Глава 2 Поведенческий компонент личности спортсмена. Поведенческий компонент


1.3 Поведенческий компонент рекламного воздействия

Исследование данного механизма предполагает анализ поступков человека, определяемых его покупательским поведением под воздействием рекламы. Поведенческий компонент включает в себя как осознанное поведение, так и поведение на бессознательном, неосознаваемом уровне. На осознаваемом уровне в покупательском поведении проявляются, отражаются мотивации, потребности, воля человека. На неосознаваемом уровне – установки и интуиция человека.

Интересно, что потребители, как правило, не хотят признавать, что их действия в рамках покупательского поведения – это результат воздействия рекламы на их психику, воздействия в той или иной форме, включая даже целенаправленное программирование. Им кажется, что потребность в приобретенном товаре существовала у них задолго до того, как они о нем узнали из рекламы. Очень редко покупатели признаются самим себе или другим людям в том, их фактически «проэксплуатировали», навязав им не существовавшую ранее потребность, и вынудили купить что-то, лишили возможности сознательного выбора. Хотя на самом деле, это чистейшая правда.

Когда говорят, что реклама не способна создавать потребности, что она лишь информирует о товарах, которые могут удовлетворить имеющиеся желания, что право выбора всегда остается за потребителем, это не совсем так.

Несомненно, однако, что, купив товар и воспользовавшись им, потребитель поймет, выиграл он или проиграл. В конечном счете, товары приобретаются с учетом требований человека. Однако на определенных этапах чаще всего это происходит ситуативно, реклама может сделать многое. Она действительно способна не только давать новые потребности в товарах, но может формировать куда более сложные психические образования, такие, как мировоззрение, эстетические вкусы, социальные ценности, стиль жизни, нравственные принципы и другое. Причем сплошь и рядом это происходит совершенно незаметно для человека, на основе действия множества психологических механизмов. Поэтому очень важно хорошо осознавать не только положительные, полезные стороны рекламы, но и опасности, которые она таит в себе.

Сам по себе вопрос о том, как осуществляется поведение, – в результате сознательного выбора или воздействия извне или сознательного выбора под воздействием извне, этот вопрос довольно сложен, исчерпывающего ответа на него нет. Почему человек приобретает товар: в силу изначальной потребности или под воздействием рекламы? Если в силу изначальной потребности, тогда реклама — всего лишь информационный компас в мире товаров. Если товар приобретается под воздействием рекламы, тогда она создает потребность в товаре, которого человек ранее не видел.

В самом деле, существует ли такая вещь, как «шоколадная потребность» или наличие на рынке такого продукта, как шоколад, есть и условие и причина его потребления. Но если последнее верно, то как люди начинают, производить что-либо, например, шоколад, если в этом нет изначальной потребности?

Проблема действительно сложна. Но несомненно и то, что большинство людей не может, знать, какие виды продукции разрабатываются в настоящее время и появятся на рынке через несколько лет. Это знают только авторы: инженеры-изобретатели, разработчики, художники, дизайнеры и т.д. Правильно было бы сказать,что потребности в конкретных товарах формируются и в процессе восприятия рекламы тоже.

Изначально у людей существуют, будучи даже неосознанными, лишь потребности в общем, неконкретизированном виде (витальные потребности, социальные, потребности в развлечениях, отдыхе и т.д.). Конкретизируются, выражаются они, лишь пройдя через призму сознания, причем варианты возможной «конкретизации», воплощения этих потребностей в желания сильно ограничены тем объемом информации, которым обладает индивид на данный момент времени. Вот эти-то объемы и должна пополнять и расширять реклама, создавая новые «варианты» осознания изначальных потребностей.

Существуют разные взгляды на природу различных способов поведения людей.

С позиций психоаналитического подхода психическая жизнь человека вообще, поведение его на рынке в частности строится в основном на иррациональных, неосознаваемых мотивах.

Понимание покупательского поведения с точки зрения З. Фрейда облегчается обращением к бессознательному человека – самой сильной части психологической природы человека, в рамках его концепции – прежде всего сексуальной природы человека.

Психоаналитическая модель акцентирует внимание на отношении людей к вещам и соответственно рекомендует влиять на это отношение или изменять его таким образом, чтобы мотивировать приобретение товара или услуги. То есть, рекламная кампания какого-нибудь товара организуется так, чтобы рекламируемый товар ассоциативно был связан с подавляемыми, неосознаваемыми мотивами.

Отличительной чертой большинства психоаналитических подходов является то, что за основу поведения человека принимается какая-то одна неосознаваемая базовая потребность. У А. Адлера – это компенсация недостатков (не только сексуальных), у К. Хорни – потребность избегать чувства страха, достичь безопасности и т.д.5

Управление покупательским поведением, по Д. Скиннеру, также означает влияние на поведение потенциального покупателя.

Метод Д. Скиннера опирается на сознательное в психологической природе человека, само по себе не менее сильное, но легче активизируемое. Здесь в качестве эффективных приемов выступают такие, которые зависят от способности продавца рассказать о товаре, показать его, побудить покупателя действовать так, как этого желает продавец. Он мягко подталкивает покупателя позвонить, прийти, сравнить, опробовать и, в конечном счете, купить предлагаемый товар.

Эффективная реклама должна быть направлен сразу и на бессознательное, и на сознательное, то есть и на мысли, и на чувства, и на отношения, и на поведение человека. Такой подход изменяет отношение, видоизменяя поведение. Он воздействует на покупателя со всех сторон – убеждает, заставляет, привлекает, вынуждает, увивается, приказывает исполнять пожелания продавца. Он не оставляет места риску. Это стратегия точного планирования и в то же время планирования творческого.

Наибольшее управление покупательским поведением происходит, когда рекламой занимаются известные дикторы центрального телевидения. Рядовой телезритель воспринимает произносимые им призывы что-либо купить чуть ли не как постановление правительства. Подобного рода выступления не носят характера условности, образ таких людей воспринимается по ассоциации с психологическими установками, которые получал советский человек от партии, правительства через средства массовой информации. Такое явление очень хорошо закрепляется в мозгу на уровне рефлекса.

Общаясь друг с другом, люди ведут себя по-разному. Один держится с достоинством, по всему видно, что он начальник. Невольно хочется уступить ему, согласиться с ним. Другой человек суетится, извиняется, боится, чтобы его не посчитали невежливым, не воспитанным. Первый обладает над вторым властью. Он сильнее, надежнее. Он выглядит так, даже если за ним никого и ничего нет. Второй психологически слабее, уступчивее, его легко переубедить. Первый программирует психику второго. Ведь он уверен в том, что говорит. Он, в принципе, говорит очевидные, само собой разумеющиеся вещи и как бы предлагает другому сделать то же самое. Второго можно легко переубедить, если быть более самоуверенным.

Люди всегда программируют друг друга. Психологически сильный человек подавляет волю психологически более слабого. Особенно сильно это проявляется в политике и в рекламе. Реклама обращается к нам и с нами так же, как это делает человек, уверенный в своих возможностях.

Реклама в целом - это вовсе не только информация, как это может показаться сначала. Реклама - это именно психологическое программирование людей. Так к ней и нужно относиться. В противном случае всегда будет оставаться опасность, что рано или поздно реклама начнет управлять людьми не только в экономической сфере.

Ведь в конечном итоге люди должны купить товар, а не просто узнать о его существовании. Никто не станет тратить огромные деньги только на то, чтобы сообщить о появлении нового товара, надеясь, что его обязательно купят.

Попытки превратить рекламу из воздействующей в информирующую в целом бесперспективны. Парадокс мышления, в частности российского, человека именно в том и состоит, что он лучше воспринимает и больше доверяет не той рекламе, которая явно пытается воздействовать на него, а той, которая, казалось бы, только информирует. Возможность выбора при восприятии рекламы призрачна, иллюзорна. Однако хорошая реклама обязательно такую иллюзию создает. Она убеждает людей, что они сделали этот выбор сами и что этот выбор является единственно правильным.

Покупательское поведение существенно зависит от целей деятельности потребителя. По большому счету, реклама будет способна определять выбор товаров в той мере, в какой ее содержание совпадает с целями деятельности потребителей.

studfiles.net

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ «Я-КОНЦЕПЦИИ» — КиберПедия

Одним из компонентов Я-концепции является её поведенческий компонент. Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или его потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности. Как отмечает К. Роджерс, Я-концепция, обладая относительной стабильностью, обусловливает довольно устойчивые схемы поведения человека.

Влияние Я-концепции на отношения к другим людям и поведение человека хорошо демонстрирует Э. Берн, описывая жизненные позиции людей с различным уровнем самооценки. В соответствии с моделью Э. Берна, люди могут считать себя “в порядке”, т. е. позитивно относиться к себе, или “не в порядке”, т. е. негативно относиться к себе, и аналогично – “в порядке” или “не в порядке” – оценивать других. Четыре крайних жизненных позиции (или отношения), связанные с различными комбинациями этих оценок можно описать следующим образом:

1. Я в порядке – Вы в порядке, т. е. люди позитивно относятся к себе, удовлетворены собой и положительно относятся к другим. Они ценят добрые отношения с людьми, отзывчивы в общении, спокойны, уважительно относятся к другим, доверяют людям.

2. Я в порядке – Вы не в порядке.Положительно относясь к себе, имея неадекватно высокую самооценку, “раздутое самомнение”, они выглядят надменными, преувеличивают свою роль в группе, стремятся демонстрировать свое превосходство и подчинять себе других. В общении эти люди очень утомляют. Следует отметить, что люди, имеющие неадекватную, завышенную самооценку, плохо знают и понимают себя и, как правило, неадекватно оценивают других, а нередко проецируют на них свои недостатки.

3. Я не в порядке – Вы в порядке. Как правило, так оценивают себя люди, концентрирующие внимание на своих слабостях, недостатках, неудачах, поэтому неуверенные, негативно относящиеся к себе. Оценивая других высоко, они склонны больше доверять другим, чем себе, и поэтому готовы подчиняться.

4. Я не в порядке – Вы не в порядке.Люди этого типа, будучи не уверенными в себе, свыклись с неудачами. Они не только низко оценивают себя, но и других воспринимают как ущербных. Их пессимизм негативно отражается как на деятельности, так и на общении, взаимоотношениях с людьми.

Низкая самооценка, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (понизить уровень притязаний до своих возможностей и таким образом повысить самооценку и изменить отношение к себе, изменить свое отношение к ситуации и поведению). Однако часто люди стремятся уйти от своих проблем, применяя различные формы психологической защиты.

 

 

ЛЕКЦИЯ 15

Тема: СПОСОБНОСТИ

1. Понятие и определение способностей.

2. Происхождение способностей.

3. Способности и задатки.

4. Виды и структура и способностей.

5. Развитие способностей. Понятие одаренности, таланта, гениальности.

ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-типологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

Для того, чтобы лучше разобраться в понятии "способности" рассмотрим три известных подхода к этому вопросу:

Житейский,

Этимологический,

Научный.

1. Житейский подход. В обыденных разговорах люди часто употребляют термин "способности" как по отношению к человеку, так и относительно различных предметов. Например, когда говорим, что "самолет способен летать", мы используем данный термин для обозначения определенного свойства, качества. Тот же смысл вкладывается, когда мы говорим кому-либо о поразивших нас способностях человека: быстрый счет, воспроизведение мелодии, искусная работа. Таким образом, в житейской, обыденной практике под способностями мы понимаем любые умения, навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными, элементарными или сложными.

2. Этимологический подход. В толковых словарях русского языка термин "способный" чаще всего связывается с другими терминами – "одаренный", "талантливый". Из этого видно, что способность имеет разную степень выраженности и определяется через соотношение с успехом в деятельности.

3.Научный подход к понятию "способности" отличается от вышеприведенных более узким значением. В науке способности классифицируются на:

Ø врожденные (от задатков),

Ø приобретенные (от знаний, умений, навыков).

При этом способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционная особенность психической деятельности индивида.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

 

Способности изучаются различными науками (философия, социология педагогика), но ни одна из них не рассматривает так глубоко и всесторонне проблему способностей, как психология.

Позиции различных течений западной психологии и отечественной психологии в вопросе о природе способностей коренным образом отличаются. В западной психологии способности чаще всего трактуются как особые психологические качества человека, наследственно обусловленные.

В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить следующие направления.

Первое – психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека

Другое направление – исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей.При этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается.

Сложилась и компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. В ней рассматривают способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.

Рассмотрим происхождение способностей с различных точек зрения с приведением подтверждающих факторов.

Сторонники одной точки зрения утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. В качестве доказательств этой позиции приводятся примеры династии выдающихся людей (Бахов, Дарвинов, Шиллеров, Толстых), повторное проявление способностей у детей талантливых музыкантов, ученых, художников.

В подтверждение генотипического фактора можно привести ранние проявления способностей в детском возрасте. Так, например, незаурядные способности Гауса к математике проявились в 4 года, музыкальные способности Моцарта – в 3 года, литературные способности Пушкина – в 9 лет.

Специальные исследования музыкальности тех детей, у которых оба родителя были музыкальны или оба не музыкальны, также подтверждают эту позицию. Если оба родителя были музыкальны, то ярко выраженная музыкальность отмечалась у 85 % детей и только 7 % из них были совсем не музыкальны. Если оба родителя были немузыкальны, то ярко выраженную музыкальность обнаруживали только 25 % детей, а совсем немузыкальными оказывались 58 %.

Подобные результаты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и воспитания. При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей. Поэтому приведенные данные скорее отражают результаты совместного действия обоих факторов (генотипического и средового), чем говорят в пользу одного из них. В то же время они показывают возможность проявления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Представители другой точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения. И что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Кроме того, по мнению американского ученого Ушби, способность определяется прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована в детстве. В соответствии со своей программой люди решают творческие задачи, а другие – только репродуктивные. В настоящее время приверженцы этой идеи, например, в США создают специальные центры "выращивания" одаренных детей.

Также известно много случаев, когда в различных областях деятельности (наука, искусство, техника) вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по своей гениальности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики. Известен, например, опыт московского учителя музыки М.П. Кравца. Он специально выбирал "особенно неспособных" в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня учащихся центральной музыкальной школы (уровня, как известно, самого высокого и куда принимали особенно музыкальных детей). Его увлекал сам процесс "производства способностей".

На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или наоборот, нивелировать действия последнего.

СПОСОБНОСТИ И ЗАДАТКИ

В психологии разделяют понятия "способности" и "задатки".

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Люди от природы наделены различными задатками. Эти задатки лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда (эффект Маугли).

Известно образное сравнение психолога академика А.В. Петровского способностей с зерном, которому еще предстоит развиваться. Подобно тому, как брошенное зерно – это лишь возможность превратиться в колос при определенных условиях (таких, как структура и влажность почвы, погода и т. д.), так и способность человека является лишь возможностью для приобретения знаний и умений при благоприятных условиях. Эти возможности превращаются в действительность в результате упорного труда.

Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, созревание того, что человеку дано от природы. Развитие способностей определяется требованиями, выдвигаемыми перед человеком в процессе его деятельности, разнообразием и содержательностью этой деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Каждый человек имеет только ему присущие способности как в отдельных видах деятельности, так и в широких сферах жизнедеятельности.

 

cyberpedia.su

Поведенческий компонент выражается:

а) правовая установка - это тенденция, предрасположенность субъекта воспринимать правовые явления и оценивать правовую информацию и готовность к действию на основе этой установки;

б) правовая ориентация - это совокупность правовых установок субъектов в целом, формирующих программу действий в сфере права;

в) оценки в праве (выделяет Черданцев, Бабаев и др.) - в основе оценок лежат ценности, выраженные в виде идей, представлений о справедливом праве.

Оценка - это субъективный процесс и результат в отличие от ценности, которая объективна.

Оценки не дают знаний о правовых явлениях, о том какими они являются сами по себе (о сущности), но показывают их значимость для субъекта.

В сущности вся юридическая деятельность связана с оценками, например, правонарушение соотносится с нормой, т.е. оценивается.

г) знание или информация - (Черданцев, Бабаев) - прежде чем оценить, необходимо получить информацию в праве, т.е. нужно знать то, что оценивать.

д) навыки правового поведения людей (не путать с правомерным поведением) (Комаров) - навык связан с деятельностью человеческого головного мозга (нервной системой), он хранится в сознании.

Функции правосознания.

1. Гносеологическая (познавательная) функция - состоит в накоплении знаний о праве, о возможности дальнейшего развития правовой действительности. Какие новые пласты социальной действительности нужно урегулировать (новые институты).

2. Прогностическая функция - перспективы развития общества, создание юридических прогнозов, развитие правовой системы, правовой семьи.

3. Регулятивная функция - оказывает воздействие на общество, регулирует отношения.

4. Функция правового моделирования - возможность построения моделей конкретных правовых актов и моделей поведения в сфере права. Юридическая конструкция - устойчивая связь между юридическими фактами (например, юридическое лицо).

5. Коммуникативная функция - служит идеально-духовной основой для социального взаимодействия, для установления и поддержки контактов, передачи информации друг другу.

6. Оценочная функция - позволяет оценить поведение субъектов права с точки зрения правовых ценностей, принципов, норм.

7. Воспитательная функция - формирование, коррекция системы ценностей, самовоспитание правовое.

Виды правосознания. Классификация с точки зрения глубины постижения правовой действительности.

1. Обыденное (эмпирическое) правосознание - это представления и чувства людей, решающих самостоятельно жилищные, семейные и иные житейские вопросы. Обыденное правосознание не следует считать ущербным. Его наличие - показатель того, что граждане способны со знанием дела выполнять роли избирателя, потребителя, налогоплательщика и т.д. Это возникающие чувства, эмоции из средств массовой информации, в ходе собственной юридической практики, в результате доступного населению правового образования, в результате самообразования.

Ход правовых реформ определяется не только профессиональными правовыми знаниями. Обыденное правосознание нужно развивать, повышать. Обыденное сознание основано на опыте объективно существующем. В обыденном правосознании велика роль психологических элементов правосознания. Обыденное правосознание достаточно ограничено, формируется стихийно.

2. Научное (теоретическое) правосознание - это теоретическое осмысление права, правовой деятельности. Оно происходит в процессе научно-исследовательской работы. Результат такой работы - монографии, статьи, в которых раскрываются сущность, содержание правовых явлений, даётся прогноз их дальнейшего развития.

Научное правосознание - это осмысление права, происходит в процессе научной деятельности по раскрытию сущности содержания правовых явлений, выработке правовых понятий, концепции, определение прогнозов.

Научное правосознание объективируется в юридических текстах. Это систематизированное, концептуальное освоение права. Оно постигает социальное назначение права, его сущность как вселенского феномена. Научное правосознание указывает развитие права и законодательства.

Носители научного правосознания - учённые, педагоги, преподаватели. В научном правосознании превалирует правовая идеология над правовой психологией. Велика роль знаний и оценок.

3. Профессиональное правосознание - это правовые знания юристов (следователей, нотариусов, адвокатов и т.д.). Оно характеризуется наличием специальных знаний, умений и навыков, необходимых для творческого решения конкретных юридических дел.

Профессиональное правосознание формируется в ходе обучения в юридических учебных заведениях, в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты профессионального правосознания обладают специальными детальными знаниями, а также умениями и навыками практического применения.

Носители - следователи, судьи, нотариусы и т.д. В их деятельности рационально-интеллектуальные и волевые компоненты.

Профессиональное правосознание должно быть теоретически устойчивое, психологическое и оценочное отношение к праву стабильное и позитивное (уважительное). Компоненты: 1) знание на уровне глубокой теории; 2) умение применять(навык, который характеризуется в сознании; 3) умение толковать, интерпретировать.

studfiles.net

Компоненты установок: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 25Следующая ⇒

«Установки» понимаются как стабильное эмоционально-оценочное отношение к определенному объекту.

Компоненты установок:

Эмоциональный:позитивный, негативный, нейтральный

Когнитивныйубеждения или информация относительно объекта

Поведенческийсклонность вести себя определенным образом по отношению к объекту

 

Впервые трехкомпонентную модель структуры установки в 1947 году предложил М. Смит. Он выделил в ней когнитивный, аффективный и поведенческий аспекты. В 1960 году схему взаимодействия компонентов установки довольно убедительно описал Д. Кац: «Установка есть предрасположенность индивида к оценке какого-либо объекта, его символа или аспекта мира индивида как положительного или отрицательного. Мнение является вербальным выражением установки, но установка может выражаться и в невербальном поведении. Установки включают как аффективный (чувство симпатии или антипатии), так и когнитивные элементы, которые отражают объект установки, его характеристики, его связи с другими объектами» (Katz D., 1960, с. 397).Как отмечали авторы данной точки зрения на установку (сегодня ее считают устаревшей), например, Г. Оллпорт и У. МакГайр, названные компоненты установки отражают три соответствующих экзистенциальных состояния человека: познание, чувствование, деятельность. Представление об этих состояниях восходит еще к античной философии, в частности, о них говорил еще Платон.Сегодня эту точку зрения на установку разделяют не все. Современные теоретики ставят под сомнение трехчленную схему. Р. Фазио, А. Пратканис, А. Гринвальд и другие авторы предпочитают рассматривать поведение отдельно от установки, обосновывая это тем, что поведение само по себе может являться предметом установки. Например, большинство людей имеют положительную установку в отношении искренности и честности. Но ведут ли они себя в соответствии со своими установками? По-видимому, нет. Человек может стесняться своей искренности, считать честное и искреннее поведение несолидным, детским или даже опасным.Семечкин Н.И. Социальная психологияЧеловеку может нравиться честность, но вести себя соответствующим образом он не станет, хотя бы потому, что будет считать такое поведение невыгодным для себя, рискованным, неодобряемым и т.д.Аффективный компонент, (т. е. определенные чувства) также необязательно присутствует в установке. Поэтому имеет смысл рассматривать его отдельно. Ведь эмоции в отношении объекта установки могут возникать лишь в определенных состояниях, ситуациях, а иногда просто отсутствовать. Так, скажем, положительные или отрицательные эмоции в отношении, например, ваших соседей по дому могут появиться у вас в том случае, если их поведение каким-то образом затрагивает вас самих. Другой пример - все знают, что рыбий жир или кефир полезны для здоровья. Но навряд ли эти продукты в обычных условиях вызовут сильные эмоциональные переживания.Таким образом, если вновь обратиться к определению установки Пратканиса- Гринвальда, то окажется, что в установке всегда и обязательно присутствует только когнитивная составляющая (т. е. знание) и оценка, основанная на знании.

 

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ УСТАНОВКИ - это... Что такое ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ УСТАНОВКИ?

 ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ УСТАНОВКИ – это готовность к действию: будь это голосование, участие в митинге или шествии, вступление в партию или террористический акт.  

Политическая психология. Словарь-справочник. — Херсон: ОМУРЧ "Украина" ХФ. С. В. Голев. 2004.

Смотреть что такое "ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ УСТАНОВКИ" в других словарях:

political_psychology.academic.ru

Поведенческий компонент рекламного воздействия

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 48Следующая ⇒

Исследование поведенческого компонента предполагает анализ поступков человека, определяемых его покупательским поведением под воздействием рекламы. Указанный компонент включает в себя как осознанное поведение, так и поведение на бессознательном, неосознаваемом уровне. На осознаваемом уровне в покупательском поведении проявляются, отражаются мотивации, потребности, воля человека. На неосознаваемом уровне — установки и интуиция человека.

Здесь полезно иметь в виду одно очень важное обстоятельство. Дело в том, что потребители, как правило, не хотят признавать, что их действия в рамках покупательского поведения — это результат воздействия рекламы на их психику, включая даже целенаправленное программирование. Им кажется, что потребность в приобретенном товаре существовала у них задолго до того, как они о нем узнали из рекламы. Очень редко покупатели признаются самим себе или другим людям в том, что их фактически «проэксплуатировали», навязав им не существовавшую ранее потребность, и вынудили купить что-то, лишили возможности сознательного выбора. Хотя на самом деле это в большинстве случаев происходит именно таким образом.

Когда говорят, что реклама не способна создавать потребности, что она лишь информирует о товарах, которые могут удовлетворить имеющиеся желания, что право выбора всегда остается за потребителем, это не совсем так.

Несомненно, однако, что, только купив товар и воспользовавшись им, потребитель поймет, выиграл он или проиграл. В конечном счете, товары приобретаются с учетом требований человека. Однако на определенных этапах выбора чаще всего это происходит импульсивно — и реклама в этой связи может сделать многое. Она действительно способна не только создавать новые потребности в товарах, но может формировать куда более сложные психические образования, такие, как мировоззрение, эстетические вкусы, социальные ценности, стиль жизни, нравственные принципы и другое. Причем сплошь и рядом это происходит совершенно незаметно для человека, на основе действия множества психологических механизмов. Поэтому очень важно хорошо осознавать не только положительные, полезные стороны рекламы, но и опасности, которые она таит в себе.

Сам по себе вопрос о том, как осуществляется поведение, — в результате сознательного выбора или воздействия извне, или сознательного выбора под воздействием извне, — этот вопрос довольно сложен, исчерпывающего ответа на него нет. Почему человек приобретает товар: в силу изначальной потребности или под воздействием рекламы? Если в силу изначальной потребности, тогда реклама — всего лишь информационный компас в мире товаров. Если товар приобретается под воздействием рекламы, тогда она создает потребность в товаре, которого человек ранее не видел.

В самом деле, существует ли такая вещь, как «шоколадная потребность» или наличие на рынке такого продукта, как шоколад, есть и условие и причина его потребления? Но если последнее верно, то, как люди начинают производить что-либо, например шоколад, если в этом нет изначальной потребности?

Большинство людей не может знать, какие виды продукции разрабатываются в настоящее время и появятся на рынке через несколько лет. Это знают только авторы: инженеры-изобретатели, разработчики, художники, дизайнеры и т. д. Правильно было бы сказать, что потребности в конкретных товарах формируются и в процессе восприятия рекламы тоже.

Существуют разные взгляды на природу различных способов поведения людей.

С позиций психоаналитического подхода психическая жизнь человека вообще, поведение его на рынке в частности, строится в основном на иррациональных, неосознаваемых мотивах.

Понимание покупательского поведения с точки зрения 3. Фрейда облегчается обращением к бессознательному человека — самой сильной части психологической природы человека в рамках его концепции — прежде всего сексуальной природы человека.

Психоаналитическая модель акцентирует внимание на отношении людей к вещам и, соответственно, рекомендует влиять на это отношение или изменять его таким образом, чтобы мотивировать приобретение товара или услуги. Это возможно. Это практикуется. Это обычно. Рекламная кампания какого-нибудь товара организуется так, чтобы рекламируемый товар ассоциативно был связан с подавляемыми, неосознаваемыми мотивами.

Отличительной чертой большинства психоаналитических подходов является то, что за основу поведения человека принимается какая-то одна неосознаваемая базовая потребность. У А. Адлера — это компенсация недостатков (не только сексуальных), у К. Хорни — потребность избегать чувства страха, достичь безопасности и т. д.

Управление покупательским поведением, по Д. Скиннеру, также означает влияние на поведение потенциального покупателя.

Метод Д. Скиннера опирается на сознательное в психологической природе человека, само по себе не менее сильное, но легче активизируемое. Здесь в качестве эффективных приемов выступают такие, которые зависят от способности продавца рассказать о товаре, показать его, побудить покупателя действовать так, как этого желает продавец. Он мягко подталкивает покупателя позвонить, прийти, сравнить, опробовать и, в конечном счете, купить предлагаемый товар.

Эффективная реклама должна быть направлена сразу и на бессознательное, и на сознательное, то есть и на мысли, и на чувства, и на отношения, и на поведение человека. Такой подход изменяет отношение, видоизменяя поведение. Он воздействует на покупателя со всех сторон — убеждает, заставляет, привлекает, вынуждает, приказывает исполнять пожелания продавца. Он не оставляет места риску. Это стратегия точного планирования и в то же время планирования творческого.

Иногда люди думают, особенно в юности, что они независимы, свободны в поступках, что общество не может повлиять на их решения или на их поведение. Стоит, однако, предложить такому человеку выполнить действия, которые не соответствуют его социальному статусу (положению) или социальной роли, как он испытает весьма неприятное чувство стыда, которое является одним из наиболее сильных регуляторов поведения.

Наибольшее управление покупательским поведением происходит, когда рекламой занимаются известные дикторы центрального телевидения. Рядовой телезритель воспринимает произносимые ими призывы что-либо купить, чуть ли не как постановление правительства. Подобного рода выступления не носят характера условности. Образ таких людей воспринимается по ассоциации с психологическими установками, которые получает человек через средства массовой информации. Такое явление очень хорошо закрепляется в мозгу на уровне рефлекса.

Общаясь, друг с другом, люди ведут себя по-разному. Один держится с достоинством, по всему видно, что он начальник. Невольно хочется уступить ему, согласиться с ним. Другой человек суетится, извиняется, боится, чтобы его не посчитали невежливым, невоспитанным. Первый обладает над вторым властью. Он силен, надежен. Он выглядит таким, даже если за ним никого и ничего нет. Второй психологически слаб, уступчив, его легко переубедить. Первый программирует психику второго. Ведь он уверен в том, что говорит. Он, в принципе, говорит очевидные, само собой разумеющиеся вещи и как бы предлагает другому сделать то же самое. Второго вы легко переубедите, если будете самоуверенны.

Люди всегда программируют друг друга. Психологически сильный человек подавляет волю психологически более слабого. Особенно сильно это проявляется в политике и в рекламе. Реклама обращается к нам и с нами так же, как это делает человек, уверенный в своих возможностях.

Реклама в целом — это вовсе не только информация, как это может показаться сначала. Реклама — это именно психологическое программирование людей. Так к ней и нужно относиться. В противном случае всегда будет оставаться опасность, что рано или поздно реклама начнет управлять людьми не только в экономической сфере.

Ведь в итоге люди должны купить товар, а не просто узнать о его существовании. Никто не станет тратить огромные деньги только на то, чтобы сообщить о появлении нового товара, не надеясь, что его обязательно купят.

Попытки превратить рекламу из воздействующей в информирующую в целом бесперспективны. Парадокс мышления российского, в частности, человека именно в том и состоит, что он лучше воспринимает и больше доверяет не той рекламе, которая явно пытается воздействовать на него, а той, которая, казалось бы, только информирует. Возможность выбора при восприятии рекламы призрачна, иллюзорна. Однако хорошая реклама обязательно такую иллюзию создает. Она убеждает людей, что они сделали этот выбор сами и что этот выбор является единственно правильным.

Покупательское поведение существенно зависит от целей деятельности потребителя, а именно с какой целью приобретается товар: для собственных нужд или для перепродажи (коммерческая цель). По большому счету реклама будет способна определять выбор товаров в той мере, в какой ее содержание совпадает с целями деятельности потребителей.

Алгоритм принятия решения о покупке включает в себя:

•воздействие внешней среды покупателя (формирует мотивы покупки): объективная необходимость покупки; социальная среда; культурная среда; субъективные факторы;

• воздействие внутренней среды покупателя (реагирует на мотивы): осознание потребности покупки и получение информации о товарах; появление интереса к товару; оценка товара и собственных возможностей; принятие решения о покупке; поиск товара; покупка.

За исключением такой объективной необходимости в покупке, как утрата, изношенность вещи, процесс принятия решения о покупке товара весьма субъективен. Однако в этом процессе есть определенные закономерности, которые профессиональный рекламист знает и учитывает с целью воздействия на покупателя в нужном направлении.

 

Глава 7. Методы психологического воздействия рекламы на потребителя.

mykonspekts.ru

Глава 2 Поведенческий компонент личности спортсмена

2.1. Типы нервной деятельности спортсменов

Экстремальные условия спортивной деятельности предъявля­ют особые требования к нервной системе спортсменов. Наиболее ярко особенности поведения спортсменов проявляются в процес­се соревнований. Тип нервной системы в основном предопределен генетически, и поэтому, зная его, можно прогнозировать, как будет вести себя спортсмен в той или иной соревновательной ситуации, что очень важно как для непосредственного управления спортсме­ном, так и при отборе для занятий профессиональным спортом.

Высшая нервная деятельность - это деятельность высших отде­лов нервной системы: коры больших полушарий и ближайших к ним подкорковых центров. И.М. Сеченовым было установлено, что психические процессы человека являются рефлекторными ак­тами. И.П. Павлов экспериментально выявил, что рефлексы могут быть безусловными, которые связаны с прирожденными, наслед­ственно закрепленными нервными путями, и условными, когда нервные связи вырабатываются заново в процессе индивидуаль­ного развития. Протекание условнорефлекторной деятельности зависит от таких свойств нервной системы, как сила нервных про­цессов, их уравновешенность и подвижность. На основании этих трех основных свойств нервной системы И.П. Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

  1. Сильный, неуравновешенный (безудержный) тип. У него про­цесс возбуждения преобладает над торможением. Неуравновешен­ный тип чрезмерно возбудим, активен, его движения излишне порывисты, а иногда суетливы.

  2. Сильный, уравновешенный, подвижный тип. У него сильные, подвижные, уравновешенные нервные процессы. Представители этого типа нервной системы могут быстро реагировать на новые раздражители, легко ориентируются в новых условиях; они под­вижны, общительны.

  3. Сильный, уравновешенный, спокойный тип. Нервные процес­сы у него отличаются малой подвижностью при достаточной их силе и уравновешенности.

  4. Слабый тип характеризуется слаборазвитым возбуждением и торможением. При работе нервные клетки быстро утомляются, легко тормозятся при различных воздействиях [43].

Такое разделение на определенные типы нервной деятельности большей частью условно. Люди обладают в основном смешанны­ми типами нервной системы. Кроме того, в течение жизни нервные процессы могут изменяться, и, по выражению И.П. Павлова, все может меняться в лучшую сторону, лишь бы были для этого соот­ветствующие условия.

Для спорта оптимальна такая нервная система, которая бы вы­держивала экстремальные нагрузки. Помехоустойчивость основа­на на силе и уравновешенности нервных процессов. Также важна переключаемость, которая находится в связи с подвижностью нерв­ных процессов. Таким образом, сила, уравновешенность и подвиж­ность являются оптимальными характеристиками нервных процес­сов при экстремальной деятельности [38].

Но для спорта важна также способность к овладеванию слож­ной техникой движений, которая находится в связи с высокой чувствительностью нервной системы, что характерно для слабого типа нервной системы. Следовательно, спортивная деятельность требует сочетания противоположных качеств - силы и слабости нервных процессов. И для каждого спортсмена есть возможность развивать то, что ему дано от природы, и подтягивать те качества, которых ему недостает.

В спортивной науке исследования типологических особеннос­тей идет давно. В 1973 г. проводились обследования представите­лей различных видов спорта. Выявились различия по видам спорта.

У прыгунов с трамплина - большая сила нервной системы, сред­няя подвижность; у лыжников-гонщиков - средняя сила нервной

системы, большая уравновешенность; у биатлонистов - слабая j нервная система и подвижность нервных процессов [3].

У боксеров высокого класса оказалась слабая нервная система, неуравновешенность, подвижность нервных процессов [4]. Это так называемая «спринтерская» типология, характерная для темповой | работы.

Такие же особенности выявлены у легкоатлетов-спринтеров [20].

У волейболистов обнаружены лица как с сильной, так и со сла­бой нервной системой, а также отмечена большая подвижность нервных процессов [36].

Психолог Е.П. Ильин пишет, что лица со слабой нервной систе­мой в ряде случаев превосходят по продуктивности лиц сильного типа. Это объясняется высокой чувствительностью лиц со слабой нервной системой, что позволяет им компенсировать недостаточ­но высокую работоспособность.

Экстремальность спорта возрастает год от года, и поэтому мож­но предположить, что все меньше будет в профессиональном спорте встречаться лиц со слабой нервной системой. Наши исследования подтверждают это предположение. Тестирование большой группы спортсменов различных видов спорта, студентов университета физической культуры имени П.Ф. Лесгафта показало, что подав­ляющее большинство из них обладает сильным типом нервной системы, которая позволяет им справляться с соревновательными и тренировочными стрессами. Немногие обладатели слабой нерв­ной системы, по-видимому, имеют компенсаторные возможности в виде интеллекта, мотивации, воли, саморегуляции.

Далее, все обследованные спортсмены обладают подвижной нервной системой. Ни одного инертного типа среди профессио- нальных спортсменов нами не обнаружено. Все это свидетельству- ет о том, что современный спорт требует все большего проявления силы и подвижности нервной системы. '■■

studfiles.net


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта