1.4 Личностные и поведенческие факторы склонности к отклоняющемуся поведению. Личностно поведенческие факторы
Структурно-нормативные факторы | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы
2.7.
Личностно-поведенческие факторы
2.6.
Факторы, влияющие на организационную культуру
2.5.
На формирование и развитие организационной культуры влияет множество разнообразных факторов. Все их можно с достаточной степенью условности разделить на три группы.
Личностно-поведенческие факторы — это аспекты и характеристики поведения руководителя и членов организации, влияющие на формирование системы ценностей и внешние проявления организационной культуры.
- Личность лидера. Лидер организации, в силу статуса и выполняемой … роли — эталон поведения. Остальные осознанно или подсознательно подстраиваются под него и, тем самым, формируют и поддерживают устойчивые поведенческие модели. Отношение к работе и стиль поведения руководителя, его реакция на критические ситуации (спокойная, истерическая, агрессивная), особенности построения и выполнения режима рабочего дня, внешние манеры и многое другое существенно влияют на формирование и закрепление различных элементов оргкультуры.
- Управленческие акценты — это аспекты деятельности, на которых концентрируется внимание руководства, то, о чем часто говорится как об имеющем важнейшее значение для фирмы. Например, внимание акцентируется на деньгах, прибыли, затратах или на качестве продукта и максимальном удовлетворении потребителей. Это основа для создания новых норм и критериальной базы поведения людей.
- Индивидуально-поведенческие и профессиональные характеристики работников. Из всей совокупности таких характеристик наибольшее влияние на организационную культуру оказывает общий уровень развития работников, их профессиональная компетентность и образование.
Структурно-нормативные факторы — это факторы, обусловленные структурой, целями и сложившейся нормативной практикой. Они, влияя на организационную культуру, закрепляются в сознании работников и, таким образом, сами становятся ее элементами.
следующая лекция ==> | ||
Вербальные (словесные) артефакты | | | Внешние факторы |
Не нашли нужную информацию?
Воспользуйтесь поиском по google:
refac.ru
2.4 Личностные факторы
Психологические, культурные и социальные факторы - это только три из четырех главных факторов, которые влияют на покупательское поведение потребителей. Четвертый фактор - личные характеристики, включающие покупательный возраст, стадию жизненного цикла, профессию, материальное положение, жизненный стиль, индивидуальность и мировоззрение личности.
Возраст и стадия жизненного цикла
Люди покупают различные товары и услуги в течение всей жизни. Они едят детское питание в раннем возрасте, многие товары во время взросления и в зрелом возрасте, и специальное питание в пожилом возрасте. Вкус в одежде, мебели и отдыхе - это также возрастное, что объясняет, почему умные маркетологи внимательны к влиянию возраста.
Точно так же, спрос оценивается жизненным циклом семьи. Традиционный жизненный цикл семьи затрагивает стадии во взрослой жизни, начинание в независимости от родителей и продолжающиеся в браке, воспитание детей, годы "пустого гнезда", пенсию, и старость. Маркетологи часто выбирают специфические группы в отличие от традиционного жизненного цикла, как свою "мишень" на рынке. Все же цель домашних хозяйств не всегда основана на семье: это также одиночки, гомосексуалисты и сожители.
Некоторые недавние исследования показали психологические стадии жизненного цикла. Взрослые люди имеют опыт прохождения стадий во время всей своей жизни. Ведущие маркетологи обращают пристальное внимание на изменение жизненных характеристик - развод, вдовство, повторный брак - и влияние на поведение потребления.
Профессия и материальное положение
Профессия также влияет на особенность потребления человеком. "Белые воротнички"купят рабочую одежду и боксы для обеда, в то время как президент компании будет покупать дорогие костюмы и членство загородного клуба. По этой причине маркетологи должны идентифицировать профессиональные группы, которые наиболее интересны для из продуктов и услуг, и рассматривать специализацию их продуктов для определенных профессий. Изготовители программного обеспечения, например, развивают специальные программы для юристов, врачей и других профессиональных групп.
Кроме того, выбор продуктов значительно затронут экономическими обстоятельствами: расходуемый доход (уровень, стабильность, и период сохранения), сбережения и активы (включая процент, который является переменным), долги, кредитоспособность и отношение к расходам против экономии. Таким образом, маркетологи чувствительных к доходу товаров должны отследить тенденцию в личном доходе, сбережении и процентных ставках. Если спад вероятен, маркетологи могут провести ребрендинг, репозиционирование и смену ценовой политики своих товаров, чтобы предлагать более ценные товары для целей потребителей.
Образ жизни
Люди различных субкультур, социальных классов и профессий могут вести весьма различные образы жизни. Образ жизни - человеческая модель жизни в мире, которая выражается в действиях, интересах и мнениях. Образ жизни изображает "целого человека"с его или ее окружающей средой.
Успешные маркетологи изучают отношения между товарами и образом жизни групп. Например, фирма по производству компьютеров выяснила, сто большинство покупателей компьютеров ориентированы на успех. Маркетолог может позиционировать свой бренд для успешного образа жизни.
Индивидуальность и самоконцепция
Каждый человек имеет отличительную индивидуальность, которая оказывает влияние на покупательское поведение. Индивидуальность относится к различным психологическим особенностям, которые приводят к относительно последовательным и устойчивым ответам на окружающую среду. Индивидуальность обычно описывается в терминах, таких как самоуверенность, превосходство, автономия, уважение, общительность, умение постоять за себя, адаптируемость.
Индивидуальность может быть полезной в анализе потребительского поведения, при условии, что типы индивидуальности могут быть классифицированы точно, и что сильные корреляции существуют между определенными типами индивидуальности и продуктом или выбором бренда. Например, компьютерная фирма могла бы обнаружить, что многие потенциальные клиенты показывают высокую самоуверенность, превосходство, и автономию, что наводит на мысль о создании компьютерной рекламе, которая должна обратиться к этим чертам.
Самоконцепция (или самоотражение) связано с индивидуальностью. Маркетологи часто пытаются развивать имидж бренда, который соответствует целевому самоотражению рынка. Все же возможно, что реальная самоконцепция личности (как она видит себя) отличается от ее идеальной самоконцепции (как она хочет видеть себя) и от ее других самоконцепций (как она думает, что другие думают о ней). Какие личные интересы она пытается удовлетворить в совершении покупки? Затруднительно ответить на эти вопросы, теория самоконцепции имела разнородные факты успеха в предсказании потребительских ответов на имидж бренда.
Заключение
Потребность - это нужда в чем-то, необходимом для поддержания жизни и деятельности человека, развития личности и общества в целом. Потребность проявляется как состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится всячески выйти, или как состояние удовлетворенности, которое человек желает для себя продлить.
Потребительские привычки населения определяются несколькими крупными и множеством мелких факторов. Наиболее сильным фактором, который предопределяет, что именно и в каком количестве население или отдельный человек может себе позволить покупать, является психологический фактор. Но этот фактор далеко не единственный.
Все возрастающий натиск высокоразвитого маркетингового окружения обязывает фирмы, желающие достичь конкурентного преимущества, принимать во внимание психологию потребителя, и в частности, понимать причины принятия потребителем того или иного решения. В конкурентной экономической системе для выживания и роста фирмы ее руководству требуется точное описание поведения потребителя: как он покупает, почему покупает, где покупает и, конечно, что именно покупает. Поэтому современным менеджерам необходимо знать, кто является их клиентами, и почему эти люди выбирают именно их продукты, а не продукты конкурентов. Ориентация на потребителя является следствием принятия фирмой концепции маркетинга, являющейся философией бизнес-компании и построенной на четырех главных предпосылках:
- Успех любой фирмы зависит, прежде всего, от потребителя, от того, захочет ли он что-нибудь купить и оплатить покупку.
- Фирма должна знать о потребностях покупателей, предпочтительно - задолго до начала производства, а в случае высокотехнологических отраслей - задолго до планирования производства.
- Потребности покупателей должны постоянно отслеживаться и анализироваться таким образом, чтобы по позициям "продукт" и "развитие рынка" фирма всегда опережала своих конкурентов.
- Менеджеры высшего звена должны добиваться интеграции всех компонентов маркетинговой стратегии (т. е. четырех факторов маркетингового комплекса: усовершенствования продукта, назначения цены, размещения продукта и его продвижения) в единый стратегический план, основанный на понимании поведения потребителя.
Словом, "начинать нужно с понимания того, что представляет ценность для покупателя, что он покупает, каковы его реалии и потребности - вот чем занимается маркетинг!"
Таким образом, невозможно построить функцию прямой зависимости выбора товаров от психологических или каких-либо других факторов, оказывающих воздействия на потребителя. Можно говорить лишь о комплексном влиянии факторов различной природы, которые, взаимодействуя друг с другом, обуславливают выбор товаров потребителями.
Список литературы
1 . Акулич И.Л. Основы маркетинга, - Мн.: Вышэйшая школа, 2006. - 236 с.
2. Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2006. - 224с.
3. Дурович А.П. Основы маркетинга, - М.: Новое знание, 2004. - 512с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга, СПб.: АО КОРУНА, 2001. - 699 с.
5. Международный маркетинг: учеб. пособие/И.Л. Акулич, - Мн.: Выш. шк., 2006. - 544с.
6. Мурза Н.Г. Введение в маркетинг, - М.: Эксмо, 2005. - 682с.
7. Нестюк Т.Ф. Поведение потребителя, - Мн.: Книжный дом, 2004. - 695с.
8. Сорина О.Л. Основы маркетинга, - Спб.: Питер, 2006. - 390с.
9. Юнчик Т.А. Потребитель: как удержать?, - М.: Овал, 2006. - 376с.
10. Яковлев В.В. Прикладной маркетинг, - СПб.: Питер, 2009. - 396с
studfiles.net
27. Психологические факторы, стимулирующие и тормозящие криминальное поведение. Системный подход к анализу поведенческих явлений
Поведение человека – сложное многофакторное явление. Его изучение требует современных представлений о системных вероятностных процессах. Сущность каждого поведенческого акта определяется его местом в общей структуре поведения личности. В процессе индивидуального развития поведенческие системы трансформируются в сложный комплекс индивидуальной поведенческой стратегии, образуют поведенческий тип личности.
Поведение человека детерминировано, закономерно обусловлено системой порождающих его факторов.
Традиционно эти факторы подразделяются на две группы – социальные и биологические. Однако анализ многочисленных проявлений отклоняющегося поведения приводит нас к необходимости поставить вышеозначенную проблему в ином, системно-интегрированном плане.
В дилемму – социальное или биологическое – необходимо ввести системообразующий фактор «психическое» и весь комплекс проблем детерминации человеческого поведения обозначить как социопсихобиологическую детерминацию. При этом срединное положение фактора «психо» означает его интегрирующую функцию в отношении как социального, так и биологического фактора.
Говоря о детерминации криминального поведения, укажем на основные исходные принципы анализа проблемы.
1. Криминальное поведение, как и поведение в норме, многофакторно, оно не является следствием одной или даже нескольких причин.
Однако многофакторная обусловленность и вероятностный характер отдельного индивидуального преступления не означают принципиальной невозможности его изучения. Здесь преимущественное значение приобретает выявление типичных для отдельных категорий преступников индивидуально-психологических особенностей, ценностных ориентаций, системы асоциальных и антисоциальных стереотипов, образующих тип преступного поведения.
Социальные и биологические факторы становятся детерминантами криминального поведения не сами по себе, а интегрируясь в личностно-психологических качествах преступника.
2. Криминальное поведение отличается от социально-положительного поведения как по содержанию направленности, так и по психорегуляционным особенностям. В схематизированном виде поведение человека характеризуется его потребностной сферой, системой осознанных и неосознанных побуждений, особенностями целеполагания и целедостижения.
Для поведения большинства преступников характерны социально-ценностная дезадаптация и дефекты саморегуляции. При низких регуляционных возможностях индивида асоциальные и антисоциальные установки и привычки не только не контролируются, но сами становятся целеобразующими механизмами поведения.
3. Преступное поведение осуществляется на основе снятия индивидом своей социальной ответственности посредством механизма защитой (самооправдывающей) мотивации, обесценивания общепринятых ценностей.
Все люди хотят быть хорошими, но различно само понимание ими хорошего. «Обыкновенно думают, – писал Л. Н. Толстой в романе «Воскресенье», – что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться ее. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем в ней месте понятие»1.
Драматизм психического состояния Раскольникова и всех умышленных убийц, их личностная трагедия состоит в том, что мерзкому, жуткому преступлению – убийству человека – они придают положительный личностный смысл. Извечное стремление человека к субъективно-положительному личностному смыслообразованию породило особые психологические механизмы стабилизации личности в конфликтной ситуации путем обесценивания нарушаемых им ценностей, ограждения своего сознания от психотравмирующих воздействий, использования «ложных замещений».
Какие качества существенны в личности преступника, обусловливают его преступное поведение? Поведение человека детерминируется его потребностно-ориентировочной сферой, системой принятых им ценностей, мерой социализированности, степенью приобщения к общечеловеческой культуре. Человек в отличие от животных не обречен на какие-либо единые схемы поведения, он полифункционален. Его поведение побуждается не однозначными инстинктивными влечениями, а мерой социализированности.
Наиболее опасны для срыва социально-положительной самореализации личности ее «выпадение» из системы социальных связей, ослабление механизмов социального самоконтроля.
Преступное поведение – поведение конфликтное, оно всегда основано на противоречиях, существующих в обществе, в социальных группах, между личностью и социальной группой, между отдельными личностями и, наконец, в самой личности.
Итак, преступное поведение не бывает прямым следствием только непосредственно воздействующих факторов. В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется через систему сформированных у него внутренних условий. К ним относятся: система ценностных ориентаций, особенности целеполагания и целедостижения, обобщенные способы поведения, психодинамические особенности саморегуляции.
Обобщенные способы поведения, т.е. характериологические особенности индивида, формируются преимущественно под влиянием условий среды. Психодинамические особенности – следствие биологических факторов – генотипа. Все отмеченные факторы поведения не обособлены – они образуют единую личностную систему психической регуляции поведения. Однако системообразующим фактором поведения выступает направленность личности, система личностных значений (смыслов), иерархия интернализированных ею ценностей, определяющая иерархию ее мотивов.
В поисках ответа на вопрос о том, почему данный индивид совершает преступления, мы приходим к необходимости психологического анализа формирования данной личности. В этом сложном процессе взаимодействуют социально-средовые, индивидуально-психологические и генетические факторы.
Биосоциальные факторы в детерминации преступного поведения
Поскольку в поведении человека система внешних обстоятельств преломляется через систему внутренних условий, нельзя обособлять ни объективные, ни субъективные факторы человеческой жизнедеятельности. Ни одно внешнее и внутреннее обстоятельство само по себе не порождает поведенческого акта. Люди зависят от социальных условий не пассивно. Социальные факторы влияют на поведение людей не прямолинейно, а опосредуясь через многие внутриличностные и внутрииндивидуальные явления. Социальные воздействия по-разному «ложатся» на индивидуальную природную основу (и это иногда создает иллюзию «преступной природы»).
В отечественной юридической и биологической литературе встречались крайние позиции биологического детерминизма. Но еще более распространена позиция игнорирования биологических аспектов формирования человека. Нет природной предрасположенности к преступлениям, но есть генетическая предрасположенность к тем влияниям среды, которые могут обусловить совершение преступления.
Рассмотрим роль биологических факторов поведения на примере психических аномалий.
Социально адаптированное или дезадаптированное поведение связано с саморегуляцией поведения (от латинского «regulare» – налаживать, приводить в порядок). Процесс саморегуляции осуществляется в единстве содержательно-смысловых значений, энергетических и нейродинамических процессов. И здесь возможны как вариации нормы, так и различные аномалии саморегуляции, психические отклонения, Пограничные состояния (умственная отсталость, психопатии, акцентуации характера). При этом интеллект человека в основном сохраняется, но оказываются нарушенными отдельные регуляционные механизмы. Эти природно обусловленные нарушения психической регуляции сводятся в основном к следующим разновидностям:
Частая и быстрая смена настроений, недостаточность психоэнергетических возможностей индивида, повышенная нервно-психическая истощаемость в результате придания отдельным внешним воздействиям сверхзначимости.
Ригидность, малоподвижность нервно-психических процессов, обусловливающих замкнутость индивида, уход от контактов с людьми, гипертрофию одиночества, отверженности, противопоставленности окружающей социальной среде.
Повышенная возбудимость, импульсивность, гневливость, обидчивость, жестокость, склонность к конфликтным взаимодействиям, завышенность самооценок, эгоистичность.
Повышенная конформность, слабохарактерность, интеллектуальная ограниченность, некритичность, умственная отсталость.
И чем менее социализирована личность (что, как правило, и служит характерной особенностью личности преступника), тем дольше возможность автономизации биологических факторов. Чем ограниченнее психическое развитие человека, тем большую роль в его поведении играют иерархически низшие уровни мотивации. (Среди обследованных рецидивистов установлено, что последнее преступление многих из них в значительной мере обусловлено генетически, структурно низшими психическими свойствами: эксцессами темперамента, патологией психики, подсознательными влечениями.)3
Но понятие «биологическое» не должно трактоваться как проявление в человеке животных инстинктов. Человек, в отличие от животных, не предопределяется природой в способах существования, но он не свободен от анатомо-физиологических и нейродинамических природных предпосылок.
Биологически унаследованные качества человека должны быть поняты как подсистема развития определенных психических качеств.
Неразрывная связь психического с биологическим резко выражается в психических аномалиях, что имеет существенное юридическое значение. В связи с этим представляет интерес дело Г., осужденного за незаконное хранение оружия и покушение на убийство в связи с выполнением потерпевшим служебного долга.
Генеральный прокурор принес протест на чрезмерную суровость наказания. В протесте было указано, что Г. совершил преступление в связи со стечением неблагоприятных обстоятельств и конфликтом на почве служебной деятельности. По заключениям экспертов, осужденный обнаруживает психические черты характера с явлениями аффективной неустойчивости и склонности к истерическим реакциям в травмирующей обстановке. Учитывая эти данные о личности осужденного, Пленум Верховного Суда сократил Г. срок лишения свободы.
Этот прецедент служит основанием для учета при назначении наказания состояния психики обвиняемого и, в частности, наличия психических аномалий, если они проявились в совершении преступления. Между тем суды во многих случаях вообще не мотивируют назначение наказания данными о личности подсудимых и не пользуются сведениями о наличии или отсутствии у них психических аномалий.
Психические аномалии, генетически обусловленные непатологические нервно-психические расстройства в сочетании с неблагоприятным средовым влиянием снижают адаптивные возможности индивида. Психические аномалии сами по себе не криминогенны. Но при определенных условиях жизнедеятельности индивида могут выступать в качестве условия преступного поведения.
Для поведения лиц с психическими аномалиями характерны такие особенности, как конфликтность, повышенная импульсивность, спонтанность побуждений, дефекты второй сигнальной системы, ослабленность механизма понятийно-мотивационной регуляции, преобладание импульсивно-агрессивных поведенческих реакций.
Психические аномалии – это так называемые пограничные психические состояния – непатологические психические расстройства, не достигшие степени психоза (психического заболевания, характеризующегося кардинальными психическими нарушениями, обусловливающими невменяемость). К психическим аномалиям относятся: психопатии, акцентуации характера, олигофрения (умственная отсталость), неврозы, сексуальные перверзии (половые извращения).
Психопатия (от «психо»... и греческого «pathos» – страдание) – врожденная или развившаяся в ранние годы аномалия личности, аномальность высшей нервной деятельности, обусловливающая психическую неполноценность личности. Поведение личности модифицируется в зависимости от формы психопатии, приобретая аномальную реактивность на отдельные группы раздражителей. В развитии и течении психопатии различаются стадии обострения психопатических черт, фазы декомпенсации. Выделяются психопатии истерического, возбудимого и астенического круга.
Психопатический склад личности возникает на основе взаимодействия врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы с остронегативными условиями внешней среды. Характериологической особенностью психопатизированной личности является дисгармоничность ее эмоционально-волевой сферы при относительной сохранности интеллекта. Психопатические особенности личности затрудняют ее социальную адаптацию, а при психотравмирующих обстоятельствах ведут к дезадаптивным, в том числе и правонарушающим, поведенческим актам.
Психопатам не присущи необратимые дефекты личности. При благоприятных средовых условиях их психические аномалии сглаживаются. Однако во всех психически трудных для них условиях неизбежна реакция срыва, поведенческая дезадаптация. (Среди лиц, совершающих насильственные преступления, психопаты занимают ведущее место.) Для психопатов характерна незрелость психики, проявляющаяся в повышенной внушаемости, склонности к преувеличениям, необоснованной мнительности.
Ведущим фактором психопатизации личности в одних случаях являются врожденные конституциональные особенности (так называемая «ядерная» психопатия), в других – психогенное воздействие окружающей среды («патохарактериологическое развитие индивида»).
Длительное воздействие неблагоприятных социальных факторов может быть основной причиной психопатического развития личности, его искаженного психического формирования. Личность, формирующаяся в условиях постоянного грубого подавления, унижения, принижения, начинает проявлять робость, подавленность, неуверенность или, наоборот, повышенную возбудимость, агрессивность, конфрактационность. Обстановка же всеобщего обожания и восхищения, беспрекословного исполнения всех прихотей ребенка может привести к «формированию истерического типа личности, к развитию эгоцентризма, самовлюбленности (нарциссизма). Вместе с этим формируются черты эксплозивности (взрывчатости, импульсивности). В длящихся условиях чрезмерной опеки формируется астетичность, безынициативность, беспомощность, экстернальная поведенческая ориентированность (возложение вины за свои неудачи на внешние обстоятельства). Поскольку патохарактериологическое развитие личности преимущественно обусловлено социальным фактором, возможно прекращение этого процесса при благоприятных социальных условиях. Классификация психопатий пока еще носит дискуссионный характер. Мы выделяем четыре их разновидности: астеническую, возбудимую (взрывную), истерическую и паранойяльную психопатию.
Психастенические психопаты отличаются повышенным уровнем тревожности, боязливостью, неуверенностью в себе, крайне повышенной чувствительностью к психотравмирующим обстоятельствам, дезадаптированностью в психически напряженных ситуациях. Их интеллектуальные построения, жизненные планы оторваны от реальных условий жизни, они склонны к болезненному мудрствованию («интеллектуальной жвачке»), застойному самокопанию (любят «пилить опилки»), навязчивым идеям. Для психастеников характерны функциональный перевес второй сигнальной системы и слабость подкорковых систем, что и проявляется в общей энергетической ослабленности их высшей нервной деятельности, в слабости наиболее хрупкого тормозного процесса. Их мотивационная сфера характеризуется застойными, навязчивыми побуждениями.
Возбудимые (взрывчатые) психопаты отличаются повышенной раздражительностью, постоянной психической напряженностью, взрывной эмоциональной реактивностью, доходящей до неадекватных приступов ярости. Для них характерны повышенная требовательность к окружающим, крайний эгоизм и себялюбие, недоверчивость и подозрительность. Они часто впадают в состояние дисфории – злобной тоски. Они упрямы, неуживчивы, конфликтны, мелочно придирчивы и властны. В общении грубы, а в гневе – крайне агрессивны, способны наносить жестокие побои, не останавливаются даже перед убийством. Их аффективное поведение происходит на фоне суженного сознания. В некоторых случаях злобность и эксплозивность (взрывчатость) смещается в сторону застойных влечений (пьянство, бродяжничество, азартные игры, сексуальные излишества и извращения).
Истерические психопаты отличаются главным образом жаждой признания. Они стремятся к внешнему проявлению своей значительности, демонстрации своего превосходства, склонны к театральности и рисовке, позерству и внешней эффектности. Их тяга к преувеличениям часто граничит с лживостью, а их восторги и огорчения проявляются бурно и экспрессивно (театральные жесты, заламывание рук, рыдания и громкий продолжительный смех, восторженные объятия и обиды «на всю жизнь»). Стратегия их жизни – быть в центре внимания любыми средствами – безудержным фантазированием, постоянной ложью (патологические лгуны и мифоманы). В погоне за признанием они не останавливаются даже перед самооговором. Психика этих людей незрела, инфантильна. В нейрофизиологическом плане у них преобладают первая сигнальная система, деятельность правого полушария. Их непосредственные впечатления настолько ярки, что подавляют критичность мышления.
Паранойяльные психопаты (параноики) отличаются повышенной склонностью к «сверхценным идеям». Это обусловлено крайней узостью их мышления, однонаправленностью их интересов, повышенным самомнением, эгоцентризмом, подозрительностью в отношении других людей. Низкая пластичность психики делает их поведение конфликтным, они постоянно в борьбе с мнимыми врагами. Основная их направленность – «изобретательство» и «реформаторство». Непризнание их заслуг приводит к постоянным столкновениям со средой, к сутяжничеству, анонимным доносам и т.п.
Первичные и рецидивные преступления у психопатических личностей встречаются в два раза чаще, чем у психически здоровых лиц4. Сам термин «психопатия» зародился в судебно-психиатрических исследованиях в связи с анализом особенностей криминального поведения5.
Особенности поведения психически аномальных лиц маскируются такими нормальными сторонами их психики, как профессиональные знания и умения, относительно развитые навыки общения, способность к установлению причинно-следственных связей. Психические срывы у этих лиц происходят выборочно – только в тех случаях, которые затрагивают наиболее слабые стороны их нервной и психической организации. Если психически здоровый преступник сознательно преодолевает правовые запреты, то психически аномальная личность в острых для нее ситуациях не актуализирует правовые требования, проявляя общее нарушение самоконтроля. Побудительной силой преступных действий в этих случаях могут быть не осознанные мотивы, а малоосознанное стремление к личностной самоактуализации, нетерпимость к противодействию, тенденция к гипертрофированному самоутверждению.
Из побуждений психической самоактуализации совершаются такие преступные деяния, как хулиганство, бродяжничество, пироманические акты (бесцельные поджоги) и т.п. Во всех этих преступных формах поведения сам способ соответствующего поведения становится самоцелью. Эти так называемые безмотивные деяния обусловлены личностными аномалиями.
Побудительные «суррогаты» лежат в основе бродяжничества, сексуальных преступлений, некрофилии (осквернения могил) и т.п. Неспособность психопатов возбудимого типа к социальной идентификации (поставить себя на место другого человека) и эмпатии – одно из основных условий совершения ими тяжких преступлений против личности. Их эмоциональная неустойчивость обусловливает конфликтность в их поведении, повышенную агрессивность. Среди несовершеннолетних преступников каждый пятый является психопатом6.
Еще в 20-х годах XX в. отечественными психиатрами была отмечена корреляция между видом преступного деяния и психической аномалией. «...Слабоумные, не умеющие приспосабливаться к обычной жизни, совершают воровство, а иногда и убийство в целях удовлетворения своих низших потребностей. Безвольные психопаты с их неустойчивостью и податливостью влияниям среды легко пополняют кадры привычных воров; психопаты с тупыми душевными чувствами и мощными влечениями низшего порядка легче других делаются бандитами, корыстными убийцами; психопаты, отличающиеся патологической возбудимостью, легко приходят в столкновение с окружающими по самым пустячным обстоятельствам, нарушая общественный порядок»7.
Импульсивность психопатов связана с их пониженной толерантностью к напряжению и депривации (блокированию удовлетворения актуализированных потребностей). Для психопатов характерны крайне суженная ориентировочная основа поведения, стремление к удовлетворению желаний без анализа условий их достижения. Все исследователи отмечают недоразвитость у психопатов высших эмоций-чувств, недоступность их пониманию таких категорий, как гражданственность, социальная ответственность и т.п. Наряду с этим у них гиперболизированы низшие эмоции, играющие доминирующую роль в целеобразовании и целедостижении. При незначительных неудачах у них возникает аффективное состояние агрессивности, резко снижается уровень самоконтроля.
Непатологические психические аномалии – психопатии, легкие формы дебильности, умственной отсталости, акцентуации характера – деформируют внутриличностные структуры, мотивационно-ценностную иерархизированность личности, порождают компенсаторные тенденции.
Пониженная самооценка лиц с психическими аномалиями повышает их зависимость от внешних влияний, текущих обстоятельств, порождает стремление к различным компенсациям, многие из которых приобретают антисоциальную направленность. Удельный вес (коэффициент) лиц, страдающих психическими аномалиями, в общей массе правонарушителей составляет около 70%. 8
Многие психические аномалии нами были уже рассмотрены в общей психологии. Здесь мы рассматриваем психические аномалии лишь в связи с анализом биологических факторов в системе причин преступного поведения.
К биологическим детерминантам криминального поведения нередко относят генетические аномалии – синдром Клайнфел-тера (лишняя Х-хромосома – 47/XXY синдром или лишняя Y-хромосома – 47/ХYY синдром). Лишняя Х-хромосома связывается с повышенной агрессивностью. Лишняя Y-хромосома связывается с аномалиями в сфере целеполагания и целедостижения, нарушением волевой регуляции поведения.
Генетические особенности индивида не являются обособленной причиной преступного поведения, но могут обусловить его во взаимодействии с социальными факторами. Социальные влияния в поведении человека «сцепляются» с его природной организацией. Достижения современной генетики перестраивают ранее сложившиеся представления о сугубо «средовой» обусловленности психики индивида. Биологическое и социальное образуют сложный системный биосоциальный фактор детерминации человеческого поведения. Не генетика определяет девиантное поведение, но, опосредуясь через психику, генетические особенности индивида приобретают существенное значение в модификации его поведения. Генетически закрепленные соотношения нервных структур, их функциональные особенности определяют предрасположенность индивида к отдельным внешним воздействиям и поведенческим проявлениям. Например, агрессивность индивида, лежащая в основе многих преступлений против личности, обусловлена комплексом биосоциальных факторов.
Агрессивность – устойчивое стремление индивида нанести другому человеку физический или психотравмирующий вред, ущерб. Агрессия может быть фрустрационной (агрессивность против тех, кто препятствует достижению значимых целей), импульсивной и аффективной. Она может быть также умышленной и инструментальной (когда агрессия используется лишь как средство достижения цели). Агрессивность как устойчивая черта личности формируется в неблагоприятных условиях психического развития личности, является показателем несформированности у личности социальной идентификации. Большинство биологов рассматривает агрессивность как врожденную форму поведения.
Не пытаясь определить первопричину агрессивности и даже отнеся агрессивность к инстинктам, отметим, что все инстинкты человека преобразуются в процессе социализации. И чем ниже уровень социализированности, тем выше уровень агрессивности индивида. Можно сказать, что степень агрессивности индивида – показатель уровня его социализированности.
Некоторые зарубежные исследователи усматривают различные формы проявления агрессивности индивида: агрессия-перенос, агрессия-высвобождение от отрицательных эмоций, агрессия-выражение протеста, агрессия-проявление садизма и мазохизма.
Агрессивность индивида связана с дефектами социализации негативным влиянием массовой культуры и общими дефектами в психической саморегуляции индивида. Однако в агрессивности индивида существенную роль играют и генетические аномалии и особенности эндокринно-гуморальной организации индивида (норадреналиновый тип).
Агрессивность индивида, очевидно, имеет Комплексную многофакторную обусловленность. Кроме некоторых биологических предпосылок, в ее формировании существенно научение агрессии, «агрессивный тренинг». Агрессивность субъекта зависит от того, какие стимулы среды он относит к запороговым воздействиям, требующим общеэмоциональной агрессивной реакции. Агрессией индивиды реагируют на стрессовые ситуации – ситуации, угрожающие их базовым ценностям.
Однако интенсивность агрессивных реакций предопределяется природными особенностями индивида. Как проявление дефекта психической саморегуляции, агрессивность связана со слабостью у индивида антистрессовой защиты, импульсивностью, повышенным уровнем тревожности. В формировании агрессивных типов отмечается их ранняя эмоциональная депривация (недостаточность положительных эмоций в раннем детстве), жестокость обращения, суровое отношение родителей и ближайшего окружения. Нередко агрессивность развивается как противодействие авторитарной власти в семье, малых группах когда у индивида остается единственный шанс на самоутверждение при помощи агрессивных действий.
С комплексом природно-социальных факторов связаны и сексуальные аномалии, они также резко модифицируют поведение индивида9. Так, гиперлибидомия – патологическое усиление сексуальных потребностей – превращает сексуальность в основной фактор жизненного смыслообразования отдельных индивидов: для них характерны беспорядочные половые контакты, частая смена случайных партнеров.
При гиполибидомии – пониженной сексуальности – также возникают определенные поведенческие дисгармонии. Они проявляются в повышенной чувствительности, раздражительности. Гипосексуальность может быть следствием не только биологических, но и социально-психологических факторов. Нередко она вызывается жизненными неудачами, устойчивым разочарованием в наиболее значимом сексуальном партнере.
Систематические препятствия в удовлетворении сексуальных потребностей могут вызвать различные сексуальные комплексы: мнимой импотентности, сексуальной неполноценности, сексуальные фобии (страхи). У лиц со слабым типом нервной деятельности возможны предбрачные фобии – гемафобия (страх перед брачной жизнью), страх дефлорации и др. Возникновение сексуальных фобий в браке нередко бывает связано с агрессивным поведением супруга, наличием у него сексуально-девиантных склонностей. Сексуальные фобии вызывают состояние повышенной психической напряженности и могут проявляться в различных неадекватных поведенческих актах. У женщин, имеющих длительный перерыв в сексуальных контактах, может возникнуть повышенная чувствительность к различным поведенческим проявлениям мужчин, неадекватная интерпретация смысла их действий. Навязчивые состояния эмоционального напряжения, связанные с обычными половыми контактами, ведут иногда к поиску девиантных средств сексуального удовлетворения. (Эта проблема будет рассмотрена ниже.)
С биологическими предпосылками связаны и различные степени умственной недостаточности (олигофрении).
Олигофрения (малоумие) – врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) недоразвитие психики, в основном – интеллекта, в сочетании с разнообразными дефектами физического развития; возникает в результате поражения зачатка плода, а также вследствие заболеваний, механических травм в раннем детстве. По степени умственного недоразвития олигофрения делится на дебильность, имбицильность и идиотию. Однако четких границ между этими градациями не существует. (Иногда наряду со значительным малоумием у олигофрена может быть развита какая-либо односторонняя одаренность – художественная, музыкальная.) Врожденное сиабоумие (олигофрению) следует отличать от деменции – приобретенного слабоумия, распада психической деятельности. Олигофренами не являются малоодаренные дети и дети с временной задержкой психического развития в связи с истощающими заболеваниями или вследствие неблагоприятных условий среды и воспитания (эмоциональная депривация, социальная и педагогическая запущенность).
Нередко олигофрения объединяется с задержками психического развития под общим названием «умственная отсталость», критерием которой считается крайне низкий коэффициент умственного развития (IQ). Приняты следующие показатели IQ для оценки умственной отсталости: легкая умственная отсталость – IQ – 50–70; умственная отсталость средней тяжести – IQ = 35–50; резко выраженная умственная отсталость – IQ = 20–35; глубокая умственная отсталость – IQ <=20. (При наивысшей умственной одаренности IQ == 180.) По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), умственной отсталостью страдает около 3% всего населения. В последние годы наблюдается увеличение количества умственно отсталых людей (это объясняется большей выживаемостью детей с пороками центральной нервной системы).
От слабоумия тотально, диффузно страдает не только познавательная деятельность, но и вся личность (речь, моторика, эмоционально-волевая сфера, ценностная ориентация). Более сохранны архаичные функции, инстинкты, а особенно страдает абстрактное мышление, что неизбежно отражается на осмысленности восприятия, произвольном запоминании и критичности поведения. Нередко олигофрения сопровождается пороками развития какого-либо органа и функциональных систем (микроэнцефалия, болезнь Дауна).
К пограничным психическим состояниям (непатологическим психическим аномалиям) относится лишь легкая степень слабоумия – дебильность. Дебилы способны к обучению и овладению простейшими трудовыми навыками. Их поведение во многих случаях адекватно ситуационным условиям, что может маскировать слабость мышления. Однако все дебилы (как апатичные, так и возбудимые) отличаются дефектами психической саморегуляции (низкий уровень самообладания, неспособность подавлять свои влечения, импульсивность поведения, высокая внушаемость, разорванность мотивов и средств действия). Различаются три степени дебильности: резко выраженная, средняя и легкая. Легкая дебильность почти неотличима от нижней границы нормального интеллекта.
Олигофрения может быть обусловлена рядом наследственных факторов. Дебильность (болезнь Дауна) обусловлена хромосомными аберрациями – синдромом Клайнфелтера, синдромом Шерешевского-Тернера10, поражением генеративных (половых) клеток родителей под влиянием экзогенных факторов (ионизирующая радиация, химические агенты). Частота этой психической аномалии достигает 1:500. Внешние проявления данной психической аномалии достаточно типичны: небольшой рост, короткие конечности, короткие пальцы, искривленный мизинец, небольшой череп с уплощенным переносьем, верхняя челюсть недоразвита, нижняя выступает, вторичные половые признаки недоразвиты.
К психическим аномалиям, на наш взгляд, можно отнести и крайне низкий уровень сознания индивида, его категориально-ценностную ограниченность. Все психические аномалии связаны с. определенной степенью сужения сознания, повышением регуляционной роли подсознательных и бессознательных механизмов. Этим и определяется криминогенный характер психических аномалий. Криминогенно любое ослабление субординации социально-психических свойств личности, любой перевес биологического фактора в сложной биопсихосоциальной регуляционной системе человека.
Итак, общей особенностью поведения генетически обусловленных психически аномальных индивидов являются неадекватные реакции, неустойчивость к психотравмирующим воздействиям, нарушенность механизмов психологической защиты, готовность к психическому срыву, неконтролируемость отдельных типов реакций. Психически аномальные реакции часто связаны с болезненным переживанием неудач, крахом личностных претензий. Психическая дезорганизация в личностно трудных ситуациях ведет к общему эмоциональному захвату всей сознательной деятельности индивида – сужению сознания. Эти состояния сопровождаются расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, конфликтным взаимодействием со средой.
Конфликтность поведения – основная особенность психически аномальных индивидов. Эта конфликтность имеет не только межличностный, но и внутриличностный характер, проявляющийся в непоследовательности действий, нерешительности, неустойчивости, ригидности (негибкости), упрямстве. Лица с психическими аномалиями склонны в случае возникновения инцидента (противоречий в интересах) к усилению конфликта, усугублению исходной проблемной ситуации, ужесточению агрессивных действий.
Для них расширено «поле» криминогенных ситуаций. Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что психические аномалии – одно из основных условий криминализации поведения11.
Ряд исследователей считают, что лица с психическими аномалиями, совершающие правонарушения, должны быть отнесены к особому криминологическому типу. В основу типологии этой категории преступников должны быть положены психобиологические критерии – качественные особенности деформации интеллектуальной и эмоционально-волевой деятельности, обусловленные во многих случаях генетическими факторами.
Исследования показывают, что отдельные виды преступлений коррелируют с определенными психическими аномалиями. Доля психопатизированных индивидов высока среди лиц, совершивших насильственные преступления. Среди хулиганов значительная часть лиц отягощена остаточными явлениями черепно-мозговых травм. Доля олигофренов высока среди насильников и хулиганов. Умственно отсталые индивиды чаще других совершают половые преступления.
В криминалистическом отношении допреступное поведение лиц с психическими аномалиями и аномальным механизмом совершения преступления требует специальных методов их раскрытия и расследования. Психические аномалии необходимо учитывать и при индивидуализации уголовного наказания. Нужна специальная система мер эффективной ресоциализации лиц этой категории и их психической реабилитации. Психические аномалии связаны с трудностями социальной адаптации индивида, его пониженными возможностями отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.
Это обстоятельство должно учитываться при определении степени юридической ответственности лиц данной категории, совершивших правонарушения.
Итак, поведение человека обусловлено реальными условиями его жизнедеятельности. Но эти условия по-разному преломляются в психике индивида, ложатся на разную «индивидуальную матрицу». Преступление детерминировано неблагоприятным воздействием среды на «неблагоприятные» психические особенности индивида. Даже при наличии психических аномалий индивид, находящийся в благоприятных социальных условиях, не подвергается криминализации. В самых тяжелых жизненных условиях социализированная личность остается преданной законам человеческого бытия. Преступление детерминируется «сцеплением» дефектов среды с дефектами психики конкретного индивида.
studfiles.net
Личностные факторы
Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.
Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.
В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений. Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.
Прежде всего, необходима достаточная информация о возможности наступления подобных ситуаций.
Продумайте, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытайтесь найти способы ее смягчения.
Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, не принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. Не пытайтесь в преддверии самого события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения - ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.
Помните, что большую часть вызывающих стресс ситуаций вы способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.
Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций - это одно из главных условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике, не впадайте в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.
Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том числе и негативные, - неотъемлемая часть жизни.
Помните, что стрессовыми ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.
Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.
Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.
Преодолеть стрессовые ситуации могут помочь некоторые социальные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.
Анализ процесса реагирования
Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная стадия “тревоги”, следующая непосредственно за экстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляемости организма; стадия “сопротивления”, характеризующаяся актуализацией адаптационных возможностей; стадия “истощения”, которой соответствует стойкое снижение резервов организма. При анализе достаточно сложных жизненных ситуации физиологическая интерпретация этих стадий с необходимостью обогащается психологическим содержанием. Развернутый процесс преодоления возникших трудностей может быть представлен спектром качественно неоднородных по когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний “ответа на стресс”, в случае неадекватности каждого из которых возникают специфические отрицательные последствия.
Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни “стрессовой этиологии” — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа: А — подверженных стрессу, В — устойчивых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается “выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности”. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.
Не только обозначенные медицинские, но и различные отрицательные социально-экономические последствия стресса — неудовлетворенность работой, снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров — акцентируют внимание на необходимости изучения состояний психологического стресса, ставших одной из характерных особенностей современной жизни. Оптимизация любого вида труда предполагает использование комплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возникновения стресса.
studfiles.net
Поведенческие факторы это метрики, которые характеризуют поведение пользователей в поисковой. Факторы неживой природы или абиотические факторы это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм. Поведенческие индикаторы это стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией. Поведенческие индикаторы это стандарты эффективного поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией. Поведенческие индикаторы это стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией. Поведенческие интенции это намерения, одидания или планы действий, предваряющие сами действия: подобно обещаниям, эти планы не всегда находят воплощение в реальности [5]. Поведенческие Расаяны это такие поступки, в которых отражаются ваше уважение, участие, сострадание, терпимость и любовь к ближнему. Поведенческие артефакты это типичные для организации образцы и модели поведения в стандартных ситуациях. Поведенческие артефакты это типичные для организации образцы и модели поведения в стандартных ситуациях. Поведенческие реакции это то, что относят, с одной стороны, к поведению, но с другой стороны, за что ответственность человека уменьшают или снижают. Поведенческие реакции это реакции организма на его окружение. Поведенческие расстройства это состояния, при которых отсутствуют симптомы, на которые "пациент" жалуется сам: возражает против анормального поведения общество, а не пациент. Поведенческие нормы это те требования (как зафиксированные в документах, так и негласные) к поведению работников, которые воспринимаются ими как некий свод правил, определяющих, каким должно быть «правильное», «должное» поведение членов организации в тех или иных стандартных ситуациях. Поведенческие нормы это модели действий или поступков, типичных в конкретной ситуации. Поведенческие нормы это те требования (как зафиксированные в документах, так и негласные) к поведению работников, которые воспринимаются ими как некий свод правил, определяющих, каким должно быть "правильное", "должное" поведение членов организации в тех или иных стандартных ситуациях. |
opredelim.com
ТОП 10: |
Факторы агрессивного поведения- совокупность причин и условий, инициирующих агрессию или определяющих ее характер и отдельные черты. Среди факторов агрессивного поведения рассматриваются следующие. 1. социально-психологические факторы, т.е. формирующиеся на уровне социальных групп и оказывающие влияние на агрессивность индивида; 2. микросоциальные факторы, которые определяется характеристиками родительской семьи (ее состава, качества воспитания, благоприятными или неблагоприятными условиями воспитания), самого индивида (социальное и имущественное положение, уровень образования, трудовой статус), особенностями межличностного взаимодействия (формальный, неформальный статус индивида, мера индивидуальной адаптации, коммуникативные предпочтения и проч.). Проагрессивными факторами среди перечисленных, как правило, признаются: употребление родителями алкоголя, наркотиков, негативное воспитание ребенка, недостаточный уровень его социализации, влияние антисоциальной среды, особенности воспитания и социализации у мальчиков по сравнению с девочками и т.д. 3. макросоциальные факторы, обеспечивающие связь агрессии с наиболее общими тенденциями развития популяции в целом (социальными, экономическими, демографическими процессами). Ландо предполагает, что агрессия в обществе тесно связана с эффективностью социальных институтов и социальной системы в целом. Кроме того, предполагается, что на макросоциальном уровне важную роль в развитии агрессивности играют различные групповые атрибуции. Например, считается установленным, что предубежденные люди склонны приписывать дурные намерения членам той группы, к которой сами испытывают неприязнь. Этот процесс получил название «предвзятая атрибуция враждебности» и, как указывают некоторые исследователи, он играет немаловажную роль в формировании расовой и межнациональной ненависти. Помимо упомянутых, к макросоциальным факторам относят экономическую и политическую ситуацию в стране, состояние войны или мира, характеристики демографических процессов, экологическую обстановку и проч. 4. личностно-психологические факторы, т.е. качества личности, формирующиеся в процессе социализации на уровне отдельного индивида и так или иначе связанные с его агрессивностью. К таковым могут быть причислены когнитивные, эмоциональные, волевые, качества личности, особенности её бессознательной сферы. К когнитивным факторам причисляют прежде всего определённый способ мышления, опосредующий агрессивное поведение. Это т.н. агрессивные убеждения, т.е. сознательные представления о нормативности тяжкого деструктивного поведения. Они тесно связаны с формированием стратегии и тактики поведения, интерпретации различных воздействующих стимулов и ситуаций, а также самого себя в контексте социальной коммуникации. Настоящие факторы действуют, например, в случаях, когда определенные ситуации трактуются, как угрожающие и требующие упреждающего применения агрессии или когда осуществляется осознанный выбор неконструктивных способов реагирования в ситуации фрустрации. Иногда неадекватно завышенную самооценку также включают в перечень когнитивных факторов агрессивного поведения Среди эмоциональных факторов рассмативают склонность к эмоциям злости и гнева, мотивирующим агрессивные действия; повышенную аффективную возбудимость в ситуации фрустрации, тревожность, аффективные расстройства (мания, депрессия, дисфория) и эмоциональную неустойчивость. Волевые факторы, как предполагается, обеспечивают определённый уровень контроля эмоциональных реакций и поведения в целом, способность противостоять стрессовым ситуациям. Факторы бессознательного, по мнению некоторых исследователей, определяют стереотипы агрессивности и агрессивные установки индивида. Агрессивные установки представляют собой неосознаваемое состояние готовности индивида к агрессии в определенной ситуации, а агрессивные стереотипы - устойчивое враждебное поведение, повторяемое в неизменном виде, лищённое раздумий и рефлексивности. Вероятно, личностно-психологические факторы могут быть как нормотипическими, т.е. присущие в целом здоровому человеку без каких-либо явных психических отклонений, так и клиническими, патологическими. К последним обычно относят психические, психопатические, психопатоподобные и поведенческие расстройства, алкоголизм и наркоманию. 5. Биолого-психологические факторы, т.е. формирующиеся в процессе онтогенеза (индивидуального развития человеческого организма) и определяющие поведение индивида на биологическом уровне. К ним относятся генетические, гормональные, нейромедиаторные, нейроанатомические и половые факторы. Некоторые исследователим в категорию факторов агрессии включают физические характеристики окружающей среды, в частности, те из них, которые обусловливают некоторые особенности агрессивного поведения индивида (жара, шум, теснота и проч.). Их обозначают термином внешние детерминанты агрессии. Таким образом, решающую роль в агрессивном поведении индивида играют социально-, личностно- и биолого-психологические факторы, но не каждый из них в отдельности и не арифметическая их сумма, а действующие в контексте целостной личности и в связи с конкретной жизненной ситуацией. Удельный вес той или иной группы факторов статистически рассчитывается отдельно для каждого случая применения насилия, но при этом обычно не придерживаются механистической доктрины и чаще всего исходят из того, что определяющую роль в агрессивном поведении играет единство личностно-психологических детерминант. |
infopedia.su
1.4 Личностные и поведенческие факторы склонности к отклоняющемуся поведению. Отклоняющееся поведение подростков
Похожие главы из других работ:
Взаимосвязь склонности к аддитивному поведению с характерологическими особенностями и невротическими чертами личности
2. Исследование взаимосвязи склонности к аддиктивному поведению с характерологическими особенностями и невротическими чертами личности
...
Взаимосвязь склонности к аддитивному поведению с характерологическими особенностями и невротическими чертами личности
2) Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению «Определение склонности к отклоняющемуся поведению», А.Н. Орел;
3) Психологическая диагностика невротических черт личности, Л.И.Вассерман, Б.В.Иовлев, О.Ю.Щелкова, К.Р.Червинская; 1. Теоретическая часть 1...
Личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению подростков
II. Эмпирическое исследование личностных детерминант склонности к суицидальному поведению подростков
2.1 Организация и методики исследования 2...
Личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению подростков
I. Теоретическое исследование личностных детерминант склонности к суицидальному поведению подростков
1.1 Личностные детерминанты отклоняющегося поведения После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе...
Ложь как средство коммуникации
1.3 Личностные определения склонности ко лжи
Способности человека к обману сугубо индивидуальны и простираются широким диапазоном от патологической правдивости ("он совершенно не умеет врать!") до столь же патологической лживости ("ни одному его слову верить нельзя!")...
Мотивационные основы суицидального поведения подростка
1.3 Склонности к суицидальному поведению подростка
А.Е. Личко приводит следующую статистику подросткового суицидного поведения: «Семейные» проблемы были ведущими при демонстративном или аффективном типе суицидального поведения в 52% случаев и только в 13% -- при истинном суициде...
Основные особенности терроризма как явления
1.2 Индивидуальные факторы формирования склонности к террористическому поведению
Особого внимания заслуживают и психологические аспекты проблемы терроризма. Их анализ нужен для объяснения не только конкретного террористического акта и его причин, но и всего явления терроризма в целом. Виноградов М.В...
Особенности девиантного поведения подростков из семей с разными стилями воспитания
Глава 2. Изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и склонности подростков к девиантному поведению
...
Особенности девиантного поведения подростков, воспитывающихся в приюте
2.3 Сравнительная характеристика результатов диагностики склонности к девиантному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте.
Данные, выявленные при помощи методики «Опросник Шмишека» можно сравнить при помощи сводной таблицы (См. Таблицу 11). Таблица 11.Сводная таблица типов акцентуации личности у подростков, воспитывающихся в приюте...
Отклоняющееся поведение подростков
1.3 Недостатки семейного и школьного воспитания как фактор склонности к отклоняющемуся поведению
Неблагоприятная семейная атмосфера, жизненные условия, а также ошибки в семейном воспитании формируют противоречивое отношение ребенка к окружающему миру и приводят к значительным отклонениям в его личности. Такие отклонения...
Профилактика делинквентного поведения подростков
2.1 Методы диагностики склонности подростков к делинквентному поведению
Среди методик на выявление склонности к отклоняющемуся поведению была выбрана диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел). Особенность этой методики заключается в том...
Профилактика делинквентного поведения подростков
2.2 Результаты диагностики склонности подростков к делинквентному поведению
Сущность диагностики: общее представление о картине поведения подростков 14-15 лет...
Психологические особенности трудных подростков
2.1 Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения...
Психология аутоагрессивного поведения
2.2 Исследование склонности к отклоняющемуся поведению
В рамках данного исследования нами было опрошено 10 испытуемых, учащихся 10 класса из них 5 мальчиков и 5 девочек, в возрасте от 15 - 16 лет. Исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 52, г. Ульяновск...
Эмпирическое исследование предрасположенности подростков к девиантному поведению
2.2 Особенности склонности к отклоняющемуся поведению подростков, обучающихся в 8-ом классе
Проведенное изучение склонности подростков к девиантному поведению позволило обнаружить нам следующие результаты, представленные в приложении 1 и таблице 1. Так установка на социальную желательность была обнаружена 50,01% испытуемых выборки...
psy.bobrodobro.ru