Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Поведенческие науки
Поведенческие науки - Энциклопедия по экономике
Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу. [c.75]
ИСПЫТАНИЯ. Поведенческие науки разработали много видов различных испытаний, которые помогают предсказать, сколь эффективно сможет кандидат выполнять конкретную работу. Один из видов отборочных испытаний предусматривает измерение способности выполнения задач, связанных с предполагаемой работой. В-качестве примера можно привести машинопись или стенографию, демонстрацию умения работать на станке, демонстрацию речевых способностей путем устных сообщений или письменных работ. Другой вид испытаний предусматривает оценку психологических характеристик, таких как уровень интеллекта, заинтересованность, энергичность, откровенность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и внимание к деталям. Для того чтобы такие испытания были бы полезными для отбора кандидатов, требуется значимая корреляция между высокими оценками, набираемыми в ходе испытаний, и фактическими показателями работы. Руководство должно дать оценку своим испытаниям и определить, действительно ли люди, хорошо справляющиеся с испытаниями, оказываются более эффективными работниками, чем те, которые набирают меньшее количество баллов. [c.571]
Междисциплинарный подход. Теория стратегического менеджмента базируется на комплексе поведенческих наук — социологии, психологии, политологии, экономике, праве и др. В ней широко применяются математические, статистические, системные, вероятностные методы исследования. [c.14]
Вторым направлением, возникшим в 1950-е годы на стыке управленческой социологии, психологии, культурологии и исследований школы человеческих отношений, является бихевиоризм, или школа поведенческих наук. Если основой исследований школы науки управления являются закономерности менеджмента, поддающиеся количественной оценке, то для школы поведенческой науки центральными являются качественные параметры менеджмента, оцениваемые на базе социологических опросов и экспертных наблюдений. В течение первых двух десятилетий исследователи каждого из направлений регулярно выступали с обоюдной критикой, соревнуясь за право считаться представителями ведущей школы современного менеджмента. Оба направления попеременно побывали на пике популярности. В 1950-е годы в силу отсутствия серьезной компьютерной базы и слабости математической подготовки большинства менеджеров популярностью пользовался бихевиоризм. [c.12]
Проводимые в 1950—60-е годы комплексные исследования в области социальных, психологических и культурологических наук открывают новые возможности по использованию человеческого потенциала, нивелировке организационных конфликтов, повышению эффективности управления в целом. На изучение этих возможностей ориентируются возникшие в этот период школы поведенческих наук. [c.14]
В 1980—90-е годы наблюдается синтез управленческой науки. При выработке практических рекомендаций по повышению эффективности управления ученые стараются учесть результаты как количественных (школа науки управления), так и качественных, или клинических, исследований (школа поведенческих наук). [c.14]
В чем различия между школами науки управления и поведенческих наук Какому из этих двух направлений отдают предпочтение современные ученые и практики [c.15]
Школа науки управления 12,15 Школа научного менеджмента 5—6, 14 Школа поведенческих наук, см. Бихевиоризм Школа человеческих отношений 10-11 [c.585]
Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда - исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями. [c.17]
Школа поведенческих наук основные принципы и подходы. [c.19]
Что именно подразумевается под организационным поведением Не является ли введение этого понятия попыткой заменить весь менеджмент концепцией и методами поведенческих наук В чем его отличие (если оно есть) от традиционной прикладной или промышленной психологии К счастью, на большинство этих вопросов сейчас уже найдены ответы, удовлетворяющие многих ученых в области управления и поведенческих наук, а также менеджеров-практиков. В частности, организационное поведение можно формально оп- [c.119]
Во-вторых, рассматриваемое научное направление будет все дальше отходить от традиционных специализированных тем поведенческих наук, предпочитая тематику, теснее связанную с организационным поведением как таковым. Исключение здесь составляют основы экспериментальной психологии — установки, мотивация и обучение, которые остаются весьма важными областями в организационном поведении. [c.120]
Школа научного управления акцентировала свое внимание на задачах и технологии управления работой, школа административного управления — на создании структуры и реализации универсальных функций управления, которые должны были бы обеспечить достижение целей организации, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук — естественно на людях, на их взаимоотношениях и поведении в ответ на мотивацию и стимулы. [c.44]
Школу поведенческих наук можно представить как развитие и углубление концепции человеческих отношений, но при этом в рамках новой школы возникли и иные концепции, существенно отличные от школы человеческих отношений. [c.59]
Подходы на основе выделения различных школ. В первой половине XX века получили развитие 4 школы, существенно повлиявшие на развитие управленческой мысли. Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений (школа научного управления, классическая школа, школы человеческих отношений и поведенческих наук) полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические выводы школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И, тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции, принципы и приемы, разработанные в рамках этих школ. [c.62]
Дальнейшее развитие исследований с позиций поведенческих наук и теории человеческих ресурсов привело к формированию современных теорий мотивации. Общепризнанно деление современных теорий мотиваций на две категории содержательные и процессуальные. [c.112]
Приведите основные положения школы поведенческих наук и теории человеческих ресурсов. [c.597]
Быстрое развитие психологии и социологии после Второй мировой войны способствовало формированию школы поведенческих наук в управлении. Представители этой школы изучали поведение людей на работе, различные аспекты их социального взаимодействия, мотивацию трудовой деятельности, характер власти и лидерства и другие бихевиоральные (поведенческие) аспекты управления. Школа поведенческих наук явилась своего рода продолжением школы человеческих отношений , однако представители нового направления не только акцентировали внимание на методах налаживания межличностных отношений, но и стремились оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. [c.209]
Целью бихевиоральных концепций является повышение эффективности организации за счет лучшего использования ее кадровых ресурсов. При этом, как свидетельствует опыт японского менеджмента, имеются большие возможности повышения эффективности работы как отдельного работника, так и организации в целом. К теоретикам школы поведенческих наук наряду с Д. Мак Грегором, Ф. Герцбергом и другими американскими учеными можно отнести и выдающегося японского менеджера Мацуситу, которому удалось на практике осуществить важнейшие положения неоклассической школы и бихевиоральной концепции менеджмента с учетом японского менталитета. [c.209]
Разработки школы поведенческих наук были учтены и при формировании международного стандарта управления качеством, в частности, при формировании раздела Кадры , в котором существенное место занимают вопросы стимулирования труда и требования, предъявляемые к персоналу. [c.210]
Наряду с поведенческими науками в послевоенные годы дальнейшее развитие получили и естественные науки (особенно математика, информатика, статистика), что послужило импульсом для развития количественного подхода в управлении. Такой подход предполагает формализацию управленческих процессов, построение экономико-математических моделей исследуемых объектов и систем, а также решение этих моделей математическими средствами с использованием компьютерной техники. Модели облегчают понимание сложных явлений и процессов, хотя обычно упрощают реальность. Поэтому применение количественного подхода имеет определенные ограничения. Применение количественного подхода дает обычно хорошие результаты при формировании товарных потоков в управлении запасами, при размещении товаров на складе и решении конкретных ситуаций в логистике, т.е. в управлении вещественными элементами на микроуровне. Большой интерес в этом отношении представляют работы американского ученого П. Самуэльсона и его последователей. [c.210]
Поведенческие науки — психология и социология сделали изучение поведения человека на рабочем месте строго научным. Социальное взаимодействие, мотивации, характер власти и авторитет, организационная структура, коммуникации в организациях, лидерство, изменение содержания работы и качества трудовой жизни — все это стало предметом изучения представителей школы поведенческих наук. [c.33]
Социально-психологические методы основаны на комплексном использовании в менеджменте достижений поведенческих наук и служат инструментом для выражения функций организации и взаимодействия персонала, мотивации деятельных индивидуумов и групп. [c.65]
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ — ПОДХОД, целью которого является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов [7]. [c.426]
Филип Котлер — один из ведущих специалистов в области маркетинга в мире. Он почетный профессор международного маркетинга Высшей школы менеджмента Северо-Западного университета. Степень магистра экономики Ф. Котлер получил в университете города Чикаго, а позже там же — степень доктора философских наук. Впоследствии он занимался научными исследованиями в Гарварде (в области математики), а также в Чикагском университете (в области поведенческих наук). [c.15]
Школа человеческих отношений (1930—1950) и разработки поведенческих наук (1950 г. — по настоящее время) Крупными авторитетами в развитии этой школы были американские ученые Мэри Паркер Фол-лет и Элтон Мэйо (1880—1949). Они установили, что четко разработанные операции и хорошие заработки не всегда ведут к повышению производительности труда. [c.28]
Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Развитие в послевоенные годы таких наук, как психология и социология, а также совершенствование методов исследования поставило изучение поведения работника на его рабочем месте на научную основу. Как следствие, — развитие школы поведенческих наук (начиная с 1950 г.). [c.44]
Школа поведенческих наук продолжает развивать проблемы потребностей и мотивационного поведения. Особый интерес представляют три концепции изучения потребностей, внесшие существенный вклад в разработку теории мотивации [c.44]
Конечно, можно критиковать методологию Хоторнского исследования 9, но все же, в основном благодаря исследованиям поведенческих наук, уходящих своими корнями в эксперименты Мэйо, мы теперь имеем гораздо более ясное представление о природе и динамике формальных и неформальных групп в трудовом коллективе. В последующей части главы суммируются имеющиеся знания, показано, как их следует применять для повышения эффективности организации. Начнем с описания развития неформальных организаций. [c.440]
Новое направление связано со школой человеческих отношений (1930—1950) и разработкой поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время). Самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений были американские ученые Мэри Фоллет и Элтон Мэйо. Исследователи заинтересовались вопросами какими мотивами руководствуется человек в труде, как протекает социальное взаимодействие людей, каков характер авторитета и кто является лидером в производственном коллективе Используя достижения психологии и социологии, они выработали ценные практические рекомендации по широкому вовлечению работников в управление предприятием, по улучшению содержания и качества трудовой жизни, более полному использованию каждого человека в соответствии с его потенциалом. [c.214]
Школа поведенческих наук и теория человеческих ресурсов. Школа поведенческих наук возникла в 30-е годы прошлого столетия. Активизация же деятельности школы приходится на 1950—1960-е гг. Свое название школа получила от широко известных психологических терминов бихейвио , бихейвиоризм (поведение, наука о поведении). Исходная предпосылка бихейвиориз-ма заключается в том, что необходимо изучать не сознание, а поведение человека, которое представляет собой реакцию на стимул. [c.58]
Начало новой концепции в науке управления положил У. Барнард, опубликовавший в 1938 году работу Функции администратора . Среди более поздних последователей этой концепции следует отметить Р. Лайкерта, Ф. Герцберга, А. Маслоу, Д. Мак-Грегори. Эти и другие исследователи занимались вопросами социального взаимодействия на предприятии, мотивации потребностей, характера менеджмента, форм общения в коллективе, лидерства в организационной структуре. Основной целью этой школы был поиск путей повышения эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Поэтому новая концепция получила название теории человеческих ресурсов. Новый подход был направлен на разработку таких приемов менеджмента, которые способствовали бы осознанию человеком его возможностей на основе применения основных концепций поведенческих наук к управлению организацией. [c.59]
Э. Мейо создал себе известность и репутацию в ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923—1924 гг., текучесть на прядильном участке фабрики достигла 250%, хотя на других она была 5—6%. После реализации рекомендаций группы Мейо по установлению двух 10-минутных перерывов для отдыха и общения рабочих текучесть резко снизилась. Попытка отменить эти перерывы вновь вернула участок к прежней ситуации. Эксперимент с прядильщиками укрепил уверенность Мейо в том, что для руководителя важно принимать во внимание психологию работника, особенно его некоторую нелогичность . Первые крупные исследования поведения работника на рабочем месте были проведены Мейо в Хорторне в конце 20-х годов прошлого века. Работа началась исследованиями по научному управлению и закончилась спустя 8 лет осознанием того, что человеческие факторы, особенно социальное воздействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда. Однако эти эксперименты не дали модели мотивации, которая бы могла объяснить побудительные мотивы к труду. Такие модели возникли с появлением школы поведенческих наук и развиваются до настоящего времени. [c.111]
Проблема лидерства в организации и управлении занимает большое место при исследованиях организационного поведения в западной и особенно американской поведенческой науке. В специальной литературе обычно выделяют три подхода к исследованию феномена лидерства4 [c.403]
ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИХ НАУК (behavioral s ienti s hool) — концептуальный подход к управлению, основанный на передовых концепциях психологии и социологии. Поведенческая школа занималась тем, что помогала сотрудникам полностью реализовать свой потенциал, применяя концепции поведенческих наук к проектированию организаций и управлению ими, повышая тем самым их эффективность. [c.356]
Школа человеческих отношений (поведенческих наук). М. Фоллетт определила менеджмент как обеспечение выполнения работы посредством других лиц. Э. Мэйо обнаружил, что силы взаимодействия между людьми в коллективе превосходят усилия руководителя и материальную мотивацию труда. А. Маслоу определил, что мотивы поступков людей обусловлены их различными потребностями. Школа разработала приемы человеческих отношений в управлении, включающие эффективные действия непосредственных руководителей, предоставление работникам более широких возможностей, общения в процессе выполнения работы. [c.33]
economy-ru.info
Поведенческая наука - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Поведенческая наука
Cтраница 1
Поведенческие науки разработали много видов различных испытаний, которые помогают предсказать, сколь эффективно сможет кандидат выполнять конкретную работу. Один из видов отборочных испытаний предусматривает измерение способности выполнения задач, связанных с предполагаемой работой. [1]
Поведенческие науки - психология и социология сделали изучение поведения человека на рабочем месте строго научным. [2]
Школу поведенческих наук можно представить как развитие и углубление концепции человеческих отношений, но при этом в рамках новой школы возникли и иные концепции, существенно отличные от школы человеческих отношений. [3]
Школа поведенческих наук продолжает развивать проблемы потребностей и мотивационного поведения. [5]
Среди поведенческих наук социология выделяется сложностью предмета изучения, огромным объемом изучаемого материала, что связано в первую очередь со сложностью исследуемого объекта - современного общества. По этой причине для изучающих социологию важно прежде всего знать основные положения, концепции и определения, которые составляют каркас этой науки. [6]
Разработки школы поведенческих наук были учтены и при формировании международного стандарта управления качеством, в частности, при формировании раздела Кадры, в котором существенное место занимают вопросы стимулирования труда и требования, предъявляемые к персоналу. [7]
Это предполагает более эффективное использование поведенческих наук в мышлении и практике руководства фирм. Вышесказанное следует осуществлять при обязательном сохранении рентабельности, ибо только рентабельное предприятие в состоянии отвечать за свои обязательства перед связанными группами. [8]
Теория стратегического менеджмента базируется на комплексе поведенческих наук - социологии, психологии, политологии, экономике, праве и др. В ней широко применяются математические, статистические, системные, вероятностные методы исследования. [9]
Далее мы определим в общем виде некоторые из современных поведенческих наук и их место в формировании будущих бизнесменов, руководителей, менеджеров. [10]
Социально-психологические методы основаны на комплексном использовании в менеджменте достижений поведенческих наук и служат инструментом для выражения функций организации и взаимодействия персонала, мотивации деятельных индивидуумов и групп. [11]
Когда бывший профессор Гарвардского университета Гарри Левинсоя, признанный гуру поведенческой науки для бизнеса, впервые опубликовал свой Организационный диагноз в 1972 г., это напоминало падение огромного камня в пруд. Книга - которая утверждала, что руководящие работники должны широко, с позиций самоанализа рассмотреть историю и цели своих компаний, чтобы принимать грамотные управленческие решения - вызвала волны обсуждений в управленческих и академических кругах. Затем так же внезапно дискуссия как будто умерла. Но одна из этих волн достигла Эбаско Сервисиз, давно существующей фирмы по строительству электростанций, - первой фирмы, где была сделана попытка провести организационный диагноз. [12]
Изучение социальных феноменов сопряжено с целым рядом сложностей, которые являются специфическими для поведенческих наук. [13]
Проблема лидерства в организации и управлении занимает большое место при исследованиях организационного поведения в западной и особенно американской поведенческой науке. [14]
Конечно, можно критиковать методологию Хоторнского исследования 9, но все же, в основном благодаря исследованиям поведенческих наук, уходящих своими корнями в эксперименты Мэйо, мы теперь имеем гораздо более ясное представление о природе и динамике формальных и неформальных групп в трудовом коллективе. В последующей части главы суммируются имеющиеся знания, показано, как их следует применять для повышения эффективности организации. [15]
Страницы: 1 2 3
www.ngpedia.ru
Школа человеческих отношений. Поведенческие науки.
Школа научного управления и классическая школа появились, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Движение за человеческие отношения зародились в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.
Исходным пунктом смены парадигмы в исследовании менеджмента явились хотторнские эксперименты Элтона Мэйо, которые выявили наличие многочисленных неформальных контактов и большое значение групповых отношений на предприятии.
В концептуальном плане подход Human Relations (школа человеческих отношений) сделал удовлетворение социальных потребностей членов организации основным условием экономической эффективности.
Четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей являются различные потребности, которые могут лишь частично и косвенно удовлетворяться с помощью денег. Если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести и к увеличению производительности труда. Представители школы человеческих отношений рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Интенсивные разработки в области управления с точки зрения человеческих отношений велись в 20-е гг. ХХ в. в России.
Развитие управленческой мысли в России
Еще в 1903 г. Карел Адамецкий (г.Екатеринбург) сформулировал принципы коллективного труда. Законы К.Адемецкого:
1. Закон возрастающего производства (эффект концентрации).
2. Специализация (разделение) сложного труда повышает производительность (эффект специализации).
3. Объединение разрозненных мелких единиц (органов) в одну группу, сокращая затраты на координацию, повышает эффективность производства (закон синергии).
4. Общие затраты труда меньше всего тогда, когда производительность каждой из входящей в единый орган единицы соответствует производительной мощности других кооперированных единиц (закон гармонии труда).
В 20-е годы по рекомендации В.И.Ленина на русский язык были переведены наиболее интересные работы европейских и американских авторов по проблемам организации управления производством (например, «Двенадцать принципов производительности» Г.Эмерсона).
Достаточно большое число руководителей предприятий и подразделений прошло стажировку за рубежом.
В СССР создавались научные школы и направления, свыше 100 крупных ученых занимались проблемами управления.
В это время четко обозначились две основные группы концепций управления:
- организационно-технические;
- социальные.
К организационно-техническим относятся концепции:
- «организационного управления» А.А.Богданова;
- «физиологического оптимума» О.А.Ерманского;
- «узкой базы» А.К.Гастева и др.
Согласно концепции А.А.Богданова, все виды управления в природе, технике и обществе имеют сходные черты, что позволяет говорить о существовании науки об общих принципах организации, т.е. тектологии. Богданов А.А. предвосхитил некоторые положения кибернетики.
Ерманский О.Е. сформулировал принцип «физиологического оптимума» - соответствие особенностей работника, его психических и физических качеств особенностям профессии.
А.К.Гастев исследовал рабочее место, конкретного рабочего, его функциональные возможности в зависимости от внешних воздействий. Предложенная им «концепция трудовых установок», включала три направления:
- теория трудовых движений в производственных процессах и организация рабочего места;
- методика рационального производственного обучения;
- теория управленческих процессов.
В отличие от западных ученых, в СССР изучали и рабочего, полагая его творящим субъектом. Проводились психофизиологические исследования и изучались вопросы утомляемости работников, причем к этим исследованиям представители зарубежных школ приступили позднее.
Положения из «Листка НОТ №1», широко известного по всей стране, актуальны и сейчас:
- не бойся эксперимента;
- никогда не раздражайся;
умей говорить, разговаривать, слушать и т.д.»
К социальной группе относятся концепции:
- «организационной деятельности» (П.М.Керженцева;
- «социально-трудовая концепция управления производством» Н.А.Витке;
- «теория административной емкости» Ф.Р.Дунаевского
Керженцев П.М. утверждал, что изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов организационной работы имеет исключительное значение. Им выделено три общих направления организационной работы для любого учреждения:
- «организационная четкость», т.е. четкое распределение функций между отделами, строгая организационная структура;
- «экономия»;
- «учет и контроль».
Н.А.Витке четко разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем. Главная задача – организация людей как участников единой трудовой кооперации. Существо административной работы сводится к созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах. Н.А.Витке сформулировал требования к руководителям – носителям административной функции. Среди них умение правильно:
- подбирать управленцев;
- намечать цели;
- определять обязанности;
- координировать работу и т.д.
Ф.Р.Дунаевский под административной емкостью понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от личных качеств. Им сформулирована проблема нарастания информациионного барьера в управлении с развитием производства и разбуханием управленческого аппарата. Трудности могут быть преодолены на основе тщательного подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования, расширения «границ административной емкости» с помощью техники.
Развитие поведенческих наук (психология, социология) связано с изучением:
- различных аспектов социального взаимодействия;
- мотивации;
- характера власти и авторитета;
- организационной структуры;
- коммуникационных процессов в организации;
- лидерства;
- изменений в содержании работы и качестве трудовой жизни.
Среди представителей более позднего периода развития поведенческого – бихевиористского – направления выделяются Д.МакГрегор, Ф.Герцберг и др.
Школа поведенческих наук, значительно отошедшая от школы человеческих отношений, стремилась в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями.
studfiles.net
Школа поведенческих наук, - Энциклопедия по экономике
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук [c.70]Вторым направлением, возникшим в 1950-е годы на стыке управленческой социологии, психологии, культурологии и исследований школы человеческих отношений, является бихевиоризм, или школа поведенческих наук. Если основой исследований школы науки управления являются закономерности менеджмента, поддающиеся количественной оценке, то для школы поведенческой науки центральными являются качественные параметры менеджмента, оцениваемые на базе социологических опросов и экспертных наблюдений. В течение первых двух десятилетий исследователи каждого из направлений регулярно выступали с обоюдной критикой, соревнуясь за право считаться представителями ведущей школы современного менеджмента. Оба направления попеременно побывали на пике популярности. В 1950-е годы в силу отсутствия серьезной компьютерной базы и слабости математической подготовки большинства менеджеров популярностью пользовался бихевиоризм. [c.12]
Проводимые в 1950—60-е годы комплексные исследования в области социальных, психологических и культурологических наук открывают новые возможности по использованию человеческого потенциала, нивелировке организационных конфликтов, повышению эффективности управления в целом. На изучение этих возможностей ориентируются возникшие в этот период школы поведенческих наук. [c.14]В 1980—90-е годы наблюдается синтез управленческой науки. При выработке практических рекомендаций по повышению эффективности управления ученые стараются учесть результаты как количественных (школа науки управления), так и качественных, или клинических, исследований (школа поведенческих наук). [c.14]
Школа науки управления 12,15 Школа научного менеджмента 5—6, 14 Школа поведенческих наук, см. Бихевиоризм Школа человеческих отношений 10-11 [c.585]
Школа поведенческих наук основные принципы и подходы. [c.19]
Школа научного управления акцентировала свое внимание на задачах и технологии управления работой, школа административного управления — на создании структуры и реализации универсальных функций управления, которые должны были бы обеспечить достижение целей организации, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук — естественно на людях, на их взаимоотношениях и поведении в ответ на мотивацию и стимулы. [c.44]
Школу поведенческих наук можно представить как развитие и углубление концепции человеческих отношений, но при этом в рамках новой школы возникли и иные концепции, существенно отличные от школы человеческих отношений. [c.59]
Приведите основные положения школы поведенческих наук и теории человеческих ресурсов. [c.597]
Быстрое развитие психологии и социологии после Второй мировой войны способствовало формированию школы поведенческих наук в управлении. Представители этой школы изучали поведение людей на работе, различные аспекты их социального взаимодействия, мотивацию трудовой деятельности, характер власти и лидерства и другие бихевиоральные (поведенческие) аспекты управления. Школа поведенческих наук явилась своего рода продолжением школы человеческих отношений , однако представители нового направления не только акцентировали внимание на методах налаживания межличностных отношений, но и стремились оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. [c.209]
Целью бихевиоральных концепций является повышение эффективности организации за счет лучшего использования ее кадровых ресурсов. При этом, как свидетельствует опыт японского менеджмента, имеются большие возможности повышения эффективности работы как отдельного работника, так и организации в целом. К теоретикам школы поведенческих наук наряду с Д. Мак Грегором, Ф. Герцбергом и другими американскими учеными можно отнести и выдающегося японского менеджера Мацуситу, которому удалось на практике осуществить важнейшие положения неоклассической школы и бихевиоральной концепции менеджмента с учетом японского менталитета. [c.209]
Разработки школы поведенческих наук были учтены и при формировании международного стандарта управления качеством, в частности, при формировании раздела Кадры , в котором существенное место занимают вопросы стимулирования труда и требования, предъявляемые к персоналу. [c.210]
Поведенческие науки — психология и социология сделали изучение поведения человека на рабочем месте строго научным. Социальное взаимодействие, мотивации, характер власти и авторитет, организационная структура, коммуникации в организациях, лидерство, изменение содержания работы и качества трудовой жизни — все это стало предметом изучения представителей школы поведенческих наук. [c.33]
Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Развитие в послевоенные годы таких наук, как психология и социология, а также совершенствование методов исследования поставило изучение поведения работника на его рабочем месте на научную основу. Как следствие, — развитие школы поведенческих наук (начиная с 1950 г.). [c.44]
Школа поведенческих наук продолжает развивать проблемы потребностей и мотивационного поведения. Особый интерес представляют три концепции изучения потребностей, внесшие существенный вклад в разработку теории мотивации [c.44]
Школа поведенческих наук, развивающаяся преимущественно в США в рамках школы психологии и человеческих отношений, сосредоточилась на методах налаживания межличностных отношений, на способах повышения качества рабочей силы и на достижении на этой основе повышения эффективности функционирования организации. [c.30]
Впрочем, идеи школы поведенческих наук оказались ограниченными. Это не означает, что разра- [c.23]
Началось развитие школы поведенческих наук, ставившей своей целью на практике повысить эффективность деятельность организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат этой школы состоял в том, что правильное применение науки о поведении при непосредственном руководстве людьми всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. [c.57]
Развитие школы поведенческих наук было обусловлено развитием психологии и социологии, сугубо аналитических дисциплин, предметом изучения которых были психические и социальные аспекты человеческой деятельности. [c.58]
Видный представитель школы поведенческих наук Дуглас МакГрегор (1906-1964) писал "Успех менеджмента - не наверняка, но в значительной степени - зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение.. .. Мы сможем усовершенствовать наши человеческие способности лишь в том случае, если признаем, что контроль состоит в избирательной адаптации к человеческой природе, а не в попытках подчинить человека нашим желаниям. Если же попытки установить такой контроль безуспешны, то причина этого, как правило, кроется в выборе негодных средств" [41]. [c.58]
Именно поэтому школа поведенческих наук, существующая и по сей день, приобрела в последнее десятилетие дурную репутацию. [c.59]
Школа человеческих отношений, равно как и школа поведенческих наук, не отрицали формальной зависимости между членами организаций, значение которой столь полно было обосновано "классиками" в бюрократической модели управления. И в то же время обе школы пытались на основе неформальных отношений управлять поведением людей, используя при этом свои "специфические" средства, немыслимые на формальном уровне. [c.60]
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук оказали колоссальное влияние на развитие управленческой мысли, акцентируя внимание на важности человеческого фактора в достижении эффективности деятельности организаций. [c.60]
Словно бы подтверждая правоту Тейлора, современные исследователи школы поведенческих наук установили, что при наличии определенных условий рост заработной платы стиму- [c.207]
Школа человеческих отношений (1930—1950). Школа поведенческих наук (1950 — по настоящее время) [c.34]
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук явились теоретической базой для разработки концепции неформальной организации , построения модели, опирающейся на определение организации как коллектива, сформированного по принципу разделения [c.36]
Школа поведенческих наук [c.57]
Ключевые положения школы поведенческих наук (бихевиористская школа) [c.15]
Главным выводом создателей школы поведенческих наук было утверждение того, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности труда как отдельного работника, так и организации в целом. Как показала практика, выводы теории оказались эффективными в ограниченном числе случаев, связанных с конкретной ситуацией. [c.16]
Развитие этого направления со второй половины 30-х годов XX века получило название школы поведенческих наук (бихевиористское направление) и весьма широко используется [c.17]
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению организаций и управлению ими. В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. [c.81]
В чем различия между школами науки управления и поведенческих наук Какому из этих двух направлений отдают предпочтение современные ученые и практики [c.15]
Подходы на основе выделения различных школ. В первой половине XX века получили развитие 4 школы, существенно повлиявшие на развитие управленческой мысли. Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений (школа научного управления, классическая школа, школы человеческих отношений и поведенческих наук) полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические выводы школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И, тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции, принципы и приемы, разработанные в рамках этих школ. [c.62]
Школа поведенческих наук и теория человеческих ресурсов. Школа поведенческих наук возникла в 30-е годы прошлого столетия. Активизация же деятельности школы приходится на 1950—1960-е гг. Свое название школа получила от широко известных психологических терминов бихейвио , бихейвиоризм (поведение, наука о поведении). Исходная предпосылка бихейвиориз-ма заключается в том, что необходимо изучать не сознание, а поведение человека, которое представляет собой реакцию на стимул. [c.58]
Э. Мейо создал себе известность и репутацию в ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923—1924 гг., текучесть на прядильном участке фабрики достигла 250%, хотя на других она была 5—6%. После реализации рекомендаций группы Мейо по установлению двух 10-минутных перерывов для отдыха и общения рабочих текучесть резко снизилась. Попытка отменить эти перерывы вновь вернула участок к прежней ситуации. Эксперимент с прядильщиками укрепил уверенность Мейо в том, что для руководителя важно принимать во внимание психологию работника, особенно его некоторую нелогичность . Первые крупные исследования поведения работника на рабочем месте были проведены Мейо в Хорторне в конце 20-х годов прошлого века. Работа началась исследованиями по научному управлению и закончилась спустя 8 лет осознанием того, что человеческие факторы, особенно социальное воздействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда. Однако эти эксперименты не дали модели мотивации, которая бы могла объяснить побудительные мотивы к труду. Такие модели возникли с появлением школы поведенческих наук и развиваются до настоящего времени. [c.111]
Поведенческая школа. Традиции школы человеческих отношений были продолжены в рамках школы поведенческих наук (Р. Лайкерт, Д. Мак-грегор, К. Арджирис, Ф. Герцберг), идеи которой впоследствии легли в основу такого раздела менеджмента, как управление персоналом. В основе этой концепции лежали представления бихевиоризма — психологического направления, рассматривавшего поведение человека как реакцию на стимулы внешнего мира. Сторонники этого подхода полагали, что эффективности производства можно достигнуть, только воздействуя на каждого конкретно-то человека при помощи различных стимулов. [c.23]
Поведенческая школа. Партисипативный подход. Хоторнские эксперименты. Школа управленческой науки или количественный под-ход.Ситуационный подход в управлении. [c.165]
Новое направление связано со школой человеческих отношений (1930—1950) и разработкой поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время). Самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений были американские ученые Мэри Фоллет и Элтон Мэйо. Исследователи заинтересовались вопросами какими мотивами руководствуется человек в труде, как протекает социальное взаимодействие людей, каков характер авторитета и кто является лидером в производственном коллективе Используя достижения психологии и социологии, они выработали ценные практические рекомендации по широкому вовлечению работников в управление предприятием, по улучшению содержания и качества трудовой жизни, более полному использованию каждого человека в соответствии с его потенциалом. [c.214]
Начало новой концепции в науке управления положил У. Барнард, опубликовавший в 1938 году работу Функции администратора . Среди более поздних последователей этой концепции следует отметить Р. Лайкерта, Ф. Герцберга, А. Маслоу, Д. Мак-Грегори. Эти и другие исследователи занимались вопросами социального взаимодействия на предприятии, мотивации потребностей, характера менеджмента, форм общения в коллективе, лидерства в организационной структуре. Основной целью этой школы был поиск путей повышения эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Поэтому новая концепция получила название теории человеческих ресурсов. Новый подход был направлен на разработку таких приемов менеджмента, которые способствовали бы осознанию человеком его возможностей на основе применения основных концепций поведенческих наук к управлению организацией. [c.59]
economy-ru.info
Школа поведенческих наук
Министерство образования и науки УкраиныРефератПо дисциплине: «Менеджмент»
На тему: Школа поведенческих наук.
Содержание
Введение. 3
1. Характеристика школы поведенческих наук. 4
2. Предпринимательство как способ удовлетворения потребностей. 6
3. Теории "Х" и "У" Д. Мак-Грегора. 8
4. Иерархия потребностей по А.Маслоу. 10
5. Стили руководства по Р. Лайкерту. 12
Заключение. 14
Литература: 15
Введение
В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений и поведенческих наук, школа науки управления. Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений. Согласно этому подходу работнику в большей степени должна оказываться помощь в осознании его собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности использования человеческих ресурсов, создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией.
1. Характеристика школы поведенческих наук.
Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным.С начала 50-х гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или «бихевиористскую», главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организацией. В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Этот подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат, как уже сказано выше, состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Однако такие приемы, как изменение содержания работы и участие работника в управлении организацией оказываются эффективными только для некоторых работников и в некоторых ситуациях.
Поведенческие науки занимались в основном методами налаживания межличностных отношений с целью наиболее полного и результативного использования каждого работника в соответствии с его потенциалом (в некотором смысле - психологический тейлоризм). Таким образом, в центре внимания двух указанных школ оказался уже человек в аспекте своего поведения и межличностных отношений в организации. В основе методологии этих школ лежит бихевиористский подход к человеку (картина по цепочке: мотив - стимул - реакция).
Новых подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепции поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов.
Поведенческий подход стал настолько популярен, что он почти полностью охватил всю область управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственных наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Такие приёмы как изменение содержания работы и участие работника в управлении предприятием оказывается эффективным только для некоторых работников и в некоторых ситуациях. Несмотря на многие важные положительные результаты такой подход иногда оказывается несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех, исследовали его приверженцы.
Необходимо заметить, что поведенческий подход к теории организации связан с понятием «организационного поведения». Хотя проблематика организационного поведения пронизывает весь период существования управленческих наук (начиная с Тейлора и Вебера), выделение организационного поведения в отдельную область исследований произошло лишь в 50-60 гг. прошлого века в связи с необходимостыо переноса акцента с системы организационных стимулов на личность или группу как носителей поведения определенного типа.
Организационное поведение — понятие, широко используемое в современных психологических, социологических и экономических концепциях организации и управления. Оно введено в связи с необходимостью обозначения разнообразных поведенческих реакций личности или группы на организационные воздействия (стимулы, ролевые и административные требования, предписания и санкции), а также в связи с вариативностью типов этих реакций. Возникновение и широкое использование термина организационного поведения, а также формирование теории организационного поведения как особого научного направления связаны с осознанием представителями управленческих наук того, что:
• поведенческие реакции на однородные внешние воздействия разнообразны;
• поведение людей в организации и вне ее различно;
• поведенческие реакции одного человека (группы, организации) различны в разные периоды и в разных ситуациях.Не менее разнообразны и версии вариативности организационного поведения. Механизмы и способы объяснений различных типов организационного поведения во многом обусловливаются разнообразием подходов к организационному поведению в психологических, социологических и других поведенческих науках.
Среди наиболее крупных фигур более позднего развития поведенческого направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Мак-Грегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
coolreferat.com
Поведенческая наука - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Поведенческая наука
Cтраница 2
Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. [17]
Актуализация роли управления как вида общественной деятельности обусловила широкое использование достижений многих наук, среди которых в западных странах значительное место занимают поведенческие науки. Наряду с названными поведенческими науками все более актуализируется интерес к этическим проблемам. [18]
По мнению Робертса, Халлина и Рюссо, а также Сцилаги и Уэллеса, наибольший вклад в выяснение сути понятия организации внесли так называемые поведенческие науки. При этом понятие поведение в приложении к организациям является предметом серьезного внимания в настоящее время и используется в рамках различных теоретических концепций и моделей. [19]
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ - ПОДХОД, целью которого является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. [20]
Вторым направлением, возникшим в 1950 - е годы на стыке управленческой социологии, психологии, культурологии и исследований школы человеческих отношений, является бихевиоризм, или школа поведенческих наук. Если основой исследований школы науки управления являются закономерности менеджмента, поддающиеся количественной оценке, то для школы поведенческой науки центральными являются качественные параметры менеджмента, оцениваемые на базе социологических опросов и экспертных наблюдений. В течение первых двух десятилетий исследователи каждого из направлений регулярно выступали с обоюдной критикой, соревнуясь за право считаться представителями ведущей школы современного менеджмента. [21]
В настоящее время философия и стиль управления быстро меняются, что требует новых комбинированных подходов к проблеме мотивации работников в организации, основанных на последних достижениях в области поведенческих наук и наук об управлении и сочетающих экономические и социально-психологические способы воздействия на поведение работников. [22]
Школа научного управления акцентировала свое внимание на задачах и технологии управления работой, школа административного управления - на создании структуры и реализации универсальных функций управления, которые должны были бы обеспечить достижение целей организации, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук - естественно на людях, на их взаимоотношениях и поведении в ответ на мотивацию и стимулы. [23]
Школа поведенческих наук возникла в 30 - е годы прошлого столетия. Исходная предпосылка бихейвиориз-ма заключается в том, что необходимо изучать не сознание, а поведение человека, которое представляет собой реакцию на стимул. [24]
Актуализация роли управления как вида общественной деятельности обусловила широкое использование достижений многих наук, среди которых в западных странах значительное место занимают поведенческие науки. Наряду с названными поведенческими науками все более актуализируется интерес к этическим проблемам. [25]
Проводимые в 1950 - 60 - е годы комплексные исследования в области социальных, психологических и культурологических наук открывают новые возможности по использованию человеческого потенциала, нивелировке организационных конфликтов, повышению эффективности управления в целом. На изучение этих возможностей ориентируются возникшие в этот период школы поведенческих наук. [26]
Что именно подразумевается под организационным поведением. Не является ли введение этого понятия попыткой заменить весь менеджмент концепцией и методами поведенческих наук. В чем его отличие ( если оно есть) от традиционной прикладной или промышленной психологии. К счастью, на большинство этих вопросов сейчас уже найдены ответы, удовлетворяющие многих ученых в области управления и поведенческих наук, а также менеджеров-практиков. [27]
Подход к управлению с точки зрения межличностных отношений главное внимание уделяет так называемому человеческому фактору. Процесс управления рассматривается с позиции человеческих отношений, с позиции лидерства или с позиции поведенческих наук. [28]
Поведенческая школа занималась тем, что помогала сотрудникам полностью реализовать свой потенциал, применяя концепции поведенческих наук к проектированию организаций и управлению ими, повышая тем самым их эффективность. [29]
Сложно подробно прокомментировать, что должно входить в учебный план курсов по безопасности и гигиене труда. Существует общее мнение, что такие курсы должны нести в себе больше исходных данных по поведенческим наукам, чем сейчас. Но такие данные должны быть уместны для социокультурного окружения конкретной страны или региона, для которых разработан курс. Более того, OSH не должна преподаваться в изоляции от общей службы здравоохранения и ситуации санитарного состояния общества в данной стране или регионе. [30]
Страницы: 1 2 3
www.ngpedia.ru
Поведенческая наука - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Поведенческая наука
Cтраница 3
Вторым направлением, возникшим в 1950 - е годы на стыке управленческой социологии, психологии, культурологии и исследований школы человеческих отношений, является бихевиоризм, или школа поведенческих наук. Если основой исследований школы науки управления являются закономерности менеджмента, поддающиеся количественной оценке, то для школы поведенческой науки центральными являются качественные параметры менеджмента, оцениваемые на базе социологических опросов и экспертных наблюдений. В течение первых двух десятилетий исследователи каждого из направлений регулярно выступали с обоюдной критикой, соревнуясь за право считаться представителями ведущей школы современного менеджмента. [31]
Коуз эмигрирует в Соединенные Штаты Америки. Первоначально он работает в Университете Буффало, но в 1959 г., после года работы в Центре продвинутого изучения поведенческих наук, переходит на экономический факультет Виргинского университета. Коуз сохраняет свой интерес к общественным услугам ( в особенности применительно к радиовещанию), и в течение года работы в Центре он пишет статью Федеральная комиссия связи, которая была опубликована в 1959 г. Федеральная комиссия занималась вопросами регулирования радиовещательной отрасли в США, включая распределение частотного диапазона. [32]
Статья посвящена довольно специфическому, хотя и очень важному аспекту проблемы качественной и количественной информации в социологии - переходу от так называемых качественных данных ( полученных по шкалам, тип которых ниже интервально) к количественным ( шкалы интервального типа и выше) и обратно. Такие переходы довольно часты в социологической практике и вызываются обычно желанием исследователя использовать соответствующий математический аппарат для анализа имеющейся статистической информации. Предназначена специалистам-социологам и всем интересующимся проблемами измерения в поведенческих науках. [33]
Он основан на передовых концепциях психологии и социологии. Поведенческая школа занималась тем, что помогала сотрудникам полностью реализовать свой потенциал, применяя концепции поведенческих наук к проектированию организации и управлению ими, повышая тем самым их эффективность. [34]
Общество и человек изучаются несколькими ч группами наук, имеющими сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политических наук - крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительств, распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблемы, связанные с происхождением отдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки ( прежде всего психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология. Как он выделяется из объекта исследования. [35]
Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющими сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политических наук - крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительств, распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблемы, связанные с происхождением отдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки ( прежде всего психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают, различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология. Как он выделяется из объекта исследования. [36]
Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория, получившая развитие в 60 - е годы. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями. [37]
Что именно подразумевается под организационным поведением. Не является ли введение этого понятия попыткой заменить весь менеджмент концепцией и методами поведенческих наук. В чем его отличие ( если оно есть) от традиционной прикладной или промышленной психологии. К счастью, на большинство этих вопросов сейчас уже найдены ответы, удовлетворяющие многих ученых в области управления и поведенческих наук, а также менеджеров-практиков. [38]
Прежде чем приступать к построению математических моделей, команда экспертов ИО должна рассмотреть возможность разрешения проблемы путем применения какого-либо человеческого, а не технического решения. Отметим, что и стоимость такого решения значительно ниже, чем стоимость решения, полученного на основе математического моделирования. Это было выявлено еще во время Второй мировой войны британскими учеными, пионерами в области ИО, - в команду разработчиков ИО входили специалисты по социологии, психологии и поведенческим наукам. [39]
Для химика очень важно знание структуры вещества. Опыт показал, что только знание структуры является надежным фундаментом, на котором могут строиться достижения биологической химии. Однако изучение структуры не должно быть самоцелью и важность привлечения химиков к дальнейшим исследованиям в этих областях еще более возрастает, а использование этой химической информации должно являться исходной позицией для изучения проблем, лежащих глубоко в сфере биологии. Так, например, значительный расцвет молекулярной биологии в шестидесятых годах 20-го века заключается в том, что многие феноменологические проблемы биологии в настоящее время стали более ясно определяться как проблемы для исследователей поведенческой науки и молекулярных исследований. Типичным случаем являются ферменты. Можно изучать эти соединения просто как биологическую субстанцию с точки зрения выяснения их влияния на процессы, в которых они служат промежуточным звеном. Однако в этой книге развивается гораздо более глубокий химический подход с тем, чтобы проиллюстрировать уровень современных знаний в отношении представлений о механизме каталитического действия ферментов. Аналогичный подход использован и при рассмотрении других примеров. [40]
Зеленый, которого поддержали многие известные ученые - В. Статьи Зеленого были переведены на немецкий язык, далее - на английский и имели успех в США, где возник термин бихевиоризм и появились сторонники нового подхода. Уотсон разработал целую программу бихевиоризма, как поведенческой науки. [41]
Именно здесь, как указывает автор, социолога подстерегает опасность подмены объекта исследования. Как же должна производиться оценка методик. Какими критериями следует при этом руководствоваться. При анализе автор выделяет две стратегии - сциентистскую и гуманитарную, которые он в некотором смысле противопоставляет друг другу, хотя и признает, что реальный выбор представляет собой компромисс между этими двумя стратегиями. Статья полезна всем, кто интересуется проблемами измерения в поведенческих науках. [42]
Новый подход был направлен на разработку таких приемов менеджмента, которые способствовали бы осознанию человеком его возможностей на основе применения основных концепций поведенческих наук к управлению организацией. [43]
После реализации рекомендаций группы Мейо по установлению двух 10-минутных перерывов для отдыха и общения рабочих текучесть резко снизилась. Эксперимент с прядильщиками укрепил уверенность Мейо в том, что для руководителя важно принимать во внимание психологию работника, особенно его некоторую нелогичность. Первые крупные исследования поведения работника на рабочем месте были проведены Мейо в Хорторне в конце 20 - х годов прошлого века. Работа началась исследованиями по научному управлению и закончилась спустя 8 лет осознанием того, что человеческие факторы, особенно социальное воздействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда. Такие модели возникли с появлением школы поведенческих наук и развиваются до настоящего времени. [44]
Страницы: 1 2 3
www.ngpedia.ru