Что такое рефлексия в психологии? Понятие и сущность рефлексии. Развитие интеллектуальной и поведенческой рефлексии


Рефлексия - Психологос

Рефлексия - обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. Можно сказать, что рефлексия есть обращенность сознания на себя. Тут имеется в виду, что мысль, речь, воображение и др. способы сознательной деятельности могут быть рефлективными, если c помощью них обращаются на самих себя: размышление о том, как я мыслю, чувства по поводу моих чувств, воображение по поводу того, что я (или кто-то) навоображал.

Рефлексию следует отличать от самосознания. Не всякая рефлексия - обращение сознания на свое знание - становится самосознанием. Самосознание есть такая рефлексия, при которой ее предметом становится знание себя. Другое близкое к рефлексии понятие - обдуманность, это результат включения сознания на предстоящее. А осознанность - результат включения сознания на происходящее. Рефлексия - включение сознания на уже происшедшее.

В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

Рефлексия поддерживает и уточняет действие. Действование без рефлексии - необдуманность и бестолковость. Рефлексия без действий - зацикливание на себе. И то и другое - ошибочное поведение.

На рефлексии построены также некоторые специализированные военно-философские модели (см. Тактика, Стратегия, Стратагемы). Рефлексию, направленную на понимание причин и оснований своих собственных суждений, часто относят к области философии, хотя проверка обоснованности своих выводов обязательна для всякого интеллектуально ответственного разумного человека и является одним из методов развития мышления.

Психологический тест на развитость рефлексии

Трем людям показывают реквизит: 3 красных и 2 белых колпака, завязывают им глаза, надевают на них красные колпаки и говорят, что у каждого из них на голове может оказаться либо красный, либо белый колпак. Повязку снимают, и дают задание:

поднять руку, если они увидят хотя бы один красный колпак, а если кто-то догадается, какого цвета на нем колпак — тот пусть выйдет из комнаты.

В первый момент все поднимают руку, но потом возникает пауза. Наконец, один из участников выходит.

Ход мысли может быть примерно таким: «На мне белый колпак?» — «Нет, если бы он был белым, один из нас увидел бы это и подумал бы, что третий участник видит красный колпак лишь на нем самом, и потому поднимает руку. Тогда он должен выйти, но он не выходит. Значит, на мне красный колпак».

Этот участник рассуждал за одного и другого из партнёров, в то время как в рассуждение третьего участника было включено рассуждение только одного из них.

Стоит ли развивать рефлексию?

Слишком умных у нас народ не любит, и развитие рефлексии сверх привычного, то есть достаточно низкого уровня, вызывает у многих людей настроженность и негативное отношение. Комментарии к статье "Сыну двенадцать: воспитание ответственности" содержат характерное замечание: "Согласна с мнением сына: "Плохо иметь папу психолога!". Свихнешься от рефлексии!".

www.psychologos.ru

Рефлексия как механизм развития личности

О.И.Лаптева, Семенов И.Н.

Сибирская Академия Государственной Службы,

Государственный университет – Высшая школа экономики,

Новосибирск, Москва

Личность развивается в двух аспектах: в плане внутреннего строительства по имеющимся образцам, т.е. когда человек конструирует себя, присваивая существующие в культуре ценности, нормы поведения, способы и формы деятельности. Другой аспект, когда совершается переход к самосовершенствованию, т.е. когда уже достигнут определенный личностный уровень, и когда появляется способность развивать себя и совершенствовать окружающий мир, преобразуя наличную культуру, создавая новое. Оба аспекта развития личности объединяет то, что у человека появляются новые возможности. В значительной мере появлению этих возможностей способствует механизм рефлексии и рефлексивные способности.

С.Л.Рубинштейн связывает с появлением рефлексии особый способ существования человека в мире. Акцентируя наличие у человека двух способов существования в этом мире, он считал первый способ – это обычное существование, когда «когда человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным его явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять даже мысленно позицию вне её для рефлексии над ней». Второй способ существования собственно и есть рефлексия. С.Л.Рубинштейн указывал, что развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за её пределы, человек как бы занимает позицию вне её. Здесь кончается первый способ существования и начинается либо путь к духовному опустошению либо другой путь – к построению нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе.

Некоторые исследователи рассматривают рефлексию как способ смотреть на себя как бы со стороны, отмечая, что модели такого смотрения могут быть разными. Можно направить свой взор в себя и попытаться наблюдать как некий объект. Такая рефлексия близка интроспекции.

Рефлексия может быть способом понимания себя через другого: пытаясь понять другого человека через его отношение к нам, через его поступки и поведение, мы моделируем его видение нас в своём сознании. Мы получаем информацию о себе, о своих отношениях с миром в форме отраженных в нашем сознании моделей.

Рефлексия является способом, средством, механизмом, с помощью которого можно получить обратную связь для самоуправления и саморегуляции. Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека - это не только некий результат, но и процесс, который связан с внутренними преобразованиями – осмыслением и переосмыслением стереотипов мышления и их эвристическим преодолением, вплоть до образования новых содержаний сознания.

Рефлексия, обеспечивает адаптивность человека к новым условиям деятельности, при этом демонстрирует, что рефлексивная функция возникает и реализуется в любой деятельности, когда возникает какое-либо затруднение. Она используется для реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин.

Специфика рефлексивных процессов обусловлена способностью человека к осмыслению или переосмыслению собственного опыта, знаний о себе, чувств, оценок, мнений, отношений и т.д. Такую рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление человеком себя и своих отношений с миром, называют личностной. (И.И.Семенов, Ю.Н.Степанов).

Личностная рефлексия позволяет человеку абстрагироваться от непрерывного потока жизни и стать во внешнюю позицию по отношению к самому себе. Личностная рефлексия это путь к переосмыслению стереотипов собственного опыта. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия отражает все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.

Рефлексия в совместной деятельности, как отмечал В.А.Лефевр, выход на позицию «над» и «вне» позволяет партнерам не только прогнозировать действия друг друга, но и корректируя свои действия, влиять на партнера, все глубже проникая в глубины взаимопонимания или напротив, намеренно вводя партнера в заблуждение. Коммуникативный тип рефлексии связан с имитационным моделированием и организационно-деятельностными играми, с принятием групповых решений, с исследованием проблем взаимоотношений в организации и т.д. Практика порождения рефлексивных процессов, выявление условий их возникновения и функционирования в системе используются в разных формах работы (игрорефлексика, рефлепрактика, тренинги).

Освоение деятельности расширяет возможности личности и развивает её. Превращение творческих компонентов деятельности в некие правила связано с механизмом рефлексии. При изучении связей современной деятельности с её предшествующими состояниями и их средствами, личность реконструирует прошлый опыт, описывает схемы и средства когда-то осуществлявшейся деятельности. При этом, правдоподобная реконструкция возможна при условии воссоздания системы правил, т.е. механизма этой деятельности. Эта идея перехода от одного уровня к другом получила развитие в работах Г.П.Щедровицкого. Его концепция о «кооперации деятельностей» рассматривает рефлексию именно как «выход» за рамки деятельности в случае невозможности её осуществления. Переходя в позицию новой деятельности, личность получает возможность строить новые смыслы, исходя из которых, она понимает и описывает прежнюю деятельность. Вторая деятельность «рефлексивно поглощает» первую как материал. Механизм поглощения позволяет строить системы кооперации деятельностей.

И.С.Ладенко выделяет три основные формы рефлексии: ретроспективную, перспективную и интроспективную. Первая служит выявлению и воссозданию схем и средств процессов, имевших место в прошлом. Во второй выявляются и корректируются схемы и средства возможной деятельности. В третьем случае производится контроль и корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе выполнения. Умение человека как кинопленку прокручивать свои мысли и действия, возвращая их назад или забегая вперед, это тот важный механизм, который осуществляет связь сознания с подсознанием.

Механизм рефлексии представляет собой выявление соответствия или несоответствия компонентов конструируемой субъектом схемы с правилами «программного», управляющего уровня. Конкретный вид такого соответствия и «правил» может быть весьма разнообразным, но для различных случаев механизм в целом всегда имеет сходные признаки. Рефлексия, как элемент деловой игры, содержащей обычно несколько циклов, последовательно осуществляемых друг за другом. Переход от одного цикла к другому или прекращение процесса производится в соответствии с результатом рефлексии, предпринимаемой после каждого цикла. При этом, как отмечает И.С.Ладенко, содержание принимаемых решений, правила их принятия и выполнения могут быть пересмотрены и видоизменены. В силу этого деловая игра содержит рефлексию в качестве необходимого элемента самоорганизации и самоконтроля. При невозможности решить какую-либо задачу в новых условиях прежде выработанным способом, формулируют вспомогательную, опосредующую по отношению к исходной задачу. Решив последнюю находят решение исходной. Цепочка таких опосредований может быть достаточно длинной.

Рефлексия является источником порождения новых идей, дает материал, открытый наблюдению, критике и последующему изменению. Она является тем механизмом, который при определенных обстоятельствах извлекает с подсознания значительно больше, чем ожидается. Обретя самосознание человек приобретает свободу располагать собой – конструировать свой внутренний мир, продолжая и развивая себя.

studfiles.net

Что такое рефлексия в психологии? Понятие и сущность рефлексии

Под рефлексией понимается навык, который позволяет не только контролировать направленность внимания, но и осознавать собственные мысли, ощущение и общее состояние. Благодаря рефлексии человек имеет возможность наблюдать за собой со стороны и видеть себя глазами людей, которые его окружают. Рефлексия в психологии подразумевает любые поползновения личности, направленные на самоанализ. Они могут проявляться в оценке своих поступков, мыслей и происходящих событий. От того, насколько человек образован и умеет себя контролировать, будет зависеть глубина рефлексии.

Психологическое содержание

Рефлексия в психологии занимает важное место в интегральной структуре личности, о чем свидетельствует широкий спектр признаков и ее многофункциональность. Подобные процессы протекают практически в каждой сфере психологической деятельности.

Рефлексия в мышлении является доказательством того, что человек может контролировать свои мысли и поступки, а его мыслительная деятельность продуктивна.

Философский аспект

Многие философы уверены, что рефлексия в психологии – это один из источников познания. Его предметом становится непосредственно сама мысль. Чтобы механизм работал эффективно, обязательно должна присутствовать объективация. Она необходима для сравнения результатов со способами и процессом рефлексивного представления.

Роль данного явления

Рефлексия необходима для того, чтобы человек имел возможность устанавливать и регулировать адекватные требования к себе, которые базируются на основании критериев, устанавливающихся извне, и специфики самого объекта. Понятие рефлексии в психологии дает возможность совершать самонаблюдение, самоанализ и саморазмышление.

Виды рефлексии

Из-за того что специалисты не могут прийти к единому подходу в изучении данного феномена, существует несколько видов и классификаций:

Формы феномена

Принято рассматривать рефлексию в трех основных формах, которые отличаются в зависимости от тех функций, которые выполняются:

Чем полезна рефлексия

Специалисты уверены, что именно рефлексия в психологии считается генератором новых идей. Она позволяет выстраивать реалистичную картинку и обрабатывать получаемую информацию. В результате самоанализа человек меняется и самосовершенствуется. Рефлексивный механизм позволяет преобразовать неявные мысли в явные и получить более глубокие знания.

Данный феномен касается всех сфер жизни человека, включая профессиональную. Понятие рефлексии в психологии необходимо для того, чтобы научиться брать собственную жизнь под контроль и не плыть по течению. Люди, не знакомые с данным феноменом, не умеют организовывать свои действия и четко осознавать, куда необходимо двигаться дальше.

Очень важно не путать рефлексию с самосознанием. Оно подразумевает ориентацию на самого себя. Рефлексия концентрирует внимание на том, что уже происходило. Она необходима каждому человеку, особенно тем людям, которые занимаются интеллектуальной работой и имеют межличностный контакт и групповое взаимоотношение.

Как тренировать и развивать рефлексию

Давно не секрет, что очень важна рефлексия в психологии. Упражнения, которые помогают ее развивать, необходимо проделывать регулярно, только тогда они принесут результат. Это поможет измениться в лучшую сторону и научиться адекватно воспринимать собственные поступки и мысли.

Стоит расширить круг знакомых и пообщаться с людьми, которые имеют отдельную и кардинально непохожую точку зрения. Попытки понять такого человека заставляют рефлексию активизироваться. Это делает ум более гибким, а виденье – широким. В результате такого упражнения человек научится принимать взвешенные и обоснованные решения, а также видеть различные способы решения проблемы.

Социальная рефлексия в психологии является довольно мощным оружием, которое помогает лучше понимать себя и других людей. Со временем появляется способность предугадывать чужие мысли и прогнозировать поступки.

Признаки рефлексии

Психологи выделяют несколько основополагающих признаков такого явления, как рефлексия:

С какими процессами связана рефлексия

Умение регулировать, контролировать и управлять своим мышлением невозможно без таких процессов, как синтез, анализ и оценка.

С помощью анализа можно разбить всю информацию на блоки и структурировать ее. Не менее важным является определение главного и установления взаимосвязи с второстепенным. Синтез помогает комбинировать все элементы и получать цельный новый объект. Оценка дает возможность определить важность материала и самой цели. Критерии могут отличаться, они определяются в зависимости от сложившейся ситуации.

Виды слушанья

Не каждый человек знает, в чем заключается главный смысл и что таит в себе это определение. Рефлексия в психологии – это умение управлять собой. Помочь развить этот навык помогает слушанье:

fb.ru

Рефлексия в онтогенезе (О рефлексии IV)

 

Назад  Вперёд

В этом сообщении пойдёт речь о том, когда возникает и как развивается рефлексия.

Есть ли рефлексия у младенца?

Безусловно, нет. У ребёнка нет сознания в том смысле, как его толкуют в отечественной психологии.

Потому что индивидуальное сознание каждого отдельного человека представляет собой конкретную реализацию общественного сознания. Т.е. для того, чтобы сформировалось полноценное индивидуальное сознание, человек должен быть деятельным субъектом человеческого общества. Только что родившийся младенец таковым не является.

Единственное, что может младенец, — общаться с матерью. В результате такого общения формируется особое психологическое образование, диада мать-дитя. В такой диаде мать и дитя составляют психологически единое целое.

Младенец функционирует как сознательное существо только потому, что он, тесно взаимодействуя с матерью, содействуя с нею, пользуется её сознанием, можно сказать, напрокат.  При этом он постепенно как-бы заражается от матери человеческим сознанием.

Дошкольный возраст — период неразвитой, спонтанной рефлексии.

В возрасте 2,5 — 3 года наступает кризис «Я сам».  Это значит, что ребёнок становится самостоятельным субъектом и ощущает себя таковым. Он уже усвоил всё, что можно усвоить, функционируя в диаде  мать-дитя, освободился из диады мать–дитя, и теперь обладает самостоятельным индивидуальным человеческим сознанием.

Но полноценной, развитой рефлексии у него ещё пока нет. Он учится функционировать во внешнем мире, осваивая главные смыслы отношений между людьми.  Что касается внутреннего, психического мира, то здесь активность дошкольника обеспечивается, в основном, природными механизмами. Психическая активность дошкольника, направленная на самого себя, является, по своей сути, скорее жизнедеятельностью, чем деятельностью, регулируемой сознанием.

В самом деле, освободившись из диады мать-дитя ребёнок способен лишь играть. Игра, — деятельность, которая по своей природе не предполагает в своих простых и исходных формах какой-либо определённый результат. Поэтому она может происходить спонтанно, самопроизвольно. Конечно же, какие-то элементы рефлексии есть и у дошкольников, но они слабо проявляются и в функционировании психики значительной роли не играют.

По-настоящему рефлексия начинает быть необходимой, и поэтому получает особое развитие тогда, когда ребёнок начинает учиться.  Учение — результативная, по своей сути, деятельность. Хочешь, не хочешь, а результат давай, — "учись хорошо".  Поэтому ребёнок вынужден учиться управлять своей психикой, а для этого необходима обратная связь. Рефлексия как раз и обеспечивает обратную связь.

Итак, рефлексия, которая присуща взрослому человеку, начинает формироваться в младшем школьном возрасте.

Кстати, в православии считается, что ребёнок до 7 лет непорочный младенец и в случае смерти попадает в рай.  А после 7 лет он уже считается взрослым и ответственным за свои мысли и дела.

Интеллектуальная рефлексия.

Она возникает в процессе формирования теоретического мышления и тесно связана с возникновением и развитием произвольности высших психических функций.

Пример интеллектуальной рефлексии. При решении задачи ребёнок пытается применить уже известные, привычные приёмы, но не получается. Естественное, непосредственное течение психических процессов прерывается. Ребёнок говорит себе: "Не получается. Мы это ещё не проходили…".  Дальнейшее развитие ситуации, если оно случится, будет означать трансценденцию, т.е. выход за пределы ситуации, скачкообразное развитие психических процессов.

Окончательное развитие интеллектуальная рефлексия получает в подростковом возрасте. Подросток уже умеет мыслить гипотезами и фактически владеет всем арсеналом приёмов научного мышления.

Возникновение гипотезы указывает на встречу с проблемой нетривиального выбора и предполагает остановку естественных, натуральных психических процессов. Затем формулируется гипотеза, и дальнейшее мышление происходит уже в условиях принятия гипотезы. Т.е. опять имеем трансценденцию.

Личностная рефлексия.

Она проявляется в самоопределении личности как полноценного и ответственного субъекта социальных отношений, а также в установлении внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и «не-Я». Окончательное формирование полноценной личностной рефлексии связано со вторым рождением личности в подростковом возрасте.

Коммуникативная рефлексия.Она возникает при изучении процессов коммуникации и кооперации, связанных с необходимостью понимания подлинных оснований совместных действий и их координации.

Коммуникативная рефлексия начинает формироваться уже в конце дошкольного возраста, но подлинное развитие она получает в подростковом возрасте, потому что как раз в это время ведущая деятельность, — общение. Развитие коммуникативной рефлексии завершается, в основном, в ранней юности.

Дальнейшее развитие человека в направлении от личности к индивидуальности, а затем к универсуму происходит в условиях сформированной рефлексии, которая является необходимым условием для такого развития.

Назад  Вперёд

©   А.А.Дмитриевский.

vestishki.ru

Цели и методика рефлексии в практике обучения

Автор: Boлодap Виктopoвич Кpaeвcкий, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ.

 

Проблема организации и корректировки образовательной деятельности связана с успешностью ее осмысления. Традиционная педагогика не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от учеников, в ней нет места рефлексивным видам деятельности. Вместо этого применяется закрепление или обобщение полученных знаний. Педагогу чаще всего предлагается набор готовых средств для организации процесса усвоения знаний на каждом этапе. Личностно-ориентированное обучение предлагает решать проблему постановки целей обучения, разработки учебного плана, конструирования системы занятий, форм рефлексии и оценки.

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.

Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Если физические органы чувств для человека являются источником его внешнего опыта, то рефлексия — это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления.

Без рефлексии нет учения. Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет — не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности — способы решения практических задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса. Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей — предметной и рефлексивной.

Особенно актуальна рефлексия для дистанционных форм обучения, когда преподаватель и обучающийся разделены пространством.

Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей.

Методика организации рефлексии обучающегося может включать в себя следующие этапы:

  1. Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. Выполняемая по учебному предмету деятельность — математическая, интеллектуальная, художественная или иная — должна быть завершена или прекращена. Если решалась задача и возникла непреодолимая трудность, то решение приостанавливается и все внимание обращается к «разбору предыдущего полета».
  2. Восстановление последовательности выполненных действий. Устно или письменно описывается все, что сделано, в том числе и то, что не окажется важным обучающемуся на первый взгляд.
  3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных преподавателем или определяются обучающимся на основе своих целей.
  4. Выявление и формулирование результатов рефлексии. Выделяют несколько видов таких результатов, к которым относятся:
    • предметная продукция деятельности — идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т.п.;
    • способы, которые использовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности;
    • гипотезы по отношению к будущей деятельности, например: по качеству и количеству то-то возрастет так-то.
  5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

 

Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс, состоит в том, что обучающиеся обычно не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности.

В качестве опоры для рефлексивной деятельности обучающимся можно предложить следующие ориентировочные вопросы (для самостоятельной работы или обсуждения с преподавателем):

 

В ходе проведения учебных занятий предлагаемые ученикам рефлексивные вопросы могут быть более приближены к изучаемому материалу и содержанию учебной деятельности по предмету. Важен психологический подход к организации рефлексии обучающегося. Задача преподавателя — создать такие условия, чтобы обучающиеся захотели обсуждать учебные материалы или свою деятельность. Эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации.

Рефлексия связана с другим важным действием — целеполаганием. Постановка обучающимся целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию — осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае — не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей.

Сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности должно повторяться систематически. Данная работа приводит к тому, что обучающиеся начинают самостоятельно формулировать свои цели. Рефлексия в конце изучения курса или завершения учебного процесса помогает выявить и закрепить результаты образовательной деятельности.

 

Уроки рефлексии

Смысл рефлексивных занятий (самостоятельных или под руководством преподавателя) — научиться осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности других людей. Обучающиеся учатся ставить и достигать цели по учебным предметам в соответствии с содержанием этих предметов и своими индивидуальными особенностями; отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность; анализировать успехи и трудности в достижении целей.

Цель занятий — научиться осознавать свои внешние и внутренние движения, от бытовых до глубинных. Обучающиеся при этом не только учатся технике осознания, но и разрабатывают последовательность этапов рефлексивной деятельности.

Продолжительность систематических рефлексивных занятий может быть различна. В различных дидактических системах проведение рефлексивных занятий может быть еженедельным или даже ежедневным. Например, если с помощью систематических занятий обучающиеся освоили рефлексивные навыки деятельности и перенесли их в обучение, то отдельные рефлексивные курсы могут уже не проводиться.

Любое важное дело или образовательный период, например подготовка к итоговой проверке знаний или завершению изучения определенной дисциплины, могут завершаться индивидуальной или групповой рефлексией. Работа обучающихся по целеполаганию и рефлексии органично включается в процесс получения профессионального образования и повышения квалификации, делает его осознанным и продуктивным.

 

Научитесь жить лучше, получив нужные вам знания и навыки при обучении по абонементу, со скидкой:

Самоменеджмент: управление карьерой: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

www.elitarium.ru

Диссертация на тему «Развитие рефлексии как условие овладения интеллектуальными операциями» автореферат по специальности ВАК 19.00.07 - Педагогическая психология

1.Г. Психология индивидуальности. М., 1986

2. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль, 1991

3. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.,1997

4. Бизяева A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 1993

5. Битяпова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997

6. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994

7. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., 1995

8. Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах). Гл.ред. А.М.Прохоров. Изд.З-е. М., «Советская энциклопедия», 1976, том 24, книга 1; том 22

9. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2007

10. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. тр. М.; Воронеж, 1996

11. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление//Magister. 1995

12. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. М.: Педагогическое общество России, 2001

13. Вульфов Б.З., Харькин В.П. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995

14. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1982. Т. 2

15. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005

16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., 1982-1984

17. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993

18. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. 2-е изд. М.: Педагогическое общество России, 2000

19. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992, № 3

20. Демидко М.Н. Формирование рефлексивных умений у обучающихся в средних специальных учебных заведениях: методические рекомендации. Минск: РИПО, 2001

21. Дружинин В. Н. Психология общих * способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999

22. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999

23. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: «Хэлтон», 1998

24. Ермакова Г.Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 1999

25. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет. М.: 1993

26. Зак А.З. Проблемы психологического изучения рефлексии // Исследование рече-мысли и рефлексии: Сб. / Отв. ред. М.М. Мукашов. Алма1. Ата, 1979

27. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников: Автореф.дис. . д-ра психол.наук: 19.00.07. М., 1989

28. Захарова A.B. Психология формирования самооценки. Минск: РБПК «Белинкоммаш», 1993

29. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999

30. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии, 1991, №2

31. Исаев Е.И. Проектирование психологического образования педагога // Вопросы психологии. 1997, № 6

32. Исаев Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е.И. Исаев, С.Г. Косарецкий, В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000, № 3

33. Калашникова О.В. Психологические особенности развития педагогической рефлексии: Дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 1999

34. Кальмакова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.

35. Карпов A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., Изд-во ИП РАН, 2004

36. Карпов A.B., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.-Ярославль: Аверс Пресс, 2002

37. Карпов A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т.24, № 5

38. Катрич Г.И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1994

39. Кевля Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка. Москва Вологда, 1999

40. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии: Анализ зарубежного опыта. Рига, 1995

41. Ковалев Б.П. Рефлексивная регуляция взаимодействия учителя с учащимися и пути ее коррекции // Вестник ГрГУ Сер.1. 2001

42. Коломинский Я.Л. Изучение социально-психологической рефлексии младших подростков: Учеб.-метод. Пособие / Я.Л. Коломинский, М.Е. Шмуракова. Витебск: Изд-во ВГУ, 2000

43. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984

44. Краткая медицинская энциклопедия: В 3-х т. Гл.ред. Б.В. Петровский. 2-е изд. - М.Советская энциклопедия. - Т.2

45. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975

46. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М., 1983

47. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. 1999

48. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002

49. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990

50. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990, № 3

51. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. // Психология и педагогика. 1979. № 2

52. Найденов М.И. Групповая рефлексия в решении творческих задач при различной степени готовности к интеллектуальному труду: Автореф. дис. .канд.психол.наук: 19.00.03; 19.00.01. К., 1989

53. Найденова Л.А., Найденов М.И. О рефлексивном аспекте индивидуального и совместного решения творческих задач // Человек -творчество компьютер. М.: МФТИ, 1987

54. Непомнящая И.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992

55. Психология. Словарь / Под общей ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990

56. Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. М., 1987

57. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. СПб.: Речь, 2006

58. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение,1969

59. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972

60. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976

61. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М.,1991

62. Реан A.A. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии. 1990, № 2

63. Рогов Е.И. Настрольная книга практического психолога в образовании. М., 1996

64. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. М., 1998

65. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000

66. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. М.: Наука,2003

67. Рубинштейн СЛ. Человек и мир. М.: Наука, 1997

68. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998

69. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: Изд-во ЗГУ, 1992

70. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии, 1983, № 2

71. Сеченов И.М. Биография. Главные труды. М.: Деан, 2004

72. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -Спб.: Речь, 2000

73. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / / Вопросы психологии, 1990, № 3

74. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск,1997

75. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А.М.Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1984

76. Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н, проф. В.Е. Кемерова. М., 1996

77. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989

78. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000

79. Степанов С.Ю., Полищук O.A., Семенов И.Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М.: РАГС, 1996

80. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии, № 3, 1985

81. Стеценко И. А. Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя в условиях усвоения опыта педагогической деятельности: Дис. . канд.пед.наук: 13.00.01. Таганрог, 1998

82. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т 1. М., 1985

83. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994

84. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995

85. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994

86. Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток //

87. Вопросы психологии, 1989, № 2

88. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994

89. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс,2007

90. Шадриков В. Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга, «Логос», 2006

91. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996

92. Шадриков В.Д. Введение в психологию: Способности человека. М.,2002

93. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990

94. Шадриков В.Д. Интеллектуальные операции. М., 2006

95. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М., 2004

96. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование рече-мысли и рефлексии: Сб. / КазПИ; отв.ред. М.М. Мукашов. Алма-Ата, 1974

97. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979

98. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978

99. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974

100. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М., 19881. Иностранная литература:

101. Binde J. L'education au XXI siecle: 'education pour tous toute au long de la vie // Fut ribles. P. 2000. -№ 250.

102. Ministério da Educa*? a o, Ciencias e Tecnologia- Programa do governo detransicao para a educaçào. 2002.

103. Ministerio da Solidariedade Social, R.C. Luta contra Pobreza. 2000

www.dissercat.com

Личностная рефлексия и ее типы: rabota_psy

Данилкина Г.А.

На протяжении всей жизни человек непрерывно ведет поиск своей идентичности, самоопределяется, наполняет новым содержанием уже имеющиеся формы представлений о себе. Наиболее остро проблема личностной рефлексии волнует молодых людей, перешагнувших рубеж 16-17 лет и не достигших возраста 23 лет. Если в данный возрастной период субъекту удается позитивно использовать актуализирующиеся процессы самосознания, то он приобретает эффективное средство построения продуктивных взаимоотношений с миром и с самим собой.

Рефлексия в широком понимании – это осмысление, анализирование того, что происходит. Личностная рефлексия – это осмысление, анализирование содержания своего внутреннего мира (эмоций, чувств, мыслей, характера), а также действий и поступков, которые субъект совершает во внешнем мире. «Ф.Е. Коньков представил результаты совместного с В.И. Слободчиковым исследования двух типов рефлексии у детей: интеллектуальной (предметно-операциональной) и личностной (ценностно-смысловой)» (с.163 Вопросы психологии №5 1983. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества с.162-164).

Наиболее значимыми вопросами личностной рефлексии являются вопросы о смысле жизни, об идеалах, о достигнутых результатах развития. Ряд авторов рассматривает наличие рефлексии как определенный, зрелый уровень развития личности. «И наконец, высший, личностный уровень развития самосознания связан с такими феноменами, как осознание своей социальной ценности и зрелости, смысла своего бытия, места в обществе, с оценкой своих социальных и личностных достижений в прошлом, настоящем и возможных перспектив своего развития» (с.162 Вопросы психологии №5 1984. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания. С.162-164. - цитируется по книге Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. 284 с.). Существуют различные типы рефлексии, в зависимости от выделения исследователями определенного основания классификации. Если критерием является характеристика эмоциональных переживаний, сопровождающих целенаправленные размышления человека, то можно выделить рефлексивную дихотомию: позитивную и негативную.

Позитивная (или конструктивно-продуктивная) рефлексия – субъективное средство, обеспечивающее процесс самопознания, результатом которого является обогащение «Образа-Я» и «личностный рост» субъекта, конструктивное активно-практическое изменение способов деятельности и общения, построение позитивного, созидающего отношения к жизни в целом.

Позитивная рефлексия – рефлексия, дающая практически применимые результаты, т.е. субъект с ее помощью выясняет причины собственных неудач и работает над их устранением. Это так называемая поэтапная рефлексия, четко выделяющая цели, задачи и средства решения или достижения целей и задач, вставших перед человеком.

Негативная (или деструктивно-непродуктивная) рефлексия – субъективное средство, обеспечивающее процесс самопознания, результатом которого являются непродуктивные размышления, не имеющие актуального практического применения и выступающие в качестве средства саморазрушения человека. В данном случае рефлексия – уже не способ поиска альтернатив, а собственно использование жизненных сложностей для «ухода в рефлексию» (происходит подмена результата процессом).

Негативная рефлексия – рефлексия, не дающая практически применимые результаты. Она может быть излишне глобальна в своей негативной оценке происходящего. «…редукция рефлексии до ее экстенсивной формы сопровождается активизацией проявления личностного компонента мышления лишь в негативной форме – в виде главным образом отрицательных самооценок» (с.100 Вопросы психологии №1 1982, Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. с.99-104.).

Данная рефлексия, обеспечивая постановку цели, не способствует выделению этапов решения проблемы, вследствие чего цель, поставленная на слишком высокую планку, остается недостижимой. Возможно, негативная рефлексия излишне эмоционально перегружена (отрицательными переживаниями), из-за чего субъекту и не требуется деятельностного выхода из сложившейся ситуации (достаточно «пустого философствования»). «Другой человек несет в себе глубокое недовольство собой, он полон сожалений, что многое в свое время упустил, но не замечает, что продолжает жить по раз и навсегда выбранному стандарту, не пытается что-то изменить в своей жизни, хотя его жизнь далеко не окончена» (с.12) (Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991. – 299 с.).

Кроме того, возможно, между выделенными двумя типами рефлексии присутствуют значимые различия во временной направленности каждого из них. Так, позитивная рефлексия акцентирует внимание на настоящих событиях, формулирует выводы на основе прошлого опыта субъекта и простраивает планы на ближайшее и отдаленное будущее. «Рефлексия приобретает продуктивную функцию в том смысле, что она связана теперь с предвосхищением и созданием условий развертывания тех или иных рефлексивных актов. Она выступает, соответственно, в форме «самосознания личности в проблемной ситуации»» (с.117. Большунов А.Я., Молчанов В.А, Трофимов Н.М. Динамика рефлексивных актов в продуктивной мыслительной деятельности. с.117-124). Негативная рефлексия не фиксирует момент настоящего времени, она либо поглощена воссозданием эмоциональных переживаний прошлого, либо направлена на проецирование возможных результатов в будущем без детального анализа реальных возможностей человека (эффект завышенной планки).

Правомерность наших размышлений подтверждают и мысли Абульхановой К.А.: «Это раздвоение единого усугубляется функцией эмоциональной составляющей, отношенческого компонента представлений: она … может быть и позитивной, и негативной, способствующей активизации интеллектуального механизма, осознанию, осмыслению действительности и препятствующей, блокирующей его» (с. 158 Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. – 224 с.)

Итак, и позитивная, и негативная рефлексия отражают поиск, способность субъекта ставить все новые вопросы, но только позитивная рефлексия способна находить на них ответы.

rabota-psy.livejournal.com


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта