39.Поведенческие концепции власти. Поведенческие концепции власти


39.Поведенческие концепции власти.

Основные идеи поведенческого (бихевио-рального) направления  были  выдвинуты

 в  20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета,

которые стали исследовать  поведение   людей   в   сфере   политики , изучать

 политический  процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны

пройти испытание фактами.

 Бихевиоралисты   объясняют   политическую   жизнь   из   присущих   человеку 

 свойств ,  поведения ,  воли ,  стремления   к   власти .  Политический   человек  —  это 

 человек ,  стремящийся   к   власти .  В   политике   все   есть   власть ,  и   всякая   власть 

 есть   политика .  Но   политика  —  сфера  социального взаимодействия,  потому 

индивиды вступают  в   отношения   по   поводу   власти .  Лишь   отталкиваясь   от   воли 

 людей ,  строится   вся   политическая   материя , приобретая со временем

стабильные, устойчивые формы, закрепляясь  в   политических  институтах.  Власть 

 этих  институтов должна выводиться из отношений  власти ,  в  которые вступают

 люди . Отсюда можно понять, как рождаются  и  функционируют партии,

 политические  организации, государство. Государственная  власть 

воспроизводится путем концентрации, слияния, столкновения, разъединения,

борьбы  политических  субъектов, их  воли   к   власти .

 Бихевиоралисты  рассматривают  политические  отношения как рынок  власти 

(рыночная модель). Субъекты  власти  вступают  в  определенные соглашения,

"сделки" ради достижения  власти   и  того, что она дает. Выполнение соглашений

зависит от двух факторов: доброй  воли  участников  и  наличия внешней силы,

вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает

наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок.

Если сравнивать  политическое  взаимодействие с игрой, то  в  игре

побеждает тот, кто выигрывает  по  правилам.  В   политической  игре выигрыш

состоит  в  увеличении объема  власти . Г. Лассуэлл считает, что  этот  выигрыш

определяется участием или возможностью участия  в  принятии решений. Бывает,

что  в  игре одна сторона не просто нарушает правила, а  стремится  изменить

их, чтобы выиграть. Пресечь такие действия можно только извне.  Но  если игра

охватывает  всех ,  всю   политическую  систему, то такой силы просто не

найдется. Отсюда вывод:  политическая  игра должна  быть 

самосанкционирующейся. Правила  политической  игры должны исходить из нее

самой, а не навязываться извне.

Идея саморегулирующегося механизма заимствована  бихевиоралистами  из

американской социально-экономической мысли, где считалось, что регулятором

 всех  экономических отношений является рынок.  Эта  идея  была  распространена

на сферу  политических  отношений. Политическая арена становится рынком

 власти . Власть продается  и  покупается  по  правилам торговли: учета спроса и

предложения, стремления  к  выгоде, конкуренции продавцов и покупателей.

Реальный политический рынок не идеален. Есть обман, нарушение законов,

демагогия, шантаж; здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача,

счастливый случай. Те, кто контролирует собственность, стремятся превратить

свои доллары  в  голоса избирателей, свою собственность — в  политическую 

власть. По Мерриаму, бизнес — диктатор в семье власти. Борьба за власть

мотивируется не только целью приобретения власти,  но  и своим игровым

характером.  Политика  предстает как игровое пространство, где вероятны

выигрыши и проигрыши. Основа этого мира — человеческая природа с ее

истоками всех импульсов человеческого поведения.

studfiles.net

Концепции власти

КОНЦЕПЦИИ ВЛАСТИ

В современной литературе существуют различные концепции власти. Так, системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы. Т.Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением общих целей системы, с организацией. Крозье считает власть вечной. "Власть нельзя ни ликвидировать, ни национализировать. Она, как головы гидры, появляется во все большем количестве и становится сильнее каждый раз, когда считают, что ее обезглавили" (Власть. – М. – 1989. – С. 85).

Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти . Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть – производными от права. Французские философы XVIII века апеллировали к разуму как единственному судье над всем существующим, требовали установления разумного общества в соответствии с естественными правами человека. Поиск идеального права и государства характерен для Платона и Ф.Бэкона, для коммунистических утопий от Т.Мора до Э.Кабэ. Философское обоснование И.Кантом теории правового государства также базируется на принципе согласованности государственного устройства с правовыми нормами.

Широкое распространение получили поведенческие концепции власти . Основные идеи поведенческого (бихевиорального) направления были выдвинуты в 20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета, которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны пройти испытание фактами.

Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек – это человек, стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть политика. Но политика – сфера социального взаимодействия, потому индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли людей, строится вся политическая материя, приобретая со временем стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах. Власть этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают люди. Отсюда можно понять, как рождаются и функционируют партии, политические организации, государство. Государственная власть воспроизводится путем концентрации, слияния, столкновения, разъединения, борьбы политических субъектов, их воли к власти.

Бихевиоралисты рассматривают политические отношения как рынок власти (рыночная модель). Субъекты власти вступают в определенные соглашения, "сделки" ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличия внешней силы, вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок.

Если сравнивать политическое взаимодействие с игрой, то в игре побеждает тот, кто выигрывает по правилам. В политической игре выигрыш состоит в увеличении объема власти. Г.Лассуэлл считает, что этот выигрыш определяется участием или возможностью участия в принятии решений. Бывает, что в игре одна сторона не просто нарушает правила, а стремится изменить их, чтобы выиграть. Пресечь такие действия можно только извне. Но если игра охватывает всех, всю политическую систему, то такой силы просто не найдется. Отсюда вывод: политическая игра должна быть самосанкционирующейся. Правила политической игры должны исходить из нее самой, а не навязываться извне.

Идея саморегулирующегося механизма заимствована бихевиоралистами из американской социально-экономической мысли, где считалось, что регулятором всех экономических отношений является рынок. Эта идея была распространена на сферу политических отношений. Политическая арена становится рынком власти. Власть продается и покупается по правилам торговли: учета спроса и предложения, стремления к выгоде, конкуренции продавцов и покупателей.

Реальный политический рынок не идеален. Есть обман, нарушение законов, демагогия, шантаж; здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача, счастливый случай. Те, кто контролирует собственность, стремятся превратить свои доллары в голоса избирателей, свою собственность – в политическую власть. По Мерриаму, бизнес – диктатор в семье власти. Борьба за власть мотивируется не только целью приобретения власти, но и своим игровым характером. Политика предстает как игровое пространство, где вероятны выигрыши и проигрыши. Основа этого мира – человеческая природа с ее истоками всех импульсов человеческого поведения.

Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это отношения субъекта и объекта власти. Они могут быть разными: подавление сопротивления объекта, неравное распределение ресурсов между участниками властных отношений, раздел зон влияния и т.д. Если в одной ситуации властью обладает один индивид, то с изменением сферы влияния роли могут поменяться. Объект власти может стать ее субъектом.

СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ТИПОЛОГИЕЙ РЕСУРСОВ ПО ТОФФЛЕРУ?

Одна из наиболее современных систем класси фикаций ресурсов власти, где используются сме шанные критерии типологии ресурсов, представ лена американским социологом О. Тоффлером.

[116]

Он отмечает значительные изменения в системе ре сурсов власти современного общества. Его концепция по этой причине называется теорией «смещения влас ти». В истории человечества власть, по О. Тоффлеру, опиралась на три ресурса: силу, богатство, знания. Эти факторы взаимосвязаны и направлены на поддержание власти и порядка на любом уровне социальной жизни: как на уровне повседневных взаимодействий человека, так и в отношениях по поводу государственной власти. В зависимости от того, какому ресурсу от дается предпочтение, могут устанавливаться различ ные типы властвования. Если власть основана на силе, то она представляет собой тип властвования низкого качества. Власть среднего качества связана с бо гатством.

Наконец, власть высшего качества основана на знаниях. Определяющей тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низшего качества, основанного на силе, к власти высшего качества. Власть силы, по мнению О. Тоффлера, изжила себя, несмотря на ее использование как в прошлом, так и настоящем. Решающим ресурсом власти становится знание. Массовое развитие и использование информа ционной техники, способной хранить, перерабатывать и передавать знания, делает ненужным огромный штат управленцев-бюрократов, которые контролиру ют и обрабатывают эту информацию. Таким образом, современное общество, по мнению О. Тоффлера, разви вается в направлении «антибюрократических форм власти».

В классификации ресурсов О.Тоффлера выделяются три основных ресурса власти – сила, богатство, знания. По его мнению, в современном обществе решающим ресурсом являются знания. Сила и богатство утрачивают свое влияние.

В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности ресурсы власти подразделяются на:

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти – экономическую, социальную, принудительную, информационную, политическую.

Немецкий политолог М.Хеттих пишет о том, что легитимация - это правомерное признание политического господства со стороны общества. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями.

Как отмечают американские политологи Г.Алмонд и С.Верба , состояние политических чувств является, по-видимому, наиболее важной проверкой легитимности ее политической системы. Политический режим устойчив, если принимается гражданами в качестве правильной формы правления.

ТИПЫ ЛЕГИТИМНОСТИ.

Классической считается типология политического господства, разработанная М.Вебером. Он выделил три идеальных типа легитимности политической власти: традиционный, рационально-легальный и харизматический.

Традиционный тип легитимности основывается на привычке подчиняться власти, вере в её священность. Примером традиционного типа господства являются монархии.

Рационально-легальная легитимность характеризуется верой людей в справедливость существующих правил формирования власти. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя. Примером такого типа легитимности являются демократические государства.

Традиционная власть, как правило, персонифицирована. При рациональной организации политическая власть приобретает деперсонифицированный характер, поскольку определяющими становятся не традиции, а положение личности в системе организационной иерархии.

Харизматический тип политического господства основывается на вере населения в исключительные, уникальные качества политического лидера. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующихся обществах. Функциональная роль харизматического типа организации власти состоит в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс.

В современной политической науке классификация М.Вебера дополняется другими типами легитимности власти. Например, выделяется идеологическая легитимность, основанная на обосновании правомерности власти с помощью идеологии, внедряемой в сознание широких слоев населения.

mirznanii.com

Реферат - Концепции власти - Политология

КОНЦЕПЦИИ ВЛАСТИ

В современной литературе существуют различные концепции власти. Так, системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы. Т.Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением общих целей системы, с организацией. Крозье считает власть вечной. «Власть нельзя ни ликвидировать, ни национализировать. Она, как головы гидры, появляется во все большем количестве и становится сильнее каждый раз, когда считают, что ее обезглавили» (Власть. – М. – 1989. – С. 85).

Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти . Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть – производными от права. Французские философы XVIII века апеллировали к разуму как единственному судье над всем существующим, требовали установления разумного общества в соответствии с естественными правами человека. Поиск идеального права и государства характерен для Платона и Ф.Бэкона, для коммунистических утопий от Т.Мора до Э.Кабэ. Философское обоснование И.Кантом теории правового государства также базируется на принципе согласованности государственного устройства с правовыми нормами.

Широкое распространение получили поведенческие концепции власти . Основные идеи поведенческого (бихевиорального) направления были выдвинуты в 20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета, которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны пройти испытание фактами.

Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек – это человек, стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть политика. Но политика – сфера социального взаимодействия, потому индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли людей, строится вся политическая материя, приобретая со временем стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах. Власть этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают люди. Отсюда можно понять, как рождаются и функционируют партии, политические организации, государство. Государственная власть воспроизводится путем концентрации, слияния, столкновения, разъединения, борьбы политических субъектов, их воли к власти.

Бихевиоралисты рассматривают политические отношения как рынок власти (рыночная модель). Субъекты власти вступают в определенные соглашения, «сделки» ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличия внешней силы, вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок.

Если сравнивать политическое взаимодействие с игрой, то в игре побеждает тот, кто выигрывает по правилам. В политической игре выигрыш состоит в увеличении объема власти. Г.Лассуэлл считает, что этот выигрыш определяется участием или возможностью участия в принятии решений. Бывает, что в игре одна сторона не просто нарушает правила, а стремится изменить их, чтобы выиграть. Пресечь такие действия можно только извне. Но если игра охватывает всех, всю политическую систему, то такой силы просто не найдется. Отсюда вывод: политическая игра должна быть самосанкционирующейся. Правила политической игры должны исходить из нее самой, а не навязываться извне.

Идея саморегулирующегося механизма заимствована бихевиоралистами из американской социально-экономической мысли, где считалось, что регулятором всех экономических отношений является рынок. Эта идея была распространена на сферу политических отношений. Политическая арена становится рынком власти. Власть продается и покупается по правилам торговли: учета спроса и предложения, стремления к выгоде, конкуренции продавцов и покупателей.

Реальный политический рынок не идеален. Есть обман, нарушение законов, демагогия, шантаж; здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача, счастливый случай. Те, кто контролирует собственность, стремятся превратить свои доллары в голоса избирателей, свою собственность – в политическую власть. По Мерриаму, бизнес – диктатор в семье власти. Борьба за власть мотивируется не только целью приобретения власти, но и своим игровым характером. Политика предстает как игровое пространство, где вероятны выигрыши и проигрыши. Основа этого мира – человеческая природа с ее истоками всех импульсов человеческого поведения.

Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это отношения субъекта и объекта власти. Они могут быть разными: подавление сопротивления объекта, неравное распределение ресурсов между участниками властных отношений, раздел зон влияния и т.д. Если в одной ситуации властью обладает один индивид, то с изменением сферы влияния роли могут поменяться. Объект власти может стать ее субъектом.

СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ТИПОЛОГИЕЙ РЕСУРСОВ ПО ТОФФЛЕРУ?

Одна из наиболее современных систем класси фикаций ресурсов власти, где используются сме шанные критерии типологии ресурсов, представ лена американским социологом О. Тоффлером.

[116]

Он отмечает значительные изменения в системе ре сурсов власти современного общества. Его концепция по этой причине называется теорией «смещения влас ти». В истории человечества власть, по О. Тоффлеру, опиралась на три ресурса: силу, богатство, знания. Эти факторы взаимосвязаны и направлены на поддержание власти и порядка на любом уровне социальной жизни: как на уровне повседневных взаимодействий человека, так и в отношениях по поводу государственной власти. В зависимости от того, какому ресурсу от дается предпочтение, могут устанавливаться различ ные типы властвования. Если власть основана на силе, то она представляет собой тип властвования низкого качества. Власть среднего качества связана с бо гатством.

Наконец, власть высшего качества основана на знаниях. Определяющей тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низшего качества, основанного на силе, к власти высшего качества. Власть силы, по мнению О. Тоффлера, изжила себя, несмотря на ее использование как в прошлом, так и настоящем. Решающим ресурсом власти становится знание. Массовое развитие и использование информа ционной техники, способной хранить, перерабатывать и передавать знания, делает ненужным огромный штат управленцев-бюрократов, которые контролиру ют и обрабатывают эту информацию. Таким образом, современное общество, по мнению О. Тоффлера, разви вается в направлении «антибюрократических форм власти».

В классификации ресурсов О.Тоффлера выделяются три основных ресурса власти – сила, богатство, знания. По его мнению, в современном обществе решающим ресурсом являются знания. Сила и богатство утрачивают свое влияние.

В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности ресурсы власти подразделяются на:

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти – экономическую, социальную, принудительную, информационную, политическую.

Немецкий политолог М.Хеттих пишет о том, что легитимация — это правомерное признание политического господства со стороны общества. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями.

Как отмечают американские политологи Г.Алмонд и С.Верба, состояние политических чувств является, по-видимому, наиболее важной проверкой легитимности ее политической системы. Политический режим устойчив, если принимается гражданами в качестве правильной формы правления.

ТИПЫ ЛЕГИТИМНОСТИ.

Классической считается типология политического господства, разработанная М.Вебером. Он выделил три идеальных типа легитимности политической власти: традиционный, рационально-легальный и харизматический.

Традиционный тип легитимности основывается на привычке подчиняться власти, вере в её священность. Примером традиционного типа господства являются монархии.

Рационально-легальная легитимность характеризуется верой людей в справедливость существующих правил формирования власти. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя. Примером такого типа легитимности являются демократические государства.

Традиционная власть, как правило, персонифицирована. При рациональной организации политическая власть приобретает деперсонифицированный характер, поскольку определяющими становятся не традиции, а положение личности в системе организационной иерархии.

Харизматический тип политического господства основывается на вере населения в исключительные, уникальные качества политического лидера. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующихся обществах. Функциональная роль харизматического типа организации власти состоит в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс.

В современной политической науке классификация М.Вебера дополняется другими типами легитимности власти. Например, выделяется идеологическая легитимность, основанная на обосновании правомерности власти с помощью идеологии, внедряемой в сознание широких слоев населения.

www.ronl.ru

Доклад - Концепции власти - Политология

КОНЦЕПЦИИ ВЛАСТИ

В современной литературе существуют различные концепции власти. Так, системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы. Т.Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением общих целей системы, с организацией. Крозье считает власть вечной. «Власть нельзя ни ликвидировать, ни национализировать. Она, как головы гидры, появляется во все большем количестве и становится сильнее каждый раз, когда считают, что ее обезглавили» (Власть. – М. – 1989. – С. 85).

Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти . Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть – производными от права. Французские философы XVIII века апеллировали к разуму как единственному судье над всем существующим, требовали установления разумного общества в соответствии с естественными правами человека. Поиск идеального права и государства характерен для Платона и Ф.Бэкона, для коммунистических утопий от Т.Мора до Э.Кабэ. Философское обоснование И.Кантом теории правового государства также базируется на принципе согласованности государственного устройства с правовыми нормами.

Широкое распространение получили поведенческие концепции власти . Основные идеи поведенческого (бихевиорального) направления были выдвинуты в 20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета, которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны пройти испытание фактами.

Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек – это человек, стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть политика. Но политика – сфера социального взаимодействия, потому индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли людей, строится вся политическая материя, приобретая со временем стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах. Власть этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают люди. Отсюда можно понять, как рождаются и функционируют партии, политические организации, государство. Государственная власть воспроизводится путем концентрации, слияния, столкновения, разъединения, борьбы политических субъектов, их воли к власти.

Бихевиоралисты рассматривают политические отношения как рынок власти (рыночная модель). Субъекты власти вступают в определенные соглашения, «сделки» ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличия внешней силы, вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок.

Если сравнивать политическое взаимодействие с игрой, то в игре побеждает тот, кто выигрывает по правилам. В политической игре выигрыш состоит в увеличении объема власти. Г.Лассуэлл считает, что этот выигрыш определяется участием или возможностью участия в принятии решений. Бывает, что в игре одна сторона не просто нарушает правила, а стремится изменить их, чтобы выиграть. Пресечь такие действия можно только извне. Но если игра охватывает всех, всю политическую систему, то такой силы просто не найдется. Отсюда вывод: политическая игра должна быть самосанкционирующейся. Правила политической игры должны исходить из нее самой, а не навязываться извне.

Идея саморегулирующегося механизма заимствована бихевиоралистами из американской социально-экономической мысли, где считалось, что регулятором всех экономических отношений является рынок. Эта идея была распространена на сферу политических отношений. Политическая арена становится рынком власти. Власть продается и покупается по правилам торговли: учета спроса и предложения, стремления к выгоде, конкуренции продавцов и покупателей.

Реальный политический рынок не идеален. Есть обман, нарушение законов, демагогия, шантаж; здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача, счастливый случай. Те, кто контролирует собственность, стремятся превратить свои доллары в голоса избирателей, свою собственность – в политическую власть. По Мерриаму, бизнес – диктатор в семье власти. Борьба за власть мотивируется не только целью приобретения власти, но и своим игровым характером. Политика предстает как игровое пространство, где вероятны выигрыши и проигрыши. Основа этого мира – человеческая природа с ее истоками всех импульсов человеческого поведения.

Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это отношения субъекта и объекта власти. Они могут быть разными: подавление сопротивления объекта, неравное распределение ресурсов между участниками властных отношений, раздел зон влияния и т.д. Если в одной ситуации властью обладает один индивид, то с изменением сферы влияния роли могут поменяться. Объект власти может стать ее субъектом.

СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ТИПОЛОГИЕЙ РЕСУРСОВ ПО ТОФФЛЕРУ?

Одна из наиболее современных систем класси фикаций ресурсов власти, где используются сме шанные критерии типологии ресурсов, представ лена американским социологом О. Тоффлером.

[116]

Он отмечает значительные изменения в системе ре сурсов власти современного общества. Его концепция по этой причине называется теорией «смещения влас ти». В истории человечества власть, по О. Тоффлеру, опиралась на три ресурса: силу, богатство, знания. Эти факторы взаимосвязаны и направлены на поддержание власти и порядка на любом уровне социальной жизни: как на уровне повседневных взаимодействий человека, так и в отношениях по поводу государственной власти. В зависимости от того, какому ресурсу от дается предпочтение, могут устанавливаться различ ные типы властвования. Если власть основана на силе, то она представляет собой тип властвования низкого качества. Власть среднего качества связана с бо гатством.

Наконец, власть высшего качества основана на знаниях. Определяющей тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низшего качества, основанного на силе, к власти высшего качества. Власть силы, по мнению О. Тоффлера, изжила себя, несмотря на ее использование как в прошлом, так и настоящем. Решающим ресурсом власти становится знание. Массовое развитие и использование информа ционной техники, способной хранить, перерабатывать и передавать знания, делает ненужным огромный штат управленцев-бюрократов, которые контролиру ют и обрабатывают эту информацию. Таким образом, современное общество, по мнению О. Тоффлера, разви вается в направлении «антибюрократических форм власти».

В классификации ресурсов О.Тоффлера выделяются три основных ресурса власти – сила, богатство, знания. По его мнению, в современном обществе решающим ресурсом являются знания. Сила и богатство утрачивают свое влияние.

В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности ресурсы власти подразделяются на:

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти – экономическую, социальную, принудительную, информационную, политическую.

Немецкий политолог М.Хеттих пишет о том, что легитимация — это правомерное признание политического господства со стороны общества. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями.

Как отмечают американские политологи Г.Алмонд и С.Верба, состояние политических чувств является, по-видимому, наиболее важной проверкой легитимности ее политической системы. Политический режим устойчив, если принимается гражданами в качестве правильной формы правления.

ТИПЫ ЛЕГИТИМНОСТИ.

Классической считается типология политического господства, разработанная М.Вебером. Он выделил три идеальных типа легитимности политической власти: традиционный, рационально-легальный и харизматический.

Традиционный тип легитимности основывается на привычке подчиняться власти, вере в её священность. Примером традиционного типа господства являются монархии.

Рационально-легальная легитимность характеризуется верой людей в справедливость существующих правил формирования власти. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя. Примером такого типа легитимности являются демократические государства.

Традиционная власть, как правило, персонифицирована. При рациональной организации политическая власть приобретает деперсонифицированный характер, поскольку определяющими становятся не традиции, а положение личности в системе организационной иерархии.

Харизматический тип политического господства основывается на вере населения в исключительные, уникальные качества политического лидера. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующихся обществах. Функциональная роль харизматического типа организации власти состоит в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс.

В современной политической науке классификация М.Вебера дополняется другими типами легитимности власти. Например, выделяется идеологическая легитимность, основанная на обосновании правомерности власти с помощью идеологии, внедряемой в сознание широких слоев населения.

www.ronl.ru

4. Основные концепции политической власти

В ходе исследования многообразных проблем власти созданы различные трактовки ее генезиса и природы, выработаны разно­образные методики анализа. Выделяют несколько основных кон­цепций власти: реляционную, поведенческую, системную, структурно-функциональную, коммуникативную, марксист­скую, натуралистическую.

Реляционные концепции власти трактуют власть как меж­личностное (межгрупповое) отношение. Сущность власти увязы­вается с индивидуальными свойствами человека и микрогруппо­вой деятельностью. Суть отношения заключается в реальной возможности одного субъекта менять поведение другого. Властное отношение между людьми присутствует там, где один индивид способен навязывать свою волю другому и добиваться своих це­лей даже вопреки желаниям этого другого, несмотря на сопротив­ление. М. Вебер писал, что власть - это вероятность волевого преоб­разования социальных отношений субъектом вопреки сопро­тивлению и независимо от того, на чем основана эта вероятность. Власть у М. Вебера - это отношения господства и подчинения.

Р. Даль считал, что субъект А обладает властью над субъек­том Б в той мере, в какой он может заставить Б делать то, что Б сделал бы иным образом. Главная проблема состоит в выяснении основы господства-подчинения или того, что именно позволяет субъекту власти навязывать свои решения объектам власти, вли­ять на них.

К реляционным концепциям некоторые исследователи отно­сят поведенческие (бихевиористские) модели власти. В них власть рассматривается как особый тип поведения, как способ­ность одного индивида реализовать свою волю в отношении другого. Власть видится как особенное свойство отдельной лично­сти, ее естественное стремление к лучшему и большему. Это стремление проявляется в агрессии по отношению к среде, в энер­гии и силе. Власть - это реализация воли к власти. Сторонники по­веденческого подхода в понимании власти идут снизу вверх, от ин­дивидов - к обществу. Они считают власть особенной сущностью, носителем которой выступает отдельный индивид, заставляющий других людей повиноваться его воле. С точки зрения этой теории природа власти объясняется биологическими и психическими осо­бенностями отдельного человека - носителя власти. Первоначаль­ные импульсы для возникновения власти дает присущее некото­рым индивидам обладание «политической энергией». Во власти человек видит средство улучшения жизни, приобретения богатства.

Поведенческая трактовка власти была введена в политиче­скую науку в 30-х гг. XX в. и связана с именами американских ученых Ч. Мерриама, Г. Лассуэла и англичанина Дж. Кетлина. Властные отношения, по их мнению, лежат в природе человека, относятся к его естественным свойствам. Таким образом, человек, будучи «властолюбивым животным», стремится, и часто даже не­осознанно, к власти. Существуют также индивиды, для которых естественным является стремление подчиняться чужой воле.

Политический процесс рассматривался как столкновение ин­дивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает силь­нейший. Представители поведенческого подхода при анализе вла­сти используют также понятия «авторитет» и «влияние». Авторитет - личные и деловые качества субъекта политики, признаваемые членами группы. Влияние - формы непрямого, кос­венного воздействия на объект власти (скорее побуждение к дей­ствию, нежели прямое принуждение).

Поскольку происходит перекрещивание разнообразных инди­видуальных устремлений, политика рассматривается как сложная игра, как рынок власти. Когда различные политические силы од­новременно стремятся к власти, баланс достигается с помощью системы политических институтов, а нарушение этого баланса приводит к различным кризисам и общественным конфликтам.

Что касается государственной власти, то она так же, как и все виды власти, возникает и воспроизводится путем концентрации, слияния, разъединения, борьбы и постоянного балансирования присущего всем политическим субъектам стремления к власти. Однако государственная власть - это и разумная упорядочивающая сила, стоящая над политическим рынком и избавляющая его от крайностей реализации стремления к власти. Государство обеспечивает порядок и соблюдение субъектами политического рынка рациональных и социально наиболее желательных правил игры. Этатистская и рыночная линии подводили сторон­ников поведенческого подхода к выводу о возможности формиро­вания новой модели власти, основанной на непротиворечивом синтезе государства и рынка.

Системная концепция власти исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной систе­мы, рассматривает власть как безличное свойство системы, ее ат­рибут. Системная трактовка противостоит реляционным и пове­денческим, так как власть понимается как надперсоналъное, безличное свойство социальной системы. Автором этой концеп­ции является социолог Т. Парсонс. Согласно системной трактовке, власть является способностью субъекта действовать, производной от его статуса и функций в общественной системе. Подобная трактовка вытекает из общей теории систем, которая рассматри­вает общество как структурно расчлененную целостность, каждый элемент выполняет определенные функции для поддержания ее жизнеспособности. Социальная роль каждого индивида определя­ет стиль ожидаемого от него поведения. Власть, по Парсонсу, осу­ществляет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает индивидам выполнять обязанности, определенные общественны­ми целями, мобилизует их ресурсы для достижения общественных целей. Власть - это реальная способность единицы системы ак­кумулировать свои интересы в контексте системной интеграции и в этом смысле осуществлять влияние на различные процессы в системе. Т. Парсонс называет власть обобщенным посредником в политической системе и сравнивает ее с деньгами как обобщен­ным посредником в системе экономических отношений.

Некоторые представители системного подхода (К. Дойч Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения' позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать коммуникацию внутри системы.

Структурно-функционалистская концепция власти (Г. Ал-монд, М. Роджерс) рассматривает ее как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разде­ления функций управления и исполнения. Власть выступает в ка­честве универсального механизма интеграции, согласования и упорядочения взаимодействия людей, реализующих собственные интересы. Общество без власти, без ее упорядочивающего воздей­ствия не способно функционировать и ввергается в хаос. Наличие власти вызвано объективной необходимостью. Если бы не власть то общество не смогло бы развиваться из-за внутренних конфлик­тов и противоречий. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Именно социальная роль в системе и определяет позицию с боль­шей или меньшей властью, считал М. Роджерс. А раз роль инди­вида определяет его власть, то власть, таким образом, связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций.

На стыке реляционных и системных трактовок власти лежит коммуникативный подход к ее пониманию. Сторонники комму­никационной теории власти (X. Арендт, М. Фуко, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, П. Бурдье) считают, что власть - это не столько способность действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми. Человеческое общение связано с производством власти, точнее, определенных ее модификаций. X. Арендт писала, что власть не является собственностью одного индивида. Она принадлежит группе людей до тех пор, пока эта группа действует согласованно. Действие, основанное на негативных санкциях или угрозе их применения, с точки зрения X. Арендт, властью не яв­ляется. Власть возникает только тогда, когда люди общаются друг с другом и взаимодействуют в тех или иных делах. Коммуникаци­онный подход четко разграничивает понятия власти и насилия, рассматривая их в качестве антиподов. Насилие по своей сути ин-трументально и нуждается в оправдании целью. Власть же кон­цептуальна, и ей необходимо не оправдание, а поддержка. Наси­лие разрушает власть, но никогда не создает се. X. Арендт подчеркивает, что там, где насилие правит абсолютно, власть отсутствует. Власть - это согласованное действие по осуществлению коллективных целей. П. Бурдье писал, что власть - это способность производить социальные изменения.

Марксистская теория объясняет власть как господство кол­лективной, надындивидуальной воли. Феномен власти рассматри­вается через призму классовой борьбы, и власть выступает как организованное насилие одного класса для подавления другого. С позиций материалистического понимания истории Маркс вы­страивает схему возникновения и развития политической власти и государства как явлений надстроечных и вторичных по отноше­нию к экономическому базису.

Натуралистический подход сводит власть к доминированию одной живой особи над другой, подобно миру животных. Власть перекочевала в мир человеческих отношений в процессе антропо-социогенеза, не являясь при этом сугубо социальным феноменом.

Существуют и другие оригинальные исследования власти. В частности, власть изучает психоанализ. Психоанализ власти по­казывает генезис властных отношений в связи с особыми установ­ками человеческой психики в ее бессознательных аспектах. Власть эмоций, аффекта и власть слова психоаналитики рассмат­ривают как глубинную основу политики. Они обращают внимание на такие факторы, как манипулирование сознанием, эмоциональ­ное воздействие политических факторов, психология массы и ли­дерства, стараются проникнуть в тайны эмоционально-аффективных процессов, которые рождают власть или рождаются властью.

Все рассмотренные концепции власти можно разделить на две группы в зависимости от акцента на конфликтных или целевых аспектах политических отношений.

studfiles.net

Концепции власти

Количество просмотров публикации Концепции власти - 436

В современной литературе существуют различные концепции власти. Так, системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы. Т.Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением общих целœей системы, с организацией. Крозье считает власть вечной. "Власть нельзя ни ликвидировать, ни национализировать. Она, как головы гидры, появляется во всœе большем количестве и становится сильнее каждый раз, когда считают, что ее обезглавили" (Власть. – М. – 1989. – С. 85).

Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть – производными от права. Французские философы XVIII века апеллировали к разуму как единственному судье над всœем существующим, требовали установления разумного общества в соответствии с естественными правами человека. Поиск идеального права и государства характерен для Платона и Ф.Бэкона, для коммунистических утопий от Т.Мора до Э.Кабэ. Философское обоснование И.Кантом теории правового государства также базируется на принципе согласованности государственного устройства с правовыми нормами.

Широкое распространение получили поведенческие концепции власти. Основные идеи поведенческого (бихевиорального) направления были выдвинуты в 20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета͵ которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны пройти испытание фактами.

Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек - ϶ᴛᴏ человек, стремящийся к власти. В политике всœе есть власть, и всякая власть есть политика. Но политика – сфера социального взаимодействия, потому индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли людей, строится вся политическая материя, приобретая со временем стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах. Власть этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают люди. Отсюда можно понять, как рождаются и функционируют партии, политические организации, государство. Государственная власть воспроизводится путем концентрации, слияния, столкновения, разъединœения, борьбы политических субъектов, их воли к власти.

Бихевиоралисты рассматривают политические отношения как рынок власти (рыночная модель). Субъекты власти вступают в определœенные соглашения, "сделки" ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличия внешней силы, вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок.

В случае если сравнивать политическое взаимодействие с игрой, то в игре побеждает тот, кто выигрывает по правилам. В политической игре выигрыш состоит в увеличении объёма власти. Г.Лассуэлл считает, что данный выигрыш определяется участием или возможностью участия в принятии решений. Бывает, что в игре одна сторона не просто нарушает правила, а стремится изменить их, чтобы выиграть. Пресечь такие действия можно только извне. Но если игра охватывает всœех, всю политическую систему, то такой силы просто не найдется. Отсюда вывод: политическая игра должна быть самосанкционирующейся. Правила политической игры должны исходить из нее самой, а не навязываться извне.

Идея саморегулирующегося механизма заимствована бихевиоралистами из американской социально-экономической мысли, где считалось, что регулятором всœех экономических отношений является рынок. Эта идея была распространена на сферу политических отношений. Политическая арена становится рынком власти. Власть продается и покупается по правилам торговли: учета спроса и предложения, стремления к выгоде, конкуренции продавцов и покупателœей.

Реальный политический рынок не идеален. Есть обман, нарушение законов, демагогия, шантаж; здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача, счастливый случай. Те, кто контролирует собственность, стремятся превратить свои доллары в голоса избирателœей, свою собственность – в политическую власть. По Мерриаму, бизнес – диктатор в семье власти. Борьба за власть мотивируется не только целью приобретения власти, но и своим игровым характером. Политика предстает как игровое пространство, где вероятны выигрыши и проигрыши. Основа этого мира – человеческая природа с ее истоками всœех импульсов человеческого поведения.

Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это отношения субъекта и объекта власти. Οʜᴎ бывают разными: подавление сопротивления объекта͵ неравное распределœение ресурсов между участниками властных отношений, раздел зон влияния и т.д. В случае если в одной ситуации властью обладает один индивид, то с изменением сферы влияния роли могут поменяться. Объект власти может стать ее субъектом.

Читайте также

  • - Концепции власти

    Функции власти Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических, природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение – два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности – властной и... [читать подробнее].

  • - Сущность и основные концепции власти

    В политологии важное место принадлежит феномену власти, который определяет и смысл понятия "политика": конечной целью политической деятельности является овладение властью и ее использование. Понятие "политическая власть" невозможно осмыслить вне понимания... [читать подробнее].

  • - Концепции власти

    В современной литературе существуют различные концепции власти. Так, системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы. Т.Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением общих целей системы, с организацией. Крозье считает... [читать подробнее].

  • - Основные концепции власти.

    ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ. СОЦИОЛОГИЯ ВЛАСТИ. Мировая система и процессы глобализации. К концепции модернизации примыкает и другая известная постмарксистская концепция – «теория мировой системы» американского социолога Иммануила Уоллерстайна, изложенная в 1970-е... [читать подробнее].

  • - Постмодернистские концепции власти

    Фуко, Деррида, Барт, Делёз, Гваттари, Бодрийяр, Лиотар Таким образом, В., по Р.Барту, осуществляется в форме дискурсивных стратегий, на службе у которых оказывается индивид в силу самого факта употребления языка и которые в совокупности образуют первичный уровень... [читать подробнее].

  • - Психологические концепции власти

    Системные концепции» власти Основное понятие – политическая система Система a priori имеет общие цели, основанные на всеобщем согласии Власть – ею обладают не элементы, а сама система, система диктует элементам распределение ролей доминирования и подчинения ... [читать подробнее].

  • - Концепции власти

    Феномен власти многомерен и многообразен. Его изучению посвящено огромное количество работ, авторы которых принадлежали к различным научным направлениям и школам. В связи с этим в современной политологии существует множество теорий и концепций власти, каждая из которых... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    Концепции власти

    Концепции власти

    11.05.2017 Замечание от Владимира Точилина: Существующие концепции происхождения власти не являются строго научными, скорее - это попытка описать феномен власти, использую тот или иной фактор, на котором авторы концепции власти строили свои гипотезы. Как правило, мы видим описательный подход - «что вижу, о том и пищу, как мне представляется». В своем стремлении как-то объяснить власть - ортодоксальные ученые исходили из психологических особенностей отдельного человека. Это непонимание сущности власти основывается на представлениях о сообществах людей как совокупности отдельных индивидуумов, а не совокупности единиц человечества, имеющих иерархическую структуру отношений.

    Люди за свою историю сумели видоизменить многие социальные отношения, но фундаментальные принципы функционирования социальных групп - остались теми же самыми, которые были ими унаследованы от гоминид. Сегодняшний уровень экономического развития создает иллюзию о возможности существования человека независимо от своей единицы виды, но это не так. В действительности - люди, как и тысячи лет назад, могут выжить, лишь существуя в своих единицах человечества, в которых по-прежнему главенствует иерархический инстинкт приматов.

    ПОЛИТОЛОГИЯ: Учебное пособие для высших учебных заведений

    Автор: КРАЙТЕРМАН В.С.

    Природа власти в трактовке различных политологических школ

    Власть многолика. Поэтому существуют различные способы объяснения происхождения и природы власти.

    Прежде всего, концепции и определения власти зависят от подходов к ней.

    Поведенческий подход считает власть особой сущностью, силой, дающей право повелевать окружающими событиями. Носитель власти – особая, «сверхэнергетическая» личность, подчиняющая общество своей воле. Часть приверженцев поведенческого подхода стоит на религиозных (теологических) позициях и рассматривает власть как особый божественный дар.

    Поскольку власть – «от Бога», ей присущи такие качества, как справедливость, добропорядочность, ответственность.

    Социологический подход рассматривает власть как взаимодействие, по крайней мере, двух сторон – субъекта и объекта власти. М. Вебер определял власть как способность и возможность одного лица в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других лиц. В основе власти лежат отношения господства и подчинения. Субъект власти – это тот, кто господствует, влияет на других и добивается поставленных целей. Объект власти – это тот, кто подчиняется, выстраивает своей поведение в зависимости от содержания и направления властного воздействия. Т. Парсонс считал, что в качестве субъекта власти может выступить не только личность, но и группа лиц. Он обратил внимание на то, что власть способна принимать решения и добиваться их выполнения путем мобилизации ресурсов общества на достижение поставленных целей.

    В рамках этих двух подходов сформировались основные концепции власти.

    ***

    Поведенческий подход к власти - стал основой формирования теологической, биологической, бихевиористской, психоаналитической и мифологической концепций власти:

    1.1. Теологическая концепция власти основана на теории «божественного права» Августина Блаженного. Власть представляется в качестве божественного установления, а её носитель – в роли исполнителя Божьей воли. Поскольку люди по природе своей слабы, греховны и нуждаются в руководстве, Бог дарует им власть, которая гарантирует общественный порядок и обеспечивает продолжение человеческого рода.

    1.2. Биологическая концепция власти исходит из того, что человек, в первую очередь, – биологическое существо. Ему генетически присуща агрессивность как инстинкт борьбы против себе подобных. Поэтому власть рассматривается как средство обуздания человеческой агрессии (французским философом М. Марселем), как «воля к самоутверждению» (немецким философом Ф. Ницше) Некоторые поборники биологической концепции рассматривают власть как прерогативу «избранной нации», «расы господ» (А. Гитлер).

    1.3. Бихевиористская концепция власти представлена в науке с 1930-х годов. Человек рассматривается бихевиористами как «властолюбивое животное». Каждый индивид стремится к власти. Политика стоит «вне морали»: политический процесс – это столкновение индивидуальных стремлений к власти; в нем побеждает сильнейший. Баланс всеобщего стремления к власти поддерживается политическими институтами. Нарушение этого баланса ведет к социальным кризисам и политическим конфликтам. Изучая мотивацию политического поведения индивида, бихевиористы пришли к выводу, что большинство людей воспринимает политическую реальность в духе иррационального начала (традиций, обычаев, религии, чувств, эмоций).

    1.4. Психоаналитическая концепция власти восходит к З. Фрейду, но наибольшее распространение в западной науке она получила с 1950-1960-х годов. Власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Человеческой психике задается особая установка на подчинение силам, находящимся за пределами её сознания. Такое манипулирование человеческим сознанием подавляет в нем разумные начала и дает простор действию стихийных проявлений, инстинктов – страха, агрессивности, стремления к разрушению. Американский психоаналитик К. Хорни считал, что общественная среда враждебны личности, пугает её, и личность реагирует на этот страх «неврозами» – «неврозом привязанности» (жаждал любви и одобрения), «неврозом власти» (жаждал утверждения себя над окружающими), «неврозом покорности» (склонность подчиняться многостороннему давлению), «неврозом изоляции» (стремление уйти, спрятаться от общества и действительности).

    (Бихевиористская и психоаналитическая концепции власти опираются на многочисленные данные практических исследований поведения личности в конкретных политических ситуациях. Исследователям этих направлений удалось изучить причины деструктивного, разрушительного политического поведения личности, мотивы поддержки власти индивидом, найти множество способов влияния и контроля над поведением личности и социальных групп, расширить научные представления о власти).

    1.5. Мифологическая концепция власти была обоснована в начале XX в. французским политологом Л. Дюги. Источником власти Л. Дюги считал реальное и естественное превосходство «сильных» над «слабыми» (интеллектуальное, моральное, религиозное, идеологическое). Однако «слабые» («подчиненные») протестуют против власти «сильных». Власть нуждается в законном оправдании (легитимности). С целью оправдания «законности» господства «сильных» над «слабыми» создаются мифы о происхождении власти – миф о «божественном характере власти» (использовался в традиционных обществах Древнего Востока, Античности, Средневековья, поддерживался древними, а позже мировыми религиями) и миф об «общественной воле» (используется в Новое и Новейшее время). Обе гипотезы («власть – от Бога» и «власть – от людей») одинаково недоказуемы и одинаково неопровержимы, а потому – равноправны. Для установления господства одних людей над другими необходимы публичная (общественная) власть и возможность одних людей применять силу в отношении других людей.

    ***

    При всей своей логичности и разнообразии интерпретаций, концепции власти, сложившиеся в рамках поведенческого подхода, не выясняют социальной природы власти, не могут ответить на вопросы: «На кого работает власть?», «Интересы каких социальных групп (классов, слоев общества) выражает власть?»

    Социологический подход лёг в основу структурно-функциональной, конфликтологической и дуалистической концепций власти.

    ***

    2.1. Структурно-функциональная концепция власти вытекает из общей теории действия Т. Парсонса. Общество – это структурно расчлененная целостность, в которой каждый элемент выполняет определенные функции. Интеграция элементов общества осуществляется путем социального действия. Одни субъекты выполняют социальные роли управляющих, другие – управляемых. Социальная роль личности соответствует занимаемому ею в обществе положению (социальному статусу) и предполагает определенное, ожидаемое поведение этой личности. Власть выполняет в обществе ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые общественными целями; мобилизует ресурсы общества на достижение общезначимых целей. (Структурно-функциональная концепция власти разрабатывалась также Р. Мертоном, Э. Шилзом и другими западными исследователями).

    2.2. Конфликтологическая концепция (теория) власти впервые была разработана К. Марксом. В марксистском варианте эта концепция трактует власть как классовое господство – владычество одного класса над другими, вытекающее из собственности господствующего класса на средства производства. Это экономическое неравенство составляет фундамент всех других форм неравенства в обществе (политического, социального, этнического, регионального, культурного). Власть присутствует везде, где есть неравенство. Власть господствующего класса, подавляя угнетенные социальные слои, использует механизмы не только экономического, но и внеэкономического (государственного) принуждения.

    2.2.1. В интерпретации Р. Дарендорфа конфликтологическая концепция власти имеет иной оттенок. В развитом индустриальном обществе ХХ в., считает Р. Дарендорф, конфликт возникает не только между общественными классами, сколько между властвующими и подчиненными вообще. Но этот конфликт может и должен быть признан и урегулирован, поскольку власть одних людей над другими составляет основу социальной стабильности.

    2.3. Дуалистическая концепция власти была обоснована французским политологом М. Дюверже. Согласно этой концепции, происхождение власти двойственно (дуально): власть базируется и на прямом принуждении, и на убеждении подчиняющихся в справедливости своего подчинения. Прямое принуждение – это лишь господство. Опора господства на убеждение и авторитет придают ему легитимность и превращают господство во власть. Власть – «двуликий Янус»: с одной стороны, она обеспечивает господство одного социального слоя над другим, с другой стороны – служит инструментом объединения людей для достижения общего блага. В первобытном обществе власть была анонимной и не носила политического характера. Со временем власть индивидуализировалась и персонифицировалась (в лице вождей, правителей, царей, королей), а затем – институировалась (возникли политические институты – государство, политические партии и др.)

    Помимо перечисленных концепций власти, существуют и другие.

    ***

    3.1. Так, телеологическая концепция власти (Б. Рассел) считает власть способом достижения поставленных целей. Согласно Б. Расселу, властвует тот, кто способен выдвинуть обдуманную цель, спрограммировать средства её достижения и с помощью этих средств реализовать поставленную цель. Всё, что нас окружает, есть результат достижения известных целей.

    3.2. Мобилизационная концепция власти (К. Дойч) видит во власти инструмент мобилизации общественных ресурсов на достижение социально-значимых целей.

    Читать полностью: http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-krajterman/priroda-vlasti-v-traktovke-razlichnix-politologicheskix-shkol

    design-for.net


    Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта