Программа дисциплины «Поведенческие финансы» для направления 38. 04. 08 «Экономика». Поведенческая экономика программа


Поведенческая экономика

: : Старт обучения: 01.09.2018 19:00:00 Длительность: 2 года мес. Количество часов: : Стоимость: 562 000 руб.

Профессиональная переподготовка "Психология принятия решений в управленческой деятельности" МВШСЭН и магистратура РАНХиГС  

Направление подготовки: 38.04.01 Экономика 

Профиль: "Поведенческая экономика: экономика и психология принятия решений"

Партнерская программа реализуется сразу двумя вузами – РАНХиГС (экономический факультет) и Московской высшей школой социальных и экономических наук (факультет практической психологии), имеющей валидацию Манчестерского университета (The University of Manchester, UK).

Экономический факультет РАНХиГС обеспечивает экономическую подготовку слушателей, Факультет практической психологии МВШСЭН – их психологическую подготовку.

По окончании программы наши выпускники получают:

  • диплом государственного образца с присвоением степени магистра по направлению «Экономика» (РАНХиГС)
  • диплом о профессиональной переподготовке Московской высшей школы социальных и экономических наук по программе«Психология принятия решений в управленческой деятельности»
  • диплом Master of Arts in Counselling (The University of Manchester, UK)
Продолжительность: 2 года. Форма обучения: очная, вечерняя (с 19-00 до 22-00).

Поведенческая экономика – это направление, которое возникло на стыке экономики и психологии. Программа «Поведенческая экономика: экономика и психология принятия решений» для тех, кто любит психологию и экономику, кому интересно, как люди принимают решения, как работают наши когнитивные процессы, какие есть способы прогнозирования и анализа человеческого поведения в жизни и бизнес-среде, как на основе этих данных увеличивать собственный капитал и капитал компании.

Для того, чтобы поступить на эту программу совсем не важно иметь базовое экономическое или психологическое образование. Программа выстроена таким образом, что если Вы пришли из области, не связанной с экономикой из курсов по выбору Вы сможете выбрать экономические дисциплины, которые восполнят отсутствие базового образования. Если же Вы, напротив, пришли из экономической области, то Вам будет предложен набор дисциплин, связанных с психологической и управленческой тематикой.

Эта магистерская программа будет интересная экономистам, которые хотят расти в по карьерной лестнице и строить свой бизнес, психологам и социологам, собирающимся совершенствоваться в области психологии труда, организационной и экономической психологии, менеджерам, специалистам в области PR и маркетинга, желающим грамотно проводить анализ и прогнозирование потребительской активности на рынке.

Преимущества программы:

  • Выпускники получают три диплома:
- диплом и степень Манчестерского университета (Master of Arts in Counselling), - диплом государственного образца с присвоением степени магистра РАНХиГС по направлению «Экономика», - диплом о профессиональной переподготовке Московской высшей школы социальных и экономических наук по направлению «Психология принятия решений в управленческой деятельности».
  • Учебные курсы программы ориентированы на связь теоретических представлений и их практических приложений; они разработаны по моделям европейских и американских магистерских программ в этой области.
  • Основную часть курсов читают российские специалисты (экономисты и психологи), включенные в международное профессиональное сообщество, проходившие стажировки в зарубежных университетах и имеющие опыт работы с российскими реалиями.
  • Обучение по вечерам дает возможность совмещать учебу с работой.
  • Доступ к уникальным информационным ресурсам по психологии и экономике.
  • Совершенствование английского языка. Все наши выпускники владеют английским языком на уровне, достаточном для профессионального общения.
  • Программа обучает анализу и поиску решений для экономических задач, с опорой на современные наработки когнитивной, социальной и организационной психологии.

Преподаватели и авторы курсов

  • М.И. Левин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой микроэкономики экономического факультета РАНХиГС
  • В.Ф. Спиридонов, доктор психологических наук, заведующий лабораторией когнитивных исследований факультета психологии ИОН РАНХиГС, декан факультета психологии ИОН РАНХиГС
  • С.Ю. Манухина, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии ИОН РАНХиГС, член профессиональных сообществ (ОППЛ, ICF)
  • Е.Б. Моргунов, доктор психологических наук, декан факультета практической психологии МВШСЭН, доктор психологических наук, специалист в области организационного консультирования и управления персоналом, профессор кафедры УЧР Школы бизнеса и делового администрирования НИУ ВШЭ
  • С.А. Маруев, кандидат технических наук, зав.кафедрой системного анализа и информатики, заместитель декана ЭФ РАНХиГС
  • М.Е. Сачкова, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии ИОН РАНХиГС
  • Т.Н. Котова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований факультета психологии ИОН РАНХиГС
  • Е.В. Попова, кандидат экономических наук, доцент кафедры системного анализа и информатики ЭФ РАНХиГС
  • М.А. Александров, кандидат физико-математических наук, профессор (Universitat Autònoma de Barcelona)
  • А.Е. Девятов, PhD (State University of Pennsylvania)
  • Т.Н. Михайлова, PhD (Pennsylvania State University)
  • Е.В. Орлова, PhD (Humboldt-Universität zu Berlin)
  • С. А. Тищенко, кандидат физико-математических наук, PhD (Université Pierre et Marie Curie)
  • И. Нейштадт, PhD (Universität Zürich)
  • И.К. Безменова, кандидат психологических наук, генеральный директор консалтинговой компании ООО «Технологии и решения», член совета директоров сети «Кантата»

Образовательная программа

Подготовка студентов проходит по следующим основным блокам дисциплин:

  • экономической подготовки
  • когнитивно-поведенческих дисциплин
  • консультативной работы
  • психологии управления
  • языковой подготовки

Данная программа включает целый набор интересных и уникальных курсов. Среди них такие, как:

  • Анализ и моделирования поведения в изменяющейся среде
  • Решение стратегических задач и принятие решений
  • Теория игр в переговорном процессе
  • Поведенческая экономика
  • Диагностика и реформирование бизнес-организаций
  • Прогнозирование социально-экономических процессов
  • Теория организаций и организационное поведение
  • Психология переговорного процесса
  • Орг.консультирование и коучинг в бизнесе

Информация для поступающих

Продолжительность: 2 года. 

Форма обучения: очная, вечерняя (с 19-00 до 22-00).

Стоимость программы: 281 000 рублей в год.

Предусмотрено 8 бюджетных мест (доплата за британскую магистратуру - 96 000 рублей).

Требования к поступающим:

  • Диплом о высшем образовании (минимум - бакалавриат/специалитет)
  • Уровень владения английским языком не ниже 4.0 по шкале IELTS
Пакет документов для поступления:
  • Паспорт (+ ксерокопия)
  • Диплом о высшем образовании с приложением либо нотариально заверенные копии диплома и приложения (+ ксерокопия) 
  • Абитуриентам, имеющим дипломы негосударственных вузов, необходимо представить копии лицензии и свидетельства об аккредитации, заверенные вузом.
  • Свидетельство о признании и эквивалентности образования – документ, подтверждающий эквивалентность документа об образовании (для дипломов, выданных за пределами РФ) (+ ксерокопия) 
  • Фотографии 3х4 (6 шт.)
  • Заполнить анкету абитуриента РАНХиГС
  • Заполнить анкету абитуриента МВШСЭН
Документы подаются одновременно в Московскую школу и РАНХиГС. Комплект документов для МВШСЭН принимается в 258 кабинете 2 корпуса ([email protected]), для РАНХиГС - в 403 кабинете 4 корпуса ([email protected]). 

Расписание вступительных испытаний:

18.07.2018 - тестирование по английскому; 19.07.2018 - экзамен по направлению подготовки; (бюджет и договор)

24.07.2018 - экзамен по направлению подготовки; (бюджет и договор)

14.08.2018 - тестирование по английскому; 15.08.2018 - экзамен по направлению подготовки;

(договор)

Даты завершения приема заявлений: 20 июля – завершение приема заявлений на бюджет в ЭФ РАНХиГС; 27 июля – завершение приема согласий на бюджет в ЭФ РАНХиГС; 13 августа – завершение приема заявлений на договор в ЭФ РАНХиГС; 21 августа – завершение приема согласий на договор в ЭФ РАНХиГС.

Хотите знать больше?

Оставьте ваши контакты и получите информацию о программе  Приемная комиссия: 8(495)933-80-39  [email protected]

msses.ru

Программа дисциплины Поведенческая экономика для направления 080100. 68

с. 1

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики

Программа дисциплины
Поведенческая экономика

для направления 080100.68 «Экономика»

подготовки магистра Автор программы: профессор, д.э.н, Левин М.И. [email protected]

Одобрена на заседании кафедры микроэкономического анализа «31» августа 2010 г

Зав. кафедрой Левин М. И. Рекомендована секцией УМС «Экономическая теория» «___»____________ 2011 г

Председатель Ананьин О. И.

Утверждена УС факультета экономики «___»_____________2011г.

Ученый секретарь Т.В. Коссова ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080100.68 «Экономика», обучающихся по магистерской программе «Экономика» по специализации (специализациям) "Микроэкономика и микроэкономическая политика" и "Макроэкономика и макроэкономическая политика", изучающих дисциплину «Поведенческая экономика».

Программа разработана в соответствии с:

2Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Поведенческая экономика» являются формирование у студентов понимание основ анализа Парето-неэффективных распределений, демонстрация основных инструментов эволюционного моделирования экономических систем.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Способен выявлять научную сущность проблем неэффективности и применять полученные знания при решении задач СК-М2 Умение строить модели на основе вербального описания экономической ситуации и решать задачи Работа на семинарских занятиях, подготовка к написанию эссе
Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности СК-М6 Умение находить необходимые источники, работать с ними при написании эссе Написание эссе
Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность СК-М1 Умение критически подходить к информации из различных источников, способность анализировать информацию. Подготовка и написание эссе
Восприятие текстов, сообщений ИК-Б 2.1.2 (Э) Подготовка к написанию эссе Написание эссе
Создание текстов, сообщений

ИК-Б 2.2.1 (Э)

Самостоятельная подготовка эссе Работа на семинарских занятиях, подготовка эссе
Обработка текстов, сообщений
  • на иностранных языках
ИК-Б 2.4.2 Чтение литературы на иностранных языках для получения релевантной информации по курсу Подготовка эссе

4Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

5Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Всего

часов

Аудиторные часы Самостоятельная работа
Лекции Семинары
1 Общественные взаимоотношения и институциональное устройство 6 2 4
2 Спонтанный порядок 6 2 4
3 Предпочтения и поведение 6 2 4
4 Провалы координации и институциональные реакции 6 2 4
5 Распределение выигрышей от кооперации 9 3 6
6 Утопический капитализм 9 3 6
7 Обмен 6 2 4
8 Занятость, безработица и заработная плата 9 3 6
9 Кредитные рынки, ограничения богатства, распределительная эффективность 6 2 4
10 Институты капиталистической экономики 9 3 6
11 Институциональная и индивидуальная эволюция 9 3 6
12 Случай, коллективное действие и институциональные инновации 9 3 6
13 Совместная эволюция институтов и предпочтений 9 3 6
14 Управление экономикой 9 3 6
Итого 108 36 72

6Формы контроля знаний студентов

Тип контроля Форма контроля 1 год Параметры **
1 2 3 4
Текущий Эссе
Итоговый Зачет Письменный зачет, 80 минут

6.1Критерии оценки знаний, навыков

[Укажите для каждого контроля, что должен продемонстрировать студент на текущем, промежуточном или итоговом контроле, чтобы получить оценку. Требования к ответу студента должны соотноситься с компетенциями (раздел 3), которые формируются у студента]

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

[Если оценки выставляются по другой шкале, необходимо указать таблицу соответствия оценок по предложенной шкале и 10-ти балльной шкале. Если проводится тестирования, то приводится шкала интервальных баллов, соответствующая оценке за работу по 10-балльной шкале]

По желанию автора программы, укажите особенности проведения контроля (образовательные технологии)

При наличии, укажите, какая дистанционная поддержка осуществляется при проведении контроля (выдача заданий, проверка работ и др.).

7Содержание дисциплины

Тема 1: Общественные взаимоотношения и институциональное устройство

Введение в классическую теорию игр. Эволюционная теория игр, теоретическая трактовка общественных взаимоотношений с точки зрения теории игр. Провалы координации. Институциональные различия стран. Трактовки взаимоотношений между играми и институтами.

Дополнительная литература.
  1. Camerer C., Loewenstein G. and M. Rabin eds. (2004) Advances in Behavioral Economics, Russel Sage Foundation, Princeton University Press.

Тема 2: Спонтанный порядок

Модели выравнивания заработной платы и роста производительности. Точка перелома в игре соседства, моделирование сегрегации и классификации. Динамика эволюционного процесса в биологии Соединение теории игр с моделированием эволюционных процессов. Правила дележа, определение прав собственности. Языки как договоренности. Формальное моделирование культурной эволюции Виды провалов в эволюционном процессе выработки общественно оптимального результата.

Дополнительная литература.
  1. Akerlof J. and W. Dickens (1982) “The Economic Consequences of Cognitive Dissonance”, American Economic Review, 72(3), 307-319.
  1. Ariely, D., G. Loewenstein, and D. Prelec (2003): “Coherent Arbitrariness: Stable Demand Curves without Stable Preferences", Quarterly Journal of Economics, 118(1).

Тема 3: Предпочтения и поведение

Теория принятия решений. Гедоническая интерпретация полезности как благополучия. Основы теории перспектив, стандартная модель рационального выбора, роли эмоций, определяющих поведение. Ограниченная рациональность. Обзор поведений, зависящих от конкретной ситуации. Игра «Ультиматум». Эволюция мотивов поведения, направленного на других, влияние новых экономических знаний на предпочтения. Неприятие риска.

Дополнительная литература.
  1. Rabin M. (2002) “A Perspective on Psychology and Economics”, European Economic Review, 46: 657-685.
  2. Thaler R. (1992) The Winner’s Curse: Paradoxes and Anomalies of Economic Life. Free Press, New York.
  3. Thaler R. (1991) Quasi-Rational Economics. Russell Sage Foundation, New York.
  4. Thaler, R., 1999 "Mental Accounting Matters", Journal of Behavioral Decision Making, Vol. 12:183-206.
  5. Tirole J. (2002) “Rational Irrationality: Some Economics of Self-Management”, European Economic Review, 46: 633-655.

Тема 4: Провалы координации и институциональные реакции

Общинное управление. Задача координации без вмешательства правительства. Общинная собственность и общественные блага. Эффект Веблена и престижные блага. «Теория реализации». Проблема побудительных мотивов в командной работе. Экономическая отсталость как результат провалов в решении задачи координации. Модели налоговой конкуренции и государственная политика в отношении перераспределения доходов в пользу менее обеспеченных граждан.

Дополнительная литература.
  1. Benartzi, S.and Thaler, R., (2004) "Save More Tomorrow: Using Behavioral Economics to Increase Employee Savings", Journal of Political Economy, Vol. 112:1, 164-187.
  2. Bernheim D. (1994) “A Theory of Conformity”, Journal of Political Economy, 102: 842-877.
  3. Brocas I. and J. Carrillo (2004) “Biases in perceptions, beliefs and behavior”, mimeo.

Тема 5: Распределение выигрышей от кооперации

Модели торга. Методы проведения торгов, модель установления заработной платы в зависимости от действующих в обществе норм справедливости. Рентоориентированное повеление. Непродуктивный поиск ренты. Войны на истощение.

Дополнительная литература.
  1. Charness, G., and M. Rabin (2002): “Understanding Social Preferences with Simple Tests", Quarterly Journal of Economics, 117(3): 817-869.
  1. Dana J., R. Weber and J. Кuang (2003) “Exploiting moral wriggle room: Behavior inconsistent with a preference for fair outcomes”, mimeo.

Тема 6: Утопический капитализм

Введение в теорию общего равновесия Положения фундаментальной теоремы экономики благосостояния, обзор обоснований коллективного вмешательства в рыночные трансакции. Теория общественного выбора, формальные препятствия для демонстрации единственности и общей стабильности конкурентного равновесия в рамках вальрасовской традиции. Невальрасовские формулировки способов, посредством которых индивидуальное действие влияет на результаты в масштабе всей системы. Теорема Коуза.

Дополнительная литература.
  1. Kahneman D. and A. Tversky, eds. (2000) Choices, Values and Frames, Russell Sage Foundation, New York.

Тема 7: Обмен

Классические трактовки рынков как институтов. Модели рыночных трансакций и взаимодействий среди участников рынка. Рынки с неполными контрактами. Трансакционные издержки, сетевой анализ и экологические подходы к анализу рынка. Модель взаимоотношений между принципалом и агентом. Принципы функционирования фондового рынка.

Дополнительная литература.

1. Hertwig, R., & Ortmann, A. (2003). Economists’ and psychologists’ experimental practices: How they differ, why they differ and how they could converge. In I. Brocas & J. D. Carillo (Eds.), The psychology of economic decisions (pp. 253–272). New York: Oxford University Press.

  1. Mullainathan and Shleifer (2003) “The Market for News”, mimeo

Тема 8: Занятость, безработица и заработная плата

Теория контрактной занятости. Модели «эффективной заработной платы» Теория двойственного (сегментированного) рынка. Применимость модели регулирования усилий к реальной экономике Взаимоотношения среди занятого населения и установление заработной платы в экономике с высоко развитым профсоюзным движением. Теория общественного обмена, ее применение к взаимоотношениям среди занятого населения.

Дополнительная литература.

  1. Gneezy, U. and Rustichini, A. (2000a), “A Fine is a Price”, Journal of Legal Studies, 29 (1) (part 1), 1–17.
  2. Gneezy, U. and Rustichini, A. (2000b), “Pay Enough or Don’t Pay at All”, Quarterly Journal of Economics, 115(3), 791–810.

Тема 9: Кредитные рынки, ограничения богатства, распределительная эффективность

Модель ограниченных в качестве заемщиков. Влияние эффектов неравенства богатства на эффективность. Кредитная кооперация и динамические аспекты накопления богатства с точки зрения неполных кредитных рынков. Передача богатства, принадлежащего разным поколениям, и других аспектов экономического статуса.

Дополнительная литература.
  1. Fehr E. and K. Schmidt (2003) “Theories of Fairness and Reciprocity - Evidence and Economic Applications”, in M. Dewatripont, L. Hansen and St. Turnovsky (Eds.), Advances in Economics and Econometrics - 8th World Congress, Econometric Society Monographs, Cambridge, Cambridge University Press 2002.

Тема 10: Институты капиталистической экономики

Фирмы, руководимые работниками, и кооперативы. Технологическоий динамизм институтов капиталистической экономики. Неуравновешенные рынки (короткая и длинная стороны рынка). Основы теории фирмы. Понятие власти. Политические и философские предпосылки силы короткой стороны и необходимость подвергнуть ее демократической ответственности. Понятие институтов. Распределение индивидов с различными уровнями богатства по различным классам или типам контрактов. Динамическая агенто-ориентированная модель этого процесса.

Дополнительная литература.

1. Fehr E. and A. Falk (2002) “Psychological Foundations of Incentives”, European Economic Review, 46: 687-724.

Тема 11: Институциональная и индивидуальная эволюция

Введение в подходы Маркса и Дарвина к пониманию эволюционного изменения. Модели эволюции коллективного наказания. Эволюция прав собственности и взаимозависимых институтов. Эндогенная эволюция предпочтений.

Дополнительная литература.
  1. Elster, J. and G. Loewenstein eds. (1992) Choice Over Time, Russell Sage Foundation.

Тема 12: Случай, коллективное действие и институциональные инновации

Стохастическая эволюционная теория игр. Применение этого подхода к вопросу конвергенции и дивергенции институтов. Исторические оценки институциональных изменений, агенто-ориентированная модель появления классов. Равновесный выбор за счет медленного изменения.

Дополнительная литература.

  1. Charness, G., and M. Rabin (2002): “Understanding Social Preferences with Simple Tests", Quarterly Journal of Economics, 117(3): 817-869.
  1. Tirole J. (2002) “Rational Irrationality: Some Economics of Self-Management”, European Economic Review, 46: 633-655.

Тема 13: Совместная эволюция институтов и предпочтений

Генетическая эволюции альтруистических предпочтений. Обоснование того, почему повторение игры может привести к прекращению поддержания кооперации в большой группе. Модели многоуровневого отбора. Важность группового отбора, модель, объясняющая, почему при групповом отборе напряжение среди группы людей может быть относительно более высоким, чем среди представителей животного мира. Кооперативное поведение в человеческой среде и среди других животных. Подавление внутригрупповых различий в целях содействия успеху внешнегрупповой конкуренции. Имитационные модели.

Дополнительная литература.

1.Benabou R. and J. Tirole (2002) “Self-Confidence and Personal Motivation”, Quarterly Journal of Economics, 117(3): 871-915.

2.Benabou R. and J. Tirole (2003) “Intrinsic and Extrinsic Motivation”, Review of Economic Studies, 70: 489-520. Тема 14: Управление экономикой

Эволюционный так и спонтанный порядок. Концептуальная модель общин, государств и рынков. Введение в отношения государства и экономики, вопросы равноценности государства и рынка. Взгляд на экономику как на часть большей социальной структуры. Взаимный мониторинг агентов, движимыми личными интересами, давление со стороны членов своего круга. Вытеснение институтов, институциональную комплементарность.

Дополнительная литература.
  1. Plott and Zeiler (2004) “The Willingness to Pay/Willingness to Accept Gap,
the "Endowment Effect," Subject Misconceptions and Experimental Procedures for Eliciting Valuations”, American Economic Review.

    8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    8.1Тематика заданий текущего контроля

    Студентам предлагается написать эссе (примерный объем 2000 слов) по тематике лекций по согласованию с лектором.

    Требования к эссе: эссе должно продемонстрировать понимание проблемы и методов ее анализа и решения.

    8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

      1. Предположим, таблица А – это матрица выигрышей для первого игрока (стратегии в строках, по вертикали) в симметричной игре «Ястреб-Голубь», в Дилемме Заключенного и в Игре Доверия с двумя участниками. Покажите ограничения в величине этих выигрышей, которые необходимы и достаточны в каждом случае для того, чтобы игра была должным образом определена как Игра Доверия, игра «Ястреб-Голубь» и как Дилемма Заключенного.
      2. Используя три отдельных матрицы выигрышей игроков для трех игр, обведите все равновесия по Нэшу и подчеркните все оптимумы по Парето.
    Два фермера рассматривают две возможности: вырастить урожай (Посадить) или не выращивать, но попытаться украсть урожай другого фермера в период уборки (Украсть). Рассмотрите некооперативную игру, описанную матрицей выигрышей игроков в таблице B.
      1. Предположим, вы были первым игроком (стратегии в строках) и установили некоторую вероятность , что второй игрок (стратегии в столбцах) будет играть в Посадить. Соответственно, с вероятностью Вы полагаете, что второй игрок будет играть в Украсть. Каким будет минимальное значение , чтобы убедить вас сажать?
      2. Определите доминирующую по риску стратегию и доминирующее по риску равновесие, и скажите, какое равновесие (если вообще оно существует) является доминирующим по риску.
    Таблица А
    Симметричная игра «Ястреб-Голубь», Дилемма Заключенного, Игра Доверия
    (выигрыши первого игрока)
    II

    I

    Сотрудничество Дезертирство
    (Голубь) (Ястреб)
    Сотрудничество b d
    (Голубь)
    Дезертирство a c
    (Ястреб)
    Таблица B
    Игра Посадить/Украсть без кооперации
    I II Посадить Украсть
    Посадить 1; 1 -1; 0,5
    Украсть 0,5; -1 0; 0
    1. Должна ли эволюционно стабильная стратегия (ЭСС) быть равновесием по Нэшу? Все ли равновесия по Нэшу эволюционно стабильны?
    2. Для Дилеммы Заключенного, Игры «Ястреб-Голубь» и Игры Доверия покажите, какая (если вообще есть) из двух стратегий в каждой игре являются эволюционно стабильными (предполагая, что единственная «мутантная» стратегия – это другая, нежели ЭСС, в матрице выигрышей). При будет ли стратегия Ястреб ЭСС?
    3. Покажите, что стационарное внутреннее значение (доля Ястребов в населении) для Игры «Ястреб-Голубь» не Парето оптимум, и объясните, что является причиной этой ошибки координации?
    4. Предположим, яхту с несколькими представителями Буржуа вынесло на берег Острова Гоббса, чье (большое) население было распределено согласно равновесной доле Ястребов и Голубей. Могут ли эти Буржуа захватить смешанное население Острова Гоббса?
    5. Рассмотрите индивида, чьи предпочтения заданы уравнением (3.3) с и . Если бы она была ответчиком в Игре «Ультиматум», делящей одну единицу, какое будет наименьшее принятое ею предложение? Если бы она была тем игроком, который делает предложение, и знала, что ответчик имеет идентичные с ней предпочтения, могли бы Вы сказать, что она предложит?
      1. Для равновесия по Нэшу (то есть и ) найдите условия, при которых внешний эффект положителен или отрицателен и при которых две стратегии и являются субститутами или комплементами.
      2. Что является условием первого порядка для симметричного Парето эффективного распределения? Используйте это условие первого порядка (предполагая, что условие второго порядка выполнено) и ваше выражение для равновесия по Нэшу, полученное выше, для того, чтобы показать, что и превышают Парето эффективный уровень тогда и только тогда, когда внешний эффект отрицателен. Объясните, почему это так.

    7. В конкретных агентских отношениях с непостоянным качеством, предположим, что полезность поставщика за период изменяется согласно выражению:

    .

    Предположим, вероятность расторжения договора равна , значение следующей лучшей альтернативы поставщика (запасного варианта) равна 0, и норма межвременных предпочтений поставщика также 0.

    7.1. Найдите величину трансакции поставщика , покажите, что установление есть наилучший отклик поставщика на цену покупателя: , и объясните, почему эта функция наилучшего отклика требует, чтобы поставщик приравнивал предельную бесполезность предлагаемого качества продукта с предельным результатом влияния лучшего качества на вероятность поддержания при трансакции раз ренту от принуждения (смотрите уравнение (7.12)).

      1. Выпишите условие первого порядка для покупателя, если он ищет , минимизирующее , зная функцию наилучшего отклика поставщика. Каким будет значение оптимальной цены и конечная равновесная величина предоставленного качества ?
      2. В этом равновесии дайте уровень полезности поставщика за период, ожидаемую продолжительность трансакции (в периодах), и величину трансакции.
      3. Предположим, эндогенна, так что субъективная цена предоставляемого качества (бесполезности усилий, удовлетворение качеством чьей-то работы) может изменяться действиями покупателя. Если покупатель может снизить для одного периода, какой будет наибольшая цена, которую покупатель согласиться заплатить? Используйте равновесную цену качества, чтобы ответить на этот вопрос
    8. Предположим, что есть два типа рабочих: Хороший (высокая склонность к труду) и Плохой (пример мало полезной рабочей силы), и тип рабочего известен всем заранее. Опишите конкурентное равновесие, в котором оба типа рабочих нанимаются фирмой, и покажите, что в равновесии запасной вариант хороших рабочих должен быть лучше запасного варианта плохих рабочих.
    1. Субсидии для занятости – широко известное средство увеличения занятости в экономике с избыточным предложением труда или среди менее квалифицированных работников в развитых странах. Предположим, что каждая из идентичных фирм нанимает часов идентичного труда, изменяя и почасовую заработную плату , с целью максимизировать прибыль, которая зависит от общего уровня усилий рабочих – продукта часов рабочего времени и усилий за час . Рассмотрим два вида субсидии, выплачиваемой владельцам каждой фирмы: (i) субсидия для занятости: субсидия есть фиксированная величина, выплачиваемая за час наемного рабочего времени, или (ii) субсидия на заработную плату: субсидия есть фиксированная доля выплачиваемой заработной платы. Вы можете предположить, что налоги не влияния в данной задаче. Используя случай с нулевой субсидией в качестве эталона, покажите эффекты двух видов субсидий на равновесные значения заработной платы, усилий и уровней занятости, полагая (a) что , запасной вариант каждого рабочего, задано экзогенно, (b) что изменяется с уровнем общей занятости .
    2. Покупатель может испытывать недостаток власти над продавцом, если цена превышает предельные издержки. В чём это проявление недостатка власти у покупателя над продавцом отличается от проявления наличия большей власти работодателя над работниками?

    9Порядок формирования оценок по дисциплине

    Текущая оценка за текущий контроль (Отекущая) состоит из оценки за эссе (Оэссе): Отекущая = ОэссеНакопленная оценка (Онакопленная) формируется за счет текущей оценки:

    Онакопленная = Онакопленная

    Оценка за итоговый контроль (результирующая оценка, которая проставляется в диплом) формируется из накопленной оценки (Онакопленная) и оценки за зачет (Озачет) по формуле: О­итог =

    Результат округляется по стандартным арифметическим правилам. Зачет проводится в течение 80 минут, в письменной форме. Во время зачета или пересдачи зачета студенту не предоставляется возможность получить дополнительные баллы для компенсации оценки за текущий контроль.

    10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    10.1Базовый учебник

    Bowles, Samuel. Microeconomics: Behavior, Institutions, and Evolution (The Roundtable Series in Behavioral Economics. Princeton University Press, 2003.

    10.2Основная литература

    [ Укажите обязательную литературу, которая является обязательной для освоения студентами. Должна быть доступна студентам по нормативу обеспеченности не менее 50 %. Несоблюдение данного норматива может распространяться не более чем на 10 % источников из списка основной литературы. Укажите, если доступна электронная версия каких-либо учебных пособий].

    10.3Дополнительная литература

    [ Укажите дополнительную литературу, которая не является обязательной] Все источники в основной и дополнительной литературе даются с полными библиографическими описаниями в соответствии с российским или западным стандартами оформления.

    Для магистратуры обязательно наличие литературы на английском языке.

    По российскому стандарту:

    Книга:

    Автономов B. C. Модель человека в экономической науке. С. -Петербург:

    Экономическая школа, 1998.

    Глава в книге (сборнике):

    Вебер М. Наука как призвание и профессия / Пер. с нем. А. Ф. Филиппова, П. П. Гайденко // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 2008. С. 707-735.

    Статья в журнале:

    С.А. Айвазян С.А. Байесовский подход в эконометрическом анализе // Прикладная эконометрика. 2008. №1(9). с. 93–130.

    По западному стандарту:

    Книга:

    Romer, David (2006). Advanced Macroeconomics. The MIT Press, 3rd ed.

    Глава в книге (сборнике):

    Eggertsson, Thrainn (1996), A Note on the Economics of Institutions, in: Alston, Lee J., Eggertsson, Thrainn and Douglass C. North (eds.). Empirical Studies in Institutional Change. Cambridge: Cambridge University Press, p. 6-24.

    Статья в журнале:

    Portes, Alejandro and Saskia Sassen-Koob (1987), Making It Underground: Comparative Material on the Informal Sector in Western Market Economies, American Journal of Sociology, Vol. 93, No. 1 (July), p. 51-56.

    Источник в Интернете:

    Демин А. Н. Возможности использования человеком индивидуальных и социальных ресурсов в ситуации отсутствия работы // Экономическая социология. Том 1. № 1. 2000. С. 37-47. http://www.ecsoc.msses.ru/Region.Php

    www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

    10.4Дистанционная поддержка дисциплины

    Материалы по курсу вывешиваются на сайте кафедры: http:/micro.hse.ru/ www.behavior.org/econ/ Cambridge Center for Behavioral Studies: Behavioral Economics http://www.usask.ca/economics/SABE/ Society for the Advancement of Behavioral Economics (SABE) (University of Saskatchewan) http://www.bos.frb.org/economic/bedm/index.htm Center for Behavioral Economics and Decisionmaking

    с. 1

    kilouma.ru

    Поведенческая экономика — от анекдота к Нобелевской премии

    О такой разной рациональности, или Как экономические эксперименты делают наши ошибки ликвидными.

    Надежда Шилова, к.э.н., преподаватель программы «Поведенческая экономика»,  доцент кафедры микроэкономики НИУ ВШЭ, исследователь экономики ксенофобии и экономики воды.

    Видео

    Я много раз слышала мнение, что поведенческая экономика объясняет то, что классическая экономика объяснить не может, что это такой проект в экономической науке, который в чем-то ей даже противоречит. На мой взгляд, это не так.

    Поведенческая экономика стала закономерным этапом развития теории выбора. Как и микроэкономика, она может рассматриваться как ее часть. Возникновение же подразделов, которые расширяют экономические знания, — это закономерный этап развития экономики как науки. Это происходило и в других науках — физике, биологии, математике и т.д.

    «РАЦИОНАЛЬНО» НЕ ЗНАЧИТ «ХОЧУ»

    Экономисты изучают и моделируют поведение рационального экономического объекта. Слово «рациональный» в экономике означает так называемое «максимизирующее поведение»: я знаю все возможные варианты альтернатив, из которых могу выбрать; знаю все их характеристики, могу их сравнить и на основе этого совершить выбор. Я могу выбрать лучшее из всего того, что мне доступно. Однако с точки зрения экономики доступно не все.

    Я выбираю лучшее в имеющихся ограничениях. Но что я считаю лучшим?

    Часто приводят пример с благотворительностью. Есть люди, которые с ее помощью уходят от налогов. Есть те, кто выкладывает это в Facebook и хочет социального поощрения. Есть те, кто делает это из чистого альтруизма, но даже в этом случае сделать доброе дело им приятно. Более того, система личной мотивации может меняться в течение жизни человека. Но какие еще факторы влияют на выбор?

    Обычная экономическая модель может быть трансформирована разными способами. У каждой экономической модели есть цель. В зависимости от цели ее можно усложнить или упростить. Если наложить схему метро на карту Москвы, то она с ней не совпадет. Схема создана для того, чтобы понять, как из точки А попасть в точку Б, а не знать, где именно вы проезжаете под землей.

    Для чего экономистам нужно моделировать экономические ситуации? Для того, чтобы прогнозировать что будет, если… Поэтому экономисты разработали большое количество экономических моделей.

    Все началось с Гэри Беккера, который использовал экономические методы для анализа человеческого поведения: как люди выбирают себе партнеров, как разводятся, почему совершают преступления, как работает «экономика счастья». Он описал экономико-математическими моделями практически все и исходил из рационального поведения индивидов. Но ведут ли люди себя в действительности так, как предсказывает теория? 

    В самом начале развития поведенческой экономики Герберт Саймон, лауреат Нобелевской премии и автор термина «ограниченная рациональность» [“limited rationality” — в отличие от “bounded rationality”] провел со своими студентами серию экспериментов, результаты которых были скорее не математичны, а анекдотичны. Выбор студентов был иррационален. Саймон все это объединил и проанализировал. 

    Сегодня мы знаем, что:

    1. Мы не всегда осознаем все возможные альтернативы.

    2. Правила игры влияют на выбор — речь идет о законах, традициях, привычках.

    3. Умственные способности и эвристики имеют значение.

    4. На принятие решения могут сильно влиять эмоции.

    5. Мнение друзей и родственников может превалировать над рациональными доводами.

    ОШИБКИ МОЖНО ИЗУЧИТЬ [И ИСПОЛЬЗОВАТЬ]

    Эвристика — способ принятия решений, который не гарантирует их правильность, но упрощает нам жизнь. Если вы каждое утро будете рассуждать о том, что надеть, то никогда не выйдете из дома, поэтому в большинстве случаев надеваете одежду в привычном вам порядке. Если нужно узнать погоду, то можно выглянуть в окно и посмотреть, не идут ли люди с зонтиками или в теплых куртках. Это упрощает вам жизнь, но не дает точного результата. Тем не менее, эвристики нам очень нужны и полезны, хотя иногда они приводят к неверным выборам.

    Без эвристик наша жизнь превращается в «кошмар выбора».

    Вы впервые в жизни встретились с индийцем, который оказался плохим человеком. И в следующий раз, когда вы встретите другого человека из Индии, вы уже будете настороже. Однако индийцев 2 млрд и такое поведение можно назвать иррациональным.

    Группу людей просят оценить в англоязычном тексте количество слов, оканчивающихся на «-ing». Потом другой группе предлагают оценить количество слов с буквой «n» на предпоследнем месте, т.е. «-ing» входит в это множество. Но первая оценка оказывается в несколько раз больше второй. Люди исходят из той информации, которая им доступна, которая быстрее приходит на ум, с которой проще работать и вспомнить.

    Известно, что 30% пациентов не выдерживает операцию. Можно ли ее рекомендовать? Подавляющее большинство респондентов отвечает, что нет.

    Известно, что 70% делающих операцию выживает. Большинство отвечает, что риск оправдан и операцию стоит делать.

    Вывод: восприятие и принимаемое решение зависит от создаваемого контекста.

    Кто феминистка? Одинокая женщина в возрасте 31 года, преподающая психологию в университете, или мать двоих детей, работающая бухгалтером в крупной компании? Большинство ответит, что феминисткой является первая женщина, однако это никак не вытекает из условий вопроса. Просто мы мыслим стереотипами.

    Инженер-компьютерщик в Австралии имеет хорошую квалификацию и большой опыт работы. Первый вопрос: ниже или выше его зарплата, чем 65 000 австралийских долларов в год? Сколько он может получать? Второй вопрос для другой группы: ниже или выше зарплата инженера 135 000 австралийских долларов в год? Сколько он может получать?

    На вопрос о конкретной сумме первая группа людей называла число ближе к 65 0000, а вторая к 135 000. Если люди не имеют представления о том, сколько может получать инженер-компьютерщик в Австралии и каков курс обмена их валюты по отношению к австралийскому доллару, они скажут сумму близкую к той, что им подсказали. Людям дали «якорь».

    Старой женщине, прожившей всю жизнь в одном доме, предлагают его продать. Она готова продать его только за очень высокую цену, потому что с ним у нее связаны многие воспоминания. С нашей точки зрения она может оценивать свой дом неадекватно. Эта ситуация еще относительно рациональна, а вот если вам говорят: «я так давно владел этими акциями, что они стали моими друзьями»?

    ЧТО ДАЕТ ЭКСПЕРИМЕНТ?

    Как и любая наука, экономика начинает изучение феномена с некой гипотезы или философской концепции. Затем следует наблюдение: мы наблюдаем, записываем, систематизируем. Когда набирается много материала, мы пытаемся провести эксперимент, затем проводим эксперимент с изменением части параметров. Повторяем это еще, еще и еще, и, наконец, снова возвращаемся к теории, чтобы ее скорректировать Вот как раз экспериментом занимается поведенческая экономика.

    Поведенческая экономика — экспериментальный этап современной экономики.

    Какие сложности могут возникать в ходе эксперимента? Во-первых, человек — самообучающаяся система. Во-вторых, человек всегда встроен в социальную среду. В-третьих, человек реагирует и на огромное количество других внешних и внутренних факторов, которые очень сложно определить. Если в физике мы можем постараться и провести эксперимент «при прочих равных», наблюдая, как, например, далеко упадет запущенный нами шарик, то в экономике «шарик» у исследователя каждый раз запускается в новой ситуации.

    Игра с общественным благом и наказанием

    Экономическая игра в 10 раундов. В каждом раунде вам выдаются 20 виртуальных жетончиков, которые по окончанию игры превратятся в реальные деньги. Часть жетонов в каждом раунде можно оставить себе, а часть отдать другим игрокам. При этом мы суммируем все, что было отдано, умножаем все на 2 и делим поровну на всех. Задача каждого игрока: заполучить в конце игры как можно больше денег (лично для себя, а не по сравнению с другими).

    Экономическая теория предсказывает, что никто ничего не вложит. Потому что это рационально. Зачем мне отдавать жетоны, чтобы увеличить чужое благосостояние? Но люди наоборот предпочитали вкладываться.

    Меняем условия: говорим, что игроки имеют право сжечь чужие жетоны. Сожжение жетончика другого человека стоит половину вашего жетона. И снова, поскольку сожжение чужого жетона снижает ваш выигрыш, такое поведение не кажется рациональным. Однако после эксперимента оказывается, что люди сжигали жетончики по разным причинам: чтобы наказать тех, кто не вкладывался — основная, но некоторые сжигали даже просто из-за того, что была такая возможность.

    Проводим эксперимент в разных городах мира: количество сожженных и отданных жетонов начинают заметно разниться. То есть вложения могут варьироваться не только от эвристики эмоций, но и в зависимости от каких-то других характеристик общества.

    Illustration by Oscar Bolton Green

    ПРИМЕНЯЕМ ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ ЭКОНОМИКУ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

    Достижение поведенческой экономики в том, что ее можно применять не только в экономической, но и в обыденной жизни. Используя разного рода «подталкивания» («nudges»), за которые и дали Нобелевскую премию Р. Талеру, можно влиять на поведение людей и предпочтения общества.

    1. Донорство по умолчанию

      По умолчанию мы все не согласны с передачей наших органов после нашей смерти кому-либо, а чтобы включиться в программу донорства, нужно подписать специальную бумагу. В повседневной жизни люди вряд ли пойдут это делать специально. Из-за того, что люди слишком редко подписывают ту бумагу, возникает нехватка органов. Поэтому давайте так: вы по умолчанию согласны, но всегда можно отказаться.

    2. Дисконтирование против вредных привычек

      Людям предлагают деньги, если те не будут курить. $250, если они выдержат полгода, $400 — если год. И действительно, это сработало. За $400 люди готовы бросить курить, хотя если они не бросят курить, они потеряют еще больше чуть позже, борясь с раком легких и другими болезнями, вызываемыми курением. Люди дисконтируют свое будущее: они предпочитают получать выгоду здесь и сейчас, но не думают о будущих потерях.

    3. Лотерея для повышения приверженности терапии

      Люди, пережившие инсульт, должны принимать медикаменты по расписанию. Но многие довольно быстро перестают это делать. Тогда людям сказали, что если они будут принимать медикаменты по определенной схеме, то они будут участвовать в лотерее, в которой каждый десятый билет будет выигрывать $100 (вероятность 1:10). В результате курс терапии никто не бросил. То есть, ради денег люди готовы вовремя принимать лекарства, а ради своей жизни — нет.

    Не случайно в своей книге «Как принять наилучшее решение? Теория принятия решений на практике» Ицхак Гильбоа изменяет понятие рациональности. Он говорит, что рациональным является тот выбор, который я буду считать рациональным всегда. То есть, мы можем считать рациональным тот выбор, с которым человек всегда будет согласен. Человек может принять решение в результате эмоций, эвристик, но если он им доволен — значит, оно рационально.

    Мы переходим от концепции рациональности к концепции субъективной рациональности.

    Поведенческая экономика. Н. Шилова (презентация)

    _______________

    Что почитать?

    5 «новых» терминов поведенческой экономики

    А есть ли выбор? Разбираемся, как работает поведенческая экономика

    Гильбоа И.. Как принять наилучшее решение? Теория принятия решений на практике / Издательский Дом Дело РАНХиГС: 2018

    Бинмор К.. Теория игр: очень краткое введение / Издательский Дом Дело РАНХиГС: 2017

    Аллингем М..Теория выбора: очень краткое введение / Издательский Дом Дело РАНХиГС: 2017

    Deterding, S., Dixon, D., Khaled, R., & Nacke, L. (2011, September). From game design elements to gamefulness: defining gamification. In Proceedings of the 15th international academic MindTrek conference: Envisioning future media environments _______________

    Подробнее о программе «Поведенческая экономика»

    Получите ответы на все вопросы о поступлении и программе «Поведенческая экономика», заполнив нашу форму:

    Приемная комиссия: (495) 564-85-82 [email protected]

    msses.ru

    Магистратура «Поведенческая экономика» РАНХиГС – перспективы современного направления

    05 Июля2018

    Магистратура «Поведенческая экономика» РАНХиГС – перспективы современного направления

    В РАНХиГС второй год идет программа «Поведенческая экономика». Это перспективная область экономического знания, которая быстро набирает популярность на Западе. Об инновационной программе рассказала один из ее руководителей – к. п. н., член профессиональных сообществ (ОППЛ, ICF, EBTA), доцент (ВАК), доцент Факультета психологии Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Светлана Манухина.

    – Почему была создана программа «Поведенческая экономика»?

    – Новая программа «Поведенческая экономика» Президентской академии – это фактически уникальная программа в России, которая дает большие перспективы ее выпускникам, и очень важно, что она появилась. Поведенческая экономика – это направление на стыке экономики и психологии, которое возникло еще в конце прошлого столетия. Но именно сейчас оно преобразовалось в новую профессию, мышление. Поведенческая экономика дает иную трактовку экономических, социальных и общественных процессов.

    В современном обществе необходимо не только обладать знаниями классической экономики. Те, кто разбирается и умеет мыслить в неотехнологиях, знает поведенческие паттерны и каким образом это влияет на потребителя, экономические процессы, развитие рынка – такие специалисты намного более конкурентоспособны на рынке. Они лучше подготовлены к изменениям, которые постоянно происходят, не говоря о том, что они сами могут творить эти изменения. Поэтому поведенческая экономика так необходима, она ориентируется на другие признаки, чем классическая экономика.

    – Поведенческая экономика находится на стыке экономики и психологии. Как между собой сочетаются эти сферы?

    – Те, кто получает Нобелевские премии по поведенческой экономике, изначально имеют базовое образование по психологии. Направление экономической психологии уже достаточно развилось и значимо во многих странах.

    Кроме того, мы не можем, говоря об экономическом или финансовом поведении, затрагивать только цифры. Важно понимать, что цифры «делают» люди и они принимают решение здесь и сейчас. Зная поведенческие характеристики этих людей, их особенности, типологические характеристики – то, как у них работает внимание, память, и как они принимают решения, – мы можем прогнозировать их экономические и финансовые решения.

    Экономика и психология не рассматриваются здесь как отдельные элементы, это два взаимодополняющих направления, которые фактически создают отдельную, другую систему видения и другую систему мировоззрения. Понимание этого дает дополнительные возможности прогнозирования и управления целым рядом процессов.

    – Для кого была разработана программа «Поведенческая экономика» в РАНХиГС?

    – Она ориентирована на тех, кто хочет работать в инновационном экономическом пространстве, с потребительской средой и потребительским поведением. По первому образованию это могут быть самые разные люди – с базовым экономическим образованием, психологи, социологи, менеджеры, маркетологи – все, кому интересна эта тематика.

    Программа построена таким образом, что предусмотрен так называемый «выравнивающий» курс по выбору. Если человек приходит с базовым экономическим образованием, то ему предлагаются психологические курсы. Если у слушателя уже есть знания по психологии, ему обязательно предлагаются экономическо-математические дисциплины.

    В этом году, например, у нас была ситуация, когда студентам было сложно осваивать микроэкономику. Мы сразу пригласили преподавателя, который дал им уровень математики, необходимый для освоения дисциплины. Благодаря этому студенты успешно сдали микроэкономику, которая построена на очень серьезных математических знаниях.

    Кроме того, слушатели программы «Поведенческая экономика» РАНХиГС активно участвуют в различных конференциях, таких как «Векторы современного развития России». Наши студенты проводили в этом году секцию по поведенческой экономике – «Иррациональное поведение при принятии решений». Это была очень интересная секция, на которой выступали не только студенты, но и специалисты с докладами.

    – В чем основные особенности программы, какие знания и навыки получат выпускники?

    – Это инновационная программа, которая идет в нашей Академии второй год. В настоящее время на рынке много экономистов, психологов и юристов, но именно профессионалов, которые являются хорошими практиками, мало – мы готовим именно таких востребованных специалистов. Большое внимание в рамках программы уделено поведенческому прогнозированию с точки зрения социально-экономического контекста. Это коммуникативная сфера, взаимодействие, консалтинг.

    На нашей программе есть много курсов, которые научат слушателей предпринимать правильные действия исходя из поведенческого прогнозирования, анализа и взаимодействия с реальными людьми. Вся программа опирается именно на это. Так, среди основных дисциплин: анализ и моделирование поведения в изменяющейся среде, прогнозирование, теория игр в переговорном процессе, оргконсультирование и коучинг в бизнесе.

    Мы уделяем большое внимание тому, чтобы занятия были основаны на реальных кейсах. Подобных программ мало – чтобы выпускники не заново учились на рабочем месте, а приходили уже с нужным капиталом знаний для того, чтобы начинать работать и использовать все на практике.

    Одна из ключевых особенностей нашей программы – сильный английский, предусмотрено 112 часов занятий, которые проходят на высоком уровне. Абитуриенты должны сдать язык не ниже pre-intermediate (4.0 по шкале IELTS). На выходе, через полгода, уже ожидается повышение знаний до 6.0 по шкале IELTS. Все как минимум повысят свой уровень до upper-intermediate. А для тех, у кого изначально хорошие знания, будут организованы курсы для повышения уровня языка.

    – Кто преподает на программе «Поведенческая экономика» РАНХиГС?

    – У нас очень много известных, интересных и опытных преподавателей. Курсы читает экономист, профессор Марк Иосифович Левин, который также является одним из руководителей программы. Еще у нас читает очень известный специалист по поведенческой экономике Илья Нейштадт, у которого есть степень PhD (экономические науки, Universität Zürich).

    Преподает заведующий Лабораторией когнитивных исследований Факультета психологии, декан Факультета психологии ИОН РАНХиГС Владимир Спиридонов; Екатерина Орлова, PHd, доцент Института экономики, математики и информационных технологий (Институт ЭМИТ) РАНХиГС, которая является заместителем администратора программы, а также преподает на программе микро- и макроэкономику, ваша покорная слуга и многие другие.

    Кроме того, преподавать на программу «Поведенческая экономика» приглашаются зарубежные коллеги из Англии и Франции. В этом году гости проводили очень интересные лекции с погружением, а также организовали дискуссионные клубы.

    – Какой формат обучения? Есть ли у программы зарубежные партнеры и возможность стажировок?

    – Это очное обучение в течение двух лет. В эти два года нам удалось обеспечить очень много интересных курсов. Программа получилась очень объемная и насыщенная. Отмечу важный момент, что обучение, несмотря на то что форма очная, идет по вечерам будней и по субботам. Вечерние занятия начинаются в 19.00 и заканчиваются в 22.00. В субботу же учеба начинается с 10.40, обычно в такие дни проходит 3–4 пары. Такой формат позволит работающим людям эффективно обучаться по программе.

    Зарубежный партнер магистерской программы «Поведенческая экономика» – Манчестерский университет (The University of Manchester, UK). После окончания программы слушатель получает следующие дипломы: диплом государственного образца с присвоением степени магистра по направлению «Экономика» (РАНХиГС), Master of Arts in Counselling (The University of Manchester, UK) и диплом о профпереподготовке Московской высшей школы социальных и экономических наук по направлению «Психология принятия решений в управленческой деятельности». Наши студенты на несколько дней поедут стажироваться в Международную школу по поведенческой экономике в Прагу за счет университета.

    – Какова стоимость программы? Какие предметы необходимо сдать при поступлении и куда обратиться?

    – Стоимость программы составляет 280 тыс. руб. в год, для абитуриентов предусмотрены скидки. Для выпускников Президентской академии, решивших подать документы на программу «Поведенческая экономика», скидка составляет 15%. У нас также есть 8 бюджетных мест на экономическую часть, однако за Манчестерский блок нужно будет доплатить 96 тыс. руб. за два года. Мне кажется, что это хороший карт-бланш для тех, кто сейчас поступает, учитывая перспективы этой программы.

    Абитуриент может оставить заявку на сайте Академии. Поступающий должен иметь диплом о высшем образовании (минимум – бакалавриат/специалитет), а также владеть английским языком не ниже 4.0 по шкале IELTS. Абитуриентам предстоит сдать вступительные испытания: тестирование по английскому языку (IELTS, Academic, Modules: Reading, Listening), а также тест, который будет включать вопросы по экономике и психологии.

     

    www.ranepa.ru

    Программа дисциплины «Поведенческие финансы» для направления 38. 04. 08 «Экономика» - Программа дисциплины

    Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины «Поведенческие финансы» для направления 38.04.08 «Экономика» магистерской для программы «Финансы»

    Правительство Российской Федерации

    Государственное образовательное бюджетное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Государственный университет - Высшая школа экономики»

    Факультет Экономический факультет

    Программа дисциплины

    Поведенческие финансы

    для направления 38.04.08 "Экономика" подготовки магистра

    магистерская программа «Финансы» специализация «Финансы фирмы»

    Автор программы:

    Поршнев А.В., кандидат психол.наук, aporshnev@

    Одобрена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук «___»________2014 г.

    Зав. кафедрой Шпилев Д.А.

    Рекомендована секцией УМС «Общественные науки» «___»____________ 2014 г.

    Председатель Бикметова Т.И.

    Утверждена УМС НФ ГУ-ВШЭ «___»____________2014 г.

    Председатель Л.Г. Макарова

    Нижний Новгород, 2014

    Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

    Область применения и нормативные ссылки

    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

    Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Поведенческие финансы», учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки 080100.68 «Экономика» уровень подготовки магистр.

    Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом Федерального Государственного Автономного Образовательного Учреждения Высшего Профессионального Образования «Национального Исследовательского Университета «Высшая Школа Экономики» по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» Уровень подготовки: Магистр.

    Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит специализация «Финансы фирмы», утвержденным в 2014г.

    Цели освоения дисциплины

    Целями освоения дисциплины Поведенческие финансы являются ознакомление студентов с основными теориями и проблемами влияния ситуации принятие решения и особенностей психики человека экономические поведение, приобщение их к научным исследованиям в этой области.

    Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

    В результате освоения дисциплины студент должен:

    В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

    Компетенция

    Код ЕКК

    Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

    Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

    Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности

    СК-М1

    Владеет и применяет

    Семинарские занятия: обсуждение статей и проблемных задач, участие в дискуссиях, подготовка презентаций.

    Способен предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности

    СК-М2

    Владеет и применяет

    Семинарские занятия: обсуждение проектов исследований и решение проблемных задач, участие в дискуссиях, подготовка презентаций.

    Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности

    СК-М3

    Демонстрирует

    Подготовка к семинарским занятиям

    Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность

    СК-М5

    Демонстрирует

    Семинарские занятия: обсуждение статей и проблемных задач, участие в дискуссиях, подготовка презентаций.

    Способен анализировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию

    СК-М6

    Владеет и применяет

    Семинарские занятия: обсуждение статей и проблемных задач, участие в дискуссиях, подготовка презентаций.

    Способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять перспективные направления дальнейших исследований, составлять программу собственных исследований

    ИК-М1.1НИД_5.4

    Демонстрирует

    Семинарские занятия: обсуждение статей на английском языке

    Способен собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать финансово-экономическую информацию по теме исследования, выбирать методики и средства решения задачи

    ИК-М4.1НИД_5.4

    Владеет и применяет

    Семинарские занятия: обсуждение статей и проблемных задач, участие в дискуссиях, подготовка презентаций.

    Способен разрабатывать и организовывать опросы, составлять описания проводимых исследований, готовить данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций, готовить научно- исследовательские отчеты, информационные обзоры, публикации по результатам выполненных исследований

    ИК-М1.2; ИК-М2.2; ИК-М3.1

    Демонстрирует

    Подготовка и проведение исследования в рамках дисциплины

    Способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой, вносить оригинальные предложения по направлениям и методам исследования, обосновывать собственный вклад в развитие выбранного направления исследования

    ИК-М.

    1.2и_1.2.н_1.1и_1.1.н_НИД_5.4;

    Владеет и применяет

    Подготовка исследования

    Способен представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде доклада (презентации) и статьи

    ИК-М 3.2НИД_5.4

    Демонстрирует

    Проведение презентации посвященной результатам самостоятельно проведенного исследования

    Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

    СЛК –М8

    Демонстрирует

    Обсуждение на семинарах

    анализировать тенденции, процессы и инструменты финансового рынка

    ИК-М.3.2

    Демонстрирует

    Подготовка к семинарам и к проведению самостоятельного исследования в рамках дисциплины

    Место дисциплины в структуре образовательной программы

    Настоящая дисциплина относится к циклу междисциплинарных дисциплин (по выбору) подготовки магистра.

    Изучение данной дисциплины опирается на знания студентов полученные в ходе освоения дисциплин: «Микроэкономика-2», «Корпоративные финансы», «Теория денег и кредита», «Общая психология», «Социальная психология», «Психология управления», «Математическая статистика».

    Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: владение понятийным аппаратом поведенческих финансов (теории перспектив, психологии установки, психологии восприятия), умением анализировать отдельные ситуации принятия решений с целью выявления их особенностей с учетом влияния поведенческих факторов, умение применять модели «Поведенческих финансов» в различных ситуациях связанных с принятием решений, быть способны читать и обсуждать научную литературу в данной области

    Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при проведении научных исследований (подготовка магистерской диссертации) и изучении следующих дисциплин:

    Теория игр 2

    Организационная психология

    gigabaza.ru

    Разум и чувства и деньги: программа «Поведенческая экономика»

    Особенности экономического поведения тесно связаны с тем, как мозг обрабатывает информацию. Чтобы управлять и корректировать экономические решения, увеличивать продажи или продвигать бренд, необходимо знать экономические законы и владеть психологическими инструментами.

    Программа «Поведенческая экономика: экономика и психология принятия решений» учит понимать и применять связи между поведением в реальной экономической действительности. Это магистратура для тех, кто хочет уменьшить дистанцию между собой и своим потребителем.

    Вы узнаете, как работать с информационными потоками, восприятием, типичными ошибками и реакцией на неопределенность, которые возникают в сознании потребителя и влияют на принятие решений. Это поможет спрогнозировать желания, вдохновить спрос, повысить лояльность.

    Кроме того, российско-британская магистратура предполагает сильную языковую подготовку и получение диплома Университета Манчестера по итогам обучения.

    Программа полезна экономистам, маркетологам, тем, кто работает в сфере рекламы, PR и бизнеса, проводит исследования в сферах от B2C до B2G или хочет углубить свои познания в организационной психологии и экономическом поведении.

    ЧЕЛОВЕК РЕШАЮЩИЙ

    В 2002 году Нобелевскую премию по экономике получил не экономист, а психолог. Даниэль Канеман в соавторстве с Амосом Тверски доказал, что «человека экономического» как такового не существует. Есть просто человек, который может и поступает нелогично. Он делает выбор, исходя из внутренних мотивов и додумываемого контекста.

    Модель классической экономики базируется на том, что экономическое поведение людей легко предсказать и оно всегда рационально. Идеальные люди для идеальных моделей. Однако у людей не абсолютная память и не абсолютные аналитические способности, а из мелких ошибок выстраивается целая вереница жизненных решений.

    Поведенческая экономика старается модифицировать стандартную экономическую модель с учетом органиченной рациональности индивидов.

    Еще Адам Смит писал, что важное место в поведении человека занимают такие факторы как «честность» и «справедливость» (или их отсутствие). В дальнейшем экономика пошла по пути естественных наук и математизации, выдвинув экономические модели рационального поведения.

    Но люди запоминают истории лучше, чем цифры и факты. Склонны покупать у тех, кому доверяют, а не тех, кто предлагает более выгодное решение. Могут уставать и лениться. Мыслят стереотипами и любят остроумные картинки.

    Поэтому поведенческая экономика, как наука, состоит из двух взаимодополняющих частей: экономической и психологической. Согласно такому же принципу интеграции экономического и психологического знания выстроена наша магистерская программа.

    С помощью экспериментальных методик мы буквально можем взглянуть на работу мозга и показать, почему та или иная стратегия продвижения эффективна или наоборот.

    Факультет практической психологии МВШСЭН помогает взглянуть на сознание потребителя изнутри, учитывая когнитивные процессы, социальные и организационные факторы.

    Факультет экономики РАНХиГС дает понимание микро- и макроэкономических процессов, заточенное под современные реалии.

    Что дает магистратура «ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА»? 

    ВЫБОР ПЕРСПЕКТИВЫ

    Научившись прогнозировать поведение людей и зная, как они принимают решения, вы получите мощный импульс для развития бизнеса или собственной карьеры.

    Маркетинг и реклама: умное ценообразование, контроль лояльности, персонализация бренда.

    Финансы и аудит: нешаблонное стратегирование, «живая» аналитика, over profit.

    Управление и менеджмент: ускорение согласований, проектная эвристика, мотивация в деталях.

    Бизнес-коучинг: монетизация ошибок, digital профайлинг, когнитивистика успеха.

    Документы на магистратуру «Поведенческая экономика» принимаются до 11 августа. 

    Подробнее о программе «Поведенческая экономика»: http://masters.msses.ru/povedeconom

    Получите ответы на все вопросы о поступлении и программе «Поведенческая экономика», заполнив нашу форму:

    Приемная комиссия: 8 (495)  933 80 39 [email protected]

    msses.ru

    Новая программа "Поведенческая экономика" открывает набор в Шанинке

    С 2016 года в Шанинке запускается новая магистерская программа "Поведенческая экономика. Экономика и психология принятия решений". Программа реализуется совместно с экономическим факультетом РАНХиГС и валидирована Университетом Манчестера. В России еще нет образовательных программ, которые бы соединяли экономическую науку и психологию. О содержании программы и перспективах выпускников рассказывает руководитель магистратуры Светлана Манухина.

    Что такое "поведенческая экономика"? Чему посвящена программа?

    Поведенческая экономика – это направление, которое возникло на стыке экономики и психологии. Оно связана с одной из самых быстро развивающихся областей фундаментальной и прикладной науки, которая занимается анализом и прогнозированием стратегий принятия решений, потребительского поведения, работы с информационными потоками, сознанием человека.

    Она для тех, кто любит психологию и экономику, кому интересно, как люди принимают решения, как работают наши когнитивные процессы, какие есть способы прогнозирования и анализа человеческого поведения в жизни и бизнес-среде, как на основе этих данных увеличивать собственный капитал и капитал компании.

    На кого ориентирована программа? Кто может на нее поступить?

    Для того, чтобы поступить на эту программу совсем не важно иметь базовое экономическое или психологическое образование. Программа выстроена таким образом, что если Вы пришли из области, не связанной с экономикой, из курсов по выбору Вы сможете выбрать экономические дисциплины, которые восполнят отсутствие базового образования. Если же Вы, напротив, пришли из экономической области, то Вам будет предложен набор дисциплин, связанных с психологической и управленческой тематикой.

    Эта магистерская программа будет интересная экономистам, которые хотят расти по карьерной лестнице и строить свой бизнес, психологам и социологам, собирающимся совершенствоваться в области психологии труда, организационной и экономической психологии, менеджерам, специалистам в области PR и маркетинга, желающим грамотно проводить анализ и прогнозирование потребительской активности на рынке.

    В чем особенность, уникальность программы?

    Программа «Поведенческая экономика» обучает анализу и поиску решений для экономических задач, с опорой на современные наработки когнитивной, социальной и организационной психологии.

    Подготовка студентов проходит по следующим основным блокам дисциплин:

    Основную часть курсов читают российские специалисты (экономисты и психологи), включённые в международное профессиональное сообщество, проходившие стажировки в зарубежных университетах и имеющие опыт работы с российскими реалиями.

    Учебные курсы программы ориентированы на связь теоретических представлений и их практических приложений; они разработаны по моделям европейских и американских магистерских программ в этой области.

    Программа «Поведенческая экономика» готовит специалистов, способных изучать и обсуждать российскую экономическую действительность на языке современной психологии и экономики, на языке новых, смелых, нестандартных и инновационных решений.

    Какие знания и навыки получают слушатели программы?

    Данная программа включает целый набор интересных и уникальных курсов. Среди них такие, как:

    Какие перспективы трудоустройства есть у выпускников?

    Сейчас сильно не хватает специалистов, которые умеют заниматься анализом и прогнозированием поведенческого рынка и при этом умеют не просто констатировать факт экономических сводок, а что-то делать с ними, которые могли бы на основе этих данных изменять линии траекторий продаж, стратегий развития предприятия, проводить переговоры и мотивировать людей. Редко кто из современных специалистов обладает экономическими знаниями и одновременно умеет взаимодействовать с людьми, анализировать и прогнозировать поведение. Наша программа позволяет получить компетенции и в той, и в другой области.

    СПРАВКА: Программа реализуется Московской высшей школой социальных и экономических наук совместно с Экономическим факультетом РАНХиГС и валидирована The University of Manchester, UK (психология) Стоимость программы: 220 000 рублей в год.

    Выпускники программы получают три диплома:

    Продолжительность и формы обучения: 2 года. Очная

    Вступительные испытания: 

    Хотите знать больше?

    Оставьте ваши контакты и получите информацию о программе  Приемная комиссия: 8(495)933-80-39  [email protected]

    msses.ru


    Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта