Налоговое планирование. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения


Налоговая оптимизация, налоговое планирование, налоговый адвокат, законное снижение налогов, минимизация налогов, налоговые споры, споры ИФНС, судебная практика по налогам, налогооблоение

Консалтинговая компания «Верное решение» совместно с партнерами помогает предпринимателям в следующих вопросах:

Кое что о налоговой оптимизации

(по материалам журнала "Отечественные записки" http://www.strana-oz.ru)

Ни один человек в стране не несет никаких обязательств, моральных или иных, организовывать свои дела и свою собственность так, чтобы налоговые службы могли залезть в его тарелку самой большой ложкой. Налоговые службы пользуются любыми возможностями, предоставляемыми им налоговым законодательством, чтобы очистить карман налогоплательщика. И налогоплательщик имеет такое же право, оставаясь в рамках законов, проявить сообразительность, чтобы предотвратить опустошения своего кармана налоговой службой.

Лорд-судья Великобритании Клайд

Что такое налоговая оптимизация?

История налогов стара как существование государства. И сколько они существуют, налогоплательщики предпринимают множество усилий по снижению их выплаты.

Предприниматели, руководители и «рядовые» налогоплательщики рассматривают налоги как «потери» для бизнеса. Государство стремится со своей стороны подействовать на своих граждан внушениями о том, что налоги — это плата за цивилизованное общество (такова надпись на фасаде Службы внутренних доходов США) и что именно они позволяют обществу бороться с так называемыми провалами рынка, финансируют капиталовложения в те сферы, куда частный бизнес не устремляется из-за длительного периода окупаемости проекта, и оплачивают создание общественных благ. Граждане, впрочем, более склонны согласиться c теорией «стационарного бандита», объясняющей налогообложение не столь оптимистичным образом: население платит столько, сколько государство считает нужным и имеет силу взять. Все преимущество «стационарного бандита» перед «бандитом-гастролером», т. е. государства перед набежавшими вдруг «ордами варваров» состоит в том, что налоги отличаются предсказуемостью и известностью их объемов.

Люди понимают, что правительства тратят деньги менее осмотрительно и менее эффективно, чем они могли бы это сделать сами.

Мадсен Пири,президент Института Адама Смита

В любом случае оказывается чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему, при которой каждый вносит свой справедливый вклад, невозможно даже оценить вклад каждого, и перед обществом встает проблема «переноса налогового бремени» (чаще всего богатых обвиняют в том, что они «перекладывают» налоги на бедных). Возникает противоборство между заинтересованностью налогоплательщиков по избежанию излишних, с их точки зрения, налоговых выплат и заинтересованностью государства в пополнении госбюджета и пресечению уклонения от налогов. Существование специальных государственных органов и предусмотренных в законодательстве карательных мер не позволяют среднему налогоплательщику безнаказанно и по собственному желанию изменять объем выплачиваемых налогов, поэтому налогоплательщикам приходится предпринимать специальную активность, именуемую налоговой оптимизацией.

Налоговая оптимизация — обычно под этим термином понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью снижения налоговых выплат.

Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия или физического лица. Действия компании по определению оптимальных объемов называют системой корпоративного налогового менеджмента. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, предприятие, выделяющееся из общей массы слишком маленькими выплатами, рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.

Оптимизация налогов — это только часть более крупной — главной — задачи, стоящей перед финансовым менеджментом (финансовым управлением предприятием). Главная задача финансового менеджмента — финансовая оптимизация, т. е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия, а также привлечение внешних источников финансирования.

На свете существуют две неизбежные вещи: смерть и налоги; однако смерть, в отличие от налогов, безболезненна.

Франклин Делано Рузвельт

Налоговые оптимизационные схемы

Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема позволяет достичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, автономности, надежности, безвредности.

Эффективность — это полнота использования в схеме всех возможностей минимизации налогов. Соответствие требованиям закона — учет всех возможных правовых последствий использования схемы, продуманность механизмов реагирования на изменение действующего законодательства или на действия налоговых органов. Автономность— схема рассматривается с точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в применении и сложности в реализации. Надежность — это устойчивость схемы к изменению внешних и внутренних факторов, в том числе к действиям партнеров по бизнесу. Наконец, безвредность предполагает избежание возможных негативных последствий от использования схемы внутри предприятия.

Минимизация налоговых платежей

Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.

«Минимизация налогов» — термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения.

В результате складывается казусная ситуация: корпоративные менеджеры, которые должны стремиться увеличить размер чистой прибыли, с помощью юристов, бухгалтеров и финансовых консультантов прилагают нередко значительные усилия для того, чтобы уменьшить размер «прибыли для целей налогообложения».

Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Ситуация, когда предприятие платит налоги «в лоб», т. е. следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, встречается все реже и свидетельствует о том, что над налогами на предприятии никто не работал.

Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием; как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.

Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.

Пути минимизации налоговых платежей

Существуют три пути сокращения налоговых платежей: уклонение от уплаты налогов, налоговое планирование и избежание налогов.

Уклонение от уплаты налогов (tax evasion) — нелегальный путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом (ст. 198 УК РФ для физических лиц, ст. 199 для руководства и ответственных юридических лиц) использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Легальной возможности «уклониться от налогов» не существует. Любые целенаправленные действия субъекта, нарушающие действующее законодательство, в результате которых бюджет так или иначе недополучает причитающиеся ему по закону суммы налогов, — ущербны и нелегальны и ведут к наступлению налоговой либо уголовной ответственности.

Налоговое планирование (tax planning) — легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета.

Избежание налогов (tax avoidance) — минимизация налоговых обязательств законным использованием коллизий и недоработок нормативных законодательных актов; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам. Этот метод позволяет в дальнейшем довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов к выбранной налоговой политике, основываясь на принципе «что не запрещено законом, то разрешено». Оба последних способа, с юридической точки зрения, не предполагают нарушения законных интересов бюджета. Правда, избежание налогов несет в себе дополнительные риски, связанные с огромными сложностями на пути судебных тяжб с налоговыми органами.

В зависимости от периода времени налоговая оптимизация может быть подразделена на текущую и перспективную.

Невозможно увильнуть от налогов. От них можно уклониться законным или незаконным способом. Оба способа так же стары, как и сама налоговая система.

Сирил Паркинсон. Закон и доходы

Уклонение от уплаты налогов

Хотя законодательство РФ предусматривает право плательщика налогов на реализацию мер защиты права собственности, а также право на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств, тем не менее, безгранично этим правом пользоваться нельзя.

Существует несколько распространенных способов уклонения от налогов, которые по своей природе нелегальны. Самым распространенным является способ неоприходования выручки и товарно-материальных ценностей, например продажа за наличные неучтенного товара. Еще один способ — деятельность фирмы без регистрации (предполагает предыдущий).

Ключевая особенность схем ухода от налогов, основанных на неучтенном наличном обороте, заключается в систематическом использовании фиктивных операций.

В одних случаях происходит «обналичивание» или обмен официально заработанных безналичных денег, находящихся на расчетном счете в банке, на неучтенные наличные. Речь идет о заключении фиктивного договора на выполнение работ или оказание услуг. Таким образом, предприятие уходит от налогов с зарплаты и распределения прибыли и получает неучтенные наличные, которые обычно используются для выплат «черной» зарплаты работникам, для формирования личных доходов менеджеров и собственников соответствующих предприятий-налогоплательщиков, а также на взятки чиновникам, «откаты» представителям крупных клиентов за выгодные заказы и т. д.

Другой случай — «обезналичивание», или обмен неофициально заработанных наличных денег на безналичные деньги, легально зачисляемые на счет соответствующей фирмы, что идентично понятию «отмывание денег». При этом заключается два контракта — один на приобретение специальной фирмой товара у оптовика, другой на поставку этого же товара розничному торговцу. Оба контракта являются фиктивными, так как товар на самом деле передается оптовиком непосредственно розничному торговцу.

Налоговое планирование

Под налоговым планированием понимается целенаправленная деятельность налогоплательщика, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.

Цели налогового планирования соотносятся со стратегическими (коммерческими) приоритетами и интересами предприятия, с затратами на его проведение и с тяжестью налогового бремени. Правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования считается использование льгот в сочетании с другими приемами, часто в большей степени организационными, чем финансовыми или бухгалтерскими.

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования. Происходит предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации. Налоговое планирование доступно любому, но осуществлять его надо не после совершения какой-либо хозяйственной операции или прошествия налогового периода, а до этого.

Внешнее и внутреннее налоговое планирование

Внешнее планирование может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний — имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня— позволяет экономить на прямых налогах.

Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита — из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах сминимальным налоговым бременем (офшор).

При выборе места регистрации ориентируются не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.

И наоборот, при формально высоких налоговых ставках вполне возможно снижение налогового бремени, поскольку существуют различные льготы, относящиеся к части налогов, устанавливаемых на уровне местных субъектов власти.

Патриотизм кончается там, где начинается налоговая декларация.

Артур Годфри

Внутреннее планирование

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы. Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработка контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Общие методы внутреннего планирования

Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, — важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.

Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и/или переоценки основных средств. Так, если возможности для ускоренной амортизации в России невелики, то переоценка основных средств представляет собой достаточно эффективный способ экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество.

Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки. Речь идет, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, во-вторых, об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расхода финансовых и товарных потоков.

Льготы — одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Теоретически льготы — один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Практически же большинство льгот достаточно жестко лимитируют сегмент их использования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Некоторые льготы, казалось бы не относящиеся к области деятельности непосредственно, становятся так называемыми косвенными льготами; компании попадают в число льготников по формальным причинам.

Налоговое законодательство предусматривает различные льготы: необлагаемый минимум объекта; изъятия из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.

Специальные методы налоговой оптимизации

Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако так же могут применяться на всех предприятиях.

Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из допустимых вариантов как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.

Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.

Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. Всоответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно изменить срок уплаты налога или его части на последующий, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Классификация налогов в целях их минимизации

Классификация отталкивается от положения налога относительно себестоимости:

1. Налоги, находящиеся «внутри» себестоимости. Уменьшение таких налогов приводит к снижению себестоимости и к увеличению налога на прибыль. В итоге эффект от минимизации таких налогов есть, но он частично гасится увеличением налога на прибыль.

2. Налоги, находящиеся «вне» себестоимости (НДС). Минимизация выплат по НДС заключается не только в минимизации выручки (с которой выплачивается НДС), но и в максимизации НДС, который идет в зачет (НДС, выплаченный всей цепочкой поставщиков) и компенсируется компании.

3. Налоги, находящиеся «над» себестоимостью (налог на прибыль). Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки (путем замены лица с юридического на физическое или юрисдикции) и формальному уменьшению налогооблагаемой базы. При этом возможно увеличение налогов «внутри» себестоимости.

4. Налоги, выплачиваемые из чистой прибыли. Для этих налогов стремятся к уменьшению ставки и налогооблагаемой базы.

Если вы действуете в нарушение правил, вас трафуют; если вы действуете по правилам, вас облагают налогом.

Лоуренс Дж. Питер

Избежание налогов

Применение метода «Что не запрещено в законе, то разрешено» еще недавно в России ограничивалось «принципом облагаемости». Он предполагает, что под действие налогов должны попадать все объекты налогообложения, за исключением тех, которые в таком качестве напрямую перечислены в законе. Принцип подразумевает, что самому налогоплательщику придется доказывать, что он не заплатил налог на вполне законных основаниях. Дело же органов поверить или не поверить ему.

Однако с момента вступления в силу Налогового кодекса РФ применительно кналогоплательщику действует «принцип презумпции правоты». Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах толкуются в пользу налогоплательщика. Хотя принцип действует и не до конца (например, согласно ст. 40 НК РФ налоговая инспекция может определять цену сделок для целей налогообложения сама и от этой цены пересчитывать все налоги). А налогоплательщик в этом случае должен доказывать свою правоту.

Именно поэтому избежание налогов хотя и представляется столь заманчивым, благодаря многочисленности пробелов и противоречий, содержащихся в законодательстве, и благодаря принципу презумпции правоты, на практике налогоплательщик должен в этом случае налаживать очень хорошие отношения с налоговой инспекцией. В противном случае доказательство своей правоты может обернуться слишком дорого.

Позиция налоговых органов

Налоговое планирование основывается не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами. Эта простая истина чаще всего оказывается важнее, чем многие законодательные акты страны.

Существование налоговых планов, основанных на специальных статистических исследованиях и составленных по географическому и отраслевому признаку, не позволяет налогоплательщику принимать решения о резком, бросающемся в глаза снижении налоговых выплат (даже вполне легальным путем). Резкое отклонение объемов платежей того или иного предприятия от предприятия, в среднем с ним схожего, или от плановых показателей вызывает у налоговых органов ненужные вопросы и заслуженное недовольство, что может грозить налогоплательщику внимательным исследованием его отчетности, в поисках источников для штрафов и взысканий. Такое планирование присутствует даже в нашей стране, хотя наша налоговая система до сих пор характеризуется неустойчивостью.

Дабы Бертольд быстрее нашел свою смерть, его послали в края и города (королевства) с поручением... взыскивать налоги.

Хроника Бургундии, 604 год

Борьба государства с уклонением от уплаты налогов

Пресечение попыток «творческой неуплаты налогов» возведено в любой стране в ранг государственной политики и является направлением деятельности многих государственных органов, не только налоговой полиции.

Всего можно выделить четыре способа законодательной борьбы государства с уклонением от уплаты налогов: доктрина «существо над формой», доктрина «деловая цель», заполнение пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости. Последний способ, как и имеющийся у него в российской практике недостаток, был уже рассмотрен выше.

Доктрина «существо над формой» говорит о том, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой. Решающим при рассмотрении вопроса об уплате/неуплате налогов будет характер фактически сложившихся отношений между сторонами договора, а не название договора. Сделка подлежит переквалификации в соответствии с существом.

Доктрина «деловая цель» заключается в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества, подлежит переквалификации, если не достигает деловой цели. Такая подмена сделок характерна при использовании сложных контрактных схем, когда, например, в целях налогового планирования договор купли-продажи маскируют договором комиссии, а договор подряда договором оказания услуг, либо создают длинные схемы с неработающими, по сути, в сделке участниками.

Механизмом реализации первой доктрины являются положения ГК РФ, предусматривающие ничтожность или недействительность мнимых и притворных сделок, где мнимая сделка — сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, а притворная сделка — сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку. К притворной сделке применяются правила той сделки, которую стороны на самом деле подразумевали при ее совершении.

Однако Налоговый кодекс РФ усложнил работу налоговых органов и здесь. Они утратили право самостоятельно переквалифицировать сделки налогоплательщика с третьим лицом, а потому практическое применение рассматриваемых доктрин затруднено, это может сделать только суд.

Заполнение пробелов в законодательстве. Законодатель регулярно принимает соответствующие поправки к законам, закрывающие различные лазейки, дающие возможность налогоплательщикам уменьшать размеры своих налоговых отчислений или избегать уплаты налогов. Такие поправки в основном принимаются по результатам практической работы налоговых органов, в связи с выявлением случаев избежания уплаты налогов с помощью этих лазеек или в связи с внезапной распространенностью той или иной оптимизационной схемы.

До недавнего времени в России одним из самых действенных способов борьбы с налоговыми уклонистами являлось признание сделок недействительными по искам налоговых органов. В настоящее время право на обращение в суд о признании сделок недействительными исключено из Налогового кодекса.

© Copyright 2001—2013 журнал «Отечественные записки».

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Это можно сделать одним из способов:

Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, заявку на обратный звонок:

Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

Приходите к нам на консультацию (требуется предварительная запись):

 

Поделиться новостью

 

 

xn----dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai

Налоговое планирование и оптимизация прибыли

Перед любым бизнесом постоянно стоит вопрос – увеличение прибыли. Увеличить ее можно двумя путями – повысить доходы и уменьшить затраты. Исходя из этого, хотелось бы подробнее остановиться на такой специфической статье затрат на ведение бизнеса, как налоги. Данность заключается в том, что и размер уплачиваемых налогов можно абсолютно законным способом регулировать практически вне зависимости от уровня развития бизнеса.

 

Действующее налоговое законодательство, во всем своем многообразии и неподдающемся учету количестве нормативных актов (порой просто внутренней неразберихе) представляет довольно обширные возможности для законного снятия налогового пресса с бизнеса.

Речь пойдет об исключительно законных действиях. Мы категорически против таких приемов, как уклонение от налогов и их незаконная минимизация (неуплата). Приемы и методы, идущие вразрез с законом, неприемлемы с точки зрения морали и тех негативных последствий, к которым ведут нарушения закона.

Таким образом, на одной чаше весов (назовем ее «законной») оказываются налоговое планирование и оптимизация, а на другой – сомнительная, с точки зрения закона, минимизация налогов и уклонение от их уплаты. В этой статье приводится описание основных принципов и механизмов налогового планирования. Сама по себе тема настолько обширна, что уместить ее в ограниченные рамки практически невозможно. И все же...

Итак, налоговое планирование – это разработка и практическое применение механизмов и моделей, позволяющих снизить налоговое давление, либо грамотно перераспределить его по субъектам и срокам. Эти методы и мероприятия направлены на увеличение оборотных средств, остающихся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. При этом налоговое планирование должно базироваться на анализе не только текущего законодательства, но и общей принципиальной позиции фискальных органов по вопросам налогообложения, а также перспективного законодательства (для избежания в будущем дополнительных налоговых расходов в случае принятия тех или иных законов). Налоговое планирование целесообразно всегда: и когда предприятие процветает, и когда оно балансирует на грани рентабельности или, что хуже, на грани банкротства.

Условно налоговое планирование можно разделить на стратегическое и текущее.

Стратегическое налоговое планирование включает в себя:

В отношении налогового планирования целесообразно говорить не о компании в частности, а о бизнесе в целом. Наиболее эффективным является стратегическое налоговое планирование на этапе начала бизнеса, его моделирования. Именно на этой стадии возможно принять решение в отношении количества предприятий в бизнес-структуре, форм их налогообложения, структуры финансовых потоков внутри группы предприятий. О правильном выборе таких форм и возможных вариантах решения подобных бизнес-задач более подробно будет рассказано в следующих номерах журнала.

Текущее налоговое планирование

Это и выбор учетной политики фирмы, и расчетное планирование налоговых платежей, а также использование предусмотренных законами льгот и непосредственное применение схем их оптимизации. Оптимизация и минимизация.Часто оперируют понятием «минимизация налогов», но понятие налоговой оптимизации намного шире: кроме минимизации, ее инструментами являются отсрочка и рассрочка уплаты налогов, уменьшение суммы «живых» денег, уплачиваемых в бюджет, взаимозачеты и пр. Все они выгодны с точки зрения финансового менеджмента: денежные средства остаются в распоряжении предприятия и дают прибыль, не уменьшается сумма оборотных средств (а это особенно актуально, если их недостаточно), что также содействует увеличению прибыли, и т. п.

Оптимизация и минимизация – не одно и то же. Например, для уменьшения налога на прибыль можно законно увеличить валовые расходы путем перевода довольно большого объема бизнес-процедур (юридическое, кадровое, бухгалтерское сопровождение, маркетинг и продвижение товаров, безопасность) на аутсорсинговое обслуживание. В таком случае в отношении налога на прибыль произойдет не минимизация, а перевод всего налога на другого субъекта. И произойдет эта оптимизация вполне законным путем – через начисления на фонд оплаты труда, как если бы эти функции выполняли собственные сотрудники.

В таком случае вместо налога на прибыль предприятию придется уплатить дополнительные налоги на зарплату. А если сторонние организации не имеют каких-либо особых налоговых льгот, сумма налога останется прежней, но изменится плательщик. Однако при определенных условиях такой перевод финансово выгоден, то есть является способом оптимизации налогов.

Проанализируем сроки уплаты налогов. Существуют методы переноса сроков уплаты некоторых налогов на требуемый период времени без штрафных санкций. При этом сами налоги не уменьшаются, но положительный результат достигнут – деньги остались в обороте и, естественно, принесли дополнительную прибыль. Эту мысль можно проиллюстрировать и в общем виде: что выгоднее – заплатить меньше, но раньше? Или больше, но позже? Это и является проблемой финансовой оптимизации, и лишь вы, владея информацией о конкретной ситуации на предприятии, сможете решить ее. Во всяком случае, в условиях инфляции выгоднее вариант «больше, но позже». Другое дело, что это «больше» следует стремиться сделать поменьше.

Какие же налоги следует минимизировать?

Как вы уже поняли, целью оптимизации налогов является увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. И, следовательно, возникает вопрос: какие же налоги ощутимо уменьшают финансовые ресурсы предприятия? Ответ очевиден: те, размер которых наибольший. Это требует небольших объяснений. Дело в том, что существует несколько групп налогов.

  1. Налоги, включаемые в валовые расходы (например, земельный налог, платежи в социальные фонды, налог с владельцев транспортных средств, коммунальный налог и т. п.) Их уменьшение приводит к снижению затрат и увеличению налога на прибыль. Эффект от минимизации таких налогов есть, но он частично теряется в связи с увеличением налога на прибыль.
  2. Налоги, включаемые в цену товара (акциз, НДС). Важно уменьшать объект, на который они начисляются, и в то же время создавать и увеличивать элементы, влияющие на их уменьшение. Для этих налогов следует уменьшать ставки и базу налогообложения.
  3. Налоги, которые взимаются с прибыли (налог на прибыль). В этом случае следует пытаться уменьшать ставку налога и базу налогообложения. Однозначно утверждать, какие налоги более всего влияют на финансовые ресурсы предприятия, невозможно, поскольку результат следует оценивать в каждом отдельном случае. Можно сказать, что финансовые ресурсы предприятия значительно урезает налог на прибыль, так как он не компенсируется никакими поступлениями, не влияет на уменьшение других налогов, а уплачивается из прибыли. Однако иногда наше законодательство может вводить косвенные налоги там, где, следуя логике, их не должно быть. Вследствие этого, прибыльная на первый взгляд операция после налогообложения может оказаться убыточной. Налоговое планирование и призвано предотвратить такую ситуацию.

Необходимо обратить внимание читателя на то, что вопросы финансового, и, как следствие, налогового планирования – это, чаще всего, не компетенция бухгалтера. Требуется понимание стратегического пути развития бизнеса, принятие и реализация управленческих решений. Такая нагрузка падает именно на собственников и руководителей бизнеса. Поэтому хотелось бы пожелать предпринимателям избежать серьезных ошибок на этом нелегком пути.

Автор: Алексей Чёрный, генеральный директор Консалтингового Агентства «Консильери»

www.consigliere.com.ua

Налоговое планирование | Услуги компании Фин-Аудит

Налоговое планирование - Это такая деятельность по оптимизации налогов, которая не вступает в противоречие с законом. Для того чтобы налоговое планирование было как эффективным, так и законным его разработкой должны заниматься квалифицированные специалисты, владеющие как теоретическими знаниями действия налогового законодательств, так и практическими навыками с оглядкой на сложившуюся арбитражную практику в регионе. 

В рамках налогового планирования осуществляется:

Налоговое планирование является важнейшей частью финансового планирования предприятия и должно осуществляться на всех этапах его деятельности: от начального этапа организации бизнеса до моментов преобразования и ликвидации. Данное направление представляет собой использование законных целенаправленных методов распределения налоговой нагрузки на предприятие.

Все мероприятия по налоговому планированию в организации способны оптимизировать размер и процесс уплаты налогов законным образом и сделать процесс ведения бизнеса более безопасным. Меры по уменьшению налогового бремени выбираются индивидуально для каждого конкретного случая.

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИ ОТКРЫТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ:

ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГОВ В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ:

В качестве результата внедрения системы планирования налогов можно назвать разработку индивидуального комплекса мероприятий, которые оптимизируют существующую систему налогообложения и устраняют налоговые риски. Помимо законного снижения налогообложения организации, к основным инструментам осуществления планирования налогов относится отсрочка и уменьшение суммы налогов, а также многие другие методы.

Основная цель планирования налогов на предприятии состоит отнюдь не в противодействии существующей государственной фискальной системе, а, скорее, в законном высвобождении активов с целью их последующего использования в экономической деятельности организации. Процесс внедрения системы служит правомерной минимизации обязательных выплат в государственный бюджет в рамках налогов, пошлин, сборов и так далее. Грамотное, юридически обоснованное планирование налогов абсолютно безопасно для налогоплательщика, прибегшего к этой процедуре.

Стоимость услуг

НАИМЕНОВАНИЕ УСЛУГИ                           ЦЕНА

Налоговое планирование

от 40 000 руб.

auditfin.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта