Интеллектуальные признаки стресса. Признаки стресса поведенческие


Симптомы стресса

Симптомов стресса есть множество. Для того, чтобы не упустит ранние проявления стресса их условно можно сгруппировать в четыре большие категории. Эти категории включают в себя ряд факторов, которые относятся к:

  1. физиологии
  2. эмоциональным проявлениям
  3. поведенческим особенностям
  4. интеллектуальным особенностям

Очень важно, чтобы при первых же проявлениях обратить на вопрос внимание, так как очень важно не упустить момент, чтобы стрессовая ситуация не перешла в серьезные нарушения, которые будут проявляться обмороках, истериках, депрессиях, носовых кровотечениях и сильными головными болями. В случае, если стресс переходит в хронический и вяло текущий процесс, то противодействовать ему будет значительно сложнее.

Основные симптомы стресса

Физиологические симптомы стресса

Эта группа симптомов проявляется болью в разных частях тела, чаще всего эти боли носят психосоматический характер и в основном это головные боли. Кроме болей, симптомы стресса проявляются и во всевозможных проблемах с желудочно-кишечным трактом, а именно нарушения процессов пищеварения, резкое изменение веса, как в сторону увеличения, так и уменьшения. Еще проблемы с пищеварением очень часто проявляются всевозможными аллергиями и расстройствами. Среди проявлений стресса, на которые стоит обратить внимание - это:

Эмоциональные симптомы стресса

Человека, который подвержен стрессу можно определить по эмоциональному поведению. Чаще всего, в эмоциональном плане, стресс проявляется

Кроме агрессии и ярких эмоциональных проявлений очень важно не упустить тихие проявления стресса, которые проявляются в

Чем выше уровень стресса, тем вероятнее, что под воздействием недовольства собой и своими результатами в жизни страдающий от стресса рискует быть обладателем депрессии.

Поведенческие симптомы стресса

Поведенческие проявления стресса обычно проявляются в:

Кроме этого стиль поведения во многом провоцирует конфликты на работе и в семье. Обладатели вредных привычек во время стресса могут отметить рост количества сигарет и частоту употребления алкоголя. Если вы ощущаете, что вам хронически не хватает времени, то насторожитесь – это тоже симптом стресса, так как вы стали заложником своей работы, поскольку в этом случае стресс проявился в том, что вы берете на себя больше, чем можете осилить.

Интеллектуальные симптомы стресса

Интеллектуальная симптоматика во многом перекликается с поведенческой, но стоит обратить внимание на:

Кроме этих симптомов, у человека, который подвержен стрессу есть проблемы с памятью, вниманием и наблюдается определенная зациклинность.

www.ostrovlubvi.com

виды, причины, симптомы и лечение

10 ноября 2015

Просмотров: 2591

Что такое стресс, симптомы его проявления и способы лечения — такие вопросы интересуют многих людей. Любое сильное нервное потрясение или внешние раздражающие и пугающие факторы, которые воздействуют на человека, приводят к стрессу. Организм включает свои естественные защитные способности, при этом вырабатывается в больших количествах гормон адреналин, который помогает справиться с данными ситуациями.

Стрессовые ситуации характерны для всех людей и иногда даже необходимы.

Но когда их накапливается очень много, и организм человека все чаще и больше подвергается стрессовому воздействию, его способности естественным путем справляться с ним утрачиваются. Что означает понятие «стресс»? Какие же основные признаки стресса? Давайте попробуем разобраться.

Каковы симптомы стресса?

Ученые его симптомы делят на четыре группы:

Физиологические симптомы. Эти признаки нервного стресса наиболее труднопереносимые, потому что связаны со сбоем работы сразу нескольких систем нашего организма. К ним относятся:

  1. Снижение аппетита и потеря в весе — один из самых распространенных симптомов и верный признак стрессового состояния. Появляются внешние признаки длительного стресса. Иногда может наблюдаться повышение массы тела. Это обратная реакция человека на проблемы, он начинает есть все подряд.
  2. Бессонница, ночные кошмары, частое пробуждение по ночам, что приводит к снижению работоспособности днем и быстрой утомляемости.
  3. Сильный стресс вызывает боли в спине, желудке. Чаще всего беспокоят головные боли.
  4. Повышенное потоотделение.
  5. Колебания температуры тела. В стрессовых ситуациях может быть как пониженная температура тела, которая указывает на упадок сил, так и повышенная. Но это не сопровождается никакими воспалительными процессами.
  6. Судороги, сильное напряжение мышц.
  7. Скачки артериального давления — это тоже причины усталости.
  8. Возможно развитие аллергии.
  9. Сбивается дыхание, может начаться приступ удушья.
  10. Нарушение процессов пищеварения, а именно: изжога, отрыжка, диарея или запор, сильная тошнота.
  11. Снижение сексуального влечения.
  12. Если больше половины из перечисленных выше симптомов совпадают, но человек ничем серьезным не болеет, то это, скорее всего, признаки стрессового состояния.

Эмоциональные симптомы. Каковы причины стресса? Эта группа симптомов проявляется несколько иначе. К ним относятся:

Как снять стресс? Психологи разработали множество методик, рассказывая о способах борьбы со стрессовым состоянием, об управлении негативными эмоциями.Поведенческие симптомы. Физиологические и эмоциональные признаки стрессового состояния оказывают влияние на поведение человека.

Интеллектуальные симптомы. В основном эти симптомы проявляются у школьников. Нагрузки в школе могут привести к стрессовой ситуации. К этим признакам можно отнести:

Если подавляющее большинство из описанных выше внешних признаков и поведения человека имеет место, он находится в опасности. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем раньше будет назначено лечение стресса и восстановление после него пройдет легче.

Вернуться к оглавлению

Что представляют собой нервный и хронический стресс?

Симптомы нервного напряжения описаны выше. Ему подвергаются все живые существа, и в этом нет ничего плохого, это кратковременное явление и реакция нашего организма на окружающие раздражители.

Хронический или длительный стресс является куда более страшным состоянием организма. Из него тяжело выйти самостоятельно. Он способствует обострению старых болезней, возникновению новых. Организм рано начинает стареть. Так как избежать стресса? Давайте разберемся.

Как лечить стресс? Есть методы, которые помогают за небольшой промежуток времени избавиться от сильного нервного напряжения. Ведь если стрессовые ситуации редки, то организму надо стараться как можно быстрей помочь справиться с трудностями. Ниже приведены некоторые способы снятия нервного напряжения.

Как избавиться от стресса? Физические упражнения — любые виды спорта, например: волейбол, футбол, походы в фитнес зал, верховая езда — помогут отвлечься.

Глубокое дыхание — когда человек пытается сосредоточиться и контролировать собственное дыхание, это на какое-то время позволяет забыть о проблемах.

Как преодолеть стресс? Смена окружения — поездка в отпуск, поход в кафе, ресторан, прогулка в парке.

Массаж — хороший способ снятия напряжения, которое является причиной усталости.

Медитация тоже помогает справиться со стрессовой ситуацией. Надо найти хобби или интересное увлечение. Необходимо соблюдать режим сна и отдыха, снизить темпы жизни. Питаться правильно, принимать витаминные комплексы. Отказаться от вредных привычек, курения, алкоголя.

Вернуться к оглавлению

Как избежать стрессов?

Когда в жизни человека возникает стрессовая ситуация, это очень плохо сказывается на здоровье всего организма. Поэтому рассмотрим несколько способов, как не допустить нервного напряжения. Как выйти из стресса?

Каковы способы борьбы со стрессом? Надо правильно управлять своим образом жизни:

Каковы способы снять стресс? Искать поддержку, больше разговаривать с близкими, друзьями, знакомыми. Не держать мысли и переживания в себе, а стараться поделиться, выговориться, чтобы вас выслушали, возможно, посочувствовали или, наоборот, порадовались за успехи.

Изменить свое мышление, избегать негативных мыслей, думать только о положительном, радостном и ожидать только хорошего.

Вернуться к оглавлению

Успокоительные средства при нервном напряжении, вызванном стрессовым воздействием

Как быстро снять стресс? Самые безопасные успокоительные при сильном возбуждении — это препараты на травах. К ним относятся мята, валериана, пустырник. Они помогут избавиться от стрессового воздействия детям и людям, которые в состоянии контролировать свои эмоции.

Что делать при стрессе? Препараты брома используют для снятия нервного напряжения. Они сравнительно безопасны, однако побочные действия все же есть. Бром способен накапливаться в организме человека. Это может привести к апатии, вялости, ухудшению самочувствия, а у мужчин — к снижению полового влечения.

Лечение при стрессе. Основные виды успокоительных препаратов — это транквилизаторы. Они помогают справиться с чувством страха, тревоги, успокаивают. Но имеют побочные действия, к которым можно отнести быстрое привыкание, снижение двигательной и умственной активности.

Народные средства избавления от стресса. Лечение следующими видами трав, поможет избавиться от этого недуга.

Ромашка аптечная оказывает расслабляющее действие. Это прекрасное успокоительное средство снимает напряжение и беспокойство. Можно принимать как чай.

Мелисса имеет антиспазматические качества. Применяется для лечения неврастении и мигреней.Валериана — одно из лучших успокоительных средств, снижает беспокойство и напряжение.Зверобой имеет болеутоляющие и успокоительные свойства.Цветки лайма полезны при бессоннице, нервном напряжении.

Итак, стресс — это нормальное состояние организма, который защищается от внешних негативных воздействий. Однако организму нужно помогать выходить из таких ситуаций, стараться избежать стресса.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

Загрузка...

Похожие статьи

1popsihiatrii.ru

Клинические признаки стресса



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Стресс………………………………………………………………
1.1. Этиология стресса…………………………………………………..
1.2. Виды стресса………………………………………………………..
1.3. Фазы стресса………………………………………………………...
1.4. Этапы развития стресса…………………………………………….
1.5. Признаки стресса…………………………………………………...
Глава 2. Боль………………………………………………………………...
2.1. Типы боли…………………………………………………………...
2.2. Послеоперационная боль…………………………………………..
2.3. Методы управления болью…………………………………………
2.3.1. Перед операцией………………………………………………
2.3.2. Во время операции…………………………………………….
2.3.3. После операции………………………………………………..
Глава 3. Заживление ран……………………………………………………
3.1. Факторы, влияющие на заживление……………………………….
Глава 4. Тесты……………………………………………………………….
4.1.Оценка психического состояния и уровня стресса………………..
4.2. «Насколько эффективно Вы справляетесь со стрессом?» (К. Шрайнер)………………………………………………………………..  
4.3. «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А.Немчин)……..
Глава 5. Заключение………………………………………………………...
Глава 6. Список использованной литературы…………………………….

 

Введение

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Воздействие стресса у каждого человека происходит по единому механизму. В это время в организме происходит много изменений. Учащается пульс; сердце начинает перекачивать больше крови; дыхание тоже учащается, сосуды расширяются, селезёнка начинает работать в ускоренном режиме; количество лимфоцитов увеличивается, а способность крови к свёртыванию повышается, расширяются зрачки, процесс пищеварения резко замедляется.

Находясь в состоянии затяжного стресса, происходит ослабление иммунитета, повышение уровеня холестерина, и сужение артерии, что является причиной развития сердечнососудистых заболеваний, инсульта или инфаркта, осложняются хронические заболевания, медленно заживают раны.

Глава 1. Стресс.

Стресс -представляет собой совокупность защитных и повреждающих реакций организма, которые возникают в результате нейроэндокринных и метаболических сдвигов в ответ на действие чрезвычайных или патологических факторов, проявляющихся адаптационным синдромом. Термин стресс был введен в научную медицинскую литературу в 1936 году канадским патологом Гансом Селье, определившим стресс "как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". Стресс возникает при воздействии сильного раздражителя. Сила раздражителя такова, что существующие защитные барьеры оказываются не в состоянии перекрыть эффекты, вызываемые этим раздражителем, в результате чего организм начинает включать цепь реакций, которые и стали объединять под названием "стресс".

Таким образом, стресс имеет определенное значение для нашего организма, а именно играет защитную роль, направленную на нейтрализацию последствий, вызванных воздействием сильных, или сверхпороговых раздражителей.

Этиология стресса

Факторы, вызывающие стресс-реакцию, получили название стрессоров. Они различны по силе, продолжительности и специфичности, но основная их роль в живом организме заключается в мобилизации неспецифической биологической реакции, т. е. стресса.

А. В. Вальдман выделяет два качественно различных вида стрессоров:

1.Стрессоры, действующие на организм физическим и химическим путем (механические, химические, болевые, температурные факторы, иммобилизация и др.). Они обеспечивают формирование так называемого физиологического (физического) стресса.

2.Стрессоры психогенные, которые вызывают эмоциональнопсихические реакции. К ним относятся ожидание боли, возможных неприятностей, боязнь смерти, страх нежелательных последствий и др.

Все стрессоры в зависимости от характера вызываемых изменений в организме подразделяются на системные, в результате действия которых развивается общий адаптационный синдром, и топические (локальные), формирующие локальный стресс, классическим примером которого являются факторы, вызывающие воспаление. Для развития стресса имеет значение и реактивность организма, т.к. нарушение нервной, эндокринной систем, обмена веществ, перенесенные заболевания и т. д. изменяют способность организма реагировать на действие стрессоров.

 

Фазы стресса.

1) Стадия (фаза) тревоги. Развивается через 6 часов от момента действия фактора и продолжается до 48 часов. В эту фазу происходит напряжение (активация) всех систем организма: происходит психическое и эмоциональное напряжение, а также формируется готовность к физической деятельности. Сопровождается повышенным выделением гормонов надпочечников, необходимым для мобилизации сил. Человек на этом этапе готовится к активным действиям по поводу факторов, вызвавших тревогу.

Симпато-адреналовая система. Эффекты этой системы реализуются тремя основными веществами - дофамином, норадреналином и адреналином. Эти вещества также называют катехоламинами. Дофамин - активирует психические и двигательные процессы. Считается веществом, определяющим резервные возможности организма ("запас прочности"). Норадреналин - участвует в активации умственной дейятельности, формирует состояние внутреннего напряжения. Это вещество вызывает спазм мелких сосудов, в результате чего происходит повышение артериального давления.Кроме того, норадреналин увеличивает частоту и илу сердечных сокращений. Адреналин - направлен на обеспечение двигательной активности. Повышает частоту сокращений сердца, снижает тонус сосудов сердца и мышц (чтобы обеспечить нормальную их работу), активирует распад жира в организме и выход глюкозы из депо ("запасников"). Вызывает эмоциональное напряжение организма. Гипоталамо-гипофизарная система. Эффекты этой системы реализуются через гормоны, вырабатываемые корой надпочечников. Сюда относятся минералокортикоиды и глюкокортикоиды. Минералокортикоиды - обеспечивают повышение давления путем задержки жидкости в организме. Глюкокортикоиды - повышают давление, активируют синтез глюкозы в организме, стимулирую переход норадреналина в адреналин, оказывают противовоспалительное действие.

2) Стадия (фаза) повышенной резистентности (устойчивости). Подразумевается поддержание принципиально нового (повышенного) режима работы функциональных систем организма. Идет попытка уничтожить стрессоры или приспособиться к ним. Активность гормонов на этом этапе снова усиливается. Человек находится в постоянном состоянии обороны. Организм сопротивляется, пока у него есть силы.

3) Стадия (фаза) исхода стресса. Любой стресс заканчивается в виде двух явлений: Эустресс - хороший, благоприятный стресс. В результате стрессовой реакции повышается функциональный резерв организма, что в итоге приводит к адаптации организма к стрессовому фактору и ликвидации самого стресса. Дистресс - плохой (неблагоприятный) стресс. Имеется ввиду такое состояние организма, когда происходит истощение защитных сил организма. После длительной борьбы организм остается не способным более сопротивляться стрессу. Данная фаза проявляется в виде симптомов стресса (чувство усталости, отсутствия сил на какие-либо действия) или даже возникновением заболеваний, начинается постепенное разрушение организма.

 

 

Виды стресса.

1) Физический стресс– это результат физических страданий: боли, холода, голода, жары, инфекции и т.д.

2) Психологический стресс– это результат нервного перенапряжения по поводу какого-то события. Причем стресс может быть как положительным (в результате приятного неожиданного события), так и отрицательным. Так вот как раз отрицательный стресс, особенно если он растянут во времени и сопровождается разного рода физиологическими изменениями в организме, и является опасным для вас.

Человек, который попадает в стационар, находится под действием обеих видов стресса.

 

Клинические признаки стресса

Симптомы могут постепенно нарастать или появляться внезапно, в течение нескольких минут. Приступы паники обычно длятся недолго, протекают в виде эмоциональных взрывов, сопровождающихся чувством ужаса и такими реакциями организма, как усиленное сердцебиение и потение. Генерализованное тревожное состояние обычно развивается постепенно и обычно не является прямым следствием какого-либо определенного беспричинного страха (фобии). Два главных признака стресса и тревожного состояния это неконтролируемая тревога и беспокойство. К симптомам также можно отнести мышечное напряжение, усталость, раздражительность, нетерпеливость, бессонницу или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания. Стрессы и тревожности могут приводить к приступам паники, для которых характерны боль или чувство дискомфорта в грудной клетке, учащенное сердцебиение, затрудненное, поверхностное дыхание, чувство нехватки воздуха , удушья, озноб или резкое повышение температуры, дрожь, тошнота, боль в животе, онемение или чувство покалывания в конечностях.

 

 

1. 6. Изменения в организме при стрессе

1.6.1. Нарушения сердечно-сосудистой системы при стрессе

Активация при стрессе симпатоадреналовой системы вызывает учащение ритма сердечных сокращений, увеличение систолического и минутного объема кровообращения, общего периферического сопротивления, вследствие чего происходит подъем системного артериального давления.

При длительном и интенсивном стрессе регистрируется повреждение миокарда, основными причинами которого являются высокие концентрации катехоламинов, активирующие перекисное окисление липидов, а образующиеся в результате этого гидроперекиси повреждают биомембраны клеток сердца и других органов и тканей (мышц, аорты).

Очаговые контрактуры мышечных волокон и некротические изменения в сердце при стрессе объясняют нарушением мембранного транспорта кальция, ибо удаление кальция из миофибрилл - необходимый процесс нормального расслабления. После перенесенного стресса выявлено снижение адренореактивности сердечной мышцы.

Стресс является также важным инициальным моментом формирования гипертонической болезни вследствие активации симпатоадреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем и последующего расстройства водно-солевого обмена и сосудистого тонуса.

 

1.6.2.Изменения крови при стрессе

Продолжительность, интенсивность изменений крови и развитие всех стадий стресса определяются длительностью и специфичностью действующего на организм стрессора.

Важные, с точки зрения теории и практики медицины, факты были получены исследователями благодаря комплексному изучению различных отделов системы крови (лимфоидных органов, периферической крови, костного мозга), что позволило судить о реакциях системы крови как единого органа. Ими установлены два периода изменений в течение 48-72 часов от начала воздействий.

В первом периоде, продолжительностью 12 часов, в крови обнаруживаются нейтрофилез, лимфо- и эозинопения, уменьшение числа клеток в лимфоидных органах. В костном мозге отмечено уменьшение количества зрелых нейтрофильных гранулоцитов, преходящее увеличение содержания лимфоцитов.

К концу первых суток изменения в крови нивелировались и начинался второй период, формирование которого определяется спецификой примененного стрессора. Изменения происходят в основном в костном мозге в виде активации эритро- и лейкопоэза, явлений гиперплазии, снижения количества лимфоцитов (как Т-, так и В-лимфоцитов). В селезенке количество лимфоцитов нормализуется, а в тимусе продолжается снижение числа клеток.

Через 1-3 суток после однократного стрессорного воздействия регистрируется период повышенной резистентности, и повторное воздействие приводит в течение первых шести дней только к изменениям со стороны периферической крови.

Таким образом, при повторном однократном действии стрессорного фактора в организме возникает ответ меньшей степени выраженности в виде изменений крови, но без реакции со стороны кроветворных органов.

 

 

1.6.3. Влияние стресса на иммунитет

В стадии тревоги в зависимости от силы и длительности действия стрессора и особенно в условиях действия экстремальных факторов отмечается торможение иммунобиологических механизмов, следствием чего обычно является уменьшение интенсивности аллергических реакций, снижение резистентности к опухолевому росту, повышение чувствительности к вирусным и бактериальным инфекциям.

В основе иммунодепрессии лежат увеличение концентрации глюкокортикоидных гормонов и возникающие вследствие этого перераспределение клеток, торможение митоза лимфоцитов, активация Т-супрессоров, цитолический эффект в тимусе и лимфоидных узлах. Иммунодепрессия характерна как для гуморальной, так и для клеточной форм иммунитета.

В стадии резистентности регистрируется не только восстановление, но и увеличение иммунитета.

Если интенсивность и продолжительность стрессора очень велики, восстановления, а тем более увеличения иммунитета не происходит.

 

1.6.4. Нарушения обмена веществ при стрессе

Усиленная продукция катехоламинов при стрессе активирует фосфорилазу печени и распад гликогена в этом органе. Кроме того, избыток глюкокортикоидов стимулирует в печени и почках глюконеогенез. Эти два механизма объясняют важное проявление стресса - гипергликемию, что увеличивает образование и инкрецию инсулина. Поэтому в условиях длительного стресса вследствие постоянной и продолжительной гипергликемии и стимуляции бета-клеток островкового аппарата поджелудочной железы может наступать напряжение, перенапряжение и истощение инсулярного аппарата, что и составляет основу механизма сахарного диабета при стрессе. Иногда он называется диабетом напряжения.

В стадии истощения происходит снижение содержания глюкозы в крови вследствие отсутствия запасов гликогена в печени.

В условиях стресса ингибируется гликолиз в печени, мышцах, сердце, не изменяется в мозге и активируется в надпочечниках. Это связано с изменением активности основных ферментов гликолиза - гексокиназы и фосфорилазы печени.

Активации глюконеогенеза способствует снижение инсулина в крови, особенно в стадии резистентности, что за счет активации контринсулярных гормонов обеспечивает мобилизацию жира, ингибирование гликолиза и усиление глюконеогенеза. Кроме того, это приводит к переключению энергетического обмена на липидный. Именно в этот период основным энергетическим материалом становятся жирные кислоты, а их продукты - кетоновые тела - как энергетический материал окисляются в мозге, почках, сердце, мышцах. Интенсивно используются жирные кислоты, особенно в мышцах. При стрессе снижается чувствительность нервной ткани к дефициту углеводов.

В результате избыточной продукции катехоламинов и глюкокортикоидов происходит усиленная мобилизация жиров из жировых депо с формированием гиперлипидемии и особенно гиперхолестеринемии, что способствует отложению холестерина в сосудах и развитию атеросклероза. Клинические наблюдения показывают увеличение в крови при стрессе общих липидов, общего холестерина, свободных жирных кислот, суммарной фракции липопротеинов низкой плотности.

 

Таким образом, видно, что при стрессе в организме человека происходят серьезные изменения, которые могут влиять на процесс выздоровления. В связи с этим можно рассмотреть различные методы определения уровня стресса у пациентов, находящихся в хирургическом отделении в периоперационном периоде. При помощи психологических тестов можно измерить стрессовые ощущения пациента по соматическим, поведенческим и эмоциональным признакам, которые влияют на процесс излечения.

 

 

megapredmet.ru

Природа, симптомы и факторы стресса

1.Природа, симптомы и факторы стресса.

1.1. Общее понятие и характеристика стресса.“….еще несколько десятилетий такой бешеной жизни и дело кончится тем, что даже новорожденные дети будут страдать нервным тиком.” Фридрих Ритгельмайер.Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Стресс - этовызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения.[1] Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г.Селье (1907 – 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.

По своей сути стресс – это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

Первоначальное понимание стресса относилось к неспецифическому ответу организма на действие любого фактора.  Cелье выделил 3 стадии развития стресса. Первая-реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощения. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредностям, увеличивается опасность заболеваний. Позднее Селье ввел понятие дистресс, который наступает при очень частых и продолжительных стрессах при таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда наступает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадежности, осознание чрезмерности, непосильности и нежеланности, обидной несправедливости требуемых усилий.Существуют определенные часто встречающиеся ошибочные представления относительно стресса:

1.”Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку они существуют только в моем воображении.” Это широко распространенное убеждение ложно, т.к. стресс влияет не только на психику, но и на сам организм. Психосоматическое заболевание является реальным заболеванием, которое может представить серьезную опасность для здоровья, как, например, язвенная болезнь и повышенное артериальное давление.

2.”Только слабые люди страдают от стресса”. Истина заключается в том, что наиболее подвержены воздействию стресса чрезмерно загруженные люди с очень высоким уровнем притязаний, трудоголики.

3.”Я не несу ответственности за стресс в моей жизни - стресс в наше время неизбежен -мы все его жертвы”. В действительности человек ответственен за большую часть стрессов в своей жизни. Это следует из того факта, что стресс является результатом не столько того, что происходит, сколько того, как человек на это реагирует. Такой стресс часто является бессознательным выбором самого человека.

4.”Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс”. Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый человеком, тем он менее чувствителен к симптомам стресс - пока стресс не достигнет такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать.

5.”Опознать источники чрезмерного стресса очень легко”. Это утверждение верно только наполовину. Многие люди могут легко опознать причину стресса путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех пор , пока не исчезает стрессор.

6.”Все люди реагируют на стресс одинаково”. Это утверждение абсолютно ошибочно. Все мы являемся индивидуальными существами. Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомам и заболеваниям, развивающимся вследствие чрезмерного стресса, а также по эффективным формам его излечения.[2, c. 35-37] Дальнейшее изучение стресса последователями  Г.Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появлением большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие – «эмоциональный или психологический стресс».Стало ясно, что стресс всегда - психофизиологическая реакция личности, а не организма. Возникновение и развитие стресса в каждый миг определяется взаимодействием трех звеньев, трех систем: оценки стрессогенного события, физиологических и биохимических реакций на стресс и, наконец, поведенческих реакций.

Быстрое распознавание симптомов стресса важно для своевременного выявления его источников и недопущения перерастания в болезнь. Существует 2 источника, вызывающих стресс,- факты и их значения, или отношение человека к ним. Запуститься ли заложенный в человека природой механизм мобилизирующего реагирования, зависит не только, и не столько от внешнего стимула, сколько от интерпретации самого человека, которая может быть чисто гипотетической. В последнем случае воздействие не только опосредуется человеком, но и конструируется им самим. Иными словами, очень часто стресс мы создаем сами. Данная, сугубо человеческая особенность, трансформировала первоначально позитивное значение стресса в его противоположность. Именно для человека стресс из кратковременной реакции мобилизации превратился в изнуряющее, истощающее жизненные силы организма, не проходящее состояние напряжение.[5, c.22-27]

В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.

Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции. Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.1.2 Признаки  и причины стресса.

Основным моментом в процессе управления стрессами является контроль над уровнем их присутствия у человека. Уровень наличия стресса можно отследить по проявлению характерных признаков стресса. Хотя стресс отражается внешне на телесном и поведенческом уровне, часто бывает невозможно только по внешним признакам  определить наличие стрессового состояния, т.к. напряжение у некоторых людей даже в критические моменты может быть не очень выраженным.

Признаки стресса можно разделить на 4 основные группы: физические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие.

Физические признаки:

ü    Головные боли

ü    Расстройство желудка

ü    Учащенное сердцебиение

ü    Одышка

ü    Тошнота

ü    Судороги

ü    Частые простудные заболевания, грипп, инфекции

ü    Неопределенные боли

ü    Подверженность аллергиям

ü    Повышенная потливость

ü    Сжатые кулаки или челюсти

ü    Возобновление болезней, имевших место ранее

ü    Быстрое увеличение или потеря веса

Интеллектуальные признаки:

ü    Нерешительность

ü    Ослабление памяти

ü    Потеря концентрации внимания

ü    Легкая отвлекаемость

ü    “туннельное ” зрение

ü    Плохие сны или кошмары

ü    Излишнее беспокойство

ü    Нечеткое видение предметов

ü    Ошибочные действия

ü    Потеря инициативы

ü    Потеря чувствительности

ü    Постоянные, негативные мысли

ü    Нарушение суждений

ü    Импульсивность мышления

ü    Поспешные решения

ü    Спутанное мышление

Эмоциональные признаки:

ü    Раздражительность

ü    Подозрительность

ü    Мрачное настроение, депрессия

ü    Большая суетливость

ü    Ощущение напряжения

ü    Истощенность, отсутствие энтузиазма

ü    Подверженность эмоциональным приступам

ü    Отчужденность

ü    Ощущение нервозности, боязливости, тревоги

ü    Ощущение бесцельности

ü    Потеря уверенности

ü    Меньшая удовлетворенность жизнью

ü    Отсутствие заинтересованности

ü    Сниженная самооценка

ü    Циничный, неуместный юмор

ü    Неудовлетворенность работой

Поведенческие признаки:

ü    Потеря аппетита или переедание

ü    Плохое вождение автомобиля

ü    Нарушение речи

ü    Дрожание голоса

ü    Рост семейных проблем

ü    Плохое распределение времени

ü    Избегание поддерживающих отношений

ü    Неспособность к развитию

ü    Низкая продуктивность деятельности

ü    Нарушение сна или бессонница

ü    Более интенсивное курение и употребление алкоголя

ü    Доделывание работы дома

ü    Слишком большая занятость, чтобы отдыхать

ü    Неухоженность

ü    Лживость

ü    Антисоциальное поведение

Наличие хотя бы одного  из вышеперечисленных признаков, говорит о том, что человек переживает какое-то эмоциональное возбуждение, причины такого состояния могут быть различные. Нужно отметить, что каждый  по-своему относится к той или иной ситуации.[2, c. 40-43]

Выделяют  6 типов личностного реагирования на стресс:

1.Честолюбивый тип. Для людей этого типа характерна сильно выраженная потребность в достижении успеха и ориентация на положительный конечный результат. Это энергичные, подвижные, доминантные, агрессивные, ориентированные на дело люди- менеджеры, начальники отделов, руководители организаций. Причинами стрессов у них являются: перегрузки, большая интенсивность деятельности и межличностных отношений, недостаточное понимание себя. Основные симптомы стресса, характерные для людей этого типа: бессонница, высокое давление, проблемы с сердечно-сосудистой системой, чрезмерное курение и злоупотребление алкоголем.

2. Спокойный тип. Это безмятежные, спокойные люди, ориентированные на прошлое, они мечтательны и малоактивны. Хорошо выдерживают баланс между работой и домом, обладают низкой уязвимостью в отношении стрессовых факторов. Причиной для возникновения стрессовой ситуации для них могут служить или другие люди, или профессиональные требования, способные разрушить или внести хаос в их размеренное и стабильное течение жизни.

3.Совестливый тип. Люди этого типа мелочны, педантичны, дотошны, догматичны и стабильны, вплоть до консерватизма. Соблюдают традиции, исполняют все необходимые формальности и предписания. Безоговорочно верят признанным авторитетам. Причины стресса для них кроются в других людях, разрушающих укоренившиеся стереотипы поведения и нарушающих привычную стабильность. Степень уязвимости к стрессам для таких людей характерна средняя, хотя они болезненно чувствительны к малейшим изменениям их привычной жизнедеятельности.

4.Неотстаивающий тип. Такие люди не могут ни постоять за себя, ни отстоять свои права и достижения. Они боятся конфликтов и конфронтации, поэтому стремятся избегать межличностных трудностей и обострений в процессе коммуникации, предпочитая угождать другим. Причина стресса для них кроется в их постоянном внутреннем напряжении, возникающем на почве сложных межличностных коммуникаций.

5.Жизнелюбивый тип. Сильные, энергичные, жизнелюбивые люди, живущие полноценной жизнью, испытывающие жажду новых впечатлений и событий. Их характеризует импульсивность и склонность к риску, частая смена интересов. Для таких людей причиной стресса может послужить рутина, скучная монотонная работа, чрезмерное внутреннее напряжение, повышающее восприимчивость к стрессу.

6.Тревожный тип. Люди этого типа обладают очень высокой степенью уязвимости в отношении стресса, т.к. постоянно испытывают волнение и беспокойство по поводу возможных негативных ситуаций, живут ожиданием возможных неудач и потерь. Они ориентированы на будущее и чрезмерно заняты самоанализом. Для них характерно чрезвычайно высокое внутренне напряжение и одновременно-низкая самооценка. Причины стресса для них- ситуации, вынуждающие их принять на себя ответственность, особенно на работе, резкие изменения в жизни.[10, с. 58-61]

Причины стресса. Перечень причин стрессов необъятен.( приложение А) В качестве стрессов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс:

ü       перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка; ,

  Задание, которое следует завершить за конкретный период времени - налицо конфликтная ситуация, которая и приводит к стрессу.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным. Состояние фрустрации в большей мере свойственно человеку, находящемуся в состоянии межличностного конфликта и в трудных условиях.

ü        изменения

ü        внедрение новых технологий

Внедрение в практику новых технологий требует как от руководства, так и от рядовых работников, постепенного адаптирования к новому оборудованию, к системам и методам труда. Если босс- выпускник ” старой школы”, а подчиненный – новичок на производстве с дипломом специалиста новой формации, то возможность малых споров или больших конфликтов почти неизбежна.

Купер, исследуя источники стресса среди лиц управленческого состава в 10 странах, нашел, что японского менеджера особенно ”прессует” необходимость не отставать от новейших технологий, т.е. стремиться удерживать престиж своей передовой страны. Примерно то же самое испытывает среднестатистический менеджер в странах Запада, когда, в призыве к освоению новых технологий, ему предстоит иметь дело с неподготовленным к ним техническим персоналом, к тому же, в строго ограниченные сроки. Так, в Британии, большой процент лиц управленческого состава признает, что этот мотив- новые технологии- едва ли не самый гнетущий из стрессоров.[4,c. 18-25]

ü        конфликт ролей

Такие ситуации возникают там, где работник сталкивается с конфликтными условиями труда, например, его заставляют выполнять работу, которую он не хочет делать или которая не входит в его обязанности. Среди менеджеров широко известна такая задача: иногда, надо как-либо рассудить или примерить 2 противоречиво настроенные группы работников, требующих разных типов поведения, или же считающих, что от ролевых конфликтов страдают больше люди повышенной возбудимости, чем те, кто имеет врожденную гибкость в жизненных вопросах.

ü         неопределенность ролей.

 Чувство неопределенности работника возникает там, где он не видит четкой картины целей своей работы; либо того, чего от него ожидают сотрудники, либо объема работы и ответственности за ее исполнение. Зачастую, неопределенность ощущается просто потому, что начальник не объясняет работнику суть его роли. Неопределенность роли работника проявляется в его подавленном настроении, пониженном чувстве самооценки, в недовольстве жизнью, низкой мотивации к труду, и в желании уволиться с такой работы.

ü       ответственность за других

 Ответственность - еще один существенный организационный ролевой стрессор. Любой организации всегда присущи 2 типа ответственности: за людей и материальную часть - бюджет, оборудование, здания и т.д. Ответственность за других всегда считалась самой близкой к стрессу. Исследования показали, что ответственность за людей намного чаще увеличивает число пациентов с болезнями сердца, чем материальная ответственность. Тот, кто несет ответственность за других, обязан проводить с ним много времени, проводить собрания, отвечать за сроки выполнения заданий. Были проведены исследования по состоянию здоровья у 1200 менеджеров, направленных на ежегодную плановую медкомиссию из разных организаций. Там выяснилось, что, чем старше работник и чем выше степень его ответственности, тем выше риск физического стресса.

ü       неинтересная работа

Обследование 2000 рабочих – мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой.[4]

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная" работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим. Здесь имеет место внутриличностный конфликт, что вызывает напряжение и приводит к стрессу. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

ü        плохие физические условия

 Наше физическое окружение-шум, освещенность, запахи и прочие раздражители, влияющие на наши чувства, оказывают свое влияние на наше настроение и даже на душевое состояние, невзирая на то, как мы их ощущаем - прямо или косвенно.

Неудовлетворительное обустройство или физическая организация рабочего места может также вызывать стресс. Если планировка многоофисного  здания неудачна, и персонал разбросан по этажам, то это может вызвать проблему коммуникаций, которая порой приводит к неопределенности роли(работника в организации) и к напряженным служебным взаимоотношениям.

ü        лимит времени

ü        посменная работа

Исследования показали, что посменная работа является обычным рабочим стрессом, который влияет на температуру крови, показатель метаболизма, уровень сахара в крови, эффективность умственного труда и на рабочую мотивацию. Посменная работа также влияет на результативность сна, на семейную и общественную жизнь.

ü        Ненормированный день

Ненормированный рабочий день, вызванный спецификой той или иной работы, берет свою неумолимую дань с главного богатства человека- его здоровья. Исследования помогли выявить связь между удлиненными рабочими сменами и количеством смертей по болезням сердца. Руководители, работающие на протяжении долгих часов, рискуют серьезно заболеть, не говоря уже о снижении их работоспособности. Сейчас уже широко признано, что при занятости свыше 40-50 часов в неделю, все переработанные часы не могут дать высокой эффективности. По этим причинам, содержание директивных документов по труду в странах ЕС направлено на ограничение продолжительности рабочей недели в пределах 48 часов.

ü        неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

ü        командировки

 Хотя возможности деловых поездок выглядят для множества лиц управленческого состава довольно привлекательно, командировка также является своего рода стрессором: нервный срыв в дорожной пробке на пути в аэропорт, задержки вылетов/прилетов или прибытия поездов, встречи с незнакомыми людьми и условиями на новом месте. К тому же, любая семья страдает, когда кого-либо из родных подолгу не бывает дома. Менеджер, ”не вылезающий из командировок”, как бы выпадает непреднамеренно из общественной ”обоймы” коллектива своей организации.

ü        плохие каналы обмена информацией в организации и др.

ü        служебные взаимоотношения с начальством

Психологи согласны, что проблемы с эмоциональной стабильностью зачастую проявляются там, где взаимоотношения между подчиненными и начальниками психологически нездоровы, по тем или иным причинам. Американские исследователи обратили внимание на такой факт: там, где босс деликатен и внимателен к подчиненным, там между ними царит атмосфера дружелюбия, доверия, уважения и душевной теплоты. В иных условиях, где начальник не столь учтив, рабочие ощущают некую тяжесть рабочего бремени.

ü        служебные взаимоотношения с подчиненными

То, как начальник принимает на работу подчиненных, всегда расценивалась, как критический подход к любому делу. Например, ”он не может командовать”- вот типичный образец критики в адрес деликатного менеджера. Менеджерский стресс может быть особенно острым для тех, кто имеет багаж технических или научных знаний. Для менеджера такого типа, межличностные отношения кажутся более ”трудоемкими”, чем для руководителя, привыкшего много общаться с людьми.

ü        служебные взаимоотношения с коллегами

Стресс между коллегами может возникнуть на почве конкуренции и личных конфликтов, которые обычно именуют “офисной политикой”. Адекватная общественная поддержка человеку- важный моральный фактор, как самочувствия работника, так и атмосферы дружелюбия и успеха организации. Из-за того, что многие люди проводят на работе очень много времени, их взаимоотношения с коллективом или оборачиваются доброй поддержкой, или грозят нервным срывом.

ü        негативная конкуренция

ü        сохранность рабочего места

Для множества трудящихся  карьерное продвижение является очень важным.  Благодаря продвижению по службе, человек начинает зарабатывать больше, но при этом обретает новый статус и более высокие требования к себе. Уже в среднем возрасте, многие с огорчением замечают, что их карьера замедлилась или вовсе застряла. Когда служебных перспектив становится все меньше, случайно свободная вакансия требует изнурительно долгого перепрофилирования, собственные знания устарели, служебного рвения уже нет - вот тут-то и появляются молодые энергичные конкуренты. Боязнь понижения по службе или даже отстранения от дел очень сильна для тех, кто желает отправиться в отставку с почетом.

ü        непрерывный контакт с носителем стресса

ü        работа с компьютером

Проводились фундаментальные исследования, связанные с воздействием компьютера на состояние здоровья человека. Один из результатов исследования таков: долгая работа за компьютером вызывает стресс. Врожденных механизмов для защиты от компьютера у человека нет. Излучение вызывает сильное зрительное утомление. Сидячая работа вызывает неправильное кровообращение, нарушается метаболизм организма. Последние исследования показали, что у людей, не пользующихся специальной компьютерной гигиеной, сильному воздействию подвергаются нервная, иммунная, эндокринная и половая системы.[2, c.58-64 ]

ü        выполнение работы

Момент, когда работе дают оценку, для многих бывает важным стрессором. Следует согласиться, что при этом, людьми овладевает некоторое беспокойное напряжение; причем это касается обоих - того, кто предъявляет результат работы, и того, кому предстоит ее принимать.

ü        несовместимость личных качеств и характера работы

ü        заорганизованность, формализм, ненужные ритуалы и процедуры

ü        структура и климат организации

Придя работать в организацию, человек рискует растерять чувство собственной свободы и самостоятельности. Некоторые служащие иногда жалуются, что у них нет уверенного ощущения причастности к своей организации, их слабо привлекают к участию в ее деятельности, их действия ограничивают, к ним редко обращаются за советом или консультацией. Исследователи начали обращать внимание на то, что те работники, которым предоставляли возможность участия в процессах принятия решений, работали лучше других и испытывали удовлетворенность своим трудом. Также было отмечено, что те, кого обходят вниманием на работе, испытывают тягостные чувства неудовлетворенности и стресса. В кругу таких людей все это ведет к всеобщему ухудшению здоровья, запоям, депрессии, потере самоуважения, абсентеизму и размышлениям об уходе с работы.

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ:

ü        чрезмерные нагрузки, не связанные с работой

ü        смерть близкого

ü        привлечение к суду

ü        свадьба(развод)

ü        увольнение с работы

ü        болезнь

ü        уход на пенсию

ü        рождение ребенка

ü        воспитание детей

ü        уход за престарелыми родителями

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

ü        страх не справится с работой;

ü        страх допустить ошибку;

ü        страх быть обойденным другими;

ü        страх потерять работу;

ü        страх потерять собственное Я.[3,c.238-239]

Стрессогенами также являются неблагоприятный морально - психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

Ко всему этому «букету» стрессов организационно - производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон  его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействующие на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

coolreferat.com

Признаки стресса: поведенческие, эмоциональные и физиологические

Стресс – это реакция организма на факторы, вызывающие напряжение психики. Причиной такого состояния может быть как действительно опасное событие, так и положительное, но чрезмерное. Периодические стрессы считаются полезными, поскольку позволяют психике «встряхнуться», мобилизироваться. Но если перенапряжение длится долго, организм сталкивается с достаточно неприятными симптомами.

Физиологические признаки стресса

Под физиологическими понимаются симптомы, возникающие на уровне тела. Чаще всего организм реагирует следующими сигналами:

  1. Боли – головные, сердечные, в области живота или шеи.
  2. Расстройство пищеварения (повышенный метеоризм, вздутие, диарея или запор).
  3. Ускоренное сердцебиение.
  4. Затрудненное дыхание, одышка.
  5. Тошнота, головокружение, рвота.
  6. Усиленное потоотделение.
  7. Ощущение постоянной усталости даже при обычных нагрузках.
  8. «Комок» в горле.
  9. Привычка сдавливать челюсти и плотно сжимать кулаки.
  10. Общая повышенная напряженность мышц.
  11. Ослабление иммунитета (регулярные простуды, инфекции).
  12. Внезапное изменение массы тела в любую из сторон.
  13. Учащенное мочеиспускание.
  14. Ухудшение зрения (двоение в глазах, расплывчатость окружающих предметов).

Симптомы стресса нередко заставляют человека заподозрить у себя всевозможные болезни. В таком случае анализы будут относительно чистыми, а никакое лечение не поможет. Единственный способ избавиться от беспокоящих признаков – исключить влияние на свою жизнь стрессовых факторов.

С другой стороны – бывает, что затяжной стресс действительно вызывает реальные физические заболевания. Но и тогда их терапия должна включать в себя и борьбу с внутренним напряжением.

Поведенческие признаки стресса

Поведенческие симптомы стресса связаны с изменившимися поступками. Человек начинает вести себя непривычным образом, что бросается в глаза окружающим. Наиболее типичные признаки стресса:

  1. Нерациональное использование времени, из-за чего приходится брать работу на дом, отказывать себе в отдыхе, переживать из-за собственной «медлительности».
  2. Ухудшение продуктивности во всех сферах жизни, неспособность справляться с обычным объемом трудностей.
  3. Регулярное курение и употребление алкоголя.
  4. Расстройства сна (бессонница, кошмары, проблемы с засыпанием или пробуждением).
  5. Отсутствие сторонних («необязательных») интересов, нежелание учиться и развиваться.
  6. Лживость, искажение правды.
  7. Частые ошибки даже в простых делах.
  8. Нерешительность, неспособность сделать выбор или, наоборот, импульсивность и несдержанность.
  9. Постоянное попадание в аварии и всевозможные неурядицы, связанные с невнимательностью, несосредоточенностью, усталостью.
  10. Неухоженность, нежелание обновлять свой гардероб или делать прическу, несоблюдение общепринятых гигиенических норм.
  11. Избегание общения, антисоциальное поведение, стремление к одиночеству.
  12. Нарушенная речь, дрожание голоса, сбивчатость фраз.
  13. Переедание или отказ от пищи.
  14. Попытки отыскать у себя опасные и смертельные заболевания, ипохондрия.

Стресс у значимого для семьи человека приводит к проблемам у всех остальных обитателей дома. Дети начинают болеть, супруг становится нервным и вспыльчивым. Таким образом близкие неосознанно реагируют на изменившееся в худшую сторону поведение и самочувствие больного. По сути, им тоже приходится переживать стресс.

Эмоциональные признаки стресса

Эмоциональные симптомы – те, которые в основном переживает сам человек. Среди них:

  1. Внутренняя раздражительность.
  2. Постоянное беспокойство, переживательность.
  3. Подозрительность, потеря доверия к близким.
  4. Стабильное напряжение, приводящее к истощению или приступам гнева.
  5. Циничность, частые попытки неудачных «черных» шуток.
  6. Нервозность, тревожность, неуверенность.
  7. Неудовлетворенность собой и жизнью.
  8. Отчужденность от людей, ситуаций, личного имущества, работы.
  9. Сниженная самооценка.
  10. Депрессия, суициидальные мысли.
  11. Беспричинные страхи.
  12. Отсутствие заинтересованности в окружающем мире.

Именно эмоциональные симптомы переживаются пациентом наиболее ярко и способствуют развитию прочих признаков.

Если стресс не лечить, то скоро он спровоцирует и другие проблемы. Они могут касаться как физического и психического здоровья, так и социального и материального положения. Личность в состоянии стресса неспособна реагировать адекватно, а потому быстро теряет хорошую должность, деньги, связи. Портятся отношения в семье, ухудшается контакт с близкими, что естественным образом заканчивается одиночеством и бесперспективным существованием. Потому стресс игнорировать нельзя – его нужно прорабатывать со специалистом.

fobia.su

Интеллектуальные признаки стресса

1. Преобладание негативных мыслей

2. Трудность сосредоточения

3. Ухудшение показателей памяти

4. Постоянное и бесплодное враще­ние мыслей вокруг одной проблемы

5. Повышенная отвлекаемость

6. Трудность принятия решений, дли­тельные колебания при выборе

7. Плохие сны, кошмары

8. Частые ошибки, сбои в вычислени­ях

9. Пассивность, желание переложитьответственность на кого-то другого

 

10. Нарушение логики, спутанноемышление

11. Импульсивность мышления, по­спешные и необоснованные решения

12. Сужение «поля зрения», кажу-шееся уменьшение возможных вари­антов действия

Эмоциональные симптомы

1. Беспокойство, повышенная тре­вожность

2. Подозрительность

3. Мрачное настроение

4. Ошушение постоянной тоски, де­прессии

5. Раздражительность, приступы гнева

6. Эмоииональная «тупость», равно­душие

7. Циничный, неуместный юмор

8. Уменьшение чувства уверенностив себе

Поведенческие признаки стресса

1. Потеря аппетита или переедание

2. Возрастание ошибок при выполне­нии привычных действий

3. Более быстрая или, наоборот, за­медленная речь

4. Дрожание голоса

5. Увеличение конфликтных ситуа-иий на работе или в семье

6. Хроническая нехватка времени

7. Уменьшение времени, котороеуделяется на обшение с близкимии друзьями

8. Потеря внимания к своему внеш­нему виду, неухоженность

9. Антисоциальное поведение

 

10. Низкая продуктивность деятель­ности

11. Нарушение сна или бессоннииа

12. Более интенсивное курениеи употребление алкоголя

Физиологические симптомы

1. Боли в разных частях тела неопре­деленного характера, головные боли

2. Повышение или понижение АА

3. Учащенный или неритмичныйпульс

4. Нарушение процессов пишеваре-ния (запор, диарея, повышенноегазообразование)

5. Нарушение свободы дыхания

6. Ошушение напряжения в мышцах

7. Повышенная утомляемость

8. Дрожь в руках, судороги

 

1 Источник: Марищук В. Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. Дан­ный вариант теста сокращен и модифицирован автором данного учебного пособия.

 

Авторская разработка.

230 ПриложенияПриложения

 

(Окончание)

Эмоциональные симптомы

9. Уменьшение удовлетворенностижизнью

10. Чувство отчужденности, одино­чества

11. Потеря интереса к жизни

12. Снижение самооиенки, появле­ния чувства вины или недовольствасобой или своей работой

Физиологические симптомы

9. Появление аллергии или иныхкожных высыпаний

10. Повышенная потливость

11. Снижение иммунитета, частыенедомогания

12. Быстрое увеличение или потерявеса тела

Приложение 2

ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

 

Для подсчета суммарного показателя используется следующая схема.

Наличие каждого симптома из интеллектуальных или поведенче­ских признаков стресса оценивается в 1 балл, каждый симптом из «эмоционального» списка оценивается в 1,5 балла, а каждый симптом из «физиологического» списка оценивается в 2 балла. Таким образом, общая максимальная сумма по всему списку теоретически может до­стигать 66.

Показатель от 0 до 5 балловсчитается хорошим — означает, что в данный момент жизни сколь-либо значимый стресс отсутствует.

Показатель от 6 до 12 балловозначает, что человек испытывает умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и на­хождения оптимального выхода из сложившейся ситуации.

Показатель от 13 до24 балловуказывает на достаточно выражен­ное напряжение эмоциональных и физиологических систем организ­ма, возникшее в ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать. В этом случае требуется применение специ­альных методов преодоления стресса.

Показатель от 25 до 40 балловуказывает на состояние сильного стресса, для успешного преодоления которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такая величина стресса говорит о том, что организм уже близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу.

Показатель свыше 40 балловсвидетельствует о переходе организ­ма к третьей, наиболее опасной стадии стресса — истощению запасов адаптационной энергии.

 

 

Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6
1-6 1-в 1-в 1-г 1-в 1-г
2-г 2-г 2-6 2-в 2-в 2-в
3-г 3-й 3-6 3-г 3-а 3-6
4-в 4-в 4-6 4-а 4-г 4-в
5-а 5-г 5-г 5-в 5-6 5-6
6-в 6-г 6-г 6-6 6-в 6-а
    7-г 7-А 7-г 7-г
    8-в 8-г 8-в 8-г
    9-а 9-в 9-А 9-в
    10-г      
    11 -в      
    12-а      

 

Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы к экзамену 233

 

Приложение 3

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ, ПРОГРАММА, ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Примерный тематический план для студентов дневного отделения

 

    Обшее Ауди-     Прак- Само-
№ п/п Наименование темы коли­чество тор­ные Лек­ции Семи­нары тиче­ские стоя­тельная
    часов часы     занятия работа
Стресс как биологи-    
  ческая и психологи-            
  ческая категория            
  Семинар. Проблема    
  стресса в биологии и            
  медицине Особенно-            
  сти психологическо-            
  го стресса            
Оценка уровня    
  стресса            
  Семинар. Формы  
  проявления стресса.            
  Методы оценки            
  уровня стресса            
Динамика протека-    
  ния стресса            
  Семинар. Обшие за-  
  кономерности разви-            
  тия стресса. Факто-            
  ры, влияющие на            
  развитие стресса.            
  Последствия стресса            

 

 

 

 

 

 

№ п/п Наименование темы Обшее коли­чество часов Ауди­тор­ные часы Лек-иии Семи­нары Прак­тиче­ские занятия Само­стоя­тельная работа
Причины возникно-    
  вения стрессов            
Семинар. Субъектив­ные и объективные    
  причины возникно-            
  вения психологиче-            
  ского стресса            
Профессиональные    
  стрессы            
Семинар. Обшие за-  
  кономерности про­фессиональных            
  стрессов и их специ­фика            
Методы оптимиза-    
  ции уровня стресса            
Семинар. Обшеоздо-  
  равливаюшие мето-            
  ды снятия стресса. Способы саморегу-            
  ляции психологиче-            
  ского состояния.            
  Нейтрализация            
  стресса при помоши            
  психотерапии            
Неадекватное пове-    
  дение как причина            
  возникновения            
  стрессов            
Семинар. Устране-  
  ние причин стресса            
  путем совершенство-            
  вания поведенческих            
  навыков            
Всего часов
Экзамен (зачет)            

234 Приложения

Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы к экзамену

 

Примерный тематический план для студентов заочного отделениия

 

№ п/п Наименование темы Обшее коли­чество часов по плану Ауди­торные часы Лек­ции Самостоя­тельная работа
Стресс как биологическая и психологическая категория
Оиенка уровня стресса
Динамика протекания стресса
Причины возникновения стрессов
Профессиональные стрессы
Способы саморегуляиии пси­хологического состояния. Нейтрализаиия стресса при помоши психотерапии
Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков
Всего часов
Экзамен (зачет)        

Примерная программа по курсу «Психология стресса»

Введение

Учебная дисциплина «Психология стресса» является частью цик­ла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки специалистов-психологов в соответствии с Государственным образо­вательным стандартом высшего профессионального образования.

Цель изучения дисциплины — дать студентам знания о психоло­гической сущности стресса, механизмах его развития и основных ме­тодах его психопрофилактики и психотерапии.

Основной задачей учебной дисциплины является изучение сту­дентами современных концепций биологического и психологического стресса, его влияния на психическое и соматическое здоровье, зако­номерностей его развития, факторов, способствующих его модифика-

 

ции в эустресс или дистресс, особенностей профессиональных стрес­сов, методов саморегуляции и психотерапии стрессовых состояний. Актуальность курса «Психологии стресса» связана с возрастанием темпа и напряженности жизни в современных условиях и многообра­зием социально-политических предпосылок его возникновения в со­четании с низкой психологической культурой населения. В резуль­тате в настоящее время отмечается значительное распространение феномена стресса со всеми его негативными последствиями, включая развитие невротических и психосоматических заболеваний. В этих условиях существенно возрастает роль психолога, который должен уметь вовремя выявить у своих клиентов первые признаки начинаю­щегося стресса и принять соответствующие меры по его нейтрализа­ции или коррекции.

Методическая концепция курса заключается в оптимальном соче­тании теоретических и практических занятий, в результате чего пред­полагается не только вооружение студентов набором определенных знаний по тематике стресса, но и приобретение практических умений и навыков по управлению стрессом. В связи с этим учебный процесс осуществляется в форме лекций, семинаров и практических занятий студентов.

После завершения курса студент обязан:

+ иметь представление о современных концепциях стресса в биоло­гии, медицине и психологии, методологии и методах исследова­ния стрессовых состояний;

+ знать основные причины возникновения психологического стрес­са, закономерности его развития, методы прогнозирования, диаг­ностики, психопрофилактики и психотерапии; + уметь использовать знания, полученные в процессе изучения кур­са в процессе профессиональной деятельности психолога, а также для оценки и коррекции собственного психического состояния; + иметь навыки диагностики и регуляции стресса у себя, у лиц, об­ращающихся за психологической помощью, и в рабочих коллекти­вах (по заказам организаций).

Программа курса

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Основные симптомы стресса и самодиагностика.

Организм человека реагирует на любые стрессовые эпизоды — сигнализирует о проблемах на телесном уровне, меняется поведение, эмоциональная реакция. Мы можем обращать внимание только на сильную травмирующую реакцию, однако долгое внутреннее напряжение не менее опасно. Согласно статистике российских психологических служб около 70% людей находятся в хроническом состоянии ежедневного стресса. Необходимо уметь самостоятельно оценивать симптомы стресса для осознания проблемы и предотвращать её влияние на здоровье.

Телесные симптомы

В первую очередь реагирует на травмирующую ситуацию наше тело. Если стресс регулярный, то в организме происходят изменения, которые сказываются на здоровье. Затрагивается работа практически всех органов и систем. Реакция каждого человека различна, но общее симптомы схожи.

  1. Сердечно-сосудистая система. Инфаркты, гипертоническая болезнь, нарушение сердцебиения, сосудистая патология – это симптомы хронического и затяжного стресса. Человек может испытывать боль в груди, у него резко скачет давление. Врачи отмечают, что при избавлении от травмирующего фактора, состояние здоровья улучшается.
  2. Дыхательная система. Одышка, невозможность дышать, человеку не хватает кислорода. Нарушения появляются, если возникает нервный приступ на фоне эмоционального переживания. Такая реакция может возникнуть при известии о трагическом событии.
  3. Пищеварительная система. Самые частые реакции на стресс – это повышение аппетита или, наоборот, полное его отсутствие. При сильной эмоциональной травме человек резко теряет в весе, отказывается от пищи. Иногда присутствует заедание трудностей, но такой симптом встречается намного реже. Пищеварительный тракт остро проявляет себя при волнительных событиях, реакция на стресс может быть связана с болью в животе, может появиться диарея, тошнота, изжога, рвота.
  4. Кожа. Псориаз, экзема, сыпь – эти болезни напрямую связывают с эмоциональной сферой. Острая фаза усугубляется тревогами и переживаниями. Например, бляшки псориаза могут увеличиваться и распространяться по телу. Признаки легкого волнения – потоотделение, влажные ладони.
  5. Опорно-двигательная система. Основные симптомы – судороги, боль в спине, мышечные спазмы. Это реакция связана с тем, что при эмоциональных переживаниях мышцы находятся в тонусе.

Некоторые специалисты добавляют к симптомам стресса снижение либидо, нарушение менструального цикла, частые мочеиспускания, ухудшение зрения, сонливость.

Поведенческие симптомы

Внешнее поведение в напряженных ситуациях также изменяется. Рассмотрим основные симптомы.

  1. Острая реакция на длительное переживание – уход в трудовую деятельность. У человека изменяются жизненные приоритеты, он погружается в работу в ущерб друзьям, досугу, семье.
  2. Эмоциональную травму пытаются снизить с помощью азартных игр, сигарет, наркотиков или алкоголя. Это путь наиболее опасный, так как разрушает личность, приводит к зависимости.
  3. Нервный стресс приводит к рассеянности, невнимательности, снижается производительность.
  4. Присутствует быстрая или неразборчивая речь.
  5. Часто человек прибегает ко лжи в общении, фантазирует, оправдывается.

Эмоциональные симптомы

В отличие от других симптомов эмоциональные признаки стресса можно регулировать. Они считаются управляемыми, в некоторых случаях зависят от волевых усилий человека. Какие эмоции преобладают при переживании?

  1. Частая раздражительность, нервный смех, тревога, панические атаки. Присутствует ощущение надвигающейся беды, неприятностей.
  2. Настроение подавленное. Общий эмоциональный фон характеризуется тоской и угрюмостью. В особо тяжелых случаях не отпускают суицидальные мысли, депрессия усиливается.
  3. У людей в состоянии стресса снижается самооценка, они недооценивают себя и свои возможности.
  4. Проявляется острая реакция на незначительные события, например, на разбитую чашку или сломанный пульт.

Интеллектуальные симптомы

Эта категория симптомов проявляется в период чрезмерной умственной нагрузки, которая усугубляется стрессовыми факторами. Нервный срыв могут вызвать экзамены, сдача серьезного проекта, выполнение сложных интеллектуальных задач на работе. Интеллектуальные симптомы проявляются в следующем:

  1. Ухудшение памяти, воспоминания обрывчатые и скомканные. По этой причине присутствует неорганизованность и ошибки.
  2. Стрессовая реакция держит человека в постоянном напряжении, он зациклен на негативных переживаниях.
  3. Рассеянность, невнимательность, невозможность сосредоточиться на простых вещах.
  4. Травмирующее переживание заставляет прокручивать его снова и снова, в результате невозможно сконцентрироваться на положительных вещах.

Диагностика стресса

Стресс имеет ряд внешних проявлений, но в некоторых случаях человек может отрицать чувство страха, волнения и тревоги. Попытка скрыть внутреннее напряжение может проявляться у застенчивых людей или у тех, кто отрицает присутствие стрессового фактора в жизни.

Симптомы напряжения могут увеличиваться или уменьшаться, иногда преобладает телесная реакция или острая эмоциональность. Оценить критерии стресса можно с помощью диагностики. Например, подсчитав наличие у себя всех признаков, которые представлены выше. Если в каждой группе будет по 2-4 симптома, то стоит задуматься о возможных проблемах в результате такого напряжения. Еще одна диагностическая методика — это «инвентаризация симптомов стресса» автора Т. Иванченко (тест откроется по ссылке). Автор предлагает ответить на ряд вопросов, чтобы осуществить самоанализ признаков стресса.

Стоит иметь в виду, что признаки стресса могут быть вызваны иными медицинскими и психологическими причинами. Чтобы комплексно отследить состояние стоит обратиться к специалисту.

Видео: Вадим Нарейко и Сергей Будько «Симптомы и источники стресса»

ostresse.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта