Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit - Страница 14. Практика рационально эмоциональной поведенческой терапии эллис альберт


Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

Когда «0> представляет собой эмоциональное расстройство (например, сильное чувство тревоги, глубокая депрессия, ожесточенность, жалость к себе или самобичевание), «В» обычно (но не всегда) является главной или самой непосредственной причиной «О. Однако иногда эмоциональные нарушения могут происходить от сильных «А», например, от стихийных бедствий, таких как наводнение. Эмоциональные расстройства могут быть и следствием соматических факторов (например, гормональных, биохимических факторов или болезни), которые не зависят от «О и все же фактически могут их обусловливать.

Когда «О были вызваны или в значительной степени определены сильными и необычными «А» или физиологическими факторами, они также сопровождаются проявлением соответствующих «В». К примеру, если людей застигло землетрясение или их организм подвергся значительным изменениям и «поэтому» они впадают в депрессию, вероятно, их «А» и физиологические процессы серьезно повлияли на рождение у них иррациональных взглядов (ИВ), таких как: «Этого землетрясения не должно было быть! Разве это не ужасно? Я не могу вынести этого!» Эти ИВ, в свою очередь, добавляются к их чувству депрессии («С») или способствуют его возникновению.

«С» обычно включает в себя чувства и поведение, но может включать и мысли (например, навязчивые). «С» (следствия), которые обусловливаются «А» и «В», почти никогда не бывают чистыми или монолитными, они частично включают «А» и «В», неизбежно взаимодействуют с ними. Так, если «А» — какое-то неприятное событие (например, отказ в работе) и «В» — рациональная («Надеюсь, я не получу отказа в этой работе») или же иррациональная идея («Я должен получить эту работу! Если я ее не получу, значит, я ничтожество!»), то «С», скорее всего, будет в первом случае представлять собой здоровое чувство фрустрации или разочарования, во втором — нездоровое чувство сильной тревоги, неадекватности, депрессии.

Итак, Ах В = С Но люди могут также привносить в «А» чувства (надежды, цели, задачи). Они не будут держаться за работу, если им нежеланны или неприятны какие-то ее аспекты и если они невысоко ее ценят. Поэтому их «А» частично включает в себя «В» и «С». С самого начала все эти три элемента скорее взаимосвязаны, чем полностью раздельны.

В то же время и взгляды людей («В») частично или внутренне связаны с «А» и «С> и включают их. Так, если они говорят себе («В»): «Я хочу получить хорошую работу», они частично создают активирующее событие («А» — собеседование) и частично — эмоциональные и поведенческие следствия («О — чувство разочарования при известии об отказе). Без положительной оценки работы они бы и не претендовали на нее и не испытывали никаких чувств при отказе.

«А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других.

ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Психологические расстройства

Рационально-эмоциональная поведенческая теория постулирует, что в основе невротических расстройств лежит склонность людей давать воспринимаемым событиям своей жизни категоричные, абсолютистские оценки. Как было показано, эти оценки воплощаются в форме «должен», «обязан», «надо» и т. п. Мы предполагаем, что эти

абсолютистские когниции — ядро философии однозначных убеждений, являющейся центральной чертой многих эмоциональных и поведенческих расстройств (с£ Ellis, 1991b, 1991с, 1995а).

Такие воззрения в теории РЭПТ рассматриваются как иррациональные, потому как они обычно затрудняют осуществление людьми своих основных целей и задач или препятствуют ему. Абсолютистское «должен» не обязательно ведет к психологическим расстройствам, потому что человек может быть глубоко убежден, что «Я должен иметь успех во всех важных проектах», быть уверенным в своем успехе и действительно иметь успех и поэтому не испытывать психологических проблем. Однако человек может в этом отношении оставаться уязвимым, поскольку всегда существует вероятность того, что он будет неудачлив в будущем. Поэтому, хотя теория РЭПТ и стоит на том, что абсолютистская философия чаще всего приводит к расстройствам, она не утверждает, будто это непременно должно быть так. Так что, даже учитывая взгляд РЭПТ на природу психологических нарушений, можно сказать, что она занимает антиабсолютистские позиции.

www.rulit.me

Альберт эллис. Практика рационально эмоциональной поведенческой терапии

С этим файлом связано 7 файл(ов). Среди них: Psikhologicheskaya_zaschita_u_detey.pdf, Leonov_N_I_Konfliktologia.pdf, Kutter_P_Myuller_T_-_Psikhoanaliz_pdf.pdf, Frankl_Teoria_i_terapia_nevrozov.doc, Ellis_A_-_Praktika_REP_terapii.doc, psihoan_teor_nevr.pdf.Показать все связанные файлы Согласно РЭПТ, люди с легкостью придумывают абсолютные требования к себе, другим людям и миру. Но, присмотревшись к этим требованиям более пристально, можно заметить, что они распадаются на две основные категории психологических проблем: проблему Эго и проблему дискомфорта.

При расстройстве Эго человек выдвигает требования к себе, к другим и к миру, и если эти требования не удовлетворяются в прошлом, настоящем и будущем, то человек начинает себя третировать. Самоуничижение включает в себя процесс общей негативной оценки своего «Я» и порицание собственного «Я» как плохого и недостойного. Рациональной и здоровой альтернативой самоуничижению является безусловное принятие, которое включает в себя отказ отдавать собственному «Я» однозначную оценку и признание своей подверженности ошибкам.

При расстройствах, связанных с дискомфортом, или низкой толерантности к фрустрации, человек снова выдвигает требования к себе, другим людям и миру, причем эти требования выглядят как догматичные утверждения о том, что комфорт и комфортная жизнь должны существовать. Если эти требования не удовлетворяются в прошлом, настоящем и будущем, впадает в расстройство, начиная преувеличивать негативные стороны ситуации и внушая себе, что «я этого не вынесу». Терпимость к дискомфорту ради достижения цели и будущего счастья является здоровой и рациональной альтернативой требованиям немедленного исполнения желаний.

Таким образом, самопринятие и высокая толерантность к фрустрации – вот два главных элемента рационально-эмоционального образа психологически здорового человека.Уточнение формулы РЭПТ (А – В – С)На первом этапе разработки РЭПТ, для концептуализации психологических проблем клиента Эллис использовал простую оценочную структуру АВС. В этой схеме буква «А» обозначала Активирующее событие, «В» представляла собой Взгляд человека на данное событие, а «С» - эмоциональную или поведенческую реакцию человека, или непосредственное Следствие тех взглядов, которые содержались в «В». Главное достоинство формулы АВС заключалось в ее простоте. Но простота являлась и его недостатком, поскольку из-за нее смазывались важные различия между типами когнитивной активности. Ниже представлена одна из версий пересмотренной формулы АВС.Активирующие события, или активаторы («А»), когнитивных, эмоциональных и поведенческих следствий («С»).

Теория личности и личностных расстройств РЭПТ начинается с того, что люди пытаются достичь своих целей в некоторой среде и взаимодействуют с рядом активирующих событий, или активаторов («А»), которые могут способствовать достижению этих целей или блокировать его. «А», с которыми сталкиваются люди, - это обычно события настоящего времени или текущего момента или их собственные чувства, мысли, поведение с связи с данными событиями; однако они могут заключаться в воспоминаниях или мыслях о прошлом опыте. Людям свойственно выискивать и реагировать на подобные «А» в силу биологической и генетической предрасположенности, конституциональной истории, предшествующего межличностного и социального опыта и обусловленных врожденной предрасположенностью и приобретенных привычек.

«А» фактически никогда не находятся в чистом или монолитном состоянии, они почти всегда или взаимодействуют с «В» и «С», или частично включают их в себя. Люди привносят в «А» себя (свои мысли, цели, желания и физиологические предрасположенности).

Взгляды на активирующие события

Согласно теории РЭПТ, у людей есть неисчислимое множество взглядов («В») – когниций, мыслей или идей – по поводу активирующих событий («А»), и эти «В» непременно оказывают сильное влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческие следствия («С»). Хотя очень часто кажется, что «А» напрямую «вызывают» «С» или играют в них важную роль, это представление редко является верным, потому что обычно «В» служат главным медиатором между «А» и «С» и потому более непосредственным образом «вызывают» или «определяют» «С». Люди привносят в «А» многое из своих взглядов, предубежденно воспринимают «А» в свете искаженных Верований, а также в свете их эмоциональных Следствий («С»). Следовательно, люди практически никогда не испытывают «А» без «В» и «С», но они также редко испытывают «В» и «С» в отсутствие «А».

«В» принимает множество различных форм, потому что существует множество видов когниций. В РЭПТ, однако, нас интересуют главным образом рациональные взгляды, которые, как мы предполагаем, ведут к продуктивному поведению, и иррациональные взгляды, ведущие, согласно нашей теории, к саморазрушительному и асоциальному поведению.

Основные виды «В»: безоценочное наблюдение; безоценочное заключение; позитивные оценки-предпочтения; позитивные оценки-долженствования; негативные оценки-предпочтения; негативные оценки-долженствования.

Следствия («С») активирующих событий («А»)

и взгляды («В») на «А».

«С» всегда порождаются взаимодействием «А» и «В». «С» всегда находиться под значительным влиянием «А», хотя и не вызывается им напрямую, потому что люди, естественно, в той или иной мере реагируют на стимулы окружающей их среды. Более того, когда «А» очень сильно, его воздействие на «С» весьма существенно.

Когда «С» представляет собой эмоциональное расстройство, «В» обычно является главной или самой непосредственной причиной «С». Однако иногда эмоциональные нарушения могут происходить от сильных «А», например, от стихийных бедствий, таких как наводнение. Эмоциональные расстройства могут быть и следствием соматических факторов, которые не зависят от «С» и все же фактически могут их обусловливать.

Когда «С» были вызваны или в значительной степени определены сильными и необычными «А» или физиологическими факторами, они также сопровождаются проявлением соответствующих «В».

«С» обычно включают в себя чувства и поведение, но может включать мысли. «С», которые обуславливают «А» и «В», почти никогда не бывают чистыми или монолитными, они частично включают «А» и «В», неизбежно взаимодействуют с ними. Так, если «А» - какое-то неприятное событие и «В» - рациональная или иррациональная идея, то «С», скорее всего, будет в первом случае представлять собой здоровое чувство фрустрации или разочарования, во втором – нездоровое чувство сильной тревоги, неадекватности, депрессии.

«А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других.Природа психологических расстройств и психологического здоровьяРационально – эмоциональная поведенческая терапия постулирует, что в основе невротических расстройств лежит склонность людей давать воспринимаемым событиям своей жизни категоричные, абсолютистские оценки. Как было показано, эти оценки воплощаются в форме «должен», «обязан», «надо» и т.п. Мы предполагаем, что эти абсолютистские когниции – ядро философии однозначных убеждений, являющейся центральной чертой многих эмоциональных и поведенческих расстройств.

Такие воззрения в теории РЭПТ рассматриваются как иррациональные, потому как они обычно затрудняют осуществление людьми своих основных целей и задач или препятствуют ему. Абсолютистское «должен» не обязательно ведет к психологическим расстройствам, потому что человек может быть глубоко убежден, что «Я должен иметь успех во всех важных проектах», быть уверенным в своем успехе и действительно уметь успех и поэтому не испытывать психологических проблем. Однако человек может в этом отношении оставаться уязвимым, поскольку всегда существует вероятность того, что он будет неудачлив в будущем. Поэтому, хотя теория РЭПТ и стоит на том, что абсолютистская философия чаще всего приводит к расстройствам, она не утверждает, будто это непременно должно быть так. Так что, даже учитывая взгляд РЭПТ на природу психологических нарушений, можно сказать, что она занимает антиабсолютистские позиции.

Если человек следует философии долженствования, он склонен к образованию множества рациональных заключений, так называемых центральных идей, которые представляют собой производные от этих «должен». Эти главные производные считаются иррациональными, потому что они также препятствуют целям и задачам человека.

Первая главная производная известна под названием «драматизация». Она имеет место, когда воспринимаемое событие оценивается как ужасное более чем на 100 % - действительно раздутый и преувеличенный вывод, который берет начало во взгляде: «Это не должно быть настолько плохим».

Вторая главная производная известна как «осуждение», представляет собой склонность людей считать себя и других «недочеловеками» «недостойными», если они делают то, чего делать не «должны», или им не удается сделать то, что они делать «обязаны». «Осуждать» человек может и мир, и условия жизни, считая их «паршивыми», если они не дают ему то, что у него «должно» быть.

В РЭПТ отмечается, что людям в нестабильном состоянии свойственно мыслить нелогично. Учитывая это, РЭПТ соглашается с мнением когнитивных терапевтов о том, что подобные когнитивные искажения являются чертой психологических расстройств. Однако теория РЭПТ придерживается тог взгляда, что такие искажения практически всегда идут от «должен». Вот наиболее часто встречающиеся из них: Мышление по типу «се или ничего». Перескакивание к выводам и негативные нелогичные заключения. Предсказывание будущего. Зацикливание на негативе. Непонимание позитива. Всегда и никогда. Преуменьшение. Эмоциональное рассуждение. Навешивание ярлыков и сверхобобщение. Принятие на свой счет. Ложное «Я». Перфекционизм. «Я понимаю, что хорошо выполнил это задание, но такую работу я обязан делать на «отлично», и поэтому я никудышный человек».

Психологическое здоровье. Теория РЭПТ говорит о том, что психологически здоровых индивидов отличает философия релятивизма, или философия «пожелания». Согласно этой философии, у людей имеется огромное множество различных желаний, мечтаний, целей, предпочтений и т.д., и если они не возводят эти неабсолютные ценности в ранг грандиозных догм и требований, у них будет меньше психологических проблем. Однако у них возникнут здоровые отрицательные эмоции, если их желания не будут исполняться. Эти эмоции предполагают конструктивные мотивационные качества, поскольку помогают людям устранить препятствия на пути к достижению цели, а также конструктивно изменить то, что не может быть реализовано.

Философия «пожелания» имеет три главные производные. Они представляются рациональными потому, что обычно способствуют достижению людьми своих целей или формированию новых, если прежние цели не могут быть осуществлены.

Первой основной производной пожелания является оценка, или определение неприятности, события, - рациональная альтернатива драматизации.

Вторая основная производная пожелания известна как толерантность и является рациональной альтернативой «Я – этого – не – переживу». В данном случае человек признает, что нежелательное событие произошло, считает, что если событие произойдет, то оно произойдет эмпирически, оценивает степень неприятности события, пытается изменить нежелательное событие или, если это невозможно, принять «суровую» реальность и активно занимается претворением в жизнь других целей, если ситуацию нельзя изменить.

Третья основная производная, известная как принятие, является рациональной альтернативой «осуждения». В данном случае человек принимает то, что и он, и другие люди несовершенны и не обязаны вести себя иначе, чем так, как они себя ведут, а также что они слишком сложны изменчивы, чтобы им можно было дать обоснованную и глобальную оценку. Условия жизни принимаются такими, какие они есть.

Теория РЭПТ выдвигает ряд критериев психологического здоровья: Соблюдение собственных интересов. Социальный интерес. Самоуправление. Высокая толерантность к фрустрации. Гибкость. Принятие неопределенности. Преданность творческим занятиям. Научное мышление. Принятие себя. Рискованность. Отсроченный гедонизм. Антиутопизм. Ответственность за свои эмоциональные расстройства.

Теория терапевтических изменений.

Рационально – эмоционально – поведенческий взгляд на человека весьма оптимистичен: хотя теория и постулирует наличие у людей выраженной биологической тенденции мыслить иррационально, она также утверждает, что они обладают конструктивной способностью выбрать работу над изменением иррационального мышления и самобичеванием как эффектом этого мышления.

Существует несколько уровней изменения. Теория РЭПТ полагает, что наиболее качественные и продолжительные изменения, которых могут достичь люди, включают философское реструктурирование иррациональных Воззрений. Изменения на этом уровне могут быть общими и частными. Частное изменение философии означает, что индивид изменяет свои абсолютистские требования («должен» и «обязан») на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. Общее философское изменение предполагает принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом.

Чтобы добиться изменения мировоззрения на частном или общем уровне, людям рекомендуется следующее:

  1. Осознать, что они сами в значительной степени создают свои собственные психологические проблемы и, несмотря на то что условия окружающей среды могут играть в их проблемах существенную роль, в процессе изменения они учитываются обычно во вторую очередь.
  2. Полностью признать то, что они способны сами основательно справиться с собственными затруднениями.
  3. Понять, что эмоциональные и поведенческие расстройства обусловлены в основном иррациональными, абсолютистскими и догматичными Взглядами.
  4. Определить свои иррациональные убеждения и провести различия между ними и их рациональной альтернативой.
  5. Оспаривать эти иррациональные убеждения, используя реалистические, логические и эвристические методы, а также посредством чувствования и действия вопреки им.
  6. Работать над интернализацией новых, эффективных Взглядов, задействуя множество когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов измерений.
  7. Продолжать процесс изменения иррациональных убеждений и использования мультимодальных методов всю свою жизнь.
Когда люди добиваются изменения мировоззрения, они нередко спонтанно исправляют свои искаженные заключения о реальности. Однако для них может оказаться полезным поработать над этими искаженными выводами непосредственно, как всегда на это обращали внимание РЭПТ – терапевты.

Хотя рационально – эмоционально – поведенческая теория и утверждает, что иррациональные идеи являются плодородной почвой для развития и закрепления искаженных выводов, их изменение у людей может происходить и без существенных мировоззренческих преобразований. Так, они могут признавать, что их умозаключения или «автоматические мысли» - это скорее догадки о реальности, а не факты, могут создать альтернативные гипотезы, начать искать доказательства и/или проводить эксперименты, которые проверяют каждую гипотезу, и затем принять ту, которая является «лучшей ставкой» из всех имеющихся.

Несмотря на то что РЭПТ – терапевты предпочитают помогать своим клиентам добиваться основательных изменений в философии через «В», они не настаивают, чтобы их клиенты поступали именно так. Если становиться очевидным, что клиент не может или не будет в любой данный момент времени менять свои иррациональные убеждения, то РЭПТ – терапевт старается помочь ему либо напрямую изменить «А», либо изменить его искаженные выводы по поводу ситуации.

Базовая практика РЭПТТерапевтические отношения

РЭПТ является обучающей формой терапии. Альберт Эллис неоднократно определял роль эффективного РЭПТ – терапевта как авторитетного и вдохновляющего учителя, который старается научить своих клиентов тому, как быть своим собственным терапевтом после окончания формальных сеансов.

Терапевтические условия. РЭПТ – терапевт стремиться к безусловному принятию своих клиентов как несовершенных человеческих существ, которые часто ведут себя саморазрушительно, но в своей сущности никогда не бывают плохими.

В роли терапевта мы стараемся быть настолько открытыми, насколько это возможно, и не стесняемся сообщать о себе очень личную информацию, если клиент просит об этом, кроме тех случаев, когда на наш взгляд, клиент может использовать ее себе во вред. При проведении сеансов они стремятся быть терапевтически искренними.

РЭПТ – терапевты обычно используют, где уместно, юмор в работе с большей частью своих клиентов, поскольку считают, что эмоциональные расстройства в основном проистекают из того факта, что люди воспринимают себя, свои проблемы, других людей и мир слишком серьезно. Поэтому они стараются продемонстрировать клиенту преимущества серьезного, но иронично-веселого подхода к жизни. Однако они избегают шуток в адрес личности клиента и его самоуничижительных мыслей, чувств и действий. Также они стараются быть неформальными и легкими в общении с большинством своих клиентов. Тем не менее, РЭПТ – подход осуждает тех терапевтов, которые неэтично позволяют себе развлекаться на сеансах терапии за деньги клиента.

РЭПТ – терапевты проявляют к своим клиентам особый род эмпатии. Это не только «аффективная» эмпатия, но и философская эмпатия.

РЭПТ – терапевты с осторожностью проявляют по отношению к клиенту безмерную теплоту. Если терапевт очень сблизиться с клиентами и будет одаривать его огромным вниманием, теплотой, заботой и поддержкой, а также безусловным принятием, то рискует столкнуться с двумя основными проблемами. Первая заключается в том, что терапевт может подкрепить сильнейшую «потребность» клиента в любви и одобрении – две иррациональные идеи, которые стоят в центре многих психологических расстройств. Вторая проблема – терапевт может непреднамеренно закрепить у своего клиента философию низкой толерантности к фрустрации.

РЭПТ – гибкий вид терапии, не полагающий формулирования абсолютных, догматичных терапевтических правил, в ней признается, что в определенных условиях может быть оказана определенная теплая поддержка со стороны терапевта и течение некоторого времени.

Терапевтический стиль. А. Эллис рекомендует терапевтам придерживаться с большинством клиентов активно – директивного стиля и его усиленной версии с некоторыми особо проблематичными и сопротивляющимися клиентами. Но некоторые терапевты рекомендуют более пассивный, мягкий подход к клиентам и в общих, и в особых случаях. Терапевтам можно порекомендовать избегать излишне дружелюбного, эмоционально заряженного стиля взаимодействия с «истеричными» клиентами; излишне интеллектуального стиля с «обсессивно – компульсивными» клиентами; излишне директивного стиля с клиентами, чье чувство автономности легко пошатнуть; излишне активного стиля с клиентами, которые слишком быстро «бегут» в пассивность.

перейти в каталог файлов

stomfaq.ru

Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

Для понимания проблемы клиента необходимо осознавать, что заключения часто связаны в цепочку (Moor, 1983), и нередко оказывается важным отыскать в этой цепи наиболее релевантное заключение, то есть такое, которое пересекается с оценками «долженствования» человека (это, например, события, которые облекаются

форму «должен», «обязан», «надо» и т. д.). Так, если клиент сообщает, что он испытывает гаев на свою жену за то, что она забыла сходить в магазин, тем «событием», которое запускает порождающие ею гнев оценки, может быть вовсе не отсутствие продуктов. Цепь умозаключений может быть раскрыта так: жена забывает сходить в магазин — я ей напомню — она будет меня пилить — я не смогу спокойно посмотреть футбол. Любое из этих заключений может вызвать порождающие гаев оценки, поэтому часто оказывается необходимым кщс можно более полно вовлечь клиента в процесс распознавания проблемы и, задавая вопросы, помочь ему точнее вспомнить информацию, касающуюся наиболее релевантных заключений в конкретной цепочке.

Позитивные оценки-предпочтения. Пример: «Я предпочитаю, чтобы люди меня одобряли» или «Мне нравится, когда люди меня одобряют… (но они не обязаны это делать)». Эти когниции обозначаются термином «позитивные оценки-предпочтения», потому что (1) они гибкие и неабсолютные (утверждения типа «но они не обязаны это делать» редко произносятся, но часто подразумеваются в когнициях этого рода) и (2) относятся к тому, что человек определяет как позитивное. Они часто называются «рациональными» в теории РЭПТ, поскольку обычно способствуют целям и задачам человека.

Давайте допустим, что человек, придерживающийся убеждения «Я предпочитаю, чтобы люди меня одобряли», наблюдает группу смеющихся людей и приходит к выводу о том, что они смеются вместе с ним. Этот человек на основе позитивной оценки-предпочтения о том, что ему нравится одобрение, и заключения о том, что они смеются вместе с ним, может подумать следующее:

«(Предполагаю)… они считают меня забавным».

«(Предполагаю)… они симпатизируют мне».

«(Предполагаю)… их симпатия ко мне имеет множество преимуществ».

Все эти когниции — позитивные, неабсолютные заключения, потому что (1) они выходят за пределы имеющихся данных, (2) релевантные цели человека (он получает то, что ценит) и (3) их не придерживаются с абсолютной убежденностью.

«У меня хорошо получилось рассмешить их».

«Приятно слышать радостных людей»;

Два последних утверждения являются позитивными, неабсолютными оценками, потому что человек оценивает свою способность смешить людей и их радость позитивно, но в то же время условно.

Позитивные оценки-долженствования. Пример: «Люди должны одобрять меня». Подобные когниции обозначаются термином «позитивные оценки-долженствования», потому что они абсолютны, догматичны и относятся к тому, что человек убежденно определяет как позитивное. В теории РЭПТ они часто называются «иррациональными», поскольку они мешают, препятствуют достижению человеком своих основных целей и задач.

Давайте снова допустим, что группа людей смеется вместе с человеком и предположительно симпатизирует ему. На основе своих позитивных оценок долженствования он может заключить следующее. Ошибки в мышлении классифицированы в скобках.

«Я великий, благородный человек!» (сверхобобщение)

«Вся моя жизнь будет чудесной!» (сверхобобщение)

«Я заслуживаю того, чтобы со мной случалось только хорошее и замечательное!» (обожествление и требовательность)

Все эти утверждения — позитивные, абсолютные оценки. Оценки «Я» и мира позитивны, но излишне гиперболизированы.

«Уверен, что всегда буду им нравиться», (заблуждение в определенности:)

«Я убежден, что они всегда будут довольны мной», (заблуждение в определенности:)

Два последних утверждения являются позитивными, абсолютными заключениями, потому что (1) идут дальше наличных данных,

(2) позитивно относятся к целям человека и (3) их придерживаются с абсолютной убежденностью.

Негативные оценки-предпочтения Пример: «Я предпочитаю, чтобы люди не были мной недовольны» или «Мне не нравится, когда люди меня не одобряют… (хотя нет причин, по которым они не должны меня не одобрять)». Такие когниции называются «негативные оценки-предпочтения», потому что опять-таки (1) они гибки и неабсолютны (утверждения типа «но нет причин, по которым они не должны…» тоже редко произносятся, но подразумеваются в таких взглядах) и (2) имеют отношение к тому, что человек определяет как негативное — к «неодобрению людей». В теории РЭПТ они также носят название «рациональных», потому что способствуют достижению основных целей и задач человека.

www.rulit.me

Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

9. Принятие себя Здоровые люди обычно рады тому, что они живы, и принимают себя уже только потому, что живут и могут этим наслаждаться. Они не оценивают свою внутреннюю значимость по внешним достижениям или по тому, что думают о них другие. Они искренне выбирают безусловное самопринятие (БСП) и стараются не оценивать себя — свою тотальность или свое бытие. Они стремятся наслаждаться, а не самоутверждаться (Ellis, 1973,1995а; Ellis & Harper, 1975; Hauck, 1991; Mills, 1993).

10. Рискованность. Эмоционально здоровые люди склонны брать на себя риск и пытаться делать то, что они хотят, даже если велика вероятность неудачи. Они смелы, но не безрассудны.

11. Отсроченный гедонизм. Хорошо приспособленные люди обычно стремятся и к наслаждениям настоящего момента, и к тем радостям жизни, что обещает будущее; они редко закрывают глаза на будущие потери ради сиюминутных приобретений. Они гедонистичны, то есть стремятся к счастью и избегают боли, но допускают, что им еще предстоит пожить какое-то время и что поэтому надо думать не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне и не позволять минутным удовольствиям овладеть собой.

12. Антиутопизм, Здоровые люди принимают как факт то, что утопия недостижима и что им никогда не удастся получить все, что

они хотят, или избавиться от всего, что причиняет боль. Они не пытаются нереалистически бороться за тотальное счастье, совершенство и радость или за полное отсутствие тревоги, депрессии, само* бичевания и жестокости.

13. Ответственность за свои эмоциональные расстройства. Здоровые индивиды принимают значительную часть ответственности за свои эмоциональные проблемы на себя, а не обвиняют, защищаясь, других или социальные условия в собственных саморазрушительных мыслях, чувствах и действиях.

Различия между здоровыми и нездоровыми негативными эмоциями

Рационально-эмоциональная поведенческая теория постулирует, что у людей могут в одно и то же время быть как рациональные, так и иррациональные Верования. Они с легкостью могут преобразовать свои желания в требования. Так, я могу рационально считать, что «я хочу, чтобы ты меня любил», и одновременно верить в то, что «так как я очень сильно хочу, чтобы ты меня любил, ты должен меня любить». Поэтому терапевту очень важно уметь отличить иррациональные взгляды клиента от рациональных. Когда эти отличия проведены, то легче можно различить полезные и бесполезные* негативные эмоции. Считается, что здоровые негативные эмоции ассоциированы с рациональными взглядами, а нездоровые — с иррациональными. В нижеследующем списке здоровые негативные эмоции называются первыми.

1. Озабоченность — тревога. Озабоченность — это эмоция, связанная с убеждением: «Я надеюсь, что то, чего я опасаюсь, не произойдет, и будет неприятно, если это все-таки случится», в то время как тревога охватывает человека, когда он считает, что «то, чего я опасаюсь, не должно произойти ни в коем случае, и будет ужасно, если это все-таки случится».

2. Грусть — депрессия. Считается, что грусть находит, когда человек верит, что «Неприятно, что мне пришлось пережить эту потерю, но нельзя сказать, почему этого не должно было случиться». Депрессия, с другой стороны, ассоциируется с убеждением: «Этой потери не должно было быть, и то, что так получилось, просто кошмар»! В данном случае, если человек чувствует себя ответственным за эту потерю, он будет склонен к самоосуждению: «Я ничтожество», а если событие было ему неподконтрольно, он, скорее всего, будет ругать мир/жизнь: «Это жуть». Ранее было показано, что, по теории РЭПТ, в подобных оценках просматривается именно философия долженствования, которая приводит к тому, что человек начинает полагать: он никогда не получит того, что хочет — заключение, вызывающее чувство безнадежности. Например: «Я всегда должен получать то, что очень хочу. Так как этого не произошло сейчас, этого не произойдет никогда. Это безнадежно!»

3. Сожаление — вина. Чувство сожаления, или угрызения совести, случается, когда человек признает, что он совершил нечто неприглядное публично или без свидетелей, но принимает то, что он может ошибаться. Человек переживает по поводу поступка или действия, но не по поводу своей личности, потому что он верит: «Я предпочитаю не совершать плохие поступки, и очень плохо, если я их все-таки совершаю!» Вина мучает, когда человек осуждает себя за недостойное поведение, и видит себя порочным, грешным, бессовестным. — В данном случае человек страдает и по поводу поступка, и по поводу своего «Я», потому что считает: «Я не должен вести себя плохо. Если я поступаю плохо, это ужасно, и я — недостойный человек!»

www.rulit.me

Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

Хотя клиницисты, практикующие РЭПТ, иногда обнаруживают все вышеперечисленные нереалистические и нелогичные верования — и множество других, реже встречающихся у клиентов, — они особо выделяют безусловные «должен» и «обязан», которые составляют философскую сердцевину иррациональных убеждений, ведущих к эмоциональному дисбалансу. Они считают, что если они не проникнут в эти центральные убеждения, или базовые схемы, клиента и не помогут ему от них отступить, то клиент, вероятнее всего, будет продолжать их придерживаться и порождать их новые иррациональные производные.

Практикующие РЭПТ терапевты также внимательно выискивают «драматизации», «я-этого-не-переживу» и «осуждение» и демонстрируют клиентам, что они практически неизменно проистекают от их «должен» и «обязан» и что от них можно избавиться, если отбросить свои абсолютистские требования к себе, другим людям и вселенной. В то же время, рационально-эмоционально-поведенческие терапевты обычно поощряют у клиентов сильные и устойчивые желания и предпочтения и призывают их избегать чувства непричастности, отчужденности и обделенности (Ellis, 1972а, 1973,1985с, 1991с, 1994с, 1996а).

Что еще важнее, РЭПТ полагает, что нереалистические и нелогичные взгляды сами по себе не создают эмоциональные нарушения. Почему? Потому что человек может верить нереалистически: «Так как мне не везет часто, мне не везет никогда», и нелогично: «Так как мне часто не везло, мне будет всегда не везти». Но он может — в обоих случаях — прийти к рациональному выводу: «Очень плохо! Мне всегда не везет — мне и не должно везти. Мне бы этого хотелось, но это не должно быть именно так. Поэтому я постараюсь быть настолько счастливым, насколько это возможно при моем постоянном невезении». Тогда у нею вряд ли будут эмоциональные нарушения.

Повторяем, что, согласно РЭПТ, суть эмоциональных расстройств являет собой абсолютистские «должен» и «не должен», в терминах которых люди думают о своих провалах, отказах, о плохом с ними обращении других людей, о жизненных неприятностях и потерях. Таким образом, РЭПТ отличается от других разновидностей когнитивно-поведенческой терапии — основанных, в частности, Бандурой (Bandura, 1986), Беком (Beck, 1976), Голдфридом и Дэвисоном (Goldfried & Davison, 1994), Джанисом (Janis, 1983), Лазарусом (Lazarus, 1989), Мэхони (Mahoney, 1991), Молтсби (Maultsby, 1984) и Мехенбаумом (Meihenbaum, 1992) — тем, что в ней особо подчеркивается поиск терапевтом догматических, безусловных «должен» клиента, их дифференциация от его предпочтений и обучение тому, как отступил от первых и сохранить последние (Bernard, 1991; Dryden, 1994а, 1995b, 1995с; Ellis, 1962,1985с, 1994; Ellis & Becker, 1982; Ellis & Harper, 1975; Grieger & Woods, 1993; Phadke, 1982; Walen, DiGiuseppe, & Dryden, 1992).

Психологическое здоровье

Если философия «долженствования» является ядром многих психологических расстройств, то какая философия характеризует психологическое здоровье? Теория РЭПТ говорит о том, что психологически здоровых индивидов отличает философия релятивизма, или философия «пожелания». Согласно этой философии, у людей имеется огромное множество различных желаний, мечтаний, целей, предпочтений и т. д., и если они не возводят эти неабсолютные ценности в ранг грандиозных догм и требований, у них будет меньше психоз логических проблем. Однако у них возникнут здоровые отрицательные эмоции (например, грусть, сожаление, разочарование, раздражение), если их желания не будут исполняться. Эти эмоции предполагают конструктивные мотивационные качества, поскольку помогают людям устранить препятствия на пути к достижению цели, а также конструктивно изменить то, что не может быть реализовано.

Рационально-эмоционально-поведенческой теорией постулируется, что философия «пожелания» имеет три главные производные. Они представляются рациональными потому, что обычно способствуют достижению людьми своих целей или формированию новых, если прежние цели не могут быть осуществлены.

Первой основной производной пожелания является оценка, или определение неприятности, события (или антидраматизация), — рациональная альтернатива драматизации. Так, если человек не получает того, что он хочет, он признает, что это плохо. Но поскольку у него нет веры в то, что «Я должен получать то, что мне хочется», его оценки неприятности события располагаются на 0 %—100 % континууме, и поэтому он не считает произошедшее «ужасным» — это было бы чрезмерным преувеличением. В общем, если человек придерживается философии пожелания, то чем сильнее ею желание, тем более негативной будет ею оценкам случае неисполнения тою, к чему он стремился.

www.rulit.me

Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

Хотя рационально-эмоционально-поведенческая теория и утверждает, что иррациональные идеи являются плодородной почвой для развития и закрепления искаженных выводов, их изменение у людей может происходить и без существенных мировоззренческих преобразований. Так, они могут признавать, что их умозаключения или «автоматические мысли» — это скорее догадки о реальности, а не факты, могут создать альтернативные гипотезы, начать искать доказательства и/или проводить эксперименты, которые проверяют каждую гипотезу, и затем принять ту, которая является «лучшей ставкой» из всех имеющихся.

Представьте себе человека, который думает, что его сотрудники считают его дураком. Чтобы проверить эту гипотезу, он может для начала определить их негативную реакцию на него. На основе полученных данных он слишком поспешно выводит заключение: «Они считают меня дураком». Затем он может осознать, что реакция, которую он интерпретировал как негативную, могла вовсе и не быть таковой. Если она кажется негативной, он может провести эксперимент, чтобы проверить значения, которые он приписывает негативным реакциям своих сотрудников. Так, он может попросить о помощи коллегу, которому доверит провести «анонимный опрос» мнений о нем других людей. Или же он может проверить свою догадку более явно, прямо спрашивая у людей, что они о нем думают.

В результате этих действий наш человек может прийти к выводу, что его коллеги считают глупыми скорее его отдельные поступки, а не думают, что он полный дурак. У него может подняться настроение, потому что его заключения о ситуации изменились, но он все еще может верить: «Если другие думают, что я дурак, они правы, я действительно дурак, и этр ужасно». Таким образом, у него произошло изменение в выводах, но не в философии. Если этот человек пытался изменить философию, он бы мог, во-первых, допустить, что его умозаключение было верным, затем обратиться к своим оценкам этого заключения и бросить им вызов, если они оказались иррациональными (например, оценками-долженствованиями). Таким образом, он может заключить: «Даже если я веду себя глупо, это говорит о том, что я человек с глупым поведением, но не о том, что я глупый человек. И если они превращают меня в круглого идиота, то это просто их мнение, окоторым я могу не согласиться». РЭПТ-терапевты полагают, что людям легче производить глубокие философские изменения тогда, когда сначала они допускают, что их умозаключения верны, а затем оспаривают свои иррациональные идеи, чем когда они сначала исправляют свои искаженные заключения и затем оспаривают лежащие в их основе иррациональные убеждения. Однако эта гипотеза требует эмпирического исследования.

Люди могут также изменять непосредственно ситуацию («А» — активирующее событие). Так, в рассматриваемом выше примере человек мог уволиться или отвлечься от реакции коллег внеурочной работой, полностью посвятив себя ей. Или он мог выполнять упражнения на релаксацию каждый раз, когда вступал в контакт с коллегами, и снова таким образом отвлекаться от их реакции. Кроме того, человек мог поговорить с начальником, который попросил бы других работников изменить свое поведение по отношению к нему.

Когда мы используем модель РЭПТ в отношении поведенческих изменений, становится очевидно, что для достижения изменений в умозаключениях и/или философии человек может изменить свое поведение. Так, в рассматриваемом примере человек, коллеги которого считают его дураком, может изменить свое поведение по отношению к ним и таким образом вызвать у них ряд других реакций, которые приведут к переинтерпретации его предыдущих заключений (изменение в поведении приводит к изменениям в выводах). Однако если бы было возможно*определить, что они действительно держат его за дурака, тогда человек мог бы демонстрировать, что он может пережить их неодобрение, и то, что они считают его* дураком, еще не означает, что он им является. Так он научился бы принимать себя независимо от мнения других людей, в то же время подвергаясь их негативным реакциям (изменение в поведении помогает достичь изменения в философии).

Несмотря на то что РЭПТ-терапевты предпочитают помогать своим клиентам добиваться основательных изменений в философии через «В», они не настаивают, чтобы их клиенты поступали именно так. Если становится очевидным, что клиент не может или не будет в любой данный момент времени менять свои иррациональные убеждения, то РЭПТ-терапевт старается помочь ему либо напрямую изменить «А» (избегая затруднительных ситуаций или изменив поведение), либо изменить его искаженные выводы по поводу ситуации.

www.rulit.me

Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

КЛИЕНТ: Мне станет страшно.

ЭЛЛИС: Да, или вы впадете в депрессию. Правильно. Теперь вспомните, что это все те же 11 долларов, разные только Взгляды. Хорошо, теперь у вас будут все те же взгляды. Вы должны всегда иметь 11 долларов, вы должны. Эго крайне важно. Но теперь вы лезете в карман и видите, что у вас 15. Как вы будете себя чувствовать?

КЛИЕНТ: Облегченно, удовлетворенно.

ЭЛЛИС: Правильно. С теми же взглядами, что вы должны иметь минимум 11 долларов, вам кажется, что вскоре может произойти то, что пугает вас до смерти. Что это может быть, как вы думаете?

КЛИЕНТ:  Я потеряю 5 долларов?

ЭЛЛИС: Верно. Вы можете потерять 5 долларов, потратить 5 долларов Или вас могут ограбить. Все верно. Теперь мораль всего примера, которая приложит ко всем людям: богатым и бедным, белым и черным, мужчинам и женщинам, старым и молодым, в прошлом или будущем, при допущении, что люди всегда люди, — она в том, что люди сами делают себя несчастными, если не получают то, что они должны, на их взгляд, иметь; но они также паникуют, если у них это есть, и все из- за своих «должен» и «обязан». Потому что даже когда у них есть то, что они должны, по их мнению, иметь, они в любой момент могут этого лишиться.

КЛИЕНТ: Получается, что я никогда не смогу быть счастливым, если у меня не будет того, что, как мне кажется, я иметь должен, и вряд ли смогу не беспокоиться, даже если у меня это будет?

ЭЛЛИС:  Правильно! Ваши «долги» вас ни к чему не приведут, кроме как к депрессии и панике!

 Одна из важных целей стадии оценивания в РЭПТ — помочь клиенту увидеть различия между своими основными проблемами (например, депрессией, тревогой, уходом, аддикцией) и вторичными, то есть проблемами из-за первичных проблем (например, депрессией по поводу депрессии, тревогой по поводу тревоги, стыдом из-за ухода, виной по поводу аддикции). РЭПТ-терапевты зачастую сначала оценивают вторичные проблемы, а не первичные, потому что они требуют первоочередного терапевтического внимания, поскольку клиентам может быть, к примеру, трудно сосредоточиться на тревоге как основной своей проблеме, если они нещадно винят себя за тревожность. Вторичные проблемы оцениваются тем же образом, что и основные.

Когда конкретные проблему были адекватно оценены в соответствии с моделью А — В—С и клиент четко понял связь между своими иррациональными Взглядами и их дисфункциональными эмоциональными и поведенческими Следствиями, терапевт может переходить к стадии оспаривания, или переубеждения. Одна из целей оспаривания состоит в том, чтобы помочь клиенту прийти к интеллектуальному инсайту о том факте, что доказательств в пользу существования его абсолютистских требований или их иррациональных производных («драматизации», «осуждения» и «Я-этого-не-переживу») не существует. Есть только доказательство тому, что когда он останется при своих неабсолютистских предпочтениях, то, если те не реализуются, он получит неприятные, или «плохие», результаты, а если реализуются — результаты будут желательные, или «хорошие». Интеллектуальный инсайт в РЭПТ определяется как осознание того, что иррациональные Взгляды часто приводят к эмоциональным нарушениям и дисфункциональному поведению, рациональные — почти всегда способствуют эмоциональному здоровью. Но когда люди понимают это и придерживаются рациональных Взглядов недостаточно строго или лишь изредка, то интеллектуальный инсайт вряд ли поможет им измениться (Ellis, 1963,1985с, 1994с, 1996а). Так что РЭПТ не прекращается после интеллектуального инсайта, она использует его как трамплин к стадии проработки в терапии. В этой стадии клиентов побуждают использовать множество различных когнитивных, эмоциональных и поведенческих методик, созданных для достижения эмоционального и поведенческого инсайта. Эмоциональный инсайт в РЭПТ определяется как сильное и стойкое убеждение, что иррациональные идеи дисфункциональны, а рациональные — полезны (Ellis, 1963). Когда человек достиг эмоционального инсайта, он обычно склонен думать-чувствовать-действовать в соответствии с рациональными Взглядами;

Стоит коснуться еще двух моментов относительно стадии оценивания в РЭПТ. Во-первых, терапевт должен быть готов к проблемам обеих сферах — сфере Эго и сфере беспокойства по поводу дискомфорта, особенно к тому, что эти сферы часто переплетаются и может потребоваться тщательный анализ, чтобы их распутать. Во-вторых, РЭПТ-терапевты обращают пристальное внимание на другие способы упрочения людьми своих проблем и пытаются тщательно оценить их в ходе терапии. Так, люди часто стремятся защитить себя от угрозы своему эго и чувству комфорта. Терапевты знают, что дисфункциональное поведение по большей части носит защитный характер, и помогают своим клиентам определить, какие иррациональные идеи лежат в основе их дисфункционального поведения. К тому же иногда психологические проблемы укрепляются за счет того, что человек считает Следствия выгодными и игнорирует их негативные стороны. Если планируется проведение продуктивных терапевтических стратегий, эти выгоды также требуют серьезной оценки.

www.rulit.me


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта