Психологические теории мотивации. Поведенческая теория мотивации
Мотив и мотивация. Теории мотивации.
Параметры мотивационной сферы: широта - качественное разнообразие мотивационных факторов - потребностей и целей. Гибкость - более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовании больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Широта - разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить предметом удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижностью связей существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы. Иерархизированность - характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Интересы - особое мотивационное состояние познавательного характера. Задача - ситуационно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе определенной цели организм наталкивается на определенные препятствия. Желания и намерения - сиюминутно возникающие и часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия. Мотивация поведения человека может быть осознанной и бессознательной, т.е. одни потребности и цели управляются поведением человека и им осознаются.
Теории - "теория принятия решений" в 17-18в. объясняющая на рационалистической основе поведение человека, и "теория автомата" - объясняющая на иррационалистической основе поведение животного.
Эволюционная теория Дарвина - под влиянием ее в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (Келер, Торндайк) и инстинктов у человека (Фрейд, Макдауголл, Павлов). Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми ранее наделялись только животные, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой точки зрения стали теории инстинктов Фрейда, Макдауголла, предложенные в конце 19в. Они предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам, их было три - инстинкт жизни, смерти и агрессивности.
Бихевиористическая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности – поведенческая, развивалась как логическое продолжение идей Уотсона в теории объясняющей поведение. Кроме это Халл, Скиннер пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульнореактивной схемы. Исследования, начатые Павловым, были продолжены Бернштейном автором оригинальной теории психофизиологической регуляции движений Анохина, предложившего модель функциональной системы на современном уровне описывающую динамику поведенческого акта.
Маслоу — у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие потребности:
1. Потребности физиологические (голод, жажда и пр.)
2. Потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным).
3. Потребность в принадлежности и любви (находится рядом с любимым).
4. Потребность в уважении (компетентность).
5. Познавательные потребности (знать, уметь).
6. Потребности в самоактуализации (реализация своих целей).
Леонтьев - мотивационная сфера человека, как и другие психологические способности, имеет свои источники в практической деятельности. Эта концепция представляет собой объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы человека.
Когнитивный подход - значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека.
Фестингер - теория когнитивного диссонанса - утверждал, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию.
Аткинсон - общая теория мотивации, объясняет поведение человека, направленное на достижение определенной цели.
www.psyworld.ru
Теории мотивации
Новые рефераты:
- Повышение пенсионного возраста.
- Безработица и её социально-экономические последствия.
- Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
- Колебательные реакции.
- Предмет формальной логики.
- Роль и значение времени в управлении.
- Античная философия.
- Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
- Рыночные структуры.
- Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
- Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
Главная » Психология и педагогика кратко. Лекции » Теории мотивации
Теории мотивации
Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: 1) система факторов, детерминирующих поведение индивида; 2) характеристика процесса, поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне. Первые теории мотивации появились еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается несколько десятков. Рассмотрим в общих чертах некоторые из них. Первыми собственно психологическими теориями мотивации принято считать возникшие в 17—18 вв. теорию принятия решений и теорию автомата. Теория принятия решений на рационалистической основе объясняла поведение человека. Главный мотивационный источник человеческого поведения усматривался исключительно в разуме, сознании и воле человека. Теория автомата на иррационалистической основе объясняла поведение животного. Центральным звеном данной теории было учение о рефлексе как автоматическом ответе живого организма на внешнее воздействие. Появление во второй половине 19 в. эволюционной теории Чарльза Дарвина стало предпосылкой к пересмотру некоторых взглядов на механизмы поведения человека. Дарвин одним из первых обратил внимание на то, что у человека и животных есть немало общих потребностей и форм поведения, в частности, инстинкты. Под влиянием эволюционной теории началось изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (З. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов). В отличие от предыдущего этапа, когда поведение человека и животного противопоставлялось, на данном этапе отличия человека и животного старались свести к минимуму. Одним из первых проявлений такой биологизаторской точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З. Фрейда и У. Макдугалла. Фрейд и Макдугалл свели все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. В теории Зигмунта Фрейда их было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У. Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов: изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, отвращения, самоунижения, самоутверждения, родительский инстинкт. В начале 20 в. появляются также поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей основоположника бихевиоризма Д. Уотсона, который считал поведение системой реакций, обусловленных внешним воздействием — стимулом. Представителями этого направления являются Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер. Другая теория — теория высшей нервной деятельности — была разработана И. П. Павловым и его последователями: Н. А. Бернштейном, П. К. Анохиным, Е. Н. Соколовым. Концепции мотивации, относящиеся только к человеку, стали появляться в психологии начиная с 30-х гг. 20 в. Первой из них стала теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии: Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Олпорта и др. Достаточно широкую известность получила мотивационная теория Г. Мюррея. Наряду с выделенными Макдугаллом первичными потребностями (инстинктами) Мюррей предложил список вторичных потребностей: достижения успехов, избегания неудач, аф-филиации, агрессии, независимости, уважения, унижения, защиты, доминирования и др. Другая, еще более известная теория мотивации принадлежит А. Маслоу. Согласно ей, у человека с рождения последовательно появляются семь групп потребностей: физиологические, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения, познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации. В последние десятилетия 20 в. теории потребностей человека были дополнены мотивационными концепциями Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, X. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера и др. Все эти теории имеют ряд общих положений. В частности, в большинстве из них подчеркивается ведущая роль сознательной регуляции поведения. Основной научной разработкой отечественных психологов в области мотивации является теория деятелъностного происхождения мотивационной сферы А. Н. Леонтьева. Все рассмотренные теории имеют свои достоинства и вместе с тем свои недостатки. Основным их недостатком является то, что они в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации. Поэтому исследование мотивационной сферы человека продолжается и в наши дни. Лекция, реферат. Теории мотивации - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.Деятельность педагога-психолога. Основные принципы, приоритеты и ответственность в его работе Профессионально-этические нормы работы психолога Ощущение и восприятие. Формирование перцептивных и художественных образов Внимание и память как общепсихологические категории Мышление и интеллект. Их отклонения и диагностика Потребности, мотивы, ценности Теории мотивации Внутриличностные конфликты. Фрустрация Индивид, личность, индивидуальность Понятие Я-концепции кратко- Темперамент и характер. Их диагностика- Теория установки кратко- Эмоции и чувства кратко- Структура деятельности кратко Психология активности. Поисковая и надситуативная активность кратко Задатки и способности кратко Жизненный путь и его периодизации кратко Основные этапы психического развития детей и подростков кратко Основные этапы становления психологического пола личности кратко Психологическая готовность ребенка к школе и ее диагностика Основные этапы развития человека как субъекта деятельности в представлениях отечественных психологов Психология старения. Особенности работы с пожилыми людьми кратко Социальная психология кратко Большие и малые социальные группы кратко Социализация, её стадии, факторы, агенты, средства, механизмы Индивидуальные стили деятельности и общения кратко Психология общения. Вербальные и невербальные формы коммуникаций Психология массовидных явлений Педагогическая деятельность, её мотивы, структура, стили, способности Теория и методология педагогической психологии. История ее отдельных направлений кратко Психология учебной деятельности кратко Психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности Типология образовательных учреждений. Авторские школы Образование как общественное явление и педагогический процесс Воспитание как институт социализации Структура и способы управления образовательными системами кратко Теории конфликтов. Типологии конфликтов кратко Конфликты в организациях кратко Межэтнические, межрегиональные и межконфессиональные конфликты. Способы их разрешения кратко
Похожие работы: Изучение элементов теории множеств в начальном курсе обучения математике 9.06.2010/дипломная работа
Гуманитарная ориентация обучения математике, формирование и развитие абстрактного мышления человека, принцип приоритета развивающей функции в обучении. Значение знакомства с множествами и операциями над ними в развитии мыслительных операций учащихся.
Проблемное обучение27.11.2008/реферат
Основные творческие способности человека. Психологические основы концепции проблемного обучения. Сущность теории мышления. Четыре уровня проблемности в обучении. Главные этапы построения проблемного занятия, их специфика. Вербальная формулировка проблемы.
Проблемы обучения детей-мигрантов8.04.2004/курсовая работа
Миграционная педагогика. Этнологические основы современной теории миграционной педагогики. История развития миграционной педагогики в России. Особенности образования детей мигрантов в условиях становления единого образовательного пространства.
referatwork.ru
Теории мотивации - Практическая психология на Aboutyourself.ru
Автор Evgeniy в 06/11/2013. Опубликовано Мотивация
В каждом человеке живет масса мотивов, которые и определяют линию его поведения. тем не менее, теории мотивации весьма различны.
Мотивация — это фактор, который побуждает, ведет и поддерживает целенаправленное поведение. Именно она заставляет нас действовать, будь то покупка продуктов, чтобы утолить голод или поступление в учебное заведение для получения образования. Помимо мотивации, могут иметь место биологические, социальные или эмоциональные аспекты.
Ученые предлагают много различных теорий, чтобы объяснить мотивацию. Каждая отдельная теория имеет тенденцию быть ограниченной в определенной области. Тем не менее, изучив ключевые идеи каждой теории, Вы можете получить хорошее представление о мотивации в целом.
Теория инстинктивной мотивации
Согласно теориям инстинкта, люди ведут себя определенным образом, потому что именно так они эволюционно запрограммированы. Подобный пример присутствует и в мире животных — сезонная миграция. Животных никто не учит, это — врожденный образец поведения.
Уильям Джеймс создал список человеческих инстинктов, в который вошли такие, как позор, гнев, страх, застенчивость, скромность и любовь. Главная проблема этой теории состоит в том, что она не объяснила человеческое поведение, а просто описала его. К 1920 году теория инстинкта была отвергнута в пользу других мотивационных теорий, но современные эволюционные психологи все еще изучают влияние генетики и наследственности на человеческое поведение.
Побудительная теория мотивации
Побудительная теория предполагает, что людей мотивирует к действию внешнее вознаграждение. Например, мотивацией ежедневной работы вполне можно считать денежное вознаграждение. Поведенческие понятия, такие как ассоциация и стимул, играют важную роль в этой теории.
Управленческая теория мотивации
Согласно управленческой теории мотивации, люди склонны выполнять определенные действия, чтобы уменьшить внутреннюю напряженность, которая вызвана неудовлетворенными потребностями. Например, Вы можете хотеть выпить стакан воды, чтобы уменьшить внутреннее состояние жажды. Эта теория объясняет поведение, в котором есть сильный биологический компонент, такой как голод или жажда. Проблема данной теории состоит в том, что поведение не всегда мотивируется только физиологическими потребностями. Например, люди часто едят, даже когда они в действительности не голодны.
Теория эмоциональной мотивации
Теория эмоциональной мотивации предполагает, что люди выполняют определенные действия, чтобы уменьшить или увеличить уровень мыслительной активности. Когда уровень эмоций становится слишком низким, человек может посмотреть захватывающий фильм или пойти пробежаться трусцой. Если же эмоции становятся слишком сильными, человек будет искать способы расслабиться. Для этого отлично подойдут спокойные размышления или чтение книги. Согласно этой теории, мы стараемся поддержать оптимальный уровень психологической нагрузки, хотя этот уровень может изменяться в зависимости от человека или ситуации.
Гуманитарная теория мотивации
Гуманитарная теория мотивации основана на идее, что у людей есть сильные познавательные потребности, которые побуждают выполнять различные действия. Это наглядно показано в иерархии потребностей Абрахама Мэслоу, которая отражает разновидности мотивации на разных уровнях. Во-первых, люди стремятся удовлетворить основные биологические потребности, такие, как пища и жилье. Кроме того, человек нуждается в безопасности, любви и уважении. Как только уровень комфорта снижается, основным фактором мотивации становится потребность или желание воплотить в жизнь возможный потенциал.
Теги: вознаграждение, действие, мотивация, работа, стимул, теория
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
aboutyourself.ru
Процессуальные теории мотивации
Степень усилий, которые человек вкладывает в свой труд, зависят не только от его потребностей, но и от определенных аспектов рабочей ситуации. Именно рассмотрению совместного влияния этих двух факторов на поведение человека посвящены так называемые процессуальные теории мотивации. Наиболее перспективными из них являются:
1) теория подкрепления мотива,
2) теория ожидания,
3) целевая теория мотивации,
4) модификация поведения (behavior modification).
Теория подкрепления мотива. Е.Торндайк предложил так называемый закон эффекта, который объясняет механизм влияния удовольствия и боли на последующее поведение человека. Согласно этому закону поведенческие реакции, следующие непосредственно за приятным переживанием закрепляются и с возрастающей вероятностью повторяются в аналогичных ситуациях. Если же реакции следуют за неприятными переживаниями (наказанием), то они угасают и повторяются в аналогичных ситуациях с меньшей вероятностью. Халл развил идеи Торндайка, введя разграничение между направляющим (директивным) и энергетическим аспектами поведения. Энергетика поведения связывалась им с различными физиологическими мотивами и потребностями, а направленность поведения — с совместным эффектом мотивов и привычек. При этом под привычкой понималась связь между реакцией и специфическим стимулом, возникшая в результате положительного подкрепления или наказания. В соответствии с теорией подкрепления мотивов привычка будет наиболее устойчивой, если: (1) подкрепление происходит сразу же после реакции, (2) имеется опыт многократного подкрепления и (3) величина подкрепления (то есть награды или наказания) достаточно велика.
Исследования по модификации поведения показали, что подкрепление поведения поощрением более эффективно, чем попытки изменить поведение человека наказанием. Применение наказания обычно имеет такие побочные эффекты как деструктивная тревожность, недоброжелательность, враждебность и «уход в себя». Наказание может вынудить индивида прекратить конкретное поведение, но оно не увеличивает вероятности правильного поведения. Если нежелательное поведение первоначально очевидно, то наказание часто вынуждает индивида не отказаться от нежелательного поведения, а лишь трансформировать его в форму не столь явную и потому не попадающую под наказание. Разумеется, есть случаи, когда наказание является необходимым средством подавления социально опасного поведения, угрожающего здоровью и жизни других людей. Однако, как правило, наказание — малоэффективное средство воздействия на поведение людей, которого следует по возможности избегать.
Б. Скиннер продемонстрировал, что поведение можно эффективно изменять путем подкрепления желательных реакций и игнорирования нежелательных. Если человек редко или никогда не демонстрирует желательного поведения, может быть использован метод, получивший название «шейпинга». Суть метода состоит в том, что первоначально индивид получает подкрепление за любую реакцию, которая хоть чем-то сходна с желательной, или поощряется за те реакции, которые можно рассматривать как начальные в последовательности реакций, в конечном счете завершающейся желательным поведением. И только после этого подкрепление сужается до поощрения желательной реакции, вплоть до ее устойчивого освоения индивидом.
Б. Скиннер и его последователи обнаружили, что влияние подкрепления во многом зависит от интенсивности и временных характеристик подкрепления, получивших название «схемы подкрепления». Иными словами, поведение зависит как от определенной последовательности и повторяемости подкрепления, так и от интенсивности и временной близости подкрепления с желательной реакцией.
Целый ряд исследований продемонстрировал возможность успешного применения методов подкрепления для изменения, помимо непосредственной трудовой деятельности, других аспектов поведения в организации. Так, исследователи продемонстрировали возможность значительного снижения абсентеизма. В организациях, где было введено поощрение для сотрудников, которые в течение определенного периода (месяца, трех месяцев и т. д.) не пропустили ни одного рабочего дня (по любым причинам), значительно повысилась не только общая посещаемость, но и сократились пропуски по уважительным причинам (например, по болезни). Манипулируя поощрением, Дж. Херманну вместе с коллегами удалось даже скорректировать поведение «вечно опаздывающих» работников.
Теория и исследования подкрепления мотивов позволяют предложить следующие практические рекомендации по мотивированию работников в организациях:
1. Необходимо определить и детализировать то поведение, которое правильно и желательно на рабочем месте.
2. Правильное поведение требует регулярного подкрепления (в определенных случаях может быть использован «шейпинг».
3. Нежелательное или неправильное поведение целесообразно игнорировать, применяя наказания лишь при регулярном повторении или в особых случаях, способных повлечь серьезные негативные последствия.
4. He следует допускать задержки в подкреплении правильного поведения с тем, чтобы сохранялась тесная временная связь между поведением и поощрением.
5. Рекомендуется определить схему подкрепления и вид поощрения в соответствии с индивидуальными особенностями работника и текущей ситуацией.
6. Даже после появления устойчивого желаемого поведения существует необходимость его последующего регулярного подкрепления.
Теория ожидания. В соответствии с теорией ожидания, поведение человека отражает его сознательный выбор, основанный на сравнительной оценке нескольких поведенческих альтернатив. Теория пытается объяснить, почему человек выбирает определенную линию поведения. Существует несколько версий этой теории, однако они имеют ряд общих черт, согласно которым индивид выбирает ту поведенческую альтернативу, которая с наибольшей вероятностью обеспечивает благоприятные последствия. В этом смысле теория ожидания, как и теория подкрепления мотивов, исходит из принципа гедонизма. Однако, если теория подкрепления объясняет поведение с точки зрения механического включения приобретенных навыков, то теория ожидания связывает поведение с преднамеренным, рациональным процессом выбора.
Ключевыми понятиями теории являются: I) результат, 2) валентность и 3) ожидания.
Результат — это любое связанное с потребностью следствие поведения. На рабочем месте такими результатами являются заработная плата, продвижение по службе, сохранение рабочего места или увольнение, удовлетворенность своими достижениями и вкладом в общую работу, уважение со стороны коллег, усталость, стресс, потеря здоровья и т. д.
Валентность результата— это сила предпочтения индивида в отношении данного результата. Каждый рассматриваемый индивидом результат имеет некий вероятный уровень желательности. Этот уровень отражает отчасти субъективную удовлетворенность результатом (результатами). Валентность может изменяться от -1,0 (весьма нежелательно) до +1,0 (весьма желательно).
Ожидания результата — это субъективно оцениваемая вероятность получения результата в случае выбора данной поведенческой альтернативы. Ожидания могут быть двух типов: ожидания в отношении взаимосвязи между усилиями индивида и непосредственно полученным результатом труда (исполнением). Иными словами, это предполагаемая вероятность успешного выполнения задания при условии приложения соответствующих усилий. Ожидание, подобно вероятности, варьируется от 0 до 1. Индивид может иметь весьма неопределенное представление о возможности завершить данную работу качественно и вовремя (0,0) или быть в этом вполне уверен (1,0). Такое ожидание обозначают «У—>Ис», где У — «усилие», а Ис — «исполнение». Исполнение рассматривают в качестве первичного следствия, относительно которого индивид может строить некоторые субъективные расчеты.
Второй тип ожиданий — это предполагаемая вероятность получения индивидуально значимого результата (то есть связанного с удовлетворением индивидуальных потребностей) при условии успешного исполнения какой-либо организационной задачи. Следствие, которое, как ожидается, может повлечь за собой другие следствия, называют результатом первого уровня, а обусловленные им следствия — результатами второго уровня. Это ожидание обозначают «Ис?Р» («исполнение»?«результат») и называют инструментальностью. Инструментальность (Ин) варьируется от - 1,0 (отрицательная корреляция) до +1,0 (высокая положительная корреляция). При отсутствии связи корреляция равна 0,0. Различия между двумя типами ожиданий связаны с тем, что эти ожидания детерминированы различными условиями. Ожидание того, что усилия приведут к деятельностным результатам во многом зависят от способностей индивида, трудности задачи и его уверенности в своих силах. Ожидания того, что деятельностные результаты приведут к достижению результатов, непосредственно связанных с потребностями индивида, зависят от реальной системы подкрепления и поощрения, существующей в данной организации, и того, как работник ее воспринимает. Привлекательность поведенческих альтернатив зависит как от ожиданий обоих видов, так и от валентностей потребностных ожиданий.
Различия в ожиданиях соответствуют дифференциации и самих результатов на результаты первого и второго уровней. Результаты первого уровня — это события, которые являются непосредственным результатом выполнения самой работы, они напрямую связаны с деятельностью. Это некоторая количественная или качественная характеристика его работы. Результат первого уровня может быть также выражен косвенно через сравнение с трудом других членов рабочей группы. Результаты второго уровня связаны с потребностями индивида. Если для индивида эти результаты являются целью-в-себе, и он стремится к ним ради самоутверждения (например, движимый чувством успеха, потребностью достижения и т. д.), то о результатах первого уровня можно говорить как о внутренних результатах. Если же результаты зависят от внешних факторов или опосредованы ими, например, менеджером, рабочей группой, организацией, их именуют внешними.
Таким образом, инструментальность — это понятие, связывающее результаты первого и второго уровней. Инструментальность, как уже отмечено, варьируется от-1,0 до +1,0. В первом случае результаты первого уровня фактически интерферируют с достижением результатов второго уровня. (Примером такой ситуации может быть известный принцип: «Инициатива наказуема»). Во втором случае достижение результата первого уровня фактически гарантирует достижение результата второго уровня. Нулевая корреляция свидетельствует о полном отсутствии какой-либо взаимосвязи между результатами обоих уровней.
Разграничение результатов двух видов было введено в связи с тем, что многие связанные с потребностями результаты «завязаны» скорее на результат деятельности, чем на усилия, которые прикладывает человек. Например, торговый агент получает вознаграждение не за то, как много усилий он вкладывает, а по объему реальных продаж.
Привлекательность поведенческой альтернативы зависит от ожиданий и валентности результатов, связываемых с данной альтернативой. Числовое выражение привлекательности поведенческой альтернативы может быть подсчитано путем умножения ожидания каждого вероятного результата на его валентность с последующим сложением всех случаев. Работник согласно теории выбирает ту поведенческую альтернативу, привлекательность которой максимальна. Основные элементы модели и взаимосвязи между ними представлены на рис. 1.3.
Рис.1.3. Мотивационная теория ожиданий
Теория ожиданий в целом может служить эталоном того, как должны быть разработаны системы поддержки менеджерских решений. Эти системы должны базироваться на конкретных теориях и моделях, не следует делать их обязательно сложными или автоматизированными. Они могут быть столь же простыми, как вопросник, бланк или график, описывающий факторы и взаимосвязи, которые должен учитывать менеджер при попытке стимулировать работников. Именно такие простые и доступные модели мотивации будут использоваться все чаще и станут естественным элементом поведения менеджера.
Теория ожидания получила подтверждение в целом ряде исследований. Некоторые положения теории ожидания могут быть использованы при разработке программ мотивирования работников в организации. Среди них можно отметить следующие:
1. Организация должна разработать адекватные процедуры оценки деятельности своих сотрудников.
2. Программы поощрения должны использовать денежные и другие виды положительного подкрепления, непосредственно привязанные к эффективной деятельности работников.
3. Организация должна исключить или предельно снизить любые нежелательные результаты (например, травматизм, аварии, увольнения и т.д.), которые сотрудники могли бы воспринять как следствие более эффективной или напряженной работы.
4. Формально справедливая (с точки зрения руководства) система поощрения часто иначе воспринимается сотрудниками. Работникам должна быть предложена система поощрения непосредственно увязывающая поощрение с трудом и обеспечивающая реализацию «У→Ис» ожиданий.
5. Организация должна формировать у каждого сотрудника высокие «Ис? Р» ожидания, предоставляя ему возможности соответствующего обучения и устраняя препятствия, мешающие эффективной деятельности.
6. Организации следует изучать валентность ожиданий потенциальных результатов, так как она может значительно варьироваться среди сотрудников. Только результаты с высокой валентностью могут быть использованы в программах стимулирования эффективной деятельности.
Целевая теория мотивации. Еще одной мотивационной теорией, объясняющей поведение сотрудников в контексте осознанных когнитивных процессов, является целевая теория, предложенная Э. Локе.
Цели можно определить как будущие состояния, желательные для индивида или организационной системы. Это утверждения, в которых с большей или меньшей конкретностью отражены некоторые желательные для индивида (группы, организации, общества) результаты. Цели можно также рассматривать в качестве осознаваемых ограничений, которые наложены на нынешнее и будущее поведение и основаны на анализе прошлых и будущих потребностей, желаний, устремлений и т. п. Следовательно, цели — это не только желательные ориентиры для будущих достижений; они предполагают также определенное поведение и выделение ресурсов, необходимых для воплощения целей в жизнь.
Поведение направляется и руководствуется целями, и в этом состоит подлинное значение процесса постановки целей с точки зрения мотивации и повышения результативности и производительности. Цели, таким образом, обладают следующим мотивационным содержанием:
1) концентрируют внимание и усилия на определенных направлениях;
2) служат в качестве эталонов, с которыми сопоставляются результаты;
3) являются основанием оценки затрат ресурсов;
4) могут влиять на структуру и процедуры организационных систем;
5) отражают мотивы и особенности как индивидов, так и организаций. Кроме того, сам процесс целеполагания может служить мотивирующим средством, формируя ориентацию на достижение результатов.
В последние 20—25 лет проведены обширные исследования, посвященные влиянию постановки целей на мотивацию и эффективность работников. Большинство исследований было сосредоточено на проверке следующих гипотез:
1. Трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению с легкими целями.
2. Конкретные сложные цели ведут к более высокой результативности, чем отсутствие целей или их постановка в общем виде.
3. Цели опосредуют влияние, которое оказывают на результаты различные организационные переменные: денежные стимулы, временные ограничения, знание результатов, участие в принятии решений, конкуренция и т. д.
На доказательство этих гипотез и направил свои усилия Э. Локе, считая своей главной задачей доказательство той могучей мотивирующей роли, которой обладают конкретные, специфические цели в поведении индивида.
В целом исследования подтверждают следующие выводы относительно постановки целей в качестве механизма усиления мотивации и повышения результативности.
Во-первых, исследования показали интересную зависимость между трудностью цели и мотивацией. На начальном этапе работы мотивация, как правило, достаточно высока, а трудность цели явно не оценивается. Она занижается даже в том случае, если по всем объективным показателям задачу никак нельзя отнести к простым. Трудность задачи на короткий срок «заводит»» индивида, еще не вполне осознавшего, как много усилий от него потребуется. В результате его мотивация и результативность на непродолжительное время возрастают. Однако «сопротивление» задачи очень скоро проясняет всю трудоемкость достижения цели, и мотивация, а вслед за ней и результативность резко снижаются.
Если же трудные цели подробно объяснены и растолкованы, то начальный энтузиазм значительно ослабевает, и индивид медленнее «разогревается», постепенно активизируя свои усилия. Однако по мере осознания цели, мотивация начинает увеличиваться, и результативность становится выше. При этом рост мотивации и производительности имеют значительно более продолжительный и устойчивый характер. Эта зависимость отображена на рис. 1.4
Рис. 1.4 Зависимость между мотивацией и уровнем трудности достижения цели при разной степени осознанности цели
Во-вторых, исследования показали, что при постановке конкретных, ясных и четких целей возрастает вероятность того, что работник будет более мотивированно действовать в соответствии с такими целями. Исследования подтверждают гипотезу о положительном влиянии, которое четкая постановка целей оказывает на мотивацию и результативность.
По мере того, как цели становятся более конкретными и работники четче представляют стоящие перед ними задачи, их мотивация непрерывно усиливается. Однако это происходит лишь до момента, когда конкретность цели начинает превращаться в ограничения, препятствующие творческой активности работников. И чем больше и жестче становятся формальные ограничения, тем ниже падает уровень мотивации.
Для успешной программы постановки целей необходима частая и содержательная обратная связь. Обратная связь в сочетании с постановкой цели ведет к смещению гипотетической колоколообразной кривой вправо.
Локе и его сотрудники провели большое количество лабораторных исследований, убедительно свидетельствующих в пользу предложенной концепции. Такой же результат дали и полевые исследования. Цели оказывают влияние на концентрацию внимания, мобилизуют усилия индивида, повышают его настойчивость и упорство, побуждают работников формировать более рациональные стратегии деятельности. И хотя механизмы самого процесса целеполагания как мотивационного процесса еще не достаточно ясны и требуют дальнейших исследований, целый ряд практических рекомендаций целевой теории могут быть учтены при разработке программ мотивирования работников в организации:
1. Для высокой мотивации и контроля за своим поведением перед работниками должны быть сформулированы специфические цели деятельности.
2. Цели перед работником должны быть сформулированы менеджером или же выработаны работником и менеджером совместно. Второй вариант выработки целей особенно полезен при неприятии цели работником.
3. Уровень устанавливаемой цели должен быть достаточно высоким с тем, чтобы цель могла восприниматься работником как определенный «вызов» его мастерству и способностям. Однако она не должна быть чрезмерно завышенной, не оставляя работнику ни какой надежды на ее достижение.
4. Работники должны постоянно получать информацию о результатах деятельности, позволяющую видеть прогресс, а при необходимости иметь возможность самостоятельно пересматривать свои цели.
Модификация поведения. Исследования Б. Скиннера имели широкий научный резонанс, но в организационной практике до конца 60-х годов использовались сравнительно мало. Только начале 70-х годов, развивая многие из скиннеровских идей, был разработан и начал применяться во многих организациях подход, именуемый модификацией поведения. В соответствии с этим подходом основным инструментом изменения организационного поведения выступает контролируемый менеджером мотивационный процесс, в основе которого прежде всего лежит выявление функциональных, или желательных, видов поведения и их подкрепление. Подход базируется на уже во многом знакомых нам бихевиористских предпосылках:
1. Любое поведение имеет последствия, которые могут быть положительными (удовлетворительными), отрицательными или нейтральными.
2. Поведение — это функция его последствий. Положительные последствия увеличивают вероятность данного аспекта поведения. Отрицательные последствия уменьшают такую вероятность. А нейтральные последствия ведут к медленному уменьшению вероятности данного аспекта поведения.
3. То, что вытекает из поведения, важнее того, что ему предшествует. Процесс воздействия на поведение включает следующих шаги:
1. Определение проблемы или желательных изменений в поведенческих терминах. Типичный вопрос может выглядеть так: «Какое изменение поведения работника приведет к выполнению этой задачи?»
2. Разработка мер, позволяющих оценить поведение и его изменения.
3. Оценка поведения и наглядное, графическое изображение полученных результатов.
4. Коррекционное вмешательство: выявление последствий (например, вознаграждение), которые способствуют желательному поведению и их использование только для желательного изменения.
5. Соотнесение вознаграждения с результативностью.
6. Повторное измерение и оценка поведения.
Подход концентрирует внимание на наблюдаемом поведении организационной системы и его последствиях. При этом особо выделяется то, что Скиннер назвал познанным поведением, в отличие от реактивного поведения. Исследования показывают, что оперантное поведение — функция его последствий. Иными словами, закрепляется то поведение, которое каким-либо образом вознаграждается или поощряется. Фундаментальные принципы модификации поведения были сформулированы С. Латенсом и Р. Крейтнером:
1 Исследователь имеет дело исключительно с наблюдаемыми поведенческими явлениями.
2. Основным поведенческим показателем является частота конкретного поведения.
3. Наблюдение за поведением осуществляется в рамках конкретных обстоятельств.
Корректировочная стратегия менеджера базируется на собранных данных о поведении и нацелена на то, чтобы внушить работникам определенные представления, ожидания, инструментальноcти и валентности (см.теорию ожидания). Эта корректировка осуществляется и в вербальной, и в невербальной формах. Положительное и отрицательное подкрепления, наказание и исключение подкрепления представляют собой четыре основных стратегии модификации поведения. Они систематически используются с целью добиться изменений в поступках сотрудников и их повторяемости. Всем четырем стратегиям присущи три общие черты:
1) их используют для изменения частоты объективных поведенческих явлений или реакций;
2) определенное поведение должно приводить к неизбежным последствиям для работника, причем чем быстрее реакция начальства на поступок сотрудника, тем быстрее приходит осознание взаимозависимости поведения и его последствий;
3) отнесение стратегии к той или иной категории зависит от характера влияния последствий на частое поведение работника.
Положительное подкрепление приводит к результатам с положительной валентностью. Оно увеличивает вероятность того, что нужное поведение повторится и закрепится в будущем. Отрицательное подкрепление преследует цель отсрочить или вообще исключить определенное поведение с отрицательной валентностью, оно также увеличивает вероятность желательной поведенческой реакции.
Наказание представляет собой систематическое и зависящее от обстоятельств использование результата или следствия с отрицательной валентностью. Важно помнить, что наказание и отрицательное подкрепление — это не одно и то же. Большинство менеджеров не видят между ними принципиального различия. Наказание рассчитано на то, чтобы уменьшить частоту реакции; но в большинстве производственных ситуаций такая стратегия относительно неэффективна, так как она часто приводит к нежелательным последствиям, а ее влияние нередко ощущается лишь в момент самого наказания. Исключение подкрепления — это процесс, при котором изученные реакции, действия или поступки не подкрепляются. Иначе говоря, менеджер пытается внушить ожидание, валентность и инструментальность, равные 0. Возможны также и комбинированные стратегии. Исследования показали, что график подкрепления играет важную роль с точки зрения действенности и экономичности стратегии регулирования поведения. В качестве фактора результативности решающее значение имеет увязка результатов с действиями.
Помимо задачи повышения производительности модификация поведения, если ее осуществляют действенно и профессионально, имеет важное значение для формирования высокой трудовой этики. Для того, чтобы придать операциональный вид принципам и теориям поведения, необходимо разработать программу, которую шаг за шагом могли бы реализовать менеджеры. Менеджеры должны усвоить, как и почему теория и модель работают, — это необходимое предварительное условие обучения.
Ф. Латенс и Р. Крейтнер предложили общую модель решения проблем модификации поведения всей организационной системы, которую назвали «ситуационное управлением поведением». Указанная модель обеспечивает методологию выявления решающих для результативности аспектов поведения работников в организационных системах всех типов и управления этими аспектами. Модель представляет собой программу из пяти шагов:
1) выявление, 2) измерение. 3) анализ, 4) коррекция, 5) оценка.
Исследователи разработали специальную процедуру для выявления проблем, относящихся к результативности, и соответствующей корректировки неэффективного поведения. Принципиальные моменты этой процедуры представлены на рис.1.5.
Изучив этот рисунок, можно обнаружить сходство между указанной процедурой и классификацией методов повышения производительности. Единицей анализа в этом случае является индивид. Важными элементами процесса ситуативного управления поведением служат измерение, наглядное представление связи между поведением и результатами, выявление причинно-следственной зависимости между результативностью и мероприятиями, использование графиков и гистограмм.
В целом можно сказать, что модификация поведения означает попытку обеспечить большую ясность и наглядность в отношении того, насколько цели и поступки индивида соответствуют целям организации. Фундаментом, на который опирается модификация поведения в организации, безусловно, является вся совокупность знаний, накопленных в ходе исследования мотивации, и прежде всего это целевая теория мотивации, теория подкрепления и теория ожиданий.
Рис. 1.5Модификация поведения с учетом обстоятельств
studfiles.net
Психологические теории мотивации
Все психологические теории мотивации рассматривают поведение членов организации в коллективе, его реакции на стимулы. В основе отношения персонала к работе лежит воздействие на личность работника, поэтому любому руководителю важно знать основные принципы психологической мотивации.
Из статьи вы узнаете:
Психология мотивации огромное значение имеет для руководителей предприятий. Понимая механизмы ее работы, можно создать успешную систему мотивации персонала на производстве, способствующую эффективной трудовой деятельности и достижению производственных целей. Для этого стоит изучить основные психологические теории мотивации труда.
Психологические теории мотивации труда
За последние полвека в психологии мотивации были разработаны и до сих пор продолжают развиваться не менее 10 теорий. Как правило, их классифицируют по тому или иному признаку, в зависимости от предмета анализа и изучаемых факторов влияния на работника. Так, согласно классификации Х. Шольца, психологические теории мотивации деятельности делятся на три главных направления:
- В первом рассматривается специфическая картина работника. Здесь играет роль определенный образ сотрудника, его потребности и мотивы. Пример таких теорий – «XY» Д. Макгрегора и дополняющая ее модель «Z» У. Оучи.
- Содержательные теории – здесь предметом анализа является структура потребностей и мотивов личности, а также их проявления в жизни и работе. К таким концепциям относится иерархия потребностей А. Маслоу, теория приобретенных и врожденных потребностей Генри А. Мюррея, модель потребностей К. Альдерфера, двухфакторная модель Ф. Герцберга.
- Процессуальные теории, где изучают не только отдельного индивида, но и влияние на его мотивацию различных факторов внешней среды. Здесь же анализируется распределение усилий работников и выбор конкретного вида поведения для достижения поставленных целей. Примерами теорий данного вида можно назвать теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, модель мотивации по В. Вруму, теорию справедливости С. Адамса и 12 факторов Мартина и Ричи.
Справка
Психологические теории мотивации Макгрегора и Оучи
Согласно теории Д. Макгрегора, подход к мотивации персонала работодатель может выбирать на основании отношения конкретного сотрудника к труду. В рамках данной теории выделяют два вида работников: X и Y.
Сотрудник типа X ленив от природы, не хочет работать и брать на себя ответственность, безынициативен и всячески избегает напряжения нервных сил. Такому работнику необходимо принуждение к труду путем наказания или поощрения.
Сотрудник же типа Y работает охотно, так как имеет естественную тягу к труду, зачастую является творческой личностью и сам стремится к ответственности. Такого работника нужно не принуждать, а побуждать к работе.
Позже У. Оучи дополнил работы Макгрегора теорией Z, в которой допускается смешанный тип психологии работника. Согласно проявляемым характеристикам, такой человек в зависимости от сложившейся ситуации ведет себя или как работник Y, или как X, соответственно в каждом случае выбирается разный способ мотивации.
Психологические теории мотивации Аткинсона и Адамса
Американцем Д. Аткинсоном одним из первых была предложена обобщающая теория мотивации, объясняющая поведение работника в стремлении к конкретной цели. Здесь нашли отражение моменты ориентации, инициации и поддержки поведенческой активности работника.
Психологическая теория мотивации труда Д. Аткинсона объясняет поведение сотрудника как результат взаимодействия качеств личности и конкретной ситуации, ее восприятия. Любой сотрудник стремится к успеху, старается избегать неудач, соответственно имеет два мотива: мотив достижения успеха и мотив, побуждающий избегать неудачи.
Модель Аткинсона определяет, что человек в большей степени ориентирован на успех, поэтому основная масса работников предпочитает выполнять задания средней сложности. Однако встречаются сотрудники, способные допустить вариант неудачи ради возможного достижения привлекательной цели.
Аткинсон обосновал свою работу теорией ожиданий. Она основана на допущении, что работник прикладывает усилия для достижения привлекательной цели только, если оценивает шансы удовлетворения своих потребностей с большой вероятностью.
Читайте по теме в электронном журнале
В теории справедливости С. Адамса основная идея заключается в том, что в процессе труда работник сравнивает оценку своих действий со стороны работодателя с тем, как была оценена аналогичная работа коллег. Эмоциональный результат этого сравнения (удовлетворен работник или нет) влияет на дальнейшее поведение сотрудника.
Модель Адамса доказывает, что неравенство в оценках не всегда способствует повышению результатов работы или наоборот, демотивирует работников на достижение больших результатов. Дело в том, что человеку приносит удовлетворение состояние равенства, поэтому он стремится к сохранению этого состояния.
Однако для работодателя равенство плохо при общем низком уровне исполнения, так как нет стимулов к изменению этого уровня. При общем высоком уровне исполнения равенство будет важным мотивирующим фактором. Но если сотрудник ощущает неравенство, причем как недостаточное вознаграждение, так и чрезмерное вознаграждение, то мотивация к труду теряется.
Читайте также материалы по теме:
Основные психологические теории мотивации труда
В качестве основных психологических теорий мотивации труда рассматриваются несколько базовых, одной из которых признана иерархия мотивов Абрахама X. Маслоу. Он разработал теорию, основанную на порядке удовлетворения человеческих потребностей.
Согласно его идее, в первую очередь удовлетворяются физиологическая необходимость в пище, отдыхе, затем потребности в безопасности, принадлежности социуму, любви, уважении и признании. На высшей ступени находятся желания самоактуализации и саморазвитии как личности.
Суть данной теории заключается в том, что прежде, чем перейти к удовлетворению высших потребностей, должны быть удовлетворены все нижние составляющие иерархии. После удовлетворения потребности ее мотивирующее воздействие прекращается.
Труд А. Маслоу получил дальнейшее развитие в работах теоретика К. Альдерфера. Он выделяет всего три уровня потребностей, по сути своей совпадающих с пятью ступенями иерархии Маслоу (см. таблицу 1).
Справка
Основные положения теории К. Альдерфера:
- Выделены три потребности: существовать, общаться с другими и развиваться.
- Реализацию потребностей допустимо отсрочить во времени.
- Движение по иерархии может проходить не только снизу вверх, но и сверху вниз, если не удовлетворяется нужда высшего уровня.
Таблица 1. Классификация потребностей
Иерархия потребностей Маслоу |
Теория К. Альдерфера |
Самоактуализация |
Рост |
Уважение, признание |
Причастность, принадлежность |
Социальные потребности |
|
Безопасность и физиологические потребности |
Существование |
В отличие от Маслоу, Альдерфер полагал, что потребности разных уровней могут одновременно влиять на поведение работника. В данной теории была установлена связь между удовлетворением потребностей и их активизацией:
Менее удовлетворенные потребности в существовании сильнее проявляются.
Чем больше удовлетворенность потребности в существовании, тем активнее проявляются социальные потребности.
Чем меньше удовлетворены социальные потребности, тем сильнее их действие.
Слабая удовлетворенность потребности роста увеличивает социальные потребности.
Чем меньше удовлетворены потребности личностного роста, тем активнее они заявляют о себе.
Чем полнее удовлетворены социальные потребности, тем сильнее актуализируются потребности роста.
В заключение стоит подчеркнуть важность изложенных концепций для разработки адекватной системы мотивации на производстве. Данные теории позволяют сделать вывод о том, что лежит в основе мотивации работника. Являющаяся результатом восприятия и оценки своего труда в организации потребность человека в каждом случае будет отличаться. Задача руководителя состоит в том, чтобы своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из сотрудников, и разрабатывать комплекс мотивирующих воздействий с целью повышения эффективности работы персонала.
Читайте также материалы по теме:
www.hr-director.ru
22.2. Психологические теории мотивации : Общая психология Маклаков А. Г : Библиотека Инокентия Ахмерова онлайн
Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Точка зрения на происхождение мотивации человека в процессе развития человечества и науки неоднократно менялась. Однако большинство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого
рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что только человек наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий, а мотивационный источник человеческого поведения усматривался исключительно в разуме, сознании и воле человека.
Иррационализм как учение в основном рассматривал поведение животных. Сторонники данного учения исходили из утверждения, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях. Схематично история исследования проблемы мотивации представлена на рис.
Первыми собственно психологическими теориями мотивации принято считать возникшие в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая была связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека. Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике. Впоследствии основные положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступков в целом.
Возникновение и развитие теории автомата было вызвано успехами механики в XVII-XVIII вв. Одним из центральных моментов данной теории было учение о рефлексе. Причем в рамках данной теории рефлекс рассматривался как механический, или автоматический, врожденный ответ живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий (одной — для человека, другой — для животных) продолжалось вплоть до конца XIX в.
Во второй половине XIX в. с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина возникли предпосылки к тому, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на механизмы поведения человека. Разработанная Дарвином теория позволила преодолеть антагонизмы, разделявшие взгляды на природу человека и животных как на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях явления действительности. Более того, Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется немало общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов.
Под влиянием этой теории в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.). В ходе этих исследований изменилось представление о потребностях. Если раньше исследователи, как правило, пытались связать потребности с нуждами организма и поэтому использовали понятие «потребность» чаще всего для объяснения поведения животных, то в процессе трансформации и развития научных воззрений данное понятие стали использовать и для объяснения поведения человека. Следует отметить, что использование понятия «потребность» в отношении человека привело к расширению этого понятия. Стали выделять не только биологические, но и некоторые социальные потребности. Однако главной особенностью исследований мотивации поведения человека на данном этапе было то, что в отличие от предыдущего этапа, на котором противопоставлялось поведение человека и животного, эти принципиальные отличия человека от животного старались свести к минимуму. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное.
Одним из первых проявлений такой крайней, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов 3. Фрейда и У. Макдугалла, предложенные в конце XIX в. и получившие наибольшую популярность в начале XX в. Пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдугалл свели все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. Так, в теории Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах Макдугалл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.
Разработанные теории инстинктов все же не смогли ответить на многие вопросы и не позволили решить ряд весьма существенных проблем. Например, как доказать существование у человека этих инстинктов и в какой мере могут быть сведены к инстинктам или выведены из них те формы поведения, которые приобретаются человеком прижизненно под влиянием опыта и социальных условий? А также как в этих формах поведения разделить собственно инстинктивное и приобретаемое в результате научения?
Споры вокруг теории инстинктов не смогли дать научно обоснованного ответа ни на один из поставленных вопросов. В итоге все дискуссии закончились тем, что
само понятие «инстинкт» применительно к человеку стало употребляться все реже. Появились новые понятия для описания поведения человека, такие как потребность, рефлекс, влечение и другие.
В 20-е гг. XX в. на смену теории инстинктов пришла концепция, в рамках которой все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потребностей. В соответствии с данной концепцией было принято считать, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое воздействие на поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению напряжения. В этой концепции принципиальных различий между понятиями «инстинкт» и «потребность» не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.
Следует отметить, что использование понятий «инстинкт» и «потребность» в данной концепции имело один существенный недостаток: их использование устраняло необходимость учета в объяснении поведения человека когнитивных психологических характеристик, связанных с сознанием и с субъективными состояниями организма. Поэтому данные понятия впоследствии были заменены понятием влечения, или драйва. Причем под влечением понималось стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленному в виде некоторой цели, ожидания или намерения на фоне соответствующего эмоционального переживания.
Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений в начале XX в. возникли еще два новых направления. Их возникновение в значительной степени было обусловлено открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации по своей сути являлась логическим продолжением идей основоположника бихевиоризма Д. Уотсона. Представителями .этого направления, получившими наибольшую известность, являются Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер. Все они пытались объяснить поведение в рамках исходной схемы бихевиоризма: «стимул—реакция».
Другая теория — теория высшей нервной деятельности — была разработана И. П. Павловым, а ее развитие продолжено его учениками и последователями, среди которых были следующие: Н. А. Бернштейн — автор теории психофизиологической регуляции движений; П. К. Анохин, предложивший модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта; Е. Н. Соколов, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.
Одной из теорий, возникших на рубеже XIX-XX вв. и продолжающих разрабатываться сейчас, является теория органических потребностей животных. Она возникла и развивалась под влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животных. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии.
Навык, по мнению Макдугалла, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения. В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждений, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях.
Первоначально Макдугалл выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность (удивление), агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции.
Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 30-х гг. XX в. Первой из них была теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии — Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Ол-порта, К. Роджерса и др. Рассмотрим некоторые из них.
Достаточно широкую известность получила мотивационная концепция Г. Мюррея. Наряду с выделенным У. Макдугаллом перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, Мюррей предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподоб-ных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Впоследствии кроме этих двадцати потребностей автор приписал человеку еще шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости.
Другая, еще более известная концепция мотивации поведения человека, принадлежит А. Маслоу. Чаще всего, когда говорят о данной концепции, имеют в виду существование иерархии человеческих потребностей и их классификацию, предложенную Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей
Во второй половине XX в. теории потребностей человека были дополнены рядом мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера и др. В определенной мере они близки друг к другу и имеют ряд общих положений.
Во-первых, в большинстве данных теорий отрицалась принципиальная возможность создания единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение животных, так и человека.
Во-вторых, подчеркивалось, что стремление снять напряжение как основной мотивационный источник целенаправленного поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным принципом.
В-третьих, в большинстве данных теорий утверждалось, что человек не реактивен, а изначально активен. Поэтому принцип редукции напряжения для объяснения поведения человека неприемлем, а источники его активности следует искать в нем самом, в его психологии.
В-четвертых, данные теории признавали наряду с ролью бессознательного существенную роль сознания человека в формировании его поведения. Более того, по мнению большинства авторов, сознательная регуляция для человека является ведущим механизмом формирования поведения.
В-пятых, для большинства теорий данной группы было свойственно стремление ввести в научный оборот специфические понятия, отражающие особенности человеческой мотивации, например «социальные потребности, мотивы» (Д. Мак-клелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен), «жизненные цели» (К. Роджерс, Р. Мей), «когнитивные факторы» (Ю. Роттер, Г. Келли и др.).
В-шестых, авторы теорий этой группы были едины во мнении о том, что для исследования мотивации человека неприемлемы методы исследования причин поведения у животных. Поэтому они предприняли попытку найти специальные методы изучения мотивации, подходящие только для человека.
В отечественной психологии также предпринимались попытки решать проблемы мотивации человека. Однако вплоть до середины 1960-х гг. психологические исследования были сосредоточены на изучении познавательных процессов. Основной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория деятелъностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А. Н. Леонтьевым.
С психологической теорией деятельности Леонтьева вы уже знакомы. Согласно его концепции, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека,
лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы дея-тельностей.
Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система де-ятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятель-ностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.
Все рассмотренные теории имеют свои достоинства и вместе с тем свои недостатки. Основной их недостаток заключается в том, что они в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований. Поэтому исследование мотивационной сферы человека продолжается и в наши дни.
www.ahmerov.com
Мотивация поведения и мотивационные процессы.
Мотивация поведения человека
Сущность понятия мотивации и мотивационного процесса
Готовность и желание человека выполнять свою работу является одним из основных факторов успеха функционирования организации. Эффективное управление человеком непосредственно связано с его мотивацией. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий можно разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.
Мотивация - это совокупность внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентируют на достижение определённых целей.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определённым действиям путём пробуждения в нём определённых мотивов.
Мотив - это то, что вызывает определённые действия человека, находится внутри человека, имеет персональный характер и зависит от многих факторов.
Потребность - это осознанное отсутствие чего либо, вызывающее к побуждениям действий, т.е. вызывающее мотив.
Вознаграждение применяется для побуждения людей к эффективной деятельности. Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Оно бывает внутренним и внешним.
Мотивационный процесс состоит из шести стадий:
- Возникновение потребности - проявляется виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает;
- Поиск пути устранения потребности - человек ощущает возможность устранить потребность, т.е. удовлетворить, подавить её, не замечать;
- Определение целей или направления действий - человек фиксирует что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того чтобы устранить потребность;
- Осуществление действий - человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые должны дать возможность получить что-либо для устранения потребностей;
- Получение вознаграждения за осуществлённые действия - на данной стадии выясняется, на сколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого мотивация к действию либо ослабляется, либо сохраняется, либо усиливается;
- Устранение потребностей - в зависимости от того, стимулирует ли устранение потребностей ослабление или усиление мотивации к деятельности человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребностей.
***
Первоначальные теории мотивации
Психоаналитическая теория
Основатель этой теории, как и науки психоаналитики - Зигмунд Фрейд. По Фрейду движущими силами человеческого поведения являются инстинкт жизни (эрос) и инстинкт агрессии и смерти (тонатос). Личность по Фрейду имеет три составляющие: ид (оно), эго (Я), супер эго (сверх Я). Основой психоанализа является бессознательность. Именно оно содержит в себе многие побудительные силы человека.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, психиатр и невролог. Наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство начала XX века. Воззрения Фрейда на природу поведения человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни. Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики, выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контр-переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.
Теория драйвов (теория влечений)
Основатель этой теории - Кларк Леонард Халл. Действие, подкреплённое каким-либо событием, усиливающим реакцию на это действие, стойко закрепляется в психике человека, что настраивает его действовать по шаблону. В реальной практике это используется в процессе стимулирования работников на трудовую активность с помощью денег и различных вознаграждений.
Кларк Леонард Халл (1884-1952) - американский психолог, представитель необихевиоризма. К. Халл разработал гипотетико-дедуктивный метод научного познания, а также является автором теории научения, считающейся одной из самых значительных теорий XX века. С 1936 года К. Халл являлся президентом Американской психологической ассоциации. Он также являлся членом Американской ассоциации содействия развитию науки.
Гедоническая теория
Основатель гедонической теории - Карл Густов Юнг. Человек стремится к тому, чтобы максимизировать удовольствие и минимизировать неудовольствие, дискомфорт, боль, т. е. удовольствие служит тем главным фактором, который определяет активность, направленность и организацию в поведении человека. Стимулом к поведению выступает эмоция. Если эта эмоция будет приятной, действие повторится, а если нет - не повторится.
Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, - аналитической психологии. К. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга.
Теория условных рефлексов
Основатель теории условных рефлексов - российский ученый - Иван Петрович Павлов. Главным концептуальным понятием выступает рефлекс, т.е. ответ организма на внешние раздражения. И условные и безусловные рефлексы служат базой мотивации. Сформированные на основе условных рефлексах стереотипы мышления и поведения являются психофизической основой установки, как центрального компонента мотивационной системы человека.
Иван Петрович Павлов (1849-1936) - русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы. Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.
***
Все более поздние теории мотивации можно разделить на две группы:
- Содержательные - делают основной упор на определении перечня и структуры потребности.
- Процессуальные - основываются на том, что заставляет человека действовать.
К содержательным теориям мотивации относятся:
- Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу;
- Теория Клейтона Альдельфера;
- Теория приобретённых потребностей Дэвида Макклелланда;
- Теория двух факторов Фредерика Герцберга.
К процессуальным теориям мотивации относятся:
- Теория ожиданий Врума;
- Теория справедливости (равенства) Адамса;
- Теория Портера и Лоулера
***
Теории мотивации поведения человека
k-a-t.ru