3. Методика априорного ранжирования факторов. Методика ранжирования
3. Методика априорного ранжирования факторов
Целью априорного ранжирования факторов является исследование, проводимое на начальной стадии экспериментальной работы, в тех случаях, когда из большого числа требований нужно выделить наиболее важные для дальнейшего изучения и отсеять остальные.
Особенность метода априорного ранжирования факторов заключается в том, что требования ранжируются в порядке убывания по значимости для изделия. Вклад каждого из них оценивается по величине ранга – места, которое отведено исследователем (специалистом при опросе) данному требованию при ранжировании. При сборе мнений путём опроса специалистов каждому из них предлагается заполнить анкету, в которой перечислены требования, их размерность и предполагаемые интервалы варьирования. Заполняя анкету, специалист определяет место каждого из них в ранжированном ряду. Результаты опроса специалистов (или ранжирования по литературным данным) обрабатываются следующим образом.
1. Определяем сумму рангов по факторам – требованиям:
где аij – ранг каждого i-го фактора и j-го исследователя;
m – число исследователей.
2. Определяют разность (Δi) между суммой каждого фактора и средней суммой рангов
где к – количество факторов.
3. Определяют сумму квадратов отклонений:
4. Определяют степень согласованности мнений исследователей:
где tj – число одинаковых рангов в j- ом ранжировании.
5.Если исследователи неодинаково ранжируют факторы (ω) значительно отличается от единицы, определяют значение Χ2 – критерия:
6.Используя таблицу в приложении находят значение Χ2 – критерия для степеней свободы f=k-1.
7.Гипотеза о наличии согласия исследователей принимается, если табличное значение Χ2 – критерия меньше расчётного, найденного по приведенной выше формуле , для 5% уровня значимости.
8.Оценив согласованность мнений всех исследователей, строят среднюю диаграмму рангов, откладывая по одной оси факторы, а по другой – соответствующие суммы рангов.
9.Вслучае неравномерного экспоненциального убывания распределения часть факторов можно исключить из дальнейшего рассмотрения. Если же распределение равномерное, рекомендуется в дальнейшем использовании включать все факторы.
Граница значимости факторов Мmin может быть определена из предложения о равнозначности всех факторов.
4.ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.
4.1. Согласно выданному преподавателем заданию, студенты, используя соответствующую иерархическую структуру требований, формулируют всю совокупность требований к объекту исследования, присваивая каждому порядковый индекс х, х, ….., х.
4.2. Выбирается группа экспертов (исследователей), которыми могут быть все, присутствующие на занятии студенты. Каждому эксперту присваивается порядковый номер.
4.3. Составляется таблица по следующей форме:
Таблица 1.
Матрица рангов
4.4. Каждый эксперт назначает каждому фактору (требованию) величину ранга по пятибальной шкале, вписывая его в таблицу.
4.5. Производится обработка результатов исследования по методике, приведённой в разделе 3 настоящего методического указания. Результаты вычислений вписываются в таблицу.
4.6. Оценив согласованность мнений экспертов, строится диаграмма рангов, и в соответствии с границей значимости определяются наиболее значимые из них.
4.7. Составляется отчёт по лабораторной работе.
5. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА ПО РАБОТЕ.
Отчёт по лабораторной работе должен содержать:
- формулировку выданного задания;
- совокупность требований к объекту исследования в соответствии с порядковыми индексами:
х1-
х2-
.
.
.
хк-
- фамилии экспертов и их соответствующие номера;
- матрицу рангов в форме таблицы, приведённой в 4.3.;
- вычисления по формулам и в порядке указанном в разделе 3;
- диаграмму рангов с указанием границы значимости требований;
- перечень наиболее значимых требований к объекту исследования.
Отчёт подписывается всеми экспертами.
Рекомендуемая литература
1. Тихомиров В.Б. Планирование и анализ эксперимента. М.: Лёгкая индустрия, 1974.
2. Сапронов Ю.Г. Расчёт и конструирование технологического оборудования фабрик по ремонту и индивидуальному пошиву обуви. М.: Легпромбытиздат, 1986. –128 с.
3. Сиденко В.М., ГрушкоИ.М. Основы научных исследований. – Харьков.: Высшая школа, 1977.
studfiles.net
Оценка рабочих мест методом ранжирования — Jobgrade.ru
Выбор метода оценки рабочих мест является важным этапом в разработке корпоративной грейдинговой системы оплаты труда. Наиболее распространенными являются ранжирование, классификация и балльно-факторный методы оценки рабочих мест (ОРМ).
Ранжирование рабочих мест осуществляют оценщики, то есть наиболее квалифицированные и обученные технологиям ранжирования опытные работники и руководители различных звеньев. Затем специальная комиссия рассматривает результаты ранжирования и подписывает соответствующий протокол.Ранжирование просто расставляет описания работ от наивысшего до низшего на основании какого-либо критерия (объем работы, сложность работы, значимость работы, цена ошибки и др.) Ранжирование – это простой и легкий для понимания и объяснения сотрудникам метод. Очень часто он выполняется быстрее других методов ОРМ. Когда лица, осуществляющие оценку, хорошо представляют выполняемую на оцениваемых рабочих местах работу, этот метод дает достаточно точные результаты. При небольшом количестве рабочих мест их ранжирование можно успешно провести, не прибегая к каким-либо специальным методикам, то есть путем прямого ранжирования.При увеличении количества оцениваемых рабочих мест оценщики используют два основных метода ранжирования: метод выстраивания альтернатив и метод парного сравнения.Метод выстраивания альтернатив заключается в том, что описания работ расставляются на противоположные полюсы. Оценщики приходят к согласию о том, какие работы являются наиболее важными, а какие наименее (т.е. какая работа будет 20, а какая – 1), затем следующие по наименьшей и наибольшей важности (т.е. какая будет 19, а какая – 2) и так до тех пор, пока все работы не расставлены по порядку.Метод парного сравнения реализуется двумя основными способами. Наиболее известными и эффективными способами парного сравнения являются способ карточной колоды и матричный способ. Ранжирование рабочих мест способом карточной колоды осуществляется следующим образом:— каждое рабочее место указывается на отдельной карточке, карточки складываются стопкой,— из стопки берут две карточки, сравнивают их и отбирают лучшую из них,— держат лучшую карточку в руке, а проигравшую в сравнении откладывают в новою стопку,— отбирают из первой стопки другую карточку, сравнивают ее с карточкой в руке и откладывают проигравшую сравнение в новою стопку,— продолжают выполнение этого шага, пока не истощится первая стопка,— размещают оставшуюся в руке карточку во вторую новою стопку и эта карточка – вершина отбора,— повторяют все шаги, используя первую новою стопку для второго окончательного выбора вместо исчерпанной исходной стопки,— продолжают этот процесс, пока все оставшиеся имена не окажутся в одной стопке с карточкой, выбранной первой.Матричная процедура начинается с разработки матрицы, в которой все рабочие места, подлежащие сравнению, перечисляются в строках и шапках столбцов таблицы, известной как ранговая таблица парного сравнения. В прямоугольниках, образуемых пересечениями строк и столбцов, оценщик ставит отметку, если рабочее место ряда более ценно, чем рабочее место в колонке. Рабочее место, получающее наибольшее количество отметок считается самым значимым и ему присваивается наивысший ранг. Когда оценку одних и тех же рабочих мест в целях объективности осуществляют несколько оценщиков, ранги рабочих мест складываются и рассчитываются их среднеарифметические значения.Наиболее существенным недостатком метода ранжирования является то, что он не имеет единицы измерения для определения относительной ценности рабочего места. Поэтому ранжирование не слишком помогает в деле разработки шкалы ставок заработной платы на базе относительной ценности всех рабочих мест. Оно также мало способствует сравнению рабочих мест функционально отличающихся структурных подразделений организации. При больших количествах рабочих мест процедура ранжирования становится слишком объемной и громоздкой.
www.jobgrade.ru
№ | Высказывание | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Равенство – одинаковые возможности для всех | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | Согласие с самим собой – мир внутри себя. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3 | Социальная власть – господство над другими людьми. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | 7 |
4 | Наслаждение – удовлетворение всех желаний. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5 | Свобода – свобода действия и мыслей. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6 | Духовность – доминирование духовной, а не материальной стороны жизни. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | | 6 | 7 |
7 | Забота о себе – ощущения, что другим есть до тебя дело. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | Социальный порядок – стабильность общества. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9 | Насыщенность жизни – интересная, наполненная жизнь. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
10 | Осмысленность существования – наличие цели в жизни. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
11 | Вежливость – обходительность, воспитанность. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
12 | Богатство – собственность, имущество, деньги. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
13 | Национальная безопасность – защищенность государства от врагов. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
14 | Самоуважение – вера в собственную значимость. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
15 | Чувство благодарности – стремление отдавать долги. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
16 | Творчество – уникальность, воображение, вера в свои творческие способности. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
17 | Мир на земле – свобода от войн и конфликтов. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
18 | Традиции – сохранение обычаев. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
19 | Большая настоящая любовь – глубокая эмоциональная и духовная близость. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
20 | Самодисциплина – сдержанность, борьба с искушениями. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
21 | Неприкосновенность внутреннего мира – право на тайну личной жизни. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
22 | Безопасность семьи – безопасность тех, кого мы любим. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
23 | Социальное признание – уважение, одобрение других. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
24 | Единение с природой – включенность в природу, соответствие природе. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
25 | Разнообразная жизнь – постоянные перемены, жизнь, насыщенная увлечениями, событиями. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
26 | Мудрость – зрелое, глубокое понимание жизни. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
27 | Власть – право управлять, командовать людьми. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
28 | Верная дружба – близкие, надежные друзья. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
29 | Эстетическое наслаждение – красота природы, мира. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
30 | Социальная справедливость – защита прав людей, забота о слабых. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
31 | Самостоятельность – уверенность в себе, самодостаточность. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
32 | Умеренность – избегание крайностей. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
33 | Преданность – верность друзьям, группе. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
34 | Целеустремленность – настойчивость в достижении цели. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
35 | Широта взглядов – терпимость к идеям и мнениям, отличным от моих. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
36 | Смирение – скромность, почтительность. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
37 | Отвага – поиск приключений, риска, опасности. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
38 | Защита окружающей среды – охрана природы. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
39 | Влиятельность – воздействие на людей и события. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
40 | Уважение к старшим – почтение к возрасту. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
41 | Самостоятельная постановка цели – целенаправленность. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
42 | Здоровье – физическое и психическое. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
43 | Компетентность, профессионализм – умение работать, эффективность. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
44 | Принятие жизни такой, какая она есть – приспособление к жизненным обстоятельствам. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
45 | Честность – неподдельность, искренность. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
46 | Репутация – сохранение своего лица. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
47 | Послушание – обязанность, исполнительность. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
48 | Интеллект – логичность, умение думать. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
49 | Доброжелательность – работа на благо других. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
50 | Жизнерадостность – способность радоваться жизни. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
51 | Благочестие – следование религиозным верованиям и убеждениям. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
52 | Ответственность – надежность. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
53 | Любознательность – интерес ко всему. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
54 | Снисходительность – готовность прощать. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
55 | Успех – достижение целей. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
56 | Опрятность – аккуратность. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
57 | Потворствование себе, самоснисхождение – доставление себе удовольствия. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
58 | Религиозность – вера в бога. | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Тип ценностей | Пункты списка ценностей | Сумма баллов | ||||||||
Саморегуляция | 31,41,10, 34,55, 52, 26 | |||||||||
Стимулирование | 25, 37, 35, 16, 50, 5, 53 | |||||||||
Гедонизм | 4, 57,56,7 | |||||||||
Достижение | 43,48,42,9,14,46 | |||||||||
Власть | 3,12, 27, 39, 23 | |||||||||
Безопасность | 8,13, 22, 17, 18, 30, 1 | |||||||||
Конформность | 20, 40, 11, 47, 32, 36, 45, 44 | |||||||||
Традиции | 51, 58, 6, 49, 24, 38, 15 | |||||||||
Благосклонность | 19, 28,33, 29, 54 | |||||||||
Самоориентация | 2, 21 |
studfiles.net