Точка Росы №10 — печатный вариант. Rosa linux оптимизация
Точка Росы №10 — печатный вариант — Rosalab Wiki
Пришло время для очередного дайджеста «Точки РОСЫ», ведь с момента предыдущего прошел уже год.
Да, в прошлом выпуске мы спрашивали, с какой периодичностью выпускать наш журнал-дайджест, и там лидировали варианты «еженедельно» и «ежемесячно». Но, понятное дело, это неразумно — ведь за неделю у нас может и вовсе не быть ни одной новости, хотя может и несколько — ну для этого у нас есть и этот блог, на который можно подписаться и классически — по RSS/Atom, или через социальные сети — VK, FB, недавно заведенная официальная страница компании в G+ и давно самозародившееся неофициальное сообщество в G+.
А дайджесты и PDF-сборки статей интересны наверное тем, кто не сильно заинтересован в нашей работе, но изредка готов, без лишних переходов по гиперссылкам, возможно даже от отчаяния (интернета нет, но есть недочитанный PDF-файл), полистать его, чтобы ознакомится с нашей работой, и сложно сказать, с какой частотой их надо выпускать… но наверняка, о должен содержать не меньше десятка статей, с другой стороны, если больше ста страниц, то наверняка уже можно.
Исторически, именно PDF-файлами мы начинали публиковать «Точку Росы» на опеннете и ЛОРе, но с публикацией в там есть некоторые проблемы: почему-то начинается обсуждение, касающееся чего угодно — обложки, личного мнения о сотрудниках и нашей работе, о политике… обо всем, кроме собственно, содержания. Поэтому мы там точно не очень хотим там часто «светиться», чтобы не надоедать, и не раздражать собравшуюся публику.
Впрочем, наверно надо разделять вопрос о нужности PDF-дайджестов и публикации на ЛОР и opennet. Наверное, надо спросить именно об этом:
Нужно ли публиковать изредка (год/полгода) сборки «Точки РОСЫ» на LORe
|
Нужно ли публиковать изредка (год/полгода) сборки «Точки РОСЫ» на OpenNet-е.
|
Итак, перейдем собственно к журналу. Как обычно, это будет и вебжурнал в формате «подборка статей с обложкой», так и так и в олдскульном PDF-файле c сотней страниц.
В любом случае — «многобукф», 250K знаков, почти две сотни страниц.
Итак, в десятом выпуске «Точки РОСЫ»:
Тестируем систему на зоопарке десктопов и ноутбуков, заставляем работать встреченные девайсы. Все для надежной работы!
Кроме сотни разных ноутбуков тестирующимися непосредственно нашими сотрудниками, и нескольких тестовых стендов с коллекциями видео и прочих карт, мы растим базу «поддерживаемого оборудования» на основе отчетов от пользователей. Есть хорошие шансы даже обогнать убунтовскую базу железа.
База данных поддерживаемого оборудования
На сегодняшний день на рынке предлагается огромное количество разнообразных конфигураций персональных компьютеров. При разработке операционной системы РОСА мы прилагаем существенные усилия для поддержки всевозможных конфигураций.
Еще пять лет назад при разработке первых версий операционной системы и до недавних пор мы использовали стандартный для отрасли метод взаимодействия с пользователями. Если у пользователя что-то не работало, то он сообщал об этом на нашем форуме или в багзилле. Затем команда поддержки начинала выяснять у пользователя характеристики компьютера, системные логи и др. Все эти многочисленные данные собирались в комментариях к соответствующему багу и затем анализировались разработчиками на возможность исправления проблемы. Главный минус такого подхода был в том, что от пользователя требовалось слишком много действий и отладка проблемы растягивалась на недели, а иногда и на месяцы.
Для упрощения процесса взаимодействия с пользователями мы разработали инструмент HW Probe. Инструмент предназначен для сбора на компьютере пользователя всей необходимой информации для анализа и отладки его проблемы. При этом от пользователя требуется выполнить всего лишь одну команду:
hw-probe -all -upload -id "Описание пробы"Создать пробу можно как на установленной системе, так и из Live-режима. Описание пробы может быть любым. Перед вызовом команды желательно подключить максимальное количество периферийных устройств, чтобы они также были проанализированы, и обновить соответствующий пакет:
В результате запуска команды информация обо всем оборудовании на компьютере, системные логи инициализации и др. информация будет загружена в нашу базу данных для последующего анализа разработчиками. Пользователю при этом будет выдана ссылка на пробу его оборудования, которую он может приложить к сообщению на форуме, багу или поделиться со знающими людьми, которые могут помочь с решением проблемы (пример пробы для ASUS N73SV здесь). В результате такого механизма взаимодействия, проблемы на компьютерах пользователей теперь решаются гораздо быстрее.
Пакет hw-probe является базовым для дистрибутива РОСА Desktop Fresh R4 (и всех будущих версий). Обязательно обновите этот пакет перед использованием, чтобы загрузить в базу наиболее полные результаты тестов. Пользователям других версий ОС РОСА или других дистрибутивов необходимо следовать этим инструкциям.
На основе всех собранных проб оборудования пользователей, а также статического анализа драйверов ядра автоматически создается база данных поддерживаемого оборудования. Ознакомиться с базой данных можно на сайте hw.rosalinux.ru/. В ней можно, например, посмотреть список всех протестированных видеокарт или список всех WiFi-карт, поддержка которых заявлена ядром. Также можно посмотреть список и классификацию всех протестированных моделей компьютеров. Для классификации устройств мы используем ядерную классификацию соответствующих драйверов. Для PCI и USB устойств дополнительно используется более тонкая классификация по идентификатору класса устройства.
В этой заметке мы призываем всех пользователей операционной системы РОСА загрузить пробы своего оборудования с помощью вышеприведенной команды для пополнения списка поддерживаемого оборудования. Максимальное количество подключенных к компьютеру периферийных устройств при снятии пробы - приветствуется. В случае, если какое-то устройство не функционирует, то просьба также описать проблему на нашем форуме, в багзилле или на странице вконтакте.
Linux — теперь все отлично и с играми
Продолжим тему развлечений на «ROSA». О видео мы уже поговорили, обсудим ситуацию с играми.
Тут ситуация улучшается с каждым днем. Еще пару лет назад, любой, «переходивший на линукс» пользователь, был вынужден прощаться с своими любимыми игрушками, как расставались с друзьями и родственниками эмигранты из СССР.
Т.е. игры под Linux конечно были. Но, в основном, это open-source проекты энтузиастов, и среди тысяч пакетов с играми преобладали игры с несложной графикой: «казуальные» игрушки-головоломки, разные шахматы и карты, простые «аркадные» стрелялки-бродилки — и некоторым достаточно и этого, я повидал многих, кому на компьютере достаточно пасьянса и Lines.
Впрочем, теперь новый уровень «казуальщины» — это броузерные игры на Flash и HTML5 — и теперь можно растить веселую ферму и рубиться в сетевые стратегии с друзьями, вовсе не задумываясь, какая система установлена, и что вообще нужно что-то инсталлировать. И с этим все ОК, ибо слава Мозилле и работающему Flashу, тут все одинаково[1].
Но все это, увы, было недостаточно для подлинных игроков.
- «Казуальщина» не дотягивает по уровню (графика, геймплей) до самых известных и популярных игр, скажем так, игр класса AAA, блокбастеров и бестселлеров, игр требующих 146% возможностей процессора и видеокарты.
- Нет, конечно под Linux есть нестыдные open-source игры, вполне почти «профессионального» уровня, например, 0 A.D., Battle For Wesnoth, Xonotic, AstroMenace, Speed Dreams, но их не так много, покрыты не все жанры, плюс соображения следующего пункта…
- И, наверное, самое важное — тут срабатывает импринтинг, ко многим популярным играм настолько привыкаешь, что расставание, или замена на аналоги, увы, не катит.
- Не говоря о играх, в которых с друзьями рубишься по сети, или просто обсуждаешь прохождение — и тут аргументы «да XXX нет, но есть похожий YYY» — не катит. Так FreeCIV не заменит пятую цивилизацию, а любая трехмерная стрелялка не заменит CS.
Поэтому игроману приходилось для таких игр
- либо держать отдельный раздел с DOS/Windows — это более-менее ОК для игр-«стрелялок» требующих 100% CPU и твоего внимания, это вполне разумно («делу время, потехе час»), то в разные пошаговые стратегии можно играть параллельно с офисной работой, и тут нужна нативность для мгновенного переключениям между приложениями.
- либо использовать разнообразные эмуляторы, типа PlayOnLinux или даже DOSBox, для совсем древних игр. В большинстве случаев, это, кстати, работает, например, у меня, к моему удивлению, работала даже пятая цивилизация, с настройками графики чуть хуже, чем под DirectX. Но все-таки это как-то не комильфо — и не так эффективно, и возможны странные баги.
Прогресс тут резко пошел за последнюю пару лет, и связан он со Steam — теперь наверно, самой известной инфраструктурой игровой дистрибьюции от компании Valve. Эта компания известна
- и в мире разработчиков, удивительным внутренним процессом, напоминающим то ли раздолбайство, то ли советское НИИ[2].
- и в мире игроманов, за кучу эпичных бестселлеров, из которых серии Half-Life и Counter Strike знакомы всем, даже далеким от игр.
Но самое известное и важное направление — это построение Steam, собственной игровой инфраструктуры с нуля, от непосредственно железа и приставок SteamBox со Linux-based SteamOS, чтобы не зависить ни от каких вендоров (операционных систем или консолей). И именно эта движуха и заинтересовала Linux-ом игроделов. Да, это не первая система цифровой дистрибьюции с Linux-играми, есть ведь и Desura, но первая, набравшая критическую массу и захватывающая всю вертикаль, от железа до пользователя.
Сложно конечно однозначно сказать, что именно повлияло на игровых производителей:
- Есть факты, что Linux-пользователи Steam оказались даже платежеспособней, чем Windows-стимеры (покупают больше игр, больше платят при распродажах «заплати сколько хочешь»), т.е. потенциально это выгодная аудитория, а не сборище халявщиков. Кстати, интересно посмотреть Steam-статистику → [1], [2].
- Есть мнение, что для игроделов всегда выгоднее разработка под консоли, игровые приставки с фиксированными характеристиками — меньше проблем с зоопарком железа, больше профита, ибо консоли — для истинных геймеров, там больше играют, и тратят деньги на закупку игр или транжирят внутри игры. И чтобы попасть на эту новую консоль, уже сейчас надо разворачиваться и учиться делать Linux-совместимые игры.
Так что, если сначала парк Linux-игры пополнялся в основном малобюджетными инди-играми от одиночек или небольших студий, то сейчас, пошло портирование блокбастеров от крупных издательств.
Смотрите сами, в TOP10 уже 8 Linux-совместимых (да и если смотреть топ игр дальше — чуть похуже, но все равно, Linux-совместимости все больше и больше).
Ежедневный максимум | Всего игроков | Игра | |
570,308 | 784,569 | Dota 2 | |
71,549 | 149,145 | Counter-Strike: Global Offensive | |
50,451 | 85,718 | Team Fortress 2 | |
27,909 | 65,717 | Football Manager 2014 | |
22,349 | 58,471 | Sid Meier's Civilization V | |
20,498 | 46,407 | Garry's Mod | |
18,623 | 31,806 | Counter-Strike |
Лично для меня «переломным моментом» стало портирование в мае «Civilization V» (кстати, тут можно публично пообщаться на эту тему с ее разработчиками). А исторические стратегии от Paradox уже давно Linux-совместимы — Crusader King II портировали еще год назад, а Europe Universalis IV уже вышла Linux-рожденной.
Лично я как-то больше любитель неспешных стратегий, вот например, «мой стим»:
Да, проблемы с портированием еще есть — некоторые компании стремятся выпустить линукс-версию «как-нибудь побыстрее, хоть тушкой, хоть чучелом» — и некоторые Linux-порты теряют в качестве: либо это перенос путем встраивания Wine-эмулятора, либо разработку линукс-версии аутсорсят, либо почему-то нет локализации…
Все это огорчает, но тренд очевиден — нет уже никакой эмиграции, и «игровая граница» между Linux и Windows почти стерта — самое важное уже работает под Linux, остальные Steam Windows-игры можно запустить из под PlayOnLinux, и кстати, Steam предлагает еще один вариант Linux-Windows гетерогенности — «стриминг».
Можно продолжать держать Windows-десктоп для игр, а играть в них лежа на диване даже с слабеньким Linux-ноутбуком, при этом десктоп пыхтит и рендерит игровые картинки, а Linux-ноутбук удаленно управляет этой игрой, не напрягаясь и не перегреваясь. Это конечно, не очень подходит к стрелялкам, но ко всему остальному — совершенно замечательно.
У нас Steam беспроблемно устанавливается и работает, в этом уже нет нашей заслуги — если раньше, еще год назад (скажем, для тех, кто в теме, во времена «steamhack-а»), нам приходилось делать какие-то хаки и патчи — подкладывать отстутствующие файлы шрифтов и делать симлинки на библиотеки и т.п. (ведь бета Steam-клиент был «захардкожен» под Ubuntu), то сейчас — это такой же steam, как и у всех.
Кстати, мы думаем, а не стоит ли Steam включить в образ? С одной стороны, вроде идея хорошая, с другой:
- все равно потребуется интернет для инсталляции игр, а тогда можно поставить Steam из репозиториев.
- надо будет договариваться с Valve, обсуждать юридические тонкости — а это непросто. Ибо известно, что почти нереально дождаться от Valve ответов на свои запросы.
- кому-то может не понравится наличие «проприетарщины»…
Но спросим:
Идея включить Steam-клиент в инсталляционный образ дистрибутив ROSA Fresh…
|
А работоспособность же игр, определяется именно здоровьем графической системы в дистрибутиве. Чтобы все было гладко с X-ами, MESA-библиотеками, и драйверами видеокарточек, чтобы были наложены все важные патчи в непротиворечивой комбинации, и все это было проверено.
Так вот, даже в головном офисе, мы постоянно тестируем нашу графическую подсистему на куче ноутбуков и на тестовом стенде для проверки графических карт, где мы прогоняем нашу коллекцию — видеокарт, от слабенького старья, до современных профессиональных. И это не говоря уже о куче оборудования нашей распределенной по миру QATeam.
При тестировании мы используем и широко известные Phoronix-тесты, так и ручное «проигрывание» Steam-коллекций сотрудников[3].
Про процесс тестирования, впрочем, надо писать отдельную статью, а пока лишь отметим, что в целом, если технические требования игры удовлетворены, то скорее всего, все будет хорошо, и главная нетривиальность — не забыть поставить правильный видеодрайвер. Скорее всего, наиболее эффективным будет проприетарный драйвер видеокарточки, и для его инсталляции достаточно лишь запустить нашу утилиту XFdrake, которая сама все скачает и настроит[4].
Мы кстати, размышляем, надо ли как-то напоминать или предлагать запускать XFdrake при первом подключении к сети? Именно в этот момент можно проверить, есть ли проприетарные драйвера AMD/Nvidia для видеокарты, и предложить их использовать.
Идея запускать XFdrake после инсталляции/при первом подключении к сети, если есть проприетарные драйвера для найденной видеокарты…
|
Так что еще раз отметим
- все что может играть под Linux — популярные open-source игры, все Linux-игры из Steam,
эмуляторы DOSBox и PlayOnLinux — все работает,
- графическую подсистему тестируем, нужные патчи проносим,
- есть XFdrake — утилита, которая автоматически поставит проприетарные драйвера для видеокарт.
И теперь, искренне, а не на правах рекламы, мы можем направить вас в Steam за Linux-играми, в котором до 30 июня идет традиционная летняя распродажа! А многие теперь получают удовольствие именно от покупки («раньше мы играли в игры, за которые не платили, теперь платим за игры, в которые не играем»), делая запас на будущее, для игр с детьми и т.п.
Ну и в конце, для дочитавших — бонус. Краткий обзор Unity of Command — не очень популярной, но увлекательной пошаговой стратегии основных сражений Великой Отечественной Войны.
Игра подробно описана в Википедии, но если кратко — это совершенно нетребовательные к ресурсам «историческо-военные шахматы» на реальных картах ВОВ. Игра сейчас ужасно кажется актуальной — и из-за недавней даты 22-июня, и из-за часто мелькающих сейчас в новостях топонимов «Славянск», «Изюм», «Донбасс» вместе с словосочетаниями «танковая атака», «окружение» и т.п.
Я играл вместе с сыном-младшешкольником[5], совершенно наглядным образом объясняя-показывая
- и важность снабжения (без него любое сопротивление стихает максимум через неделю), на которую не общают внимания во многих стратегиях.
- тактические приемы танковых прорывов, окружений, блицкригов.
- почему кавалерия вполне рулила в ВОВ, несмотря на танки.
- важность мостов, перекрестков и железных дорог,
- стойкость солдат разных армий («почему под Сталинградом надо прорываться через румынские дивизии»)
- необходимость жертвовать войсками, чтобы выиграть позицию или время…
- географию СССР.
Как это выглядит — проще всего увидеть на короткой записи моей версии прохождения операции «Уран» с сталинградским контрнаступлением и окружением армии Паулюса:
Если не боитесь спойлеров, или вы начали играть, что-то не получается и хотелось бы подсказки, вот «блестящие победы»[6] в моем исполнении, записанные штатными средствами ROSA Fresh GNOME, см.
А также «Don Offensives», «Race for Rostov», «Orel-Bryansk», «Little Saturn».
Сейчас распродажа, и все это удовольствие со всеми дополнениями можно за 150р.
И наконец, перепись тех, кто дочитал до конца…
Надеюсь, эта статья вас…
|
Новая версия HW Probe Tool 0.9
Мы выпустили новую версию 0.9 инструмента HW Probe Tool (пакет hw-probe) для сбора логов и характеристик компьютеров пользователей. С помощью этого инструмента пополняется база данных оборудования РОСЫ.
Новый пакет уже доступен в репозиториях и может быть обновлен командой:
sudo urpmi.update -a sudo urpmi hw-probeВ инструменте произошло 3 главных изменения.
1. Три уровня логгирования
Новая опция -log-level N (где N принимает значения mini, default и maxi) позволяет варьировать уровень логгирования.
По-умолчанию устанавливается "средний" уровень логгирования, достаточный для диагностики большинства проблем с оборудованием:
su hw-probe -all -upload -id PC_NAMEДля того, чтобы собрать минимальный набор логов для диагностики только загрузки системы и графики, нужно использовать опцию -log-level mini:
su hw-probe -all -log-level mini -upload -id PC_NAMEДля того, чтобы собрать расширенный набор логов, нужно использовать опцию -log-level maxi. Расширенный набор логов помимо стандартного набора дополнительно включает дамп ACPI-подсистемы (нужно дополнительно поставить пакет pmtools), поиск WiFi и bluetooth сетей, а также пробу таблицы маршрутизации:
su urpmi pmtools hw-probe -all -log-level maxi -upload -id PC_NAMEPC_NAME - любое короткое имя компьютера/пробы (не более 45 символов на латинице, в кавычках, если содержит пробелы).
2. Тесты графики
По ключу -check инструмент теперь запускает минимальный тест работоспособности графики с помощью команды glxgears (из пакета mesa-demos).
hw-probe -all -check -upload -id PC_NAMEТест пока запускается не на всех комбинациях графических карт и драйверов. Например, не поддерживается тестирование NVidia-карты на проприетарных драйверах и тестирование дискретной карты в гибриде с Intel-картой на свободных драйверах. Но скоро эти тесты будут добавлены.
В будущем, помимо тестов графических карт, планируется добавить тесты и для других устройств.
3. Больше системных логов
Теперь инструмент собирает логи звуковой, wifi, bluetooth и других подсистем. Собирается journalctl предыдущей загрузки.
Полный список новых логов:
- grub.cfg
- journalctl.1
- alsactl
- amixer
- aplay
- arecord
- boot.log
- codec
- cpuinfo
- df
- dkms status
- fdisk
- fstab
- hciconfig
- input/devices
- ioports
- iw list
- iwconfig
- /lib/modules
- lsblk
- meminfo
- mount
- nm-tool
- nmcli
- ps
- pstree
- rfkill
- /sys/class
- udevadm
- xdpyinfo
- xmodmap
Опциональные (по ключу --log-level=maxi):
- acpidump
- iw scan
- hcitool scan
- route
База оборудования: теперь на русском
Встречайте базу оборудования РОСЫ на русском языке! Теперь можно изменить язык с английского на русский с помощью переключателя справа сверху на странице.
Изначально база проектировалась на английском языке для охвата наиболее широкой аудитории пользователей. И это было правильно, так как пробы своих компьютеров в итоге загружали не только пользователи из России, но и из Италии, Франции, Австрии, Германии, Казахстана, США, Украины, Польши, Бельгии и др. стран. Но все же абсолютное большинство проб своих компьютеров загрузили из России. Поэтому мы потрудились и перевели интерфейс базы на приятный глазу русский язык.
Интерфейс базы данных доступен, как обычно, по адресу: hw.rosalinux.ru.
Замечания по переводу пишите здесь в комментах, на форуме, на странице вконтакте или в нашей багзилле.
3G интернет в РОСЕ — это просто!
Наиболее распространенными способами подключения к интернету на сегодняшний день на домашних и офисных компьютерах являются подключение через Ethernet-кабель (LAN) или с помощью WiFi-карты (WLAN). Если вам понадобится интернет на персональном ноутбуке за пределами офиса, за пределами города или за пределами зон действия точек доступа WiFi, то предыдущие два способа не работают. В такой ситуации вам могут помочь 3G или CDMA каналы интернета. Для использования этих каналов нужен либо встроенный в ноутбук модем, либо USB-модем. Сим-карту можно взять из телефона, который всегда при себе, и установить в модем или специальный слот в ноутбуке.
В отличие от WiFi и Ethernet сетей, Network Manager не отображает список доступных 3G и CDMA сетей по-умолчанию. Однако, добавить нужные соединения довольно просто. Рассмотрим последовательность подключения к 3G и CDMA интернету на примере встроенного Mini PCIe-модема Ericsson F5321 и внешнего USB-модема Airplus MCD-650 соответственно на ноутбуке Dell Latitude E6530.
- Для начала надо подключить модем, открыть окно менеджера сети и поставить галочку «Mobile broadband».
- Затем надо открыть Настройки/Connection/Add/Mobile Broadband.
- Затем выбрать «Any CDMA device», «Any 3G device» или конкретное устройство («Ericsson MBM MBIM [413C:818E]» в моем случае для встроенного модема) в списке устройств.
- Далее нужно выбрать страну и провайдера связи (MTS, Skylink, Beeline и др.).
- На последнем шаге будут отображены автоматически заполненные менеджером параметры соединения (Номер, Имя пользователя, Пароль и др.) для выбранной сети.
- Во вкладке «General configuration» можно поставить галочку «All users may connect to this network», чтобы соединение устанавливалось автоматически после перезагрузки компьютера.
- После нажатия на «OK» соединение будет установлено и можно пользоваться интернетом.
Прилагаем также пробы компьютера (снимки состояния железа и системных логов) с настроенным интернетом, чтобы можно было сравнить настройки и логи: 132c298397 на Mini PCIe-модеме Ericsson F5321 и f9d3a09989 на USB-модеме Airplus MCD-650.
ssd-utils - TRIM для SSD раз в неделю
Как известно, принципы работы solid-state дисков (SSD) значительно отличаются от таковых для HDD.
Если файловая система это поддерживает, полезно время от времени передавать SSD информацию о том, какие блоки данных больше не используются (удалённые файлы и т. д.). Это, как минимум, позволяет избежать постепенного снижения производительности SSD.
Операция TRIM как раз предназначена для таких целей. Для большинства современных SSD она доступна. Широко используемые в Linux файловые системы ext4, btrfs, xfs и некоторые другие TRIM поддерживают.
Есть два основных варианта работы с TRIM:
- Выполнять TRIM после каждого удаления файла, — например, для ext4 этот режим включается, если при монтировании файловой системы задать опцию discard. Как правило, не очень удобно: TRIM требует времени, так что если эту операцию делать часто, то время выполнения операций с файлами на SSD может даже возрасти.
- Запускать время от времени команду fstrim — при этом TRIM будет выполнена для всех освободившихся блоков данных в файловой системе.
Ubuntu пошла по второму пути, начиная с версии 14.04. А теперь это есть и в ROSA Fresh R4 — достаточно установить пакет ssd-utils.
ssd-utils выполнит fstrim сразу после установки (для тех файловых сис
wiki.rosalab.ru
ROSA Desktop Fresh R6 .Первое впечатление ,Йёжа Йежов
Здравствуйте ,однако !Пишет вам ёжик- чайник Йёжа ,любитель чего-нибудь сотворить нехорошее на компьютере , из-за чего бывает сносит систему и приходится переустанавливать всё по новой .
Сегодня немного поговорим о дистрибутивелинукс Роса , точнее о :
Роса -это настольный вариант дистрибутива Линукс , то бишь для обычных пользователей домашнего компа. R -это номер версии .Это наш отечественный -российский дистр , который разрабатывается на базе известной Mandriva .Дистрибутив Роса Бесплатен для домашнего пользования . Есть другие версии выпускаемые данной компанией ,которые могут быть использованы на предприятиях , офисах и тд .см. http://www.rosalab.ru/products/desktop Семейство операционных систем для настольных компьютеров и ноутбуков
Роса -Это родственница дистрибутива Mageia Linux , можно сказать сестра (я посвятил несколько статей магее см .Mageia )Особенности дистров данной ветки -это установочные rpm -пакеты в отличии от Убантовских deb-пакетов .Что лучше-хуже, судить не берусь , мне по барабану , лишь бы работало.Итак , ближе к телу . (как говорил Ги-Де Мопассан )Почему писал о Магее и решил вдруг про Росу ?Просто интересно стало :а как тама у нас ? Чем можут похвастаться наши разработчики -программёры?Оговорюсь сразу -я чайник и обзор будет исключительно с позиции чайника . У меня было несколько попыток установки более ранних версий Росы , но как-то не склалось . Версия же Росы Fresh R6 сейчас у меня на компе (два часа полёт нормальный :-) Шутю уже два дня , мож и приживётся.Шансы у неё появились , во всяком случае .При ближайшем рассмотрении в общем-то всё боле-менее !Итак ,устанавливал 64-битную (у кого оперативки больше 3 гигов) ,есть и 32-битная на оф. сайте .
Скачать- 32bit ISO (Контрольная сумма md5sum: 4f52502107a74b5d13071609872113e1)
- 64bit ISO (Контрольная сумма md5sum: d790058a688150748e7a3b62477a3458)
-
Mate — пакет task-mate
-
LXDE — пакет task-lxde
-
XFCE — пакет task-xfce
-
Enlightenment (E19) — пакет task-enlightenment
Новое меню по умолчанию. |
Рабочий стол по умолчанию |
Мой рабочий стол с классическим меню. |
Настроил автовход .Был небольшой баг :приходилось нажимать Enter при выборе пользователя на входе без пароля , но после обновления вроде нормализовалось.
Есть пару видеофайлов , которые некорректно воспроизводятся на некоторых дистрах .Здесь тоже была проблема , но после установки проприетарных драйверов через Параметры системы , а также кодека Неро см. http://pkgs.org/rosa-2012.1/mib-basic-i586/neroaac-codec-1.5.1-69.1-mib2012.1.noarch.rpm.html ,благополучно всё разрешилось .
Через консоль и через Параметры системы установил virtualbox opera skype calibre vlc cairo-dock .Единственно Виртуал бокс по-английски встал , но думаю проблема решаема. Установил из официального репозитория браузер Опера 31 . Встал нормально , флеш тоже работает (возможно благодаря предустановленному Хромиуму)
Скайп встал легко , без танцев с бубном. После установки легко нашёл камеру .
Установил рпм-пакет стороннего разработчика XnConvert (для пакетной обработки фото или картинок).
Немного повозился с Облаком майл ру .Почему-то рпм-пакеты не встают , но более старая версия работает .
Без вопросов открывает файлы -архивы в формате RAR. На некоторых дистрах нужно доустанавливать UNRAR или что-то подобное ,здесь же из коробки .
Дистрибутив имеет свой плеер под названием ROSA Media Player .Пока не могу сказать -насколько он хорош ,будем посмотреть .Кстати ,плеер позволяет делать запись с экрана (скринкаст) для каких -то обучающих роликов к примеру
Легко монтировался наружный жёсткий диск , без всяких прав админа , что бывает нечасто (в настройках выставил автоматическое монтирование внешних носителей)Работает достаточно шустренько , но бывают иногда подвисания, когда открыто много приложений , возможно нехватка ресурсов железа. Наблюдал некоторые подвисания при открытии нескольких приложений .Другие дистрибутивы :Магия линукс(Mageia) и Пклинукс Ос (PC Linux OS), требовали меньше ресурсов на систему ,чем Роса .Роса любит покушать , хотя имеет французское происхождение , но аппетит чисто русский )))Добавил оперативки .После добавления ещё 4 гигов ,зависания уменьшились . (всего стало 8 гигов ).Открыл несколько приложений одновременно (Виртуальная машина , Роса плеер ,скайп , Яндекс браузер ,офис ,Фаерфокс ,файловый менеджер , торрент, причём в браузерах открыто было несколько вкладок ) ПОлёт нормальный .Больше оперативки-великая сила , только не забудьте , что большее количество , чем 4 гига |, может поддерживать только 64-битная версия Росы .Если же у вас в пределах 3-4 гигов оперативки , повторюсь , ставьте 32 битную версию Росы .Она требует меньше ресурсов .Так что преимущества 64-битной , можно почувствовать только после существенного увеличения оперативки , это касается любых 64 -битных Ос (операционных систем)...
Что касаемо Росы ,Программы возможно не все установил , которые планировал , но всё впереди думаю . Может и подружимся с Российским дистром ...
Итак на данном этапе мнение о дистрибутиве ROSA Desktop Fresh R6
А на сегодня До Свидания !
Несколько ссылок (нажмите показать)
ПоказатьСкрыть
www.otomioseem-vindous-linuks.ru
Блог:Точка Росы №10 — печатный вариант — Rosalab Wiki
Пришло время для очередного дайджеста «Точки РОСЫ», ведь с момента предыдущего прошел уже год.
Да, в в прошлом выпуске мы спрашивали, с какой периодичностью выпускать наш журнал-дайджест, и там лидировали варианты «еженедельно» и «ежемесячно». Но, понятное дело, это неразумно — ведь за неделю у нас может и вовсе не быть ни одной новости, хотя может и несколько — ну для этого у нас есть и [[..|этот блог]], на который можно подписаться и классически — по RSS/Atom, или через социальные сети — VK, FB, недавно заведенная официальная страница компании в G+ и давно самозародившееся неофициальное сообщество в G+.
А дайджесты и PDF-сборки статей интересны, наверное, тем, кто не сильно заинтересован в нашей работе, но изредка готов, без лишних переходов по гиперссылкам, возможно, даже от отчаяния (Интернета нет, но есть недочитанный PDF-файл), полистать его, чтобы ознакомится с нашей работой.
Исторически, именно PDF-файлами мы начинали публиковать «Точку Росы» на Опеннете и ЛОРе, но с публикацией там всегда есть проблема: почему-то начинается обсуждение, касающееся чего угодно — обложки, личного мнения о сотрудниках и нашей работе, о политике… обо всем, кроме, собственно, содержания. Поэтому мы там точно не очень хотим появляться часто, чтобы не надоедать и не раздражать собравшуюся публику.
Итак, в десятом выпуске «Точки РОСЫ»:
Пользователям
Hardware Тестируем на зоопарке десктопов и ноутбуков, все для надежной работы.-
База данных поддерживаемого оборудования
На сегодняшний день на рынке предлагается огромное количество разнообразных конфигураций персональных компьютеров. При разработке операционной системы РОСА мы прилагаем существенные усилия для поддержки всевозможных конфигураций.
Еще пять лет назад при разработке первых версий операционной системы и до недавних пор мы использовали стандартный для отрасли метод взаимодействия с пользователями. Если у пользователя что-то не работало, то он сообщал об этом на нашем форуме или в багзилле. Затем команда поддержки начинала выяснять у пользователя характеристики компьютера, системные логи и др. Все эти многочисленные данные собирались в комментариях к соответствующему багу и затем анализировались разработчиками на возможность исправления проблемы. Главный минус такого подхода был в том, что от пользователя требовалось слишком много действий и отладка проблемы растягивалась на недели, а иногда и на месяцы.
Для упрощения процесса взаимодействия с пользователями мы разработали инструмент HW Probe. Инструмент предназначен для сбора на компьютере пользователя всей необходимой информации для анализа и отладки его проблемы. При этом от пользователя требуется выполнить всего лишь одну команду:
hw-probe -all -upload -id "Описание пробы"Создать пробу можно как на установленной системе, так и из Live-режима. Описание пробы может быть любым. Перед вызовом команды желательно подключить максимальное количество периферийных устройств, чтобы они также были проанализированы, и обновить соответствующий пакет:
sudo urpmi.update -a sudo urpmi hw-probe ПримечаниеТеперь пробу оборудования компьютера можно сделать еще проще, кликнув на иконку "Проба оборудования" в меню SimpleWelcome.В результате запуска команды информация обо всем оборудовании на компьютере, системные логи инициализации и др. информация будет загружена в нашу базу данных для последующего анализа разработчиками. Пользователю при этом будет выдана ссылка на пробу его оборудования, которую он может приложить к сообщению на форуме, багу или поделиться со знающими людьми, которые могут помочь с решением проблемы (пример пробы для ASUS N73SV здесь). В результате такого механизма взаимодействия, проблемы на компьютерах пользователей теперь решаются гораздо быстрее.
Пакет hw-probe является базовым для дистрибутива РОСА Desktop Fresh R4 (и всех будущих версий). Обязательно обновите этот пакет перед использованием, чтобы загрузить в базу наиболее полные результаты тестов. Пользователям других версий ОС РОСА или других дистрибутивов необходимо следовать этим инструкциям.
На основе всех собранных проб оборудования пользователей, а также статического анализа драйверов ядра автоматически создается база данных поддерживаемого оборудования. Ознакомиться с базой данных можно на сайте hw.rosalinux.ru/. В ней можно, например, посмотреть список всех протестированных видеокарт или список всех WiFi-карт, поддержка которых заявлена ядром. Также можно посмотреть список и классификацию всех протестированных моделей компьютеров. Для классификации устройств мы используем ядерную классификацию соответствующих драйверов. Для PCI и USB устойств дополнительно используется более тонкая классификация по идентификатору класса устройства.
В этой заметке мы призываем всех пользователей операционной системы РОСА загрузить пробы своего оборудования с помощью вышеприведенной команды для пополнения списка поддерживаемого оборудования. Максимальное количество подключенных к компьютеру периферийных устройств при снятии пробы - приветствуется. В случае, если какое-то устройство не функционирует, то просьба также описать проблему на нашем форуме, в багзилле или на странице вконтакте.
-
Linux — теперь все отлично и с играми
Продолжим тему развлечений на «ROSA». О видео мы уже поговорили, обсудим ситуацию с играми.
Тут ситуация улучшается с каждым днем. Еще пару лет назад, любой, «переходивший на линукс» пользователь, был вынужден прощаться с своими любимыми игрушками, как расставались с друзьями и родственниками эмигранты из СССР.
Т.е. игры под Linux конечно были. Но, в основном, это open-source проекты энтузиастов, и среди тысяч пакетов с играми преобладали игры с несложной графикой: «казуальные» игрушки-головоломки, разные шахматы и карты, простые «аркадные» стрелялки-бродилки — и некоторым достаточно и этого, я повидал многих, кому на компьютере достаточно пасьянса и Lines.
Впрочем, теперь новый уровень «казуальщины» — это броузерные игры на Flash и HTML5 — и теперь можно растить веселую ферму и рубиться в сетевые стратегии с друзьями, вовсе не задумываясь, какая система установлена, и что вообще нужно что-то инсталлировать. И с этим все ОК, ибо слава Мозилле и работающему Flashу, тут все одинаково[1].
Но все это, увы, было недостаточно для подлинных игроков.
- «Казуальщина» не дотягивает по уровню (графика, геймплей) до самых известных и популярных игр, скажем так, игр класса AAA, блокбастеров и бестселлеров, игр требующих 146% возможностей процессора и видеокарты.
- Нет, конечно под Linux есть нестыдные open-source игры, вполне почти «профессионального» уровня, например, 0 A.D., Battle For Wesnoth, Xonotic, AstroMenace, Speed Dreams, но их не так много, покрыты не все жанры, плюс соображения следующего пункта…
- И, наверное, самое важное — тут срабатывает импринтинг, ко многим популярным играм настолько привыкаешь, что расставание, или замена на аналоги, увы, не катит.
- Не говоря о играх, в которых с друзьями рубишься по сети, или просто обсуждаешь прохождение — и тут аргументы «да XXX нет, но есть похожий YYY» — не катит. Так FreeCIV не заменит пятую цивилизацию, а любая трехмерная стрелялка не заменит CS.
Поэтому игроману приходилось для таких игр
- либо держать отдельный раздел с DOS/Windows — это более-менее ОК для игр-«стрелялок» требующих 100% CPU и твоего внимания, это вполне разумно («делу время, потехе час»), то в разные пошаговые стратегии можно играть параллельно с офисной работой, и тут нужна нативность для мгновенного переключениям между приложениями.
- либо использовать разнообразные эмуляторы, типа PlayOnLinux или даже DOSBox, для совсем древних игр. В большинстве случаев, это, кстати, работает, например, у меня, к моему удивлению, работала даже пятая цивилизация, с настройками графики чуть хуже, чем под DirectX. Но все-таки это как-то не комильфо — и не так эффективно, и возможны странные баги.
Прогресс тут резко пошел за последнюю пару лет, и связан он со Steam — теперь наверно, самой известной инфраструктурой игровой дистрибьюции от компании Valve. Эта компания известна
- и в мире разработчиков, удивительным внутренним процессом, напоминающим то ли раздолбайство, то ли советское НИИ[2].
- и в мире игроманов, за кучу эпичных бестселлеров, из которых серии Half-Life и Counter Strike знакомы всем, даже далеким от игр.
Но самое известное и важное направление — это построение Steam, собственной игровой инфраструктуры с нуля, от непосредственно железа и приставок SteamBox со Linux-based SteamOS, чтобы не зависить ни от каких вендоров (операционных систем или консолей). И именно эта движуха и заинтересовала Linux-ом игроделов. Да, это не первая система цифровой дистрибьюции с Linux-играми, есть ведь и Desura, но первая, набравшая критическую массу и захватывающая всю вертикаль, от железа до пользователя.
Сложно конечно однозначно сказать, что именно повлияло на игровых производителей:
- Есть факты, что Linux-пользователи Steam оказались даже платежеспособней, чем Windows-стимеры (покупают больше игр, больше платят при распродажах «заплати сколько хочешь»), т.е. потенциально это выгодная аудитория, а не сборище халявщиков. Кстати, интересно посмотреть Steam-статистику → [1], [2].
- Есть мнение, что для игроделов всегда выгоднее разработка под консоли, игровые приставки с фиксированными характеристиками — меньше проблем с зоопарком железа, больше профита, ибо консоли — для истинных геймеров, там больше играют, и тратят деньги на закупку игр или транжирят внутри игры. И чтобы попасть на эту новую консоль, уже сейчас надо разворачиваться и учиться делать Linux-совместимые игры.
Так что, если сначала парк Linux-игры пополнялся в основном малобюджетными инди-играми от одиночек или небольших студий, то сейчас, пошло портирование блокбастеров от крупных издательств.
Смотрите сами, в TOP10 уже 8 Linux-совместимых (да и если смотреть топ игр дальше — чуть похуже, но все равно, Linux-совместимости все больше и больше).
Ежедневный максимум | Всего игроков | Игра | |
570,308 | 784,569 | Dota 2 | |
71,549 | 149,145 | Counter-Strike: Global Offensive | |
50,451 | 85,718 | Team Fortress 2 | |
27,909 | 65,717 | Football Manager 2014 | |
22,349 | 58,471 | Sid Meier's Civilization V | |
20,498 | 46,407 | Garry's Mod | |
18,623 | 31,806 | Counter-Strike |
Лично для меня «переломным моментом» стало портирование в мае «Civilization V» (кстати, тут можно публично пообщаться на эту тему с ее разработчиками). А исторические стратегии от Paradox уже давно Linux-совместимы — Crusader King II портировали еще год назад, а Europe Universalis IV уже вышла Linux-рожденной.
Лично я как-то больше любитель неспешных стратегий, вот например, «мой стим»:
Да, проблемы с портированием еще есть — некоторые компании стремятся выпустить линукс-версию «как-нибудь побыстрее, хоть тушкой, хоть чучелом» — и некоторые Linux-порты теряют в качестве: либо это перенос путем встраивания Wine-эмулятора, либо разработку линукс-версии аутсорсят, либо почему-то нет локализации…
Все это огорчает, но тренд очевиден — нет уже никакой эмиграции, и «игровая граница» между Linux и Windows почти стерта — самое важное уже работает под Linux, остальные Steam Windows-игры можно запустить из под PlayOnLinux, и кстати, Steam предлагает еще один вариант Linux-Windows гетерогенности — «стриминг».
Можно продолжать держать Windows-десктоп для игр, а играть в них лежа на диване даже с слабеньким Linux-ноутбуком, при этом десктоп пыхтит и рендерит игровые картинки, а Linux-ноутбук удаленно управляет этой игрой, не напрягаясь и не перегреваясь. Это конечно, не очень подходит к стрелялкам, но ко всему остальному — совершенно замечательно.
У нас Steam беспроблемно устанавливается и работает, в этом уже нет нашей заслуги — если раньше, еще год назад (скажем, для тех, кто в теме, во времена «steamhack-а»), нам приходилось делать какие-то хаки и патчи — подкладывать отстутствующие файлы шрифтов и делать симлинки на библиотеки и т.п. (ведь бета Steam-клиент был «захардкожен» под Ubuntu), то сейчас — это такой же steam, как и у всех.
Кстати, мы думаем, а не стоит ли Steam включить в образ? С одной стороны, вроде идея хорошая, с другой:
- все равно потребуется интернет для инсталляции игр, а тогда можно поставить Steam из репозиториев.
- надо будет договариваться с Valve, обсуждать юридические тонкости — а это непросто. Ибо известно, что почти нереально дождаться от Valve ответов на свои запросы.
- кому-то может не понравится наличие «проприетарщины»…
Но спросим:
Идея включить Steam-клиент в инсталляционный образ дистрибутив ROSA Fresh…
|
А работоспособность же игр, определяется именно здоровьем графической системы в дистрибутиве. Чтобы все было гладко с X-ами, MESA-библиотеками, и драйверами видеокарточек, чтобы были наложены все важные патчи в непротиворечивой комбинации, и все это было проверено.
Так вот, даже в головном офисе, мы постоянно тестируем нашу графическую подсистему на куче ноутбуков и на тестовом стенде для проверки графических карт, где мы прогоняем нашу коллекцию — видеокарт, от слабенького старья, до современных профессиональных. И это не говоря уже о куче оборудования нашей распределенной по миру QATeam.
При тестировании мы используем и широко известные Phoronix-тесты, так и ручное «проигрывание» Steam-коллекций сотрудников[3].
Про процесс тестирования, впрочем, надо писать отдельную статью, а пока лишь отметим, что в целом, если технические требования игры удовлетворены, то скорее всего, все будет хорошо, и главная нетривиальность — не забыть поставить правильный видеодрайвер. Скорее всего, наиболее эффективным будет проприетарный драйвер видеокарточки, и для его инсталляции достаточно лишь запустить нашу утилиту XFdrake, которая сама все скачает и настроит[4].
Мы кстати, размышляем, надо ли как-то напоминать или предлагать запускать XFdrake при первом подключении к сети? Именно в этот момент можно проверить, есть ли проприетарные драйвера AMD/Nvidia для видеокарты, и предложить их использовать.
Идея запускать XFdrake после инсталляции/при первом подключении к сети, если есть проприетарные драйвера для найденной видеокарты…
|
Так что еще раз отметим
- все что может играть под Linux — популярные open-source игры, все Linux-игры из Steam,
эмуляторы DOSBox и PlayOnLinux — все работает,
- графическую подсистему тестируем, нужные патчи проносим,
- есть XFdrake — утилита, которая автоматически поставит проприетарные драйвера для видеокарт.
И теперь, искренне, а не на правах рекламы, мы можем направить вас в Steam за Linux-играми, в котором до 30 июня идет традиционная летняя распродажа! А многие теперь получают удовольствие именно от покупки («раньше мы играли в игры, за которые не платили, теперь платим за игры, в которые не играем»), делая запас на будущее, для игр с детьми и т.п.
Ну и в конце, для дочитавших — бонус. Краткий обзор Unity of Command — не очень популярной, но увлекательной пошаговой стратегии основных сражений Великой Отечественной Войны.
Игра подробно описана в Википедии, но если кратко — это совершенно нетребовательные к ресурсам «историческо-военные шахматы» на реальных картах ВОВ. Игра сейчас ужасно кажется актуальной — и из-за недавней даты 22-июня, и из-за часто мелькающих сейчас в новостях топонимов «Славянск», «Изюм», «Донбасс» вместе с словосочетаниями «танковая атака», «окружение» и т.п.
Я играл вместе с сыном-младшешкольником[5], совершенно наглядным образом объясняя-показывая
- и важность снабжения (без него любое сопротивление стихает максимум через неделю), на которую не общают внимания во многих стратегиях.
- тактические приемы танковых прорывов, окружений, блицкригов.
- почему кавалерия вполне рулила в ВОВ, несмотря на танки.
- важность мостов, перекрестков и железных дорог,
- стойкость солдат разных армий («почему под Сталинградом надо прорываться через румынские дивизии»)
- необходимость жертвовать войсками, чтобы выиграть позицию или время…
- географию СССР.
Как это выглядит — проще всего увидеть на короткой записи моей версии прохождения операции «Уран» с сталинградским контрнаступлением и окружением армии Паулюса:
Если не боитесь спойлеров, или вы начали играть, что-то не получается и хотелось бы подсказки, вот «блестящие победы»[6] в моем исполнении, записанные штатными средствами ROSA Fresh GNOME, см.
А также «Don Offensives», «Race for Rostov», «Orel-Bryansk», «Little Saturn».
Сейчас распродажа, и все это удовольствие со всеми дополнениями можно за 150р.
И наконец, перепись тех, кто дочитал до конца…
Надеюсь, эта статья вас…
|
-
Новая версия HW Probe Tool 0.9
Мы выпустили новую версию 0.9 инструмента HW Probe Tool (пакет hw-probe) для сбора логов и характеристик компьютеров пользователей. С помощью этого инструмента пополняется база данных оборудования РОСЫ.
Новый пакет уже доступен в репозиториях и может быть обновлен командой:
sudo urpmi.update -a sudo urpmi hw-probeВ инструменте произошло 3 главных изменения.
1. Три уровня логгирования
Новая опция -log-level N (где N принимает значения mini, default и maxi) позволяет варьировать уровень логгирования.
По-умолчанию устанавливается "средний" уровень логгирования, достаточный для диагностики большинства проблем с оборудованием:
su hw-probe -all -upload -id PC_NAMEДля того, чтобы собрать минимальный набор логов для диагностики только загрузки системы и графики, нужно использовать опцию -log-level mini:
su hw-probe -all -log-level mini -upload -id PC_NAMEДля того, чтобы собрать расширенный набор логов, нужно использовать опцию -log-level maxi. Расширенный набор логов помимо стандартного набора дополнительно включает дамп ACPI-подсистемы (нужно дополнительно поставить пакет pmtools), поиск WiFi и bluetooth сетей, а также пробу таблицы маршрутизации:
su urpmi pmtools hw-probe -all -log-level maxi -upload -id PC_NAMEPC_NAME - любое короткое имя компьютера/пробы (не более 45 символов на латинице, в кавычках, если содержит пробелы).
2. Тесты графики
По ключу -check инструмент теперь запускает минимальный тест работоспособности графики с помощью команды glxgears (из пакета mesa-demos).
hw-probe -all -check -upload -id PC_NAMEТест пока запускается не на всех комбинациях графических карт и драйверов. Например, не поддерживается тестирование NVidia-карты на проприетарных драйверах и тестирование дискретной карты в гибриде с Intel-картой на свободных драйверах. Но скоро эти тесты будут добавлены.
В будущем, помимо тестов графических карт, планируется добавить тесты и для других устройств.
3. Больше системных логов
Теперь инструмент собирает логи звуковой, wifi, bluetooth и других подсистем. Собирается journalctl предыдущей загрузки.
Полный список новых логов:
- grub.cfg
- journalctl.1
- alsactl
- amixer
- aplay
- arecord
- boot.log
- codec
- cpuinfo
- df
- dkms status
- fdisk
- fstab
- hciconfig
- input/devices
- ioports
- iw list
- iwconfig
- /lib/modules
- lsblk
- meminfo
- mount
- nm-tool
- nmcli
- ps
- pstree
- rfkill
- /sys/class
- udevadm
- xdpyinfo
- xmodmap
Опциональные (по ключу --log-level=maxi):
- acpidump
- iw scan
- hcitool scan
- route
-
База оборудования: теперь на русском
Встречайте базу оборудования РОСЫ на русском языке! Теперь можно изменить язык с английского на русский с помощью переключателя справа сверху на странице.
Изначально база проектировалась на английском языке для охвата наиболее широкой аудитории пользователей. И это было правильно, так как пробы своих компьютеров в итоге загружали не только пользователи из России, но и из Италии, Франции, Австрии, Германии, Казахстана, США, Украины, Польши, Бельгии и др. стран. Но все же абсолютное большинство проб своих компьютеров загрузили из России. Поэтому мы потрудились и перевели интерфейс базы на приятный глазу русский язык.
Интерфейс базы данных доступен, как обычно, по адресу: hw.rosalinux.ru.
Замечания по переводу пишите здесь в комментах, на форуме, на странице вконтакте или в нашей багзилле.
-
3G интернет в РОСЕ — это просто!
Наиболее распространенными способами подключения к интернету на сегодняшний день на домашних и офисных компьютерах являются подключение через Ethernet-кабель (LAN) или с помощью WiFi-карты (WLAN). Если вам понадобится интернет на персональном ноутбуке за пределами офиса, за пределами города или за пределами зон действия точек доступа WiFi, то предыдущие два способа не работают. В такой ситуации вам могут помочь 3G или CDMA каналы интернета. Для использования этих каналов нужен либо встроенный в ноутбук модем, либо USB-модем. Сим-карту можно взять из телефона, который всегда при себе, и установить в модем или специальный слот в ноутбуке.
В отличие от WiFi и Ethernet сетей, Network Manager не отображает список доступных 3G и CDMA сетей по-умолчанию. Однако, добавить нужные соединения довольно просто. Рассмотрим последовательность подключения к 3G и CDMA интернету на примере встроенного Mini PCIe-модема Ericsson F5321 и внешнего USB-модема Airplus MCD-650 соответственно на ноутбуке Dell Latitude E6530.
- Для начала надо подключить модем, открыть окно менеджера сети и поставить галочку «Mobile broadband».
- Затем надо открыть Настройки/Connection/Add/Mobile Broadband.
- Затем выбрать «Any CDMA device», «Any 3G device» или конкретное устройство («Ericsson MBM MBIM [413C:818E]» в моем случае для встроенного модема) в списке устройств.
- Далее нужно выбрать страну и провайдера связи (MTS, Skylink, Beeline и др.).
- На последнем шаге будут отображены автоматически заполненные менеджером параметры соединения (Номер, Имя пользователя, Пароль и др.) для выбранной сети.
- Во вкладке «General configuration» можно поставить галочку «All users may connect to this network», чтобы соединение устанавливалось автоматически после перезагрузки компьютера.
- После нажатия на «OK» соединение будет установлено и можно пользоваться интернетом.
Прилагаем также пробы компьютера (снимки состояния железа и системных логов) с настроенным интернетом, чтобы можно было сравнить настройки и логи: 132c298397 на Mini PCIe-модеме Ericsson F5321 и f9d3a09989 на USB-модеме Airplus MCD-650.
-
ssd-utils - TRIM для SSD раз в неделю
Как известно, принципы работы solid-state дисков (SSD) значительно отличаются от таковых для HDD.
Если файловая система это поддерживает, полезно время от времени передавать SSD информацию о том, какие блоки данных больше не используются (удалённые файлы и т. д.). Это, как минимум, позволяет избежать постепенного снижения производительности SSD.
Операция TRIM как раз предназначена для таких целей. Для большинства современных SSD она доступна. Широко используемые в Linux файловые системы ext4, btrfs, xfs и некоторые другие TRIM поддерживают.
Есть два основных варианта работы с TRIM:
- Выполнять TRIM после каждого удаления файла, — например, для ext4 этот режим включается, если при монтировании файловой системы задать опцию discard. Как правило, не очень удобно: TRIM требует времени, так что если эту операцию делать часто, то время выполнения операций с файлами на SSD может даже возрасти.
- Запускать время от времени команду fstrim — при этом TRIM будет выполнена для всех освободившихся блоков данных в файловой системе.
Ubuntu пошла по второму пути, начиная с версии 14.04. А теперь это есть и в ROSA Fresh R4 — достаточно установить пакет ssd-utils.
ssd-utils выполнит fstrim сразу после установки (для тех файловых систем, где это поддерживается), а также настроит автоматический запуск fstrim раз в неделю.
Стоит заметить, что если используются шифрованные разделы, RAID, devmapper и т. п., то может понадобиться вручную настроить всё это, чтобы запрос на выполнение TRIM от файловой системы мог добраться до собственно SSD.
Кроме этого, как и в Ubuntu, fstrim по умолчанию будет запускаться только для SSD от «проверенных» производителей. В данный момент это:
- Intel
- Samsung
- OCZ
- SanDisk
- Patriot
С SSD от некоторых других производителей бывали проблемы, приводившие к повреждению файловых систем. Впрочем, если у Вас есть SSD другого производителя и Вы уверены, что с этим SSD всё в порядке, можно включить fstrim и для него. Для этого достаточно добавить опцию --no-model-check для fstrim-all в /etc/cron.weekly/fstrim.cron (подробности — в комментариях в этом файле).
-
По ту сторону пресс-релиза: поддержка ИБП Powercom в ОС «РОСА»
Недавно на сайте компании была опубликована новость про поддержку источников бесперебойного питания POWERCOM в ROSA Fresh и ROSA X1. В связи с подобными ситуациями я почти постоянно встречаю такое мнение на различных ИТ-ресурсах, мол, что тут сложного — взять да собрать тот же NUT (или какой-то другой пакет в зависимости от ситуации)? Но не всё так просто, как кажется со стороны. На примере добавления поддержки ИБП конкретного вендора расскажу, что на самом деле кроется за сухими строками официального пресс-релиза.
Собственно, помимо сборки nut (который был у нас изрядно устаревшим на тот момент), была проведена работа по приведению спеков и конфигурационных файлов nut в порядок согласно реалиям и политикам дистрибутива. К таким вещам можно отнести новые unit-файлы для systemd, зачистку самого spec-файла от всевозможных рудиментов и хаков, доработку и написание post и preinstall скриптов и т.п.
Как я уже упоминал, недостаточно просто собрать пакет. Одно из требований заказчика — работа ИБП без проведения каких-либо сложных манипуляций. Связано с тем, что в ОС «РОСА» будут работать вчерашние пользователи Windows, которые, к вящему неудовольствию некоторых особо продвинутых товарищей, не умеют работать с консольными приложениями, а словосочетание «эмулятор терминала» их повергает в священный трепет. К тому же работать программа должна на самых разных конфигурациях оборудования. Посему любимый номер посетителей линукс-форумов «сделаем за пять минут на скриптах» тут не пройдёт. Для решения проблемы в офис были доставлены ИБП POWERCOM и написано много новых правил udev, позволяющих запускать нужные модули и приложения, требуемые для корректной работы ИБП, сразу после втыкания кабеля USB в разъём. Для начала неплохо, но этого мало.
В процессе тестирования от будущих эксплуатантов была получена жалоба на то, что несмотря на заметное упрощение работы, всё равно много действий приходится выполнять вручную. И как вы уже догадались, пользователям приходится залезать в консоль ради дополнительных действий. В процессе обсуждения данной проблемы было предложено измененить конфигурацию по умолчанию, чтобы иметь возможность подключить к компьютеру подавляющее большинство ИБП, включая оборудование POWERCOM, не выполняя ровным счётом никаких действий. Что и было сделано. Ни дать-ни взять — Plug’n'Play, каким видит его Microsoft :) Для мониторинга показаний оборудования было собрано на выбор несколько приложений, имеющих графический интерфейс, из которых больше всего понравился KNutClient для среды KDE. Впоследствии у этого приложения исправили несколько небольших ошибок и переделали локализацию, бывшую на тот момент в крайне плачевном состоянии.
На этом этапе история не закончилась. Через некоторое время от тестеров POWERCOM пришла ещё одна жалоба, что ИБП нельзя настроить по своему вкусу. Например, использовать не прошитые в ПЗУ оборудования настройки уровня разряда батарей, а задать свои. И да, пользователям для перенастройки оборудования всё ещё требуется доступ к консоли. Так что для настройки параметров ИБП необходимо было иметь программу с графическим интерфейсом, дабы пользователь не сломал чего в процессе редактирования. В очередной раз были внесены изменения в основной конфигурационный файл, позволяющие переназначать настройки, зашитые в ПЗУ ИБП. Для минимизации действий, производимых с использованием консоли, была найдена программа knutsetting. Впрочем, поначалу толку от неё не было. Knutsetting находилась в абсолютно неработоспособном состоянии, вываливала совершенно невразумительные ошибки в процессе использования и создавала проблемы самим пользователям. Начиная от нерабочей аутентификации приложения в среде KDE, заканчивая порчей конфигурационных файлов. Причём порча файлов всплыла совершенно случайно в процессе обработки совершенно другой жалобы и возникала только в определённой конфигурации демона nut. Как бы то ни было, причины ошибок были найдены и устранены, добавлена отсутствующая русская локализация, и только после этого программа была добавлена в репозиторий.
Итог всей проведённой работы: система получила штатное средство управления и настройки источников бесперебойного питания, доступное не только ИТ-специалистам, но и обычным пользователям.
Надеюсь, эта новость вас…
|
wiki.rosalab.com