Поведенческая культура. [П1] Поведенческая культура происходит от слова. Поведенческая культура это


[П1] Поведенческая культура происходит от слова «поведение» иимеет более широкое значение. Это означает как человек стоит, сидит, разговаривает, манеру, его см

Поведенческая культура. [П1] Поведенческая культура происходит от слова «поведение» и имеет более широкое значение. Это означает как человек стоит, сидит, разговаривает, манеру, его смех, интонацию голоса, степень эмоциональности, искренность, скрытность, общительность, юмор, разговор, мышление, отношение к разным предметам, тематику разговора, отношение к пожилым, скромность или нахальность, материализм, эгоизм и т. д. и т. п. Так вот, наш ребенок каждый раз когда встречается с местными, то он «впитывает» в себя их «поведенческую культуру». Во многом его «успех» в жизни зависит от того насколько он усвоил эту «науку».

Чтобы нормально жить, работать и существовать, мы должны усвоить местную «поведенческую культуру». Это в особенности важно если мы приехали из другой страны и культуры. Как это делать, нигде об этом не пишется и никто не говорит - люди это делают интуитивно. Для этого нужно быть наблюдательным, слушать и понимать людей, не быть упрямым и не иметь порок гордыни. Если кто-нибудь это не сможет сделать, то остается без службы и вообще без контактов с иностранцами. При этом, он по всей вероятности даже не будет знать в чем дело. Обыкновенно говорят что «не смог приспособиться к новой стране», но подробно что и как, никто не говорит, так как точно никто и не знает.

Дело в том что некоторые элементы этой «поведенческой культуры» глубоко отрицательны и имеют очень плохое влияние на человека, его семью, друзей и окружение. Скажем знаменитая западная гордыня порождает высокомерие, надменность, неискренность, недружелюбие, ложь, индивидуализм переходящий в эгоизм, неумение открыться, расизм, русофобию и много других плохих качеств. Гордый человек имеет больное самолюбие и поэтому не переносит критику, не видит своих ошибок и таким образом закрывает себе путь к духовному росту и исправлению. Если эмигрант заражается местным пороком гордыни, с одной стороны, он как они, им легче с ним, а с другой стороны он как человек теряет.

Родитель должен понимать своего ребенка и отрицательное влияние некоторых сторон среды и стараться противостоять этому. Если это он не сможет сделать, то его дитя будет постепенно духовно удаляться от него.

Можно отметить что у людей которые жили в разных странах и хорошо говорили на местных языках, при общении со своими бывшими друзьями по месту жительства, их как бы вся личность меняется. Автор этой работы наблюдал как в Канаде, в автобусе, один итальянец разговаривал с канадцем тихо, спокойно и очень корректно, и как он перешел на совсем другую «волну», когда там неожиданно появился другой незнакомый - но итальянец. Он начал оживленно громко говорить и жестикулировать. Вся его поведенческая культура совершенно изменилась.

Продумав что такое поведенческая культура, становится ясно что люди, народы и расы ведут себя по разному, и что раз мы хотим с ними общаться или даже войти в брак, то нужно видеть и понимать эту разницу.

gigabaza.ru

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ - это... Что такое КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ?

совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетич. культуре.

К. п. выражает, с одной стороны, нравств. требования общества, закреплённые в нормах, принципах и идеалах, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. В К. п. проявляется единство внеш. факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних — индивидуальных возможностей личности. Усвоенные человеком правила К. п. превращаются в ценное качество личности — воспитанность. Воспитанность, хорошие манеры, соблюдение этикета всегда ценились в обществе, т. к. они отражали богатый внутр. мир человека. В жизни единство внеш. и внутр. культуры не всегда выдерживается. За внеш. лоском и прекрасными манерами могут скрываться эгоизм, равнодушие, цинизм, а порядочные и добрые люди порой создают неудобства окружающим тем, что не всегда умеют вести себя в обществе.

В К. п. органически слиты культура общения, культура внешности и бытовая культура (удовлетворение потребностей).

Основа культуры общения — гуманное отношение человека к человеку. Поэтому воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия и доброжелательности к др. людям. Нормами общения являются вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствий, благодарности, извинений, правила поведения в обществ. местах, общения женщин и мужчин. Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутр. смысла К. п., в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности.

Детей необходимо научить поведению в кругу родных, друзей, соседей, посторонних людей; в транспорте, в обществ. местах, на собраниях и т. п. Дети должны быть знакомы с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых разговоров, в т. ч. телефонных, и т. п.

Непременный атрибут культуры общения — тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия для них своих поступков. Важный признак К. п. — проявление точности и обязательности.

В К. п. большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии, понимание юмора.

Внеш. привлекательность в жизни ребёнка, подростка играет очень важную роль. Часто от оценки своей внешности окружающими, самим ребёнком зависит его настроение, поведение и даже положение в коллективе. Воспитание культуры внешности начинается с формирования привычек к чистоплотности, с соблюдения правил личной гигиены. Показателями воспитанности К. п. являются жесты, мимика, движения, походка, осанка. Умение элегантно одеваться, выбирать свой стиль и не подражать слепо моде также вырабатывается с самого раннего возраста и необходимо как девочкам, так и мальчикам. От взрослых во многом зависит, каким сформируется у ребёнка идеал внеш. красоты человека. При отсутствии правильного пед. руководства, под влиянием не очень культурных людей могут выработаться вульгарные эстетич. представления. Большое значение в воспитании вкусов детей и молодёжи имеют средства массовой коммуникации.

Важную задачу составляет воспитание эстетич. отношения к предметам и явлениям повседневной жизни, в т. ч. умения рационально организовать своё жилище, правильно вести себя во время приёма пищи и в др. бытовых ситуациях. В повседневном общении дети усваивают правила хорошего тона, подражая поведению взрослых, ст. товарищей.

Личный опыт общения ребёнка с др. людьми недостаточно велик, решающее значение имеет формирование осознанных навыков и привычек К. п. В нач. классах этот процесс проходит сравнительно легко, т. к. уч. и воспитат. деятельность осуществляет один учитель, под контролем к-рого дети находятся в течение всего дня. Широко используются игровые формы. Подростки эмоциональны, обидчивы, быстро утомляются, сила воли у них недостаточно развита, что при неблагоприятных условиях может привести к несдержанности, неуравновешенности, к немотивированным поступкам.

Для подростков характерно стремление к самоутверждению в коллективе, т.е. подросток внутренне готов принять правила, выполнение к-рых позволит ему занять достойное место среди сверстников, только не всегда умеет это сделать. Назидания, упрёки, замечания — малоэффективные средства воспитания К. п., вызывающие скрытое, а иногда и явное сопротивление воспитанию. Задача педагогов — изменить скептич. отношение к правилам вежливости, хорошим манерам, показать нравств. сущность и привлекат. стороны К. п.

Старшеклассники уже имеют опыт правильных нравств. отношений, когда содержанию поступка соответствует внеш. форма его совершения. У них в большей степени развита потребность в самовоспитании, что способствует формированию К. п.

Стиль поведения подростка, юноши в Значит. мере складывается под влиянием обществ. мнения, поэтому важно, чтобы в сферу обществ. оценок вошла К. п. Недостаточное внимание нашего общества в целом к К. п. сказывается на воспитанности подростков и молодёжи. Поэтому воспитание К. п. у детей прежде всего требует повышения ответственности за выполнение норм поведения всеми членами общества. Большое значение имеют нац. особенности К. п., сложившиеся в результате нравств. развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Лит.: Эстетика поведения, М., 1964; Богданова О. С. Петрова В. И., Воспитание культуры поведения учащихся 1 — 3 кл., М., 1978, Дорохов А. А., Это стоит запомнить, М., 1980; Воспитание сознат. дисциплины и культуры поведения школьников, под ред. И. С. Марьенко, М., 1982; Волченко Л. Б., Культура поведения, этикет, мораль, М., 1982; Г P и б о в а Л. А., О культуре поведения. К., 1983; Козлов А. А., Лисовский А. В., Молодой человек: становление образа жизни, М., 1986; Бушелева Б. В., Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. M., О. С. Богданова.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

pedagogicheskaya.academic.ru

Культура поведения

Культура поведения человека напрямую зависит от его воспитания. Взрослые являются носителями национальной культуры. Они стремятся сделать ребенка похожим на себя. Малыш копирует речь и поведение взрослых и становится частью общества.

Культура поведения, как научный термин, обозначает совокупность всех форм поведения, в которых выражаются моральные и этические принципы человека. Это понятие включает в себя все области внутренней и внешней культуры человека: поведение в общественных местах, этикет, культура быта, взаимоотношения с другими людьми, характер интересов и потребностей, гигиена, организация личного времени, эстетические вкусы, пантомимика, мимика, культура речи.

Культура поведения отдельного человека характеризует его морально-эстетический и духовный облик. Она показывает, насколько человек усвоил и принял ценности того общества, в котором он живет, и насколько умело ими пользуется. На каждом из нас лежит ответственность за соблюдение правил поведения , за собственную культуру и тех, кто придет нам на смену.

Правила поведения в обществе необходимо прививать человеку с самого раннего возраста. Только в этом случае ребенок сможет умело пользоваться своими навыками в будущем.

Плохие привычки можно сравнить с сорняками. Они вырастают там, где нет должного контроля и порядка. В самом раннем возрасте, когда малыш уже умеет ходить и манипулировать своим телом, необходимо начинать формирование некоторых санитарно-гигиенических навыков и уважение к окружающим (не только взрослым, но и другим детям).

К трем годам ребенок должен уметь самостоятельно раздеваться и одеваться. В это время необходимо научить его обращаться с одеждой и обувью. Она должна быть аккуратно сложена или повешена и находиться на своих местах. Это не так просто, как может показаться. Родители должны осуществлять ненавязчивый контроль и направлять малыша. В результате у ребенка появится привычка следить за собой и своими вещами.

Культура поведения предполагает и умение чистить зубы, умываться, мыть руки. Приучить к этому ребенка несложно. В начале он будет нуждаться в вашей помощи и контроле. Родители должны на собственном примере показывать ребенку как общаться с окружающими. К шести годам ребенок должен уметь без напоминаний здороваться, прощаться, благодарить и соблюдать тишину при необходимости.

Правила хорошего тона для детей особенно важны, когда они начинают посещать школу. У малыша начинается совершенно новая жизнь. Ему предстоит усвоить множество правил. К ним относятся: вовремя приходить на уроки, правильно сидеть, содержать в порядке рабочее место, не кричать, поднимать руку, правильно обращаться к учителям. Все эти навыки пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Их ежедневно вырабатывают педагоги. Для успешного закрепления необходимо участие родителей.

Однако мало знать правила, надо их еще и соблюдать. Именно таких людей называют культурными. Культура поведения – это своего рода набор умений и привычек, который свидетельствует об уровне развития человека и помогает ему гармонично вписаться в общество.

Самые первые навыки поведения складываются у детей еще в бессознательном возрасте. Поэтому для молодых родителей очень важно заботиться о культуре своего поведения и быта. Личный пример в сочетании с контролем и требовательностью непременно даст положительный результат.

Научить хорошему никогда не поздно. Даже если вы что-то упустили, всегда есть возможность наверстать. Помните, что искоренить плохую привычку намного сложнее, чем ее привить. Наберитесь терпения и не отклоняйтесь ни на минуту от поставленной цели. Вам придется контролировать и себя, и ребенка. Это задача непростая, но вы обязательно справитесь.

fb.ru

Культура поведения

Отношение к человеку во многом зависит от его поведения среди окружающих. Не случайно подавляющее большинство негативно относится к хамам, или заносчивым личностям. Культурные же люди – напротив, желанны в любом обществе.

Существуют общепринятые нормы приличия и правила поведения, соблюдение которых является залогом успешной коммуникации. Все эти нормы и правила можно объединить под одним термином – культура поведения человека.

Культура поведения и личность

Понятие культурного поведения и этики существует многие века, и в наше время не утратило своей актуальности. В это понятие входят правила поведения в обществе, поступки и формы общения людей, которые основаны на нравственности, а также внутренней и внешней культуре человека. Нормы поведения являются определяющим фактором правильности, или неправильности поступков человека в обществе. Прежде всего, главным фактором культурного поведения является воспитанность, т.е. готовность человека соблюдать нормы поведения, его доброжелательность и тактичность по отношению к окружающим. Этика и культура поведения – это своего рода эталон, принятая в обществе система правил. Этикет призван служить людям для повседневного общения, являя собой набор из вежливых интонаций разговорной речи.

Культура общения и поведения – понятие неоднозначное. Этикет всегда может реализоваться в общении, но не все общение можно признать этикетом. Общение намного шире этикета. В любой культурной коммуникации партнеры могут различаться по полу, возрасту, национальности, социальному статусу, а также степени знакомства и родства. Культура поведения выстраивается согласно этим критериям. Например, младший обязан слушать старшего, и не перебивать его, а мужчина в присутствии женщины не имеет права грубо выражаться. В какой-то степени этика является системой культурного сдерживания, чтобы обеспечить позитивный лад общения неравных между собой партнеров. Культура поведения почти всегда рассчитана на двух адресатов – партнера и публику. Таким образом, ее правила и нормы распространяются сразу в двух направлениях.

Правила культуры поведения

Правила и нормы культурного поведения начинаются еще далеко до того как два человека получают возможность познакомиться. В большинстве случаев люди, вступающие в коммуникацию, так и остаются не знакомыми друг с другом. Но это не мешает им быть вежливыми и тактичными.

Основные правила и нормы культуры поведения воспитываются в человеке с детства. Однако если вам по какой-то причине их не привили, или вы забыли некоторые из них, следуйте упрощенному и основному варианту как стать культурным человеком:

Эти простые правила не только облегчат взаимоотношения с людьми, но и помогут вам стать культурным человеком в лице окружающих, что на сегодняшний день большая редкость.

kak-bog.ru

Культура поведения

В широком смысле культура поведения объединяет все сферы внешней и внутренней культуры человека: взаимоотношения в коллективе, с другими людьми, отношение к труду, к окружающей среде, поведение в общественных местах, быту, организацию свободного времени, гигиену, стиль, эстетику мимики и пантомимы, культуры речи…

В более узком смысле культура поведения — это составная часть общей культуры, выступает внешним проявлением духовного богатства личности, ее внутреннего мира. В таком смысле ее характеризуют как совокупность форм повседневного поведения человека. Этикет является только одной составляющей культуры поведения и включает в себя конкретные правила, например: формы обращения, приветствия, прощания…

Его считают чисто внешней формой «очеловечивания» человека, облагораживание его природных инстинктов, страстей, аффектов. Этикет, как правило, имеет национальный колорит, носит конкретный исторический характер, в определенной степени является социально обусловленным. Понятие этикета много векторное: этикет служебный, учебный, военный, семейный, праздничный, профессиональный, дипломатический.

Культуру можно описать как способность человека формировать свое поведение, общение с другими, среда и отношение к жизни с помощью духа. Целью и назначением культуры является красота или гармония всего, что существует. Красота — это луч света с неба, отражение бытия личности и ее главное желание, это место, где встречаются истина и доброта, где воспитывается гуманность: через Бога — к ближним.

Культурная личность та, которая гармонизировала в себе достоинства и ценности. Свет, радость, благодарность, красота — это вечные источники, которыми она насквозь пропитана. Если чего-то из этого не хватает, то вместо искусства она создаст подделку, вместо истины — полу истину, вместо доброты — притворство, вместо свободы — рабство страсти. «Человек, не имеющий культуры, не понимает искусства, неопрятный и не умеет одеваться, безвкусно украшает свой дом и небрежно говорит и работает. Он интересуется лишь поверхностными вещами, такими как спорт, политика, развлечения. Такие люди считают себя очень важными, их легко обидеть, им не хватает изящества, они склонны взрываться по пустякам, хотят стать богатыми и пытаются наладить связи с богатыми и знаменитыми. Они грубые и назойливые. Это наивные сложные люди. Главный их симптом — бессодержательность».

Культурный человек — скромный и правдивый. Он ценит другого, милосердно, великодушно относится к его слабостям, комплексам и ограничениям. Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк писал: «Такт — это неписаная договоренность не замечать чужих ошибок и не заниматься исправлением их». Глубины культуры можно достичь только благодаря пожертвованиям, самоотречению и поиску. Культурных высот достигают — через созерцательную молитву, которая является истинным общением с Творцом — источником красоты и гармонии.

Безупречные манеры требуют времени, определенного обучения, т.е. знание правил должно стать хорошей привычкой. В привычке то или иное действие автоматизируется, осуществляется без специальных усилий, напряжений, размышлений. Ценность постоянной привычки заключается в том, что она освобождает сознание человека от лишних хлопот и высвобождает внутреннюю энергию на реализацию и решение важных дел. Чем чаще мы повторяем усвоенные формы поведения, и тем больше они становятся совершенными, поведение естественным, непринужденным. То есть привычка — это вторая природа, которая требует постоянного упражнения.

Facebook

Twitter

Google+

Вконтакте

Pinterest

Одноклассники

Мой мир

delovoi-etiket.ru

Поведенческая культура. [П1] Поведенческая культура происходит от слова

Поведенческая культура. [П1] Поведенческая культура происходит от слова «поведение» и имеет более широкое значение. Это означает как человек стоит, сидит, разговаривает, манеру, его смех, интонацию голоса, степень эмоциональности, искренность, скрытность, общительность, юмор, разговор, мышление, отношение к разным предметам, тематику разговора, отношение к пожилым, скромность или нахальность, материализм, эгоизм и т. д. и т. п. Так вот, наш ребенок каждый раз когда встречается с местными, то он «впитывает» в себя их «поведенческую культуру». Во многом его «успех» в жизни зависит от того насколько он усвоил эту «науку».

Чтобы нормально жить, работать и существовать, мы должны усвоить местную «поведенческую культуру». Это в особенности важно если мы приехали из другой страны и культуры. Как это делать, нигде об этом не пишется и никто не говорит - люди это делают интуитивно. Для этого нужно быть наблюдательным, слушать и понимать людей, не быть упрямым и не иметь порок гордыни. Если кто-нибудь это не сможет сделать, то остается без службы и вообще без контактов с иностранцами. При этом, он по всей вероятности даже не будет знать в чем дело. Обыкновенно говорят что «не смог приспособиться к новой стране», но подробно что и как, никто не говорит, так как точно никто и не знает.

Дело в том что некоторые элементы этой «поведенческой культуры» глубоко отрицательны и имеют очень плохое влияние на человека, его семью, друзей и окружение. Скажем знаменитая западная гордыня порождает высокомерие, надменность, неискренность, недружелюбие, ложь, индивидуализм переходящий в эгоизм, неумение открыться, расизм, русофобию и много других плохих качеств. Гордый человек имеет больное самолюбие и поэтому не переносит критику, не видит своих ошибок и таким образом закрывает себе путь к духовному росту и исправлению. Если эмигрант заражается местным пороком гордыни, с одной стороны, он как они, им легче с ним, а с другой стороны он как человек теряет.

Родитель должен понимать своего ребенка и отрицательное влияние некоторых сторон среды и стараться противостоять этому. Если это он не сможет сделать, то его дитя будет постепенно духовно удаляться от него.

Можно отметить что у людей которые жили в разных странах и хорошо говорили на местных языках, при общении со своими бывшими друзьями по месту жительства, их как бы вся личность меняется. Автор этой работы наблюдал как в Канаде, в автобусе, один итальянец разговаривал с канадцем тихо, спокойно и очень корректно, и как он перешел на совсем другую «волну», когда там неожиданно появился другой незнакомый - но итальянец. Он начал оживленно громко говорить и жестикулировать. Вся его поведенческая культура совершенно изменилась.

Продумав что такое поведенческая культура, становится ясно что люди, народы и расы ведут себя по разному, и что раз мы хотим с ними общаться или даже войти в брак, то нужно видеть и понимать эту разницу.

ex.kabobo.ru

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ - Pro-Psixology.ru

— совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Например, требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п.

Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью.

В широком плане в понятие «культура поведения» входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах, культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище), эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к культуре поведения можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. В человеке должно быть органическое единство эстетического и этического, духовного и внешнего. В классовых обществах манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к «высшему кругу», в то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение определенных правил в обществе, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям. Поэтому этикет, принимая в основном характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям. Таково формальное понимание культуры поведения.

В социалистическом обществе она рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности.

Этикет выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обращаться, кого как должно титуловать), правила поведения в различных кругах (придворный этикет, дипломатический этикет, этикет «высшего общества» и т. д.). В социалистическом обществе этикет значительно упрощается, становится несравненно более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению.

Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований, предъявляемых к одежде человека в различных обстоятельствах, — все эти законы приличия воплощают общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. Внимание к внешней форме проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. В целом этикет в условиях социализма совпадает с общими требованиями вежливости: в его основе лежат в конечном счете принципы социалистического гуманизма. Что же касается ритуальных форм этикета, то они сохраняются в основном лишь в сфере дипломатических отношений (соблюдение так называемого дипломатического протокола). Но и они отражают принципиально новое во взаимоотношениях людей — предусматривают равноправное обращение с представителями разных стран.

Ежедневно, ежечасно мы проявляем свою воспитанность (или невоспитанность). В метро, в троллейбусе, при встрече, на работе… Публикации на эти темы в газетах встречают острую ответную реакцию читателей. В «Советской России» статья под названием «А выглядите вы не очень…» вызвала много откликов. А речь в ней шла о том, стоит ли говорить человеку об ухудшении его внешнего вида, о болезненном виде, о деликатности, умеем ли мы щадить чувства другого. Интересны два совершенно различных отношения к проявлениям грубости, бескультурья. Один говорит: «Я стараюсь не ходить в кафе даже в командировках. Садимся за столик — и сразу чувствуешь себя униженным…» Другой говорит: «А меня чья-то грубость, бестактность не могут задеть или унизить. Почему я должна чувствовать себя униженной, если кто-то обнаруживает отсутствие культуры? Неловко за него — и все. Мало того, как-то меня оттеснил в сторону солидный мужчина в театре, и я тихо, чтоб не слышали другие, прошептала ему: «Голубчик, ну можно ли так ронять свое достоинство?»

Человеку, который умеет так прекрасно владеть собой, можно позавидовать, но лучше бы попробовать подражать ему. Деликатные люди могут встать в позу обиженных, страдающих. Но не лучше ли постараться своим присутствием изменить атмосферу в лучшую сторону.

От нашей реакции на чье-то плохое поведение зависит очень многое. Можно грубо одернуть недогадливого юнца, не уступающего места пожилому человеку, а можно то же самое сказать ему тихо, не распаляясь.

Легко быть воспитанным, вежливым с подобными тебе, гораздо труднее с людьми противоположного свойства.

О культуре поведения написано много книг, это очень широкое, исторически развивавшееся понятие. Вы можете воспользоваться книгами на эти темы. А здесь мы прибегнем к еще одному жанру в нашей азбуке: к афоризмам.

Возьмем некоторые из высказываний великих мыслителей, педагогов, писателей:

 …Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом. В. И. Ленин

Недостатки у человека являются как бы продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками. В. И. Ленин

 Понятие о культуре очень широко — от умывания лица до последних высот человеческой мысли. М. И. Калинин

 Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. А. П. Чехов

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. И. Гёте

Только по поступкам мы судим о внутренних движениях, о мыслях, о действиях, о других чувствованиях. К. Гельвеций

Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели. К. Гельвеций

Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных — опытом, самых невежественных — необходимостью, животных — природой. Цицерон

В любом самом мелком, самом незначительном, самом неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек. Ж. Лабрюйер

Манеры выказывают нравы, подобно тому, как платье обнаруживает талию. Ф. Бэкон

Освобождать себя от соблюдения правил приличия не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков? Ш. Монтескье

Социальная испорченность принимает окраску той социальной среды, где она развивается. О. Бальзак

Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется. Л. Н. Толстой

 Не обдумав поступок, будь нерешителен, обдумав, будь решителен. Л. Н. Толстой

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. В. А. Сухомлинский

Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки. Б. Паскаль

 Собственная нравственная нечистоплотность — это знак презрения к самому себе. Апулей

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают». Л. Н. Толстой

У кого много пороков, у того много и повелителей. Ф. Петрарка

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

pro-psixology.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта