6. Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение для юридической психологии. Поведенческие стереотипы юристов
Поведенческие стереотипы юристов | vigor24.ru
Поведенческие стереотипы истца и ответчика
Поведенческие стереотипы истца и ответчика Не секрет, что вопрос возмещения издержек, понесенных лицами в судебном споре вне зависимости от его сложности, всегда актуален: выигравшая сторона желает компенсировать расходы в полном объеме, проигравшая — минимизировать взыскиваемые с нее судебные издержки. В связи с этим любые разъяснения по данной теме всегда в тренде, равно как и новое постановление пленума Верховного суда РФ от 21.
Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF FORMING PRODUCTIVE COGNITIVE AND BEHAVIORAL PATTERNS IN THE SPHERE OF LEGAL RELATIONS Текст научной статьи по специальности — Государство и право
Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF FORMING PRODUCTIVE COGNITIVE AND BEHAVIORAL PATTERNS IN THE SPHERE OF LEGAL RELATIONS Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки » Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Большие Данные, фруктовые салаты и Большой Брат
Американская психология в отличие от направленности этой науки в других странах мира, прежде всего, в континентальной Западной Европе, России, Великобритании, отличалась подчеркнуто практическим характером. Фактически с первых дней существования на американском континенте, психология сразу же была взята на вооружение рекламистами, политическими пропагандистами и маркетологами.
Дистанционные работники: что нужно знать бухгалтеру
Дистанционные работники: что нужно знать бухгалтеру В чем выгода Дистанционная работа — это удобно и для работника, которому не нужно тратить время, деньги и силы на ежедневные поездки в офис, и для работодателя, который может не только экономить на расходах по организации стационарного рабочего места (аренда, связь, техника, программы, поддержка), но и более гибко подходить к найму персонала.
Единое окно Доступа к информационным ресурсам
Единое окно Доступа к информационным ресурсам Введение в юридическую специальность: Учебное пособие Пособие знакомит читателя с методикой обучения студентов по специальности «Юриспруденция».
В нем раскрываются структура, состав учебной дисциплины и ее основное содержание.
Даются конкретные рекомендации по изучению предлагаемого материала и его информационно-методического обеспечения.
Поведенческие стереотипы юристов
Иск был мотивирован тем, что Компания как субарендатор в прошлом имеет право на заключение договора аренды при досрочном прекращении предыдущего договора аренды (ст.
618 ГК РФ). Все три судебные инстанции встали на сторону нашего Клиента и подтвердили правильность разработанной правовой позиции, отказав в удовлетворении требований. Суды подтвердили, что норма права, указанная Компанией в обоснование своих требований, не подлежит применению в данной ситуации, поскольку Клиент, хотя и стал новым собственником участка изначально не являлся арендодателем в прекращенном договоре аренды, а, следовательно — не является субъектом, обязанным заключать договор.
vigor24.ru
понятие, психологическое содержание, значение для юридической психологии
Люди часто думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простейшего объекта - не изолированный акт, а часть сложного процесса. Оно зависит, прежде всего, от той системы, в которой предмет рассматривается, а также от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта. Там, где незнающий человек видит просто металлическую конструкцию, инженер видит вполне определенную деталь известной ему машины. Одна и та же книга совершенно по-разному воспринимается читателем, книгопродавцем и человеком, коллекционирующим переплеты.
С точки зрения семантики понятие предрассудок имеет различные синонимы, наиболее часто употребляемые в современной речи.
В обычном употреблении понятие предрассудок имеет значение слишком узкое. Предрассудком называют, например, веру в то, что нехорошо вставать с постели левой ноги и т.п. Предрассудок - это ложный, но укоренившийся в сознании взгляд на что-либо. По данным словарей синонимами предрассудка являются такие понятия, как стереотип и предрассуждение.
Стереотип - неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Стереотип может быть истинным и ложным. Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению. Так, образы попа, купца или работника из народных сказок четко выражают отношение трудящихся к этим социальным типам. Естественно, что у враждебных классов стереотипы одного и того же явления совершенно разные.
Стереотипы и предрассудки помимо некоего эмоционального и когнитивного аспектов содержат в себе и поведенческий аспект. То есть, если мы чувствуем, мыслим определенным образом, то и действуем мы в таком случае совершенно определенным, предсказуемым на основании наших мыслей и чувств, образом. То есть, если стереотип и предрассудок - это негативные чувства и мысли, то последний, третий аспект этих явлений - поведение - является ни чем иным, как дискриминацией. Если использовать определение Д.Майерса, дискриминация - неоправданно негативное поведение по отношению к группе и ее отдельным членам.
Дискриминация многолика и может принимать различные обличья, в зависимости от предмета, на который она направлена. Стереотипы и предрассудки, а вслед за ними и дискриминирующее поведение может возникать по отношению к определенным группам или их членам в связи с расой, половой принадлежностью или, например, в связи с принадлежностью к определенной возрастной группе. По крайней мере, дискриминация по этим признакам является, пожалуй, наиболее распространенной. Именно поэтому следует остановиться на данных видах дискриминирующего поведения поподробнее.
Социальные стереотипы и предрассудки
Стереотипы - устойчивое (чрезвычайно) и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением.
(Майерс) - мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.
Стереотипы и прочие явления являются нормами существования социальной установки. Их особенностью является не развитый структурный компонент.
Впервые понятие “стереотип” ввел Липман.
Пример: государственные чиновники и предприниматели: у чиновников сложился стереотип, что предприниматели жулики, а у предпринимателей - что чиновники взяточники - > столкновение стереотипов.
Стереотип выделяется при изучении деловой активности населения. Бедные - это интеллектуально ограниченные, глупые и ленивые.
Представления низкообеспеченных по отношению к богатым. Богатые люди - нечестные, начальники - хозяева.
Функции стереотипа
1) адаптивная (как и другие многие феномены в социальной психологии)
Становится необходимым, чтобы защищать групповые интересы, ценности, стереотипы.
2) идеологизация (сохранить ценность, интерес)
3) идентификации (создание и сохранение положительных эмоций, мыслей, образа).
Сущность социальной потребности - принадлежать к какой-то группе.
Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях.
Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы.
Основные свойства стереотипа
1) Не развитый когнитивный компонент
2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростререотип).
3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость проявляется в разных ситуациях
4) Интенсивность эмоционального проявления
5) Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения компании).
Предрассудок - форма существования социальных установок - эмоциональные и эффективные проявления становятся интенсивными.
Причины предрассудков лежат в малоинформированности и предубежденном сознании.
Примеры: стереотипы американцев
1) в России все воруют
2) в России все мужчины пьют
Предрассудки рождаются только в личной форме.
Свойства предрассудка:
1) иррациональность, недоступность для понимания и объяснения.
2) неадекватность, несоответствие действительности.
3) ригидность - негибкость, жесткость, поддатливость.
Социальные проявления предрассудков
Дискриминирующее поведение. Расизм - совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Для всех разновидностей рассизма характерны ложные человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации. Расовые предрассудки, будучи достаточно часто акцентировано критикуемыми, в нашем обществе несколько вытиснились из сознания. В цивилизованном обществе считается неприличным активно показывать свои расовые предрассудки и открыто дискриминировать представителей другой расы. Более того, если спросить испытуемых об их расовых предубеждениях, большинство не согласиться с тем, что расовые предрассудки у них существуют. Тем не менее, истинные чувства опрашиваемых по отношению к представителям другой расы могут быть несколько иными.
Надо заметить, что жесткие формы расового неприятия, с течением времени слабеют, однако не исчезают полностью. То есть дискриминация как бы смягчается, но может проявиться, когда вопрос касается каких-то интимных сфер жизни личности.
Сексизм - это идеология, которая утверждает неравное положение и разные права мужчин и женщин. Если управляют мужчины - это патриархат, а если женщины - матриархат. В настоящее время все известные общества в мире - патриархальные, следовательно, сексистские.
Сексизм - это вид дискриминации, соответствующий фашизму и расизму, только при фашистском или расистском режиме люди разделены на разные категории по расе, а при сексизме - по половому признаку. Разница также в том, что, в отличие от расизма и фашизма, сексизм никогда не вызывал людей на массовый кровавый бой, вооруженный конфликт и т. п. Сексизм существует на более личном уровне. Например, изнасилование считается наказуемым преступлением, а изнасилование жены мужем считается личным семейным делом, которое других не касается. Часто на сексизм не обращают внимание, пренебрегают его значением.
Сексизм так глубоко укоренен в нашей культуре, в нашем обществе, в нашем сознании, что мы его часто просто не замечаем. Нас всех воспитывают в духе сексизма с раннего детства. Если не родители, то, по крайней мере, окружающая среда, общество и традиции приучают мальчиков играть с машинками, а девочек - в куклы. Далее, юноши должны быть сильными и смелыми, а девушки женственными и нежными, и, наконец, мужчины должны содержать семью экономически, а женщины - следить за порядком в доме.
В языке стойко сохраняются и воспроизводятся культурные стереотипы о "женских" и "мужских" видах деятельности. Ярко выражена гендерная предвзятость слов, обозначающих различные виды профессиональной деятельности. Это довольно четко проявляется в объявлениях о найме на работу (требуется столяр, управляющий, менеджер, брокер, пилот и т.д.). В официальном, публицистическом и научном языковых стилях доминируют "мужские" названия, в то время как "женские" названия профессий и должностей почти отсутствуют, а если и есть, то "статус" их незначителен. Так профессии лифтерша, уборщица, кухарка, няня, продавщица, крановщица по статусу крайне низки в сравнении со статусом "мужских" профессий и должностей: президент, министр, директор, завуч, управляющий, главный врач, летчик, ректор, депутат. То есть сами названия как бы предполагают задействованность лиц мужского рода.
Подобно расизму, сексизм предполагает превосходство в физических и интеллектуальных проявлениях, хотя не приводится убедительных аргументов в пользу того, что мужчины лучше, чем женщины - либо наоборот. Традиционные доводы - такие как указание на ограниченность женщин в плане обучения, ссылки на пресловутую женскую логику или же психологическую неустойчивость продолжают жить в общественном сознании.
Языковые сексизмы как выражение безотчетных стандартов поведения играют негативную роль в ситуациях, где нужна полная информация и объективная оценка. Иногда они способствуют возникновению и закреплению предубеждений, неприязни к новому. На сегодняшний день все феминистки сходятся во мнении, что с сексизмом необходимо бороться - назрели глубокие изменения в общественном сознании и межличностных отношениях.
Эйджизм можно определить, как дискриминирующее поведение по отношению к определенной группе людей или конкретному человеку на основании его принадлежности той или иной возрастной группе. Чаще всего эйджизм, как негативный стереотип, проявляется в отношении людей пожилого возраста. Проявления эйджизма весьма разнообразны. Во многом негативное отношение к людям пожилого возраста проистекает из убеждения, что пожилые люди - бесполезный пласт общества. В развитых странах Европы, дискриминирующее поведение по отношению к лицам пожилого возраста во многом вызвано предрассудком о том, что пожилые люди, которые живут на социальные пособия, являются лишними членами общества, иначе говоря, бесполезными.
Дискриминирующее поведение может быть разнообразным. Дело в том, что с пожилыми людьми сложнее общаться, чем с людьми молодыми по ряду физиологически обусловленных причин: пожилые люди медленнее молодых воспринимают информацию, они медленнее двигаются, часто они уже имеют определенные проблемы с памятью и им тяжело учиться. Все эти и другие причины создают в конечном итоге благодатную почву для убеждения в том, что "старики ни на что не годятся", и "пожилой человек - обуза для семьи" и, в конечном итоге, для общества в целом.
Таким образом, становится вполне очевидно, как может происходить дискриминация людей пожилого возраста. Прежде всего, следует отметить тот факт, что на многие должности берут претендентов не старше определенного возраста. Если кандидат старше, то, даже несмотря на его опыт и прочие несомненные достоинства, он может быть дискриминируем исключительно по возрастному признаку - то есть, не быть принятым на ту должность, которой он вполне заслуживал. Также пожилые люди могут быть дискриминируемы в своей семье - скажем, более молодые родственники могут не прислушиваться к их мнению, игнорировать.
Как ни прискорбно, но вполне оправданной является сентенция В.Д. Шадрикова о том, что "Наши старики - это забытые дети общества". Имеется в виду, что права детей мы каким-то образом пытаемся соблюдать и отстаивать, а вот права пожилых людей почему-то не столь занимают наши мысли, при том, что в условиях смертности, превышающей рождаемость, наше общество стремительно стареет.
Этнические предубеждения. Любой этнической группе на заре цивилизации было свойственно ставить себя выше других, и отношения между разными народностями были неодинаковы. Это отражалось в различных стереотипах. Представитель господствующей нации (группы) воспринимал зависимую народность прежде всего сквозь призму своего главенствующего положения. Порабощенные народы рассматривались как низшие, неполноценные, нуждающиеся в опеке и руководстве. Противоположный стереотип складывается там, где меньшинство предстает как соперник и конкурент в экономической и социальной областях. Чем опаснее конкурент, тем большую враждебность он вызывает. Если порабощенная и пассивная группа наделяется чертами наивности, интеллектуальной неполноценности и моральной безответственности, то стереотип группы-конкурента наделяется такими качествами, как агрессивность, безжалостность, эгоизм, жестокость, хитрость, лицемерие, бесчеловечность, алчность.
В национальной психологии существуют стереотипы, когда каждая этническая группа (племя, народность, нация и др.) обладает своим групповым самосознанием, которое фиксирует ее действительные и воображаемые специфические черты. Любая нация интуитивно ассоциируется с тем или иным образом. Часто говорят: "Японцам свойственны такие-то и такие-то черты" и оценивают одни из них положительно, другие отрицательно. Студенты Принстонского колледжа дважды (в 1933 и 1951 годах) должны были охарактеризовать несколько разных этнических групп при помощи восьмидесяти четырех слов-характеристик ("умный", "смелый", "хитрый" и т. п.) и затем выбрать из этих характеристик пять черт, которые кажутся им наиболее типичными для данной группы. Получилась следующая картина: американцы -предприимчивы, способны, материалистичны, честолюбивы, прогрессивны; англичане - спортивны, способны, соблюдают условности, любят традиции, консервативны; евреи - умны, корыстолюбивы, предприимчивы, скупы, способны; итальянцы - артистичны, импульсивны, страстны, вспыльчивы, музыкальны; ирландцы - драчливы, вспыльчивы, остроумны, честны, очень религиозны и т. д. Уже в этом простом перечне приписываемых той или иной, группе черт явственно сквозит определенный эмоциональный тон, проступает отношение к оцениваемой группе. Но достоверны ли эти черты, почему выбраны именно эти, а не другие? В целом этот опрос, конечно, дает представление лишь о стереотипе, существующем у принстонских студентов.
Интересно также отметить, что те же отрицательные черты, которые в Европе и Америке приписывались евреям, в других частях света ассоциируются с совершенно другими этническими группами, которые символизировались в качестве торговцев. В Закавказье это относилось к армянам, во многих странах Юго-Восточной Азии - к китайцам, которых король Таиланда Рама VI прямо назвал "евреями Востока". Но ведь народы эти столь различны по своей культуре и обычаям. Пример этот лишний раз доказывает, что этнический стереотип - не обобщение действительных черт той или иной нации, а продукт и симптом соответствующей социальной ситуации.
Еще труднее оценивать национальные обычаи и нравы. Оценка их всегда зависит от того, кто оценивает и с какой точки зрения. Здесь требуется особая осторожность. У народов, как и у отдельных индивидуумов, недостатки - суть, продолжение достоинств. Это те же самые качества, только взятые в иной пропорции или в другом отношении. Хотят того люди или нет, они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения, прежде всего, сквозь призму своих собственных обычаев, тех традиций, в которых они сами воспитаны. Такая склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, на языке социальной психологии называется этноцентризмом.
То, что каждому человеку обычаи, нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к которым привык, ближе, чем другие, вполне нормально и естественно. Темпераментному итальянцу медлительный финн может казаться вялым и холодным, а тому в свою очередь может не нравиться южная горячность. Чужие обычаи иногда кажутся не только странными, нелепыми, но и неприемлемыми. Это так же естественно, как естественны сами различия между этническими группами и их культурами, формировавшимися в самых разных исторических и природных условиях.
Проблема возникает лишь тогда, когда эти действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы и психологически, а затем и теоретически, обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение.
Суть предрассудка — неоправданно негативная установка по отношению к группе и ее отдельным членам. Предрассудок — это заведомое осуждение; он внушает нам предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой.
Предрассудок — это установка, а установка, в свою очередь,— это определенное сочетание чувств, убеждений и склонности действовать так или иначе. Людям с предрассудками не нравятся те, кто не похож на них самих; они ведут себя в дискриминационной манере, убежденные в том, что те, другие, невежественны и опасны и т. п. Негативные оценки, отличающие предрассудок, могут проистекать из эмоциональных ассоциаций, из потребности оправдать поведение или из негативных убеждений, называемых стереотипами. Следовать стереотипу — значит обобщать.
Предрассудок — это негативная установка; дискриминация — это негативное поведение. В основе дискриминирующего поведения часто, но не всегда, лежат установки предвзятости. Установки, обусловленные предрассудками, не обязательно приводят к враждебным действиям, и не все проявления угнетения проистекают из предрассудков. Расизм и сексизм представляют собой институционализированное применение дискриминации, включая и те случаи, когда нет никаких предрассудков.
Дискриминация (Discrimination) — неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам.
Предрассудки (Prejudice) — неоправданно негативная установка по отношению к группе или отдельным ее членам.
Расизм (Racism) — 1) индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы или 2) институционализированная практика (даже если она и не мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязывается подчиненное положение.
Сексизм (Sexism) — 1) индивидуально предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к представителям того или иного пола или 2) институционализированная практика (даже если она и не мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям того или иного пола навязывается подчиненное положение.
Стереотипы (Stereotype) — мнения о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.
studfiles.net
Поведенческие стереотипы юристов | Консультация юриста в Москве, компания jursait.ru
Поведенческие стереотипы истца и ответчика
Не секрет, что вопрос возмещения издержек, понесенных лицами в судебном споре вне зависимости от его сложности, всегда актуален: выигравшая сторона желает компенсировать расходы в полном объеме, проигравшая — минимизировать взыскиваемые с нее судебные издержки.В связи с этим любые разъяснения по данной теме всегда в тренде, равно как и новое постановление пленума Верховного суда РФ от 21.01.2015 года по издержкам, связанным с рассмотрением дела.
В основном постановление носит лишь уточняющий характер позиций, выработанных ныне упраздненным Высшим арбитражным судом РФ, либо систематизирует подходы, успешно применяемые на практике.
Тем не менее как минимум одно положение способно породить двоякое толкование и вызвать различное правоприменение в будущем.
Единое окно Доступа к информационным ресурсам
Пособие знакомит читателя с методикой обучения студентов по специальности «Юриспруденция». В нем раскрываются структура, состав учебной дисциплины и ее основное содержание. Даются конкретные рекомендации по изучению предлагаемого материала и его информационно-методического обеспечения. Раскрываются особенности юридической специальности, приводятся извлечения из Европейского кодекса поведения юристов, отражающие общемировые требования к профессиональному поведению юристов.
Поведенческие стереотипы юристов
Иск был мотивирован тем, что Компания как субарендатор в прошлом имеет право на заключение договора аренды при досрочном прекращении предыдущего договора аренды (ст. 618 ГК РФ). Все три судебные инстанции встали на сторону нашего Клиента и подтвердили правильность разработанной правовой позиции, отказав в удовлетворении требований. Суды подтвердили, что норма права, указанная Компанией в обоснование своих требований, не подлежит применению в данной ситуации, поскольку Клиент, хотя и стал новым собственником участка изначально не являлся арендодателем в прекращенном договоре аренды, а, следовательно — не является субъектом, обязанным заключать договор.
Клиент = Партнер
Стандарт 1 из 10
Цель компании — вывести отношения с клиентом на высокий уровень доверия.
Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF FORMING PRODUCTIVE COGNITIVE AND BEHAVIORAL PATTERNS IN THE SPHERE OF LEGAL RELATIONS Текст научной статьи по специальности — Государство и право
Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
СПЛАВСКАЯ Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-formirovaniya-produktivnyh-kognitivnyh-i-povedencheskih-stereotipov-v-sfere-pravovyh-otnosheniy (дата обращения: 20.04.2018).
СПЛАВСКАЯ Н.В.
Большие Данные, фруктовые салаты и Большой Брат
Американская психология в отличие от направленности этой науки в других странах мира, прежде всего, в континентальной Западной Европе, России, Великобритании, отличалась подчеркнуто практическим характером. Фактически с первых дней существования на американском континенте, психология сразу же была взята на вооружение рекламистами, политическими пропагандистами и маркетологами.
Дистанционные работники: что нужно знать бухгалтеру
Дистанционная работа — это удобно и для работника, которому не нужно тратить время, деньги и силы на ежедневные поездки в офис, и для работодателя, который может не только экономить на расходах по организации стационарного рабочего места (аренда, связь, техника, программы, поддержка), но и более гибко подходить к найму персонала. Ведь дистанционный работник может работать не только вне офиса, но и из другого города и даже из другой страны.
jursait.ru
5 ложных стереотипов о юридической профессии
Благодаря литературе и, в первую очередь, продуктам киноиндустрии в умах большинства Юрист, как образ, это некая помесь крутого парня без страха и упрека, который разбрасывает направо и налево не совсем честно заработанные деньги, и выигрывает резонансные процессы с изяществом Федора Плевако. Но, как часто случается, в реальности не все так просто и картинка далеко не такая радужная.
Наверное, более чем точно отношение общества к юристам отображает фраза Равиля Алеева: «Востребованы не просто юристы, а квалифицированные мерзавцы и профессиональные извратители права». Юристы это необходимое зло, считает подавляющее большинство, вряд ли задумываясь о справедливости такого суждения.
ЮРЛИГА решила «пройтись» по наиболее популярным заблуждениям относительно юридической профессии и посмотреть, насколько они правдивы.
Юрист Всемогущий, а заодно и Всезнающий
Когда люди узнают о принадлежности Вас к сословию юристов, то в тот же миг появляются сотни вопросов, на которые они ждут незамедлительного и точного ответа. Юрист должен быть осведомлен во всем - как оформить завещание, что прописать в договоре поставки, и куда обратится, если на твой покой покушаются соседи/налоговики/санэпидстанция/…
Также он просто обязан быть в курсе, какой штраф предусмотрен за превышения скорости и что грозит преступнику, если он занимается мошенничеством в особо крупных размерах. Юрист должен помнить ставки судебного сбора, реквизиты всех судов в области как минимум, и подкреплять каждый такой ответ ссылкой на пункт и статью Закона. При всем при этом он должен с ловкостью бывалого бухгалтера рассчитывать всевозможные штрафы, пеню и т.п. Если кто считает, что юристам математика не нужна, то он сильно ошибается. Порой формулы бывают такие, что приходится вспоминать учебу в школе - садиться за «задачки» и считать, считать, считать …
А если юрист, что нестранно, с ходу не может выдать ответ на очередной вопрос, то далее вопрошают: «Ну как ты не знаешь? Ты же юрист…»
Юристы вовсе не роботы, и вместо мозгов у них не карта памяти с неограниченным объемом, ведь просто невозможно держать в голове все результаты «творчества» ВРУ, КМУ и прочих «авторов». Это если не учитывать, что практически все нормативные акты по нескольку раз в год (!) подвергаются изменениям. А существует же еще и обратная сила закона…
Приоткроем маленький «секрет»: у юристов есть специализация, и они, во-первых, не обязаны знать все, а, во-вторых, не могут этого сделать. Если никого не удивляет, что кардиолог не будет лечить Вам почки, то почему юрист-хозяйственник должен разбираться в уголовном праве?
Все юристы крутые и гламурные
Когда люди представляют себе юриста, то поневоле думают, что он родился в костюме, с дипломатом в руках, и в обязательно начищенных до блеска лакированных туфлях. А выражение лица сродни лику Властелина мира - тоже наверное от рождения.
Проблема в том, что такому несколько снобскому образу соответствует только тот процент юристов, которые вынуждены «мелькать» на публике. В результате получается замкнутый круг: гламурный, потому что крутой, а следовательно надо светится, а светится везде потому что крутой, а следовательно и гламурный
Остальные же 95 % юристов - это люди, которым пить кофе на деловых встречах особо некогда в пробежках между судами/налоговой/таможней/исполнительной службой и т.д. Они как марафонцы в забеге на 50 с лишним километров: с утра собрались, бумагами и кодексами обложились и на старт, внимание, марш… Тут уж поверьте не до наведения марафета (маникюра и прочего), и переисполнения чувством собственной важности, - работать надо.
«Мне случалось успешно защищать преступников. Но виновный никогда не оставался безнаказанным. Достаточно суровым возмездием для него был мой гонорар».
Ли Бейли
Еще одна красивая сказка гласит, что юристы много зарабатывают. На самом деле, применив нехитрую арифметику и посчитав количество юристов по Украине в целом, и тех из них, кто действительно много зарабатывает, - чаша весов склонится отнюдь не в сторону последних.
Нет, юристы, конечно, не бедствуют, но и отнюдь не катаются, как сыр в масле. К тому же, если сравнить оплату труда в регионах, то картина выглядит совершенно неприглядно. Партнеры большинства фирм в регионах получают зарплату на уровне юристов, или даже младших юристов в киевских офисах крупных международных юридических фирм. Но «фишка» в том, что на всех таких больших компаний не хватает, и процент юристов занятых в подобных фирмах, - сравнительно невелик.
Ненормированный рабочий день, наличие выходных и отпуска, только если позволяет работа - даже все это не гарантирует тех баснословных денег, которые, как думают многие, зарабатывают юристы.
Не щадят ни заслуги, ни звания.
Адвокатам одним только рай:
За лишение прав состояния -
И за то теперь деньги подай.
Н.А. Некрасов, из стихотворения «Юбиляры и триумфаторы»
Юрист - излюбленный герой многих шуток. Правда выступает он всегда в роли злобного, нудного и подлого персонажа. Сами юристы на такие шутки давно не обижаются, и умеют посмеяться над такими шаржами.
В целом же представление о представителях юридической профессии таково, что это бессовестные люди, которым только и подавай как бы заработать на всем и на всех, и не важно кого при этом придется подставить/защищать/… Ф. Достоевский в «Дневнике писателя» обозначил: «… что адвокат и никогда не может действовать по совести, не может не играть своею совестью, если б даже и хотел не играть, что это уже такой обреченный на бессовестность человек …». Зачем же так утрировать?
Извольте быть объективными, не все юристы принадлежат к той категории, которые хорошо знают судью, но не закон. Почему юрист обязательно должен быть подлецом, а бухгалтер, к примеру, хорошим? «Вредоносных» представителей профессии достаточно в любой сфере, и отнюдь не только в юриспруденции.
В том, что касается занудства, то это утверждение далеко от истины. Конечно, юристы любят и могут придираться к словам и т.п., но это всего лишь небольшая издержка профессии. А во всем остальном они точно такие же люди, как и все остальные (как бы странно это не звучало). Не смотря созданный обществом образ, юристы далеко не такие скучные. Среди защитников Фемиды присутствуют любители пения и кулинарии, бокса и футбола, путешествий и конного спорта. Также не обходят стороной в своих увлечениях юристы рыбалку и шахматы, кто-то любит покер, а кто-то боулинг, есть любители вышивки крестиком, театра и искусства танца.
В чем разница между юристом и богом? - Бог никогда не думает, что он юрист. (профессиональная шутка)
Еще один не менее популярный миф о юристах - партнеры юридических фирм безмерно счастливы и могут себе позволить праздно проводить время. Вроде, как бы, это похоже на правду, чего еще хотеть? Ведь есть свой бизнес, и, как правило, он успешен, есть команда юристов, которую можно нагрузить работой, а самому в это время поехать отдыхать куда-то в теплые края. Но…партнеры это зачастую люди, которые работают 24 часа сутки и семь дней в неделю. Кроме непосредственной юридической практики, они еще и менеджеры, и стратеги, немного учителя и еще немножко бухгалтера. Как говорится - «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
Фирма должна работать как часы, только не нашего производства, которые то отстают, то спешат, а то и вовсе останавливаются, - а желательно как швейцарские. А кто лучше присмотрит за своим детищем, если не его создатель?
Сами же партнеры, а особенно это касается управляющих партнеров фирм, признаются, что работать приходится очень много, некоторые умудряются в офисах на ночь оставаться, дабы не отрываться от работы. Трудоголизм - вынужденное профессиональное заболевание большинства юристов. К большому сожалению, очень часто такие люди бывают одинокими, поскольку теряют духовную связь со своими близкими из-за отсутствия времени «на семью». Поэтому вряд ли стоит завидовать успешным людям, добившимся успехов в юридической профессии. Ведь в любом случае ради успеха приходится чем-то жертвовать, иногда чем-то очень ценным…
Наталья Шныр, сайт ЮРЛИГА
Связаться с редакторомjurliga.ligazakon.ua
Диссертация на тему «Стереотипы правовых установок» автореферат по специальности ВАК 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. - № 1 (Часть первая). - Ст. 1.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63 // Собрание законодательства Российской Федерации. —1996. — № 25Г- Ст. 2954.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года № 14 (Часть вторая) И Собрание законодательства Российской Федерации. -1996.-№5.-Ст. 410.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 1. - Ст. 16.
5. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. -№ 11.-Ст. 1146.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436 « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Российская газета. 2010. - 31 декабря.
7. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2009. - 28 декабря.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовыхактов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. - № 10. - Ст. 1084.
9. Закон Ярославской области «О профилактике правонарушений в Ярославской области» от 05.05.2006 № 20-3 // Губернские вести, 2006. 11 мая.1.. Нормативные и другие официальные юридические документы зарубежных стран
10. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года // Док. ООН А\58\422
11. Конвенция о правах ребенка принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. - № 45. - Ст. 955.
12. Монографии, учебники, учебные пособия
13. Алексеева Е.А. Стереотип и динамика мышления. Минск, 1993.
14. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
15. Бабаев М.М. Молодежная преступность / М.М. Бабаев, М.С. Кру-тер. М., 2006.
16. Баранов 77.77. Проблемы теории правосознания и правового воспитания. Избранное. Ростов-на-Дону, 2005.
17. Блинова ОМ. Мотивология и ее аспекты. М., 2010.
18. Бондарев A.A. Проблемы реализации правовых установок сотрудников ГИБДД в сфере обеспечения законности и правопорядка. Орел, 2010.
19. Васильева Т.Е. Стереотипы в общественном сознании: социально-философские аспекты. М., 1988.
20. Грановская P.M. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.,1994.
21. Гребнева Э.Э. Психология человека: тактико-ориентационный подход: Учебное пособие. Белгород, 2007.
22. Григолава В.В. Контраст, иллюзия, установка и бессознательное. -Тбилиси, 1987.
23. Гурьееа JI.C. Социальная активность населения в развитии процесса самоуправления в современной России / Л.С. Гурьева, Ю.П. Бондаренко. -М., 2009.
24. Дугин А. Т. Психофизические начала стереотипного поведения: философам, психологам, юристам. М., 2009.
25. Карташое В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие: В 2-х т. Ярославль, 2005.
26. Казимирчук В.П. Современная социология права: Учебник / В.П. Ка-зимирчук, В.Н. Кудрявцев — М., 1995.
27. Карташое В.Н. Правовая культура: понятие, структура, функции / В.Н. Карташов, М.Г. Баумова Ярославль, 2008.
28. Ковалева E.JI. Правомерное и противоправное поведение: их соотношение. М., 2002.
29. Комлев Ю.Ю. Социология девиантного поведения / Ю.Ю. Комлев, Н.Х. Сафиуллин Казань, 2006.
30. Kydpneifee В.Н. Право и поведение. -М., 1978.
31. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
32. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976.
33. Лукашева Е.А. Социалистическое право и личность. М., 1987.
34. Мануковский М.В. Стереотипы сознания в межкультурной коммуникации: учебное пособие. Воронеж, 2005.
35. Мереиков A.B. Социология стереотипов. — Екатеринбург, 2001.
36. Надирашвили Ш.А. Установка и деятельность. — Тбилиси, 1987.
37. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.
38. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси, 1989.
39. Нурпеисов Е.К. Психология правомерного поведения. Алма-Ата,1984.
40. Оллпорт Г. Становление личности: избранные труды. М., 2002.
41. Пискарев Д.П. Социально-психологические стереотипы противоправного поведения молодежи. Москва-Кострома, 1999.
42. Подгурецкгш А. Очерк социологии права. М., 1975.
43. Политические стереотипы как теоретическая и практическая проблема.-М., 1990.
44. Поляков A.B. Общая теория права: феноменолого коммуникативный подход: Курс лекций. - Спб., 2003.
45. Психологический механизм юридической деятельности (личностный аспект): монография / под общ. ред. В.Н. Карташова. Ярославль, 2010.
46. Речкгш Н.С. Философское осмысление природы и сущности человека в понятии «стереотипы сознания» на основе исследования симметрии и «золотого сечения». Волгодонск, 2008.
47. Сарджвеладзе H.H. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
48. Сергеева A.B. Русские: стереотипы поведения, традиции, менталь-ность.-М., 2007.
49. Символы, образы, стереотипы: исторический и экзистенциальный опыт: сборник статей. Спб., 2000.
50. Стереотипы и динамика мышления / Под ред. Широканова Д.И. -Минск, 1993.
51. СкомпскаГ. Типология отношений к праву. Краков, 1975.
52. Смоленский М.Б. Правовая культура и личность в контексте российской государственности / М.Б. Смоленский, H.H. Дунаева. Ростов-на-Дону, 2002.
53. Судаков К.В. Динамические стереотипы или информационные отпечатки действительности. М., 2002.
54. Татарынцева Е.В. Правовое воспитание (методология и методика). -М, 1990.
55. Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установок. — Тбилиси,1977.
56. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
57. Узнадзе Д.Н. Теория установки. М., 1997.
58. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси, 1961.
59. Чавчавадзе Н.Н. Социальное подкрепление как один из факторов формирования установки. Тбилиси, 1987.
60. Чулахов В.Н. Криминалистическое исследование навыков и привычек человека. М., 2003.
61. Шарковская Н.В. теоретико-методологические основания научного исследования социально-культурной активности личности. — М., 2007.
62. Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. -М., 1986.
63. Щербакова Н.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993.
64. Щербакова Н.В. Социально-психологические установки правомерного поведения личности. Ярославль, 1984.
65. Ядов В. А. Социологическое исследование. М., 1972.
66. Якунин В.Н. Западня: новые технологии борьбы с российской государственностью. -М., 2010.
67. Статьи, лекции, диссертации, авторефераты диссертаций
68. Абрамов А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права // Правоведение. 2006. - № 5.
69. Аверьянов М.А. необходимо уходить от стереотипов мышления при расследовании убийств // Проблемы эффективности уголовного судопроизводства и защиты прав граждан. Казань, 2005. - С. 138-144.
70. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов //Вопросы психологии. 1986. - № 1. - С. 95-101.
71. Агеев B.C. Психологические и социальные функции поролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. - № 2. - С. 152-158.
72. Антонов-Романовский ВТ. Стереотипы регистрации преступлений в период изменений в уголовной политике // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2007. - № 1. - С. 67-72.
73. Алгасадэюнева PLC. Общественное мнение о проституции и мерах по ее предупреждению (региональное исследование) // СОЦИС. № 5. - 2006.
74. Бабенко А.Н. Правовые ценности и освоение их личностью: Авто-реф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2002.
75. Баженова МЖ Ограничение прав мужчин и женщин в связи с существованием тендерных стереотипов в обществе / М.И. Баженова, О. Гина-тулина // Права человека в контексте российской модернизации. — Пермь, 2007. С. 24-26.
76. Базнков Р.В. Социальные стереотипы: концептуальный аспект: Ав-тореф. дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1999.79 .Байбурин А. Этнические стереотипы поведения // Общественные науки. 1986. - № 2. - С. 125-136.
77. Байниязов P.C. Правосознание и правовой менталитет в России: Дис. докт. юрид. наук. Саратов, 2006.
78. Балгщкий А.Г. Социальные стереотипы и социальная саморегуляция // Философия истории: диалог культур. М., 1989. - С. 13-14.
79. Баранов М. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы / М. Баранов, Н. Витрук // Право и жизнь. 1993. - № 3. —1. С. 159-172.
80. Батыгин Г.С. Стереотипы поведения: распознование и интерпретация // Социологические исследования. 1980. - № 4. - С. 96-102.
81. Белканов Е.А. Базовые стереотипы правосознания // Российский юридический журнал. 1998. - № 2. - С. 51-58.
82. Беляев Г.Ю. Культурно-поведенческие стереотипы сознания // Поиск. 2004. - № 3. - С. 117-123.
83. Бодстев A.A. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности / A.A. Бодалев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферов // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Л., 1971. - С. 151-160.
84. Бондаренко Т.А. Психосемантический подход в исследовании социальных стереотипов правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. - № 2. - С. 3-8.
85. Гречин A.C. Правосознание как система социально-правовых установок / A.C. Гречин, Ю.А. Красиков // Вестник МГУ. Сер. Право. 1978. -№ 6. - С. 30-34.
86. Дугына Е.В. О некоторых стереотипах либерального правового мышления // Философия права. 2004. № 3. С. 55 61.
87. Егоров А. Профессиональная социальная работа и стереотипы массового сознания / А. Егоров, М. Соколовская // Вопросы социального обеспечения. 2008. - № 17. - С. 25-28.
88. Еккмов С. О профессиональных стереотипах сотрудников ОВД / С. Екимов, С.Н. Слюсаренко // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. - № 2. - С. 21-23.
89. Ефремова Г.Х. Правовые установки и ориентация молодых правонарушителей Н Правовая культура и вопросы правового воспитания: Сборник научных трудов. М., 1974. - С. 121-136.
90. Ефремова Г.Х. Опыт изучения правовых установок и ориентаций преступников / Г.Х. Ефремова, В.В. Зудин, А.Р. Ратинов // Психологическое изучение личности преступника. Методы исследования. М., 1976. - С. 153-185.
91. Захарова JI.H. Психологические стереотипы в управлении как барьеры социально-экономического развития России // Вестник Нижегородского университета H.H. Лобачевского. 2007. - № 1. - С. 293-299.
92. Захарова Л.Н. Психологические стереотипы в управлении как сдерживающие факторы социально-экономического развития // Проблемы теории и практики управления. 2008. - № 2. - С. 90-98.
93. Иванова Е.А. Стереотип как феномен культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2000.
94. Иванова Н. Стереотип как явление культурного пространства // Коммуникативно-функциональное описание языка. — Уфа, 2006. Ч. 1. -С. 90-98.
95. Иосебадзе Т.Т. Проблема бессознательного и теория установки школы Узнадзе / Т.Т. Иосебадзе, Т.Ш. Иосебадзе // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования / Под ред. A.C. Прангишвили, А.Е. Шеро-зия, Ф.В. Бассина. Тбилиси, 1985. - Т. 4.
96. Казшшрчук В.П. Социологические исследования в праве // Методологические проблемы советской юридической науки / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. -М., 1980.
97. Казурова О.Ю. Правовая социализация студенческой молодежи в условиях современного российского общества: Автореф. дис. канд. социол. наук. Волгоград, 2006.
98. Каминская В.И. Правосознание как элемент правовой культуры / В.И. Каминская, А.Р. Ратинов // Правовая культура и вопросы правового воспитания. -М., 1974.
99. Карбовский Ж. Стереотип как феномен сознания // Сознание и знание.-М., 1984.-С. 35-48.
100. Карпухин О.Н. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. 2000. - № 3. - С. 124-128.
101. Касъяненко M.В. Стереотипы правового нигилизма // Право и государство: теория и практика. 2009. - № 5. - С. 142-145.
102. Касьянова Е.И. Роль установок и стереотипов сознания в формиNровании толерантного поведения // Современные гуманитарные исследования. М., 2006. - № 4. - С. 269-272.
103. КвашаА.А. Правовые установки граждан: Дис. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
104. Климанскгш Д.В. Факторы, интегрирующие и дезинтегрирующие правосознание сотрудников ОВД // Право и образование. 2008. - № 6. -С. 141-147.
105. Климанскгш Д.В. Противоречия в правосознании сотрудников ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2008. - № 4. - С. 92-94.
106. Климова C.B. Подростковая преступность в зеркале социологической экспертизы // СОЦИС. 2006. - № 9.
107. Ковалев В.В. Социальные стереотипы как образующая основа особенностей правового сознания российского общества //' Философия права. — 2008. -№3.- С. 96-99.1.
108. Комаровскай B.C. Некоторые проблемы измерения социальных, установок // Вопросы философии. 1970. - № 7.
109. Комкова A.B. Понятие стереотипов в политической жизни // Проблемы политической и правовой науки: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2007. - Вып. 1. - С. 49-52.
110. Кузнецова О.Г. Информация и стереотипизация сознания // Человек. Природа. Общество: актуальные проблемы. СПб., 1996. - С. 115-117.
111. Куликова A.B. Правовая культура в рамках социологического подхода: содержание понятия, его особенности // Вестник нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2006. — № 1.
112. Кунафин М.С. Технократический и экологический стереотипы мышления и поведения: философский и социально-психологический анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. Уфа, 1991.
113. Курганов С.И. О стереотипах в криминологии // Государство и право, 1998. -№ 1. С. 61-65.
114. Магденко А.Д. Правосознание сотрудников органов внутренних дел Российской федерации в контексте международных стандартов правоохранительной деятельности: теоретический и практический аспект: Дис. канд. юрид. наук. -Н. Новгород, 2004.
115. Максимова И.М. Проблема влияния правовой установки личности на выбор способа поведения // Формирование личности посредством юридического образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 16 мая 2003 г. Тамбов, 2003. - С. 109-115.
116. Малюткин A.B. Правовые мнения, правовые верования, правовые привычки и предрассудки, предубеждения, стереотипы правосознания как устойчивые элементы правовой психологии // Право и государство: теория и практика. 2007. - № 3. - С. 39-49.
117. Меняйло Д.В. Правовой менталитет: Дис. канд. юрид. наук. -Ростов-на-Дону, 2003.
118. Метелкина Ю.С. Социальные стереотипы: процессы формирования, виды и использование в политике: информационный подход: Автореф. дис. канд. социол. наук. Новосибирск, 2002.
119. Мехтиханова JT.B. Факторы формирования правовой установки // Современные проблемы государства и права: Сборник научных трудов. Нижний Новгород, 2003. Вып. 2. - С. 55-59.
120. Мигущеяко О.Н. Влияние ложных правовых установок правосознания на поведение женщин и 30-х гг. XX в. в России // Преступность и духовность. М., 2008. - С. 251-254.
121. Назаренко Е.В. Правовое предвидение как вид социального предвидения // Проблемы правоведения. Республиканский межведомственный научный сборник. Киев, 1989. - Вып. 50. - С. 9-14.
122. Номоконов В.А. Преступное поведение: механизм детерминации, причины, ответственность: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1991.
123. Овчинников А.И. О некоторых стереотипах либерального правового мышления // Философия права. 2004. - № 3. - С. 55-61.
124. Орлова О.В. Правовая свобода личности в гражданском обществе // Журнал российского права. 2007. - № 5.
125. Орлова О.В. Ценностные приоритеты молодежи в Сибирском регионе // СОЦИС. 2009. - № 6.
126. Певцова Е.А. Современные и дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал .российского права. 2004. - № 3. -С. 70-71.
127. Петренко В.Ф. Стереотипы поведения как элемент национальной культуры /В.Ф. Петренко, JI.A. Алиева // Языковое сознание: стереотипы и творчество. М., 1988. - С. 16-39.
128. Пискарев Д.П. Исследование социально-психологических стереотипов противоправного поведения молодежи: Автореф. дис. канд. психол. наук. Кострома, 1999.
129. Пицшъ О.С. О необходимости преодоления устаревших стереотипов мышления // Проблемы философии. — Киев, 1987. Вып. 72. — С. 24-28.
130. Поленина C.B. Право и культура: от правовой культуры к культурным правам / C.B. Поленина, Е.В. Скурко // Российская юстиция.2007. -№ 12.
131. Попов Г. Молодежь в сфере криминогенного влияния // СОЦИС.2008. № 5. С. 72-79.
132. Ранчгт А. О некоторых стереотипах современного российского либерального сознания // Неприкосновенный запас. 2008. - № 1. - С. 64-79.
133. Реан A.A. Социальные стереотипы в оценке национальной психологии // Обновление: межнациональные отношения и перестройка. JI., 1989. -С. 147-149.
134. Ршшшевская П. Тендерные стереотипы и логика социальных отношений // Свободная мысль. 2006. — № 3. - С. 100-110.
135. Рыжков В.А. Регулятивная функция стереотипов // Знаковые проблемы письменной коммуникации. Куйбышев, 1985. - С. 15-21.
136. Рябова Т.Е. Стереотипы и стереотипизация как проблема тендерных исследований // Личность. Культура. Общество. 2003. - Т. 5. - № 1-2. -С. 120-138.
137. Сальников В.П. Юристы и формирование правовой культуры граждан в правовом государстве / В.П. Сальников, Н.Я. Соколов // Методологические проблемы воспитательной работы в органах внутренних дел и внутренних войск. СПб., 1991. - С. 3-10.
138. Семендяева О.Ю. Стереотип как социальный и социально-психологический феномен: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1986.
139. Семитко А.П. Понятие и структура правовой установки, ее роль в правовом поведении // Проблемы реализации права. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1990. - С. 112-116.
140. Спицына О. О. Средства массовой информации в механизме формирования правовых установок (проблемы теории и практики): Дис. канд. юрид. наук. Владимир, 2009.
141. Cm ом а A.A. Правосознание как фактор профессионального становления при подготовке офицерских кадров // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2009. - № 1 (17).
142. Суходольская Н.П. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей // Философия и общество. 2007. - № 3. - С. 152-160.
143. Сысоев Е.В. Толерантность этнически неоднородного сельского населения и типология ее носителей // СОЦИС. — 2006. — № 3.
144. Тепляшин КВ. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан // Журнал российского права. 2002. - № 1.
145. Терешкин А.Ф. Моральные установки в системе отношений субъекта: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2004.
146. Тонченко JI.H. Воздействующая функция стереотипов // Личность, речь и юридическая практика. — Ростов-на-Дону, 2000. Вып. 3. - С. 102-107.
147. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. - № 8.
148. Уздгшаева И.П. Правовая социализация личности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2007.
149. Ухова Л.В. Тендерные стереотипы в рекламных образах // Культура. Литература. Язык. Ярославль, 2005. — Ч. 1. - С. 3-9.
150. Филюшкина С. Национальный стереотип в массовом сознании и литературе (опыт исследовательского подхода) // Логос. 2005. - Вып. 4. -С.125-139.
151. Хачатуров РЖ Формирование правовой культуры в условиях становления гражданского общества в России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Казань, 2005.
152. Чайка С. Тендерные стереотипы в поликодовой структуре рекламы // Социально-политические и экономико-правовые проблемы общества: история и современность. Барнаул, 2008. - Вып. 6. - С. 33-36.
153. Чугров С. Этнические стереотипы и их влияние.на формирование общественного мнения // Мировая экономика и международные отношения. 1993. -№ 1.-С. 41-53.
154. Шабалина О.В. Тендерные стереотипы в системе принятия управленческих решений: особенности и проблемы // Социум и власть. -2008.-№3.-С. 55-60.
155. Шестак В.А. Характеристика правовых установок и ценных ори-ентаций военнослужащих // Вестник Московского университета МВД России. 2008. - № 4. - С. 54-56.
156. Шиморина C.B. Правовые поведенческие установки студентов российских вузов: социологический анализ: Автореф. дис. канд. социол. наук. -М., 2007.
157. Щербакова Н.В. Роль правовой установки в формировании социальной активности личности в условиях развитого социализма: Дис. канд. юрид. наук. М., 1978.
158. Эфиров С.А. Стереотипы критики и критика стереотипов // Социологические исследования. 1988. - № 1. - С. 85-92.1. Интернет ресурс
159. Аналитический обзор по комментариям, полученным в ходе общественного обсуждения проекта Федерального закона «О полиции» // www.rg.ru/2010/09/23/.html.
160. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) // http://www.consultant.ru.
161. Проект ФЗ «О полиции» // http://zakonoproekt2010.ru
162. Сводная таблица предложений граждан по проекту федерального закона «О полиции» // www.rg.ru/201 Q/09/23/.html.
www.dissercat.com
Стереотипы поведения как инструмент управления. — Новости и публикации — Pharmedu.ru
Мы вправе заказать исследования у сторонних компаний, самостоятельно провести анкетирование, опрос и т. п. и получить опять некую иллюзорную картину, описывающую мнения и предпочтения нашего покупателя. И часто мы начинаем сомневаться — как же мы будем строить свой бизнес исходя из мнения и отношения отдельного покупателя? Это кажется очевидной утопией, а мнения ряда людей, как бы много мы не спрашивали их об этом, не являются определяющими в построении бизнеса и формировании нашего продукта.
Взгляните повнимательнее, коллеги, и вы увидите, что наши с вами знания, умения, навыки, взгляды, оценки, пристрастия и т. д. есть некий набор стереотипов. Мы улучшаем свою внешность, укрепляем здоровье, отдаем дань санитарии и гигиене, решаем широкий круг профессиональных задач, знакомимся с окружающими, принимаем пищу, высказываем свое отношение к глобальным проблемам, признаемся в любви — всем этим мы занимаемся стереотипно. До нас точно так же поступали многие поколения людей. Их опыт мы и переняли. Если бы наше поведение: поступки, оценки, высказывания — были сугубо индивидуальны, уникальны (сколько людей, столько и вариантов), мы не смогли бы понимать друг друга, общение и взаимодействие стали бы невозможными. Так что же такое стереотипы? Это устойчивые формы поведения, обусловленные природными возможностями человека, позволяющие использовать их (эти самые возможности) оптимально, т. е. с наибольшей эффективностью. Это и есть предмет нашего с вами пристального изучения. Мы должны изучать не покупателя, а все стереотипы его поведения. Именно это знание дает нам возможность перейти к управлению поведением покупателя. В это понятие мы будем вкладывать исключительно гуманистический смысл. Гете принадлежат замечательные слова: «Чтобы добиться успеха в жизни, нужно заниматься тем, что дается легче всего. Но делать это изо всех сил!» Вдумайтесь, коллеги, попытки решения нашим покупателем повседневных задач затратным, энергоемким способом ухудшают его качество жизни. Мы должны предложить ему то, что для него является оптимальным и эффективным и, что самое важное, повышает качество его жизни. Какие же стереотипы характерны для нашего покупателя? Прежде всего, стереотип по отношению к своему здоровью (очень сильно меняется на протяжении жизни человека). Молодежь часто не уделяет должного внимания своему здоровью. Почему? Это просто не нормально и не модно в их восприятии (совершенно очевидный стереотип). Молодые люди демонстративно не применяют лекарственные средства, как правило, они с гордостью говорят о том, что таблетки вообще не пьют. Употребление лекарств этой возрастной группой населения, как правило, происходит при активном участии более старших и мудрых родителей, что в свою очередь формирует еще больший протест и, как следствие, более устойчивый стереотип в отношении лекарственных средств. Таким образом, ожидать большого потребления лекарственных средств от данного возрастного сегмента не приходится. Что будет их интересовать? Только то, что позволяет скрыть явные возрастные проблемы (пресловутые прыщи и угри и другие особенности функционирования подросткового организма). Средний возраст приносит человеку ощущение уходящей молодости. Как правило, человек вдруг начинает слышать и ощущать свой организм: он начинает замечать, что здоровье — это не безмерный ресурс и стоит уже думать о том, чтобы его укреплять или, по крайней мере, беречь. Это самый активный потребитель лекарственных средств, причем спектр потребляемых лекарств может быть весьма многообразен. Эти потребители склонны пробовать и экспериментировать, они требовательны к функциональному наполнению и ценовой характеристике: «дорого — значит качественно, дешево, значит сомнительно». Активная жизненная позиция стимулирует их на поиск лекарственных средств для профилактики здоровья. Они с готовностью потребляют продукцию, повышающую их уверенность в продлении жизни, красоты и молодости. Доминирование данного возрастного сегмента среди ваших покупателей открывает максимальные возможности по формированию ассортимента аптечного предприятия. Пожилые люди знают свой организм, как свои пять пальцев, и, как следствие, потребляют большое количество лекарственных средств, но уже ограниченного спектра. Они сами создают некую специализацию своего потребления («я знаю — это мне не поможет, а это поможет наверняка!»). Специализация потребления складывается также из невысокого уровня материальной обеспеченности. У данного возрастного сегмента будет вызывать очевидное раздражение сложный ассортимент и большой ценовой диапазон предложений. Они уже не любят что-то менять в своих устоях и не терпят непризнания своей «экспертности» в вопросах заботы о собственном здоровье. Более того, они воспринимают как оскорбление ситуацию, когда старательный молодой работник «первого стола» объясняет им, что их привычный выбор уже устарел и появились более совершенные и менее вредные лекарственные средства, которые помогут в борьбе с их недугами. Степень их консерватизма максимальна. Наличие такого покупателя для аптеки — часто факт неизбежный. Поэтому все, что необходимо сделать, — это ориентировать специализацию вашего предложения под их нужды и стереотипы их восприятия. Наиболее привлекательной аудиторией для аптеки будут являться люди среднего возраста, а для них важна именно глубина и широта вашего предложения. Именно они занимаются постоянным поиском более функциональных и безопасных способов решения своих проблем и менее склонны к экономии в вопросах заботы о своем здоровье. С другой стороны, пожилые люди — не менее активные потребители лекарственных средств и требуют особого отношения. Они формируют потребности в специализации со стороны аптечного предприятия, поскольку уже являются экспертами в вопросах заботы о своем здоровье и, как следствие, будут требовательны в отношении узкого сегмента нашего предложения покупателю. Важно понимать, какой сегмент преобладает в нашем конкретном случае, и формировать свое предложение исходя из стереотипа по отношению к своему здоровью со стороны доминирующего возрастного сегмента покупателей. Из этого примера видно, что изучение стереотипов поведения покупателей позволяет нам четко определить основную возрастную целевую аудиторию аптечного предприятия. Дальнейшее изучение стереотипов поведения и восприятия покупателей дает возможность детализировать наше понимание покупателя. Очевидно, что вопрос здоровья — это очень серьезный вопрос в сознании социума. Здесь нет места легкомыслию. Поэтому не следует использовать приемы, широко распространенные в розничной торговле. Молодой персонал и его подчеркнуто сексуальный вид, легкий флирт в поведении — все это будет вызывать не столько непонимание, а скорее негодование и протест. Почему? Вспомним еще раз о стереотипе по отношению к своему здоровью. Кто является основным потребителем лекарственных средств, какова степень их «экспертности» в этом вопросе и, как следствие, каковы их ожидания и требования по отношению к персоналу и в целом «к упаковке», в которой они получают это обслуживание? Возраст покупателя, через призму его стереотипов, определяет степень консерватизма вашего предприятия. Будет это новомодное и функциональное предприятие или же стоит выдержать его в лучших традициях лекарского дела социалистического прошлого? Стереотип «эксперта-покупателя» формирует особое требование к персоналу, который будет работать в вашем аптечном предприятии. Специализация и дополнительные услуги, которые вы планируете внедрить в деятельности вашего предприятия, должны исходить из имеющихся стереотипов восприятия вашего покупателя или, по крайней мере, им не противоречить. В итоге вы должны сами стать носителем определенных стереотипов поведения. И это объясняет позиционирование покупателя как инвестора — он инвестирует в наш бизнес свои стереотипы, а мы, используя эти стереотипы, формируем наше предложение, которое приносит и нам, и покупателю взаимовыгодную коммуникацию. Какой вывод можно сделать? Изучайте стереотипы поведения и восприятия ваших покупателей. Как? Просто наблюдайте за ними, общайтесь с ними. В основном этого будет вполне достаточно для понимания того, что будет заложено в основу вашего предложения и что в нем будет оптимально и рационально с точки зрения вашего покупателя. Улучшайте качество жизни вашего покупателя через призму его стереотипов, — и вы начнете управлять его поведением. Как определить своих покупателейpharmedu.ru
Поведенческие стереотипы истца и ответчика
Не секрет, что вопрос возмещения издержек, понесенных лицами в судебном споре вне зависимости от его сложности, всегда актуален: выигравшая сторона желает компенсировать расходы в полном объеме, проигравшая — минимизировать взыскиваемые с нее судебные издержки.
В связи с этим любые разъяснения по данной теме всегда в тренде, равно как и новое постановление пленума Верховного суда РФ от 21.01.2015 года по издержкам, связанным с рассмотрением дела.В основном постановление носит лишь уточняющий характер позиций, выработанных ныне упраздненным Высшим арбитражным судом РФ, либо систематизирует подходы, успешно применяемые на практике.
Тем не менее как минимум одно положение способно породить двоякое толкование и вызвать различное правоприменение в будущем. Речь идет о пункте 5, согласно которому распределение судебных издержек при участии нескольких истцов или нескольких ответчиков производится с учетом «особенностей материального правоотношения и фактического процессуального поведения».
Если с материальным правоотношением все понятно, то словосочетание «фактическое процессуальное поведение», несмотря на лаконичность, может быть расценено юридическим сообществом неоднозначно. Например, вызывает неоднозначное толкование вопрос, включал ли Верховный суд возможность перераспределения расходов в случае, когда кто — то из соистцов или соответчиков не принимает участие в судебном заседании, «пассивно устраняясь от дела»?
Вопрос принципиально важный, поскольку формально каждый субъект на стороне истца или ответчика является самостоятельной процессуальной фигурой и действия одного из них не обязательны для других (например, активное действие по признанию иска лишь одним соответчиком).
На наш взгляд, такая точка зрения является ошибочной. Само понятие «фактическое процессуальное поведение» предполагает совершение действий и может быть оценено судом только при его наличии в активной форме.
Так, например, полагаем, что суд вправе будет перераспределить размер судебных издержек в случае отказа от иска или признания иска одним из участников спора, поскольку имеет место фактическое процессуальное поведение, направленное на устранение спора в максимально короткие сроки и, как следствие, на минимизацию расходов участвующих лиц.
В процессуальном праве механизм отказа от иска или жалобы, как и признание таковых, предусмотрены только в активной форме — путем подачи в суд соответствующего заявления. Иного не предусмотрено, поскольку действия лиц, участвующих в деле, должны быть облечены в процессуальную форму, понятную для суда и других участников процесса, и не допускать неоднозначных толкований.
Отсутствие же лица в судебном заседании, на наш взгляд, — это не что иное, как отсутствие какого — либо судебного поведения, которое может и должно быть оценено со стороны органа правосудия именно так.
Автор: Александра Петрова — старший юрист практики разрешения споров юридической компании Rightmark Group Источник: газета «Деловой Петербург» №042(4451), стр.24
www.rightmark-group.ru