Признаки проявления особенностей характера. Поведенческие признаки это


Новые поведенческие признаки обмана

Дальнейшие исследования, проведенные в течение последних двух лет, подтвердили и расширили результаты, касающиеся важности мимики и голоса при выявлении обмана. Оценивая по видеозаписям выражения лиц студенток-медсестер в момент произнесения ими лжи или правды, мы обнаружили различия между двумя типами улыбок. Когда студентки на самом деле получали удовольствие, на их лицах были улыбки более прочувствованные (см. Рисунок 8), а когда лгали, на их лицах были так называемые улыбки-маски (в дополнение к улыбающимся губам видны признаки грусти (Рисунок 3), страха (Рисунок 4), гнева (Рисунок 5 и Рисунок 7) или отвращения)243.

Существование различных типов улыбок подтвердилось также исследованиями детей и взрослых, проводившимися в Америке и других странах при самых различных обстоятельствах, не ограниченных ситуациями, связанными с ложью. Мы обнаружили, что при искренних улыбках ощущения людей и процессы, происходящие в их мозгу, отличаются от того, что происходит при всех прочих улыбках. Лучшим признаком искренности улыбки, вызванной ощущением удовольствия, является участие в ней не только губ, но и мышц, расположенных вокруг глаз244.

Однако морщинки в виде «паучьих лапок» у внешних уголков глаз не всегда указывают на искренность улыбки. «Паучьи лапки» являются достоверным признаком искренности улыбки только в том случае, если человек испытывает не очень большое удовольствие и улыбается слегка. При широкой улыбке губы сильно растягиваются, что само по себе приводит к появлению «паучьих лапок», и тогда надо обращать внимание на брови. В случае искреннего удовольствия в улыбке участвуют мышцы глаз, и тогда брови чуть-чуть опускаются. Это тонкий признак, но, как мы выяснили, люди могут замечать его и без всякой специальной подготовки245.

Мы также обнаружили, что во время лжи тембр голоса студенток становился выше. Предполагается, что тембр голоса человека, наслаждающегося приятной и спокойной сценой, не должен повышаться. Однако такое изменение тембра указывает на эмоциональное возбуждение и само по себе еще не является признаком обмана. К тому же не у всех лгавших девушек голосовые и мимические признаки обмана присутствовали одновременно. Тем не менее при использовании обоих источников информации результаты определения лжи оказались лучше: «рекордный уровень – 86%. Но это означает, что все же было 14% ошибочных суждений, даже основываясь на двух таких признаках, как мимика и голос, мы сочли, что говорившие правду лгут, а лгавшие говорят правду. Таким образом, хотя эти признаки справедливы для большинства людей, нельзя сказать, что они применимы ко всем. Я не думаю, что когда-нибудь мы получим набор поведенческих признаков, которые будут одинаково справедливы для всех людей. Некоторые люди от природы склонны к актерству, и их трудно поймать на лжи, другие же настолько своеобразны, что признаки лжи, справедливые для других, к ним не относятся.

В новой, еще не законченной работе мы с доктором Марком Фрэнком обнаружили первые подтверждения моей мысли о том, что некоторые люди от природы артистичны и являются отличными лжецами, а некоторые не умеют лгать и им не удается обмануть никого. Мы с доктором Фрэнком поставили эксперимент, в котором участники могли лгать или говорить правду согласно двум сценариям. По первому сценарию они могли имитировать кражу, взяв из портфеля 50 долларов. Если им удавалось убедить «следователя», что они не брали денег, то деньги можно было оставить себе. По второму сценарию они должны были высказать свое мнение по какому-нибудь острому вопросу, например аборты или смертная казнь, причем они могли говорить правду или лгать. Фрэнк обнаружил, что те, кто успешно лгал в первой ситуации, столь же успешно лгали и во второй, а те, кого было легко уличить в неискренности высказанного мнения, так же легко попадались и в ситуации с кражей246.

Многие из приведенных в предыдущих главах рассуждений наводят на кажущуюся очевидной мысль, что успех каждой конкретной лжи гораздо больше зависит от характера лжи, чем от способностей самого лжеца. Но, скорее всего, оба эти фактора играют определенную роль. Некоторые люди лгут настолько мастерски или настолько неумело, что ситуация и специфика конкретной лжи не имеет значения; все равно первым удастся обмануть, а вторые будут уличены во лжи. Однако большинство не относится к крайним категориям, и для таких людей успех лжи зависит от того, кому они лгут, о чем лгут и что поставлено на карту.

studfiles.net

поведенческий признак - это... Что такое поведенческий признак?

 поведенческий признак adj

psych. Verhaltensmerkmal

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

Смотреть что такое "поведенческий признак" в других словарях:

universal_ru_de.academic.ru

1.3. Понятие признака в генетике поведения

Генетическая изменчивость особей в популяции может проявляться по огромному числу признаков, в том числе и поведенческих. Для успешного проведения опытов по генетике поведения необходимо подобрать соответствующие поведенческие признаки. Это непростая задача.

Ученые исследовали самые разные поведенческие признаки у разных видов животных: предрасположенность к судорогам, общую возбудимость, локомоторную активность, ориентировочно-исследовательские реакции, разные аспекты репродуктивного поведения, классические и инструментальные условные реакции, реактивность к фармакологическим веществам.

Для удобства организации научных исследований поведенческие признаки разделили на группы согласно физиологическим функциям, лежащим в их основе (Рис. 1.20.)

Рис.1.20. Классификация поведенческих признаков в соответствии с физиологическим функциям, лежащим в их основе.

Разделение поведения на моторные и сенсорные, эмоциональные, социальные и «интеллектуальные» компоненты является во многом условным, но необходимым для дифференцировки их друг от друга. Реально эти поведенческие паттерны представляют пересекающиеся множества, где в каждом присутствуют компоненты всех остальных.

В эксперименте предварительное тестирование моторных и сенсорных функций позволяет избежать недостоверных положительных и отрицательных результатов при предъявлении более сложных поведенческих задач, например, с экспериментов по обучению, в которых используются сенсорные стимулы, а в ходе их выполнения участвует моторика.

Для успешного проведения экспериментов по генетике поведения необходимо подобрать соответствующий признак – «единицу поведения». В качестве таких «единиц» генетика поведения заимствовала из этологии комплексы фиксированных действий (КФД), которые представляют собой сложные стереотипные движения, образующие высокоорганизованную последовательность.

Термин КФД появился благодаря Конраду Лоренцу, который считал, что основу поведения, т.е. его базовые единицы, составляют специфичные для каждого вида животных движения, форма которых является постоянной, закреплённой генетически. Эти движения он назвал «инстинктивными действиями», а так же «наследственными координациями» (Erbkoordinationen — нем.,), и именно последний термин, переведённый Нико Тинбергеном на английский язык как «fixed action pattern» (по-русски буквально — фиксированная форма действия), с 50-х гг., закрепился в этологии для их обозначения. В русскоязычной литературе также переводились как: комплексы фиксированных действий (КФД) или фиксированные комплексы действий (ФКД).

Комплексы фиксированных действий оказались удобными для изучения благодаря своей чёткой выраженности и устойчивости. Генетическая изменчивость затрагивает не «рисунок», или паттерн (pattern), КФД, а преимущественно частоту его выполнения и пороги активации в тех или иных условиях, т.е. их пространственно-временные характеристики, что вполне поддается точному, количественному измерению.

Наследование видоспецифических особенностей в выполнении КФД можно анализировать, изучая поведение гибридов первого поколения от скрещивания особей родственных видов, у которых это поведение чётко различается, а также у особей с локальными мутациями, затрагивающими этот признак.

Среди примеров КФД, генетика которых хоть в какой-то степени изучена, можно отметить, например, гнездостроительное поведение у разных видов попугаев-неразлучников, материнское поведение (подтаскивание детёнышей к гнезду) у мышей отселектированных линий и другие поведенческие признаки.

Рис.1.21.а. Примеры «единиц поведения» - комплексов фиксированных действий. Пчела, строящая соты

Рис.1.21.б. Примеры «единиц поведения» - комплексов фиксированных действий. Выпрашивание пищи кукушонком

Как правило, для исследования роли генотипа в формировании поведения ученые выбирают либо те признаки, которые легко поддаются количественному учету, либо те признаки, которые легко измерить по степени выраженности.

Как же эти признаки связаны с генотипом?

Когда в 30-е годы сформировалась феногенетика — направление, анализирующее пути и правила становления признака в процессе развития, то в рамках этого направления были установлены следующие принципы:

Было показано, что влияние генов на фенотипические признаки может быть и непосредственным и опосредованным. Некоторые признаки, например первичная структура белка, определяются последовательностью нуклеотидов в данном гене. Другие признаки, более отдаленные от первичного эффекта гена, как правило, находятся под влиянием многочисленных генов. Поведенческие признаки, как правило, связаны с функцией конкретных генов не прямо, а опосредованно.

Если признак отдален от первичного эффекта гена несколькими «ярусами» биохимических процессов, то обнаруживается влияние некоего гена не только на исследуемый признак, но и на многие другие стороны строения, функций и поведенческих реакций организма. Это явление называется плейотропией. Плейотропия (от греч. рléiōn — более многочисленный, больший и trópos — поворот, направление) - множественное действие гена, способность одного гена воздействовать одновременно на несколько разных признаков организма.

Было показано, что проявление гена может быть многообразным и практически всем хорошо изученным генам присуща плейотропия. Например, гены, определяющие окраску шерсти у домовой мыши, влияют также на размеры тела; ген, влияющий на пигментацию глаз у мельничной огнёвки, имеет ещё десять морфологических и физиологических проявлений. У лабораторных мышей, имеющих мутацию brindled, отмечаются «вьющиеся» вибриссы, «ослабленная» окраска шерсти, тремор, а также ряд других аномалий. Эти проявления мутантного гена являются следствием нарушений в усвоении меди — микроэлемента, необходимого для многих биохимических реакций.

Плейотропия часто распространяется на признаки, имеющие эволюционное значение, — плодовитость, продолжительность жизни, жизнеспособность. Плейотропия свидетельствует о взаимосвязанности процессов клеточного метаболизма и биохимических механизмов онтогенеза, о наличии между первичным действием гена и его фенотипическим проявлением многих промежуточных звеньев, на которые могут влиять другие гены и факторы внешней среды.

Классическим примером плейотропии, связанным с поведенческими признаками дрозофилы было впервые обнаруженное А. Стёртевантом в 1915 году и подробно описанное в 1956 году М. Бэсток влияние мутации yellow на уровень половой активности мух. Широко известны также многочисленные плейотропные эффекты мутации альбинизма (нарушение остроты зрения, специфические особенности морфологии зрительных путей), обнаруживающиеся не только у лабораторных мышей и крыс, но и у многих других видов животных и даже человека. К плейотропным эффектам относятся множественные отклонения от нормы в развитии мозга мышей при неврологических мутациях.

Для количественного описания неоднозначного соответствия фенотипа генотипу выдающийся генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский ввел понятия экспрессивности и пенетрантности генов.

Экспрессивностью называется степень выраженности рассматриваемого признака у организмов с одинаковым генотипом. Другими словами экспрессивность – это степень фенотипического проявления эффектов аллеля определенного гена у разных генетически сходных между собой особей. Экспрессивностью характеризуется конкретная особь. Например, у дрозофил с генотипом eyeless (безглазые) уменьшено число глазных фасеток, но абсолютное число фасеток варьирует от 0 до 50% от нормы, которая составляет 779 фасеток. Тогда экспрессивность этого аллеля при полном отсутствии фасеток у особи равна 100%, а у особи с числом фасеток, уменьшенным в два раза, – 50%.

Рис. 1.22. Мутация eyeless у Drosophila melanogaster.

а, а' — нормальные глаза; b, b' — совершенно безглазая форма, с с' – промежуточное выражение признака

В основе различий экспрессивности могут лежать многие причины, в частности влияние факторов среды или генетического фона. Если экспрессивность очень изменчива (вплоть до отсутствия проявления признака у отдельных особей), то вводится дополнительная характеристика проявления действия гена — пенетрантность (частота проявления аллеля определенного гена у разных особей группы родственных организмов).

Пенетрантностью проявления гена называется отношение числа особей, у которых проявляется данный признак, к общему числу с данным генотипом. Пенетрантностью характеризуется признак в однородной группе особей. При полной пенетрантности (100%) мутантный ген проявляет свое действие у всех особей, имеющих его, а при неполной – лишь у некоторых. Например, у дрозофилы доминантная мутация Lobe (L) вызывает уменьшение размера глаз, однако этот признак проявляется только у 75% особей; у остальных 25% мух – носителей гена L – глаза нормальные. Тогда пенетрантность аллеля L равна 75%.

Экспрессивность и пенетрантность часто зависят от условия среды, в которой развивается организм: освещения, температуры или влажности.

Примером изменчивости признаков поведения, которые связаны с экспрессивностью и пенетрантностью, могут быть количественные вариации в проявлении фиксированного комплекса действий (ФКД) исследовательской активности, пищевого поведения, в интенсивности репродуктивного поведения, которые можно наблюдать у животных идентичных генотипов, например у мышей и крыс инбредных линий.

Внутрилинейная изменчивость признаков поведения определяется очень многими факторами. Например, влияние соседства сородичей в жилой клетке. Поскольку лабораторные мыши и крысы относятся к видам, живущим в сообществах, то изоляция животного вызывает мощные изменения нейрохимических процессов в организме, а также изменение поведения. Содержание же животных в группе выявляет различия, определяющиеся положением особи во внутригрупповой иерархии. Есть и другие примеры проявления изменчивости поведения особей с идентичными генотипами.

К дополнительным трудностям при изучении генетики поведения приводит и тот факт, что многие поведенческие признаки зависят от ряда внешних по отношению к нервной системе факторов, например от сезона года, или от гормонального фона, который сформировался в данное время в организме.

Первый этап генетического исследования признаков поведения связан с оценкой их генетической изменчивости. Признаки организма могут варьировать, обнаруживая фенотипическую изменчивость в пределах нормы реакции, размах которой определен генотипом.

При изучении поведенческих признаков, генетики сталкиваются также с изменчивостью, которая связана с воздействием индивидуального опыта.

Основным материалом для работ в области генетики поведения являются отселектированные и инбредные линии. Селекция ведется по широкому диапазону признаков поведения, показавших генетическую изменчивость, — от скорости проведения нервного возбуждения в нервно-мышечном синапсе до высокой и низкой способности к обучению. Но с помощью селекции формируются линии, которые состоят из животных, сходных по выраженности исследуемого поведенческого признака и иногда ряда других признаков, но не обладающих генетической однородностью. Это затрудняет использование их в целях идентификации генов, влияющих на данный признак.

В ряде случаев удается получить полностью гомозиготных животных с контрастными в случае двух линий величинами интересующего исследователей поведенческого признака. Но таких линий немного. В качестве примера можно привести инбредные линии мышей Short и Long sleep, у которых после гипногенной дозы этанола развивается либо короткий, либо длинный период сна.

Существуют линии мышей, имеющих общее происхождение и выращенных в одинаковых условиях, но демонстрирующих различные поведенческие реакции при помещении в ярко-освещённое открытое пространство. Эти линии были получены следующим образом.

В первой серии экспериментов исследователи брали группу обычных полевых мышей и помещали каждую особь по очереди в ярко-освещённую коробку. В ответ на ситуацию мыши демонстрировали самые разнообразные поведенческие реакции. Некоторые особи оказались довольно трусливыми: они неподвижно сидели возле стенок. Другие оказались более смелыми – бродили по коробке, хотя и не отходили далеко от её стенок. Некоторые мыши ориентировались свободно, даже выходили на середину освещённого поля. При помощи различных методов исследователи измеряли движения каждой особи и отобрали наиболее неподвижных и наиболее активных.

В дальнейшем активные мыши скрещивались с активными, а неактивные с неактивными, т.е. проводилась селекция в двух противоположных направлениях. Полученное в обоих случаях потомство аналогичным образом тестировалось, отбиралось и скрещивалось. Т.е. от наиболее трусливых родителей в дальнейшие скрещивания брали только самых неактивных потомков, а среди потомков самых храбрых родителей отбирали наиболее активное потомство. Всего было проведено более 30 поколений инбредных скрещиваний. С каждым последующим поколением мыши из трусливой группы становились всё более трусливыми, и мыши из смелой группы все более смелыми.

Таким образом, исследователи получили две линии мышей, имеющих общее происхождение и выращенных в одинаковых условиях, но демонстрирующих различные поведенческие реакции при помещении в ярко-освещённое открытое пространство.

Чтобы убедиться в отсутствии влияния на поведение мышей неконтролируемых факторов, был проведен дополнительный эксперимент, который заключался в следующем.

Новорожденных мышей из неактивной линии помещали на воспитание к самкам из активной линии и наоборот, а также мышей из обеих отселектированных линий одновременно помещали на воспитание к одной взрослой самке. При последующем тестировании мыши демонстрировали поведенческие реакции, свойственные своей исходной линии.

Эти результаты говорят о том, что поведенческие признаки зависят от наследственности. Трусливость, как и храбрость, и ряд других поведенческих признаков называются количественными наследственными признаками, поскольку фенотипы (наблюдаемые поведенческие реакции), ассоциированные с соответствующими генотипами, варьируют измеряемыми количествами или степенями.

Исходное поколение мышей включало в себя особей «не очень трусливых», «умеренно трусливых», «довольно трусливых» и других, с «разной степенью трусливости». Если ввести некую размерность для этого признака (проранжировать его) и построить график, получится колоколовидная кривая. Подобные признаки называют ещё признаками с непрерывной изменчивостью, так как отдельные их значения в популяции/линии изменяются непрерывно от одного экстремального значения к другому.

Среди поведенческих признаков известны и признаки другого типа – признаки с прерывистой изменчивостью или качественные. Они либо присутствуют у исследуемого объекта, либо отсутствуют. Примером такого признака у человека может служить способность или неспособность сворачивать язык в трубочку.

Рис.1.23. Семь из десяти людей, обладающие определенным доминантным геном, способны сворачивать язык трубочкой.

Однако большинство поведенческих признаков всё же являются количественными.

Наряду с факторами внешней среды и генотипом у млекопитающих в формировании признака участвует еще один важный параметр – пренатальные и постнатальные влияния материнского организма. Это так называемый материнский эффект. Наиболее простые примеры влияния материнского организма на физиологические реакции и поведение потомства — это эффекты различных пренатальных воздействий на самку (стресс, влияние фармакологических агентов), степень выраженности которых может зависеть от ее генотипа.

Экспериментально показано, что при соблюдении стандартных условий выращивания, как матерей, так и их потомства, физиологические реакции и поведение потомства зависят от типа влияний «материнской среды». Эти влияния могут существенно сказываться не только на внутрилинейной, но и на межлинейной изменчивости. Иными словами, влияние «материнской среды» инбредной линии С на формирование признака может быть иным, чем влияние на этот признак «материнской среды», свойственной генотипу линии В.

Влияние материнской среды складывается из трех компонентов: цитоплазматического, внутриутробного и постнатального.

Цитоплазматический компонент обнаруживается не только у млекопитающих, но и у тех животных, развитие которых проходит вне материнского организма. Он заключается в том, что яйцеклетка и сперматозоид при слиянии привносят разные количества цитоплазмы, причем белки, синтезируемые на основе материнских иРНК, обнаруживаются в зародыше и после начала дробления. Кроме того, цитоплазма яйцеклетки передает зародышу значительно большее количество митохондриальной ДНК, чем цитоплазма спермия. Это означает, что цитоплазматические влияния могут иметь и генетическую природу.

Внутриутробный компонент материнского эффекта определяется генотипом матери, а также специфическими воздействиями, которые испытывает ее организм, Самки разного генотипа, даже выращенные и содержащиеся в одинаковых условиях, создают потомству разную «материнскую среду», что может повлечь за собой различия в фенотипе потомства, в том числе и поведенческом фенотипе.

Постнатальный компонент связан с тем, что детеныши млекопитающих длительное время зависят от материнской заботы, которая может по-разному проявляться.

В генетике поведения разработаны экспериментальные приемы, с помощью которых можно оценить относительный вклад каждого из этих компонентов (цитоплазматического, внутриутробного и постнатального) в фенотипическую изменчивость признака поведения.

Под поведенческим признаком в генетике поведения понимают любую ответную реакцию живой материи на какое-либо изменение в окружающей среде, для которой характерна, либо прерывистая, либо непрерывная изменчивость, зависящая от одного (двух) или многих генов. Конечно, легче других изучать поведенческие признаки, определяемые единичными генами.

Вопросы для повторения и обсуждения.

  1. Как осуществляется подбор поведенческих признаков?

  2. В чем особенности поведенческих признаков?

  3. По каким критериям осуществляется классификация поведенческих признаков?

  4. Какие «единицы поведения» изучают генетики? Приведите примеры.

  5. Почему комплексы фиксированных действий оказались удобными для изучения?

  6. Как поведенческие признаки связаны с генотипом?

  7. Приведите примеры плейотропии, связанные с поведенческими признаками дрозофилы.

  8. Приведите примеры изменчивости признаков поведения, которые связаны с экспрессивностью и пенетрантностью.

  9. Докажите, что поведенческие признаки зависят от наследственности.

studfiles.net

НАСЛЕДУЕМЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

ТОП 10:

Влияние, которое оказывают на вас ваши предки, безусловно, отражается и на вашем физическом облике. К примеру, рыжие волосы и веснушки на переносице у вас могут быть в точности такие же, как, скажем, у вашего дяди Джорджа. Гораздо труднее различить так называемые скрытые ценности — убеждения и жизненну ю позицию, передаваемые генетически. Процесс определения и изучения этих скрытых свойств может оказаться чрезвычайно важным для наилучшего понимания собственной личности. В то время как все мы — в широком смысле — являемся потомками человеческого рода, именно своеобразные этнические, биологические и культурные наследуемые признаки оказывают влияние на нашу судьбу и делают каждого из нас уникальным.

Вы постоянно находитесь под воздействием признаков, которые унаследованы вами генетически, независимо от того, являются ли они преимущественно бессознательными или подсознательными. Знаете вы это или нет. но ваше происхождение в любом случае оказывает на вас непрерывное воздействие, а ваша судьба часто определяется такими вещами, о которых вы не имеете ни малейшего представления или даже не хотите о них ничего знать. Если вы решили заняться изучением своих наследуемых признаков, определите, какие из них улучшили вашу жизнь, а от каких лучше всего изба- виться. Это позволит вам быть свободнее в выборе, который определит вашу дальнейшую жизнь.

Исследуя свои корни, обратите внимание на источник вашего нынешнего поведения, которое частично может быть обусловлено обстановкой в семье, а также возникнуть под воздействием детских переживаний. (Другое поведение может предписываться обществу, в котором вы росли, однако некоторые люди склонны предписывать это кармическому опыт\' или воздействию генов.) Несмотря на то. что существует много причин, объясняющих вашу нынешнюю жизненную позицию и поведение, не лишним будет, если вы попытаетесь выяснить, какие именно составляющие вашей личности возникли под воздействием генетически наследуемых признаков. Часто происходит так, что мы совершаем тот или иной выбор под воздействием приобретенных по наследству свойств, проявлявшихся во всех предыду щих поколениях. Поскольку многие из нас не знакомы со своими предками, они могут не знать о том, что их выбор являлся частью более крупной повторяющейся модели семьи.

Например, мой муж Дэвид был профессиональным плотником; он работал на стройке, более двадцати лет занимаясь реконструкцией жилых зданий, прежде чем стал архитектором. Работа Дэвида всегда была очень качественной и изысканной, поэтому к нему обращались, чтобы отреставрировать красивые старые дома. Когда его сестра заинтересовалась генеалогией и занялась изучением их предков, она обнаружила, что многие предшественники Дэвида также были плотниками. Мой мѵж не знал, что плотницкое дело входило в число генетически наследуемых им признаков. Дэвида частично заинтересовала история о том, что его прадеда в свое время наняли для проведения реставрационных работ в штате Вашингтон, где мы жили в то время. Это не был тот штат, где родился и вырос Дэвид, и его тем более удивил этот факт — что его предок выполнял ту же работу, что и он, да еще и на той же территории, в том же штате, который выбрал для проживания Дэвид.

Или другой пример. Моя подруга Лаура живет в Австралии. Как-то. остановившись на некоторое время в Англии, Лаура вдруг решила изучить свою генеалогию, и весьма удивилась, узнав, что ее отец воспитывался в детском доме. Оказалось, он избегал рассказов о своем прошлом, поэтому Лаура с удивлением обнаружила этот факт в его биографии, узнав также, что школа Thomas Coram Foundling School, в которой он воспитывался, находилась в районе Блумсбери, в Лондоне. Несмотря на то, что ее снесли много лет назад, школьная канцелярия располагалась на прежнем месте, поэтом}’ Лаура сходила туда, чтобы расспросить ее сотрудников о своем отце.

Очень любезный социальный работник помог моей подруге разобраться в записях школьного журнала. Это была женщина. Она тактично поинтересовалась у Лауры тем, как и насколько сильно прошлое ее отца может повлиять на ее эмоциональное состояние. Здесь Лаура узнала, что ее отец остался на руках у кормилицы, потом жил в приемной семье до тех пор, пока ему не исполнилось пять лет, когда он поступил в школу. После он видел свою приемную семью только два раза в год. Грусть и одиночество, связывающие оба эти события, повлияли не только на отца Jlayры, но и на саму се жизнь. Выяснив это, Лаура начала намного лучше понимать свой образ жизни и, благодаря этому, получила духовную поддержку своему намерению изменить свою жизнь.

Характерные свойства частично передаются из поколения в поколение, в то время как отдельные члены семьи даже не догадываются о том, что специфические особенности, ритуалы и убеждения, которые они постигают, являются не универсальными, а свойственными их собственной родословной. Во многих семьях существуют одни и тс же опасности, исходящие от выбора профессии, личностных взглядов, способов подхода к проблемам и от основных жизненных позиций. Эти качества обычно не требуют доказательств и безоговорочно принимаются членами семьи, которые могут рассматривать их «просто как способ существования в мире» и тем самым бессознательно игнорировать все богатство выбора, открытое другим семьям и обществам. Часто они не замечают проявления таких тенденций.

Родовые черты не только приобретаются, они также наследуются. Последнее исследование, проведенное в университете штата Миннесота, в котором участвовали однояйцевые близнецы, показало, что генетически идентичных близнецов связывают общие характерные признаки — это касается не только внешности, но и характера, привычек и наклонностей, даже если эти самые близнецы были разлучены в детстве. К примеру, Барбара Херберт, весьма тучная женщина средних лет, нашла свою сестру-близнеца Дафну Гудшип спустя сорок лет после того, как их разлучили в день рождения. Совпадения их жизни оказались потрясающими: обе они бросили школу в возрасте четырнадцати лет, в пятнадцать — обе упали с лестницы, затем, посту пив на государственную службу, в возрасте шестнадцати лет познакомились со своими мужьями на вечере танцев, организованном в здании муниципалитета; обе вынашивали своих детей в одно и то же время и обе родили двоих мальчиков и девочку. И это только верхушка айсберга из удивительных совпадений, характеризующих жизнь конкретно этих сестер-близнецов. Похожие явления, связанные с близнецами, разлученными в раннем детстве, подтверждают тезис о том, что родственные черты как приобретаются, так и наследуются.

В одном роду все члены семьи относятся к жизни с нескончаемым оптимизмом, независимо от того, что с ними происходит. Они всегда действуют, исходя из твердого убеждения в том, что все, в конце концов, будет хорошо. В другой семье при таких же обстоятельствах действуют, не надеясь на успех, и рассматривают каждую трагическую ситу ацию или трудность с фатальной обреченностью. Эти основные подходы сильно влияют на то, как человек будет действовать и сможет ли он справиться с неизбежными жизненными трудностями. Некоторые семейные черты и наклонности оказываются полезными, в то время как другие — исключительно вредными. Вообще-то очень полезно знать, какие именно из наследуемых вами черт являются хорошими, а какие — плохими, и соответственно этому делать свой выбор.

Я недавно была в Швеции, где познакомилась с замечательной женщиной по имени Моника. Вместе со своей тетей она провела обширное генеалогическое исследование, изучив историю семьи за период пятисотлетней давности.

начиная с 1400-х годов. Моника рассказала мне некоторые удивительные факты, которые неожиданно выяснила о своей семье. Она узнала, что все ее прямые родственники по женской линии (за единственным исключением) пережили своих мужей как минимум на десять лет, а некоторые — почти на двадцать, и все они жили до восьмидесяти, до девяноста лет, что не было характерным для того времени. Сначала Моника решила, что она обнаружила негативные родственные черты, но хорошенько поразмыслив, поняла, что, возможно, благодаря тому, что женщины в ее роду жили дольше своих мужей, они находили время для ду ховного развития, не испытывая при этом ограничений по части заботы о мужьях. Она также узнала и о некоторых других наследу емых чертах; почти у всех женщин из се рода были сложные взаимоотношения со своими матерями, но они поддерживали тесну ю связь со своими бабушками, также большинство женщин в ее роду покину ли страну, в которой они родились. Моника выяснила, что эти качества проявлялись в ее жизни задолго до того, как она узнала об их су ществовании.

Многие, конечно, не в состоянии выявить все наследуемые ими признаки, но интересным представляется тот факт, что эти признаки могут передаваться из поколения в поколение. На первый взгляд может показаться, что мы только обучаем своих детей тем ценностям, которые считаем для себя приемлемыми, но на самом деле мы не только принимаем свои семейные традиции, но и обучаем этим традициям. Наши обычаи имеют длительну ю историю существования, свои характерные признаки и прочие нюансы, которые сделали нашу семью той, каковой она и является в настоящий момент времени. Те ценности, которые нам передаются по наследству, распространяются намного дальше наших собственных жиз

ней и жизней тех людей, которые придут после нас. Выбор, который мы делаем в своей жизни, не является для нас чем-то уникальным. На самом деле, он — квинтэссенция всего того, что появилось задолго до нашего рождения. Чем больше мы будем знать о своем роде — тем свободнее мы сможем выбирать, какие черты следует считать хорошими, позитивными и созидательными, а чего следует избегать и что изменять.

Ребенок, живущий с чувством обиды, учится быть всегда виноватым.

Ребенок, которого постоянно критикуют, учится обвинять.

Ребенок, ощущающий или испытывающий враждебность, учится быть агрессивным.

Ребенок, живущий в атмосфере потакания и предупреждения, учится быть властным.

Ребенок, живущий в страхе, учится бояться.

Ребенок, которого поощряют, учится быть уверенным.

Ребенок, которого хвалят, учится быть убедительным.

Ребенок, живущий с чувством справедливости, учится быть честным.

Ребенок, живущий в атмосфере терпимости, учится б ы т ь лоял ь и ым.

Ребенок, ж ивущий в любви, учится любить.

НАЙТИ СВОИХ ПРЕДКОВ

В Соединенных Штатах Америки широко распространены два способа проведения своего свободного времени. Это— садоводство и генеалогические исследования. Возможно, популярность изучения своих истоков связана с необходимостью понять себя. Чем больше вы изучаете свою родословную, тем больше вы узнаете о своих подсознательных мотивах и посту пках. Чем больше вы открываете в себе сил, направляющих вашу жизнь, тем больше у вас будет возможностей для того, чтобы изменить свою судьбу, а также судьбу многих других поколений, которые придут после вас.

Существует много действенных способов рассмотрения такого понятия, как наследственность. Это, конечно, в первую очередь, ваши биологические предки, тс люди, чьи гены вы носите в себе. Но если вы выросли в приемной семье, не со своими биологическими родителями, возможно, вы также будете считать эту семью родной. Существуют также этнические, культурные и даже мифологические предки, которые внесли свой вклад в становление вашей наследственности. Все эти люди являются вашими предками и оказали существенное влияние на то, чтобы вы стали тем человеком, каким вы в настоящее время являетесь. Если вы займетесь изучением этого влияния, вы начнете лучше понимать самих себя, а также свои жизненные приоритеты. Если вы действительно хотите знать, кто вы, вам необходимо просто знать тех людей, которых вы можете назвать «своими».

Энергия стремления

Когда вы заняты поиском своих родовых корней, важно сохранять веру в то, что вы сможете найти необходимые вам ответы. Один из способов, позволяющих приблизить разгадку, заключается в выполнении риту ала и церемонии. Символические жесты обладают большой силой, поэтому вы можете даже захотеть создать ритуал, например, такой как зажигание свечи, продолжая при этом думать о том, какие семейные тайны вам могут открыться. Ваше стремление при этом может настолько усилиться, что задействует невидимые, но, тем не менее, необыкновенные силы, которые непременно помогут вам в ваших поисках. Даже если вы сознательно не поддерживаете свое стремление, ваше подсознательное желание разобраться и соединиться со своей семьей может служить хотя и молчаливым, но очень мощным сигналом другим членам вашей семьи.

Меня как-то попросили принять участие в одном телевизионном ток-шоу, которое транслировалось по национальному каналу АВС-ТѴ, и ответить на вопросы, касающиеся моей, к тому времени уже опубликованной книги «The Secret language of Signs» («Таинственный язык знаков»). Тогда же по телевидению высту пал мужчина из Колорадо, его звали Джон Гарсия. Вот, что он сказал: однажды, находясь за рулем своего автомобиля, Джон внезапно ощутил потребность остановиться на автозаправочной станции, мимо которой он в тот момент проезжал, несмотря на то, что бензобак его автомобиля был почти полным. Джон заехал на станцию, к услугам которой никогда ранее не прибегал, и впервые решил оплатить дозаправку' бензином с помощью чековой книжки. Молодой человек с европейскими чертами лица, стоявший за стойкой, внимательно осмотрел чек. Затем он спросил: «Вас зовут Джон Гарсия?». Джон ответил утвердительно. «Вы были когда-нибудь в Таиланде?» — продолжал служащий. Немного озадаченный, Джон сказал: «Да, я служил там в армии». На первый взгляд, странный ряд вопросов завершился тем, что Джона спросили, есть ли у него сын в Таиланде. Когда Джон снова ответил утвердительно, молодой человек сказал: «Я ваш сын, Джон Гарсия». Это был восхитительный момент. Двое мужчин захотели еще раз установить контакт друг с другом, и это произошло благодаря удивительному «совпадению». С тех пор прошло много времени, и сейчас отец и сын поддерживают новые отношения. Это замечательный пример того, как томление души сплачивает членов одной семьи.

Иногда вы испытываете неосознанное стремление восстановить связь со своими родственниками, и какие-то заботливые невидимые силы сводят всех родных вместе. Однажды, это было весной, много лет назад, мой муж, дочь и я ехали на машине из Сиэтла в Сан-Франциско на свадьбу. Мы решили, что дорога займет у нас около трех дней, поэтому мой муж и я решили вести машину по очереди. Во время длительных путешествий сидящий на переднем сиденье рядом с водителем высту пает в роли навигатора, поэтому, когда я была в этой роли, мне приходилась спрашивать дорог\г у встречаемых по пути людей. И наоборот, когда мой муж садился в кресло пассажира, он никогда не просил меня остановить машину, чтобы выйти и спросить у кого-нибудь, куда нам следует двигаться дальше, поскольку всегда был уверен в том, что если достаточно долго смотреть в карту, можно и самому во всем разобраться.

Мы потерялись в районе штата Орегон, на полпути между Сиэтлом и Сан-Франциско. Я села за руль, и между мной и мужем завязался длительный спор, потому что я хотела остановиться и спросить, куда нам нужно ехать, а мой муж был уверен, что сам найдет дорогу без помощи посторонних. В разгар спора я резко свернула в сторону фермерского домика и затормозила, выключила зажигание, выпрыгнула из машины и бросилась к входу, чтобы спросить, где мы находимся. После того, как я несколько раз постучала в дверь — дверь открылась, и передо мной возникла моя сводная сестра Сэнди, которую я не видела много лет. Это событие меня потрясло. Мы потеряли связь друг с другом, и я даже не знала, где живет моя сестра. Потому эта встреча стала для нас обеих полной неожиданностью.

Замечательное воссоединение. Мы с Дэвидом встретились с сс детьми и затем всей семьей если за стол и поужинали. Несмотря на то, что я не пыталась сознательно отыскать ее, думаю, подсознательно я хотела воссоединиться с ней, и это обоюдное желание породило ту самую энергию, которая и сплотила нас всех вместе. С тех пор, как произошло это счастливое событие, мы поддерживаем друг с другом связь, и я благодарна за это судьбе.

Биологические предки

Если вы выросли рядом со своими биологическими родителями, вам будет лучше всего начать поиски с изучения происхождения вашей семьи. Поговорите со своими наиболее старшими родственниками и спросите их о том, какими были их детские годы. Поговорите также со своими братьями и сестрами. Их восприятие ваших родителей и вас с возрастом изменилось и может отличаться от вашего. Таким образом, вы получите другой взгляд на свою семью.

Воссоединение

Поговорите со своими родственниками, это может быть кто угодно: тетя, дядя, дедушка, бабушка, двоюродные сестры и братья, троюродные братья и сестры, с которыми вы когда-то утратили связь. Для осуществления вашего намерения лучше собраться всей семьей. Если ваша семья обычно не собирается на день воссоединения, можете сами его организовать, или, возможно, поделиться своей идеей с особенно близкими вам людьми. Воссоединение семьи — самое подходящее время для того, чтобы вспомнить прошлое. Можно взять с собой магнитофон и блокнот, чтобы записывать все, что расскажут вам ваши родственники, отвечая на вопросы о том, какую жизнь они прожили. Выясняйте не только детали, постарайтесь представить, какой была их жизнь в целом. Задайте им вопросы следу ющего характера: «Каким было ваше первое свидание со своим супругом?», «Если вы соберетесь написать мемуары, как вы их назовете?» или «Какие три слова могут охарактеризовать вас?». Таким образом, вы не только сможете узнать много нового о своих родственниках и приятно провести время, но и получите бесценные сведения из первых ѵст, чтобы изучить наследуемые признаки.

Генеалогическое древо

В некоторых случаях воссоединение семьи может происходить при составлении генеалогического древа. Зачастую другие родственники начинают разделять ваш интерес к изучению истории своей семьи. Возможно, кто-то из ваших родных уже начал составлять древо. Для того чтобы составить его. не обязательно проводить глу бокое генеалогическое исследование. Просто возьмите лист бумаги и начните с себя и своих братьев и сестер. Затем перечислите своих родственников и их братьев и сестер, родителей, дедушек и бабушек. Посмотрите, сколько вы можете насчитать родных, не напрягая свою память (или, пока не начнет иссякать информация). Можно использовать записную книжку и описать все. что вы знаете о каждом родственнике, на отдельных листах. Вы не обязаны собираться вместе со своей семьей для того, чтобы составлять потом семейное.

Сушествует много других способов, позволяющих изучить свою родословную.

 

Изучение своих корней

Самым крупным источником получения генеалогической информации является Библиотека истории семьи, которая находится в Церкви святых наших дней (Церковь мормонов) в С о лт-Лэ йк-С ити, в штате Юта. Их записи доступны всем желающим и включают в себя исчерпывающие сведения. Существует большое количество книг, а также компьютерных программ, записанных на CD-диски, которые помогут вам начать свое исследование и составить генеалогическое древо своей семьи. Обширная информация представлена в Интернете на форумах и на электронных досках объявлений, а также на персональных Интернет-страничках.

После того, как вы составите свое генеалогическое древо, которое будет представлено в виде диаграммы, внесите сведения обо всех членах семьи в блокнот. Вообразите, что вы детектив, и узнайте как можно больше обо всех ваших родных. Полу ченные сведения могут включать только основные данные, такие как место рождения, место проживания, имя супруга/супруги, место и обстоятельства смерти. Однако вы намного больше узнаете о своих родственниках, если продолжите исследование дальше и выясните их род деятельности, любимые занятия, мечты и ожидания, а также то, какие разочарования и трагедии сформировали их. в чем они достигли наивысшего успеха, а в чем заблу ждались. Это поможет вам лучше понять себя.

Возможно, вы захотите поговорить с людьми, которые хорошо знали ваших родных, чтобы, таким образом, больше получить информации о них и лучше их понять. Начните с бесед с членами семьи и близкими друзьями, с чтения старых семейных писем, некрологов и газетных сообщений. Если у вас нет возможности встретиться со своими родственниками, можно опросить их по телефону.

Даже небольшой объем информации поможет вам лучше понять свой род. Я помню женщину, которая не знала, как ей полу чить сведения о своих предках: отец этой женщины умер, когда она была еще девочкой, а остальные родственники со стороны отца также рано ушли из жизни. Женщина не знала, что семья ее отца до Гражданской войны жила на самом юге страны, хотя родители ее отца переехали в Калифорнию до его рождения.

Однако эта женщина помнила, что ее отец рассказывал ей, как в детстве его отшлепали за то, что он насвистывал дома песню под названием «Янки». Отец рассказал ей, как он смутился из-за этого, ведь он не знал слов песни, а просто насвистывал мелодию, потому что он думал, что это очень хорошая песня. Исходя из этой истории, женщина могла заключить, как долго в семье отца сохранялись южные ценности. Она также поняла, что некоторые ее ценности происходили из ее культуры, и в их числе — уважение семейных ценностей и почтительное отношение к традициям. Все это — те качества, которые она сама всегда уважала. Другими особенностями, которые эта женщина открыла для себя, были мысли, — их она до тех пор не учитывала.

Путь паломника

Паломничество по тем местам, где жили ваши предки, где они родились и где были погребены, — это прекрасная возможность установить контакт с ними. Вы можете узнать о мире, в котором они жили, и каким было их окружение. Вы можете ощутить их отношение к земле, на которой они жили, и к той нише, которую они занимали в обществе. Если не осталось в живых никого, кто знал ваших родных, воспользуйтесь интуицией, и, исходя из ваших представлений и предположений, вы также сможете заключить, какое воздействие оказали на вашу жизнь ваши предки.

В своем исследовании будьте внимательны к тому, какое значение имеет та информация, которую вы собираете. Вы ищете более широкое объяснение всему, что обозначает эта информация, а также реальному воздействию, которое оно оказывает на вашу жизнь, — а не просто предпринимаете неоправданные бесцельные попытки. Вы пытаетесь выяснить, какими людьми были ваши предки: их особенности поведения, характерные черты и то, что делает их уникальными — не только биографические данные. Чем больше вы будете понимать своих предков, тем полезнее будет ваше исследование для понимания своей собственной жизни.

e-puzzle.ru

 



infopedia.su

их адаптивная значимость и эволюция. Психика высокоорганизованных животных и человека как совокупность самых сложно организованных, адаптивно значимых признаков — МегаЛекции

 

Понятие «поведение» до сих пор определяют неоднозначно из-за субъективности исследователей (Равич-Щербо, 1999). Здесь мы определим «поведение» (в широком понимании этого термина) как любую ответную реакцию живой материи на какое-либо изменение в окружающей среде (Klug, Cummings, 1997). Специфическое поведение живых организмов является причиной их выделения из всех остальных форм материи в отдельную категорию. Поведение живой материи (будь то клетка, орган, ткань, организм или группа организмов) зависит от генов, т.к. любой живой организм является результатом работы собственного генотипа во взаимодействии со средой. Причем, гены принимют самое непосредственное участие в формировании поведенческого ответа. Именно ими контролируются как структура самих рецепторов, так и реакции каскада сигнальной трансдукции, ведущие к первичным изменениям клеточной активности рецепторных и проводящих клеток, которая затем трансформируется в поведенческий ответ на организменном уровне.

Определение:

Каскад сигнальной трансдукции –последовательность взаимосвязанных друг с другом внутриклеточных реакций, ведущих к передачи сигнала об изменении в окружающей среде от рецепторов на клеточной мембране к регуляторным участкам генов в ядре.

 

Поведение живых организмов непрерывно эволюционировало. Дольше жить и оставить больше потомства мог только тот организм, который быстро и адаптивно значимо реагировал на максимально возможное число даже мельчайших изменений в окружающей среде (см. теорию естественного отбора Ч. Дарвина). Это привело к появлению специализированных рецепторов, определило план строения тела. Вершиной эволюции можно считать формирование у животных и человека сложного аппарата реагирования на факторы внешней среды – единой нейроэдокриноиммунной системы, включающей в себя как центральные, так и периферические отделы. Такое строение позволяет формировать сложнейшие формы поведенческих реакций, включая и те, которые объединяются понятием психическая деятельность, как индивидуальная, так и групповая. Постоянное давление со стороны факторов окружающей среды привело к отбору сложных форм группового (общественного) поведения, еще больше повышающего адаптацию живых организмов (предмет изучения зоопсихологии и социобиологии). Индивидуальное и общественное поведение высших млекопитающих и особенно, человека, можно рассматривать как высшую форму адаптации к окружающей среде.

В основе формирования поведенческого ответа лежат особенности протекания в нервной системе двух базовых процессов: возбуждения и торможения. В свою очередь существует ряд параметров – основных свойств, характеризующих эти процессы. Идеи И.П. Павлова об основных свойствах нервной системы, получили свое развитие в работах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и других исследователей. Согласно современным психофизиологическим представлениям именно баланс основных (первичных) свойств нервной системы (к которым относят силу, подвижность, динамичность и лабильность) определяет характер поведенческого ответа животного на тот или иной раздражитель.

В психогенетических исследованиях изучают генетические механизмы формирования поведения, вклад в этот процесс генотипа и среды, закономерности наследования, как первичных свойств нервной системы, так и более сложных поведенческих признаков человека (Рис.21). Такие признаки чаще всего отличаются своей вариабельностью и наследуются полигенно. Учитывая крайнюю сложность организации головного мозга человека, генетическую гетерогенность его популяций, ограниченные возможности эксперимента, большое значение приобретают сравнительно-генетические исследования с использованием модельных объектов. Это позволяет также изучать становление отдельных форм поведения животных и человека в филогенезе.

 

 
 

 

Задания для самоконтроля:

1. Что такое «поведение» и как меняется содержание этого термина с развитием науки?

2. Расскажите об эволюции поведения с генетической точки зрения.

3. Что такое реакции «каскада сигнальной трансдукции»? Приведите примеры.

4. Расскажите об особенностях поведенческих признаков у высших млекопитающих и человека и об их генетическом контроле во взаимодействии с окружающей средой (примеры).

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Признаки проявления характера

Жизнь оставляет свои отметины не только на поведенческом рисунке человека, но и на его лице, отражается на его походке, почерке, излюбленных приемах общения и т.д. Все это существенно расширяет «ассортимент» признаков, по которым определяется если не характер личности, то некоторые ее черты, склонности, особенности. К таким признакам можно отнести ситуативно-поведенческие, физиогномические, графологические и др.

Ситуативно-поведенческие признаки. Характер человека проявляется прежде всего в тех поступках, которые можно с высокой степенью уверенности ожидать от него. Такие поступки, как правило, осознаны, слабо зависят от конкретных обстоятельств, предсказуемы и предопределены прошлым опытом. «О будущем нужно спрашивать прошлое, ибо поведение людей остается неизменным. Так происходит потому, что люди жили, живут и будут жить одними и теми же страстями, приходя к одним и тем же результатам», - подметил Н. Макиавелли. На идее сложившегося поведенческого стереотипа построено много проективных тестов. Заметная стабильность поступков в различных ситуациях повседневной жизни - наиболее объективный критерий наличия тех или иных черт характера у данной личности. Не зря говорят, что «посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер».

Установлено, что в общем случае поведенческие акты в несколько раз информативнее и оказывают большее влияние на собеседников, чем вербальный канал. В актах коммуникаций слова, звуки и интонация занимают 45, а невербальная форма - 65 %. Поэтому, когда слова не совпадают с невербальными (поведенческими) сигналами, доверия возникает больше к последним.

Изучением связи поведенческих актов с отдельными чертами характера психология занимается давно. Конечно, накопленные результаты носят статистический характер и определяют лишь возможные тенденции, но не сами детерминированные факты. Более того, существует мнение, что акты телесной активности больше свидетельствуют об эмоциональном состоянии индивида, чем о его чертах характера. Тем не менее в ответственных разговорах партнеры внимательно вглядываются в поведение собеседника и пытаются не только увидеть его текущее состояние, но и спрогнозировать его черты характера.

Замечено, например, что если во время деловой беседы партнер проявляет чрезмерную немотивированную вариативность поз, это свидетельствует об общей незрелости личности. Стойка с частой переменой опорной ноги и позиций ступней выдает нетвердость характера, низкую самодисциплину, ненадежность. Привычка стоять с широко расставленными ногами выражает не столько уверенность в себе, сколь ко потребность в самоутверждении. Походка с заметно повернутыми наружу носками ног говорит о самоуверенности и тщеславности. Склонность сидеть сжав руками подлокотники стула и скрестив лодыжки дает основание подозревать, что этот человек не лишен чувства страха и даже малодушия (достаточно вспомнить свою позу в кресле зубного хирурга или позу при взлете самолета, чтобы убедиться в информативности этого поведенческого акта).

Вместе с тем, если вы увидите мужчину и женщину, беседующих спиной друг к другу, не торопитесь делать вывод о том, что перед вами поссорившиеся супруги. Просто вы находитесь в Кении и являетесь свидетелем диалога зятя с тещей согласно установившимся поведенческим стереотипам этой страны.

Вопреки желанию человека первичные сведения о его чертах характера может выдать и экспрессивное (мимико-моторное) поведение. Мимика - это «немая речь» лица, выражающаяся в его динамике. В основе мимики борьба и единство человеческой психики - разум и чувство. По манере смеяться, например, можно предположить наличие у человека нервозности, замкнутости или открытости.

Характеризует личность и то, как человек использует жизненное пространство в различных ситуациях (проксемические факторы). Так, по ассортименту и расположению предметов в каби?1ете (высота спинки кресла, наличие и месторасположение уголков для доверительных бесед с посетителем и др.) можно говорить об авторитарности или демократичности его хозяина. По манере сотрудника входить в кабинет руководителя (как стучит и открывает дверь, с какой скоростью входит, где делает первую остановку, войдя в кабинет) можно судить об уровне его самооценки, уверенности в себе.

Лингвистические и паралингвистические признаки. Л. Толстой то, что и как говорит человек, приравнивал к его поведению («...слово есть поступок»). Г. Мопассан и Б. Брехт были склонны одушевлять слово: «Слова имеют собственную душу». Известно отношение к слову и Сократа: «Заговори - и я узнаю, кто ты». Установлено, например, что;- заметные колебания скорости речи характерны для легко возбудимых и неуверенных в себе людей;- четкое произношение отдельных слов, окончаний, час-тип свидетельствует о внутренней дисциплинированности, целеустремленности; расплывчатое - об уступчивости, стремлении к покою; манерное с ударением на первом слоге ключевых слов - о собственной силе, решительности;- падающая к концу предложения высота голоса при неизменной громкости предупреждает о возможной склонности к депрессии, мягкости и слабой воле; а изменяющаяся в широких пределах - об открытости и чувственности;- чрезмерное подчеркивание своей честности («Честное слово, даю руку на отсечение, клянусь здоровьем...»), уклонение от прямого применения слов «да», «нет» («Я уже вам это говорил»...). Ответы вопросом на вопрос дают основание сомневаться в искренности и правдивости человека.

Физиогномические признаки. За физиогномикой -практика столетий. Она возникла в Китае более двух тысячелетий назад. Наряду с иглоукалыванием физиогномика относилась к медицине. Это целостная система, предполагающая тесную взаимосвязь сотен физических признаков лица, характеризующих индивидуальные особенности индивида. На лице человека отражается его прошлое, настоящее и будущее. Конечно, эта связь также не может признаваться однозначной, однако она может служить вспомогательным источником характерологической информации о данном человеке.

На возможность таких связей указывал Ч. Дарвин, утверждая, что в соответствии со своими склонностями индивид приводит в движение определенные мускулы лица. Именно это имел в виду А. Камю, отметив, что после тридцати лет каждый имеет то лицо, которое заслуживает.

Существует гипотетический эталон лица. Его никто не создавал, но принято говорить: «у него большой рот, широкое лицо, высокий лоб» и т.п. Никто не задумывался над тем, что такое «большой», «широкий» и «высокий», однако подразумевается наличие какой-то «нормы». Вполне естественно, появилась мысль о возможной корреляционной связи физических признаков (параметров) лица с чертами личности. Как это принято в психодиагностике, в первую очередь заинтересовались случаями крайнего отклонения параметров от «нормы». Результаты наблюдений содержат, конечно же, домыслы и субъективный взгляд, но некоторые из них заслуживают того, чтобы на них обратили внимание.

Например, форма рта с достаточной для практики точностью отражает оптимизм или пессимизм. Уголки губ, загнутые вверх, говорят о том, что они принадлежат оптимисту, который даже в грязной луже видит отражение звезд ночного неба. Уголки губ, опущенные вниз, свидетельствуют о пессимизме. Ничего удивительного: лицо, как говорят, дано человеку Богом, а рот он делает сам.

Еще пример. Около 80 % информации о человеке можно получить, заглянув ему в глаза. Глаза -окошечко в душу. Это зеркало общего интеллекта личности. Развитие глаз прекращается к семи годам (раньше всех других органов тела), и они считаются наименее управляемыми сознанием. Не зря же люди заглядывают в глаза друг другу, пытаясь определить склонность собеседника говорить неправду или жесткость характера и т.д. Так, замечено, что наличие полоски между нижним веком и радужной оболочкой глаза свидетельствует о преобладании в личности черт меланхолического склада (замкнутости на себя, эмпатичности и др.). Безусловно, этот признак может оказаться ситуативным: он проявлявляются как при глубоком переживании у лиц, не обладающих меланхолическими свойствами, так и у «чистыx» меланхоликов. Так что присмотреться к глазам следует не только поэтам, профессионально воспевающим их, но и психологам.

Графологические признаки. Черты характера человека отражаются в почерке через взаимодействие сфер сознания и бессознательного. Это подчеркивал в свое время Аристотель. Руку пишущего человека (как и стреляющего из ружья, рисующего картину) приводят в движение не мышцы, а психические процессы. «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, - заметил Гете, - с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться». Психографология в настоящее время находит широкое применение как вспомогательный инструмент изучения личности в медицине, психологии, психиатрии, криминологии и криминалистике.

Нейропсихологические признаки. В основе взаимосвязей с чертами характера здесь лежат закономерности работы мозга как парного органа в трех анализаторных системах - моторной, слуховой и зрительной. Эта типология - перспективное направление, отличающееся более полным (системным) охватом самых различных психических явлений. Между характером, этим своеобразным «психологическим статусом» личности, и закономерностями процессов межполушарной асимметрии, как это было изложено выше, имеется очень тесная связь.

Очевидно, что ни один из перечисленный выше признаков не может служить абсолютно объективным средством изучения характера человека. Достоверность получаемой характерологической информации можно повысить за счет их комплексного использования наряду со специально разработанными для этого диагностическими процедурами.

psyera.ru

Признаки проявления особенностей характера

Жизнь оставляет свои отметины не только на поведенческом рисунке человека, но и на его лице, походке, почерке, излюбленных приемах общения и прочем. Все это существенно расширяет «ассортимент» признаков, по которым определяется если не характер личности, то некоторые ее черты, склонности, особенности. К таким признакам можно отнести ситуативно-поведенческие, физиогномические, графологические и др.

Ситуативно-поведенческие признаки. Характер человека проявляется, прежде всего, в тех поступках, которые можно с высокой степенью уверенности ожидать от него. Такие поступки, как правило, осознанны, слабо зависят от конкретных обстоятельств, предсказуемы и предопределены прошлым опытом человека. «О будущем нужно спрашивать прошлое, ибо поведение людей остается неизменным. Так происходит потому, что люди жили, живут и будут жить одними и теми же страстями, приходя к одним и тем же результатам», - подметил Н. Макиавелли. На идее сложившегося поведенческого стереотипа построено много проективных тестов. Заметная стабильность поступков в различных ситуациях повседневной жизни - наиболее объективный критерий наличия тех или иных черт характера у данной личности. Не зря же говорят в народе, что посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер.

Установлено, что в общем случае поведенческие акты в несколько раз информативнее и оказывают большее влияние на собеседников, чем вербальный канал. В актах коммуникаций слова, звуки и интонация занимают 45%, а невербальная форма - 65%. Когда слова не совпадают с невербальными (поведенческими) сигналами, появляется больше доверия к последним.

Изучением связи поведенческих актов с отдельными чертами характера психология занимается давно. Конечно, накопленные результаты имеют статистический характер и определяют лишь возможные тенденции, но не сами детерминированные факты. Более того, существует мнение, что акты телесной активности больше свидетельствуют об эмоциональном состоянии индивида, чем о его чертах характера. Тем не менее, в ответственных разговорах партнеры внимательно наблюдают поведение собеседника и пытаются «увидеть» не только его текущее состояние, но и спрогнозировать его черты характера. Часто оно служит единственным основанием для принятия оперативных решений.

Замечено, например, если во время деловой беседы партнер проявляет чрезмерную немотивированную вариативность поз, то это свидетельствует об общей незрелости его личности. Стойка с частой переменой опорной ноги и позиций ступней выдает нетвердость характера, низкую самодисциплину, ненадежность. Привычка же человека стоять с широко расставленными ногами выражает не столько его уверенность в себе, сколько потребность в самоутверждении. Походка с заметно повернутыми наружу носками ног говорит о самоуверенности и тщеславности человека. Склонность сидеть сжав руками подлокотники стула и скрестив лодыжки дает основания подозревать, что человек лишен чувства страха и даже малодушия (достаточно вспомнить свою позу в кресле зубного хирурга или позу при взлете самолета, чтобы убедиться в информативности этого поведенческого акта).

Наконец, если увидите мужчину и женщину, беседующих спиной друг к другу, то не торопитесь делать вывод о том, что перед вами поссорившиеся супруги. Вы просто находитесь в Кении и являетесь свидетелем диалога зятя с тещей согласно установившимся поведенческим стереотипам этой страны.

Вопреки желанию человека первичные сведения о его некоторых чертах характера могут выдать и экспрессивное (мимико-мо-торное) поведение. Мимика - это «немая речь» лица, выражающаяся в динамике его частей. В основе мимики лежат борьба и единство вечных противоположностей человеческой психики - разума и чувства. По манере смеяться, например, можно предположить наличие у человека нервности, замкнутости или открытости, эгоизма.

Характеризует личность человека и то, как он использует жизненное пространство в различных ситуациях (проксемические факторы). Например, по ассортименту и расположению предметов труда в кабинете (высота спинки кресла, наличие и месторасположение уголков для доверительных бесед с посетителем и др.) можно выдвинуть гипотезу об авторитарности или демократичности его хозяина. А по манере сотрудника входить в кабинет начальника (как стучит и открывает дверь, с какой скоростью входит, где делает первую остановку, войдя в кабинет) можно судить об уровне его самооценки, уверенности в себе.

Лингвистические и парапингвистические признаки. Л. Толстой приравнивал то, что и как говорит человек, к его поведению («слово есть поступок»), Г. Мопассан и Б. Брехт были склонны одушевлять слово: «Слова имеют собственную душу». Известно отношение к слову и Сократа: «Заговори - и я узнаю, кто ты». Установлено, например, что:- заметные колебания в скорости речи характерны для легко возбудимых и неуверенных в себе людей;- очень четкое произношение отдельных слов, окончаний, частиц свидетельствует о внутренней дисциплинированности, целеустремленности; расплывчатое - об уступчивости, стремлении к покою; манерное, с ударением на первом слоге ключевых слов - о своей силе, решительности;- падающая к концу предложения высота голоса при неизменной громкости предупреждает о возможной склонности к депрессии, мягкости и слабой воле; а изменяющаяся в широких пределах -об открытости и чувственности;- чрезмерное подчеркивание своей честности (честное слово, даю руку на отсечение, клянусь здоровьем...), уклонение от прямого применения слов «да», «нет» («Я уже вам это говорил»...), ответы вопросом на вопрос дают основание сомневаться в искренности и правдивости человека.

Физиогномические признаки. Здесь речь идет о взаимосвязи между привычным выражением лица, а также характеристиками его отдельных компонент (глаз, рта, бровей, морщин и др.) с чертами характера. На возможность таких связей указывал еще Ч. Дарвин, говоря, что в соответствии со своими склонностями индивид преимущественно приводит в движение определенные мускулы лица. Именно это имел в виду А. Камю, сказав, что после тридцати лет каждый имеет то лицо, которое заслуживает.

За физиогномикой - практика столетий. Она возникла в Китае более двух тысячелетий тому назад. Наряду с иглоукалыванием физиогномика относилась к медицине. Это - целостная система, предполагающая тесную взаимосвязь сотен физических признаков лица, характеризующих индивидуальные особенности индивида. На лице человека отражается его прошлое, настоящее и будущее. Конечно, эта связь также не может признаваться однозначной, однако она может служить вспомогательным источником характерологической информации о данном человеке.

Существует гипотетический эталон лица. Его никто не создавал, но время от времени мы говорим: «у него большой рот, широкое лицо, высокий лоб» и тому подобное. И никто не задумывался о том, что такое «большой, широкий и высокий». Следовательно, подразумевается наличие какой-то «нормы». Вполне естественно, появилась мысль о возможной корреляционной связи физических признаков (параметров) лица с чертами личности. Как это принято в психодиагностике, в первую очередь заинтересовались случаями крайнего отклонения параметров от «нормы». Результаты наблюдений содержат, конечно же, много домыслов и субъективных взглядов, но некоторые из них заслуживают того, чтобы на них обратить внимание.

Например, форма рта с достаточной для практики точностью отражает такие черты, как оптимизм и пессимизм. Уголки губ, загнутые вверх, как у Буратино из сказки «Золотой ключик», говорят, что они принадлежат оптимисту, который даже в грязной луже видит отражение звезд ночного неба. Уголки губ, опущенные вниз свидетельствует о пессимизме, который ярко демонстрировал другой герой этой же сказки - Пьеро. Ничего удивительного: лицо, как говорят, дано человеку Богом, а рот он делает сам.

Еще пример - о глазах. Около 80% информации о человеке можно получить, заглянув ему в глаза. Глаза - окошечко в душу. Это зеркало общего интеллекта личности. Развитие глаз прекращается к 7 годам (раньше всех других органов тела), и тем не менее, они считаются наименее управляемыми со стороны .сознания. Не зря же люди заглядывают в глаза друг другу, пытаясь определить склонность собеседника говорить неправду, жесткость характера или меланхоличность. Так, замечено, что наличие полоски между нижним веком и радужной оболочкой глаза свидетельствует о преобладании в личности черт меланхолического склада (замкнутости на себя, эмпатичности и др.). Безусловно, этот признак может оказаться ситуативным: он проявляется как в ситуации глубоких переживаний у лиц, не обладающих меланхолическими свойствами, так и у «чистых» меланхоликов. Так что присмотреться к глазам следует не только поэтам, профессионально воспевающим их веками, но и психологам.

Графологические признаки. Черты характера человека отражаются в почерке через взаимодействие сфер сознания и бессознательного. Это отметил еще Аристотель. Руку пишущего человека (как и стреляющего из ружья, рисующего картину) приводят в движение не мышцы, а психические процессы. «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться» (Гете). Психографология в настоящее время находит широкое применение в качестве вспомогательного инструмента изучения личности в медицине, психологии, психиатрии, деятельности правоохранительных органов.

Нейропсихологические признаки. В основе взаимосвязей с чертами характера здесь лежат закономерности работы мозга как парного органа в трех анализаторных системах - моторной, слуховой и зрительной. Это перспективное направление, отличающееся от других типологий более полным (системным) охватом самых различных психических явлений. Между характером, этим своеобразным «психологическим статусом» личности, и закономерностями процессов межполушарной асимметрии, как уже говорилось, имеется очень тесная связь.

Очевидно, что ни один из перечисленных выше признаков не может служить абсолютно объективным средством изучения характера человека. Достоверность получаемой характерологической информации будет повышаться за счет их комплексного использования наряду со специально разработанными для этого диагностическими процедурами.

psyera.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта