Ответы на вопросы по психологии. Устойчивая система мировоззренческих психологических и поведенческих


Базовая структура личности. | Aspirans.com

Данная статья посвещена определению базовой структуры личности, как основы психологического изучения человека.

 

Ключевые слова: личность, потребность, мотивация, структура, классификация, теория.

 

 

Старковский Владимир Александрович.Базовая структура личности.

 

Понятие «личность» имеет несколько значений, для наук же изучающих человека принципиально важным является лишь одно из них. Вот как определяют это значение некоторые словари и энциклопедии……Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида.…Устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.…Относительно устойчивая система поведения индивида.…Человек с точки зрения черт его характера, поведения.То есть, личность человека определяется структурой и характером его реакций и проявлений, иначе – реактивной структурой.Теперь обратимся к словарям и энциклопедиям еще раз, и посмотрим, что изучает психология……Отражения индивидом объективной реальности.…Совокупность объективных реакций индивидуума.…Как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует.…Закономерности, механизмы и факты психической жизни.Если сопоставить предметы, которые изучает психология с определениями личности приведенными выше, то можно легко заметить, что предметом изучения психологии является именно реактивная структура личности.К сожалению, гуманитарные науки не имеют общепринятого мнения о базовой (реактивной) структуре личности, отталкиваясь от которой, можно было бы развивать единую, научно-целостную теорию личности. Поскольку структура личности, как общепринятая научная база не определена, ученые изучающие человека подобны слепцам из известной притчи, в которой незрячие люди ощупывали разные части тела слона, и делали весьма противоречивые выводы об экстерьере животного.В качестве исходных положений определяющих базовую, реактивную структуру личности, примем следующие утверждения…Структура личности тождественна структуре реакций и проявлений личности.Структура реакций и проявлений личности определяется структурой ее мотиваций.Структура же мотиваций определяется структурой потребностей.Таким образом, общепринятая (достоверная в своей доказательной очевидности) классификация потребностей человека, могла бы являться универсальной матрицей для определения базовой структуры личности.В качестве исходного материала для определения структуры потребностей человека проанализированы наиболее заслуживающие внимания своей обоснованностью и системностью классификации, разработанные Генри Мюрреем, Абрахамом Маслоу и Станиславом Борисовичем Кавериным. Но поскольку этот анализ требует вдумчивого чтения, и как следствие, больших временных затрат, то в рамках данного  формата мы его опустим, (в случае необходимости упомянутый анализ может быть предоставлен) и сразу перейдем к результатам анализа, то есть к главе «Итоговая классификация потребностей»

 

Итоговая классификация потребностей.Анализ классификаций потребностей Мюррея, Маслоу и Каверина на первый взгляд может показаться разгромным, однако, 42 потребности из 44 предложенных ими, или отнесены в предлагаемой классификации к архетипическим потребностям, или же приняты как их частные проявления. То есть, почти все потребности, представленные в классификациях ученых, будут так или иначе фигурировать в предложенной классификации, что уже может в достаточной мере свидетельствовать о парадигматической полноте тех семи пунктов из которых она состоит.

 

Физиологические потребности.Лень – двигатель прогресса. В этой известной шутке заключен образ одной из главнейших человеческих потребностей, потребности в физическом комфорте, который по библейски фатально («в поте лица своего будешь есть хлеб свой») нарушается тяготами трудовых усилий. Если бы в результате приложения трудовых усилий не удовлетворялись другие потребности, то человечество вероятно прекратило бы всякую трудовую деятельность, и деградировало в праздности.К счастью, потребности находятся в противоречии друг с другом, что поддерживает личность в неком мотивационном балансе. В случае же если какая-либо потребность становится доминирующей, то тогда у человека могут возникать социальные, психологические, или даже психические проблемы. Так например, люмпенизация личности в большинстве случаев обусловлена именно тем, что потребность в праздности (физическом комфорте) становится для человека непреодолимой.

Основные физиологические потребности…Потребность в физическом комфорте.Потребность в пище.Сексуальная потребность.Интересно отметить, что доступность этого нехитрого набора удовольствий, ассоциируется у человека с райской комфортностью существования.

 

Потребность в безопасности.Потребность в безопасности не отнесена физиологическим потребностям, хотя бы потому, что физиологические потребности являются позитивными мотивациями (желаниями), потребность же в безопасности является мотивацией негативной (нежеланием).Основные причины физиологических страхов…Страх перед дискомфортом бедности.Страх перед насилием.Страх перед болью.Страх  перед болезнями.Страх смерти.Страх перед голодом.Страх перед наказанием.Страх перед мистическим воздействием.Страх перед дискомфортом зависимости, несвободы.

 

Эмоциональная потребность.Неудовлетворенная эмоциональная потребность (скука), обращает на себя внимание лишь в крайних своих проявлениях. В действительности же, потребность в эмоциях преследует человека непрерывно. Бездеятельность при отсутствии внешних источников впечатлений, тут же приводит человека в состояние сенсорного голода, который и толкает человека к действию.Основные способы насыщения эмоциональной потребности…Трудовая, повседневная деятельность.Социальные контакты.Размышления. Мечты.Информация. Познание.Развлечения. Зрелища.Творчество. Увлечения.Эстетические впечатления.Игры. Соревнования.Приключения. Путешествия.Алкоголь, наркотики.Негативные же, или избыточные чувства, эмоции и впечатления оборачиваются такой разновидностью эмоциональной потребности, как потребность в эмоциональном комфорте.

 

Потребность в уважении.(Потребность в благоприятном и лестном мнении о себе).Потребность в уважении можно разделить на две составляющие…1. Репутация, которая определяется должным исполнением общепринятых поведенческих норм.2. Престиж, который определяется причастностью человека к статусным ценностям.Статусными ценностями могут являться…Благополучие, благосостояние.Ценности, вещи.Авторитетность, влиятельность.Звание, должность.Знакомства, родство.Просвещенность, компетентность.Заслуги, достижения.Мастерство, способности.Первенство, лидерство.Известность, слава.Прогрессивность, модность.Оригинальность, исключительность.Бесстрашие, сила.Привлекательность, красота.Стиль жизни, род занятий.Проявления потребности в уважении…Страх перед насмешкой, осуждением и презрением, перед неодобрительной молвой, перед нелестным, пренебрежительным мнением. Мнительность, подозрительность, ранимость, застенчивость, страх публичности, обидчивость, злопамятность.Чувство ущербности, неполноценности, незначительности.

 

Демонстративная потребность.(Потребность быть объектом интереса и внимания).Проявления демонстративной потребности…Стремление привлекать внимание и вызывать интерес (хотя бы и негативный).Стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление.Стремление оставлять о себе память (хотя бы и негативную).Стремление к известности и славе.Стремление к общению и социальным контактам.Демонстративность, бравада, кураж, позерство, вычурность, эпатажность.

Потребность в превосходстве.

 

Проявления потребности в превосходстве...Стремление к лидерству, главенству и авторитетности.Неприятие чужой значимости, первенства и доминирования.Стремление контролировать, направлять, распоряжаться, руководить.Неприятие подчинения, ограничений, опеки, зависимости, норм и правил.Стремление влиять, поучать и убеждать.Неприятие чужих мнений, замечаний, предложений, критики, и советов.Стремление превзойти других.Неприятие превосходства чужих благ, достоинств и успехов (зависть).Высокомерие, надменность, презрительность, пренебрежительность, самодовольство, самоуверенность, нигилизм, хвастовство.Провокационно - агрессивные проявления потребности в превосходстве... Вызывающее поведение, грубость, дерзость, конфликтность, наглость, хамство, циничность, язвительность, вандализм. Стремление унизить, оскорбить, опорочить.

 

Эмпатическая потребность.В отличие от прочих (личных) потребностей, эмпатические мотивации обусловлены интересами окружающих. Эмпатическая потребность, это потребность в физическом и психологическом комфорте другого человека, она движима способностью тонко чувствовать и остро переживать состояние другого человека. Спектр проявлений эмпатической потребности в благе окружающих простирается от едва уловимых проявлений деликатности, до героического самопожертвования.Эмпатическая потребность проявляется в таких формах благожелательности как…Деликатность, тактичность, предупредительность.Великодушие, снисходительность, терпимость.Сочувственность, сострадательность.Отзывчивость, участливость.Доброта, жертвенность, щедрость.Аэмпатичность же, оборачивается такими проявлениями…Бестактность, неделикатность, невежливость.Бесцеремонность, наглость, дерзость.Бессердечность, черствость, жестокость.Грубость, хамство, циничность.Заботиться о психологическом комфорте окружающих и соблюдать их интересы предписывают так же и правила поведения относящиеся к категориям этики, но они носят нормированный, ситуационный и обязывающий характер, необходимость их исполнения обусловлена потребностью в благоприятном мнении о себе (потребностью в уважении). Многообразие же, чистосердечность, самоотверженность и тонкость эмпатических (нравственных) проявлений дружественности не способны предусмотреть никакие поведенческие нормы.

 

Заключение.Таким образом, мы можем видеть, что все многообразие человеческого поведения определяется всего семью архетипическими потребностями, которые собственно и определяют базовую структуру личности…1. Физиологические потребности.2. Потребность в безопасности.3. Эмоциональная потребность.4. Потребность в уважении.5. Демонстративная потребность.6. Потребность в превосходстве.7. Эмпатическая потребность.Структура мотивированности теми или иными потребностями носит индивидуальный характер. Сила мотивированности теми или иными потребностями, в том или ином их сочетании охватывает диапазон заинтересованности от полного безразличия, до страсти. Именно эта индивидуальность структуры мотиваций и определяет базовую (реактивную) структуру личности.

 

 

 

Cписок литературы: 

<p><br /> Murray H. A.&nbsp; Exploration in personality. N.Y., 1938</p> <p><br /> Каверин С. Б. Психологическая классификация потребностей. М. Вопросы психологии. 87/5 с.121</p> <p><br /> Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.<br /> &nbsp;</p>

aspirans.com

Базовая структура личности — Философия

Просмотров: 891

Понятие «личность» имеет несколько значений, для наук же изучающих человека принципиально важным является лишь одно из них. Вот как определяют это значение некоторые словари и энциклопедии…

…Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида.

…Устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.

…Относительно устойчивая система поведения индивида.

…Человек с точки зрения черт его характера, поведения.

То есть, личность человека определяется структурой и характером его реакций и проявлений, иначе – реактивной структурой.

Теперь обратимся к словарям и энциклопедиям еще раз, и посмотрим, что изучает психология…

…Отражения индивидом объективной реальности.

…Совокупность объективных реакций индивидуума.

…Как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует.

…Закономерности, механизмы и факты психической жизни.

Если сопоставить предметы, которые изучает психология с определениями личности приведенными выше, то можно легко заметить, что предметом изучения психологии является именно реактивная структура личности.

К сожалению, гуманитарные науки не имеют общепринятого мнения о реактивной структуре личности, отталкиваясь от которой, можно было бы развивать единую, научно-целостную теорию личности. Поскольку структура личности, как общепринятая научная база не определена, ученые изучающие человека подобны слепцам из известной притчи, в которой незрячие люди ощупывали разные части тела слона, и делали весьма противоречивые выводы об экстерьере животного.

В качестве исходных положений определяющих базовую, реактивную структуру личности, примем следующие утверждения…

Структура личности тождественна структуре реакций и проявлений личности.

Структура реакций и проявлений личности определяется структурой ее мотиваций.

Структура же мотиваций определяется структурой потребностей.

Таким образом, общепринятая (достоверная в своей доказательной очевидности) классификация потребностей человека, могла бы являться универсальной матрицей для определения (реактивной) структуры личности.

В качестве исходного материала для определения структуры потребностей человека проанализированы наиболее полные и системные классификации, разработанные Генри Мюрреем, Абрахамом Маслоу и Станиславом Борисовичем Кавериным. Но поскольку этот анализ требует вдумчивого чтения, и как следствие, больших временных затрат, то в рамках интернет формата мы его опустим, и сразу перейдем к результатам анализа, то есть к главе «Итоговая классификация потребностей»

Итоговая классификация потребностей

Анализ классификаций потребностей Мюррея, Маслоу и Каверина на первый взгляд может показаться разгромным, однако, 42 потребности из 44 предложенных ими, или отнесены в предлагаемой классификации к архетипическим потребностям, или же приняты как их частные проявления. То есть, почти все потребности, представленные в классификациях ученых, будут так или иначе фигурировать в предложенной классификации, что в достаточной мере может свидетельствовать о парадигматической полноте тех семи пунктов из которых она состоит.

Физиологические потребности

Лень – двигатель прогресса. В этой известной шутке заключен образ одной из главнейших человеческих потребностей, потребности в физическом комфорте, который по библейски фатально («в поте лица своего будешь есть хлеб свой») нарушается тяготами трудовых усилий. Если бы в результате приложения трудовых усилий не удовлетворялись другие потребности, то человечество вероятно прекратило бы всякую трудовую деятельность, и деградировало в праздности.

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….

К счастью, потребности находятся в противоречии друг с другом, что поддерживает личность в неком мотивационном балансе. В случае же если какая-либо потребность становится доминирующей, то тогда у человека могут возникать социальные, психологические, или даже психические проблемы. Так например, люмпенизация личности в большинстве случаев обусловлена именно тем, что потребность в праздности (физическом комфорте) становится для человека непреодолимой.

Основные физиологические потребности…

Потребность в физическом комфорте.

Потребность в пище.

Сексуальная потребность.

Интересно отметить, что доступность этого нехитрого набора удовольствий, ассоциируется у человека с райской комфортностью существования.

Потребность в безопасности

Потребность в безопасности не отнесена физиологическим потребностям, хотя бы потому, что физиологические потребности являются позитивными мотивациями (желаниями), потребность же в безопасности является мотивацией негативной (нежеланием).

Основные причины физиологических страхов…

Страх перед дискомфортом бедности.

Страх перед насилием.

Страх перед болью.

Страх перед болезнями.

Страх смерти.

Страх перед голодом.

Страх перед наказанием.

Страх перед мистическим воздействием.

Страх перед дискомфортом зависимости, несвободы.

Эмоциональная потребность

Неудовлетворенная эмоциональная потребность (скука), обращает на себя внимание лишь в крайних своих проявлениях. В действительности же, потребность в эмоциях преследует человека непрерывно. Бездеятельность при отсутствии внешних источников впечатлений, тут же приводит человека в состояние сенсорного голода, который и толкает человека к действию.

Основные способы насыщения эмоциональной потребности…

Трудовая, повседневная деятельность.

Социальные контакты.

Размышления. Мечты.

Информация. Познание.

Развлечения. Зрелища.

Творчество. Увлечения.

Эстетические впечатления.

Игры. Соревнования.

Приключения. Путешествия.

Алкоголь, наркотики.

Негативные же, или избыточные чувства, эмоции и впечатления оборачиваются такой разновидностью эмоциональной потребности, как потребность в эмоциональном комфорте.

Потребность в уважении

(Потребность в благоприятном и лестном мнении о себе).

Потребность в уважении можно разделить на две составляющие…

  1. Репутация, которая определяется должным исполнением общепринятых поведенческих норм.
  2. Престиж, который определяется причастностью человека к предметам социальной значимости.

Предметами социальной значимости могут являться…

Благополучие, благосостояние.

Ценности, вещи.

Авторитетность, влиятельность.

Звание, должность.

Знакомства, родство.

Просвещенность, компетентность.

Заслуги, достижения.

Мастерство, способности.

Первенство, лидерство.

Известность, слава.

Прогрессивность, модность.

Оригинальность, исключительность.

Бесстрашие, сила.

Привлекательность, красота.

Стиль жизни, род занятий.

Проявления потребности в уважении…

Страх перед насмешкой, осуждением и презрением, перед неодобрительной молвой, перед нелестным, пренебрежительным мнением. Мнительность, подозрительность, ранимость, застенчивость, страх публичности, обидчивость, злопамятность.

Чувство ущербности, неполноценности, ничтожности.

Демонстративная потребность

(Потребность быть объектом интереса и внимания).

Проявления демонстративной потребности…

Стремление привлекать внимание и вызывать интерес (хотя бы и негативный).

Стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление.

Стремление оставлять о себе память (хотя бы и негативную).

Стремление к известности и славе.

Стремление к общению и социальным контактам.

Демонстративность, бравада, кураж, позерство, вычурность, эпатажность.

Потребность в превосходстве

Проявления потребности в превосходстве…

Стремление к лидерству, главенству и авторитетности.

Неприятие чужой значимости, первенства и доминирования.

Стремление контролировать, направлять, распоряжаться, руководить.

Неприятие подчинения, ограничений, опеки, зависимости, норм и правил.

Стремление влиять, поучать и убеждать.

Неприятие чужих мнений, замечаний, предложений, критики, и советов.

Стремление превзойти других, достичь высшего уровня.

Неприятие превосходства чужих благ, достоинств и успехов (зависть).

Демонстративные и агрессивные проявления потребности в превосходстве.

Высокомерие, надменность, презрительность, пренебрежительность, самодовольство, самоуверенность, нигилизм, хвастовство. Вызывающее поведение, грубость, дерзость, конфликтность, наглость, хамство, циничность, язвительность, вандализм. Стремление унизить, оскорбить, опорочить.

Потребности самоутверждения (потребность в уважении, превосходстве и демонстративная потребность) настолько тесно взаимосвязаны между собой, что зачастую бывают просто неразделимы. В классификациях Мюррея, Маслоу и Каверина, потребности самоутверждения представлены или их частными проявлениями, или же напротив очень сильно обобщены. Дифференциация потребностей самоутверждения, представленная в данной работе, призвана хоть в малой степени систематизировать этот огромный мотивационно – поведенческий симптомокомплекс.

Эмпатическая потребность

В отличие от прочих (личных) потребностей, эмпатические мотивации обусловлены интересами окружающих. Эмпатическая потребность, это потребность в физическом и психологическом комфорте другого человека, она движима способностью тонко чувствовать и остро переживать состояние другого человека. Спектр проявлений эмпатической потребности в благе окружающих простирается от едва уловимых проявлений деликатности, до героического самопожертвования.

Эмпатическая потребность проявляется в таких формах благожелательности как…

Деликатность, тактичность, предупредительность.

Великодушие, снисходительность, терпимость.

Сочувственность, сострадательность.

Отзывчивость, участливость.

Доброта, жертвенность, щедрость.

Аэмпатичность же, оборачивается такими проявлениями…

Бестактность, неделикатность, невежливость.

Бесцеремонность, наглость, дерзость.

Бессердечность, черствость, жестокость.

Грубость, хамство, циничность.

Заботиться о психологическом комфорте окружающих и соблюдать их интересы предписывают так же и правила относящиеся к категориям этики, но они носят нормированный, ситуационный и обязывающий характер, необходимость их исполнения обусловлена потребностью в благоприятном мнении о себе (в уважении). Многообразие же, чистосердечность, самоотверженность и тонкость эмпатических (нравственных) проявлений дружественности не способны предусмотреть никакие поведенческие нормы.

Таким образом, мы можем видеть, что все многообразие человеческого поведения определяется всего семью архетипическими потребностями, которые собственно и определяют (реактивную) структуру личности…

  1. Физиологические потребности.
  2. Потребность в безопасности.
  3. Эмоциональная потребность.
  4. Потребность в уважении.
  5. Демонстративная потребность.
  6. Потребность в превосходстве.
  7. Эмпатическая потребность.

Структура мотивированности теми или иными потребностями носит индивидуальный характер. Сила мотивированности теми или иными потребностями, в том или ином их сочетании охватывает диапазон заинтересованности от полного безразличия, до страсти. Именно эта индивидуальность структуры мотиваций и определяет (реактивную) структуру личности.

filosofia.ru

Контрольная работа личность это: 1 устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков человека 2 элементарная единица биологического вида

Обществознание. 9 класс

Контрольная работа

А1.Личность – это:

1) устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков человека

2) элементарная единица биологического вида

3) один из видов животного царства

4) неповторимая совокупность особенностей характера и психологического склада человека

5) субъект деятельности

А2.Ведущей гарантией обеспечения права на свободу совести является:

1) принцип равенства граждан независимо от их отношения к религии

2) возможность критически относиться к другим религиям

3) приверженность одной религии до конца жизни

4) государственное регулирование религиозных отношений в обществе

А3.Допускается ли принуждение к обучению ребенка в области религии и атеистических убеждений вопреки желанию родителей?

1) да

2) нет

А4.Верно ли суждение:

А. В развитии нравственной культуры человека существует определенный предел.

Б. Процесс морального совершенствования человека бесконечен.

Варианты ответов:

1. верно А; 2. верно Б; 3. верно А и Б; 4. оба суждения неверны.

А5.Превращение населения из подданных в граждан происходит в результате:

1) введения прямого представительства путем выборов в парламент

2) возникновения и развития городов

3) распространения рыцарской системы ценностей

4) специфического положения городов в средневековом обществе как центров торговли и ремесла

А6.Федеральное собрание состоит:

1) из Государственной Думы и Государственного собрания;

2) из Совета Федерации и Государственной Думы;

3) из Федерального Совета и Государственной Думы;

4) из Совета Федерации и Учредительного Собрания.

А7.К понятиям политологии относится:

1) общество 2) политическая культура

3) военно-политические конфликты 4) социальные группы

А8.Действие норм права обеспечивается силой:

1) традиции

2) авторитета

3) религиозных традиций

4) государства

А9.Основы общественного и экономического строя стран закрепляет:

1) Конституция

2) распоряжение Министерства экономического развития

3) указ Президента

4) Федеральный закон

А10.Конституция представляет собой:

1) сборник, содержащий все законы страны

2) кодекс всех законов и международных договоров страны

3) основной закон государства

4) сборник наиболее важных указов главы исполнительной власти

А11. Права и свободы людей в правовом государстве защищены:

1) милицией 2) адвокатом

3) прокурором 4) законом

В1. Принципами законности являются (выберите несколько вариантов ответа):

1. единство законности

2. прямое действие Конституции

3. самоуправление

4. неотвратимость наказания за совершенное правонарушение

5. гарантированность прав и свобод граждан

В2. Основными принципами права являются (выберите несколько вариантов ответа):

1. гуманизм

2. презумпция невиновности

3. равноправие

4. единство прав и обязанностей

5. нормативность

6. формальная определенность

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

В1

В2

1

1

2

2

1

2

2

4

1

3

4

1245

1234

Новейшая история зарубежных стран. 9 класс

Контрольная работа «Вторая мировая война»

  1. Пакт Риббентропа – Молотова - ?

  2. Причины Вмв - ?

  3. Характер Вмв - ?

  4. Масштабы Вмв - ?

  5. Как Германия расширила свою территорию перед Вмв - ?

  6. Укажите периодизацию Вмв, дайте краткое описание каждого периода

  7. Тегеранская конференция - ? (хронология, участники, цели)

  8. Крымская (Ялтинская) конференция - ? (хронология, участники, цели)

  9. Берлинская (Потсдамская) конференция - ? (хронология, участники, цели)

10. Из школьного сочинения немецкого юноши. 1941 г.

После того как наши солдаты усмирили Францию, Голландию, Бельгию, Данию и Норвегию и доказали свою силу

в Польше и Греции, теперь они также мужественно повели

борьбу против большевиков. Наш фюрер давно знал, что Россия еще с 1939 года формировала дивизии на границе. Сначала их было две, из них тайно образовывались все больше, пока, наконец, их не стало больше ста. Теперь фюрер должен был вмешаться... Так как русские все больше готовились к войне, они, наконец, напали бы на Германию... Немецкие войска еще должны выполнить большие, трудные задачи,

ведь надо пересечь имеющиеся в России болота. Но когда они

сделают это и войдут в Москву, то опять будет усмирен большой враг. Может быть, тогда Англия наконец увидит, что

она никогда не сможет нас победить, и зазвонят первые коло"

кола мира.

Цит. по: Ермаков A. M. Германский национал"социализм:

Практикум. — Ярославль, 2002. — С. 139—140.

Вопросы к документу.

А) Как школьное сочинение отражает результат

нацистской пропаганды?

Б) Каким образом внедрялся образ

врага в сознание немецких школьников?

В) Предположите,

когда было написано данное сочинение.

Зачет по истории

(учебник О.С.Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран

XX – начало XXI»)

I - БЛОК 9 класс

§ 1 § 2 – Индустриальное общество в начале XX в.

*Какие страны достигли технологической зрелости к началу XX в., а какие встали в это же время на путь ускоренной модернизации?

*Как массовое промышленное производство меняло быт и условия жизни людей в начале XX в?

*Каковы причины процессов концентрации в экономике?

*Чем была вызвана к жизни антимонопольная политика?

*Почему усилилась роль государства в экономике в начале XX в?

*Расскажите о чертах индустриального общества.

*Расскажите о теории модернизации.

§ 3 – Политическое развитие в начале XX в.

*Выделите главные направления демократизации политической и общественной жизни в начале XX в.

*Чего опасались правящие круги в результате предоставления всеобщего избирательного права?

*Назовите главные идеологические направления.

§ 4 – «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны

*Используя карту, назовите крупнейшие колониальные державы в начале XX в.

*Суть «нового империализма»?

*Можно ли говорить , что сама логика развития индустриального общества привела к войне?

*Расскажите как складывались военно-политические блоки перед ПМв.

*Чем объясняется стремление Германии к переделу мира?

§ 5 – Первая мировая война

*Расскажите о ПМв по плану:

-повод

-причины

-участники

-итог

§ 6 – Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система

*Расскажите о складывании Версальско-Вашингтонской системы, с четким объяснением сути конференций и договоров.

gigabaza.ru

Ответы на вопросы по психологии

 Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия

Выделяют следующие методы: 1) социометрический, 2) референтометрический, 3) изучения мотивационного ядра межличностных выборов, 4) изучения сплоченности коллектива.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

Слово "социометрия" буквально означает "социальное измерение". Методика разработана американским психологом Дж.Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т.п. Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора. Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они подбираются так, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности (труде, учении, досуге, доверительной дружбе и т.д.).

1.      Кого из членов вашей группы пригласили бы вы на день рождения?

2.      С кем из членов вашей группы вы охотно бы стали выполнять совместное задание (учебное или производственное)?

3.      С кем из членов группы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?

Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют "звездами". Обычно к группе "звезд" по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения – то к категории "отвергаемых".

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе:

Куд= число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком.

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд – 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства ("звезды" + "предпочитаемые") = ("пренебрегаемые" + "изолированные" + "отверженные"). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается "индекс изоляции" – процент людей, лишенных выборов в группе.

20.     Понятия о личности. Формирование и развитие личности.

Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Личность есть продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Формирование личности происходит: - на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок; - в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения социальных норм и функций.
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.

Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".

Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.     продолжение

coolreferat.com

тесты для СРС психол человека

Тест

ДЕ 1. Предмет психологии человека и методы психологического познания

Предметом изучения классического бихевиоризма выступает (-ют) …

гештальт

неосознаваемые психические процессы

сознание

поведение

Согласно классификации Б. Г. Ананьева, генетический и структурный методы входят в группу ______________ исследовательских методов в психологии.

эмпирических

организационных

интерпретационных

теоретических

Свой отсчет в качестве самостоятельной науки психология ведет с 1879 года, в котором ______ создал экспериментальную психологическую лабораторию.

В. Вундт

Э. Титченер

Г. Эббингауз

В. Франкл

Этап развития представлений о предмете психологии, характеризующийся наблюдением за тем, что можно непосредственно увидеть, рассматривает психологию как науку, изучающую …

психику

душу

поведение

сознание

Основной задачей психологии является изучение законов _______ деятельности человека.

физической

нервной

психической

физиологической

Главной категорией, которую И. М. Сеченов положил в основу создаваемой им психологии, явилось понятие …

рефлекса

сознания

поведения

функции

Представление о том, что факт существования в мире явлений, одни из которых вытекают из других, нашло свое отражение в принципе …

развития

взаимосвязи

причинности

системности

Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений, называется …

наблюдением

тестированием

анкетированием

интервью

Принцип единства сознания и деятельности был сформулирован в …

гештальтпсихологии М. Вертгаймером

отечественной психологии Д. Н. Узнадзе

бихевиоризме Дж. Уотсоном

отечественной психологии С. Л. Рубинштейном

Познавательные процессы – восприятие, память, мышление, воображение, внимание, речь – являются предметом исследования …

психоанализа

гештальтпсихологии

когнитивной психологии

бихевиоризма

Категория, которая выражает сущность внутреннего мира человека и выступает в качестве предмета «Психологии человека», называется …

субъективностью

рефлексией

сознанием

апперцепцией

Метод, позволяющий сделать надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления и научно объяснить происхождение явления, называется …

экспериментом

беседой

анкетированием

наблюдением

Основными эмпирическими методами исследования в психологии являются …

тестирование и беседа

наблюдение и эксперимент

анкетирование и интервью

анализ и синтез

Определите правильную последовательность этапов психологического исследования:

формулировка проблемы

эмпирическая проверка гипотезы

выдвижение гипотезы

обработка данных исследования

интерпретация полученных результатов

Определите правильную последовательность этапов становления психологии как науки:

этап донаучной психологии

этап философской психологии

этап научной психологии

Восстановите правильную последовательность развития предмета психологии:

сознание

душа

психика

поведение

Определите правильную последовательность возникновения методов психологии как науки:

интроспекция

эксперимент

наблюдение

Установите соответствие между научными психологическими течениями и областями их исследования. 1. Когнитивная психология 2. Гештальтпсихология 3. Гуманистическая психология

познавательные процессы

целостная личность, способная к созиданию, реализации своего уникального потенциала

неосознаваемые побудители сознательных действий

сознание как целостность, созидаемая динамикой познавательных (когнитивных) структур

Установите соответствие между методами исследования и их характеристиками. 1. Беседа 2. Анкетирование 3. Эксперимент

метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений

эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы

эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы

Установите соответствие между методами психологического исследования и их характеристиками. 1. Наблюдение 2. Опрос 3. Тест

метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов

метод получения точной и качественной характеристики психологического явления

метод планомерного изучения деятельности людей, проводимого в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны исследователя

Установите соответствие между данными и источниками получения информации. 1. L-данные 2. Q-данные 3. T-данные

данные объективных тестов

данные, полученные путем регистрации жизни человека, в основном в результате наблюдения

данные, полученные на основании опросников и методов самооценки

ДЕ 2.Формы взаимодействия человека с миром.

Постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека, называется …

стереотипом

эмпатией

рефлексией

идентификацией

Вид умственной деятельности человека, в основе которого лежит деятельность воображения в процессе творчества, называется …

перцептивным

мыслительным

имажитивным

мнемическим

Основы деятельностного подхода в психологии заложил …

А. Н. Леонтьев

И. М. Сеченов

В. М. Бехтерев

В. В. Давыдов

Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет(-ют) ее …

трансформацию

структурные элементы

предметное содержание

динамику

Деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах называется …

субъектной

внешней

внутренней

предметной

Эффект __________ проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация, которая предъявлялась ранее.

новизны

стереотипизации

первичности

первого впечатления

Целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу называется …

внушением

заражением

аттитюдом

убеждением

Обмен речевыми высказываниями только с целью поддержания разговора называется ___________ диалогом.

информационным

фатическим

исповедальным

дискуссионным

В психологической структуре деятельности человека в качестве важнейшего элемента отечественные психологи выделяют …

безусловный рефлекс

установку

мотив

инстинкт

Осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, называется …

установкой

рефлексией

эффектом ореола

эмпатией

Некий устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством «сокращения» процесса узнавания, называется …

аттракцией

стереотипом

рефлексией

эмпатией

К внутренним факторам, обусловливающим особенности развития личности, относится …

компенсация

целостность

стадиальность

социальность

К видам общения в зависимости от содержания относится _________ общение.

деловое

инструментальное

мотивационное

целевое

Часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную человеком цель, называется …

игрой

общением

действием

учением

Первым видом деятельности, возникающим в процессе индивидуального развития человека, является …

труд

игра

общение

учение

К видам деятельности относится …

предметная игра

потребность

сублимация

рационализация

Согласно идеям __________ психологии, главным предметом изучения психологии должны стать такие положительные качества личности, как здоровье, доброта, нормальное развитие, совершенство.

поведенческой

когнитивной

гуманистической

глубинной

Гуманистический подход к личности … направлен на расцвет потенциальных возможностей индивидуума

носит детерминистический характер

утверждает, что поведением управляют подавленные влечения

основан на изучении приемлемых форм поведения

Тезис о том, что личность является продуктом научения, относится к ____________ теории личности.

поведенческой

гуманистической

деятельностной

когнитивной

Совокупность побуждений к деятельности называется …

установкой

потребностью

мотивацией

интересом

Понятие «личность» означает … сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличия от других людей

системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении

телесного индивида со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами

процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы

Устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека, называется …

субъектом

индивидуальностью

индивидом

личностью

Человек как носитель общевидовых свойств и определенного генотипа, на базе которого в течение жизни формируется фенотип называется …

индивидом

индивидуальностью

субъектом

личностью

Идея о том, что формирование личности представляет собой процесс культурного развития, принадлежит …

Л. М. Веккеру

Д. Н. Узнадзе

В. М. Бехтереву

Л. С. Выготскому

Установите соответствие между названиями психологических теорий и подходов к рассмотрению личности 1. Психодинамическая теория 2. Аналитическая теория 3. Гуманистическая теория 4. Когнитивная теория

личность есть система организованных личностных конструктов

личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой

личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов

личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации

Установите соответствие между основными понятиями, характеризующими человека, и их определениями. 1. Индивид 2. Субъект деятельности 3. Личность 4. Индивидуальность

представитель вида Homo sapiens как субъект социальных отношений

индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности

совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости

человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens

Установите соответствие между компонентами структуры личности (по К. К. Платонову) и их содержанием. 1. Подструктура направленности 2. Подструктура социального опыта 3. Подструктура форм отражения

4. Подструтура биологических свойств.

индивидуальные особенности психических процессов

отношения и моральные черты личности

типологические свойства личности, половые, возрастные особенности, патологические изменения

знания, умения, навыки, привычки

Установите соответствие между компонентами структуры личности и их содержательными характеристиками. 1. Способности 2. Темперамент 3. Характер 4. Мотивация

индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности

динамическая характеристика психических процессов человека

качества, определяющие отношение человека к себе, другим людям и к миру

совокупность побуждений к деятельности

Установите последовательность понятий, отражающую развитие человека как биосоциального существа, по Б.Г.Ананьеву:

личность

субъект деятельности

индивид

индивидуальность

Определите последовательность появления видов деятельности в онтогенезе:

труд

игра

учение

общение

Определите последовательность компонентов деятельности:

рефлексия

потребность

мотив

план

цель

действие

Установите последовательность в доминировании факторов развития личности от раннего возраста к зрелости:

активность личности

наследственность и врожденные характеристики

средовые (семья, сверстники, школа, социум)

ДЕ 3. Формирование психики в онтогенезе

Высшей формой развития психики является (-ются) …

ощущения

речь

инстинкт

сознание

Основателем культурно-исторической концепции развития психики человека является …

А. Н. Леонтьев

И. М. Сеченов

И. П. Павлов

Л. С. Выготский

А. Н. Леонтьев и К. Э. Фабри выделили следующие стадии развития психики и поведения животных …

онтогенеза, филогенеза и антропогенеза

перцептивная, сенсомоторная, интеллект

сенсомоторный интеллект и стадия формальных операций

элементарная сенсорная, перцептивная, интеллект

Формой поведения животного на стадии элементарной (сенсорной) психики является (-ются) … инсайт

операции

навык

инстинкт

Способность решать двухфазные задачи («подготовка» и «реализация») и функциональное использование «орудий» характерно для______ стадии развития психики.

перцептивный

интеллектуальной

элементарной

сенсорной

Способность отражения внешней объективной действительности в форме вещей характерна_____ для стадии развития психики

перцептивной

интеллектуальной

элементароной

доперцептивной

Высшего уровня развития психики – «стадии интеллекта» (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри) – достигает  (-ют) …

только человек

все животные, имеющие нервную систему

обезьяны, собаки, дельфины

рыбы, насекомые, моллюски

Согласно идеям П. Я. Гальперина, основным критерием психики является …

наличие психики у тех живых существ, у которых есть нервная система

психическая ориентировка в новых нестандартных условиях

наличие психики только у человека

наличие психики у живой материи

Формой отражения на стадии элементарной (сенсорной) психики является (-ются) …

целостные образы

интеллект

мышление

ощущения

При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются три основные стадии: сенсорная, _________ и интеллектуальная.

моторная

перцептивная

тактильная

интуитивная

Процесс и результат формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности в культурно-исторической концепции развития психики называется …

апперцепцией

экстраполяцией

интериоризацией

интроспекцией

Автором термина «акмеология» является отечественный ученый …

А. Н. Леонтьев

Л. С. Выготский

Н. А. Рыбников

Б. Г. Ананьев

Защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный, называется …

замещением

рационализацией

вытеснением

изоляцией

В качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе выступает …

самопринятие

самопознание

самоконтроль

самоопределение

Среди компонентов самосознания можно выделить …

апперцепцию

чувство вины

сознание своей тождественности

способность к интроспекции

Понятие «высшие психические функции» было введено выдающимся отечественным психологом …

Л. Н. Леонтьевым

С. Л. Рубинштейном

Б. Г. Ананьевым

Л. С. Выготским

Способность оценивать себя (самооценка) у ребенка формируется в возрасте _____ лет.

Варианты ответов

5

7

10

3

Согласно формуле У. Джемса, от уровня притязания и успеха зависит …

самоконтроль

самоуважение

самореализация

самопринятие

Развитие сознания у человека в филогенезе неразрывно связано с …

развитием слуховых ощущений

началом общественно-трудовой деятельности

появлением центральной нервной системы

развитием чувствительности

Восстановите правильную последовательность уровней развития психики от элементарного к высшему:

чувствительность

раздражимость

поведение

самосознание

сознание

Установите правильную последовательность в иерархии свойств структурной организации психики:

психорефлексивные

социально-психологические

психо­физиологические

деятельностно-психологические

психофизические

Установите соответствие между психическими явлениями и формами проявления психики. 1.Психические процессы 2.Психические свойства 3.Психические состояния

психические явления, характеризующие состояние психики в целом

психические явления как первичные регуляторы поведения человека, имеющие определенное начало, течение и конец

психические явления как наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения

Установите соответствие между группами психических процессов и их характеристиками. 1. Познавательные психические процессы 2. Эмоциональные психические процессы 3. Волевые психические процессы

явления, включающие аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс

процессы, наиболее ярко проявляющиеся в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением

процессы, связанные с восприятием и переработкой информации

Установите соответствие между формами проявления психики и их содержанием. 1. Психические процессы 2. Психические свойства 3. Психические состояния

направленность, способности

ощущение, эмоции

бодрствование, утомление

Установите соответствие между уровнями развития психики и их определениями:

1. раздражимость

2. чувствительность

3.поведение

4.сознание

способность к ощущениям

высший уровень психического отражения и регуляции, присущий человеку как общественно-историческому существу

вынужденная активность организма, реакция на биологически значимые факторы среды при их прямом воздействии

наблюдаемая двигательная активность живых существ, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия организма с окружающей средой

Определите, какие из положений характеризуют:

А. психическое отражение

Б. зеркальное отражение

активно действует на среду;

отражает явление только в момент его непосредственного воздействия;

дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности;

является фотографией окружающей действительности.

Установите соответствие – проведите классификацию функций психики:

А. имплицитные функции

Б. эксплицитные функции

гностические

аффективные

креативные

коммуникативные

информационные

регуляторные

Установите соответствие между эксплицитными функциями психики и их психологическими проявлениями:

А. информационные

Б. когнитивные

В. конативные

мышление

ощущения

память

мотивы

воображение

воля

ДЕ 4. Интегративные психические образования человека.

Чертой характера является …

сензитивность

аккуратность

интроверсия

реактивность

Эрудированность, понятливость, дальновидность, сообразительность относятся к __________ психическим образованиям.

рефлексивным

интеллектуальным

мнемическим

психомоторным

Свойство восприятия, характеризующееся зависимостью восприятия от прежнего опыта человека, называется …

константностью

целостностью

апперцепцией

осмысленностью

Фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью, называются …

мечтами

грезами

галлюцинациями

сновидениями

Сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой – это свойство …

отвлекаемости

концентрации

переключаемости

распределенности

Эмоционально тяжелое переживание человеком неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, называется …

стрессом

фрустрацией

страхом

аффектом

Повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя называется …

адаптацией

апперцепцией

синестезией

сенсибилизацией

Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида называется …

интеллектом

когнитивным стилем

креативностью

умственным возрастом

Согласно систематической классификации видов ощущений к интероцептивным ощущениям относится ощущение …

боли

равновесия

движения

вкуса

Объем памяти от 5 до 9 единиц информации характерен для ___________ памяти.

кратковременной

оперативной

долговременной

мгновенной

Описание «сильный, уравновешенный, инертный» соответствует __________ типу темперамента.

флегматическому

холерическому

сангвиническому

меланхолическому

Понятие «мнемоника» относится к психическому процессу …

мышления

памяти

восприятия

воображения

Механизмом создания образов, в основе которого лежит своеобразное «склеивание», является …

гиперболизация

шарж

схематизация

агглютинация

Свойством восприятия является …

критичность

длительность

интенсивность

константность

В норме у взрослого человека объём внимания ограничивается _____ объектами.

15-16

1-2

5-9

4-5

Коммуникативные, правовые, эгоцентрические и социоцентрические свойства могут быть включены в разряд ________ свойств человека.

социальных

деятельностно-психологических

духовных

психорефлексивных

Продуктом отражения человеком собственного внутреннего мира являются ________ психические образования.

 рефлексивные

 интеллектуальные

 психомоторные

 креативные

Характер в течение жизни …

может изменяться только в худшую сторону

 может изменяться только в лучшую сторону

может изменяться как в лучшую, так и худшую сторону

 не может меняться, т.к. он генетически обусловлен

Установите соответствие между свойствами восприятия и их характеристиками.  1. Предметность  2. Целостность  3. Осмысленность  4. Структурность

5.Константность

восприятие, сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления

восприятие предметов в совокупности их устойчивых связей и отношений

отнесенность образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности

образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры

относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительных изменений условий восприятия

Установите соответствие между познавательными психическими процессами и характерными для них свойствами. 1. Внимание 2. Ощущение 3. Восприятие

константность

устойчивость

интенсивность

Установите соответствие между операциями мышлениями и их характеристиками. 1. Анализ 2. Сравнение 3. Обобщение

4.Синтез

применение общего признака к конкретному объекту

процесс разделения предмета на составные части

объединение предметов по какому-либо признаку

выявление сходства и различий между предметами

Установите соответствие между видами мышления и  характеристиками мыслительного процесса. 1. Теоретическое 2. Наглядно-образное 3. Интуитивное

мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников

мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ

мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений

Установите соответствие между функциями речи и их характеристиками. 1. Функция выражения 2. Функция воздействия 3. Функция обозначения

способность давать названия предметам и явлениям

высказывание отношения человека к определенному предмету, явлению и к самому себе

побуждение конкретного человека или группы людей к определенному действию или формирование у них определенной точки зрения на что-либо

Установите соответствие между механизмами создания новых образов и их характеристиками. 1. Агглютинация 2. Гиперболизация 3. Схематизация

4. Типизация

присоединение частей или свойств одного объекта другому

увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей

выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях

сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов

Установите соответствие между формами мотивов и их характеристиками.  1. Установка  2. Влечение  3. Желание  4. Интерес

переживание и осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить

образ желаемого, созданный в представлении

механизм неосознаваемой регуляции поведения; предрасположенность субъекта, выражающаяся в готовности его к деятельности

форма проявления познавательной потребности субъекта, сосредоточенность на определенном содержании, вызывающем стремление понять его

психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность

Установите соответствие между формами эмоций и их характеристиками.  1. Аффект  2. Настроение  3. Страсть

сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями

сильное, глубокое, абсолютно, доминирующее эмоциональное переживание

устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные, но придающие эмоциональную окраску всему поведению человека

Установите соответствие между основными свойствами внимания и их характеристиками.  1. Концентрация внимания  2. Объем внимания  3. Распределение внимания

количество однородных предметов, которое охватывает внимание одномоментно

возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного из них из поля своего внимания

сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом

способность намеренного переноса внимания с одного объекта на другой

Установите соответствие между процессами памяти и их характеристиками.  1. Запоминание  2. Сохранение  3. Воспроизведение

4. Забывание

восстановление и реконструкция актуализированного содержания памяти

потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного

процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, как важнейшее условие его последующего воспроизведения

динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий переработку материала

Расставьте в правильной последовательности этапы творческого воображения:

возникновение творческой идеи

studfiles.net

Культурно-исторический подход

поведенческий подход

гуманистический подход

ассоцианизм

ЗАДАНИЕ N 11

Охарактеризовать личность и индивидуальность человека в аспекте деятельности помогает такой понятийный конструкт, как _________ стиль деятельности.

Индивидуальный

индивидный

субъектный

личностный

ЗАДАНИЕ N 12

К внешним компонентам человеческой деятельности относят …

Практические движения

физиологическую структуру

психологические процессы

психологические состояния

ЗАДАНИЕ N 13

Одной из центральных категорий психологии и ключевым понятием деятельностного подхода, ставшего фундаментом отечественной психологической науки, является …

Деятельность

потребность

мотив

направленность

ЗАДАНИЕ N 14

Отличие деятельности человека от активности животных состоит в том, что …

Предметная деятельность с рождения не дана

деятельность имеет потребительскую основу

деятельность изначально задана

деятельность – результат биологической эволюции

 

 

Тема 4 : Психологическая характеристика личности

ЗАДАНИЕ N 1

У. Джемс описал три базовые составляющие личности: физическую личность, социальную личность и _____________ личность.

Духовную

нравственную

творческую

когнитивную

ЗАДАНИЕ N 2

Совокупность отношений личности к природе, обществу, духовным ценностям, к другим людям, к собственной душевной жизни в целом А. Ф. Лазурский определил как …

Экзопсихику

эндопсихику

метапсихику

интрапсихику

ЗАДАНИЕ N 3

Устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека, называется …

Личностью

индивидуальностью

индивидом

субъектом

ЗАДАНИЕ N 4

Автором «теории черт» является …

Г. Олпорт

К. Г. Юнг

А. Бандура

Д. Шульц

ЗАДАНИЕ N 5

Согласно А. В. Петровскому, личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех сферах: ____________, интериндивидной и метаиндивидной.

Интраиндивидной

экстраиндивидной

гипериндивидной

аутоиндивидной

ЗАДАНИЕ N 6

В зарубежной психологии ______________ (понимаемый(-ая) как своеобразие, уникальность и целостность конкретной личности) соотносится с особым, специально-научным термином «самость».

Индивидуальность

субъект

личность

индивид

ЗАДАНИЕ N 7

Тезис о том, что личность является продуктом научения, относится к ____________ теории личности.

Поведенческой

гуманистической

деятельностной

когнитивной

ЗАДАНИЕ N 8

Идея о том, что формирование личности представляет собой процесс культурного развития, принадлежит …

Л. С. Выготскому

В. М. Бехтереву

Д. Н. Узнадзе

Л. М. Веккеру

ЗАДАНИЕ N 9 сообщить об ошибке

Тема: Психологическая характеристика личности

Основоположником когнитивной теории личности является …

Дж. Келли

Дж. Уотсон

Б. Скиннер

К. Роджерс

ЗАДАНИЕ N 10

Совокупность побуждений к деятельности называется …

Мотивацией

интересом

потребностью

ЗАДАНИЕ N 11

Согласно идеям __________ психологии, главным предметом изучения психологии должны стать такие положительные качества личности, как здоровье, доброта, нормальное развитие, совершенство.

Гуманистической

глубинной

поведенческой

когнитивной

ЗАДАНИЕ N 12

Осознанная потребность в чем-либо вполне определенном – это …

Желание

влечение

стремление

убеждение

ЗАДАНИЕ N 13

Совокупность отношений личности к природе, обществу, духовным ценностям, к другим людям, к собственной душевной жизни в целом А. Ф. Лазурский определил как …

Экзопсихику

эндопсихику

метапсихику

интрапсихику

ЗАДАНИЕ N 14

Индивидуально-типологические свойства человека, которые обусловливают реакции человека на других людей и социальные обстоятельства, характеризуют …

Темперамент

чувства

эмоции

аффилиацию

ЗАДАНИЕ N 15

Теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности, называются …

Социодинамическими

динамическими

структурными

интеракционистическими

ЗАДАНИЕ N 16

Человек как носитель общевидовых свойств и определенного генотипа, на базе которого в течение жизни формируется фенотип называется …

Индивидом

субъектом

личностью

индивидуальностью

 

 

Тема 5 : Познавательная сфера личности

ЗАДАНИЕ N 1

Численная характеристика среднего объема внимания людей равна __________ единицам информации.

5–9

1–3

2–4

8–10

ЗАДАНИЕ N 2

Рефлекторная природа восприятия была раскрыта в трудах …

И. П. Павлова

В. М. Бехтерева

Н. Н. Ланге

Л. М. Веккера

ЗАДАНИЕ N 3

Воображение, при котором действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, называется …

Продуктивным

репродуктивным

фантастическим

пассивным

ЗАДАНИЕ N 4

Характеристика зрительного ощущения, соответствующая интенсивности стимула, называется …

Насыщенностью

яркостью

тоном

длительностью

ЗАДАНИЕ N 5

Апперцепцией называется(-ются) …

Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов, установок личности

преимущественное выделение объекта из фона

отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности

подсознательные обобщения на основе идеального образа

ЗАДАНИЕ N 6

Критерием внимания, связанным с организацией деятельности и контролем за ее выполнением, является …

Сосредоточенность

избирательность

ясность

отчетливость

ЗАДАНИЕ N 7

Теория памяти, в основе которой лежит понятие связей между отдельными психическими феноменами, – ___________ теория.

Ассоциативная

деятельностная

смысловая

информационная

ЗАДАНИЕ N 8

Явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности, было описано Б. В. Зейгарник как эффект …

Незавершенного действия

края

новизны

сбережения

ЗАДАНИЕ N 9

Прибор, с помощью которого В. Вундт измерял объем внимания, называется …

Тахистоскопом

стробоскопом

аномалоскопом

эстезиометром

ЗАДАНИЕ N 10

К проприорецептивным относятся ощущения …

Расслабления и сокращения мышц

яркого света

горького вкуса

громкого звука

ЗАДАНИЕ N 11

Основными формами словесно-логического мышления являются: понятие, суждение и …

умозаключение

значение

сравнение

обобщение

ЗАДАНИЕ N 12

Идея о том, что внимание представлено контрольной частью действий человека, принадлежит …

П. Я. Гальперину

Д. Н. Узнадзе

П. К. Анохину

Л. С. Выготскому

ЗАДАНИЕ N 13

Неспособность к запоминанию событий на будущее называется _____________ амнезией.

Антероградной

ретроградной

ретардированной

прогрессивной

ЗАДАНИЕ N 14

Специфическая особенность данного ощущения, отличающая его от всех других видов ощущений и варьирующаяся в пределах конкретной модальности, – это _____________ ощущения.

Качество

интенсивность

длительность

пространственная локализация

 

Тема 6 : Индивидуально-психологические особенности личности

ЗАДАНИЕ N 1

Учение, в основе которого лежит утверждение, что все свойства характера имеют свои строго специализированные центры в полушариях головного мозга, называется …

Френологией

дерматоглификой

физиогномикой

характерологией

ЗАДАНИЕ N 2

Черта темперамента, характеризующаяся сбалансированностью активности, побуждений, импульсивных ответов со сдержанностью, торможением, называется …

Уравновешенностью

подвижностью

активностью

эмоциональностью

ЗАДАНИЕ N 3

Рассмотрение личности в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, которые требуют от индивида активного самоопределения, характерно для ________ теории Э. Эриксона.

Эпигенетической

индивидуальной

аналитической

гуманистической

ЗАДАНИЕ N 4

Избирательное, эмоционально окрашенное внимание к определенным предметам, деятельности, результатам, условиям называется …

Интересом

потребностью

идеалом

склонностью

ЗАДАНИЕ N 5

К гуморальным теориям темперамента можно отнести идеи …

Гиппократа и Галена

У. Шелдона и Э. Кречмера

И. П. Павлова

В. М. Русалова

ЗАДАНИЕ N 6

Устойчивая доминирующая система мотивов, интересов, убеждений, идеалов, в которых отражаются доминирующие потребности человека, называется ________________ личности.

Направленностью

мировоззрением

убеждением

доминантой

ЗАДАНИЕ N 7

Отдельные черты характера группируются в соответствии с системой отношений человека к действительности, в частности, по отношению к себе, к другим людям, к ____________ и собственности.

Труду

природе

творчеству

искусству

ЗАДАНИЕ N 8

Нейрофизиологические теории темперамента восходят к трудам …

И. П. Павлова

К. Э. Фабри

К. Галена

И. Канта

ЗАДАНИЕ N 9

Стадия развития личности по Э. Эриксону, которой присуще трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям успеха, называется …

Латентной

локомоторно-генитальной

ранней взрослостью

мышечно-анальной

ЗАДАНИЕ N 10

Учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности называется …

Физиогномикой

хиромантией

дерматоглификой

характерологией

ЗАДАНИЕ N 11

В типологии социальных характеров Эриха Фромма можно выделить такой тип, как …

Рецептивный

неустойчивый

гипертимный

истероидный

ЗАДАНИЕ N 12

Концепция темперамента В. М. Русалова в большей степени опирается на …



infopedia.su

Карпова Елена. Что такое личность? Описание личности.

О ЛИЧНОСТИ (от 18.11.2006)Большая советская энциклопедия определяет личность как, во-первых, человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) и, во-вторых, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

В социологии личность (personality) - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.

Чем больше психических свойств (характер, темперамент, способности, чувства и т. д.) называются личностными, тем глобальнее становится понятие личности, и тем труднее им оперировать.

Если попытаться объяснить, что такое личность не в научных терминах, то личность, по моему мнению, это совокупность оттенков проявлений человека, по которым возможно отличить одного из нас от другого.

Личность является продуктом общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Формирование личности происходит на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических характеристик процессе социализации индивида и направленного воспитания, освоения социальных норм и функций.

Социология изучает личность в связи с её принадлежностью к определённой социальной системе. Изучение социальной системы позволяет понять ценностную ориентацию личности, её притязания, возможную степень её творческого проявления. Социальное поведение определяется не только сегодняшним положением человека, но и его жизненным опытом, характером усвоенных им культурных ценностей, т.е., опосредованно - предшествующей историей всего человечества.

Таким образом, отдельная личность развивается и становится осязаемой во взаимодействии с другими личностями. И та личность, которая взаимодействует с бОльшим числом личностей, более заметна, чаще попадает в поле зрения. В поле зрения всех, в том числе, в поле зрения представителей гуманитарных научных дисциплин: социологов, историков, философов. Эта личность может служить иллюстрацией каких-либо посылок, на её примере можно разобрать что-то из теории вышеозначенных дисциплин.

Вы уже догадались, я хочу поговорить о человеке известном - Билле Гейтсе. Программисты, бывает, презрительно кривятся, едва заслышав «Microsoft» и «Windows». Да, может быть, придирчивый взгляд профессионала может обнаружить отдельные недочёты, но продукты «Microsoft» успешно работают, УЖЕ давно РАБОТАЮТ по всему миру. А что же критики? Какими результатами могут похвастаться они?

До Билла Гейтса никто не написал программного продукта, которым может пользоваться не получивший узкоспециального образования человек. Пока не появилась «Windows» пользователи компьютера представляли собой секту посвящённых. Билл Гейтс, может быть, как никто другой в ХХ веке, повлиял на реалии сегодняшнего дня. Не родись он, стань он адвокатом или энтомологом, мир был бы совершенно иным. Именно Билл Гейтс дал мощные инструменты учёным разных специальностей, распахнул окно в мир тем, кто учится, сблизил континенты для всех, кто хочет общаться. По сути, Билл Гейтс ВНЕДРИЛ в практику накопленные достижения математиков и физиков, сделав их удобными в использовании, т.е. доступными для каждого.

Билл Гейтс очень талантлив, школу он закончил в числе десяти лучших в стране по математике. Поступил в Гарвард, но университет не закончил, поскольку начал создание своей собственной компании. Железной рукой вел Билл Гейтс «Microsoft» к успеху. Думали даже, что он никогда не женится, а те немногие, кто считал иначе, надеялись, что женитьба сделает Билла Гейтса мягче. Но… Женился он на топ-менеджере своей компании, и вдвоём они ещё более рьяно взялись за дело. Сегодня его дом на озере Вашингтон, произведение искусства, напичканное электроникой. Каждый входящий получает электронный код, который контролирует свет, услуги и выключает ТВ, когда вы выходите из комнаты. Все происходит как в рассказах Рэя Бредбери.

Мне кажется, Билл Гейтс большой романтик. BASIC он начал дорабатывать и развивать чуть ли не из жалости. Во времена юности Билла Гейтса гарвардские профессора сходились во мнении, что BASIC устарел, бесперспективен и может служить лишь игрушкой, своеобразным тренажёром для студентов. «Вы ещё узнаете, какое чудо – BASIC!», - гневно думал Билл Гейтс. Разрабатывая упорно, ночью и днём, свои первые программы, Билл Гейтс рисковал здоровьем (старые мониторы действительно давали повышенный уровень радиации). Друг, с которым он начинал «Microsoft», заболел лейкозом, и Биллу Гейтсу пришлось дописывать «Windows» в одиночку.

Несколько лет назад над «Microsoft» нависла реальная угроза. Правительство США обнаружило, что Билл Гейтс – монополист в своей отрасли, и приняло решение раздробить фирму на несколько частей. Не знаю, как Биллу Гейтсу это удалось, но он получил год отсрочки и разрешение самостоятельно, по своему усмотрению, разделить «Microsoft». Билл Гейтс выплатил все положенные монополисту штрафы и разделил фирму на часть, производящую программное обеспечение, и часть, продающую его, сохранив конкурентоспособность обеих частей.

Недавно Билл Гейтс приезжал в Россию, чтобы ЛИЧНО отобрать лучших программистов Новосибирска и увезти их с собой в США. Все хлопоты и формальности он взял на себя. Многие ли руководители настолько хорошие специалисты, чтобы квалифицированно оценить способности будущего работника!?

Из своего состояния детям Билл Гейтс оставляет 1%, остальное планируя израсходовать на различные некоммерческие проекты. Он считает это правильным, полагая, что слишком большое богатство скажется губительно на жизни детей, не даст им развить свои способности, предприимчивость, реализовать себя. Билл Гейтс призывает всех, кто имеет такую возможность, к благотворительности. По словам Билла Гейтса состоятельным людям следует вкладывать деньги в те области, которые они считают важными для развития и укрепления своей страны, но которые по каким-либо причинном обойдены вниманием государства, или тратить деньги на исправление того, что является, на их взгляд величайшей, несправедливостью в мире.

karrpova.narod.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта