Теория перспектив как основополагающий элемент поведенческой экономики. Традиционные поведенческие схемы их влияние на экономическое развитие
Развитие национальных моделей корпоративного управления
Эра глобализации, в которую вступает человечество на современном этапе своего развития, означает создание новой мировой политической и финансово-экономической системы, основанной на международном разделении труда и четкой специализации различных стран мира на определенных видах экономической деятельности. При этом, как показывают многочисленные исследования, успехи в бизнесе той или иной страны во многом определяются культурными основами, национальным менталитетом и деловой этикой. Можно утверждать, что глобализация вовсе не приводит к унификации общемировых законов экономики, к усреднению общественных ценностей и морали и к потере уникальных культурных особенностей каждой страны.
Напротив, достижения различных стран в экономическом развитии во многом определяются системой национальных моральных установок и традиционных поведенческих схем, которые складывались веками. Культура и религия в разных странах мира фактически определили разные подходы к труду и к его экономической организации. На современном этапе развития международного делового сотрудничества культурные различия проявляются все более явно, речь идет о глобальной конкуренции и сосуществовании между принципиально разными национальными моделями бизнеса. Глобализации вызывает необходимость более точного понимания моральных и этических основ действий партнеров по международному сотрудничеству и уважения к этим законам развития. Современные транснациональные компании, финансовые корпорации и системы электронного бизнеса кардинально не меняют культурные ценности той или иной страны, а, наоборот, изменяют свои собственные системы управления, максимально используя преимущества той или иной деловой культуры.
На современном этапе глобализации и развития международного делового сотрудничества можно выделить определенные подходы к построению организационных структур крупных промышленных компаний – национальные модели корпоративного управления.
Американская модель основана на системе моральных ценностей, в которой личность является самоцелью развития общества, а принципы демократии обеспечивают защиту индивидуальных интересов и возможности каждого члена общества к самореализации. Главной целью бизнеса в американской модели является прибыль, а движущей силой – жесткая конкуренция. Корпорации привлекают ресурсы на фондовых рынках. Основным механизмом создания интегрированных структур являются сделки слияний и поглощений (M&A – mergers & acquisitions), в том числе быстрые «недружественные» поглощения (hostile takeover) неэффективных корпораций, а главной мерой синергетического эффекта – повышение рыночной стоимости (market value).
В американской модели только акционеры имеют право влиять на принятие стратегических решений и политику корпорации, которая действует исключительно в их интересах. Представители группы наемных работников, включая менеджеров, в корпорацию не входят, а выступают как агенты акционеров, которым делегируется определенный круг прав и обязанностей по управлению.
Европейская модель основана на протестантской этике и принципах корпоративности, которые обеспечивают учет мнений широкого круга заинтересованных лиц и достижение консенсуса по основным вопросам экономического развития. Важнейшей характеристикой европейской модели является социальная ответственность бизнеса. Она основана на непосредственном участии государства и банковских структур, ее важнейшими особенностями являются социальное партнерство и социальная ответственность. Поэтому понятие эффективности рассматривается шире, с учетом экономических интересов различных групп. Такие эффекты отражаются в показателе общественной стоимости (public value).
Если рыночная стоимость отражает потоки экономических выгод для акционеров и рост их благосостояния, то общественная стоимость характеризует потоки экономических выгод для широкого круга заинтересованных лиц.
Для западноевропейской модели характерно включение в корпорацию всех заинтересованных групп: акционеров, менеджеров, финансовых структур, государства. Важнейшими особенностями формирования корпораций в Западной Европе являются социальное партнерство и социальная ответственность. В западноевропейских странах является обязательным включение представителей трудового коллектива в наблюдательные советы; корпорации неотъемлемы от государства, которое владеет крупными пакетами акций, имеет своих представителей в правлении, стимулирует и поддерживает координацию компании в отраслях; через банки формируются промышленные группы, специализирующиеся на ведении наукоемкого бизнеса.
Восточноазиатская модель восходит к традициям классического конфуцианства, в соответствии с которыми человек ценен лишь как часть коллектива, а ценность его как самостоятельной личности является второстепенной. Восточноазиатские предприниматели выделяют два вида взаимосвязанных выгод – большую и малую. Большая выгода означает выгоду государства и нации; малая выгода – выгоду предприятия и его владельца. Например, отличительной особенностью модели корпоративного управления в Китае является полный контроль государственных органов управления за деятельностью предприятий оборонной промышленности, а также покупка передовых зарубежных технологий и их системное развитие.
В середине 70-х годов «новая политика Пекина» провозгласила курс на социалистическую рыночную экономику при сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной. Основными элементами новой политики КНР стали: привлечение иностранных инвестиций, хозяйственная самостоятельность предприятий, введение семейного подряда на селе, сокращение доли государственного сектора в экономике, открытие свободных экономических зон, преодоление бедности, развитие науки и техники.
В результате серии реформ в Китае к началу 90-х годов были созданы государственные корпорации по основным отраслям оборонной промышленности. С этого момента времени берет свое начало «большая стратегия Пекина». В ее основу положены три элемента: селективная модернизация, военно-гражданская интеграция, особо отметим – приобретение передовых технологий за рубежом и их последующее развитие в национальной экономике – парадигма «сбора нефрита с вершин чужих гор».
Ближневосточная модель берет свои корни в религии и культуре ислама. С древних времен и по сей день, исламская мораль относит торговлю к одной из самых уважаемых сфер деятельности, при этом традиции диктуют безоговорочное уважение к старшим, неспешность и отсутствие суетности в ведении дел. Религиозный запрет на ростовщичество обусловливает использование исламскими банками иных схем работы с кредиторами, основанных на получении долей в бизнесе вместо ссудных процентов.
Как известно, многие ближневосточные страны располагают значительными запасами природных ресурсов. Их экономика ориентирована на добычу, обработку и экспорт сырья и энергоресурсов. На вырученные средства осуществляется импорт необходимой наукоемкой промышленной продукции. Есть примеры стран, которым удалось использовать свои природные богатства для организации инновационного развития: в Объединенных Арабских Эмиратах экспорт нефти составлял значительную часть ВВП (73 % в 1980, 32 % в 1998), но благодаря диверсификации экономики доля нефтегазовой отрасли в ВВП снизилась к 2009-2010 годам до 7-9 %.
Теория и практика современного делового сотрудничества свидетельствует о том, что реальные характеристики процессов глобализации и интеграции существенно отличаются от тех моделей, которые предлагались большинством исследователей в начале нашего века. На заре эпохи глобализации считалось, что распространение транснациональных корпораций, информационных и телекоммуникационных технологий приведет к исчезновению культурных и деловых различий между странами, и мир придет к единой общемировой системе ценностей, единым нормам и правилам бизнеса. Именно эта гипотеза рассматривалась как крайне негативное последствие процессов экономической глобализации.
Однако современная реальность оказалась гораздо сложнее сделанных ранее предположений. Транснациональные корпорации и системы электронного бизнеса сами стали менять свои стандарты и процедуры, шаблоны принятия управленческих решений и стиль менеджмента, подстраиваясь под особенность той или иной национальной среды, используя культурные отличия стран в качестве конкурентных преимуществ. В результате, несмотря на некоторое сближение мировых культур, именно национальные особенности бизнеса стали важнейшим оружием менеджмента в современной жесткой конкурентной борьбе.
Источник: Садовская Т.Г. «Развитие национальных моделей корпоративного управления в условиях глобализации и интеграции»
topknowledge.ru
Традиционные поведенческие схемы и их влияние на экономическое развитие
※ Download: Традиционные поведенческие схемы и их влияние на экономическое развитие
Горожане летом были огородниками - сами заботились о пропитании. Прежде всего, речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени всей своей физической и духовной потенции. Многие покупатели не преминут сделать заказ — несмотря на то, что сама мебель может быть им не особенно нужна или просто не по карману. Управленческие идеи в России: организационно-техническая концепция управления Ерманский О.
Выбор человеком той или иной стратегии преодоления зависит от целого ряда факторов, как обусловленных внешними обстоятельствами, так и индивидуальными особенностями самого человека. В то же время всё активнее получали поддержку ценности индустриального общества, связанные с возможностями осуществления социальной мобильности. Холестерин, находящийся в крови, накапливается на стенках кровеносных сосудов, нарушая ток крови в различных участках тела.
Содержание - Понять сущность финансов, означает не только формирование их теоретического образа, как системы денежных отношений. Экологизация производства и ее основные направления.
traditsionnye-povedencheskie-skhemy-i-ikh-vliianie-na-ekono.peatix.com
Теория перспектив как основополагающий элемент поведенческой экономики
В статье рассматриваются фундаментальные труды известных ученых, позволяющих оценить риски не только с помощью классических методов, но и используя совершенно новые, экспериментальные методы и критерии. Особое внимание в статье уделено анализу «Теории перспектив» Д. Канемана и А. Тверски. Отмечается, что именно эта теория является одним из ярчайших примеров экспериментальных результатов в области поведенческой экономики и заставляет изменить отношение людей, в частности инвесторов к вероятности наступления событий и рискам в целом.
Ключевые слова: поведенческая экономика, экспериментальные теории, иррациональное поведение, субъективный выбор, проспектная теория, оценка полезностей потерь и выигрышей, полезность, перспектива, методы оценки рисков
Как известно, подавляющее большинство теорий и моделей не учитывают поведенческий фактор в принятии инвестиционных решений. Предполагается, что инвесторы оценивают риски с помощью экспертных методов, методов анализа уместности затрат, аналогии. Методика качественной оценки рисков проекта должна привести аналитика — исследователя к количественному результату, к стоимостной оценке выявленных рисков, их негативных последствий и «стабилизационных» мероприятий. Качественный анализ проектных рисков проводится на стадии разработки бизнес-плана, а обязательная комплексная экспертиза инвестиционного проекта позволяет подготовить обширную информацию для анализа его рисков.
К сожалению, экспериментальные работы в течение последних десятилетий показали, что инвесторы систематически ошибаются в выборе рискованных проектов, руководствуясь только классическими методами оценки рисков. Именно на этой почве и произошел «бум» новых теорий, позволяющих оценить риски на фондовом рынке, применяя другие, совершенно новые методы и критерии. С появлением фундаментального труда фон Неймана и Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение» (1947) проблема индивидуального выбора стала рассматриваться в контексте аксиоматической теории «ожидаемой полезности»(Expected Utility). Эта аксиоматика структуры предпочтений является основанием для определения рационального поведения, рассматриваемого как максимизация функции полезности (детерминированный мир) или ожидаемой полезности (вероятностный мир). Впервые в строгой форме она была представлена Парето (1927). Математическая формализация этой системы аксиом была дана фон Нейманом и Моргенштерном (1947), а также Эрроу (1951). Первые же попытки проверить аксиомы индивидуального выбора на реальных фактах привели к парадоксальным результатам. М.Аллэ (1953), исследовав эмпирические предпочтения игроков лотерей, пришел к выводу, что многие часто встречающиеся особенности индивидуального выбора находятся в прямом противоречии с теорией ожидаемой полезности и должны быть признаны «иррациональными». Этот вывод получил название «парадокса Аллэ». После работ Аллэ другие парадоксы и противоречия с теорией ожидаемой полезности были открыты Элсбергом (1961), Лиштенштейн, Словик (1971), Канеманом и Тверски (1979).
Эти работы носят критический, экспериментальный и, по сути, деструктивный характер. Они направлены на разрушение теоретической конструкции, столь тщательно и обдуманно возведенной многими поколениями экономистов. Не удивительно, что реакцией большей части экономического сообщества на эти экспериментальные результаты было глухое раздражение и попытка возвести «догматическую ограду». Суть возражений сводилась к тому, что открытые экспериментальные эффекты лежат вне рамок экономического поведения, определяемого как максимизация ожидаемой полезности экономическими агентами. Иными словами, как рациональный агент рассматривается тот, кто в заданных условиях максимизирует ожидаемую полезность.
Проспектная теория Д. Канемана и А. Тверски является наиболее ярким и показательным примером экспериментальных результатов, поэтому мы сосредоточимся на ней. Теория перспектив не позиционируется как нормативная теория, она лишь заставляет изменить отношение людей к рискованным авантюрам. Действительно, Канеман и Тверски убедительно доказывают, что нормативные подходы обречены на провал, потому что люди обычно делают субъективный выбор, исходя из множества поведенческих факторов и перспектив, которые они для себя видят.
«Теория перспектив» (Prospect Theory) или «Проспектная теория» считается одним из основополагающих элементов поведенческой экономики. Она была предложена двумя психологами: Даниэлем Канеманам и Амосом Тверски в конце ХХ века. Они назвали ее теорией перспектив потому, что она рассказывает о том, как люди принимают решения исходя из своих перспектив. Перспектива — это всегда рулетка, она всегда сопряжена с неопределенностью. Теория перспектив гласит следующее:
- Существует некая функция субъективной ценности, которая отражает то, как люди оценивают для себя различные вещи. (Value Function)
- Существует вторая составляющая — весовая функция, которая отражает отношение людей к вероятности (Weighting Function)
Канеман и Тверски говорят именно об этих двух функциях в своей теории. Очевидно, что люди по-разному оценивают свои выигрыши и проигрыши. Оценки полезности потерь (LOSSES) и выигрышей (GAINS) делаются людьми относительно некоторой точки отсчёта (гипотеза относительной полезности). Функция ценности (эскизно показанная на графике), которая проходит через точку отсчёта, имеет асимметричный s-образный вид и показывает, что при одном и том же абсолютном значении ценности воздействие потери сильнее, чем воздействие выигрыша (гипотеза «фабрикации» полезности).
Рис. 1. График гипотезы относительной полезности
Теория перспектив имеет свои характерные черты, такие как, например, ассиметричное восприятие прибылей и потерь. Это означает, что потери воспринимаются примерно в два раза сильнее и болезненнее, чем выигрыши.
Еще одной характерной чертой теории является разное отношение к риску в области потерь и выгод. А именно, неприятие риска в случае выгод и неоправданная склонность к риску в случае потерь и проигрышей. Также, теория перспектив склонна оценивать не абсолютный уровень богатства, а его изменение в большую или меньшую сторону.
Важное следствие теории перспектив (основано на гипотезе «фабрикации полезности (framing utility)» результатов сделки) состоит в том, что на то, каким образом экономические агенты «фабрикуют» для себя результат сделки или транзакции, опираясь на собственное субъективное мнение, влияет полезность, ожидаемая ими в результате сделки или транзакции. Этот аспект теории перспектив, в частности, широко использовался в «поведенческой экономике» и «ментальном бухгалтерском учете». Теория «фабрикации» и теория перспектив были применены к разнообразному диапазону ситуаций, которые до этого казались непоследовательными со стандартной рациональной экономической точки зрения: «загадка премиальных акций», «статус-кво отклонение», различные азартные игры и «загадки заключения пари», «интертемпоральное потребление» и «эффект снабжения».
Другое возможное следствие теории перспектив для экономики (основано на гипотезе взвешенной вероятности) — то, что полезность может быть относительной величиной (относительно какой-либо точки отсчёта), в отличие от классических аддитивных функций полезности, лежащих в основе большой части «неоклассической экономики» и не обладающих этим свойством. Обе гипотезы «фабрикации» относительной полезности, выдвинутые Канеманом и Тверски, совместимы, например, с психологическими исследованиями счастья, которые открыли, что субъективные меры благосостояния относительно устойчивы в течение долгого времени, даже в ситуации больших увеличений благосостояния (Easterlin, 1974; Франк, 1997)
Оригинальная версия теории перспектив открыла глаза на возможность нарушений доминирования первого порядка: оказывается, что одна перспектива вполне может быть предпочтена другой, даже если это приведет к худшему результату с вероятностью единица. Хотя фаза редактирования вероятностей событий справляется с этой проблемой, но лишь за счет введения нетранзитивности в предпочтениях. Пересмотренная в 1992 первоначальная (образца 1979 года) версия теории перспектив, названная совокупной теорией перспектив (cumulative prospect theory) преодолевает данную проблему более общим образом на основе выдвинутой авторами гипотезы «взвешенной вероятности» при помощи взвешенной вероятностной функции (эскизно показанная на рисунке слева), опирающейся на теорию ранго-зависимой ожидаемой полезности. Совокупная теория перспектив может использоваться для бесконечно многих, а также для непрерывных результатов (например, когда результат сделки может быть любым реальным числом). Гипотеза «взвешенной вероятности» совместима с результатами многочисленных эмпирических наблюдений, согласно которым большинство вероятностей событий людьми «недооцениваются», а малые вероятности — «переоцениваются».
Таким образом, теория перспектив относитя к экономическим теориям, призванных описать как поведение людей и в частности инвесторов влияет на принятые ими решения, связанные с пределенными рисками. Теория перспектив делает акцент на субъективизме и гласит, что люди склонны переоценивать низкие вероятности возникновения альтернатив и недооценивать высокие вероятности.
Становится очевидным, что люди принимают решения на основании потенциальных выигрышей и потерь, используя определенные эвристики. При этом выбор происходит между альтернативными вариантами, вероятности разных исходов событий в которых известны. Исключительно субъективным образом человек определяет ценность и вероятность возникновения каждого возможного исхода события. Теория перспектив примечательна своим описательным характером, который позволяет смоделировать решения, принимаемые в реальной жизни.
Литература:- Kahneman D., Tversky A. Prospect Theory: An Analysis of Decision Under Risk. —: Econometrica, 1979.
- Tversky, Amos, and Daniel Kahneman. Advances in prospect theory: cumulative representation of uncertainty. — 5. —: Journal of Risk and Uncertainty, 1992.
- Эрик Л. Найман. Найман Малая энциклопедия трейдера. — 7-е изд. —: Journal of Risk and Uncertainty, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): теория перспектив, теория, результат сделки, ожидаемая полезность, отношение людей, поведенческая экономика, относительная полезность, риск, индивидуальный выбор, субъективный выбор.
moluch.ru
Поведенческая экономика — орудие политики
Потребительское поведение людей определяют психологические факторы
22.10.2017 в 19:09, просмотров: 6362«Нобелевка за поведение» — так многие СМИ окрестили Нобелевскую премию по экономике 2017 года. Ее официальное название — Премия Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля. В отличие от остальных Нобелевских премий данная премия не является прямым наследием Альфреда Нобеля — она была учреждена лишь в 1969 году. Премию этого года присудили профессору Чикагского университета Ричарду Талеру с формулировкой «за вклад в изучение поведенческой экономики». Эта формулировка дала пищу для сомнений и споров о научной ценности данной дисциплины.
Авторы многих комментариев по поводу лауреатства Талера подвергают сомнению «нобелевское достоинство» поведенческой экономики. Сомневающимся она кажется чем-то вроде занимательной психологии с экономическим уклоном. На самом деле это настоящая наука — у нее есть свои законы, свои математические формулы. Эту дисциплину изучают во многих высших учебных заведениях мира — точно так же, как изучают, к примеру, марксистскую политическую экономию с ее теорией прибавочной стоимости.
Экономика, хотя и является базисом, подвержена воздействию надстройки — политики, идеологии, культурно-бытового уклада и, конечно, поведения людей. Оно, поведение, имеет реальные экономические результаты, вычисляемые в долларах или рублях.
Об «архитекторах выбора» и «аномалиях»
Взять кредит под большой процент, чтобы не трогать сбережения, купить на всю зарплату шесть телевизоров, чтобы сохранить деньги в период колебания валютного курса… Люди ведут себя как угодно, только не как рациональные существа, описанные в учебниках по экономике.
Работы Ричарда Талера помогли — цитирую Шведскую Королевскую Академию наук — «построить мост между экономическим и психологическим анализом принятия индивидуальных решений». Одна из популярных книг нобелевского лауреата, которая переведена на многие языки, в том числе русский, называется «Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать». Вторая фраза названия — подзаголовок — хорошо раскрывает суть исследований Талера. Какие факторы влияют на решения, принимаемые в ходе покупок или другой экономической деятельности? Как можно сделать процесс принятия решений рациональным, а выбор людей — запрограммированным, автоматическим? Ответы на эти вопросы помогают решить многие социально-экономические и политические проблемы.
У Талера есть много других книг, большинство из которых посвящено поведенческой экономике. В 2008 году он совместно с Кассом Санстином из Гарвардской школы права издал книгу «Легкий толчок: как улучшить решения о здоровье, богатстве и счастье». «Люди часто делают плохой выбор, о котором потом жалеют, — пишут авторы. — Происходит это из-за того, что мы, будучи людьми, подвержены широкому диапазону укоренившихся предрассудков, которые порождают столь же обширный диапазон промахов. Это касается всего — образования, личных финансов, здравоохранения, ипотечных займов, кредитных карточек, счастья и планеты в целом». Талер и Санстин внедрили в американский речевой обиход термин «архитектор выбора». Мы по-русски говорим, примерно с тем же смыслом, «кузнец счастья» — «Каждый сам кузнец своего счастья».
В 2015 году вышла книга Талера «Плохое поведение: как возникла поведенческая экономика». В этой книге Талер атакует догматиков от экономики — тех, кто пытается вписать все многообразие экономических ситуаций, переживаемых людьми, в строгие формулы классической теории. Особенно достается ученым Чикагского университета — его Школа экономики оказывала колоссальное влияние на экономическую науку во второй половине XX века.
Талер давно привлек к себе внимание не только книгами, которые он пишет в расчете на широкий круг читателей, но и публикациями в прессе. В 1987–1990 годах он вел регулярную авторскую колонку в экономическом издании Journal of Economic Perspectives. Его колонка публиковалась под шапкой «Аномалии»: он описывал конкретные примеры экономического поведения, которое нарушает каноны традиционной микроэкономической теории.
В качестве колумниста The New York Times Талер предлагает свои рецепты решения насущных экономических проблем, перед которыми стоит Америка. К идеям Талера прислушивались экс-президент США Барак Обама и бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Ученый занимал пост советника при Белом доме, консультировал британское правительство.
Люди — не компьютеры
В сентябре Ричарду Талеру исполнилось 72 года. Он родился в штате Нью-Джерси, вырос в еврейской семье с эмигрантскими корнями, среди которых есть и российские (мать в девичестве носила фамилию Мельникофф). Защитил докторскую диссертацию в Университете Рочестера (штат Нью-Йорк) в 1974 году. Интерес к нетрадиционной — поведенческой — экономике у него возник давно. Еще в молодости он постиг истину, которую изрек Мефистофель Фаусту: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Он стал изучать связь между поведением живых, непредсказуемых людей и поведением якобы жестко предсказуемой экономики. И обнаружил много интересного, не укладывающегося в рамки готовых формул и моделей.
В книге «Псевдорациональная экономика и проклятие выигрыша» Талер собрал свои статьи-«аномалии», адоптировал их для читателя-неспециалиста и сформулировал суть своей теории: классическая экономика ошибочно исходит из того, что «люди являются высокорациональными — суперрациональными — существами, лишенными эмоций. Они якобы могут всё рассчитывать, как компьютер, и у них якобы нет проблемы самоконтроля».
В своих трудах Ричард Талер и его единомышленники (лауреаты Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман и Гэри Беккер, Мэтью Рабин и др.) показали, что люди далеко не всегда ведут себя так, как это видит стандартная экономическая теория. Потребители, например, по-разному относятся к одним и тем же денежным суммам в зависимости от источников, из которых получены эти деньги (зарплата, процент на вклад, выигрыш в лотерее, подарок и т.д.). Регулярные доходы обычно используются для покупки предметов первой необходимости, а нерегулярные имеют тенденцию уходить на более легкомысленные расходы. Соответственно, два человека с абсолютно одинаковым доходом, но разными источниками дохода будут тратить или сберегать деньги по-разному, и поведенческая экономика может примерно предсказать, как именно.
Исходя из этого понимания, коммерческие компании и государственные ведомства могут прогнозировать экономическое поведение людей и влиять на него. Талер назвал это «психологическим учетом» (mental accounting).
Экономика существует не сама по себе, а как плод человеческого труда и объект деятельности человека. Она зависит от человеческих мыслей, чувств и поступков. Современная биржа, например, тотально компьютеризована, но судьбу ценных бумаг, их удорожание или удешевление решают не компьютеры, а людские импульсы, которые слишком часто бывают нерациональными. В 2013 году Нобелевская премия по экономике была присуждена американскому ученому Роберту Шиллеру, который доказал: биржа нерациональна, ее краткосрочные колебания определяются в большей степени эмоциями, чем логикой.
Это наглядно иллюстрирует самая большая биржа мира — Нью-Йоркская. Индекс Доу-Джонса достиг заоблачного уровня — 23 000, другие биржевые индексы тоже летают очень высоко, а рациональных причин для этого нет. По классическим канонам из-за политической нестабильности в Америке и в мире, слабого роста экономики, из-за обилия кровопролитных терактов и разрушительных природных катаклизмов уже давно должна бы состояться биржевая коррекция — падение котировок ценных бумаг. А они все идут вверх!
«Русский коэффициент» нерациональности
Иногда бывают и рациональные экономические поступки. Вот, например, в России в 2016 году 53% заемщиков взяли новые кредиты наличными не для нового потребления, а для погашения задолженности по уже имеющимся долговым обязательствам (данные Объединенного кредитного бюро). Это — более разумно, чем тратить деньги, увеличивая свой долг.
В то же время данные Росстата отражают специфическую психологию россиян, которую трудно назвать рациональной: если в других странах в кризисную годину люди резко сокращают расходы, то в России, наоборот, — стараются купить как можно больше про запас, пусть даже в долг. В какой-то степени это напоминает поведение советских граждан в годы войны и в другие тяжелые времена, когда они старались запастись крупой, солью, сахаром, консервами, мылом, спичками…. Но если, скажем, во время войны спички и соль были реальным дефицитом, то скупаемые нынче впрок электронные гаджеты и бытовая техника таковым определенно не являются.
С точки зрения жителей более развитых стран, россияне не задумываются о завтрашнем дне и ведут себя легкомысленно: они не откладывают деньги, а тратят их сегодня — на путешествия, развлечения, технику, одежду… А с точки зрения экс-советского человека, это вполне рационально — с учетом исторической памяти: государство может в любой момент учинить очередную конфискацию сбережений, девальвацию или еще какую-то пакость. Держать деньги (даже если это доллары или евро) в банке — стремно, под матрацем — еще больше беспокойства, вот и тратит народ свои денежки (у кого они есть) побыстрее, чтобы был от них хоть какой-то прок. Какое-то рациональное зерно тут все же есть.
Но бывает и так, что «зерно» найти очень трудно. К примеру, распределяя свои личные бюджеты, люди часто расходуют деньги по кредитным карточкам, накапливают «карточные долги» и в то же время стараются сохранить или даже умножить свои сбережения. С чисто экономической точки зрения было бы логичнее использовать накопленные средства для погашения долга.
Другой пример, в котором здравый смысл начисто отсутствует: массовая закупка ненужных предметов на распродажах. Особенно таким нерациональным поведением отличаются американцы — в США сейлы идут непрерывно, круглый год, и многие люди, которые не в состоянии сопротивляться психическим атакам рекламы, покупают ненужные вещи, заваливают ими свои дома, не пользуются ими и в конечном итоге их выбрасывают или отдают на пожертвования. В России это явление не имеет американского размаха, но тоже существует.
Поведенческой экономике присуще стремление корректировать социально-экономическую политику — охрану окружающей среды, обеспечение безопасности, здравоохранение, образование, кредитно-финансовый сектор, — основываясь на знании человеческой психологии. В книге Ричарда Талера и Касса Санстина «Легкий толчок: как улучшить решения о здоровье, богатстве и счастье» изложена концепция «подталкивания» к правильному выбору — авторы назвали эту политику «либертарианский патернализм». Если государство хочет добиться от граждан желаемых экономических решений, не прибегая к прямому принуждению, нужно подталкивать их в нужном направлении через варианты, которые предлагаются по умолчанию. Пример: чтобы подтолкнуть граждан к пенсионным накоплениям, желательно перевести на такую систему всех скопом, после чего те, кому это не нравится, должны отказаться выраженным способом. Когда людям предлагают равноценный выбор между двумя вариантами (без «подталкивания»), они чаще всего выбирают вариант «оставить как есть», поскольку людям свойственно отдавать предпочтение сохранению статус-кво.
...Когда газета The New York Times спросила нобелевского лауреата этого года, как он потратит свою премию, Ричард Талер ответил: «Странный вопрос! Я потрачу ее как можно более нерационально».
www.mk.ru
В чем заключается суть поведенческой экономики, и почему финансисты не могут избежать финансовых ошибок
По данным исследований рейтингового агентства Standard and Poor’s, только 38% жителей нашей страны можно назвать финансово-грамотными. Министерство финансов, ЦБ и многие ведущие экономические университеты проводят ряд тренингов, обучающих семинаров для населения, чтобы научить их базовым экономическим понятиям. Так ли эффективен этот метод?
Основная проблема заключается в том, что люди не умеют применять свои финансовые знания в реальном мире. Многие опытные бизнесмены и финансисты не могут избежать финансовых ошибок, вкладывая средства в бесперспективные проекты, беря невыгодные кредиты и т.п.
Человеческий мозг – очень интересный и сложный механизм, который периодически заставляет нас принимать необдуманные решения, в том числе связанные с денежными вопросами. Изучением и поиском решений экономических проблем через призму человеческого сознания занимается новая наука – когнитивная экономика.
В минувшие выходные в Казани при поддержке образовательно-медийного проекта «Капиталогия» прошла лекция доцента экономического факультета МГУ, директора Центра когнитивной экономики Анны Солодухиной, посвященная как раз этой теме.
Подробнее о новом направлении, а также о том, как не совершать финансовых ошибок и сохранить деньги узнал корреспондент ЭТ.
Анна, для начала расскажите, пожалуйста, про когнитивную экономику. Что это за направление? И в чем его преимущество?
- Когнитивная экономика – это, можно сказать, неологизм, который был придуман деканами наших двух факультетов МГУ - психологического и экономического - во время запуска совместной магистерской программы. Придумать название для направления экономики, которая изучает и моделирует экономическое поведение людей и экономических систем в целом с учетом наших «нерациональностей», а точнее особенностей принятия решений, оказалось непростой задачей. В итоге было придумано название «Когнитивная экономика» - как объединение экономики и психологии когнитивных процессов.
И получилось очень логично – во-первых, поведенческая экономика и поведенческие финансы появились именно благодаря тому, что когнитивные психологи пришли на «поляну» экономистов и порядком там «наследили», сказав, что люди нерациональны и модели ваши, уважаемые экономисты, надо бы менять. В свою очередь, когнитивные психологи занимаются изучением когнитивных процессов людей.
Что это за процессы? Это то, как мы воспринимаем информацию, как ее запоминаем и потом воспроизводим, на что обращаем внимание, и, наконец, то, как мы мыслим и принимаем решение. То есть когнитивная экономика – это изучение экономических явлений и систем с учетом наших когнитивных особенностей, которые нередко приводят к нерациональному поведению.
Область когнитивной экономики включает в себя поведенческую экономику, поведенческие финансы, нейроэкономику, которая изучает принятие наших решений на уровне мозга, нейромаркетинг.
Область данных исследований сильно развилась. Поведенческая экономика, появившаяся еще в 80-х годах прошлого столетия, изучала принятие решений на уровне поведения, фиксируя паттерны поведения в различных контекстах и показывая, как поведение в зависимости от этого контекста смещается. Теперь к изучению выбора подключились еще и методы изучения и регистрации электрической активности мозга. Я говорю о нейроэкономике и нейромаркетинге, которые изучают принятие решений уже на уровне мозга, и мы можем увидеть, почему человек сделал тот или иной выбор.
К примеру, мы видим: вот тут он рассердился на несправедливость, и поэтому отверг тот или иной дележ, вот тут у него подключились области ассоциативной памяти, и он предпочел этот бренд, хотя по вкусу ему нравился другой и так далее.
Кроме того, сейчас развивается направление проектирования различных экономических процессов и систем (реформы и законодательства, системы пенсионных счетов) с учетом поведенческих и когнитивных особенностей. Ведь если мы понимаем, что и почему «толкнуло» человека на то или иное поведение, мы можем моделировать такую систему условий – подталкивающих или сдерживающих – с благими целями: например, чтобы человек активнее сберегал, не забывал платить ЖКХ или налоги.
То есть поведенческий подход тесно связан с психологией и биологией? Как Вы осознали, что экономика неотделима от этих наук? Вы занимались их изучением?
- Да, это действительно тесно связано. Поведенческая экономика находится на стыке психологии, биологии и социологии. Впервые я услышала о поведенческой экономике в 2005 году во время моей учебы в магистратуре. Я подумала, что, наконец-то, это не абстрактные модели со странными кривыми безразличия, которые не знаешь, как применить, - это что-то жизненное.
Мне захотелось этим заниматься, и я стала читать книги, статьи по поведенческой экономике. Потом поняла, что мне не хватает знаний в психологии. Было очевидно, что наш выбор смещается относительно рационального мышления во всех поведенческих экспериментах, благодаря универсальным особенностям нашей психики.
Я пошла на психфак МГУ, слушала разные лекции – психология принятия решений, эмоций и мотивации, социальная психология, нейропсихология, психофизиология…
Потом поняла, что мне и этого уже недостаточно. Мне хочется понять, как именно работает мозг, потому что очевидно, что все эти поведенческие эффекты - это комбинация особенностей наших эмоций, восприятия, внимания, памяти. Скажем так, «ноги» поведенческих эффектов растут из этих базовых механизмов. Если мы знаем, как работает наш мозг, мы можем аналитическим способом выявлять эти эффекты и прогнозировать, как люди будут себя вести в том или ином контексте. И поэтому я пошла на биофак.
Там я повстречала замечательного профессора, от которого узнала про физиологию ЦНС (центральная нервная система – прим.), как все это устроено, а он от меня узнал про нейроэкономику. И так этим заинтересовался, что мы с ним каждый раз после лекции садились и обсуждали вопросы и идеи на стыке экономики и биологии. В результате у нас получилось очень продуктивное сотрудничество.
Большинство людей в финансовых вопросах ориентируются на собственный опыт или на опыт друзей и знакомых. Как Вы считаете, хорошо ли это? Это позволяет им учиться на чужих финансовых ошибках?
- Часто мы считываем модели поведения с окружающих нас людей. Так устроен наш мозг. Происходит это благодаря зеркальным нейронам. С их помощью мы учимся с самого детства – у тех, кто знает, как ходить, как есть ложкой, как собрать машинку и так далее. И потом, когда мы взрослеем, эта функция никуда не исчезает, мы продолжаем повторять чье-то поведение. Это же становится причиной распространения неких моделей поведения или даже образа жизни.
Например, все начинают встречаться в кафе, а не дома в гостях, как это было раньше, или заниматься йогой, или, говоря о финансовых примерах, – начинают брать кредиты на повседневные нужды, не платят налоги, или пытаются преумножить свои деньги с помощью каких-нибудь финансовых пирамид.
То, что люди делают вокруг, и, как они это делают, сильно влияет на наш выбор, так же, как и отношение, установки окружающих нас людей. Если все вокруг со скепсисом или недоверием относятся к действиям правительства, или мрачно смотрят на свои перспективы, то эти настроения постепенно заражают все общество, даже тех людей, у которых нет объективных поводов так думать. А ведь на фоне этих настроений люди принимают важные решения.
В этом плане было интересно одно исследование касательно Эфиопии: там люди как раз очень пессимистично смотрят на свои жизненные перспективы, и в их обществе доминируют модели - «у нас нет ни мечт, ни надежд» и «мы живем только сегодняшним днем».
И ученые попытались изменить финансовое поведение людей, пытаясь менять именно эти социальные установки. Они выборочно показывали домохозяйствам разные вдохновляющие ролики, в которых были рассказаны жизненные истории с лейтмотивом, что не все так безнадежно, как кажется, и что можно достичь более высокого социально-экономического положения.
И полгода спустя, смотревшие эти ролики домохозяйства имели в среднем более высокие сбережения и вообще были преисполнены более радужных надежд и ожиданий, особенно относительно будущего их детей. То есть окружающая нас среда с ее посылами, настроениями и моделями поведения очень сильно влияет на наше собственное поведение.
А какие установки, на ваш взгляд, доминируют в России? Какие посылы наиболее часто встречаются в среде, которая окружает нас?
- Например, мы часто видим рекламу про кредит с посылом: «Если все у вас все плохо, возьмите кредит». Или просто на каждом заборе и даже на деревьях висят листовки с объявлениями о кредитах. Сначала вы не обращаете на это внимание. Но незаметно для вас самих информация откладывается в голове. В итоге при финансовых затруднениях первое, о чем вы вспомните – это кредит.
К сожалению, нет аналогичных массовых реклам из разряда «Позаботься о своем благосостоянии сегодня – делай сбережения!», или «В личных финансах тоже бывают аварии - создай финансовую подушку безопасности!» - тогда, возможно, поведение населения сместилось бы из «долгового» в сторону «сберегательного».
Сейчас мы как раз при поддержке МинФина запускаем проект по созданию социальной рекламы по формированию ответственных моделей финансового поведения, причем с применением всех знаний о наших особенностях мышления, а также с применением нейро-методов, которые подскажут нам, какая реклама эффективнее и почему. Надеюсь, удастся внести некий вклад в позитивное изменение информационной среды и ее установок.
Получается, что люди не понимают, как правильно обращаться с деньгами, вести бюджет? Необходимо ли просвещать население по поводу финансовой грамотности?
- Мне кажется, она нужна. Но важна форма, в которой это преподается. К примеру, посещая обучающие семинары, люди сначала вдохновлены. Они говорят, что знают теперь, как накапливать, сберегать и так далее. Но если вы встретите их через 1-2 месяца и спросите, что у них за это время поменялось, то окажется, что только у 7% респондентов действительно есть изменения в жизни. То есть одними рассказами менять привычную модель поведения и бороться против всех психологических барьеров неэффективно.
Особенно, если это будут традиционные лекции в худшем исполнении этого формата. Ведь одно дело рассказывать про процентные ставки, другое - принести буклеты конкретного банка, конкретных предложений и сказать: «Посчитай, во сколько обойдется кредит этого банка и во сколько – этого».
И тут недостаточно теоретических знаний – даже студенты экономического факультета, которые на «Теории финансов» получают такое задание, как бы хорошо они ни умели считать проценты, обязательно что-нибудь, да пропускают в условиях кредита или не понимают смысл сказанного в буклете и рассчитывают существенно неверно. Просто потому, что нет навыка. Читать и понимать договор или условия финансового продукта – тоже надо уметь.
И тут нужны подходы именно интерактивные - в плане вовлечения слушателей в активный процесс. По ходу семинаров, например, нужно предложить проанализировать свой личный бюджет, его структуру, определить риски для себя, подобрать оптимальные финансовые инструменты с учетом своих навыков и своего профиля риска.
Доводилось ли Вам самой совершать финансовые ошибки?
- Конечно. Однако я замечаю положительный эффект от моих знаний. Мой мозг уже начинает определять эти ситуации, эти контексты, которые ведут тебя к какому-то решению. В тех же магазинах, которые тебе предлагают скидки или акции «купи одно, а потом другое, и получишь третье», ты сразу понимаешь, что тебя вовлекают в покупку лишних вещей, и спокойно проходишь стороной.
Вы говорите, что Вам безразличны скидки. Получается, Вы не верите в возможность выгодной покупки?
- Тут ведь в чем дело со скидками. Одно дело, если вы пришли в магазин с четким пониманием, что вам нужно, допустим, 200 гр сметаны бренда «Бодрая корова», и видите, что она сегодня со скидкой. Конечно, такая скидка вам исключительно выгодна, и надо брать «корову» домой.
Другое дело, если скидка, допустим, на ту же «Бодрую корову», но только на стакан объемом в 400 грамм. Конечно, вы понимаете, что вам так много не нужно, потому что вы ее просто не съедите в срок и она пропадет. Но часто под давлением «выгоды скидки» вы совершаете такую покупку.
Или, например, вы видите скидку на другой бренд сметаны «Добрая корова». По качеству он уступает, но, с другой стороны, он дешевле – вроде как выгодно.
Также иногда магазин устанавливает скидку на товары, срок годности которых вот-вот истечет. И в некоторых случаях это означает существенную потерю качества, и тогда выгода такой покупки опять же сомнительна.
Еще один вариант – это когда магазин устанавливает скидку на товар дорогой ценовой категории. В любой другой раз вы бы прошли мимо такого товара, поскольку это просто слишком дорого для вас. Но со скидкой он уже не кажется вам столь дорогим… Более того, вы начинаете думать, что если вы его не купите, то упустите выгоду в размере скидки, - наш мозг это воспринимает именно так.
Магия происходит потом, когда в следующий раз, увидев этот товар в магазине уже без скидки, люди его все равно покупают – потому что понравилось. Таким образом, и происходит переключение потребителя на более дорогой аналог. То есть, на самом деле, та скидка была приманкой. Поэтому все-таки полезно писать список продуктов.
Помогает ли Вам экономическое образование во время принятия финансовых решений? Есть ли какая-либо «фора» у экономистов?
- Боюсь, что если и есть, то небольшая. Обучение в институтах-университетах пока что классическое. За редким исключением преподавателей, которые подходят к своим занятиям творчески, с тем интерактивным подходом, про который я уже говорила. Пока это больше пласт фундаментальных знаний, который оказывается полезным именно в профессиональной деятельности – рассчитать доходность или риск по модели. А в реальной жизни эти знания часто не срабатывают, просто потому, что они не практико-ориентированные изначально.
И поэтому даже экономисты могут выбрать «плохой» банк, позволить тому же банку нарушить свои права, приняв навязанные или пакетные услуги, или вовлечься в спекулятивные сделки и пирамидные схемы и прогореть на них. Не говоря уж о том, что институты и инструменты финансового рынка постоянно меняются, покупатели сталкиваются с новыми тонкостями, которые придумали банки, страховые или инвестиционные фонды, о которых в институте им, конечно же, не рассказывали.
В чем Вы храните свои сбережения?
- Я так много работаю, что даже не успеваю об этом подумать. Как я говорила, для большинства людей ведение личных финансов – это что-то остаточное. Ты уже просто изможденный приходишь после работы и думаешь: «Надо куда-то девать свои деньги, что-то решить со сбережениями». За 5 минут ничего не придумывается, а так хочется спать. И ты решаешь: «Вообще еще столько много всяких дел, потом подумаю». И так «день за годом» и проходит.
Вы являетесь директором центра Когнитивной экономики МГУ. Не было ли у Вас мыслей попробовать себя в роли бизнесмена?
- Вы знаете, сейчас все чаще посещают такие мысли. Но, например, на трейдерство не тянет. Меня часто спрашивают: «А вы сами на бирже не торгуете? Вы же разбираетесь в поведенческих финансах?». А я понимаю, что это - не мое, мне это просто неинтересно.
«Цена упала, цена поднялась… эта компания купила ту компанию, показала такой-то финансовый результат, аналитики рекомендуют «покупать»», - и так каждый день. А через месяц, а, может, и день, это будет неважно, об этом никто не вспомнит. И, может быть, ты даже на этом заработал, но для души ничего не получил.
Это, конечно, мое ощущение, которое я не навязываю. Но для себя я вижу бизнес, связанный с любимым делом, с чем-то творческим, что приносит тебе удовольствие, дает самореализацию, а в идеале - еще и другим приносит пользу.
Автор – Надежда Князева
expertrt.ru
Традиционные поведенческие схемы и их влияние на экономическое развитие – Telegraph
Традиционные поведенческие схемы и их влияние на экономическое развитие====== Скачать Традиционные поведенческие схемы и их влияние на экономическое развитие ======
->->->->-> Link Традиционные поведенческие схемы и их влияние на экономическое развитие ======
Традиционные поведенческие схемы и их влияние на экономическое развитие
Такое определение позволяет объединить все ниды поведения человека в экономической сфере. Следовательно, бедные имеют низкий уровень самоуважения, ощущают себя более замкнутыми и одинокими и менее счастливыми. В ходе тестирования гипотез были обнаружены и многократно повторены аномалии выбора, которые в дальнейшем послужили развитию науки. Основы экономической психологии: учеб. Маркс 1818-1883 развивал идею о ведущей роли общественного производства в формировании не только условий человеческой жизнедеятельности, но и самого человека. Портрет молодого российского предпринимателя 6. Известно, что по мере роста благосостояния человека изменяются субъективные стандарты оценки его имущественного статуса. Этапы формирования отношения к деньгам были определены при изучении экономической социализации Б.
Особое место в структуре сознания субъекта занимают элементы общественно-исторической практики, сформированные в совместно осуществляемой деятельности. Их достаточно удовлетворить для ощущения равенства. Карл Маркс 1818-1883 развивал идею о ведущей роли общественного производства в формировании человека.
Сознание имеет организованную структуру, в которой наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, связанные с объективным миром ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление, организуемые через акты внимания. Как правило, он срабатывает, т. Уровень дохода — 120-150 у. В данной работе я использую способ определения богатства как Деньги помогают человеку занять нишу, соответствующую его статусу. Во-вторых, помимо основных моделей экономические субъекты реализуют множество других моделей и специализированных программ экономического поведения, обмениваясь ресурсами информацией с рыночной средой, комбинируя их в соответствии со своей компетенцией, целевыми функциями, бюджетными ограничениями и другими возможностями.
Традиционные поведенческие схемы и их влияние на экономическое развитие
Эффект Веблена реализует потребность в уважении. Какие мотивы относятся к экономическим. Энергетическая константа: слабо выражено стремление к успеху, нет преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудач люди больше боятся поражений, разочарований, чем желают успеха. Теория принятия решения и выбора в экономической психологии.
Формируясь исторически, менталитет определяет национальную модель экономического и социального поведения — культуру потребления, производства и соответствующие мотивации. В основе российского экономического мышления лежит государственное экономическое мышление, связанное с восточными цивилизациями и несущее такие черты, как прочная включенность индивидуального сознания в структуру сознания общественного, иерархичность, зависимость от государства, нетерпимость к отклонениям от принятых норм экономического поведения, пренебрежение правом и законностью.
telegra.ph
Тема 1 МАРКЕТИНГ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ | Читать онлайн, без регистрации
Тема 1 МАРКЕТИНГ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Основные понятия
Бессознательное – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.
Выбор – 1. Одна из важнейших стадий процессов принятия экономических решений, заключающаяся в отборе одного из вариантов действий из набора возможных вариантов (альтернатив). 2. Главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. 3. То, из чего можно выбрать; ассортимент.
Конформность (от лат. conformis — подобный, сообразный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) К. Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая – действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) – 1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (см. Мотивация). 2. Побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется. 3. Осознаваемая причина.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Норма (от лат. norma — руководящее начало, точное предписание, образец) – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения. Н. являются специфическим видом и своеобразной призмой преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и всего общества в целом.
Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Решение (в психологии) – формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации. В процессе Р. выделяют стадии поиска, принятия и реализации Р.
«Экономический человек». Традиционно термины «экономическое поведение» и «экономический человек» относятся к сфере экономики. Однако есть еще область научного знания, сравнительно новая отечественная область психологии, экономическая, которая считает своим предметом «закономерности психического отражения хозяйственных отношений» (Филиппов А. В., Ковалев С. В., 1989; Китов Л. Я., 1987).
Цель психологии экономического поведения как науки, возникшей на стыке экономики и психологии, – изучение целостного человеческого поведения под влиянием экономических факторов, отраженных в психике человека. Психология экономического поведения расширяет свою сферу не только за счет включения в нее так называемой непроизводственной сферы, но и комплексного подхода к поведению человека. Выделение особого экономического сознания, мотивов, мышления и интересов, по мнению исследователей (Никифоров Г. С., Ходырев Н. В., 2002), – это не только сфера осознания хозяйственных отношений, но и включение и изучение временно не осознанного: не только измерение структур сознания – установок и отношений индивида, философии фирмы или деклараций министерств и ведомств, но и в большей степени результат действия или деятельности индивида, семьи, фирмы, государства под влиянием экономических факторов.
Предметом изучения психологии экономического поведения является человеческое поведение в его выборе между альтернативами под влиянием экономических и психологических факторов. Не учитывая сферу временно не осознанного, мы упускаем из поля исследования, например, влияние разделения денег и власти на партнерские отношения в семейном бизнесе. Игнорируя личные пристрастия в окружении главы государства, мы не поймем экономических решений по поддержанию монополий каких-либо отраслей и обратного влияния монополий на политическую власть. Объектом изучения психологии экономического поведения является прежде всего индивид. Если раньше экономистов интересовало в основном поведение больших групп людей, то теперь они склоняются к изучению микроотношений в экономике. Именно актуальное поведение отдельного индивида стало сейчас интересовать всех специалистов – экономистов, психологов. Комплексный продукт экономической психологии и поведенческой экономики вобрал в себя разнообразные методы и подходы психологии, социологии, биологии, антропологии, политологии и экономики.
Несмотря на то что экономисты в своих концепциях использовали психологические теории – мотивации и принятия решений, они рассматривали поведение человека упрощенно. Проследив историческое развитие концепции «экономического человека», можно увидеть эволюцию экономических теорий в сторону психологизации. Такое развитие прошли, например, концепции обмена.
Поведение экономического человека. В основу поведения экономического человека экономисты положили целенаправленное поведение, которое четко структурируется на цели, средства и результаты. Это поведение характеризуется общими чертами. Прежде всего у него есть цель как некоторое свойство или состояние самого человека. На основании этого предполагается, что у экономического человека есть некоторая упорядоченная структура целей, которую можно изобразить в виде «дерева целей». Цель представляется конкретной, достижимой в границах обозримой ситуации и поэтому ограниченной, конечной. Конкретность цели определяется возможностью измерить, оценить успешность движения к ней, фиксировать степени ее достижения. В качестве социального вознаграждения понимается результат достижения цели (Наумова Я. Ф., 1988).
Экономическое поведение характеризуется осознанностью цели. Без этого трудно говорить о субъективной полезности и порядке предпочтений.
Третьей чертой поведения экономического человека является инструментальное подчинение средств целям. Выбор средств (методов, способов действий) производится на основе оценки их эффективности для достижения цели. Средства и сам процесс достижения цели не вознаграждаются. В то же время средства содержательно независимы от целей. Характер средств определяется не столько целью, сколько условиями, обстоятельствами, возможностями.
Четвертая черта касается расчета результатов, последствий – эффективности поведения. Деятельность оценивается по ее эффективности, т. е. по результату. В этом смысле целью деятельном является ее результат. Под принятием решений понимается оценка альтернатив, расчет последствий, выбор способа действий исходя из относительной ценности ожидаемого результата. Предполагается, что так выбираются и средства, и сами цели. В случае если достижение цели требует слишком большого риска и (или) затрат, то, как полагают экономисты, «экономический человек» отказывается от цели. Поэтому рациональность экономического поведения понимается как расчет (целей, средств, результатов) и последовательность названных шагов. Такое представление о рациональном и целенаправленном поведении человека имеет достаточные основания, так как хорошо воспроизводит специфику самой управленческой деятельности. Кроме того, такой тип поведения наиболее легко наблюдаем, измеряем, исчисляем и поэтому прогнозируем. И последнее. Такой тип поведения наиболее управляем, так как его основные компоненты – цели, средства вознаграждения, служат в то же время и компонентами систем воздействия, стимулирования, воспитания и управления.
Однако эта модель, по мнению некоторых исследователей (Малахов С. В., 1990), имеет недостатки. Практически все нецелевое и нерациональное поведение человека в сфере экономики не укладывается в «целерациональную» модель. Это импульсивное и эмоциональное поведение, а также поведение, которое детерминируется областью бессознательного (Бассин Ф. В., Рожнов В. E., 1975). Целерациональное поведение обедняет деятельность, так как лишает смысла многие ее элементы и периоды. Все, что рассматривается как средство, автоматически теряет самостоятельный смысл, и чем целеустремленнее человек, чем больше сил, мотивов, времени, жизненных сфер он подчиняет целям – превращает их в средство, тем уже становится область смысла в его деятельности. Существование теряет непрерывность, становится дискретным. Целерациональное поведение выстраивает поле жизни в одну линию, лишая его альтернативности. Принятие решения – это закрытие многих альтернатив в пользу одной. Исходя из этой модели, чем больше принято решений, тем больше закрыто альтернатив. Каждое последующее решение делает возврат к отвергнутым альтернативам все менее возможным.
Концепции обмена. Понятие «обмен» в настоящее время широко используется в западной социологии для анализа социального поведения, в частности экономического. В настоящее время концепция обмена также претендует на объяснение поведения «экономического человека». Однако это верно лишь в незначительной степени. Одностороннее экономизированное толкование обмена вызывает серьезные возражения при попытке универсального объяснения экономического и социального поведения. Схема обмена действительно может включать в число реальных побуждений не только деньги, вещи и другие материальные условия, но и нематериальные условия для получения престижа и власти, а также духовные побуждения. Теоретически в любой обмен может быть включен почти любой набор целей или ожиданий индивида (например, потребности по иерархии А. Маслоу). Эффективность деятельности индивида определяется тем, насколько выгодным ему представляется соотношение его вклада и вознаграждения за этот вклад.
Концепция обмена Дж. Хоманса. Эта концепция построена на предположении, что непосредственная взаимная полезность людей, обмен вознаграждениями является источником, гарантом социальной упорядоченности общества[1]. Механизм обмена по Дж. Хомансу выглядят следующим образом. Например, если в прошлом была такая ситуация, в которой поведение человека получило вознаграждение, то чем больше актуальная ситуация похожа на прошлую, тем больше вероятность того, что человек будет вести себя так же или сходным образом. Или: чем чаще в течение данного периода времени поведение одного человека вознаграждает поведение другого, тем чаще этот другой будет вести себя таким же образом. В целом добровольное взаимодействие существует лишь до тех пор, пока партнеры считают, что их вклад в него меньше, чем получаемое в его процессе вознаграждение.
Ограниченность этой схемы состоит в том, что здесь не учитывается практически ни один собственно социальный механизм регулирования поведения (ролевой, институциональный, нормативный, властный).
Структурно-функциональная теория Т. Парсонса. Другую концепцию обмена – нормативную — можно найти в структурно-функциональной теории Т. Парсонса, которая использует понятие взаимного вознаграждения для гарантии стабильности социальной системы и называется нормативной. Отличие от концепции Дж. Хоманса состоит в том, что в нормативной схеме вознаграждается не «польза» (отдача, вклад и т. п.), а следование норме, конформности, соответствие социальным ожиданиям (другого человека, группы, организации, общества). Поэтому Дж. Хомансом были предложены другие правила обмена.
1. Следование норме вознаграждается.
2. Чем больше поведение соответствует норме (ожиданиям других), тем больше оно вознаграждается; при этом чем дольше совершаются конформные действия, тем меньше они ценятся и вознаграждаются. В свою очередь, это имеет два следствия: а) человек уменьшает свою конформность и не получает вознаграждения, обмен нарушается, б) человек повышает свою конформность, чтобы вознаграждение не уменьшилось из-за инфляции конформности.
3. Уровень вознаграждения не влияет на стабильность социальной системы до тех пор, пока участники принимают соответствующие нормы. При этом наличие общих норм повышает вероятность того, что конформность будет вознаграждена, но сокращает размер вознаграждения (парадокс конформности).
4. Чем более односторонним становится обмен, тем менее устойчивыми становятся отношения.
Попытки проверки концепций обмена постоянно сталкивались с тем, что люди «хотя и способны руководствоваться ориентацией на свои интересы, они могут также руководствоваться и другими стремлениями – альтруизмом, чувством справедливости, соответствия статусу, соревновательностью, завистью»[2].
Целые области нерационального поведения не вписываются в постулаты обмена Дж. Хоманса и Т. Парсонса – области негарантированного, неэквивалентного и несимметричного обмена. Именно отодвинутость, отдаленность вознаграждения в социальных отношениях смазывает всю картину правил концепций обмена.
Плодотворная взаимная критика психологов и экономистов на протяжении вот уже ста лет привела к расширению понимания поведения человека. На настоящий момент принято следующее определение экономического поведения: экономическое поведение – это человеческие решения и выбор относительно альтернативного использования ограниченных ресурсов, к которым относятся деньги, время, пространство, усилия, энергия и другие материальные ресурсы для удовлетворения потребностей личности[3].
Факторы, влияющие на экономическое поведение. Выделяют три группы факторов, влияющих на экономическое поведение (рис. 1).
I. Факторы окружающей среды и общие социальные ситуационные факторы.
II. Субъективные факторы.
III. Экономическое поведение.
В первую группу факторов входят три подгруппы факторов, которые также связаны друг с другом.
1. Ситуационные факторы, к которым относится общая система налогообложения, экономические законы, средства массовой информации, уровень инфляции, общий уровень доходов.
2. Факторы среды, субъективные условия и ограничения, которые непосредственно связаны с субъектом: доход, оценка дохода, долги, статус. В статус субъекта входят демографические характеристики, которые также связаны с другими экономическими категориями, – возраст, пол/гендер, образование, гражданский статус, место жительства, количество детей, матримониальный статус.
3. Факторы, связанные с социальным влиянием других субъектов.
Вторая группа факторов также содержит три подгруппы факторов.
1. Подгруппа восприятия выделена Раайем отдельно, чтобы подчеркнуть восприятие как функцию, связывающую окружающую среду, ситуационные факторы и поведение как фактор, через который преломляются все экономические категории.
2. Соматические факторы — включают в себя физиологические и биологические особенности субъекта, которые ограничивают или способствуют каким-либо решениям субъекта.
3. Психологические факторы – установки, знания, мотивы, эмоции, ожидания, личностные особенности, умения.
Рис. 1. Схема факторов экономического поведения (Raaij F. Van, 1988)
Приведенная схема позволяет учитывать индивидуальные особенности экономического поведения субъектов. Выделение процесса восприятия экономических факторов (фактор 1.1) акцентирует важность субъективности при воздействии окружающей среды, позволяет прогнозировать человеческое поведение или поведение малой группы. Стрелки показывают взаимовлияние факторов и подфакторов. Так, человек может проявлять различное поведение в отношении первой группы факторов, например приспосабливаться различными способами к налоговой системе или изменять само налоговое законодательство как один из ситуационных факторов.
velib.com