Поведение людей в стрессовых ситуациях (Сделайте титульный лист). Поведенческая реакция человека в стрессовой ситуации
Поведение людей в стрессовых ситуациях (Сделайте титульный лист) Содержание Введение 31.Определение психического состояния 4 1.1.Структура психических состояний 4 2.Поведение человека в стрессовых ситуациях 7 2.1.Опредение стресса 7 2.2.Определение стресса как специфического синдрома 7 2.3.Физический и психический стресс 9 2.3.1.Осложнения после стресса 10 2.4.Причины стресса 12 2.5.Процесс стресса 14 2.6.Ситуации, вызывающие сильный стресс и посттравматический синдром 14 2.7.Поведение людей в стрессовых ситуациях 15 Заключение 17 Литература 18 ВведениеСтресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов. Чаще всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный cтресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.
Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира. Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства. Так как в каждом психическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создаёт дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными её отношениями, поведенческими потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.
Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.Структура состояния состоит из следующих элементов: (Рис. 1): Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости, воодушевления, восторга и т.д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. А.О. Прохоров считает, что вначале многие психологические состояния являются неравновесными, и лишь после получения недостающей информации или получения необходимых ресурсов, они приобретают статический характер. Именно в начальный период формирования состояния возникают наиболее сильные эмоции – как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Важную роль в характере нового установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий. В зависимости от информации, хранящейся в памяти, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Например, в состоянии любви объект привязанности кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается в исключительно чёрном цвете, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния. Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами. Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви). После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату. Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. В этом случае возникает новое состояние – фрустрации, агрессии, раздражения и т.д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит – новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты, снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса.
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы. Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты. Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать». Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.
Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее. «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса» - цитата Ганса Селье. При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний. Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:
Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.» Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.
Стресс имеет свои физические проявления, а именно диаграмма внизу показывает, где можно обнаружить следы стрессового состояния (рисунок 2).
Стресс может привести и к психологическим проблемам:
Причина стресса может быть внешней и внутренней. Внешние причины – это наши жизненные изменения, всё, что не находится под нашим контролем, или же находится в малой степени. А внутренние причины – коренятся в нашем разуме, по большей части они рождены нашим воображением. Это разделение мы делаем просто для удобства, поскольку они все взаимосвязаны. Итак, небольшой список причин стресса. Внешние причины стресса:
Главные причины стресса. Финансы. Большинство исследователей считают главнейшей причиной стресса финансы. Это покупки дома или автомобиля. Потеря денег в результате проигрыша. Долги перед банком или другими людьми. Отсутствие денег – довольно частая проблема людей. И разумеется, безуспешные попытки получения денежных средств. Работа. Работа тесно связана с финансами, поэтому её можно назвать второй из основных причин возникновения стресса. Похоже, что работа и карьера является постоянным источником стресса. Большинство людей беспокоятся по поводу получения и поддержания адекватной занятости. Мы беспокоимся о новых видах работы и обязанностях. Мы стремимся вверх по карьерной лестнице и перегружаем себя работой. Здоровье и безопасность. Большинство людей считает, что личное здоровье является одной из основных причин стресса. У кого-то это ожирение и желание похудеть. Другими причинами могут быть вредные привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем или наркомания. Не менее частая причина стресса - болезнь или травма. Личная безопасность также является одной из основных причин стресса. Семья. Каждый член нашей семьи может быть источником нашего стресса. Регулярные споры между супругами и другими членами семьи. Родители разводятся. Дети попадают в неприятности, женятся, покидают родной дом. Беременность, болезни близких людей. Причин для возникновения стресса здесь множество. Личные взаимоотношения. Дружба, знакомства, расставание, брак, развод, повторный брак и так далее, отношения являются одной из основных причин для стресса. Мы всех хотим любви, но не всегда получаем её. Кто-то прибегает к знакомствам через интернет, кто-то имеет беспорядочные связи, кто-то становится затворником. Личные проблемы. Возглавляет список личных проблем – отсутствие контроля. Каждый человек желает обрести контроль над своей собственной жизнью, а иногда и над жизнью других людей. Когда контроль ослабевает или отсутствует в той или иной области, мы испытываем стресс. Мы желаем контролировать все, что происходит дома или на работе, мы желаем контролировать своё время, мы боремся с вредными привычками и пытаемся изменить свою жизнь. Стресс нарастает, когда у нас это не получается. Смерть. Возможно это одна из самых мучительных причин стресса. Смерть близкого человека всегда трагична. Даже смерть домашнего животного может вызвать стресс. Ещё одна из причин для стресса – ожидание смерти. Никто не знает, когда она придёт, но года летят, иногда не успеваешь опомниться, как быстро пролетает время. Невозможность самовыражения. Это не самая распространённая, но частая причина для стресса. Практически каждый человек хочет что-то из себя представлять. Быть кем-то значимым для своих близких и окружающих его людей. К сожалению, не у каждого из нас это выходит.
Схематически процесс стресса изображен следующим образом: Стрессовые реакции Посредники стресса Стрессоры
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, «вьетнамский синдром», «афганский синдром», и т.п.) — тяжёлое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций, как, например, военными действиями, тяжёлая физическая травма, сексуальное насилие, либо угроза смерти. При ПТСР группа характерных симптомов, таких как психопатологические переживания, избегание либо выпадение памяти о травмирующих событиях и высокий уровень тревожности сохраняется на протяжении более месяца после психологической травмы. У большинства людей после психотравмирующих событий ПТСР не развивается. Течение ПТСР проявляется повторяющимся и навязчивым воспроизведением в сознании психотравмирующего события. При этом испытываемый пациентом стресс превышает тот, который он ощущал в момент собственно травмирующего события, и часто является чрезвычайно интенсивным переживанием, вызывающим мысли о суициде с целью прекратить приступ. Также характерны повторяющиеся кошмарные сны и непроизвольные воспоминания. При этом пациент усиленно избегает мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой, а также действий, мест или людей, которые инициируют эти воспоминания. Характерна психогенная амнезия, пациент не способен воспроизвести в памяти психотравмирующее событие в подробностях. Имеет место также постоянная бдительность и состояние постоянного ожидания угрозы. Состояние часто осложняется соматическими расстройствами и заболеваниями — в основном со стороны нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем.
Поведение при стрессе может быть различным. Одни люди делают вид, что ничего не произошло, другие впадают в глубочайшую депрессию, третьи ищут поддержку среди друзей и родственников. А. Маслоу, американский психолог, в середине XX века создал теорию копинга. По его определению, копинг – это «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними». Американский психолог выделяет три основные линии поведения человека в стрессовой ситуации:
ЗаключениеСостояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика. Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание. Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех. Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Лучше заняться спортом, хобби и т.д. Литература
Поделитесь с Вашими друзьями: |
psihdocs.ru
Золотые правила поведения в стрессовых ситуация
Вы здесь: Главная » Психология » Золотые правила поведения в стрессовых ситуация
Стрессовая ситуация и стрессоустойчивость
Стресс – это реакция организма на нервно-психическое напряжение, вызванное чрезвычайной (или стрессовой) ситуацией, позволяющая мобилизовать защитные механизмы. В бытовом понимании под стрессом подразумевают сами психологические, умственные, физические нагрузки, приводящие с сильному внутреннему напряжению. Стрессоустойчивость – это способность организма справляться с этими перегрузками, стрессоустойчивость в себе можно развивать. Последствия стрессовой ситуации бывают двух видов: эустресс (приятный стресс, например, переживания невесты во время свадебной церемонии или ожидание ребенком своего Дня рождения) и дистресс (негативные последствия неприятных переживаний). Даже приятный стресс способен привести к негативным последствиям, вспомните царицу из сказки Пушкина: «восхищенья не снесла и к обедне умерла». Повышение по службе, примирение после ссоры с супругом, и даже летний отдых, во время которого человек лишается привычной необходимости постоянно что-то делать, может стать стрессовой ситуацией. Но больше всего неприятностей доставляет именно дистресс. Список негативных следствий предельной концентрации гормонов стресса огромен: от дегенерации клеток мозга до онкологических заболеваний. Исключить стрессовые ситуации из своей жизни невозможно, но можно научиться эффективно управлять такими ситуациями и правильно строить линию своего поведения.
Копинг-стратегии, как способ борьбы со стрессом
В последнее время все больше распространяется копинг – это специальные поведенческие стратегии, которых следует придерживаться в тех или иных жизненных ситуациях, чтобы противостоять стрессу. Методам психологической защиты или копинг-стратегиям и их применению обучают на специальных тренингах, в последнее время крупными компаниями практикуется обучение своих сотрудников методам противостояния стрессу. Что же представляют собой эти стратегии? В чем их минусы и плюсы?
Копинг-стратегии
Первая стратегия. Она заключается в формировании агрессивной установки по отношению к сложным жизненным ситуациям. Стрессовые ситуации следует воспринимать как вторжение вражеской армии в свою жизнь, и эту армию надо победить или уничтожить. Такая стратегия хорошо работает, когда стрессовую ситуацию создает человек или группа лиц. Например, в случаях мобинга — офисной травли. В таком случае энергия будет иметь четкое направление и стратегия сработает наиболее эффективно.
Минусы: человек, поведение которого выстроено по стратегии агрессии рискует сам «перегнуть палку» и из жертвы превратится в тирана. К тому же, когда ситуация не имеет четкой персонификации противостояние превращается в бой с ветряными мельницами, который изматывает и усиливает стресс.
Вторая стратегия — удаление от проблемы или дистакнционирование. На ситуацию следует смотреть как бы через стекло, как будто просматриваете киноленту. Такой подход очень эффективен, когда имеешь дело с психологическим вампиризмом. Отстраняясь, мы перестаем реагировать на вампира, как на реальный объект, и тем самым лишаем его энергетической подпитки в виде наших реакций и откликов.
Минус: эту стратегию невозможно применять в качестве реакции например на болезни собственные или близких людей, материальные затруднения и т.п.
Третья стратегия – самоконтроль, жесткий и всесторонний. Любые спонтанные проявления характера или необдуманные действия исключены. Навык тотального самоконтроля бывает неоценимым в форс-мажорах ситуациях: от финансового краха компании до природных катаклизмов. Очень эффективно работает во время ссор и эмоциональных спорах, тот у кого ясная голова и взвешенные суждения имеет неоспоримое преимущество.
Минусы: с помощью самоконтроля трудно противостоять агрессивному натиску оппонента; постоянное подавление своих эмоций также провоцирует проблемы в психоэмоциональной сфере.
Четвертая стратегия. Социальная стратегия, поиск союзников, обращение за помощью к другим людям. Помните фильм «Одиннадцать друзей Оушена»? Вот пример блестящей реализации социальной стратегии для решения сложной жизненной проблемы (ведь перед героем стояла задача не только ограбить казино, но и вернуть любимую женщину!). Терапия социумом помогает справиться с сильным потрясением или горем, например, развод или смерть близкого человека.
Минус: не может использоваться постоянно, потому что в обыденной жизни имеет вид простого перекладывания своих проблем на чужие плечи..
Пятая стратегия. Стратегия принятия ответственности. При современной инфантильности общества навыки этой стратегии поведения будут полезны практически каждому второму. Этот путь учит принимать зрелые, взвешенные решения, признавать свои ошибки и анализировать их с целью извлечения из них опыта.
Минус только один постоянное чувство ответственности за всех и вся – неимоверный прессинг, выдержать который не каждому под силу. Это прямой путь к развитию неврозов и депрессий.
Шестая стратегия. Плановое решение проблемы. В любой ситуации вырабатывается четкий план действий, это создает ощущение контроля над проблемой.
Минус состоит в том, что довольно часто проблема находится вне пределов возможностей контроля.
Седьмая стратегия — это стратеги позитивного мышления. Все что не делается, все к лучшему. Любую неприятность можно осмыслить в позитивном ключе, найти в ней высший смысл и потенциал для новых возможностей.
Минусы в преддверии катастрофы надо не смиряться и искать позитивные тенденции, а хотя бы попытаться ее предотвратить.
В крайнем случае, всегда можно применить против стрессовой ситуации метод страуса – голову в песок и во всех смыслах отстраниться от проблемы. Но это вариант во всех отношениях крайний, когда сил ни на что иное больше нет. Таким образом, копинг представляет массу вариантов противостояния стрессовой ситуации, но наиболее эффективно освоить их позволяет психологический тренинг в группе.
Читайте также:
Общие рекомендации
Но и без специальной подготовки есть «золотые» правила, соблюдение которых поможет «выжить» в стрессовой ситуации.
- Представляйте, что вы окружены непроницаемой оболочкой, аурой, которая не пропускает негатива направленного на вас. Попробуйте взглянуть на проблему как бы со стороны.
- Будьте объективны, не позволяйте эмоциям взять над вами верх. Мы часто склонны с излишней драматизации, что в стрессовой ситуации совершенно лишнее.
- В случае направленной на вас агрессии попытайтесь «сбить» накал страстей неожиданными приемами. Например, спросите о чем-то не имеющем к делу отношения. Если стресс не связан с межличностным взаимодействием, а имеет целиком внешние причины, не фиксируйте свое сознание только на травмирующих мыслях. Постирайтесь «переключиться», даже если это даст только временную передышку, это будет серьезная победа. Стресс накапливается тогда, когда мы концентрируем на нем все свое внимание.
- Не впадайте в пессимизм. Вы всегда можете что-то сделать. Постарайтесь наметить пути выхода из тяжелой жизненной ситуации, просчитайте варианты, представьте решение в наиболее ясном виде.
- Постарайтесь не запускать стрессовые ситуации – это приведет только к накоплению стресса. Решайте проблемы по мере их поступления, не откладывайте в долгий ящик, но и не переживайте по поводу того, что еще не случилось.
- Не следует забывать, о способах снятия стресса, например, занятия спортом и йога, массаж, релаксация, полноценный сон, аутотренинг и прочее.
- Постарайтесь развить в себе чувство юмора и позитивное мышление – и тогда стрессы и депрессии будут обходить вас стороной.
lucky-girl.ru
Поведение людей в стрессовых ситуациях — КиберПедия
Стихийные бедствия и эпидемии по определению являются событиями тревожными и зачастую неожиданными. Внезапно мир переворачивается с ног на голову, и привычные механизмы нормальной жизнедеятельности вдруг становятся недействующими. Когда перед человеком возникает проблема или угроза, его естественной реакцией на такое изменение в привычной обстановке является стресс – состояние физического и/или психического возбуждения (см. Приложение 1: Терминология, относящаяся к стрессу и его преодолению).
Реакции на стресс бывают разные в зависимости от сложности ситуации. Кроме того, эти реакции могут быть более глубокими или более длительными под воздействием таких предрасполагающих факторов, как личностные особенности человека или подверженность психическим расстройствам в прошлом. Стрессовые реакции происходят на физическом, когнитивном (то, как мы воспринимаем или относимся к событиям), эмоциональном и поведенческом уровне. Человек, подвергшийся глубокому стрессу, может испытать четыре стадии стрессовых реакций:
§ Острая фаза (длится несколько минут, часов или дней)
§ Фаза реакции (длится от одной до шести недель)
§ Фаза восстановления (длится от одного до шести месяцев)
§ Фаза переориентации (длится шесть и более месяцев)
Состояние пострадавшего постепенно переходит из одной фазы в другую в зависимости от длительности и тяжести начальной фазы. Однако важно отметить, что не всегда проявляются все эти фазы и не обязательно именно в такой последоватльности. Они скорее представляют собой типичную модель реагирования нормального человека на неординарное событие.
Острая фаза
Обычно на сильный источник стресса человек реагирует так: «борьба-бегство». Такая реакция подготавливает тело к физической активности и напрямую связано с такими физическими изменениями, как выброс адреналина, учащенное сердцебиение и дыхание, повышенное артериальное давление и потовыделение. Стрессовыми реакциями организма также могут быть подрагивание губ и рук, кишечные расстройства, тошнота и озноб.
Реакция «борьба-бегство» влияет на мысли, ощущения и действия человека. Ограничивается мыслительная активность, снижается способность мыслить рационально. Зачастую тяжело сконцентрироваться, когда мысли стремительно проносятся в голове, в результате первая, пришедшая в голову мысль, кажется правильным решением проблемы. Человеку, подвергнутому стрессу, тяжелее общаться с окружающими и запоминать информацию, может возникнуть дезориентация во времени и месте нахождения. В состоянии стресса, факты, которые человек, казалось бы, слышал и понял, могут быть мгновенно забыты, скоре всего их надо будет повторить.
Спонтанная эмоциональнаяреакция зачастую проявляется в недоверии к окружающим или оцепенении, как в кошмарном сне. Человек может выглядеть отстраненным от происходящего, однако отсутствие реакции и отчужденность следует рассматирвать, как признаки шокового состояния. Другими распространенными шоковыми реакциями являются озлобленность, страх или горе. (см. Приложение 2: Глоссарий типичных эмоциональных реакций на стресс).
Стрессовые реакции также могут влиять на манеру поведения людей. Вызванная стрессом ограниченность мышления делает поведение человека более жестким. Потеря гибкости может привести к повышенной раздражительности, агрессивности или, в некоторых случаях, к чрезмерно приподнятому настроению. Раздражительность и агрессивность порождают подозрительность и потребность найти «козла отпущения», чтобы обвинить его во всех несчастьях. Жесткое поведение также осложняет общение с другими людьми и может привести к отчужденности. Беспокойство могут также вызывать ощущения бесполезности и беспомощности. Паника бывает нечасто, но если она возникает, необходимо сразу же принять меры, так как она может быть заразительной и опасной для самих паникующих и для тех, кто их окружает[8].
Фаза реакции
Эта фаза характеризуется тем, что здесь начинают проявляться эмоции, которые ранее подавлялись или игнорировались. Эти чувства могут быть такими сильными, что человек не в состоянии ими управлять. Важно дать этим чувствам выйти наружу, перестрадать их (см. Модуль 3: Поддержка через общение). Характерными стрессовыми реакциями этой фазы являются:
§ Страх возвращения на место событий
§ Сновидения и ночные кошмары
§ Чувство тревоги, беспокойства, бессонница
§ Мышечное напряжение, дрожь и повышенная возбудимость
§ Повышенная раздражительность, уединение, депрессия
§ Беспокойные мысли о том, что выжил, смог ли помочь, что виноват, о горе[9].
Фаза восстановления
Стрессовые реакции этой фазы практически идентичны предыдущим. Разница в том, что чувства здесь менее интенсивны и ошеломляющи, так как человек начинает справляться с наиболее сильными и тревожными ощущениями.
Характерные стрессовые реакции этой фазы:
§ Чувство боли осталось, но с ним уже можно справляться
§ Появляется интерес к жизни, к ежедневным событиям
§ Человек начинает строить планы на будущее[10]
Фаза переориентации
В идеальной ситуации, через шесть месяцев после кризиса у человека не должно быть никаких стрессовых реакций. Это значит, что пострадавший в состоянии спокойно возвращаться мыслями к пережитому событию, что он переосмыслил произошедшее, принял этот опыт и может жить с ним дальше, готовый справиться с очередными жизненными трудностями, когда они возникнут[11].
Большинство перечисленных реакций постепенно сойдут на нет, настолько же, насколько произошедшее постенно уйдет в историю жизни человека. То, как будет протекать этот процесс, в большой степени зависит от возможностей самого человека и от предложенной ему социальной поддержки. Чтобы определить, нужно ли продолжать оказывать помощь пострадавшему или нет, необходимо понаблюдать за ним: есть ли у него осмысленное занятие, заботится ли он о себе, или же ведет себя необычно, совершает поступки, несвойственные ему ранее. (см. раздел 2.4: Значение травмы).
Преодоление стресса
Все вышеперечисленные стрессовые реакции считаются нормальными рекациями человека на стресс, тем не менее, они могут влиять на процесс возвращения к нормальной жизни. Давая пострадавшим эмоциональную поддержку, мы уменьшаем воздействие стресса и тем самым способствуем более быстрому переходу к восстановлению.
Преодоление стресса – это усилия, предпринимаемые людьми для того, чтобы побороть негативное воздействие стрессовых ситуаций. Преодолеть стресс – значит, предотвратить, приостановить, избежать или взять его под контроль.
Различают три категории механизмов преодоления стресса:
Воздействовать на источник стресса – эмоционального или физического | Человек стремиться изменить ситуацию до того, как возникнет стресс, таким образом, избегает попадания в опасное положение. |
Измененить отношения к ситуации | Человек пересматривает свое отношение к ситуации и приходит к выводу, что нет причин для беспокойства, и что все могло быть гораздо хуже. |
Перетерпеть раздражающий фактор до тех пор, пока он не исчезнет совсем либо не ослабит своего негативного влияния. | Человек приспосабливается к стрессу, не позволяет обстоятельствам подавить себя и делаелт это через отрицание, уклонение, пассивное принятие, чрезмерный оптимизм, или даже упование на чудо[12]. |
Чтобы эффективно преодолевать критические события, необходимо понимать, где можно изменить ситуацию, борясь с ней или избегая ее, а где лучше приспособиться к обстоятельствам, которые изменить невозможно.
Примеры преодоления кризисных ситуаций:
§
Обратиться за помощью к окружающим или предложить свою помощь другим людям;§ Рассказать о своем опыте другим людям и попытаться осмыслить, что произошло;
§ Спрятаться от опасности, пока она не пройдет;
§ Разыскивать информацию о благополучии родных и близких;
§ Собирать уцелевшее имущество и вещи, принадлежавшие близким;
§ Ремонитровать повреждения;
§ Принимать участие в похоронах или кремации погибших
§ Соблюдать религиозные обряды;
§ Формулировать цели и составлять планы по их реализации;
§ Использовать защитных механизмов, такие как отрицание, для того, чтобы уменьшить негативное воздействие;
§ Сохранять чувства страха и настороженности по отношению к другим возможным опасностям;
§ Долго и сосредоточенно думать о событии для того, чтобы сделать выводы и извелчь уроки.
Каждый из вышеперечисленных способов в какой-то степени является попыткой снизить беспокойство, вызванное стрессом, или изменить ситуацию, чтобы уменьшить продолжение стрессовых реакций.
Упражнение 2А: Стратегии преодоления стресса |
Индивидуальная работа. Предложите участникам представить себя в одной из следующих ситуаций: § В вашем населенном пункте произошло наводнение. Доход Вашей семьи связан с сельскохозяйственной деятельностью. Вы потеряли все запасы продовольствия и домашний скот. § В Вашей стране действует несколько сильных политических фракций. Ваш отец принимает активное участие в сопротивлении. Он исчезает после очередной вспышки политической борьбы. Вы ничего не слышали о нем в течение последних трех недель. § После трех лет стабильной работы Вы ее теряете в связи с ликвидацией организации. У Вас нет отчетливых перспектив нового трудоустройства в Вашем районе. Дайте участникам 10 минут для того, чтобы записать три (или более, по желанию) действия, мысли, убеждения, личностные характеристики или преимущества, которые помогли бы им преодолеть, разрешить или пережить сложившуюся ситуацию. Задача упражнения: § Закрепить знания по теме Преодоление стресса; § Расширить представление отдельных членов групп о методах преодоления стресса; § Показать, каким образом знание людьми методов преодоления стресса могут быть обращены на оказание эффективной помощи этим людям. |
Вопрос для обсуждения Попросите участников поделиться с другими членами группы своими методами преодоления стресса. Попросите каждого участника объяснить, почему они выбрали ту или иную ситуацию (перекликается с личным опытом? представляет особый интерес?). Предложите группам обсудить некоторые из ответов, обращая внимание на сходства и различия между ними. |
Утрата и горе
В большинстве кризисных ситуаций людям приходится сталкиваться с утратой. Это связано не только с гибелью родных и близких, но и с потерей собственности, работы и т.д. Чувства утраты и горя всегода присутсвуют в программах по оказанию помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИД, в которых добровольцы часто сталкиваются с целой цепочкой потерь: по мере развития ВИЧ-инфекции, люди торяют способность передвигаться, утрачивают некоторые физические возможности, способность выполнять свою работу и заниматься общественными делами. Они теряют физическую привлекательность и сексуальный потенциал, а потом и саму жизнь.
cyberpedia.su
Стрессовые реакции. Аутотренинг
Стрессовые реакции
Стрессовые реакции могут быть физическими, психологическими и поведенческими (схема 2). К физическим реакциям на стресс можно отнести бессонницу, высокое артериальное давление, запоры, нарушения менструального цикла, потерю аппетита или, наоборот, постоянное чувство голода, прибавку или резкую потерю веса, хроническую усталость и т. п. Психологические реакции характеризуются беспричинным беспокойством, нарушением памяти, невозможностью сосредоточиться, отсутствием сексуальных интересов, чувством одиночества. И наконец, поведенческие реакции – это злоупотребление алкоголем, усиленное курение, чрезмерное потребление лекарств и успокаивающих препаратов, потеря интереса к своему внешнему облику и пр.
Схема 2. Стрессовые реакции
Все три типа реакций часто сочетаются, особенно когда стрессоры интенсивны. Например, поездка в переполненной электричке в жаркий летний день может вызвать физическую реакцию (головокружение), психологическую (подавленное настроение) и поведенческую (раздражительность). Более того, поскольку психика и тело тесно связаны, стрессовая реакция в одной сфере может стимулировать реакцию в другой сфере. Например, появление боли в груди после очередного конфликта с женой (физическая стрессовая реакция) может привести к таким последствиям, как страх сердечного приступа (психологическая реакция) и отказ в связи с этим от сексуальной жизни (поведенческая реакция). Другой пример: руководитель сообщил, что сотруднику необходимо срочно написать статью для престижного научного журнала (стрессовая ситуация). Если у него возникает тревога по поводу этого задания (психологическая реакция), то эта тревога может вызвать такую поведенческую стрессовую реакцию, как бессонница, которая в свою очередь вызовет физический стресс из-за недостатка сна. Психологической реакцией на потерю сна может явиться неспособность к концентрации, из-за чего замедлится работа над статьей (поведенческий аспект) и усилится тревога. Таким образом, стресс может исходить изнутри человека, а не только из внешнего мира.
Физические стрессовые реакции
Любой человек переживал опасную ситуацию или внезапное пугающее событие и знает физические реакции на стресс: учащение дыхания, усиление сердцебиения, потливость, дрожь, особенно в мышцах рук и ног, другие телесные проявления страха. Все эти реакции являются частью синдрома борьбы – бегства, описанного Кэнноном. Этот синдром, вызванный влиянием симпатической нервной системы, готовит тело к встрече или бегству от внезапной угрозы. Когда опасность минует, этот синдром устраняется. Однако исследования Ганса Селье показали, что если стрессоры действуют продолжительно, то реакция борьбы – бегства является только началом более длинной цепочки реакций организма. Внимательное наблюдение за животными и людьми, подвергавшимися воздействию инфекций, радиации, высокой температуры и других сильных стрессоров, привело Селье к открытию: такая цепочка физических реакций складывается в общий стойкий стереотип, или синдром, который развивается благодаря усилиям организма, направленным на приспособление к любому стрессору. Селье назвал эту цепочку реакций общим адаптационным синдромом. Общий адаптационный синдром имеет три стадии. Первая стадия – реакция тревоги – соответствует синдрому борьбы– бегства. При воздействии слабых стрессоров, таких, например, как пребывание в жарком помещении, эта реакция выражается в учащении сердцебиения, одышке и потливости, что помогает организму регулировать свою температуру. Если воздействие стрессоров продолжается, начинается стадия резистентности (сопротивления). В этой стадии признаки начальной реакции тревоги уменьшаются, но организм готов сопротивляться стрессору более длительное время. Расход адаптивной энергии в этой стадии более медленный, чем в стадии тревоги, а внешних признаков того, что что-то не в порядке, может быть мало. Но организм работает очень напряженно: надпочечники, вилочковая железа, печень и почки освобождают вещества, которые повышают артериальное давление, борются с воспалением, усиливают мышечное напряжение, повышают уровень сахара в крови и обеспечивают все изменения в организме, необходимые для преодоления стресса. Среди этих веществ – катехоламины (особенно адреналин и норадреналин) и кортикостероиды, такие как кортизол. Общий эффект сводится к выработке крайне необходимой энергии. Защитные функции организма, мобилизуясь, практически не позволяли людям болеть во время Второй мировой войны. Зато после ее окончания заболевания просто «посыпались» на них. Интересные наблюдения были сделаны в России в 1992–1993 гг., когда все общество попало в стрессовое состояние ввиду чрезвычайно быстрых политических и социально-экономических перемен. Больницы и поликлиники, например в Москве, опустели. Люди были вынуждены мобилизовать все имеющиеся у них адаптационные ресурсы на выживание в резко осложнившихся условиях.
Такая длительная кампания биохимического сопротивления дорого стоит. Она медленно, но верно истощает запасы адаптивной энергии, и способность к сопротивлению исчерпывается. Организм входит в третью стадию общего адаптационного синдрома – стадию истощения. В крайних случаях, таких как длительное воздействие низких температур, наступает смерть. Обычно же стадия истощения выражается симптомами физического износа, особенно в тех системах организма, которые были ослаблены изначально или сильно вовлечены в процессы сопротивления. Например, если катехоламины и кортикостероиды, которые помогали бороться в стадии сопротивления, продолжают сохраняться на высоком уровне продолжительное время, они могут способствовать развитию заболеваний – от болезней сердца, гипертонии и артрита до простудных заболеваний и гриппа. Эти болезни Селье назвал болезнями адаптации.
Хотя модель Селье и имела большое влияние в науке, она была не безупречна. По крайней мере в отношении людей Селье переоценивал роль биологических процессов в детерминации стрессовых реакций и недооценивал роль таких психологических факторов, как эмоциональное состояние или способ когнитивной переработки стрессоров (то есть того, что люди думают о стрессовой ситуации). Критика Селье привела к созданию психобиологических моделей, которые подчеркивают значение и психологических, и биологических переменных в регуляции и возникновении стрессовых реакций. Например, данные вскрытия у пациентов, которые были в сознании до самой смерти, показали наличие классического признака стресса – увеличение надпочечников, – в то время как у больных, смерти которых предшествовала кома (глубокая потеря сознания), таких признаков не отмечалось. Согласно психобиологическим моделям, эти различия в стрессовых реакциях отражают влияние психологических переменных на физические стрессовые реакции. Психологические факторы, такие как когнитивная переработка стрессора, определяют воздействие этого стрессора. Стрессор будет иметь более негативное влияние, если человек думает о нем, как о неконтролируемой угрозе. Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
73. Управление стрессом – методы, помогающие человеку контролировать свои физиологические реакции на стрессовую ситуацию
6.1 Поведенческие методы
6.1.1.Биологическая обратная связь. Например, в процедуре, где человека учат контролировать свою головную боль, вызванную состоянием напряжения. На лоб помещают электроды так, что любое движение мышц лба обнаруживается электронным путем, усиливается и передается человеку в виде звукового сигнала. После 4 -8 недель тренировкичеловек научается распознавать наступающее напряжение и распознавать его
6.1.2.Релаксационный тренинг у гипертоников. Можно научиться изменять сердечный ритм и кровяное давление – процессы, контролируемые автономной нервной системой. Важно научиться расслабляться.
6.1.3. Медитация – техника релаксации. Снижается частота дыхания., меняется электрическая активность мозга. Сравнима с отдыхом.
6.1.4.Физические упражнения – любая активность учащающая сердечный ритм и увеличивающая потребление кислорода. Замечено, что люди в хорошей физической форме реже заболевают после стрессовых событий.
6.2.Когнитивные методы.
Определение, какие стрессовые ситуации вызывают физиологические и эмоциональные симптомы и изменить способ преодоления этих ситуаций.
Например: человек страдает головными болями.
Первый этап. Просят вести дневник наблюдения их возникновения, с указанием силы каждого случая и обстоятельств, в которых боль возникала.
Второй этап. Устанавливается связь с ситуациями( например, критика со стороны начальства или сотрудника), мыслями («Я ничего не могу сделать как надо» и эмоциональными реакциями (подавленность, уступка, головная боль).
Третий этап.Определение, какие личные ожидания или объяснения могут объяснить реакцию головной боли.
«Я сурово себя осуждаю, становлюсь подавленным, и все кончается головной болью
Четвертый этап. Постараться что-то изменить в ситуации, представлении о ней или поведении в ней. Признать, что установка на идеальное выполнение работы ведет к ненужным переживаниям по поводу ошибок, или научиться быть более твердым во взаимоотношениях с окружающими.
74. Бихевиористский подход
Подход опирается на детерминанты поведения, связанные с окружением или ситуацией. Условия окружения формируют поведение через научение. Но и поведение человека в свою очередь формирует окружение. В современной трактовке – это теория социального научения.
Подход полон детерминизма, но акцент не на биологическом , а на детерминантах окружения. Окружение формирует репертуар поведения индивида, адаптируя его к этому окружению.
Личность человека обладает свойством пассивности. Мы сформированы силами, находящимися вне нашего контроля.
Социальное обучение и обуславливание Джулиан Роттер и Альберт Бандура
Человек усваивает схемы поведения через непосредственный опыт и путем наблюдения. Теория сосредоточена в основном на процессе функционирования личности, не уделяя внимания описанию индивидуальных различий.
Личность – уникальный продукт уникальной истории подкрепления. Подчеркивается вариативность поведения в разных ситуациях.
Подкрепление может быть
Прямое (осязаемое вознаграждение, социально одобрение или неодобрение, облегчения неприятных условий)
Викарное (наблюдение за тем, как кто-то получает вознаграждение)
Самоназначаемое (оценка собственной деятельности)
Человек учится различать контексты, в которых поведение оказывается подходящим.
Если человек вознаграждается за сходное поведение в разных ситуациях, имеет место генерализация. Мальчик, который подкрепляется за физическую агрессию дома, в школе и в игре станет глубоко агрессивной личностью.
Но сам термин «агрессивность» только скрывает изменчивость поведения в разных ситуациях.
Классическое обуславливание (условный рефлекс Павлова) объясняет и суперЭго Фрейда: родители наказывают ребенка за запрещенные действия. Наказание вызывает физиологические реакции, ассоциирующиеся с виной или тревогой. В дальнейшем одно запрещенное поведение ( без собственно наказание) вызывает чувство вины.
Поведенческий потенциал -Джулиана Роттера. – вероятность проявления определенного поведения в определенных ситуациях зависит от
Пример с бессонной ночью перед экзаменом
.Реципрокный детерминизм Альберта Бандуры -
Внешние детерминанты поведения ( поощрение и наказание) и внутренние детерминанты поведения ( убеждения, мысли и ожидания), являются частью системы взаимных влияний, воздействующих и на поведение и на другие части этой системы.
«Каждый, кто попытается превратить пацифиста в агрессора или религиозного фанатика в атеиста быстро начинает признавать существование личных источников поведенческого контроля» - Бандура
При возникновении новых ситуаций мы можем вести себя в соответствии с нашими ожиданиями, сформированными на основании наблюдения за моделями.
Когнитивные переменные Вальтера Мискела, обуславливающие индивидуальные различия в выборе поведения
Компетентность – Что Вы можете делать? (Навыки и способности)
Стратегии кодирования – Как Вы это видите?(Избирательность, способности кодирования и группировки)
Ожидания - Что произойдет?(Предвидение развития ситуации и ожидания в отношении наших способностей)
Субъективные ценности - Что это стоит? Оценка важности результата и издержек
Саморегулирующие системы и планы – Как Вы этого добьетесь? Стандарты и правиля регуляции поведения
Все эти переменные, взаимодействуя с условиями определенной ситуации, определяют как будет действовать человек.
studfiles.net
Что такое стресс и его влияние на поведение человека
Для того чтобы проанализировать поведение человека в стрессовой ситуации, сначала нужно найти определение стресса.
По определению Ганса Селье, впервые описавшего физиологию стресса, «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования».
Стресс является и медицинским (физиологическим) термином, и термином психологическим. В психологии стресс – это состояние психического напряжения, которое возникает у человека в непривычных для него условиях, меняющих его привычный уклад жизни, причем как опасных для него (дистресс), так и позитивных (эустресс). Причем, отрицательное воздействие на организм может произвести не только дистресс (болезнь, потеря близкого), но и второй, казалось бы положительный вариант, например: пожилая женщина, страдающая сердечно-сосудистой недостаточностью, получает известие о неожиданном выигрыше в лотерею. Результатом тут может быть не только сердечный приступ, но и затяжная депрессия, вызванная потерей обычного окружения и улучшения финансового состояния.
Основная задача психолога – мягко перевести состояние психики во время стресса в эустресс, минуя негатив, то есть в положительное восприятие действительности, без возможных заболеваний в области физиологии.
Я хочу рассмотреть этот процесс на примере поведения человека во время болезни, а именно одной из самых страшных болезней, одно название которой у большинства людей уже вызывает стресс (в данном случае на фоне страха неминуемой смерти). Речь пойдет об онкологии.
Как правило, человек старается на подсознательном уровне оградить себя от негативной информации, защищая таким образом свой внутренний мир, свое подсознание. Однако в случае с онкологическими заболеваниями, которые, как правило, почти не имеют внешних проявлений болезни в течение первых 3 стадий, подобная защитная реакция очень вредна. Поэтому здесь очень важно проведение различных мероприятий по раннему выявлению данных заболеваний и обязательное информирование со стороны медицинских организаций и со стороны общественности о психологическом аспекте. Население должно знать, что эта болезнь не всегда является смертельной, и раннее выявление ее является не приговором, а наоборот — своеобразной путевкой в жизнь.
Что же происходит с человеком, не знающим о том, что у него есть серьезный шанс на выздоровление и нормальную жизнь? С человеком, у которого в подкорке записано только одно: «рак — это смерть»? Конечно же, он испытывает стресс, переходящий в ужас и глубочайшее горе.
Психологи выделяют 7 этапов горя, которые должен пройти тот, кто потерял близкого. Те же стадии проходит пациент, услышавший смертельный диагноз.
- 1 этап — отрицание: этого не может быть! Возможны две основные реакции психики: оцепенение или чересчур активная деятельность.
- 2 этап — это гнев: почему это случилось именно со мной? Поиск виноватых; часто в заключение этого периода происходит переход на третий этап:
- 3 — чувство вины: чем я виновен, что делал не так, чем провинился перед Богом, судьбой, людьми, самим собой?
- 4 этап — депрессия, когда человек сдается перед обстоятельствами. Очень хорошо, когда на этом этапе обращаются за помощью к специалисту: в данном случае помощь психолога способна быстро вывести пациента на следующий этап. Конечно, психолог – не панацея от всех бед. Вера в Бога, сила духа, любовь к родным и близким, незавершенные дела часто являются более сильными помощниками в борьбе с унынием и депрессией.
- 5 – это принятие, самый положительный этап, который, даже по мнению врачей-онкологов, является одной из основных причин выздоровления, так как теперь пациент выходит из депрессии, негативно влияющей на состояние всего его организма. Он начинает настраиваться на операцию и дальнейшее сложное лечение, часто осложненное плохим самочувствием и внешней непрезентабельностью (лучевая и химиотерапия, послеоперационное лечение), но это уже не главное. Главное – больной готов перейти на следующую ступень.
- 6 и 7 этап похожи между собой: это возрождение (настрой на борьбу и выздоровление) и создание нового себя, — старый образ жизни оставлен в прошлом. На этих этапах пациент часто чувствует необходимость в перемене работы, круга общения, происходит возвращение к старым увлечениям (недописанная книга, заброшенная вышивка, разведение экзотических растений, путешествия и так далее), появляются также и новые хобби. Часто на фоне этого перехода происходит полное переосмысление самой личности выздоравливающего и устремление к глобальным переменам в судьбе: приход к религиозным верованиям, увлечение оздоровительными методиками и прочее.
Таким образом, при быстром и относительно безболезненном прохождении первых четырех этапов и вступлении в этап принятия, негативное влияние стресса на психику и физиологию снижено. Теперь очередь за внутренними резервами нашей подкорки и всего организма в целом.
В народе говорят, что все болезни — от нервов. Так ли это? У официальной медицины нет прямого ответа на этот вопрос. Но у практикующих врачей точно есть определенное мнение: пациент, подсознание которого настроено на жизнь и борьбу — уже победитель.
psychologyc.ru
Какие бывают типы реакций на стресс / Симптомы стресса
Стресс полностью меняет поведение человека. Какие бывают типы реакций на стресс? Как выглядят симптомы стресса? знать ответы на эти вопросы крайне важно для принятия решения по действиям в конкретной ситуации.
Физические симптомы стресса
Какие бывают типы физических реакций организма на стресс? К физическим симптомам стресса относятся:
• покраснение,
• потливость,
• сухость во рту,
• чувство сжатия в груди,
• учащенное сердцебиение,
• головные боли,
• болезненные ощущения в теле,
• слабость,
• рвота и понос,
• усталость,
• потеря аппетита,
• бессонница,
• головокружение и одышка.
Что касается мышечной системы, то могут наблюдаться такие симптомы, как
• напряженность,
• дрожание,
• тики,
• судороги
• повышенная пугливость (слишком сильное реагирование на внезапный шум или неожиданное движение),
• частые вздохи,
• неуклюжие движения.
Психологические и социальные симптомы стресса
К эмоциональным симптомам, предупреждающим нас о том, что у человека реакция на стресс относятся:
• возбуждение,
• потрясение,
• повышенная утомляемость,
• чувство паники,
• депрессия,
• раздражительность
• частые приступы гнева. Состояние психики также может свидетельствовать о стрессе: горестные чувства, страхи, трудности с концентрированием внимания, забывчивость, ночные кошмары, потеря самоуважения и сложности с принятием решений, - все это предупреждает нас, что необходимо принимать меры.
Стресс может изменять наше поведение, это заметно по увеличению потребления алкоголя, табака, принятия лекарственных средств; возрастает опасность несчастных случаев.
Какие бывают типы реакций на стресс
То, как мы реагируем на стресс, имеет жизненно важное значение. Симптомы стресса сугубо индивидуальны в критических ситуациях. Но есть адекватные, правильные реакции, а есть неадекватные, вредные нам самим и окружающим. Как мы себя ведем в трудуную минуту, зависит от особенностей темперамента. Давайте рассмотрим, какие бывают типы реакций на стресс.
Вот два основных типа реакций на стресс:
-Борьба.
-Уход от борьбы.
Какие бывают типы реакций на стресс: борьба
Существуют две разновидности симптомов реакции на стресс. Первая свойственна честолюбивым индивидуумам, которым может сопутствовать успех, и они часто бывают лидерами. В худшем случае они агрессивны, раздражительны и нетерпеливы. Оказавшись в стрессовой ситуаций, они ведут себя так, что нагрузка на сердце и систему кровообращения возрастает, а это приводит к болезням сердца. Другая разновидность бойцовой реакции на стресс предполагает внутреннюю борьбу со стрессом. В этом случае индивидуум направляет всю энергию на себя. Такие люди с симптомами стресса "держат себя в руках", чаще всего организованны, аккуратны, точны и последовательны, Они могут выглядеть сухими людьми и в худшем случае становятся одержимыми, их мысли и действия однообразны. Они тяжело переносят ситуации, когда приходится сталкиваться с непредвиденными событиями, которые выбивают их из колеи, подвергая сомнению их способность контролировать свои действия.
В стрессовых обстоятельствах у них могут появляться желудочно-кишечные заболевания, например пептические язвы или синдром кишечного дисбактериоза.
Какие бывают типы реакций на стресс: уход от борьбы
Люди, которым свойственно такое поведение в стрессовых ситуациях, всегда пытаются избежать соприкосновения со стресс-факторами. Они не любят обсуждать трудные проблемы и могут, например, не оплачивать счета. Такая тип реакции на стресс может сделать их осторожными и консервативными, превратить в ранимых, зависимых, не умеющих постоять за себя людей. Они могут чувствовать себя "малыми мира сего". создать собственный мирок, в котором остаются одинокими и подозрительными. Постоянное стремление уйти от стресса свойственно людям с фобиями или синдромом безнадежности, который в последнее время связывают с развитием некоторых видов рака.
www.astromeridian.ru