу.

<Вопросы для размышления. Что обусловило на удивление нежную и ласковую заботу гориллы о пострадавшем ребенке? Было ли это, как могли бы предположить теоретики объектных отношений, выражения привязанности и опеки, уже проявленных ею по отношению к собственной 17-месячной дочери? Были ли это наблюдения за действиями во время ее собственного младенчества людей, ставших для нее объектом подражания, как могли бы заявить бихевиористы? Или, возможно, все дело в обучении родительским обязанностям, которое она прошла в период своей беременности?>

Резюме

Бихевиористы сосредоточивают свой взгляд на поведенческих реакциях человека и говорят, что эти реакции вырабатываются в соответствии с принципами обусловливания.

Поведенческие объяснения. Бихевиористы считают, что поведение, как нормальное, так и аномальное, определяют три типа обусловливания — классическое обусловливание, оперантное обусловливание и подражание (моделирование).

Поведенческие методы терапии. Цель поведенческой терапии — идентифицировать проблемные поведенческие реакции человека и заменить их более приемлемыми. Терапевты бихевиорального направления используют приемы, которые следуют принципам классического обусловливания, оперантного обусловливания, подражания или их сочетания. Например, при лечении фобий эффективен подход классического обусловливания, называемый систематической десенситизацией.

studfiles.net

Поведенческая модель - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Поведенческая модель

Cтраница 1

Поведенческая модель отражена на графике скользящих средних. Чем сильнее предыдущее падение цены, тем скорее скользящая средняя начнет падать по направлению к дневной цене и встретится с ней, если она немного поднимется.  [1]

Поведенческие модели описывают процессы обработки информации.  [2]

Поведенческие модели описывают процессы обработки информации. В инструментальных CASE-системах их представляют в виде граф-схем, диаграмм перехода состояний, таблиц решений, псевдокодов ( языков спецификаций), процедурных языков программирования, в том числе языков четвертого поколения.  [4]

Сильная поведенческая модель делает акцент на децентрализации, гласности информационного потока, а также слабой командной цепи по отношению к организации труда и системам отчетности. Предполагается, что сотрудники сами вовлекаются в процесс принятия решений, которые осуществляются децентрализованно и зачастую коллегиально. Все сотрудники организации могут оказывать влияние на процедуры, используемые в подразделениях организации. Особый акцент делается на способности отдельных лиц вписываться в структуру организации и решать проблемы.  [5]

Поведенческая модель типа А - это совокупность поведенческих черт или стиля жизни, характеризующаяся крайней враждебностью, стремлением одержать победу во что бы то ни стало, крайней торопливостью, нетерпеливостью, чрезмерным беспокойством, крайней агрессивностью ( иногда с трудом сдерживаемой), экспрессивностью речи и настороженностью, которая сопровождается напряжением всего организма. Тип А не являет собой практический результат стресса и реакцию на напряжение или дискомфорт.  [6]

Когерентные поведенческие модели уже разработаны для естественных систем, имеющих большое количество степеней свободы, или влияний, которые могут быть объединены в параметры порядка. Параметр порядка суммирует внешние воздействия на систему. Флуктуации в параметре порядка определяют состояние системы. Примером параметра порядка является температура. Она суммирует все атмосферные переменные, которые релевантны некоторым погодным системам, без их непосредственного изучения, или даже тогда, когда они известны. Параметры порядка отличаются от управляющих параметров, которые обсуждались в гл. Управляющие параметры отражают влияние параметров порядка. В уравнениях движения управляющие параметры выступают коэффициентами, а параметры порядка - переменными.  [7]

Первоначально поведенческая модель типа А / Б была описана на базе структурированного опроса ( СО) во время проведения выборок.  [8]

Поведенческие модели упорядоченных систем переработки информации ( например, модель Саймона [158]) часто являются полезными средствами для получения общего представления об изучаемых процессах. Но структура причинных связей иногда может быть более многообразной и случайной, чем можно заключить на основе этих моделей. При обсуждении вопроса о проверке работы моделей мы отметили трудности, возникающие в тех случаях, когда их работа принимает неожиданное направление в результате незначительных факторов. Только что рассмотренные примеры и аналогичные случаи из протоколов решения задач человеком показывают, что незначительные факторы, случайности и неожиданные открытия оказывают первостепенное влияние. В этом смысле неверно было бы стремиться создать психологические теории, которые были бы простыми, общими и в то же время обладали бы большой предсказательной силой Правильнее рассматривать сложность моделей информационных процессов как реальное отражение дпффузностн п неупорядоченности структур и процессов, которые ими моделируются.  [9]

Тренировка поведенческой модели означает переключение управления ею на центральную часть головного мозга, что позволяет центру уделять внимание деталям. Левое полушарие просто не способно управлять всеми миллионами мельчайших подробностей, вовлеченных даже простой поведенческой моделью.  [10]

Структура определяет поведенческую модель чего бы то ни было: урагана, пули, водителя такси, супружеской пары, рынка. Структура торговых площадок определяет поведение трейдеров в торговой яме.  [11]

Вмешательство в поведенческую модель типа А нередко дает результаты с трудом, поскольку этот стиль поведения характеризуется многими продуктивными чертами, в частности в области карьеры и заработка. Поэтому программу следует составлять очень тщательно, чтобы она могла дать необходимый психологический эффект; групповой подход, видимо, представляется более эффективным, нежели проведение бесед и советы отдельным людям.  [12]

Для этого рассмотрим поведенческие модели производителя и потребителя буровых долот, позволяющие определить стратегии их поведения в процессе производственной деятельности.  [13]

Возвращаясь к понятию поведенческой модели, отметим, что известны различные подходы к описанию поведения в HDL-программах.  [14]

Можно ли построить поведенческую модель, если известно, что на вопрос анкеты 540 респондентов ответили, что уже покупали предлагаемый товар, из них 260 сообщили, что совершат вторую покупку, так как товар их устраивает по всем параметрам, а 180 - что купили бы, если снизить цену на треть; 120 человек заявили, что они приобретают товар только другой, определенной, марки; 40 человек еще не приняли решения.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

3.3. Поведенческая модель - Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов
Государство и правоДемографияИсторияМеждународные отношенияПедагогикаПолитические наукиПсихологияРелигиоведениеСоциология

3.3. Поведенческая модель

  Подобно теоретикам психодинамики, ученые, придерживающиеся поведенческой теории (бихевиористы), считают, что наши действия обусловлены главным образом нашим жизненным опытом. Однако поведенческая модель акцентирует внимание на поведении, реакциях организма на его окружение. Поведение может быть внешним (например, человек ходит на работу) или внутренним (возникновение чувства или мысли). С поведенческой точки зрения, люди — это общая сумма выученных поведений.  Многие выученные поведенческие реакции помогают людям справляться с повседневными трудностями и вести счастливую, плодотворную жизнь. Однако и аномальное поведение также может быть усвоено.  В то время как психодинамическая модель возникла в результате клинической работы врачей, поведенческая модель зародилась в лабораториях, в которых психологи проводили эксперименты по обусловливанию, простым формам научения. Ученые манипулировали стимулами и вознаграждениями, а затем наблюдали, как их манипуляции отражаются на реакциях испытуемых.  В 1950-е годы многие клиницисты разочаровались в психодинамической модели, считая ее расплывчатой и медленно срабатывающей. Некоторые из них начали применять принципы обусловливания к исследованию и лечению психологических проблем. Их усилия привели к возникновению поведенческой модели патологии.  Существует несколько различных форм обусловливания, причем каждая может вызвать как аномальное, так и нормальное поведение. К примеру, при оперантном обусловливании люди и животные научаются вести себя в определенной манере, получая вознаграждения или удовлетворительные результаты всякий раз, когда они поступают таким образом. При подражании (моделировании) люди усваивают реакции, просто наблюдая за другими людьми и повторяя их действия.  Третья форма обусловливания, классическое обусловливание, предполагает научение посредством временной ассоциации. Когда два события раз за разом происходят через короткий промежуток времени, они сливаются воедино в сознании человека и вскоре он начинает реагировать на оба события одинаковым образом. Если одно событие продуцирует радостную реакцию, второе также вызовет радость; если одно событие приносит чувство облегчения, то же чувство вызовет и второе. Более подробное ознакомление с этой формой обусловливания показывает, как поведенческая модель может объяснить аномальное функционирование.  Иван Петрович Павлов (1849-1936), русский физиолог, был первым, кто продемонстрировал классическое обусловливание в исследованиях животных. Ученый поместил перед собакой миску с провернутым мясом, вызвав естественный рефлекс, который бывает на мясо у всех собак: они начинают выделять слюну. Затем Павлов внес одно дополнение, непосредственно перед тем, как предъявить собаке провернутое мясо, он включал метроном. После нескольких таких сочетаний звука метронома и предъявления мяса Павлов заметил, что собака начинает выделять слюну, как только слышит метроном. Собака научилась выделять слюну в ответ на звук.  В терминологии классического обусловливания мясо в этом демонстрационном эксперименте — это безусловный стимул. Он вызывает безусловный рефлекс слюноотделения (т.е. естественный рефлекс, с которым собака родилась). Звук метронома — это условный стимул, ранее нейтральный стимул, который в мозге собаки начинает ассоциироваться с мясом. Поэтому он также вызывает рефлекс слюноотделения. Когда рефлекс слюноотделения вызван условным стимулом, а не безусловным, его называют условным рефлексом.  Классическое обусловливание объясняет многие знакомые действия. Скажем, нежные чувства, которые молодой человек испытывает, когда чувствует запах духов своей подруги, могут представлять собой условный рефлекс. Сначала духи могли не оказывать на него никакого эмоционального воздействия, но поскольку этот аромат присутствовал во время нескольких любовных свиданий, он начал пробуждать условный рефлекс.  Аномальные виды поведения также могут быть усвоены посредством классического обусловливания. Представьте себе маленького мальчика, которого раз за разом пугает большая немецкая овчарка соседа. Всякий раз, когда мальчик проходит мимо сада перед домом соседа, собака громко лает и бросается в его сторону, останавливаемая только поводком, привязанным к крыльцу. В этой ситуации родители мальчика не удивятся, обнаружив, что он начал боятся собак. Однако они будут озадачены другим сильным страхом, появившимся у мальчика, — боязнью песка. Они не могут понять, почему ребенок плачет всякий раз, когда они берут его на пляж, и кричит от страха, если песок всего лишь попадает ему на кожу.  Что же явилось причиной этой боязни песка? Классическое обусловливание. Выясняется, что в соседском саду стоит большая песочница, в которой играет собака. Каждый раз,когда собака лает и бросается в сторону мальчика, он видит песочницу. После многократных повторений такого сочетания ребенок начинает бояться песка не меньше, чем собаки.  Есть одна интересная история, ярко иллюстрирующая процесс обусловливания.  В один из августовских дней 1996 года 3-летний мальчик перелез через ограждение в Брукфилдском зоопарке в Иллинойсе (США) и упал с высоты 24 фута на цементный пол вольера с гориллами. 8-летняя 160-фунтовая горилла по имени Бинти-Джуа подняла ребенка и начала покачивать его хрупкое тельце в своих руках. Мать ребенка, опасаясь самого худшего, закричала: «Горилла схватила моего мальчика». Но Бинти взяла маленького мальчика под свою защиту, как будто это был ее собственный ребенок. Она отогнала других горилл, нежно покачала его и отнесла ко входу в вольер, где уже ждали спасатели. Через несколько часов этот случай увидели в видеозаписи люди всего мира, и материнские инстинкты Бинти были оценены по достоинству.  Выяснилось, что когда сама Бинти находилась в младенческом возрасте, ее пришлось отобрать от ее матери Лулу, у которой было мало молока. Чтобы восполнить эту утрату, работники зоопарка круглые сутки заботились о Бинти, постоянно держа ее на руках. Когда Бинти забеременела в 6-летнем возрасте, дрессировщики опасались, что ранняя разлука с матерью могло обусловить плохую подготовку к воспитанию собственного ребенка. Поэтому они стали давать Бинти уроки материнства и учили ее нянчить и носить на руках тряпичную куклу.  Что обусловило на удивление нежную и ласковую заботу гориллы о пострадавшем ребенке? Возможно это было выражения привязанности и опеки, уже проявленных ею по отношению к собственной 17-месячной дочери. Возможно это наблюдения за действиями во время ее собственного младенчества людей, ставших для нее объектом подражания. Или все дело в обучении родительским обязанностям, которое она прошла в период своей беременности.  Поведенческая терапия призвана идентифицировать поведенческие реакции, которые являются причиной проблем пациента, а затем заменить их более приемлемыми, используя принципы классического обусловливания, оперантного обусловливания или подражания. Позиция терапевта по отношению к пациенту скорее напоминает установку учителя, чем врача. Ранняя жизнь человека значима лишь постольку, поскольку она может дать подсказки, касающиеся текущих процессов обусловливания.  Например, лечение с помощью классического обусловливания может быть использовано с целью изменения аномальных реакций на какой-то стимул. Рассмотрим систематическую десенсибилизацию, лечебный метод, часто применяемый к людям с фобиями — конкретными и беспричинными страхами. В ходе этой пошаговой процедуры люди учатся спокойно реагировать на объекты или ситуации, которые их пугают, вместо того чтобы испытывать перед ними сильный страх. Сначала пациентов в течение нескольких сеансов учат навыку релаксации. Затем они конструируют иерархию страха — перечень пугающих объектов или ситуаций, начиная с менее страшных и кончая теми, которые вызывают наибольший ужас. Вот иерархия, выстроенная мужчиной, который боялся критики, особенно касающейся его умственных способностей:  1. Приятель на улице: «Привет, как жизнь?»  2. Приятель на улице: «Как самочувствие?»  3. Сестра: «Ты должен быть осторожным, иначе тебя положат в больницу».  4. Жена: «Тебе не следует пить пиво, когда ты принимаешь лекарства».  5. Мать: «Что случилось, ты себя хорошо чувствуешь?»  6. Жена: «Ты сам во всем виноват, ты вбил себе это в голову».  7. Работник станции техобслуживания: «Отчего вы дрожите?»  8. Сосед одалживает грабли: «У вас что-то не в порядке с ногами? Ваши колени дрожат».  9. Приятели на работе: «У тебя нормальное давление?»  10. Работник станции техобслуживания: «Вы весь дрожите, может, вы не в себе или у вас что-то случилось?»  Далее терапевты, использующие десенсибилизаци, просят пациентов либо мысленно представить себе каждую ситуацию в иерархии, либо реально пережить ее, пока они находятся в состоянии релаксации. В ходе пошаговых сочетаний пугающих эпизодов и релаксации люди двигаются вверх по иерархической лестнице, пока наконец не научаются расслабляться во всех ситуациях. Исследования раз за разом показывают, что систематическая десенсибилизация и другие приемы классического обусловливания оказываются эффективными при лечении фобий.  Начиная с 1950-х гг. число поведенческих клиницистов устойчиво растет, и поведенческая модель стала влиятельной силой в клинической области. Были выдвинуты разнообразные поведенческие теории, разработано множество приемов лечения. Приблизительно 5% сегодняшних терапевтов сообщают, что их подход носит в основном поведенческий характер.  Возможно, более всего привлекает в поведенческой модели то, что ее может проверить в лаборатории, тогда как психодинамические теории, как правило, нельзя. Базовые понятия бихевиористов — стимул, реакцию и вознаграждение — можно наблюдать и измерять. Еще более важным является то, что результаты исследований в значительной мере подтверждают поведенческую модель. Экспериментаторы успешно используют принципы обусловливания, вызывая клинические симптомы у испытуемых в лаборатории, а это позволяет предположить, что психологические расстройства могут возникать аналогичным образом. Вдобавок поведенческие методы лечения оказываются эффективными в клинической практике в случае конкретных страхов, слабых социальных навыков, умственной отсталости и других проблем. Их эффективность впечатляет еще больше, если учесть краткосрочность терапевтических методов.  В то же время исследования выявляют и слабые стороны этой модели. Да, поведенческие исследователи вызывают конкретные симптомы у испытуемых. Но возникают ли обычно эти симптомы подобным образом? По-прежнему нет веских доказательств, что большинство людей с психическими расстройствами — жертвы неадекватного обусловливания. Улучшения, отмечаемые в кабинете терапевта, не всегда переносятся на реальную жизнь и не всегда сохраняются без дальнейшего лечения.  Наконец, некоторые критики считают, что поведенческий подход является слишком упрощенным, что его концептуальные понятия неспособны объяснить сложное человеческое поведение. В 1977 г. Альберт Бандура, который ранее определил подражание как ключевой процесс обусловливния, заявил, что, если люди хотят быть счастливыми и эффективно функционировать, то они должны развить в себе позитивное чувство самоэффективности. То есть понять, что могут овладеть необходимыми поведенческими реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется. Другие бихевиористы 1960-х и 70-х годов также заметили, что людям присущи когнитивные поведенческие реакции, такие как предвидение или интерпретация — приемы мышления, которые во многом игнорировались в поведенческой теории и терапии. Эти специалисты создали когнитивно-поведенческие теории, которые уделяют повышенное внимание скрытым когнитивным и поведенческим реакциям.  Когнитивно-поведенческие теоретики перебрасывают мостик между поведенческой и когнитивной моделью, разработав подход, отчасти объединяющий эти принципы. С одной стороны, их объяснения строго следуют принципам научения. К примеру, эти теоретики считают, что когнитивным процессам научаются посредством классического обусловливания, оперантного обусловливания и подражания. С другой стороны, когнитивно-поведенческие теоретики разделяют точку зрения когнитивных теоретиков других школ, что способность мыслить является наиболее важным аспектом человеческого функционирования.

txtb.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта