Когнитивно-поведенческие техники в процессе консультирования (стр. 2 из 2). Когнитивно поведенческие техники


Концепция и техники когнитивно-поведенческой терапии

Основоположниками когнитивно-поведенческой терапии были известные психологи Аарон Бек и Альберт Эллис. Зародившись в шестидесятых годах прошлого столетия, эта техника быстро набрала популярность и стала одним из самых эффективных методов современной психотерапии.

Что такое КПТ?

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это универсальный метод лечения людей, которые страдают различными невротическими и психическими расстройствами. Основной принцип концепции КПТ – полное и безусловное принятие личности со всеми ее особенностями, положительное отношение ко всем людям при сохранении здравой критики к негативным действиям субъекта.

Методы КПТ на протяжении многих лет успешно используются и помогают людям, которые страдают от депрессивных состояний, фобий, панических атак, комплексов, навязчивых мыслей. Популярность концепции объясняется очевидными достоинствами когнитивно-поведенческой терапии:

КПТ также показывает позитивные результаты в лечении расстройств невротического и психотического уровня, таких как невроз навязчивых состояний, тревожные и аффективные расстройства, расстройства пищевого поведения, проблемы интимной сферы. Также когнитивно-поведенческая терапия эффективно используется при лечении психологических и химических зависимостей.

Общие сведения о КПТ

Когнитивно-поведенческая терапия отличается разделением всех эмоций на две группы:

  1. Рациональные (продуктивные или функциональные).
  2. Иррациональные (непродуктивные или дисфункциональные).

Группа иррациональных эмоций включает в себя разрушающие переживания, которые приводят к появлению дисфункциональных убеждений и верований человека. По мнению сторонников КПТ, все непродуктивные эмоции и связанные с ними модели поведения не являются результатом жизненного опыта человека. Все непродуктивные компоненты мышления и обусловленное ими поведение – результат некорректной трактовки своего реального жизненного опыта. Концепция КПТ утверждает, что главным источником всех психоэмоциональных расстройств является деструктивная система ценностей и убеждений личности.

Эти идеи лежат в основе когнитивно-поведенческой терапии. Чувства, эмоции и модель поведения человека в основном зависят не от ситуации, в которой он пребывает, а тем как он эту ситуацию воспринимает. Отсюда выходит, что главная стратегия когнитивно-поведенческой терапии – выявить дисфункциональные переживания и модели поведения и дальнейшем заменить на полезные и функциональные.

Изменение личного отношения к определенной ситуации или явлению, с заменой жесткой ригидной жизненной стратегии на более гибкую, помогает человеку обрести новое конструктивное мировоззрение. Переживание рациональных эмоций способствует улучшению психоэмоционального состояния и обеспечивает отличное самочувствие при любых обстоятельствах.

Процесс терапии

Терапевтический процесс с использованием методик КПТ не затягивается на длительный период, в среднем он включает от 10 до 20 сеансов. Встречи с психотерапевтом обычно происходят не чаще двух раз в неделю. После сеанса клиент обычно получает домашнее задание – специальные упражнения и чтение полезная литературы. Техники когнитивно-поведенческой терапии направлены на выявление и коррекцию дисфункциональных мыслей и убеждений, так как они становятся причиной большинства жизненных трудностей. Дисфункциональные мысли подталкивают человека к нелогичным решениям и приводят к тому, что он начинает видеть реальность в искаженном виде.

Техники когнитивно-поведенческой терапии условно разделяются на четыре группы. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Первая группа

Слежение за собственными мыслями с целью выявления дисфункциональных убеждений. Для этого используются следующие методы:

  1. Запись собственных мыслей. Клиент получает задание записывать на бумаге свои мысли перед выполнением того или иного важного действия. При этом важно фиксировать мысли в порядке их возникновения. Это покажет какими мотивами руководствуется человек при принятии решения.
  2. Дневник мыслей. Клиенту необходимо четко и кратко записывать свои мысли на протяжении нескольких дней. Это позволяет узнать, о чем клиент чаще всего думает, сколько времени он тратит на обдумывание своих мыслей, насколько интенсивные переживания вызывают эти мысли.
  3. Отдаление от иррациональных мыслей. Цель упражнения – приучить человека объективно относиться к собственным мыслям. Для того, чтобы занять позицию объективного наблюдателя, ему необходимо отдалиться от возникающих мыслей.

Отстранение включает в себя три компонента:

Вторая группа

Задача техник этой группы – оспорить имеющиеся иррациональные мысли. Для этого используются следующие упражнения:

  1. Аргументы «за» и «против». Клиенту предлагается изучать собственные неадаптивные мысли и записывать на бумаге все «за» и «против» этих мыслей. Рекомендуется ежедневно перечитывать свои записи. При постоянном повторении упражнения в сознании закрепляются рациональные аргументы, а иррациональные устраняются из мышления.
  2. Оценка достоинств и недостатков. В этом упражнении анализируются не собственные иррациональные мысли, а возможные варианты решения проблемы. Например, женщина боится ошибиться и для сохранения своей безопасности предпочитает не вступать в отношения с противоположным полом. Ей предлагается оценить, что для нее лучше: поддать себя риску, чтобы в итоге обзавестись семьей и испытать радость материнства или продолжить бояться и избегать мужчин.
  3. Эксперимент. Проводится эксперимент, в результате которого клиент на личном опыте может увидеть результат от демонстрации им различных эмоций. Например, если клиент хочет понять, как общество реагирует на его гнев, он может выразить эту эмоцию в наибольшей интенсивности, направив ее на терапевта.
  4. Назад в прошлое. Эта техника используется, когда человек имеет искаженные воспоминания из прошлого. Суть его заключается в проведении беспристрастного разговора с каким-либо свидетелем забытых событий прошлого. Подобные упражнения предлагаются клиентам, чьи возникшие заблуждения являются результатом некорректной трактовки мотивов других людей.
  5. Авторитетные источники информации. Эта техника подразумевает приведение клиенту аргументов, взятых из достоверных источников (научные статьи, авторитетные издания, официальные данные, личный опыт терапевта). Если, к примеру, клиент боится летать на самолете, терапевт показывает ему международные сводки, согласно которым число несчастных случаев во время авиаперелетов намного ниже, чем во время поездок наземными видами транспорта.
  6. Сократический диалог. Терапевт ведет с клиентом диалог с целью выявить и указать на логические ошибки и противоречия в его рассуждениях.
  7. Декатастрофизация – снижение значимости результата. Терапевт доказывает клиенту, что преувеличение результата того или иного действия – это всего лишь очередное иррациональное суждение. Например, человек боится выходить из своего дома на улицу. Психотерапевт может задать ему следующие вопросы: «Что по-вашему произойдет с вами, если вы выйдете на открытое пространство?», «Как долго вы будете страдать от неприятных ощущений?», «Что случится потом? У вас произойдет приступ? Выв умрете? Вы доставите неприятности другим людям?». Отвечая на эти вопросы, клиент поймет, что он слишком преувеличивает свои страхи.
  8. Уменьшение интенсивности эмоций. Суть этой техники – помочь клиенту сделать эмоциональную переоценку травмирующей ситуации. Клиенту предлагается переосмыслить психотравмирующее событие, говоря себе следующее: «Это грустно, что со мной произошло подобное. Но я не позволю этой ситуации управлять моими эмоциями и портить мою жизнь. Эта травма пережита, она остается в прошлом». Это помогает человеку менее интенсивно переживать обиду, разочарование, злость и прочие неприятные эмоции.

Третья группа

Эта группа техник направлена на работу со сферой воображения человека. Как известно, у тревожных личностей в мышлении преобладают не автоматические мысли, а навязчивые устрашающие фантазии. Техники работы с воображением:

  1. Прекращение. Когда клиент начинает тревожиться, и в его голове возникает навязчивая фантазия, ему рекомендуется остановить эти мысли с помощью короткой команды, например, «стоп». Клиент несколько раз проговаривает про себя команду и останавливает деструктивные представления.
  2. Для активизации воображения клиента терапевт пользуется поучительными притчами, цитатами, метафорическими высказываниями. Такой подход делает терапию более красочной и живой для клиента.
  3. Позитивные фантазии. Когда у клиента появляются негативные представления, ему необходимо заменить их на позитивные. Например, жена переживает из-за того, что муж задерживается на работе. У нее тут же появляются фантазии, что супруг ей изменяет. Как только такие мысли начинают зарождаться, женщине нужно заменить их на позитивный образ. К примеру, представить, что муж сидит на совещании и обсуждает важные вопросы.

Мы перечислили только самые распространенные техники КПТ. Когнитивно-поведенческая терапия имеет в большой выбор техник, что позволяет терапевту найти подход к каждому клиенту.

life.alvinfixer.ru

К когнитивной модификации через поведенческие изменения, Глава 7. Поведенческие техники. Когнитивная терапия депрессии. Бек А. Т. Страница 28. Читать онлайн

К когнитивной модификации через поведенческие изменения.

Когнитивная терапия депрессий основана на когнитивной теории депрессии. Работая в рамках когнитивной модели, терапевт выбирает конкретные подходы, соответствующие актуальным потребностям конкретного пациента. Терапевт может опираться на когнитивную теорию, даже используя сугубо поведенческие или ареактивные (высвобождение эмоций) техники.

На начальных этапах терапии, и особенно в случаях тяжелой депрессии, перед когнитивным терапевтом нередко стоит задача восстановления преморбидного уровня функционирования пациента. Используя различные средства, терапевт побуждает пациента преодолеть свою пассивность и заняться чем-нибудь конструктивным. Правомерность этого подхода подтверждается многочисленными клиническими наблюдениями. Дело в том, что бездеятельность депрессивного человека заставляет и его самого, и его близких ("значимых других") считать, что он уже не способен выполнять функции, сопряженные с его социальной ролью (студента, добытчика, хозяйки дома, супруга, родителя и т. п.). Более того, пациент уже не рассчитывает получить удовольствие от некогда интересных ему занятий.

Мы наблюдаем здесь своего рода порочный круг: бездеятельность рождает мысли о недееспособности, которые, в свою очередь, вызывают еще большую подавленность и массивное двигательное торможение вплоть до полной обездвиженности. Интеллектуальные операции, такие как обдумывание и планирование моторной активности, представляют проблему для глубоко депрессивного пациента, не говоря уже о комплексных моторных операциях, которые требуют огромных усилий. Нарушение этих форм поведения в результате ослабления внимания, повышенной утомляемости или эмоциональной подавленности приводит к чувству неудовлетворенности и снижению самооценки.

Роль терапевта понятна. Однако нужно помнить, что не так-то просто "разубедить" пациента, который искренне считает себя слабым, несостоятельным или ленивым. Ведь пациент знает, что он не делает то, что когда-то казалось ему важным и давалось без особых усилий. Помогая пациенту изменить поведение, терапевт тем самым демонстрирует ошибочность вышеупомянутых негативных генерализованных заключений. Терапевт может показать пациенту, что тот не утратил способности к нормальному функционированию, что только уныние и пессимизм не позволяют ему мобилизовать свои ресурсы и предпринять необходимые усилия. Таким образом он подводит пациента к осознанию того, что источником его проблем являются когнитивные ошибки: пациент думает (ошибочно), что он слабый, неспособный, глупый, и эти предубеждения ограничивают его мотивацию и поведение.

Термин "поведенческие техники" как будто бы указывает на то, что объектом терапевтического вмешательства является только поведение, что терапевт просто предписывает пациенту определенные виды активности. На самом же деле для успешного применения бихевиоральных методов необходимо постоянное внимание к мыслям, чувствам и желаниям пациента. Конечной целью бихевиоральных техник в рамках когнитивной терапии является изменение негативных установок, мешающих нормальному функционированию пациента. Терапевт, использующий данные техники, по сути проводит серию экспериментов, призванных опровергнуть негативные представления пациента о своей персоне. Получая наглядные доказательства ошибочности своих идей, пациент постепенно становится более уверенным в себе и берется за выполнение более сложных заданий.

Многие из техник, о которых рассказывается в этой главе, входят в арсенал бихевиоральной терапии. Однако эффект от терапии, основанной только на бихевиоральной модели, обычно бывает невелик, поскольку терапевт фокусируется только на внешнем поведении пациента, исключая из рассмотрения его когнитивную подоплеку, а именно скрытые установки, убеждения и мысли пациента. Для бихевиорального терапевта изменение поведения является самоцелью, тогда как в когнитивной терапии оно служит лишь средством достижения цели - когнитивной модификации.

Важно отметить, что поведенческие изменения не обязательно приводят к когнитивной перестройке. В отличие от результатов социально-психологических исследований здоровых людей наши наблюдения показывают, что депрессивные пациенты, даже изменив свое поведение, не всегда отказываются от своих сверхценных негативных идей. Проиллюстрируем эту мысль следующим примером.

36-летняя женщина, находясь в депрессии, перестала посещать теннисный клуб, хотя раньше занятия теннисом доставляли ей огромное удовольствие. Теперь же, по ее признанию, она "только и делала" что спала или пыталась "что-то поделать по дому". Пациентка твердо держалась мнения, что она не способна к столь "напряженным" занятиям, как теннис. Муж пациентки, желая помочь жене преодолеть депрессию, договорился с инструктором о частных уроках тенниса. Пациентка нехотя отправилась на урок и там, по словам мужа, "преобразилась": ее удары были точными и меткими, реакция - проворной. Однако, невзирая на успехи, пациентка заключила, что прежние навыки "безвозвратно утрачены" и никакие уроки не помогут вернуть их. Позитивная реакция мужа была истолкована ею как доказательство ее неумелости: "Он считает, что без этих уроков я не смогу попасть по мячу". Очевидно, что эта интерпретация не имела под собой реальных оснований, а вытекала из негативной оценки собственных способностей. Пациентка заявила, что не получила никакого удовольствия от урока, мотивировав это тем, что она, дескать, "не заслуживает" развлечений.

Этот случай наглядно свидетельствует о том, что нельзя переоценивать значение поведенческих изменений. Изменения в поведении не обязательно влекут за собой отказ от негативных предубеждений - скорее они открывают возможность для переоценки ранее сформированных установок и воззрений. Поведенческие изменения важны ровно в той мере, в какой они позволяют пациенту эмпирически проверить свои идеи некомпетентности и неадекватности. Поэтому применение поведенческих техник должно основываться на ясном понимании системы убеждений пациента. В данном примере муж пациентки хотя и наметил верный курс действий (уроки тенниса), не смог помочь ей решить когнитивную проблему, ибо мыслил в совершенно иной системе координат. Более того, его старания привели к обратным результатам - пациентка увидела в этой затее еще одно доказательство своей неполноценности.

bookap.info

Когнитивно-поведенческие техники и терапия - что это такое

Деформированное сознание вступает в игру не только в процессе создания романов ужасов или сценариев к фильмам в стиле Тарантино. Увы, но даже то, как вы видите себя с утра, может меняться под воздействием вашего восприятия мира.

Эффективный контроль над эмоциями и мыслями – это лишь одно из массы преимуществ использования когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) как корректировки негативного восприятия всего вокруг вас и вселения оптимизма. Что же вам нужно знать о действенных КПТ-техниках?

Когнитивно-поведенческая терапия: что это такое

Учитывая то, что КПТ – это сфера психологии, готовьтесь, что придется упорно работать над собой, размышлять, медитировать и заново узнавать свою личность, даже если она вам не особо понравится изнутри. Кстати, эту терапию применяют для лечения и тяжелых расстройств (анорексия, запущенная депрессия). Изучение своего малознакомого «я» и анализ собственных страхов – немалая ответственность, плюс занятие не из приятных.

1. Не бойтесь себя

Себя бояться не нужно. Вы можете видоизменить свои мысли и шаг за шагом себя и свое восприятие перестроить. После того как вы примете факт, что вам, вероятно, придется много размышлять и анализировать проблемы, мешающие вам больше всего, вы уверенно встанете на путь по усовершенствованию себя и создания собственной улучшенной версии.

2. Опишите или нарисуйте позитив, что противодействовать негативу

Эту технику особенно полезно выполнять в те напряженные моменты, когда просто закрыть глаза и помедитировать вы не в состоянии. Зато если вы опишете, визуализируете или прочитаете позитивные мысли и образы о себе, то подобным действием вытесните отрицательные ощущения и чувство неуверенности и потерянности.

Нарисуйте то, что делает вас счастливым, или напишите рассказ, построенный на радостных воспоминаниях, а потом далее развивайте позитивные ассоциации, улучшая себе настроение. Делайте то, что дает комфорт, радость и энтузиазм.

Например, если с утра пасмурная погода, вы сразу же настраиваетесь на мрачное настроение. Вместо того чтобы впасть в тоску и уныние из-за противного моросящего дождя, скажите: «Отлично! Я тогда остаюсь дома и испеку торт» или «Здорово, я весь день могу посвятить йоге!»

3. Признайте, что разочарования неизбежны

Жизнь справедлива далеко не всегда, и в ней таки бывают разочарования. Когда вы стараетесь жестко все спланировать, не учитывая возможные сбои и ошибки, то рискуете поставить под удар собственную психику. Допустим, вы начали свое движение вперед успешно, но в процессе что-то нарушилось, и цели вы не достигаете – в итоге у вас стресс, а то и депрессия.

Подобное случается и в отношениях, если человек не может принять некоторые качества партнера, или на рабочем месте, когда члены команды не способны взаимодействовать из-за негибких взглядов.Как научиться гибкости? Начните вести дневник, где будете записывать те вещи, которые беспокоили вас в течение всего дня и почему. Затем просмотрите под иным углом данные ситуации – так вы откроете для себя новые способы реагирования и будете привыкать к критическому мышлению.

Кроме того, учитесь спокойному и адекватному принятию вещей и терпимости – тут вашими помощниками станут йога и медитация, что особенно полезно, когда вы пребываете во взвинченном состоянии.

4. Отпустите то, что находится вне вашего контроля

Психологи называют это катастрофизацией, то есть мрачными мыслями о наихудшем варианте сценария. Смотрите на это с точки зрения момента текущего, а не живите ожиданием плохого. С помощью подобных КПТ-упражнений вы приучите мысли работать не против вас, а на вас.

Данные приемы можно запросто использовать в любом месте – перед собеседованием или презентацией, во время пробок или в транспорте. Проще говоря, эти КПТ-техники трансформируют негатив в энергию конструктивную и позволяют вам сделать наилучший выбор.

otomkak.ru

Инструменты когнитивно-поведенческой психотерапии, практическое руководство

8 мая 2017

4379

Автор: Павел Зайковский, психолог

Статья будет интересна специалистам КПТ, а также специалистам других направлений. Это полноценная статья о КПТ в которой я поделился своими теоретическими и практическими находками. В статье приведены поэтапные примеры из практики, наглядно показывающие эффективность когнитивной психологии.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее применение

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) – это форма психотерапии, объединяющая в себе техники когнитивной и поведенческой терапии. Она ориентирована на конкретную проблему и нацелена на результат.

На консультациях когнитивный терапевт помогает пациенту изменить свое отношение, сформировавшееся в результате неправильного процесса обучения, развития и познания себя как личности к происходящим событиям. Особенно высокие результаты показывает КПТ при панических атаках, фобиях и тревожных расстройствах. Основная задача КПТ – найти у пациента автоматические мысли «когниции» (которые травмируют его психику и приводят к снижению качества жизни) и направить усилия на их замещение более положительными, жизнеутверждающими и конструктивными. Задача, стоящая перед терапевтом – определить эти негативные когниции, так как сам человек относится к ним как к «обычным» и «само собой разумеющимся» мыслям и от того принимает их как «должные» и «верные».

Первоначально КПТ применялась исключительно как индивидуальная форма консультации, теперь же ее используют и в семейной терапии и в групповой (проблемы отцов и детей, супружеских пар и т.п.).

Консультация когнитивно-поведенческого психолога – это равноправный взаимно заинтересованный диалог между когнитивным психологом и пациентом, где оба принимают самое активное участие. Терапевт задает такие вопросы, отвечая на которые пациент сможет понять значение своих негативных убеждений и осознать дальнейшие их эмоциональные и поведенческие последствия, а после этого самостоятельно принять решение поддерживаться ли ему их дальше или модифицировать. 

Главное отличие КПТ – когнитивный психотерапевт «вытаскивает на свет» глубоко спрятанные убеждения человека, экспериментально выявляет искаженные убеждения или фобии и проверяет их на рационализм и адекватность. Психолог не заставляет пациента принять «правильную» точку зрения, прислушаться к «мудрым» советам, и он не находит «единственно верное» решение проблемы. Он шаг за шагом задавая необходимые вопросы извлекает полезную информацию о природе этих разрушающих когниций и позволяет пациенту самостоятельно сделать умозаключения.

Главная концепция КПТ – научить человека самостоятельно исправлять свою ошибочную переработку информации и находить верный путь к разрешению собственных психологических проблем.

 

Цели когнитивно-поведенческой психотерапии

Цель 1. Добиться того, чтобы пациент изменил отношение к самому себе и перестал думать, что он «никчемный» и «беспомощный», стал относиться к себе как к человеку, склонному делать ошибки (как и все остальные люди) и исправлять их.

Цель 2. Научить пациента контролировать свои негативные автоматические мысли. Цель 3. Научить пациента самостоятельно находить связь между когнициями и дальнейшим своим поведением.

Цель 4. Чтобы в дальнейшем человек самостоятельно смог анализировать и правильно перерабатывать появившуюся информацию.

Цель 5. Человек в процессе терапии учится самостоятельно принимать решение о замене дисфункциональных разрушительных автоматических мыслей на реалистические жизнеутверждающие.

КПТ – это не единственное средство при борьбе с психологическими расстройствами, но одно из самых эффективных и результативных.  

Стратегии ведения консультации в КПТ

Существует три основных стратегий когнитивной терапии: эмпиризм сотрудничества, сократовский диалог и направляемое открытие, благодаря которым КПТ показывает достаточно высокую эффективность и дает прекрасные результаты в разрешении психологических проблем. Кроме того, полученные знания надолго закрепляются у человека и помогают ему в дальнейшем справляться со своими проблемами уже без помощи специалиста. 

Стратегия 1. Эмпиризм сотрудничества

Эмпиризм сотрудничества – это партнерский процесс между пациентом и психологом, в результате которого выявляются автоматические мысли пациента, и они либо подкрепляются, либо опровергаются при помощи различных гипотез. Смысл эмпирического сотрудничества заключается в следующем: выдвигаются гипотезы, рассматриваются различные доказательства полезности и адекватности когниций, проводится логический анализ и делаются умозаключения, на основе которых отыскиваются альтернативные мысли. Стратегия 2. Сократовский диалог

Сократовский диалог – это беседа в виде вопросов-ответов, которые позволяют:

Все эти умозаключения пациент должен сделать сам отвечая на вопросы психолога. Вопросы не должны быть целенаправленными на определенный ответ, они не должны подталкивать или подводить пациента к какому-то конкретному решению. Вопросы должны быть поставлены так, чтобы человек открылся и не прибегая к защите смог увидеть всё объективно.

Стратегия 3. Направляемое открытие

Суть направляемого открытия сводится к следующему: при помощи когнитивных техник и поведенческих экспериментов психолог помогает пациенту прояснить проблемное поведение, найти логические ошибки и выработать новый опыт. У пациента развивается способность правильно перерабатывать информацию, адаптивно мыслить и адекватно реагировать на происходящее. Таким образом, после консультации пациент справляется с проблемами самостоятельно. 

Техники когнитивной терапии

Техники когнитивной терапии были разработаны специально для того, чтобы выявить у пациента негативные автоматические мысли и обнаружить поведенческие ошибки (шаг 1), скорректировать когниции, заменить их на рациональные и полностью реконструировать поведение (шаг 2).

Шаг 1. Выявление автоматических мыслей

Автоматические мысли (когниции) – это мысли, которые формируются в течении жизни человека, на основе его деятельности и жизненного опыта. Они появляются спонтанно и заставляют человека в данной ситуации поступать именно так, а не иначе. Автоматические мысли воспринимаются как правдоподобные и единственно верные.

Негативные разрушающие когниции – это мысли, которые постоянно «вертятся в голове», не дают адекватно реагировать на происходящее, изматывают эмоционально, доставляю физический дискомфорт, разрушают жизнь человека и выбивают его из социума.

Техника «Заполнение пустоты»

Для выявления (идентификации) когниций широко применяется когнитивная техника «Заполнение пустоты». Психолог разделяет прошедшее событие, вызвавшее негативное переживание на следующие пункты:

А – событие;

В – неосознанные автоматические мысли «пустота»;

С – неадекватная реакцияи дальнейшее поведение.

Суть данного метода состоит в том, что при помощи психолога пациент заполняет между произошедшим событием и неадекватной на него реакцией «пустоту», которую не может сам себе объяснить и которая становится «мостиком» между пунктами А и С.

Пример из практики: Мужчина испытывал непонятную тревогу и стыд в многочисленном обществе и всегда старался либо сидеть незамеченным в углу, либо тихонько уйти. Я разделил это событие на пункты: А – нужно идти на общее собрание; В – необъяснимые автоматические мысли; С – ощущение стыда.

Необходимо было выявить когниции и тем самым заполнить пустоту. После заданных вопросов и полученных ответов выяснилось, что когниции мужчины – это «сомнения на счет внешности, способности поддержать разговор и недостаточном чувстве юмора». Мужчина всегда боялся быть осмеянным и выглядеть глупо и поэтому после подобных встреч он чувствовал себя униженным. Таким образом, после конструктивного диалога-расспроса психолог смог выявить у пациента негативные когниции, они открыли нелогическую последовательность, противоречия и прочие ошибочные мысли, которые «отравляли» жизнь пациенту.

Шаг 2. Коррекция автоматических мыслей

Самыми эффективными когнитивными техниками по коррекции автоматических мыслей считаются:

«Декатастрофизация», «Переформулирование», «Децентрализация» и «Реатрибуция».

 Техника 1. Декатастрофизация

Достаточно часто люди боятся выглядеть нелепыми и смешными в глазах своих друзей, сослуживцев, одноклассников, сокурсников и т.п. Однако существующая проблема «выглядеть нелепым» идет дальше и распространяется на незнакомых людей, т.е. человек боится быть высмеянным продавцами, попутчиками в автобусе, мимо идущими прохожими.

Постоянный страх заставляет человека сторониться людей, подолгу запираться в комнате. Такие люди выбиваются из социума и становятся нелюдимыми одиночками, чтобы негативная критика не нанесла ущерб его личности.

Суть декатастрофизации – показать пациенту, что его логические умозаключения неверны. Психолог, получив на свой первый вопрос ответ от пациента, следующий задает в форме «А что, если….». Отвечая на следующие подобные вопросы, пациент осознает нелепость своих когниций и видит реальные фактические события и последствия. Пациент становится подготовленным к возможным «плохим и неприятным» последствиям, но уже переживает их не так критично.

Пример из практики А. Бека:

Пациент.  Мне нужно завтра выступить перед своей группой, и я перепуган до смерти.

Терапевт.  Чего же вы боитесь?

Пациент.  Мне кажется, я буду выглядеть глупо.

Терапевт.  Предположим, вы действительно будете выглядеть глупо. Что в этом плохого?

Пациент.  Я этого не переживу.

Терапевт.  Но послушайте, предположим, они будут смеяться над вами. Неужели вы от этого умрете?

Пациент.  Конечно, нет.

Терапевт.  Предположим, они решат, что вы – наихудший из всех существовавших ораторов… Разрушит ли это вашу будущую карьеру? Пациент.  Нет… Но неплохо быть хорошим оратором.

Терапевт.  Конечно, неплохо. Но если вы потерпите неудачу, неужели родители или жена отрекутся от вас?

Пациент.  Нет… они отнесутся с сочувствием.

Терапевт.  Так что же в этом самое ужасное?

Пациент.  Я буду плохо чувствовать себя.

Терапевт.  И долго вы себя будете плохо чувствовать?

Пациент.  День или два.

Терапевт.  А затем?

Пациент.  Затем все придет в порядок.

Терапевт.  Вы боитесь, что на карту поставлена ваша судьба.

Пациент.  Верно. У меня такое ощущение, что на карту поставлено все мое будущее.

Терапевт.  Итак, где-то по дороге ваше мышление дает сбой… и вы склонны рассматривать любую неудачу, словно это конец света… Вам нужно на самом деле обозначить свои неудачи как неуспехи в достижении цели, а не как страшное бедствие и начать оспаривать свои ложные посылки.

На следующей консультации пациент сказал, что выступил перед аудиторией и его речь (как он и ожидал) была нескладной и расстроенной. Ведь накануне он очень сильно волновался за ее результат. Терапевт продолжил расспрос пациента, уделяя особое внимание на то, как представляет себе неудачу и что с ней ассоциирует.

Терапевт.  Как вы себя сейчас чувствуете?

Пациент.  Я чувствую себя лучше… но был разбит в течение нескольких дней.

Терапевт.  Что вы теперь думаете о своем мнении, что нескладная речь – это катастрофа?

Пациент.  Конечно, это не катастрофа. Это неприятно, но я переживу.

Данный момент консультации – это главная часть техники «Декатастрофизация», в которой психолог проводит работу со своим пациентом таким образом, чтобы пациент начал изменять свое представление о проблеме как о неминуемой катастрофе.

Через некоторое время мужчина выступал еще раз перед публикой, но тревожных мыслей в этот раз было гораздо меньше и речь он произнес более спокойно с меньшим дискомфортом. Придя на очередную консультацию, пациент согласился, что он слишком сильно придавал значение реакции окружающих людей.

Пациент.  Во время последнего выступления я чувствовал себя гораздо лучше… Мне кажется, это дело опыта.

Терапевт.  Возник ли у вас хоть какой-то проблеск осознания того, что чаще всего не так уж важно, что люди думают о вас?

Пациент.  Если я собираюсь стать врачом, мне необходимо производить хорошее впечатление на своих пациентов.

Терапевт.  Плохой вы врач или хороший, зависит от того, насколько хорошо вы диагностируете и лечите своих пациентов, а не от того, насколько успешно вы выступаете перед публикой.

Пациент.  Ладно… я знаю, что с пациентами у меня все в порядке, и мне кажется, что именно это главное. Следующая консультация были направлена на то, чтобы рассмотреть более тщательно все эти неадаптивные автоматические мысли, вызывающие такой страх и дискомфорт. В итоге пациент сказал фразу:

«Я теперь вижу, насколько смешно тревожиться по поводу реакции совершенно незнакомых людей. Я никогда их больше не увижу. Поэтому, какая разница, что они обо мне подумают?»

Ради этого положительного замещения и была разработана когнитивная техника «Декатастрофизация».

Техника 2. Переформулирование

Переформулирование приходит на помощь в тех случаях, когда пациент уверен, что проблема не поддается его контролю. Психолог помогает переформулировать негативные автоматические мысли. Сделать мысль «правильной» достаточно тяжело и поэтому психолог должен проследить, чтобы новая мысль у пациента была конкретная и четко обозначенная с точки зрения его дальнейшего поведения.

Пример из практики: Обратился больной одинокий человек, который был уверен в том, что он никому не нужен. После проведенной консультации он смог переформулировать свои когниции на более положительные: «Я должен находится больше в обществе» и «Я должен первым сказать родственникам, что нуждаюсь в помощи». Проделав это на практике, пенсионер позвонил и сказал, что проблема исчезла сама собой, так как за ним стала ухаживать его сестра, которая даже не догадывалась о плачевном состоянии его здоровья.

Техника 3. Децентрализация

Децентрализация – это техника, позволяющая освободить пациента от уверенности, что он является центром событий, происходящих вокруг. Эта когнитивная техника используется при тревогах, депрессиях и параноидных состояниях, когда у человека искажается мышление и он склонен персонифицировать даже то, что не имеет к нему никакого отношения.

Пример из практики. Пациентка была уверена, что на работе все следят за тем как она выполняет поручения, поэтому испытывала постоянную тревогу, дискомфорт и чувствовала себя отвратительно. Я предложил ей провести поведенческий эксперимент, а точнее: завтра, на работе не сосредотачиваться на своих эмоциях, а понаблюдать за сотрудниками.

Придя на консультацию, женщина сказала, что каждый был занят своим делом, кто-то писал, а кто-то сидел в интернете. Она сама пришла к выводу, что все заняты своими делами и она может быть спокойна, что никто за ней не следит.

Техника 4. Реатрибуция

Реатрибуция применяется в том случае, если:

После того, как выявляются негативные автоматические мысли, начинается усиленная проверка на их адекватность и реальность. В подавляющем большинстве пациент самостоятельно приходит к выводу, что все его мысли ни что иное как «ложные» и «ничем не подкрепленные» убеждения.

Лечение тревожного пациента на консультации у когнитивного психолога

Показательный пример из практики:

Для того, чтобы наглядно показать работу когнитивного психолога и результативность поведенческих техник приведем пример лечения тревожного пациента, которое проходило в течении 3-х консультаций.

Консультация №1

Этап 1. Знакомство и ознакомление с проблемой

Студент института перед экзаменами, важными встречами и спортивными соревнованиями тяжело засыпал ночью и часто просыпался, днем он заикался, чувствовал дрожь в теле и нервозность, у него кружилась голова и было постоянное чувство беспокойства.

Молодой человек рассказал, что вырос в семье, где отец с детства говорил ему, что необходимо быть «лучшим и первым во всем». В их семье поощряли конкуренцию, а так как он был первым ребенком, то ожидали от него побед в учебе и в спорте, чтобы он был «примером для подражания» своим младшим братьям. Главными словами-наставлениями были: «Никогда никому не позволяй быть лучше себя».

На сегодняшний день у парня нет друзей, так как он всех сокурсников принимает за конкурентов, и нет подруги. Стараясь привлечь к себе внимание, он старался казаться «круче» и «солиднее» придумывая небылицы и рассказы о несуществующих подвигах. Он не мог чувствовать себя спокойным и уверенным в обществе ребят и постоянно боялся, чтоб обман откроется, и он станет посмешищем.

Этап 2. Исследовательская часть консультации

Расспрос пациента начался с того, что терапевт стал выявлять его негативные автоматические мысли и их влияние на поведение, и как эти когниции смогли загнать его в депрессивное состояние.

Терапевт.  Какие ситуации больше всего расстраивают Вас?

Пациент.  Когда у меня неудачи в спорте. Особенно в плавании. А также, когда я ошибаюсь, даже когда играю в карты с ребятами по комнате. Я сильно расстраиваюсь, если девушка меня отвергает.

Терапевт.  Какие мысли проносятся в вашей голове, когда вам, скажем, что-то не удается в плавании?

Пациент.  Я думаю о том, что люди меньше обращают на меня внимание, если я не на высоте, не победитель.

Терапевт.  А если вы делаете ошибки при игре в карты? Пациент.  Тогда я сомневаюсь в своих интеллектуальных способностях.

Терапевт.  А если девушка отвергает вас?

Пациент.  Это значит, что я заурядный… Я теряю ценность как человек.

Терапевт.  Вы не видите связи между этими мыслями?

Пациент.  Да, я думаю, что мое настроение зависит от того, что обо мне думают другие люди. Но ведь это так важно. Я не хочу быть одиноким.

Терапевт.  Что значит для вас быть одиноким?

Пациент.  Это значит, что со мной что-то не в порядке, что я неудачник.

Этап 3. Коррекционное воздействие

На этом расспросы временно прекращаются. Психолог начинает совместно с пациентом строить гипотезу о том, что ценность его как человека и его личное Я определяется посторонними людьми. Пациент полностью соглашается. Тогда они пишут на листке бумаги цели, которые пациент хочет достичь в результате консультации:

Молодой человек рассказал психологу о том, что перед экзаменами он всегда усиленно занимается и ложится позднее обычного. Но спать он не может, так как в голове постоянно крутятся мысли об предстоящем испытании и что он может его не сдать.

Утром не выспавшимся он идет на экзамен, начинает волноваться и у него появляются все выше описанные симптомы невроза. Тогда психолог попросил ответить на один вопрос: «А какова выгода от того, чтобы Вы постоянно думаете об экзамене и днем и ночью?», на что пациент ответил:

Пациент.  Ну, если я не буду думать об экзамене, я могу что-нибудь забыть. Если же я буду постоянно думать, то лучше подготовлюсь.

Терапевт.  У вас когда-нибудь была ситуация, когда вы были «хуже подготовлены»?

Пациент.  Не на экзамене, но однажды я принимал участие в больших соревнованиях по плаванию и накануне вечером был с друзьями и не думал. Я вернулся домой, лег спать, а утром встал и пошел плавать.

Терапевт.  Ну и как получилось?

Пациент.  Прекрасно! Я был в форме и проплыл довольно хорошо.

Терапевт.  Основываясь на этом опыте, не считаете ли вы, что есть основания меньше беспокоиться о своем исполнении?

Пациент.  Да, наверное. Мне не повредило то, что я не беспокоился. На самом деле мое беспокойство только расстраивает меня.

Как видно из заключительной фразы пациент самостоятельно путем логического умозаключения пришел к разумному объяснению и отказался от «умственной жвачки» об экзамене. Следующим шагом стал отказ от неадаптивного поведения. Психолог предложил проводить прогрессивную релаксацию для уменьшения тревожности и обучил как это делается. Дальше последовал следующий диалог-расспрос: Терапевт.  Вы упомянули, что когда вы беспокоитесь об экзаменах, то испытываете тревогу. Попытайтесь теперь вообразить, что вы лежите в постели ночью перед экзаменом.

Пациент.  Хорошо, я готов.

Терапевт.  Представьте, что вы думаете об экзамене и решаете, что недостаточно подготовились.

Пациент.  Да, представил.

Терапевт.  Что вы чувствуете?

Пациент.  Я чувствую нервозность. Мое сердце начинает колотиться. Думаю, что мне надо встать и позаниматься еще.

Терапевт.  Хорошо. Когда вы думаете, что не подготовлены, у вас возникает тревога и вам хочется встать. Теперь представьте, что вы лежите в постели накануне экзамена и думаете о том, как вы хорошо подготовились и знаете материал.

Пациент.  Хорошо. Теперь я чувствую себя уверенно.

Терапевт.  Вот! Видите, как ваши мысли влияют на чувства тревоги?

Этап 4. Завершение беседы (домашнее задание)

Психолог предложил молодому человеку записывать свои когниции и распознавать искажения. Записывать нужно было в тетрадку все мысли, которые посещают его перед важным событием, когда у него наступала нервозность и он не мог спокойно спать ночью.

Консультация №2

Этап 1. Обсуждение домашнего задания

Консультация началась с обсуждения домашнего задания. Вот какие интересные мысли записал студент и принес на следующую консультацию:

Наблюдая таким образом за ходом своих мыслей и записывая их на бумагу, человек сам убеждается в их незначимости и понимает, что они искажены и неправильны.

Итог первой консультации: были достигнуты первые 2-е цели (снизить уровень тревоги и улучшить качество ночного сна).

Этап 2. Исследовательская часть

Терапевт.  Если кто-то игнорирует вас, могут ли здесь быть другие причины, кроме той, что вы – неудачник?

Пациент.  Нет. Если я не смогу убедить их, что я значителен, я не смогу привлечь их.

Терапевт.  Как вы убеждаете их в этом?

Пациент.  Если сказать правду, то я преувеличиваю свои успехи. Я привираю о своих оценках в классе или говорю, что победил в соревновании.

Терапевт.  И как это срабатывает?

Пациент.  На самом деле не очень хорошо. Мне неловко, и они смущены моими рассказами. Иногда они не обращают особого внимания, иногда же отходят от меня после того, как я наговорю о себе слишком много. Терапевт.  Значит, в некоторых случаях они отвергают вас, когда вы привлекаете их внимание к себе?

Пациент.  Да.

Терапевт.  Это как-то связано с тем, победитель вы или неудачник?

Пациент.  Нет, они даже не знают, кто я внутри. Они просто отворачиваются, потому что я говорю слишком много.

Терапевт.  Получается, что люди реагируют на ваш стиль разговора.

Пациент. Да.

Психолог останавливает расспрос видя, что пациент начинает сам себе противоречить и ему необходимо на это указать, так начинается третья часть консультации.

Этап 3. Коррекционное воздействие

Начался разговор с «я незначителен, я не смогу привлечь», а закончился «люди реагируют на стиль разговора». Таким образом терапевт показывает, что проблема неполноценности плавно перешла в проблему социального неумения общаться. Кроме того, стало очевидно, что молодому человеку самой актуальной и больной темой кажется тема «неудачника» и это его главное убеждение: «Неудачники никому не нужны и не интересны».

Здесь явно просматривались корни с детства и постоянного родительского поучения: «Будь лучшим». После еще пары вопросов стало ясно, что студент считает все свои успехи исключительно заслугами родительского воспитания, а не его личные. Это его бесило и лишало уверенности в своих силах. Стало понятно, что эти негативные когниции нужно было заменить или видоизменить.

Этап 4. Завершение беседы (домашнее задание)

Необходимо было сосредоточиться на социальном взаимодействии с другими людьми и понять, что не так в его разговорах и почему в конечном итоге он один. Поэтому следующее домашнее задание было таким: в беседах задавать больше вопросов относительно дел и здоровья собеседника, сдерживаться при желании приукрасить свои успехи, меньше разговаривать о себе и больше слушать о проблемах других.

Консультация №3 (заключительная)

Этап 1. Обсуждение домашнего задания

Молодой человек рассказал, что после всех выполненных заданий, разговор с однокурсниками пошел совсем в другую сторону. Он был сильно удивлен, как другие люди искренне признают свои ошибки и негодуют на свои промахи. Что многие люди просто смеются над ошибками и открыто признают свои недостатки.

Такое маленькое «открытие» помогло пациенту понять, что не нужно делить людей на «удачников» и «неудачников», что у всех есть свои «минусы» и «плюсы» и от этого люди не становятся «лучше» или «хуже», они просто такие какие есть и от этого интересные.

Итог второй консультации: достижение 3-ей цели «Научится взаимодействовать с другими людьми».

Этап 2. Исследовательская часть

Осталось выполнить 4 пункт «Стать морально независимым от родителей». И мы приступили в диалогу-расспросу:

Терапевт: Как ваше поведение отражается на ваших родителях? Пациент: Если родители выглядят хорошо, то это что-то говорит обо мне, и если я выгляжу хорошо, то это делает им честь.

Терапевт: Перечислите признаки, которые отличают вас от родителей.

Заключительный этап

Итог третьей консультации: пациент понял, что он очень сильно отличается от родителей, что они очень разные и он сказал ключевую фразу, которая была итогом всей нашей совместной работы: 

«Понимание того, что мои родители и я – разные люди, приводит меня к осознанию того, что я могу прекратить лгать».

Заключительный итог: пациент освободился от стандартов и стал менее застенчивым, научился самостоятельно справляться с депрессией, с переживаниями, у него появились друзья. А самое главное – он научился ставить перед собой умеренные реалистичные цели и нашел интересы, не имеющие никакого отношения к достижениям.

В заключение хочется отметить, что когнитивно-поведенческая психотерапия – это возможность заменить укоренившиеся дисфункциональные убеждения на функциональные, нерациональные мысли на рациональные, жесткие когнитивно-поведенческие связи на более гибкие и научить человека самостоятельно адекватно перерабатывать информацию.

Источник

Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Когнитивно-поведенческая психотерапия,

Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми: Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

psyhologytoday.ru

Когнитивная репетиция, Глава 7. Поведенческие техники. Когнитивная терапия депрессии. Бек А. Т. Страница 32. Читать онлайн

. . .

Когнитивная репетиция.

Одна из проблем, возникающих при лечении депрессивных пациентов, связана с тем, что в депрессии человек подчас не способен выполнить даже самые обыденные, привычные действия, которые он прежде выполнял не задумываясь, почти автоматически. Целый ряд психологических факторов, таких как рассеянность, неспособность сконцентрироваться и т. п., может ограничивать поведенческий репертуар депрессивного пациента. Так например, человек отправляется на кухню, чтобы попить воды, и забывает, зачем он туда пришел. Подобные эпизоды, повторяясь снова и снова, рождают у человека страх: он начинает думать, что у него болезнь мозга, угрожающая слабоумием.

"Когнитивная репетиция" - это не что иное, как мысленное воспроизведение пациентом всей последовательности шагов, необходимых для успешного выполнения конкретного задания. Эта процедура служит эффективным противоядием рассеянности, ибо заставляет пациента сосредоточиться на задании.

Техника используется также для выявления потенциальных "преград" (когнитивных, поведенческих, средовых), которые могут возникнуть при выполнении тех или иных действий. Центральная задача терапевта - выявить эти проблемы и предложить способы их решения, дабы предотвратить нежелательное чувство провала. Показательно, что одно лишь мысленное выполнение задания иногда улучшает самочувствие пациента.

Приведем пример выявления психологических барьеров с помощью техники когнитивной репетиции.

Пациентка, 24-летняя домохозяйка, выразила согласие продолжить занятия аэробикой.

Терапевт. Итак, вы согласны с тем, что вам стоит попробовать снова заняться аэробикой.

Пациентка. Да. Я всегда так хорошо себя чувствовала после этих занятий.

Т. Хорошо, тогда я попрошу вас подключить свое воображение. Представьте, что вы собираетесь поехать на занятия. Что вы будете делать?

П. Ну просто сяду в машину и поеду.

Т. Нет, поконкретнее, пожалуйста. Нам известно, что вы уже не раз принимали решение возобновить занятия, однако всякий раз возникали какие-нибудь препятствия. Сейчас вы должны подробно описать свои действия и рассказать, что вы чувствуете и о чем думаете, собираясь на занятия.

П. А-а, понятно.

Т. Итак, занятия начинаются в девять утра. С какого времени мы начнем?

П. С половины восьмого... В семь-тридцать прозвенит будильник. Я проснусь, и у меня наверняка будет паршивое настроение. Мне всегда тяжело вставать по утрам.

Т. И как вы преодолеете это затруднение?

П. Полежу минут десять, пока не приду в себя. Потом встану, оденусь, позавтракаю. После завтрака начну собираться... (Пауза.) Ой, погодите! У меня же нет шортов! Вот оно, препятствие.

Т. Что вы можете сделать, чтобы решить эту проблему?

П. Ну могу сбегать в магазин и купить какие-нибудь.

Т. Проделайте это мысленно... Что дальше?

П. Дальше... Я готова ехать, но обнаруживаю, что нет машины.

Т. Как можно преодолеть это препятствие?

П. Попрошу мужа заранее подогнать машину.

Т. Что вы представляете теперь?

П. Представляю, как еду на занятия, но на полпути разворачиваюсь и еду обратно.

Т. Почему?

П. Потому что вдруг подумала, что буду выглядеть там идиоткой.

Т. Что вы скажете себе в ответ на эту мысль?

П. Скажу, что люди приходят туда, чтобы заниматься аэробикой, а не с целью посмеяться друг над другом.6

6 Подготовив себя таким образом к каждому из "препятствий", пациентка смогла - мысленно - доехать до спортивного клуба. Затем терапевт попросил ее еще раз мысленно проделать всю последовательность шагов. Через некоторое время пациентка возобновила занятия аэробикой. Терапевт проинструктировал ее, что в случае возникновения каких-то проблем она должна попытаться решить их на месте, а затем рассказать о них на сессии.

bookap.info

Когнитивная психотерапия – упражнения, техники, методы

Невозможно предсказать, по какому пути человек пойдет, пока будет расти и развиваться. Многие люди постоянно упрекают родителей тех лиц, которые в свои взрослые годы не могут устроить свою личную жизнь, имеют проблемы с окружающими, не умеют достигать целей или живут бедно. Несомненно, родительское воспитание имеет одну из главных ролей в том, какими принципами и убеждениями человек будет руководствоваться, когда вырастет. Однако  сам человек должен отслеживать собственные мысли, контролировать их. В этом помогает когнитивная психотерапия, которая при помощи техник и методик, различных упражнений помогает человеку изменить свои стереотипные взгляды.

Если человек не может изменить свою жизнь привычными ему действиями, специалисты рекомендуют изменить свое мышление. Однако мышление зависит от того, какими мыслями человек руководствуется, как смотрит на мир, что думает о себе и о людях в целом. Поскольку достаточно сложно за собой проследить мысли, которые мешают в развитии счастливой жизни и устранении повседневных проблем, можно обратиться за помощью психолога на сайте psymedcare.ru, чтобы он применил техники когнитивной психотерапии для выявления тех шаблонов и стереотипов, которыми человек руководствуется.

Затем при помощи специальных упражнений можно изменить свое мышление, которое будет направлено на то, чего человек желает достичь.

Что такое когнитивная психотерапия?

Чтобы понять, что такое когнитивная психотерапия, необходимо обратиться к ее истокам, которые лежат в 50-х года ХХ столетия. Бек разработал особую методику для проработки панических атак, зависимостей, депрессии и прочих состояний, с которыми сталкиваются обычные люди. Когнитивная психотерапия предполагает под собой кратковременную работу специалиста с клиентом, в ходе которой выявляются негативные шаблонные мысли и заменяются на конструктивные. Целью когнитивной психологии является преобразование мышления человека, который начинает верить в себя, правильно воспринимать мир и мыслить позитивно.

Основоположником когнитивной психотерапии является Аарон Бек, его коллега Альберт Эллис и единомышленники. Они пробовали устранить проблемы людей, которые к ним обращались, посредством поведенческой психотерапии, которая разработана Джоном Уотсоном. Однако это не давало должного результата.  И тогда они отметили, что на поведение человека влияют эмоции, которые вызываются теми мыслями, которые промелькивают в голове человека.

Таким образом, изменение состояния человека осуществлялось не посредством его поведения (что, конечно, имеет право на свое существование и эффективное воздействие), а изменения мыслей.

На сегодняшний день привычно объединять две области в одно, поскольку без мыслей не существуют действия, а сами по себе мысли не имеют никакой силы, если не совершаются действия. Можно изменить мысли, однако жизнь останется прежней, если при этом человек совершает привычные поступки.

Когнитивно-поведенческая психотерапия направлена в первую очередь на ситуации, которые человек не может изменить. Для начала специалист пытается выявить шаблонные мысли, которыми человек руководствуется при решении проблемы. Затем он начинает их трансформировать с целью изменения его поведения, которое как раз на практике показывает, что происходят перемены.

Хорошо данная психотерапия помогает в ситуациях, когда человек длительное время не может справиться с какой-то проблемой. Более того, необходимо найти новые пути выхода из ситуации, которая человеку кажется тупиковой.

Когнитивная психотерапия может быть частью другого вида психологического консультирования. Данная методика хороша тем, что она идеально вписывается в другие направления психотерапии, которые могут применяться психологами при работе с клиентами. Необязательно лишь менять ход мыслей человека, поскольку важными для мира остаются поступки, которые должны совершаться и менять жизнь.

Основоположник Бек находил все причины проблем многих людей в том, что у них присутствует мышление, которое не дает должного результата. Не будем называть мышление негативным, поскольку речь идет не о том, насколько оно хорошо или плохо само по себе, а о том, помогает оно человеку в решении его проблем или нет.

Механизм достаточно прост:

  1. Внешний мир создает определенные обстоятельства, которые отзываются в человеке определенными мыслительными процессами.
  2. В зависимости от того, как человек лично в своей голове интерпретирует ту или иную ситуацию, у него возникают определенные эмоции.
  3. Мысли с эмоциями толкают человека на совершение определенных действий, которые приводят к конкретным результатам. Они-то потом снова интерпретируются человеком, как положительные или негативные, вызывая определенные эмоции и действия.

Как видите, процесс достаточно замкнутый и влияющий сам на себя. Чтобы изменить круговорот, который может не нравиться человеку, необходимо разомкнуть цепь. Это можно сделать на любом этапе. Когнитивная психотерапия предлагает это сделать на уровне мыслей, которые контролируют эмоции и поведение человека.

Мир сам по себе ни хорош, ни плох. Бек утверждал, что мир кажется таким, каким его видит сам человек. Если возникают проблемы, зависимости, негативные состояния, тогда человек руководствует такими мыслями, которые приводят его к подобным отклонениям:

  1. Концентрация внимания на негативном, игнорирование позитивного.
  2. Безысходность и видение негативного будущего.
  3. Ощущение собственной никчемности и несостоятельности.

Современная когнитивная психотерапия работает с такими видами психических отклонений, как:

перейти наверх

Методы когнитивной психотерапии

Как психотерапевт работает с клиентом, применяя методы когнитивной психотерапии? Здесь можно расписать такую стратегию:

  1. Специалист выслушивает клиента, не вмешиваясь в процесс говорения. Клиент выговаривается, очерчивая круг своих проблем, которые его беспокоят. В ходе беседы специалист уже может выявлять шаблонные мысли, которыми клиент пользуется.
  2. На втором этапе специалист начинает обсуждать повседневные проблемы клиента, отмечая его реакции. Он старается понять, какие мысли у него возникают в ситуации, которая его тревожит. Как клиент начинает мыслить в состоянии беспокойства?
  3. На третьем этапе специалист предлагает ряд упражнений, которые должны помочь клиенту изменить свои шаблонные мысли или убеждения.

Чтобы изменить шаблонность негативного мышления, используются такие методы:

Проблема является результатом определенных мыслей самого человека. Специалист помогает выявить эти шаблоны, которые, скорее всего, человеком не замечаются. Если их выявить, то человек может легко их трансформировать.

Если становится невозможно изменить негативное мышление, тогда предлагается изменение своего отношения к ситуации. Здесь необходимо научиться видеть не только плохое, но и хорошее.

перейти наверх

Техники когнитивной психотерапии

Специалист работает с клиентом так, чтобы донести до него мысль о том, какие его внутренние убеждения и шаблоны влияют на образ его жизни. Проблемы и несчастья являются следствием его мыслей, которые не помогают ему. В данном случае предлагается альтернатива и перемены в образе мыслей. Используются такие техники когнитивной психотерапии:

  1. Отслеживание и запись мыслей, которые возникают в его голове, когда нужно выполнить важное действие.
  2. Проверка негативной установки. Если клиент в чем-то убежден, тогда следует проверить, так ли он прав в своем мнении, если обратить внимание на факты.
  3. Катарсис. Выражение мыслей через эмоции. Если человеку хочется плакать, то ему предлагается это сделать.
  4. Ведение дневника, в котором записываются мысли, которые постоянно возникают в голове в течение дня.
  5. Воображение – когда человек в голове представляет, как он совершает важное действие, если в реальности боится его совершить.
  6. Замена мыслей. Для этого на бумаге рисуются три колонки: «Ситуация», «Негативная мысль», «Положительная мысль». Таким образом человек сможет сам влиять на те мысли, которые в нем возникают.
  7. Запись событий. Если человеку что-то кажется, тогда специалист рекомендует записывать события, которые действительно возникают в его жизни, чтобы отслеживать, насколько верно он мыслит.

Данные техники позволяют не только отслеживать собственные мысли, но и обнаруживать заблуждения. Нередко люди сами себе что-то напридумывают, а потом верят в это, хотя в реальности отсутствуют факты, доказывающие их мысли, либо случаются единичные события, по сравнению с другими ситуациями, которые доказывают обратное.

Человеку достаточно трудно отслеживать собственные мысли. Если не вести записей, то человек начинает верить тем мыслям, которые у него возникают. А как складывается жизнь на самом деле? Обычно люди не обращают внимания на реалии жизни, а живут в своих мыслях и верят, что так оно и есть. Они игнорируют реалии жизни, не обращают внимания на то, что с ними действительно происходит. Если записывать мысли и фактические события, то можно увидеть, насколько человек во многом заблуждается, многого не замечает, а также живет в воображаемом мире, который не соответствует реальности.

перейти наверх

Итоги

Важной частью в когнитивной психотерапии становится домашнее задание, когда человек отслеживает приятные события, релаксирует, обучается новым моделям поведения, а также направляет все силы на изменения своего мышления. Здесь помогают такие рекомендации:

  1. Найти главное ошибочное убеждение, которое часто возникает или является основной для других установок.
  2. Опровергните собственное убеждение, найдя доказательства в реальном мире.
  3. Помните о том, что вы всегда выбираете – жить по-старому или идти по новому пути.
  4. Делайте все возможное.
  5. Понимайте, какие перемены нужны для решения конфликта, и действуйте в соответствии с этими изменениями.

Когнитивная психотерапия – это изменение своей жизни на новый лад, который соответствует пожеланиям самого человека, если он не только будет ставить цели, но и будет менять образ своих мыслей.

psymedcare.ru

Когнитивно-поведенческие техники в процессе консультирования

Когда клиент обнаруживает, что его не принятое об­ществом, его потаенное “я” спокойно воспринимается консультантом, он также способен принять до сих пор не проявляющееся “я” как свое собственное. Вместо трево­ги, волнений и ощущения ненормальности клиент раз­вивает в себе принятие своих сильных и слабых сторон, что является реалистичной и подходящей отправной точ­кой на пути к зрелости. Вместо отчаянного стремления быть тем, чем он не является, клиент понимает, что суще­ствует масса преимуществ в том, чтобы быть тем, кто ты есть, и развивать растущие, заложенные в себе способности.

Именно эти ценные моменты катарсиса создают дей­ствительный терапевтический эффект консультирования. Консультант пытается создать способствующую осознаванию атмосферу, в которой индивид смог бы выразить свое “я”. Клиент начинает понимать, что отреагирование эмоций ведет также и к высвобождению новых внутрен­них сил, сил, которые до этого использовались им для поддержания защитных реакций.

Даже при условии, что консультирование не продви­гается далее этой фазы эмоционального высвобождения, выхода чувств, оно уже конструктивно и полезно. Имен­но этот факт является основой для того, чтобы рассмат­ривать тот вид консультирования, о котором здесь идет речь, в качестве наиболее эффективного инструмента для кратковременной терапии. Консультант часто сталкива­ется с ситуациями, когда взаимодействие ограничено од­ной беседой, или знает, что не может осуществить сколь­ко-нибудь продолжительное лечение. В таких случаях, как показывает практика, чаще всего используется исключительно директивный метод. Поскольку времени очень мало, консультант быстро схватывает проблему, как он ее видит, дает совет, убеждая и направляя клиента. Резуль­таты почти всегда бывают нежизнеспособными и неудов­летворительными. Однако, если консультант использует этот ограниченный отрезок времени, побуждая человека к тому, чтобы свободно “выговориться”, с большей веро­ятностью можно ожидать весьма позитивных результатов. Несомненно, клиент уходит без какого-либо искусственного “решения” своей проблемы, но с более ясным виде­нием своего положения, способный выработать необхо­димое решение и с приятным чувством уверенности, что кто-то понял его и, невзирая на его проблемы и чувства, смог принять его таким. Теперь он более компетентно оценивает свою ситуацию, чем тот клиент, который ухо­дит от терапевта с отчасти усвоенным советом, отчасти испытывая сопротивление, чувствуя, что он был не прав во многих своих поступках, и менее уверенный в себе, чем ранее.

2.2.Достижение инсайта

Это сложный процесс, требующий серьезного обсуж­дения в основном потому, что развивается он постепенно и редко когда происходит одномоментно. Подобные пе­реживания скорее всего проявляются только частично или выражаются через действия в той же мере, что и посред­ством слов. Все это сопровождается глубокими эмоцио­нальными переживаниями неинтеллектуального характе­ра, и поэтому они могут иметь, а могут и не иметь, четко­го вербального выражения. Тем не менее инсайт — это крайне важный аспект терапевтического консультирова­ния и заслуживает нашего самого пристального внимания.

Движение к инсайту часто включает не только признание индивидом собственной роли, но также и признание своих подавляемых стремле­ний. До тех пор пока индивид отрицает собственные ус­тановки, он продолжает поддерживать свои компенсатор-ные механизмы защитного характера. Когда он сможет четко распознать и принять как часть себя самого эти ме­нее достойные восхищения чувства, потребность в защит­ных реакциях, как правило, исчезает.

Инсайт, которого достигает клиент, имеет тенденцию к постепенному созреванию и в целом проходит этапы от менее к более важному и значимому пониманию. Он включает новое восприятие ранее неосознаваемых взаи­мосвязей, стремление принять все аспекты себя и выбор целей, которые в первый раз столь четко воспринимают­ся клиентом.

Вслед за этим новым восприятием себя и выбором но­вых целей следуют инициируемые самим субъектом прак­тические действия, которые направлены на достижение выбранных целей. Эти шаги наиболее значимы с точки зрения роста, хотя они и могут относиться только к не­ким второстепенным темам. Они порождают в человеке новые чувства — уверенность и независимость — и таким образом усиливают новую ориентацию, развивающуюся по мере углубления инсайта.

2.3.Заключительные фазы терапии

Когда клиент достигает инсайта и самопонимания, наступает карди­нальное качественное изменение в сути терапевтического взаимодействия. Клиент уже испытывает меньшее напря­жение. Он выработал более уверенный подход к пробле­мам, с которыми сталкивается. Он реже стремится к зави­симости от консультанта, и его поведение свидетельствует о том, что они работают заодно. Отношения становятся более приближенными к настоящему сотрудничеству, в котором и консультант, и консультируемый вместе участву­ют в обсуждении следующих шагов, которые позволят пос­леднему достичь большой независимости. Поскольку кли­ент развил в себе способность принимать себя таким, ка­ков он есть, он меньше защищается и может более конст­руктивно оценивать предложения и советы, хотя в этом есть определенная доля сомнений, если учесть, что многое дос­тигается именно благодаря высказанным консультантом различного рода предположениям и указаниям даже на этой стадии лечения. Клиент нередко нуждается в информации, которая поможет ему в достижении новых целей, и кон­сультанту может представиться возможность дать ему эти знания или указать на другие источники, к которым он может обратиться.

Степень переобучения. Именно на этом заключительном этапе консультиро­вания имеет место определенный процесс переобучения. в клиент-центрированной терапии, отсутствуют какие-либо попытки решить пробле­мы клиента путем переобучения. В целом оно подразумевает накопление достаточного опыта по применению достигнутых инсай-тов, для выработки у клиента чувства уверенности и спо­собности к здоровому, нормальному существованию без поддержки психотерапевта.

Завершение терапевтических бесед. Что это означает для клиента. Если процесс консуль­тирования протекал успешно и клиент пришел к доста­точно ясному осознанию себя, чтобы быть способным выбирать новые цели и осуществлять соответствующую деятельность, неизбежно возникает мысль о возможном завершении терапии. При этом у клиента появляется зна­комое ощущение амбивалентности, которое сопровожда­ет любой опыт роста. Он ощущает страх того, что, если он расстанется с консультантом, все его проблемы опять вер­нутся и он может оказаться неспособным справиться с ними. Часто он достаточно болезненно демонстрирует свой страх по поводу того, что консультант может быть разочарован и расценит его уход как недовольство. В то же время его усилившийся инсайт и возросшая уверен­ность в себе побуждают его к желанию встречать свои бу­дущие проблемы без чьей-либо помощи, быть независи­мым от какой бы то ни было поддержки консультанта. Демонстрация в том или ином виде этой глубинной амбивалентности является характерной особенностью завер­шения терапии.

Когда консультант первым осознает, что клиент уже почти достиг независимости, и первьм говорит ему о том, что дело за малым, то довольно часто клиент реагирует на это возобновлением своих старых поведенческих симп­томов. Страхи и сомнения, противоречия и конфликты, которые он обсуждал на своих ранних сеансах, всплыва­ют снова, будто они опять стали актуальными. Опытный консультант поймет, что это временное явление, обуслов­ленное страхом потерять поддержку терапевтического от­ношения.

При завершении любого успешного терапевтического курса имеет место здоровое чувство потери и сожаления, которое вполне естественно и до некоторой степени вза­имно. Состоялось довольно близкое и осмысленное вза­имодействие, которое имело жизненно важное значение для клиента и в котором консультант также находил удов­летворение, особенное удовлетворение от наблюдения роста и развития индивида. Вполне естественно, что ка­кая-то печаль будет сопутствовать разрыву такого тесно­го взаимодействия, и консультант должен хорошо пони­мать это и учитывать возможность возникновения такого чувства как у себя, так и у клиента.

Когда терапевтические сеансы проведены успешно, их завершение скорее всего происходит достаточно плавно. Финал точно так же важен, точно так же ясен, точно так же полезен для клиента, как и любой другой этап тера­певтического лечения.

3.Заключение

Когда клиент достигает инсайта и приходит к самоос­мыслению, выбирая новые цели, которые переориенти­руют его жизнь, консультирование входит в свою завершающую фазу, имеющую определенные отличительные признаки. Клиент обретает уверенность в себе, когда пе­реживает новый инсайт, и предпринимает все больше по­зитивных действий, направленных на достижение своей цели. Ощущая эту уверенность, он стремится закончить терапию, хотя в то же время боится потерять поддержку. Признание консультантом этой амбивалентности позво­ляет клиенту ясно увидеть выбор, стоящий перед ним, и достичь убежденности в том, что он способен самостоя­тельно разрешать свои проблемы. Консультант способ­ствует этому, помогая индивиду ощутить полную свободу выбора, — прекратить взаимоотношения, как только он будет готов к этому. Обычно завершение консультирова­ния сопровождается чувством потери для обеих сторон, но вместе с тем взаимным признанием того, что незави­симость — еще одна позитивная ступень к зрелости. Даже если в ходе консультирования не было достигнуто успеха, как правило, можно завершить работу достаточно конст­руктивным способом.

Продолжительность терапевтического процесса также зависит от умения консультанта поддерживать клиент-центрированный контакт в ходе терапии в той же мере, как и от степени неприспособленности клиента или от любого другого фактора.

На последних сеансах довольно часто становится ясно, что клиент принял необычную структуру терапевтичес­кой ситуации и осознает, как он использовал ее для свое­го собственного роста. Спонтанные высказывания кли­ентов еще раз подтверждают один из тезисов данной кни­ги, что клиент-центрированное терапевтическое взаимо­отношение высвобождает движущие силы так, как это невозможно ни при каком другом типе взаимодействия.

mirznanii.com


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта