Поведенческая диагностика невербальных средств общения. Поведенческая диагностика это


Поведенческая диагностика невербальных средств общения

2,5 см

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ

Уральский государственный  университет физической культуры

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

КАФЕДРА ТУРИЗМА 

студент T-3b-10-21 группы

                                                                       заочной формы обучения

                          специализация: 

туризм 

Поведенческая диагностика невербальных средств общения 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Психодиагностика

направление подготовки 100200 «Туризм»      

Преподаватель дисциплины:                                                    Е.Н Моисеева

  

Дата  сдачи работы в  УО ОЗО

МЕТОДИСТ  ОЗО:                                                                    А.С. Самойлова

Екатеринбург, 2011

        

 

  Введение

  Общение как особого рода деятельность - это творческая игра интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, это, далее, взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы, это, наконец, труд достижения поставленных каждой стороной целей переговоров (обмена мнениями, деловой встречи, диалога официальных представителей и пр.).

  Тема общения, а в частности невербального  общения, рассмотренного в моей работе, является очень актуальной во все времена. Потому что невербальное общение появилось много миллионов лет назад, тогда же, когда и появились люди. Даже когда человек еще не умел говорить, он общался со своими соотечественниками на жестах. И я считаю, что только лишь невербальная часть нашего общения доносит до собеседника всю полноту излагаемой информации.

  Наиболее  ярко невербальные средства общения  выражены, например, при разговоре  людей, говорящих на разных языках, при общении глухонемых людей. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

  Да и  в повседневной жизни все люди используют жесты, главным образом, я думаю, для придания речи эмоциональности. Готовясь к написанию работы на эту тему, я провела небольшое исследование среди своих знакомых, и в конечном итоге пришла к двум заключениям:

  1.  Девять из десяти человек постоянно в своем общении используют жестикуляцию.

  2.  Речь жестикулирующего человека наиболее выразительна, восприимчива, доступна, а также вызывает наибольший интерес у слушателей.

  Функции общения:

  Коммуникативная функция реализуется как передача и прием сообщений, знаний (от человека - к человеку, от поколения - к поколению, от культуры - к культуре и т. д.).

  Регулятивная  функция “управляет” процессом  общения людей, в ходе которого уточняются (а порой и формируются!) цели, мотивы, ориентиры будущей совместной или индивидуальной деятельности.

  Эмоционально-психическая  функция проявляется как создание комплекса чувств и психических состояний каждого собеседника в ходе общения.

  В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с  вербальной и может усиливать  или изменять смысл слов. Обмен  взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).

  Согласно  исследованиям, значительная часть  речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим.

  Итак, через  невербальные проявления собеседник демонстрирует  свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае, эти  проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, Вы получаете в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него. И в данной работе я попытаюсь показать вам как научиться читать невербальные средства общения, как разоблачать людей во вранье, и как самому использовать жесты.

  Целью этой работы является демонстрирование и  анализирование наиболее часто употребляемых  в нашей жизни, в нашем общении  жестов и телодвижений. 

  1. Общее представление  о языке телодвижений

  К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога -специалиста в области невербалики. Невербалик изучает поведение людей. Невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с  начала шестидесятых годов, а общественности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными - бихевиористами до 1970 года, но даже сегодня большинство людей все еще не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в их жизни.

  Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них  это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации.

  Большинство исследователей разделяют мнение, что  словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.    

  1.1 Невербальные компоненты  коммуникаций

  К средствам  кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение  лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку.

  Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

  Проксемические  средства также выполняют разнообразные  функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные , интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль метакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения (1,52). Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п.

  Т. А. Ван  Дейк (2, 34) в качестве одного из уровней  анализа высказывания выделяет Паралингвистическую  деятельность и относит к ней  дейктические и прочие жесты, выражение  лица, движение тела и физические контакты между участниками.

  В принципе, к невербальной сфере относятся  силенциальные и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат может выполнить требуемое действие.

  Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не менее природа таких  невербальных действий сугубо поведенческая (практическая).  

  1.2 Восприимчивость,  Интуиция и Предчувствия

  Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в  виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого  человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами. Лекторы называют это чувством аудитории. Например, если слушающие сидят глубоко в креслах с опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, у восприимчивого человека появится предчувствие, что его сообщение не имеет успеха. Он поймет, что нужно что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. Женщины обычно более чувствительны. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Поэтому мало кто из мужей может обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам, о чем он даже не подозревает.

  Таким образом  все люди обладают предчувствием, и  именно это качество, как мне кажется, и позволяет человеку читать жесты и телодвижения.

  1.3 Врожденные, генетические и приобретенные  сигналы

  Несмотря  на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми людьми, которые не могли бы обучиться невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюдения за жестикулярным поведением различных наций и изучалось поведение наших ближайших антропологических родственников - обезьян и макак.

  Немецкий  ученый Айбль - Айбесфельдт установил, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Экман, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые высказанные Дарвином предположения о врожденных жестах, когда они изучали выражения лица у людей, представителей пяти глубоко отличных друг от друга культур. Они установили, что представители различных культур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоции, что позволило им заключить, что эти жесты должны быть врожденными.

  Итак, невербальное общение появилось с начала существования людей, но изучать этот способ общения (невербалику) начали примерно с XX годов. К средствам невербального общения относятся различные прикосновения, жесты, мимика, выражение лица, позы, всякого рода телодвижения. Собственно можно сказать, что невербальное общение – это всё, что используется человеком в речи, кроме слов. Наиболее выраженную жестикуляцию и телодвижения можно наблюдать в общении людей, которые говорят на разных языках, а так же глухонемых людей.        

  2. Жестика  

  2.1 Основные коммуникационные  жесты и их происхождение

  Во всем мире основные коммуникационные жесты  не отличаются друг от друга. Когда  люди счастливы, они улыбаются, когда  они печальны - они хмурятся, когда  сердятся - у них сердитый взгляд.

     Кивание головой почти во всем мире обозначает "да" или утверждение. Похоже, что это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве.

  Проследить  происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытнообщинного  прошлого. Оскаливание зубов сохранилось  от акта нападения на противника и  до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.

  Жест "пожимание плечами" является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи поднятые брови.

stud24.ru

Методы поведенческой диагностики

Функциональные модели Кэнфера, Лазаруса и другие задают лишь направление, в котором должна собираться информация, но не содержат указаний на методы сбора этой информации. Прин­ципиально могут быть использованы любые традиционные мето­ды социальных наук и медицины.

Кэнфер предлагал на фазе сбора диагностической информа­ции использовать следующие методы:

• беседа с клиентом и людьми из его окружения;

• наблюдение за поведением в ролевых играх или реальных си­туациях;

• видеозапись и демонстрация клиенту ранее записанных сцен;

• наблюдение за невербальным поведением клиента в процес­се терапии.

Конечно, этот список должен быть дополнен анкетами и ины­ми формами самооценки клиентом параметров своего собствен­ного поведения.

Принципиальных отличий использования стандартных мето­дов социальных наук в рамках поведенческой психотерапии не

 

 

существует, специфика их использования создается собственно целями поведенческой диагностики:

Беседа (свободное или стандартизированное интервью) соот­ветствует структуре выбранной терапевтом функциональной мо­дели и концентрируется на отдельных ее компонентах (например, на особенностях поведения или стимулов, запускающих опреде­ленное поведение). Из самой беседы терапевт может получить до­вольно много информации помимо содержания речи клиента - для этого используются достаточно известные схемы анализа не­вербального поведения клиента.

Наблюдение - ключевой метод поведенческой диагностики, так как в ходе наблюдения терапевт получает непосредственный до­ступ к тому, что его интересует больше всего, - особенностям поведения клиента во взаимосвязи с особенностями ситуации. Раз­личают свободное и стандартизированное (систематическое, т. е. проводимое по определенной системе) наблюдение. В ходе сво­бодного наблюдения терапевт стремится выделить ключевые мо­менты взаимодействия клиента с его окружением и понять взаи­мосвязи, существующие между предшествующими событиями, особенностями поведения и его последствиями. В процессе стан­дартизированного наблюдения фиксируют заранее определенные особенности наблюдения по их продолжительности, частоте встре­чаемости или интенсивности.

Фиксироваться в этом случае может как ошибочное (напри­мер, заикание или повышение голоса), так и целевое поведе­ние (контакт глаз, позитивные оценки, телесный контакт и т.д.). во взаимосвязи с предшествующими и последующими собы­тиями.

 

П р и м е р. В процессе терапии отношений между матерью и трудным ребенком М.Э.Бернал (1968) разработал следующую систему наблю­дения:

1. Ошибочное поведение ребенка (R): ребенок кричит, ругается, замахивается, бьет мать, бросается на пол.

2. Мать игнорирует ошибочное поведение (R-K, угашение).

3. Мать просит, требует чего-либо (S).

4. Мать игнорирует ребенка вообще (К, ненаправленное угашение).

5. Мать поощряет, дает общие позитивные оценки (К, общее ненаправленное поощрение).

6. Мать бьет ребенка, кричит в ответ (К, наказание).

7. Мать хвалит ребенка за конкретные действия (К, специфическое поощрение).

Разработанная система оценки позволила обнаружить существенные особенности поведения ребенка и сформулировать цели терапии, которые заключались в том, что мать училась по-разному реагировать на разное поведение ребенка: игнорировать ошибочное поведение, штрафовать фи-

 

зическую агрессию и целенаправленно подкреплять позитивные действия ребенка.

Эта же система стандартизированного наблюдения позволила оценить спустя некоторое время достигнутый прогресс.

 

В поведенческой диагностике довольно часто используются опросники (анкеты). Например, для диагностики особенностей социальных страхов, изучения стимулов болезненного поведе­ния, оценки самоэффективности (Р. Шварцер и др., 1996) или характеристик самих поведенческих стереотипов (В.Ромек, 1989, 1998). Практически для каждого пункта функциональной моде­ли Кэнфера на сегодняшний день существует свой опросник. Конечно, использование опросника экономит время и дает воз­можность четко контролировать процесс терапии. В то же время часть довольно существенной информации может остаться (и всегда остается) за рамками отдельных пунктов анкеты. Ценные советы по разработке анкет для функциональной диагностики поведения дает Бергольд (1972). Множество примеров конкрет­ных тестов и опросников можно найти в учебниках Мишеля Херсена и Алана Беллака (М. Hersen and A. Bellack, 1988; М. Hersen and A.Bellack, 1976).

 

Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 118 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Терапия беспомощности | Теория оптимизма | КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ | Рационально-эмотивная терапия поведения Альберта Эллиса | Когнитивная психотерапия Аарона Бека | Тренинг вакцинации против стресса Дона Мейхенбаума | Пример. | Особенности поведенческой диагностики | Определение целевого поведения | Элементы модели поведенческого анализа Кэнфера |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.005 сек.)

mybiblioteka.su

Особенности поведенческой диагностики

Количество просмотров публикации Особенности поведенческой диагностики - 71

Поведенческая диагностика представляет собой довольно специфическую форму психодиагностики. Во многих моментах пове­денческая диагностика расходится с традиционной психодиагно­стикой, основанной на теории черт, и предполагающей существо­вание относительно стабильных и неизменных качеств личности.

В традиционной диагностике предполагается, что существуют некоторые центральные стабильные характеристики (черты) лич­ности и внешнее наблюдаемое поведение является проявлением этих черт. Считается, что поведение человека можно понять и пред­сказать, выявив эти черты. В корне традиционной психодиагно­стики, таким образом, лежит предположение (лишь частично, кстати, проверенное экспериментально) о том, что между черта-

ми личности и поведением существует причинно-следственная связь, и что внешнее поведение лишь в незначительной степени зависит от влияния социальной ситуации. Полученные на базе корреляционного анализа данные о связи ответов на утверждения теста между собой и связи совокупного индекса с внешней конт­рольной переменной в традиционной психодиагностике служат ос­нованием для оценки внешней и внутренней валидности теста и ᴇᴦο надежности. Такого рода валидизация имеет, однако, ряд огра­ничений (хотя бы в силу того, что корреляционные исследования не дают нам знания причинно-следственных связей) и многократ­но подвергалась критике (W. Mischel, 1968; M.R.Goldfried and R.N.Kent, 1972).

Хотя очень многие психотерапевты традиционно отстаивают роль и значение традиционной психодиагностики, в практиче­ской работе терапевты поведения все же чаще применяют так на­зываемую поведенческую диагностику, основанную на ряде сле­дующих фундаментальных предположений.

1. В поведенческой диагностике предполагается, что поведение человека является следствием не только ᴇᴦο строго индивидуаль­ной истории научения и проявлением более или менее обширно­го репертуара стереотипов поведения, но и в значительной мере опосредуется условиями социальной ситуации, в которую включен человек, и предполагаемыми или реальными последствиями ᴇᴦο действий.

Это фундаментальное предположение имеет два следствия. Пер­вое касается конструирования самих утверждений тестов или тес­товых ситуаций. Сами стимульные фразы или условия теста долж­ны в достаточном объёме представлять испытуемому важнейшие переменные ситуации и последствия поведения. Иными словами, стимульные фразы или ситуации должны быть в максимальной степени наглядны и очевидны.

Поскольку это требование едва ли выполнимо в рамках тради­ционных бланковых или проективных тестов, то в поведенческой диагностике больше доверяют наблюдению за поведением в ре­альной жизни (in vivo) или в приближенных к ней ролевых играх (тесты ролевой игры).

Далее, все чаще в ходе поведенческой диагностики использу­ют диагностическую беседу, в которой основой диагноза стано­вятся самоотчеты клиентов (точность которых, конечно же, про­веряется дополнительно).

2. В сравнении с традиционной психодиагностикой, в которой реакции на тестовые задачи испытуемого сравниваются с усред­ненными реакциями больших выборок, представляющих всю ге­неральную совокупность, в поведенческой диагностике пред­полагается вариативность поведения человека в различных соци­альных ситуациях. Иными словами, сами реакции человека на сти-

referatwork.ru

Поведенческая диагностика вербальных и невербальных средств общения.

Очень характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке, — его голос. Вот некоторые характе­ристики человеческого голоса.

1. Скорость речи: - оживленная;

- спокойная;

- заметные колебания скорости речи обнаруживают недоста­ток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость.

2. Громкость:- сильный голос, как правило, отражает истинную силу по­буждений — жизненную силу либо кичливость;

- тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость;

резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональ­ности и волнении.

3. Артикуляция:

- ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дис­циплину, потребность в ясности и недостаток живости;

- расплывчатое произношение, как правило, связано с уступ­чивостью, неуверенностью, мягкостью, вялостью воли.

4. Высота:

- фальцет (дословно — «головной голос») обычно присущ че­ловеку, у которого мышление и речь продуманны, неспонтанны;

- грудной голос — мышление и речь эмоциональны, естествен­ны, «ненаигранны»;

- высокий пронзительный голос — признак страха и волне­ния;

- низкий голос свидетельствует о покое, расслабленности и достоинстве.

5. Режим и течение речи:

- ритмичная речь, ровное перетекание слов с легкими перио­дическими колебаниями говорят о богатстве чувств, уравновешен­ности, хорошем настроении;

- строго цикличная, правильная речь означает глубокое осо­знание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педан­тичность, холодность чувств;

- округло текучая манера говорить свойственна людям, живу­щим глубоко, полно, эмоционально;

- угловато-отрывистая манера речи характеризует трезвое, це­ленаправленное мышление.

Невербальные средства общения

Выявить сами эмоциональные состояния было бы достаточно просто, но мнение человека о любом объекте или ситуации го­раздо сложнее, чем просто «нравится—не нравится». Да и в деловом общении менеджеру надо знать не только как — благожела­тельно или раздраженно — слушает его клиент, доволен ли он ходом переговоров, но и что он собирается делать — искать до­полнительную информацию, заключать сделку или отказываться от нее. Указания на это тоже можно получить, наблюдая за телес­ными проявлениями состояний человека.

Многочисленные исследования психологов из разных стран мира показали, что положительная оценка любой информации, ситуа­ции или человека сопровождается телесными выражениями удо­вольствия.

Отрицательная оценка сопровождается телесными проявлени­ями неудовольствия, микродвижениями, символизирующими уда­ление от объекта, отгораживание от него:

Если человек оценивает кого-либо или что-либо как сильный объект, это означает, что он воспринимает ситуацию и партнеров пообщению всерьез, как заслуживающих внимания. Его тело на­ходится в состоянии оптимального напряжения, как бы готовится к значительному усилию.

Если же информация, ситуация или партнер по общению оце­ниваются как слабые, то это значит, что человек считает этот объект : не заслуживающим серьезного внимания. Такое состояние обыч­но не характерно для делового общения, расслабления:

- тело, конечности, вся поза расслабленные;

- дыхание замедленное;

- голос тихий, речь вялая;

- «пустой» взгляд, направленный в пространство, хотя глаза югут быть широко открыты.

Если объект или ситуация оцениваются как активные, то у человека возникает желание не только обсуждать вопрос, но и принимать конкретные решения и действовать. При этом в орга­низме возникает общее возбуждение, тело подготавливается к быстрым действиям с динамичным объектом.

Если объект оценивается как пассивный, это означает — в бли­жайшее время человек не намерен принимать конкретное реше­ние и тем более действовать, поэтому не хочет даже высказывать­ся. Но это не значит, что он теряет интерес к деловому общению. Скорее наоборот, он заинтересован в получении дополнительной информации, хочет лучше понять партнеров и разобраться в де­талях. Это состояние отражается в статичной, спокойной позе. Тело занимает максимально удобную позу, особенно если перед этим оно было напряжено; жестикуляция замедляется; речь становится медленнее и тише.

cyberpedia.su

Методы и способы осуществления поведенческо- терапевтической диагностики у детей и подростков

Такого рода диагностика в своих теоретических аспектах и в своих притязаниях четко обособляется от традиционных симптом- ориентированных агностических приемов. Однако из-за недостаточности собственного, разработанного инструментария и навязывания наиболее расхожих диагностических методов она использует наряду со специфическими методами и другие, заимствованные из других направлений и школ. Отмечаются следующие стратегии получения информации. 1. Систематическое вербальное исследование поведения, проводимое в плане функционального анализа. Следует отметить, что возможности такой диагностики при обследовании детей и подростков ограничены в связи с возрастными особенностями развития и/или имеющейся симптоматики. Поэтому часто приходится прибегать к наблюдению за поведением. Наряду с систематическими наблюдениями, могут применяться методы самонаблюдения и саморегистра- ции, которые остаются актуальными при обследовании детей. 2. Большую роль в детском и подростковом обследовании играют отчеты других лиц, например, анамнестические данные со слов родителей, а также учителей. Еще одна возможность понять определенное поведение состоит в том, чтобы воспроизвести, как можно точнее, это поведение либо в диагностической ролевой игре, либо в так называемом «ситуационно-поведенческом тесте». 3. Часто в качестве средства для получения информации используются опросники, поведенческие тесты и шкалы. Трудоемки и поэтому менее распространены психофизиологические методы. Как и при работе со взрослыми пациентами, при работе с детьми поведенческая терапия в настоящее время понимается как комплексный процесс разрешения проблем, который не ограничивается простым устранением симптомов и формированием целевого поведения с помощью поведенчески-терапевтических приемов. Все большее значение для терапии приобретает модель болезни и мотивация пациента, равно как и его отношения с терапевтом. Обобщающее представление о стратегии поведенческой терапии дается в таблице 5. Таблица 5 Фазы поведенческой психотерапии Отношение Психотерапевт - пациент: анализ, мотивация I. Анализ проблемы: - анализ поведения; - анализ условий; - анализ функций. II. Анализ мотиваций и отношений. III. Показания или противопоказания к специфическим изменяющим воздействиям: - гипотезы о причинных отношениях между симптомами и проблемными областями; - выбор воздействия, связанный с гипотезой; - сравнение и согласование иерархий проблем и постановка цели пациентом и терапевтом; Мотивация, анализ, модификация - прогноз (на основе гипотезы) наблюдаемых эффектов от выбранных воздействий; IV. Осуществление воздействий, модифицирующих поведение: - устранение симптомов и проблемного поведения; - устранение факторов риска развития нарушенного поведения; - формирование навыков (например, социальных и коммуникативных) или преодоление дефицитов; - выработка поведения, альтернативного болезненному; - формирование и расширение потенциала самопомощи; - генерализация эффектов на повседневную жизнь; - оценка краткосрочных эффектов (прогнозов фазы III). V. Стабилизация и оценка отдаленных результатов: - усиление и стабилизация потенциала самопомощи; - профилактика рецидивов; - оценка долгосрочной эффективности.

www.med24info.com


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта