Ранжирование коммуникативных признаков. Ранжирование признаков


Проверка правильности ранжирования — КиберПедия

Процедура ранжирования достаточно проста, однако ошибки могут возникнуть совершенно неожиданно. Поэтому всегда, когда проводится ранжирование, необходима проверка правильности реализации этой процедуры. В наиболее общем случае для проверки правильности ранжирования столбца (или строчки) признаков применяется следующая формула:

Если ранжируется N признаков, то сумма всех полученных рангов должна быть равна:

(1.1)

где N — количество ранжируемых признаков.

Эта формула широко используется в дальнейшем, поэтому ее следует хорошо запомнить.

Совпадение итогов подсчета рангов по формуле (1.1) и по реальным результатам ранжирования экспериментальных данных является подтверждением правильности ранжирования.

В случае примера 1 число ранжируемых признаков было N=7, поэтому сумма рангов, подсчитанная по формуле (1.1) должна равняться 7*8/ 2= 28.

Сложим величины рангов отдельно для левого и правого столбца таблицы 1.2:

7 + 1 + 3 + 2 + 5 + 4 + 6 = 28— для левого столбца и

1 + 5 + 7 + 6 + 4 + 3 + 2 = 28 — для правого столбца.

Суммы рангов, подсчитанные по формуле (1.1) и в результате реального ранжирования, совпали, следовательно, ранжирование проведено правильно. Подобную проверку следует обязательно делать после каждого ранжирования.

В дальнейшем нам встретиться еще несколько разных вариантов ранжирования. Например, ранжирование таблицы чисел. Подобные таблицы будут в дальнейшем использоваться достаточно часто, поэтому следует хорошо усвоить правила проверки правильности ранжирования табличных данных.

1 Вариант.Предположим, что у нас были протестированы две группы испытуемых по 5 человек в каждой группе по методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова и у них получены следующие тестовые баллы, которые сразу же занесем в таблицу 1.3:

Таблица 1.3

№ испытуемых п/п Группа 1 Группа 2

Перед психологом стоит задача: проранжировать обе группы испытуемых как одну, т.е. объединить выборку и проставить ранги объединенной выборке. Сделаем это в таблице 1.4:

 

 

Таблица 1.4

 

№ испытуемых п/п Группа 1 Ранги Группа 2 Ранги
Суммы    

Проверим правильность ранжирования. Поскольку у нас уже получены суммы рангов по столбцам, то общую реальную сумму рангов можно получить просто сложив эти суммы, итак 31 + 24 = 55.

Чтобы применить формулу (1.1) нужно подсчитать общее количество испытуемых — это 5 + 5 = 10, тогда по формуле (1.1) получаем: 11∙10/5=55

Следовательно, ранжирование проведено правильно.

В том случае, если в таблице имеется большое количество строк и столбцов, для подсчета рангов можно использовать модификацию формулы (1.1), она будет выглядеть так:

(1.2)

где k — число строк, с — число столбцов.

Проведем вычисление суммы рангов по формуле (1.2) для нашего примера. У нас 5 строк и 2 столбца, следовательно, сумма рангов будет равна

2 Вариант.В ряде статистических методов ранжирование табличных данных осуществляется по каждой строчке отдельно. Проиллюстрируем это положение на предыдущем примере, добавив еще одну группу испытуемых из 5 человек. Получится таблица 1.5 в которой проведем ранжирование по строчкам:

Таблица 1.5

№ испытуемых п/п Группа 1 Ранги Группа 2 Ранги Группа 3 Ранги
Суммы      

Обратите внимание, что в таблице 1.5 минимальному по величине числу ставится минимальный ранг.

В случае такого ранжирования сумма всех рангов по каждой строчке должна быть равна 6, поскольку у нас ранжируется всего три величины:

1 + 2 + 3 = 6.

Расчетная формула общей суммы рангов для такого способа ранжирования определяется по формуле:

(1.3)

Где п — количество испытуемых в столбце

с — количество столбцов (групп испытуемых, измерений и т.п.).

Правильность ранжирования вновь определяется условием совпадения расчетных сумм реальных рангов, полученных по таблице и по расчетной формуле (1.3).

Проверим правильность ранжирования для нашего примера.

Реальная сумма рангов такова: 8 + 10 + 12 = 30

По формуле (1.3) она такова:

Следовательно, ранжирование было проведено правильно.

1.3.3. Случай одинаковых рангов

При выставлении экспертных оценок или в других случаях ранжирования возникают ситуации, когда двум или большему числу качеств приписываются одинаковые ранги. Рассмотрим такой случай применительно к примеру 1.2, в котором ранжировались семь личностных качеств. Для иллюстрации разобьем первый и второй столбцы в таблице 1.2 на две части, представив ее в виде таблицы 1.6:

Таблица 1.6

Я реальное Качества личности Яидеальное
Ответственность
Общительность (5)
(3) 2,5 Настойчивость
(2) 2,5 Энергичность (6)
Жизнерадостность (4)
Терпеливость
Решительность

Предположим, что при оценке особенностей «Я реального» испытуемый считает, что такие качества как «настойчивость» и «энергичность» должны иметь один и тот же ранг. Тогда при проведении ранжирования (см. столбец № 1 таблицы 1.6) этим качествам необходимо проставить условные ранги, обязательно идущие по порядку друг за другом — и отметить эти ранги круглыми скобками — ( ). Однако, поскольку эти качества, по мнению испытуемого, должны иметь одинаковые ранги, во втором столбце таблицы 1.6, относящемуся к «Я реальному» следует поместить среднее арифметическое рангов, проставленных в скобках, т.е. (2+3)/2=2,5 . Таким образом, второй столбец таблицы 1.6 и будет окончательным итогом ранжирования особенностей «Я реального» данным испытуемым.

Проверим правильность ранжирования. Вначале складываем реальные ранги, полученные во втором столбце таблицы 1.6: 1 + 2, 5 + 2, 5 + 5 + 4 + 6 = 28

Мы помним, что по формуле (1.1) сумма рангов также равнялась 28. Следовательно, ранжирование проведено правильно.

Предположим, что при ранжировании качеств, относящихся к «Я идеальному», испытуемый считает, что таким качествам как: «общительность», «энергичность» и «жизнерадостность» нужно проставить одинаковые ранги. В таком случае этим качествам он ставит условные ранги по порядку в круглых скобках в последнем пятом столбце таблицы 1.6.

Среднее арифметическое условных рангов (4 + 5 + 6)/3 = 5 и есть искомый ранг, который приписывается трем вышеназванным качествам, в четвертом столбце таблицы 1.6

Подчеркнем еще раз, что условные ранги должны располагаться по порядку величин, несмотря на то, что ранжируемые качества не находятся рядом друг с другом.

Проверим опять правильность ранжирования, суммируя полученные в четвертом столбце ранги: 1 + 2 + 3 + 5 + 5 + 5 + 7 = 28

Мы помним, что по формуле (1.1) сумма рангов также равнялась 28. Следовательно, ранжирование проведено правильно.

Одинаковые ранги можно присваивать любому числу ранжируемых величин. В таком случае им также приписывается величина среднего арифметического от количества условных рангов, проставляемых по порядку их величин.

Рассмотрим особенности ранжирования количественных характеристик. Несмотря на то, что ранжирование широко используется применительно к количественным показателям, следует помнить, что в порядковой шкале операции с числами — это по сути дела операции с рангами (порядками), но не с количественным выражением свойств (качеств, признаков и т.п.) как таковых.

В этом случае правила ранжирования таковы:

1. Наименьшему числовому значению приписывается ранг 1.

2. Наибольшему числовому значению приписывается ранг, равный количеству ранжируемых величин.

3. В случае если несколько исходных числовых значений оказались равными, то им приписывается ранг, равный средней величине тех рангов, которые эти величины получили бы, если бы они стояли по порядку друг за другом и не были бы равны.

Отметим, что под этот случай могут попасть как первые, так и последние величины исходного ряда для ранжирования.

4. Общая сумма реальных рангов должна совпадать с расчетной, определяемой по формуле (1.1).

5. Не рекомендуется ранжировать более чем 20 величин (признаков, качеств, свойств и т.п.), поскольку в этом случае ранжирование в целом оказывается малоустойчивым.

6. При необходимости ранжирования достаточно большого числа объектов их следует объединять по какому-либо признаку в достаточно однородные классы (группы), а затем уже ранжировать полученные классы (группы).

Пример 1.2.Психолог получил у 11 испытуемых следующие значения показателя невербального интеллекта: 113, 107, 123, 122, 117, 117, 105, 108, 114, 102, 104. Необходимо проранжировать эти показатели, и лучше всего это сделать в таблице:

 

Таблица 1.7

№ испытуемых п/п Показатели интеллекта Ранги
(8) 8,5
(9) 8,5

В этой таблице условные и реальные ранги располагались в одном столбце, что удобнее и экономит много места.

Проверим правильность ранжирования по формуле (1.1): подставляем исходные значения в формулу, получаем: 11∙12/2=66.

Суммируем реальные ранги, получаем:

6 + 4 + 11 + 10 + 8,5 + + 8,5 + 3 + 5 + 7 + 1 + 2 = 66.

Поскольку суммы совпали, следовательно, ранжирование проведено правильно.

В ранговой шкале применяется множество разнообразных статистических методов, часть из которых будет описана ниже. Наиболее часто к измерениям, полученным в этой шкале, применяются коэффициенты корреляции Спирмена и Кэндалла, кроме того, применительно к данным, полученным в этой шкале, используют разнообразные критерии различий.

Шкала интервалов

В шкале интервалов, или интервальной шкале, каждое из возможных значений измеренных величин отстоит от ближайшего на равном расстоянии. Главное понятие этой шкалы — интервал, который можно определить как долю или часть измеряемого свойства между двумя соседними позициями на шкале. Размер интервала — величина фиксированная и постоянная на всех участках шкалы. Для измерения посредством шкалы интервалов устанавливаются специальные единицы измерения; в психологии это стены и стенайны. При работе с этой шкалой измеряемому свойству или предмету присваивается число, равное количеству единиц измерения, эквивалентное количеству имеющегося свойства. Важной особенностью шкалы интервалов является то, что у нее нет естественной точки отсчета (нуль условен и не указывает на отсутствие измеряемого свойства).

Так, в психологии часто используется семантический дифференциал Ч. Осгуда, который является примером измерения по интервальной шкале различных психологических особенностей личности, социальных установок, ценностных ориентации, субъективно-личностного смысла, различных аспектов самооценки и т.п:

 

 

Однако, как подчеркивают С. Стивене и ряд других исследователей, психологические измерения в шкале интервалов по сущности нередко оказываются измерениями, выполненными в шкале порядков. Основанием для этого утверждения служит тот факт, что функциональные возможности человека меняются в зависимости от разных условий. При измерении, например, силы с помощью динамометра или устойчивости внимания с помощью секундомера, результаты измерения в начале и в конце опыта по причине усталости испытуемого не будут квантифи-цироваться равными интервалами.

Только измерение по строго стандартизированной тестовой методике, при условии того, что распределение значений в репрезентативной (см. ниже) выборке достаточно близко к нормальному (см. ниже), может считаться измерением в интервальной шкале. Примером последнего могут служить стандартизованные тесты интеллекта, где условная единица измерения IQ эквивален­тна как при низких, так и при высоких значениях интеллекта.

Принципиально важным является и то, что к экспериментальным данным, полученным в этой шкале, применимо достаточно большое число статистических методов.

Шкала отношений

Шкалу отношений называют также шкалой равных отношений. Особенностью этой шкалы является наличие твердо фиксированного нуля, который означает полное отсутствие какого-либо свойства или признака. Шакала отношений является наиболее информативной шкалой, допускающей любые математические операции и использование разнообразных статистических методов.

Шкала отношений по сути очень близка интервальной, поскольку если строго фиксировать начало отсчета, то любая интервальная шкала превращается в шкалу отношений.

Именно в шкале отношений производятся точные и сверхточные измерения в таких науках, как физика, химия, микробиология и др. Измерение по шкале отношений производятся и в близких к психологии науках, таких, как психофизика, психофизиология, психогенетика.

Глава 2

ПОНЯТИЕ ВЫБОРКИ

Психолог-экспериментатор в большинстве случаев изучает какую-то определенную выборку людей, которая всегда отбирается из большей по численности группы. Такая объемлющая группа называется в статистике генеральной совокупностью. Таким образом, генеральная совокупность — это любая группа людей, которую психолог изучает по выборке. Теоретически считается, что объем генеральной совокупности не ограничен. Практически же объем генеральной совокупности всегда ограничен и может быть различным в зависимости от предмета наблюдения и той задачи, которую предстоит решать психологу.

Выборкой называется любая подгруппа элементов (испытуемых, респондентов), выделенная из генеральной совокупности для проведения эксперимента. При этом отдельный индивид из выборки, с которым работает психолог, называется испытуемым (респондентом).

Объем выборки, обычно обозначаемой буквой я, может быть любым, но не меньшим чем два респондента. В статистике различают малую (n ≤ 30), среднюю 30 < n < 100 и большую выборку (n ≥ 100).

2.1. Полное исследование

Если психологическому исследованию (наблюдению, измерению, эксперименту) подвергаются все представители изучаемой генеральной совокупности, то такое исследование называют полным, или сплошным.

Предполагается, что, в соответствии с задачами, гипотезами и планом, полное обследование генеральной совокупности позволяет получить исчерпывающую информацию об изучаемых в ней психологических закономерностях. Однако в отечественной и зарубежной психологии еще никогда не проводилось сплошного исследования по той причине, что на практике определить размеры той или иной генеральной совокупности и тем более исследовать её — задача нереальная и, кроме того, в определенной степени избыточная. Если выборка испытуемых по своим характеристикам репрезентативна генеральной совокупности, то есть основания полученные при её изучении результаты распространить на всю генеральную совокупность. Нельзя упускать из вида также и то, что работа психолога, по существу, представляет собой сложный вид деятельности, требующий высокой профессиональной компетентности и нередко много времени для работы с каждым испытуемым.

2.2. Выборочное исследование

Если психолог производит выбор ограниченного числа элементов из изучаемой (генеральной) совокупности, то такое исследование называют частичным, или выборочным.

Выборочный метод является основным в экспериментальной работе психолога при изучении генеральных совокупностей. Его преимущество перед полным (сплошным) исследованием всех элементов генеральной совокупности заключается в том, что он сокращает как время, так и затраты труда, а главное — позволяет получать информацию о таких группах, полное обследование которых принципиально невозможно или нецелесообразно.

cyberpedia.su

РАНЖИРОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ И ФАКТОРОВ Задача определить важность факторов

РАНЖИРОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ И ФАКТОРОВ Задача: определить важность факторов k по влиянию их на показатель качества Метод: опрос специалистов (m) Оценка: сумма рангов (баллов) присвоенных факторам специалистами

РАНЖИРОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ И ФАКТОРОВ Коэффициент ранговой корреляции k – число факторов Qj – место фактора в ранжировке Спирмена:

РАНЖИРОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ И ФАКТОРОВ Коэффициент конкордации W Кендэла: - отклонения суммы рангов каждого эксперта от общей средней суммы рангов

РЕЗУЛЬТАТЫ РАНЖИРОВАНИЯ • 1. Диаграмма рангов

РЕЗУЛЬТАТЫ РАНЖИРОВАНИЯ • 2. Оценка среднего ранга факторов: • 3. Весомость факторов

Метод крутого восхождения

• • • Алгоритм оптимизации методом крутого восхождения. 1. Планирование и постановка ПФЭ (или ДФЭ) в окрестности точки начального состояния xi 0. Расчет коэффициентов bi линейной математической модели с целью определения направления градиента. 2. Расчет произведений biΔxi, где Δxi — интервалы варьирования факторов при ПФЭ (ДФЭ). 3. Выбор базового фактора xi=xi 0, у которого | biΔxi|=a=max. 4. Выбор шага крутого восхождения для базового фактора ha. 5. Расчет шагов изменения других факторов по формуле

• 6. Составление плана движения по градиенту. Для этого в соответствии с определенными значениями шагов изменения факторов и их последовательным алгебраическим суммированием с основным уровнем в точке • • находят координаты опытов 5, 6, 7, 8, 9, 10. 7. В окрестности локального экстремума ставят новую серию опытов (ПФЭ или ДФЭ) для определения новых значений коэффициентов уравнения регрессии и нового направления градиента. В дальнейшем процедура повторяется до достижения следующего локального экстремума и так далее вплоть до определения окрестности координат максимума функции отклика, которая носит название почти стационарной области.

present5.com

А. Ранжирование качественных признаков

Ранжирование качественных признаков

Модифицируем пример 1. и перепишем его в табл. 6. Предположим, что при оценке особенностей «Я реального» испытуемый считает, что такие качества, как «настойчи­вость» и «энергичность», должны иметь один и тот же ранг. При проведении ранжирования (столбец 1 табл. 6) этим качествам необходимо проставить мысленные ранги (М.Р.), как числа, обязательно идущие по порядку друг за другом, и от­метить эти ранги круглыми скобками — ( ). Однако посколь­ку эти качества, по мнению испытуемого, должны иметь одинаковые ранги, то во втором столбце табл. 6, относяще­муся к «Я реальному», следует поместить среднее арифмети­ческое рангов, проставленных в скобках, т.е. (2 + 3)/2 = 2,5. Таким образом, второй столбец табл. 6 и будет окончатель­ным итогом ранжирования особенностей «Я реального», данным испытуемым, а проставленные в этом столбце ран­ги будут носить название — реальные ранги (P.P.).

Аналогично при ранжировании «Я идеального» испыту­емый считает, что такие качества, как «общительность», «энергичность» и «жизнерадостность», должны иметь один и тот же ранг. Тогда при проведении ранжирования (см. столбец 5 табл. 6) этим качествам необходимо проставить мысленные ранги, как числа, обязательно идущие по поряд­ку друг за другом, и отметить эти ранги круглыми скобка­ми — ( ). Однако поскольку эти качества, по мнению испы­туемого, должны иметь одинаковые ранги — то в четвертом столбце табл. 6, относящемся к «Я идеальному», следует поместить среднее арифметическое рангов, проставленных в скобках, т.е. (4 + 5 + 6)/3 = 5. Таким образом, четвертый столбец таблицы 6 и будет окончательным итогом ранжи­рования особенностей «Я идеального», данным испытуе­мым, а проставленные в этом столбце ранги будут носить название — реальные ранги. Подчеркнем еще раз, что мыс­ленные (условные) ранги, как числа, должны располагаться друг за другом по порядку, несмотря на то что ранжируемые качества в таблице данных не находятся рядом друг с дру­гом.

Таблица 6.

Я реальное Качества личности Я идеальное
М.Р. P.P.   P.P. М.Р.
Ответственность
Общительность (4)
(2) 2,5 Настойчивость
(3) 2,5 Энергичность (5)
Жизнерадостность (6)
Терпеливость
Решительность

Обозначения: М.Р. — мысленные, или условные, ранги; P.P. — ре­альные ранги.

Проверим правильность ранжирования во втором столб­це табл. 6, т.е. реальные ранги, относящиеся к «Я реаль­ному»:

1 + 2,5 + 2,5 + 5 + 4 + 6 = 28.

По формуле (1.1) сумма рангов также равняется 28. Сле­довательно, ранжирование проведено правильно.

Проверим правильность ранжирования в четвертом столбце табл. 6, т.е. реальные ранги, относящиеся к «Я идеальному»:

1 + 2 + 3 + 5 + 5 + 5 + 7 = 28.

По формуле (1.1) сумма рангов также равняется 28. Сле­довательно, ранжирование проведено правильно.

studlib.info

А. Ранжирование качественных признаков

Ранжирование качественных признаков

Модифицируем пример 1. и перепишем его в табл. 6. Предположим, что при оценке особенностей «Я реального» испытуемый считает, что такие качества, как «настойчи­вость» и «энергичность», должны иметь один и тот же ранг. При проведении ранжирования (столбец 1 табл. 6) этим качествам необходимо проставить мысленные ранги (М.Р.), как числа, обязательно идущие по порядку друг за другом, и от­метить эти ранги круглыми скобками — ( ). Однако посколь­ку эти качества, по мнению испытуемого, должны иметь одинаковые ранги, то во втором столбце табл. 6, относяще­муся к «Я реальному», следует поместить среднее арифмети­ческое рангов, проставленных в скобках, т.е. (2 + 3)/2 = 2,5. Таким образом, второй столбец табл. 6 и будет окончатель­ным итогом ранжирования особенностей «Я реального», данным испытуемым, а проставленные в этом столбце ран­ги будут носить название — реальные ранги (P.P.).

Аналогично при ранжировании «Я идеального» испыту­емый считает, что такие качества, как «общительность», «энергичность» и «жизнерадостность», должны иметь один и тот же ранг. Тогда при проведении ранжирования (см. столбец 5 табл. 6) этим качествам необходимо проставить мысленные ранги, как числа, обязательно идущие по поряд­ку друг за другом, и отметить эти ранги круглыми скобка­ми — ( ). Однако поскольку эти качества, по мнению испы­туемого, должны иметь одинаковые ранги — то в четвертом столбце табл. 6, относящемся к «Я идеальному», следует поместить среднее арифметическое рангов, проставленных в скобках, т.е. (4 + 5 + 6)/3 = 5. Таким образом, четвертый столбец таблицы 6 и будет окончательным итогом ранжи­рования особенностей «Я идеального», данным испытуе­мым, а проставленные в этом столбце ранги будут носить название — реальные ранги. Подчеркнем еще раз, что мыс­ленные (условные) ранги, как числа, должны располагаться друг за другом по порядку, несмотря на то что ранжируемые качества в таблице данных не находятся рядом друг с дру­гом.

Таблица 6.

Я реальное Качества личности Я идеальное
М.Р. P.P.   P.P. М.Р.
Ответственность
Общительность (4)
(2) 2,5 Настойчивость
(3) 2,5 Энергичность (5)
Жизнерадостность (6)
Терпеливость
Решительность

Обозначения: М.Р. — мысленные, или условные, ранги; P.P. — ре­альные ранги.

Проверим правильность ранжирования во втором столб­це табл. 6, т.е. реальные ранги, относящиеся к «Я реаль­ному»:

1 + 2,5 + 2,5 + 5 + 4 + 6 = 28.

По формуле (1.1) сумма рангов также равняется 28. Сле­довательно, ранжирование проведено правильно.

Проверим правильность ранжирования в четвертом столбце табл. 6, т.е. реальные ранги, относящиеся к «Я идеальному»:

1 + 2 + 3 + 5 + 5 + 5 + 7 = 28.

По формуле (1.1) сумма рангов также равняется 28. Сле­довательно, ранжирование проведено правильно.

studlib.info

Ранжирование коммуникативных признаков — Студопедия.Нет

 

Испытуемым предлагается список некоторых заранее выделенных экспериментатором коммуникативных признаков и предлагается их ранжировать по определенной шкале.

Например:

 

Выберите вариант ответа:

темп речи русских - очень медленный, медленный, замедленный, такой же, как у нас, убыстренный, очень быстрый;

какова вероятность, что в русском поезде попутчики заговорят друг с другом? -очень высокая, высокая, невысокая , это бывает редко, крайне редко

и т.д.

Ранжирование может осуществляться в процентах. Такой прием использовала А.Эртельт-Фиит для описания коммуникативных признаков, которые совпадают в исследуемых культурах, но их значимость для своих культур различна.

Для ситуации приема гостей у русских и немцев в равной мере характерны признаки «бескорыстие» и «выполнение правил этикета», но значимость их различна. По данным исследовательницы, это соотношение выглядит следующим образом: немцы - 50: 50, русские - 75:25.

Аналогично, в ситуации «общение с незнакомым» признаки «вмешательство» и «дистанция» А.Эртельт-Фиит определяет так: немцы - 50:50, русские - 75:25.

Подобное ранжирование может быть сделано предметом опроса: «Каково, по-вашему, соотношение данных признаков в русской (немецкой) культуре?» Опрошены должны быть информанты, знакомые с обеими культурами.

Ранжированию в процентах может быть подвергнут и единичный, отдельный коммуникативный признак, например: «Каков процент того, что в России молодая женщина в ресторане заговорит с незнакомыми мужчинами?»

 

II. Методика непосредственного (прямого) наблюдения

Эта методика предполагает постановку конкретной задачи по наблюдению.

К примеру, ставится задача определить наличие определенной характеристики в общении наблюдаемых людей за определенный период времени.

В качестве примера подобного наблюдения приведем исследование Джона Грэхема (Graham, John, p.84), который предлагает методику определения некоторых коммуникативных характеристик делового общения разных народов:

периоды молчания - количество периодов молчания длительностью более 10 секунд на 30 минут наблюдения;

перебивание собеседника - количество перебиваний на 10 минут наблюдения;

взгляд в лицо собеседнику - количество контактов взглядом на 10 минут наблюдения;

прикосновение - количество прикосновений к собеседнику, включая рукопожатие, на 30 минут наблюдения.

Автор приводит следующую таблицу, описывающую результаты его собственных наблюдений:

 

коммуникативный признак японцы американцы бразильцы
периоды молчания 5, 5 3,5 0
перебивы 12,6 10,3 28,6
взгляд в лицо 1,3 3,3 5,2
прикосновение 0 0 4,7

 

III. Методика включенного наблюдения

 

Данная методика используется, когда исследователь непосредственно находится среди лиц, принадлежащих к исследуемой культуре. Она эффективна в том случае, если исследователем ставится перед собой одна задача - например, наблюдение над тем, как немцы здороваются или какие темы выбирают американцы для беседы в гостях. После наблюдения результаты немедленно записываются.

При длительном пребывании наблюдателя в стране изучаемой коммуникативной культуры наиболее яркие впечатления могут быть записаны в первые 2-3 месяца пребывания, затем острота внимания притупляется, что необходимо учитывать при использовании данной методики.

 

IV. Методика интервьюирования

 

Устное интервьюирование

 Интервьюированию подвергается один информант, разговор ведется один на один. Этот прием трудоемок и требует много времени.

Данную методику использовала немецкая исследовательница А.Эртельт-Фиит. Она, к примеру, спрашивала немцев, которых проходили учебу или стажировку в России: «Что удивило вас в России?», а затем классифицировала по темам полученные ответы – «очереди», «в гостях», «в магазине», «в церкви», «знакомство», «Институт им. Пушкина» и т.д.

Методика интервьюирования наиболее эффективна при работе с инокультурными информантами - к примеру, с иностранцами, так как гетерокультурные информанты с трудом отвечают на вопросы об общении своего народа - нет привычки наблюдать за ним и, тем более, анализировать и вербализовывать свои наблюдения. Инокультурные информанты более наблюдательны к чужому для них общению, чем гетерокультурные - к своему родному. Инокультурных информантов, как уже отмечалось выше, лучше интервьюировать в первые 2-3 месяцев пребывания в стране, позже у них возникает привыкание и снижается наблюдательность к чужому общению, так как они его в основных чертах осваивают.

С гетерокультурными информантами эффективнее работать в форме беседы в малой группе, они часто уточняют и дополняют друг друга. Исследователь записывает ответы участников беседы, которые отвечают устно.

Письменное интервьюирование

Испытуемым предлагается письменно ответить на один или несколько вопросов, касающихся коммуникативного поведения того или иного народа. Практика показывает, что вопросов должно быть не более 10 и они должны иметь достаточно конкретный характер.

 

V.Экспериментальные методики

 

studopedia.net


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта