Тест с ответами по конфликтологии. К поведенческим конфликтогенам можно отнести ответ
Тест с ответами по конфликтологии
1. Когда конфликтология выделилась, как самостоятельная наука?а) в конце 50-х г. XIX века;б) в конце 50-х г. XX века;+в) в начале XVII века.
2. Внутриличностный конфликт – это конфликт между:а) сознательной и бессознательной структурами;+б) бессознательными установками;в) сознательными тенденциями;г) между любыми внутриличностными структурами.
3. Выберите верный перечень структурных элементов конфликта:а) роли оппонентов, объект конфликта, среда конфликта;б) позиции субъектов, участники конфликта, зона разногласий;+в) стороны конфликта, субъективные и объективные характеристики конфликта.
4. Что не входит в группу методов управления конфликтами?а) структурные методы;б) метод картографии;в) опрос +
5. Какой из вариантов верный при определении списка социальных ролейучастников конфликта?а) судьи, посредники, конфликтанты, инициаторы, жертвы;+б) субъекты, жертвы, подстрекатели, союзники, посредники, организаторы;в) свидетели, участники, группа поддержки, зрители, оппоненты, управленцы.
6. Что такое ресурсы конфликта?а) общий потенциал субъектов и участников конфликта, который может быть в нем использован;+б) знания, умения и навыки конфликтантов;в) материальная обеспеченность сторон, участвующих в конфликте.
7. Выберите верный список этапов конфликта.а) эскалация, конфликтная ситуация, речевое противодействие;б) инициация конфликта, инцидент, деструктивный конфликт;в) тупик, конфликтная ситуация, инцидент, эскалация, послеконфликтная стадия.+
8. Прочитайте внимательно изречение. Определите автора цитаты.«Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье не будут чувствовать вражды».а) Конфуций;+б) Гераклит;в) Платон.
9. На чем строится поведенческая стратегия в конфликте?а) модели заинтересованности в успехе другого;б) модели заинтересованности в собственном успехе;+в) модели двойной заинтересованности.
10. Стратегия сотрудничества:а) приводит к разрешению конфликта;+б) ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации;в) свидетельствует о высокой конфликтологической компетентности личности.
11. Что из перечисленного имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте?а) уступка, уход, сотрудничество;+б) компромисс, критика, борьба,в) борьба, уход, убеждение.
12. Какой из вариантов ответа не отражает динамику конфликта. Исключи лишнее.а) этапы конфликта;б) фазы конфликта;в) содержание конфликта.+
13.Что относится к поведенческим конфликтогенам ?а) проявление агрессии, превосходства, эгоизма;+б) редукция сознательной части психики;в) общение с конфликтными личностями.
14. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции Взрослого:а) проявляет чувство вины, руководит, уточняет ситуацию;б) работает с информацией, анализирует, разговаривает на равных;в) требует, покровительствует, руководит.+
15. Определите фазу с самой высокой возможностью для разрешения конфликта:а) начальной фаза;+б) фазе подъема;в) пик конфликта;г) фаза спада.
16.Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции Ребенок:а) проявляет чувство обиды, шалит, подчиняется;б) оценивает, проявляет чувство беспомощности;в) подчиняется, одобряет, уточняет ситуацию.+
17. Выберите существенные характеристики эскалации конфликта :а) использование угроз в адрес оппонента;+б) признание реальности конфликта;в) расширение социальной среды конфликта.+
18. Что предполагает спиральная модель эскалации конфликта:а) принцип дополнительного схизмогенеза;б) принцип симметричного схизмогенеза;в) агрессивно-оборонительный принцип.+
19. Что означает «конфликт» в переводе с латинского языка:а) соглашение;б) столкновение;+в) существование.
20.В какой науке конфликт рассматривается, как особый тип социального взаимодействия:а) психологии;б) социологии;+в) педагогике.
shooltest.ru
Конфликтология.(тесты)doc
Конфликтология
Тест на тему: «Классификация конфликтов»
1. Конфликт – это……….
А) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор.
Б) это принятие противоположностями друг друга в тех или иных свойствах и взаимодействиях.
В) процесс формализации социальных отношений, переход от неформальных отношений, и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с иерархией власти.
2. По сфере проявления конфликты бывают:
А) конструктивные, деструктивные
Б) социальные, экономические, политические, духовно-идеалогические
В) слабые, средние, сильные
3. Под глобальными конфликтами понимают:
А) конфликты между регионами
Б) конфликты, связанны с природными катастрофами
В) конфликты, которые несут угрозу существованию цивилизации
4. …………… - возникающее у людей столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия.
А) групповой конфликт
Б) межличностный конфликт
В) межгрупповой конфликт
5. Внутриличностный конфликт – это ………
А) это противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой.
Б) это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения.
В) возникающее у людей столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия.
6. Политические конфликты по сфере распространения конфликты бывают:
А) экономические, социальные, культурные
Б) слабые, средние, сильные
В) внутриполитические, внешнеполитические, межгосударственные
7. Состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов – это…..
А) межличностный конфликт
Б) внутриличностный конфликт
В) межгрупповой конфликт
8. По способам разрешения конфликты бывают:
А) разрушительные, компромиссные, кооперативные
Б) пассивные, активные
В) силовые, мирные
9. Назовите конфликт разногласий между личностью и группой, вызванный различиями интересов.
А) межличностный конфликт
Б) внутригрупповой конфликт
В) внутриличностный конфликт
10. Термин, который характеризует противоборство, в котором участвует часть персонала, рабочих или служащих конкретного крупного предприятия либо конкретного региона.
А) локальный конфликт
Б) эмоциональный конфликт
В) административный конфликт
11. Конфликт, в котором принимают участие много сторон.
А) расширенный
Б) масштабный
В) мультиполярный
12. Термин, характеризующий массовое собрание людей, с целью урегулирования коллективных трудовых споров и социальных конфликтов.
А) митинг
Б) совещание
В) заседание
13. Разновидность конфликтов, которые можно отнести к внешнеполитическим.
А) классовые
Б) межгосударственные
В) межличностные
14. По силе воздействия конфликты бывают:
А) затяжные, постоянные
Б) сильные, слабые
В) деструктивные, конструктивные
15. Две основные функции конфликта:
А) функция социализации, защитная функция
Б) конструктивная функция, деструктивная функция
В) регулятивная функция, интегративная функция
16. Назовите тип конфликта между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда.
А) противоречие
Б) коллективный трудовой спор
В) межличностный конфликт
17. Тип модели поведения личности в конфликтной ситуации, в ходе которой проявляется пассивность, склонность к уступкам в оценках и суждениях, непоследовательность.
А) деструктивная модель поведения
Б) продуктивная модель поведения
В) конформистская модель поведения
18. Деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и устранение проблемы.
А) принятие соглашения
Б) разрешение конфликта
В) уклонение
19. Процесс противоборства субъектов права с целью изменения своего статуса и юридического состояния.
А) правовой конфликт
Б) классовый конфликт
В) социальный конфликт
20. Слово, действие (или бездействие), которое может привести к конфликту.
А) конфликтоген
Б) конфликтная ситуация
В) спор
Ответы
А
Б
В
Б
Б
В
Б
А
Б
А
В
А
Б
Б
Б
Б
В
Б
А
А
studfiles.net
Онлайн-тесты на oltest.ru: Конфликтология - все вопросы (2/12)
Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияКонфликтологиявопросы 16. Образ конфликтной ситуации – это:• субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта18. Противоборство – это:• нанесение взаимного ущерба
19. Стороны конфликта – это:• субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих
20. То, из-за чего возникает конфликт, – это:• предмет конфликта
21. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Взрослого»:• работает с информацией, анализирует, разговаривает на равных22. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Ребенка»:• проявляет чувство обиды, подчиняется, шалит
23. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) трансакции «Родителя»:• требует, осуждает, учит24. К какому типу конфликтов относятся следующие действия: унизительное утешение, унизительная похвала, упрек, подшучивания?• снисходительное отношение
25. К какому типу конфликтогенов относятся следующие действия: приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка?• негативное отношение
26. Конфликтогены – это:• слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту
27. Наивные вопросы, ссылки на других при получении справедливого замечания, пререкания – это формы проявления конфликтогенов, которые характеризуются как:• регрессивное поведение
28. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «В общественном транспорте один пассажир нечаянно толкнул другого, не извинившись за причиненное неудобство. Второй пассажир в ответ на толчок нагрубил первому пассажиру... В конечном итоге между ними возникла драка...»:• тип А
29. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Между двумя сотрудниками не сложились отношения. По ошибке письменное задание, предназначенное первому сотруднику, было адресовано второму. Второй расценил данный факт как попытку первого «свалить» свою работу на него. Между ними возник открытый конфликт...»:• тип Б
30. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Начальник принял на работу сотрудника в одно из подразделений, не согласовав этот вопрос с руководителем данного подразделения и без соответствующей проверки его профессиональной подготовки. Вскоре обнаружилось, что вновь принятый сотрудник оказался не способным выполнять обязанности по должности... Руководитель подразделения в служебной записке докладывает о профессиональной непригодности новичка и требует его увольнения. Между начальником и руководителем подразделения возник конфликт...»:• тип В
oltest.ru
Конфликтология Тесты с ответами Темы 1-8
Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Тема1. Становление конфликтологии как научно-прикладной области знания
«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом,..» – это нравственный императив, автором которого является:
+Кант
Гегель
Дарвин
Объект конфликтологии – это:
+конфликты в целом
люди
войны
Кому из древнегреческих философов принадлежит учение о противоположностях и апейроне:
+Анаксимандру
Платону
Гераклиту
Предмет конфликтологии –
+общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов
общие закономерности развития и функционирования психики
трагические последствия войн
Среди источников конфликтологических идей рассматриваем «особую форму осознания мира, обусловленную верой в сверхъестественное, включающую в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, объединение людей в организации» – это:
естествознание
+религия
фольклор
Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)
Тема2. Характеристика зарубежной конфликтологии
«Стиль жизни», «комплекс неполноценности», «комплекс превосходства» - это понятия «индивидуальной психологии», которую разработал
+Альфред Адлер
Зигмундт Фрейд
Конрад Лоренц
Для какой из структур психоаналитической модели личности, предложенной З.Фрейдом, характерен принцип удовольствия?
+Id (Оно)
Ego (Я)
Super-Ego (Сверх-Я)
Курт Левин является основателем теории
социометрии
организационных систем
+групповой динамики
«Родитель», «ребенок», «взрослый» - состояния, отражающие структуру личности в концепции ТА, автором которой является
+Эрик Берн
Карл Юнг
Карен Хорни
Что понимается под тождественностью человека самому себе –
+идентичность
целеустремленность
психозащита
Тема 3. История и отрасли отечественной конфликтологии. Роль конфликтологии в развитии российского общества
Какой науке отводится основополагающая роль в становлении конфликтологии?
+психологии
медицине
политологии
все варианты верны
В какой из трех перечисленных этапов становления отечественной конфликтологии конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках других наук?
III период: после 1992
I период: до 1924
+II период: 1924- 1992
Какое отношение к конфликтологии имеют психология, социология, политология, военные науки, география, искусствоведение, история, медицина, педагогика, правоведение, филология, философия, экономика?
никакого отношения
+это отрасли отечественной конфликтологии
учебные дисциплины
все варианты верны
Что из перечисленного ниже входит в цели отечественной конфликтологии?
Создание системы конфликтологического образования в стране, распространение конфликтологических знаний в обществе
Интенсивное развитие конфликтологической теории - исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки
Организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов
+все варианты верны
Тема 4. Теоретические основы конфликтологии
Противоречие, являющееся основой конфликта – это
+предмет конфликта
материальная ценность
субъект конфликта
Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями – это
+конфликт
предконфликтная ситуация
дискуссия
Процесс перехода от предконфликтной ситуации к конфликту и его разрешению отражает
объект конфликта
темперамент участников конфликта
+динамика конфликта
Создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами –
+предупреждение конфликта
разрешение конфликта
деструктивные последствия
Что является основанием для деления конфликтов на семейные, производственные, бытовые, политические?
+сфера жизнедеятельности человека
длительность конфликта
интенсивность
Тема 5. Внутриличностные конфликты
Человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности – это:
индивидуальность
+личность
тендер
Приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера – это:
+проекция
фантазия
сублимация
Интегральная характеристика личности, определяющая готовность к решению профессиональных задач с использованием знаний, опыта, ценностей, мотивов – это:
+компетентность
темперамент
воля
Острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения – это
+внутриличностный конфликт
межличностный конфликт
признак экстравертности
Блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональными переживаниями и их источником – это …
проекция
+изоляция
фантазия
Возвращение к детским стереотипам поведения – это:
+регрессия
катарсис
рационализация
Крайне деструктивный выход из внутриличностного конфликта – это
интроекция
+суицид
фрустрация
Система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение негативных переживаний, сопряженных с внутриличностными противоречиями – это
деградация личности
психика
+защита психологическая
Эмоционально окрашенное состояние личности, являющееся формой активности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне – это …
+переживание
личностный рост
признак интровертности
Переадресация реакции, перенос реакции с недоступного объекта на доступный – это …
идентификация
+замещение
реактивное образование
Тема 6. Социальные конфликты. Разрешение конфликтов. Стратегии разрешения конфликтов. Медиаторство, фасилитация. Переговоры (верно 5 из 6)
Под мотивационной перестройкой понимается:
+преобразование мотивации сторон, превращение стремления доказать свою правоту и неправоту другого в мотивацию выхода из конфликта
страх последствий конфликта
переговорный процесс
все варианты верны
Совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы – это …
+разрешение конфликта
затухание конфликта
манипуляторство
Фасилитация – это:
затухание конфликта
+форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, в том числе для урегулирования конфликта внутри группы
навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения
Какие из перечисленных конфликтов относятся к социальным?
конфликт между преподавателем и группой студентов
все перечисленные
+конфликт между болельщиками разных команд
конфликт между руководителем и подчиненным
Наиболее эффективная стратегия поведения, включающая конструктивное обсуждение проблемы и полное разрешение противоречия – это:
уход
компромисс
+партнерство
Способ разрешения конфликта, заключающийся в использовании ненасильственных средств и приемов для разрешения проблемы – это:
+переговоры
рефлексия
эмпатия
Тема 7. Трудовые споры и конфликты в коллективе, основные закономерности их возникновения и разрешения
Процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений – это:
конфликтно вертикали
динамика конфликта
+управление конфликтами
Конфликты между сотрудниками одного уровня в структуре организации:
+конфликты по горизонтали
трудовые споры
конфликты по вертикали
Неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов –
+индивидуальный трудовой спор
коллективный трудовой спор
забастовка
Вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения – …
+трудовой конфликт
семейный конфликт
межгрупповой конфликт
Временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора –
+забастовка
нарушение трудовой дисциплины
противоправное действие
Тема 8. Профессиональная деформация и профессиональное выгорание, их причины и предупреждение
К ведущим специалистам в области профессионального выгорания среди российских психологов относятся:
Л. Щеглов
A. Асмолов
+B. Бойко
Психологическая дезориентация личности, формирующаяся в процессе профессиональной деятельности и приводящая к искажению личностных характеристик в направлении преобладания специфических профессиональных черт характера – это:
+профессиональная деформация
интровертность
депрессия
К негативным последствиям выгорания относятся:
неконструктивность модели поведения
повышение уровня конфликтности
снижение трудовой мотивации
+все ответы верны
Синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека – это:
фрустрация
+профессиональное выгорание
самоактуализация
Для каких профессий синдром выгорания наиболее характерен?
+для коммуникативных профессий, относящихся к группе «человек - человек»
для профессий «человек - техника»
для профессий «человек - природа»
test-for-you.ru
конфликтология тЕСТ!!!
1)Конфликтология как относит самост теория возникла -в конце 50х гг 20в
2) Предметом К. является-закон и механ возникн конфликтов, а так же принципы и технологии управления ими
3)Конфликт-это противоборство на основе столкновения противоположно направленных мативов и суждений
4)Противоборство в конфликте это-столкновение интересов
5) Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются -наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а так же состояние противоборства между ними
6) Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними
7) Образ конфликтной ситуации-это субъективное отражение в сознании субъектов комфликтного взаимодействия предмета конфликта
8) Инцидент-это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта
9) Стороны конфликта-субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие конфликтующих
10) Конфликт, характеризующийся тем, что в нём сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответ соц системы- межличностному, конструктивному
11) Конфликтогены- это слова, действия или бездействия, которые могут привести к конфликту
12) Содержание управления конфликтами включает- прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение
13) Предпосылками конструктивного разрешения конфликта является- достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и среде для разрешения
14) Что относится к форме разрешения конфликта- уступка, компромисс, уход, сотрудничество
15) Основными моделями поведения личности в конфликте являются- конструктивная, деструктивная, камформистская
16) Какое из сочетаний имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте-уход, уступка, сотрудничество
17) Какие конструктивные поведенческие модели присущи конфликтому взаимодействию- стремится уладить конфликт, проявляет выдержку и самообладание, уходит от острых вопросов
18) Определите тип конфликтной личности по поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания, хорошо приспасабливается к различ ситуациям, избегает кропотливой систематической работы- демонстративный тип
19) Какие поведенческие характеристики присущи конфликтной личности ригидного типа-
обладает завышенной самооценкой, подозрителен, прямолинеен и негибок
20) Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «бесконфликтного типа»-неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению
21) Какое сочетание поведенческих характерястик присуще конфликтной личности «неуправляемою типа»: -----импульсивен, предсказуем, агрессивен, несамокритичен
22) Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа- скурпулёзно относится к работе, предъявляет завышенные требования к себе и окружающим, обладает завыш тревожностью
24) Коммуникативный аспект общения предполагает- обмен информацией
25) Технология рационального поведения в конфликте- совокупность способов психологической …на основе самоконтроля своих эмоций
26) Внутриличностный конфликт это- сталкновение противоположно направленных мотивов личности_
27) К групповым кофликтам относятся конфликты- личность группа и группа группа
28) неудовлетворительные коммуникации; нарушение правовых норм; невыносимые условия труда; низкая заработная плата-руководство организации, персонал
29) Взаимная зависимость по выполняемым задачам; распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; структурная перестройка- конфликт Между подразделениями внутри организации
30) новый руководитель, стиль управления, низкая компетентнось-между руководством и коллективом
31) Применение компромата против лидера Превышение полномочий лидерства Изменение группового сознания- Лидер – группа
34)Экономические конфликты- это противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных экономических интересов, обусловленных их положением и ролью в системе общественных отношений;
35)Главным фактором, определяющим экономические конфликты является:-отношение собственности.
36) Политические конфликты – противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением и ролью в системе власти.
37) Основным предметом политических конфликтов является-государственная власть 38)Социальные конфликты – это особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением прав и гарантий в социальной сфере;
39) Организация- это социальная группа, объединяющая людей на основе общей цели, деятельность которых сознательно координируется н направляется в интересах достижения этой цели
40) Конфликты в организации — это конфликты, возникающие между субъектами социального взаимодействия внутри организации.
41) Инновационные конфликты в организации -конфликты, связанные с изменением организационной структуры;
42) Ресурсные конфликты в организации –конфликты, возникающие на основе нарушения принципа справедливости или целесообразности в распределении ограниченных ресурсов.
43) Определите типы конфликта в организации (основание - тип функциональной системы) по следующим причинам: рассогласование формальных организационных начал; несбалансированность рабочих мест; нарушения технологических процессов – организационно технологические конфликты
44) Задержка платы за производственный труд; увеличение норм выработки или снижение тарифов в оплате; несовершенная система стимулирования- Конфликт в социально - экономической системе организации
45) Семейный конфликт- это конфликт между любыми членами семьи
46) Ценностные семейные конфликты-это конфликты, возникающие на основе противоположных интересов, нравственных и моральных позиций
47) Эмоциональные семейные конфликты- это конфликты, в основе которых лежат неудовлетворённые потребности в положительных эмоциях
48) Первый кризисный период семьи происходит- в первый год жизни супругов
49)Под конфликтами в сфере управления понимают- конфликты, возникающие в системах социально го взаимодействия субъектов и объектов управления.
50)Конфронтация как форма управленческого конфликта- самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления
52)Под глобальными конфликтами понимаются-конфл, обусловлен глобальными проблемами современности , затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу сущствованию цивилизации
studfiles.net
САЙТ МЭФ "ИНТЕНТ"
В.П.Шейнов
Семейные конфликты. Формулы их разрешения.
80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Происхождение этого слова объяснено ранее.
Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.
Слово "могущие" является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому и допускается многими с мыслью о том, что "сойдет". Однако часто не "сходит" и приводит к конфликту.
Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить так. Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть даже такой афоризм: "Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами". На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола.
Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.
Еще большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности - эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем.
На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Эскалацию конфликтогенов можно объяснить следующим образом. Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому появляется желание от возникшего раздражения ответить обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее и для уверенности он делается "с запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтобы впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.
Житейская ситуация.Муж зашел на кухню и, случайно задев стоящую на краю стола чашку, уронил ее на пол. Жена: "Экий ты неуклюжий. Всю посуду в доме перебил". Муж: "Потому что все не на своем месте. Вообще в доме бардак". Жена: "Если бы от тебя была хоть какая-то помощь! Я целый день на работе, а тебе с твоей мамочкой только бы указывать!"И т.д. Результат неутешителен: настроение и того и другого испорчено, конфликт налицо и вряд ли супруги довольны таким поворотом событий.
Фактически этот эпизод состоит сплошь из конфликтогенов. Неловкость мужа - первый из них. Действительно, этот конфликтоген может привести, а может и не привести к конфликту. Все зависит от реакции жены. А она, действуя по закону эскалации, не только не пытается разрядить ситуацию, но и в своем замечании от частного случая переходит к обобщению, " на личность ". Пытаясь оправдаться, муж поступает так же, действуя по принципу "лучшая защита - нападение". И так далее - по закону эскалации.
К сожалению, мы устроены весьма несовершенно, болезненно реагируем на обиды и оскорбления, проявляем ответную агрессию.
Безусловно, требованиям высокой морали более отвечает умение сдержаться, а еще лучше - простить обиду. К этому призывают все религии и этические учения, однако, несмотря на все увещевания, воспитание и обучение, число желающих "подставить другую щеку" не множится.
По-видимому, это объясняется тем, что потребность чувствовать себя в безопасности, комфортно и достойно относится к числу основных потребностей человека, и потому покушение на нее воспринимается крайне болезненно.
Автор хочет обратить внимание читателя на то, что действительно необходимо научиться противиться эскалации конфликтогенов и как этого достичь.
Игнорирование закономерности эскалации конфликтогенов - это прямая дорога к конфликту. Хотелось бы, чтобы каждый постоянно помнил, об этом. Тогда конфликтов будет меньше - в особенности тех, в которых по большому счету не заинтересован ни один из его участников. Ибо первый конфликтоген может быть (а чаще всего и бывает) непреднамеренным, результатом стечения обстоятельств - как было, в частности, и в обоих рассмотренных выше житейских ситуациях.
Правило 1. Не употребляйте конфликтогенов.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Вспомните, что если не остановитесь сейчас, то позднее сделать это будет практически невозможно - так стремительно нарастает сила конфликтогенов!
Чтобы выполнить первое правило, поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы вы, услышав подобное? И допустите вероятность, что положение этого человека в чем-то уязвимее вашего?
Способность ощутить чувства другого человека, понять его мысли называется эмпатией. Таким образом, мы пришли еще к одному правилу.
Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.
Есть понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес партнера по общению. Это все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т.д.
Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.
Несколько слов о гормональных основах наших состояний. Конфликтогены настраивают нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению агрессивность. Сильные конфликтогены, вызывающие гнев, ярость, сопровождаются выделением норадреналина.
Наоборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых "гормонов удовольствия" - эндорфинов.
Каждый человек нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником.
Правила 1 и 2 бесконфликтного общения легче выполнить, когда знаешь, что может послужить конфликтогеном. Этому способствует их определенная классификация.
Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:
1) стремление к превосходству, 2) появление агрессивности, 3) проявление эгоизма, 4) стечение обстоятельств.
Объединяет все эти типы то, что конфликтогены представляют из себя проявления, направленные на решение психологических проблем или для достижения каких-то целей (психологических или меркантильных).
Перечислим наиболее распространенные конфликтогены каждого из типов.
Стремление к превосходству
Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.
Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: "Не обижайся", "Успокойся", "Как можно этого не знать?", "Неужели не понимаешь?", "Вам русским языком сказано", "Ты умный человек, а поступаешь...". Одним словом, забвение известной мудрости: "Если ты умнее других, то никому не говори об этом". Конфликтогеном является и снисходительный тон.
Муж похвалил жену за вкусный обед. А она обиделась, потому что сказано это было снисходительным тоном, и она почувствовала себя кухаркой.
Хвастовство, то есть восторженный рассказ о свих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание "поставить наместо" хвастуна.
Категоричность, безапелляционность, являются проявлением излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности и предполагают свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности такие, как "Я считаю", "Я уверен". Вместо них более безопасно употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: "Я думаю", "Мне кажется", "У меня сложилось впечатление, что...".
Конфликтогенами данного вида являются и безапелляционные фразы типа "Все мужчины - подлецы", "Все женщины - обманщицы", Все воруют", "...и закончим этот разговор ".
Категоричность родителей может оттолкнуть от них детей: суждения о принятой в среде молодежи музыке, одежде, манере поведения. Или такой разговор. Мать говорит дочери: "Твой новый знакомый тебе не пара". Дочь в ответ нагрубила матери. Не исключено, что она и сама видит недостатки своего знакомого, но именно категоричность вердикта рождает протест. По-видимому, другой резонанс вызвали бы слова матери "Мне кажется, он несколько самоуверен, берется судить о том, в чем плохо разбирается. Но, может быть, я ошибаюсь, время покажет".
Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства.
Так, например, женщина-водитель троллейбуса в порядке инициативы взяла на себя дополнительную обязанность во время следования по маршруту просвещать пассажиров по разным темам: правила дорожного движения, правила хорошего тона и т.п. Динамик в салоне не умолкает, бесконечно повторяя прописные истины. Пассажиры выражали дружное возмущение таким навязчивым "сервисом", многие жаловались, что выходили из троллейбуса в скверном настроении.
Перебивание супруга. А сколько советов отпускают друг другу члены семьи?! Перебивание супруга, повышение голоса или когда один поправляет другого. Тем самым показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.
Утаивание информации. Информация - это необходимый элемент жизнедеятельности. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги.
Особенно это болезненно в семье, где сосредоточены жизненно важные для человека интересы. Отсутствие откровенности порождает худшие подозрения.
Нарушения этики, намеренные или преднамеренные.
Один из супругов обидел другого, да еще и не извинился. Забыл поблагодарить за сделанное ему добро. Не поздоровался. Не сказал "Доброе утро". Не пожелал спокойной ночи. Муж не пропустил жену в двери вперед. Не подал руку, выходя из автобуса. И т.д. и т.п.
Подшучивание. Обычно его объектом становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор. Любители насмешек, видно, забывают, что уже в древности осуждался порок злого языка. Так, в первом псалме Давида насмешки осуждаются наряду с безбожниками и грешниками. И не случайно: осмеянный будет искать возможность сквитаться с обидчиком.
Обман или попытка обмана есть средство добиться цели нечестным путем и является сильнейшим конфликтогеном.
Напоминание (тем более о какой-то проигрышной для супруга ситуации).
Перекладывание ответственности на супруга (супругу). Этот конфликтоген встречается очень часто в семейных ссорах.
Проявление агрессивности
Латинское слово aggressio означает "нападение". Агрессия может проявляться как черта личности и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства.
К счастью, людей, агрессивных от природы, - меньшинство. У подавляющего большинства природная агрессивность в норме, а проявляется лишь ситуативная агрессивность.
Проверить свою природную агрессивность каждый может по предлагаемому в конце главы тесту на агрессивность. Отвечать нужно как можно более искренне, ибо "скорректировав" свои ответы, вы получите больше вреда, чем пользы. Ведь не только завышенная агрессивность, но и та, что ниже нормы, осложняет жизнь.
Человек с повышенной агрессивностью конфликтен, является "ходячим конфликтогеном".
Человек с агрессивностью ниже средней рискует добиться в жизни намного меньше, нежели он достоин.
Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или с бесхарактерностью, ибо означает отказ от борьбы. Вспоминается, к примеру, главный герой фильма " Осенний марафон": мучается сам, мучает близких ему людей - и все из-за слабоволия, неспособности отстоять свое мнение.
Ситуативная агрессивность.
Возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение и самочувствие, а также как ответная реакция на полученный конфликтоген.
Отметим, что конфликтогены типа " стремление к превосходству" и "проявление эгоизма" можно также отнести к некоей форме агрессии - скрытой агрессии. Ибо они представляют собой посягательство, хоть и завуалированное, на достоинство человека, его интересы.
В силу эскалации конфликтогенов скрытая агрессия получает отпор в виде явной, более сильной агрессии.
Проявления эгоизма
Слово "эгоизм" имеет корнем латинское ego, обозначающее "я".
Всевозможные проявления эгоизма являются конфликтогенами, ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.
Эгоизм - это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей. Проявление эгоизма присуще отношению к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей.
Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания. Завышенная самооценка и эгоцентризм личности закрепляются еще в детском возрасте, в результате чего в расчет принимаются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном "я", себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру других людей приводит к отчуждению. "Эгоизм ненавистен, - говорил Паскаль, - и те, которые не подавляют его, а только прикрывают, всегда достойны ненависти ".
Противоположным эгоизму понятием является альтруизм. Это ценностная ориентация личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственности являются интересы других людей.
С установления причин конфликта. Сложность здесь в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны.
Опыт разрешения конфликтов показал, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта.
Конфликтная ситуация + Инцидент -> Конфликт
Поясним смысл входящих в формулу составляющих.
Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Разрешить конфликт - это значит:
1) устранить, конфликтную ситуацию и 2) исчерпать инцидент.
Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.
Конфликт между людьми можно уподобить сорняку в огороде: конфликтная ситуация - это корень сорняка, а инцидент - та часть, что на поверхности.
Понятно, что оборвав ботву сорняка, но не тронув корень, мы только усилим его работу по вытягиванию из почвы питательных веществ, так необходимых культурным растениям. Да и найти корень после этого труднее. Так же и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта.
Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
Конфликтные ситуации предполагаются независимыми, не вытекающими одна из другой.
Эта формула дополняет первую формулу, в соответствии с которой каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой.
Во многих конфликтах можно найти не одну конфликтную ситуацию или сформулировать ее многими способами. Назовем правила, делающие эту процедуру наиболее полезной для разрешения конфликта.
Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация - это то, что надо устранить.
Следовательно, не годятся формулировки типа: "конфликтная ситуация - в этом человеке", "в социально-экономической ситуации", "в нехватке автобусов на линии" и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социально-экономичесую обстановку в одиночку ни один из нас не изменит и числа автобусов на линии не увеличит.
Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.
Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту, и инциденту.
Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать.
Правило 4. Задавайте себе вопросы "почему?" до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой произрастают другие.
Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.
Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
Дело в том, что в рассказе о конфликте обычно много говорится о видимых сторонах конфликта, то есть о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.
Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов.
Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п. Вот уж как нигде уместен афоризм "краткость - сестра таланта".
Записка от слушателя: "Муж, возвратившись из командировки в 5 часов утра, решил не беспокоить семью и открыл дверь своим ключом. В прихожей увидел мужские сапоги, а в спальне на кровати - и хозяина этих сапог рядом с женой. Он взял сковородку, раскалил ее на плите и приложил к мягкому месту каждого из них. На истошные крики потерпевших вбежала жена и пояснила, что это ее сестра с мужем, приехавшие вечером".
Конфликтная ситуация в данном случае - недоверие мужа к жене. Он был в какой-то степени готов к мысли о возможной измене. Иначе шок для него был бы настолько сильным, что он долго бы приходил в себя, а потом заставил бы себя проверить - не ошибся ли он.
Инцидентом в данном случае было случайное стечение обстоятельств: приезд в неурочный час, приезд гостей, о котором он не знал, размещение их в спальне и т.д.
Этот случай приведен для того, чтобы читатель имел возможность убедиться, что при формулировании конфликтной ситуации важны все 6 названных правил.
www.fund-intent.ru
Ситуационная задача 10 — Мегаобучалка
Практические задания
Вариант 1
Ситуационная задача 1
Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в помещении для курения за беседой.
Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.
Тестовое задание 1
1. Начало конфликта определяется в случае:
а) когда одна из сторон планирует свои действия против другой стороны;
б) когда одна из сторон предпринимает активные действия против другой стороны;
в) кода одна из сторон предпринимает активные действия против другой стороны, а эта сторона осознает эти действия как направление против неё и предпринимает активные ответные действия.
2. В модели конфликта Ханса Бродаля выделяется:
а) три "порога" в развитии конфликта;
б) два "порога" в развитии конфликта;
в) четыре "порога" в развитии конфликта.
3. Завершение (окончание) конфликта:
а) тождественно его разрешению;
б) тождественно прекращению действий сторон; независимо от причин такого прекращения действий;
в) тождественно вмешательству в конфликт третьей стороны.
4. Конфликтология – это:
а) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики
б) наука, изучающая характерные особенности конфликта на всех этапах его развития
в) наука о поведении личности в конфликтной ситуации
г) наука о душе
5. Выберите наиболее полный и верный список социальных ролей участников конфликта:
а) судьи, посредники, конфликтанты, инициаторы, жертвы;
б) субъекты, жертвы, подстрекатели, союзники, посредники, организаторы;
в) свидетели, участники, группа поддержки, зрители, оппоненты, управленцы.
Вариант 2
Ситуационная задача 2
Разрешите конфликтную ситуацию.
Вы руководитель одного из отделов фирмы. Неожиданно вам позвонил глава фирмы и сообщил, что к нему на прием пришел работник вашего отдела и сказал, что вы относитесь к нему предвзято, необъективно. Для вас это полная неожиданность. Руководитель просит вас переговорить с работником, уладить дело. Как вы построите беседу? Какие вопросы зададите? Как начнете беседу? Как завершите?
Тестовое задание 2
1 Конфликтология как наука возникла:
а) в XIX в;
б) вместе с возникновением человечества;
в) в XX в.
2 Конфликтология как научная дисциплина изучает следующие проблемы:
а) соответствие работника его профессии
б) сущность и причины конфликтов
в) профессиональный отбор работников
г) различные формы конфликтов
д) личность индивида
е) поиск наиболее эффективных путей решения конфликтов
ж) динамику конфликтов
3 Латентная стадия развития конфликта - это:
а) синоним конфликтной ситуации;
б) выявление внешнего препятствия для реализации собственных интересов;
в) особая стадия в развитии конфликта, характеризующаяся отсутствием внешних, практических действий сторон.
4 В концепции Ханса Бродаля утрата коммуникации между сторонами является признаком:
а) перехода "порога страха" в развитии конфликта;
б) перехода "порога разрушения";
в) симптомом возникновения конфликта.
5 Полный перечень структурных элементов конфликта составляют:
а) роли оппонентов, объект конфликта, среда конфликта;
б) позиции субъектов, участники конфликта, зона разногласий;
в) стороны конфликта, субъективные и объективные характеристики конфликта.
Вариант 3
Ситуационная задача 3
Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.
Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.
Тестовое задание 3
1 Объектом конфликтологии являются:
а) конфликт во всех формах его проявления
б) организованная деятельность людей
в) изучение эффективных способов улучшения условий жизнедеятельности
2 Основными методами исследования конфликтов являются:
а) аксиологический
б) структурно-функциональный
в) процессуально-динамический
г) мировоззренческий
д) метод типологизации
е) регулятивный метод
ж) прогностический метод
3 Жесткие тактики поведения в конфликте:
а) всегда используются только после применения мягких и нейтральных;
б) ориентируется на нанесение вреда, ущерба или использование давления на оппонента;
в) их присутствие в конфликтном сценарии свидетельствует о недостатках
воспитания личности.
4 Стратегия соперничества:
а) ведет к эскалации конфликта независимо от другой позиции;
б) характеризует человека как эгоиста;
в) ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации.
5 К групповым конфликтам относятся:
а) личность - группа;
б) группа - группа;
в) личность - группа, группа - группа;
г) микрогруппа - руководитель.
6 Интегративное разрешение конфликта означает:
а) соглашение, достигаемое, когда стороны конфликта сходятся в срединной точке на некоей очевидной координате;
б) достижение согласия через узаконенные процедуры установления победителя;
в) разрешение конфликта, примиряющее обе стороны или решение без проигравших.
Вариант 4
Ситуационная задача 4
Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Тестовое задание 4
1 Объектом конфликта является:
а) многообразие форм и мотивов конфликта
б) та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон
в) динамика конфликтов
г) анализ природы конфликта
2 Конкуренция отличается от конфликта тем, что:
а) в конкуренции стороны действуют на "своем поле" и не препятствуют законному поведению друг друга;
б) в конкуренции отсутствует борьба сторон за некоторый дефицитный ресурс;
в) в конкуренции стороны не наносят ущерба друг другу.
3 Медиация - это:
а) вмешательство по типу юридического урегулирования конфликта;
б) любое посредничество;
в) ограниченный арбитраж.
4 Гарвардская школа управления переговорами предполагает:
а) принципиальные переговоры;
б) позиционный торг;
в) управление балансом сил.
5 Содержание управления конфликтом включает в себя:
а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение;
б) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение;
в) диагностику, предупреждение, регулирование, завершение.
Вариант 5
Ситуационная задача 5
Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...
Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные ситуации.
Тестовое задание 5
1 По каким признакам можно сгруппировать действующих лиц конфликта:
а) по степени активности
б) по информативности
в) по функциональности
г) по степени заинтересованности в конфликте
д) по искренности
е) по силе влияние на конфликтную ситуацию
2 Противоречие является:
а) синонимом понятия "конфликт";
б) необходимым и достаточным условием возникновения конфликта;
в) необходимым, но недостаточным условием возникновения конфликта.
3 Стимулирование конфликта предполагает:
а) разрешение текущих проблем;
б) диагностику существующей ситуации в коллективе;
в) форму управления конфликтом.
4 Легитимизация конфликта - это:
а) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте;
б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
в) обращение к посреднику.
5 Институциализация конфликта - это:
а) определение места и времени переговоров по существу конфликта;
б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
в) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте.
Вариант 6
Ситуационная задача 6
В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль над его служебной деятельностью.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Тестовое задание 6
1 Объектом конфликта является:
а) объективно существующая либо мыслимая проблема, служащая причиной разногласий сторон;
б) некоторый дефицитный в данной системе ресурс и контроль над ним;
в) противоречие интересов сторон.
2 Не являются конфликтом:
а) нарушение правил дорожного движения;
б) борьба за выживание Робинзона на необитаемом острове;
в) забастовка работников предприятия.
3 Какое из сочетаний приводимых понятии имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте:
а) уступка, уход, сотрудничество;
б) компромисс, критика, борьба,
в) борьба, уход, убеждение.
4 К поведенческим конфликтогенам можно отнести:
а) проявление агрессии, превосходства, эгоизма;
б) редукция сознательной части психики;
в) общение с конфликтными личностями.
5 Существенными характеристиками эскалации конфликта являются:
а) использование угроз в адрес оппонента;
б) признание реальности конфликта;
в) расширение социальной среды конфликта.
Вариант 7
Ситуационная задача 7
Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний – она расплакалась. Как довести до нее свои соображения?
Тестовое задание 7
1 К этапам конфликта относятся:
а) эскалация, конфликтная ситуация, речевое противодействие;
б) инициация конфликта, инцидент, деструктивный конфликт;
в) тупик, конфликтная ситуация, инцидент, эскалация, послеконфликтная стадия.
2 В модели конфликта Ханса Бродля выделяются:
а) 12 "ступеней" в развитии конфликта;
б) 7 "ступеней" в развитии конфликта;
в) 9 "ступеней" в развитии конфликта.
3 Снятие избыточной агрессии:
а) форма предупреждения внутри и межличностных конфликтов;
б) механизм внутриличностной защиты;
в) форма самовоспитания личности.
4 Признание реальности конфликта конфликтантами, легитимизация и институциализация конфликта входят в состав:
а) разрешения конфликта;
б) стимулирования конфликта;
в) регулирования конфликта;
г) предупреждения конфликта.
5 Что относится к форме завершения конфликта:
а) уступка, компромисс, уход, соперничество;
б) перерастание в другой конфликт, отмена, затухание, разрешение;
в) разрешение, уход, отмена, убеждение.
Вариант 8
Ситуационная задача 8
У вас в подразделении есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать “тусовки” прямо на рабочем месте. Вы знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?
Тестовое задание 8
1 Юридический конфликт, как правило, представляет собой:
а) когнитивный конфликт;
б) конфликт интересов.
2 Основным объектом политических конфликтов является:
а) престиж;
б) влияние;
в) власть.
3 Проведите сравнительную характеристику терминов, которые зачастую используются как синонимы конфликта:
- Соперничество
- Соревнование
- Спор
4 В модели конфликта Ханса Бродаля выделяются:
а) четыре фазы развития конфликта;
б) две фазы развития конфликта;
в) три фазы развития конфликта.
5 Обязательными признаками юридического конфликта являются:
а) наличие статуса юридического лица у участников конфликта;
б) разрешение конфликта "третьей стороной" в лице правоохранительного органа или правоприменительного органа, которому принадлежит признаваемое участниками конфликта право вынесения окончательного решения;
в) нарушение одной из сторон конфликта норм права.
Вариант 9
Ситуационная задача 9
Вслед за кратким выговором Вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером, Вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая произошла у него в доме.
В конце разговора вы поняли, что критика не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?
Тестовое задание 9
1 Ресурсы сторон конфликта - это:
а) общий потенциал субъектов и участников конфликта, который может быть в нем использован;
б) знания, умения и навыки конфликтантов;
в) материальная обеспеченность сторон, участвующих в конфликте.
2 Стратегия поведения в конфликте основывается на:
а) модели заинтересованности в успехе другого;
б) модели заинтересованности в собственном успехе;
в) модели двойной заинтересованности.
3 Предупреждение конфликта представляет собой:
а) управление конфликтом с целью его легитимации;
б) вид деятельности, направленный на ограничение конфликта;
в) превентивную форму управления конфликтом.
4 Основным объектом политических конфликтов является:
а) престиж;
б) влияние;
в) власть.
5 Проведите сравнительную характеристику терминов, которые зачастую используются как синонимы конфликта:
- Соперничество
- Соревнование
- Спор
Вариант 10
Ситуационная задача 10
Определите природу конфликта в следующей ситуации.
На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении “шутника”.
Тестовое задание 10
1 Стратегия сотрудничества:
а) приводит к разрешению конфликта;
б) ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации;
в) свидетельствует о высокой конфликтологической компетентности личности.
2 К информационным технологиям регулирования конфликта принадлежат:
а) устранение слухов;
б) обеспечение ровного психологического климата;
в) снижение социальной напряжённости.
3 По каким признакам можно сгруппировать действующих лиц конфликта:
а) по степени активности
б) по информативности
в) по функциональности
г) по степени заинтересованности в конфликте
д) по искренности
е) по силе влияние на конфликтную ситуацию
4 В модели конфликта Ханса Бродля выделяются:
а) 12 "ступеней" в развитии конфликта;
б) 7 "ступеней" в развитии конфликта;
в) 9 "ступеней" в развитии конфликта.
5 Проведите сравнительную характеристику терминов, которые зачастую используются как синонимы конфликта:
- Соперничество
- Соревнование
- Спор
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
1. Объект и предмет конфликтологии.
2. Понятие и сущность конфликта. Социальный конфликт.
3. Объект и предмет конфликта.
4. Функции конфликта.
5. Действующие лица конфликта.
6. Структура конфликта.
7. Типология конфликтов.
8. Источники конфликтов.
9. Причины конфликтов.
10. Модель процесса конфликта.
11. Динамика развития конфликта (основные периоды (стадии) и этапы динамики конфликта).
12. Стратегии поведения в конфликтах.
13. Основные тактики (стилей) поведения.
14. Модели человеческого взаимодействия в конфликтной ситуации.
megaobuchalka.ru