гос. экзамен / госы_2011 / Понятие норма и отклонение от нормы в физиче ском 3 вопрос. Общее представление о поведенческих нормах и отклонениях
2.Основные подходы к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический, психологический
Наряду с нравственно положительными действиями существуют отрицательные, аморальные действия или поступки, которые представляют собой нарушение правил этики, моральных норм.
В отклоняющемся поведении поступок может проявляться в виде действия или бездействия человека выражаться в словах или отношениях к чему- либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деления направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений и т.д.
При таком разнообразии проявлений и выражений поступка как части, единицы социального поведения, само поведение человека может быть охарактеризовано как более многогранное, разнообразное и разностороннее. Социально педагогические параметры отклоняющегося поведения детей и подростков его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно.
Одни ученые рассматривают отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям , нравственным нормам и этическим правилам , другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм , их нарушение т.е. “ ненормальное” поведение c точки зрения нормативно-значимого фактора. Третьи в отклоняющемся поведении видят трудно различимую грань между отклонениями от закона моральной нормы , трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей , с одной стороны , и как нарушение закона , но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста с другой стороны.
В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристики самого отклоняющегося поведения. Так выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения :
первый – отклонения не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии
второй – нарушение общепринятых норм не являющиеся правонарушениями . Это например жадность эгоизм замкнутость
третий – правонарушения, т.е. поведения нарушающие правовые нормы статьи
четвертый – отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами заболевания.
В других классификациях отклоняющееся поведение связано с неблагоприятными условиями социального развития и характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющие социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность.
Подходы к классификации видов отклоняющегося поведения
В связи с многообразием параметров и характеристик отклоняющегося поведения детей и подростков, наличием различных подходов к изучению данной проблемы в психологии, педагогике, криминалистики и медицине в современной научной литературе, мы можем найти не только неоднозначное определение этого явления, но и различную характеристику его проявлений у детей и подростков, находящихся на различных степенях девиации поведения и деформации личности.
Медицинский ( психобиологический ) аспект проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашел отражение в работах В.П. Кащенко, А.Е.Личко, В.Ф.Матвеева и др., которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста .
Один из первых исследователей проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних – В.П.Кащенко, который отмечал, что эпитетом “ трудные дети “ мы подчеркиваем характерную особенность их жизненных проявлений, связанные с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, эти отклонения обусловлены физическими или умственными недостатками, дефектами, проявляющимися в осложненной форме поведения . Причинами такого рода отклонений могут быть приобретенными или врожденными.
Педагогическая нравственность исследований отклоняющегося поведения несовершеннолетних получила свое дальнейшее развитие в психиатрии и психологии девиантного поведения подростков.
Социально – психологический аспект в характеристики отклоняющегося поведения подростков нашел воплощение в работах С.А.Беличевой.
Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражен в научной психолого-педагогической литературе.
Послеживая психолого-педагогическую закономерность отклоняющегося поведения, исследователи выделяют четыре группы трудных детей :
трудновоспитуемые дети, которые равнодушно относятся к учебе;
педагогически запущенные подростки, отрицательно относящиеся к учебной и общественно полезной деятельности, систематически нарушают дисциплину и нормы морали ;
подростки правонарушители – трудновоспитуемы или педагогически запущенные подростки;
несовершеннолетние преступники, совершившие уголовные преступления;
Нравственно-правовой (криминологический) аспект девиантного поведения несовершеннолетних разрабатывается не только правоведами, но и педагогами и психологами.
Проблема классификации поведенческих отклонений
Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявлений. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока ее не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими объяснениями. Все это существенно затрудняет, как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения.
В тоже время систематизации существуют и широко используются в рамках отдельных дисциплин. Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический, психологический.
В рамках социально – правового подхода в свою очередь выделяется социологическое и правовое направление.
Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям:
в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;
по значению последствий негативные ;
по субъекту – отклонения конкретных лиц, неформальных групп ;
по объекту – экономические, бытовые, имущественные нарушения и другие ;
по длительности – длительные и единовременны ;
В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания .
Время рождает все новые формы правовых отклонений, например рекет, хакерство и т.д.
Рассмотренные классификации можно дополнить педагогическим подходом к поведенческим девиациям. На наш взгляд педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин.
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения
Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
вид нарушаемой нормы
психологические цели поведения и его мотивации;
результаты данного поведения;
В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А.Клейберг, выделяют три основных группы поведенческих девиаций: негативные, позитивные и социально-нейтральные.
Медицинская классификация поведенческих расстройств
Можно заметить, что некоторые виды отклоняющегося поведения могут переходить с крайней границы нормы в болезнь и становятся предметом изучения медицины. Медицинская классификация поведенческих норм (расстройств) основана на психологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения.
F 10-19 – психические и поведенческие расстройства
F 50 – 59 – поведенческие синдромы
F – 63 – расстройства привычек и влечений
Составление медицинской и психологической классификации позволяет сделать вывод о том, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.
Проведенный анализ подходов к классификации отклоняющегося поведения детей и подростков позволяет сделать вывод о том , что все ныне существующие критерии детей, в работе и взаимоотношениях с которыми педагогам, родителям , социальным и медицинским работникам приходится применять дополнительные усилия , чтобы добиться положительного результата в обычной повседневной деятельности , можно отнести к разряду трудных, сложных детей.
Сопоставив классификации поведенческих девиаций, мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих феноменов.
Основные варианты социального поведения:
Нормативное поведение (“стандартное“) – соответствует социальным нормам , характерно для большинства людей .
Маргинальное (пограничное) поведение – находится на сомой крайней границе социальных норм.
Патологическое поведение - отклоняется от медицинских норм.
studfiles.net
_Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
интернальный локус контроля, поленезависимость). С другой стороны, индивидуальность испытывает на себе влияния значимых для нее людей, и эти влияния формируют у индивидуальности другой ряд качеств (например, зависимость, групповую идентичность, экстернальный локус контроля, полезависимость). В зависимости от модальности (субмодальности) «Я» может иметь некоторое множество лиц и не иметь лица (Л. Я. Дорфман).
Л. Я. Дорфман определяет базовые и вторичные компоненты в структуре «Я». Его базовыми частями являются Я-авторское,Я-воплощенное,Я-вторя-щее,Я-превращенное.Вторичными —Я-внутреннее,Я-внешнее,Я-расшире-ние (авторское),Я-расширение(вторящее),Я-расширение(систем),Я-рас-ширение (подсистем).Я-авторскоехарактеризует «Я» как самостоятельную инстанцию в смысле ее относительной независимости от внешних влияний, как персональную идентичность и самость.Я-воплощенное— продолжение авторского «Я» в формах его вкладов в людей, предметы, вещи внешнего мира,
вживую и неживую природу. Проявляется в продуктах самоосуществления авторского «Я», личностных вкладах, в трансформациях объекта (другого субъекта)
врезультате его подчинения авторскому «Я». Я-вторящееописывает «Я», производное от внешних влияний и воздействий, реагирует на внешние влияния в форме субъективных впечатлений и ощущений. Характеризуется социальной идентичностью, подверженностью влияниям принятых социальных ролей на самовосприятие, отношением к себе как к другому при исполненииопять-такисоциальных ролей, а иногда и отказом от авторского «Я» в пользу внешних впечатлений и событий.Я-превращенноехарактеризует становление «Я» в другом, как бы превращение «Я» в других людей, вещи, предметы, объекты живой и неживой природы. Обнаруживается в его отождествлении с актуальными или новыми значениями объектов и других людей, принятии социальных ролей, чувствах принадлежности и связанности с объектами мира и другими людьми.Я-внутреннееявляется вторичным компонентом экзистенциального «Я» в том смысле, что оно складывается изЯ-авторскогоиЯ-вторящего.Я-внутреннееотражает внутренние переживания человека.Я-внешнеевторично и складывается изЯ-воплощенногоиЯ-превращенного.
Впроцессах воплощения, по мнению Л. Я. Дорфмана, индивидуальность воспроизводит, умножает, расширяет, продолжает себя. Итог воплощения состоит не в том, что меняется индивидуальность. Напротив, она стремится изменить мир людей и вещей, сохраняя себя в неизменности. В процессах же превращения, будучи в другом, индивидуальность начинает жить другим и становится другой. Тем самым процессы превращения означают конечность индивидуальности как единичности и направлены на «быть в другом другим», то есть на сохранение объекта и на изменение своей индивидуальности. Таким образом, назначение объектов в воплощении состоит в том, чтобы существовать ради индивидуальности, то есть служить, дополнять, защищать, а в превращении — расширять поле своего существования за счет включения в него, приобщения к нему индивидуальности. Автор исходит из того, что главной функцией экзистенциального «Я» в целом является расширение «Я», согласованное с ростом индивидуальной и социальной идентичности.
studfiles.net
Понятие норма и отклонение от нормы в физиче ском 3 вопрос
Понятие норма и отклонение от нормы в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека
Понятие «норма» как междисциплинарная проблема.
Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы. На практике - осознанно или неосознанно - происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая определяет эти границы.
Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социальных и других науках. Известно, насколько сложно определить понятие «норма» не только терминологически, но и содержательно.
Норма - это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.
Использование понятия нормы в общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в физике. В природе такого газа нет, однако благодаря этому понятию физикам удалось сделать много открытий. Законы выявляются для идеального газа, но в каждом конкретном, реальном случае делается определенная поправка, вводится определенный коэффициент для того или иного реального газа.
Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психолого-педагогической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности... Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Понятие нормы относительно постоянное. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.
Виды отклонений в психическом, физическом, интеллектуальном и моторном развитии человека.
В медицине, психологии, педагогике имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. Отклонения от общих закономерностей, неправильность в развитии и др. не соответствия норме, обозначается словом - аномалия (греч. отклонение).
В коррекционной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс обучения, воспитания, социализации ребенка. И на основе этого строить практическую деятельность педагога.
Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.
Группа физических отклонений прежде всего связана со здоровьем человека и определяется медицинскими показателями (вес, рост, объем и др.). Отклонения в норме могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами. Всемирной организацией здравоохранения в 1980 году принят британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: недуг (связан с затруднением деятельности), ограниченная возможность (ограничения в деятельности), инвалидность (недееспособность). К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Сюда относятся задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильности до глубокой идиотии), нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одаренность детей.
Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю или полную среднюю школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее среднее образование. Однако есть дети, не получившие общего среднего образования.
Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.
Пограничная зона между нормой и отклонением имеет очень важное значение в рамках терапевтического аспекта деятельности педагога.
Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормальным типом поведения и отклоняющимся (безволие, гиперактивность, гнев, страх, резко выраженная внушаемость и др.), располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем.
Поэтому терапевтический аспект деятельности педагога направлен не столько на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения, сколько на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил.
Дополонение
Норма – это конвенциональное обозначение объективной реальности, среднестатистический показатель, который отражает объективное положение вещей в той или иной сфере, но не существует в ней. Соответственно, отклонение от нормы, от общей закономерности носит название аномалия. В современных психолого-педагогических науках выделяют несколько базовых понятий: 1) предметная норма, которая включает в себя необходимый набор знаний, навыков, умений, необходимых ребенку для овладения содержанием образовательной программы; 2) социально-возрастная норма, которая фиксирует наличие необходимых интеллектуальных и личностных характеристик ребенка на конкретном возрастном этапе; 3) индивидуальная норма, раскрывающаяся в индивидуально-личностном своеобразии ребенка. Анализ отклонений от нормы фиксирует несколько основных групп отклонений: это физические, психические, педагогические и социальные группы отклонений. Первая группа – группа физических отклонений – включает в себя прежде всего характеристики состояния здоровья человека. Критерии выделения нормы и аномалии состояния здоровья базируются на медицинских показателях (вес, рост, объем и др.). Причинами физических отклонений могут быть как эндогенные, так и экзогенные (т.е. внутренние и внешние) факторы. К первым, в частности, могут относиться наследственные факторы, ко вторым – воздействия окружающей среды, как природной, так и социальной. Классификация физических отклонений была принята ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) в 1980 г. В ее основу был положен британский вариант группировки ограниченных возможностей. Данная классификация является трехзвенной и включает в себя: 1) недуг – отклонения, которые проявляются в затруднениях по выполнению деятельности; 2) ограниченная возможность – отклонения, связанные с ограничением возможности выполнения деятельности; 3) инвалидность – отклонения, проявляющиеся в полной или частичной недееспособности. Вторая группа – группа психических отклонений – включает в себя отклонения, связанные с психическим развитием ребенка. Прежде всего сюда следует отнести отклонения, связанные с умственным развитием ребенка (различные виды умственной отсталости), общая задержка психического развития (ЗПР), а также нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. В отличие от негативных, присутствует и группа позитивных отклонений, которые проявляются в феномене одаренности детей и требуют к себе повышенного внимания. Третья группа – группа педагогических отклонений – связана с характеристикой ребенка с точки зрения овладения им определенным уровнем образования на конкретном возрастном этапе в соответствии с существующими образовательными стандартами. Последняя группа – группа социальных отклонений – включает в себя аномалии в поведении или деятельности ребенка.
studfiles.net
8.2. Понятие нормы в психологии. Отклонение от норм
Понятие нормы в различных психологических школах
Критерии психического здоровья с позиций медицинской психологии
Понятие нормы в различных психологических школах
Каждый психолог, занимаясь практической деятельностью, в той или иной мере сталкивался с проблемой определения нормы и отклонения от нее в поведении человека. Так, что же считать нормой и как квалифицированно определить аномальное поведение? Объективного ответа на этот вопрос не существует. Он зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как "ненормальное", от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Как и в случае интеллекта, речь идет здесь о статистическом критерии, позволяющем утверждать, что от 2 до 3% людей по обе стороны от того большинства, которое ведет себя более или менее "нормально", окажутся люди соответственно "слишком" или "недостаточно" общительные, беспокойные, организованные и т.д.1Чаще всего, однако, "ненормальным" считают человека, "вышедшего из всех нормальных рамок", все поведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей. Поведение будет считаться тем "ненормальнее", чем больше опасности оно будет представлять для самого человека или для окружающих. В качестве примеров можно привести суицидальные действия, злоупотребление наркотиками или поведение, создающее угрозу для общественного порядка. Одним из критериев аномальности может быть тот факт, что "расшифровка" окружающего мира головным мозгом происходит у данного человека не так, как у других. Мы знаем, что наше восприятие действительности организуется и "стандартизируется" головным мозгом, важная функция которого состоит в фильтрации внешних сигналов. Всякое отклонение от "нормальной" расшифровки этих сигналов связано с риском неправильной адаптации. Именно так обстоит дело у людей с нарушениями слуха или обоняния, а также у тех, кто склонен воспринимать взгляды и жесты других людей как враждебные или, наоборот, как самые благожелательные. Кроме того, дело может заключаться и в изменении уровня сознания, связанном с его "помрачением", что может стать причиной зрительных или слуховыхгаллюцинаций. Такого рода частые погружения во внутренний мир нормально воспринимаются лишь у некоторых народов, где их рассматривают как способ общения с "потусторонним миром". Западная культура единственно нормальным состоянием сознания признает экстравертированное сознание. Но еще сильнее, чем перечисленные симптомы, внимание к человеку могут привлечь эмоциональные нарушения, например, преувеличенные проявления грусти или гнева, безосновательные страхи или депрессия, вызванная травмирующим событием, преодолеть которую человек не в состоянии. Наконец, бывает, что и без каких-либо эмоциональных расстройств человек оказывается неспособным преодолеть жизненный стресс, что ведет к уходу в себя или просто уединению и тем самым к разрыву нормальных путей общения с другими людьми. Таким образом, понятие нормы весьма неоднозначно, и если вдуматься, то можно прийти к выводу, что четкой границы между "приемлемым" и "неприемлемым" нет. Не существует и "идеальной" нормы. Всякий человек в той или иной степени ненормален. Просто у отдельных людей некоторые свойства выражены сильнее, чем у остальных, и поэтому такие люди нуждаются в поддержке, чтобы адаптироваться.
studfiles.net
8.Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
Определение «степени нормальности» человека - сложная междисциплинарная проблема. Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходимо уяснить понятие «норма». В самом общем смысле понятие нормы восходит к латинскому "правило", "образец".
Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и Продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума со- Ответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.
Ориентация на норму важна на-этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи, Актуальны несколько значений этого понятия.
Среднесmаmuсmu.ческая. норма - уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании группы популяции людей того же Возраста, пола, культуры и т.д, Попадание в зону средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68 % лиц дан- ной возрастной категории, пола и т.д, Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психологопедагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.
Функциональная норма - индивидуальная норма развития. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденциеи развития каждого человека. Другими словами, функциональная норма - это своего рода индивидуная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеюшихся у него нарушений. Достигнутое состояние только тогда можно
считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями,с одной стороны и требованиями со стороны социума - с другой.Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи. Идеальная норма - некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.Идеальные нормы возникали в виде обобщения положительных качеств выдаюшихся представителей человечества, обеспечивавших его прогрессивное развитие, и фиксиревались в так называемых нормативных науках, например, педагогике, политике, праве и др. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества. .
В психологии идеальные нормы представлены в гуманистических моделях к.Роджерса, А. Маслоу и др. Это направление характеризуют как "психологию эталонов", поскольку психологи-гуманисты создавали идеальные и возвышенные образы здоровой личности, далекой от деструктивных проявлений психопатологии. Именно идеальные нормы заложены в определении Всемирной организации здравоохранения здоровья человека как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. П.Б. Ганнушкин, отечественный психиатр с мировым именем, называл гармонические натуры по большей части плодом воображения и утверждал, что у каждого человека можно найти психопатические черты. Человек здоров настолько, насколько он не позволяет патологическим чертам разрастись больше положенного. Проблема «норма - патология» - это одна из острейших проблем современного человекознания, по своему содержанию выходящая далеко за пределы медицины. Острый дискуссионный характер данной проблемы проявляется в многочисленных вариантах ее решения, каждый из которых имеет как свои достоинства, так и явные недостатки.Одним из распространенных вариантов в решении проблемы "норма патология"считается частотный или статистический подход. Сущность его состоит в том, что критерием нормальности объявляется показатель распространенности, или частотности того или иного явления: чем большее распространение оно получает, тем выше вероятность его отнесения к категории нормы и наоборот. Однако критерий частотности не всегда может содержательно надежным. Многие явления не являются распространеным но это не превращает их ненормальные (например, леворукость). Часто исследователи используют так называемый адаптационный Его основная идея состоит в том, что критерием нормальности выступать способность человека к адаптации, то есть способность долгой приспособляемости к физическим и социальным изменениям. Быстро однако вряд ли можно назвать аномальным активное нежелание человека приспосабливаться к аморальным и антигуманным условиям жизни, в которыe он попал помимо своеи воли. роме того, неясны критерии адаптивности: как долго человек должен проявлять признаки дезадаптации, чтобы это состояние было квалифицировано как отклонение от нормы? Само понятие «приспособленность» в ряде исследований признается неподходяшим для описания здорового или нормального существования. Так, польский психолог и клиницист К. Домбровский считал, что способность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне свидетельствует о моральной и эмоциональной неразвитости. За этой способностью скрываются отсутствие иерархии ценностей и жизненная позиция, не содержащая в себе элементов, необходимых для позитивного развития личности и творчества. Социальные психологи считают, что адаптация может быть добровольной и принудительной. Принудительная адаптация наносит ущерб человеку деформирует его интеллектуальные и моральные качества, приводит к эмоциональным нарушениям. В рамках культурно-релятивного подхода проблема нормы и патологии решается в контексте культуры и исторического времени. Согласно этой точке зрения, одно и то же явление в одной и той же культуре, но в разное время может оцениваться по-разному (то как нормальное, то как патологическое). Равно как в разных культурах в одно и то же время оценки одного и того же явления могут быть диаметрально противоположными: то, что нормально в одной культуре, не нормально в другой. Понятие «нарушенное развитие» не является чем-то самоочевидным и нуждается в серьезном теоретическом анализе. Это понятие довольно относительное. Всякая трактовка отклоняющегося развития подразумевает наличие некой точки отсчета, более или менее определенного представления о том, каков должен быть процесс нормального развития или развития вообще как такового. Но в современной психологии не существует единого понимания природы, механизмов, условий и сущности онтогенеза психики. А различные взгляды на процесс развития способствуют многогранному видению и его нарушений. Разными авторами делались попытки выделения существенных характеристик феномена нарушенного развития. Авторы учебного пособия "Основы специальной психологии" раскрывая сущность отклоняющегося развития, Отмечают, что оно представляет собой класс "особых состояний, возникающих преимушественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различчных групп факторов (органической или функциональной приропы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциальго развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
С точки зрения Семаго «любое отклонение отдельной функции или системы психических функций или системы психических функций от программы развития вне зависимости от знака измения + или -, выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста следует рассматривать как отклоняющее развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории с отклонениями в развитии
Сорокин предлагает следующее определение этого явления: и отклоняющее развитие следует понимать как обычное развитие, протекающее в необычных условиях, патогенная сила которых переходит компенсаторные возможности индивида, не нарушая при этом целостности психики, модифицируя лишь уровень ее опосредованности. Вследствие этого относительно устойчиво изменяются параметры и стороны микрогенеза, что приводит к трансформациям в процессе возрастного развития. Это прежде всего проявляется в замедлении процесса социализации, то есть в усвоении культурно-иторического опыта. Именно поэтому дети с признаками нарушенного развития нуждаются в специальной медико-социальной и психолого-педагогической помощи
В последние два десятилетия в науке отчетливо доминирует воззрение о том, что норма и патология – это две крайние точки, между которыми не существует четкой границы. Именно поэтому их так трудно дифференцировать и найти четкие критерии их различения.
studfiles.net