Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Поведенческий акт


Стадии поведенческого акта

Рисунок 1. Схема центральной структуры

Целенаправленного поведенческого акта (по п.К. Анохину).

Попробуем на примере этой функциональной системы достичь двух результатов: и познакомиться со схемой, и перечислить основные отличия ВНД от низшей (простого рефлекса).

Первое отличие заключается в том, что поведенческий акт любой степени сложности начинается не просто при раздражении рецепторов, а при сочетании и взаимодействии довольно сложного комплекса раздражителей, который П.К. Анохин назвал афферентный синтез. Что же входит в этот комплекс?

Во-первых – мотивация. ВНД чаще всего мотивирована. Мотивация – это побуждение к действию, которое формируется в структурах ЦНСи связано с удовлетворением определенных потребностей.

Во-вторых - обстановочная афферентация - сумма афферентных возбуждений, возникающих в конкретных условиях и сигнализирующих об обстановке, в которой находится организм. Любая деятельность до определенной степени зависит от условий, в которых она протекает. Попробуем понять, что значит «до определенной степени»? Дело в том, что есть раздражители, которые служат толчком для развертывания определенного варианта поведения. Такие раздражители являются третьим компонентом афферентного синтеза и называются пусковыми стимулами. Такими раздражителями являются, например, сигналы опасности. Четвертым компонентом афферентного синтеза является аппарат памяти. Значение памяти заключается в том, что для определенного вида поведения, связанного с удовлетворением какой-то потребности, память предоставляет готовый набор программ. Это набор складывается из генетически детерминированных форм поведения – инстинктов и приобретенных – условных рефлексов. Если такого готового варианта поведения нет в памяти, то данный поведенческий акт будет протекать параллельно с процессом научения. Использование аппарата памяти - извлечение имеющейся информации и возможность запоминания нового - принципиально отличает ВНД от простой рефлекторной деятельности.

Основным условием формирования афферентного синтез является встреча всех четырех видов афферентаций, которые обрабатываются одновременно благодаря конвергенции всех видов возбуждения.Завершение стадии афферентного синтеза приводит к переходу в следующую стадию – принятие решения. Благодаря принятию решения принимается форма поведения, соответствующая удовлетворению определенной потребности, прежнему опыту и окружающей обстановке, которая позволяет осуществлять именно то действие, которое должно привести к запрограммированному результату.

Третьим этапом является формирование программы действия. На этом этапе обеспечиваются пути реализации конкретной цели, формируются эфферентные команды к различным исполнительным органам. Одновременно в нейронных структурах создается специальный аппарат - акцептор результата действия, который прогнозирует все параметры будущего результата. Обратите внимание на эти два принципиальных отличия ВНД от рефлекторной деятельности: рефлекторный ответ всегда протекает стереотипно, на постоянно морфологической основе, которой является рефлекторная дуга. При формировании программы поведения предусматривается, во-первых, возможность выбора нескольких вариантов программы, во-вторых, используется аппарат памяти и прогнозируется результат действия. Конечный результат может совсем не совпадать с прогнозируемым, а может совпадать по некоторым параметрам, а по некоторым отличаться (чувство голода удовлетворено, однако вкус пищи не соответствовал ожидаемому). Акцептор результата действия должен обеспечить механизмы, позволяющие не только прогнозировать параметры необходимого результата, но и сравнить их с параметрами реально полученного результата. Предполагается, то акцептор результата действия представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием (реверберация импульса). Возбуждение, попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму цель деятельности длительное время удерживается и регулирует поведение. Регуляция заключается в том, что при сличении прогнозируемого и фактически достигнутого результата программа действия корректируется. Если результаты не соответствуют прогнозу, то возникает реакция рассогласования, активирующая ориентировочно-исследовательскую реакцию, которая увеличивает ассоциативные возможности мозга, обеспечивая активный поиск дополнительной информации.

На ее основе формируется новый более полный афферентный синтез, принимается более адекватное решение, что, в свою очередь, приводит к формированию более совершенной программы действия, которая позволяет получить необходимый результат. Нейроны, участвующие в формировании функциональной системы, расположены во всех структурах ЦНС, на всех ее уровнях. При достижении желаемого полезного результата в акцепторе результатов действия формируется реакция согласования, поступает афферентация, сигнализирующая об удовлетворении мотивации. На этом функциональная система, которая была сформирована в структурах ЦНС для достижения определенной цели, перестает существовать.

Как видим, функциональная система поведения формируется по принципу рефлекса: есть раздражитель – афферентный синтез, есть центральное звено, которое формирует программу, включающую акцептор результата действия, метод ее выполнения, есть эффекторное звено – те конкретные движения, которые используются для достижения цели. Основное отличие заключается в том, что поведение может изменяться, подстраиваться к желаемому результату на основании сличение полученного и желаемого результата.

Процессы согласования или рассогласования, возникающие при сличении параметров реально полученного результата с запрограммированным в акцепторе результатов действия, сопровождаются либо чувством удовлетворения, либо неудовлетворения, т.е. положительными и отрицательными эмоциями. Это значит, что на всех этапах планирования и осуществления поведенческого акта возникает особая форма реакции, свойственная только высшей нервной деятельности. Эта реакция возникает как субъективное отражение вероятности достижения цели, при сравнении желаемого и полученного результатов – эмоции.

Рассмотрев структуру поведенческого акта, мы обнаружили несколько принципиальных отличий ВНД от простого рефлекса. ВНД мотивирована, требует активациипамяти, сопровождаетсяэмоциями,однако это далеко не все отличия. Поведение в большой степени зависит отфункционального состоянияцентральной нервной системы, то есть от уровня ее активности. Одной из характеристик активности ЦНС являетсявнимание. И формирование программы поведения, и конкретные методы ее выполнения зависят оттипа высшей нервной деятельностиживотного и человека, а так же от того какое полушарие коры головного мозга является доминирующим в приеме сенсорной информации и в выполнении движений, другими словами отпрофиля функциональной межполушарной асимметрии. Все эти особенности ВНД свойственны и животным, и человеку, но у человека есть еще одна особенность. При воспитании ребенка развиваетсявторая сигнальная система,характерная только для человека. Это переводит высшую нервную деятельность человека на более высокую ступень. Она приобретает новые качества, обусловливающие расширение возможностей общения с внешним миром и многогранность его проявлений. И. П. Павлов назвал вторую сигнальную систему «чрезвычайной прибавкой» к механизмам высшей нервной деятельности человека. Вторая сигнальная система — эторечь, слово, видимое, слышимое, произносимое мысленно. Это высшая система сигнализации окружающего мира.Она состоит в словесном обозначении всех его сигналов и в речевом общении.

А теперь посмотрите оглавление – в этом пособии мы рассмотрим более подробно все перечисленные особенность, которые отличают целенаправленное поведение, или высшую нервную деятельность от простого рефлекторного ответа.

studfiles.net

Поведенческие акты - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Поведенческие акты

Cтраница 1

Поведенческие акты могут храниться в памяти организма только в форме определенных целенаправленных интеграции различных уровней сложности. На уровне отдельных нейронов жизненный опыт организма представлен ограниченными рецептивными полями - специфическими совокупностями синапсов, которые при совместном возбуждении могут вызвать разряд нейрона.  [1]

Вебер) называют только те поведенческие акты, которые носят в той или иной мере преднамеренный характер, являются мотивированными, т.е. осуществляются во имя определенной цели, связаны с анализом, выбором определенных средств, способствующих достижению цели в данной ситуации, в данных условиях.  [2]

А это значит, что социальные поведенческие акты реализуются теми же анатомо-физиологическими структурами, что и удовлетворение биологических потребностей человека как индивида. Человек как организм и как личность един. Соответственно психика человека изучается ОДНОЙ психологической наукой, а не двумя. Обоснованию этого итога посвящен весь текст.  [3]

Применение как форма реализации международных норм сочетает в себе различные поведенческие акты.  [4]

Наши мысли, наблюдения, желания и устремления существенны, потому что они представляют собой начинающиеся, возникающие действия, которые превратятся потом в определенные поведенческие акты. Они содержат в себе зачатки приспособления к органической среде и потому важны: в них наше единственное спасение от власти рутинных привычек и слепых импульсов.  [5]

Принцип редукции влечений налагает запрет на эти поступки, так как предпочтение в ситуации выбора голода и боли перед голодом кажется нелогичным. Но если нелогичные с точки зрения гомеостаза поведенческие акты все-таки совершаются, должен быть механизм, который санкционирует их наступление и повторение. Мы думаем, что эту функцию выполняет механизм положительных эмоций. Активируясь по механизму условного рефлекса на самых начальных этапах поведения, этот механизм помогает преодолевать препятствия на пути к достижению цели и тем самым выступает в качестве дополнительной движущей силы поведения. Мы видели также, что физиологические и биохимические сдвиги при самораздражении можно трактовать как антистресс; поэтому положительная эмоция на пути движения животного к цели, возможно, тормозит не только субъективные, но и объективные показатели стресса, возникающие во время трудной или активной деятельности, и предохраняет организм от возможных поломок.  [6]

Обе эти стратегии так же хороши, как перетягивание крепежного болта, держащего предохранительный клапан: в любую минуту можно сорвать резьбу и вызвать взрыв. Мы не знаем, насколько важны все поведенческие акты человека, в которых чувство собственного достоинства принимает участие. Думается, очень важны, и особенно самоуважение, без которого, пожалуй, исчезло бы многое в человеке-работнике.  [7]

Согласно этим представлениям, сомато-вегетатив-ное обеспечение однотипных квантов меняется в процессе выработки навыка, его упрочения, автоматизации и угашения. Представление о системогенезе поведенческого акта распространяет принцип избирательного обеспечения результативной деятельности функциональных систем на поведенческие акты, а также на динамику их формирования в индивидуальной жизни субъектов, в процессе их обучения удовлетворению ведущих биологических и социальных потребностей. Нетрудно заметить, что системогенез поведенческого акта в первую очередь затрагивает такие узловые стадии системной архитектуры поведенческого акта, как формирование акцептора результатов действия и эфферентный синтез. Общие представления о системогенезе поведенческих актов рассмотрены ниже.  [8]

Поведенческие реакции, обеспечивающие увеличение или уменьшение расстояния между животным и стимулом, играют важнейшую роль в приспособлении и выживании всего живого. Эти противоположные тенденции, которые называют положительными и отрицательными реакциями, или реакциями приближения и избегания, охватывают поведенческие акты разной сложности, начиная от стереотипных таксисов простейших вплоть до сложнейшей деятельности человека.  [9]

Таким образом, во многих отношениях проблема поведения является обратной стороной проблемы Образа. Образ - это отражение внутри организма его окружения, а поведенческий акт - это отражение в окружающей среде того, что имеется внутри организма. Поведенческие акты - это достижение результатов; так, например, построение гнезда или написание книги совершается во внешнем мпре, как оно было запланировано организмом, то есть соответствует его намерению или установке. То, как организуется поведенческий акт, и составляет предмет этого раздела нашей книги.  [10]

Различие поведения и деятельностихне означает, что в жизни субъекта деятельностные и поведенческие-акты противостоят друг другу и не связаны друг с другом. Наоборот, они определенным образом соединены в активности субъекта, сохраняя свои специфические черты. Деятельностные и поведенческие акты могут совершаться одновременно или чередоваться, причем непосредственная функция деятельности всегда состоит в достижении конкретных предметных результатов. Возможно, видимо, и перерождение тех или иных деятельностных актов в поведенческие jio мере создания и стабилизации искусственной среды обитания. При этом поведение, в отличие от деятельности, выступает как совокупность действий, непосредственно обуслов - Ленных переживанием, волей, эмоциями субъекта, в более широком смысле - его жизненными установками, его жизненной позицией.  [11]

В то же время эти животные видят и слышат, поворачивают голову в сторону звуковых и световых раздражителей. Они с определенной помощью могут передвигаться в пространстве и обходить предметы, принимают пищу и отвергают несъедобные продукты. Из этого следует, что коре головного мозга передаются сложные поведенческие акты и функция приобретения индивидуального опыта.  [12]

Простейшим случаем перехода от большого количества алгоритмов к единой структуре является работа специального алгоритма синтеза, который выявляет тождественные участки в рабочих алгоритмах и объединяет их. Затем отыскиваются принципы наиболее оптимального представления структур в едином виде. Показано, что непосредственно в структурах нервных сетей не реализуются ни поведенческие акты, ни алгоритмы. Исходя из этого предположения, разработали методы исследования функций отделав головного мозга, связанные с использованием целостных моделей. Эти методы аналогичны тем, которые применялись, например, при расшифровке структуры ДНК.  [13]

Если после вынимания поломанного ключа у нее еще сохранится потребность в банане, то она не сразу, а походив некоторое время перед дверью, обязательно воспользуется той же связкой ключей и возьмет из нее любой, который, однако, не будет для нее вторым ключом. Рассмотренный пример имеет также прямое отношение к результатам экспериментальной части данной работы. При изучении операции мысленного вращения образов установлено, что описанная выше генетическая первичность практических операций, соотносящих отдельные поведенческие акты в целостную координированную структуру, является главной причиной инвариантного влияния ряда факторов на время выполнения человеком мысленных и практических операций.  [14]

Поскольку во внешней среде не содержится сведений о том, какой именно поведенческий акт приведет к удовлетворению данной мотивации, в то время как в памяти организма такие сведения имеются, то целенаправленный поведенческий акт может быть извлечен только из памяти. Согласно теории функциональной системы выбор из всего материала памяти только одного поведенческого акта осуществляется как сокращение излишних степеней свободы поведения. Та или иная мотивация, связанная с метаболическими потребностями организма, осуществляет первичное сокращение степеней свободы, делая возможными только те акты, которые в прошлом приводили к удовлетворению именно этой мотивации. Поскольку удовлетворение одной и той же мотивации может быть осуществлено через достижение различных конкретных целей, то дальнейшее сокращение степеней свободы осуществляется под влиянием обстановочной афферентации, которая делает возможным только те поведенческие акты, цели которых достижимы в данной ситуации. В этом интервале и осуществляется принятие решения относительно отдельного поведенческого акта.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА. Теоретические основания дрессировки

СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА

В процессе научения в дикой природе и в результате дрессировки, животные осваивают новые формы поведения — поведенческие акты, которые представляют собой и разграничивают элементы поведения животных от момента возникновения потребности в чем-либо до сигнала о ее удовлетворении. Поведенческий акт может быть различной степени сложности и состоять как из врожденных, так и приобретенных реакций животного. К тому же формируясь и осуществляясь в конкретных условиях он не может не зависеть от них.

С точки зрения известного физиолога П.К. Анохина, создателя теории функциональных систем, и его школы, структура поведенческого акта представляет собой последовательную смену следующих этапов или стадий: афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результата действия, эфферентного синтеза, формирования самого действия и оценки достигнутого результата.

Стадия афферентного синтеза представляет собой анализ совокупности информационных сигналов, поступающих в центральную нервную систему и дающих основание животному принять решение о возможном поведении. Другими словами, прежде чем начать что-нибудь делать или выполнить команду дрессировщика, собака оглянется по сторонам и подумает о том, что можно сделать в данной ситуации и каким образом.

Во время стадии афферентного синтеза, учитывается наличие потребности организма в чем-либо, возможных путей удовлетворения этой потребности, имеющихся во врожденной и приобретенной памяти, воздействие разнообразных факторов внешней среды (обстановочная афферентация) и сигналов, запускающих поведение (пусковая афферентация).

Потребность

Поведение живых организмов всегда направлено на удовлетворение какой-либо потребности. Влияние доминирующей (главной, наиболее важной, наиболее сильной) на данный момент потребности в построении поведения велико, так как любая информация, в том числе и команда дрессировщика, соотносится с существующей потребностью. Не имеющая отношение к ее удовлетворению информация не принимается во внимание. То есть потребность служит как бы фильтром, пропуская только необходимые сигналы. Потребность также активирует память, именно те отделы памяти, в которых хранится информация о возможных путях ее удовлетворения и как бы делает их доступными. Кроме того потребность подготавливает к работе (активизирует) двигательные системы организма, которые могут быть задействованы в выполнении действий, необходимых для удовлетворения данной потребности.

Обстановочная афферентация

Но появление конкретного поведения определяется не только наличием соответствующей потребности. Возможность осуществления поведенческого акта зависит также от обстановки (условий, в которых приходится действовать животному). Факторы внешней среды (обстановочная афферентация) влияют на появление и характер поведенческого акта, а иногда и сами могут вызывать привычное для данной ситуации поведение. Значение обстановочной афферентации заключается в том, что создавая скрытое возбуждение, она приурочивает поведение к определенному месту, наиболее целесообразному для удовлетворения соответствующей потребности. Как правило, поведение в несвойственной для него обстановке, не связанной с удовлетворением данной потребности, протекает менее выражено, неполно или неэффективно. Например, никому не придет в голову искать возможности удовлетворения пищевой потребности в вагоне метро, и даже если вам очень хочется есть, при условии что в вашем кармане нет дежурного бутерброда, сделать это практически невозможно. И собаки, в непривычной для них обстановке, подчиняются нашим командам неохотно, выполняют знакомые им навыки с трудом, часто неправильно, а иногда и вовсе отказываются.

Память

Память, это как библиотека в которой хранятся книги под названиями: «Как поймать кошку в кустах», «Как поймать кошку на открытой местности», «Где чаще можно встретить кошку», «Как искать пищу на газоне», «Как искать пищу у мусорного бачка» и так далее и тому подобное. То есть память хранит множество сценариев о том, что можно и нужно делать, если чего-нибудь очень хочется с учетом конкретной обстановки. Обстановка учитывается обязательно, ни одна собака не станет гонять кошку в кустах пользуясь методом охоты на открытой местности. Или вообще не станет ее гонять если она на поводке и не подберет пищу с земли если хозяин очень близко.

Множество сценариев поведения закодированы генами и тогда говорят о врожденном (инстинктивном) поведении, но и не меньшее количество осваивается и запоминается (записывается в памяти как еще один сценарий) собакой в процессе ее жизни. И прежде чем начать что-нибудь делать, собака обязательно просмотрит свою библиотеку сценариев возможного поведения и выберет наиболее подходящий с ее точки зрения.

В результате взаимодействия информации о потребности, обстановки и данных памяти формируется готовность организма к определенному действию, которое запускается соответствующими сигналами, стимулами или командами (пусковая афферентация). Пусковая афферентация, иногда ее называют санкционирующим стимулом, привязывает поведение к конкретному времени, конкретной обстановке и конкретной ситуации. Например, владелец с собакой подходит к барьеру или забору. Вид препятствия уже готовит собаку к возможному действию, а память услужливо предлагает к прочтению имеющие сценарии: «Оббежать вокруг», «Убежать», «Поставить лапы, а хозяин поможет перевалиться», «Активно сопротивляться», «А ничего не делать, сидеть и все», «Перепрыгнуть не касаясь», «Перепрыгнуть карабкаясь». Но до команды владельца собака ничего не делает. Если бы собака подбежала к забору без владельца, то пусковым стимулом прыжковому поведению было бы расстояние до забора.

Стадия афферентного синтеза завершается переходом в стадию принятия решения, которая определяет тип и направление поведения. При этом формируется так называемый акцептор результата действия, представляющий собой образ будущих событий, результата, программы действия и представление о средствах достижения необходимого результата.

На стадии эфферентного синтеза формируется конкретная программа поведенческого акта, которая переходит в действие — то есть с какой стороны забежать, какой лапой толкнуться и с какой силой. Полученный животным результат действия по своим параметрам сравнивается с акцептором результата действия. Если происходит совпадение, удовлетворяющее животное, поведение в данном направлении заканчивается; если нет — поведение возобновляется с изменениями необходимыми, для достижения цели. Например, если скотчтерьер не может дотянуться до колбасы, лежащей на столе, — цель не достигнута, необходимо менять стратегию, он пытается подпрыгнуть, если и это не получается, то вспрыгивает на табурет, оттуда на стол и, удовлетворенный, с колбасой в пасти отправляется в укромное место расправляться с добычей.

Большую роль в целенаправленном поведении играют эмоции — как связанные с появлением и усилением потребностей, так и возникающие в процессе деятельности, (отражающие вероятность достижения цели или результаты сравнения реальных результатов с ожидаемыми).

Таким образом наиболее важным компонентом, определяющим поведение, является достижение биологически полезного результата, удовлетворения ведущих биологических потребностей: голода, жажды, страха, агрессии, половой, родительской и тому подобное. Только при наличии биологически важной цели, поведение становится целесообразным для животного, необходимым для него и повторяющимся с большой вероятностью в будущем. Таким образом и успех дрессировки определяется тем, насколько целесообразными для животного становятся навыки, предлагаемые ему человеком.

Согласно теории функциональных систем, хотя поведение и строится по рефлекторному принципу, оно не определяется как последовательность или цепь условных рефлексов. Действие животных определяется не только внешними раздражителями, но и внутренними потребностями и создается на основе опережающего отражения действительности — программирования, а ведущим фактором организации поведения, его целью, является получение биологически полезного результата.

На основе многолетнего изучения отдельного рефлекса и поведенческого акта П.К. Анохиным была предложена теория функциональных систем, которая сейчас плодотворно разрабатывается школой К.В. Судакова.

Основой теории функциональных систем являются следующие положения:

1. Определяющим моментом деятельности функциональных систем, обеспечивающих поведение, является не само действие, а полезный для организма результат.

2. Инициативная роль в формировании целенаправленного поведения принадлежит потребностям, организующим мотивации, врожденные и приобретенные программы действия.

3. Каждая функциональная система строится по принципу саморегуляции.

4. Функциональная система избирательно объединяет различные органы, ткани и структуры мозга для обеспечения результативной поведенческой деятельности.

5. В функциональных системах осуществляется постоянная оценка результата поведенческой деятельности с помощью обратной афферентации (связи).

6. Поведенческий акт, обеспеченный функциональной системой, имеет несколько стадий. Рефлекс является только составной частью функциональной системы.

7. В системную организацию целенаправленного поведенческого акта включаются мотивации, память и эмоции.

8. При образовании функциональной системы складываются сложные структуры программирования и предвидения.

В отличие от рефлекторной теории, теория функциональных систем выдвигает следующие принципы:

1. Поведение живых существ детерминировано не только внешними стимулами, но и внутренними потребностями, генетическим и индивидуальным опытом, действием обстановочных раздражителей, которые создают так называемую предпусковую интеграцию возбуждений, вскрываемую пусковыми стимулами.

2. Поведенческий акт разворачивается с опережением реальных результатов поведения, что позволяет сравнивать реально достигнутое с запланированным на основе прошлого опыта и корректировать свое поведение.

3. Целенаправленный поведенческий акт заканчивается не действием, а полезным приспособительным результатом, удовлетворяющим доминирующую потребность.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Функциональная система организма и её роль в формировании поведенческого акта

Поведенческий акт – это взаимодействие с окружающим миром, опосредованное внешней (двигательной) и внутренней (психофизиологической) активностью, направленное на достижение конкретного результата. Принцип интегрирования частных механизмов был назван П.К.Анохиным принципом «функциональной системы».

Функциональная система – это динамическая совокупность различных органов и систем, формирующаяся с целью достижения приспособительного (полезного)  для организма результата.

Выделяют два типа функциональных систем:

Ф.С. первого типа обеспечивают постоянство определённых констант внутренней среды за счёт системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером является функциональная система поддержания постоянства биологических констант: артериального давления, температуры тела, осмотического давления и т.д.

Ф.С. второго типа используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с окружающей средой, через изменение поведения. Именно Ф.С. второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.

Согласно П. К. Анохину, физиологическая архитектура поведенческого акта строится из последовательно сменяющих друг друга стадий: афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результатов действия, эфферентного синтеза, формирования самого действия и оценки  достигнутого результата. Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии афферентного синтеза.

Афферентный  синтез – это процесс сопоставления, отбора и синтеза разнообразных афферентных сигналов, на основе которого строится всё последующее поведение.  Важность А.С.  состоит в том, что этот этап определяет всё последующее поведение.  Благодаря А.С. организм из множества раздражителей отбирает главное и создаёт цель поведения. Возбуждение, вызванное внешним стимулом, действует не изолированно. Оно непременно вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими другой функциональный смысл. Головной мозг производит обширный синтез всех сигналов внешнего мира, которые поступают в мозг по многочисленным сенсорным каналам. И только в результате синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для осуществления определённого целенаправленного поведения.

Содержание же А.С. в свою очередь определяется влиянием нескольких компонентов: мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной афферентации, пускового стимула.

Мотивационное  возбуждение появляется в ЦНС с возникновением какой-либо потребности, оно имеет доминирующий характер, т.е. подавляет остальные мотивации и направляет поведение организма на достижение полезного результата, который удовлетворяет имеющуюся потребность. Мотивационное  возбуждение, возникающее в лобных долях больших полушарий (идеальные потребности) или в рецепторах внутренней среды организма (физиологические потребности), направляется в лимбическую систему и ретикулярную формацию. В результате осуществляется неспецифическая активация мозга, без которой была бы невозможна любая деятельность организма. Активирующее влияние РФ даёт возможность мозгу изучить окружающую обстановку и выбрать удобный момент для осуществления наиболее целесообразной в данный ситуации реакции.

Обстановочная афферентация – это, по мнению П.К.Анохина, тип афферентных воздействий, включающий в себя не только стационарную обстановку, в которой предпринимается тот или иной поведенческий акт, но и ряд последовательных афферентных воздействий, приводящих в конечном итоге к созданию общей ситуации поведенческого акта. На основе обстановочных раздражителей организм оценивает возможность реализации доминирующей потребности. В одних случаях обстановочная афферентация может способствовать, а в других – препятствовать реализации мотивации (например, приём пищи человеком в раной обстановке).

Мотивационное  возбуждение и обстановочная афферентация, активируя мозг, обеспечивают  извлечение из блоков памяти информации, необходимой для будущего поведения. П.К.Анохин в кн. «Узловые вопросы теории функциональных систем» писал: «Если бы совокупность обстановочных и пусковых раздражений не была бы тесно связана с прошлым опытом, отложенным в аппаратах памяти», афферентный синтез был бы невозможен. На основе взаимодействия мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации и механизмов памяти формируется готовность к определённому поведению. Но для того чтобы она трансформировалась в целенаправленное поведение, необходимо воздействие со стороны пусковых раздражителей.

Пусковая афферентация  связана с действием сигнала, который является непосредственным стимулом для запуска той или иной реакции. Пусковыми могут быть как условно-рефлекторные раздражителя, так и новые, необычные для данной систуации (например, крадущийся по крыше котёнок при резком звуке отпрыгивает от края. Или: звонок, извещающий об окончании урока ускоряет движения дописывающего работу ученика). Иногда целенаправленное поведение начинается и при отсутствии явного пускового стимула (например, реакции на время: сон, приём пищи и т.д.).

Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения, под которой понимают избирательное возбуждение комплекса нейронов, обеспечивающее возникновение единственной реакции, направленной на удовлетворение доминирующей потребности. Организм обладает множеством степеней свободы в выборе реакции. При принятии решения выбирается какая-то одна поведенческая реакция, все остальные степени свободы тормозятся. Именно стадия принятия решения формирует физиологический аппарат предвидения  результатов, удовлетворяющих доминирующую потребность организма – акцептор результатов действия (АРД). В нём формируется модель будущего действия и складывается его программа. Кроме того, акцептор результатов действия обеспечивает постоянное сопоставление и оценку результатов действия с составленной ранее программой. Именно этот аппарат даёт организму единственную возможность исправить ошибки поведения или довести несовершенные поведенческие акты до совершенных (например,         когда человек чинит карандаш, то его действия будут продолжаться до тех пор, пока реальный итог не согласуется с моделью очиненного карандаша, сформированной в АРД). Предполагают, что АРД представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение, попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму и достигается продолжительное удержание цели как основного регулятора поведения. В структуру АРД включается также и эмоциональный компонент. Если реальные данные о ходе выполнения действия согласуются с моделью, находящейся в АРД, то человек испытывает положительные эмоции. Если получаемые сведения не согласуются с моделью действия, то человек испытывает отрицательные эмоции, которые мобилизуют резервы его организма на достижение поставленной цели.

Но до того как целенаправленное поведение начнёт осуществляться, развивается ещё одна стадия – стадия эфферентного синтеза, на которой осуществляется динамическое объединение вегетативных и соматических функций в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано как центральный процесс, но внешне ещё не реализуется.

Стадия целенаправленного действия осуществляется под влиянием эфферентного возбуждения, достигающего исполнительных механизмов.     Ведущим компонентом функциональной системы является результат. Стадия  оценки  достигнутого результата  реализуется с помощью обратной афферентации, под которой понимается информация о конечных результатах действия. Через звено обратной афферентации осуществляется постоянная оценка реально достигнутого результата с тем, который был запрограммирован в АРД. Результат этой оценки и определяет дальнейшее поведение. Если результат соответствует прогнозированному, то организм переходит к формированию другого поведенческого акта. При несоответствии результата прогнозу в АРД возникает рассогласование, являющееся стимулом для новой цепи реакций. В этом случае возникает ориентировочно-исследовательская реакция, в результате которой перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение,  создаётся новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут соответствовать свойствам нового акцептора действия.

Согласно теории функциональной системы, хотя поведение  и строится на рефлекторном принципе, но оно не может быть определено как последовательность или цепь рефлексов. Поведение отличается от совокупности рефлексов наличием особой структуры, включающей в качестве обязательного элемента программирование, которое выполняет функцию опережающего отражения действительности. Постоянное сравнение результатов поведения с этими программирующими механизмами и обусловливают целенаправленность поведения.

Таким образом, в рассмотренной структуре (архитектонике) поведенческого акта отчётливо представлены главные характеристики поведения: его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе построения поведения.

www.braintools.ru

§ 2. Стадии поведенческого акта

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656

афферентацией, она приурочивает его к определенным моментам во времени, наиболее целесообразным с точки зрения самого поведения.

Решающее влияние обстановочной афферентации на условнорефлекторный эффект особенно красиво проявилось в опытах И.И. Лаптева — сотрудника П.К. Анохина. В его экспериментах звонок, примененный утром, подкреплялся едой, а тот же звонок

245

вечером сопровождался ударом электрического тока по лапе. В результате на один и тот же стимул экспериментатору удалось выработать два разных условных рефлекса: условную слюноотделительную реакцию утром и условную оборонительную реакцию (отдергивание лапы) вечером. Т. е. животное осуществляло синтез пускового возбуждения от звонка с афферентацией от обстановки опыта и временем его проведения и научалось дифференцировать эти два комплекса возбуждений, различающихся только временным компонентом, отвечая на них разными условными рефлексами.

Афферентный синтез включает также использование аппарата памяти. Очевидно, что функциональная роль пусковых и обстановочных раздражений в известной мере уже обусловлена прошлым опытом животного. Это и видовая память, и индивидуальная, приобретенная в результате обучения. На стадии афферентного синтеза из памяти извлекаются и используются именно те фрагменты прошлого опыта, которые полезны, нужны для будущего поведения.

Таким образом, на основе взаимодействия мотивационного, обстановочного возбуждения и механизмов памяти формируется так называемая интеграция или готовность к определенному поведению. Но, чтобы она трансформировалась в целенаправленное поведение, необходимо воздействие со стороны пусковых раздражителей. Пусковая афферентация — последний компонент афферентного синтеза.

Процессы афферентного синтеза, охватывающие мотивационное возбуждение, пусковую и обстановочную афферентацию, аппарат памяти, реализуются с помощью специального модуляционного механизма, обеспечивающего необходимый для этого тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует и распределяет активирующие

246

и инактивирующие влияния, исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга. Поведенческим выражением роста уровня активации в центральной нервной системе, создаваемым этим механизмом, является появление ориентировочно-исследовательскихреакций и поисковой активности животного.

Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения, которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта — формирование аппаратаакцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей.

Предполагается, что акцептор результатов действия представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение, попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму и достигается продолжительное удержание цели как основного регулятора поведения.

До того как целенаправленное поведение начнет осуществляться, развивается еще одна стадия поведенческого акта — стадия программы действия или эфферентного синтеза. На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано

247

как центральный процесс, но внешне оно еще не реализуется.

Следующая стадия — это само выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется.

Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т. е. с обратной афферентацией. Именно результаты сравнения определяют последующее построение поведения,

studfiles.net

Поведенческий акт - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Поведенческий акт

Cтраница 1

Рассмотрим поведенческий акт, требующий для получения конечного результата непрерывной деятельности в течение 100 сек.  [1]

Системогенез поведенческих актов включает в себя эволюционное, врожденное и индивидуально приобретенное совершенствование квантов поведенческой деятельности, направленных на удовлетворение различных жизненно важных потребностей животных и человека. В отдельных квантах поведения, особенно обеспечивающих удовлетворение биологических ( метаболических) потребностей, имеются врожденные механизмы биологических мотиваций голода, страха, жажды, полового влечения и др. Однако наряду с этим в процессе индивидуальной жизни новорожденных, их общения со средой обитания, родителями и сверстниками совершенствуются способы удовлетворения потребности, увеличивается спектр условных раздражителей, способствующих или, наоборот, препятствующих удовлетворению потребности, и, наконец, значительно обогащается аппарат предвидения удовлетворения потребности - акцептор результатов действия.  [2]

Системогенез поведенческого акта, конечно, не ограничивается квантами поведения, направленными на удовлетворение биологических потребностей индивидов. Он включает становление н совершенствование деятельности, обеспечивающей удовлетворение социальных потребностей человека, его стремление к профессиональному образованию, культуре, защите отечества, различным формам общественной и государственной деятельности.  [3]

В элементарном поведенческом акте между стимулом и началом функционирования целенаправленно согласованных исполнительных механизмов, оцениваемых, например, по ЭМГ-реак-ции, проходит всего 60 - 300 мс.  [4]

В физиологии поведенческий акт долгое время рассматривался как прямая связь: стимул на входе определяет реакцию на выходе. Тем не менее наблюдения показывали, что может быть много входов, а выход выбирается только один, и этот выход линейно не связан ни с каким отдельным входом. Становилось ясным, что какая-то система интегрирует все входы и принимает решение о выходе на основе учета всех входов. Так возникло убеждение, что с позиций механистического подхода нельзя объяснить сложность функционирования живых систем, особенно на высшем уровне, когда решение становится постоянным этапом в поведении человека.  [5]

Распространив такой поведенческий акт на проектирование, определим его основные компоненты: А - множество целей; Р - множество признаков; X - множество технических решений; V - множество оценок.  [6]

Практически каждый поведенческий акт у человека сопровождается изменением частоты и глубины дыхания. Изменения дыхания могут быть вызваны разнообразными внешними воздействиями, в том числе световыми и звуковыми. Сложные изменения дыхания происходят при речи: и пении, во время которых экспираторное движение воздуха через верхние дыхательные пути обеспечивает возникновение звуков. Характерным образом дыхание изменяется во время сна.  [7]

В реализации поведенческого акта, если действия достигают результата, параметры которого соответствуют свойствам акцептора действия, приспособительный акт заканчивается. В противном случае за счет ориентировочной реакции перестраивается афферентный синтез, реорганизуется программа действия и, таким образом, действие происходит до тех пор, пока результаты не будут соответствовать ранее сформированным параметрам акцептора действия.  [8]

В реализации поведенческого акта, если действия достигают результата, параметры которого соответствуют свойствам акцептора действия, приспособительный акт заканчивается. В противном случае за счет ориентировочной реакции перестраивается афферентный синтез, реорганизуется программа действия и, таким образом, действие происходит до тех пор, пока результаты не будут соответствовать ранее сформированным параметрам акцептора действия. Механизм сопоставления интегрированных признаков акцептора действия с реально полученной сигнализацией о параметрах достигнутых результатов дополнен еще одним важным звеном - эмоциональным компонентом удовлетворяемости или неудовлетворяемо-сти.  [9]

Системную организацию целенаправленных поведенческих актов всегда определяет многокомпонентное вегетативное обеспечение.  [10]

Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности составляет афферентный синтез. Ведущим возбуждением на этой стадии, определяющим целенаправленную деятельность даже новорожденных животных, является мо-тивационное возбуждение, формирующееся на основе ведущей внутренней потребности. Биологическая мотивация может сама по себе стимулировать полноценный целенаправленный поведенческий акт. Тем не менее биологические мотивации выступают в качестве побуждающей причины к целенаправленной деятельности в чистом виде, вероятно, только у новорожденных животных.  [11]

В каждом поведенческом акте человека обнаруживается участие трех видов межнейронных связей: 1) безусловнорефлекторных; 2) временных связей первой сигнальной системы; 3) временных связей второй сигнальной системы. Анализ физиологических механизмов поведения человека показывает, что оно является результатом совместной деятельности обеих сигнальных систем, подкорковых и стволовых образований мозга.  [12]

Системный подход к поведенческим актам позволил также поставить вопрос о том, каким путем и какими средствами животные различного филогенетического уровня достигают одних и тех же результатов, удовлетворяя свои ведущие биологические потребности.  [13]

Однако решение в поведенческом акте принимается не одним нейроном, а всем мюзгом. Вот почему я хотел бы, чтобы стадия предрешения была освещена и вовлечена в обсуждение; без этой стадии, конечно, трудно понять, как складывается решение.  [14]

Теория функциональной системы рассматривает поведенческий акт как целенаправленную интеграцию многих физиологических процессов, отобранных в стадии принятия решения. Сама по себе любая совокупность эффекторных проявлений не образует поведенческого акта. Именно согласованность, пригыанность всех входящих в интеграцию механизмов, как афферентных, так и эфферентных, как центральных, так и периферических, определяет характер и сам феномен поведенческого акта.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Стадии поведенческого акта

Рисунок 1. Схема центральной структуры

Целенаправленного поведенческого акта (по п.К. Анохину).

Попробуем на примере этой функциональной системы достичь двух результатов: и познакомиться со схемой, и перечислить основные отличия ВНД от низшей (простого рефлекса).

Первое отличие заключается в том, что поведенческий акт любой степени сложности начинается не просто при раздражении рецепторов, а при сочетании и взаимодействии довольно сложного комплекса раздражителей, который П.К. Анохин назвал афферентный синтез. Что же входит в этот комплекс?

Во-первых – мотивация. ВНД чаще всего мотивирована. Мотивация – это побуждение к действию, которое формируется в структурах ЦНСи связано с удовлетворением определенных потребностей.

Во-вторых - обстановочная афферентация - сумма афферентных возбуждений, возникающих в конкретных условиях и сигнализирующих об обстановке, в которой находится организм. Любая деятельность до определенной степени зависит от условий, в которых она протекает. Попробуем понять, что значит «до определенной степени»? Дело в том, что есть раздражители, которые служат толчком для развертывания определенного варианта поведения. Такие раздражители являются третьим компонентом афферентного синтеза и называются пусковыми стимулами. Такими раздражителями являются, например, сигналы опасности. Четвертым компонентом афферентного синтеза является аппарат памяти. Значение памяти заключается в том, что для определенного вида поведения, связанного с удовлетворением какой-то потребности, память предоставляет готовый набор программ. Это набор складывается из генетически детерминированных форм поведения – инстинктов и приобретенных – условных рефлексов. Если такого готового варианта поведения нет в памяти, то данный поведенческий акт будет протекать параллельно с процессом научения. Использование аппарата памяти - извлечение имеющейся информации и возможность запоминания нового - принципиально отличает ВНД от простой рефлекторной деятельности.

Основным условием формирования афферентного синтез является встреча всех четырех видов афферентаций, которые обрабатываются одновременно благодаря конвергенции всех видов возбуждения.Завершение стадии афферентного синтеза приводит к переходу в следующую стадию – принятие решения. Благодаря принятию решения принимается форма поведения, соответствующая удовлетворению определенной потребности, прежнему опыту и окружающей обстановке, которая позволяет осуществлять именно то действие, которое должно привести к запрограммированному результату.

Третьим этапом является формирование программы действия. На этом этапе обеспечиваются пути реализации конкретной цели, формируются эфферентные команды к различным исполнительным органам. Одновременно в нейронных структурах создается специальный аппарат - акцептор результата действия, который прогнозирует все параметры будущего результата. Обратите внимание на эти два принципиальных отличия ВНД от рефлекторной деятельности: рефлекторный ответ всегда протекает стереотипно, на постоянно морфологической основе, которой является рефлекторная дуга. При формировании программы поведения предусматривается, во-первых, возможность выбора нескольких вариантов программы, во-вторых, используется аппарат памяти и прогнозируется результат действия. Конечный результат может совсем не совпадать с прогнозируемым, а может совпадать по некоторым параметрам, а по некоторым отличаться (чувство голода удовлетворено, однако вкус пищи не соответствовал ожидаемому). Акцептор результата действия должен обеспечить механизмы, позволяющие не только прогнозировать параметры необходимого результата, но и сравнить их с параметрами реально полученного результата. Предполагается, то акцептор результата действия представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием (реверберация импульса). Возбуждение, попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму цель деятельности длительное время удерживается и регулирует поведение. Регуляция заключается в том, что при сличении прогнозируемого и фактически достигнутого результата программа действия корректируется. Если результаты не соответствуют прогнозу, то возникает реакция рассогласования, активирующая ориентировочно-исследовательскую реакцию, которая увеличивает ассоциативные возможности мозга, обеспечивая активный поиск дополнительной информации.

На ее основе формируется новый более полный афферентный синтез, принимается более адекватное решение, что, в свою очередь, приводит к формированию более совершенной программы действия, которая позволяет получить необходимый результат. Нейроны, участвующие в формировании функциональной системы, расположены во всех структурах ЦНС, на всех ее уровнях. При достижении желаемого полезного результата в акцепторе результатов действия формируется реакция согласования, поступает афферентация, сигнализирующая об удовлетворении мотивации. На этом функциональная система, которая была сформирована в структурах ЦНС для достижения определенной цели, перестает существовать.

Как видим, функциональная система поведения формируется по принципу рефлекса: есть раздражитель – афферентный синтез, есть центральное звено, которое формирует программу, включающую акцептор результата действия, метод ее выполнения, есть эффекторное звено – те конкретные движения, которые используются для достижения цели. Основное отличие заключается в том, что поведение может изменяться, подстраиваться к желаемому результату на основании сличение полученного и желаемого результата.

Процессы согласования или рассогласования, возникающие при сличении параметров реально полученного результата с запрограммированным в акцепторе результатов действия, сопровождаются либо чувством удовлетворения, либо неудовлетворения, т.е. положительными и отрицательными эмоциями. Это значит, что на всех этапах планирования и осуществления поведенческого акта возникает особая форма реакции, свойственная только высшей нервной деятельности. Эта реакция возникает как субъективное отражение вероятности достижения цели, при сравнении желаемого и полученного результатов – эмоции.

Рассмотрев структуру поведенческого акта, мы обнаружили несколько принципиальных отличий ВНД от простого рефлекса. ВНД мотивирована, требует активациипамяти, сопровождаетсяэмоциями,однако это далеко не все отличия. Поведение в большой степени зависит отфункционального состоянияцентральной нервной системы, то есть от уровня ее активности. Одной из характеристик активности ЦНС являетсявнимание. И формирование программы поведения, и конкретные методы ее выполнения зависят оттипа высшей нервной деятельностиживотного и человека, а так же от того какое полушарие коры головного мозга является доминирующим в приеме сенсорной информации и в выполнении движений, другими словами отпрофиля функциональной межполушарной асимметрии. Все эти особенности ВНД свойственны и животным, и человеку, но у человека есть еще одна особенность. При воспитании ребенка развиваетсявторая сигнальная система,характерная только для человека. Это переводит высшую нервную деятельность человека на более высокую ступень. Она приобретает новые качества, обусловливающие расширение возможностей общения с внешним миром и многогранность его проявлений. И. П. Павлов назвал вторую сигнальную систему «чрезвычайной прибавкой» к механизмам высшей нервной деятельности человека. Вторая сигнальная система — эторечь, слово, видимое, слышимое, произносимое мысленно. Это высшая система сигнализации окружающего мира.Она состоит в словесном обозначении всех его сигналов и в речевом общении.

А теперь посмотрите оглавление – в этом пособии мы рассмотрим более подробно все перечисленные особенность, которые отличают целенаправленное поведение, или высшую нервную деятельность от простого рефлекторного ответа.

studfiles.net


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта