Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Поведенческие особенности ребенка в дошкольном возрасте


Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста

Фамилия, имя ребенка____________________ Возраст______________________ Педагог_______________________________ Инструкция: оцените выраженность поведенческих характеристик ребенка. Это поможет вам и другим специалистам организовать адекватную работу с ним. Не пропуская ни одного признака поведения, отметьте только одно из трех значений: 0 – данный признак поведения, развития отсутствует; 1 – выражен, но слабо;

2 – выражен ярко, значительно.

Если вы сомневаетесь, как отмечать ту или иную характеристику поведения, развития, вспомните, как вел себя ребенок в недавнем прошлом. 1. Внешний вид. Отношение родителей. 1.1. Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду, одежде. 1.2. Ребенка забирают из сада одним из последних. 1.3. Родители мало общаются с воспитателями, не уделяют достаточного внимания ребенку. 1.4. Родители не интересуются жизнью группы. 2. Поведение ребенка в группе. 2.1. Не сразу воспринимает требование воспитателя. 2.2. Не выполняет правила распорядка жизни группы. 2.3. Не уверен, боязлив, плаксив без видимых причин. 2.4. Длительно расторможен, болтлив. 3. Игра и общение с детьми и взрослыми. 3.1. Предпочитает играть в одиночестве. 3.2. Конфликтует с детьми, дерется, кричит. 3.3. Не умеет поддерживать игру. 3.4. Плачет. Мало контактен со взрослыми. Ждет родителей. 4. Речевое развитие. 4.1. Речь невнятная. Имеются трудности в звукопроизношении. 4.2. Словарный запас беден. 4.3. Речь грамматически неправильная. 4.4. Малоразговорчив. Имеет трудности при пересказе. 5. Отношение к занятиям и их успешность. 5.1. Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога. 5.2. С трудом овладевает необходимым объемом знаний. 5.3. Не усидчив, не доводит дело до конца. 5.4. Мешает педагогу, детям на занятиях. 6. Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем. 6.1. Недостаточен объем знаний об окружающем мире. 6.2. Путается в понятиях: «Дни недели», «Времена года». 6.3. Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (неопрятно ест, небрежно одевается). 6.4. Не улавливает причинно-следственные отношения между явлениями окружающего (что из чего следует). 7. Темповые характеристики деятельности 7.1. Часто сонлив и вял в течение дня. 7.2. Темп работы на занятиях неравномерен. 7.3. Работает медленно. 7.4. Темп работы быстрый, но работает хаотично. 8. Физическое развитие. 8.1. Недостаточно развит физически. 8.2. Быстро устает, становится вялым или, наоборот, расторможен. 8.3. Не посещает детский сад из-за болезни более 7 раз в году. 8.4. Плохо ест. Беспокойно спит днем; трудно засыпает. 9. Моторное развитие. 9.1. Плохо развита мелкая моторика. 9.2. Нарушена общая координация. Неуклюж. 9.3. Медлителен в движениях. 9.4. Предпочитает работать левой рукой. Обработка результатов 1. Подсчитать количество ответов «0» Х на 0. 2. Подсчитать количество ответов «1» Х на 1. 3. Подсчитать количество ответов «2» Х на 2. 4. Суммировать полученные данные. Ребенок может быть отнесен к «группе риска» и направлен на углубленное обследование (психолога, логопеда ПМПК) если общее количество баллов превышает 28.        М.М.Семано, Н.Я.Семаго

ancibor.blogspot.com

ВОПРОС ╣ 18 Особенности психического развития детей дошкольного возраста

3

Вопрос № 18

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст заканчивается поступлением ребенка в школу. То есть 3-6,7 лет.

В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Расширяются рамки семьи (теперь есть еще и улица, город) и ребенок открывает для себя мир человеческих отношений.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения.Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство.

В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения — личностная,характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.

К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения.

Центром социальной ситуации является взрослыйкак носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых.Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Игра- ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Виды игр не возникают спонтанно, они возникают одна за другой, медленно сменяя друг друга.

Предметная игра.Этап предметной игры связан преимущественно с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности («кормить куклу», «резать хлеб»).

Сюжетно-ролевая игра.В этой игре дети воспроизводят человеческие отношения и роли.

Игры с правилами. Они появляются к концу дошкольного возраста. В них роль отходит на второй план и главным является четкое выполнение правил (подвижные спортивные игры, настольные игры).

Компоненты игры (Д.Б.Эльконин):

  1. Игровые условия – это участвующие в игре дети, куклы, другие игрушки и предметы.

  2. Сюжет – это та сфера действительности, которая отображается в игре.

  3. Содержание игры – это те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком.

Ребенок 3-4 лет может посвятить игре 10-15 минут. 4-5 лет игра может продолжаться 40-50 минут. А старшие дошкольники могут играть в игру по несколько часов или даже по нескольку дней.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

Развитие психических функций.

Центральное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов.

Другими важнейшими новообразованиями является сформированная правильная речь, развитая произвольная память, начинает развиваться непроизвольная память, наглядно-образное мышление, творческое воображение, расширение круга эмоций, формирование плана действий.

Восприятие. Утрачивает аффективный характер. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. Это возраст «почемучек». В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск. На вопросы надо отвечать, ни в коем случае нельзя блокировать этот интерес. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).

Мышление. Для дошкольного возраста характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят онаглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста.

Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. Пока память непроизвольна, то есть ребенок не ставит цели запомнить какой-либо материал. Ребенок запоминает информацию тогда, когда он ее переживает. Если ему читают сказку, то он сопереживает герою этой сказки (потом он рисует, отвечает на вопросы) + ребенок запоминает. В этом возрасте развита механическая память, то есть путем многократных разнообразных повторений материала, ребенок запоминает. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память.

Развитие личности.

Эмоциональная сфера. Характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Если раньше эмоциональность ребенка зависела от конкретной ситуации, в которой он находится, то теперь ребенок может отвлечься от непосредственной ситуации и у него возникают переживания.

Мотивационная сфера. Развивается соподчинение мотивов. У ребенка развивается самосознание (изучение самого себя, своих потребностей, способностей, возможностей, переживаний, мыслей и т.д.)

Самосознание. Активное формирование самосознание начинается только к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию.

Имя– это отношение к своему собственному имени. В этот период ребенок идентифицирует себя не только с именем, но и с фамилией (как неким отличительный признак). Ребенок любит, когда его называют уменьшительно-ласкательными именами. Но это изменится, когда он пойдет в школу.

Притязание на признание– это желание ребенка быть признанным, уважаемым другими людьми, то есть он хочет, чтобы его считали личностью. В рамках притязания на признание можно говорить о самооценке. Это возраст завышенной самооценки: ребенок хочет играть самые главные роли, так как он хороший и лучше справится. Высокие ожидания от окружающих. Сначала ребенок учится оценивать действия других детей, а потом уже и самого себя. К 7 годам у большинства детей самооценка становится более адекватной.

Психологическое время личности– это отношение человека к прошлому, будущему и настоящему времени. Дети достаточно плохо помнят период раннего детства. Настоящее: он живет сегодняшним днем, но ребенок уже начинает воображать себя представителем какой-либо редкой профессии. То есть пока не особо понимает, что такое будущее.

Половая идентификация– это идентификация себя с тем полом, к которому человек принадлежит биологически. Ребенок осознает себя как мальчика или как девочку в этом периоде. Они приобретают представление о стиле поведения того или иного пола. Дети начинают проявлять те качества, которые свойственны тому или иному полу.ПРИМЕР: Если мальчик в 6 лет зарыдал – над ним начинают смеяться и обзывать «девченкой».

studfiles.net

Особенности детей младшего дошкольного возраста: как понять настроение ребенка

В этой статье:

К категории младших дошкольников относятся дети в возрасте 3-4 лет. В этот период развитие малышей позволяет им считать себя и быть более самостоятельными и уверенными в себе, чем раньше. Ребенок четко осознает себя отдельной от родителей личностью, все чаще заменяет местоимение «мы» на «я».

Наряду с этим изменяется и отношение к миру и людям, и это при том, что малыш все еще сильно зависим от родителей и взрослых в принципе. Осознание невозможности полного отделения от взрослых вызывает у крохи раздражение и очевидный протест, что в результате выливается в создание конфликтных ситуаций (кризис трех лет).

Понимание родителями природы такого поведения и настроения у ребенка, а также терпение и желание помочь малышу справиться с ситуацией помогут найти общий язык и сгладить острые углы.

Чтобы было понятнее, как протекает физическое развитие малыша младшего дошкольного возраста и какие особенности оно имеет, рассмотрим основные изменения, касающиеся антропометрических данных. Дети в этом возрасте заметно округляются, вырастают в длину, набирают вес. Средние показатели роста – от 95 до 100 см, веса — около 15 кг.

Активный обмен веществ

Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста имеет свои особенности и характеризуется усиленным обменом веществ, что в первую очередь связано с активными процессами в организме, ускоренным ростом.

В этот период крайне необходимо, чтобы ребенок придерживался правильного рациона питания, получая нужные ему для роста и развития витамины, микроэлементы, белки, углеводы и жиры. Примером правильного питания является питание в детском саду для малышей раннего возраста: 4-разовое, с обильным обедом, большим содержанием молочных продуктов, легким ужином и полдником.

Еще один важный момент — это кислород в необходимом для детского организма количестве, а значит, регулярные продолжительные прогулки и хорошо проветриваемые помещения.

Как развивается костная система?

Процесс окостенения костей позвоночника, а также кистей и берцовых несколько замедлен. В младшем возрасте у детей преобладающим является хрящевое соединение. Именно этим фактором обусловлена их способность дотягиваться кончиком большого пальца ноги до головы и прочие акробатические трюки, недоступные взрослым.

В этом возрасте взрослые должны позаботиться о создании подходящих условий для двигательной активности ребенка. Малыш в свободное от сна и кормления время обязательно должен бегать, прыгать и просто резвиться, всеми способами давая выход скопившейся энергии.

Взрослые не должны при этом пытаться усадить кроху, запрещая ему активно двигаться ради собственного спокойствия. В таком случае не избежать скопления в ребенке избыточной энергии, которая рано или поздно найдет выход, часто не самым желательным способом.

Чтобы немного успокоить кроху с пользой для него, можно предложить ему позаниматься упражнениями или поиграть в игры, стимулирующие развитие как крупной, так и мелкой моторики. Кстати, мелкая моторика напрямую имеет связь с речевыми центрами. Поэтому если родители заинтересованы в развитии речевых навыков у детей младшего возраста, то упражнения для мелкой моторики станут для них самым правильным вариантом.

Для развития мелкой моторики можно использовать мелкие предметы, например пазлы, мозаику, пуговицы, а также совершенствовать ловкость пальцев рук с помощью занятий с песком, пластилином, ножницами и цветной бумагой, красками и кисточками. Словом, такими играми можно не просто увлечь малыша, но и добиться от него на некоторое время спокойного внимания, терпения и, конечно, развития мышления, фантазии и памяти.

Сердечно-сосудистая система и легкие

Сердце детей младшего дошкольного возраста сокращается до 130 ударов в минуту, дыхание легкое и неглубокое, часто прерывистое и ускоренное. Чтобы развитие малышей в этом возрасте проходило своим чередом, необходимо обеспечить им необходимое количество физических нагрузок, соответствующих их возрасту и уровню подготовки, позаботиться о гигиене прогулок, периодически бывать в бассейне, где малыш сможет расслабиться и снять напряжение.

Как развивается нервная система?

У детей младшего дошкольного возраста активное скоростное образование нервных волокон, а также количество и строение нервных клеток максимально приближены к показателям взрослого человека.В этот период для развития познавательной деятельности важно поощрять интерес ребенка к новой информации.

Особенности общения

В младшем дошкольном возрасте у детей появляются новые интересы, направленные в первую очередь на познание людей – как взрослых, так и детей. Малыши с удовольствием идут на контакт со сверстниками, изучают манеру их поведения, перенимают правила игр.

Для детей этого возраста совершенно нормальным является подражать действиям, словам, жестам, манерам поведения взрослых и детей, так как именно в этом случае их социальное развитие переходит на новый уровень.

О роли игры в жизни детей

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте по-прежнему доминирует, но на первую роль выходит сюжетно-ролевая игра. В рамках такой игры ребенок пробует воспроизвести все те особенности, которые успел заметить в поведении взрослых.

Дети играют в докторов, в продавцов, в учителей, воображая себя взрослыми, которые сами диктуют правила и сами же их соблюдают. В ходе таких игр активно практикуется замещение предметов, развиваются воображение и социальное восприятие.

Для малыша этого возраста важно иметь возможность играть в ролевые игры вместе со сверстниками. Он тянется к ним и вместе с тем не всегда готов идти с ними на компромисс. Тем не менее стремление ощущать себя частью коллектива и иметь свое место в коллективе является настолько сильным, что ребенок готов порой забыть о личных желаниях ради интересной копании.

Особенности речевого развития

Главная черта речи детей младшего дошкольного возраста — это активность. Создается впечатление, что ребенок никогда не молчит. Он разговаривает с родителями, с детьми, со знакомыми и с незнакомыми людьми. В его речи много эмоций, он спрашивает, рассказывает, анализирует. Здесь снова первое место занимает познавательный интерес, с которым связана большая часть задаваемых ребенком вопросов.

Перечисляя особенности речи, также можно отметить, что во время разговора ребенок может продолжать выполнять какое-то действие, чего еще не так давно делать не мог.

Наряду с речью в этом возрасте происходит активное развитие звуковой культуры речи, что способствует улучшению грамотности в процессе общения, обогащению словарного запаса и формированию целостной личности малыша. Именно на основе беглой и связной речи в дальнейшем смогут развиваться:

Важно, чтобы малыш как можно скорее научился правильно использовать голос, четко произносить слова и обороты. В таком случае ему не составит труда находить общий язык с окружающими, продолжая обогащать собственную речь. Улучшению речи детей в младшем дошкольном возрасте послужит постоянное общение со взрослыми, способное вызвать у них искренний интерес и увлечение процессом.

Форма запоминания у детей

В младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольная форма запоминания. Малыш скорее узнает ранее увиденные им образы, чем запоминает. Особенность малышей 3-4 лет — это неумение целенаправленно удерживать внимание на какой-либо деятельности или предмете продолжительное время.

Для ребенка вполне нормальной будет являться быстрая смена видов деятельности с такой же сменой настроения, на которое влияет окружающая обстановка или состояние физического комфорта. Как правило, здоровые физически и эмоционально малыши в этот период своей жизни заряжают окружающих сплошным оптимизмом и позитивом.

Предметная деятельность

Стоит отметить, что предметная деятельность в 3-4 года претерпевает некоторые изменения, в первую очередь связанные с улучшением предметного восприятия. Ребенок учится наблюдать, выделять что-то важное для себя, продуктивно действовать.

В этом же возрасте значительно совершеннее становятся сенсорные навыки, поэтому с ребенком можно заниматься, изучая формы, размеры, положения предметов. Малыш в 3-4 года мыслит и делает это, выстраивая причинно-следственные связи.

rebenkoved.ru

ДОУ №44 г. Коврова - Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок.

Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.

Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.

Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности

  1. рисование,
  2. конструирование,
  3. аппликация,
  4. лепка.

В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.

В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важно взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковать сделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то, насколько ему это нравилось делать. Если родители в дальнейшем будут поощрением подкреплять желание работать, то в дальнейшем это закрепиться и ребенок с удовольствием будет выполнять любую работу. Важно при этом оценивать труд ребенка, говоря, что это у тебя получилось хорошо, а вот здесь не очень, но в следующий раз обязательно получится. Элементы учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, следовать его советам, действовать по образцу и по правилу, в осознании способов выполнения действий.

В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем. что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Сформированность навыков учебной деятельности поможет дошкольнику в его последующей школьной жизни.

Часто родители, воспитатели и, к сожалению, педагоги думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто читающий, пишущий и считающий ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинает снижать свои успехи.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению; способность к саморегуляции поведения и пороявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Кроме этого, необходимо наличие у ребенка мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Не менее важным являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

Особенности развития ребенка ясельного возраста (от 2 до 3 лет)

Социально-эмоциональное развитие:

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

Общая моторика, моторика рук:

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

Зрительно-двигательная координация:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

Восприятие, предметно-игровая деятельность:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

Психологическое развитие:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

Понимание речи:

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложно подчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

Особенности развития ребенка от 3 до 4 лет

Социально-эмоциональное развитие:

Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.

Общая моторика, моторика рук:

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.

Зрительно-двигательная координация:

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.

Восприятие, предметно-игровая деятельность:

Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.

Психологическое развитие:

Слушает Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти.

Понимание речи:

Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар").

Особенности развития ребенка от 4 до 5 лет

Восприятие и предметно-игровая деятельность:

Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.

Память:

Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.

Внимание:

Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.

Речь:

Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

Математика:

Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.

Двигательное развитие, Моторика рук, Графические навыки:

Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Особенности развития ребенка от 5 до 6 лет

Общая моторика:

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

Зрительно-двигательная координация:

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.

Речевое развитие:

Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

Математические представления:

Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги.

Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

Психическое развитие:

Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.

Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

Особенности развития выпускника детского сада от 6 до 7 лет

Математические представления:

Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры.

Память:

Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

Мышление:

Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.

Речевое развитие:

Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.

Представления об окружающем мире:

Хорошо, если ребенок имеет представления о природе - о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний - о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.

Готовность к школе

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Личностная готовность

Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович, изучавшая психологическую готовность к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою "работу" отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих.

Стремление ребенка к новому социальному положению - это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить.

Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как к эталону, дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького ученика - начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без определенной базы.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполангает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок заявляет, что он "хороший", его рисунок "самый хороший" и поделка "лучше всех" (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личностной готовности к обучению.

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

Определяя личностную готовность ребенка к школе, помимо особенностей развития мотивационной сферы необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, объединять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

По материалам: Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.

И.Ю. Кулагина. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1998.

dou44kovrov.3dn.ru

Психологические особенности детей дошкольного возраста: как ребенок познает мир

В этой статье:

Прежде чем мы поговорим о том, в чем заключаются психологические особенности детей дошкольного возраста, отметим, что в группу дошкольников попадают дети от 3 до 7 лет. В этом возрасте общение малышей уже не ограничивается только семейным кругом. Большая часть детей посещают детские сады и школы раннего развития, бывают в гостях, путешествуют вместе с родителями.

Неудивительно, что дошкольники получают возможность открывать для себя мир с новой стороны, в том числе и со стороны человеческих отношений.

Особенности развития речи

Процесс развития речи завершается примерно к 5 годам. Язык малышей к этому времени становится средством не только общения, но и мышления. Ребенок начинает осознавать особенности собственного произношения, гордится значительно пополнившимся словарным запасом слов. Дети стараются грамотно формулировать предложения, изменяя падежи и окончания слов, активно пользуются косвенной речью. К 7 годам дети с легкостью умеют:

Дошкольники постепенно осваивают все формы устной речи, полностью копируя манеру разговора взрослых. Они с удовольствием практикуют монологи, ведут диалоги с родственниками и друзьями, много рассказывают и общаются.

Восприятие приобретает целенаправленный, осмысленный и анализирующий характер, тогда как аффективный характер речи отходит на второй план. Ребенок становится более наблюдательным и любознательным, старается применять название качеств предметов, ищет связь между объектами, делает умозаключения.

Мышление и восприятие в дошкольном возрасте — взаимосвязанные понятия, что лишний раз подтверждает наглядный образ мышления.

Мышление в дошкольном возрасте

Главная особенность развития мышления в дошкольном возрасте — это переход к наглядно-образному его типу, а к 7 годам — к словесному. Дети по-прежнему мыслят  образно и неспособны на логические заключения, аналогичные взрослым. При этом уже теперь они способны не только рассуждать, но и находить решения для сложных задач в случае удачного запоминания и при наличии необходимого времени. Помочь ребенку в поиске решения можно, если организовать его действия, на основе которых он сделает вывод, либо же привести ему знакомый личный пример.

Если задача для дошкольника понятная и представляет определенный интерес, он сможет думать логически и обязательно найдет правильное решение. Примерно к 6-7 годам у детей появляется способность обобщать и проводить логические цепочки, что особенно важно для развития интеллектуальных способностей.

Память в дошкольном возрасте: чем примечательна?

В дошкольном возрасте дети запоминают неосознанно, не ставя перед собой такой цели. В основном в памяти у них остаются интересные события либо словесный материал, который вызвал определенные эмоции, например сказки или стихи.

Формирование осознанной памяти начинается только к 4-5 годам. Наибольшую часть информации малыш запоминает во время игры либо в процессе выполнения поручений родителей, воспитателей.

Игра — ведущая деятельность дошкольника

Игра занимает основную часть времени ребенка в дошкольном возрасте. На этом этапе развития особое значение для малышей имеют герои, описанные в сказках и рассказах, с которыми их знакомят взрослые.

Малыши обращают огромное внимание на оценку собственных действий и действий их сверстников взрослыми, кроме того, для них важно, как относятся родители к поступкам героев их любимых сказок.Так, после прослушивания сказки или рассказа малыш обязательно постарается обсудить с родителями поведение героев, разделяя их на положительных и отрицательных.

В жизни ребенка уже формируются определенные правила и нормы поведения, которые становятся все сложнее. Взрослые пытаются добиться выполнения детьми правил, сами же дошкольники пробуют давать адекватную оценку своим поступкам, принимая во внимание то, чего ожидают от них взрослые. Таким образом начинается формирование личности. Уже в 3 года в лексиконе малыша преобладает фраза «я сам», которой он хочет показать готовность быть самостоятельным. На этом этапе развития ребенок осознает собственное «я» и пытается проверить уровень личных возможностей.

Развитие личности невозможно без деятельности малыша. В каждом возрасте можно выделить основной вид деятельности. У дошкольников это, как уже было отмечено, игра. Причем не просто игра, а сюжетно-ролевая, где он получает возможность попробовать на себе роль взрослого, копируя манеру его поведения.

Игра является не только основным видом деятельности ребенка с 3 до 7 лет, но и основой для его активного личностного развития.

Именно игра способствует формированию у малыша качеств, важных для жизни в обществе. Копируя поведение взрослых, ребенок получает возможность погрузиться в окружающий мир глубже, познакомиться с деятельностью окружающих его людей, узнать об особенностях их жизни.

Сюжетно-ролевые игры на этапе дошкольного развития помогают формированию мышления и воображения у ребенка. Малыш сам себе ставит цели и устанавливает правила, после чего старается им следовать. В результате в такой непринужденной форме происходит тренировка силы воли.

В ходе игры ребенок учится жить с учетом социальных и нравственных норм в простой форме. Играя какую-то роль, малыш выделяет для себя именно те правила, с которыми он сталкивается в жизни, и постепенно они становятся для него нормой поведения.

Помощь дошкольнику в организации игровой деятельности входит в задачу взрослых. Важно понимать, что речь идет о специальных сюжетно-ролевых развивающих, а не спонтанных играх, где малыши смогут опробовать себя в роли взрослых.

Развитие личности: эмоциональная сфера

Личность ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, как и его личностные механизмы. В это же время формируется эмоциональная сфера.

На этом этапе развития дети лучше контролируют собственные эмоции, которые у них по-прежнему чрезвычайно насыщенные и полные. У дошкольников детские побуждения объединяются с их представлениями, в силу чего первые перестраиваются. Таким образом осуществляется переход от основных мотивов, направленных на объекты ситуации, к желаниям, которые непосредственно связаны с представленными объектами, расположенными в «идеальном» плане.

Ребенок совершает основные действия, беря за основу не сам предмет, а представления о нем и о результате, на который он рассчитывает в самом ближайшем будущем. Эмоции, имеющие отношение к представлениям, способствуют предвосхищению итогов действий ребенка. Механизм этот заключается в следующем: ребенок формирует эмоциональный образ, который отражает ожидаемый в будущем результат и оценку событий взрослыми.

Таким образом, можно заключить, что эмоционально предвосхищая последствия поступков, дошкольник прекрасно понимает, хорошо он делает или нет. Этот механизм является основой эмоциональной регуляции действий дошкольника.

Стоит отметить изменения в структуре эмоциональных процессов. Теперь они включают в себя:

Дошкольник способен радоваться или грустить как по поводу того, чем он занят сейчас, так и думая о том, что ждет его в будущем. Глубина переживаний ребенка на этом этапе развития поразительна: круг эмоций становится шире, развивается способность сопереживать  и проявлять сочувствие к окружающим.

Для того чтобы деятельность дошкольника продолжала способствовать формированию полноценной личности, она должна быть эмоционально окрашенной. То есть ребенок должен делать только то, что вызывает у него интерес и, соответственно, позитивные эмоции.

Развитие личности дошкольника: мотивационная сфера

Одним из самых значимых механизмов, формирующихся на этом этапе развития, можно считать мотивационную сферу. Соподчинение мотивов начинается в раннем дошкольном возрасте и со временем продолжает совершенствоваться.

Если раньше ребенок хотел нескольких вещей одинаково сильно, не понимая, как сделать выбор, когда он был необходим, то в дошкольном возрасте мотивы имеют разную значимость, и сделать выбор ребенку становится на порядок проще. Более того, к 6-7 годам дошкольник уже умеет подавлять собственные побуждения, заставляя себя игнорировать вызывающие интерес предметы.

Проявление такой силы воли становится возможным благодаря серьезной мотивации, которая может выступать в роли определенных «стоп-сигналов». Например, способствовать сдерживанию могут взрослые, в присутствии которых находится ребенок.

Именно внешний контроль необходим малышу на начальном этапе формирования мотивационной сферы. Со временем он сможет сдерживаться самостоятельно, воображая себе присутствие взрослого, который будет влиять на регулирование его поведения.

Для ребенка важно получить похвалу взрослых и оградить себя от негативных замечаний. Осознание этого влияет на деятельность малыша. Он с интересом способен заниматься чем-то, если у него все получается, и с горечью отказывается от деятельности, если что-то не получается – только из страха неудачи.

Продолжать деятельность даже в случае неуспеха, вносить в нее корректировки для того, чтобы что-то исправить, ребенок сможет только к 6-7 годам, то есть на заключительном этапе дошкольного развития. Именно в это время формируется личностная мотивационная система дошкольника, у которого развивается иерархия мотивов.

Построение устойчивой мотивационной системы будет продолжаться до подросткового возраста. В дошкольном же возрасте ребенок только встает на пусть усвоения этических норм, анализируя сначала чужие поступки, а потом и собственные, принимая во внимание известные ему правила морали.

Самосознание в дошкольном возрасте

Самосознание можно смело назвать главным новообразованием дошкольника. Только после 5 лет эмоциональная самооценка становится подспорьем для развития самооценки. Поначалу ребенок оценивает себя так, как это делают окружающие его взрослые, поэтому в большинстве случаев оценка эта завышена. Дело в том, что часто родители имеют искаженные представления об особенностях ребенка, в результате чего их ожидания становятся неоправданными. Такая же ситуация будет и с самооценкой ребенка.

Дошкольник уже четко идентифицирует себя как представителя определенного пола, передавая эмоции и переживания, имеет представление о нормах поведения, отличных в зависимости от полового признака. Так, например, мальчики в этом возрасте уже знают, что им нужно быть сильными и мужественными.

Девочки стараются быть мягкими, изящными и аккуратными. Уже на заключительной стадии дошкольного развития у детей происходит разделение ролей в играх. Девочки играют в дочки-матери, мальчики — в войну, солдатиков, машинки. Примерно к 6-7 годам дети умеют разделять время на прошлое, настоящее и будущее, видеть себя в нем.

В заключение отметим, что главное занятие для дошкольника — это игра. В процессе игры в ненавязчивой форме ребенок познает мир взрослых со всеми его правилами и нормами, учится общаться со сверстниками. В этот период малыш является творческой натурой во всем, имеет собственную логику и активно развивается как личность.

rebenkoved.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта