Психоконсультирование / 14. Групповая психотерапия. Разнообразие психотерапевтических групп. Групповая поведенческая психотерапия


Групповая когнитивно-поведенческая терапия

Групповая терапия –  это такая форма терапии, где работа  проводится одновременно более чем с двумя  пациентами.

Она существует давно и взята на вооружение основными направлениями психотерапии за  несомненные преимущества перед индивидуальной в решении отдельных проблем клиента. Эти преимущества обусловлены не эффективностью  конкретного метода, а универсальными факторами или «основными факторами», как их определяет известный экзистенциальный терапевт И. Ялом в  фундаментальной работе «Групповая психотерапия, теория и практика».

Важнейшие из них:

  1. Универсальность переживаний.

Многие пациенты, страдая от  симптомов,  считают, что  они «одни такие», или «такие и есть». Например – мать, у которой возникают навязчивые мысли о нанесении вреда ребенку, думает:  «Наверное, я – ненормальная». Эти переживания сильно угнетают, снижают настроение, порождают мысли о социальном отчуждении. Что будет, если, участвуя в группе, она обнаружит у других участников  такой же опыт? Как показывают многочисленные наблюдения, человек  испытывает сильное душевное облегчение, приходит понимание, что «мое состояние не уникально». Из чего следует  —  чем более однородная по составу группа например только пациенты с ОКР, паническим расстройством, депрессией, социальной фобией, тем сильнее действует данный фактор, поэтому мы работаем только с однородными группами.

Очень важна, так же  поддержка и позитивное отношение группы при проведении поведенческих экспериментов.  У пациентов с социальной фобией,  паническими приступами и другими тревожными расстройствами обязателен старт поведенческих экспериментов по преодолению страха в самой группе. Например  — испытывая страх публичных выступлений, участник группы начинает его преодолевать, отказываясь от избегающего поведения  и прокручивания в голове  «страшных сценариев»,  среди доброжелательно настроенных участников со схожей проблемой.

  1. Снабжение информацией, (психоэдукация).

Если рассмотреть в качестве примера пациентов с тревожными расстройствами, то это можно назвать «школа для пациентов с ОКР, ПР и пр». Иными словами для успешного лечения пациент должен обладать необходимой полнотой информации о своем расстройстве, какие факторы склонности,  уязвимости он имеет, откуда они появились, что спровоцировало активацию этих факторов, и почему их активация вылилась в расстройство.  Что провоцирует симптомы сейчас, а главное –  почему расстройство не проходит само? В КПТ такое информирование – стандартная часть протокола терапии  любого расстройства.  Здесь же предоставляется информация: «как это лечиться», и с какой эффективностью.

 Особенности групповой КПТ

  1. Структурирование сессии.

Это значит, что на каждой сессии участниками совместно с ведущими будет вырабатываться повестка дня.  Это обеспечивает максимальную фокусировку на  цели терапии, помогает привлечь всех участников группы к работе, а главное помогает « не распыляться», ведь курс групповой КПТ  12 сессий. То есть, заявленного нужно достичь за ограниченное количество времени, желательно с наилучшим результатом. «Результат неизвестно когда» —  это не про групповую КПТ тревожных расстройств.

  1. Домашние задания.

Помогают ускорить достижения терапевтических целей, что имеет четкие научные доказательства. Группа длится 2 часа, но терапия может длиться всю неделю, если  ежедневно выполнять домашние задания. Кроме того, домашнее задание дают возможность получить  уникальный опыт самостоятельного преодоления  симптомов, без которого достижение результата, фактически, невозможно.

  1. Инструменты измерения.

Для того чтобы пациент отслеживал динамику изменений, используются такие инструменты  как шкалы, опросники, импровизированные методы оценки. В результате чего составляется «график прогресса». Пациент в буквальном смысле должен «видеть» собственный прогресс.

  1. Терапия в группе развивает у участников умение замечать в других, то, что не видели в себе. Наблюдая за другими членами группы, у человека развивается способность замечать и распознавать связь между своими мыслями, поведением и чувствами, используя аналогию.
  2. Обязательная постановка индивидуальной, проверяемой в сенсорном опыте, реалистичной цели терапии. Работа происходит по принципу «завершение терапии по достижению цели». Пациент всегда должен четко понимать, что конкретно он хочет от терапии и насколько это достижимо.

И, наконец, высшая цель терапии помимо редукции симптомов заключается в том, чтобы пациент стал «терапевтом для самого себя» и мог, например, в случае рецидива обходится, без помощи специалиста, используя полученные на группе знания и навыки, и свой уникальный опыт самостоятельного преодоления проблем.

 

uccbt.com.ua

14. Групповая психотерапия. Разнообразие психотерапевтических групп

14. Групповая психотерапия. Разнообразие психотерапевтических групп.

Понятие «групповая психотерапия» применяется нами в двояком смысле:

1) в более узком — как использование группового метода в лечебных целях, обычно для лечения различных психичес­ких расстройств (клиническая групповая психотерапия), и

2) в более широком — как психотерапевтический метод, ис­пользующий факторы групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности.

Работа любой психотерапевтической группы основывается на групповой динамике как совокупности событий и межличностных взаимодействий в группе. Важнейшим психотерапевтическим фактором являются взаимоотношения участников группы и их взаимо­действие с терапевтом группы.

В групповой динамике можно вы­делить три уровня:

1. отдельная личность нее внутрипсихическая динамика;

2. межличностное взаимодействие участников группы;

3. ситуация и динамика группы как одного целого.

Учитывая достаточно большое разнообразие пси­хотерапевтических групп (по ориентации, теоретичес­ким принципам и т. п.), их цели тоже могут быть очень разными.

1. Выяснение проблем каждого участника группы и помощь в понимании и изменении своего состояния.

2. Постепенное увеличение уровня адекватной социальной адаптации.

3. Предоставление информации о закономерностях меж­личностных и групповых процессов как основе эффек­тивного и гармоничного общения с другими людьми.

4. Поддержка процесса «созревания» личности, проявляю­щегося в раскрытии ее духовного потенциала.

Цель групповой психо­терапии заключается в том, чтобы расширить границы «Известного Я» за счет областей «Я скрытого», «белых пятен» и «Я неизвестного».

Некоторые преимущества групповой психотерапии.

1. Даже если допустить, что групповая психотерапия не яв­ляется более эффективной, чем индивидуальная, она, бе­зусловно, является более экономичной, а в наше время это довольно существенно.

2. В самой группе заложены уникальные психотерапевти­ческие возможности, которые отсутствуют или занима­ют очень незначительное место в индивидуальной психо­терапии. Это прежде всего межличностное (социальное) обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, а также приоб­рести более эффективные социальные навыки. Группа дает возможность глазами других посмотреть на себя и свои проблемы, моделировать свое поведение «здесь и те­перь»

3. Группа значительно лучше соответствует повседневной реальности индивида, чем контакт психотерапевта — клиента. В группе без усилий «воссоздается» повседнев­ная жизнь каждого участника.

Однако групповая психотерапия не является па­нацеей от всех проблем человека. Ее применение име­ет определенные границы.

Групповая атмосфера, возникающая благодаря сплочен­ности участников и групповым правилам, может способствовать конформности поведения участников. Некоторые групповые нормы (эмпатия, уваже­ние, стремление к взаимопониманию, позитивная конф­ронтация, искренность, открытость и т. п.), необходимые для эффективной работы группы, могут порождать иллю­зии, так как в жизни они скорее желаемы, чем реальны. Поэтому группа для некоторых участников может стать безопасной «экологической нишей». Тогда человек начи­нает «жить» в группе, ничего не меняя в своей реальной жизни.

анализ, поведенческая терапия, рацио­нально-эмоциональная терапия). В этой главе мы обсу­дим основные принципы работы различных психотера­певтических групп.

Исходя из основной цели, направляющей работу психотерапевтической группы, среди разнообразия существующих групп, можно выделить 3 типа групп.

1. Группы совершенствования личности и обучающие груп­пы (участники — здоровые люди).

2. Группы решения проблем (участники — люди, имеющие жизненные и личностные трудности).

3. Лечебные группы (клиническая психотерапия) (участ­ники — люди с различными психическими расстрой­ствами, проявляющимися в поведении и эмоциональной сфере).

Группы первого типа лучше всего представляют так называемые группы встреч и Т-группы.

Это наиболее распространенный тип групп совер­шенствования личности. Их еще называют группами роста личности. Эти группы возникли и достигли пика распространения и популярности в 60-70-х годах на­шего столетия и были важнейшим стимулом движе­ния гуманистической психологии, призывающей к ре­ализации человеческого потенциала. Это движение особо подчеркивало раскрытие потенциальных воз­можностей человека, спонтанность жизни, преодоле­ние барьеров, мешающих самовыражению и откры­тости личности в отношениях с другими, искренность в межличностных отношениях. Группы встреч возник­ли в США, но потом получили распространение во всем мире.

Эти группы предназначены для здоровых людей, стремящихся с помощью группового опыта лучше по­знать себя, завязать более тесные и искренние отноше­ния с другими людьми, найти и устранить препятствия, мешающие полнее реализовать свои возможности в жизни. В работе группы особенно подчеркивается спон­танность поведения, выражение всех чувств, а также поощряется конфронтация между участниками группы. Процесс группы встреч развивается в пространстве «здесь и теперь», т. е. обсуждаются появляющиеся в группе отношения, возникающие чувства, непосред­ственный опыт. Продолжительность групп встреч обыч­но бывает ограничена несколькими десятками часов.

Т Группы: Это наиболее распространенный вариант обучаю­щих групп. Их еще называют тренинговыми группа­ми, группами тренинга чувствительности. В этих груп­пах, как и в группах встреч, также не ставятся лечеб­ные цели. Но в отличие от групп встреч в Т-группах акцентируется не столько совершенствование личнос­ти, сколько анализ развития группы — что про­исходит в группе, когда она проходит стадии своего развития. Основной целью участников Т-группы явля­ется совершенствование навыков межличностного об­щения. 1. Т-группа — это учебная лаборатория. Ее цель — помочь участникам понять, могут ли изменения, происходящие в группе и в них самих, способствовать тому, чтобы они лучше себя чувствовали в общении с другими людьми.

Группы решения проблем. Их выделение связано с происходящим в после­дние десятилетия отделением психологического кон­сультирования от психотерапии. В группах консуль­тирования решаются различные психологические проблемы.

В данных группах обсуждаются личные, социаль­но-психологические и профессиональные проблемы. Обычно они организуются в определенных учрежде­ниях, например, в школах, центрах консультирования и т. п. Группы решения проблем отличаются от клинических психотерапевтических групп тем, что в сво­ей работе они не стремятся к структурным изменени­ям личности, работают с осознанными проблемами, решение которых не требует продолжительного вре­мени (например, года или более). В них ставятся боль­ше профилактические и восстановительные цели.

Группы клинической психотерапии. В них ставятся более радикальные цели, чем в вышеописанных группах, главнейшая из которых — большее или меньшее изменение личности клиентов. Степень и характер изменений зависит от теорети­ческой ориентации терапевта. Например, психоана­литически, психодинамически ориентированные пси­хотерапевты стремятся к глубокой реконструкции личности. В клинической психотерапевтической груп­пе работают как с осознанными, так и со скрытыми в подсознании проблемами участников.

Стационарные группы. 1. Группы пациентов с острыми состояниями. Их участни­ками становятся люди, попавшие в психиатрическую кли­нику в результате различных острых изменений психи­ческого состояния — после попыток самоубийства, оказавшиеся в состоянии психоза, утратившие контроль над поведением.

2. Группы хронических пациентов. Это однородные груп­пы, состоящие из больных шизофренией, эндогенной депрессией. Цель этих групп — улучшение контакта пациен­тов с окружающим миром. В них обсуждаются вопросы, касающиеся навыков повседневной жизни и социального приспособления.

3. Общая группа персонала и пациентов. Ее составляют все пациенты одной палаты или отделения с лечащим и обслуживающим персоналом. В ней обсуждаются вопросы, касающиеся жизни пациентов в отделении и их сотрудниче­ства с персоналом.

4. Группы психотерапевтической реконструкции личности. Их участники — пациенты с расстройствами личности

Психотерапевтические группы с точки зрения реализации целей.

В литературе описываются группы самопомощи больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболе­ваниями, бронхиальной астмой, диабетом, раком, рев­матоидным артритом, болезнями пищеварительного тракта, алкоголизмом, СПИДом, эпилепсией, наруше­ниями приема пищи, психическими болезнями, испы­тавших сексуальное или иное насилие, ушедших на пенсию, потерявших супруга или ребенка и т. д. В группах самопомощи участники чаще всего обме­ниваются жизненным опытом, историями своей жиз-Зни и, самое главное, стремятся проникнуться пробле­мами друг друга.

Группы поддержки во многом напоминают группы самопомощи, но в них участники меньше делятся лич­ными переживаниями, а больше уделяют внимание организации общей деятельности.

Хотя групповая психотерапия сформировалась в 40-х годах нашего столетия на основе теории психо­анализа, в настоящее время практически все пси­хотерапевтические школы — от ортодоксального психоанализа до современных экзистенциальных, гуманистических и трансперсональных теорий — создали свои модели групповой работы. Исследова­ния показывают, что эффективность психотерапев­тических групп на основе разных теоретических моделей мало отличается, если группы ведут квали­фицированные профессионалы. С другой стороны, следует отметить, что группы различной теоретичес­кой ориентации распространены неодинаково. Не­сколько лет назад по инициативе основного издания по групповой психотерапии «International Journal of Group Psychoterapy» был произведен опрос членов Американской ассоциации групповой психотерапии (R.R.Dies, 1992), который показал, что в первую ше­стерку популярнейших моделей групповой психоте­рапии попадают психодинамическая/психоаналити­ческая групповая терапия, сформировавшаяся на основе теории W.Bion Гавистокская школа групповой психотерапии, межличностная групповая психотера­пия, представленная I.D.Yalom, гештальт-терапия, трансактный анализ и когнитивно-поведенческая групповая психотерапия. Значительно менее распро­странены экзистенциально-гуманистические психоте­рапевтические группы, психодрама, групповой ана­лиз, хотя последний занимает довольно прочные позиции в Европе и успешно расширяет сферу сво­его влияния.

На основе данных G.Corey (1990) в таблице 2 пред­ставлена характеристика основных моделей современ­ной групповой психотерапии.

studfiles.net

Групповая когнитивно-поведенческая психотерапия с подростками в психиатрическом стационаре

В статье рассматривается опыт организации и проведения когнитивно – поведенческой психотерапии с подростками, находящимися на лечении в психиатрическом стационаре.

В условиях сложной и напряженной современной жизни подростки часто подвержены стрессам, которые могут вызывать различные психические отклонения. В сложных случаях необходима госпитализация в психиатрический стационар. В лечении и реабилитации находящихся в психиатрическом стационаре подростков в целом необходимо ориентироваться на комплексность биопсихосоциального подхода, согласно которому наряду с оказанием лекарственной терапии, нормализацией социальных условий важная задача – оказание подросткам необходимой психотерапевтической помощи. Исследования Дж. Вайс и Б. Вайсе показали, что в большинстве случаев наиболее адекватный и эффективный психотерапевтический метод работы с подростками – это групповая когнитивно–поведенческая психотерапия, направленная на изменение неэффективных поведенческих установок, а также апробирование новых способов поведения [4] .

Цель нашего исследования: оценить эффективность подобных тренингов с подростками, имеющими психические нарушения.

Объект исследования: подростки с психическими отклонениями.

Предмет исследования: эффективность групповой когнитивно-поведенческой психотерапии с подростками в психиатрическом стационаре.

Групповая когнитивно – поведенческая психотерапия подростков, в том числе имеющих психические отклонения – сравнительно молодой и развивающийся метод. В целом изучением феномена иррациональных убеждений занимались такие ученые как: А. Бек, А. Эллис, А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян и др. [2; 3; 5; 6] .

Анализом иррациональных установок у подростков с психическими отклонениями занимались А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, С.А. Кулаков, Х.Ремшмидт, М.И. Ериш, В.К. Каубиш, А.М. Эткинд и др. [2; 3].

Однако проблема выявления и коррекции дезадаптивных установок у подростков с психическими нарушениями решена в недостаточной степени.

С целью коррекции иррациональных установок у психически неблагополучных подростков мы проводили краткосрочную (доступную в условиях стационара) групповую когнитивно – поведенческую психотерапию. По продолжительности тренинг состоял из 10 – 12 занятий по 80-90 минут. Количество участников в зарытой группе – 7-9.

При подборе подростков в группы, при выборе и проведении техник и упражнений, при непосредственном психотерапевтическом контакте с подростками мы ориентировались на особенности подросткового возраста в целом, на нозологию психического расстройства, синдром, ведущие симптомы, особенности течения, а также на личностные особенности подростков (тип акцентуации характера, симпатии и антипатии подростков, сходство их интересов). Процедура отбора участников была организована методом индивидуальных собеседований. Обязательным условием являлась добровольность участия в работе группы.

В группу исследования вошли 42 пациента в возрасте от 11 до 14 лет, которые находились на стационарном лечении в БУЗ ВО «Вологодская областная психиатрическая больница» в разные периоды времени и проходили групповую когнитивно – поведенческую психотерапию. По нозологоческим формам это пациенты с умственной отсталостью (43 %), пациенты, имеющие поведенческие и эмоциональные расстройства (48 %) и пациенты с шизофренией (9 %). Все пациенты параллельно получали психофармакологическое лечение различными препаратами.

В психотерапевтическую группу включались подростки с разницей в возрасте не более двух лет; подростки, приблизительно одинакового уровня интеллектуального и физического развития; подростки, способные к сотрудничеству и коллективной работе; подростки мужского и женского пола.

Деструктивные установки исследовались с помощью методов наблюдения и беседы. В той или иной степени нами были выявлены практически все иррациональные установки, сформулированные А. Эллисом [6]. Наиболее частые выявленные нами иррациональные установки у подростков с умственной отсталостью – это установка долженствования в отношении других, оценочная установка и установка антропоморфизма. У пациентов с нарушениями поведения и эмоций чаще наблюдались установка долженствования к другим людям и миру, установка катастрофизации, установка максимализма, оценочная установка и установка антропоморфизма. Подростки, больные шизофренией, чаще проявляли такие иррациональные установки, как установка персонализации, установка сверхобобщения и установка чтения мыслей. Выявленная нами некоторая разница в иррациональных установках по нозологическому критерию не носила принципиальный характер. Здесь, скорее всего, можно говорить лишь о тенденциях, а не о жестких взаимосвязях определенной установки и конкретной нозологии заболевания. Данная проблема может быть изучена в перспективе с помощью экспериментальных методов.

Стиль ведения группы был директивный.

Каждое занятие строилось по следующей схеме:

  1. Начало работы: рефлексия состояния участников, оценка работоспособности и анализ их ожиданий, повышение интереса к занятиям, повышение включенности в работу, освоение навыков открытого общения и идентификации чувств (опрос, ассоциации с цветом, шкалирование и другие приемы).
  2. Психогимнастический блок: объединение и сплочение группы, оптимизация эмоционального состояния, создание доброжелательной атмосферы и положительного настроя на работу (психогимнастические упражнения, подвижные игры).
  3. Информационный блок: предоставление объективной информации по теме занятия (мини-лекции).
  4. Основная работа по теме занятия. Использовались ролевые игры, беседы и дискуссии на актуальные для подростков темы, например: взаимоотношения с родителями, значимыми взрослыми, сверстниками; факторы, влияющие на эффективность общения; сильные и слабые стороны характера; способы преодоления стрессовых ситуаций; способы повышения настроения; конструктивное поведение в конфликтных ситуациях; зачем нужен этикет; употребление нецензурных выражений; в чем состоит цель жизни; зачем нужен интернет; современная подростковая мода и др. Активно использовался метод «анонимного обсуждения».
  5. Работа по оптимизации психоэмоционального состояния: эмоциональный отдых, снятие напряжения, получение положительных эмоций, повышение настроения (упражнения на релаксацию, аутотренинговые упражнения, медитативные упражнения, арт-терапевтические упражнения).
  6. Завершение работы: рефлексия состояния участников, анализ приобретенного опыта (опрос, арт-терапевтические техники).

Результаты исследования следующие. У всех пациентов отмечалась различная по степени выраженности положительная динамика, которая объективно отражалась в улучшении психоэмоционального состояния, в формулировании рациональных установок, в более упорядоченном поведении на тренинге, улучшении коммуникативных качеств, а также в образах, тематике и цвете рисунков. У всех пациентов наблюдалась положительная мотивация с ожиданием последующих сеансов психотерапии. Субъективно положительная динамика отмечалась подростками в обсуждении отдельных упражнений, занятий и в «Анкете обратной связи» по завершению всего тренинга.

С учетом нозологии психического заболевания положительная динамика была выражена в большей степени у пациентов с поведенческими и эмоциональными расстройствами, далее по эффективности – у пациентов с умственной отсталостью, менее выражена – у подростков с шизофренией.

Эффективность была выше у подростков с менее выраженной клинической симптоматикой, по сравнению с подростками с более выраженными признаками психических нарушений в одной нозологии.

У пациентов с первичной госпитализацией эффективность была выше по сравнению с пациентами, у которых госпитализация была повторной.

По половому признаку различий выявлено не было.

Таким образом, результаты проведенного анализа показывают эффективность и необходимость проведения когнитивно–поведенческой психотерапии с подростками в условиях психиатрического стационара. Подобные занятия являются важным дополнением к психофармакотерапии.

novainfo.ru

Основы групповой психотерапии

И.А. ФУРМАНОВ, Н.В.ФУРМАНОВА

ОСНОВЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Минск 2002

Содержание

ВВЕДЕНИЕ В ГРУППОВУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ 5

Научные основания групповой психотерапии 5

Понятие групповой психотерапии 7

Современные теории групповой психотерапии 10

Психология группы, эффект группового воздействия 19

Потребности членов коррекционных и терапевтических групп 20

Общие требования к комплектованию групп 23

Организационные основы групповой психотерапии 25

^

Руководство группой: cтиль руководства 42

Этические принципы работы группового терапевта 44

^

Основные типы исследовательских ориентаций межличностных отношений 55

Классификация психокоррекционных групп 56

^

Модель тренинговых групп 61

Модель групп встреч как терапевтической группы 65

Адаптивные возможности психокоррекционной группы 68

Механизмы групповой психотерапии 70

^

Понятие “групповая динамика” и ее основные законы 73

Основные элементы групповой динамики 74

Психокоррекционное влияние групповой терапии 87

^

Терапевтическая идеология психоанализа 96

Теоретические основания группаналитической психотерапии 98

Слойная модель группового процесса 99

^

Цель и сущность группанализа. 101

Метод и основы методики работы психотерапевта, ориентированного на группанализ. 101

^

Стадии групповой динамики. 103

Механизмы группаналитической психотерапии 105

Феномены группаналитической практики 108

^

Теоретические основания группоцентрированной психотерапии 113

Сходство и различия индивидуальной и групповой терапии. 114

^

Группцентрированная терапия как процесс. 118

Групповой психотерапевт и члены группы как терапевты. 118

ПСИХОДРАМА 121

Теоретические основания психодрамы 121

Методика психодрамы и ее основные элементы 122

Фазы психодрамы 127

Основные и вспомогательные техники психодрамы 133

Формы психодрамотерапии 138

ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ 139

Теоретические основания гештальттерапии 139

Основные понятия гештальттерапии 140

Ступени терапевтического процесса 145

Типы экспериментов 147

Теория и практика группы в гештальттерапии 150

Методика групповой работы 154

^

Теоретические основания поведенческой психотерапии 157

Методы поведенческой терапии 158

Методические компоненты группы тренинга умений 160

Терапевтическая модель группы тренинга умений 161

^ Еще Аристотель называл человека “общественным животным” и рас­сматривал его потребность в установлении контактов с себе подобными в качестве источника его силы. Научные исследования влияния группы на че­ловека начались с 1895 г., когда французский социальный психолог Густав Лебон ввел понятие “группового сознания”. Как и других исследователей той поры, Г. Лебона интересовали главным образом очень большие группы. Поскольку на Г. Лебона произвел большое впечатление примитивный характер людей в больших группах, он использовал понятие “толпа” для обозначения основного объекта своих исследований. Г. Лебон предположил, что люди, становясь частью толпы, начинают испытывать на себе гипнотическое воздействие и их поведение при этом изменяется и часто становится непредсказуемым и плохо управляемым. Они утрачивают чувство ответственности за свои поступки, их поведением начинает руководить “групповое сознание”.

Основная идея Г. Лебона заключалась в том, что, когда люди объединяются в группы, у них ослабляются присущие им определенные человеческие функции. Он считал, что большие группы людей отличаются регрессивным, примитивным и нецивилизованным поведением. В частности Г. Лебон писал: “Уже в силу своего включения в организованную группу человек делает несколько шагов вниз по эволюционной лестнице. Находясь в одиночестве, он может быть вполне цивилизованным. Когда же он в толпе, то становится варваром, иными словами, – тем, кто действует, повинуясь инстинктам”.

Г. Лебон связывал эти изменения с действием трех факторов. Во-первых, он полагал, что благодаря нахождению в группе, люди начинают ощущать силу и непобедимость. Во-вторых, что в группах наблюдается эффект “заражения”. Он характеризовал “заражение” как особого рода гипнотическое состояние, связанное с воздействием группы на ее членов. И наконец, что было наиболее важным, что, находясь в группе, люди становятся особенно внушаемыми: “Таким образом, – писал Г. Лебон, –мы можем констатировать ослабление сознательной личности, главенство бессознательной личности, возникновение идентичных чувств и мыслей благодаря внушению и заражению, тенденцию к мгновенному преобразованию внушенных идей в поведение. Все это мы рассматриваем как наиболее характерные черты находящихся в группе людей. Они уже не являются самими собой, но становятся некими механизмами, которые больше не используют свою волю для того, чтобы регулировать свое поведение”.

Подобные мысли, конечно, нельзя рассматривать в указания на психотерапевтические возможности группы. Однако в последующем все больше психологов, хотя и косвенно, начинает указывать на то, что группы заключают в себе также богатые терапевтические возможности.

Английский психолог Уильям Мак-Даугалл в 1920 году опубликовал свою работу “Групповое сознание”, в которой пришел к тем же выводам, что и Г. Лебон, полагая, что нахождение людей в группе определенным образом изменяет их поведение. Вместе с тем У. Мак-Даугалл высказал новую идею, заключающуюся в том, что, хотя нахождение в группе делает поведение людей менее цивилизованным, оно не исключает проявления индивидуальных особенностей. Таким образом, У. Мак-Даугалл одним из первых указал на имеющиеся в группе возможности положительного изменения поведения членов группы.

Предпосылкой реализации положительного потенциала группы, по мнению У. Мак-Даугалла, является ее организация. Что касается неорганизованных групп, то он был менее оптимистичным в оценке их возможностей, чем Лебон, считая их “излишне эмоциональными, импульсивными, дикими, непоследовательными, нерешительными и склонными к крайностям”. Однако его книга показывала “каким образом организация группы может служить противовесом деградации и как лучшие формы ее организации могут вести к усложнению групповой жизни, благодаря чему человек может подняться над животными и даже ощутить свое родство с ангелами”.

Кроме того, У. Мак-Даугалл отмечал, что ясные цели и задачи группы являются предпосылками ее эффективности: “Имеется... одно условие, которое может способствовать переходу поведения временной и неорганизованной группы на более высокий уровень, а именно наличие ясно обозначенной общей цели, осознаваемой всеми ее членами”.

Итак, и Г. Лебон, и У. Мак-Даугалл, изучая влияние групп на поведение ее членов, выявили ряд важных феноменов, а именно: способность группы оказывать влияние на поведение людей; наличие феномена “заражения”, т. е. появления у членов группы одинаковых чувств; а также важность организации группы, достижения между членами группы определенного соглашения относительно ее основных задач.

Еще одним из крупных психологов, который внес существенный вклад в развитие этих исследований, был Зигмунд Фрейд. Напрямую работы З. Фрейда никак не затрагивают функционирование малых групп; его наблюдения в большей степени касались больших групп, как, например, “Групповая психология и анализ Эго” (1948). З. Фрейда интересовало влияние группы на поведение индивида; его исследования групповой динамики явились важным шагом в направлении последующей разработки понятия Супер-эго, рассматривавшегося в качестве идеального Эго. Определяя отличия группы от простого собрания людей, он пришел к выводу, что формирование группы связано с наличием цели и четкого руководства. В частности З. Фрейд отмечал: “Группа необычайно доверчива и подвержена влиянию, она не обладает критическими способностями, невероятного для нее не существует... Имея внутреннюю предрасположенность к всевозможным крайностям, группа может быть побуждаема лишь чрезмерным стимулом. Каждый, кто старается оказать на нее влияние, не нуждается в логических составляющих аргументации; он должен изображать все в самых ярких красках, должен преувеличивать, должен повторять снова и снова одно и то же... Она уважает силу и может лишь в незначительной степени поддаваться влиянию доброты, которую она рассматривает только как разновидность слабости... Она желает быть управляемой и принуждаемой, хочет испытывать страх перед своим руководителем. И, наконец, группа никогда не искала правды. Они требуют иллюзий и не могут без них обходиться. Они всегда отдают предпочтение тому, что отнюдь не реально, в сравнении с тем, что реально; они подвержены почти такому же воздействию лжи, как и воздействию истины. Они имеют очевидную склонность не делать различий между этими двумя понятиями... Группа — это послушное стадо, которое не может обходиться без своего наставника. Группа имеет такую сильную потребность в покорности, что готова подчиняться практически всякому, кто хоть сколько-нибудь проявляет признаки наставника”.

Используя имеющиеся в его время теории, З. Фрейд предположил, что группа формируется тогда, когда у ее членов возникает либидозная зависимость от лидера и друг от друга. Зависимость членов группы от лидера и друг от друга имеет различный характер. Он также предположил, что члены группы идентифицируются друг с другом на основе своей либидозной зависимости от лидера. В качестве иллюстрации этого тезиса он приводил армию: “Очевидно, что солдат воспринимает тех, кто стоит над ним, а именно командующего армией, в качестве своего идеала; при этом он идентифицируется с себе равными, благодаря чему в их сообществе возникает обязательство взаимной помощи и равной ответственности, разделяемой всеми его членами”.

Тесно связанной с идеей идентификации между членами группы является идея регрессии и дедифференциации, в соответствие с которой они не обладают индивидуальностью, но стремятся к достижению общих целей. Данный феномен помогает объяснить то, что включение в группу может вызывать и чувство радости, и чувство страха.

Другое связанное с идеями З. Фрейда наблюдение касается того, как индивид отказывается от своего эго-идеала и вместо него принимает цели и идеалы лидера группы. З. Фрейд сравнивает отношения членов группы к лидеру с любовными отношениями, когда тот, кого любят, рассматривается как идеал и высшая ценность. Он отмечал: “Когда мы любим, значительный объем нарциссического либидо переносится на объект. Это очевидно для многих ситуаций, связанных с выбором объекта любви, когда он выступает в качестве замены некого недостижимого эго-идеала”. Данный механизм позволяет соединить индивидуальную психологию с функционированием групп, а также объяснить те формы поведения, которые были описаны другими учеными.

З. Фрейд видел путь преодоления регрессивных тенденций группы в проявлении эмпатии: “От идентификации через имитацию можно прийти к эмпатии, т. е. к освоению того механизма, посредством которого мы можем понять психические проявления другого”. Иначе говоря, вслед за регрессом, связанным с формированием группы, ее члены могут повернуть регрессивные процессы вспять путем идентификации друг с другом. Это связано с проявлением эмпатии, способствующей восстановлению их идентичности и лучшему пониманию ими собственных чувств и чувств других людей.

Наиболее близкой к реальной групповой психотерапии, считают Дж. Рутан и У. Стоун (2002), была работа в рамках Вечернего общества по средам. В течение первого десятилетия этого века группа психоаналитиков регулярно встречалась для того, чтобы обсуждать теоретические положения психоанализа, приводя в качестве иллюстрации свою работу с клиентами. Такие пионеры психоанализа, как Альфред Адлер, Лу Андреас-Саломе, Пол Федерн, Макс Граф, Вильгельм Райх, Герман Нюнберг, Альфред Саенгер и Франк Виттельс регулярно посещали эту группу. Поначалу группа носила обучающий характер, однако ее основатель Вильгельм Штекель был клиентом З. Фрейда, благодаря чему создавался прецедент использования психоанализа с психотерапевтической целью в рамках таких сессий. Члены общества регулярно обменивались личными впечатлениями. При этом З. Фрейд выступал в качестве лидера группы. В конце концов, как следует из протоколов Венского психоаналитического общества, встречи приобрели слишком эмоциональный характер. Члены группы перестали встречаться, когда конфликт, возникший между А. Адлером и З. Фрейдом, достиг наивысшего накала. Подобные деструктивные проявления в группе между ее членами, между членами и лидером в настоящее время рассматриваются как естественные и типичные метаморфозы групповой жизни.

userdocs.ru

Преимущества групповой психотерапии

Оглавление

 

I. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ………………………………..
II. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГРУППЫ: ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ …………...
III. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ГРУПП …………………………………………………..
IV. ПОДГОТОВКА ГРУППЫ ……………………………………………………...
V. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА …………………………………………………...
VI. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАБОТЫ С ГРУППОЙ ………………...
  1. Психоаналитическая модель …………………………………………...
  2. Экзистенциальная групповая терапия И. Ялома ……………………...
  3. Бион: группа как единое целое …………………………………………
  4. Эзриэл: психоаналитическая групповая психотерапия ………………
  5. Фоулкс: групповой анализ ……………………………………………...
  6. Витакер и Либерман: групповой фокальный конфликт ……………...
  7. Общая теория систем …………………………………………………...
  8. Модель Джеймса Густафсона и Лоуэлла Купера ……………………..
  9. Модель Хорвица ………………………………………………………...
  10. Особенности гештальт-терапии ………………………………………..
  11. Интегративная гештальт-терапия ……………………………………...
VII. ВЕДУЩИЙ ГРУППЫ ………………………………………………………….
  1. Качества, необходимые групповому терапевту ………………………
  2. Роль и функции ведущего ………………………………………………
  3. Концепции группового вмешательства ………………………………..
  4. Инструментарий ведущего ……………………………………………..
  5. Алгоритмы действий ведущего ………………………………………...
VIII. СОПРОТИВЛЕНИЕ РАБОТЕ ГРУППЫ И ЕГО ФОРМЫ …………………..
  Список литературы ..............................................................................................

 

 

I. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ

 

групповая психотерапия - психотерапевтический метод, использующий факторы групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности. Клиническая групповая психотерапия - использование группового метода в лечебных целях, обычно для лечения различных психических расстройств.

 

группа (Р. Кэттел): - совокупность индивидов, в которой существование всех используется для удовлетворения каких-либо потребностей каждого.

группа характеризуется (Д. Анзье, Ж. Мартен):

1. ограниченным числом членов, таким, чтобы каждый был способен выработать представление обо всех остальных и аналогичным образом быть воспринятым каждым из них;

2. совместным достижением относительно постоянной общей цели;

3. эмоциональными взаимоотношениями;

4. взаимозависимостью образующих группу лиц, связанных чувством солидарности и морального единства даже вне совместных действий;

5. дифференциацией ролей между членами группы;

6. выработкой общих норм и специфической групповой культуры.

психотерапевтическая группа - группа, в которой психотерапевтические методы могут применяться не только для лечения психических нарушений, но и для реализации более широких целей, напр., улучшения самопонимания и самопознания, уточнения своих жизненных целей, направления и способов желаемых изменений и т.п. В этом смысле к психотерапевтическим можно отнести не только группы, стремящиеся к достижению лечебных, коррекционных целей, но и различные группы самопомощи, совершенствования личности, развития самосознания, решения проблем, модификации поведения и т.п., а также разного рода учебные и профессиональные группы.

 

Преимущества групповой психотерапии

 

1. Групповая психотерапия более экономична и для клиентов, так как стоит на треть или половину дешевле для отдельного участника. Это является одной из важнейших причин распространения разнообразных форм групповой психотерапии в последние два десятилетия.

2. В самой группе заложены уникальные психотерапевтические возможности, которые отсутствуют или занимают очень незначительное место в индивидуальной психотерапии. Это прежде всего межличностное (социальное) обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, а также приобрести более эффективные социальные навыки. Группа дает возможность глазами других посмотреть на себя и свои проблемы, моделировать свое поведение "здесь и теперь". В группе можно получить различные реакции других ее участников на свое поведение, увидеть с их помощью последствия своего поведения не только в группе, но и вне ее. Группа не только позволяет участникам всесторонне увидеть себя, но и оказывает поддержку при испробовании новых способов поведения. Только в группе можно полностью использовать возможность универсализации проблем и использования альтруизма.

3. Группа значительно лучше соответствует повседневной реальности индивида, чем контакт психотерапевта - клиента. В группе без усилий "воссоздается" повседневная жизнь каждого участника - здесь они бывают такими, какими обычно бывают в отношениях с другими людьми. Это позволяет более "пространственно" увидеть их жизнь и в особенности проблемы и трудности отношений. Взаимосвязь межличностных процессов в группе и межличностных отношений вне группы увеличивает вероятность того, что усвоенные в группе новые способы поведения, изменившееся понимание себя и своих отношений с другими будут перенесены в ситуации реальной жизни.

4. Группа предоставляет участникам возможность обмениваться жизненным опытом, способами "создания" и решения проблем, учиться на опыте других участников. Это дополнительная возможность самосовершенствования.

 

II. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГРУППЫ: ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

 

Специфическое воздействие групповой психотерапии обычно определяется посредством конкретных терапевтических факторов группы. E. C. Crouch (1994) определяет психотерапевтические факторы как "элементы групповой терапии, которые предопределяют улучшение состояния или ситуации пациента; их воздействие обусловливают действия терапевта, других участников группы и самого пациента".

I. D. Yalom (1985), выделил 11 основных терапевтических факторов:

1. Поощрение надежды. 2. Универсальность. 3. Информирование.4. Альтруизм.5. Коррекция опыта первичной семьи. 6. Совершенствование социальных навыков.7. Имитационное поведение. 8. Межличностное изучение. 9. Сплоченность группы.10. Катарсис. 11. Экзистенциальные факторы.

 

1. ПООЩРЕНИЕ НАДЕЖДЫ - ожидания участников, основывающиеся на том факте, что участие в группе помогает другим. Для большинства участников группы мощным источником надежды являются терапевтические изменения других участников в ходе работы психотерапевтической группы. Поощрение надежды участников группы является важной частью работы терапевта, особенно на начальной стадии работы группы. Прежде всего, разумеется, сам терапевт должен быть достаточно уверенным в себе и верить в то, что делает, т.е. в эффективность групповой психотерапии.

 

2. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ. Многие люди приходят в психотерапевтическую группу с убежденностью, что их проблемы, страхи, симптомы являются уникальными и неповторимыми. Эти ощущения уникальности переживаемых проблем нередко усиливают сопровождающие их чувства изоляции, одиночества - недостаток близких отношений не позволяет увидеть подобные трудности у других.

С самых первых встреч в психотерапевтической группе очень важно развенчать уникальность жизненных проблем участников, т.е., не опровергая уникальности самих людей, обратить внимание на универсальные, общие стороны высказанных проблем и трудностей. В числе таких универсальных проблем, "приносимых" в психотерапевтическую группу, можно упомянуть следующие:

· Страх показаться неудачником, некомпетентным, ничтожным.

· Глубокое чувство межличностного отчуждения из-за неумения заботиться о другом человеке, любить и быть любимым, из-за боязни других людей и т.д.

· Неуверенность в себе и отсутствие самоуважения.

· Переживания по поводу пустоты и бессмысленности жизни.

· Проблемы отношений с близкими людьми (родителями, членами семьи, детьми) и вызываемое ими переживание вины.

Многие поднимаемые в группе личные проблемы участников имеют большее или меньшее соприкосновение с этими универсальными трудностями в жизни людей.

 

АЛЬТРУИЗМ

Е. С. Crouch с сотр. (1994) указывает, что альтруизм появляется в группе тогда, когда участники оказывают поддержку, утешают друг друга, делятся своими проблемами, стараются быть полезными и нужными друг другу, забывают о себе, жертвуют собой ради других. Это уникальный, свойственный только группе психотерапевтический фактор.

Нередко в начале работы группы участники, услышав от терапевта, что они во многом могут помочь друг другу, бывают удивлены и задают вопросы: чем мне может помочь человек, у которого проблем не меньше, чем у меня? Что мне может дать человек, неспособный помочь самому себе? Как слепой может вести слепого? Как я могу помочь другому, когда мне самому тяжело? Подобные вопросы и сомнения отражают ориентацию участников группы исключительно на терапевта, как на профессионала, а также свойственное участникам навязчивое самонаблюдение, чрезмерное углубление в свои проблемы. Тем не менее в ходе работы группы участник, пришедший в группу деморализованным, растерянным, низко оценивающим себя, не скрывает удивления, когда кто-либо в группе признает, что он ему значительно помог, что его присутствие в группе было важным и полезным.

В психотерапевтической группе участники действительно могут дать друг другу очень многое — поддержку, внушение, успокоение, понимание, чувства. Этот обмен помощью является одной из важнейших гарантий психотерапевтических изменений. Почти всегда в конце успешной работы психотерапевтической группы участники подчеркивают не столько роль или вклад терапевта, сколько позитивную помощь других участников.

 

ИМИТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

По мнению E. C. Croucb с сотр. (1994), имитационное поведение как психотерапевтический фактор группы проявляется тогда, когда участник группы получает пользу от психотерапевтического опыта другого участника группы благодаря идентификации с ним; когда имитирует определенные позитивные аспекты поведения терапевта или других участников группы, усматривая в них подходящую модель для изменения своего поведения.

Имитационное поведение является внутренним действием человека, поэтому трудно каким-либо способом побуждать его со стороны, а также оценивать его действительную эффективность. Значение имитационного поведения в групповой психотерапии недостаточно раскрыто. Но, исходя из своего собственного жизненного опыта, можем отметить, что хотя кое-чему можно научиться и ведя наблюдения, однако гораздо большему мы можем научиться действуя.

Значение имитационного поведения более широко изучалось в исследованиях поведенческо-когнитивной терапии. К примеру, A. Bandura с сотр. (1969) заметили, что психотерапевты недостаточно оценивают важность имитационного поведения для изменения поведения, эмоций и установок человека, хотя моделирование стимулирует значимые психотерапевтические изменения.

 

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ НАУЧЕНИЕ

Почти все современные школы динамической психотерапии более или менее основываются на признании исключительной важности межличностных отношений. Особенно выделяется теория системной межличностной психиатрии Hurry Stuck Sullivan (1953). По его утверждению, личность является продуктом взаимодействия со значительными для нее другими людьми. Потребность в тесных взаимоотношениях с другими людьми является такой же базовой, как и любая биологическая потребность и, имея в виду период бессильного младенчества, столь же важна для выживания. Ребенок, подрастая и стремясь к безопасности, склонен развивать те аспекты самости, которые получают одобрение окружающих, и подавлять те стороны личности, которые окружающие не одобряют. Итак, с самого начала свой образ человек основывает на оценках других людей.

Поскольку межличностные отношения составляют основу развития личности, они могут быть и причиной разных расстройств. Люди, приходя в психотерапевтическую группу, далеко не всегда усматривают связь между своими жизненными проблемами и характером межличностных отношений. Поэтому одна из важнейших задач терапевта группы - помочь "перевести" психологические проблемы участника на "межличностный язык".

Межличностное научение является одним из главных терапевтических факторов, обусловливающих психотерапевтические изменения в продолжительной психотерапевтической группе. Раньше или позже каждый участник в группе начинает проявлять себя таким, каков он есть в реальной жизни — с другими участниками группы он общается так, как с другими людьми за пределами группы. Проблемы каждого участника начинают отражаться в межличностных отношениях в группе. Это и становится началом "спирали" межличностного или социального научения в группе.

С точки зрения S. Vinogradov и I. D. Yalom (1989), ход процесса межличностного научения можно было бы описать следующим образом: В психотерапевтической группе каждый участник раскрывает стиль своего межличностного общения. С помощью реакций других участников группы и самонаблюдения каждый участник начинает раскрывать сильные стороны, ограниченность своего межличностного поведения, то, что вызывает нежелательные реакции других людей. Вместе с тем здесь участник может оценить влияние своего поведения на чувства других людей, на их мнение о нем и на его собственное мнение о себе. Все это помогает понять, что каждый человек является автором и хозяином своего межличностного мира, т.е. ответствен за свое поведение. Только при осознании ответственности становится возможным изменение межличностных отношений, так как менять что-либо может только сам творец.

Чем реальнее и интенсивнее эмоциональный опыт в группе, тем возможнее более значимые изменения поведения; если опыт слишком интеллектуальный, социальное научение бывает менее эффективным.

Узнавая все больше о себе, участники группы постепенно начинают вести себя иначе, чем раньше. Эффективность таких попыток обычно зависит от:

· степени неудовлетворенности своим поведением и мотивации изменения;

· интенсивности участия в работе группы;

· гибкости личности и стиля общения.

Возникающие изменения поведения влекут за собой другие изменения. При уменьшении социальной тревоги увеличивается возможность завязать искренние отношения с другими людьми, их доброжелательность повышает самоуважение и побуждает к дальнейшим изменениям.

 

СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ

Т. Кгор и R. Yungman (1987), следуя известному философу- экзистенциалистуM. Buber, групповую психотерапию определяют как взаимодействие между интимностью и дистанцией. В этом "между" могут преобладать чувство пустоты, отчужденность, изоляция и тревога, когда общение происходит посредством не связанных между собой монологов. Однако в группе возможен и настоящий диалог, когда участники дарят друг другу эмпатию, близость, интимность. Такой "диалог" в психотерапевтической группе и определяет ее сплоченность (cohesis), которая является одним из наиболее изучаемых психотерапевтических факторов группы. Это не только один из важнейших способов психотерапевтического воздействия группы, но и необходимое условие эффективной групповой психотерапии. Нередко утверждается, что сплоченность группы является аналогом "психотерапевтического контакта" в индивидуальной психотерапии.

Существуют различные определения сплоченности группы. Чаще всего встречаются два - как совокупности процессов, побуждающих участников оставаться в группе (I. D. Yalom, 1985; D. Cartwright, 1968), и как привлекательности группы для ее членов (J. D. Frank, 1957, 1992; G. Corey, 1990). M. Lakin (1976) сплоченность группы определяет как "коллективное выражение личной принадлежности к группе". Одно из наиболее новых определений сплоченности группы приводится S. H. Budman (1989): “Сплоченность группы - это взаимосвязанность участников группы, проявляющаяся в открытости и взаимном доверии друг к другу, в общей работе участников по достижению сходных целей”. Сплоченность группы развивается в ходе всей ее жизни и по-разному проявляется на различных этапах работы группы: На начальной стадии работы группы сплоченность увеличивается благодаря тому, что участники делятся проблемами личной жизни вне группы, в переходной стадии - к увеличению сплоченности добавляется и обмен переживаниями, появившимися в группе, а на стадии продуктивной работы наибольшую сплоченность группы отражает обмен чувствами, переживаемыми только в группе.

Психотерапевтические группы различного типа акцентируют используют потенциал разных психотерапевтических факторов. Поскольку в ходе работы группы меняются потребности и цели ее участников, меняется также и удельный вес психотерапевтических факторов. В начале работы группы, когда важно установить определенные групповые нормы и создать психотерапевтически ценную атмосферу, особенно важным является поощрение надежды, подчеркивание универсальности проблем и информирование. Позднее увеличивается психотерапевтическая ценность альтруизма и сплоченности группы. Сплоченность группы становится основным психотерапевтическим фактором на продуктивном этапе работы группы.

 

III. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ГРУПП

1. По количеству участников:

Группы делятся на: большие, средние и малые группы. Большие группы - от 30 участников. В больших группах действуют социальные законы толпы. Стереотипы поведения и реакции связаны с существованием в обществе. Малые группы - до 15 участников. В малых группах действуют те же законы, что и при взаимодействии с близкими людьми. В средних группах могут действовать и те и другие законы.

Далее мы будем говорить в основном о малых группах.

 

2. По характеру руководства:

авторитарный, демократический, попустительский (см. стр. 18)

 

По направлениям воздействия

Психотерапевтическое воздействие самой группы на участников отличает групповую психотерапию от индивидуальной, основой которой является контакт одного клиента с психотерапевтом (консультантом). Однако в группе для воздействия на личность и поведение участника используются не только навыки терапевта, но и психотерапевтический потенциал отдельных участников и группы в целом.

Таким образом, по характеру воздействия можно выделить три уровня:

1. отдельная личность и ее внутрипсихическая динамика;

2. межличностное взаимодействие участников группы;

3. ситуация и динамика группы как одного целого.

Эти три уровня присутствуют в любой психотерапевтической группе; их динамичное взаимодействие и правильное использование помогают терапевту реализовать психотерапевтический потенциал группы.

Однако в различных психотерапевтических группах может использоваться какой-либо один из уровней в зависимости от теоретической ориентации терапевта и структуры психотерапевтической группы. В соответствии с этим в групповой психотерапии выделяются (M. F. Ettin, 1992) три основных направления.

1). Внутрипсихические подходы: В психотерапевтических группах, ориентированных на отдельную личность, больше обсуждаются проблемы отдельных участников, терапевт концентрирует собственные усилия и подключает группу для работы с отдельным участником. К такому способу работы чаще всего тяготеют ортодоксально психоаналитические (S. Slavson), классические гештальт (F. Perls), классические психодраматические (J. Moreno) и поведенческие (J. Wolpe, A. Lazaras) группы.

2).Межличностные подходы: В группах, ориентированных на межличностное взаимодействие участников, больше акцентируются отношения между участниками, а также между ними и терапевтом. В данном случае объектом обсуждения бывают межличностные взаимодействия, возникающие "здесь и теперь". К этой ориентации относятся межличностная групповая психотерапия (I. D. Yalom), неофрейдистское психодинамическое направление (S. Scheidlinger), трансактный анализ (Е. Вете), группы недирективной терапии (C. Rogers), "группы встреч"(W. Schutz), Т-группы (J. Bradford. J. Gibb, K. Benne).

3).Общегрупповые и интегративные подходы, где центром усилий терапевта является как отдельный участник, так и динамические процессы, то есть группа как целое. К этому направлению относятся тэвистокские группы (W. Bion), групповой анализ (S.Foulkes), группы, ориентированные на конфликт (D. Whitaker, M.Lieberman), современная интегративная гештальттерапия.

 

Терапевтические группы невозможно классифицировать по единому основанию. Ведущий выбирает тот тип группы, который ему важно вести, например: Малая, закрытая, экспрессивная гештальт группа, ориентированная на межличностные взаимодействия с демократическим стилем руководства

 

IV. ПОДГОТОВКА ГРУППЫ

Состав группы

Вопрос о необходимости сбалансированности труппы не однозначен.

Витакер и Либерман полагают, что в одну группу могут быть объединены очень разные люди, но с общим уровнем устойчивости и тревоги.

Бах (Bach 1954) считает, что любая группа должна быть гетерогенной и в ее состав должен входить определенный набор ролей.

Большинство ведущих придерживается принципа «Каждой твари по паре»: группа должна быть разнообразной, чтобы участники имели возможность познакомиться с альтернативными способами построения отношений, и не включать сильно отличающегося человека (только одного мужчину, или одного человека, который на много старше остальных участников)

 

3. Процедура отбора и подготовки группы

Поскольку судьба группы во многом зависит от входящих в нее членов, процесс отбора должен проводиться с большой тщательностью.

Сидней Блох рекомендует следующую процедуру: с каждым потенциальным участником провести две встречи. На первой - собрать необходимую информацию, составить первоначальное впечатление о человеке и рассказать ему о задачах группы и ее процессе. Ко второй встрече предлагается задание. К примеру: список проблем, с которыми человек хотел бы поработать в группе; цели, которые он хотел бы достичь; автобиографию.

На второй встрече ведущий обсуждает с потенциальным участником написанное и решает подходит ли он для групповой работы и для данной группы. Также следует прояснить сомнения по поводу группы, подробно обсудить задачи группы, и то, что ожидается от самого участника.

Многие трудности в существовании группы закладываются на этапе планирования. Очень подробно это излагается в книге Дороти Сток Витакер «Группа как инструмент психологической помощи». Мы попробуем остановиться на основных вопросах, которые следует продумать ведущему.

1. Моя цель? - Осознать свою мотивацию вести группу, насколько эта мотивация является внутренне непротиворечивой

2. Цель группы?

3. Как я представляю цели потенциальных участников? Количество?

4. Какие отношения необходимы для эффективного существования в группе?

Ответ на эти вопросы позволит ведущему определиться в вопросах:

· Тип группы (открытая - закрытая, экспрессивная - поддерживающая, структурированная - неструктурированная и.т.д.)

· Продолжительность существования группы

· Частота и продолжительность встреч

· Количество участников

 

V. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Свое начало это понятие ведет от основателя "школы групповой динамики" Курта Левина. Впервые термин "Групповая динамика" был использован в статьеК. Левина "Эксперименты в социальном пространстве" в журнале "Гарвардское педагогическое обозрение" в 1939 г. в США. По определению К. Левина "Групповая динамика" - это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе. В современном понимании “групповая динамика” - это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешними воздействиями на группу.

Анализ развития группы обычно происходит на основании трех элементов:

1. Структура группы 2. Содержание 3. Процесс

 

Структура группы

Структуру группы определяют:

· Цели группы

· Нормы группы

· Роли

· Характер руководства

 

Нормы (согласно Кратохвилу) - совокупность неписанных желательных и нет правил, которые определяют, что хорошо и что плохо, и влияют на отношения и поведение членов группы и частично затрагивают внутригрупповые связи.

 

К терапевтическим нормам относятся: проявление эмоций, рассказ о своих проблемах, толерантность по отношению к другим, активность в групповой дискуссии.

 

«Антитерапевтические» нормы: утаивание истинных чувств, табу на некоторые темы (агрессивность, сексуальность) или наоборот поиск конкурентных (сексуальных) мотивов каждого поступка.

 

Роли - круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном контексте.

 

Подробное описание можно найти у Рудестама. Отметим только, что признаком «хорошего» развития группы является, по мнению большинства авторов, гибкость ролей участников в зависимости от стоящей перед группой задачи.

 

Характер руководства - связан с потребностями группы, индивидуальными особенностями участников и лидера, особенностями психотерапевтической модели.

 

Левин, Липпит и Уайт (по Рудестаму) выделяют следующие стили:

· Авторитарный

· Демократический

· Попустительский

 

Руководители эффективных групп, как правило гибкие в выборе стиля руководства в зависимости от ситуации и нужд группы.

 

Авторитарный стиль хорош, если задача жестко структурирована, сильный стресс у участников, динамика группы настолько неясна, что они не могут ясно осознать, что происходит. Чем более эффективна группа, тем менее активен руководитель.

Фоулкс выделяет следующие стадии группы, которые можно рассматривать, как варианты групповой структуры и характера лидерства:

 

 

 

2. Содержание:

· Тема

· Содержание высказываний участников

Тема: Это может быть тема группового обсуждения или одного участника. Очень часто в гештальттерапии тема участника, работающего на горячем стуле, рассматривается как выражение чувств и потребностей группы.

Содержание высказываний участников: Фоулкс выделяет при анализе содержания четыре уровня:

· Уровень «Здесь и сейчас»

· Уровень переноса более раннего опыта в группу

· Уровень позитивной или негативной проекции

· Первичный архаический опыт (идеи коллективного опыта)

 

3. Процесс:

1. Этапы развития

2. Модели группового развития

3. Кризисы в группах

 

Этапы развития группы

Каждая психотерапевтическая группа, как и жизнь человека, проходит определенные этапы, сменяющие друг друга. Конечно, невозможно точно отделить их друг от друга, тем не менее терапевт обязан представлять себе определенную схему развития группы. Хотя содержание работы группы в значительной степени зависит от теоретической ориентации терапевта, целей группы, принципов ее создания, однако закономерности развития всех групп схожи.

Во всех группах существуют линии психологического напряжения, которые оттягивают на себя большое количество энергии. Их последствиями часто являются возникающие у ведущего и участников фрустрация и апатия, а причины этого иногда остаются неизвестны. Напряжение в группе возникает из-за существующих противоречий. В большинстве групп напряжение возникает от постоянного противоречия между требуемой эффективностью работы и личными потребностями участников, между измеримым успехом в достижении целей групповой работы и субъективно переживаемым успехом в отношений собственных запросов.

Во многих группах серьезное противоречие между необходимостью развиваться в направлении достижения поставленных целей и социальнопсихологическими потребностями участников игнорируется до тех пор, пока напряжение не перерастет в конфликт.

Члены группы хотят, чтобы их принимали такими, какие они есть, ценили их как людей, а не только как обладателей определенных знаний и способностей. Но в большинстве реальных групп потребность в непосредственном социальном признании и оценке удовлетворяется только опосредованными и абстрактными символами, - например, премиями, властью, карьерой, оценками и сертификатами.

Очень часто в группах, ориентированных только на достижение целей, много сил тратится на контроль за распределением времени. Нормы и образцы взаимодействия строго регламентированы. Тем самым сужается сфера свободного выражения личности. Такие условия намного сильнее способствуют соперничеству участников друг с другом, чем сотрудничеству, от участников требуется скорее конформность, чем автономия.

Ведущие групп обычно проявляют раздражение и одновременно беспомощность, когда личные потребности и отношения членов группы мешают поверхностно понимаемой эффективности, когда участники хотят изменить нормы, чтобы удовлетворить свою потребность в большей доверительности и персонализации.

Когда правила поведения в группе или организации не позволяют удовлетворять естественные социально-психологические потребности членов группы, у них возникает стресс, так как приходится тратить много энергии на то, чтобы не выражать, а скрывать свои чувства. Стресс, в свою очередь, вызывает раздражение, которое также нельзя демонстрировать.

Спасительный маневр участника в этой эмоционально заряженной ситуации - неосознанный поиск "отдушины". Фрустрация и раздражение начинают проявляться в конфликтах по рабочим вопросам и в такой замаскированной форме мешают сотрудничеству. То есть попытка рационализации процесса общения приводит на самом деле к большим дополнительным затратам времени и энергии. Каким образом различные силы влияют на развитие группы, можно понять, если от начала до конца реконструировать процесс развития группы.

 

Модели группового развития

В настоящее время существует несколько моделей группообразования. Задачами их теоретического осмысления выступают для нас, во- первых, их соотнесение и классификация, во-вторых, анализ возможностей применения в различных областях психологической практики.

3.2.1. Ялом (Yalom, 1970) рассматривает три этапа: ориентация, конфликт, сплоченность.

Этап ориентации отмечен в группе поиском смысла — группа должна выяснить, в чем состоит ее цель, и сделать так, чтобы все участники познакомились друг с другом. Эти две задачи, стоящие перед группой на раннем этапе, необыкновенно важны и всегда неразрывно связаны. Прежде, чем решить, в чем ее цель, группа должна выяснить, каковы в этом плане желания ее членов, а это означает, что ей необходимо начать знакомиться со своими участниками.

Этап конфликта характеризуется тем, что в группе происходит проработка тем, связанных с вопросами власти. От проблем поиска смысла группа переходит к вопросам, связанным с положением, правами и властью, в результате чего в группе устанавливается иерархическая структура. Ведущий должен помочь группе увидеть эти процессы и понять их смысл. Чрезмерная забота участника о своем положении в группе и всепоглащающее стремление обладать в ней властью может означать боязнь доверять любым отношениям. С другой стороны, желание или готовность уступить чужой воле, может свидетельствовать о парализующей неспособности принять собственную агрессивность, умение постоять за себя и конкурентность. В обоих случаях индивидуум остается лишенным целостности и не может быть счастлив.

На этапе сплоченности группа занимается проблемами близости. Участники становятся преданы группе, и она начинает представлять для них большую ценность. Здесь иногда происходит идеализация группы, и она стремится во что бы то ни стало сохранить свою сплоченность даже из за тех подлинных конфликтов, которые в ней возникают. Такая идеализация имеет сходство с депрессивной позицией, описанной Кляйн. Если ведущий, сам удержавшись от такой идеализации, заметит ее, ему удастся помочь группе обнаружить переживания вины, осуждения и грусти, связанные с ней.

3.2.2. Шульц (Schultz, 1985) описывал групповые циклы, беря за основу проблемы включения и исключения, контроля и привязанности. Проработав проблемы, имеющие отношение к включению или исключению других членов группы, и проблемы контроля, группа постепенно продвигается к вопросам, связанным с привязанностью или близостью. В течение всей жизни группы, ее внимание будет сосредоточено на одной из этих проблем, и по мере взросления самой группы, уровень на котором она будет работать, будет углубляться. Любое завершение - будь то уход одного из участников, окончание самой группы, каникулы или какое-то иное прерывание - провоцирует обратное движение цикла: проблемы близости сменяются вопросами контроля, после чего группа сосредотачивает внимание на проблемах включения и исключения. При этом каждый раз глубина проработки проблем возрастает.

3.2.3. К. Левин выделяет в жизни группы следующие четыре фазы и три кризиса:

1) В параллельной фазе коммуникация направлена на терапевта. В соответствии с этим, поведение, внешне направленное на другого члена группы, на самом деле предназначено для терапевта. Во время этой фазы группа еще не выработала ни своей структуры, ни идентичности, и ее главной задачей является установление взаимного контакта (формирование) и работа с тревогой, имеющей отношение к вопросу доверия. Совершенно очевидно, что, пока группа не научится доверять друг другу и терапевту, ни о какой сплоченности не может быть и речи.

2) В фазе включения количество коммуникаций, направленных на терапевта, уменьшается, и соответственно увеличивается число коммуникаций между членами группы. Этому сопутствует формирование отношений между участниками. Оно начинается со спаривания и образования группировок и заканчивается тем, что у большинства членов группы возникают отношения между собой. Эта фаза наполнена борьбой за власть и контроль, лежащей в основе главной задачи.

3) В фазе взаимности становятся возможны отношения близости (нормализация). Группа включает всех своих членов, и эмпатия между ними углубляется.

Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

ГРУППОВАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Психология ГРУППОВАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Количество просмотров публикации ГРУППОВАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - 59

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: ГРУППОВАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Соображения экономии времени и финансовой эффективно­сти психотерапии часто приводят к тому, что работа выходит за рамки индивидуальной работы терапевта с клиентом и приобре­тает форму групповой психотерапии. Помимо возможности целе­направленного использования влияния групповой динамики на процесс обучения групповая форма работы создает и ряд допол­нительных преимуществ финансового и организационного плана. Цена участия в группе уменьшается, требуется меньшее количе­ство вспомогательного персонала, продуктивность работы высо­коклассного специалиста повышается - за то же время терапию может пройти большее количество людей.

Эта форма поведенческой психотерапии имеет свои особенно­сти, свои достоинства и недостатки.

Как и в других формах групповой психотерапии, группа обычно ограничивается 6 - 12 человеками, работу с которыми ведут один или два психотерапевта (К. Рудестам, 1990). От других форм груп­повой работы поведенческая групповая психотерапия отличает­ся тем, что группа чаще всего формируется из клиентов со схо­жими проблемами. В этом случае проще достичь согласования целей членов группы, без которого трудно себе представить эф­фективную поведенческую терапию. Иногда группа даже подби­рается на основании заранее заявленных целей. Возникающее вследствие этого преимущество состоит в четком контроле эф­фективности групповой работы и возможности использования эффектов обучения на моделях и целенаправленной обратной связи.

Несмотря на определенную степень директивности стиля психотерапевта в групповой работе, нельзя приуменьшать значение групповой динамики, так или иначе развивающейся в группе. Груп­повое влияние в данном случае создает существенное неспецифи­ческое преимущество, однако и требует от психотерапевта опре­деленных навыков управления групповой динамикой. Часто груп­па ведет себя довольно жестко при подаче обратной связи, и в этих условиях от психотерапевта требуется большое искусство в обеспечении клиенту достаточного подкрепления.

В групповой работе сохраняется главная цель поведенческой психотерапии - обучение новым поведенческим навыкам, и это определяет необходимость некоторой степени стандартизации способа и последовательности действий психотерапевтов. По мере роста стандартизации программы психотерапии уменьшаются воз­можности индивидуализации терапевтических процедур. Размещено на реф.рфИ здесь психотерапевтам приходится выбирать ту грань, за которой стан­дартизация, имеющая несомненные временные и организацион­ные преимущества, начинает мешать индивидуальному прогрессу каждого члена группы.

Очень часто, при достижении оптимальной меры стандартиза­ции целей и процесса, программы групповой психотерапии полу­чают некоторое текстовое выражение, и в данном случае их называ­ют программами тренинга и модификации поведения. В этой главе речь пойдет о существующих программах психотерапевтического тренинга поведения, их типах и особенностях работы поведенчес­кого терапевта с группой. Мы не будем касаться в данном изложе­нии программ профессионального тренинга.

ГРУППОВАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ГРУППОВАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" 2014, 2015-2016.

referatwork.ru

ГРУППОВАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

 

Соображения экономии времени и финансовой эффективно­сти психотерапии часто приводят к тому, что работа выходит за рамки индивидуальной работы терапевта с клиентом и приобре­тает форму групповой психотерапии. Помимо возможности целе­направленного использования влияния групповой динамики на процесс обучения групповая форма работы создает и ряд допол­нительных преимуществ финансового и организационного плана. Цена участия в группе уменьшается, требуется меньшее количе­ство вспомогательного персонала, продуктивность работы высо­коклассного специалиста повышается - за то же время терапию может пройти большее количество людей.

Эта форма поведенческой психотерапии имеет свои особенно­сти, свои достоинства и недостатки.

Как и в других формах групповой психотерапии, группа обычно ограничивается 6 - 12 человеками, работу с которыми ведут один или два психотерапевта (К. Рудестам, 1990). От других форм груп­повой работы поведенческая групповая психотерапия отличает­ся тем, что группа чаще всего формируется из клиентов со схо­жими проблемами. В этом случае проще достичь согласования целей членов группы, без которого трудно себе представить эф­фективную поведенческую терапию. Иногда группа даже подби­рается на основании заранее заявленных целей. Возникающее вследствие этого преимущество состоит в четком контроле эф­фективности групповой работы и возможности использования эффектов обучения на моделях и целенаправленной обратной связи.

Несмотря на определенную степень директивности стиля психотерапевта в групповой работе, нельзя приуменьшать значение групповой динамики, так или иначе развивающейся в группе. Груп­повое влияние в этом случае создает существенное неспецифи­ческое преимущество, однако и требует от психотерапевта опре­деленных навыков управления групповой динамикой. Часто груп­па ведет себя довольно жестко при подаче обратной связи, и в этих условиях от психотерапевта требуется большое искусство в обеспечении клиенту достаточного подкрепления.

 

 

 

В групповой работе сохраняется главная цель поведенческой психотерапии - обучение новым поведенческим навыкам, и это определяет необходимость некоторой степени стандартизации способа и последовательности действий психотерапевтов. По мере роста стандартизации программы психотерапии уменьшаются воз­можности индивидуализации терапевтических процедур. И здесь психотерапевтам приходится выбирать ту грань, за которой стан­дартизация, имеющая несомненные временные и организацион­ные преимущества, начинает мешать индивидуальному прогрессу каждого члена группы.

Очень часто, при достижении оптимальной меры стандартиза­ции целей и процесса, программы групповой психотерапии полу­чают некоторое текстовое выражение, и в этом случае их называ­ют программами тренинга и модификации поведения. В этой главе речь пойдет о существующих программах психотерапевтического тренинга поведения, их типах и особенностях работы поведенчес­кого терапевта с группой. Мы не будем касаться в этом изложе­нии программ профессионального тренинга.

 

Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 56 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Тренинг вакцинации против стресса Дона Мейхенбаума | Пример. | Особенности поведенческой диагностики | Определение целевого поведения | Элементы модели поведенческого анализа Кэнфера | Пример анализа BASIC ID | Методы поведенческой диагностики | Модель ABA | Поведение терапевта как модель | Качества психотерапевта |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.009 сек.)

mybiblioteka.su


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта