3.3. Практические проблемы оптимизации общения. Способы оптимизации общения в психологии. Способы оптимизации общения в психологии


3.3. Практические проблемы оптимизации общения. Способы оптимизации общения в психологии

Тема 13. Способы оптимизации общения

Тема 13. Способы оптимизации общения Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком,

думай о том, что тебя соединяет, а не о том,

что тебя разъединяет с ним.

Лев Николаевич Толстой Уважай партнера  Из чего складывается уважение к человеку? Как оно проявляется? Общаясь, мы обмениваемся эмоциональными переживаниями и ценностными представлениями. Жесты, мимику, интонацию, гром­кость нашего голоса, одежду, манеры поведения и т.п. получатель информации в первую очередь анализирует с целью выяснения, что чувствует собеседник по отношению к нему: симпатию или антипатию, и в зависимости от результатов такого анализа при­нимает или отвергает собеседника как партнера по общению.

Тот, кто хочет успешно общаться, должен как можно больше узнать о своем партнере по общению. С этой целью он должен быть готов ответить на следующие вопросы о своем собеседни­ке: В каком он настроении? Какие у него есть проблемы? Как в данной ситуации сказать ему то, что повысило бы его само­оценку и чувство собственного достоинства? Как облегчить ему выполнение того, что вы хотели бы, чтобы он сделал?

Каждое действие, каждое обращение необходимо, как вы зна­ете, сопровождать уместными к случаю ритуалами: «волшебны­ми словами» «пожалуйста», «благодарю вас» и др. Важно помнить, что сущность этикета определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, умением не навязывать своего общества. А это значит, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами и действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать вас.

Этикет включает в себя не только словесные формулы выражения вежливости, сочувствия. Этикет слова и действия не должен вступать в противоречие с внешним видом человека, с его одеждой. Иными словами, этикет не соблюден, если — при всей правильности и вежливости поведения молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронам. Помните ли вы как добивался успеха в общении милейший Павел Иванович Чичиков?

А вот как: «...ни одного часа не приходилось ему оставаться дома, и в гостиницу приезжал он с тем только, чтобы заснуть. Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, говорили ли о хороших собаках, и здесь сообщал он дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, - он показал, что ему небезызвестны судейские проделки; было ли рассуждение о биллиардной игре — и в биллиардной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо...»

И чего же добился Чичиков таким поведением? «Все чиновники были довольны приездом нового лица», — пишет Гоголь; «и даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны, сообщил своей жене: «Я, ду­шенька, познакомился с коллежским советником Павлом Ива­новичем Чичиковым; преприятнейший человек!»

Предположим теперь, что Чичиков не мошенник, что занят он полезным общественным делом, например, до­бивается получения средств на строительство больницы или школы. Предположим, что мы имеем дело не с гого­левскими временами и не с его героями, а видим перед собой нашего современника, выполняющего свой служебный долг. Что бы мы сказали о нем? Сказали бы: эрудированный (обо всем может поговорить со знанием дела), общительный (легко завя­зывает знакомства) и обаятельный (нравится даже тем, кто весь­ма скуп на похвалы) человек, с которого всем надо брать при­мер и учиться общаться.

Любое общение должно основываться на уважении партнерами друг друга.

Умей распознавать и преодолевать преграды  Вспомните, какие барьеры и ошибки общения, вы уже знаете? Общение – это ежедневный атрибут нашей жизни. Это не только один из основных способов обмена информацией, но еще и целое искусство. Быть успешным – почти всегда значит иметь незаурядные коммуникабельные способности. Многие проблемы в жизни возникают именно из-за неумения правильно общаться.

Эффективному общению могут мешать различные преграды, связанные с непониманием. Преградой для понимания может служить характер восприятия партнеров по общению, обуслов­ленный, их личностными установками. Существенной преградой являются также смысловые барьеры, связанные с различием зна­чений, вкладываемых разными людьми в одни и те же слова, символы (вербальные и невербальные атрибуты общения).

Хотя словесные символы являются основными для передачи идей, важную роль в общении выполняют невербальные симво­лы, к которым относятся мимика, жесты, взгляды, расстояние между партнерами и т. д. Неодинаковые их прочтения разными людьми могут создавать проблемы в общении.

Проблемы в общении возникают также из-за наличия плохой обратной связи, которая не позволяет определить, действи­тельно ли ваше сообщение истолковано в том смысле, который вы в него первоначально вкладывали.

Как вы помните, коммуникация — это процесс двустороннего обмена мыслями и информацией, ведущий к взаимному пониманию. Термин «коммуникация» — производное от латинского слова означающего «общее» или «разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то и коммуникация не состоялась. Например, руководитель фирмы направил письмо всем служащим, объясняя общий поворот в политике производства, а те с ним не ознакоми­лись. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь.

Не менее важна обратная связь и для прояснения смысла со­общения. Обычно под обратной связью понимают вербальную и невербальную реакцию собеседника на поведение партнера.

Для уверенности в успехе недостаточно спросить: «Вы меня поняли?» На такой вопрос люди почти всегда отвечают утверди­тельно, даже если это не соответствует истине. Лучше задать вопрос по содержанию сообщения и попросить показать и рас­сказать о том, что нужно сделать.  Вспомните приемы активного слушания, позволяющие получать и отслеживать обратную связь в общении. Коммуникация протекает успешно, если партнеры находятся в сходных психологических состояниях, в своеобраз­ном психологическом резонансе. Такое состояние легко обна­ружить по поведенческим проявлениям: вам пришла в голову какая-либо мысль, а ваш партнер говорит вам об этом; или наоборот. Говорите уверенно Значительным препятствием в общении могут быть опреде­ленные личностные особенности. Например, тревож­ность, неуверенность в себе может передаться партнеру. В этом случае прийти к общему мнению, принять решение будет труд­но. Чтобы этого не случилось, надо придерживаться следующих правил.

Руководство по успешному уверенному поведению

  1. Если вы хотите в чем-либо отказать другому, скажите ему ясно и однозначно «нет»; объясните, почему вы отказываете, однако не извиняйтесь слишком долго.
  2. Отвечайте без паузы — так быстро, как только это вообще возможно.
  3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.
  4. Просите про

madamvong.ru

Диссертация на тему «Психологические средства оптимизации невербального общения личности» автореферат по специальности ВАК 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

1. Агеева B.C. Общение и оптимизация совместной деятельности.М.,1987.-458 с.

2. Адлер X. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер,-2000,-160 с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1968.-396 с.

4. Андреева Г.А. Социальная психология. М., 1980. -416 с.

5. Андронов М.С. Анализ принципов невербальной коммуникации как паралингвистики//Психологический журнал.-1995.-№5.-С. 121 -134

6. Андронов М.С. Методологические проблемы исследования невербальной коммуникации: Вопросы психологии. 1996. - №6. - С.84.

7. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты норм функциональной системы. М., 1978.- 365 с.

8. Анциферова Л.И. Проблемы психотонической активности и научного жг-следия Анри Валлона/УПсихологический журнал.-1981 .-№1 .-С.1 54-1 59

9. Аргаил М. Язык взгляда. М., 1990. -423 с.

10. Асмолов.А.Г. Невербальная коммуникация//Вопросы психологии.-1994,-№6.-С.74-79

11. Атватер И. Я слушаю вас. -М., Экономика, 1984. - 112 с.

12. Афанасьев В.Г. Системы как целостное образование: ведущие принципы.-М.,1980.-349с.

13. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды./Сост. М.Ю. Бабан-ский. М.; Педагогика, 1989. - 56 с.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Мысль, 1979.-273 с.

15. Белокопытов Ю.Н., Панасенко Г.В. История и культура менеджмента. ■Красноярск: Книжное изд-во, 1994. - 352 с.

16. Беляев А.Н. Читаем человека. Свердловск: РИО Упрполиграфиздата, 1990.- 314 с.

17. Березин Ф.М. История лингвистических учений: Учебник для филолог. Спец.-М.: Высш. шк, 1984.-319 с.

18. Берн Э. Игры, в которые играют люди Л., 1992.-174 с.

19. Биркенсбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер Пресс, 1997.-224 с.

20. Бодалев А.А. Личность и общение: Изб.труды. М., Педагогика, -1983. -272 с.

21. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», - 1996. - 256 с.

22. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.-М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.-472 с.

23. Бородина Г.В. Психология делового общения: Учеб. пособие. -М.: 199.4:. - 224 с.

24. Брикман Р., Кершнер Р. Гений общения. СПб.: Питер Пресс, - 1 997,256 с.

25. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, факультетов педагогики и психологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - 2000. - 192 с.

26. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.,1984,- 421 с.

27. Вилсон Г., Макклафмен К. Язык жестов путь к успеху. - СПб.: Питер Ком, - 1999.-224 с.

28. Власов Л.В., Семантовская В.К. Деловое общение. Л., 1980.-311 с.

29. Волконский С. Выразительный человек. Сценическое воспитание жестов (по Дельсарту). СПб. 1913. -178 с.

30. Гибсон Д. Экологический подход к воспитанию молодежи. М.: Прогресс, 1988.-680 с.

31. Глотова Г.А. Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, - 1990. - 256 с.

32. Голдник О.Б. Практическая психология для менеджеров. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», - 1996. - 368 с.

33. Горелов И., Енгалычев В. Безмолвной мысли знак: рассказы о невербальной коммуникации. М.: Молодая гвардия, 1991.-240 с.

34. Грановская P.M. Элементы практической психологии. J1., 1988.-294 с.

35. Григорьева Т.Г., Линская В. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. 2-е изд., исп. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, - 1999. - 173 с.

36. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-360 с.

37. Данкел С. Деловой бестселлер. -М.: Парадокс, 1998. - 416 с.

38. Дарвин Ч. Выражение эмоций у животных и человека// Соч. М., 1953. Т. .5.

39. Демидов В.Е. Как мы видим то, что мы видим. М., 1987. -330 с.

40. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстративный самоучитель психологического мастерства. М.: Смысл; Heademia, - 1996. — 192 с.

41. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психологии общения. М., 1987-453 с.

42. Доценко Е.А. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита,-М.,1997. -378 с.

43. Егидес А.А., Сугробова Н.Ш. Как научиться разбираться в людях. Алма-Ата: АО «Караван», 1991. -172 с.

44. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985,- 179 с.

45. Ершов А.А. Личность и коллектив. Л., 1976.-262 с.

46. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991.-370 с.

47. Зарайский Д.А. Управление своим поведением. Технология личного психологического влияния,-Дубка: Изд. центр «Феникс», 1997.-272 с.

48. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Дубка.: Изд. центр «Феникс»,- 1997.-272 с.

49. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.

50. Зунин Х.,3унин Н. Контракт: первые четыре минуты.- Красноярск: Книжное изд-во.,1989.- 547 с.

51. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.- 402с.

52. Исенина Е.В. Дословесный период развития речи у детей. М., 1975.280 с.

53. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие?1 М.: Педагогическое общество России, - 2000. - 544 с.

54. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995.-319 с.

55. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб.пособие.-М.: Гардарики, 2000.- 584 с.

56. Кашапов P.P. Курс практической психологии. Ижевск.: Изд-во Удм.ун-та, 1996. -448 с.

57. Климов Е.А. Психология профессионала,- Воронеж, 1996. -421 с.

58. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1973.-472 с.

59. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.-440 с.

60. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические проблемы общения: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. 3-4 к. Гродно, 1982. - 66 с.

61. Коннер Ричард. Искусство коммуникации. Новосибирск. - 1998. - 77 с.

62. Корчажинская В., Попова JL Мозг и пространственное восприятие. -М.,1977 -258 с.

63. Кри жанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М.: Смысл, 1999.-279 с.

64. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель М.: «Дело», 1993.-352 с.

65. Крутецкий В.А. Основы педагогических психологий. М., «Просвещение». - 1972.-365 с.

66. Кузнецова.Е.В. Развитие межличностной невербальной коммуникации средствами социально-психологического тренинга: Автореферат, дис.канд.психол.наук.-М., 1989.-21 с.

67. Лабунская.В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход).- Изд. Ростовского ун-та, 1986.- 87 с.

68. Лабунская.В.А. Психология экспрессивного поведения.-М.: Знание,. 989.3 , 64 с.

69. Лебедева В.И. Психология и управление. М.: 1990. -349 с.

70. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993.-610 с.

71. Левис Ш., Левис Н. Стресс. СПб.: Питер Пресс, 1998. -197

72. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. - 58 с.

73. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1984. -230 с.

74. Лисина М.И. Общение и речь, развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 1985.-51 1 с.

75. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности//Вопросы философии. -1979. -№ 8.-С. 46.

76. Лоуэн А. Предательство тела. Екатеринбург, 1999. -378 с.

77. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.-266 с.

78. Марков М.Н. Теория социального управления. М., 1978.-543 с.

79. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения.- СПб.: Речь 2001,- 256 с.

80. Мельбруда Е. Я- ты- мы. Психологические возможности улучшения общения М., 1986.-348 с.

81. Мельник И. Уловки споров. -М, 1991. -273 с.

82. Мехонцев Н.И. Лектор и слушатель. М, 1975.-408 с.

83. Миккин Х.Х. Движение человека в процессе межличностного общения. -Тарту, 1977. -239 с.

84. Минский М.В. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979.390 с.

85. Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. - 125 с.

86. Михайлов JI.A. Введение в психологию общения. (Невербальные средства общения): Уч.пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им.Герцина, 1999.- 106 с.

87. Моран Р. Несколько уроков языка для деловых людей. М., 19997. -374 с.

88. Моран Р. Несколько уроков языка для деловых людей.-СПб.: Питер Ком, 1999.- 224 с.

89. Морозов.В.П. Невербальная коммуникация: экспертно-теоретические прикладные аспекты//Психологический журнал.-1993.-№1 .-С. 18

90. Мухина B.C., Хвостов К.А. Как обрести врага. Изображение и описание негативных форм невербального поведения подростков. М.: Агенство «Док», 1994.-347 с.

91. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. заведений. -3-е изд. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - кн.1. Общие основы психологии. - 688 с.

92. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л., 1988.-270 с.

93. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу. М., 1990.-214 с.

94. Ночевник М.Н.Психология общения и бизнес. Л., 1995.-198 с.

95. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. М., 19979. -292 с.

96. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании?-М.: Дело, 1996.-365 с.

97. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М.: Олимп: ООО «Издательство АСГ-ЛТД», 1998. - 304 с.

98. Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия: Практические рекомендации. М.: ТЦ «Сфера», - 1999. - 128 с.

99. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. М., Московское городское пед. общ-во. - 1998.-256 с.

100. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, - 1989. - 216 с.

101. Пиз А. Язык телодвижений как часть мысли других людей по их жестам. Кострома: «Ай Кью», 1992-341 с.

102. Питере Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления М., 19&8> 532 с.

103. Плотников К.К. Занимательная психология.- М., 1993.-428 с.

104. Покорны Р. О выражении человека в походке. М., 1961 .-285 с.

105. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 1998.— 212 с.

106. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, - 2001. - 640 с.

107. Рахматшаева В.А. Грамматика общения. М., 1995. -370 с.

108. Рейковский.Я.М. Экспериментальная психология эмоций.-М., 1987.-387 с.

109. Робер Н.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.:Прогресс,1980. -263 с.

110. Ронгинский М.Ю. Базовые свойства личности. Л.: Изд-во ЛИАП,1991 .401 с.

111. РочинскийЯ.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. -М., 1955. 242 с.

112. Рубинштейн C.JI. Проблемы и пути развития психологии. М., 1959.576 с.

113. Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении.-М.: АСГИнтерэксперт", 1996,- 280 с.

114. Сел же Ф. Правда о жестах. М., 1997. - 247 с.

115. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии СПб.: ООО «Речь», 2000.-350 с.

116. Смирнова Н.М. Сопоставительное описание элементов русской и английской кинесической коммуникации.-М., 1977.-219 с.

117. Сопер П. Основы искусства речи. М.: Прогресс; Прогресс-А над, 1992,- 273 с.

118. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М.: Институт практ, психологии, - 1996. - 296 с.

119. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000.- 576 с.

120. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Полит.лит-ра, 1989. -384 с.

121. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Изд-во МГУ! 1975. -453 с.

122. Тутушкина М.К. Практическая психология.- СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс». 1998.-336 с.

123. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. СПб., 1996.-144 с.

124. Уткин Э.А. Профессия менеджер. М.: Экономика, 1992.-334 с.

125. Фаст Д. Язык тела. Серия «1000 секретов успеха». Ростов-на-Дону: Феникс, - 1997. - 320 с.

126. Фейгенберг Е.И. Вопросы психологии. 1994. - №6. - С. 74-79.

127. Филиппов А.В. Вопросы психологии управления.//Психологический журнал. 1980, Т. 1., вып. 2.

128. Фрилинг г., Ауэр К. Человек- цвет- пространство. М., 1978. -329 с.

129. Шафранская К.Д. Влияние объективных и субъективных факторов на оценку психического состояния человека по экспрессии. М.: Прогресс, 1987,- 439 с.

130. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. М., 1993,- 402 с.

131. Шейков В.П. Психология и этика делового контакта. Минск.: Ама-фель, - 1997.-384 с.

132. Шерковин Ю.А. Передача информации: психологические асггек-ты.М.,1983.-249 с.

133. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.-190 с.

134. Шкуратова И.П. Эмоциональные и подсознательные характеристики общения. Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростосского университета,- 1990.-176 с,

135. Шленская А.В. Временная организация структуры невербального взаимодействия и диалогового общения: Автореферат, дис. канд. психол. на-ук.-М., 1995,- 23 с.

136. Шостром Э. Анти- Карнеги или человек манипулятор. М., 1992. -367 с

137. Штангель А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обьШ-денной жизни. М., 1986.-493 с.

138. Юнг К. Человек и его символы СПб., 1996.-349 с.

139. Юсупов М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн. изд-во, - 1991. - 192 с.

140. Юсупов.Ф.М. Осоотношении вербальных и невербальных составляющих в структуре интеллекта//Психологический журнал.-1 995.-№1 .-С. 102

141. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961 .-475 с.

142. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973.-345 с.

143. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие/Европейский институт экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1983.- 639 с.

144. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении человека. М., 1985.-198 с.

145. Argyale.M. Nonverbal communication in human social interaction.- Cambridge., 1972.-263 p.

146. Bull.P. Body movement and interpersonal communication.-Chichester.,1984,- 356 p.

147. Deutsch N., Murphy D. Nonverbal communication in clinics. London. 1996,- 438 p.

148. Erman.P. Facial expression. New York, 1978.- 168 p.

149. Exline R.V, Winders J.C. Affective relations mutual glances in dyads. -N.Y., 1965.- 351 p.

150. Hall E. Distance in your communication.- London. 1965.-23 1 p.

151. Leonard K. Der menschlishe Ausdruch.- Leipzig, 1968, 320 p.

152. Scherer.R. Methodological issues in studying nonverbal behavior.-Cambrige., 1984.-324 p.

153. Sheflen A. Body language. N.Y., - 1972.-208 p.

154. Smith.H. State of nonverbal behavior in teaching .-Toronto., 1984.-276 p.

www.dissercat.com

Методы эффективной коммуникации: психология общения

В этой статье мы с вами разберем основные методы эффективной коммуникации. Какова же психология общения с людьми?

Владеть методами эффективной коммуникации необходимо, как в повседневной жизни, так и при ведении бизнеса. Человеку необходимо уметь правильно общаться, уметь слушать, предлагать, убеждать и излагать свои мысли. Владения методами эффективной коммуникации дает возможность человеку находить нужные связи, мотивировать к действию, иногда даже манипулировать и склонять на свою сторону.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

В основе эффективной коммуникации лежит уважение к собеседнику, умении слушать и пытаться понять его слова, чувства и эмоции. Это поможет определить, в чем человек нуждается и к чему стремится.

Методы эффективной коммуникации бывают вербальные и невербальные. К вербальным способам воздействия на человека относятся слова, смысл речи. А вот мимика, жесты, тон, интонация, громкость и тембр голоса – это невербальные способы коммуникации.

Коммуникабельность – необходимое качество людей устанавливать деловые и повседневные связи, отношения. Также это метод влияния на людей, но чтобы он работал, сначала нужно наладить контакт со слушателем. Контакт необходимо установить как на физическом, так и психологическом уровне, чтобы вызвать доверие к себе.

Методы, которые применяются для эффективной коммуникации

  1. Необходимо создать спокойную обстановку, перестать нервничать, так как ваше состояние моментально передается собеседнику или аудитории, перед которой вам нужно выступить. Также нужно создать условия, в которых бы вас ничего не отвлекало от беседы или привлечь к себе внимание аудитории.
  2. Для начала донесите собеседнику свою ситуацию и дайте возможность человеку высказать свое мнение по поводу его отношения к ней. Исходя из этой информации, теперь можно высказать свое мнение собеседнику или оппоненту. Заранее узнав отношение человека к той или иной теме, намного легче влиять на человека.
  3. Еще один из эффективных методов коммуникации является включение в ситуацию. Расскажите человеку историю из своей жизни с похожим финалом.
  4. Очень важно научиться не осуждать человека, не вешать на него ярлык. Постарайтесь понять то, что он говорит без искажения и интерпретации информации на свой лад. Для этого не стесняйтесь задавать вопросы: «Правильно ли я тебя понял? Что ты этим хотел сказать? и т.д»
  5. При необходимости переубедить человека, расскажите ему несколько историй из жизни с нужным вам финалом. В речи ссылайтесь на авторитетные источники информации.
  6. Помогите человеку сделать правильные выводы и расскажите все преимущества решения определенной проблемы новым методом. Прямо говорите о своих намерениях и озвучьте свое предложение.
  7. После окончания переговоров или выступления, скажите, что вам приятно было общаться, и вы намерены продолжать сотрудничество. Вне зависимости от исхода беседы, вы готовы в любой момент оказать помощь или услугу.

Влияние невербального общения на эффективную коммуникацию

Невербальные знаки подсознание человека воспринимает как более искреннее. Больше половины информации человек воспринимает из невербальных источников. Поэтому важно научиться владеть невербальными методами эффективной коммуникации.

  1. Повторение жестов собеседника помогает быстрее установить контакт и вызвать доверие.
  2. Держать дистанцию как минимум полметра, чтобы не нарушать личное пространство человека. Если вы видитесь не в первый раз и контакт уже налажен. То можно прикоснуться к человеку или похлопать по плечу.
  3. Во время разговора не трогайте свой нос и губы. Люди воспринимают эти жесты, как признаки лжи.
  4. Позы и жесты во время беседы должны быть открытыми. Это демонстрирует вашу доброжелательность и искренность.
  5. Постарайтесь говорить не быстро и не медленно, не говорить слишком громко и четко произносить слова.
  6. Не употребляйте частицу «не», это настраивает собеседника против вас. Скажите лучше: «Я с вами согласна, но…», чем «Я не согласна или вы не правы».
  7. Когда слушаете собеседника, наклонитесь немного вперед и периодически кивайте. Это знак, что вы согласны с собеседником и готовы к сотрудничеству.

Эффективное общение с точки зрения психологии

Человек учится общаться с раннего детства. Общение помогает человеку выжить. Есть люди, которые умеют налаживать контакты с детства. Но знание сути психологии общения помогает каждому человеку лучше понимать себя и окружающих, получать радость от общения, от получения новой информации и пользы от дружеского и делового общения.

Нужно уметь правильно общаться с любыми людьми, даже с наглыми и агрессивно настроенными. Давайте рассмотрим основные аспекты в психологии, которые помогают сделать общение эффективным.

Методы эффективного общения от Дейла Карнеги

Дейл Карнеги известен на весь мир, как автор книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Рекомендованные психолог приемы эффективного общения пользуются огромной популярностью, так как актуальны и полезны для всех. Рассмотрим основные десять методов эффективного общения:

  1. Быть хорошим слушателем. Прежде, чем высказать или навязать свое мнение, лучше услышать мнение собеседника на определенную тему. Это поможет не только расположить человека к себе, но и заранее предвидеть его реакцию на ту или иную тему.
  2. Проявляйте искренний интерес к собеседнику, задавайте ему вопросы. В этом случае он выскажет максимум информации о себе. Так вы вызовете к себе доверие и сможете перенаправить разговор в нужное вам русло.
  3. Ведите себя дипломатично, не увлекайтесь критикой. Больше говорите о том, что согласны с собеседником, но в некоторых нюансах думаете немного иначе. Высказывайтесь мягко и не заостряйте внимание на недостатках человека. Задавайте вопросы так, чтобы собеседник отвечал на них утвердительно. Так вы добьетесь согласия в ходе дальнейшего разговора.
  4. Никогда не спорьте. Выслушайте чужое мнение и проявите уважение. Возможно, вы что-то действительно не учли или упустили из виду. В споре никогда нет победителей. Каждый остается при своем мнении, но услышать противоположное мнение стоит.
  5. Если вы хотите, чтобы человек что-то сделал, то нужно заставить его захотеть этого. Пробудите в человеке интерес и желание достичь того, что вам нужно.

    На рыбалке, не думая о своих собственных пристрастиях, я насаживаю на крючок не клубнику со сливками, а червяка

    Дейл Карнеги

  6. Не пытайтесь доносить свою идею до конца. Ненавязчиво скажите о своей идее, а человек пусть сам загорится ею и развивает эту идею. Пусть думает, что она принадлежит ему. Тогда он самоотверженно будет хотеть воплотить ее в жизнь.
  7. Слушая проблему человека, поставьте себя на его место. Это поможет быстрее понять и вникнуть в ее суть.
  8. Никогда не отдавайте приказы, это ущемляет самолюбие человека. Лучше задавайте ему вопросы, и пусть он сам принимает решение, как справиться с той или иной задачей. Это развивает творческое мышление, а вас избавляет от обиды со стороны подчиненных.
  9. Говорите человеку, как он ценен и важен. Самолюбие и чувство значимости – это отличные стимулы в работе.
  10. Чтобы привлечь внимание к своим идеям, подавайте их ярко и наглядно. К примеру, как в рекламе. Скучная подача с графиками и цифрами оставит всех равнодушными. Яркое представление привлечет внимание к вашей идее.

Методы эффективного общения от Дейла Карнеги помогают людям стать более успешными и влиятельными в сфере коммуникации, избегать конфликтов и споров, а также обрести уверенность в своих словах и действиях.

Психология общения с наглыми людьми

В жизни нам встречаются разные люди, и мы должны быть готовы к любому общению. Часто на нашем жизненном пути встречаются наглецы – это люди, которые бессовестно и нагло ведут себя ради достижения собственной цели и выгоды. Они не считаются ни с чьим мнением, не заботятся о чувствах других людей и считают, что они всегда правы.

С наглыми людьми можно вести себя по-разному. Например, отвечать хамством на хамство, игнорировать, вестись на манипуляцию, ставить на место. Все зависит от ситуации и того, кто перед вами. Нахамить начальнику будет чревато, к примеру.

  1. Первое, что вам нужно сделать, это не бояться говорить «нет». Нужно проявить жесткость и не вестись ни на какие уговоры и манипуляции. Если не понимает отказа, начинайте игнорировать.
  2. Постарайтесь не опускаться до уровня наглеца, как бы сильно вам не хотелось нагрубить. Так вы будете вовлечены в его грязную игру и вряд ли сможете словесно победить прирожденного хама.
  3. Основная цель наглеца – это вывести вас из равновесия, заставить поступить так, как нужно ему. Поэтому постарайтесь сохранять терпение и спокойствие. Доведите его до сумасшествия своим спокойствием и пусть идет ищет другую жертву.
  4. Никогда и никому не позволяйте нарушать ваши личные границы и лезть не в свое дело. Вы имеете полное право защищать свое личное пространство.

Вы должны понимать, что все методы эффективного общения строятся на понимании себя и собеседника. Вы должны научиться разбираться в людях, понимать, с кем имеете дело. В любом случае, уважение, принятие и осознание ценности каждого человека – основа успешного общения.

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта