Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты социальных установок. Эмоциональный компонент когнитивный компонент поведенческий компонент
Диссертация на тему «Эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты отношения беременных женщин к грудному вскармливанию» автореферат по специальности ВАК 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
1. Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология. Теория. Методология. Опыт. - СПб.: СПбГУ, 2001. - 348 с.
2. Абрамченко В.В. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов. СПб.: Изд.СПбГУ, 2001.- 316 с.
3. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца М.: Институт психологии РАН, 1993. - С. 167-217.
4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Воронеж, 1996.-374 с.
5. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ.- М.: Педагогика, 1982. Кн. 1. -318с.
6. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник.—М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
7. Барановская Т.Н. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7—8 месяцев (лонгитюдное исследование). Дисс. канд. психол. наук. — Шуя, 2002.
8. Бассин Ф.В. Проблемы бессознательного (о не осознаваемых формах высшей нервной деятельности). — М.: Медицина, 1968. — 468 с.
9. БатуевА.С. Возникновение психики в дородовый период // Психологический журнал. —2000.-Т. 21.-№ 6.-С. 51-56.
10. Батуев А.С., Соколова Л.В. Ученье о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать-дитя» // Вестник СпбГУ. — 1994. -Вып.2.-С. 82-102.
11. Белый Б.И. Тест Роршаха.Практика и теория.-СПб.:Дорваль, 1992. — 200 с.
12. Берк Л. Е. Развитие ребенка. СПб.: Питер, 2006. - 1056 с.
13. Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема. М.: Директмедия Паблишинг, 2008. - 71 с.
14. Бехтерев В.М. Объективная психология. —М.: Директмедия Паблишинг, 2008. 1380 с.
15. Беспалько И.Г. Метод Роршаха/ в кн.: Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики коррекции в клинике.- Л.:Медицина, 1983, С.126-144.
16. Большой толковый психологический словарь. 11-Я., Вече-Аст., Москва, 2000. 592 с.
17. Боулби Джон. Привязанность: Пер. с англ. — М.: Гардарики, 2003. 477с.
18. БрехманГ.И. Перинатальная психология// Вестник Российской ассоциации акушеров и гинекологов. — 1998. — № 4. — С. 49—52.
19. Брутман В.И. Особенности психогении и психические нарушения, возникающие во время беременности у женщин, отказывающихся от новорожденных // Материнство. Психолого-социальные аспекты (нормаи девиация).— Иваново, 2002. — С. 66 -74.
20. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., ХамитоваИ.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 59-69.
21. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 38-46.
22. Бубнова С.С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. — М.: Янус-К, 2002. — 52 с.
23. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб. : Питер., 2007.- 688 с.
24. Вассерман, Л.И., Иовлев, Б.В., Карвасарский, Б.Д., Карпова, Э.Б. В.Н.Мясищев и медицинская психология (к 110-летию со дня рождения и 30-летию со дня смерти)// Обозрение психиатрии и медицинской психологии, 2004, Т. 1,№ 1.-С. 4-8.
25. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.- 110 с.
26. Ворона А.А., Гандер Д.В., Пономаренко В.А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки летного состава.-М.: МАКЧАК, 2000.-340с.
27. Выготский J1.C. Психология развития человека / Л.С.Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. 1136 с.
28. Выготский JI.C. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.
29. Гильбух Ю.З. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов. «Вопросы психологии», 1978. №5. — С. 15-19.
30. Дейнека Н.В., Мельченко Н.И. Психосоматические соотношения при бесплодии у женщин // Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии и педиатрии.- Иваново, 2001. — С. 147-150.
31. Добряков И.В. Перинатальная психология // Мир медицины.— 2000. -№5-6. —С. 45-46.
32. Добряков И.В. Перинатальные аспекты психологии и психотерапии семьи / Эйдемиллер Э.Г. и др. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб.: СПбГУ, 2003.- С. 104-140.
33. Добряков И.В. Позитивный подход в психотерапии семьи, ожидающей ребенка // 1-я Всемирная Конференция по позитивной психотерапии: тезисы докладов. М., СПб, 1997. - С. 52.
34. Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Хрестоматия по перинатальной психологии. — М., 2005. — С. 93—102.
35. Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Психология отношений. Концепция В.Н. Мясищева и медицинская психология. — СПб: «Сенсор», 1999. — 76 с.
36. Евдокимов В.И. Проективные методики в психологической диагностике у авиационных специалистов. Воронеж.: Воронежский государственный университет, 2001. - 302с.
37. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — Спб.: Питер, 2001. —560с.
38. Жариков Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции.— М.: Рожана.— 1995.-82 с.
39. Журба JI.T., Мастюкова Е.А, Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981. — 273с.
40. Захарова Е.И., Гроссманн И. Социальные отношения женщины в период ожидания ребенка. // Перинатальная психология и психология родительства, № 1,2005.-С. 93-116.
41. Захарова Е.И., Печникова Е.Ю., Филиппова Г.Г. Новая книга о беременности и не только.- М.: Дрофа, 2002. — 256 с.
42. Ивакина В.В. Структурно-содержательные основы материнства // Материалы VI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону». Ставрополь: СевКавГТУ, 2002.
43. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. — Киев: Вища школа, 1998.-512с.
44. Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Психология отношений. Концепция В.Н. Мясищева и медицинская психология. — СПб.: Сенсор, 1999. — 76 с.
45. Исенина Е.И. Понятие «базовые качества матери» // Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация). — Иваново, 2002. С. 20-24.
46. Исенина Е.И., Барановская Т.И. Предпосылки базовых качеств матери и их связь с социопсихологическими характеристиками будущей матери / /
47. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. Москва-Воронеж, 2001. С. 32-38.
48. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов: автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998. - 20с.
49. Козловская Г.В., Баженова О.В. Микропсихиатрия и возможности коррекции психических расстройств в младенчестве // Журнал неврологии и психиатрии.- 1995. -№ 5. -С. 48-51.
50. Копыл О.А. Бас JI.JL, Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка//Синапс. 1993. N4. С.35-42.
51. Кочнева М.А. Психологические реакции у женщин при физиологическом течении беременности // Акушерство и гинекология. — 1990. — № 3. — С. 13-16.
52. Кискер К. П., Фрайбергер Г., Розе Г. К., Вульф Э. Психиатрия, психосоматика, психотерапия. — М., 1999. — 503 с.
53. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психологической активности. Программа исследования личности. — СПб.: Алетейя, 2001.- 192 с.
54. ЛанцбургМ.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка. // Материалы. Росс. Конференции 26—28 мая 1999 г., Санкт-Петербург-Иваново 2000.
55. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопр. психологии. -1960. -N6. -С. 23-38.
56. Леонтьев Д.А. Тематический апперцепционный тест. — М.: Смысл, 2000. -254 с.
57. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. / Психологический журнал. — 1981. — Т.2, №1. — С. 3—17.
58. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-443 с.
59. Лопатина О.Г. Значение физического контакта с матерью в предупреждении нарушений поведения у ребенка // Социальная и клиническая психиатрия. — 1992. — Т. 2. — Вып. 2. — С. 79-82.
60. Майкселл С. Бесплодие: психологические аспекты. — Самара: Брахрах, 1997.- 220 с.
61. Мамиев О.Б. Влияние психоэмоционального статуса беременных на исход родов матери и плода // Материалы научных исследований по основным направлениям вуза. — Астрахань, 1996. — № 5.
62. Мамиев О. Б., Хасин А. 3. Оценка эффективности психотерапии беременных, страдающих поздним токсикозом с гипертензивным синдромом // Вопросы охраны материнства и детства. 1981. Т. 26. - № 10. - С. 48-52.
63. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. — 3-е изд. — СПб. : Питер., 2003.-392 с.
64. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М.: Смысл, 1999. — С. 21-24.
65. Мельченко Н.И. Вариант адаптации теста Роршаха при сравнительном исследовании шизофрении / Куйбышев. Мед. Ин-т. Куйбышев, 1990. - 19 с.- Деп. В НПО "Союзмедформ" 07.05.90.- № 19735 // МРЖ: XIV. Психиатрия.- 1990.-№9.-С. 17.
66. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология 6 изд. Учебное пособие : МедПресс 2008. — 432 с.
67. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С.Мерлин. М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
68. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии.- №5.-2000.- С. 18-27.
69. Мещерякова С.Ю. Путь к материнству начинается с младенчества // Дошкольное воспитание.- 2002.- № 11. С. 81-88.
70. Мухамедрахимов Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска // Вопросы психологии. — 1998. — № 2. — С. 18— 33.
71. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. — 1994. —№6. — С. 16—25.
72. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. А.А.Бодалева / В.Н.Мясищев. — М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
73. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1960.424 с.
74. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. — М., 1960, т.2, С. 110- 125.
75. Овчарова Р.В. «Психология родительства» М., Академия, 2006. — 368 с.
76. Пайз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. Психоаналитический подход. — СПб., 1997. — 198 с.
77. Панферов В.Н., Степкин В.Н. Социально-психологическая интерпретация личности по внешности //Экспериментальная и прикладная психология. Вып.2. - Л., 1970. - С. 80-91.
78. Пере М., Бауман У. Клиническая психология. СПб. Литер, 2002. - 1312 с.
79. Петровский А.В. Быть личностью / А.В.Петровский. — М.: Педагогика, 1990г.-112 с.
80. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы / А. В. Петровский. М.: Изд-во МГУ. 1986 - 217 с.
81. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254 с.
82. Попова А.А. Диагностика мотивации рождения ребёнка // Перинатальная психология и психология родительства. — 2004. № 1. — С. 43- 56.
83. Попцова Е.В. Качества матери и психическое развитие ребенка раннего возраста. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1995.
84. Проективная психология / Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 528 с.
85. Психодиагностика: Теория и практика. / Пер. с нем. Под ред. Н.Ф. Талызиной. — М.: Прогресс, 1986. — 206 с.
86. Психологический словарь/Под. ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и Б.Ф. Ломова и др.-М.:Педагогика, 1983. — 256 с.
87. Психология и психоанализ беременности. Учебное пособие по психологии материнства.- Самара: БАХРАХ- М, 2003. — 784 с.
88. Рауш де Траубенберг Н.К. Тест Роршаха: Практическое руководство/ пер. с франц. -М.: «Когито-Центр»,2005.-255 с.
89. Роршах Г. ПсиходиагностикаЛер с нем. -М.:"Когито-Центр",2003.- 320 с.
90. Рубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций. М.,1984. -С. 152162.
91. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423с.
92. Рубенштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практич. руководство.-М.: Медицина, 1970. — 215 с.
93. Саватъе С. Гештальт — это младенец / Ред. Д.Н. Хломова. М.,1992 — 53с.
94. Савенко Ю.С. Проективные методы в исследовании бессознательного. — В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978.
95. Смирнова Е.О., Радеева Р.П. Развитие теории привязанности // Вопросы психологии. — 1998. — № 1. — С. 105-116.
96. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. М.: ИПП, 2000. 511с.
97. Собчик JI.H. СМИЛ (MMPI) Стандартизированный многофакторный метод исследования личности / Л.Н. Собчик. СПб.: Речь, 2000. - 219с.
98. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. -М.: МГУ, 1980.-174 с.
99. Узнадзе Д.Н. Теория установки. Москва-Воронеж: Институт практической психологии, 1997. - 448 с.
100. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002.- 448 с.
101. Фанти С. Микропсихоанализ.- М: Академия, 1997.- 126 с.
102. Филиппова Г.Г. Психология материнства. -М.:Институт психологии, 2002. -239 с.
103. Филиппова Г.Г. Дифференциация мотивационных основ материнского и полового поведения в подростковом возрасте //Материалы межд.научно-практ конф.памяти К.С. Лебединской. М., 1995, С.112-114.
104. Филиппова Г.Г. Психология материнства: сравнительно-психологический анализ // Дис. докт. психол. наук. — М., 2000.
105. Филиппова Г.Г. Отношение беременной к шевелению ребенка: прогностические возможности. // Тезисы к докладу на III всероссийской конференции по психотерапии — М.: Хрестоматия по перинатальной психологии, 2005. С. 166 — 169.
106. Филиппова Г.Г. Метод рисуночного теста в психологической работе с беременными // Психотерапия в России: школы, научные исследования и практические достижения. — Тезисы Всероссийской научно-практическойчконференции. М. 2000.
107. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции., М. Наука, 1989. 456 с.
108. Фрейд 3. Я и Оно. // Психология бессознательного: Сб. Произведений., М. Просвещение, 1990, С. 425-439.
109. Хамитова И.Ю. Семейные аспекты переживаний беременности и родов. //Медико психологические аспекты современной перинатологии — М.: III Всероссийская научно практическая конференция по пренательному воспитанию, 2001.- С. 127-132.
110. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. — М.: Педагогика, 1986.Т. 1.-С. 336-397.
111. Шиманская Т.Л. Аутопсихологическая компетентность беременных женщин как фактор эффективных отношений "мать-дитя"// Перинатальная психология и психология родительства 2009, № 3 , № 4, С. 73-86.
112. Юттнер Ф. Судьбоанализ в выводах. Обзор пяти основных книг Леопольда Зонди./Пер.с нем. А.В.Тихомиров. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2002. — 262 с.
113. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика 1989. С. 60-77.
114. Эриксон Э. Детство и общество.-/ Пер. с англ.-СПб.:Ленато,ACT,Фонд «Университетская книга»,1996. — 592 с.
115. Ainsworth M.D. S., BowlbyJ. An ethological approach to personality development// American Psychologist. 199l.Vol.46.№ 4.
116. Alexander F.D. Psychosomatic medicine: Its principles and applications. -New York.: Norton, 1950. -300 p.
117. Ballw J.V. The psychology of pregnancy, Reconcilliation and resolution. — Michigan, 1978.
118. Canivet N. L'actuel et le potentiel etudies par une double formule de R.I.// Rorschachiana. V. 1956. 1-12.
119. Chalmers Beverly. Pregnancy and parenthood: heaven or hell.— South Africa.: Berev Publications, 1997.-356 p.
120. Erikson E. Childhood and society.Granada. Triad. 1977.
121. Exner J.E. The Rorschach: A comprehensive system // Wiley- 1983.- Vol. 1.-P. 97- 125.
122. Exner J.E.,Jr. Manual de cotation du Rorschach en systeme integre (tr. d'Anne Andronikof) Ed. Frison-Roche, Paris, 2002, p. 38
123. Fries M.E. Longitudinal Study: Prenatal Period to Parenthood // J. of American Psychoanalytic Association. — 1987. — Vol. 25. — P. 115-140.
124. Fereira A J. The Pregnant Womens Emotional Attitude // American J. of Orthopsyhiatry. — 1980. — Vol. 30. — P. 553-556.
125. Hall Moran V., Edwards J., Dykes F., Soo Downe. A systematic review of the nature of support for breastfeeding adolescent mothers. // Midwifery, vol. 23, issue 2, June 2007, P. 157-171
126. Klopfer B. et al. Developments in the Rorschach technique. New York:World Book C., 1954. Vol. 1,11; New York: Harcourt, B. Jovanoitch, 1970. Vol.1П.
127. Murray H.A. Explorations in personality. New York: Oxford University Press. 1938. 189 p.
128. Murstein В.J. Theory and research in projective techniques (emphasizing the TAT). New York : John Wiley. 1963. 233p.
129. Peterson L., Brown D. Integrating child injury and abuse-neglect research: common histories, etiologies and solutions // Psychological Bulletin. 1994. V. 116. №2. P. 293-312.
130. Psychoanalysis and Projective Testing: a Review of the Interpretation of Psychological Tests // Journal article by John S. Auerbach; Journal of Personality Assessment, Vol. 72, 1999.
131. Szondi L. Experimentale treibdiagnostik. Bern und Stutgart. Hans Hubler. 1959.
132. Szondi L. Triebpathologie. -Bern: Hans Huber, 1952, s. 48-56.
133. Verny T.R. Pre- and Perinatal Psyhology: An Intoduction. —N.-Y.: Human Science Press, 1987. — P. 25.
134. Weiner I.B. цит. по: Ассановичу М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты// Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. №4. www.psyjournal.ru.
135. Zajicak, Е. Wolkind, S. Emotinal difficulties in married women during and after the first pregnancy. British Journal of Medical Psychology, 1980, 51, P. 379385.
www.dissercat.com
ответ - Стр 2
Когнитивный компонент рекламы.
Выделяют когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и конативный (поведенческий) компоненты установки.
Изучение когнитивного компонента предполагает анализ некоторых психических процессов и прежде всего процессов переработкиинформации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти и т.д.
Так, когнитивный компонент предполагает анализ процессов переработки информации: восприятия, внимания, памяти, принятия решений, прогнозирования, планирования, мышления и др.; эмоциональный компонент — анализ эмоциональных состояний, отношений и пр.; конативный — поведенческих реакций, неосознаваемых факторов и т. д. В этом случае понятие установки позволяет сопоставить психические процессы с социально-психологическими.
Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cognoscere— знать. Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают, что человек— это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире. Напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. При помощи когнитивного компонента рассматриваются ошибки, которые возникают при подготовке рекламы, а также удачные находки, позволяющие эффективно влиять на познавательную сферу человека, добиваясь того, чтобы рекламные сообщения хорошо воспринимались, запоминались, вызывали готовность к действию.Главная задача здесь состоит в том, чтобы выделить рекламируемый товар из числа аналогичных товаров и привлечь к нему внимание потребителя. Рекламная продукция всегда находится в конкуренции друг с другом, в гораздо большей конкуренции, чем сами товары, о которых нам говорит реклама.Знание закономерностей протекания когнитивных психических процессов, а именно, ощущений, восприятия, внимания, мышления и памяти играют существенную роль при изготовлении рекламной продукции в печати, на радио, на телевидении, в виде плакатов вдоль автомагистрали и т.д.
Эмоциональный компонент рекламы.
Выделяют когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и конативный (поведенческий) компоненты установки.
Так, когнитивный компонент предполагает анализ процессов переработки информации: восприятия, внимания, памяти, принятия решений, прогнозирования, планирования, мышления и др.; эмоциональный компонент — анализ эмоциональных состояний, отношений и пр.; конативный — поведенческих реакций, неосознаваемых факторов и т. д. В этом случае понятие установки позволяет сопоставить психические процессы с социально-психологическими.
Эмоциональный компонент установки на рекламу оказывает наибольшее влияние на эффективность последней; поэтому, прежде всего, необходим учет эмоциональных компонентов рекламы. В этом случае рекламист должен не только стремиться привлечь внимание потребителя к рекламируемому товару и побудить его сделать покупку, но и позаботиться об адекватных, ненавязчивых формах подачи рекламного материала с учетом психологической специфики потребителя, его потенциальных способностей перерабатывать информацию, с учетом его мотивации и эмоциональных реакций. Следует особо подчеркнуть, что именно эмоциональный компонент определяет отношение потребителей к рекламе как социально-экономическому явлению в обществе.
Аффективный компонент рекламного воздействия определяет эмоциональное отношение к объекту рекламной информации: относится ли к нему субъект с симпатией, нейтрально или противоречиво. Эмоции носят всегда субъективный, личностный характер. Психологи отмечают связь эмоций человека с переживаниями его собственного "я".
Многие люди рассматривают удачную покупку как определенный способ получить удовлетворение, снять плохое настроение. Поэтому хорошая покупка всегда дает человеку заряд положительных эмоций.
Безусловно, положительные эмоции вызывает юмор, однако применение юмора в рекламе – дело тонкое, нередко деликатное
Суггестивный компонент рекламы.
Суггестивный элемент рекламного влияния, — пишет автор, — позволяет изменить и актуальность поставленной перед потребителем "товарной проблемы", и разрешимость проблемной ситуации ("купить — не купить"). Для достижения суггестивного эффекта рекламный текст сознательно связывается создателями рекламы с факторами, провоцирующими наведение у потребителя измененного состояния сознания. Эмоциональное воздействие сочетается с чисто физиологическим
Главная задача “суггестивного” подхода — добиться того, чтобы реклама прежде всего воздействовала на сознание и подсознание потребителя, “создавала потребности” в рекламируемых товарах и услугах, чтобы она воздействовала на волю и поведение человека, привлекала внимание, навязчиво “бросалась в глаза” и т. д. Изучение психологических характеристик и психических процессов потребителей здесь обычно проводится чаще всего именно с целью разработки методов психологического воздействия. Основным и самым мощным методом считается внушение, то есть суггестия.
“Суггестивный” подход изначально не стремится к истинной коммуникации, так, как именно сегодня понимают значение этого термина, то есть с учетом ответной реакции партнера, по принципу “обратной связи”. Тем не менее в условиях рынка и конкуренции у потребителя даже при одностороннем воздействии на него рекламиста все-таки есть возможность выразить свое отношение к широко разрекламированному, приобретенному, но не понравившемуся товару — это предпочесть товар конкурента. С другой стороны, рекламодатель и рекламист, конечно же, могут проигнорировать мнение потребителей. Однако очевидно, что это связано с большим коммерческим риском и в реальной жизни встречается довольно редко.
Социально-психологические механизмы влияния рекламы на покупательское поведение.
рекламная кампания оказывается эффективной лишь в том случае, если она начинается с анализа потребностей целевой группы, то есть той социальной группы потребителей, на которую рассчитан рекламируемый товар. Поэтому активное поведение, направленное на приобретение товара, в целом ряде случаев не является обязательным этапом воздействия рекламной информации, а появляется лишь при соответствии ожиданий потребителя свойствам рекламируемого товара. Одной из теоретических моделей, характеризующих возможную психологическую структуру рекламного воздействия, является та, в основу которой подложены компоненты социально-психологической установки. В этом есть логика: любое социальное воздействие на психику человека может быть рассмотрено в терминах теории социально-психологической установки — аттитюда. Было выявлено, что социально-психологическая установка характеризуется тремя компонентами: познавательным (когнитивным), эмоциональным (аффективным) и поведенческим (конативным). На примерах из области психологии рекламы было показано, что компоненты установки не должны находиться в противоречивых отношениях, иначе психологическая эффективность рекламного воздействия резко снижается.
Психологическое манипулирование потребителем в условиях личных продаж.
Наиболее часто, считает Е. Л. Доценко, встречается определение, в котором манипуляция рассматривается как вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. манипуляцию полностью нельзя отождествлять с воздействием, поскольку она не может быть односторонней. Манипуляция, чаще всего разворачивается как процесс взаимодействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику другого человека целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые у него имеются в данный момент. Манипуляция нацелена на изменение направления активности другого человека и выполняется настолько искусно, что остается незамеченным им.
главная задача любого рекламиста — сделать так, чтобы потребитель воспринимал рекламное утверждение как свое личное мнение. У рекламиста это не всегда получается по целому ряду причин, но то, что реклама — это во многом психологическое манипулирование, отмечают практически все ведущие рекламисты, а также специалисты в области изучения психологии рекламы. Анализируя различные психологические закономерности, обеспечивающие возможность людей влиять друг на друга, Р. Чалдини приходит к некоторым обобщениям. Так, одна из основных, наиболее широко распространенных норм человеческой культуры воплощается в принципе “взаимного обмена”. Согласно этому принципу, человек старается некоторым образом отблагодарить другого человека за оказанную услугу. Те же, кто игнорирует данный принцип, обычно ощущают неодобрение со стороны общества. То есть принцип взаимного обмена вынуждает людей подчиняться требованиям других. При этом, для того чтобы отделаться от неприятного чувства морального обязательства, люди часто соглашаются оказать гораздо более серьезную услугу, чем та, которая была оказана им самим.
Психические процессы в рекламе.
В этом случае психические процессы обычно исследуются в связи со средствами отображения рекламной информации или средствами воздействия на потребителя. Одна из задач, решаемых психологом, в этом случае состоит в том, чтобы изучить, как проявляется та или иная психологическая составляющая в конкретных условиях по отношению к конкретной рекламе, то есть исследуются специфические проявления психического процесса с учетом содержания и формально-динамических характеристик рекламы.
Анализ психических процессов в психологии рекламы позволяет не только решать конкретные прикладные задачи, но и получать полезную информацию для общей, социальной, инженерной психологии и других отраслей науки. В большинстве практических пособий по изготовлению рекламы обычно рассматривается несколько важных психических процессов, на основе которых строится технология психологического воздействия рекламиста на потребителя. Чаще всего речь идет о внимании, памяти и эмоциях, показывающих позитивное или негативное отношение человека к рекламируемому продукту, фирме-изготовителю и непосредственно самой рекламе. Однако данными понятиями нельзя описать реальное поведение потребителя. Оно требует понимания психики как системы.
Существуют разные классификации ощущений. Так, например, в зависимости от способа взаимодействия органов чувств с объектами различают контактную чувствительность (вкусовая, тактильная) и дистантную (зрительная, слуховая, обонятельная). Р. Сейфферт экспериментально показал, что может быть достигнут значительный эффект при восприятии рекламного объявления с коротким текстом из нескольких слов при использовании эффекта контраста. Для этого необходимо создать вокруг него большое белое поле. В этом случае такое объявление обычно кажется читателю гораздо большим, чем на самом деле.
Последовательный контраст возникает и используется в рекламе, когда свет и темнота действуют на глаз человека, последовательно сменяя друг друга, что часто применяется в наружной световой рекламе, а после появления телевидения стало применяться во многих рекламных видеороликах.
Сегодня психологи рекламы придают большое значение эффекту цветового контраста, имеющему особое значение при изготовлении рекламных плакатов, упаковок и пр. Это делается на основе современных рекламных технологий, а также при оформлении витрин супермаркетов. Было экспериментально установлено, что тени от синего цвета кажутся окрашенными в желтый цвет, красный цвет вызывает по контрасту зеленый, желтый — синий и т. д. Два дополнительных цвета усиливают насыщенность друг друга, так что цвета могут казаться более насыщенными, чем в спектре.
Особенности печатной рекламы.
Одним из показателей эффективности рекламоносителя является способность средства рекламы привлекать внимание потребителей. Примерно 50 % печатной рекламы не удается «пройти» этот начальный этап обработки информации. Поэтому при медиапланировании следует учитывать факторы, которые повышают возможности печатной рекламы привлекать к себе внимание. Психологическая специфика печатной рекламы состоит в том, что ее возможности воздействия на психику потребителя весьма ограничены: нет динамики, возможности продемонстрировать товар в действии, использовать аудио и визуальные эффекты. Итак, можно выделить следующие критерии психологической эффективности печатной рекламы:
1) Размер – увеличение размера печатного рекламного объявления повышает шансы привлечь внимание потребителя.
2) Следует использовать принцип контрастов – люди склонны уделять внимание тем раздражителям, которые контрастируют со своим окружением.
3) Необходимо учитывать, что мелкий шрифт и слишком насыщенный текст (излишняя информация) осложняет зрительный поиск и восприятие, объем информации должен учитывать когнитивные возможности человека.
4) При изготовлении печатного рекламного сообщения следует учитывать, что зрительные образы, изображения товаров воспринимаются глазом значительно быстрее надписей и лучше запоминаются. Поэтому рекламный текст без графики является низкоэффективным.
5) Оригинальность, новизна, незавершенность образа является мощным фактором привлечения внимания и запоминаемости рекламного сообщения.
6) Эмоциональность рекламного сообщения также обеспечивает его высокую запоминаемость.
Итак, для того чтобы реклама была замечена и запомнена, рекламисту необходимо превратить непроизвольное внимание в произвольное. Визуальная метафора, на наш взгляд, является одним из наиболее действенных способов достижения данной цели.
Особенности телевизионной рекламы.
Подобно прочим средствам распространения информации, телевидение предоставляет рекламодателю уникальные возможности планирования и претворения в жизнь эффективной рекламной стратегии. Мгновенность передачи позволяет рекламодателю точно контролировать, когда именно будет получено его обращение — не просто в какой день недели, а в какой час и какую минуту его увидят и услышат. А это дает возможность выбрать конкретную аудиторию (домохозяйки, дети, любители спорта и т. д.).
По сравнению с другими видами рекламы телевидение имеет — или может иметь — более личностный характер и обладает возможностью наглядно продемонстрировать рекламируемые товары.
Благодаря изображению, звуку, движению и цвету телевидение обеспечивает высокую степень вовлечения зрителей в происходящее на экране. Огромный объем демографических данных о телевизионных аудиториях позволяет более четко планировать и стратегию рекламы, и размеры затрат. Телевидение — средство рекламы повышенного охвата, достигающее представителей всех сегментов населения. При этом охват обеспечивается очень быстро благодаря тому, что телевидение ежедневно собирает огромные аудитории. Кроме того, оно обеспечивает возможность высокой частотности воздействия рекламы. Люди проводят за просмотром телепередач так много времени, что вполне могут вступить в контакт с одним и тем же обращением несколько раз в течение недели. Повышению частотности способствует и приверженность зрителей к дневным сериалам и популярным шоу “пикового” времени. Телевидение рентабельно. Несмотря на высокие общие издержки, его большие аудитории дают в итоге сравнительно невысокий показатель стоимости в расчете на тысячу зрителей.
studfiles.net
Как правило, всё воздействие выделяет эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент.
Поиск Лекций28.09.17
Родительские отношения характеризуют и указывают на взаимосвязь и взаимозависимость родителей и ребёнка.
Родительские отношения включают в себя субъективно-оценочное и сознательно-избирательное представление о ребёнке, который определяет особое родительское воспитание, способ общения с ребёнком и характер приёма воздействия на него.
Как правило, всё воздействие выделяет эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент.
Когнитивная составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребёнком, знания и представления о взаимоотношении, о приоритетных воздействиях на ребёнка.
Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительских отношениях.
Поведенческая составляющая представляет собой и формы поддержания контакта с ребёнком, формы контроля, воспитание взаимоотношений путём дистанционного общения.
Различают 4 типа родительских отношений, отличающихся доминированием одной или нескольких образующих:
1) авторитарное отношение – которое характеризуется тем, что родственники принимают ребёнка, одобряют его, но требуют социальных успехов;
2) отвергающее с явлением инфантилизма – характеризуется тем, что родители эмоционально отвергают ребёнка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально-неодобряемые черты и дурные наклонности и видят его младшим по возрасту, чем есть на самом деле;
2) симбиотическое отношение характеризуется гиперопекой;
3) симбиотическое авторитарное, гиперопека и гиперконтроль.
Родительская позиция определяется как реальная направленность сознательной и бессознательной оценке ребёнка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми.
Спиваковская А.С. обращает внимание на то, что оптимальная родительская позиция должна отвечать главным 3-м требованиям:
- адекватность;
- динамичность;
- прогностичность
1) Адекватность – это ориентировка родителей в воспитании индивидуальных особенностей, его развитие, соотношение возможностей присущих ребёнку и качеств осознаваемых родителей.
Неадекватная позиция родителей заключается в искаженном восприятии возможностей ребёнка, не различает его реальные и приписываемые ему качества.
Неадекватное представление приписывает ребёнку беспомощность, незрелость, лень, зависимость от решения только мамы определяется как инфантилизм.
Другой вид искажённого воспитания ребёнка инвалидизация – состоит в недооценке психофизических качеств ребёнка, приписывает ему болезнь, социальную несостоятельность и дурные наклонности.
2) Динамичность родительской позиции рассматривается как готовность и способ изменения стиля общения. Способы воздействия на ребёнка по мере его взросления и различными изменениями условий жизни.
Динамичность отражает степень способа изменения форм взаимодействия с ребёнком и может проявляться в следующих направлениях:
- в восприятии ребёнка;
- в степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребёнка;
- степень изменчивого воздействия на ребёнка в соответствии с различными ситуациями.
Регидная позиция характеризуется выбранным в семье способом воздействия, который годами применяется по отношению к изменившимся детям, и форма взаимодействия не зависит от ситуаций или возможностей ребёнка.
3) Прогностичность – способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребёнка и пространственного взаимодействия с учётом будущих возможностей.
Следующей характеристикой основных видов отношений, реализующихся в семье является доминированное подчинение.
По Дружинину В.Н. выделяется 5 видов социальной власти, которые характеризуют взаимоотношения между родителями и детьми:
1) власть вознограждения – ребёнок вознаграждается за определённое поведение;
2) власть принуждений – основывается на жестком контроле за поведением ребёнка и каждый поступок подлежит или наказанию, или игнорированию;
3) власть эксперта – основана на компетентности родителей в социальном или профессиональном плане;
4) власть авторитета – в её основе лежит уважение человека, который является образцом поведения;
5) власть закона – ребёнок принимает правила социального поведения, где примером являются сами родители.
Родительская ответственность – это отношение ответственное к воспитанию ребёнка влияет на стиль воспитания детей.
Родительский стиль – это обобщённые, характерные, ситуативно-неспецифические способы общения ребёнка с данными родителями.
Выделяются следующие стили воспитания:
1) изоляция – когда совместно решение в семье не принимается, ребёнок изолируется и не хочет делиться своими внутренними переживаниями с родителями;
2) соперничество – характеризуется противостоянием, критикой, что является следствием реализации, потребностей в самоутверждении и симбиотической привязанности;
3) псевдосотрудничество – партнёры проявляют эгоцентризм и мотивация совместного решения не деловая, а эмоциональная.
poisk-ru.ru
Как правило, всё воздействие выделяет эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент.
Поиск Лекций28.09.17
Родительские отношения характеризуют и указывают на взаимосвязь и взаимозависимость родителей и ребёнка.
Родительские отношения включают в себя субъективно-оценочное и сознательно-избирательное представление о ребёнке, который определяет особое родительское воспитание, способ общения с ребёнком и характер приёма воздействия на него.
Как правило, всё воздействие выделяет эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент.
Когнитивная составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребёнком, знания и представления о взаимоотношении, о приоритетных воздействиях на ребёнка.
Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительских отношениях.
Поведенческая составляющая представляет собой и формы поддержания контакта с ребёнком, формы контроля, воспитание взаимоотношений путём дистанционного общения.
Различают 4 типа родительских отношений, отличающихся доминированием одной или нескольких образующих:
1) авторитарное отношение – которое характеризуется тем, что родственники принимают ребёнка, одобряют его, но требуют социальных успехов;
2) отвергающее с явлением инфантилизма – характеризуется тем, что родители эмоционально отвергают ребёнка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально-неодобряемые черты и дурные наклонности и видят его младшим по возрасту, чем есть на самом деле;
2) симбиотическое отношение характеризуется гиперопекой;
3) симбиотическое авторитарное, гиперопека и гиперконтроль.
Родительская позиция определяется как реальная направленность сознательной и бессознательной оценке ребёнка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми.
Спиваковская А.С. обращает внимание на то, что оптимальная родительская позиция должна отвечать главным 3-м требованиям:
- адекватность;
- динамичность;
- прогностичность
1) Адекватность – это ориентировка родителей в воспитании индивидуальных особенностей, его развитие, соотношение возможностей присущих ребёнку и качеств осознаваемых родителей.
Неадекватная позиция родителей заключается в искаженном восприятии возможностей ребёнка, не различает его реальные и приписываемые ему качества.
Неадекватное представление приписывает ребёнку беспомощность, незрелость, лень, зависимость от решения только мамы определяется как инфантилизм.
Другой вид искажённого воспитания ребёнка инвалидизация – состоит в недооценке психофизических качеств ребёнка, приписывает ему болезнь, социальную несостоятельность и дурные наклонности.
2) Динамичность родительской позиции рассматривается как готовность и способ изменения стиля общения. Способы воздействия на ребёнка по мере его взросления и различными изменениями условий жизни.
Динамичность отражает степень способа изменения форм взаимодействия с ребёнком и может проявляться в следующих направлениях:
- в восприятии ребёнка;
- в степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребёнка;
- степень изменчивого воздействия на ребёнка в соответствии с различными ситуациями.
Регидная позиция характеризуется выбранным в семье способом воздействия, который годами применяется по отношению к изменившимся детям, и форма взаимодействия не зависит от ситуаций или возможностей ребёнка.
3) Прогностичность – способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребёнка и пространственного взаимодействия с учётом будущих возможностей.
Следующей характеристикой основных видов отношений, реализующихся в семье является доминированное подчинение.
По Дружинину В.Н. выделяется 5 видов социальной власти, которые характеризуют взаимоотношения между родителями и детьми:
1) власть вознограждения – ребёнок вознаграждается за определённое поведение;
2) власть принуждений – основывается на жестком контроле за поведением ребёнка и каждый поступок подлежит или наказанию, или игнорированию;
3) власть эксперта – основана на компетентности родителей в социальном или профессиональном плане;
4) власть авторитета – в её основе лежит уважение человека, который является образцом поведения;
5) власть закона – ребёнок принимает правила социального поведения, где примером являются сами родители.
Родительская ответственность – это отношение ответственное к воспитанию ребёнка влияет на стиль воспитания детей.
Родительский стиль – это обобщённые, характерные, ситуативно-неспецифические способы общения ребёнка с данными родителями.
Выделяются следующие стили воспитания:
1) изоляция – когда совместно решение в семье не принимается, ребёнок изолируется и не хочет делиться своими внутренними переживаниями с родителями;
2) соперничество – характеризуется противостоянием, критикой, что является следствием реализации, потребностей в самоутверждении и симбиотической привязанности;
3) псевдосотрудничество – партнёры проявляют эгоцентризм и мотивация совместного решения не деловая, а эмоциональная.
poisk-ru.ru
БАЛАНСИРОВКА КОГНИТИВНОГО, ПОВЕДЕНЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ
Управление процессом развития группы обеспечивают логическая последовательность занятий, их тематика, структура. Однако следование плану занятий без учета конкретной ситуации в группе может привести к негативным последствиям (см. „Принцип целостности", с. 12).
Для достижения баланса когнитивного (информация, мышление), эмоционального (мотивированность, наличие интереса) и поведенческого (поведенческие реакции) компонентов занятия необходима диагностика ситуации в группе. Диагностируя состояние активности группы, педагог-психолог может выяснить, есть ли запрос группы на какую-либо информацию, уточнить, на какую именно. Конкретизация запроса может изменить тему занятия, последовательность упражнений. При выяснении вопроса о том, какая именно информация будет значима в данный момент, самым важным является диагностика эмоциональной реакции группы.
Конкретно это проявляется в следующих вариантах:
Нарушение баланса | Эмоциональная реакция |
Перегрузка информацией при недогрузке эмоциональной и поведенческой сфер | „…Скучно, нудно… Непонятно, зачем все это мне надо…" |
Эмоциональная и информационная перегрузка | „…У меня от этого болит голова" (Я устаю) |
Поведенческая перегрузка (вереница сменяющих друг друга упражнений с минимумом объяснений, анализа и при минимуме мотивации) | „… Здесь можно неплохо провести время, но есть более важные дела" |
Описать, а тем более повторить идеально сбалансированное занятие практически невозможно. Каждая учебная группа приходит с конкретной мотивацией (актуальным или потенциальным запросом). Эмоциональная реакция на предложенную тему тоже бывает разной. Иногда требуется специальная работа на эмоциональную „включенность" в тему. Тогда для этого используются и упражнения, и информация. Бывает, что на фоне эмоциональных реакций при запросе на информацию, значимую для учащихся, группа „теряется" в чрезмерном информационном потоке. В этом случае для предотвращения „информационного стресса" необходимы упражнения-действия. Целесообразно применение телесно-ориентированных техник, техники психодрамы и т. д. — всего того, что позволит использовать ощущения.
Анализ упражнений и последующая рефлексия также должны проводиться по всем направлениям (когнитивный компонент, эмоциональный и поведенческий). Здесь необходимо осознание руководителем своих собственных предпочтений и постоянная работа по балансировке всех компонентов занятия.
При подготовке сбалансированного занятия можно воспользоваться следующей схемой.
Рассмотрим все варианты такой связи компонентов занятий.
Если планируется упражнение, вид деятельности, должна быть введена информация, необходимая для понимания упражнения, действий, с учетом эмоциональной реакции, соответствующей этой деятельности.
Если нужно ввести информацию, следует выяснить, как она повлияет на эмоциональное состояние участников тренинга, затем какие действия (упражнения) будут при этом необходимы.
Если предполагается определенное эмоциональное состояние для усвоения материала, нужно спланировать соответствующее упражнение для достижения этого состояния и подобрать соответствующую информацию.
Один из эффективных способов воздействия на эмоциональное состояние участников тренинговых занятий — применение специальных упражнений, способствующих „потеплению" эмоциональной атмосферы в группе. Их образное название „ледоколы" (в английском варианте „icebreaker") выражает цель этих упражнений — „ломать лед в отношениях". Они используются для снятия напряжения, разрядки обстановки и отдыха во время занятия.
Пример такого упражнения — „Круг".
Участники встают в круг. Ведущий предлагает различные действия, которые должны передаваться по кругу, от одного участника игры к другому. Виды действия выбираются в зависимости от степени напряженности в группе. Сначала используются простые действия (хлопок, прыжок), не предполагающие тактильных контактов, ритмичные сочетания хлопков, прыжков, поворотов и т. д. Затем могут „передаваться" поворот головы и взгляд (прямой визуальный контакт). После этого предлагаются действия с прикосновением, например, положить руку на плечо соседа. Кульминацией упражнения является передача рукопожатия. На последующих занятиях это упражнение можно проводить по-другому: нужно максимально увеличить скорость передачи действий (рукопожатия). Насколько это возможно — участники игры решают сами.
Можно предложить во время упражнения закрыть глаза. Это позволяет сосредоточиться на ощущениях, усиливает чувство единения со всеми участниками игры.
Эти и ряд других психотехнических приемов позволяют создать эмоциональный фон, являющийся необходимым условием для получения личностного знания. Благодаря эмоциональной окрашенности личностное знание может оказывать гораздо большее влияние на поведение, чем знание общего характера.
Информация, данная в виде общих схем общения и понятий о нем, тоже влияет на личностное знание. Она дает в распоряжение учащихся схемы анализа, с помощью которых возможна переработка индивидуального опыта.
Столь же необходимо третье условие получения личностного знания — конкретные жизненные ситуации как источник опыта. На занятии эти ситуации становятся основой упражнений.
«Личностное знание не возникает как простая сумма элементов жизненного опыта и не является результатом автоматической фиксации событий, в которых участвовал человек… То, что я вижу, чувствую в конкретных ситуациях, я обрабатываю с помощью общих схем и понятий» [Мелибруда, 1986]. Этот процесс должен быть спланирован и организован ведущим на занятии.
Диагностика состояния группы идет посредством анализа поведения учащихся. Каждая из поведенческих реакций дает ведущему представление об эмоциональном фоне группы, о том, как на него повлияли новая информация, новый опыт, полученные школьниками на занятии. Например, негативное отношение друг к другу или руководителю может выражаться репликами, демонстративным отказом выполнять упражнения, характерными невербальными реакциями недовольства. В этом случае необходимо выяснить причины происходящего. Приведенный ниже пример может это проиллюстрировать. Конкретная ситуация описана ведущим группы. Затем приводится мнение коллеги-супервизора.
megaobuchalka.ru
БАЛАНСИРОВКА КОГНИТИВНОГО, ПОВЕДЕНЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ
Поиск ЛекцийУправление процессом развития группы обеспечивают логическая последовательность занятий, их тематика, структура. Однако следование плану занятий без учета конкретной ситуации в группе может привести к негативным последствиям (см. „Принцип целостности", с. 12).
Для достижения баланса когнитивного (информация, мышление), эмоционального (мотивированность, наличие интереса) и поведенческого (поведенческие реакции) компонентов занятия необходима диагностика ситуации в группе. Диагностируя состояние активности группы, педагог-психолог может выяснить, есть ли запрос группы на какую-либо информацию, уточнить, на какую именно. Конкретизация запроса может изменить тему занятия, последовательность упражнений. При выяснении вопроса о том, какая именно информация будет значима в данный момент, самым важным является диагностика эмоциональной реакции группы.
Конкретно это проявляется в следующих вариантах:
Нарушение баланса | Эмоциональная реакция |
Перегрузка информацией при недогрузке эмоциональной и поведенческой сфер | „…Скучно, нудно… Непонятно, зачем все это мне надо…" |
Эмоциональная и информационная перегрузка | „…У меня от этого болит голова" (Я устаю) |
Поведенческая перегрузка (вереница сменяющих друг друга упражнений с минимумом объяснений, анализа и при минимуме мотивации) | „… Здесь можно неплохо провести время, но есть более важные дела" |
Описать, а тем более повторить идеально сбалансированное занятие практически невозможно. Каждая учебная группа приходит с конкретной мотивацией (актуальным или потенциальным запросом). Эмоциональная реакция на предложенную тему тоже бывает разной. Иногда требуется специальная работа на эмоциональную „включенность" в тему. Тогда для этого используются и упражнения, и информация. Бывает, что на фоне эмоциональных реакций при запросе на информацию, значимую для учащихся, группа „теряется" в чрезмерном информационном потоке. В этом случае для предотвращения „информационного стресса" необходимы упражнения-действия. Целесообразно применение телесно-ориентированных техник, техники психодрамы и т. д. — всего того, что позволит использовать ощущения.
Анализ упражнений и последующая рефлексия также должны проводиться по всем направлениям (когнитивный компонент, эмоциональный и поведенческий). Здесь необходимо осознание руководителем своих собственных предпочтений и постоянная работа по балансировке всех компонентов занятия.
При подготовке сбалансированного занятия можно воспользоваться следующей схемой.
Рассмотрим все варианты такой связи компонентов занятий.
Если планируется упражнение, вид деятельности, должна быть введена информация, необходимая для понимания упражнения, действий, с учетом эмоциональной реакции, соответствующей этой деятельности.
Если нужно ввести информацию, следует выяснить, как она повлияет на эмоциональное состояние участников тренинга, затем какие действия (упражнения) будут при этом необходимы.
Если предполагается определенное эмоциональное состояние для усвоения материала, нужно спланировать соответствующее упражнение для достижения этого состояния и подобрать соответствующую информацию.
Один из эффективных способов воздействия на эмоциональное состояние участников тренинговых занятий — применение специальных упражнений, способствующих „потеплению" эмоциональной атмосферы в группе. Их образное название „ледоколы" (в английском варианте „icebreaker") выражает цель этих упражнений — „ломать лед в отношениях". Они используются для снятия напряжения, разрядки обстановки и отдыха во время занятия.
Пример такого упражнения — „Круг".
Участники встают в круг. Ведущий предлагает различные действия, которые должны передаваться по кругу, от одного участника игры к другому. Виды действия выбираются в зависимости от степени напряженности в группе. Сначала используются простые действия (хлопок, прыжок), не предполагающие тактильных контактов, ритмичные сочетания хлопков, прыжков, поворотов и т. д. Затем могут „передаваться" поворот головы и взгляд (прямой визуальный контакт). После этого предлагаются действия с прикосновением, например, положить руку на плечо соседа. Кульминацией упражнения является передача рукопожатия. На последующих занятиях это упражнение можно проводить по-другому: нужно максимально увеличить скорость передачи действий (рукопожатия). Насколько это возможно — участники игры решают сами.
Можно предложить во время упражнения закрыть глаза. Это позволяет сосредоточиться на ощущениях, усиливает чувство единения со всеми участниками игры.
Эти и ряд других психотехнических приемов позволяют создать эмоциональный фон, являющийся необходимым условием для получения личностного знания. Благодаря эмоциональной окрашенности личностное знание может оказывать гораздо большее влияние на поведение, чем знание общего характера.
Информация, данная в виде общих схем общения и понятий о нем, тоже влияет на личностное знание. Она дает в распоряжение учащихся схемы анализа, с помощью которых возможна переработка индивидуального опыта.
Столь же необходимо третье условие получения личностного знания — конкретные жизненные ситуации как источник опыта. На занятии эти ситуации становятся основой упражнений.
«Личностное знание не возникает как простая сумма элементов жизненного опыта и не является результатом автоматической фиксации событий, в которых участвовал человек… То, что я вижу, чувствую в конкретных ситуациях, я обрабатываю с помощью общих схем и понятий» [Мелибруда, 1986]. Этот процесс должен быть спланирован и организован ведущим на занятии.
Диагностика состояния группы идет посредством анализа поведения учащихся. Каждая из поведенческих реакций дает ведущему представление об эмоциональном фоне группы, о том, как на него повлияли новая информация, новый опыт, полученные школьниками на занятии. Например, негативное отношение друг к другу или руководителю может выражаться репликами, демонстративным отказом выполнять упражнения, характерными невербальными реакциями недовольства. В этом случае необходимо выяснить причины происходящего. Приведенный ниже пример может это проиллюстрировать. Конкретная ситуация описана ведущим группы. Затем приводится мнение коллеги-супервизора.
poisk-ru.ru
Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты социальных установок
Социальная установка (аттитюд).
У.Томас и Ф.Знаниецкий.
Обследовали польских эмигрантов в 1918 году. Отношения личности и нового общества стоятся на основе двух аспектов:
1.на социальных ценностях
2.на их осознании и их переживании
Иммигрант либо принимает образ жизни той страны, в которой живет, либо продолжает общаться на родном языке и поддерживать свои социальные ценности.
Г.Олпорт активно исследовал понятие установки и вывел 4 условия формирования установки:
1.формирование различных реакций на обстоятельства имеющие внешнее сходство, но различные культурные основания
2.приемы, которые принудительным образом приводят к образованию определенных чувств
3. адаптация, вызывающая формирование комплекса чувств в определенной ситуации
4.интеграция человеком повторяющегося опыта
Типы установок:
1.когнитивная установка упорядочение знаний о мире
2.экономическая
3.политическая
4.религиозная
Функции установок:
1.приспособительная
2.выражения (ценности)
3.защиты
Структура установки (М.Смит)
1.когнитивный компонент -- осознание объектов установки
2.аффективный компонент -- симпатия, антипатия
3.поведенческий компонент
Феномен Лапьера.
Эксперимент состоял в следующем. Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем, только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки. Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда. Этот вывод получил название "парадокса Лапьера" и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения аттитюда. Если реальное поведение не строится в соответствии с аттитюдом, какой смысл в изучении этого феномена? Упадок интереса к аттитюдам в значительной мере был связан с обнаружением этого эффекта.
Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности.
Соц. псих. Тренинг — область психологии практической, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.Базовые методы тренинга социально-психологического — дискуссия групповая и игра ролевая в различных модификациях и сочетаниях.
Численность группы — обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий — от нескольких дней до месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими (один-три раза в неделю). Продолжительность отдельной встречи — от полутора до трех и более часов. Общая цель тренинга социально-психологического конкретизируется в следующих задачах: 1) овладение психологическими знаниями; 2) формирование умений и навыков в сфере общения; 3) коррекция, формирование и развитие установок, нужных для успешного общения; 4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей; 5) коррекция и развитие системы отношений личности. Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию частных форм тренинга. Особенно известны: тренинг поведенческий, тренинг чувствительности, тренинг ролевой, видеотренинг и пр. Основной контингент участников составляют представители профессий, чья деятельность предполагает интенсивное общение, а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов. В группе тренинга социально-психологического особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой связи обратной. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении. Создание климата доверия существенно определяется особой формой проведения занятий, когда ведущий не является преподавателем в традиционном смысле. Его позиция ролевая направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней: он выступает одним из участников работы групповой, хотя и задает на первых этапах групповые нормы и модели поведения. Для достижения целей тренинга ведущему нужно создать условия для формирования группы высокого уровня развития. Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий: 1) принцип активности участников — в ходе занятий члены группы постоянно вовлекаются в различные действия: обсуждение и проигрывание ситуаций ролевых, предложенных самими участниками: наблюдение по заданным критериям за поведением участников игр ролевых; выполнение специальных устных и письменных упражнений, и пр.; 2) принцип позиции исследовательской — в ходе работы в группах тренинга создаются такие ситуации, когда участникам нужно самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать уже известные психологии закономерности взаимодействия и общения людей; 3) принцип объективации поведения — в начале занятий поведение участников группы переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне; важное средство объективации поведения, используемое во всех видах тренинга, — это особым образом организованная связь обратная, эффективность коей существенно возрастает при использовании видеозаписи; 4) принцип общения партнерского — предполагает признание ценности другой личности, ее мнений, интересов, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов всех участников общения (а не достижение одной из сторон своих целей за счет интересов другой). Развитие различных форм тренинга социально-психологического связано с ведущими ориентациями психологии. В западной традиции это были необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, психология экзистенциальная и психология гуманистическая. С последней как раз связано широкое распространение форм групповой психологической работы, в частности, тренинга социально-психологического.
studopedia.net