X. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются:. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуется


X. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются:

1. Значительные инвестиции.

2. Полная перестройка педагогической системы.

3. Желание, инициатива, понимание «узких мест» ПС, ви­дение перспектив улучшения.

4. Согласие учителей и родителей.

5. Административный нажим.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

Ответы

5

4

5

все В

1

4

5

4

всеН

3

Контрольный тест

1. Что подразумевается под педагогическими инновациями?

2. Из каких компонентов состоит педагогическая система?

3. Что подтверждает закон сохранения ПС?

4. Почему не удается улучшить ПС по всем критериям одновре­менно?

5. Чем отличаются интенсивный и экстенсивный пути разви­тия ПС?

6. Какие направления относятся к общим педагогическим инно­вациям?

7. Какой из уровней инноваций имеет настоящее преобразующее влияние?

8. Сформулируйте принцип природосообразности.

9. Почему педагогика должна вернуться к принципу природосо­образности ?

10. Какие последствия для отечественной педагогики повлечет возврат к принципу природосообразности ?

11. Какая парадигма наиболее перспективна для отечественной педагогики?

227

12. Какие основные требования гуманистической педагогики?

13. Перечислите основные требования критерия инновационности учебного заведения.

14. Сравните по основным показателям инновационные и неинно­вационные учебные заведения.

15. Правильно ли утверждать: инновации — это возврат к ста­рым, проверенным принципам?

16. Является ли инновационным учебное заведение, достигающее более высоких результатов за счет перегрузки учащихся и учителей?

17. Что такое оптимизация ПС?

18. Что такое критерий оптимальности?

19. Какие способы практической оптимизации используются?

20. Что дает оптимизация учителям и учащимся?

Литература для самообразования

Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М„ 1989.

Беспальто В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.,1989.

Подласый И. П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов.—Киев, 1998.

Берулава М.М. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. — Бийск, 1995.

Справочник менеджера образования: В 2 т. / Сост. B.C. Гиршович. — М., 1995.

Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, B.C. Лазарева. — М., 1995.

Коротяев Б. Педагогика на распутье. — Славянок, 1996.

Глассер У. Школа без неудачников / Пер. с англ. — М., 1991.

Декларация прав ребенка // Нар. образование. — 1993. — №5.

Конвенция о правах ребенка // Нар. образование. — 1993.—№5.

1 Функции учителя

Личность, организующая и реализующая учебно-воспита­тельный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так:

учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) — чело­век, имеющий специальную подготовку и профессионально за­нимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует об­ратить внимание на слово «профессионально». Непрофессио­нально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качествен­ное исполнение своего профессионального долга. При этом не принимается во внимание ни вероятностный характер резуль­татов педагогического труда, ни параллельное влияние значи­тельного количества педагогических факторов на эффектив­ность обучения и воспитания, ни отдаленность проявления формируемых качеств личности.

Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут резуль­таты труда педагогов сегодня — таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от кото­рой так много зависит в судьбе каждого человека и всего на­рода.

Сейчас, когда пишутся эти строки, учителям в России плохо. Плохо не только российским педагогам, в таком же безрадостном положении их коллеги — педагоги украин­ские, белорусские, туркменские, казахские. Не могут пока вновь образованные государства обеспечить им ни высоко­го престижа, ни достойной зарплаты, ни даже сколько-ни­будь удовлетворительного уровня существования. Еще ни­когда раньше жизненный уровень педагогов не был столь

230

низок, еще никогда учитель на Руси не был столь забитым и забытым.

По данным социологических исследований, лишь 1% из опрошенных в 1997 г. российских учителей имеют обеспе­ченную жизнь, еще 6% оценивают свои бытовые условия как хорошие, 13% считают их сносными, а большинство, бо-,лее 60% учителей, относят себя к бедным, незащищенным слоям населения. Такие строки в русских педагогических книгах не появлялись почти 100 лет. Как известно, ситуация постепенно ухудшалась, начиная с 1990 г., и похоже, рус­ские учителя вступили в полосу длительной бедности.

Что же делать? Терпеливо работать, надеяться на луч­шее. Терпение и оптимизм — важнейшие профессиональ­ные качества педагога. В трудных ситуациях они не раз ста­новились решающими факторами. Нет сомнений, что Рос­сия и на этот раз воспрянет, опираясь на духовность, даро­ванную народным учителем.

Учительская работа относится к очень сложным видам 1 человеческой деятельности. Но что именно делает учитель, большинство людей не совсем понимают, ограничиваясь указаниями на внешние, видимые характеристики его дея­тельности.

Очень многое проясняется, если поставить вопрос так — чем отличается учитель от других людей, не учителей? Только ли дипломом педагогического вуза?

Пригласим в класс инженера. Он начнет объяснять школьникам основы своей науки, сообразуясь со здравым смыслом. Скорее всего, он будет просто копировать своих учителей: объяснять, давать упражнения, вызывать к доске, ставить оценки и т. д. На первый взгляд создается види­мость нормальной педагогической работы.

Но только на первый и только видимость. От настоящего учительского труда она отличается так же, как детская игра «в школу» от самой школы. Учитель знает, как. Это всегда на первом плане. Умение гораздо важнее знания предмета. Ко­нечно, математике может обучить только знающий матема­тику. Но, боже мой, сколько компетентных математиков ока­зались никудышными учителями.

Попытайтесь профессионально ответить на вопрос: что делает учитель, какими словами выразить его главную пе­дагогическую функцию?

231

Педагогическая функция — предписанное педагогу направ­ление применения профессиональных знаний и умений. Ко­нечно же, главными направлениями приложения педагогичес­ких усилий являются обучение, образование, воспитание, раз­витие и формирование учащихся. В каждом из них учитель вы­полняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Все же, по­смотрев в корень педагогического дела, мы установим, что ле­жит в основе профессиональной педагогической деятельности и выясним: что главная функция учителя — управление процесса­ми обучения, воспитания, развития, формирования.

Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руково­дить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчет­ливее понимает эту свою главную функцию, тем больше само­стоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами/ свободно осуществляемого учениками, а на самом деле — уп­равляемого педагогом выбора.

Еще Сократ называл профессиональных педагогов «акуше­рами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «майэвтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог. Следователь­но, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают становление человека.

Сегодня в педагогический словарь проникло понятие «ме­неджмент» (от англ. management — руководство, управление), обозначающее общее искусство управления процессами, проте­кающими в различных системах. То, что делает учитель, все чаще за рубежом и у нас начинают называть «педагогическим менеджментом», а самого педагога — «менеджером» (воспита­ния, обучения, развития роста потенциала и т. п.). Это, впро­чем, никак не влияет на содержание его труда.

Для того чтобы выяснить, что же на самом деле делает учи­тель, в чем характерная особенность и своеобразие его труда, исследователями придуманы и реализованы десятки моделей. Рассмотрим одну из них, основанную на признании педагоги­ческого управления главной функцией учителя. Для конкрети­зации функции управления используем понятие «педагогичес­кий проект», под которым будем понимать любое задуманное и

232

доведенное до конца дело: урок, классный час, изучение темы или раздела, организацию викторины, олимпиады или «под­вижной перемены», школьного праздника, акта милосердия или экологической экспедиции. Всеми этими делами педагог обязан управлять, и чем больше тонкого, вдумчивого, грамот­ного управления, тем меньше ошибок, тем выше эффектив­ность.'

Первая функция педагога, возникающая уже на стадии за­мысла проекта, — целеполагание. Цель, как известно, ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхи­щает и направляет движение общего труда учителя и его уче­ников к их общему же результату. Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цель — результат, сводя к минимуму не­избежные рассогласования в силу высокой динамичности и не­предсказуемости поведения участников педагогической систе­мы. Управление процессом обучения основывается, прежде всего, на знании учащихся: уровне их подготовленности, воз­можностей, воспитанности, развития. Это достигается диагнос­тированием (от греч. diagnosis — распознавание = dia — про­зрачный + gnosis — знание). Без знания особенностей физи­ческого и психического развития школьников, уровня их ум­ственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т.д. нельзя осуществить ни правиль­ной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Чтобы педагогика могла воспитывать человека во всех отноше­ниях, она должна и знать его во всех отношениях, подчеркивал К.Д. Ушинский. Вот почему педагогу следует в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций. Эти методы в большинстве случаев повторяют мето­ды научного исследования, рассмотренные выше.

В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование (от греч. prognosis — предвидение = pro — впе­ред + gnosis — знание). Оно выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности (рис. 9) в имеющих­ся конкретных условиях и, исходя из этого, определить страте­гию своей деятельности, оценить возможности получения пе­дагогического продукта заданного количества и качества. Педа­гог, не умеющий заглядывать вперед, не понимающий, к чему он стремится, уподобляется бредущему наугад путнику, кото­рый может достичь цели только случайно.

233

Рис.9

Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности. Проективная (проекти­ровочная) функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разра­ботки плана учебно-воспитательной деятельности, составлени­ем которого завершается подготовительный этап педагогичес-

234

кого процесса. Учитель-профессионал не позволит себе войти в класс без продуманного во всех деталях, четкого, конкретно­го, обеспеченного ресурсами плана. Не суть важно, каков объ­ем этого плана, как он выглядит, держит ли его педагог перед глазами или помнит наизусть. Главное, он обязательно есть. Более того, учителя-мастера составляют не один, а несколько вариантов плана, опасаясь, что не все существенные факторы ими были учтены при диагностировании, прогнозировании и проектировании процесса, что развитие последнего может вне­запно пойти и по-другому, непросчитанному пути. Для неуп­равляемого развития в человеческих отношениях достаточно малейшей неопределенности.

Диагностика, прогнозирование, проектирование и планиро­вание — педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-вос­питательной деятельности.

На следующем этапе реализации намерений учитель выпол­няет информационную, организационную, оценочную, кон­трольную и корректирующую функции. Организационная (орга­низаторская) деятельность учителя связана в основном с вовле­чением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. Сотрудничество, о кото­ром уже шла речь, — нормальное решение организационной задачи в современных условиях. Сущность информационной функции ясна, как говорят математики, из определения. Учи­тель — главный источник информации для обучаемых. Он зна­ет все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве. Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необ­ходимы педагогу прежде всего для создания действенных сти­мулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения. Учителя все отчет­ливее понимают — не понукание и принуждение ведут к успе­ху. В работе с непростыми современными школьниками нужно искать и использовать более изощренные стимулы. При кон­троле, оценке качества протекания процесса не только выпук­ло проявляются достижения учащихся, но и становятся более понятными причины неудач, срывов, недоработок. Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

235

И, наконец, на завершающем этапе любого педагогического проекта учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: ка­кова эффективность, почему она ниже намеченной, где и по­чему возникли, как избежать этого в дальнейшем и т. д.

Многообразие функций, выполняемых учителем, привно­сит в его труд компоненты многих специальностей — от акте­ра, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и се­лекционера.

Кроме своих непосредственных профессиональных функ­ций педагог выполняет функции общественные, гражданские,-семейные.

Завидная должность под солнцем

Сколько помнят себя люди, был среди них Учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на земле человека хотя бы чуточку побывала в его руках. Теплыми лучами учительского сердца согрета наша много­страдальная планета. Все светлое в этой жизни от него — бескорыстного слуги Истины, Мудрости, Добра, Братства, Мира.

Только со временем, а потому очень поздно, начинаем мы понимать, что омрачающая в детстве нашу радость «ти­рания» учителей была направлена нам во благо. Ясно ви­дим — все наши успехи, равно как и неудачи, берут начало от колыбели, над которой стояли два самых близких чело­века — мать и учитель. Немногие должности на свете посо-перничают с учительской во влиянии на судьбы людей, го­сударств, всего человечества.

«Чти учителя, как Бога», — приказывал отец, отдавая сына в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древне­египетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. Положение с тех пор несколько изменилось. Учитель стал доступнее, земнее, что ли. Но не изменилось его призва­ние — сеять разумное, доброе, вечное.

Уже в самые далекие времена обнаружилась железная закономерность: какие учителя — такое общество. Те госу­дарства в истории развития человеческой цивилизации вы­рывались вперед, где были лучше школы и учителя. Любое умаление роли учителя почти всегда заканчивалось плачев­но: государства хирели, нравы ухудшались. Скромный и не-

236

заметный учитель, но достаточно свести его с пьедестала и тем самым подорвать у людей веру в истину, личным пред­ставителем которой он выступает, как тут же поднимает го­лову и начинает свое разрушительное воздействие неве­жество, отбрасывая достижения цивилизации назад к пеще­рам. Крепись, учитель! Будь мужественным! Тебе не впер­вой вступать в смертельную схватку с мракобесием, кос­ностью, отсталостью, рутиной. Ты всегда на переднем крае, верный рыцарь Метиды!

Возможно, эти слова покажутся вам несколько высоко­парными. Мог бы автор сказать и помягче, поскромнее, что ли. Не согласен! Любые сравнения будут бледными и невы­разительными, когда речь идет о людях, заслуги которых перед человечеством нельзя ни измерить, ни переоценить. Разве не благодаря учителям мы познали Вселенную и са­мих себя? Разве не учитель Циолковский указал людям до­рогу в Космос? Разве не Сократ был учителем всего челове­чества? Или, может быть, это людовики, Ганнибалы, напо­леоны, македонские, ленины и Сталины вырвали народ из векового невежества? Достаточно в этой связи вспомнить хотя бы свидетельство небезызвестного Бисмарка: «Немец­кий народ воспитал немецкий народный учитель». Наши бисмарки так не скажут.

С огромной страстью подчеркнул роль русского учителя в обществе М. Горький: «Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особен­ные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понима­ем, что без широкого образования народа государство раз­валится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпи­ча! Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблен­ный в свое дело, а у нас — это чернорабочий, плохо образо­ванный человек, который идет учить ребят в деревню с та­кой же охотой, с какой пошел бы в ссылку. Он голоден, за­бит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. А нужно, чтобы он был первым человеком в деревне, чтобы он мог ответить мужику на все вопросы, чтобы мужики признали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать на него... унижать его личность, как это делают у нас все: урядник, богатый лавочник, поп, становой, попечи­тель школы, старшина и тот чиновник, который носит назва-

237

ние инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном исполнении циркуля­ров округа...»

Да, все это было. Хорошо, что прошло. Прошло старое и пришло новое не без участия учителей. Среди них были са­мые великие, самые выдающиеся ученые и мыслители. До­статочно сказать, что в рядах русских учителей мы находим имена выдающихся писателей Державина, Крылова, Гоголя, Толстого, Тургенева, Гончарова, Некрасова и многих других.

Из глубины веков идут требования к учителю. Люди всег­да предъявляли к нему повышенный спрос, хотели видеть своего учителя свободным от всех земных недостатков.

В уставе львовской братской школы 1586 г. было записа­но: «Дидаскал или учитель сея школы мает быти благочес­тив, разумен, смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не ча­родей, не басносказитель, не пособитель ересям, но благо­честиво поспешитель, образ благий во всем себе представ­ляющий не в ситцевых добродетелях, да будут и ученицы, яко учитель их».

В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Коменский считал, что главное назначение учите­ля состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими каче­ствами стать образцом для подражания со стороны учащих­ся и личным примером воспитывать у них человечность.

Учителя должны быть образцом: простоты — в пище и одежде, бодрости и трудолюбия — в деятельности, скром­ности и благонравия — в поведении, искусства разговора и молчания — в речах. А также подавать пример «благоразу­мия в частной и общественной жизни».

С профессией учителя совершенно несовместимы лень, бездеятельность, пассивность. Хочешь изгнать эти пороки из учащихся, прежде избавься от них сам. Кто берется за наивысшее — воспитание юношества, тот должен познать-ся и с ночным бодрствованием и тяжким трудом, избегать пиров, роскоши и всего, «что ослабляет дух».

Я.А. Коменский требует, чтобы учитель внимательно от­носился к учащимся, был приветливым и ласковым, не отталкивал от себя детей своим суровым обращением, а

238

привлекал их отеческим расположением, манерами и слова­ми. Учить детей нужно легко и радостно, «чтобы напиток на­уки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно».

«Плодотворным лучом солнца для молодой души» на­звал учителя К.Д. Ушинский. Учитель русских учителей 'предъявлял к народным наставникам исключительно высо­кие требования. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало. Надо иметь еще твердые убеждения. Без них нельзя стать настоящим учителем — воспитателем юношества: «... главнейшая до­рога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеж­дение можно действовать только убеждением». Всякая про­грамма преподавания, всякая метода воспитания, как бы хо­роша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитате­ля, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности.

studfiles.net

Тесты для педагогов по педагогике

Тест по педагогике

  1. Какие из мотивов не относятся к познавательным:

  1. Развитие ориентировки в пространстве, во времени, точности и тонкости различения эталонов относится к:

  1. Какому этапу урока соответствуют следующие задачи: организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизации нового учебного материала?

  1. Какому типу урока соответствует следующая структура урока: организационный этап, проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний, подготовка учащихся к активному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, этап их закрепления, домашнее задание?

  1. Обязательным условием развития мышления ребенка является:

  1. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется:

  1. С именем какого педагога связано выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему?

  1. Кто из учёных 70- х годов 20 века возглавил разработку идей оптимизации учебно-воспитательного процесса?

  1. Назовите главную функцию учителя?

  1. Кто написал «Великую дидактику», вышедшую в Амстердаме в 1654 году?

  1. Кому принадлежит работа «Человек как предмет воспитания»?

  1. Кому принадлежат слова: «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом,- в этом корень учительского дела»?

  1. Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?

  1. Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?

  1. Как называется психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение?

  1. Какой из методов устного изложения дает обратную связь:

  1. В какой стране был принят первый законопроект о введении обязательного обучения?

  1. Какова 1-ая ступень познавательной деятельности учащихся?

  1. Какой принцип положен в основу педагогической системы Я.А.Коменского?

  1. Восприятие часто принято называть:

  1. Динамика реакций и переживаний личности это:

  1. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:

  1. Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:

  1. Преодоление внутренних и внешних трудностей - необходимый компонент:

  1. Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:

  1. Выработка конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования, является специализацией:

  1. Основное требование к коррекционным программам это:

  1. Основными условиями развития личности ребенка являются:

29. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

- Воспитание, обучение подрастающего поколения.

- Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.

- Изучение проблем образования как фактора духовного развития людей.

- Исследование человеческой природы.

30. Что называется обучением? Выберите правильный ответ:

- Обучение - это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.

- Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.

- Обучение - процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.

- Обучение - это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.

- Обучение - это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений и навыков.

31. Развитие - это (выберите правильный ответ)

- Накопление количественных изменений в организме человека.

- Уничтожение старого и возникновение нового.

- Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.

- Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.

32. Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ.

- Процесс активной деятельности личности.

- Ускорение формирование интеллектуальных сил личности.

- Ускорение индивидуального развития человека.

- Ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте.

33. В чем заключается целостность педагогического процесса?

- В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели - формированию всесторонне и гармонически развитой личности.

- В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.

- В том, что педагогический процесс не делиться на составные части.

- В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.

34. Что такое педагогические инновации?

- Это все изменения, направленные на изменение педагогической системы.

- Это нововведения учебно-воспитательным процессе с целью повышения его эффективности.

- Это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект.

- Все ответы правильные.

35. Гуманистическая педагогика…

- Стремится изменить воспитанника.

- Исходит из приоритетности знаний педагога.

- Принимает воспитанника таким, каким он есть.

- Не требует от учителя переориентации внутренних установок.

36. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуется:

- Значительные инвестиции.

- Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, ведение перспектив улучшения.

- Согласие учителей и родителей.

- Административный нажим.

37. Какая функция педагога является главной?

- Оценочная.

- Организаторская.

- Планирование

- Управления.

38.Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный.

- Дидактика - это отдельная наука о закономерностях развития личности.

- Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.

- Дидактика - это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.

- Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.

39. Что такое соревнование?

- Соревнование - это игра, в которой определяется победитель.

- Соревнование - это путь, к закреплению достигнутых результатов.

- Соревнование - метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижением других участников.

- Соревнование - это стремление к приоритету любыми путями.

40. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один.

- Наказание - метод воспитания, проявляющийся в форме требования.

- Наказание - это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.

- Наказание - способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.

41. Общественное воспитание - это (выберите ответ)

- Негосударственная организация воспитательных процессов, происходящих в обществе в системе "человек - человеку".

- Государственная система общественного просвещения.

- Семейное воспитание.

- Государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения.

42. Причины снижения воспитательного влияния семьи следующие:

- Снижение уровня жизни.

- Упадок морали.

- Обострение конфликта поколений.

- Все ответы правильные.

43. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования?

- Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.

- Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.

- Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах.

- Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.

44. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.

- Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимися.

- Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.

- Учебный процесс - двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.

- Сущность учебного процесса состоят в организации учения.

- Главная цель учебного процесса - управление умственной деятельностью учащихся.

45. Что представляет собой учебная программа?

- Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них.

- В учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса.

- Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе.

1.2. Тест по основам педагогической психологии

1. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:

- различные названия одной и той же области знания

- различные области знания

- экспериментальная педагогика как отрасль педагогической психологии

- педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики

2. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

- наблюдение

- формирующий эксперимент

- лабораторный эксперимент

- метод анализа продуктов деятельности

3. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:

- физиологии

- социологии

- биологии

- психологии

- педагогике

4. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:

- функциональной психологии

- бихевиоризме

- гештальтпсихологии

- когнитивной психологии

5. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи называются:

- ориентировочными

- исполнительскими

- контрольными

- оценочными

6. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:

- ее вид

- ее уровень

- этап ее реализации

- форма ее проявления

7. Мотивы самообразования - это:

- форма проявления учебных мотивов

- этап усвоения учебных мотивов

- уровень познавательных мотивов

- качественная характеристика учебных мотивов

8. Умение перегруппировывать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов, проявляется как:

- глубина знаний

- гибкость знаний

- системность знаний

- осознанность

9. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:

- навык

- умение

- операция

- деятельность

10. Если известны цели выполнения действия, но пути достижения цели представляются недостаточно четко, то этот этап формирования навыка характеризуется как:

- осмысление

- осознание

- автоматизация

- высокая автоматизация

11. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:

- импринтинге

- условно-рефлекторном научении

- оперантном научении

- вербальном научении

- викарном научении

12. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимается как:

- становление

- формирование

- социализация

- воспитание

13. Понятие "задатки" характеризует:

- индивидуальные свойства

- субъектные свойства

- личностные свойства

- свойства индивидуальности

14. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:

- единство процессов обучения и воспитания

- воспитание как единство "частных" воспитательных дел

- характер взаимодействия педагогов и учащихся

- деятельность педагога

15. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о ребенке составляет суть:

- эффекта ореола

- эффекта последовательности

- эффекта инерционности

infourok.ru

VII. Инновационными называются учебные заведения, в которых:

1) внедряются нововведения или их элементы;

2) нововведения всесторонне обоснованы;

3) нововведения обязательно улучшают условия учебного . и педагогического труда;

'4) совершенствование ПС осуществляется преимуще­ственно за счет внутренних резервов;

5) все ответы правильные.

VIII. В инновационных учебных заведениях повышенная эффективность достигается за счет:

1) селекции учителей и учащихся;

2) повышения нагрузок на учителей и учащихся;

3) увеличения длительности обучения;

4) внедрения более совершенных технологий;

5) смены названий и ориентации.

Оптимизация педагогической системы

Непреходящей общей инновацией, относящейся к педаго­гической системе в целом, является оптимизация учебно-вос­питательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в нача­ле 70-х годов видный ученый академик Ю.К. Бабанский. Под его руководством в стране развернулось массовое движение по совершенствованию учебно-воспитательной системы. Были до­стигнуты определенные результаты, которые и сегодня являют­ся значимыми для отечественной педагогики и школы.

Оптимизация (от лат. optimum — наилучшее) — процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. В та­кой сложной, динамичной, многоплановой, иерархичной систе­ме, как педагогическая, существуют многие тысячи возможных вариантов построения, течения и организации учебно-воспита­тельной деятельности, достижения намеченных целей. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкретных усло­виях. Отыскать его — главная задача оптимизации. Она реша­ется путем сравнения возможных вариантов и оценки имею­щихся альтернатив.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия ПС тем целям, для достижения которых она создана. Опти-

219

мальность, достигнутая для одних условий, почти никогда не имеет места при других условиях, поэтому понятие оптимиза­ции всегда конкретно. Оптимизации не может быть «вообще», она возникает лишь по отношению к выбранной задаче. При этом необходимо четко представлять, что именно должно быть оптимизировано, какой параметр ПС должен достичь опти­мального значения в соответствии с поставленной целью.

Ю.К. Бабанский предложил ввести в педагогику принцип оптимальности, который требует, чтобы процесс достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной ситуации уровня своего функционирования. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса. Он зо­вет к максимально возможным результатам при минимально необходимых затратах времени и усилий. В этом состоит его большое гуманистическое значение1.

Необходимо различать теоретическое и практическое на­правления оптимизации. Синоним понятия «оптимизация» в теоретическом аспекте — расчет, сравнение, сопоставление ва­риантов. В практическом аспекте оптимизация означает инно­вацию, реорганизацию, перестройку ПС, приведение ее в наи­лучшее для решения поставленных задач и имеющихся кон­кретных условий состояние.

Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности — это признак (показатель), на осно­вании которого производится оценка возможных вариантов (альтернатив) развития процесса и выбор наилучшего из них. Вопреки требованиям логики, настаивающей, чтобы критерий содержал только один показатель (параметр), в педагогике он всегда получается комплексным, поскольку не удается развести причины и следствия процессов, протекающих в педагогичес­кой системе.

«Оптимальным, — пишет академик Ю.К. Бабанский, — мы считаем процесс обучения, отвечающий одновременно следую­щим критериям: а) содержание, структура и логика функцио­нирования его обеспечивают эффективное и качественное ре­шение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственных учебных про­грамм (теперь говорят государственного стандарта. — И. П.) на

' См.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983. - С. 237.

220

уровне максимальных учебных возможностей каждого школь­ника; б) достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим учебным планом для классных занятий, а также без превыше­ния максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учите­лей, что одновременно должно предупредить факты переутом­ления учителей и учащихся»'.

Выше на примере некоторых «инновационных» учебных за­ведений было показано, что желаемых результатов можно до­стичь путем перегрузки учителей и учащихся. Длительные пе­регрузки ведут к снижению работоспособности, ухудшению здоровья. Требования критерия оптимизации однозначны — оптимальным можно считать только такой учебно-воспитатель­ный процесс, который протекает без перегрузки учащихся и учителей, работающих в то же время с максимально возмож­ной для них отдачей.

Напомним, что в соответствии с прежними нормами, кото­рых пока никто не отменял, школьники должны затрачивать на домашнюю работу не более 1 ч в первом классе, 1,5 ч — во втором, 2 ч — в третьих-четвертых классах, 2,5 ч — в пятых-шестых классах, 3 ч — в седьмом классе, 4 ч — в восьмых— десятых классах. Сегодня, когда здоровье подавляющего боль­шинства обучаемых ухудшилось, эти нормы можно корректи­ровать только в сторону снижения.

Итак, в качестве основного критерия оптимизации учебно-воспитательного процесса применяется во взаимосвязи два по­казателя:

1) получение максимально возможных (реально достижи­мых) в данных условиях результатов в образовании, воспита­нии и развитии учащихся;

2) соблюдение установленных нормативов затрат времени на классную и домашнюю работу учащихся данного возраста и учителей.

studfiles.net

Библиотека - Подласый И.П. - Педагогика

Во-первых, методика оптимизации обучения помогает ему научиться комплексно решать задачи образования, вос­питания и развития школьников.

Во-вторых, вооружает учителя умением изучать реаль­ные учебные возможности школьников и учитывать их при планировании уроков.

В-третьих, учит постоянно выделять главное, суще­ственное в содержании учебного материала, избирать рацио­нальную последовательность основных элементов урока.

В-четвертых, формирует умение выбирать эффектив­ные методы и средства обучения.

В-пятых, учит дифференцированному подходу к слабо­успевающим, наиболее подготовленным, всем остальным учащимся.

8 И п „

В-шестых, учит избирать оптимальный темп обучения. |

В-седьмых, формирует умение создавать необходимые условия для успешного обучения.

В-восьмых, учит экономно расходовать время и усилия учеников и учителей.

В-девятых, открывает простор для развития творчества учителей.

В целом же методика оптимизации учебно-воспитатель­ного процесса является реально доступной для каждой шко­лы, каждого учителя. Овладение методикой оптимизации поднимает общий уровень педагогической культуры учите­лей, позволяет в целостной взаимосвязи воспринимать все категории, закономерности и принципы педагогики, руковод­ствоваться ими при выборе наилучшего в данной ситуации подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса возмож­на лишь в том случае, когда педагоги владеют основными педагогическими знаниями и умениями, знают ведущие за­кономерности и принципы педагогики. Они понимают задачи образования, воспитания и развития учащихся, владеют технологиями организации коллективной, групповой и инди­видуальной деятельности. Избрать оптимальный вариант процесса можно, только зная всю систему в целом и каждый ее элемент в отдельности. Иначе можно дискредитировать идею оптимизации, считать ее слишком сложной. Вот поче­му оптимизации должно предшествовать глубокое овладе­ние основами педагогики, ее нормативными элементами, ее фундаментом.

Лучшие педагоги всегда находили оптимальные для соот­ветствующих условий варианты учебно-воспитательного процесса. Оптимизация опирается на опыт передовых учи­телей. Но она не ограничивается этим опытом, а является качественно новой и целостной системой мер, позволяющей повышать эффективность педагогического процесса.

Исследования показывают, что учителя, успешно оптими­зирующие учебно-воспитательный процесс, овладевают та­кими личностными качествами:

творческим стилем мышления;

мобильностью мышления;

конкретностью мышления;

системностью мышления при умении выделить главно6-

чувством меры в принятии решений и в действиях;

контактностью в общении, чувством такта.

Все эти качества необходимо развивать на студенческой скамье, имея в виду непреходящий характер педагогических инноваций.

X. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются:

Значительные инвестиции.

Полная перестройка педагогической системы.

Желание, инициатива, понимание «узких мест» ПС, ви­дение перспектив улучшения.

Согласие учителей и родителей.

Административный нажим.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

 

  К оглавлению

libbook.net

IV. От чего главным образом зависит развитие способ­ностей, интересов и дарований школьников?

1. От организации и осуществления целенаправленного учебно-воспитательного процесса.

2. От природных задатков.

3. От объема приобретенных знаний, умений.

4. От общения со сверстниками.

5. От числа прочитанных книг.

I Деятельность как фактор развития

Влияние на развитие наследственности, среды и воспита­ния дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором — деятельностью личности. Под этим понимается все многообра­зие занятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни один бездельник еще ничего не достиг»; «Сколько пота — столько успеха»; «Человек сам кузнец своего счастья»; «Кто рано вста­ет, тому Бог дает»; «По труду и честь»; «Творение указывает на творца» и т. п. Словом, очевидна прямая связь между результа­тами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулиро-

90

вать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а оп­ределяются «сдерживающими» факторами — способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельно­сти и другими.

В процессе деятельности происходит всестороннее и цело­стное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формиро­ванию запроектированного образа личности, ее нужно органи­зовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспи­танники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельно­сти, обречены на ее пассивное созерцание и затверждение го­товых истин.

. Основные виды деятельности детей и подростков — игра, учение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремес­ленническая, гедоническая (направленная на получение удоволь­ствия) деятельность. Особый вид деятельности — общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже са­мый маленький ребенок уже проявляет себя как активное су­щество. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повы­шаться, так и снижаться. Можно привести сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, как говорится, спустя рукава. Ра­зумеется, такая деятельность к высоким результатам не ведет. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоцио­нально окрашенной деятельностью, в которую человек вклады­вает всю душу, в которой полностью реализует свои возмож­ности, выражает себя как личность. Такая деятельность прино­сит удовлетворение, становится источником энергии и вдохно­вения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляю­щаяся.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и ус­пешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникатив-

91

ные способности, формирует отношение к окружающей дей­ствительности. Познавательная активность обеспечивает ин­теллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходи­мость применять полученные знания на практике. Трудовая ак­тивность стимулирует быстрое и успешное формирование ду­ховного и нравственного мира личности, определяет готов­ность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоян­ный источник — потребности. Многообразие человеческих по­требностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности — по­стоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в пе­риод интенсивного становления человека очень подвижны и пе­ременчивы. На различных возрастных ступенях должны опера­тивно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.

Активность самого человека — непременное условие разви­тия его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собствен­ного труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании школьник не столько объект пе­дагогического воздействия, сколько субъект, т. е. активный участник собственного воспитания.

Активность личности, как и деятельность, имеет избира­тельный характер. Развитие личности происходит под воздей­ствием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обра­щены к его личности, опираются на его собственное отноше­ние к действительности. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн, — чтобы тыся­чами нитей связать человека с жизнью — так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в пове-

92

дении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблю­дателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда им все ста­новится нипочем»*.

Активность личности не только предпосылка, но и резуль­тат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творчес­кую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьни­ка обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, воору­жать его такими способами деятельности, которые дают воз­можность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возмож­ности — таковы функции воспитателя, разумно направляюще­го процесс развития личности.

m

VI. Донецкий учитель В.Ф. Шаталов успешно обучает всех учеников независимо от способностей и домашних усло­вий. Секрет своих успехов Виктор Федорович выражает словами: «Ученик должен учиться победно!» Что играет решающую роль в достижении высоких школьных успе­хов его учеников? „ 1. Хорошая наследственность.

2. Благоприятная среда.

3. Воспитание в семье.

4. Правильно организованная познавательная деятель­ность.

5. Отношение к учебе.

6. Интерес к учебному предмету.

7. Личность учителя.

Диагностика развития

В педагогической практике все больше ощущается потреб­ность в оперативной диагностике достигнутого учениками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять

' Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. С. 140-141.

93

процессами формирования личности без знания глубины, тем­пов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крыла­тые слова К..Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — как нельзя лучше объясняют не­обходимость диагностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Диагностика (от греческого «диа» — прозрачный и «гно-зис» — знание) — общий способ получения опережающей ин­формации об изучаемом объекте или процессе. Значение диа­гностики в области развития аналогично значению хорошо по­ставленного «прояснения» характера заболевания в медицине:

если вовремя и правильно определены его признаки и причи­ны возникновения, то можно надеяться на благоприятный ис­ход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к психическому здоровью, а поэтому диа­гностика в области развития — чрезвычайно важное дело, тре­бующее высокой квалификации и ответственности.

Физическое развитие человека диагностируется сравнитель­но просто. Для этого во всем мире применяются специально разработанные тесты (нормативы), измеряющие степень разви­тия как общих, так и специальных качеств. В зависимости от того, как человек справляется с предложенными заданиями, делается вывод о достигнутом уровне, конкретных параметрах физического развития. Полученные данные соотносятся с воз­растными возможностями. Примером теста физического разви­тия можно назвать хорошо известный комплекс ГТО, в кото­ром содержатся конкретные задания и нормативные показате­ли для каждой возрастной группы.

Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычай­но трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны и громоздки, не всегда обеспечивают безошибочные заключе­ния. Для повышения надежности диагноза используют ком­плексное обследование состояния здоровья, сбор и сопоставле­ние антропометрических, социальных и психологических дан­ных, что требует специально оборудованных клиник и лабора­торий, подготовленного персонала. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя изучают отдельные качества личности, но по результатам этих исследований, од­нако, нельзя давать общую оценку компонентов развития.

94

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых — важный компонент профессио­нальной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развития социального поведения и многих других важных качеств. Наиболее распро­страненный метод изучения выделенных качеств — тестирова­ние.

Тесты с нами

Q

На практике обычно применяется, не один, а комплекс тестов для всестороннего изучения определенных качеств. Для примера познакомимся с тестом чешского психолога И. Йырасека, составленным для диагностики уровня вер­бального (словесного) мышления шестилетних детей. Этот тест входит в комплекс тестов для определения школьной зрелости.

Тест ВМ (вербальное мышление)

1. Какое животное больше — лошадь или собака? Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.

2. Утром мы завтракаем, а в полдень ...?

Обедаем = 0, полдничаем, ужинаем, спим и т. д. = -3.

3. Днем светло, а ночью ...?

Темно = 0, неправильный ответ = -4.

4. Небо голубое, а трава ...?

Зеленая = 0, неправильный ответ = -4»

5. Черешни, груши, сливы, яблоки ... это что?-Фрукты = 1, неправильный ответ = -1.

6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?

Чтобы никто не попал под поезд и т. д. = 0, неправиль­ный ответ =-1.

7. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмо­го, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)

Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает = 0.

8. Что такое Прага, Бероун, Плзень?

Города = 1, станции = 0, неправильный ответ = -1.

95

' 9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это ..., маленькая овечка — это...?

Щенок, ягненок = 4, только одно из двух = О,

неправильный ответ =-1.

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового?

На кошку (достаточно одного признака) = 0, на кошку (без приведения признаков подобия) = 1, на курицу = -3.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, остановиться и т.д.) = 1, одна причина = 0, неправильный ответ = -1;

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это млекопитающее, или приведение двух общих признаков (четыре ноги, хвост и т.д.) = 3,

одно подобие = 2, неправильный ответ =0. ' . \

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал? У винта нарезка = 3, винт завинчивается или у винта гайка = 2, неправильный ответ =0.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание... это? Спорт (физкультура) = 3, игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2, неправильный ответ = 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

3 наземных транспортных средства и самолет или . корабль = 4, после подсказки = 2, неправильный ответ =0.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Три признака = 4, одно или два различия = 2, неправильный ответ (у него палка. Он курит) = 0.

18. Почему люди занимаются спортом? Две причины = 4, одна причина =2, неправильный ответ = 0.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? Правильный ответ =2, неправильный ответ = 0.

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?

Так платят за пересылку = 5, чтобы не платить штраф = 2, неправильный ответ = 0.

96

Результат теста — это сумма баллов (+ и -), достигнутых по от­дельным вопросам. Классификация результатов:

Отлично ............................................

, +24 и более

Хорошо .............................................

,,+14 до+23

Удовлетворительно .........................

,+0до+13

Плохо ................................................

-1до-10

Очень плохо .....................................

—11 и хуже.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы

I

11

Ill

IV

V

VI

Ответы

4

3,5,6

4,5

1

4

Контрольный тест '

1. Что такое развитие личности ?

2. Что является движущей силой развития ?

3. Какие противоречия относятся к внутренним, а какие к

внешним?

4. Как формулируется биогенетический закон? В чем его смысл?

5. Какими факторами обусловливается развитие личности?

6. Что такое наследственность?

7. Какие части темы включают наследственные программы раз­вития?

8. Какие признаки передаются по наследству от родителей к

детям?

9. Что такое задатки ? Наследуются ли они ?

10. Какие специальные задатки наследуются детьми?

11. Наследуются ли нравственные и социальные качества?

12. Что такое среда?

13. Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие

личности ?

14. Вы разделяете биологизаторскую или социологизаторскую

точку зрения?

15. Как влияет на развитие личности воспитание?

16. Можно ли воспитанием полностью изменить человека ?

17. Что такое «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития» ?

18. Как влияет деятельность на развитие личности? Какие ос­новные виды деятельности школьников вы знаете?

19. Зависит ли развитие от активности личности? Как?

20. Что такое диагностика развития? Как она осуществляется?

97

Литература для самообразования

Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы педагогики. — М., 1969.

Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. — М.,1980.

Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комп­лексного подхода в процессе воспитания школьников. — М., 1983.

Шванцара И. Диагностика психического развития. — Пра­га, 1978.

studfiles.net

Оглавление

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

И.П.ПОДЛАСЫЙ

ПЕДАГОГИКА

Новый курс В 2 книгах

К студентам...........................................................................................

3

Часть! ОБЩИЕ ОСНОВЫ

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ..............................

9

Педагогика — наука о воспитании.......................................

10

Возникновение и развитие педагогики................................

13

Основные категории педагогики ........................................

24

Педагогическая наука и педагогическая практика..............

32

Система педагогических наук...............................................

37

Тема 2. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

43

Педагогическая действительность и ее изучение ................

44

Традиционно-педагогические методы..................................

49

Педагогический эксперимент...............................................

53

Педагогическое тестирование...............................................

59

Методы изучения коллективных явлений ...........................

61

Количественные методы в педагогике .................................

64

Тема 3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ .....................

71

Процесс развития личности..................................................

72

Наследственность и развитие ...............................................

76

Влияние среды на развитие личности..................................

83

Развитие и воспитание ..........................................................

87

Деятельность как фактор развития.......................................

90

Диагностика развития ...........................................................

93

Тема 4. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ .............................................

99

Возрастная периодизация .....................................................

100

Акселерация...........................................................................

103

Неравномерность развития...................................................

106

Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп...............................................................

111

Учет индивидуальных особенностей ....................................

121

Тема 5. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ .........................................................

127

Цели воспитания ...................................................................

128

Цели воспитания в современной школе ..............................

136

Задачи воспитания.................................................................

139

Современные зарубежные педагогические концепции.......

145

Цели воспитания в зарубежной педагогике.........................

154

Тема 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС .......................................

161

Педагогический процесс как система ..................................

162

Целостность педагогического процесса................................

169

Закономерности педагогического процесса.........................

171

Этапы педагогического процесса .........................................

173

Тема 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ .................................

179

Сущность и направленность нововведений.........................

181

Инновационная педагогика..................................................

192

Инновационные учебные заведения ....................................

209

Оптимизация педагогической системы................................

219

Тема 8. УЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ..............................

229

Функции учителя...................................................................

230

Требования к учителю...........................................................

240

Профессиональный потенциал педагога..............................

253

Мастерство учителя ...............................................................

262

Педагогическая квалиметрия................................................

273

Аттестация учителей..............................................................

279

Часть! ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ .......................................................

291

Сущность процесса обучения ...............................................

292

Дидактические системы и модели обучения .......................

301

Цели обучения ......................................................................

315

Содержание учебного процесса............................................

316

Тема 2. ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ......................................................

333

Дидактические причины и факторы ....................................

334

Факторный анализ в дидактике............................................

339

Комплексное влияние факторов..........................................

343

Кривые обучения...................................................................

353

Тема 3. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ .....................................................

359

Мотивы —движущие силы познания.................................

360

Изучение и информирование мотивов ...............................

376

Стимулирование учения.......................................................

395

Правила: игрушки управляют миром ..................................

409

Тема 4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ...................................

419

История проблемы ..............................................................

420

Классификация закономерностей обучения.......................

429

Тема 5. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ..........................

.439

Соотношение принципов и правил....................................

.440

Система дидактических принципов....................................

.443

Принцип сознательности и активности..............................

.446

Принцип наглядности обучения .........................................

.448

Принцип систематичности и последовательности.............

451

Принцип прочности.............................................................

.454

Принцип доступности.........................................................

.458

Принцип научности .............................................................

460

Принцип связи теории с практикой ...................................

463

Тема 6. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.......................................................

464

Метод как многомерное явление ........................................

.470

Классификация методов обучения ......................................

473

Сущность и содержание методов обучения ........................

486

Выбор методов обучения......................................................

.507

Тема 7. ВИДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ............... ........................

.511

Виды обучения......................................................................

51?

Формы обучения..................................................................

519

Типы и структуры уроков ....................................................

575

Нестандартные уроки...........................................................

530

Подготовка урока..................................................................

.532

Вспомогательные формы обучения.....................................

535

Тема 8. ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕНИЯ............................................

.543

Диагностика обученности ...................................................

.544

Контроль успеваемости учащихся.......................................

547

Тестирование достижений и развития ................................

557

Диагностика обучаемости ....................................................

566

Книга 1

ОБЩИЕ ОСНОВЫ. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям

ББК 74.00 П44

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. тки. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.

ISBN 5-691-00174-4

ISBN 5-691-00175-2(1)

Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теории вос­питания раскрываются с учетом достижений современной науки и педагогического опыта Рассматриваются принципы организации педагогического процесса в школе, задачи, формы и методы дея­тельности педагога

Учебник предназначен для студентов педагогических вузов.

ББК 74.00

ISBN 5-691-00174-4 ISBN 5-691-00175-2(1)

© Подласый И П , 1999 © «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999

К СТУДЕНТАМ

Мы приступаем к изучению необычной науки. В чем же ее необычность? Во-первых, это наука чрезвычайно сложная, мо­жет быть, самая сложная из всех известных наук. Доказывать очевидное нет особой необходимости: человек есть высшее до­стижение природы, ее венец. Может ли быть простой наука, изучающая человека? Во-вторых, наша наука очень "противоре­чивая, неоднозначная, диалектическая. Мало сказать, что каж­дый человек имеет свое мнение о воспитании и может опро­вергнуть чуть ли не любое утверждение, приведя «противопо­ложные» примеры, и будет по-своему прав. И среди великих мыслителей нет единодушия в оценках этой стороны челове­ческой и общественной жизни. Сотни диаметрально противо­положных утверждений встретятся нам в работах философов, педагогов, политиков, государственных деятелей, пожелавших оставить беспристрастной истории свои труды. Кому верить? Почему? В-третьих, наша наука необъятная, что без доказа­тельств вытекает из предыдущего. Эвереста педагогических книг уже написаны, а необходимость изучать проблемы воспи­тания осталась. Наконец, педагогика очень интересная наука. Интересна она не только предметом изучения, но и историей развития, с ее не только прозрениями и открытиями, но и дра­мами человеческих судеб, бесчисленными ошибками, тупика­ми, заблуждениями.

В добрый путь, пытливые ученики. Позвольте объяснить вам, как составлен наш учебник, дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу.

Учиться сегодня надо основательно, экономно, быстро. Чтобы стать педагогом, мастером своего дела, одних фактичес­ких знаний мало, нужно научиться профессионально мыслить, а затем и действовать. Работа с учебной книгой — пгрвый шаг в нужном направлении. Успешной она будет лишь в том слу­чае, если мы с вами, уважаемый студент, станем единомыш­ленниками, если мы будем понимать друг друга. Основой по­нимания станут проверенные жизнью принципы прогрессив­ной педагогики. Что для этого требуется? С нашей стороны — ясное, научное, доступное и интересное изложение. Удел сту­дента — нелегкий познавательный труд, который нужно поста-

з

раться сделать максимально продуктивным. Без самостоятель­ного труда ни в одном серьезном деле результата не достичь, и кто боится труда, тот сам себя лишает удовольствия познавать

истину.

Обучение строится по испытанной классической схеме из­ложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познава­тельного процесса. Излагаются знания по принципу укрупне­ния дидактических единиц: такая структура помогает усвоить логику и главные идеи изучаемого материала, вырабатывает умения причинно-следственного мышления.

Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их ус­ловным обозначениям:

Все главы завершаются контрольным тестом и списком ли­тературы для самообразования.

Основные сведения курса изложены в информационных бло­ках (ИБ). Их компактность достигается путем структурирования знаний, вычленения стержневых идей, использования логичес­ких и графических схем, точных и кратких формулировок.

В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения. Расширяющие блоки «оживляют» теоретическую ин­формацию, содержат яркие запоминающиеся факты, приме­ры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.

Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталки­вать к собственным выводам, для которых уже накоплены не­обходимые знания. Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляй­те, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального разви­тия может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы.

4

«Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталки­ваются в жизни», — заключил на склоне лет Шиллер. Вот по­чему так важно поразмыслить и над практическим применени­ем теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной пе­дагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой — это плохая теория, кто и сколько бы ни уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдете материал для обратной связи: жизнь — теория; теория — жизнь.

Блоки самоконтроля и коррекции (БС, КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспе­чения прочности усвоения. В них использованы различные способы стимулирования ответов, преимущественно средства безмашинного программирования. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога — профессиональная уверенность.

^Работа с учебником строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:

Обратите внимание: блоки не всегда имеют постоянное место в структуре изложения, поэтому приведенная схема от­ражает наиболее типичную последовательность переходов. Каждый студент выбирает подходящую для себя схему обуче­ния в соответствии с поставленной целью и имеющимися воз­можностями. Позвольте лишь напомнить, что полноценное ус­воение педагогической теории без тщательной и желательно многократной проработки всех предложенных блоков невоз­можно.

Учебник поддерживается компьютерной контролирующей программой «Ордана», имеющей аналогичную структуру рас­пределения материала. Работая с программой, вы не только лучше усвоите информацию, но и получите наглядное пред­ставление о применении электронно-вычислительной техники при изучении гуманитарных дисциплин, новейших способах программирования и тестового контроля.

Обратите внимание и на новые для учебной литературы так называемые диагностические индексы, сопровождающие каж-

5

дую тему. Они выведены путем статистического анализа ре­зультатов изучения материала контрольными группами студен­тов. Первый индекс — показатель минимально необходимого времени (МНВ). МНВ — это время, за которое учебный мате­риал можно прочитать только один раз, показатель усвоения при этом обычно не превышает 25—30%. Второй индекс харак­теризует среднестатистическую трудность изучаемого материа­ла в условных единицах. Сопоставление первого и второго ин­дексов определяет общее время, необходимое для усвоения ма­териала с коэффициентом усвоения не ниже 0,7. Планируйте свое обучение по этим ориентирам. Успеха вам.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ

studfiles.net

Урок "тест по педагогиге"

Тест по педагогике

  1. Какие из мотивов не относятся к познавательным:

  1. Развитие ориентировки в пространстве, во времени, точности и тонкости различения эталонов относится к:

  1. Какому этапу урока соответствуют следующие задачи: организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизации нового учебного материала?

  1. Какому типу урока соответствует следующая структура урока: организационный этап, проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний, подготовка учащихся к активному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, этап их закрепления, домашнее задание?

  1. Обязательным условием развития мышления ребенка является:

  1. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется:

  1. С именем какого педагога связано выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему?

  1. Кто из учёных 70- х годов 20 века возглавил разработку идей оптимизации учебно-воспитательного процесса?

  1. Назовите главную функцию учителя?

  1. Кто написал «Великую дидактику», вышедшую в Амстердаме в 1654 году?

  1. Кому принадлежит работа «Человек как предмет воспитания»?

  1. Кому принадлежат слова: «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом,- в этом корень учительского дела»?

  1. Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?

  1. Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?

  1. Как называется психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение?

  1. Какой из методов устного изложения дает обратную связь:

  1. В какой стране был принят первый законопроект о введении обязательного обучения?

  1. Какова 1-ая ступень познавательной деятельности учащихся?

  1. Какой принцип положен в основу педагогической системы Я.А.Коменского?

  1. Восприятие часто принято называть:

  1. Динамика реакций и переживаний личности это:

  1. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:

  1. Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:

  1. Преодоление внутренних и внешних трудностей - необходимый компонент:

  1. Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:

  1. Выработка конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования, является специализацией:

  1. Основное требование к коррекционным программам это:

  1. Основными условиями развития личности ребенка являются:

29. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

- Воспитание, обучение подрастающего поколения.

- Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.

- Изучение проблем образования как фактора духовного развития людей.

- Исследование человеческой природы.

30. Что называется обучением? Выберите правильный ответ:

- Обучение - это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.

- Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.

- Обучение - процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.

- Обучение - это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.

- Обучение - это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений и навыков.

31. Развитие - это (выберите правильный ответ)

- Накопление количественных изменений в организме человека.

- Уничтожение старого и возникновение нового.

- Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.

- Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.

32. Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ.

- Процесс активной деятельности личности.

- Ускорение формирование интеллектуальных сил личности.

- Ускорение индивидуального развития человека.

- Ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте.

33. В чем заключается целостность педагогического процесса?

- В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели - формированию всесторонне и гармонически развитой личности.

- В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.

- В том, что педагогический процесс не делиться на составные части.

- В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.

34. Что такое педагогические инновации?

- Это все изменения, направленные на изменение педагогической системы.

- Это нововведения учебно-воспитательным процессе с целью повышения его эффективности.

- Это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект.

- Все ответы правильные.

35. Гуманистическая педагогика…

- Стремится изменить воспитанника.

- Исходит из приоритетности знаний педагога.

- Принимает воспитанника таким, каким он есть.

- Не требует от учителя переориентации внутренних установок.

36. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуется:

- Значительные инвестиции.

- Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, ведение перспектив улучшения.

- Согласие учителей и родителей.

- Административный нажим.

37. Какая функция педагога является главной?

- Оценочная.

- Организаторская.

- Планирование

- Управления.

38.Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный.

- Дидактика - это отдельная наука о закономерностях развития личности.

- Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.

- Дидактика - это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.

- Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.

39. Что такое соревнование?

- Соревнование - это игра, в которой определяется победитель.

- Соревнование - это путь, к закреплению достигнутых результатов.

- Соревнование - метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижением других участников.

- Соревнование - это стремление к приоритету любыми путями.

40. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один.

- Наказание - метод воспитания, проявляющийся в форме требования.

- Наказание - это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.

- Наказание - способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.

41. Общественное воспитание - это (выберите ответ)

- Негосударственная организация воспитательных процессов, происходящих в обществе в системе "человек - человеку".

- Государственная система общественного просвещения.

- Семейное воспитание.

- Государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения.

42. Причины снижения воспитательного влияния семьи следующие:

- Снижение уровня жизни.

- Упадок морали.

- Обострение конфликта поколений.

- Все ответы правильные.

43. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования?

- Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.

- Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.

- Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах.

- Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.

44. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.

- Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимися.

- Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.

- Учебный процесс - двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.

- Сущность учебного процесса состоят в организации учения.

- Главная цель учебного процесса - управление умственной деятельностью учащихся.

45. Что представляет собой учебная программа?

- Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них.

- В учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса.

- Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе.

1.2. Тест по основам педагогической психологии

1. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:

- различные названия одной и той же области знания

- различные области знания

- экспериментальная педагогика как отрасль педагогической психологии

- педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики

2. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

- наблюдение

- формирующий эксперимент

- лабораторный эксперимент

- метод анализа продуктов деятельности

3. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:

- физиологии

- социологии

- биологии

- психологии

- педагогике

4. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:

- функциональной психологии

- бихевиоризме

- гештальтпсихологии

- когнитивной психологии

5. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи называются:

- ориентировочными

- исполнительскими

- контрольными

- оценочными

6. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:

- ее вид

- ее уровень

- этап ее реализации

- форма ее проявления

7. Мотивы самообразования - это:

- форма проявления учебных мотивов

- этап усвоения учебных мотивов

- уровень познавательных мотивов

- качественная характеристика учебных мотивов

8. Умение перегруппировывать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов, проявляется как:

- глубина знаний

- гибкость знаний

- системность знаний

- осознанность

9. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:

- навык

- умение

- операция

- деятельность

10. Если известны цели выполнения действия, но пути достижения цели представляются недостаточно четко, то этот этап формирования навыка характеризуется как:

- осмысление

- осознание

- автоматизация

- высокая автоматизация

11. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:

- импринтинге

- условно-рефлекторном научении

- оперантном научении

- вербальном научении

- викарном научении

12. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимается как:

- становление

- формирование

- социализация

- воспитание

13. Понятие "задатки" характеризует:

- индивидуальные свойства

- субъектные свойства

- личностные свойства

- свойства индивидуальности

14. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:

- единство процессов обучения и воспитания

- воспитание как единство "частных" воспитательных дел

- характер взаимодействия педагогов и учащихся

- деятельность педагога

15. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о ребенке составляет суть:

- эффекта ореола

- эффекта последовательности

- эффекта инерционности

infourok.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта