Одинаковые поведенческие реакции животных и человека. Реакции человека поведенческие


Бессознательные реакции людей — Психология человека

Мы не всегда можем замечать характерное для многих людей поведение, которое является их реакцией на действия окружающих, или на ситуацию в целом. Дело в том, что бессознательная часть нашей жизни и следовательно бессознательное поведение с нашей стороны, занимает у многих из нас большую часть времени, а в ряде случаев, люди так живут всю жизнь. Поэтому для них в порядке вещей, наблюдать за аналогичным поведением со стороны других людей, ведь для них это обыденность, и они сами так себя ведут. Таких подавляющее большинство, к счастью или к сожалению, сказать сложно, но в целом люди движимы только инстинктами, и редко задумываются над своим поведением и своими поступками в полной мере. Здесь конечно огромное значение имеет природное подражание, заключенное в нас. Ведь с самого детства, ребенок чтобы чему-то научиться, просто подражает своим родителям, или тем, кто его окружает. Дело в том, что мы просто не знаем о том, как нам следует себя вести в той или иной ситуации, как реагировать на что-либо, что не выглядит столь очевидным.

Очевидная агрессия, вызывает страх или раздражение, с этим нам разобраться проще, но вот то, что является так называемым этикетом общения, природой в нас не заложено, это мы сами себе придумываем разного рода правила, которым необходимо следовать каждому члену общества. В качестве примера мы можем рассмотреть с вами приветствие людей, ведь у разных народов, согласно их традициям, оно разное. Вот протягивает вам человек руку, чтобы пожать вашу, и разве вы задумываетесь о том, что это значит? Пожалуй, что в подавляющем большинстве случаев, нет, вы просто реагируете согласно установке в вашей голове и жмете руку в ответ, если конечно не игнорируете человека. Или скажем кто-то поднял руку и поприветствовал вас, вы не задумываясь сделали то же самое, просто инстинктивно, вы отзеркалили то, что увидели. Одно дело, когда вы знаете значение того или иного жеста, и реагируете хоть и инстинктивно, но все же понимая более или менее что вы делаете. Но как ведут себя люди, когда не знают значение того, что им показывают?

Здесь все делится на агрессивную и дружелюбную часть, вы либо видите опасность, либо нет. Агрессивные действия, могут вызвать у вас самые разные реакции, но так или иначе, все они будут защитными. Дружелюбное отношение в вашу сторону, соответственно предрасположит вас к человеку. К чему я клоню, так это все к той же не осознанной реакции с нашей стороны, именно тогда, когда мы не знаем четкого определения поведения в отношении к нам со стороны других людей. На этом очень часто играют те, кто все это понимает, они втираются к нам в доверие, читают нас как открытую книгу, и манипулируют нашим поведением. Понимать это начинаешь только тогда, когда видишь тот негативный или просто проигрышный для себя результат. К примеру, вы хотите знать, как к вам относится человек, которого вы более или менее знаете, и для этого вы делаете неожиданно следующую вещь. Вы приветствуете этого человека, улыбаетесь ему или просто поднимаете руку в знак приветствия, или даже лезете обниматься.

Самое главное сделать это неожиданно, чтобы человек отреагировал моментально, не задумываясь, тем самым вы сможете увидеть его искреннее к вам отношение, без всяких масок. Если человек к вам относится хорошо, он отреагирует позитивно, вы просто должны заметить эту реакцию в первые, секунды вашей активности. Если вам улыбнулись, или в глазах вы увидели радость, или вам в ответ подняли руку, в общем, любая позитивная реакция в первые, секунды, будет искренней, ибо она инстинктивна и отражает то, кем вы являетесь для этого человека согласно его установке. Дальнейшее поведения и слова уже не имеют особого значения, поскольку они уже могут быть более или менее осознанными, и просто отражать интерес этого человека в отношении вас, какие-то задумки и прочее, в общем, все, что требует актерского мастерства. Так что эффект неожиданности и пристальное внимание с вашей стороны на те самые первые реакции человека, покажут вам правду. Еще лучше делать это, когда человек суетится, его мысли разбросаны, внимание рассеяно, и он просто не концентрируется ни на чем конкретном, все его реакции в таком случае, инстинктивные, отражающие его реальные установки в голове.

Вот на таких вот бессознательных реакциях, играют разного рода мошенники, на нее рассчитана реклама и активные продажи, все, что застает вас врасплох и не дает вам думать, воздействует на ваши инстинкты и бессознательное поведение с вашей стороны. А все потому, что бессознательная часть жизни, преобладает над сознательной, и мы все равно будем вести себя инстинктивно в большинстве случаев. Даже такие люди как я, которые прекрасно понимают природу всех своих действий, реакций, мыслей, желаний и прочих проявлений своего поведения, часто делаем все инстинктивно. Здесь дело не в знаниях и уме, а в скорости мышления, которая должна быть просто огромной, чтобы задумываться абсолютно над всем. Такой роскоши мы себе позволить не можем, во всяком случае я не знаю таких людей, может быть только Будда, согласно легендам, был настолько просвещенным, что полностью жил сознательной деятельностью. Лично я таких людей не встречал и о себе не могу сказать такого, ведь очень многие вещи в своей жизни, я делаю инстинктивно, просто реагируя на них.

Конечно для меня как для человека знающего психологию, процент бессознательного поведения намного ниже, чем у простого человека, который не задумывается о природе своего поведения, а просто реагирует на все, согласно своим установкам. Так что по большей части наше мышление носит программируемый характер, и когда приходит время принимать решение быстро, долго не задумываясь над ним, мы подставляем готовый ответ и выдаем соответствующую реакцию. И раз уж, наша скорость мышления не дает нам возможности все тщательно обдумывать, надо по крайне мере запасаться правильными ответами, на возможные вопросы, и реагировать адекватно ситуации. Это как у боксера, у которого в голове есть набор адекватных реакций, на действие соперника, думать боксер не может, это слишком долго, в основном он действует инстинктивно, просто выдает определенную реакцию, это быстрее и следовательно надежнее в таком виде спорта как бокс.

Но наша жизнь требует от нас того же, она тоже заставляет нас реагировать чаще, чем думать, дабы мы не столько верно, сколько своевременно приняли правильное решение. И все же скорость своего мышления повышать можно и нужно, это дает значительное преимущество в этой жизни, делая ее более осознанной, благодаря чему мы чаще можем принимать правильные решения и реже ошибаться. Но о способах повышения скорости своего мышления и повышения его качества как такового, я напишу в своих последующих статьях, ибо в двух словах для большинства людей, этот вопрос не изложишь.

psichel.ru

Виды реакций человека на кризисную ситуацию

     Виды  реакций человека на кризисную ситуацию:

     1. Непосредственная (острая). Возникает  сразу после психотравмирующего  события, в течение суток после него. Возможны два вида реакций:

     а) Шок. Это гиподинамическая реакция, человек даже не может двигаться или пошевелиться, притупляются сигналы поступающие от органов чувств (человек хуже слышит, видит), теряет способность воспринимать информацию и принимать решения (говоря проще, плохо соображает, может совершать нелогичные действия), остаются только безусловные рефлексы. Можно сказать про человека, испытывающего такую реакцию, он «оцепенел».

     6) Паника. Характеризуется избыточной  двигательной активностью, у человека  может начаться «истерика». Человек  совершает нелогичные панические  действия. Из-за высокого уровня  адреналина в крови может совершать  поступки, на которые не способен  в обычном состоянии, например, приподнять очень тяжелый предмет (или вынести другого человека). Известны случаи, когда двигались люди с переломом позвоночника (альпинист Александр Перекотиенко, пострадавший в горах от удара молнии).

     2. Отсроченная. Проявляется от одного до шести через месяцев после кризисной ситуации, когда человек по идее должен был бы уже начать забывать то, что с ним произошло.

      Выражается  она в посттравматическом стрессовом расстройстве.

     Посттравматическое, стрессовое расстройство (ПТСР) - срыв, возникающий при внезапном воздействии на психику человека сильных или длительных стимулов, вызванных чрезвычайной ситуацией. 

     Признаки ПТСР возникают, когда человек пережил кризисную ситуацию, представлявшую реальную угрозу его жизни и здоровью. Они подразделяются:

     1. Симптомы вторжения, которые проявляются  в виде:

     а) Навязчивые воспоминания, когда человек  всё время непроизвольно вспоминает ситуацию, произошедшую с ним.

     б) Частые повторяющиеся сны, детально воспроизводящие психотравмирующую  ситуацию, произошедшую с человеком. (Человек обычно не очень четко  помнит психотравмирующую ситуацию, особенно то, что происходило когда  он находился в состоянии шока или паники, во сне ситуация возвращается к нему во всех деталях).

     в) «Вспышка назад» («Флеш-бек» - специфическое состояние, при котором человек живо и реально вновь переживает психотравмирующую ситуацию, так, как будто она происходит с ним в настоящий момент. «Флеш-бек» может быть вызван людьми, предметами, ситуациями, хотя бы отдаленно сходными с психотравмирующей ситуацией.

     г) Психологический дистресс под влиянием внешних факторов, совпадающих или напоминающих психотравмирующие. Может быть очень сильным. Человек испытывает чувства страха и паники сталкиваясь с людьми или предметами, напоминающими ему о кризисной ситуации.

     д) Неадекватное поведение. Возникает под влиянием внешних факторов, сходных с психотравмирующими (симптомы физиологической реактивности).

     2. Реакция избегания. Попытки избежать мыслей, разговоров, действий, ощущений, мест, людей, связанных с травмой, трудности, связанные с воспроизведением подробностей травмы (психогенная амнезия), снижение интереса к тому, что ранее было значимо, почти нет проявлений позитивных эмоций, ограниченная жизненная перспектива.

     3. Повышенное физиологическое возбуждение.

     а) Нарушения сна

     б) Раздражительность (вспышки гнева)

     в) Невозможность концентрации внимания

     г) Сверхбдительность

     д) Чрезмерная реакция

     4. Дистресс во всех видах деятельности: трудовой, семейной, социальной.

     5. Изменение личности.

Виды изменений  личности после психической травмы:

     1. Жертва - низкая социальная активность  и постоянные упоминания о  травме.

     Окружающие  обязаны ему помогать. Такой тип  личности будет постоянно напоминать всем какое несчастье с ним случилось (даже спустя 10-20 лет), подавать в суд (на правительство, обращаться в международный суд по правам человека). Манипуляция при помощи жалости («давить на жалость»). Таким людям нравится позиция жертвы. (Бедный я несчастный, со мной случилось такое, пожалейте меня!)

     2. Спасатель - Социальная активность, ему до всего есть дело, раздает  советы о том, как надо поступать  в любых ситуациях направо  и налево, ссылаясь на свой  огромный жизненный опыт. Помощь  носит навязчивый характер. Такой  тип личности может по своей  инициативе и на свои деньги  покупать огнетушители и устанавливать  их в школах, раздавать противогазы  в метро, насильно переводить старушек через улицу. (Я не хочу, чтобы с кем-то случилось то же самое, что случилось со мной, я буду всем помогать и предупреждать, ведь я знаю, что делать.)

     3. Палач. Заветная мечта - отомстить.  Другие должны пережить то, что  пережил он, чтобы было справедливо.  Такие люди часто сами становятся  маньяками, террористами, идут в  криминальные группировки с целью  отомстить другим людям за  то, что с ними такого не  случилось, или обществу за  то, что такое случилось именно  с ними.

     В заключение следует сказать что человек, переживший кризисную ситуацию, сильно меняется, он должен найти новый смысл в жизни, новые ценности, осознать новые качества, возникшие под влиянием травмы, конструктивно использовать прио6ретенный жизненный опыт. 

Страх, как фактор риска  в ЧС

Страх вредит ? А может приносит только пользу ? В ситуации ЧС на эти вопросы однозначного ответа нет. Тут все зависит от обстоятельств, в которых оказался человек..

Совершаемые действия под влиянием страха в одних случаях  могут принести положительную динамику,  в -других ускорить гибель.

Страх приходит не только в момент ЧС. Любое неожиданное  событие может послужить толчкам  к появлению и нагнетанию страха. Например :

 

У возникшего состояния  тревоги есть два пути развития :

Правило :

Чувство страха возникает мгновенно при неожиданно возникшей опасности, столкновение автомобилей, землетрясение...

Состояние страха достигает своего апогея:

У каждого человека поведенческие реакции  на опасность индивидуальны. В различных ситуациях проявляются по разному.

Общие типы поведения  людей оказавшихся в условиях ЧС :

Рассмотрим подробнее. Активный тип реакции на опасность .

главный принцип  удалиться, убежать от опасности, мгновенное действие(поведение импульсивное).

Такой тип поведения  может  себя оправдывает при выживании индивидуальном. При выживании группой, как правило такое поведение усугубляет ситуацию. Пример :

 

 

Действия  одного человека подвергают опасности остальных  членов группы.

Нередки случаи когда люди в панике и спешке покидали терпящее бедствие судно, обретая себя на гибель, вместо того чтобы бороться за его живучесть, сохранение плавучести.

Пассивный тип  реакции на угрозу.

Человек попавший в ЧС чувствует себя полностью растерянным. Ясно осознавая опасность положения он не знает что делать в данный момент. Человек совершает лишенные всякого смысла, беспорядочные движения.В голове мелькают варианты поступков, но не один не кажется правильным.

Что бы растерянность  ,вызванная страхом прошла, руководителю достаточно четко дать команду, определить круг обязанностей.

Может наступить  мгновенный испуг в результате :

Человек не в  силах совершать действия, замирает в полном оцепенении-резкая психическая и двигательная заторможенность.Он не может кричать подавать сигналы. Падает в обморок.

В большинстве  случаев реакция ступора, заторможенности  во много раз усложняет работу поисково спасательных отрядов из за пассивного поведения людей попавших в ЧС.  

Разумный или  адекватный тип реакции на угрозу в условиях ЧС .

Данный тип  поведения присущ людям психологически и профессионально подготовленным к действиям в условиях ЧС :

Мгновенная  оценка обстановки, выявления опасных  факторов. 

Самое опасное проявление страха-ПАНИКА.

Массовая паника имеет место быть :

Правило :

Массовая  паника очень быстро нагнетает коллективный страх !

Возникновению паники способствует :

 

 

Нарастанию паники в группе могут воспрепятствовать :

 

Страх при долговременном выживании приобретает  иной вид:

Как это может  проявляться ? Человека покидает надежда на спасение , он становится пассивным, исчезает интерес к происходящему. Вялая реакция на угрожающие ситуации.Нельзя исключать истерику и попытки суицида.

Нервно - психическая  напряженность.

В этой ситуации человек боится пить из незнакомых источников, употреблять необычные  продукты питания( яйца муравьев ,гусениц, крыс...).В каждой ситуации ищет скрытую угрозу.  

Чем опасно такое  состояние?

Контролер опасности-страх.

Число травм  и жертв увеличилось бы в разы если бы отсутствовал риск принятия неправильных решений.

Брать во внимание СТРАХ необходимо при принятии ответственного решения. Пренебрежение опасностью это преступление.

stud24.ru

Особенности поведенческих реакций личности в чрезвычайных ситуациях

Замечание 1

Вопросы поведения человека в различных чрезвычайных ситуациях весьма актуальны для подготовки руководителей, спасателей, а также населения к действиям при возникновении экстремальных ситуаций.

Страх

Рассматривая вопросы поведения человека при ЧС наибольшее внимание уделяется психологии страха.

Человек постоянно преодолевает опасности, которые угрожают его существованию, что порождает (вызывает) страх, т. е. кратковременное или длительное эмоциональное состояние, порождаемое действительной или мнимой опасностью.

Страх выступает сигналом тревоги, который вызывает вероятность защитных действий человека.

Страхом у человека вызываются неприятные ощущения — это негативное действие страха, но при этом страх — также является и сигналом, командой к индивидуальной или коллективной защите, ведь главная цель, которая стоит перед человеком — это сохранение собственной жизни, продление своего существования.

Необходимо учитывать, что наиболее часто, как результат реакции на опасность, человек совершает необдуманные, бессознательные действия.

Наиболее опасны для человека факторы, которые могут привести его к гибели в результате различных агрессивных воздействий.

Агрессивными воздействиями могут быть следующие факторы:

Готовность человека к чрезвычайным ситуациям

Замечание 2

Различные ЧС и катастрофы, значительные трагические последствия способны вызывать у людей большую эмоциональную возбуждённость, они требуют от человека повышенной морально - психологической стойкости, проявленитя решительности и выдержки, готовности к действию: оказанию помощи пострадавшим, спасению гибнущих материальных ценностей.

На психику человека отрицательно воздействуют непосредственная угроза жизни, а также тяжёлая картина разрушений и опустошений.

В случае ЧС может быть нарушен процесс нормального мышления, ослабляться или полностью исключаться контроль над собой и своими действиями, что может привести к непредсказуемым последствиям.

Преодолению страха, как правило, способствует, чувство собственной ответственности, осознание значимости дела, которое делают.

Неподготовленные психологически, не закалённые люди испытывают чувство страха и стремятся покинуть опасное места, может иметь место психологический шок, который сопровождается оцепенением мышц.

В такие моменты происходит нарушение процесса нормального мышления, ослабление или полная потеря контроль сознания над чувствами и волей.

Нервные процессы (торможение или возбуждение) проявляются по-разному. Например, у некоторых людей могут расширяться зрачки , появляться холодный пот, нарушаться дыхание, начинается сердцебиение, появляются спазмы периферических кровеносных сосудов, слабеют мышцы, может измениться тембр голоса, а иногда полностью теряется дар речи.

Также известны смертельные случаи при внезапном страхе от резких изменений в работе сердечно- сосудистой системы.

Такое состояние может продолжаться довольно долго от нескольких часов и до нескольких суток.

Иногдапри ликвидации последствий срезвычайных ситуаций наблюдают людей, которые находясь в сильнейшем состоянии душевной подавленности, бесцельно бродят по развалинам длительное время.

Причины поведенческих реакций человека в ЧС

Причинами такого поведения человека являются:

spravochnick.ru

Психологические реакции — Мегаобучалка

Психологические реакции делятся на два основных типа: аффективные и когни­тивные. Под аффективными реакциями понимаются положительные и отрица­тельные эмоции, которые возникают в результате несправедливого обращения. В ходе кросс-культурного исследования психологических реакций на несправед­ливость было обнаружено, что 25 различным культурам присущ один и тот же набор эмоциональных реакций (Mikula, Scherer & Athenstaedt, 1998). В процессе исследования испытуемые рассказывали о том, что породило разного рода эмоци­ональные реакции (страх, гнев, печаль, отвращение, стыд и чувство вины). В соот­ветствии с теорией справедливости (Adams, 1965), несправедливость достаточно часто была причиной гнева, сопровождаемого отвращением, печалью, страхом, сты­дом и чувством вины. Такой порядок перечисления был одинаков в разных стра­нах, включенных в исследование, что говорит об определенной универсальности эмоций, связанных с несправедливостью.

Тем не менее нам это представляется несколько сомнительным, поскольку мы полагаем, что «универсальность», выявленная в ходе данного исследования, явля­ется следствием использования определенных методов. Респондентов просили вспомнить ситуацию, которая заставила их испытать каждую из перечисленных эмоций. Скорее всего, респонденты при этом думали о разных ситуациях, и эти ситуации были различными в разных культурах. Так, разновидности случаев несправедливости, которые вызвали гнев, возможно, для разных культур были раз­личными. Например, в индивидуалистической культуре несправедливость в отно-

шении отдельной личности служит более вероятной причиной гнева, чем неспра­ведливость по отношению к мы-группе, а в отношении коллективистской культуры, скорей всего, верно обратное. Таким образом, несправедливость может быть при­чиной гнева как в индивидуалистической, так и в коллективистской культуре, но причины этого гнева различны.

Одно из исследований, проведенных в США, подтверждает связь между неспра­ведливостью и гневом (Sprecher, 1986). В ходе этого исследования студенты рас­сказывали о своих реакциях на несправедливость в их отношениях с близкими людьми и о возникавших у них при этом эмоциях. Как для мужчин, так и для жен-шин гнев был чувством, наиболее тесно связанным с ощущением несправедливости. Эти данные говорят о том, что в индивидуалистической культуре несправедли­вость, связанная с межличностными отношениями, ассоциируется с гневом. Сохра­няется ли эта связь в отношении иных типов несправедливости или в коллекти­вистской культуре, еще предстоит определить.

Другое исследование, проведенное в США, было посвящено чрезвычайно важной негативной эмоциональной реакции на несправедливость — зависти (R. H. Smith, Parrott, Ozer & Moniz, 1994). В ходе исследования было обнаружено, что для тех, кто испытывает зависть, ощущение несправедливости ассоциируется с враждеб­ностью. Исследователи сравнивают зависть, которую они считают по существу скрытой (и имеющей нежелательный с социальной точки зрения характер) эмоци­ональной реакцией на несправедливость с негодованием, которое оценивают как более открытую (и приемлемую в социальном плане) эмоциональную реакцию на несправедливость. В кросс-культур ном контексте, возможно, зависть в большей степени свойственна коллективистской культуре, для которой контроль и прояв­ление эмоций — более значимые моменты, тогда как для индивидуалистической культуры скорее характерно негодование.

Когнитивные реакции на несправедливое обращение предполагают прежде все­го переосмысление совершенной несправедливости или изменение самооценки и оценки окружающих. Человек может переосмыслить происшедшее, изменив пред­ставления о своих правах, представления о подлинном масштабе несправедливо­сти или изменив атрибуцию вины за происшедшее (ср. Rutte & Messick, 1995). В любом случае когнитивные реакции ведут к преувеличению или преуменьшению масштабов пережитой несправедливости в восприятии индивида. Например, чело­век может прийти к выводу, что он достоин большего, чем получил на самом деле, и что виновен в этом исключительно нарушитель, а следовательно, несправедли­вость более значительна, чем потерпевший полагал вначале. В соответствии с тео­рией справедливости, люди могут восстановить справедливость, касающуюся вза­имоотношений, путем переоценки внесенного ими или окружающими вклада и полученного результата (Walster, Walster & Berscheid, 1978). Подобный процесс может происходить и по отношению к иным видам несправедливости. Стресс и его симптомы мы тоже можем отнести к психологическим реакциям на несправедли­вость.

Исследований культурных различий в когнитивных реакциях на несправедли­вость проведено очень мало. Создавая Китайский опросник для личностной оцен­ки, Чейнг и с коллегами (Cheung et al., 1996) включили в него шкалу, названную

ЛЛ-(2-ментальность, которая считается свойственной китайцам, и предполагает защитную когнитивную переоценку нанесенных оскорблений. Например, если индивида вынуждают отдать что-либо, он может думать, что он щедрый человек и помогать людям хорошо. Сейчас проводятся кросс-культурные исследования, цель которых — выявить культурные различия в отношении такого подхода. Так или иначе, необходимо расширение кросс-культурных исследований, касающих­ся когнитивных реакций на несправедливость.

Поведенческие реакции

Две категории реакций были выделены как Лейнгом и Стефаном (Leung & Stephan, 1998,2000), так и Райтом и Тэйлором (Wright & Taylor, 1998) — открытая реакция на несправедливость и отсутствие открытой реакции. Поведенческая реакция на несправедливость включает четыре этапа. Во-первых, ситуация определяется как несправедливая. На этом этапе человек приходит к выводу, что он заслуживает иного результата или лучшего обращения, чем то, которое имело место (Crosby, 1976). По мнению Джоста (Jost, 1995; Jost & Banaji, 1994), некоторые люди не чув­ствуют несправедливости, оправдывая существующую систему, что связано с от­сутствием революционного классового сознания, недостатком общения тех, с кем несправедливо обходятся, и низким уровнем групповой идентичности. Другая при­чина заключается в том, что желание верить в справедливое устройство мира так­же заставляет людей считать, что им не следует страдать от несправедливости (Lerner, 1980).

Фернхэм (Furnhara, 1985), например, обнаружил, что в период апартеида в Южной Африке чернокожие демонстрировали большую склонность верить в спра­ведливое мироустройство, чем их собратья в Великобритании. Вера чернокожих южноафриканцев в справедливое мироустройство уменьшала их восприимчивость к несправедливому обращению, и, возможно, это делало их поведенческие реакции на несправедливость социальной системы менее выраженными. Наконец, как от­мечалось выше, определенные культурные установки могут смягчать остроту не­справедливости. Представление о карме в Индии является основой веры в предо­пределенность страдания и приглушает ощущение несправедливости, Таким обра­зом, если несправедливость не определяется как таковая, то поведенческая реакция на нее может отсутствовать.

На втором этапе виновник обвиняется в совершенной несправедливости. Атри­буция вины предполагает принятие решения о том, что индивид или группа несут ответственность за несправедливость, их действия были предумышленными и зло­намеренными (Tedeschi & Nesler, 1993). Атрибуция вины обычно связана с чув­ством гнева, по крайней мере на Западе (Quigley & Tedeschi, 1996). Иногда атри­буция вины себе или окружающим является ошибочной (Jost, 1995; Jost & Banaji, 1994). В таком случае, несмотря на то что несправедливость не остается неза­меченной, мер в отношении виновника не предпринимается, поскольку на него не возлагают ответственность за совершенную несправедливость. Подобным образом, когда тот, кто несет ответственность за несправедливость, признает свою вину в происшедшем, восприятие несправедливости становится не столь острым и пре­дупреждает возможные реакции (Bies, 1987; Davidson & Friedman, 1998).

Подобным образом, исследование, проведенное в Японии, показывает, что при­несение виновником извинений за содеянное может смягчить негативную реакцию на несправедливость (Ohbuchi, Kameda & Agaric, 1989). В ходе исследования сту­денты, получившие незаслуженную негативную оценку со стороны другого студен­та, реагировали на нее менее агрессивно, если обидчик извинился за свои заблуж­дения, которые привели к несправедливой оценке.

В исследовании, которое учитывает ряд аспектов двух названных этапов, Фрой-денталер и Минула (Frcudenthaler & Mikula, 1998) обнаружили, что у австрий­ских женщин чувство несправедливости по поводу разделения домашних обязанно­стей, определялось ощущением нарушения их прав и атрибуцией вины партнеру, при этом оправдывающие партнера обстоятельства не принимались во внимание. В предыдущем разделе мы говорили о том, что вообще нарушитель чаще обвиня­ется в своем недостойном поведении в индивидуалистической, чем в коллекти­вистской культуре. Однако остается непонятным, существуют ли культурные различия в результативности компенсаторного поведения, связанного с совер­шенным проступком, такого как объяснение своего дурного поведения или при­несение извинений.

На третьем этапе человек должен прийти к пониманию того, что в его интере­сах или в интересах его группы отреагировать на несправедливость определенны­ми действиями, а не бездействием. Однако следует отметить, что порой люди реа­гируют на несправедливость спонтанно, почти не обдумывая свое поведение.

На четвертом этапе человек должен реализовать свое решение. В соответствии с теорией мобилизации ресурсов, определенные типы поведенческих реакций воз­можны лишь при наличии у индивида, с которым обошлись несправедливо, опре­деленных ресурсов (Klandermans, 1989; Martin, Brickman & Murray, 1984; Tilly, 1978). Эти теоретики утверждают, что, например, коллективный протест неосуще­ствим при отсутствии необходимых ресурсов (время, сцлы, деньги, поддержка). Возможно, это положение следует рассматривать более широко. Вообще люди вряд ли будут реагировать на несправедливость определенными действиями, если у них отсутствуют соответствующие ресурсы. Подобным образом, если человек считает, что его поведенческая реакция на несправедливость бессмысленна и не приведет ни к какому результату, вряд ли он станет что-либо предпринимать (Klandermans, 1989). Может быть, уместно отметить, что поведенческая реакция на несправедли­вость не обязательно должна быть конструктивной, осмысленной и результатив­ной в глазах субъекта поведения. Месть, агрессия, бесчинства и деструктивный протест, например, могут принести глубокое удовлетворение тем, кто прибегает к соответствующему поведению, несмотря на то что ситуация, которая породила несправедливость, в результате такого поведения может остаться прежней. Таким образом, если люди не считают, что они заслуживают лучшей участи, не обвиняют обидчика, не считают, что в их интересах предпринять определенные действия, не имеют в своем распоряжении ресурсов, необходимых для реализации определен­ного поведения, или не верят, что их поведение приведет к желаемому результату, они бездействуют. Разумеется, отсутствие поведенческой реакции не означает отсутствия психологической реакции.

Мы рассмотрели ряд причин, по которым диапазон поведенческих реакций представителей коллективистской культуры может быть достаточно узок. Их стремление к избеганию конфликтов ведет к подавлению поведенческих реакций. В коллективистских обществах, таких как Япония и Таиланд, преобладает вто­ричный контроль (изменение самого себя в соответствии с окружением), в инди­видуалистических же обществах, таких как США, предпочтение отдается первич­ному контролю (изменение окружения в соответствии с собственной личностью) (McCartyetal., 1999; Weisz, Rothbaum & Blackburn, 1984), и это еще одна причи­на, по которой поведенческие реакции в коллективистских обществах менее вы­ражены.

Подводя итог, можно сказать, что культура может оказывать влияние на про­цессы, лежащие в основе поведенческих реакций на несправедливость, на любой стадии. Судя по всему, у представителей коллективистских культур не обращают внимание на незначительные проявления несправедливости со стороны членов мы-группы в интересах сохранения гармонии. Вероятно, они более восприимчивы к объяснениям и извинениям, чем представители индивидуалистических культур. Даже если несправедливость замечена, существует достаточно много обстоя­тельств, с учетом которых представители коллективистских культур могут решить, что цена реакции на несправедливость неоправданно высока по сравнению с ре­зультатами. Кроме того, возможно, деструктивная реакция рассматривается ими как бессмысленная и бесполезная. При этом представители коллективистских культур, по-видимому, чаще, чем представители индивидуалистических культур, реагируют па несправедливость конструктивно.

Как уже говорилось выше, акцент на эгалитаризме и справедливости в культу­рах с незначительной дистанцией по отношению к власти с высокой степенью ве­роятности может привести к деструктивному поведению представителей такой культуры, как реакции на несправедливость. В культурах, где дистанция по отно­шению к власти значительна, люди с высоким общественным положением могут особенно остро реагировать на несправедливость, поскольку они, очевидно, не ожидают ее и, как правило, располагают необходимыми для реакции властью и ресурсами. Люди с низким социальным статусом в таких культурах, скорее всего, подобны коллективистам в их стремлении не ощущать несправедливость или не реагировать на нее, поскольку их реакция может нарушить нормы иерархии и по­влечь угрозу возмездия. Фатализм, который присущ культурам с высокими пока­зателями дистанции по отношению к власти, тоже способствует нежеланию реа­гировать на несправедливость Qost, 1995). В культурах, в которых дистанция по отношению к власти значительна, реакция на несправедливость, очевидно, во мно­гом зависит от уровня возможностей человека, в отличие от культур, где дистан­ция по отношению к власти невелика.

megaobuchalka.ru

Одинаковые поведенческие реакции животных и человека

Новая наука о поведении животных, называемая этологией, изучает поведенческие реакции человека с другими существами животного мира. Что мы делаем так же, как и животные? Какие одинаковые побуждения, если только они существуют, есть у нас и у них?

Какие формы и виды поведенческих факторов были нами унаследованы от наших «до человеческих» предков? Эти вопросы возникают в связи с теми данными, которые получены недавно учеными-этологами. Данные эти многих приводят в смущение, так как косвенно воскрешают антропоморфизм, к которому теперь все питают отвращение.

Антропоморфизм, то есть приписывание человеческих мыслей и чувств животным, — сильнейшее пугало для многих биологов. Поэтому сходство поведения человека и животных содержит предположение, что животные управляют своими поступками точно так же, как человек.

Однако существуют различные виды деятельности животных, которые могут быть изучены без предвзятых выводов об их сознательности.

Важность изучения истоков, определяющих наше поведение, постепенно получает должное признание, но и поныне этологов иногда обвиняют в антропоморфизме. Такое обвинение противоречит логике. Ведь давно установлено, например, что высшие представители животного мира, а именно позвоночные животные обладают почти схожей анатомией скелета.

Крылья птиц, передние конечности рукокрылых и лошадей, руки людей и плавники китовых похожи по строению, и теперь этот факт уже никто не отрицает. Несколько позднее стали усматривать сходство желез многих живых существ. Гормоны, выделяемые железами внутренней секреции животных, настолько сходны с человеческими, что при недостаточности у нас собственных гормонов мы, люди, лечимся гормонами из желез животных.

Эти гормоны в значительной мере управляют произвольным поведением животных (да и нашим), однако предание антропоморфизма анафеме мешает нам признать схожие поведенческие реакции человека с его «до человеческими» предками.

Еще и сейчас поддерживается вымысел, будто поведение людей настолько отличается от поведения животных, насколько оно далеко, скажем, от действий взбивалки для яиц или электрической пилы. В некоторых научных кругах сочли бы просто возмутительным высказывание, будто существует аналогия кормления кашей ребенка у человека и птенца, в клюв которого вкладывают пищу, у птиц.

Усматривание некоторого сходства в действиях этих двух матерей и их отпрысков было бы просто осмеяно. А если бы при этом мельком заметили, что женщина-мать при обучении своего ребенка могла бы кое-чему поучиться у воробьиной самки, то многим биологам такое замечание показалось бы настолько сентиментальным, что лучше было бы его и не произносить.

Большинство этологов рассуждают куда смелее. В силу необходимости они стали людьми с очень широкой и значительной подготовкой в области биологии. И действительно, в утверждении, что наши поведенческие  реакции во многом сходны с поведением животных, нет ничего антропоморфического.

Дело заключается в том, что не животные похожи на нас, а мы похожи на них. Такое заключение воспринимается многими с глубоким антагонизмом (возможно, что он вызывается беспокойством за исключительность человеческой натуры).

Некоторые весьма прославленные философы пытаются приписать исключительность только человеческим существам, но люди, изучающие поведение животных, напоминают этим философам, что не следует пренебрегать процессами эволюции и забывать о ней, когда они заявляют, что человек сразу же приобрел свойства исключительности и что эти свойства не имели зачаточных форм у его «до человеческих» предков.

Поскольку факты доказывают общность форм поведения человека и животных, то из них мы можем почерпнуть массу ценных сведений о самих себе. Однако для этого надо наблюдать животных так, как это делают этологи.

Изучая поведение животных в их естественной среде, а затем проверяя результаты наблюдений методами научного экспериментирования, мы можем обнаружить у человеческих существ тенденции, о которых ранее и не подозревали. Некоторые из них представляют для психологов широкое поле деятельности.

В ряде этологических работ, проведенных в последние полтора десятка лет (а эти работы проводились с большой точностью и тщательностью), признается наличие у животных более высоких умственных способностей, чем предполагали раньше. Например, раньше считалось, что любопытство свойственно только людям, а теперь именно любопытством объясняются поступки многих животных.

Некоторые биологи применяют для названия проявлений этого свойства термины «визуальное исследование», «манипуляция» и т. п., однако многие из ученых не приходят в ужас от применения слова «любопытство». Наличие этого свойства было выявлено у животных, находящихся и в естественной обстановке, и в лабораторных условиях. Ведь сходные поведенческие реакции человека и животных мало изучены, но даже это малое может внести некоторую ясность.

bytrina11.ru

Поведенческие реакции | Физиология человека

Поведенческие реакции для человека являются основой для поддержания температурного гомеостаза и регуляции теплоотдачи в условиях жаркой и чрезмерно холодной погоды. Обычная одежда уменьшает теплоотдачу приблизительно в 2 раза. Одежда арктического типа снижает теплоотдачу от тела в 5—6 раз. Благодаря применению соответствующей одежды, постройке жилища и специальных мероприятий человек приспособился к жизни даже в условиях Крайнего Севера и жарких пустынь. Но и в условиях умеренных широт правильное прогнозирование поведения и использование соответствующей одежды необходимы для обеспечения температурного гомеостаза организма, предотвращения простуды или перегрева.

Лихорадка. Лихорадка — защитно-приспособительная реакция организма на действие некоторых раздражителей и патогенных факторов, характеризующаяся повышением температуры тела и уровня установочной точки температурного гомеостаза. Лихорадка является частным случаем гипертермии. Однако при лихорадке активность механизмов терморегуляции направлена на создание повышенной температуры сердцевины тела, а при развитии обычной гипертермии механизмы терморегуляции препятствуют повышению температуры тела.

Ключевым моментом в механизмах запуска лихорадочной реакции организма является повышение уровня установочной точки температурного гомеостаза. Это происходит из-за изменения свойств термочувствительных нейронов гипоталамуса под влиянием действия на них ряда веществ — пирогенов. Различают экзопирогены, попадающие в организм извне (например, ряд полисахаридов и белков из оболочек болезнетворных бактерий), и эндопирогены — биологически активные вещества, продуцируемые в организме лейкоцитами и тканевыми макрофагами при их встрече с болезнетворными микробами и экзопирогенами, а также тканями организма при их повреждениях и разрушении.

fiziologija.ru

Поведенческие шаблоны: почему мы так поступаем?

Происходящие в последнее время события навели меня на мысль о ментальности, то есть образе мыслей и поведении, как следствие. Вспоминались приветливые иностранцы, вспоминались вечно тревожные наши бабушки, впавшие в ярость люди и безразличные люди… разные такие вот люди. Снова возник вопрос: почему, казалось бы, на одну и ту же реальность у людей такая разная реакция? Немного психологии.

Есть два вида реакций: сознательная реакция и неосознанная реакция. С первой все относительно понятно. Она на уровне мозга: ценностей, убеждений, и т.п.. Предположим, спешил человек, превысил скорость, остановил патрульный. Перед человеком возник выбор: дать денег и быстро продолжить путь или оформлять протокол и потерять время. Он взвесил, что опоздание для него большая потеря, чем потеря денег — дал взятку. А вот другой человек, он принципиально не дает взятки. У него такие убеждения. Он пошел оформлять протокол и опоздал на встречу. Но он тоже остался довольным. Он верен своим принципам. Сознательная реакция всегда связана с оценкой и выбором. Человек делает выбор в пользу того поступка, который позволит ему либо получить что-то хорошее, либо избежать чего-то плохого. Такая реакция возможна, когда человек находится в осознанном состоянии.

Неосознанная реакция — это тот первый порыв, который возникает в ответ на событие. Например, «на меня орут — я ору в ответ», «на меня давят — я оправдываюсь». Эта реакция происходит молниеносно и стихийно. Особенно страшны такие реакции в стрессовых ситуациях. Вот тут мозг отключен и подсознание вылазит по полной программе: «меня бьют — я бегу», «меня бьют — я бью в ответ», «кому-то плохо — я пугаюсь», «кого-то убивают — я спасаю». У разных людей реакции разные. Немного поведенческой психологии.

Сторонники поведенческий психологии, говорили о том, что есть цепочка: Стимул — Реакция. Это простой шаблон. То есть нечто, доведенное до автоматизма в процессе жизни. Например: крик-слезы, упрек-оправдание и т.д. Но здесь мы упускаем две важные вещи: оценку и эмоции. Теперь цепочка выглядит так: Стимул — Оценка — Эмоция — Реакция. Рассмотрим на примере. Вы идете по улице, за вами уже 5 минут идет человек. Это стимул. Вы оцениваете ситуацию, снова по шаблону. Например: «это маньяк, он опасен и хочет сделать что-то плохое» или «это парень, возможно я ему понравилась, он хочет познакомиться», а еще «это грабитель», «это псих», «это судьба :-)» ну и конечно «это просто случайный прохожий, которому со мной по пути». Дальше эмоция: «ааа! страшно!», реакция — бежать или интерес — остановиться и посмотреть что он будет делать или агрессия — «да сколько можно за мной идти!?»

Как видим, все сложнее. Теперь о том, что такое поведенческий шаблон. Шаблон — это образец, который применяют для упрощения в случае схожести. Шаблоны призваны упрощать и ускорять действия, экономить ресурсы. То есть, применяя шаблон, человек не думает, а просто действует так, как он всегда действует в подобных ситуациях. Давайте порассуждаем о том, что же формирует эти шаблоны и что делать.

1. Собственный опыт. В детстве ребенка укусила собака. Он испытал боль. Теперь: стимул = собака, оценка = опасная, эмоция = страх, реакция = убежать/обходить стороной. Такие болезненные реакции формируются в результате травмы. Чаще всего, речь, конечно, идет о психологической травме. Также не забываем о том, что травмирующие обстоятельства у всех разные. Кого-то сто раз «кусали» люди и он продолжает их любить, а кого-то всего однажды бросили и он теперь зол на всех и нелюдим. А почему? Идем дальше.

2. Реакции значимых лиц. Ребенок упал и разодрал коленку. Прибежала мама. В полуобморочном состоянии начала причитать: «Какой ужас! Это же может быть заражение?! Это так страшно! Это просто ужас!», а тут и бабушка прибежала: «Какой кошмар! Срочно зеленку, нет…срочно в больницу! О Боже! Его жизни угрожает опасность!». Дети очень быстро перенимают реакции взрослых и учатся отвечать на любой пустяк преувеличенной реакцией. «О Боже! Я не сдал экзамен! Это просто ужасно! Меня выгонят из института! Я не смогу найти работу! Я буду скитаться и голодать! Моей жизни угрожает опасность!» Но кто научил их так реагировать?

3. Идентификация. Не всегда обязательно, чтобы событие происходило с самим человеком. Достаточно наличие «такого, как он». Тут действует идентификация. «Этот человек такой же как я. Я тоже мог очутиться в такой ситуации». Именно так работает «зомбоящик». «Большинство жителей дружат с добрым П и боятся злых Б. А вот «среднестатистический человек», он не дружил с П и к нему пришли злые Б.» Дальше картинка яростной расправы злых Б над героем сюжета. Наш «такой же», сидящий у телевизора испытывает эмоциональную травму, глубоко сопереживая соплеменнику. Он теперь точно знает, что Б плохие, а с П надо дружить. А еще ему по ночам теперь везде злые Б мерещатся. Теперь как только он видит кого-то, кого он оценивает, как возможного Б, он сразу испытываем ужас и призывает на помощь мифического П. И это происходит мгновенно, шаблон уже сформирован. А что дальше?

4. Наследственность. Тут может быть даже смесь двух предыдущих пунктов. В сталинские времена женщина видела, как одного его соседа увезли в концлагеря, другую соседку обвинили в измене Родине и сослали в Сибирь. У них остались маленькие детки, которым нечего было есть. У нашей героини тоже детки и она очень хочет жить. Сформировалось: «представитель власти» — «он сильный и всемогущий» — «эмоция ужаса» — «сидеть тихонечко и быть незаметной». Теперь она научит своих детей в любой непонятной ситуации «сидеть тихо и не высовываться». А они научат своих детей. Кажется, мы начинали статью с рассуждений о ментальности. Возможно, она формируется именно так: как страшный опыт уничтоженных, униженных, запуганных или как опыт спокойствия и благополучия.

Теперь важный вопрос: что с этим делать? Ответ один — включать осознанность. Как только мы начинаем понимать, что с нами сейчас происходит — мы переводим бессознательные реакции на уровень сознание. А с сознательными, как мы помним, все просто. Есть цели/убеждения/ценности/принципы — есть ситуации — есть варианты реакций, которые больше или меньше соответствуют цели. Что здесь важно? Здесь есть выбор и, значит, есть возможность изменить свои шаблоны и реакции!

Tags: курс психолог-консультант, Курсы по психологии в Харькове, курсы по психологии по скайпу, курсы по психологии Харьков, обучение психологии в харькове, обучение психологии онлайн, обучение психологии по скайпу, поведенческие реакции, причины поступков человека, психология курсы харьков, психология онлайн, психология поведения, харьков курсы психологии, шаблоны поведения

ukr-consulting.com


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта