Педагогика / 30. Методы педагогического исследования. Ранжирование это метод исследования


30. Методы педагогического исследования

30. Методы педагогического исследования. Педагогический эксперимент.

Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической действительности. Существует несколько подходов к классификации методов педагогического исследования. Согласно одному из них, методы педагогического исследования подразделяются на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические (методы теоретического исследования) и математические (статистические).

К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, заслушивание, тестирование, хронометрирование, изучение школьной документации, изучение результатов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.   

Наблюдение является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование. Наблюдение широко применяется и на бытовом уровне, обеспечивая информацией стихийно протекающий процесс познания.

Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет – специально разработанных вопросников, на которые требуется дать письменные ответы.

Беседа (диагностическая беседа) – метод, при котором получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. Как и любой метод, беседа преследует определённую цель, а её результаты анализируются. Как и анкетирование, она проводится на основе предварительно разработанных вопросов, однако формулировки и последовательность вопросов задаются не жёстко, они могут варьироваться.

Изучение продуктов деятельности – метод, при котором предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы, а также продукты деятельности взрослых участников образовательного процесса.

Педагогическое тестирование – метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. В настоящее время для школы разработано множество тестовых методик, позволяющих выявить уровень обученности по различным предметам, уровень личностного развития учащихся и педагогов, изучить и оценить способности, интересы и потребности участников образовательного процесса.

Педагогический эксперимент – особый метод эмпирического исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений.

К теоретическим методам исследования относятся изучение литературных источников, теоретический анализ, методы логических обобщений и моделирования. 

 Изучение литературных источников в школьном инновационном менеджменте позволяет находить и отбирать необходимую информацию. Предметами изучения при использовании этого метода являются научно-методическая литература, нормативно-правовые акты в сфере образования, образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы, а также разнообразные электронные документы.

Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

Индукция и дедукция являются методами логических обобщений. Индукция как путь от частного к общему предполагает выявление общих свойств и зависимостей на основе известных частных фактов. При дедукции логика обратная: менеджер, зная общие свойства и зависимости объектов данного класса, делает вывод о наличии этих свойств и зависимостей в частных случаях явлений и процессов того же класса.

Педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научно-педагогических моделей.

В группе математических методов, находящих применение в педагогическом исследовании, выделяются методы установления количественных зависимостей, метод вычисления элементарных статистик, а также методы статистического выявления связей.  

К методам установления количественных зависимостей относятся регистрация, ранжирование и шкалирование (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.).

 

Метод регистрации состоит в том, что выявленные при изучении предмета исследования некоторые установленные факты регистрируются: фиксируется определённым образом. Это позволяет накапливать информацию и переводить её в числовые показатели, выявлять не только наличие, но и количество тех или иных явлений, событий, определять их частоту (количество за единицу времени). Например, могут регистрироваться опоздания, пропуски занятий, различные достижения учащихся и педагогов и т.д. 

При ранжировании рассматриваемые объекты и явления выстраиваются в определённой последовательности, например: наиболее важным присваивается 1-й ранг, менее важным – 2-й и т.д. Данный метод необходим, когда не существует готовой научно обоснованной методики оценивания изучаемого свойства, так как практически всегда можно использовать ранжирование по скорости выполнения заданий, по количеству допущенных ошибок, по частоте ответов и т.д.  

Шкалирование предполагает «введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений» (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.). При шкалировании каждому из выявляемых показателей приписывается определённое количество баллов, и на основе этого составляются шкалы оценивания изучаемого явления по каждому оценочному критерию.

Метод вычисления элементарных статистик позволяет представить управленческие и педагогические явления в абсолютных показателях. Для таких вычислений могут применяться разные формулы. В педагогическом исследовании наиболее распространёнными являются процентные, суммарные и средние арифметические показатели.  

К методам статистического выявления связей относятся графопостроение, сравнение элементарных статистик, метод корреляций, факторный анализ и др. Общая особенность этих методов состоит в том, что с их помощью данные обрабатываются статистически, в результате чего выявляются тенденции, степени вероятности прогнозов, уровни значимости влияющих на процесс факторов, совпадения динамики тех или иных параметров изучаемой образовательной системы.

Графопостроение - метод построения графических изображений на основе полученных числовых показателей.

Сравнение элементарных статистик – метод, при котором сравниваются одноимённые показатели, полученные по разным критериям, в разных субсистемах, в разные временньíе отрезки существования объекта познания. Основными формами изображения сравниваемых показателей являются таблицы и диаграммы.

Метод корреляций – это метод статистического выявления взаимосвязей между полученными показателями. С его помощью математически определяются зависимости, устанавливаются закономерности, характерные для исследуемого процесса в данных условиях его протекания. Чаще всего в педагогическом исследовании используется простая линейная корреляция (корреляция Пирсона).

Факторный анализ – метод статистического выявления структуры эмпирических данных. Его суть состоит в том, что в результате логико-математической обработки большого массива данных из многих компонентов выделяются главные, играющие решающую роль. 

Педагогический эксперимент. Эксперимент - это по сути, строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль.

Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, проверяется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми как в экспериментальном, так и в контрольном классе. Принимая во внимание множество влияющих на эффективность учебно-воспитательного процесса причин, соблюсти это требование на практике очень трудно.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают: 1. констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления; 2. проверочный, уточняющий эксперимент , когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3. созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Среди модификаций естественного эксперимента выделим параллельный и перекрестный эксперименты.

Если нужно проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных надо обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследовательские условия. Такой эксперимент называется лабораторным. В педагогических исследованиях он применяется нечасто.

studfiles.net

4. Процедура ранжирования

Объекты ранжирования. Основание ранжирования. Связанные ранги. Ранжирование как составная часть анализа. Ранжирова­ние как прием измерения. Прямое ранжирование. Метод парных сравнений Луи Терстоуна. Свойство транзитивности. Сравне­ние моделей ранжирования.

О чем всегда «мечтает» социолог, проводя исследование, ко­торое опирается на эмпирический материал? В число его «мечта­ний» входит желание упорядочить что-то, кого-то. Упорядоче­ние необходимо социологу, например, для определения рейтинга политических лидеров; для изучения предпочтений людей в раз­личных сферах их жизнедеятельности; для исследования струк­туры ценностей и потребностей; для принятия решения на осно­ве экспертных оценок и т. д. Трудно найти сферу или область, где социолога не интересуют «упорядочения». Существует целое направление в науке называемое «Экспертные оценки и приня­тие решений», в котором упорядочение занимает одно из первых мест по важности.

Для социолога существуют различные контексты рассмотрения проблематики упорядочения. Мы уже знаем порядковую шкалу, посредством которой можно упорядочить респондентов по степени их отношения к чему-то. Логический квадрат, шкала Лайкерта так­же служат цели упорядочения. До этого момента мы рассматривали проблему упорядочения только в контексте проблематики измере­ния как построение, получение порядковой шкалы. Сейчас мы вы­нуждены несколько от этого отойти, ибо процедура ранжирования, к рассмотрению которой мы переходим, возникает на самых раз­ных этапах социологического исследования и в самых различных контекстах. После введения основных понятий, используемых в про­цедуре ранжирования; мы рассмотрим ранжирование также и как процедуру измерения.

В общем случае ранжирование  процедура упорядочения лю­бых объектов по возрастанию или убыванию некоторого их свой­ства при условии, что они этим свойством обладают. Например, можно ранжировать респондентов по степени: их удовлетвореннос­ти чем-то, их политической активности, отношения к чему-то и т. д. Районы Москвы можно ранжировать по их престижности, а государства по качеству жизни, уровню рождаемости и т. д. Можно ранжировать информационные телепередачи по степени их инфор­мативности, профессии  по престижности, политических лидеров  по их влиянию на принятие решений президентом. Возможно так­же ранжирование качеств человека по их важности в карьере, ранжирование товаров по предпочтению покупателей.

Объекты ранжирования  это те объекты, которые упорядочива­ются. Они могут быть самыми разными. Основание ранжирования  это то свойство, по которому объекты упорядочиваются. В резуль­тате упорядочения получаем ранжированный ряд. В нем каждому объекту приписывается ранг  место в этом ряду. Число мест и, соответственно, число рангов равно числу объектов. Обратите вни­мание на различие между ранжированием и измерением по поряд­ковой шкале. В последнем случае речь шла о том, что респондент получает оценку по порядковой шкале. При этом оценка получена либо на основе приписывания «цифири» вариантам ответа (измере­ние как кодирование), либо по логическому квадрату, либо по шка­ле Лайкерта, либо по шкале Гуттмана. Но на основе этих оценок можно провести и ранжирование респондентов.

Объекты ранжирования могут быть либо все разными с точки зрения выраженности в Них заданного свойства, либо некоторые объекты могут быть неразличимыми, как в случае только что рас­смотренных примеров измерения по порядковой шкале. В первом случае все ранги будут различны, а во втором случае появятся оди­наковые ранги. Они называются связанными рангами.

В таблице 2.4.1 рассмотрена именно такая ситуация. В первой строке этой таблицы приведены показатели качества жизни для произвольных 9-ти государств, обозначенных буквами А, Б, В, Г, Д, Е, К, Л, М. Во второй строке  результаты ранжирования, т. е. ран­жированный ряд.

Таблица 2.4.1

studfiles.net

Метода - ранжирование - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Метода - ранжирование

Cтраница 1

Методы ранжирования и выбора инвестиционных предложений, к которым относятся расчеты чистой текущей стоимости и внутренней нормы доходности, учитывающие стоимость денег во времени.  [1]

В методе энтропийного ранжирования используется свойство энтропии характеризировать меру неопределенности технического состояния объекта.  [2]

Метод ПС дает результаты, иногда весьма отличные от метода ранжирования. Мы неоднократно проводили эксперименты со студентами-социологами: с некоторым разрывом во времени просили их сначала попарно сравнить некие объекты, а потом про-ранжировать их же. Результаты весьма отличались друг от друга ( и это - для будущих профессионалов, рефлексирующих по поводу того, что они делают, что же ожидать от простых респондентов, далеких от науки.  [3]

При этом можно воспользоваться информацией о потерях от погрешности измерений, а также методами ранжирования, изложенными в разд.  [4]

Для формализации процесса выбора варьируемых единичных показателей целесообразно на первом этапе исследования экосистемы использовать методы априорногоу ранжирования, основанные на обработке имеющихся данных о значимости ( например, степени опасности в каком-либо доминирующем направлении: Fl, Fn, Hs) параметров экосистемы с помощью ранговых методов. На Этапе предварительного экспериментального исследования для сокращения числа переменных могут быть использованы методы отсеивания переменных.  [5]

Журнал Трансэкшнс он инжиниринг менеджмент Института инженеров-электротехников и электроников в Нью-Йорке ( до 1962 г. он публиковался Институтом радиоинженеров) - наиболее популярная среди периодических изданий трибуна для статей по методам ранжирования проектов исследований и разработок, основанным на экономическом анализе, исследовании операций и теории принятия решений. Позднее Баттелевский мемориальный институт, который придерживается политики открытой публикации материалов о методах в этой области, избрал конференции по инженерному конструированию ( Американского общества инженеров-механиков в Нью-Йорке) в качестве форума для дискуссий, причем материалы предварительно публикуются в серии Записок этого общества, а затем включаются в его периодические издания. Эпизодически методы прогнозирования обсуждаются в Гарвард бизнес ревью и в разных журналах по исследованию операций.  [6]

При использовании других, гораздо более сложных, методов выбора решений ( например, процедур портфельного анализа) можно рассматривать более сложные критерии и большее число офаничении, но логика подхода сохраняется примерно та же, что и в методе ранжирования.  [7]

Закрытые вопросы строятся в форме альтернативных вопросов, вопросов с выборочным ответом, вопросов, построенных методом шкалирования, например в виде шкалы Лайкерта, когда альтернативные ответы строятся от самого решительного согласия к самому категоричному несогласию и опрашиваемому предлагается отметить ответ в соответствующем диапазоне; метода семантического дифференциала, когда опрашиваемому предлагается перечень противоположных, биполярных определений; шкалы влажности, оценочной шкалы ( с ранжированием любого признака), с использованием метода многомерного шкалирования, позволяющего учитывать отношение опрашиваемых ко многим характеристикам товара, рекламы и др., которое далее подвергается обработке с помощью компьютеров и сводится, например, в четырехмерный или восьмимерный график, а также метода ранжирования: путем расположения по достоинствам и с помощью парных сравнений.  [8]

Для получения субъективных вероятностей используются методы ранжирования предпочтений.  [9]

Рассматривается вопрос о выпоре системы признаков человеком и их оценке при классификации изображений. Проведен ряд психологических экспериментов по методу ранжирования и методу парных интервалов и вычислены коэффициенты ранговой корреляции для этих методов.  [10]

Математическое описание бумагоделательной машины было получено в виде системы алгебраических уравнений, в которых входные и выходные переменные параметры процесса разделены соответствующими временными интервалами. Решение задачи получения математической модели проводилось поэтапно. Методами ранжирования факторов на выборке эксплуатационных данных было отобрано 24 входных параметра, затем была получена математическая модель, уравнения которой связывают пять выходных качественных показателей с 24 входными параметрами.  [11]

Чтобы оказать помощь при чтении существующей литературы, определим еще раз некоторые только что введенные термины. Количественной называется переменная, величина которой может быть измерена с помощью некоторой интервальной или относительной шкалы. Качественной же называется переменная, величина которой не может быть измерена количественно, а упорядочивается методами ранжирования.  [12]

Комфортность освещения может быть оценена группой наблюдателей по субъективному восприятию. Этот способ получает в настоящее время все большее распространение. Экспертная оценка состоит в приписывании оцениваемому признаку предмета того или иного ранга, места, балла. Объективность оценки возрастает если участвуют не менее 10 специально подобранных наблюдателей. Различают два вида субъективной оценки: шкалирование и ранжирование. В методе ранжирования наблюдатель проводит сравнение ряда предметов по одному признаку, располагая их по степени возрастания или убывания. При этом число баллов равно числу оцениваемых предметов. Но здесь может возникнуть ситуация, когда предмет1 1 лучше предмета 2, но это еще не означаег, что они оба находятся в области положительного отношения.  [13]

Страницы:      1

www.ngpedia.ru

Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

экспериментального образования. - 2015.- № 11 (Часть 3). -С. 359-361.

2. Фирсин, С.А. Спортивный фестиваль «ГТО-НИКА» / С.А. Фирсин // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань, 6-8 ноября 2015 г.- Казань : Изд-во КНИТУ-КАИ, 2015. - С. 539-540.

3. Фирсин С.А. Современные технологии игровой рационализации комплекса ГТО в физическом воспитании детей и учащейся молодежи / С.А. Фирсин // Современные здоровьесберега-ющие технологии: материалы международной научно-практической конференции. - Орехово-Зуево : ГГТУ, 2015. -С. 255-260.

REFERENCES

1. Firsin S.A. (2015),The "Sparta- GTO" as the rationalization of GTO complex in physical education and socialization of the students, International Journal of Experimental Education, number 11 (Part 3), pp. 359-361.

2. Firsin S.A. (2015), "Sports festival " GTO-Nika"", Physical education and student sport by eyes of students: Materials of All-Russian scientific-practical conference with international participation, Kazan, 6-8 November 2015, Kazan, Univ KNRTU-KAI, pp. 539-540.

3. Firsin S.A. (2015), "Modern technologies of the game rationalization of GTO set in the physical education of children and young// Modern health-improving technologies: materials of the international scientific-practical conference, Orekhovo- Zuevo: GSTU, pp. 255-260.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.02.2016

УДК 378

АНАЛИЗ МЕТОДОВ РАНЖИРОВАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЯХ

Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Анализ достаточно большого количества психолого-педагогических статей опубликованных за последние годы в ряде научных журналов позволяет сделать вывод о том, что некоторые авторы не совсем уверенно владеет современными методами анализа сложных систем, к которым относятся психолого-педагогические системы. Основную причину этого мы видим в том, что стандартный курс математической статистики, для гуманитариев имеет более чем двухвековую историю, и слушатели просто не знают о достижениях современной математики и не умеют ими пользоваться. Кроме того достаточно большое число существующих статистических пакетов, позволяет обработать любые наборы числового материала, вопрос о том имеет ли какой либо смысл полученный результат остается за скобками проведенного исследования. В статье проведено сравнение двух методов ранжирования факторов, первый - методом параметрической статистики, второй -современными методами непараметрической статистики

Ключевые слова: параметрическая статистика, факторный анализ, непараметрическая статистика, методы анализа сложных систем.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p197-201

ANALYSIS OF METHODS OF RANGING IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCHES

Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Аннотация

The analysis of rather large number of the psychological and pedagogical articles published within the recent years in a number of the scientific magazines allows drawing a conclusion that some authors do

not possess the modern methods for the analysis of the difficult systems in which the psychology and pedagogical systems have been included. We see the main reason for it that the standard course of the mathematical statistics for humanitarians has more than two-centuries history, and listeners simply don't know about the achievements of the modern mathematics and they aren't able to use them. Besides, rather large number of the existing statistical packages allows processing any sets of the numerical material and the question upon whether the received result makes any sense remains behind the brackets of the conducted research. The article presents the comparison of two methods of ranging the factors, the first - method of parametrical statistics, and the second - modern methods of nonparametric statistics.

Keywords: parametrical statistics, factorial analysis, nonparametric statistics, methods of the analysis of difficult systems.

Фактор - (от лат. factor - делающий - производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты (http://tolkslovar.ru/f202.htm). Из этого определения следует, что под фактором следует понимать не только нечто простейшее, но и более сложное понятие, например, раскрывающее причины, движущие силы какого-либо процесса или явления.

Под методами ранжирования обычно понимается расположение причин, движущих сил, свойств какого-либо процесса, явления по степени их влияния на этот процесс или явление. Таким образом, немедленно возникает проблема наделения качественных характеристик определенным весом - рангом, т.е. создание количественной шкалы, позволяющей упорядочить факторы (по возрастанию или убыванию),

Неявно, базовым аппаратом шкалирования в психолого-педагогических исследованиях является статистический анализ.

«Статистика как таковая не создает новой научной информации. Эта информация либо содержится, либо не содержится (к сожалению, и так бывает) в полученных исследователем материалах. ... Статистические методы раскрывают связи между изучаемыми явлениями. Однако необходимо твердо знать, что как бы ни была высока вероятность таких связей, они не дают права исследователю признать их причинно-следственными отношениями» (http://pedlib.ru/Books/6/0425/6-0425-260.shtml).

В своей статье А.Н. Алехин [1] провел методологический анализ методик психологической диагностики и критике их вненаучных оснований. Им было обосновано, что отсутствие критики оснований методик психологического исследования способствует формированию мнимого знания, не имеющего практической значимости, и обозначены мотивы широкого использования психодиагностических и статистических процедур в психологическом исследовании. И далее «Следствием слепой веры в познавательную мощь статистики становится погоня за большим числом признаков и испытуемых при наивной убежденности в том, что то, что названо, - есть, а числовые выражения непосредственно выражают реальные переживания человека. ... И вот уже вместо одного качественного признака в его распоряжении множество количественно измеренных «шкал»" [1, с. 5].

Аналогичная ситуация наблюдается и в педагогических исследованиях.

В частности с термином «фактор», обычно ассоциируется факторный анализ [2]. Однако, применение факторного анализа, априори, предполагает целый ряд допущений.

Основное допущение, о котором обычно забывают, - это предположение о наличии линейной связи между исследуемым процессом, явлением и факторами (причинами, движущими силами, признаками и т.п.), т.е. изначально предполагается линейная модель реального процесса, явления и факторов, на него влияющих, что вряд ли выдерживает какую либо критику. Но это только начало, фактор должен быть шкалирован (случайное число, подчиняющееся нормальному закону распределения)

В математической статистике главными целями факторного анализа являются: сокращение числа переменных (редукция данных) и определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. классификация переменных. Поэтому факторный анализ используется или как метод сокращения данных или как метод классификации.

По стандартной методике методом вращения находятся главные компоненты, которые также часто называются «факторами», определяется факторный вес (нагрузку фактора). Главные компоненты, полученные в результате, вращения матрицы являются линейными функциями факторов, с которых и начиналось педагогическое исследование. Главным компонентам придумывается более или менее вразумительное название и процесс «научного поиска» считается завершенным.

Второе допущение, предположение о нормальном законе распределения переменных (шкалирование факторов уже должно быть сделано) в модели реального процесса, явления, имеет под собой определенную базу. Центральные предельные теоремы - класс теорем в теории вероятностей, утверждающих, что сумма достаточно большого количества слабо зависимых случайных величин, имеющих примерно одинаковые масштабы (ни одно из слагаемых не доминирует, не вносит в сумму определяющего вклада), имеет распределение, близкое к нормальному

(http://edu.dvgups.rU/metdoc/enf/vmatem/semestr4/4.9.htm). Рассмотрение генеральной совокупности, выборки из одной генеральной совокупности, уровня значимости мы рассматривать не будем, так как эти вопросы обычно не вызывают вопросов в психолого-педагогических исследованиях.

В психологическо-педагогическом исследовании первичным является исследование системы на качественном уровне. Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, обычно называют созданием сценария.

Одним из наиболее распространенных качественных методов в психолого-педагогических исследованиях являются методы экспертных оценок. Группа методов экспертных оценок наиболее часто используется в практике оценивания сложных систем на качественном уровне. Экспертные методы имеют несомненное преимущество перед прямыми статистическими методами: нет необходимости изначально предполагать, что реальному процессу, явлению соответствует линейная модель, и нет необходимости изобретать более или менее правдоподобную шкалу при переводе факторов (причин, движущих сил и т.п.) в конкретные числа.

Мы считаем, что методы экспертных оценок дают более точные и правильные результаты по сравнению со стандартными статистическими методами по следующим соображениям: при формулировке проблемы и поиске причин, влияющих на нее, разработчику приходится использовать все свой свои знания и накопленный опыт. Фактор, сформулированный в виде некоего утверждения, несет в себе значительно больший объем полезной информации. Это совершенно естественно. Методы математической статистики, которые в подавляющем большинстве психолого-педагогических исследований, относятся к параметрической статистике [4], (изначально предполагается, что все статистические переменные подчиняются нормальному закону распределения). «Именно из таких соображений критиковал параметрическую статистику академик АН СССР С.Н. Бернштейн в 1927 г. в своем докладе на Всероссийском съезде математиков. Однако эта теория, к сожалению, до сих пор остается основой преподавания статистических методов и продолжает использоваться основной массой прикладников, использующих статистические методы в различных отраслях народного хозяйства и областях науки, но далеких от новых достижений в статистической науке» [4, с 8].

Научные методы экспертных оценок получили развитие во второй половине ХХ

века.

Остановимся подробнее на этой группе методов (подробности в [3]).

«Этапы экспертизы: формирование цели, разработка процедуры экспертизы, формирование группы экспертов, опрос, анализ и обработка информации.

При формулировке цели экспертизы разработчик должен выработать четкое представление о том, кем и для каких целей будут использованы результаты.

При обработке материалов коллективной экспертной оценки используются методы теории ранговой корреляции. Для количественной оценки степени согласованности мнений экспертов применяется коэффициент конкордации W, который позволяет оценить, насколько согласованы между собой ряды предпочтительности, построенные каждым экспертом. Его значение находится в пределах 0 < W < 1, где W=0 означает полную противоположность, a W = 1 - полное совпадение ранжировок. На практике достоверность считается хорошей, если W ~ 0,7^0,8.» (http://cf17.hc.ru/~area7ru/referat.php714006, с.115)

В психолого-педагогических исследованиях наибольшее распространение получили следующие процедуры экспертных измерений:

- ранжирование. В этом методе каждому эксперту предлагается расположить факторы (причины, движущие силы и т. п.) по их влиянию на исследуемый процесс, явление. В этом случае шкала формируется автоматически: от 1 до N, где N - число выбранных разработчиком факторов (причин, движущих сил и т.п.), после проведения процедуры ранжирования порядковый номер в выборке, обычно называют, рангом. Усредняя по всем экспертам, мы получаем средний ранг. Усредняя по количеству рангов, имеем оценку вероятности влияния конкретного фактора на исследуемый процесс, т.е. значение, имеющее конкретный смысл. В настоящее время метод ранжирования в психолого-педагогических исследованиях широко применяется в теории и методике профессионального образования и успешно замещает стандартные методы математической статистики.

- метод парного сравнения. Этот метод в процедуры экспертного сравнения ввел Терстоун [6]. Упорядочить N факторов по степени их влияния достаточно сложный процесс для любого эксперта. Значительно проще сравнить два фактора между собой по степени их влияния на исследуемый процесс, явление. Данная процедура формализуется следующим образом: создается квадратная матрица размером N*N, элементы которой

11, если a . ^ a.,

' _, где ^ означает, что a. оказы-

0, если a .х a., i, j = 1, N. вает больше влияния на изучаемый процесс, явление, чем a.. Сумма по строкам дает ранг

N

i-го фактора, т.е. ri = ^ X. . В психолого-педагогических исследованиях метод парных

j=1

(попарных) сравнений начал применяться сравнительно недавно, вследствие своей трудоемкости (плата за простоту сравнения), всего нужно провести N(N -1) операций, что

2

компенсируется значительно более высокой надежностью.

Проведенный сравнительный анализ методов ранжирования позволяет надеяться, переход от математической статистики к прикладной статистике [4], произойдет и в психолого-педагогических исследованиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехин, А.Н. К критике оснований психологической диагностики / А.Н. Алехин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 1010. - № 6 (97). - С. 3-7.

2. Кендалл, М. Многомерный статистический анализ и временные ряды / М. Кендалл, А. Стьюарт. - М. : Наука, 1976. - 736 с.

3. Кендалл, М. Статистические выводы и связи / М. Кендалл, А. Стьюарт. - М. : Наука, 1973. - 900 с.

4. Орлов, А.И. Основные этапы становления статистических методов [Электронный ресурс] / А.И. Орлов // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - № 97 (03). - URL : http://ei.kubagro.ru/2014/03/pdf/86.pdf. - Дата обращения 22.02.2016.

5. Саати Т. Аналитическое планирование. Организация систем / Т. Саати, К. Кернс. - М. : Радио и связь, 1991. - 224 с.

6. Татарова, Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение) / Г.Г. Татарова. -М. : NOTA BENE, 1999. - 224 с.

REFERENCES

1. Alekhin, A.N. (2010), "Contribution to the criticism of the psychological diagnostics bases", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vo. 97, No. 6, pp. 3-7.

2. Kendall, M. and (1976), Multidimensional statistical analysis and temporary ranks, Science, Moscow.

3. Kendall, M. and Styuart, A. (1973), Statistical conclusions and communications, Science, Moscow.

4. Orlov, A.I. (2014), "Main stages of formation of statistical methods", Scientific magazine of KUBGAU, No. 97 (03), available at: http://ej.kubagro.ru/2014/03/pdf/86.pdf.

5. Saati T. and Kearns, T. Analytical planning. Organization of systems, Radio and communication, Moscow.

6. Tatarova, G.G. (1999), Methodology of the analysis (Introductions), given in sociology, NOTA BENE, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.02.2016

УДК 796.03

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ZUMBA FITNESS)

Мария Игоревна Шепелева, кандидат педагогических наук, Мария Аркадьевна Кривцова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (СПбГИК)

Аннотация

В данной статье рассматривается опыт использования инновационной оздоровительной программы Zumba Fitness на занятиях со студентами специального медицинского отделения с диагнозом вегето-сосудистая дистония. Представлены результаты проведенного исследования.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, оздоровительная физическая культура, вегето-сосудистая дистония, Zumba Fitness.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p201-205

APPLICATION OF MODERN WELLNESS TECHNOLOGIES AT WORK IN SPECIAL MEDICAL GROUPS AT THE UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF

ZUMBA FITNESS) Maria Igorevna Shepeleva, the candidate of pedagogical sciences, Maria Arkadievna Krivtsova, the senior teacher, Saint-Petersburg State Institute of Culture, Saint-Petersburg

Annotation

This article discusses the experience of using the innovation wellness program Zumba Fitness in classes with the students of the special medical department with the diagnosis of the vegetative-vascular dystonia. It presents the results of the study.

Keywords: the physical education of students, wellness physical education, vegetative-vascular dystonia, Zumba Fitness.

ВВЕДЕНИЕ

По результатам медицинского обследования первокурсников Санкт-Петербургского государственного института культуры было выявлено, что одним из основных диагнозов у студентов специальной медицинской группы «А» является вегето-

cyberleninka.ru

Существуют также другие методы психолого-педагогического исследования, такие как, ранжирование, рейтинг, и метод графов.

Количество просмотров публикации Существуют также другие методы психолого-педагогического исследования, такие как, ранжирование, рейтинг, и метод графов. - 165

Методы исследования в социальной психологии

исследовательские
психодиагностические
На основе наблюдений
Объективные психодиагност. методы
Эксперимент.методы

Обычно различают следующие основные методы социальной психологии: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опрос, тестирование, социометрию.

Наблюдение — наиболее распространенный способ, с помощью которого исследуют социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Размещено на реф.рфНаучное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.

Эксперимент должна быть лабораторным, когда он протекает в специально организованной обстановке, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в обычных условиях; констатирующим — когда оцениваются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определœенные качества испытуемых и их групп.

Метод анализа документов представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на контент-анализ, включающий в себя математическую и статистическую обработку результатов.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или из различных источников.

Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности.

Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным {анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

Анкетирование делится на прессовое, когда вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания; почтовое, при котором анкеты рассылаются по почте согласно адресам подписчиков или адресной книге учреждений коммунальных услуг; раздаточное, предполагающее личную раздачу и сбор исследователœем вопросов. Первый вид анкетирования наиболее дешев, но и менее эффективен (3—5%). Второй предполагает уже 10—25% возврата анкет. А третий — наиболее предпочтителœен, поскольку возврат анкет в данном случае приближается к 100%.

Тестирование —- метод, во время применения которого испытуемые выполняют определœенные действия по заданию исследователя.

Социометрия — метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных ʼʼлидеровʼʼ и ʼʼотвергнутыхʼʼ членов группы; наличие микрогрупп и связи между ними.

Социометрия предполагает проведение опроса всœех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений людей в группе).

Кроме базовых, социальная психология использует также дополнительные методы, к которым обычно относятся приемы и способы обработки и анализа результатов ее исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, техники компьютерной обработки данных и др.).

Наконец, в социальной психологии применяются и аппаратурные методы (методики) исследований, предполагающие эффективное использование технических устройств — аппаратов, с помощью которых: а) создается определœенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характеристик; в) фиксируются и частично подсчитываются результаты исследования.

referatwork.ru

Метод ранжирования и ранжирование как таковое

Каждая из существующих поисковых систем индивидуальна. Это относится и к системе ранжирования. Каждый поисковик обладает собственным набором правил, по которым производится ранжирование страниц сайтов, они постоянно меняются и пересматриваются. Ранжирование — это способ сортировки страниц, которые подходят к запросу пользователя в поисковой системе, по принципу уменьшения релевантности.

Метод ранжирования работает примерно так — по какому-то конкретному запросу поисковая машина выдает все слова запроса на страницу. При этом учитываются следующие обстоятельства: расположение ключевиков относительно друг друга, их важность, то есть размещение в заголовках h2,h3 и так далее, в тайтле, ближе к началу или концу страницы, словоформа, поведенческие факторы, кол-во внешних и внутренних ссылок и прочее.

При анализе всех этих показателей определяется общий вес страницы при выдаче результатов поиска. На основе исследований, проведенных в отношении ранжирования, были определены некоторые методы, которые являются общими для всех поисковых систем.

Поисковик считает, что страницы, на которых слова идут в той же последовательности, что набирает пользователь при поиске, в большей степени релевантны, чем те, на на которых слова хоть и есть в тексте, но рассыпаны по тексту или написаны в другой словоформе. Это значит, что при поисковом продвижении  слова следует включать в текст настолько  точно, насколько это возможно, если вы хотите добиться высоких результатов.

Кроме того, слова стоит употреблять как в точной форме, так и в различных словоформах, в различных падежах и числе. Это будет преимуществом при выдаче поисковой системы, ранжирование будет более высоким.

Помимо базовых тегов, о которых уже не раз упоминалось, на ранжирование воздействует в значительной степени присутствие ключевиков непосредственно в тексте, а страница, где вес ключевых слов выше, будет считаться самой релевантной.

Частота ключевых слов, включаемых в текст на странице, должна быть  в определенных пределах, текстовка должна быть максимально естественна. Там, где количество ключевиков будет составлять половину всех слов, не будет считаться естественным, так как это называется поисковым спамом.

webformula.pro


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта