Примечания к отдельным категориям в классификации психических и поведенческих расстройств МКБ-10. Психические и поведенческие расстройства мкб 10


Психические расстройства и расстройства поведения (Код МКБ-10: F00-F99)

Этот блок содержит широкий спектр различных по тяжести и клиническим проявлениям расстройств, развитие которых всегда связано с употреблением одного или более психоактивных веществ, предписанных или не предписанных по медицинским показаниям. Трехзначная рубрика идентифицирует использованное вещество, а четвертый знак кода определяет клиническую характеристику состояния. Такое кодирование рекомендуется проводить для каждого уточненного вещества, однако необходимо отметить, что не все четырехзначные коды применимы для всех веществ.

Идентификация психоактивного вещества должна основываться на возможно большем числе источников информации. К ним относятся данные, сообщенные самим индивидом, результаты исследования крови и других биологических жидкостей, характерные соматические и психологические признаки, клинические и поведенческие симптомы, а также другие очевидные данные, такие, как вещество, находящееся в распоряжении пациента, или информация от третьих лиц. Многие потребители наркотиков используют не один вид наркотического вещества. Основной диагноз должен быть по возможности установлен по веществу (или группе веществ), которое вызвало клинические симптомы или способствовало их появлению. Другие диагнозы следует кодировать в случаях, когда другое психоактивное вещество принято в количестве, вызвавшем отравление (общий четвертый знак.0), причинившем вред здоровью (общий четвертый знак .1), приведшем к зависимости (общий четвертый знак .2) или другим нарушениям (общий четвертый знак .3-.9).

Только в тех случаях, когда применение наркотических веществ носит хаотичный и смешанный характер или вклад различных психоактивных веществ в клиническую картину невозможно вычленить, следует ставить диагноз расстройств, вызванных употреблением нескольких наркотических веществ (F19.-).

Исключено: злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость (F55)

Следующие четвертые знаки используются в рубриках F10-F19:

xn---10-9cd8bl.com

Расстройства поведения мкб 10 — Психиатрия

Классификация психических расстройств мкб-10.

Клинические описания и диагностические указания.

В различных целях разработаны несколько разных версий Класса V (Психические и поведенческие расстройства) МКБ-10. Данная версия, Клинические описания и диагностические указания, предназначена для использования в клинических, образовательных и служебных целях. Исследовательские диагностические критерии разработаны для исследовательских целей и предназначены для использования в сочетании с данной книгой. Гораздо более короткий глоссарий, предусмотренный Главой V(F) МКБ-10, пригоден для использования статистиками и работниками медицинских канцелярий, а также служит отправной точкой для сравнения с другими классификациями; он не рекомендуется для использования психиатрами. В настоящее время готовятся более простые и короткие версии классификации, такие как многоосевая схема, для использования работниками первичного звена здравоохранения. Клинические описания и диагностические указания послужили основой для создания различных версий Класса V, и авторы с особой тщательностью пытались избежать их несовместимости между собой.

Перед использованием классификации важно изучить это общее введение, а также внимательно прочитать дополнительные вводные и разъяснительные тексты, помещенные в начале некоторых отдельных категорий. Это особенно важно при пользовании рубрикой F23.- (острые и транзиторные психотические расстройства) и разделом F30 — F39 (расстройства настроения (аффективные расстройства)). Учитывая давно существующие и пресловуто сложные проблемы, связанные с описанием и классификацией этих расстройств, объяснение подходов к их классификации проведено с особой тщательностью.

Для каждого расстройства предлагается описание как основных клинических признаков, так и любых значимых, но менее специфических признаков, которые связаны с ними. В большинстве случаев предлагаются «диагностические указания», определяющие количество и соотношение симптомов, необходимых для достоверной диагностики. Эти указания сформулированы таким образом, чтобы сохранить достаточную гибкость диагностических решений в клинической практике, особенно в тех ситуациях, где требуется установление временного диагноза, до того как станет полностью ясной клиническая картина или будет собрана полная информация. Для избежания повторений клинические описания и некоторые общие диагностические указания приводятся для определенных групп расстройств в дополнение к тем, которые относятся только к индивидуальным рубрикам.

При отчетливом выполнении требований, изложенных в диагностических указаниях, диагностика может рассматриваться как «достоверная». Если диагностические требования выполняются лишь частично, то все равно целесообразно регистрировать диагноз. В этих случаях диагностирующему предстоит решать, нужно ли отмечать меньшую степень диагностической достоверности (диагноз может определяться как «временный», если есть возможность расширить информацию, или как «предположительный», если получить новую информацию маловероятно).

Определение продолжительности симптоматики имеет значение скорее общего указания, нежели строгого требования; клиницисты должны сами выбирать адекватный диагноз, когда длительность отдельных симптомов слегка превышает или короче, чем установлено диагностическими критериями.

Диагностические указания должны также способствовать клиническому обучению, поскольку они отражают узловые пункты клинической практики, которые в более полной форме могут быть обнаружены в большинстве учебников по психиатрии. Они могут оказаться пригодными и для некоторых типов исследовательских проектов, где не требуются более точные (и следовательно более узкие) диагностические исследовательские критерии.

Настоящие описания и указания не несут в себе теоретического смысла и они не претендуют на всеобъемлющее определение современного состояния знаний о психических расстройствах. Они представляют собой просто группы симптомов и комментарии, относительно которых большое число советников и консультантов во многих странах мира договорились как о приемлемой основе определения границ категорий в классификации психических расстройств.

F91 Расстройства поведения

Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность, и длиться значительное время (6 месяцев и дольше). Черты такого расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, и в этом случае предпочтение следует отдавать основному диагнозу. Примеры поведения, на которых базируется диагноз, включают чрезмерную драчливость и вздорность, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, прогуливание занятий в школе и побеги из дома, обычно частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Наличие любого из вышеуказанных признаков, если он ярко выражен, достаточно для постановки диагноза, однако отдельные диссоциальные действия не могут служить для него основанием. Исключены: расстройства настроения [аффективные] (F30-F39) общие нарушения развития (F84.-) шизофрения (F20.-) расстройства поведения, связанные с: . эмоциональными расстройствами (F92.-) . гиперкинетическими расстройствами (F90.1)

F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи

Расстройство поведения, заключающееся в диссоциальном и агрессивном поведении (а не только оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), при котором отклонение в поведении полностью или почти полностью ограничивается пределами дома и взаимоотношениями с членами семьи или ближайшими домочадцами. Диагноз этого расстройства требует наличия полного комплекса критериев для рубрики F91.-; даже тяжелое нарушение взаимоотношений родители-ребенок само по себе недостаточно для постановки диагноза.

F91.1 Несоциализированное расстройство поведения

Расстройство, характеризующееся сочетанием устойчивого диссоциального или агрессивного поведения (полностью соответствующего критериям рубрики F91.-, а не только охватывающего оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение) со значительно выраженными аномалиями во взаимоотношениях индивида с другими детьми. Расстройство поведения, одиночно агрессивный тип Несоциализированное агрессивное поведение

F91.2 Социализированное расстройство поведения

Расстройство, включающее устойчивое диссоциальное или агрессивное поведение (полностью соответствующее критериям рубрики F91.-, а не только охватывающее оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), встречающееся у индивидов, которые в основном хорошо интегрированы в свою социально равную группу. Расстройство поведения, групповой тип Групповое правонарушение Правонарушение в ситуации члена банды Воровство в компании с другими Манкирование школой, прогулы

F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство

Расстройство поведения, обычно отмечающееся у детей более младшего возраста и характеризующееся в основном выраженным вызовом, непослушанием, разрывающим отношения поведением, которое не включает правонарушительных действий или более экстремальных форм агрессивного или диссоциального поведения. Диагноз требует полного соответствия критериям рубрики F91.-; даже тяжелые формы озорства или непослушания сами по себе не являются достаточными для постановки диагноза. Необходимо соблюсти осторожность, прежде чем использовать эту рубрику, особенно применительно к детям более старшего возраста, поскольку клинически значимое расстройство поведения обычно будет сопровождаться диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает просто вызывающее поведение, непослушание или разрывающее отношения поведение.

F91.8 Другие расстройства поведения

F91.9 Расстройство поведения неуточненное

Детское: . поведенческое расстройство БДУ . расстройство поведения БДУ

xn—10-9cd8bl.xn--p1ai

Классификация психических расстройств мкб-10

Классификация психических расстройств мкб-10

/F91/ Расстройства поведения.

Расстройства поведения характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение в своей наиболее крайней степени доходит до выраженного нарушения соответствующих возрасту социальных норм и является поэтому более тяжелым, чем обычный ребяческий злой умысел или подростковое бунтарство. Изолированные диссоциальные или криминальные акты сами по себе не являются основанием для диагноза, подразумевающего постоянный тип поведения. Признаки расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, при которых должен кодироваться основной диагноз.

F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи.

Эта группа содержит расстройства поведения, включающие антисоциальное или агрессивное поведение (а не только оппозиционное, вызывающее, брутальное поведение), при которых ненормальное поведение целиком или почти целиком, ограничивается домом и/или взаимоотношениями с самыми близкими родственниками или домочадцами. Расстройство требует, чтобы были удовлетворены все критерии F91.х, и даже выраженно нарушенные детско-родительские взаимосвязи сами по себе недостаточны для диагноза. Может иметь место воровство из дома, часто специфически сфокусированное на деньгах или имуществе одного или двух лиц. Это может сопровождаться поведением, носящим намеренный характер разрушения и также сфокусированном на определенных членах семьи, таком как разламывание игрушек или украшений, рванье обуви, одежды, резанье мебели или разрушение ценного имущества. Жестокость против членов семьи (но не других) и намеренный поджог дома также являются основой для диагноза.

F91.1 Несоциализированное расстройство поведения.

Этот тип расстройства поведения характеризуется сочетанием упорного диссоциального или агрессивного поведения (удовлетворяющего общим критериям /F91/ и не охватывающего только оппозиционное, вызывающее, брутальное поведение) со значительным общим нарушением взаимоотношений ребенка с другими детьми.

F91.2 Социализированное расстройство поведения.

Эта категория применяется к расстройствам поведения, включающим стойкое диссоциальное или агрессивное поведение (удовлетворяющее общим критериям /F91/ и не ограничивающееся оппозиционным, вызывающим, брутальным поведением) и возникающим у детей, обычно хорошо интегрированных в группе сверстников.

F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство.

Этот тип расстройств поведения характерен для детей младше 9-10 лет. Он определяется наличием заметно вызывающего, непослушного, провокационного поведения и отсутствием более тяжелых диссоциальных или агрессивных действий, нарушающих закон или права других. Расстройство требует, чтобы удовлетворялись общие критерии F91; даже серьезное непослушание или озорное поведение сами по себе недостаточны для диагноза. Многие считают, что оппозиционно-вызывающее поведение представляет менее тяжелый тип расстройства поведения, а не качественно отличающийся тип. Исследовательские доказательства недостаточны в том, является ли различие качественным или количественным. Тем не менее, имеющиеся данные предполагают, что самостоятельность этого расстройства может быть принята в основном только у маленьких детей. Необходимо с осторожностью использовать данную категорию, особенно у более старших детей. Клинически значимые нарушения поведения у старших детей обычно сопровождаются диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает открытое неповиновение, непослушание или брутальность; хотя нередко им могут предшествовать оппозиционно-вызывающие расстройства в более раннем возрасте. Эта категория включена с целью отражения общей диагностической практики и облегчения классификации расстройств, встречающихся у маленьких детей.

F91.8 Другие расстройства поведения.
F91.9 Расстройство поведения неуточненное.

Это не рекомендуемая остаточная категория только для расстройств, которые удовлетворяют общим критериям F91, но которые не выделены как подтип, или не набирают критерии для какого-либо определенного подтипа.

zavantag.com

Расстройство поведения неуточненное

Рубрика МКБ-10: F91.9

Определение и общие сведения [ править ]

Расстройства поведения (психопатоподобное поведение, нарушения поведения, агрессивное поведение, социальные нарушения поведения, социальная дезадаптация, антисоциальное поведение, девиации поведения) характеризуются отклоняющимися от общепринятых норм, существующих для данного возраста, стойкими типами диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения у детей и подростков, которые мешают социальной жизни самого ребёнка и общества, могут проявляться дома, в детском саду, школе и любой другой среде.

Трудно установить частоту расстройств поведения или сравнить различные исследования этой проблемы из-за сложностей с их определением и разграничением. Известно, что дети и подростки с патологическими нарушениями поведения, обусловленными патохарактерологическими реакциями и формированиями личности, составляют значительную часть контингента, попадающими к детскому и подростковому психиатру. Ретроспективные исследования показывают, что примерно половина молодых преступников, которые были обследованы в конце 1980-х — начале 1990-х годов, раньше имели контакт с детскими психиатрами (Adler et al., 1995).

Девиации поведения значительно чаще встречаются у мальчиков: соотношения полов от 1:4 до 1:12, по данным разных авторов (Rutter M. et al., 1970; Bird et al., 1988; Boyle et al., 1992). Частота психопатий среди подростков мужского пола втрое выше, чем женского (Чибисов Ю.К., 1977). Среди широкого круга психопатических расстройств конституциональные психопатии составляют около половины случаев, органические — 20-30%, а патохарактерологические формирования личности, достигающие уровня «краевой психопатии», — 10-20% (Личко А.Е., 1977; Гурьева В.А., Гиндикин В.Я., 1980). Наиболее частыми типами психопатий у подростков мужского пола являются эпилептоидный и шизоидный, а у подростков женского пола — только эпилептоидный (Личко А.Е. с соавт., 1982).

Этиология и патогенез [ править ]

Причины расстройств поведения точно не установлены. Предполагается взаимодействие биологических и средовых факторов, причём вероятность развития расстройства растёт с уввеличением числа факторов риска. Многое говорит и о том, что факторы риска имеют кумулятивный эффект, то есть чем их больше и чем раньше они возникают, тем выше риск развития нарушения поведения и криминальности (Blantz et al., 1991; McCord, 1993; Mrazek och Haggerty, 1994). По своим характеристикам эти факторы достаточно неоднородны. Однако именно их сочетание является триггерным механизмом, запускающим агрессивные формы поведения (Макушкин Е.В., 2001).

1. Биологические факторы риска касаются генетических, конституциональных, гормональных и нейрохимических данных, психического дизонтогенеза, связанных с девиантным поведением. Генетический риск выражается в учащении случаев семейной делинквентности и девиантного поведения, особенно по результатам исследования близнецов и приёмных детей. У монозиготных близнецов установлена более высокая конкордантность по делинквентному поведению по сравнению с дизиготами. Патология у приёмных детей встречается также часто, как и у кровных родственников. При этом различать средовые и наследственные факторы очень сложно, так как некоторые средовые факторы действуют уже после рождения (например злоупотребление никотином или недостаточное питание матери). С другой стороны, в приёмных или опекающих семьях могут возникнуть такие же проблемы, как и в прежних. И всё же маловероятно, что за наследственную передачу склонности к девиантному поведению ответствен один единственный ген или группа определённых генов. Значительно более вероятно, что генетические факторы являются в определённой степени факторами риска, например развития нарушений внимания, снижения нейрофизиологических вегетативных реакций, а также развития определённых форм поведения, например сочетания стремления к острым ощущениям с травмоопасным поведением.

2. Конституциональные факторы могут оказывать влияние на окружение. Thomas и Chess (1968) показали, что частый крик «трудного ребёнка» на первом году жизни вызывает адверсивные реакции у его родителей, которые, со своей стороны, усиливают отрицательное поведение ребёнка.

3. В пользу значения гормональных факторов свидетельствует более высокая распространённость антисоциального поведения у мальчиков. Мужские гормоны (андрогены) оказывают влияние не только на формирование определённых функций головного мозга, но и доказана прямая взаимосвязь между концентрацией в плазме мужских половых гормонов и агрессивно-деструктивным поведением. Нейрохимические исследования показали изменения в норадренергических и допаминовых нейротранститтерных системах, а в младшем возрасте — в серотонинергической системе. Низкое количество моноаминоксидазы в тромбоцитах и высокое содержание трийодтианина также связывают со склонностью к насилию (ALM, 1996).

4. Наряду с описанными биологическими факторами риска такое же важное значение имеют социальные стрессовые факторы. Девиации поведения особенно часто развивается у детей и подростков, вырастающих в неблагополучных семьях. Семья чаще всего неполная, нестабильная, члены её имеют, как правило, низкий образовательный уровень (Kolvin et al., 1988). У ближайших родственников вполне обычны вредные привычки, преступность, физические и психические заболевания. Это, прежде всего, способствует формированию антисоциальных нарушений у детей и подростков (Еarls et al., 1988, Гурьева В.А., Макушкин Е.В., 1999, 2000). Исследования показывают прямую связь между насилием над ребёнком (в первую очередь сексуального) и нарушениями его поведения и преступностью (Сафонова Т.Я., 2001; Widom, 1989). Среди школьников с проблемами внешнего поведения очень много детей и подростков из семей беженцев. Считается, что маргинальное состояние, чувство одиночества, конфликты с окружением, возникающие, как правило, у подростков-беженцев из-за незнания языка, объясняют ситуацию молодежи. К этому можно добавить возможные травматические переживания, которые они испытывали у себя на родине.

Информационная вседозволенность, экскалация культа силы, насилие и жестокость в современных печатных изданиях и фильмах, транслируемыми практически всеми телевизионными каналами, так или иначе «сенсибилизируют» подростковую психику. Именно этим обусловлены склонность к подражанию кинокумирам, копирование и повторение «вычурных» агрессивных поступков (Sonesson, 1993; Макушкин Е.В.,2001).

Асоциальная референтная группа (иногда тоталитарная секта) в зависимости от возраста её членов, направленности интересов и особенностей времяпровождения (вероисповедания) также может детерминировать и стимулировать появление агрессивных форм реакций, которые в некоторых случаях будут носить характер самоутверждения. Однако здесь, как правило, преступления совершаются всей группой (социализированные расстройства).

5. Общественные факторы. На социальное поведение ребёнка влияет и организация самого общества. Школьные правила, требования, оценки влияют на поведение учеников в классе, а также на их криминальность в будущем (Rutter, 1979 ,1983). Rutter и другие также показали, что в школах, где ученики увлечены определёнными предметами, обучение ориентировано на группу, а климат благоприятный, у детей поведение гораздо лучше, у них более глубокие знания и в будущем из такой среды выходит меньше преступных элементов.

6. Одним из важнейших и наиболее частых этиологических факторов оказывается неправильное воспитание (Кербиков О.В.,1960; Ковалев В.В.,1979). Пагубное действие может оказывать не только безнадзорность, но неправильное воспитание — чрезмерная подавляющая гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи» и по типу «Золушка» (Кербиков О.В.,1960; Личко А.Е.,1977).

Клинические проявления [ править ]

Нарушения социального поведения часто встречаются в процессе развития детей. Их значение для патологии спорно, и они не всегда нуждается в психиатрическом вмешательстве. Нарушения социального поведения охватывают широкий спектр расстройств поведения — от лживости, конфликтов, физической агрессии, уходов из дома, прогулов школы, бродяжничества, жестокости по отношению к другим людям и животным до тяжелых деликтов, связанных с насилием в подростковом возрасте.

Расстройства поведения могут быть как патологическими (различные формы патологии личности и личностного реагирования), так и непатологическими (психологическими). Непатологические расстройства поведения, в основном, обусловлены социально-психологическими девиациями личности (прежде всего, микросоциально-психологической запущенностью) и являются проявлениями ситуационных характерологических реакций (протеста, отказа, имитации, эмансипации и др.). Группа патологических форм расстройств поведения у детей и подростков в клиническом плане связана в основном с патологическими ситуационными (патахарактерологическими) реакциями, психогенными формированиями личности, проявлениями психопатий в стадии их становления, а также с непроцессуальными (резидуально-органическими и соматогенными) психопатоподобными состояниями.

Патологические ситуационные (патохарактерологические) реакции являются психогенными личностными реакциями, проявляющимися в стереотипных отклонениях поведения (по типу клише), которые возникают в разных психотравмирующих ситуациях, имеют склонность превышать определённый «потолок» нарушений поведения, возможный у сверстников (Личко А.Е.,1977,1985), сопровождаются соматовегетативными расстройствами и ведут к более или менее выраженным нарушениям социальной адаптации (Ковалев В.В.,1979). Основными их формами являются реакции протеста и оппозиции, реакции отказа, реакции имитации, реакции гипер- и псевдокомпенсации, которые наблюдаются как у детей, так и у подростков (Ковалев В.В.,1973,1979), а также реакции эмансипации, группирования, увлечения и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, свойственные подросткам (Личко А.Е.,1971.1985).

Реакции оппозиции и протеста наиболее распространены. В отечественной классификации (Ковалев В.В., 1988; Личко А.Е., 1983) к ним относят патохарактерологические формирования личности. В основу предложенной В.В. Ковалевым (1969) классификации психопатологических формирований личности положены два критерия: особенности психогенеза нарушений формирующегося характера и клинические особенности ведущего «патохарактерологического» синдрома. Выделены четыре основных типа патохарактерологических формирований личности у детей и подростков: патохарактерологический, постреактивный, невротический и дефицитарный.

Динамика патологических формирований личности отличается определённой возрастной этапностью. Первый начальный этап, обычно совпадающий с младшим школьным возрастом, характеризуется разнообразными ситуационными реакциями (протеста, имитации и др.). Вторым является этап формирования ведущего патохарактерологического синдрома (средний возраст от 10 до 12 лет). Третий — этап пубертатного полиморфизма отличается переплетением ведущих патохарактерологических проявлений с разнообразными факультативными личностными реакциями, прежде всего связанными пубертатными изменениями личности (демонстративность, ипохондрические компоненты, эмоциональная неустойчивость и т.д.). Заключительный этап постпубертатной динамики может выражаться двояким образом; либо (в случае неблагоприятного сочетания факторов среды и индвидуальных особенностей) завершается формирование патологической личности того или иного типа — «краевая психопатия» по О.В.Кербикову (1960), либо (при определённых благоприятных условиях) происходит ликвидация факультативных патологических проявлений, сглаживание ведущих патологических черт личности вплоть до её частичной (по типу акцентуации характера, по А.Е. Личко, 1977) или полной гармонизации. Второй, благоприятный исход динамики О.В. Кербиков (1971) назвал «ранней депсихопатизацией».

Расстройство поведения неуточненное: Диагностика [ править ]

Дифференциальный диагноз [ править ]

Вопросы дифференциальной диагностики расстройств поведения в детском и подростковом возрасте, относятся к числу наиболее трудных в современной психиатрии. Расстройства поведения часто совпадают с другими расстройствами. В случае, если выполняются критерии гиперкинетического расстройства, тогда диагностируется оно. Однако более лёгкие и более ситуационно специфические уровни гиперактивности и невнимательности являются нередкими среди детей с расстройствами поведения, как и низкая самооценка и лёгкие эмоциональные волнения; они не исключают диагноз. У детей с нарушениями социального поведения чаще, чем у гиперактивных пациентов, наблюдается задержка развития и семейная ситуация менее благоприятна. При коморбидности с интраверсивными расстройствами чаще всего встречаются тревожные и аффективные расстройства; обычно они развиваются позднее, чем первичное делинквентное нарушение. В период становления психопатии большую сложность приобретает отграничение их от психопатоподобных состояний другой нозологии, но и от непатологических форм психопатоподобного поведения (так называемой педагогической запущенности). Пубертатный криз протекает при этих состояниях по-разному. У подростков с патохарактерологическим развитием личности нарушение сроков и темпов созревания отмечается почти в 2 раза чаще, чем у педагогически запущенных, и выражено более массивно. Агрессивные действия могут наблюдаться при шизофрении, шизотипических расстройствах, и маниакальных состояниях. При шизофренических психозах они часто — проявление угрожающих бредовых переживаний; при шизотипических расстройствах — почти полностью исчерпываются психопатоподными проявлениями; при мании причиной их являются повышенные влечения, а также дисфорические расстройства и раздражительность. Вербальная и физическая агрессия при умственной отсталости, психоорганическом синдроме характеризуется внезапным появлением и недостаточной способностью к регуляции.

Расстройство поведения неуточненное: Лечение [ править ]

Лечение растройства поведения является сложным и длительным, так как обычно имеется более одного симптома-мишени (например, воровство и физическая агрессия), и не только сам ребёнок, но и его окружение имеют проблемное поведение. Почти всегда требуется комбинация нескольких методов лечения.

Назначение психотропных препаратов для преодоления антисоциального поведения: лития (лития оксибутирата) и галоперидола, обладающих антиагрессивным эффектом доказано. Применение так называемых поведенческих нейролептиков (перициазина, хлорпротиксена, тиоридазина оправдано в случаях тяжёлых форм расстройств поведения. Лечение детей и подростков с серьёзными расстройствами поведения происходит в психиатрических клиниках, так как отделение от семьи или привычного окружения является необходимым средством прерывания привычных интеракций. Имеет место применение различных техник при лечении в дневном и круглосуточном стационаре. Большинство лёгких и даже некоторые сложные социальные нарушения поведения у подростков не требуют какого-либо медикаментозного мечения лечения. Это касается нарушений поведения, которые происходят во время кризовых периодов развития или психологических стрессов.

Помимо медикаментозных, используются различные нефакмакологические методы лечения.

Когнитивная и поведенческая

Нельзя сказать, чтобы в России поведенческой терапии придают большое значение в детской и подростковой психиатрии. Хотя много как в семейной терапии, так и в работе с окружением пациента в школе и других учреждениях напоминает поведенческую терапию. Например, родителям дают советы по воспитанию, задания по семейной терапии. Таким же образом может работать и школьный персонал.

Методы, ориентированные на больного

Оценочные исследования показывают, что ориентированная на индивида психодинамическая терапия не показана большинству детей и подростков с нарушениями социального поведения. Среди методов поведенческой терапии хорошо зарекомендовал себя прежде всего проблемно-разрешающий тренинг.

Методы ориентированные на родителей

Дети дошкольного и более младшего возраста особенно хорошо реагируют на лечение в форме тренинга родителей, при котором родителям рекомендуется управлять поведением ребёнка в домашних условиях. Эффективность этого лечения основана на знании того, что методы воспитания, используемые родителями, могут усиливать агрессивное поведение.

Профилактика [ править ]

Наиболее важными мерами профилактики расстройств поведения являются: возможно более раннее (при диспанцеризации школьников) выявление и взятие под активное наблюдение подростков с характерологическими отклонениями, своевременное выявление биологических, органических психогенных и микросредовых предпосылок неправильного поведения ребёнка или подростка, организация контроля за их формированием и развитием, и направленное медицинское или медико-педагогическое вмешательство.

Клинико-динамические исследования разных групп пациентов показали, что менее чем у 50% всех детей и подростков с расстройствами поведения девиантное поведение сохраняется и в юношеском возрасте. У мальчиков отрицательная динамика, например, в форме развития антисоциального расстройства личности, встречается чаще, чем у девочек, которые более склонны к развитию интраверсивной симптоматики. Особенно неблагоприятен прогноз у тех детей, у которых расстройство поведения началось уже в дошкольном возрасте. Но и в тех случаях, когда расстройство поведения у взрослых больше не наблюдается, психосоциальная адаптация пациентов часто бывает нарушенной. Весьма часто у них развивается психиатрическая патология, прежде всего злоупотребления алкоголем и наркотиками. Многие терпят крах в партнёрских отношениях и\или в профессиональной сфере; заболеваемость и летальность у них значительно выше по сравнению с контрольной группой.

При патохарактерологических реакциях прогноз зависит от условий среды: при их нормализации предсказании вполне благоприятное, но в случаях, когда психогенные факторы постоянно стимулируют развитие патохарактерологических реакций, возможно патохарактерологическое формирование личности. Последнее при крайне неблагоприятных обстоятельствах может достигать уровня психопатии («краевая психопатия» по О.В. Кербкову, 1960).

wikimed.pro

Расстройства поведения

Расстройство поведения (РП) – этот термин используют для обозначения синдрома, ключевые симптомы которого характеризуют устойчивую неспособность контролировать поведение в соответствии с установленными в обществе нормами.

«Расстройства поведения характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение в своей наиболее крайней степени доходит до выраженного нарушения соответствующих возрасту социальных норм и является поэтому более тяжелым, чем обычный ребяческий злой умысел или подростковое бунтарство» (МКБ-10).

Диагноз расстройства поведения может быть поставлен лишь с учетом возраста ребенка. В раннем дошкольном возрасте вспышки гнева не являются отклонением. Диагноз нарушенного поведения ставится на основании чрезмерной драчливости, хулиганства, жестокости, разрушительных действий, поджогов, воровства, лживости, прогулов в школе, уходов из дома, необычно частых и бурных вспышек гнева, вызывающего провокационного поведения, откровенного непослушания. Обычно основанием для соответствующей оценки поведения служит продолжительность описанных отклонений, составляющая 6 и более месяцев. Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм, называют девиантным. Оно может включать антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.

Чаще это поведение — реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического, психологического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Систематика Поведенческие отклонения у детей классифицируются различно в зависимости от критериев и представлений об этиологии. В. В. Ковалев (1995) понимает нарушения поведения как разновидность психогенных характерологических и патохарактерологических реакций и подразделяет их на реакции протеста, отказа, имитации, компенсации и гиперкомпенсации, эмансипации, группирования, увлечения. 1.Характерологигеская реакция — преходящее, ситуационно обусловленное изменение поведения ребенка, проявляющееся главным образом при определенных обстоятельствах. Не приводит к нарушениям социальной адаптации и не сопровождается соматическими расстройствами. 2.Патохарактерологическая реакция — психогенная личностная реакция, проявляющаяся отклонениями в поведении ребенка; она приводит к нарушениям социально-личностной адаптации и сопровождается соматовегетативными расстройствами. Обычно она развивается на основе характерологической, однако при наличии неблагоприятного фона (акцентуации характера, органической недостаточности, дисгармонически протекающем возрастном кризе) сразу принимает патологические формы. Показателем перехода в патохарактерологическую реакцию являются нарушения поведения, появляющиеся вне ситуации, в которой они первоначально возникли, большая выраженность аффективных расстройств и явные соматовегетативные нарушения.

studfiles.net

tokpb1.ru

Деменция (F01 - F03), Примечания к отдельным категориям в классификации психических и поведенческих расстройств МКБ-10. Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Без автора . Страница 2. Читать онлайн

В ходе подготовки Класса по психическим расстройствам МКБ-10 некоторые категории вызвали значительный интерес и споры, прежде чем заинтересованные лица смогли достичь достаточного уровня согласия. По некоторым из обсуждавшихся при этом вопросов приводятся следующие короткие замечания.

Деменция (F01 - F03).

Хотя для диагностики деменции необходимо снижение когнитивных способностей, в качестве диагностического критерия не используется возникающее в результате этого нарушение выполнения социальной роли ни в семейной, ни в профессиональных сферах. Это частный пример общего правила, распространяющегося на дефиниции всех расстройств Класса V МКБ-10 и принятого ввиду большого разнообразия в фактически доступных и считающихся адекватными социальных и трудовых ролях между различными культурами, религиями и национальностями. Тем не менее, установив диагноз с использованием другой информации, часто бывает целесообразным оценивать тяжесть заболевания по степени нарушений в сферах профессиональной занятости, семьи и досуга.

Продолжительность симптоматики, требуемой для диагностики шизофрении (F20.-). Продромальные состояния.

Перед развитием типично шизофренической симптоматики иногда в течение нескольких недель или месяцев, особенно у молодых людей, отмечаются неспецифические продромальные симптомы (такие как сужение интересов, избегание общества, прогулы работы, раздражительность и повышенная сензитивность). Эти симптомы не имеют диагностического значения для какого-либо конкретного расстройства, но они не являются типичными и для состояния здоровья. Часто они настолько же тягостны для семьи и настолько же инвалидизируют больного, насколько и развивающиеся позднее симптомы с более отчетливым болезненным характером, такие как бред и галлюцинации. При ретроспективном взгляде такие продромальные состояния представляются важным этапом в развитии заболевания, но пока малоизвестно, насколько характерны подобные продромы для других психических расстройств и возникают ли время от времени сходные состояния у лиц, никогда не обнаруживающих какого-либо диагностируемого психического расстройства.

Если бы могло быть выявлено и описано в воспроизводимых критериях типичное и специфичное для шизофрении продромальное состояние, которое было бы нехарактерно для других психических расстройств и для людей без психических расстройств, то было бы оправданным включить продромальное состояние среди факультативных критериев шизофрении. Учитывая задачи МКБ-10, имеющаяся в настоящее время информация по этой проблеме была расценена как недостаточная для того, чтобы оправдать включение продромального состояния в число диагностических критериев шизофрении. С данной проблемой тесно связана другая еще неразрешенная проблема: в какой мере подобные продромальные состояния могут быть отдифференцированы от шизоидных и параноидных расстройств личности.

Дифференциация острых и преходящих психотических расстройств (F23.-) от шизофрении (F20.-).

В МКБ-10 диагноз шизофрении зависит от наличия типичных симптомов бреда, галлюцинаций и других, приведенных в рубрике F20.-, а в качестве минимальной продолжительности симптоматики определен период в 1 месяц.

В ряде стран прочные клинические традиции, основанные на описательных, хотя и не эпидемиологических исследованиях, приводят к заключению, что, какова бы ни была природа ранней деменции Крепелина и шизофрений Блейлера, она (или они) представляет собой не то же самое, что и очень острые психозы с внезапным началом, краткосрочным течением за несколько недель или даже дней и благоприятным исходом.

В соответствии с установившимися традициями на разнообразие мнений по этой широко признанной проблеме указывают такие термины как "бредовые вспышки", "психогенный психоз", "шизофреноформный психоз", "циклоидный психоз" и "короткий реактивный психоз". Существующие данные и, соответственно, мнения относительно возможности развития при этих расстройствах транзиторной, но типичной шизофренической симптоматики и характерности или обязательности сочетания их с острым психологическим стрессом (бредовые вспышки, во всяком случае, первоначально описывались как чаще не связанные с явными психологическими провоцирующими факторами) также очень разнятся.

Учитывая, что знания о шизофрении и этих более острых расстройствах в настоящее время недостаточны, в МКБ-10 было решено предусмотреть такой необходимый для диагностики шизофрении период времени, который позволил бы симптоматике острых расстройств возникнуть, быть распознанной и в значительной мере уменьшиться. По сообщениям большинства клиницистов в подавляющем числе случаев этих острых психозов психотические симптомы возникают в течение нескольких дней, самое большее в течение 1-2 недель и многие больные выздоравливают в течение 2-3 недель независимо от проведения терапии. Поэтому представляется целесообразным определить 1-месячный период в качестве переходной точки между острыми расстройствами, при которых шизофренические симптомы были лишь одним из признаков, с одной стороны, и самой шизофренией, с другой. Для больных с психотическими, но нешизофреническими симптомами, которые сохраняются более одного месяца, нет необходимости изменять диагноз пока продолжительность состояния не достигает срока (3 месяца, смотри ниже), регламентируемого для бредового расстройства (F22.-).

О сходной продолжительности речь идет при острых симптоматических психозах (лучшим примером являются амфетаминовые психозы). Отмена токсического вещества обычно сопровождается исчезновением симптоматики в течение 8-10 дней, но поскольку часто требуется 7-10 дней, чтобы симптоматика проявилась и стала причинять неприятности (и чтобы больной обратился в психиатрическую службу), то в общем итоге продолжительность психоза составляет 20 дней и более. Таким образом, для определения расстройства в качестве шизофрении представляется адекватным исходить из необходимости примерно 30-дневного или одномесячного периода наблюдения (проспективного или ретроспективного) за сохраняющейся типичной симптоматикой. Принятие в качестве обязательного диагностического критерия шизофрении одномесячного периода типичной психотической симптоматики противоречит мнению о том, что шизофрения должна иметь относительно большую продолжительность. Не в одной национальной классификации минимальная длительность шизофрении принята за 6 месяцев, но при недостаточности современных знаний подобное ограничение диагноза шизофрении не представляется имеющим каких-либо преимуществ. В двух проводившихся под эгидой ВОЗ крупных международных мультицентровых исследованиях шизофрении и близких к ней расстройств (второе из этих исследований осуществлялось на основе эпидемиологического подхода) было выявлено, что у значительной части больных с отчетливой и типичной шизофренической симптоматикой длительность психоза составляла более месяца и менее 6 месяцев и наблюдалось хорошее или даже полное выздоровление. Поэтому для задач МКБ-10 представлялось целесообразным избегать каких-либо предположений о непременно хроническом характере шизофрении и рассматривать этот термин как описательный, соответствующий синдрому с разнообразными причинами (многие из которых до сих пор неизвестны) и с разнообразием исходов, зависящих от соотношения генетических, физических, социальных и культуральных воздействующих факторов.

Широкую дискуссию вызвал также вопрос о том, какую продолжительность симптоматики следует определить в качестве обязательной для диагностики хронического бредового расстройства (F22.-). В конечном итоге как наименее неудовлетворительный срок выбрали три месяца, поскольку откладывание принятия решения до 6 месяцев или более обусловливало бы необходимость введения другой диагностической категории, промежуточной между острыми и транзиторными психотическими расстройствами (F23.-) с одной стороны и хроническим бредовым расстройством с другой. Вся проблема взаимоотношений между обсуждаемыми расстройствами нуждается в получении более детальной и качественной информации, чем имеющаяся в настоящее время; сравнительно простое решение, в соответствии с которым диагностическое предпочтение отдается острым и транзиторным состояниям, представлялось наилучшим выходом из положения и способствующим дальнейшему развитию исследований в этой области.

Для острых и транзиторных психотических расстройств (F23.-) был использован такой принцип описания и классифицирования расстройства или группы расстройств, который скорее показывал бы возможные варианты решения, нежели опирался бы на традиционные посылки; эти и связанные с ними вопросы коротко обсуждаются во введении к рубрике F23.-.

В данной классификации термин "шизофреноформное" не использовался для какого-то определенного расстройства. Это связано с тем, что за последние несколько десятилетий он применялся в нескольких различных клинических концепциях и определялся различными характеристиками, такими как острое начало, относительно небольшая продолжительность, атипичная симптоматика или атипичное сочетание симптомов и относительно благоприятный исход. Ввиду отсутствия данных, которые указывали бы на предпочтительность того или иного использования данного термина, его диагностическое применение было оценено как недостаточно обоснованное. Более того, необходимость в промежуточной рубрике такого типа устранена за счет использования F23.- и ее подрубрик наряду с требованием наличия психотической симптоматики в течение месяца для диагноза шизофрении. Для тех, кто использует термин "шизофреноформное" в качестве диагностического термина даны указания по его включению в те расстройства, которые по своему значению совпадают с ним больше всего. К ним относятся: "шизофреноформный приступ" или "шизофреноформный психоз БДУ" в F20.8- (другие типы шизофрении) и "кратковременное шизофреноподобное расстройство или психоз" в F23.2х (острое шизофреноформное психотическое расстройство).

Простая шизофрения (F20.6-).

Эта рубрика сохранена в связи с ее продолжающимся использованием в некоторых странах и неопределенностью природы простой шизофрении и ее взаимоотношения с шизоидным расстройством личности и шизотипическим расстройством, разрешение которых потребует дополнительных данных. Предлагаемые критерии выделения простой шизофрении выдвигают проблемы определения в практическом аспекте границ всей этой группы расстройств.

Шизоаффективные расстройства (F25.-).

В настоящее время данные о целесообразности отнесения шизоаффективных расстройств (F25.-) в дефиниции МКБ-10 к разделу F20-F29 (шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства) или к разделу F30-F39 ((аффективные) расстройства настроения) уравновешивают друг друга довольно точно. Окончательное решение поместить их в раздел F20-F29 было принято на основании испытания в национальных центрах проекта МКБ-10 за 1987 год, а также комментариев на этот проект, поступивших со всего мира от обществ-членов Всемирной психиатрической Ассоциации. Очевидно, что существуют широко распространенные и прочные клинические традиции, способствующие сохранению шизоаффективных психозов среди шизофрении и бредовых расстройств. В связи с этой дискуссией следует отметить, что при наличии набора аффективных симптомов добавление только неконгруентного аффекту бреда недостаточно для изменения диагноза на рубрику шизоаффективного расстройства. Во время того же эпизода расстройства наряду с аффективной симптоматикой должен присутствовать по меньшей мере один типично шизофренический симптом.

Расстройства настроения (аффективные расстройства) (F30 - F39).

Видимо, дискуссия о классификации расстройств настроения будет продолжаться среди психиатров до тех пор, пока не будут разработаны такие методы подразделения клинических синдромов, которые хотя бы частично основывались бы на физиологических или биохимических измерениях и не ограничивались бы клиническими описаниями эмоций и поведения, как это имеет место в настоящее время. Пока сохраняется это ограничение, выбирать приходится главным образом между относительно простой классификацией, включающей несколько степеней тяжести, и более детализированной классификацией с более дробными подразделениями.

Использовавшийся в испытаниях национальными центрами проект МКБ-10 1987 года отличался простотой, включая, например, лишь легкие и тяжелые депрессивные эпизоды, отсутствовала дифференциация гипомании и мании и не выделялись известные клинические понятия, такие как "соматический" синдром или аффективные формы галлюцинаций и бреда. Тем не менее, результаты испытаний этого проекта МКБ-10 во многих центрах и другие комментарии от клиницистов показали потребность многих психиатров иметь возможность выделять несколько степеней тяжести депрессии и отмечать другие вышеуказанные особенности клинической картины. Кроме того, из предварительного анализа данных, полученных в ходе испытаний, стало ясным, что рубрика "легкого депрессивного эпизода" часто характеризуется сравнительно невысокой воспроизводимостью заключений разных клиницистов.

Выяснилось также, что мнения клиницистов относительно требуемого количества подрубрик депрессии в значительной мере зависят от клинического материала, с которым они чаще всего имеют дело. Те из них, кто работает в первичном здравоохранении, амбулаторной практике и в психиатрических кабинетах общесоматических учреждений, нуждаются в выделении рубрик, соответствующих легким, но клинически значимым состояниям депрессии, тогда как те врачи, которые работают с госпитализированными пациентами, нуждаются в использовании рубрик, предусмотренных для более тяжелых состояний. Дальнейшие консультации с экспертами по аффективным расстройствам привели к созданию версии, использованной в настоящем издании МКБ-10. В эту классификацию были включены варианты, учитывающие несколько аспектов клиники аффективных расстройств,которые, несмотря на отсутствие полной научной обоснованности, рассматриваются психиатрами во многих частях света как клинически полезные. Можно надеяться, что включение в МКБ-10 этих вариантов будет стимулировать дальнейшие дискуссии и исследования по их истинной клинической значимости.

Нерешенными остаются проблемы оптимального определения и диагностического использования неконгруентности бреда настроению. Имеющиеся по этой проблеме данные и клиническая потребность в подрубриках конгруентного и неконгруентного настроению бреда представляются достаточными, чтобы ввести их в МКБ-10 по крайней мере в качестве "дополнительного варианта" кодирования аффективных расстройств.

Рекуррентное кратковременное депрессивное расстройство.

Со времени введения МКБ-9 накопились достаточные данные, обосновывающие включение специальной рубрики для кратковременных эпизодов депрессии, которые отвечают критериям тяжести, но не длительности депрессивного эпизода (F32.-). Эти рекуррентные состояния имеют неопределенное нозологическое значение и введение для них специальной рубрики должно способствовать сбору информации, которая приведет к уточнению их частоты и долгосрочного прогноза.

Агорафобия и паническое расстройство.

В последнее время широко дискутировался вопрос о возможности рассматривать агорафобию и приступы паники в качестве первичных расстройств. Имеющийся в различных странах опыт, учитывающий кросс-культуральный аспект проблемы, не оправдывает отказ от все еще широко принятого мнения о том, что фобическое расстройство лучше всего рассматривать как первичное, при котором приступы паники свидетельствуют о его тяжести.

Смешанные категории тревоги и депрессии.

Психиатры и другие медицинские работники, принимающие пациентов в системе первичного здравоохранения, будут особенно активно пользоваться рубриками F41.2 (смешанное тревожное и депрессивное расстройство), F41.3 (другие смешанные тревожные расстройства), различными подрубриками F43.2х (расстройство приспособительных реакций) и F44.7 (смешанные диссоциативные (конверсионные) расстройства). Назначение этих рубрик заключается в том, чтобы упрощенно описать расстройства, проявляющиеся таким смешением симптоматики, для которого неадекватны более простые и традиционные психиатрические рубрики, но которое, тем не менее, представляет собой значительно распространенные и тяжелые состояния, приводящие к нарушению функционирования. Эти состояния приводят также к частым обращениям в систему первичного здравоохранения, медицинские и психиатрические службы. Могут возникнуть трудности с использованием этих рубрик с достаточной степенью воспроизводимости диагностики, поэтому важными будут апробация их и, при необходимости, исправление дефиниций.

Диссоциативные и соматоформные расстройства, их отношение к истерии.

Ни в одном из названий рубрик Класса V МКБ-10 термин "истерия" не употреблялся из-за многочисленности и разнообразия его значений. Вместо него предпочтение было отдано термину "диссоциативный", который объединил расстройства, считавшиеся ранее истерическими, причем как собственно диссоциативного, так и конверсионного типов. Во многом это связано с тем, что больные с диссоциативным и конверсионным типами расстройств часто обнаруживают и ряд других общих характеристик, а кроме того, у них нередки проявления обоих этих типов симптоматики одновременно или в разное время. Представляется также оправданным считать, что диссоциативные и конверсионные симптомы имеют одни и те же (или очень близкие) психологические механизмы развития.

В различных странах мира уже достаточно широко принята целесообразность объединения нескольких расстройств с преимущественно физическими или соматическими проявлениями под названием "соматоформные". Однако, по вышеуказанным причинам это новое понятие было сочтено недостаточным основанием для отделения амнезий и фуг от диссоциативной потери чувствительности и движений.

Если расстройство множественной личности (F44.81) действительно существует не как культурально специфическое или даже ятрогенное состояние, тогда можно предполагать, что его лучше всего поместить среди расстройств диссоциативной группы.

Неврастения.

Хотя в ряде классификационных систем неврастения уже не упоминается, в МКБ-10 для нее сохранена рубрика, поскольку в некоторых странах этот диагноз используется еще достаточно широко. Проводившиеся в различных условиях исследования показали, что значительная часть случаев, диагностированных в качестве неврастении, может быть также классифицирована под рубриками депрессии или тревоги, однако имеются случаи, в которых клиническое состояние не отвечает описанию любой другой рубрики, но соответствует критериям синдрома неврастении. Можно надеяться, что включение неврастении в МКБ-10 в качестве отдельной рубрики будет способствовать ее дальнейшему изучению.

Культурально специфические расстройства.

В последние годы все реже выражалась потребность в отдельной рубрике для таких расстройств как лата, амок, коро и ряда других возможно культурально специфических расстройств. Не увенчались успехом попытки обнаружить хорошие описательные исследования, предпочтительно с эпидемиологическим подходом, которые обосновывали бы включение этих расстройств в психиатрическую систематику в качестве отличающихся от других известных классификационных рубрик, поэтому в МКБ-10 они отдельно не кодируются. Имеющиеся в настоящее время в литературе описания этих расстройств предполагают, что они могут рассматриваться как варианты тревоги, депрессии, соматоформного расстройства или адаптационного расстройства; поэтому следует использовать наиболее близкий эквивалентный код с дополнительным указанием на конкретное культурально специфическое расстройство. Могут иметь место выраженные элементы поведения, направленного на привлечение внимания, или принятие роли больного по типу описанного в F68.1 (умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера ), что также может регистрироваться при диагностике.

Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом (F53.-).

Эта рубрика выглядит необычной и пародоксальной ввиду имеющейся рекомендации использовать ее только при невозможности иной диагностики. Ее включение в МКБ-10 является признанием весьма реальных практических проблем во многих развивающихся странах, заключающихся в фактической невозможности сбора детальной информации о случаях послеродового заболевания. Все же предполагается, что несмотря на отсутствие информации, позволяющей провести диагностику одного из подтипов аффективного расстройства (или, реже, шизофрении), она все же будет достаточной, чтобы установить наличие легкого (F53.0) или тяжелого (F53.1) послеродового расстройства; такое подразделение целесообразно при оценке рабочей нагрузки и при принятии решений относительно организации медицинского обслуживания.

Включение этой рубрики в МКБ-10 не должно подразумевать, что при наличии адекватной информации значительная часть случаев послеродовых психических заболеваний не может быть классифицирована в других рубриках. Большинство экспертов в этой области придерживаются мнения, что клиническая картина послеродовых психозов столь редко (если это вообще возможно) может быть надежно отграничена от аффективного расстройства или шизофрении, что введение специальной рубрики не оправдано. Любой психиатр, придерживающийся точки зрения, что на самом деле существуют особые послеродовые психозы, может использовать эту рубрику, имея при этом в виду ее истинное назначение.

Специфические расстройства личности (F60.-).

Во всех современных психиатрических классификациях разделы, посвященные расстройствам зрелой личности, содержат ряд значительных проблем, решение которых потребует информации, полученной в ходе широких и долговременных исследований. При попытках изложить детальные диагностические критерии этих расстройств возникают особые трудности, связанные с различием между наблюдениями и интерпретацией; в свете современных знаний остается нерешенной проблема ряда критериев, которые должны быть удовлетворены прежде, чем диагноз будет считаться установленным. Тем не менее, сделанные попытки определения критериев для этой рубрики могут помочь продемонстрировать, что для описания расстройств личности требуется новый подход.

После первоначальных сомнений в качестве подрубрики эмоционально нестабильного расстройства личности (F60.3-) было включено короткое описание пограничного расстройства личности (F60.31х), что также вызывает надежды на стимулирование исследований по этой проблеме.

Другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F68.-).

Сюда включены две рубрики, которые отсутствуют в МКБ-9: F68.0 (преувеличение соматической психопатологии по психологическим причинам) и F68.1 (умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)) . Учитывая, что эти рубрики, строго говоря, соответствуют расстройствам ролевого поведения, психиатрам было бы удобно объединить их с другими расстройствами поведения у взрослых. Вместе с симуляцией (Z76.5), которая всегда помещалась вне психиатрического Класса МКБ, эти три диагностические рубрики часто должны рассматриваться вместе. Основным различием между первыми двумя и банальной симуляцией является очевидная мотивированность последней, которая обычно ограничивается ситуациями, включающими опасность лично для индивидуума, угрозу вынесения приговора в связи с криминальным деянием или заинтересованность в крупной сумме денег.

Умственная отсталость (F70 - F79).

Позиция создателей Класса V МКБ-10 всегда заключалась в том, чтобы изложить раздел, посвященный умственной отсталости, как можно короче и проще, признавая при этом, что адекватная классификация здесь возможна только при использовании всеобъемлющей, предпочтительно многоосевой, системы. Такая система нуждается в специальной разработке и в настоящее время создаются адекватные предложения для международного использования.

Расстройства с началом, специфическим для детского возраста.

F80 - F89 Расстройства психологического (психического) развития.

Расстройства детского возраста, такие как детский аутизм и дезинтегративный психоз, классифицировавшиеся в МКБ-9 в качестве психозов, теперь более адекватно помещены в F84.- (общие расстройства психологического (психического) развития). Информация о синдромах Ретта и Аспергера считается теперь достаточной, чтобы включить их в эту группу в качестве специфических расстройств, хотя и сохраняются некоторые сомнения относительно их нозологического положения. В эту же группу включено и гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F84.4), несмотря на смешанную природу расстройств этой рубрики, создание которой обосновывается данными, предполагающими ее большую практическую полезность.

F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте.

В течение многих лет хорошо известна проблема расхождения во взглядах между различными национальными школами относительно границ гиперкинетического расстройства. Эти различия детально обсуждались на встречах советников ВОЗ и других экспертов. В МКБ-10 гиперкинетическое расстройство определяется более широко, чем в МКБ-9. Другое отличие дефиниции МКБ-10 заключается в выделении относительного значения отдельных симптомов, образующих гиперкинетический синдром; поскольку в качестве основания для дефиниции использовались последние эмпирические данные, то можно обоснованно полагать, что в МКБ-10 она значительно улучшена.

Гиперкинетическое расстройство поведения (F90.1) является одним из немногих примеров комбинационной категории, сохранившейся в Классе V(F) МКБ-10. Использование этого диагноза указывает, что выполняются критерии одновременно гиперкинетического расстройства (F90.-) и расстройства поведения (F91.-). Эти несколько исключений из общего правила были сочтены оправданными, исходя из клинического удобства ввиду частого сосуществования этих расстройств и показанного позднее значения смешанного синдрома. Тем не менее в Исследовательских диагностических критериях МКБ-10 вероятно будет дана рекомендация для исследовательских целей описывать отдельно случаи, соответствующие этим категориям, в терминах гиперактивности, эмоциональных нарушений и тяжести расстройства поведения (в дополнение к комбинационной категории, используемой как общий диагноз).

В МКБ-9 не было оппозиционно-вызывающего расстройства (F91.3), но оно включено в МКБ-10, учитывая данные о его прогностическом значении: в этих случаях позднее развиваются проблемы поведения. При этом имеется предупреждающее замечание, рекомендующее использование этой рубрики главным образом у детей младшего возраста.

Рубрика 313 из МКБ-9 (нарушения эмоций, специфические для детского и подросткового возраста) разделена в МКБ-10 на две отдельные категории, а именно: эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста (F93.-), и расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского и подросткового возраста (F94.-). Это связано с сохраняющейся потребностью в дифференциации различных форм болезненной тревоги и связанных с ней эмоций у детей и у взрослых. Отчетливыми показателями такой потребности являются частое начало невротических расстройств в зрелом возрасте, а также та частота, с которой наблюдаются эмоциональные расстройства в детском возрасте,при фактическом отсутствии сходных расстройств у взрослых. Ключевым критерием дефиниции этих расстройств в МКБ-10 является адекватность обнаруживаемой эмоции стадии развития ребенка плюс необычная степень ее стойкости с нарушением функции. Другими словами, эти расстройства детского возраста, представляют собой значительное усиление эмоциональных состояний и реакций, которые рассматриваются в качестве нормальных для данного возраста, если только они возникают в легкой форме. Если необычно содержание эмоциональных переживаний или если эмоциональное состояние развивается в необычном возрасте, то следует использовать общие категории из других разделов классификации.

Вопреки названию новая категория F94.- (расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского и подросткового возраста) не противоречит общему правилу МКБ-10 не использовать нарушения социальной роли в качестве диагностического критерия. Дело в том, что аномалии социального функционирования, о которых идет речь в F94.-, являются ограниченными по количеству и касаются только взаимоотношений ребенка с родителями и его непосредственного семейного окружения; эти взаимоотношения имеют совсем не то же значение и обнаруживают совсем не те же культуральные вариации, что и взаимоотношения, формирующиеся на работе или при обеспечении семьи и не использующиеся в качестве диагностических критериев.

Ряд категорий, которыми будут часто пользоваться детские психиатры, такие как расстройства приема пищи (F50.-), расстройства сна неорганической природы (F51.-) и расстройства половой идентификации (F64.-) находятся в общих разделах классификации, поскольку они часто начинаются и обнаруживаются как у детей, так и у взрослых. Тем не менее, было решено, что специфичные для детского возраста клинические признаки оправдывают введение дополнительных рубрик расстройства приема пищи в младенческом и детском возрасте (F98.2) и поедания несъедобного младенцами и детьми (F98.3).

Психиатры, использующие разделы F80-F89 и F90-F98 должны знать также содержание неврологического Класса МКБ-10 (Класс VI(G)). В этом Классе содержатся синдромы с преимущественно физическими проявлениями и отчетливой "органической" этиологией, среди которых особый интерес для детских психиатров представляет синдром Кляйн-Левина (G47.8).

Неуточненные психические расстройства (F99.х).

Имеются практические причины, по которым потребовалось включение в МКБ-10 рубрики для "неуточненного психического расстройства"; тем не менее, это ставит проблему, связанную с тем, что все классификационное пространство Класса V разбито на 10 разделов, каждый из которых охватывает особую область психической патологии. Было решено, что наименее неудовлетворительным вариантом будет использование для неуточненного психического расстройства последней цифровой рубрики классификации, то есть F99.-.

Ликвидация категорий, предлагавшихся в предыдущих проектах МКБ-10.

В ходе консультаций с экспертами и обзора литературы, которые предшествовали разработке проектов Класса V МКБ-10, были сделаны многочисленные предложения по изменению классификации. Целый ряд факторов повлиял на принятие решений по включению этих предложений в классификацию или отвержению их. К ним относились результаты апробации классификации в национальных центрах, консультации с руководителями сотрудничающих центров ВОЗ, результаты переводов классификации на другие.

bookap.info

МКБ-10. Глава V. Психические и поведенческие расстройства / Информпедия

МКБ-10 (медицинская классификация болезней 10-го пересмотра) – предназначена для статистики. Глава пять включает все виды психических расстройств человека. Психические расстройства включены в МКБ с шестой версии.

МКБ обеспечивает классификацией расстройств, самыми основными диагностическими критериями при постановке диагноза, а также дифференциальной диагностикой и лечением. Следовательно, знание этих критериев, ставит врачей и субординаторов на одном уровне.

Появление МКБ-10 связано с введением единого медицинского терминологического языка, в связи с изменением геополитической обстановки в мире, гуманизации медицины, особенно тех её разделов, которые в наибольшей степени подвергались стигматизации (онкология, психиатрия и т.д.), а также связано с изменением понимания природы большинства интегральных расстройств (состояние болезни резко отличается от состояния здоровья, болезнь вызывается конкретным возбудителем и далее цепочка, болезнь есть патологическое состояние и поэтому всегда нуждается в коррекции).

Основными направлениями реформ в психиатрии является дестигматизация. Расстройство – это устойчивая совокупность клинических проявлений, объединённая условно общем патогенезом.

Принципы построения МКБ-10 главы пять: 1. Принцип клинической диагностики – все расстройства объединены на основании сходство клинических проявлений. 2. Принцип этиологического подхода — классифицируют расстройства по основным причинам. 3. Принцип описательно-синдромологическая диагностика расстройств – основана на фактологических клинических признаках, в то время как вопросы механизмов развития, причинные факторы, в определенной степени течение и исходы становятся второстепенными факторами. 4. Принцип отказ от понятия психическая норма и патология, так как отсутствуют общепринятые параметры психического здоровья, отталкиваясь от которого можно было бы говорить о психической патологии. 5. Принцип концептуальности — отказ от теоретического обоснования. 6. Принцип многоосевой диагностики — используют три оси: ось расстройств, ось ограничения социальных функций, ось стресса. 7. Принцип буквенно-цифровой индексации. Структура главы F5. Психические и поведенческие расстройства. F0 — органические, включая симптоматические психические расстройства. F1 — психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. F2 — шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. F3 — расстройства (аффективные) настроения. F4 — невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. F5 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами. F6 — расстройства личности и поведения у взрослых. F7 — умственная отсталость. F8 — нарушения развития детей. F9 — поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детстве и в юности.

Попытка сохранения прежнего этиологического подхода в классификации расстройств по основным причинам: — экзогенные (F0-F1) — эндогенные (F2-F3) — психогенные (F4-F5) — расстройства, связанные с аномалиями психической конституции (F6-F7) — психические расстройства у детей, связанные с нарушением развития (F8-F9) Основные отличия МКБ-10 от МКБ-9: — использование буквенно-цифровой индексации; — используется понятие «расстройство» вместо «болезни» — учитывается влияние культуральных факторов при диагностике психических расстройств; — предпринимается попытка унификации квантификации процесса диагностики расстройств.

informpedia.ru

МКБ-10: раздел Психические и поведенческие расстройства - Новости

МКБ-10: раздел Психические и поведенческие расстройства

20 ноября 2013, 09:26Иван Мартынихин

 

На данной странице собраны все варианты диагностических руководств к главе 5 Международной Классификации Болезней 10 пересмотра и другие разработки ВОЗ на русском и английском языках.

 

На русском языке:

Четыре варианта диагностических руководств к главе 5 МКБ-10:

  1. Для научных исследований (Классификация психических расстройств МКБ-10. Исследовательские диагностические критерии)

  2. Для первичной медицинской помощи (специальная версия главы Психических расстройств МКБ-10 для непсихиатров)​
  3. Для детской и подростковой психиатрии: Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. ВОЗ 1996. Москва 2003

 

 

Другие публикации ВОЗ на русском языке:

 

На английском языке:

Диагностические руководства:

Другие публикации:

Предыдущие версии МКБ-10 (англ.):

Полезные ссылки:

Вложения:

МКБ 10 Исследовательские.pdf (983.35 kb.) Глоссарий для психических расстройств МКБ-10.pdf (882.20 kb.) Оценочный перечень симптомов МКБ-10.pdf (588.39 kb.) ICF_18.pdf (1,046.60 kb.) ICD10 for research.pdf (715.82 kb.) ICD10 WHO.pdf (1,318.20 kb.) МКБ-10 адаптированный для РФ 1998.pdf (2,287.92 kb.) ICD_1977_Mental(part5).pdf (1,457.49 kb.) ICD_1967_Mental(part5).pdf (387.33 kb.) bulletin_1959_21(4-5)_601-663.pdf (3,530.79 kb.) 9241545054.pdf (1,453.01 kb.) russian_SU_icd10.pdf (200.31 kb.) 0889371482_eng.pdf (1,247.68 kb.) 2013_ICD_9.pdf (164.07 kb.) dsmiv-to-icd9cm-codes-chart.pdf (199.35 kb.) 9241544686.pdf (2,919.23 kb.) WHO_MNH_MND_94.11 (1).pdf (614.93 kb.) 1336.pdf (1,177.25 kb.) 1337.pdf (319.02 kb.) 1338.pdf (3,008.15 kb.) МКБ-10_с_гиперссылками.pdf (2,404.94 kb.) МКБ10_псих_рва_дети_и_подростки.pdf (6,447.47 kb.) WHO_MNH_92.16.Rev.1.pdf (1,578.41 kb.) WHO_MNH_92.5.pdf (2,229.22 kb.) WHO_TRS_812_rus.pdf (6,148.09 kb.) Лексиконы_психиатрии_ВОЗ.pdf (7,987.47 kb.) 589357110X_rus.pdf (5,113.29 kb.) 924154466X.pdf (1,576.87 kb.)

Тэги:

МКБ-10 (16) МКБ (28) МКБ-11 (37) классификация психических расстройств (19) ВОЗ (25)

psychiatr.ru

Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания

Классификация психических расстройств МКБ-10Клинические описания и диагностические указания

ОглавлениеВведение. 1Примечания к отдельным категориям в классификации психических и поведенческих расстройств МКБ-10. 4F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства. 12/F1/ Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с (вызванные) употреблением психоактивных веществ. 30F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. 47F3 Расстройства настроения (аффективные расстройства). 64F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства. 79F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами. 95F6 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте. 110F7 Умственная отсталость. 127F8 Расстройства психологического (психического) развития. 141F9 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. 156

Введение

В различных целях разработаны несколько разных версий Класса V (Психические и поведенческие расстройства) МКБ-10. Данная версия, Клинические описания и диагностические указания, предназначена для использования в клинических, образовательных и служебных целях. Исследовательские диагностические критерии разработаны для исследовательских целей и предназначены для использования в сочетании с данной книгой. Гораздо более короткий глоссарий, предусмотренный Главой V(F) МКБ-10, пригоден для использования статистиками и работниками медицинских канцелярий, а также служит отправной точкой для сравнения с другими классификациями; он не рекомендуется для использования психиатрами. В настоящее время готовятся более простые и короткие версии классификации, такие как многоосевая схема, для использования работниками первичного звена здравоохранения. Клинические описания и диагностические указания послужили основой для создания различных версий Класса V, и авторы с особой тщательностью пытались избежать их несовместимости между собой.Общие положения.

Перед использованием классификации важно изучить это общее введение, а также внимательно прочитать дополнительные вводные и разъяснительные тексты, помещенные в начале некоторых отдельных категорий. Это особенно важно при пользовании рубрикой F23.- (острые и транзиторные психотические расстройства) и разделом F30 — F39 (расстройства настроения (аффективные расстройства)). Учитывая давно существующие и пресловуто сложные проблемы, связанные с описанием и классификацией этих расстройств, объяснение подходов к их классификации проведено с особой тщательностью.

Для каждого расстройства предлагается описание как основных клинических признаков, так и любых значимых, но менее специфических признаков, которые связаны с ними. В большинстве случаев предлагаются "диагностические указания", определяющие количество и соотношение симптомов, необходимых для достоверной диагностики. Эти указания сформулированы таким образом, чтобы сохранить достаточную гибкость диагностических решений в клинической практике, особенно в тех ситуациях, где требуется установление временного диагноза, до того как станет полностью ясной клиническая картина или будет собрана полная информация. Для избежания повторений клинические описания и некоторые общие диагностические указания приводятся для определенных групп расстройств в дополнение к тем, которые относятся только к индивидуальным рубрикам.

При отчетливом выполнении требований, изложенных в диагностических указаниях, диагностика может рассматриваться как "достоверная". Если диагностические требования выполняются лишь частично, то все равно целесообразно регистрировать диагноз. В этих случаях диагностирующему предстоит решать, нужно ли отмечать меньшую степень диагностической достоверности (диагноз может определяться как "временный", если есть возможность расширить информацию, или как "предположительный", если получить новую информацию маловероятно).

Определение продолжительности симптоматики имеет значение скорее общего указания, нежели строгого требования; клиницисты должны сами выбирать адекватный диагноз, когда длительность отдельных симптомов слегка превышает или короче, чем установлено диагностическими критериями.

Диагностические указания должны также способствовать клиническому обучению, поскольку они отражают узловые пункты клинической практики, которые в более полной форме могут быть обнаружены в большинстве учебников по психиатрии. Они могут оказаться пригодными и для некоторых типов исследовательских проектов, где не требуются более точные (и следовательно более узкие) диагностические исследовательские критерии.

Настоящие описания и указания не несут в себе теоретического смысла и они не претендуют на всеобъемлющее определение современного состояния знаний о психических расстройствах. Они представляют собой просто группы симптомов и комментарии, относительно которых большое число советников и консультантов во многих странах мира договорились как о приемлемой основе определения границ категорий в классификации психических расстройств.

 

raptus.su

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (Код МКБ-10: F10-F19)

Этот блок содержит широкий спектр различных по тяжести и клиническим проявлениям расстройств, развитие которых всегда связано с употреблением одного или более психоактивных веществ, предписанных или не предписанных по медицинским показаниям. Трехзначная рубрика идентифицирует использованное вещество, а четвертый знак кода определяет клиническую характеристику состояния. Такое кодирование рекомендуется проводить для каждого уточненного вещества, однако необходимо отметить, что не все четырехзначные коды применимы для всех веществ.

Идентификация психоактивного вещества должна основываться на возможно большем числе источников информации. К ним относятся данные, сообщенные самим индивидом, результаты исследования крови и других биологических жидкостей, характерные соматические и психологические признаки, клинические и поведенческие симптомы, а также другие очевидные данные, такие, как вещество, находящееся в распоряжении пациента, или информация от третьих лиц. Многие потребители наркотиков используют не один вид наркотического вещества. Основной диагноз должен быть по возможности установлен по веществу (или группе веществ), которое вызвало клинические симптомы или способствовало их появлению. Другие диагнозы следует кодировать в случаях, когда другое психоактивное вещество принято в количестве, вызвавшем отравление (общий четвертый знак.0), причинившем вред здоровью (общий четвертый знак .1), приведшем к зависимости (общий четвертый знак .2) или другим нарушениям (общий четвертый знак .3-.9).

Только в тех случаях, когда применение наркотических веществ носит хаотичный и смешанный характер или вклад различных психоактивных веществ в клиническую картину невозможно вычленить, следует ставить диагноз расстройств, вызванных употреблением нескольких наркотических веществ (F19.-).

Исключено: злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость (F55)

Следующие четвертые знаки используются в рубриках F10-F19:

  • .0 Острая интоксикация

    Исключено: интоксикации, подразумевающие отравления (T36-T50)

  • .1 Употребление с вредными последствиями

    Употребление психотропного вещества, которое наносит ущерб здоровью. Повреждение может быть физическим (как в случаях гепатита от самоназначения введенных психотропных веществ) или психическим (например, эпизоды депрессивного расстройства при длительном употреблении алкоголя).

    Психотропная токсикомания

  • .2 Синдром зависимости

    Группа поведенческих, мнестических и физиологических феноменов, развивающихся при неоднократном использования вещества, которые включают сильное желание принять наркотик, отсутствие самоконтроля, употребление на смотря на пагубные последствия, более высокий приоритет употребления наркотиков перед другими действиями и обязательствами, увеличенную толерантность к веществам.

    Синдром зависимости может относиться к определенному психотропному веществу (например, табак, алкоголь или диазепам), к классу веществ (например, препараты опиоида), или к более широкому диапазону различных психотропных веществ.

    • Хронический хронический алкоголизм
    • Дипсомания
    • Наркомания
  • .3 Синдром отмены

    Группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, возникающих при абсолютной или относительной отмены употребления психоактивного вещества после постоянного применения этого вещества. Начало и течение состояния отмены ограничены во времени и связаны с типом психоактивного вещества и дозой, принятой непосредственно перед прекращением употребления или уменьшением дозы. Состояния отмены может быть осложнено судорогами.

  • .4 Синдром отмены с делирием

    Состояние, при котором абстиненция, охарактеризованная выше (общий четвертый знак .3), осложнена делирием, охарактеризованным в рубрике F05.-. Это состояние может также сопровождаться судорогами. Если в этиологии расстройства играет роль органический фактор, такое состояние следует классифицировать рубрикой F05.8.

    Белая горячка (алкогольная)

  • .5 Психотическое расстройство

    Комплекс психотических симптомов, возникающих во время или после употребления психоактивного вещества, которые, однако, не могут быть объяснены только острой интоксикацией и которые не являются составной частью абстинентного состояния. Расстройство характеризуется галлюцинациями (обычно слуховыми, но часто и нескольких видов), расстройствами восприятия, бредом (часто параноидного характера или мании преследования), психомоторными расстройствами (возбуждением или ступором), ненормальной аффектацией, колеблющейся от сильного страха до экстаза. Сознание обычно ясное, однако может иметь место некоторая степень его помрачения, но без тяжелой спутанности.

    Алкогольный(ая):

    • галлюциноз
    • бред ревности
    • паранойя
    • психоз БДУ

    Исключены: алкогольные или вызванные употреблением другого психоактивного вещества резидуальные и отсроченные психотические расстройства (F10-F19 с общим четвертым знаком .7)

  • .6 Амнестический синдром

    Синдром, характеризующийся выраженным хроническим снижением памяти на недавние и отдаленные события. Непосредственное воскрешение в памяти событий обычно не нарушено. Память на недавние события обычно нарушена сильнее, чем на отдаленные. Обычно явно выражено нарушение ощущения времени и последовательности событий и имеются трудности в освоении нового материала. Конфабуляция возможна, но не обязательна. Другие познавательные функции обычно относительно хорошо сохранены, и амнестические расстройства непропорциональны выраженности других нарушений.

    Амнестическое рассторойство, связанное с употреблением алкоголя, или других психоактивных веществ.

    Корсаковский психоз или синдром, связанные с употреблением алкоголя, или других психоактивных веществ, или без уточнения.

    С дополнительным кодом, (E51.2†, G32.8*), при необходимости, когда расстройство ассоциировано болезнью или синдромом Вернике.

    Исключено: Органический амнестический синдром, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами (F04)

  • .7 Резидуальное состояние и психотическое расстройство с отставленным дебютом

    Расстройство, при котором нарушения познавательных функций, эмоций, личности или поведения, вызванные приемом алкоголя или психоактивного вещества, могут сохраняться после периода, в течение которого проявляется непосредственное влияние психоактивного вещества. Начало расстройства должно быть непосредственно отнесено к употреблению психоактивного вещества. Случаи, при которых начало возникновения нарушений оказывается позже эпизода (эпизодов) употребления психоактивного вещества, могут кодироваться вышеуказанным четвертым знаком, только если совершенно доказана очевидная принадлежность расстройства к остаточным явлениям воздействия психоактивного вещества.

    Резидуальные явления можно отличить от психотического состояния отчасти по их эпизодичности, преимущественно короткой продолжительности, по их дублированию предшествующих алкогольных или наркотических проявлений.

    Алкогольная деменция БДУ

    Хронический алкогольный церебральный синдром

    Деменция и другие легкие формы стойких нарушений познавательных функций

    "Флэшбэк" (Flashbacks)

    Отсроченное психотическое расстройство, вызванное употреблением психоактивного вещества

    Нарушение восприятия после употребления галлюциногена

    Резидуальное:

    • - эмоциональное [аффективное] расстройство
    • - расстройство личности и поведения

    Исключено:

    • алкогольный или наркотический:
      • корсаковский синдром (F10-F19 с общим четвертым знаком .6)
      • психотическое состояние (F10 - F19 с общим четвертым знаком .5)
  • .8 Другие психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
  • .9 Психическое и поведенческое расстройство вследствие употребления психоактивных веществ неуточненное
  • xn---10-9cd8bl.com


    Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта