Тип поведенческой активности человека. Поведенческая активность


Тип поведенческой активности человека

01.08.2018

Личностный опросник предназначен для экспресс-диагностики уровня активности и типа поведения человека, с зависящими от этого особенностями личности. За основу теста взята методика JAS, разработанная С. Дженкинсом в 1974 году. Версия, представленная на нашем портале, адаптирована для русскоязычной аудитории с учетом особенностей менталитета Л.И. Вассерманом и Н.В. Гуменюком, при НИПНИ им. Бехтерева.

Поведенческая активность

Далеко не последнее место в психологии занимает изучение поведенческой активности. Под этим термином понимают совокупность всех проявлений, вызванных внешним поведением, включая и бездействие. Тех, кто хочет более детально изучить данный вопрос, советуем обратиться к работам Д. Узнадзе. Его теория гласит, что тип поведения человека зависит от установки, которую он получает под влиянием потребностей социальной среды.

Типы личности

Всего выделяют пять основных типов:

Тип А

К такому типу относятся люди с импульсивным характером, не способные усидеть на одном месте. Как правило, такая поведенческая активность выражена в сверхмерах во всем – будь то работа, увлечения или достижение цели. Добиваясь желаемого возможны проявления агрессии, особенно, если кто-то встает на пути. Нетерпеливость выражается во всем: в речи, движениях, и даже в принятиях решений. Такие люди склонны к соперничеству и доминированию.

Тип А1

Напористая личность со стремлением к успеху, но без агрессивности, как в предыдущем типе. Эмоциональность и чувствительность к восприятию критики ярко выражены, как и неустойчивость настроения.

Тип АБ

Промежуточный, присущ эмоционально-стабильным людям, умеющим грамотно распределять время работы и отдыха. Рвение к лидерству не так очевидно, но при определенных условиях может быть проявлено.

Тип Б1

Умеренно активная личность, рациональная и неторопливая.

Тип Б

Относится к людям с мягким характером, порой неуверенным в себе. Все решения тщательно взвешиваются, прослеживается последовательность действий.

Кому подходит данная методика?

Всем, кто любит «копаться в себе» и хочет со стороны увидеть особенности своего поведения. Ведь зная все свои плюсы и минусы проще добиваться успехов, налаживать отношения с людьми и находиться в гармонии с самим собой.

Инструкция по прохождению теста

Вам предстоит выбрать один вариант ответа в каждом из представленных вопросов, всего которых 31. Перед тем, как отметить вариант, убедитесь, что именно он соответствует вашей манере поведения, от этого напрямую зависит правильность результатов. По окончанию теста Вы узнаете, к какой тип поведенческой активности присущ именно Вам.

Пройдите тест на характеристику поведения!

Данная методика позволит определить Ваш тип поведения, особые проявления которого можно наблюдать в стрессовой ситуации. Возможно, это поможет скорректировать проявления характера и научиться контролировать его, или же наоборот – убедиться в его рациональности. Пройдите онлайн-тест на нашем сайте прямо сейчас!

Изображение в шапке - Jack Gisel, Unsplash.

testometrika.com

поведенческая активность - это... Что такое поведенческая активность?

 поведенческая активность

Aviation medicine: behavioral performance

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

Смотреть что такое "поведенческая активность" в других словарях:

universal_ru_en.academic.ru

АКТИВНОСТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ - это... Что такое АКТИВНОСТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ?

 АКТИВНОСТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ - все формы внешне проявляющегося поведения. В отличие от поведения, может быть бессистемной и/или бесцельной, выражаться в отсутствии поведения (растерянность). (Косолапов Н.А., с. 102)

Глоссарий по политической психологии. — М.: РУДН. Под ред. Д. В. Ольшанского. 2003.

Смотреть что такое "АКТИВНОСТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ" в других словарях:

political_psychology_glossary.academic.ru

ТИП ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

1. Бывает ли Вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую?

1) никогда;

2) иногда;

3) почти всегда

2. У Вас такая работа, которая "взбадривает" (стимулирует)?

1) меньше, чем работа большинства людей;

2) примерно такая же, как работа большинства людей;

3) больше, чем работа большинства людей.

3. Ваша повседневная жизнь в основном заполнена:

1) делами, требующими решения;

2) обыденными делами;

3) делами, которые Вам скучны.

4. Жизнь некоторых людей часто переполнена неожиданностями, непредвиденными обстоятельствами и осложнениями. Как часто Вам приходится сталкиваться с такими событиями?

1) несколько раз в день;

2) несколько раз в неделю;

3) примерно раз в день;

4) раз в неделю;

5) раз в месяц или реже.

5. В случае, если Вас что-то сильно гнетет, давит, или люди слишком многого требуют от Вас, то Вы:

1) теряете аппетит и/или меньше едите;

2) едите чаще и/или больше обычного;

3) не замечаете никаких существенных изменений в обычном аппетите.

6. В случае, если Вас что-то гнетет, давит или у Вас есть неотложные заботы, то Вы:

1) немедленно принимаете соответствующие меры;

2) тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать.

7. Как быстро Вы обычно едите?

1) я обычно кончаю есть раньше других;

2) я ем немного быстрее других;

3) я ем с такой же скоростью, как и большинство людей;

4) я ем медленнее, чем большинство людей.

8. Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что Вы едите чересчур быстро?

1) да, часто;

2) да, раз или два;

3) нет, мне никто никогда этого не говорил.

9. Как часто Вы делаете несколько дел одновременно, например, едите и работаете?

1) я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно;

2) я делаю это только тогда, когда не хватает времени;

3) я делаю это редко или никогда не делаю.

10. Когда Вы слушаете кого-либо, и этот человек слишком долго не может закончить мысль, Вы чувствуете желание поторопить его?

1) часто;

2) иногда;

3) почти никогда.

11. Как часто Вы действительно "заканчиваете" мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор?

1) часто;

2) иногда;

3) почти никогда.

12. Как часто Ваши близкие или друзья замечают, что Вы невнимательны, если Вам говорят о чем-либо слишком подробно?

1) раз в неделю или чаще;

2) несколько раз в месяц;

3) почти никогда;

4) никогда.

13. Если Вы говорите своим близким или друзьям, что приедете в определенное время, то как часто Вы опаздываете?

1) иногда;

2) редко;

3) почти никогда;

4) я никогда не опаздываю.

14. Бывает ли, что Вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще вполне достаточно?

1) часто,

2) иногда;

3) редко или никогда.

15. Предположим, что Вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т. п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут, Вы:

1) спокойно подождете,

2) будете прохаживаться в ожидании;

3) обычно у Вас есть с собой книга или газета, чтобы было чем заняться в ожидании.

16. Если Вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в магазине и т. п., то Вы:

1) спокойно ждете своей очереди;

2) испытываете нетерпение, но не показываете этого,

3) чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие;

4) решительно отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти способ избежать потери времени.

17. Если Вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т п.), то Вы:

1) напрягаете все силы, для победы,

2) стараетесь выиграть, но не слишком усердно;

3) играете скорее для удовольствия, чем серьезно.

18. Представьте, что Вы и Ваши друзья (или сотрудники) начинаете новую работу. Что Вы думаете о соревновании в этой работе?

1) предпочитаю избегать этого;

2) принимаю потому, что это неизбежно;

3) получаю удовольствие, так как это меня подбадривает и стимулирует

19. Когда Вы были моложе, большинство людей считало, что Вы

1) часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим;

2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим,

3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены),

4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться

20. Чем, по Вашему мнению, Вы отличаетесь в настоящее время?

1) часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим,

2) иногда стараетесь и Вам нравится во всем быть первым и лучшим,

3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены),

4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.

21. По мнению Ваших родных или друзей Вы:

1) часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим,

2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим,

3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены),

4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться?

22. Как оценивают Ваши родные или друзья Вашу общую активность?

1) недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее,

2) около среднего; всегда есть какое-то занятие;

3) сверхактивность, бьющая через край энергия.

23. Согласились бы знающие Вас люди, что Вы относитесь к своей работе слишком серьезно?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

24. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы менее энергичны, чем большинство людей?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да;

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

25. Согласились бы хорошо знающие Вас люди с тем, что за короткое время Вы способны выполнить большой объем работы?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет.

26. Согласились бы хорошо знающие Васлюди, что Вы легко сердитесь (раздражаетесь)?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет.

27. Согласились бы хорошо знающие Васлюди, что Вы живете мирной и спокойной жизнью?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

28. Согласились бы хорошо знающие Васлюди, что Вы большинство дел делаете в спешке?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

29. Согласились ли бы хорошо знающие Вас люди, что Вас радует соревнование (состязание) и Вы очень стараетесь выиграть?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

30. Какой характер был у Вас, когда Вы были моложе?

1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю,

2) вспыльчивый, но поддающийся контролю,

3) вполне уравновешенный (не было проблем),

4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя)

31. Каким вы представляете свой характер сегодня

1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю,

2) вспыльчивый, но поддающийся контролю,

3) вполне уравновешенный,

4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).

32. Когда Вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает Вас, что Вы обычно чувствуете при" этом?

1) я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше;

2) я чувствую легкую досаду,

3) я чувствую раздражение, потому что это мешает делу

33. Если повторяющиеся прерывания в работе действительно Вас разозлили, Вы:

1) ответите резко,

2) ответите в спокойной форме,

3) попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить,

4) попытаетесь найти более спокойное место для работы, если это возможно.

34. Как часто Вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку?

1) ежедневно или чаще,

2) еженедельно;

3) ежемесячно или реже

35. Работа, которую Вы должны закончить к определенному сроку, как правило:

1) не вызывает напряжения, потому что привычна, однообразна,

2) вызывает сильное напряжение, так как срыв срока может повлиять на работу группы людей

36. Вы сами себе определяете сроки выполнения работы на службе и дома?

1)нет;

2) да, но только изредка,

3) да, весьма часто

37. Качество работы, которую Вы выполняете, к концу назначенного срока бывает?

1) лучше,

2) обычное,

3) хуже

38. Бывает ли, что на работе Вы одновременно выполняете два или несколько заданий, делая то одно, то другое?

1) нет, никогда,

2) да, но не так часто,

3) да, постоянно

39. Были бы Вы удовлетворены возможностью оставаться на нынешней работе в последующем году?

1)да,

2) нет, мне хотелось бы добиться большего,

3) конечно нет, я делаю все для того, чтобы меня повысили, иначе я буду очень расстроен.

40. Если бы Вы могли выбрать, то что бы Вы предпочли:

1) прибавку к заработной плате без продвижения в должности,

2) продвижение в должности без существенного повышения зарплаты.

41. К концу отпуска Вы:

1) хотите продлить его еще на недельку-другую,

2) чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе,

3) Вам хочется, чтобы отпуск кончился, и Вы могли вернуться к обычной работе

42. Бывало ли так, что за последние три года Вы брали меньше дней отпуска, чем положено?

1)да,

2) нет,

3) нет, никогда

43. Бывает ли, что во время отпуска Вы не можете перестать думать о работе?

1) да, часто,

2) да, иногда,

3) нет, никогда

44. В последние три года Вы получали какие-либо поощрения на работе?

1) нет, никогда,

2) иногда,

3) да, часто

45 Как часто Вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой?

1) редко или никогда,

2) раз в неделю или реже,

3) почти постоянно

46. Как часто Вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня или приходите на работу в неурочное время?

1) на моей работе это невозможно,

2) весьма редко,

3) иногда (реже, чем раз в неделю)

47. Вы обычно остаетесь дома, если у Вас озноб или повышенная температура?

1) да,

2) нет

48. Если Вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то Вы

1) некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к Вам,

2) продолжаете работать также активно, несмотря на усталость

49. Когда Вы работаете в коллективе, другие ожидают от Вас, что Вы будете руководить?

1) редко,

2) не чаще, чем от других,

3) чаще, чем от других

50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)?

1) никогда,

2) иногда,

3) часто

51. Если кто-то поступает в отношении Вас нечестно, Вы:

1) прямо указываете ему на это,

2) находитесь в нерешительности и поступаете в зависимости от обстоятельств,

3) ничего не говорите об этом.

52. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы прилагаете

1) гораздо больше усилий,

2) несколько больше усилий,

3) примерно столько же усилий;

4) немного меньше усилий,

5) гораздо меньше усилий.

53. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете:

1) значительно большую ответственность;

2) несколько большую ответственность;

3) примерно такую же ответственность,

4) несколько меньшую ответственность,

5) значительно меньшую ответственность.

54. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете необходимость торопиться?

1) гораздо больше;

2) несколько больше;

3) столько же;

4) несколько меньше;

5) гораздо меньше.

55. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы:

1) значительно более аккуратны;

2) несколько более аккуратны;

3) примерно в такой же степени аккуратны;

4) несколько менее аккуратны;

5) значительно менее аккуратны.

56. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Ваше отношение к ней:

1) гораздо более серьезное;

2) несколько более серьезное;

3) мало отличается от других;

4) несколько менее серьезное;

5) значительно менее серьезное.

57. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет назад, сейчас Вы работаете в течение недели:

1) больше часов;

2) примерно столько же;

3) меньше, чем раньше;

58. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа требует:

1) меньшей ответственности;

2) столько же ответственности;

3) большей ответственности.

59. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа:

1) более престижна;

2) столь же престижна;

3) менее престижна.

60. Сколько разных работ Вы сменили за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)?

1) изменений не было или были однажды,

2) две; 3)три;

4) четыре;

5) пять и более.

61. За последние 10 лет Вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени?

1)да; 2) нет.

Обработка данных. В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах:

№№ баллы №№ Баллы
13,7,1 13,7,1
13,7,1 1,5,9,13
1,7,13 1,7,13
1,4,7,10,13 13,1
1,7,13 13,7,1
1,13 1,7, 13
13,9,5,1 13,7,1
1,7,13 13,7,1
1,7,13 13,1
1,7,13 13,7,1
1,7,13 1,7, 13
1,5,7,9,13 1,7,13
13,9,5, 1 13,7,1
1,7,13 13,7,1
13,7,1 13,9,5,1
13,9,5,1 13,1
1,7,13 13,1
13,7,1 13,7,1
1,5,9, 13 13,7,1
1,5,9, 13 1,7,13
1,5,9,13 1,4,7,10,13
13,7,1 53. 1,4,7,10,13
23, 1,5,9,13 1,4,7,10,13
3,9,5,1 1,4,7,10,13
1,5,9,13 1,4,7,10,13
1,5,9,13 1,7,13
13,9,5,1 13,7, 1
1,5,9,13 1,7,13
1,5,9,13 13,10,7,4,1
1,5,9,13 1,13
1,5,9,13    

Если количество баллов не превышает 167, то с высокой вероятностью диагностируется выраженный тип поведенческой активности личности-тип А,

168-335 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа А (условно – А1),

336^59 – диагностируется промежуточный (переходный) тип личностной активности – тип АБ;

460-626 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно – Б1),

627 баллов и выше – диагностируется с высокой вероятностью выраженный поведенческий тип личностной активности – тип Б.

Интерпретация результатов

1. Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью -тип Л- характерны:

преувеличенная потребность в деятельности – сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться, нехватка времени для отдыха и развлечений;

постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на "поражение-неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и однообразную работу;

неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;

нетерпеливость, стремление делать все быстро ходить, есть, говорить, принимать решения;

энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи;

импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника, соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов,

стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.

2. Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа ^характерны:

повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Нехватка времени для отдыха компенсируется, в известной мере, расчетливостью и умением выбрать "главное направление" деятельности, быстрым принятием решения,

энергичная, выразительная речь и мимика,

эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы;

чувствительность к похвале и критике;

неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях,

стремление к соревновательности, однако без амбициозности и агрессивности,

при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием.

3. Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности – АБ, характерна активная и

целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом;

моторика и речевая экспрессия умеренно выражены Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности

4 Для лиц, у которых диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа БА, характерны- рациональность и неторопливость в делах и общении, сочетание интенсивной работы с отдыхом, расслаблением, естественная смена видов деятельности, когда этого требуют обстоятельства; долгое, подчас, обдумывание планов сочетается с тщательным и ответственным их выполнением. Внешняя сдержанность в движениях и речи сочетается с выдержкой и невозмутимостью при неудачах, при общении с неприятным или неудобным собеседником; устойчивость к действию фрустрирующих ситуаций и обстоятельств, внутренняя эмоциональная стабильность и сдержанность в проявлении аффектов и чувств к другим людям.

5 Для лиц, у которых с высокой вероятностью диагностируется выраженный поведенческий тип Б, характерны:

отчетливая неторопливость, взвешенность и рациональность в работе и других сферах жизнедеятельности, преданность избранному делу, отсутствие стремления к сменам работы;

скупость в движениях и проявлениях эмоциональных реакций и чувств, в том числе при общении с близкими и друзьями;

обстоятельность и обязательность, надежность и предсказуемость в поведении, подчеркнутое дружелюбие и расположенность к

окружающим;

излишне долгое обдумывание планов деятельности, сочетающееся с весьма неторопливым и сверхтщательным исполнением даже незначительных фрагментов, нередко раздражающее окружающих;

отсутствие стремления к соревновательности и соперничеству, неумение и нежелание спорить, но в то же время твердость в отстаивании своей точки зрения;

отсутствие внешних проявлений неуверенности в своих силах и возможностях. Неумение, а подчас и нежелание быстро менять стереотипы деятельности в приспособлении к ситуациям, требующим быстрого принятия ответственного решения или смены работы;

относительная устойчивость к фрустрирующим и стрессогенным ситуациям и обстоятельствам, однако при длительном действии этих факторов склонны к депрессивным реакциям, "уходам в себя", потере интереса к работе и общению.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИНГРАММА

На стереотип эмоционального поведения, как было отмечено, в той ли иной степени, оказывает влияние социальная сфера, воспитание и более широко – жизненные обстоятельства, сформировавшие личность. Часто мы сознательно или по привычке демонстрируем те или иные эмоции не потому, что они полезны, выводят энергию вовне, а потому что они желательным образом действуют на партнеров. Эмоции позволяют нам сокращать или увеличивать дистанцию в общении, добиваться исполнения своих потребностей, располагать к себе, наказывать или поощрять по своему желанию.

stydopedia.ru

Типы поведенческой активности и стресс. — МегаЛекции

Развитие концепции профессионального здоровья в отечественной науке связано прежде всего с психологическим обеспечением профессиональной деятельности лиц опасных профессий или профессий, сопряженных с воздействием экстремальных факторов. Концепция профессионального здоровья имеет гуманистический характер и акцентирована на обеспечение безопасности профессиональной деятельности, высокого уровня физического и психического здоровья, а также профессионального долголетия.

Что же мы имеем в виду, говоря о профессиональном здоровье? Профессиональное здоровье - это обобщенная характеристика здоровья индивида, рассматриваемая в конкретных условиях его профессиональной деятельности, а также процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия.

Именно профессиональное здоровье является одним из основных показателей «качества профессиональной жизни», а также важным условием эффективности трудовой деятельности. Отметим, что под эффективностью профессиональной деятельности мы подразумеваем не только высокую производительность и качество труда, но и их соотношение с теми усилиями, которые человек затратил для их достижения. На наш взгляд, ситуация, когда ценой профессионального успеха становится здоровье, не может считаться нормой современной жизни.

В психологии стресса, начиная с 60-х годов, широко исследуется так называемое поведение типа А, или «стресс-коронарное» поведение.

Понятия «личность типа А» и «поведение типа А» пришли в психологию личности из психосоматической медицины. М. Фридман и Р. Розенман (М. Friedman, R. Rosenman, 1975) подробно описали этот тип, особенности его поведения и психосоматические последствия, к которым такое поведение приводит. Анализ этих и многих других исследований в конце концов привел к формированию достаточно стойкого убеждения, что поведение типа А и обладание личностными особенностями этого типа являются факторами риска психоэмоционального дистресса.

Что же входит в понятие «личность типа А» и в паттерн А-поведения? Ядром личности типа А является сильновыраженное стремление к первенству, социальному превосходству, восприятие жизни как арены конкурентной борьбы, всегда актуальное желание быть неизменно первым, лучшим. Причем желание быть первыми лучшим во всем, чем занимается личность типа А. Не только в основном деле, в профессии, но и во всех второстепенных делах и в хобби. Важно быть первым в своей профессиональной деятельности, но важно быть лучшим и при игре в футбол или теннис, например. А если занялся коллекционированием, то «моя коллекция должна быть лучшей». И так во всех сферах социального взаимодействия личности типа А. Кроме того, для личности этого типа на поведенческом уровне характерно яркое проявление активности, напряженности, амбициозности, часто несдержанности в проявлении чувств, напористости и нетерпеливости в достижении цели. При встрече с препятствиями на пути к поставленной цели личность типа А часто может проявлять не только настойчивость, но и агрессивность. Однако подчеркнем, что ядром личности является именно отмеченная выше доминирующая мотивация первенства и социальной конкуренции.

Другое часто употребляемое название личности типа А— коронарный тип. Не случайно фундаментальная работа М. Фридмана и Розенмана, посвященная описанию феномена личности типа А, называется «Тип А и его сердце». Многочисленные исследования констатируют, что сердечно-сосудистые заболевания (инфаркты, инсульты) встречаются у личностей типа А примерно в два раза чаще, чем у других людей. Это обстоятельство естественным образом связывается специалистами с личностными и поведенческими особенностями людей типа А. Стрессогенность такого личностного паттерна и поведения признается очевидной. Очевидно и то, что поведение типа А рассматривается в качестве фактора риска психоэмоционального дистресса.

Распространенность личностей типа А. Распространенность личностей типа А не одинакова в разных социокультурных популяциях и колеблется в пределах от 45% до 76%. Такие люди чаще встречаются в городах, чем в селах, и в социально-экономически более развитых регионах (и странах), чем в менее развитых. Объединяя эти две тенденции, можно говорить, что максимальная концентрация людей типа А будет наблюдаться в городах социально-экономически более развитых стран, а минимальная — в селах, которые находятся к тому же в слаборазвитых регионах.

Дополнительную интересную информацию на этот счет дают исследования феномена долгожительства. В начале восьмидесятых годов было завершено крупное комплексное совместное советско-американское исследование феномена долгожительства. Предметом изучения был образ жизни как самих долгожителей, так и других людей из тех регионов, которые дают высокий процент долгожителей. В СССР исследование проводилось в республике Абхазия, а в США — в штате Кентукки. Исследование носило многоаспектный характер: изучались медицинские, социальные, психологические, этнографические аспекты проблемы. Было получено много интересных данных относительно образа жизни, способствующего долгожительству. Нас же в первую очередь интересует следующее. Оказалось, что поведение и личностные установки типа А не характерны как для самих долгожителей, так и вообще для образа жизни людей в обследованных регионах. Хотя в исследовании прямо и не использовалась терминология «тип А», но содержательный анализ выявленных и описанных поведенческих и личностных особенностей позволяет сделать именно этот вывод. Так, известно, что потребность в признании и в уважении является одной из базовых потребностей личности. Однако оказалось, что абсолютное большинство обследованных в связи с феноменом долгожительства людей не связывают реализацию этой потребности с конкурентным поведением, с достижением победы, социального превосходства над другими. Путями и критериями достижения уважения является нечто иное. А именно — обилие родственников и друзей, их желание советоваться с человеком по собственным личным, семейным и бытовым проблемам и т. п. Таким образом, сам уклад жизни никак не подталкивает, не стимулирует и не актуализирует в человеке личностные и поведенческие особенности типа А. Однако далеко не так обстоит дело во многих других социокультурных средах, и особенно в регионах, продвинутых в плане урбанизации и социально-экономического развития, то есть в так называемых цивилизованных регионах и странах. Очевидно, можно с большим основанием утверждать, что тип А — это тип личности и поведения, который не только одобряется, но и культивируется современной цивилизацией.

Факторы дистресса для личности типа А. В настоящее время очевидным признается рассмотрение поведения типа А в качестве фактора риска психоэмоционального дистресса и коронарных заболеваний. При этом считается, что таким психотравмирующим фактором для личности типа А является неуспех в социальной конкуренции, который рассматривается на субъективном уровне как фрустрация доминирующей мотивации — мотивации первенства, достижения, победы. Однако имеются экспериментальные данные, которые могут внести существенные коррективы в сложившиеся представления о том, что сам по себе неуспех в социальной конкуренции всегда является для личности типа А безусловным фактором психоэмоционального дистресса. Вместе с тем эти экспериментальные данные до сих пор не стали предметом должного внимания, а потому как в литературе, так и в устных докладах сохраняется традиционная оценка любого неуспеха как основного фактора дистресса личности типа А.

В эксперименте Гласа (D. Glass, 1980), ставится под сомнение представления о том, что любой неуспех в социальной конкуренции всегда является для личности типа А безусловным фактором дистресса. Людей типа А и типа Б пригласили поиграть в настольный теннис. (Под типом Б понимаются личности, для которых стремление к первенству не является значимой мотивацией, и именно этим они составляют противоположность личности типа А.) В опытах участвовали молодые люди обоих типов, лишенные таких факторов риска коронарных заболеваний, как гипертония, атеросклероз, диабет, ожирение и курение. Каждому испытуемому предлагали сыграть 9 партий в настольный теннис с другим испытуемым. В течение всей игры с помощью специального оборудования постоянно измерялись артериальное давление, частота пульса, содержание адреналина и др. Эксперимент вполне мог бы рассматриваться как чисто медицинский, в процессе которого изучается реакция организма на физическую нагрузку. Однако в действительности эксперимент носил вовсе не медицинский, а психологический характер. Дело в том, что партнером испытуемых по игре, который также был представлен как участник эксперимента, на самом деле был помощник экспериментатора — специально приглашенный теннисист высокого класса. Перед ним стояла одна задача — выигрывать. Таким образом, понятна гипотеза исследования. Так как ядром личности типа А является мощная ориентация на победу, выигрыш, успех, то проигрыш, как блокирование реализации этой мотивации, должен приводить к серьезному психоэмоциональному напряжению. У людей типа Б такой реакции на игровое поражение быть не должно. Эксперимент провели по всем правилам. Все испытуемые проиграли. Однако значимых различий по уровню психоэмоционального напряжения, по всем фиксируемым психофизиологическим показателям между группами людей типа А и типа Б обнаружено не было. Уже сами по себе эти факты представляют значительную ценность. Однако эксперимент на этом не был закончен. На следующем этапе помощнику было дано задание не просто выигрывать у испытуемых, но в процессе игры вербально подмечать неуспех партнера, высказывая к сопернику пренебрежительное отношение. Когда эксперимент был проведен по такой схеме, различия между группами А и Б обнаружились немедленно. В этих условиях все фиксируемые показатели у лиц типа А повышались существенно более значительно, чем у лиц типа Б. Таким образом, не просто соперничество, а превращение его в конфликтное взамодействие ведет к значительному нарастанию психоэмоционального напряжения у лиц типа А, вызывает у них такие нарушения физиологической регуляции, которые способствуют возникновению коронарной патологии.

Этот эксперимент, а также другие психологические исследования и наблюдения позволили сделать и более широкие обобщения. Для личности типа А не сам по себе неуспех в социальной конкуренции является фатальным и безусловным фактором психоэмоционального дистресса, а то, как реагируют на этот неуспех окружающие. Более того, в определенном смысле можно даже абстрагироваться и от идеи «направленности реагирования» окружающих, то есть от акцента на идее, «как» реагируют окружающие на неуспех. Оказывается, само по себе любое подмечание неуспеха личности типа А, подчеркивание и обращение внимания на его неуспех в конкурентном социальном взаимодействии ведет к росту внутреннего напряжения. Для того чтобы вызвать негативный эффект, это подмечание неуспеха, таким образом, необязательно должно носить характер отрицательного оценивания (пренебрежительное отношение, подтрунивание), но может быть нейтральным по форме или даже носить внешне положительный характер (сочувствие по поводу неуспеха, с акцентированием внимания на ключевых травмирующих дескрипторах «проигрыш», «соперник», «поражение» и т. п.). В одном из исследований (А. А. Реан, 1987) было обнаружено значительное повышение психоэмоционального напряжения у лиц типа А в ситуации спортивного проигрыша (игра в настольный теннис) при абсолютно нейтральном подмечании соперником неуспеха партнера. Нейтральное подмечание соперником (который являлся помощником экспериментатора) неуспеха партнера состояло в постоянной вербализации счета игры в сравнительной форме: «4:1, я веду », «6:2 в мою пользу» и т. д. Такого негативного эффекта не отмечалось, когда игра шла в основном молча или вербализация не была связана с подмечанием неуспеха партнера («смена подачи», «шарик ушел» и т. п.).

 

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

12 Индикаторы поведенческой активности

Поведение работников организации может проявляться как активное творчество в индивидуальных и групповых инициативах. Это происходит, как правило, спонтанно: появляются и опробуются новые идеи и предложения в среде единомышленников и оппонентов. Эти идеи и предложения вызывают краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные эффекты. Природа организационного поведения лучше всего раскрывается именно в творческом освоении реальностей.

12.1. Инициативное деловое поведение

В регуляции делового поведения работников, особенно молодых, которых так много в фирмах, всегда возникает проблема: будет ли инициативное поведение способствовать деловому сотрудничеству или же разрушит его. Одни факторы мешают проявлять инициативу, а другие стимулируют ее.

Опрос молодых работников фирм показал, что проявлять инициативу им нередко мешает сам характер работы. Они ориентированы прежде всего на творческую, сложную, новую, напряженную и разнородную работу в эффективном сотрудничестве с коллегами, но зачастую им приходится выполнять однообразную, простую, привычную работу, нередко напряженную, особенно экономистам и программистам, имеющим дело с цифрами. Очень мешает проявлять инициативу невнимательное отношение руководителя, не понимающего специфики их психологии, а также плохая организация труда.

Если труд индивидуализирован, неправильно распределен между работниками, каждый занят только своим делом и профессиональное общение эпизодично, а вся информация замыкается на руководителе, который требует от них только того, что ему необходимо сейчас, то проявлять инициативу в таких условиях оказывается трудно. Может быть и такая ситуация, когда работник чувствует, что его квалификация намного выше (ниже), чем у других, что сдерживает его инициативу. К тому же многое зависит от того, какие виды работ оплачиваются выше, а какие — ниже. Разница в оплате бывает очень большой. Ясно, что инициатива, как правило, может больше проявляться в тех видах работ, где оплата выше, причем одним из мотивов становится ожидание материального вознаграждения. Если работа связана с командировками, то импульсом проявления инициативы может оказаться знакомство с новыми людьми, новой для себя техникой, новыми методами работы. Трудно проявлять инициативу тогда, когда непосредственный руководитель постоянно загружен и ему подчас просто не до того, чтобы выслушивать какие-либо предложения. А некоторые молодые работники не хотят проявлять инициативу в непрестижной фирме.

Многое зависит от того, в какую социальнокультурную среду попадает человек. Зависимость инициативы от реакции на нее ближайшего окружения может быть очень большой. Инициатива бывает такова, что новый подход к делу требует коллективного согласования, убежденности многих работников в необходимости предложений. Кроме того, инициатива должна быть реализуема т.е. необходимы люди, заинтересованные в ее реализации со стороны руководства и коллег. Но главное в том, что инициативное деловое поведение всегда связывается с ответственностью за порученное дело: чем инициативнее работник, тем ответственнее он должен быть.

В управленческом взаимодействии с работниками важно формировать стремление к творческой самореализации личности в той мере, в какой это можно организовать. Вовлеченность личности в работу всегда зависит от того, как руководитель относится к работникам. Если он видит в них только исполнителей, подчеркивая при этом, что они обязаны подчиняться его распоряжениям, и мало считаясь с их мнением, то они быстро охладевают к работе. Если же он видит в них партнеров по совместной работе, подчеркивая при этом важность личного вклада каждого и проявляя постоянную заинтересованность в их мнении, то работники начинают ощущать значимость своего «Я» в общем коллективном деле, отвечая руководителю своей заинтересованностью в выполнении работ.

Оказывается, что такое отношение к молодым работникам со стороны руководителя при поддержке других сотрудников может стать самым важным фактором, стимулирующим их инициативу даже тогда, когда работа сама по себе не очень интересна, когда условия и организация труда оставляют желать лучшего. Опрос молодых работников показал, что такое управленческое взаимодействие является наиболее предпочтительным: подавляющее большинство опрошенных (83%) отметили положительное значение именно этой компенсаторной особенности руководства в стимулировании их инициативы.

Таким образом, эффективное деловое сотрудничество оказывается возможным тогда, когда организационные издержки производства компенсируются регулятивными усилиями руководителя в удовлетворении ожиданий работников. Найти правильное соотношение между организацией работ и регуляцией взаимоотношений — главная управленческая проблема, которую решает руководитель, ориентированный на инициативно-ответственное исполнение работ.

На вопрос о том, что помогает, а что мешает проявлению личной инициативы, опрашиваемые давали такие ответы, которые помогли выявить основные стимулирующие и тормозящие факторы (табл. 12.1).

Таблица. 12.1. Результаты опроса молодых сотрудников фирм

____________________________________________________________________

Что мешает проявлять

инициативу

Что помогает проявлять

инициативу

Отсутствие стимулов

Разработка «веера» стимулов

Инициатива «снизу» вообще не поощряется

Инициатива «снизу» постоянно

поощряется

Работники не чувствуют себя нужными фирме

Работники чувствуют себя нужными фирме

Отсутствие у работника

Есть большое стремление проявлять

«внутреннего желания» инициа

инициативу: желание продвинуться,

инициативности, т.е.

инертность

улучшить свое материальное положение,

изменить статус

Недостаток профессиональных знаний и

профессионального опыта

Накоплены профессиональные знания и

приобретен необходимый

профессиональный опыт

Отсутствие заинтересованности в своей работе

Есть заинтересованность и увлеченность

своей работой

Инициатива «вязнет» в

Инициатива реализуется, и всем

вышестоящих инстанциях

сразу становится известен ее автор

Увеличение объема работы

для тех, кто проявил инициативу, без увеличения заработной платы

Распределение работ по реализации

инициативы таким образом, чтобы ее

результаты были полезны всем

Неспособность руководителя

Ориентация руководства на решение

работать по-новому

новых задач

Боязнь что-либо изменить

Желание обязательно изменить

существующее положение дел

Самоуспокоенность,

Стремление не успокаиваться на

самодовольство

достигнутом

Незаинтересованность клиентов в

Заинтересованность клиентов в

работе фирмы, их недоверие

работе фирмы, их доверие

Расплывчатые обязанности,

Четко обозначенное поле деятельности,

нечеткое обозначение поля

за которое ты несешь ответственность

деятельности с диффузной

ответственностью

Отсутствие помощи в обоснова-

Помощь в обосновании инициативных

нии инициативных предложений

предложений

(экономической, юридической,

(экономическая, юридическая,

административной)

административная)

Парадокс наказуемой инициати-

Ответственность за реализацию

вы, когда вся ответственность в

инициативы берет на себя руково-

случае провала возлагается на

дитель

инициатора

Присваивание инициативных

Генерирование инициативных идей

идей руководством, которые вы-

руководством и выработка общего

даются за собственные

плацдарма идей

Плохие отношения с коллегами

Хорошие отношения с коллегами

по работе

по работе

Воспоминания о прошлом

Традиции новаторства, сложившиеся

неудачном новаторском опыте

в фирме

Антиноваторское влияние лидера

Новаторское влияние лидера на

на сотрудников

сотрудников

Индивидуализм инициаторов

Дух команды-новатора

____________________________________________________________________

В дальнейшем задание для опрашиваемых было усложнено. Им было предложено оценить позитивные и негативные факторы инициативного поведения работника фирмы, чтобы проверить, как первые могут нейтрализовать вторые (табл. 12.2). Оценка в данном случае проводилось по 10-балльной шкале.

Таблица 12.2. Оценка позитивных и негативных

studfiles.net

ТИП ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 45Следующая ⇒

1. Бывает ли Вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую?

1) никогда;

2) иногда;

3) почти всегда

2. У Вас такая работа, которая "взбадривает" (стимулирует)?

1) меньше, чем работа большинства людей;

2) примерно такая же, как работа большинства людей;

3) больше, чем работа большинства людей.

3. Ваша повседневная жизнь в основном заполнена:

1) делами, требующими решения;

2) обыденными делами;

3) делами, которые Вам скучны.

4. Жизнь некоторых людей часто переполнена неожиданностями, непредвиденными обстоятельствами и осложнениями. Как часто Вам приходится сталкиваться с такими событиями?

1) несколько раз в день;

2) несколько раз в неделю;

3) примерно раз в день;

4) раз в неделю;

5) раз в месяц или реже.

5. В случае, если Вас что-то сильно гнетет, давит, или люди слишком многого требуют от Вас, то Вы:

1) теряете аппетит и/или меньше едите;

2) едите чаще и/или больше обычного;

3) не замечаете никаких существенных изменений в обычном аппетите.

6. В случае, если Вас что-то гнетет, давит или у Вас есть неотложные заботы, то Вы:

1) немедленно принимаете соответствующие меры;

2) тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать.

7. Как быстро Вы обычно едите?

1) я обычно кончаю есть раньше других;

2) я ем немного быстрее других;

3) я ем с такой же скоростью, как и большинство людей;

4) я ем медленнее, чем большинство людей.

8. Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что Вы едите чересчур быстро?

1) да, часто;

2) да, раз или два;

3) нет, мне никто никогда этого не говорил.

9. Как часто Вы делаете несколько дел одновременно, например, едите и работаете?

1) я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно;

2) я делаю это только тогда, когда не хватает времени;

3) я делаю это редко или никогда не делаю.

10. Когда Вы слушаете кого-либо, и этот человек слишком долго не может закончить мысль, Вы чувствуете желание поторопить его?

1) часто;

2) иногда;

3) почти никогда.

11. Как часто Вы действительно "заканчиваете" мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор?

1) часто;

2) иногда;

3) почти никогда.

12. Как часто Ваши близкие или друзья замечают, что Вы невнимательны, если Вам говорят о чем-либо слишком подробно?

1) раз в неделю или чаще;

2) несколько раз в месяц;

3) почти никогда;

4) никогда.

13. Если Вы говорите своим близким или друзьям, что приедете в определенное время, то как часто Вы опаздываете?

1) иногда;

2) редко;

3) почти никогда;

4) я никогда не опаздываю.

14. Бывает ли, что Вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще вполне достаточно?

1) часто,

2) иногда;

3) редко или никогда.

15. Предположим, что Вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т. п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут, Вы:

1) спокойно подождете,

2) будете прохаживаться в ожидании;

3) обычно у Вас есть с собой книга или газета, чтобы было чем заняться в ожидании.

16. Если Вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в магазине и т. п., то Вы:

1) спокойно ждете своей очереди;

2) испытываете нетерпение, но не показываете этого,

3) чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие;

4) решительно отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти способ избежать потери времени.

17. Если Вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т п.), то Вы:

1) напрягаете все силы, для победы,

2) стараетесь выиграть, но не слишком усердно;

3) играете скорее для удовольствия, чем серьезно.

18. Представьте, что Вы и Ваши друзья (или сотрудники) начинаете новую работу. Что Вы думаете о соревновании в этой работе?

1) предпочитаю избегать этого;

2) принимаю потому, что это неизбежно;

3) получаю удовольствие, так как это меня подбадривает и стимулирует

19. Когда Вы были моложе, большинство людей считало, что Вы

1) часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим;

2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим,

3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены),

4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться

20. Чем, по Вашему мнению, Вы отличаетесь в настоящее время?

1) часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим,

2) иногда стараетесь и Вам нравится во всем быть первым и лучшим,

3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены),

4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.

21. По мнению Ваших родных или друзей Вы:

1) часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим,

2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим,

3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены),

4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться?

22. Как оценивают Ваши родные или друзья Вашу общую активность?

1) недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее,

2) около среднего; всегда есть какое-то занятие;

3) сверхактивность, бьющая через край энергия.

23. Согласились бы знающие Вас люди, что Вы относитесь к своей работе слишком серьезно?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

24. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы менее энергичны, чем большинство людей?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да;

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

25. Согласились бы хорошо знающие Вас люди с тем, что за короткое время Вы способны выполнить большой объем работы?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет.

26. Согласились бы хорошо знающие Васлюди, что Вы легко сердитесь (раздражаетесь)?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет.

27. Согласились бы хорошо знающие Васлюди, что Вы живете мирной и спокойной жизнью?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

28. Согласились бы хорошо знающие Васлюди, что Вы большинство дел делаете в спешке?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

29. Согласились ли бы хорошо знающие Вас люди, что Вас радует соревнование (состязание) и Вы очень стараетесь выиграть?

1) да, абсолютно,

2) возможно, да,

3) возможно, нет,

4) абсолютно, нет

30. Какой характер был у Вас, когда Вы были моложе?

1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю,

2) вспыльчивый, но поддающийся контролю,

3) вполне уравновешенный (не было проблем),

4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя)

31. Каким вы представляете свой характер сегодня

1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю,

2) вспыльчивый, но поддающийся контролю,

3) вполне уравновешенный,

4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).

32. Когда Вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает Вас, что Вы обычно чувствуете при" этом?

1) я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше;

2) я чувствую легкую досаду,

3) я чувствую раздражение, потому что это мешает делу

33. Если повторяющиеся прерывания в работе действительно Вас разозлили, Вы:

1) ответите резко,

2) ответите в спокойной форме,

3) попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить,

4) попытаетесь найти более спокойное место для работы, если это возможно.

34. Как часто Вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку?

1) ежедневно или чаще,

2) еженедельно;

3) ежемесячно или реже

35. Работа, которую Вы должны закончить к определенному сроку, как правило:

1) не вызывает напряжения, потому что привычна, однообразна,

2) вызывает сильное напряжение, так как срыв срока может повлиять на работу группы людей

36. Вы сами себе определяете сроки выполнения работы на службе и дома?

1)нет;

2) да, но только изредка,

3) да, весьма часто

37. Качество работы, которую Вы выполняете, к концу назначенного срока бывает?

1) лучше,

2) обычное,

3) хуже

38. Бывает ли, что на работе Вы одновременно выполняете два или несколько заданий, делая то одно, то другое?

1) нет, никогда,

2) да, но не так часто,

3) да, постоянно

39. Были бы Вы удовлетворены возможностью оставаться на нынешней работе в последующем году?

1)да,

2) нет, мне хотелось бы добиться большего,

3) конечно нет, я делаю все для того, чтобы меня повысили, иначе я буду очень расстроен.

40. Если бы Вы могли выбрать, то что бы Вы предпочли:

1) прибавку к заработной плате без продвижения в должности,

2) продвижение в должности без существенного повышения зарплаты.

41. К концу отпуска Вы:

1) хотите продлить его еще на недельку-другую,

2) чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе,

3) Вам хочется, чтобы отпуск кончился, и Вы могли вернуться к обычной работе

42. Бывало ли так, что за последние три года Вы брали меньше дней отпуска, чем положено?

1)да,

2) нет,

3) нет, никогда

43. Бывает ли, что во время отпуска Вы не можете перестать думать о работе?

1) да, часто,

2) да, иногда,

3) нет, никогда

44. В последние три года Вы получали какие-либо поощрения на работе?

1) нет, никогда,

2) иногда,

3) да, часто

45 Как часто Вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой?

1) редко или никогда,

2) раз в неделю или реже,

3) почти постоянно

46. Как часто Вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня или приходите на работу в неурочное время?

1) на моей работе это невозможно,

2) весьма редко,

3) иногда (реже, чем раз в неделю)

47. Вы обычно остаетесь дома, если у Вас озноб или повышенная температура?

1) да,

2) нет

48. Если Вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то Вы

1) некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к Вам,

2) продолжаете работать также активно, несмотря на усталость

49. Когда Вы работаете в коллективе, другие ожидают от Вас, что Вы будете руководить?

1) редко,

2) не чаще, чем от других,

3) чаще, чем от других

50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)?

1) никогда,

2) иногда,

3) часто

51. Если кто-то поступает в отношении Вас нечестно, Вы:

1) прямо указываете ему на это,

2) находитесь в нерешительности и поступаете в зависимости от обстоятельств,

3) ничего не говорите об этом.

52. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы прилагаете

1) гораздо больше усилий,

2) несколько больше усилий,

3) примерно столько же усилий;

4) немного меньше усилий,

5) гораздо меньше усилий.

53. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете:

1) значительно большую ответственность;

2) несколько большую ответственность;

3) примерно такую же ответственность,

4) несколько меньшую ответственность,

5) значительно меньшую ответственность.

54. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете необходимость торопиться?

1) гораздо больше;

2) несколько больше;

3) столько же;

4) несколько меньше;

5) гораздо меньше.

55. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы:

1) значительно более аккуратны;

2) несколько более аккуратны;

3) примерно в такой же степени аккуратны;

4) несколько менее аккуратны;

5) значительно менее аккуратны.

56. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Ваше отношение к ней:

1) гораздо более серьезное;

2) несколько более серьезное;

3) мало отличается от других;

4) несколько менее серьезное;

5) значительно менее серьезное.

57. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет назад, сейчас Вы работаете в течение недели:

1) больше часов;

2) примерно столько же;

3) меньше, чем раньше;

58. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа требует:

1) меньшей ответственности;

2) столько же ответственности;

3) большей ответственности.

59. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа:

1) более престижна;

2) столь же престижна;

3) менее престижна.

60. Сколько разных работ Вы сменили за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)?

1) изменений не было или были однажды,

2) две; 3)три;

4) четыре;

5) пять и более.

61. За последние 10 лет Вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени?

1)да; 2) нет.

Обработка данных. В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах:

№№ баллы №№ Баллы
13,7,1 13,7,1
13,7,1 1,5,9,13
1,7,13 1,7,13
1,4,7,10,13 13,1
1,7,13 13,7,1
1,13 1,7, 13
13,9,5,1 13,7,1
1,7,13 13,7,1
1,7,13 13,1
1,7,13 13,7,1
1,7,13 1,7, 13
1,5,7,9,13 1,7,13
13,9,5, 1 13,7,1
1,7,13 13,7,1
13,7,1 13,9,5,1
13,9,5,1 13,1
1,7,13 13,1
13,7,1 13,7,1
1,5,9, 13 13,7,1
1,5,9, 13 1,7,13
1,5,9,13 1,4,7,10,13
13,7,1 53. 1,4,7,10,13
23, 1,5,9,13 1,4,7,10,13
3,9,5,1 1,4,7,10,13
1,5,9,13 1,4,7,10,13
1,5,9,13 1,7,13
13,9,5,1 13,7, 1
1,5,9,13 1,7,13
1,5,9,13 13,10,7,4,1
1,5,9,13 1,13
1,5,9,13    

Если количество баллов не превышает 167, то с высокой вероятностью диагностируется выраженный тип поведенческой активности личности-тип А,

168-335 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа А (условно – А1),

336^59 – диагностируется промежуточный (переходный) тип личностной активности – тип АБ;

460-626 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно – Б1),

627 баллов и выше – диагностируется с высокой вероятностью выраженный поведенческий тип личностной активности – тип Б.

Интерпретация результатов

1. Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью -тип Л- характерны:

преувеличенная потребность в деятельности – сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться, нехватка времени для отдыха и развлечений;

постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на "поражение-неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и однообразную работу;

неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;

нетерпеливость, стремление делать все быстро ходить, есть, говорить, принимать решения;

энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи;

импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника, соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов,

стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.

2. Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа ^характерны:

повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Нехватка времени для отдыха компенсируется, в известной мере, расчетливостью и умением выбрать "главное направление" деятельности, быстрым принятием решения,

энергичная, выразительная речь и мимика,

эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы;

чувствительность к похвале и критике;

неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях,

стремление к соревновательности, однако без амбициозности и агрессивности,

при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием.

3. Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности – АБ, характерна активная и

целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом;

моторика и речевая экспрессия умеренно выражены Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности

4 Для лиц, у которых диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа БА, характерны- рациональность и неторопливость в делах и общении, сочетание интенсивной работы с отдыхом, расслаблением, естественная смена видов деятельности, когда этого требуют обстоятельства; долгое, подчас, обдумывание планов сочетается с тщательным и ответственным их выполнением. Внешняя сдержанность в движениях и речи сочетается с выдержкой и невозмутимостью при неудачах, при общении с неприятным или неудобным собеседником; устойчивость к действию фрустрирующих ситуаций и обстоятельств, внутренняя эмоциональная стабильность и сдержанность в проявлении аффектов и чувств к другим людям.

5 Для лиц, у которых с высокой вероятностью диагностируется выраженный поведенческий тип Б, характерны:

отчетливая неторопливость, взвешенность и рациональность в работе и других сферах жизнедеятельности, преданность избранному делу, отсутствие стремления к сменам работы;

скупость в движениях и проявлениях эмоциональных реакций и чувств, в том числе при общении с близкими и друзьями;

обстоятельность и обязательность, надежность и предсказуемость в поведении, подчеркнутое дружелюбие и расположенность к

окружающим;

излишне долгое обдумывание планов деятельности, сочетающееся с весьма неторопливым и сверхтщательным исполнением даже незначительных фрагментов, нередко раздражающее окружающих;

отсутствие стремления к соревновательности и соперничеству, неумение и нежелание спорить, но в то же время твердость в отстаивании своей точки зрения;

отсутствие внешних проявлений неуверенности в своих силах и возможностях. Неумение, а подчас и нежелание быстро менять стереотипы деятельности в приспособлении к ситуациям, требующим быстрого принятия ответственного решения или смены работы;

относительная устойчивость к фрустрирующим и стрессогенным ситуациям и обстоятельствам, однако при длительном действии этих факторов склонны к депрессивным реакциям, "уходам в себя", потере интереса к работе и общению.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИНГРАММА

На стереотип эмоционального поведения, как было отмечено, в той ли иной степени, оказывает влияние социальная сфера, воспитание и более широко – жизненные обстоятельства, сформировавшие личность. Часто мы сознательно или по привычке демонстрируем те или иные эмоции не потому, что они полезны, выводят энергию вовне, а потому что они желательным образом действуют на партнеров. Эмоции позволяют нам сокращать или увеличивать дистанцию в общении, добиваться исполнения своих потребностей, располагать к себе, наказывать или поощрять по своему желанию.

Рекомендуемые страницы:

lektsia.com


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта