Диалектическая поведенческая терапия. Поведенческая терапия это


Поведенческая терапия

Поведенческая терапия (бихевиористская) — это широкий термин, относящийся к клинической психотерапии, в которой используются методы, основанные на бихевиоризме, которые применяются в сочетании с когнитивным подходом. В то время как анализ поведения рассматривает все, что делает организм, как поступки, в том числе открытые и скрытые. Точка зрения когнитивной психологии заключается в том, что познание и эмоции являются лишь причинами явного действия.

Те, кто практикует бихевиористскую терапию, имеют тенденцию больше относиться к конкретному, изученному поведению и тому, как окружающая среда влияет на него. Сторонники второго метода, называются бихевиористами или аналитиками действий. Они, как правило, ищут результаты лечения, которые можно объективно измерить. Поведенческая терапия не связана с одним конкретным методом и имеет широкий спектр способов, которые могут быть использованы для лечения психологических проблем человека.

Прикладной анализ поведения (ПАП) — применение разбора поступков, в котором внимание уделяется оценке влияния переменных окружающей среды и использованию принципов обучения, в частности организация интервью, для определения возможных методов изменения реакций, которые обычно используются во время клинического лечения. Когнитивная поведенческая терапия (КПТ) рассматривает чувства пациента в ходе консультации и согласно им строит планы лечения, чтобы уменьшить проблему. Примерами техник КПТ являются наказание, привыкание и функциональный анализ.

Методологический бихевиоризм, который не признает наличие скрытого поведения, не полностью устарел в клинической практике. Например, для клиентов с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) используется защита от воздействия и ответных мер, вид десенсибилизации «Наводнение» и производные методологического поведения. Хотя это не совсем аналитическое поведение, врач сначала будет использовать оценки функционального поведения и планы до внедрения лечения, и в этом отношении полагается на функциональный анализ.

Предшественники некоторых фундаментальных аспектов поведенческой терапии были найдены в различных древних философских традициях, особенно стоицизме. Например, Вольпе и Лазарь писали:

«В то время как современный терапевт-бихевиорист сознательно предпочитает принципы обучения этим терапевтическим операциям, эмпирическая поведенческая терапия, вероятно, является такой же древней, как цивилизация, — если мы считаем ее начатой, когда человек впервые сделал что-то для улучшения благосостояния общества. С того времени, когда это стало чертой человеческой жизни, должны были быть случаи, когда мужчина жаловался на свои болезни другому, кто советовал или убеждал его действовать. В широком смысле это можно было бы назвать поведенческой терапией всякий раз, когда бихевиорист выступал в качестве врача. Древние писания содержат бесчисленные поведенческие методы, которые согласуются с этой широкой концепцией поведенческой терапии»

Первое использование термина «модификация поведения», по-видимому, было сделано Эдвардом Торндайком в 1911 году. В его статье «Временные законы приобретенного поведения или обучения» часто встречается термин «изменение поведения». В работах 1940-х и 1950-х годов это определение использовалось исследовательской группой Джозефа Вольпа. В экспериментальных трудах клинической психологии он применялся для обозначения психотерапевтических методов, полученных из эмпирических опытов. С тех пор термин стал ссылаться главным образом на методы повышения адаптивного поведения посредством подкрепления и уменьшения неадаптивных реакций путем их угасания или наказания (с упором на первое). Двумя связанными терминами выступают поведенческая терапия и анализ прикладного поведения.

Поскольку методы, основанные на бихевиористской психологии, как правило, являются наиболее эффективными в коррекции поведения, большинство практикующих используют его наряду с поведенческой терапией и прикладным анализом действий, который должен быть основан на бихевиоризме. В то время как модификация реакции и анализ прикладного поведения обычно используют вмешательства, основанные на одних и тех же принципах, многие модификаторы реакций, не применяемые аналитиками, склонны использовать комплекс вмешательств и не проводить функциональные оценки до процедур.

Вероятно, первое появление термина «поведенческая терапия» было отмечено в 1953 году в исследовательском проекте Б. Ф. Скиннера, Огдена Линдсли, Натана Х. Азрина и Гарри С. Соломона. В статье говорилось об обучении оперантов и о том, как их можно использовать для улучшения жизни пациентов, которым был поставлен диагноз хронической шизофрении. Первопроходцами поведенческой терапии были Джозеф Вольпе и Ханс Айзенк.

В целом, бихевиористское лечение рассматривается как имеющая три различных точки происхождения: Южную Африку (группу Вольпе), Соединенные Штаты (Скиннер) и Великобританию (Рахман и Айзенк). У каждого из ученых был свой собственный подход. Эйзенк, в частности, рассматривал проблемы поведения как взаимодействие между характеристиками личности, окружающей средой и поступками. Группа Скиннера из США рассматривала все через оперантное обусловливание. В центре внимания был функциональный подход к оценке и вмешательствам, ориентированным на управление непредвиденными обстоятельствами, таким как экономия токенов и активация поведения.

Студенту Скиннера Огдену Линдсли приписывается формирование движения, называемого прецизионным обучением, которое разработало конкретный тип графической программы для контроля за ходом лечения. Скиннер стал интересоваться индивидуализацией планов для улучшения обучения у лиц с ограниченными возможностями или без них и сотрудничал с Фредом С. Келлером. Программированное обучение имело некоторый клинический успех в реабилитации афазии. Джеральд Паттерсон использовал этот метод для разработки своего воспитательного текста для детей с проблемами поведения.

С возрастом условные рефлексы, похоже, замедляются, но оперантное поведение остается относительно стабильным. Хотя концепция имела свих защитников и критиков на западе, ее внедрение в азиатские страны, особенно в Индии в начале 1970-х годов, и огромный успех были свидетельством достижений известного психолога Х. Нараяна Мурти, а также приверженности принципам бихевиористского леченияи и биологической обратной связи.

Хотя многие поведенческие терапевты остаются стойко приверженными парадигме поведения и реакции, во второй половине 20-го века, многие врачи применяли сочетание когнитивной и поведенческой терапии. В результате Аарон Бек и Альберт Эллис сформировали понятие когнитивно-поведенческой терапии. В некоторых областях когнитивный компонент имел дополнительный эффект (например, данные свидетельствуют о том, что когнитивные вмешательства улучшают результат лечения социальных фобий), но в других сферах он влияния не оказал, что привело к поиску методов лечения третьего поколения.

Поведенческая терапия «3-ей волны» использует основные принципы психотерапии оперантов и респондентов, но сочетает их с функциональным анализом и клинической формулировкой вербального поведения, более строгой с точки зрения аналитиков поведения. Некоторые исследования подтверждают, что эти методы лечения иногда более эффективны, чем когнитивная терапия, но в целом данный вопрос все еще нуждается в прояснении.

Научная основа

Поведенческий подход к терапии предполагает, что поступки, связанные с психологическими проблемами, развиваются через те же процессы обучения, которые влияют на формирование других типов реакций. Поэтому бихевиористы видят проблемы личности в том, она постоянно претерпевает изменения. Они смотрят на расстройства поведения не как на то, что есть у человека, а воспринимают его в качестве отражения обучения. Понимание того, как протекает процесс, исходит из исследований, которые были сделаны при оперативном и классическом обучении.

Поведенческая терапия основана на принципах условных рефлексов, разработанной Иваном Павловым и понятии оперантов Б. Ф. Скиннера. Условные рефлексы происходят, когда нейтральный стимул возникает прямо перед другим триггером, который вызывает ответ. Идея состоит в том, что если нейтральный стимул и любой другой, который вызывает ответ, существуют вместе достаточно часто, то первый триггер может со временем вызвать рефлексивный отклик.

Оперантное обусловливание изучает отношение к вознаграждениям и наказаниям и их влияние на укрепление укрепить или ослабление определенного поведения. Существовала большая путаница в отношении того, как эти два условия различаются, и есть ли у методов поведенческой терапии какая-либо общая научная база. Программы управления непредвиденными обстоятельствами выступают прямым результатом исследований, связанных с обучением оперантов. Они были очень успешными с теми, кто страдает от панических или тревожных расстройств и фобий.

Систематическая десенсибилизация профилактика ответа произошла из условных рефлексов и также были объектами многих исследований. Тест на предотвращение поведения — это бихевиористская процедура, в которой терапевт измеряет, как долго клиент может терпеть вызывающий тревогу стимул. Данный способ подпадает под критерии методов воздействия поведенческой терапии. Способы бихевиористов, базирующиеся на влиянии, хорошо подходят для лечения фобий, в том числе интенсивных и необоснованных страхов (например, пауков, крови, публичных выступлений).

Терапевт нуждается в некоторой поведенческой оценке, чтобы зафиксировать прогресс клиента, подвергающегося лечению фобией на основе воздействия. Самый простой способ оценки для этого – тест на предотвращение поведения (ТПП). Подход ТПП прогнозируется с разумным допущением, что страх клиента является основным определяющим фактором поведения в экспериментальной ситуации. Тест можно проводить визуально, виртуально или физически, в зависимости от неадаптивного поведения клиентов. Его применение не ограничивается фобиями, ПТСР и обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР).

Оценка

Терапевты-бихевиористы проводят функциональный анализ, который рассматривает четыре важные области: стимул, организм, реакцию и последствия. Стимулом является условие или экологический триггер, который вызывает поведение. Организм включает в себя внутренние ответы индивида, такие как физиологические реакции, эмоции и познание. Ответ — это поведение, которое человек демонстрирует, а последствия — его результат. Эти четыре вещи включены в оценку, проводимую бихевиористами.

Большинство врачей используют методы объективной оценки, такие как структурированные интервью, психологические тесты или различные формы оценки поведения. Эти типы изучения используются таким образом, чтобы врач точно определял, что может быть проблемой пациента, и установить базовую линию для любых неадаптивных ответов, которые иногда возникают. Имея этот базовый уровень, по мере продолжения терапии он же может использоваться для проверки прогресса, что способствует определению эффективности лечения.

Поведенческие психотерапевты обычно не задают вопросы «Почему?» и, как правило, более сосредоточены на «Как, когда, где?». Такие тесты как пятна Роршаха или тесты личности, такие как MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник) обычно не используются для оценки поведения, поскольку они основаны на теории индивидуальных качеств, предполагая, что ответ человека на эти вопросы может предсказать поведение. Оценка реакции более ориентирована на наблюдения за поведением людей в их естественной среде.

Поведенческая оценка специально пытается выяснить экологические и внутренние переменные, которые позволяет человеку сохранять свои неадекватные чувства, мысли и реакции. В бихевиористском подходе также рассматриваются «переменные индивида», они происходят из истории социального обучения человека и влияют на то, как окружающая среда воздействует на реакции индивида. Примером такой характеристики может быть поведенческая компетентность – она демонстрирует, обладает ли человек соответствующими навыками и рефлексами, которые необходимы при выполнении определенного ответа на конкретную ситуацию или стимулы.

При проведении поведенческой оценки врач хочет ответить на два вопроса: каковы различные факторы (экологические или психологические), которые поддерживают неадаптивную реакцию; выяснить тип поведенческой терапии или ее метод даст человеку наиболее ффективное лечение. Первый вопрос включает в себя рассмотрение всех аспектов личности, которые могут быть суммированы аббревиатурой BASIC ID. Этот акроним означает поведение, эмоциональные и сенсорные реакции, образы, когнитивные процессы, межличностные отношения и употребление наркотиков.

Клинические применения

Поведенческая терапия основывалась на базовых мероприятиях по функциональному анализу. Только часть из многих проблем, которые поведенческая терапия изучала, включает близость между парами, прощение в близких отношениях, постоянная боль, проблемы, связанные со стрессом от регулярного распития алкоголя в подростковом возрасте, анорексия, хронические страдания, злоупотребление психоактивными веществами, депрессия, тревога, бессонница и ожирение.

Функциональный анализ даже был применен к проблемам, с которыми обычно сталкиваются терапевты, такими как сопротивление и частичное вовлечение пациентов, а также их безволие. Решение этих проблем позволило выделить инструменты для повышения терапевтической эффективности. Одним из способов роста успешности лечения является использование положительного подкрепления или операнта. Хотя поведенческая терапия основана на общей модели обучения, ее можно применять во множестве различных комплексах лечения, которые могут быть специально разработаны для борьбы с проблемным поведением.

Некоторые из наиболее известных видов лечения: релаксационная тренировка, систематическая десенсибилизация, виртуальная реальность, методы защиты от воздействия и реакции, обучение социальным навыкам, моделирование, поведенческая репетиция и домашнее задание, а также аверсивная терапия и наказание. Обучение релаксации предполагает, что клиенты со временем станут снижать уровень возбуждения для уменьшения стресса, напрягая и расслабляя определенные группы мышц по всему телу.

Систематическая десенсибилизация — это лечение, при котором клиент медленно заменяет неадекватный ответ на новый, поднимаясь вверх по иерархии тревожных стимулов. Данный метод основан, в частности, на контрзависимости, которая представляет собой изучение новых способов трансформирования одного ответа в другой, а в случае десенситизации он заменяет это неадаптивное поведение на более спокойное.

Методы предотвращения воздействия и реагирования также известны как флудинг и предотвращение реагирования — это общая техника, при которой человек подвергается вызывающим тревогу стимулам, не давая ему проявлять поведение избегания.

Терапия виртуальной реальностью обеспечивает реалистичные компьютерные симуляции проблемных ситуаций. Процесс моделирования предполагает, что пациент будет наблюдать за другими людьми, демонстрирующими адаптивное поведение, которое он должен принять. Эта воздействие включает в себя не только сигналы «образцовой модели», но и ситуации поведения, так что демонстрируется связь между уместностью определенных поступков и ситуацией, в которых они проявляются. В процессе поведенческой репетиции и при выполнении домашней работы клиент получает желаемое поведение, а затем практикует и фиксирует его между их сеансами.

Аверсивная терапия и наказание — это техника, при которой болезненный стимул используется для снижения количества нежелаемых реакций. Она применяет два типа процедур:

Момент наказания в аверсионной терапии заключается в том, что при воздействии раздражителя одновременно подается отрицательный триггер, а затем они прекращаются в один момент с позитивным стимулом или реакцией. Примерами типа негативного триггера или наказания, которые могут быть использованы, являются шокотерапия, лечение аверсивными медикаментами, а также ответное условное наказание, которое предполагает удержание вознаграждения.

Прикладной анализ реакций использует поведенческие методы для изменения определенных видов поступков, которые считаются важными в социальном или личностном плане. Существуют четыре основные характеристики анализа прикладного поведения. Первая ориентирована главным образом на явные действия в конкретной среде. В ходе процедур вырабатывается способ изменить отношения между ненормальным поведением и его последствиями. Другая характеристика анализа прикладных реакций заключается в том, как он влияет на эффект лечения. Третья характеристика фокусируется на том, что делает среда, чтобы вызвать значительные изменения поведения. Наконец, последней характеристикой прикладного анализа является использование тех методов, которые основаны на операнте и классическом обучении, таких как обеспечение подкрепления, наказание, контроль стимулов и любые другие принципы, которые могут применяться.

Обучение социальным навыкам помогает пациентам получать поддержку и уменьшать количество страданий в их жизни. Оперантное обусловливание в метаанализе имело наибольший размер эффекта для усвоения социальных навыков, затем шло моделирование, коучинг и социальные когнитивные методы. Обучение социальным навыкам должно иметь некоторую эмпирическую поддержку, особенно для лечения шизофрении, однако в этом случае поведенческие программы, как правило, теряют эффективность. Некоторые другие методы, применяемые в поведенческой терапии – это непредвиденные контакты, затраты на реагирование, экономия токенов, биологическая обратную связь и использование заданий для формирования и сортировки задач.

Формирование и сортировка заданий назначаются, когда действие, которое необходимо изучить, является сложным. Комплексное поведение, подвергающееся исследованию, разбивается на более простые шаги, когда человек может достичь небольших результатов, и постепенно создаются сложные условия. Каждый шаг приближает к конечной цели и помогает пациенту постепенно расширить свою деятельность. Такой метод используется, когда человек чувствует, что что-то в жизни не может быть изменено и все вокруг кажется подавляющим.

Другой метод бихевиористской терапии включает в себя привлечение клиента или пациента к ответственности за поведение в попытке изменить его. Это называется контрактом на случай непредвиденных обстоятельств – это официальный письменный документ между двумя или более сторонами, определяющий конкретные ожидаемые поведения, нуждающиеся в изменении, вознаграждения и наказания, которые согласуются с ним.

Для того чтобы контракт на непредвиденные расходы был официальным, он должен иметь пять элементов.

  1. В нем должно быть указано, что получит каждый человек при достижении цели.
  2. Пациент обязан следить за поведением.
  3. Если желаемый результат не достигнут так, как это было согласовано в контракте, необходимо предусмотреть наказания и указать их в договоре.
  4. Если лица выполняют условия, они должны получать бонусы.
  5. Последний элемент включает документирование соответствия и несоблюдения при использовании этого метода лечения, чтобы дать заинтересованным лицам обратную связь о целевом поведении.

Экономия токенов – это метод бихевиористской терапии, в котором клиентам выдаются жетоны, которые считаются типом валюты. Они годятся к использованию для покупки желаемых вознаграждений, например, возможности смотреть телевизор или получать сладости. Данный метод в основном используется в институциональных и терапевтических условиях. Для того чтобы экономия токена была эффективной, она должна быть согласованна со всем персоналом.

Процедуры необходимо четко определить, чтобы не возникало путаницы среди клиентов. Вместо того чтобы искать способы наказать пациентов или отказать им в наградах, персонал должен закрепить положительное поведение, чтобы люди ускоряли возникновение желаемого результата. Со временем токены необходимо заменить менее осязаемыми наградами, такими как комплименты, чтобы клиент был готов к тому, что по окончании лечения в реальном мире никто не даст ему награду. Есть метод, тесно связанный с валютной экономикой, он называется затратами на реакцию. Этот способ может использоваться либо с маркерами, либо без них. Данная методика — это штрафная сторона биржевой экономики, где есть потеря вознаграждения или привилегии после совершения нежелательного поведения. Подобно экономии токенов, этот метод используется в основном в институциональных и терапевтических условиях.

Третье поколение

Движение поведенческой терапии «3-ей волны» было названо анализом клинического поведения, поскольку оно представляет собой движение от когнитивизма обратно к радикальному поведению и другим его формам, в частности функциональному анализу моделям вербального поведения.Эта область включает в себя: терапию принятия и приверженности (ACT), систему когнитивного поведенческого анализа психотерапии (CBASP), поведенческую активацию (BA), функциональную аналитическую психотерапию (FAP), интегративную поведенческую парную терапию и диалектическую поведенческую терапию. Эти подходы вписываются в традиционную практику проведения поведенческой терапии.

Терапия принятия и приверженности наиболее хорошо изучена из всех моделей поведенческой терапии третьего поколения. Она основана на реляционной теории фреймов. Другие авторы возражают против термина «третье поколение» или «третья волна» и включают многие из этих методов в обобщающий термин современной когнитивной поведенческой терапии. Функциональная аналитическая психотерапия основана на функциональном анализе терапевтических отношений. Она уделяет больше внимания терапевтическому контексту и возвращается к использованию внутрисессионного подкрепления. В целом, 40 лет исследований подтверждают идею о том, что внутрисессионное усиление поведения может привести к изменению реакции.

Поведенческая активация возникла из компонентного анализа КПТ. Это исследование не обнаружило дополнительного эффекта для когнитивного аспекта. Поведенческая активация основана на собственной модели усиления. Недавние исследования поддерживают идею о том, что использование поведенческой активации клинически важно для лечения депрессии. Интегративная терапия поведенческих пар развивается из-за недовольства традиционной и объясняется Скиннером в 1966 году как поиск разницы между режимом поведения, обусловленным непредвиденными обстоятельствами и правилом. Он сочетает этот анализ с тщательной функциональной оценкой отношений пары. В недавних исследованиях использовались радикальные поведенческие концепции для интерпретации ряда клинических явлений, включая прощение.

Организации

Многие общества проводят бихевиористскую терапию по всему миру. Ассоциация Behavior Analysis International предоставляет аккредитацию учебных программ в области бихевиористского лечения. В США «Отдел №25» Американской психологической ассоциации является подразделением анализа поведения. Ассоциация по терапии контекстуального поведения — еще одна профессиональная организация, которая является обителью для многих специалистов, которые проявляют особый интерес к терапии поведения третьего поколения. Ассоциация поведенческой и когнитивной терапии (ранее Ассоциация по улучшению поведенческой терапии) в свою очередь является домом для врачей, которые больше используют когнитивный подход.

Лечение психических расстройств

Многие утверждают, что бихевиористская терапия по меньшей мере столь же эффективна, как лекарственное лечение при депрессии, СДВГ и ОКР. Хотя, два больших исследования, проведенные Факультетом науки о здоровье Университета Саймона Фрейзера, показывают, что как поведенческая терапия, так и КПТ одинаково эффективны для лечения обсессивно-компульсивного расстройства. Было доказано, что КПТ благоприятно влияет на устранение сопутствующей депрессии.

За последние годы произошло развитие в направлении сочетания методов борьбы с психическими расстройствами. Когнитивные вмешательства используются для усиления влияния поведенческих воздействий на основе оперантов и условных рефлексов. Также были предприняты дополнительные усилия для решения межличностного контекста поведения.

Бихевиористская терапия может применяться к ряду психических расстройств и во многих случаях более эффективна для конкретных болезней. Ее методы могут использоваться для борьбы с любыми фобиями у людей. Десенсибилизация также применяется решению других проблем, таким как управление гневом, нарушение сна или речи. Десенсибилизация выполняется по иерархии, в которой указаны стимулы тревожности от самых сильных до слабейших, и длится несколько сеансов.

Моделирование использовалось для борьбы с опасениями и фобиями, например со страхом перед змеями и водой. Методы аверсивной терапии были использованы для лечения сексуальных отклонений и алкоголизма. Способы процедуры воздействия и профилактики могут использоваться для лечения людей с тревожными расстройствами, а также с любыми опасениями или фобиями. Эти методы в том числе использовались для помощи пациентам, чтобы они смогли справиться с гневом и побороли патологическое усердие, когда у индивида есть постоянные тревожные мысли об умершем человеке.

Терапия виртуальной реальностью применяется при столкновении с боязнью высоты, страхом летать и другими тревожными расстройствами. Данный метод также применялся, чтобы помочь людям с проблемами злоупотребления психоактивными веществами, чтобы уменьшить их чувствительность к определенным сигналам, которые вызывают желание принимать препарат.

Формирование и сортировка заданий использовалось для борьбы с суицидами, депрессией и подавленностью. Оно применяется, когда у пациента есть чувство безнадежности и невозможности изменения обстоятельств, такое ощущение включает в себя то, как человек реагирует на окружающих, а также на определенные ситуации и свое осознанное бессилие что-либо изменить, которое усугубляет состояние. Для человека с мыслями о самоубийстве важно начинать с небольших шагов. Поскольку такой пациент может воспринимать каждое действие как имеющее огромное значение, то, чем медленнее вы начинаете, тем легче ему будет владеть собой на каждом этапе. Этот метод также применялся к людям, имеющим агорафобией, или страдающим от страха быть в общественных местах или делать что-то неловкое.

Контракт на случай непредвиденных обстоятельств используется для лечения любых поведенческих проблем, которые могут иметь отдельные лица. Он применяется для решения расстройств поведения у правонарушителей и при работе со студентами. Экономия токенов подходит для контролируемой среды и применяется в основном в больницах. Она может использоваться для оказания помощи пациентам с различными психическими недугами, но они фокусируются не на лечении самого заболевания, а скорее на поведенческих аспектах. Метод затрат на реакцию использовался для терапии различных форм действий, таких как курение, переедание, заикание и психотические разговоры.

Результаты лечения

Было выяснено, что систематическая десенсибилизация успешно лечит страх высоты, вождения, насекомых, а также любое другое человеческое беспокойство. Расстройство может включать социальную тревогу, волнение по поводу публичных выступлений, а также страх при тестировании.

Было доказано, что использование систематической десенсибилизации является эффективным методом, который применяем к ряду проблем.

При использовании процедур моделирования этот способ часто сравнивают с другим методом поведенческой терапии, например, десенсибилизация оказалась эффективнее. Однако ясно, что чем больше взаимодействий между пациентом и терапевтом моделируется, тем выше вероятность успеха лечения, в то время как при проведении экспозиционной терапии человеку обычно требуется пять сеансов, чтобы увидеть, работает ли лечение. Однако даже после проведения такого количества встреч рекомендуется, чтобы пациент продолжал посещая врача.

Воздействие виртуальной реальностью показало, что оно эффективно для боязни высоты. Было также доказано, что метод помогает в лечении различных тревожных расстройств. Терапия виртуальной реальностью дорогостоящая, поэтому врачи ждут результатов контролируемых испытаний, чтобы увидеть, какие приложения показывают наилучший эффект.

Для склонных к самоубийству лечение зависит от того, насколько серьезна депрессия и чувство безнадежности. Если ситуация критическая, то реакция человека на выполнение маленьких шагов не будет иметь для важности, потому что он не считает это большим успехом. Как правило, те, кто не сильно угнетен или боится, этот метод бывает эффективен, потому что завершение простых действий повышает их доверие и позволяет двигаться к более сложным задачам.

Было замечено, что контракты на непредвиденные обстоятельства полезны при изменении любой нежелательной реакции отдельных лиц. Также отмечалось, что он эффективен в рассмотрении проблем поведения у правонарушителей независимо от конкретных характеристик договора. Исследования показали, что экономия токенов эффективна при лечении пациентов с хронической шизофренией в психиатрических отделениях. Результаты показали, что данный способ контролирует поведение пациентов.

Было доказано, что метод затрат на реакцию направлен на подавление разнообразных форм поведения, таких как курение, переедание или заикание. Исследование велось с помощью нескольких клинических групп, от социопатов до школьников. Поведения, которые были подавлены с использованием этого метода, часто не повторяются, когда наказание случайно отменяется. Также нежелательные побочные эффекты, которые наблюдаются во время приведения наказания в действие, как правило, не обнаруживаются при использовании метода затрат на реакцию.

Характеристики

По своей природе поведенческие способы являются эмпирическими (основанными на данных), контекстуальными (ориентированными на окружающую среду), функциональными (заинтересованными в эффекте или последствиях), вероятностными (статистически предсказуемыми), монистическими (воспринимающими лечение человека как единого целого) и реляционными (анализирующими двунаправленные взаимодействия).

Бихевиористская терапия разрабатывает, дополняет и предоставляет стратегии и программы поведенческого вмешательства для пациентов, а также методы обучения людей, которые заботятся о своей жизни в обществе.

ostrahe.ru

терапия поведенческая - это... Что такое терапия поведенческая?

 терапия поведенческая

— сложившийся в США метод психотерапии, основанный на принципах бихевиоризма. При этом психические и эмоциональные расстройства рассматриваются как нарушение адаптации индивида к существующим условиям. Задача терапии поведения усматривается в формировании привычек, облегчающих конформное приспособление к действительности. Разница между нормальным и «ненормальным» поведением определяется лишь степенью приспособленности индивида к среде, поэтому несогласие с социальными условиями и любые действия протеста против них порой тоже трактуются как «ненормальность», требующая, подобно неврозам, «исправления» методами терапии.

Позднее понятие терапии поведения обычно заменяется понятием модификации поведения.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Смотреть что такое "терапия поведенческая" в других словарях:

psychology.academic.ru

Терапия поведением - это... Что такое Терапия поведением?

Терапия поведением -- направление в психотерапии, разработанное российским психотерапевтом Михаилом Покрассом.

Самостоятельный эффективный подход к лечению неврозов и психосоматических расстройств, получивший признание в России и за рубежом под названием «Терапия поведением», изложенный в одноименной книге.[1]

История

В 1970 году открылся один из первых в стране и первый в Куйбышевской области психотерапевтический кабинет Михаила Покрасса, в котором формировались основы нового терапевтического подхода - "Терапии Поведением". В феврале того же года на заседании Куйбышевского областного общества невропатологов и психиатров впервые был сделан доклад о первых этапах "Терапии поведением" (с демонстрацией пациента). В 1972 М.Л. Покрасс делает доклад о "Терапии поведением" в отделении неврозов института им. В.М. Бехтерева. Руководитель института, академик В.Н. Мясищев и профессор Б.Д. Карвасарский предоставили М. Покрассу возможность лечить больных в отделении неврозов института. Б.Д. Карвасарский познакомил с работой Покрасса своего коллегу Вольфа Лаутербаха. Лаутербах впервые опубликовал, назвав его "открытием" и поставив в ряд с подходом академика В.Н. Мясищева, подробное изложение подхода М.Л. Покрасса в своей книжке "Психотерапия в Советском Союзе"[2], вышедшей в Германии, Австрии и США.

Общие сведения

«Терапия поведением» — система мероприятий, используемых для лечения неврозов с обсессивно-фобической симптоматикой в амбулаторных условиях. В этой системе описываются особенности поведения пациента, которые способствуют возникновению и фиксации обсессивно-фобической симптоматики и без которых эта симптоматика не может сохраняться. Обнаружением этих особенностей определяются задачи психотерапевта по перестройке поведения пациента. Эти задачи сводятся к устранению в поведении пациента указанных особенностей и организации нового стереотипа поведения, препятствующего развитию и фиксации обсессивно-фобических расстройств. Подробно излагаются принципы, на которых строится организация нового поведения. Перечисляются задачи, последовательно возникающие в процессе терапии, которые определяются динамикой клинической картины невроза (актуальной для пациента) под влиянием лечения. Описываются этапы терапии, в ходе которых эти задачи разрешаются. После последовательного изложения сущности и содержания всех этапов психотерапии, показывается, как она осуществляется практически. Для этого используются конкретные примеры.

Анализ поведения страдающих неврозом с обсессивно-фобической симптоматикой позволяет выделить некоторые, общие для всех пациентов этой группы особенности поведения. Лечебная практика показывает, что устранение некоторых из этих особенностей препятствует развитию обсессивно-фобических расстройств. Кроме того, появление этих черт поведения при других неврозах способствует возникновению и развитию названных расстройств. Изложенное наблюдение позволило сделать вывод, что эти особенности (наличие которых способствует, а устранение препятствует развитию и фиксации обсессивно-фобической симптоматики) являются непременным условием развития и фиксации обсессий и фобий при неврозах. Устранение этих особенностей приводит к ликвидации обсессивно-фобического синдрома.

Вот эти особенности:

1. Первая заключается в отказе от такой практической деятельности, в ходе которой мог бы быть приобретен собственный опыт, обесценивающий навязчивое переживание, обнаруживающий необоснованность этого же переживания.

Первая особенность поведения страдающих неврозом с обсессивно-фобической симптоматикой — отказ от действий вопреки страху, избегание явлений, служащих поводом для тревоги (без выяснения ее действительных причин) и снижающие эту тревогу защитительные ритуалы. В результате такого поведения переживание остается субъективно обоснованным. Но субъективно обоснованное переживание страха еще не является навязчивым переживанием (Женщина боится мышей, избегает их, заводит кошку, но при этом остается здоровой). Для того, чтобы субъективно обоснованное переживание стало навязчивым, необходимо, чтобы оно по каким-то личностно значимым критериям было нежелательным. Эта личностная неприемлемость переживания обусловливает следующее проявление в поведении, необходимое для превращения переживания в навязчивое.

2. Вторая особенность поведения страдающих неврозом с обсессивно-фобической симптоматикой заключается в попытках, не действуя вопреки субъективно обоснованному переживанию, устранить его волевым усилием («отвлечься», «не думать», «взять себя в руки», «убедить себя»). В результате переживание становится навязчивым (Женщине стыдно бояться мышей и она, избегая их, старается прогнать страх. Страх же тогда нарастает: женщину уже пугает писк, шорох, дыра в том месте, где проходит водопроводный стояк и так далее).

(Задачи. Последовательность и условия решения)

Врачу удобнее (это тогда основа сочувствования!) разрешать терапевтические задачи в той последовательности, в которой они вызывают максимальную заинтересованность у пациента. Эта заинтересованность определяется актуальным для него (пациента) состоянием в момент начала лечения, а в дальнейшем динамикой невротического синдрома в процессе лечения. Практически, последовательно разрешаются следующие задачи:

1. Устранение обсессий в переживании пациента, то есть их дезактуализация и последующее прекращение.

2. Устранение проявления обсессий в поведении, то есть вы-явление особенностей поведения, способствующих их развитию и фиксации, устранение этих особенностей, организация поведения, недопускающего возникновения и фиксации обсессий.

3. Устранение исходных в неврозе, эмоциональных и веге¬то-соматических расстройств, скрывающихся за актуальной для пациента обсессивно-фобической симптоматикой.

4. Актуализация внешнего конфликта и обучение пациента тактике его разрешения.

5. Актуализация внутреннего конфликта, предрасполагающего к возникновению типичных для данной личности внешних конфликтов.

6. Освоение стратегий продуктивного использования личност-ных индивидуальных особенностей.

Для разрешения первой задачи необходимо.

1. Показать пациенту, что прекращение попыток устранить субъективно обоснованное переживание волевым усилием не ухуд¬шает состояние, не ведет к вредным для пациента последствиям. Пациент часто убежден, что только благодаря таким попыткам он «еще держится»: не сходит с ума, не кончает жизнь самоу-бийством, хоть под утро, но засыпает, и так далее. Он считает, что прекращение « борьбы» грозит ему большими мучениями и, по¬этому «борется», изматывая себя.

2. Показать пациенту, что прекращение таких попыток облег-чает состояние, ослабляет навязчивое переживание, а «борьба» с субъективно-обоснованным переживанием делает его навязчивым.

3. Показать, что его переживание является субъектив¬но обоснованным, и останется таким до тех пор, пока он не при¬обретет собственного опыта (а не логического доказательства), показывающего с достаточной убедительностью необоснованность переживания. «Показать» означает здесь дать опыт, дать почувс-твовать, пережить, проверить.

Для разрешения второй задачи необходимо.

Помочь пациенту так организовать поведение, чтобы он убе-дился в необоснованности навязчивого переживания, то есть при-обрел соответствующее практическое знание, соответствующий собственный опыт. Поведение, демонстрирующее пациенту безосновательность или безопасность навязчивого переживания, создает условия для его устранения. В случае фобий, поведение вопреки страху рождает опыт, убеждающий в необоснованности страха и приводящий к его исчез-новению. Критика, о которой принято говорить при наличии фобий, ос-нована на знании теоретическом, не подкрепленном собственным опытом. Такая критика, поэтому не способна мобилизовать паци-ента, когда надо действовать вопреки страху и в этом случае, по поведенческим проявлениям не отличается от критики при сверхценной идее.

Исходя из вышеизложенных задач, врач строит терапию невроза, основанную на перестройке поведения, в ходе которой эти задачи последовательно разрешаются.

Разработка метода и его практическое применение поставили множество конкретных вопросов, касающихся мотивации поведения, инициативы, творчества. Попыткой ответить на них стала оригинальная теория мотивации человеческого переживания и поведения, подробно разработанная в книге «Залог возможности существования»[3].

Теория раскрывает необходимую для практика (психотерапевта, психолога, воспитателя, педагога) сущность психотерапевтического, педагогического и воспитательного подходов в традицииях отечественной науки. Решение специфических для человека нашей цивилизации проблем рассматриваются М. Л. Покрассом сквозь призму представления о личности как o Homo Moralis и только потом Homo Sapiens.

Примечания

  1. ↑ Покрасс М.Л. Терапия поведением. /Методика для активного психотерапевта и для всех, ищущих выхода./ — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1997, — 240с. тираж 10000 экз.
  2. ↑ Lauterbach W. Psychotherapie in der Sowjetunion: Methoden u. Perspektiven / Kommentar von R.A. Zacepickij.- 1. Aufl. - Munchen, Wien, Baltimore: Urban und Schwarzenberg, 1978.
  3. ↑ Покрасс М.Л. Залог возможности существования. /Четвертая категория психологии./ — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1997, — 456с. Тираж 10000 экз.

dvc.academic.ru

Поведенческая терапия (behavior therapy) - это... Что такое Поведенческая терапия (behavior therapy)?

В психологии встречается целый ряд терминов, часто используемых как взаимозаменяемые, хотя они в той или иной степени различаются по своему происхождению и значению: П. т., модификация поведения, поведенческая инженерия, воздействие на поведение, прикладной анализ поведения, бихевиоризм, когнитивная модификация поведения, обусловливание, оперантное обусловливание, S—R (стимульно-реактивный) подход, соц. научение, заместительное (vicarious) научение, подкрепление, ситуационный менеджмент, контроль стимулов и мультимодальная терапия.

Первым известным источником, в к-ром появился термин П. т. (behavior therapy), был научный отчет Линдсли, Скиннера и Соломона (1953) о применении результатов своих исслед. оперантного обусловливания в лечении психически больных. Линдсли, предложивший этот термин Скиннеру, исходил из простоты понятия «поведение» и связи, через слово «терапия», с др. методами лечения.

Независимо от этого первого употребления термина П. т. и независимо друг от друга, А. Лазарус использовал термин П. т. для обозначения применения методики «реципрокного торможения» Вольпе в лечении больных неврозами, а Г. Айзенк — для обозначения приложения «совр. теории научения» к поведению невротиков. Наблюдения Айзенка основывались на процедурах, применяемых группой исследователей, работавших в то время в лондонской клинике Модели. Эти исследователи последовательно и единообразно определяли П. т. в терминах «теории научения».

В первой статье, посвященной «П. т.», к-рая была опубликована в журн. Annual Review of Psychology, Краснер доказывал, что этот новый подход к изменению поведения возник в результате слияния 15-ти направлений развития психол. науки в 50— 60-х гг. Эти направления можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Концепция бихевиоризма в эксперим. психологии.

2. Исслед. в области инструментального (оперантного) обусловливания.

3. Разраб. техники реципрокного торможения как процедуры «лечения».

4. Эксперим. работы группы исследователей в клинике Модели в Лондоне.

5. Применение понятий обусловливания и научения к проблемам поведения человека в 20—50-е гг. в США.

6. Интерпретация психоан. на основе теории научения, усилившая позиции последней как приемлемой базы для клинической работы.

7. Концепция классического обусловливания, берущая начало в работах И. П. Павлова, как основа для объяснения и модификации нормального и девиантного поведения.

8. Теорет. концепции и эмпирические исслед. в области усвоения соц. ролей и интеракционизм в соц. психол. и социологии.

9. Исслед. в психологии развития и детской психологии, подчеркивающие важность заместительного (викарного) научения и моделирования.

10. Исслед. соц. влияния характеристик требований, систематических ошибок экспериментатора, гипноза и плацебо.

11. Модель соц. научения в окружающей среде как альтернатива «модели болезни» в объяснении поведения человека.

12. Неудовлетворенность психотер. и психоаналитической моделью, подтверждаемая резкой критикой.

13. Развитие концепции клинического психолога в рамках модели ученого-практика.

14. Отход в психиатрии от ортодоксального сосредоточения на внутренней динамике и патологии в сторону концепций межличностного взаимодействия и влияния окружающей среды.

15. Утопический акцент на планировании соц. окружения, призванном вызывать и поддерживать оптимальное поведение человека.

Основы «системы веры» приверженцев П. т. включают: а) формулирование понятий т. о., чтобы их можно было проверить экспериментально; б) понятие «лаборатории», распространяемое на весьма широкий спектр объектов — от лабиринтов для животных через типовые эксперим. ситуации для исслед. процессов научения у человека до больниц, школ, домов и общин; в) понимание исслед. как воздействия (лечения), а воздействия (лечения) как исслед. и г) подробно разработанную стратегию терапии или изменения.

Объединяющим фактором в П. т. служит ее происхождение из экспериментально установленных процедур и принципов. Сами эксперименты в области научения, давшие начало П. т., отличаются широким разнообразием, но все они имеют одну общую характеристику — строго соответствуют критериям научного исслед., включ. контроль переменных, представление данных, воспроизводимость результатов и вероятностный подход к поведению.

Канфер и Филлипс выделили 4 типа П. т., и эта классиф. все еще в ходу: 1) интерактивная терапия, требующая продолжительного цикла личных интервью, в ходе к-рых вербальное поведение терапевта выполняет роль катализатора изменений у пациента; 2) побуждающая терапия, использующая предложения и задания с целью научить клиента быть терапевтом для себя самого; 3) воспроизводящая терапия, меняющая поведение путем воспроизведения отдельных значимых фрагментов жизни пациента в терапевтической обстановке, и 4) терапия вмешательства, в к-рой терапевт прерывает ограниченные, малоуспешные реакции по мере того, как они появляются во взаимодействии пациента в его обычном окружении.

Специалисты по прикладному анализу используют средовые переменные, чтобы произвести изменения поведения. Разработан широкий спектр методик вмешательства на основе принципов подкрепления, контроля стимулов, наказания и угашения, выведенных из результатов лабораторных исслед. Мн., если не большинство используемых в общественных приложениях (community applications) методик, могут служить иллюстрациями прикладного анализа поведения.

Второй подход, к-рый Каздин и Уилсон назвали необихевиористской S—R моделью с промежуточными переменными, осн. на принципах классического обусловливания, сформулированных в ранних работах И. П. Павлова, К. Л. Халла, Э. Р. Газри, О. X. Маурера и Н. Миллера. Вольпе проделал осн. работу по интеграции этого материала в рамках систематического терапевтического подхода. Концепции промежуточных переменных и гипотетических конструктов (напр. Халла и Маурера) служат оправданием использования терминологии, отражающей идею опосредования реакции на стимул промежуточными переменными. Дальнейшее развитие этого подхода иллюстрируется использованием ненаблюдаемых процессов, таких как мысленное представление вызывающих тревогу стимулов при систематической десенсибилизации.

Новейшая группа поведенческих терапевтов использует термин «когнитивно-поведенческая модификация» и понятие когниции для обозначения своего подхода к процедурам вмешательства. Эти исследователи подчеркивают важность находящихся в фокусе их внимания когнитивных процессов и внутренних событий как медиаторов изменения поведения. Ключевые понятия этой группы включают гипотетические модели действительности, атрибуции своего и чужого поведения, мысли, образы, самоотчеты, самообучение, установки, стратегии реакций и др. конструкты для описания и объяснения «когнитивных процессов».

Подход к П. т. с позиций соц. научения получил теорет. обоснование в работах А. Бандуры. На паттерны поведенческих реакций оказывают влияние внешние стимульные события (гл. обр. через классическое обусловливание), внешние подкрепления и, что важнее всего, внутренние (промежуточные) когнитивные процессы. Изменение поведения достигается в первую очередь благодаря процессу символического моделирования, при к-ром научение происходит через наблюдение и кодирование репрезентативных (представляющих) процессов), базирующихся на этих наблюдениях или даже на воображаемом материале.

Теория соц. научения подчеркивает реципрокное взаимодействие между поведением индивидуума и его окружением. Считается, что индивидуум способен управлять изменением своего поведения. Бандура придал законченное выражение подходу соц. научения в концепции «самоэффективности», центральное место в к-рой отводится ожиданиям индивидуума в отношении своего поведения, корректируемым под влиянием обратной связи эффективности действий, компенсаторной информ. и психол. изменений.

Краснер и его коллеги используют концепцию энвайроментального проектирования (environmental design) в подходе к изменению поведения, связывающем концепции прикладного анализа поведения и соц. научения с элементами энвайроментальной психологии, «свободного образования», архитектуры и соц. планирования.

Бихевиористы подчеркивают вечно актуальную тему: безотлагательное решение энвайроментальных проблем в нашем об-ве, — и убеждены в том, что именно они, бихевиористы, способны внести весомый вклад в решение этих проблем. Возвращается послевоенная тема «лучшего об-ва» как цели бихевиористов, хотя в действительности она была частью поведенческого направления в психологии на протяжении всей истории его развития.

Все ранние авторы в этой области полагали, что имеется тесная связь между их исслед. и социально-этическими приложениями и следствиями их научных изысканий. Спор о том, имеет ли наука ценностную ориентацию или она свободна от нее, был неотъемлемой частью истории П. т. Взгляды на связь научных исслед. и об-ва наиболее ясно отражены в публикациях Скиннера, в особенности в его романе «Уолден-два» (Walden two). Этот роман, написанный ученым, чьи осн. исслед. сами по себе еще не оказали тогда большого влияния на психол. науку, поднимал вопросы, касающиеся соц. систем, этики и морали; он предвосхищал соц. и этические вопросы, заданные П. т. и привлекшие к себе большое внимание в 70-е и 80-е гг. Растущую озабоченность как у профессионалов, так и у общественности все время вызывал вопрос: «П. т. — для чего именно?» Что яв-ся желательным поведением человека в данных обстоятельствах и кому это решать?

См. также Модификация поведения, Когнитивные терапии, Скрытое обусловливание, Мультимодальная терапия, Психотерапия

Л. Краснер

.

dic.academic.ru

ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ - это... Что такое ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ?

 ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ (behaviour therapy) - метод лечения, основанный на уверенности в том, что психологические проблемы являются результатом неправильного понимания ситуации, а не симптомом какого-либо скрытого заболевания человека. Лечение направлено на решение проблемы или установление цели поведения, к которой должен стремиться пациент. В каждом конкретном случае требуется свой подход, поэтому в поведенческой терапии не существует каких-либо общих подходов. См. также Терапия отвращения, Кондиционирование, Десенситизация. Отклик предупредительный.

Толковый словарь по медицине. 2013.

Смотреть что такое "ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ" в других словарях:

medicine_dictionary.academic.ru

Диалектическая поведенческая терапия - это... Что такое Диалектическая поведенческая терапия?

Диале́́ктическая повед́енческая терапи́я (англ. Dialectical behavior therapy - DBT) была создана около 1987 года американским психологом Маршей Линехан (en: Marsha M. Linehan) для лечения пациентов, страдающих пограничным расстройством личности. Этот подход помогает уменьшить риск слишком интенсивной эмоциональной реакции на стрессовые ситуации и снижает опасность суицидального, агрессивного или аутодеструктивного поведения. Диалектическая поведенческая психотерапия является одним из направлений «третьей волны» поведенческой психотерапии. Она называется «диалектической», поскольку пациенту предлагается осознать, что существует много различных точек зрения на ситуацию, которую он субъективно воспринимает, как «невыносимую» и «безвыходную». Благодаря этому диалектическому подходу к ситуации, пациент приобретает способность спокойно взвешивать все «за» и «против», а затем выбирать тот взгляд на проблему, который позволит ему вести себя наиболее благоприятным для него образом. Слово “диалектическая” в названии метода также подчеркивает, что в нем пациента обучают отказу от ограничивающего подхода, сводящегося к прямолинейным представлениям о причинно-следственных отношениях. Пациента также учат находить оптимальную линию поведения с помощью сопоставления различных (иногда противоречивых) взглядов и мнений[1] (по диалектической схеме “тезис-антитезис-синтез”). Диалектическая психотерапия является эклектическим течением. Помимо диалектических приемов анализа проблемы, в ней также используются методы конгитивно-поведенческой терапии, приемы эффективного общения и некоторые медитативные техники.

Теоретическая база

Основной идеей диалектической психотерапии является гипотеза о том, что в основе пограничного расстройства личности является неспособность больного контролировать свои негативные эмоции. Предполагается, что эта проблема возникает из-за того, что ребенок, от рождения обладающий уязвимой в эмоциональном отношении психикой, растет в неблагоприятных семейных условиях. Если в семье эмоциональные потребности ребенка не получают адекватной поддержки, то его способность к эмоциональному контролю не развивается должным образом, и во взрослом возрасте эта эмоциональная неустойчивость может выразиться в агрессивном, суицидальном или аутодеструктивном поведении[2]. Бывает также, что нормальные эмоциональные реакции индивида (ребенка или взрослого) воспринимаются окружением как неадекватные или болезненные. Это постепенно формирует ощущение несостоятельности собственного Я индивида, что постоянно приводит к эмоциональным срывам у него самого или у тех, кто его окружает[1]. По этой причине, одной из первостепенных задач терапевта является безоговорочное принятие эмоциональных реакций пациента и подтверждение того, что пациент имеет право испытывать эти эмоции или вести себя тем или иным образом. Не осуждая того, что чувствует пациент, терапевт, тем не менее, по при необходимости напоминает ему, что некоторые эмоции и типы поведения не являются полезными для него; затем терапевт указывает пациенту на альтернативные способы реагирования на ту или иную проблемную ситуацию[3].

Навыки, развиваемые в ходе терапии

Поскольку главной проблемой пациентов, страдающих пограничным расстройством личности, является эмоциональная неустойчивость и крайне интенсивные эмоциональные реакции на стресс, диалектическая терапия включает в себя развитие определенных навыков, помогающих контролировать негативные эмоции и вести себя оптимальным способом. К этим навыкам относятся:

Аббревиатуры, применяемые в диалектической терапии

Для облегчения запоминания того, что следует делать в проблемной ситуации, в диалектической терапии используются различные аббревиатуры, по смыслу связанные с задачей, которую пациент должен решить.

Приемы поведения в стрессовых ситуациях
ACCEPTS

Этот метод помогает пациенту использовать приемы отвлечения в ситуации, которая вызывает у него слишком интенсивные негативные эмоции. Для лучшего запоминания этих приемов используется аббревиатура ACCEPTS:

IMPROVE

Приемы, которые следует использовать в интенсивной стрессовой ситуации, обозначаются аббревиатурой IMPROVE:

PLEASE MASTER

При пограничном расстройстве личности у пациента часто наблюдаются различные типы аутодеструктивного поведения, которые могут быть явными или скрытыми (например, при возникновении какого-либо заболевания не пытаться вылечить его). PLEASE MASTER является аббревиатурой для списка приемов, которые способствуют физическому и эмоциональному здоровью:

Навыки эффективного общения

Эти приемы не являются специфическими для диалектической терапии, они также используются в других терапевтических методиках, предназначенных для улучшения способности к общению с окружающими. Хотя пациенты, страдающие пограничным расстройством личности, в целом не имеют проблем в общении, они могут испытывать значительные трудности в сложных или конфликтных ситуациях (поскольку подобные ситуации вызывают у них интенсивные эмоциональные реакции). Для запоминания этих приемов используются следующие аббревиатуры:

DEARMAN

DEARMAN - это список приемов, используемых для того, чтобы просьба была эффективной:

GIVE

Эти приемы помогают поддерживать хорошие отношения с окружающими.

FAST

Этот набор приемов помогает индивиду сохранять самоуважение в проблемной ситуации:

Схема диалектической терапии

В диалектической поведенческой психотерапии используется три модуля работы с пациентом[5]:

Этапы терапии

Эффективность

Клинические наблюдения показывают, что пациенты, с которыми проводится диалектическая терапия, имеют меньше симптомов депрессии, они реже госпитализируются, имеют меньше суицидальных мыслей и реже проявляют аутодеструктивное поведение[6] В случае, когда диалектическая психотерапия была предложена лицам, страдающим токсикоманией, было отмечено уменьшение употребления наркотических веществ[7]. Позитивный эффект также наблюдался, когда этот тип терапии проводился с лицами, имеющими расстройства пищевого поведения (булимия)[8] или проявляющими агрессивность[9].

Обучение терапевтов

Организация обучения в основном осуществляется центром, находящимся в Сиэтле (Behavioral Technology Transfer Group) [1].

Группы поддержки для терапевтов

Особенностью диалектической терапии является то, что в большинстве случаев психологам приходится работать с тяжелыми пациентами, что может привести к эмоциональному выгоранию. По этой причине для психологов, которые практикуют этот тип психотерапии, предлагается групповая психотерапия. Обычно встречи происходят раз в неделю, каждая встреча длится 2 часа[5].

См. также

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Palmer R.L. Диалектическая поведенческая терапия при пограничном расстройстве личности, Advances in psychiatric treatment 2002, vol. 8, pp. 10-16, Проверено 4 ноября 2012
  2. ↑ Linehan, M.M., Cognitive behavioral treatment of borderline personnality disorder. New York, NY, Guillford Press, 1993
  3. ↑ Linehan, M. M. & Dimeff, L. (2001). Dialectical Behavior Therapy in a nutshell, The California Psychologist, 34, 10-13
  4. ↑ 1 2 3 4 5 Lisa Dietz DBT Skills List (2003). Проверено 26 апреля 2010.
  5. ↑ 1 2 3 4 Janelle A., Labelle R. La therapie comportementale dialectique, une voie d'espoir pour traiter les troubles mentaux complexes. Le magazine de l'Ordre des psychologues du Québec, vol.26, N. 6, novembre 2010
  6. ↑ Linehan M. and all, Cognitive-behavioral treatemnt of chronicaly parasuicidal borderline patients. Archives of General Psychiatry, 48(12), 1991, 1060-1064
  7. ↑ Linehan M. and all., Dialectical behavior therapy versus compehensive validation therapy plus 12-step for the treatment of opioid dependent women meeting criteria for borderline personnality disorder. Drug and Alcohol Dependence, 67(1), 2002, 13-26
  8. ↑ Safer D.L., Telch C.F., Agras W.S., Dialectical behavior therapy for bulimia nevrosa. American Journal of Psychiatry, 158(4), 2001, 632-634
  9. ↑ Evershed.S. and all, Pratice-based outcomes of dialectical beahvior therapy (DBT) targeting anger and violence, with male forensic patients. Criminal Behaviour and Mental Health, 13(3), 2002, 198-213

Ссылки

dvc.academic.ru

Диалектическая поведенческая терапия - это... Что такое Диалектическая поведенческая терапия?

Диале́́ктическая повед́енческая терапи́я (англ. Dialectical behavior therapy - DBT) была создана около 1987 года американским психологом Маршей Линехан (en: Marsha M. Linehan) для лечения пациентов, страдающих пограничным расстройством личности. Этот подход помогает уменьшить риск слишком интенсивной эмоциональной реакции на стрессовые ситуации и снижает опасность суицидального, агрессивного или аутодеструктивного поведения. Диалектическая поведенческая психотерапия является одним из направлений «третьей волны» поведенческой психотерапии. Она называется «диалектической», поскольку пациенту предлагается осознать, что существует много различных точек зрения на ситуацию, которую он субъективно воспринимает, как «невыносимую» и «безвыходную». Благодаря этому диалектическому подходу к ситуации, пациент приобретает способность спокойно взвешивать все «за» и «против», а затем выбирать тот взгляд на проблему, который позволит ему вести себя наиболее благоприятным для него образом. Слово “диалектическая” в названии метода также подчеркивает, что в нем пациента обучают отказу от ограничивающего подхода, сводящегося к прямолинейным представлениям о причинно-следственных отношениях. Пациента также учат находить оптимальную линию поведения с помощью сопоставления различных (иногда противоречивых) взглядов и мнений[1] (по диалектической схеме “тезис-антитезис-синтез”). Диалектическая психотерапия является эклектическим течением. Помимо диалектических приемов анализа проблемы, в ней также используются методы конгитивно-поведенческой терапии, приемы эффективного общения и некоторые медитативные техники.

Теоретическая база

Основной идеей диалектической психотерапии является гипотеза о том, что в основе пограничного расстройства личности является неспособность больного контролировать свои негативные эмоции. Предполагается, что эта проблема возникает из-за того, что ребенок, от рождения обладающий уязвимой в эмоциональном отношении психикой, растет в неблагоприятных семейных условиях. Если в семье эмоциональные потребности ребенка не получают адекватной поддержки, то его способность к эмоциональному контролю не развивается должным образом, и во взрослом возрасте эта эмоциональная неустойчивость может выразиться в агрессивном, суицидальном или аутодеструктивном поведении[2]. Бывает также, что нормальные эмоциональные реакции индивида (ребенка или взрослого) воспринимаются окружением как неадекватные или болезненные. Это постепенно формирует ощущение несостоятельности собственного Я индивида, что постоянно приводит к эмоциональным срывам у него самого или у тех, кто его окружает[1]. По этой причине, одной из первостепенных задач терапевта является безоговорочное принятие эмоциональных реакций пациента и подтверждение того, что пациент имеет право испытывать эти эмоции или вести себя тем или иным образом. Не осуждая того, что чувствует пациент, терапевт, тем не менее, по при необходимости напоминает ему, что некоторые эмоции и типы поведения не являются полезными для него; затем терапевт указывает пациенту на альтернативные способы реагирования на ту или иную проблемную ситуацию[3].

Навыки, развиваемые в ходе терапии

Поскольку главной проблемой пациентов, страдающих пограничным расстройством личности, является эмоциональная неустойчивость и крайне интенсивные эмоциональные реакции на стресс, диалектическая терапия включает в себя развитие определенных навыков, помогающих контролировать негативные эмоции и вести себя оптимальным способом. К этим навыкам относятся:

Аббревиатуры, применяемые в диалектической терапии

Для облегчения запоминания того, что следует делать в проблемной ситуации, в диалектической терапии используются различные аббревиатуры, по смыслу связанные с задачей, которую пациент должен решить.

Приемы поведения в стрессовых ситуациях
ACCEPTS

Этот метод помогает пациенту использовать приемы отвлечения в ситуации, которая вызывает у него слишком интенсивные негативные эмоции. Для лучшего запоминания этих приемов используется аббревиатура ACCEPTS:

IMPROVE

Приемы, которые следует использовать в интенсивной стрессовой ситуации, обозначаются аббревиатурой IMPROVE:

PLEASE MASTER

При пограничном расстройстве личности у пациента часто наблюдаются различные типы аутодеструктивного поведения, которые могут быть явными или скрытыми (например, при возникновении какого-либо заболевания не пытаться вылечить его). PLEASE MASTER является аббревиатурой для списка приемов, которые способствуют физическому и эмоциональному здоровью:

Навыки эффективного общения

Эти приемы не являются специфическими для диалектической терапии, они также используются в других терапевтических методиках, предназначенных для улучшения способности к общению с окружающими. Хотя пациенты, страдающие пограничным расстройством личности, в целом не имеют проблем в общении, они могут испытывать значительные трудности в сложных или конфликтных ситуациях (поскольку подобные ситуации вызывают у них интенсивные эмоциональные реакции). Для запоминания этих приемов используются следующие аббревиатуры:

DEARMAN

DEARMAN - это список приемов, используемых для того, чтобы просьба была эффективной:

GIVE

Эти приемы помогают поддерживать хорошие отношения с окружающими.

FAST

Этот набор приемов помогает индивиду сохранять самоуважение в проблемной ситуации:

Схема диалектической терапии

В диалектической поведенческой психотерапии используется три модуля работы с пациентом[5]:

Этапы терапии

Эффективность

Клинические наблюдения показывают, что пациенты, с которыми проводится диалектическая терапия, имеют меньше симптомов депрессии, они реже госпитализируются, имеют меньше суицидальных мыслей и реже проявляют аутодеструктивное поведение[6] В случае, когда диалектическая психотерапия была предложена лицам, страдающим токсикоманией, было отмечено уменьшение употребления наркотических веществ[7]. Позитивный эффект также наблюдался, когда этот тип терапии проводился с лицами, имеющими расстройства пищевого поведения (булимия)[8] или проявляющими агрессивность[9].

Обучение терапевтов

Организация обучения в основном осуществляется центром, находящимся в Сиэтле (Behavioral Technology Transfer Group) [1].

Группы поддержки для терапевтов

Особенностью диалектической терапии является то, что в большинстве случаев психологам приходится работать с тяжелыми пациентами, что может привести к эмоциональному выгоранию. По этой причине для психологов, которые практикуют этот тип психотерапии, предлагается групповая психотерапия. Обычно встречи происходят раз в неделю, каждая встреча длится 2 часа[5].

См. также

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Palmer R.L. Диалектическая поведенческая терапия при пограничном расстройстве личности, Advances in psychiatric treatment 2002, vol. 8, pp. 10-16, Проверено 4 ноября 2012
  2. ↑ Linehan, M.M., Cognitive behavioral treatment of borderline personnality disorder. New York, NY, Guillford Press, 1993
  3. ↑ Linehan, M. M. & Dimeff, L. (2001). Dialectical Behavior Therapy in a nutshell, The California Psychologist, 34, 10-13
  4. ↑ 1 2 3 4 5 Lisa Dietz DBT Skills List (2003). Проверено 26 апреля 2010.
  5. ↑ 1 2 3 4 Janelle A., Labelle R. La therapie comportementale dialectique, une voie d'espoir pour traiter les troubles mentaux complexes. Le magazine de l'Ordre des psychologues du Québec, vol.26, N. 6, novembre 2010
  6. ↑ Linehan M. and all, Cognitive-behavioral treatemnt of chronicaly parasuicidal borderline patients. Archives of General Psychiatry, 48(12), 1991, 1060-1064
  7. ↑ Linehan M. and all., Dialectical behavior therapy versus compehensive validation therapy plus 12-step for the treatment of opioid dependent women meeting criteria for borderline personnality disorder. Drug and Alcohol Dependence, 67(1), 2002, 13-26
  8. ↑ Safer D.L., Telch C.F., Agras W.S., Dialectical behavior therapy for bulimia nevrosa. American Journal of Psychiatry, 158(4), 2001, 632-634
  9. ↑ Evershed.S. and all, Pratice-based outcomes of dialectical beahvior therapy (DBT) targeting anger and violence, with male forensic patients. Criminal Behaviour and Mental Health, 13(3), 2002, 198-213

Ссылки

med.academic.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта