Основные педагогические идеи я. А. Коменского. Я о коменский о воспитании детей с поведенческими отклонениями


Взаимоотношения детей и родителей - Я.А. Коменский о роли родителей в воспитании детей

Юношество до такой степени нуждается в хорошем воспитании, что, лишившись его, должно было бы погибнуть.Я.А. Коменский

Великий чешский мыслитель-гуманист, выдающийся общественный деятель, историк, философ, педагог-новатор Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в Южной Моравии. Он жил в эпоху становления опытных наук, великих научных открытий, был современником таких выдающихся философов и ученых, как Томмазо Кампанелла, Рене Декарт, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Френсис Бэкон, Бенедикт Спиноза, и «с восторгом приветствовал проникновение человечества в тайны природы».

Коменский считал, что в каждом человеке нужно воспитывать и развивать человеческую сущность, и в «этом состоит главная цель воспитания». Он первым начал говорить о том, что все люди, независимо от социального положения и национальной принадлежности, должны получать образование и, получив его, сознательно использовать свои силы, дарование и способности во благо и на пользу «всем другим людям». Коменский впервые сумел осмыслить и обобщить накопленный опыт воспитания и образования подрастающего поколения в семье и школе, разработать стройную педагогическую систему, учитывающую особенности естественного развития детей и способствующую этому развитию.

Школа, по Коменскому, должна знакомить детей с вещами и явлениями реальной жизни и мира, а не со словами, их обозначающими, «должна быть неразрывно связана с сообщениями учащимся конкретных и полезных знаний, которые могут быть использованы в повседневной жизни в практической деятельности».

Выступая с критикой средневековой школы, Коменский искал пути усовершенствования обучения детей, «разработав новое содержание образования, основываясь на новейших достижениях науки того времени».Коменский написал такие книги, как «Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь к языкам», «Новейший метод языков», «Физика», «Астрономия», «Мир чувственных вещей в картинках», «Школа-игра», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» и др., которые еще при его жизни получили распространение во всей Европе, использовались в Америке и странах Азии.

Последние годы жизни Коменский посвятил борьбе за мир, призывая при урегулировании возникающих между народами конфликтов руководствоваться принципами доброй воли и не применять силу.

Умер Ян Амос Коменский 15 ноября 1670 г. в Амстердаме, вдали от родины.

Перечитывая книгу великого чешского педагога-просветителя Я.А. Коменского «Материнская школа», очередной раз убеждаешься, что это классика мировой педагогики. Книга, написанная почти 400 лет назад, поражает своей актуальностью, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желанием помочь родителям в трудном, важном и благородном деле — воспитании детей.

Я.А. Коменский пишет, что «дети бесценное сокровище...» и как счастливы те, кому Бог даровал детей, «для родителей, дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни...», «...золото и серебро — вещи, ненадежные и скоро проходящие, а дети бессмертное наследие», «происходят... дети — из самой нашей сущности» и родители «иногда за их спасение готовы пожертвовать своей собственной жизнью».

Великий педагог сравнивает детей с ангелами: «...у кого дома есть дети, тот может быть уверен, что в доме присутствуют ангелы; всякий, кто обнимает руками маленьких детей, пусть не сомневается, что обнимает ангелов».

«Золото, серебро, драгоценные камни не могут научить нас ничему, чему нас учат другие творения, а именно — божественной мудрости, благости. А дети нам даются как зеркало скромности, приветливости, доброты, согласия и других христианских добродетелей».

По мнению Я.А. Коменского, родители должны прилагать максимум старания для правильного воспитания своих творений. «Человек — высокое создание — должен быть приведен к самым высоким целям и добродетелям». Родители часто заблуждаются, видя исполнение родительского долга в обучении детей: есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами.

Коменский говорит, что о теле, здоровье нужно заботиться для того, чтобы оно стало достойным вместилищем для нравственности, развитого ума, и было освещено блеском истинной мудрости.

В книге «Материнская школа» он фактически ставит перед родителями задачу — разностороннее воспитание детей. На своем жизненном пути дети могут сталкиваться «с различными случайностями», и родители должны учить детей «осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями, касающимися настоящей жизни». Предназначение родителей — заботиться о детях, давать им возможность приобретать «изящные культурные навыки и обучаться всему, необходимому для жизни...».

Я.А. Коменский выделяет «троякую» цель воспитания: вера и благочестие; добрые нравы; знание языков и наук.

И все это в таком порядке, подчеркивает он, а не наоборот. «У кого в своем доме дети предаются трем упражнениям, у того — рай, где сеются, орошаются, зеленеют и цветут небесные растения; у того — храм святого духа, в котором он создает и совершенствует сосуды милосердия, орудия славы, чтобы в них все более и более блистали лучи мудрости и благости; как счастливы в таком раю родители!»

В своей книге педагог-новатор подчеркивает необходимость обучения и воспитания детей в противовес теориям, которые говорят, что ребенок должен и может самостоятельно обучаться всему.

Нельзя никому думать, говорит он, что юношество само по себе, без усилий и труда, может быть воспитано в благочестии, добродетели и науках. Если ребенок нуждался в том, чтобы его научили кушать, пить, бегать, разговаривать и др., то каким образом ему без труда, само по себе может «достаться обладание более высокими и более удаленными от внешних чувств качествами веры, добродетели, мудрости и знания»?

Конечно, это «совершенно невозможно».

Родители являются для детей первыми учителями-наставника-ми, на них возложена «обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искусно внушать ему относящиеся к познанию» знания «и говорить об этом детям, дома ли они или 1уляют на дороге, ложатся ли спать или встают».«Но так как часто родители, — пишет Я.А. Коменский, — или не способны воспитывать детей, или вследствие занятия служебными или семейными делами не имеют времени на это, а другие даже относятся к этому с пренебрежением, то, по мудрому и спасительному решению, издревле было установлено, что в каждом государстве образование юношества вместе с правом наказания поручалось мужам мудрым, благочестивым, почтенным».

Педагоги, наставники, учителя воспитывали и обучали детей в специальных местах, которые назывались коллегиями, школами, гимназиями, т.е. местах отдыха и литературных развлечений. Само название этих учреждений «указывало на то, что дело обучения и учения само по себе и по своей природе приятно и сладко и представляет собой чистую игру и забаву для духа».

Однако, как пишет мысли-тель-гуманист, со временем обучение детей «отклонилось безмерно далеко от первоначального своего приятного характера» и стало «местом тяжелой работы и мучения», особенно в некоторых случаях, когда «юношество вверялось людям глупым, совершенно чуждым благочестия и мудрости, от безделия ослабевшим, низким, подававшим самый дурной пример». Такие учителя, совершенно незнакомые с «настоящими» методами воспитания, желали все «вдолбить силою» и страшно мучили учеников. И хотя реформой удалось кое-что исправить, однако «нечто сохранилось и до нашего времени».

Далее Коменский говорит о том, что ребенку гораздо легче привить хорошие манеры, нравственность в юные годы, чем потом его перевоспитывать, ведь «по природе обыкновенно бывает так, что каким что-либо стало образовываться с самого начала, таким остается и в старости приносит те же самые плоды, семена которых получило в молодости». С этим согласна и известная пословица: «Занятия молодости — наслаждение старости».

И потому родители не должны откладывать воспитание и образование своих детей на более позднее время, на учителей, «так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым». Они должны сами «изучить способы обращения со своими сокровищами.., чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви к людям».

По мнению Я.А. Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему:

В своей книге выдающийся педагог впервые поднимает вопрос о безопасности ребенка. В первую очередь женщина должна начинать заботиться о здоровье своего ребенка, когда он находится в утробе матери. Он говорит о необходимости сосредоточенно-возвышенного и осторожного отношения беременной женщины к себе и своему будущему ребенку, отношения, призванного способствовать рождению здорового потомства. Заботясь о здоровье ребенка, женщина, носящая его в своем чреве, должна заботиться о себе, чтобы «как-нибудь не навредить ребенку». Женщина, по мнению Коменского, должна соблюдать воздержанность и умеренность, чтобы объеданием и опьянением или несвоевременным постом, очищениями, кровопусканиями, простудами и не изнурять себя и не подрывать своих сил или чтобы не губить и не ослаблять своего ребенка. Женщина должна быть очень осторожной, чтобы не поскользнуться, не споткнуться, не натолкнуться на что-либо или удариться о что-либо, или «даже неосторожно ступать, так как весьма легко всем этим повредить слабого и еще не окрепшего во чреве ребенка».

Далее Коменский говорит о том, что беременная женщина должна строго воздерживаться от всяких волнений, «чтобы не предаваться внезапному страху, не слишком сердиться, не мучиться, не терзаться и пр.». На рождение здорового ребенка, пишет Коменский, влияют и внешние действия матери. Женщина не должна ослаблять себя излишним сном, валяясь в постели, «вялостью и бездельем», занимаясь делами и выполнением работ, она должна быть бодрой, по возможности быстрой и веселой, «ведь какою она бывает тогда сама, такого характера она родит ребенка».

Большое внимание в книге Коменского уделено детскому питанию, вскармливанию ребенка. Он предлагает обратить особое внимание на то, чтобы мать вскармливала своего младенца сама, своим грудным молоком, «сама была его кормилицей» и подвергает порицанию тех матерей, которые «поручают это делать чужим женщинам». Он сожалеет, «что это жестокое отчуждение детей от их матерей и питание чужим молоком кормилиц (если только не вызывается это каким-нибудь неизбежным случаем или слабостью матери) прежде всего противно ... природе, во-вторых, вредно для детей, в-третьих, гибельно для самих матерей, в-четвертых, совершенно не заслуживает уважения и достойно сильнейшего порицания».

Позже постепенно, вместе с молоком матери, ребенка можно приучать к другой пище, такой, которая ему более близка и естественна. «Эта пища должна быть мягкой, сладкой, легко перевариваемой».

Обращаясь к родителям, Коменский говорит о том, чтобы они не давали без необходимости детям лекарства, а также «горячего и острого». Когда дети подрастут и их отнимут от груди, «их нужно питать подобною пищей, приготавливая ее, однако, в умеренном количестве, а именно — хлебом, кашами, какими-либо овощами, водою, легкими фруктовыми напитками; так они будут расти, как травка у текущей воды; нужно лишь дос-тавлять им умеренный сон, частые игры, легкие движения».

За здоровьем детей, как считает Коменский, нужно следить с величайшей тщательностью, так как их небольшое тело хрупко, кости мяг кие, кровеносные сосуды слабы, ни один член еще не развился вполне и совершенно. Нужна разумная предусмотрительность в том, как ребенка взять на руки, приподнять, носить, положить, спеленать, качать в колыбели, чтобы по неосторожности не повредить ему, как бы он не упал из рук, не ушибся, а оттуда, как бы не лишился слуха, не стал хромым или увечным.

Дети взрослеют, начинают сидеть, стоягь, бегать, они подвижны и любознательны, но еще слабы и неустойчивы, и окружающий мир грозит им ссадинами, шишками, царапинами. Чтобы обезопасить детей от травм, чтобы они во время игр, забав «не ударялись обо что-либо, нужны маленькие кресла, повязки на коленях, колясочки». По мнению Коменского, в это время целесообразно повязывать голову детей шапочкой, наподобие подушки, набитой ватой, чтобы, упав, дети не так легко могли повредить голову. Эта предохранительная мера может быть применена и к другим частям тела.

Далее он говорит о том, что детей всегда нужно одевать по сезону и соответственно погоде, «от холода и простуды их будет защищать соответствующая одежда и теплое жилище». Родители должны постоянно за-ботиться о том, чтобы слабое, нежное здоровье детей «не потерпело ущерба от ушибов или от чрезмерного жара и холода, от обилия пищи или питья или от голода и жажды», нужно во всем соблюдать умеренность.Говоря о том, что ребенок должен вести «упорядоченный образ жизни», педагог впервые пишет о соблюдении режима дня. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок несколько раз в день ложился спать и снова вставал, нужно несколько раз в день кормить ребенка, развлекать игрой. Соблюдение режима «весьма полезно» и со временем станет основой порядка.

Коменский пишет, что наша жизнь — огонь, а огонь требует воздуха и движения. Так и дети для полноценного развития требуют ежедневных упражнений и движения. Чем больше ребенок занят делами, чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем быстрее он развивается, «тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем быстрее он растет, тем он становится сильнее физически и духовно».

Занимаясь с детьми разными физическими упражнениями, движениями и бегом, родители должны побеспокоиться о безопасности ребенка во время этих занятий. Нужно в первую очередь выбрать подходящее, безопасное место для детей и показать им «такой способ упражнения, который был бы безвредным». К охране жизни и здоровья детей Коменский предлагает привлекать кормилиц и нянек.

Далее он говорит об эмоциональном здоровье ребенка и приводит народную пословицу «Веселое настроение — половина здоровья» и высказывания римского философа II в. Фаворина, о том, что «веселее сердца есть сама жизнь человека, все родители должны стремиться к тому, чтобы у детей не было недостатка в развлечениях». На первом году жизни детям нравится, когда их качают в колыбели, поют им, щелкают трещоткой, носят по двору или саду, им нравятся движения рук, поцелуи, объятия, «лишь бы все это происходило осмотрительно». Взрослеющему ребенку уже интересна «приятная» игра не только со взрослыми, но и со сверстниками, дети любят физические упражнения, беготню, преследования, любят слушать музыку, приятные зрелища, любят рисовать. Ребенка всецело нужно поощрять в его занятиях и ни в коем случае не отказывать в том, «что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств, будет замечен какой-либо интерес, то это будет укреплять тело и дух. Не следует допускать только того, что противно благочестию и добрым нравам».

«Материнская школа» Яна Амоса Коменского должна быть настольной книгой не только для педагогов, воспитателей, но и для каждого родителя. Книга написана простым, понятным языком и дает ответы на все возможные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

ymbaby.ru

Я.А.Коменский о дошкольном воспитании

1. Введение________________________________________________2

2. Краткая биография Я. А. Коменского_____________________________3

3. Основные положения педагогической теории  Я. А.Коменского _____3

4. Дидактические взгляда Я. А. Коменского___________________________5

5.  Учение Яна Амоса Коменского о материнской школе _______________5

6.  Заключение_____________________________________________________8

7. Список литературы_______________________________________________9

                                                                 

 Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановлением всеобщего мира на земле.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою совремменость и необходимость.

Большинство педагогических идей Коменского не получило широкого распространения не только при его жизни, но и спутся долгое время после него. Но после победы Великой Октябрьской революции и возникновением Советского Союза, а затем возникновения стран народной демократии и в братских демократических республиках, в том числе и в Чехословакии, его учения нашли широкое применение в педагогике. 

                    

      Краткая биография Я. А. Коменского

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей ("Материнская школа", "Великая дидактика", "Новейший метод языков", "Пансофическая школа" и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", одну из частей которого он назвал "Пампедией " - "Всеобщим воспитанием", где он, в частности, развивает мысль о том , что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 79/.

Последним сочиненим Коменского было "Продолжение братского завещания", которое является автобиографией Коменского.

Коменский скончался 15 ноября 1670 года, похоронен в Наардане, вблизи Амстредама, во французкой церкви.

В 1957-1958 годах, по постановлению Всемирного Совета Мира, широко отмечалось 300-летие издания Полного собрания дидактических сочинений Коменского. Этот юбилей превратился в педагогическое движение мирового масштаба. 

             Основные положения педагогической теории                                                                  Я. А.Коменского

Через все педагогические сочинения Коменского, проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.

Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим , всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. / Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982.-С. 31/. Он указывает, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимо исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными "основоположениями" , законами природы.

Яркие примеры сравнения человека с живой природой можно увидеть в "Великой дидактике". " ... плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как и дикое растение принесет и дикий плод; для того же , чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым". / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 88/.

Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство - от рождения до 6 лет включительно

отрочество - от 6 до 12 лет

юность - от 12 до 18 лет

возмужалость - от 18 до 24 лет

В основу этого деления он кладет возрастные особенности : детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.

Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений - из сенсуализма - и был для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки ( или небольшой группы родственных наук) и лишь затем переходить к изучению других наук. / Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982.-С. 31 - 33/.

            Дидактические взгляда Я. А. Коменского

Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено "золотое правило" дидактики: "Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами". / Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982.-С. 33 - 34/.

Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения.

Коменский настаивал на систематичности обучения. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному.

В связи с этим опять можно вспомнить принцип природосообразности. В "Великой дидактике" Коменский выдвинул такие основоположения:

- природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке

- всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным

- природа не делает скачков, а идет вперед постепенно

- начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.

- и др.

/ Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 115 - 119/.

Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту.

Коменский стремился возможно сильнее развивать познавательные способности учащихся, "воспламенить жажду знания и усердие к учению", для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность. "У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении", - писал он. / Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982.-С. 35 - 36/. 

      Учение Яна Амоса Коменского о материнской школе

Великий славянский педагог Ян Амос Коменский, положивший начало развитию научной педагогики, уделил большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Коменский принадлежал к религиозной общине Чешских братьев, выступавшей против католической религии и феодального гнета и объединявшей народные массы Чехии. Он был человеком верующим, но его мировоззрение содержало и элементы стихийного материализма. Он отвергал церковные вымыслы о греховности человека. Считал, что человек как существо природное находится в постоянном развитии. Коменский подчеркивал, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно сделать человека».

Основываясь на принципе природосообразности, который он понимал как универсальность, всеобщность законов развития природы и человека, Коменский разработал возрастную периодизацию. Характеризуя периоды развития человека (детство, отрочество, юность, возмужалость), он уделил особое внимание первому из них, который длится 6 лет. Коменский считал, что в этот период, когда происходит усиленный физический рост и развитие органов чувств, младшие дети должны воспитываться в материнских школах, семье, руководимые мудрыми матерями, обладающими педагогическими способностями и любящими своих воспитанников. Специальный труд Коменского о воспитании детей дошкольного возраста «Материнская школа» явился первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье и физическом раз-витки детей. Он дал ряд важных и ценных указаний об образе жизни женщин в период беременности, предложил опирающиеся на народный опыт.и современную ему медицину конкретные рекомендации по уходу за новорожденным, о пище и одежде для него, режиме, и т. д. Детям, писал Коменский, должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот, развивать у них навыки держать голову, сидеть, брать, сгибать, свертывать, складывать и т. п. Овладение этими и другими навыками и умениями должно происходить непременно в форме игры, она - основное средство развития детей.

Коменский считал, что усвоение нравственных норм тесно связано с религиозным воспитанием, но целью должна быть не подготовка к служению богу, а соответствие нравственного облика человека реальным условиям и потребностям общества. Ценными были рекомендации Коменского по воспитанию таких качеств, как стремление к деятельности, любовь к труду, правдивость, опрятность, вежливость и др.

Коменский провозглашал принцип умеренной и разумной дисциплины, предлагая воздействовать на детей личным примером, разумными наставлениями, увещеваниями, порицаниями. Физические наказания он считал возможным применять лишь в самых крайних случаях.

С нравственным воспитанием у Коменского тесно связывалось трудовое, которое предусматривало не только формирование трудовых навыков, соответствующих данному возрасту, но и воспитание любви и привычки к труду.

Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста. Так, в области естествознания к 7-му году ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и пр., различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие. В области математики ребенок должен научиться считать до 20, знать числа четные и нечетные, понимать, что 7 больше 5, а 15 больше 13; усвоить понятия «длинный», «короткий», «широкий», «узкий», знать основные фигуры - круг, квадрат, крест, основные меры длины и объема - шаг, локоть, четверть. Географические познания включали понимание того, что такое город, деревня, поле, сад, знание названия своего села или города. Кроме того, следовало знать времена года, понимать термины «час», «день», «неделя», «месяц», «год».

Советуя матерям развивать память и мышление детей, Коменский рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира.

Многие положения Коменского - о физическом воспитании, о развитии речи и мышления, о воспитании нравственных качеств явились важным вкладом в развитие мировой педагогики. Выдающийся труд Я. А. Коменского «Материнская школа», написанный почти три с половиной века назад, был первой и блестящей попыткой создания теории дошкольного воспитания, положившей начало продуманной и организованной работе с маленькими детьми в соответствии с их возрастными осрбенностями.           

stud24.ru

Учение Яна Амоса Коменского о нравственном воспитании

 На педагогические взгляды Коменского  оказало особое  влияние острые  общественно-политические события, которые происходили в его время в Западной Европе. В своей нравственной теории  Коменский опирается на  традицию нравственной дисциплины, изложенную в «Уставе Общины братской». В  ситуации тридцатилетней войны, борьбы буржуазии с феодализмом, стремление угнетенных народов к национальной  независимости и протест бедноты против жестокой эксплуатации со стороны  феодалов  приводит Коменского к  демократизму, сочувствию, готовности прийти на помощь. Однако невозможно осуществлять   демократические преобразования, пока общество не восстановит в себе честь и национально-государственный смысл. Общественно-политические  взгляды Коменского, считает А.А. Красновский,  по своему  демократизму перерастали рамки феодализма и капитализма и значительно опережало свое время.

Можно смело утверждать, пишет  И.Ф. Харламов,  что какой бы области общественной жизни и научных знаний ни касался Коменский, он проявлял себя как прогрессивный  и оригинальный мыслитель, чуждый  национальной ограниченности, проявляющий заботу о нуждах угнетенных и стремящийся к прогрессу всего человечности [5]. В приведенной мысли И.Ф. Харламова обнаруживается идея гуманизма,  определившие впоследствии в теории нравственного воспитания Я.А. Коменского.

Итак, в развитии теории нравственного воспитания, основанного на идеях гуманизма,  особое место  занимает теория Коменского. Его заслуженно  называют Коперником воспитания. Основным средством воспитания человечности Коменский считал: спокойное, внимательное и дружеское отношение учителя к учащемуся. Он в своем труде особо отмечает, что « дружественная и мирная беседа будет содействовать тому, что они не будут  дрожать перед учителем, как перед тираном (ибо  боязнь приводит ум в замешательство), но будут любить его, как отца, и обращаться с ним непринужденно» [3.]   Действительно в современных условиях авторитарный стиль педагогической деятельности не развивает личность, а подавляет ее.

Великий педагог уделял  исключительное внимание  проблемам нравственного воспитания. Так, во «Всеобщем  воспитании» он дает,  до деталей, продуманную систему нравственного воспитания, как прививать ребенку  дошкольного возраста элементарные понятия нравственности. В своем монументальном труде  «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»  Коменский  включает методические разработки от  воспитания в раннем детстве вплоть да старости. Воспитание нравственности, любви к человеку у Коменского связано с требованием воспитывать дружбу, педагог, что доверие и взаимное  уважение лежит между учащимися. Он пишет: « школьник должен жить в дружбе со всеми сотоварищами и никого не обижать рукой и словом, так чтобы ссоры и несогласие были далеки от нашей школы» [4]. Следует отметить, что  ведущим признаком нравственного воспитания ученый  рассматривал отношение между учащимися.

В «Великой дидактике»  высказал идею о воспитывающем  характере учебной работы, о нравственном  формировании учащихся средствами обучения. Такой подход в современных условиях,  воспитание через обучение, является особо  актуальной.  В его трудах «Великая дидактика» и «Материнская школа» приводятся моральные черты: умеренность в пище; опрятность; почтительность к старшим; предупредительность; правдивость, не допускающую лжи в шутку; справедливость к людям; щедрость, подавляющую скупость и завистливость к людям; привычку к труду; терпение  и т.д.. [2.]. Основой нравственности являются личностные качества, которые определяю моральный облик человека.  «Нравственные  качества личности,  подчеркивает В.Т. Чепиков, - выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального  выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственную культуру» [ 6.].

Для Коменского  особое место занимают вопросы гуманного отношения к людям и трудолюбия. Он впервые включает  в число этических требований  к личности выработку «выносливости в труде» [1]. 

Изучение  трудов по проблеме нравственного воспитания  Я.А. Коменского  позволяет сделать вывод,  что  его  идеи особо актуальны и в наши дни, а также позволят решить вопросы  нравственного  воспитания.

e-koncept.ru

Основные педагогические идеи я. А. Коменского

Я.А. Коменский педагог и ученый, который внес значительный вклад в отечественную педагогику. Его открытия, педагогические идеи, достижения в области педагогики, легли в основу современной педагогики, в частности дошкольной.

Основными педагогическими идеями Я.А. Коменского являются всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевают те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

  1. принцип сознательности и активности;

  2. принцип наглядности;

  3. принцип постепенности и систематичности знаний;

  4. принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика, гуманного обращения с учащимися. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.

Я.А. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы.

Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории, но затем пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник "Открытая дверь языков". Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира.

Одной из основных заслуг Коменского Я.А. является разработка классно-урочной системы обучения, которая заменила индивидуальную.

На сегодняшний день классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского. Ключевыми понятиями этой системы являются:

а) класс, что предполагает постоянное число учеников приблизительно одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей для всех образовательной цели;

б) урок, что предполагает четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день – от 4 до 6 уроков, урок, перемена). Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего педагог предложил использовать регулярные домашние задания и экзамены.

В школах тогда КОГДА ????? прием учащихся производился в разное время, в течение всего года. Ученики хотя и сидели вместе в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально с учениками. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.

Одной из заслуг Коменского была разработка классно-урочной системы. Он, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

В основу этого деления он положил возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления, и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал для каждого из этих возрастных периодов единую школьную систему - от дошкольного воспитания до высшего образования:

для детей от рождения до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери;

с 6 до 12 лет дети обучаются в элементарной школе - школа родного языка в каждой общине, селении, местечке (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания). Коменский также считал, что в "школе родного языка" необходимо знакомить детей с ремёслами;

следующая ступень обучения - в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия.

В учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными "семью свободными искусствами" естествознание, историю, географию. Коменский изменил и содержание самих "свободных искусств", связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки;

И по мнению Коменского в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет.

Эту систему, описанную уже в своем труде "Чешская дидактика", Коменский в "Пампедии" (всеобщее воспитание) расширил, добавив к ней "школы зрелого возраста и старости", в которых "преподаёт" сама жизнь. Здесь должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Не понятно где же эта система все таки была описана , в «Чешской дидактике», или в «Пампедии»??????

Таким образом основными заслугами Я.А. Коменского в области дошкольной педагогики были: (это заслуги не в области дошкольной педагогики, а в педагогике в целом., раздели заслуги в облатси педагогики, а потом конкретизируй про дошкольную!!!! )

Таким образом, Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный приём учащихся осенью, классно-урочная система, учёт знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т.д.).

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Так, многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая всё то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд: "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", одну из частей которого он назвал "Пампедией" ("Всеобщим воспитанием") где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.

Вывод про дошкольную педагогику, что же в неё он внёс, тема то про дошкольную.!!!!!

studfiles.net

Яа Коменский и современная педагогическая наука

Мы хотим, чтобы умам воплощено было все

совокупность лучшего из всей области знания

Я. А. Коменский

Ян. Амос. Коменский (1592-1670) принадлежит к выдающихся людей прошлого, имена которых с благодарностью и глубоким уважением сохраняет в памяти все прогрессивное человечество. Мыслитель и основатель новой прогрессивной педаг гогичнои системы. Я. А. Коменский является славой и гордостью не только чешского народа, но и большой семьи славянских народов и всего человечества. Он жил в эпоху бурных исторических событий, когда созревал новый класс - буржуазия, занимал отчетливо демократическую позицию в сложных условиях классовой борьбы того времени, отстаивал прогрессивные идеи и всю свою жизнь боролся против социального и духовного рабства. Коменсе кий высоко поднял традиции гуманистического движения, неисчерпаемого оптимизма и большой любви к человеку:"Человек есть не что иное, - писал он, - как гармония как относительно тела, так и по душе"В своих произведениях. Я. А. Ко. Менский чрезвычайно выразительно очертил прогрессивные для своего времени требования в области образования и воспитания, изобразил идею народоправства и равенстварівності.

Я. А. Коменский учился в братской, затем в латинской школах, в двух университетах, стал учителем в 22 года, кроме того, был проповедником, руководителем школы. В 1627 г начал писать"Чешскую дидактику", п позже жил в. Польше, преподавал в гимназии, там издал в 1633-1638 гг"Великую дидактику"Кроме того, писал учебники, выдал первую в истории книгу для родителей о семейном воспитании"Материнская школашкола".

Новые идеи и практику обучения. Я. А. Коменский гениально синтезировал, создав педагогическую систему, которая была новым, высшим этапом в развитии педагогической науки, итогом и теоретическим обоснованием усь ього положительного опыта свое времясу.

Произведения великого чешского педагога до сих пор не утратили своего значения. Правильна мысль о том, что. Я. А. Коменский - не только история, а в значительной мере и современность прогрессивного человечества

Его первый учебник"Открытые двери к языкам"- энциклопедия"элементарных реальных знаний был переведен на 20 европейских и 4 азиатские языки. В. России в 1768 г. Московский университет выпустил лат. НСК, немецком и французском языках произведение. Я. А. Коменского"Видимый мир в картинках"- первый учебник, построенный по принципу наглядности. Среди многочисленных произведений. Я. А. Коменского, которые выдавались поздним ише, центральное место занимает"Великая дидактика", относящейся к первоклассных произведений мировой педагогической литературы. В этой работе великий педагог изложил новую систему обучения и воспитания, подвергнув. Ныщий ней критике схоластическую школу, оторванную от потребностей жизненно потреб життя.

"Великая дидактика"Коменского - прекрасное произведение педагогической мысли как по содержанию, так и по структуре, взаимосвязью ее различных частей:

§ в I разделе доказывается, что человек - это удивительное, прекрасное и совершенное творение;

§ во II-IV - что цель человека за пределами настоящей жизни, что современная жизнь является лишь призвание будущего, приготовления к нему имеет три степени: 1) научное образование, 2) добродетель, или нравственность ть и 3) религиозность, или благочестия

§ в V-X - что человек от природы имеет хорошие зерна и корни этих трех стремлений, но, чтобы стать хорошим человеком, нужно получить воспитание воспитывать лучше всего в юношеские годы, для этого должны с создаваться школы; в процессе воспитания нужно изучать все о человеке, обеспечить юношество мудростью, различными искусствами, доброчиннисгю и благочестием

§ в XI-XIX разделах - сказано, что еще нет школ, отвечающих этим целям, что форма и образец порядка в школе нужно позаимствовать у природы; дается указание, как поступать, чтобы хватало времени на обу ния, излагаются правила содержательного, успешного обучения и воспитания и советы, как один учитель может обучать сразу и с наименьшими затратами сил нескольких учеников

§ в XX-XXV разделах - освещаются специальные методы обучения наукам, искусствам, языкам, нравственности, благочестию; излагается отношение. Коменского в языческих книг;

§ в XXVI-XXXII разделах - речь идет о том, какой должна быть школьная дисциплина, предлагается деление школ на четыре степени, соответственно возрасту детей; дается очерк"Материнской школы", очерк школы род рекордного языка, латинской школы, написано об академии и путешествия, о совершенной организации школи.

В последнем, XXXIII разделе речь идет об условиях, необходимых для осуществления нового подхода к организации обучения и воспитания молодежи"Великая дидактика"имеет три вступительные самостоятельные разделы: первый - обратите ние ко всем, кто стоит во главе школ, церквей, учреждений, к правителям, родителей, опекунов, второй - привет читателям, третий - о пользе дидактики. Свою педагогику. Я. А. Коменский ставит на службу сус пильным задачей:"Если мы хотим, чтобы были хорошо оборудованы и процветали церкви, государства и хозяева, прежде всего давайте упорядочим школы, дадим им расцвести, чтобы они стали настоящими и живыми ю йстернямы людей и рассадниками для церквей, государств, хозяйств"Руководящей основой своей дидактики он считал открытие такого метода, при котором учителя меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились, чтобы в шко лах было больше порядка и меньше одурманивания, бесполезной работы, а больше досуга, радостей, хороших результатов. Тогда и в государстве было бы меньше темноты, растерянности, расстройства, а больше света, порядка, мира и покойспокою.

. Педагогические взгляды. Я. А. Коменского

Наиболее интересным для современной педагогики является разработанный. Я. А. Коменским принцип природовидповидности. Этот принцип в его системе является методологическим. На необходимость учитывать в процессе воспитания на законы при ироды указывали еще философы древнего мира (Демокрит,. Аристотель,. Квинтилиан). Однако эта идея не получила развития до времен. Возрождения. Я. А. Коменский предлагает новую школу, где обучение и воспитание будет согласовано с природой в целом и с возрастными особенностями детей частности, где будут воспитываться новые люди, которые потом построят новую жизнь. Он не выделял человека из природы, а расценивал ее как часть п рирода, подчинял общим законам природы. В разделе"Семена образования, добродетели и благочестия заложено в нас от природы)"автор"Великой дидактики"заявляет, что человек создан добродетельной и ей от природы присущи стремление к знаниям, и поэтому задача воспитания - всячески способствовать развитию этих качеств. Я. А. Коменский утверждал, что образование человек с наибольшей пользой приобретает в раннем е эти, особенно вредным он считал перегруженность детей школьными занятиями"Детям следует заниматься только тем, что соответствует их возрасту и способностям""Обучение нельзя довести до основательности без найча стише и особенно умело поставленных повторений и упражнений"- эта идея очень важна и занимает большое место в современной дидактикеасній дидактиці.

Я. А. Коменский на основе собственной педагогической практики пришел к выводам о необходимости учить"всех всего":"Всем, рожденным людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не неподвижными бревнами"(ТИ,. С80). Он остро критикует схоластическую школу за то, что она удовлетворяет потребности только богатых. Я. А. Коменский предлагает единую систему школ. Эта демократы ческая идея единой школы имела большое историческое значение. Для достижения этой цели он берет 24 года и разделяет их на четыре периода: до 6 лет, от 6 до 12, от 12 до 18 и от 18 до 24 лет. Эта периодизаций я вызывает большое удивление и уважение к глубины мысли великого педагогго педагога.

Для каждого возрастного периода. Коменский определил определенный тип единой школы: для детства - материнскую школу, для отрочества - элементарную школу родного языка, для юности - латинскую школу или гимназию, д. ля зрелости - академию и путешествия. Материнскую школу и школу родного языка он определяет для всего юношества, а другие два типа школ - для юношей, у которых стремление высші.

. Я. А. Коменский о содержании образования

Содержание образования в школах средневековья, по выражению. Я. А. Коменского, был настоящим лабиринтом, в котором ученики бродили протяжении долгих лет, не имея надежды увидеть радостное сияние жизни. Семь свободных искусств (так назывались школьные предметы) не могли удовлетворить прогрессивных потребностей общества XVII в. Выработка новой системы и методов обучения наук по сути было центральной идеей во всей деятельности велик ого чешского педагога. Систему наук, которая дала общую картину мира, ученые и философы назвали. Пансофия. Известно, что. Коменский много работал над. Пансофия, но почти все работы по этой отрасли с агинулы. Содержание образования, связан с науками,. Я. А. Коменский изложил в таких произведениях:"Великая дидактика","Пансофическая школа","О пользе точного наименования вещей","Речь о номенклатуре вещей",". Материнская школа","Видимый мир в картинках","Открытые двери к языкам","Открытые двери к вещам"и др."Мы желаем, - говорил. Коменский, - чтобы умам воплощено было всю совокупность лучшего из всех отраслей знаний"Я. А. Коменский советует: к знаниям надо присоединить подготовку к деятельности,яльності, щоб

из школ выходили юноши деятельные, на все способны, ловкие, старательные; в процессе обучения нужно сочетать три элемента: вещи, ум, язык; учебный материал располагать концентрически

Я. А. Коменский является первым педагогом, который подробно и реалистично разработал содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста в специальном фундаментальном сочинении"Материнская школа"Интересные советы в этой га алузи: дать знания по природоведению, оптики, географии, арифметики, геометрии, музыки, языка; местом материнской школы есть семья, а воспитателем - мать, с детства следует ребенка приучать к труду, первый день в школе должен быть радостным и светлым событием в жизни ребенка. Второе звено школы - школу родного языка он считает важной, потому что она должна дать основы для любой дальнейшей деятельности юноши. Школ в родного языка должны пройти все дети обоего пола. Ввести в школе родной язык как язык преподавания и воспитания - этот совет чрезвычайно актуальна. Предлагая третье звено в системе образования - латинский шк ола или гимназию,. Коменский дает перечень предметов, указывает, что задача этой школы - исчерпать всю энциклопедию наук, до семи"свободных искусств"он добавляет физику, географию, историю, мораль, причем н аповнюе их новым содержаниемзмістом.

Борьба. Я. А. Коменского за научность содержания образования, его призыв ввести в школе реальное образование и особенно его идея о связи школьного обучения с жизнью - все это очень созвучно с нашим дл анням по совершенствованию содержания образования в современной украинской школлі.

Последнюю, высшее звено в единой системе школ. Я. А. Коменский назвал академией - это большой учебное заведение типа университета, который должен готовить ученых мужей и руководителей народа. К академии. Я. А. Комен нский советует посылать"только избранных людей, цвет человечества"Академия - это школа для аристократов и богачей, а высшее учебное заведение, где получать образование лучшие, талантливые юноша юнаки.

. Дидактическая система. Я. А. Коменского

Дидактическая система, изложенная в"Великой дидактике", вошла в золотой фонд классической педагогической литературы. Это не только научно-педагогический произведение, но и оружие в борьбе за нового человека, новое, где емократичне общество. Психологической науки тогда еще не было,. Коменский действовал на основании собственных наблюдений над детьми, но его рассуждения по педагогического мышления, воли и других психических проце сел представляют большой интерес и для современной наукки.

Я. А. Коменский требует: учитель должен знать особенности детей, не подходить ко всем одинаково; нужно воспитывать интерес и внимание к обучению, возбуждение внимания к обучению - первейшая забота учителя;, сама школа должна быть приятным местом; наибольшее значение в обучении имеют совершенные и рациональные методы обучения, они должны согласовываться с природой ребенка. Я. А. Коменский основательно разработал т аки принципы обучения: наглядность, последовательность и систематичность, посильность, прочность, сознательное усвоение знаний. Все они приняты и в современной педагогике, даже с сохранением назм назв.

Я. А. Коменский большое внимание уделил определению новых организационных форм обучения. Основной формой обучения он считал классно-урочных занятия схоластическая школа не знала такой формы обучения, как урок. Это ередньовични занятия проходили в одной комнате одновременно со всеми учащимися, несмотря на возраст и год обучения. Каждый ученик имел свой урок, который отдельно он отвечал учителю. Обучение в таких условиях было длинным и тяжелым для учеников и для учителей. Трудно переоценить большую историческую заслугу. Я. А. Коменского как первого теоретика и практика классно-урочной организации обучения. Современная педагогическая наука эту то орию значительно продвинула вперед, но основа учения. Коменского о классно-урочную систему осталась до сих пор. Его советы актуальны: оборудование школы должно соответствовать учебным задачам; четкая рег ция времени: не переобтяжування ребенка учебным материалом; точное соответствие домашних заданий том, о чем говорилось на уроке сколько классов, столько и учебных комнат, каждая комната должна иметь кафедру и достаточное количество лав; серьезным занятием посвящается ежедневно лишь четыре часа и др.. Итак, в дидактической системе великого чешского педагога. ЯАКоменського имеется значительное количество положений, при критическом подходе к ним, с учетом особенностей исторической эпохи, можно использовать в современной украинской школраїнській школі.

. Я. А. Коменский о нравственном воспитании

Вопросам нравственного воспитания посвящено произведение"Законы хорошо организованной школы"Во взглядах. Я. А. Коменского на нравственное воспитание чувствуется вылил христианской этики, он часто обращается к"праздников того письма", цитирует и пересказывает"святых отцов"церкви. Моральные качества отчетливо изложены в его сочинении"Материнская школа": умеренность в еде и питье, аккуратность, уважение к старшим, почтительность, пра вдивисть, справедливость, благотворительность, привычка к труду, сдержанность, терпение, деликатность, готовность служить старшим, изящество манер, достоинство, выдержанность, скромность - это кодекс гуманис и поборника общечеловеческого братства и мирного труда. Дисциплину. Коменский расценивает как метод, с помощью которого только и можно достичь результатов в воспитании детей"Школа без дисциплины есть мельница бы ез воды", - писал. Я. А. Коменский, в то же время выступая против жесткой дисциплины схоластической школы. Он предполагал телесные наказания не за неуспеваемость в учебе, а за плохое поведение ученика, за амо ные поступки, высокомерие, за упорную неповиновение, умышленно злобность, за недоброжелательность и лень - и этим он уступил средневековой школній школі.

Важную роль. Я. А. Коменский отводит учителю, очень высоко оценивает его труд:"они поставлены на высоко почетном месте, им поручено прекрасную должность, выше которой ничего не может быть под солнцем""Он ставит перед учителем такие требования: учителя должны отмечаться своей нравственностью, захватывать учеников положительным примером, быть приветливыми и ласковыми, не отталкивать детей от себя своим су ворим поведением, относиться к ученикам с любовь 'із любов'ю.

Роль учителя. Я. А. Коменский возводит уровня высоких патриотических задач освобождение своей родины и содействие расцвета чешского народа"Может быть для вас, - обращается. Я. А. Коменский к учить телив, - что-нибудь приятнее, чем то, чтобы видеть обильные плоды вашего трудараці?

Пусть зажгутся ваши сердца, неотступно побуждая вас, а через вас и других, беспокоиться об этом, пока огнем этого света не загорится и не будет счастливо озарена вся наша родина"

Прошло более 370 лет со времени выхода в свет произведений. Я. А. Коменского, но все они сохраняют свое огромное значение для педагогической науки. ЯКоменський - не только история, это и наша современность, потому йог го идеи, критически переосмыслены, вошли в систему украинской педагогики, украинского национального воспитания украинских педагоги в наследии. Я. А. Коменского находят бесценное сокровище для творческой пра эти в столь сложный и ответственный чаний час.

uchebnikirus.com

Я. А. Коменский о нравственном воспитании

Вопросам нравственного воспитания посвящено произведение "Законы хорошо организованной школы". Во взглядах Я. А. Коменского на нравственное воспитание чувствуется вылил христианской этики, он часто обращается к "святого письма", цитирует и пересказывает "святых отцов" церкви. Моральные качества отчетливо изложены в его сочинении "Материнская школа": умеренность в еде и питье, аккуратность, уважение к старшим, почтительность, правдивость, справедливость, благотворительность, привычка к труду, сдержанность, терпение, деликатность, готовность служить старшим, изящество манер, достоинство , выдержанность, скромность - это кодекс гуманиста и борца общечеловеческого братства и мирного труда. Дисциплину Коменский расценивает как метод, с помощью которого только и можно достичь результатов в воспитании детей. "Школа без дисциплины есть мельница без воды", - писал Я. А. Коменский, в то же время выступая против жесткой дисциплины схоластической школы. Он предполагал телесные наказания не за неуспеваемость в учебе, а за плохое поведение ученика, за аморальные поступки, высокомерие, за упорную неповиновение, умышленно злобность, за недоброжелательность и лень - и этим он уступил средневековой школе.Важную роль Я. А. Коменский отводит учителю, очень высоко оценивает его работу: "... они поставлены на высоко почетном месте ..., им поручено прекрасную должность, выше которой ничего не может быть под солнцем". Он ставит перед учителем такие требования: учителя должны отмечаться своей нравственностью, захватывать учеников положительным примером, быть. приветливыми и ласковыми, не отталкивать детей от себя своим суровым обращением, относиться к ученикам с любовью.Роль учителя Я. А. Коменский возводит уровня высоких патриотических задач освобождение своей родины и содействие расцвета чешского народа. "Может быть для вас, - обращается Я. А. Коменский к учителям, - что-нибудь приятнее, чем то, чтобы видеть обильные плоды вашего труда?Пусть зажгутся ваши сердца, неотступно побуждая вас, а через вас и других, беспокоиться об этом, пока огнем этого света не загорится и не будет счастливо озарена вся наша родина ".Прошло более 370 лет со времени выхода в свет произведений Я. А. Коменского, но все они сохраняют свое огромное значение для педагогической науки. Я.Коменський - не только история, это и наша современность, потому что его идеи, критически переосмыслены, вошли в систему украинской педагогики, украинского национального воспитания. Украинские педагоги в наследии Я. А. Коменского находят бесценное сокровище для творческой работы в столь сложный и ответственный время.

Интересно знать:

Если вы ищете качественное Агенство переводов тогда самые качественные услуги вы найдете на сайте www.gr8.com.ua/apostile/apostile-stamp-process.html.

faktu-ru.livejournal.com

Я.А. Коменский

Говорить о педагогике как самостоятельной отрасли научных знаний невозможно без выдающегося чешского мыслителя, общественного деятеля, гуманиста, демократа Яна Амоса Коменского. «Мудрость педагогики» - так оценивает место Коменского в истории мировой культуры наш современник, яркая личность в гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили.

По годам жизни (1592-1670) Я.А.Коменский – педагог ХVП столетия, эпохи начала Нового времени в Западной Европе. По своей деятельности, по тому, что им сделано для развития теории и практики обучения и воспитания, Коменский принадлежал, принадлежит и будет принадлежать всем последующим эпохам.

Жизнь и деятельность Коменского была посвящена многогранным проблемам исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всем мире». Среди этих проблем образование занимает первое место. Пансофия как всеобщая мудрость, как универсальное средство обучения всех всему – философия образования Коменского.

В теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания («Великая дидактика», «Материнская школа», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) Коменским рассмотрены важнейшие педагогические проблемы, заложены основы педагогики Нового времени, получили развитие гуманные идеи воспитания и обучения, заложенные античной педагогикой и педагогикой эпохи Возрождения.

Наука есть система знаний о закономерностях развития природы, общества, мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. «Педагогика - отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности» (Российская педагогическая энциклопедия).

Педагогика Коменского – результат глубочайшего анализа педагогической мысли, накопленной в течение многовековой истории человечества, это система знаний о практических путях и способах, направленных на то, чтобы помочь каждому человеку стать Человеком («Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование»).

Ребенок для Коменского «драгоценнейшее существо», школа – «мастерская гуманности».

«Учить всех всему» - призыв Коменского, смысл которого состоит в том, что образование должно носить не только всеобщий, но и универсальный (энциклопедический) характер. В связи с этим различные науки должны быть объединены в единую всеобщую мудрость – пансофию.

Согласно Коменскому, человек – дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. На основе принципа природосообразности Коменский разрабатывает единую систему образования. При этом, он не только намечает структуру образовательной системы (от дошкольного образования к начальном, а далее - среднему и, наконец, - высшему), но предлагает программу содержания образования, показывает специфику подбора педагогических средств, методов на каждой ступени обучения - в материнской школе, школе родного язык, латинской школе и академии.

Педагогику Коменского как систему знаний о сущности и закономерностях образования, о содержании, путях и средствах, помогающих каждому человеку стать Человеком, невозможно понять без глубокого осознания эпохи, в которой жил Коменский, особенностей государства, общины Чешских братьев, воспитавшей его, мировоззрения, социально-политических взглядов, практической деятельности, в которой немалое место занимало образование.

Заслугой Коменского является то, что он критически осмыслил и систематизировал педагогическое наследие прошлого и, дополнив его собственными убеждениями, центральное место среди которых занимала «пансофическая» идея «обучать всему всех со всех точек зрения», впервые в истории сумел дать стройное научное обоснование сущности, принципам и методам обучения, наиболее полно изложив все это в своем главном труде «Великая дидактика».

Само слово «дидактика» возникло в Древней Греции (didaktikos - поучающий, относящийся к обучению). В Новое время благодаря В. Ратке, называвшему свой курс лекций «дидактикой» или «искусством преподавания», этот термин вошел в научный оборот и, начиная с Коменского, стал использоваться в качестве понятия, обозначающего теорию обучения.

Для Коменского дидактика была «душой и сердцем» педагогики, и поэтому в своих работах он большое внимание уделял общепедагогическим основам обучения. Их можно свести к базовым принципам:

- принцип природосообразности (природа выступает как образец для подражания; через всю «Великую Дидактику» проходят три образа, характеризующие процесс обучения – яйцо, из которого вылупился птенец; птичка – мать; садовник, иногда строитель. Идея подражания природе (естественный метод образования). На основе природных дарований осуществляется воспитание, с помощью которого происходит совершенствование человека;

- принцип наглядности и золотое правило дидактики: «…все что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схватываться несколькими чувствами»;

- принцип легкости обучения (современное понимание доступности, посильности и учета особенностей возраста) обеспечивает интерес ребенка к учению, желание учиться;

- принцип прочности знаний (последовательность изложения, переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от общего к частному)

С учетом названных общепедагогических принципов была создана классно-урочная система обучения. Классно-урочная система, несмотря на попытки отказа от нее в 20-21 вв. во многом сохранилась в своих основных параметрах в школах многих стран мира.

В одном разделе «Великой дидактики» Коменский высказывается по поводу последовательных типов школ, что свидетельствует о глубоком знании психологии. Принцип природосообразности реализует в возрастной периодизации, в системе школ, в разработке содержания обучения и его организации. Материнская школа – прекрасная весна; школа родного языка – лето; гимназия – осень, академия – зима.

Таблица 1. – Возрастная периодизация и система школ по Я.А. Коменскому

Возрастная характеристика

Тип школы и содержание образования

Место школы

От рождения - до 6 лет. Детство Физический рост и развитие органов чувств.

Материнская школа.

Содержание: элементарные трудовые навыки, умения; первоначальные знания о мире.

основы нравственного воспитания.

В каждой семье.

Мать - главная воспитательница.

6-12 – отрочество. Развитие памяти, совершенствование языка и руки.

Вторая ступень. Школа родного языка для совместного воспитания юношества. Школа элементарная и народная.

и народная.воспитания

В каждой общине, городе, местечке или деревне.

12–18 – юность. Развитие «понимания и суждения», т.е.развитие ума.

Третья ступень. Латинская школа или гимназия.

Содержание: латинский язык, реальные предметы, риторика, диалектика.

В каждом городе.

18-24 - возмужалость. Развитие воли, способности управлять собой.

Четвертая ступень. Академия и путешествия.

Содержание: философия, медицина, юриспруденция, богословие.

В каждом государстве и даже в значительной провинции.

При всем различии этих школ мы, однако, хотим, чтобы в них обучали не различным вещам, а одним и тем же, только по-разному, т.е. всему тому, что может сделать людей истинно людьми... ученых — истинными учеными, усваивающими знания в зависимости от возраста и уровня предшествующей подготовки, которая должна постоянно повышаться.

Идеи пансофии (всеобщей мудрости) реализуются в целях и задачах воспитания, в содержании и методах обучения:

Цели воспитания:

1. Воспитание мудрого человека, умеющего оказать помощь другим.

2. Подготовка к загробной жизни.

Задачи воспитания:

1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание)

2.Управление собой. Воспитание 4-х добродетелей: мудрости, умеренности, мужества и справедливости к людям (нравственное воспитание).

3. Стремление к Богу (религиозное воспитания)

Методы воспитания: личный пример, наставление-разъяснение, упражнение, поощрение и наказание.

Нравственное воспитание

Школа – мастерская человечности.

Содержание нравственного воспитания – формирование мудрости, мужества, умеренности, справедливости, человечности, трудолюбия.

Золотое правило нравственного воспитания – «Уважение к человеку начинается с уважения к ребенку».

Учитель «Должность учителя очень почетна, настолько превосходна, как никакая под солнцем».

Какие качества присущи учителю, выполняющему возложенную на

него благороднейшую задачу?

Прежде всего — любовь к своему делу, которая побуждает наставника юношества искать то, чему нужно обучать всех, постоянно трудиться и думать о том, как учить учеников, чтобы наука усваивалась ими «без воплей, без насилия, без отвращения». Учитель, пишет Коменский, как ваятель, с любовью старается красиво изваять и расписать «Божьи изображения» — детей, чтобы придать им «наибольшее сходство с оригиналом».

Трудолюбие — важнейшее качество учителя, «кто берется за наивысшее, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и трудами и избегать пиров, роскоши и всего, что ослабляет дух». Собственная образованность, широта знаний и опыта учителя достигаются величайшим трудом, которым педагог занят всю жизнь.

Чтобы учитель мог достойно выполнить почетные обязанности, ему следует расположить к себе учеников отеческим и сердечным отношением к ним, приветливостью и лаской, отличным знанием своей науки. Коменский советует наиболее прилежных учеников поощрять похвалой, а малышей можно угостить за прилежание яблоками или орехами. Относясь к ученикам с любовью, учитель легко завоюет их сердца, и тогда им больше захочется находиться в школе, чем дома. Он «должен быть не только руководителем своих питомцев, но также другом их». В таком случае учитель будет не только обучать детей, но и воспитывать их.

В воспитании у детей человечности (а в этом цель школы — мастерской человечности) очень важен для учащихся пример учителя, которому они стараются подражать, дети — «самые настоящие обезьяны; ведь что бы они ни видели, это к ним пристает и они делают то же самое». Поэтому мало только объяснить, как надо поступать в жизни, нужно самим являть образцовый пример, нужно «остерегаться походить на тех прирожденных Меркуриев, которые только показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут». Учитель — живой пример для учеников, он должен быть добродетельным, ведь невозможно воспринять добродетель с помощью различных картинок и моделей, только пример педагогов и воздействует на детей.

Стержень педагогики Я.А.Коменского – вера в человека «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение».

Образование не ограничиваются рамками школы и семьи, а являются неотъемлемой частью всей общественной жизни: человеческое общество – это обучающееся общество – идея, которая получила свое позитивное выражение лишь в XIX в. И которую Коменский предвидел в перспективе этой философии; отсюда и амбициозность «пансофической» идеи: «обучать всему всех со всех точек зрения», и основополагающее единство образовательного идеала и идеала международного устройства.

«Великая дидактика» Я.А.Коменского охватывает все проблемы, которые являются предметом изучения современной педагогики. Коменский поставил ряд новых для своего века проблем: умственного развития, психологических основ дидактических методов, связи между школой и обществом, необходимости структурирования или регламентации программ, управления образованием, наконец, международной организации научных исследований и образования. Постановка таких проблем, имеющих жизненно важное значение для человечества, остается самой большой гордостью знаменитого педагога.

Оставленное потомкам богатейшее педагогическое наследие позволило назвать Яна Амоса Коменского основоположником педагогики как самостоятельной отрасли научных знаний.

Основные даты жизни и деятельности

1592 — Ян Амос Коменский родился в Нивнице — Чехия.

1611—1614 — обучение в университетах.

1614—1620 — деятельность в Пршерове и Фульнеке.

1621—1628 — жизнь вне закона.

1628—1641 — первое пребывание в Лешно.

1641—1648 — путешествие в Англию и работа для Швеции.

1648—1650 — второе пребывание в Лешно.

1650—1654 — деятельность в Венгрии.

1654—1656 — третье пребывание в Лешно.

1656—1670 — деятельность в Голландии.

1670 — Ян Амос Коменский скончался в Амстердаме.

Основные работы

1631 — «Открытая дверь к языкам».

1657 — «Материнская школа» (написана в 1628 г.).

1657 — «Великая дидактика» (написана в 1632 г.).

1658 — «Мир чувственных вещей в картинках».

studfiles.net


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта