Новейшие направления в поведенческом консультировании и психотерапии. Поведенческое направление в консультировании


21,22. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании

Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены в его поведении.

Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиннера. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных составляющих бихевиоральной психологии: 1) отношение психолога и клиента; 2) определение проблемы через операционализацию поведения; 3) понимание контекста проблемы через функциональный анализ; 4) установление социально важных целей для клиента.

1. Психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, надеясь на активность клиента во взаимодействии с собой.

2. Психолог-бихевиорист основывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов. Анализ предполагает ясное знание психологом того, что клиент делает и как он себя ведет.

Цель операционализации поведения – перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. Психолог-бихевиорист задает себе и решает вопрос: «Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употребляет мой клиент?»

3. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих внешнее поведение клиента.

4. Установление социально важных целей для клиента обязательно предполагает участие клиента. Психолог выбирает и вырабатывает с клиентом достижение для него цели, предполагающие конкретный план действий на будущее.

Бихевиоральный анализ – это акцент на конкретных действиях и поступках человека. Психолог-бихевиорист делает упор на действиях человека, а не на его размышлениях по поводу действий.

Точно определив проблему, психолог готов предлагать клиенту ответы на решения.

Психолог-бихевиорист пользуется многими техниками, среди них наиболее популярной является тренировка настойчивости. Тренировка настойчивости позволяет большинству клиентов преодолеть беспомощность и неадекватность.

При тренировке настойчивости в ходе интервью кроме открытых и закрытых вопросов психолог использует ролевые игры, в ходе которых психолог с помощью директив задает направленные интервью.

Вопросы, ролевые игры и перечисление альтернатив для принятия решения, по мнению бихевиористов, способствуют изменению поведения клиента.

Среди процедур изменения поведения психолог-бихевиорист использует, кроме тренировки настойчивости, тренировку релаксации, целенаправленное уменьшение тревожности (фобии), основанное на обучении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязыванием объекта тревоги с иерархией страхов на фоне упражнений на релаксацию.

Моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение – это тоже бихевиористские методы обучения клиентов новому поведению.

Психологи-бихевиористы широко используют дневниковые и иные записи клиентов, которые они ведут во время работы с психологом.

studfiles.net

37.Основные психотерапевтические направления в психологическом консультировании.

Традиционно принято выделять 3 основные психологические школы:

Особняком выделяют также отечественное психологическое направление в понимании и изучении психики человека.

Бихеовиаризм - (наука о поведении). С точки зрения данного подхода подлинным предметом психологии является поведение человека. Это противопоставляется психологии сознания. Бихеовиаризм исключает сознание из психологии, хотя и не отрицает его наличие. Основным тезисом здесь является: «ничего кроме поведения наблюдать нельзя».

Стимул -> сознание -> ответная реакция

Модель стимул-реакция, представляет собой по сути то, что психологи может исследовать и то, чем он может управлять. Отсюда бихеовиаристами делается вывод, что задача психологии и заключается в выявлении закономерностей стимул - реакции, т.е. на какие стимулы и каким образом отвечает человек. (Данный подход является несколько упрощенным, поскольку даже один и тот же стимул на различных людей действует не одинаково, кроме того бихеовиаризм не учитывает бессознательные явления человеческой психики).

Цель: обучение клиента новым способам адаптивного поведения

Изучать не сознание, а поведение человека.

Личность – все то чем обладает индивид.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

 Источник проблемы Понимание проблемы как результата выработанных в онтогенезе неадаптивных форм поведения, являющиеся ответом организма на воздействия внешней среды.

Основные теоретические положения.

Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

Связь «стимул - реакция» характеризуется признаками: исходный пункт – проблемная ситуация; организм противостоит ей как целое; он активно действует в поисках выбора; выучивается путем упражнения.

Приемы: самоконтроль, самонаблюдение, составление контрактов, домашнее задание.

Психодинамическое направление

Психоанализ (Фрейд) - во главу угла ставит бессознательную сферу, которая является мощным и сильным пластом психики. Сознание данной школой рассматривается как вершина айсберга. Психоанализ отталкивается от того, что бессознательное в большей степени определяет сознательное, т.е. действие, поведение индивида и т.п. Ярким примером проведения бессознательного в человеческой жизни

- являются сновидения, оговорки, забывания, свободные ассоциации и т.п. Цель осознание бессознательного

Предмет изучения бессознательные психические процессы. 

Источник проблемы: рассмотрение личности в ее динамической конфигурации как результат. Источник проблемы – внутриличностные конфликты.

Основные теоретические положения.

Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательный уровень – насыщено сексуальной энергией, т.е. либидо, которое прорывается сквозь цензуру сознания, выражается в нейтральных формах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)

Концепция об инфантильной сексуальности:

Ребенок до 5-6 летнего возраста проходит фазы: оральную, анальную и фаллическую.

«Эдипов комплекс» - определенная мотивационно - аффективная формула отношения ребенка к своим родителям.

Компоненты личности: «ид» (оно) - носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; «эго»(Я) - следует принципам реальности; «супер-эго»(сверх-Я) - носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются «защитные механизмы»:

вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию;

регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления;

сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т.д.)

 Приемы: Конфронтация, прояснение, интерпритация, прорабатывание

Гуманистическая психология - активно развивается с 60-х гг. XX века. В основе своей противостоит и бихеовиаризму и психоанализу, как не гуманным подходам к изучению психики человека. Видными представителями данного направления были (Роджерс, Маслоу, Батракова и др.). Они видят в качестве предмета психологии уникальную личность, постоянно созидающую себя и осознающую свое назначение. «Человек - потенциально склонен к непрерывному развитию. Он способен управлять им». Приоритет в гуманистической психологии отдается собственным движениям учащегося в знании, радости открытия нового знания. Этот подход относится к человеку как к целостности, индивидуальности и неповторимости.

Отечественная школа - представила свое видение предмета психологии. Исходной позицией ее является общественно-историческая и социальная сущность человека. Человек присваивает общественный опыт и превращается в личность («Личностью не рождаются, а личностью становятся»). Признается деятельный способ ее существования, т.к. личность формируется и проявляется в деятельности. Исходя из деятельной концепции отечественная школа и объясняет становление психики человека, включение его в систему общественных связей и отношений. Психологическое развитие приравнивается процессу развития деятельности и сознания личности. В возрастном плане этот подход проявляется в игре- в общении - в труде.

studfiles.net

psi: Основы психологического консультирования

1. Особенности психологического консультирования 2. Глубинная психология или психодинамические теории 3. Приемы психологического консультирования при использовании в работе различных теорий личности 3.1. Приемы психодинамической теории 3.2. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании 3.3. Гуманистическое направление в психологическом консультировании

Ключевые понятия: цели и задачи психологического консультирования, профессионально-важные качества, инсайд, личностные конфликты, защитные механизмы личности, приемы консультирования.

1. Особенности психологического консультирования Цель психологического консультирования - культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения. Главная задача психолога-консультанта - создать для психически здорового клиента условия формирования нешаблонных способов действия. Психологу-консультанту надо вступить в такое взаимодействие с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования, так же как и для любого другого вида психологической помощи. Подходами к практике психологического консультирования являются: Важно отметить, что независимо от теоретической ориентации психолога, существуют общие черты в разнообразных подходах к консультированию (профессионально-важные качества ПВК) Описание каждого направления будет представлять собой краткую аннотацию, позволяющую, на наш взгляд, выделить основные понятия, используемые в каждом направлении, и основные методы воздействия на клиента. Кратко остановимся на характеристике возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время. 2. Глубинная психология, или Психодинамические теории Психоаналитическая консультация ставит в центр осознание истоков проблем клиента. Инсайда как момента осознания часто бывает достаточно для начала личностного изменения. Сегодня психодинамическая теория, созданная З. Фрейдом, существует во множестве модификаций и представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Рейха и др. Популярные сегодня транзактный анализ Э. Берна, гештальт-терапия Р. Перлза, биоэнергетика А. Лоувена родились на основе классической теории Фрейда. Согласно психодинамической теории жизнь человека определяется его прошлым, т.е. устойчивые личностные характеристики (стереотипы), сформировавшиеся в детстве потом в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Психолог, работающий с клиентом, выделяет эти стереотипы, устанавливает их связь друг с другом и с детским опытом человека. Как известно, концепция бессознательного — основной пункт теории З. Фрейда. Понятие бессознательного позволяет описать сложность и неоднозначность жизни человека. Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута. Личностные конфликты 3. Фрейд описывал в терминах «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — это область подсознательного. «Сверх-Я» — то, что личность приобрела в процессе социализации, «Я» — это проводник между «Сверх-Я» и «Оно». Сильное «Я», регулирующее отношения между «Оно» и «Сверх-Я», — важнейшее условие достижения интенциональности. В современных модификациях теории задачей психолога является нахождение с помощью «Я» человека определенного непротиворечивого отношения между «Оно» и «Сверх-Я». Так как основной задачей «Я» является сохранение баланса между внешними (социальными) силами, действующими на человека, и внутренними (бессознательными), то психолог постоянно работает с самозащитными механизмами личности. В психодинамических теориях считается, что большинство защитных механизмов применяется для подавления сексуальности. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности. Остановимся кратко на характеристике основных защитных механизмов личности, преимущества и недостатки которых в сохранении баланса между «Оно» и «Сверх-Я» проанализированы П. Лейстером.
Психологическая защита
Идентификация Благодаря интроекции — формированию «Сверх-Я» — перенимаются нормы, приносящие освобождение от конфликтов Контролер («Сверх-Я») становится внутренним тираном. Человек становится рабом интроецированных норм и поэтому несвободен. Через идентификацию с агрессором и авторитетом дальше распространяется принцип: что мне делают, то я делаю другим
Неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, это приносит моментальное освобождение Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это — угроза психическому здоровью
Можно не видеть бревна и в собственном глазу и критиковать его в глазу другого. Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая с самим собой Затрудняются самопознание и созревание личности. Невозможно объективное восприятие внешнего мира. Проекция с трудом различима л ичностью, это лишает ее реалистичности.
Образование симптомов Агрессия против самого себя — самоагрессия, которая ведет к ущемлению собственной жизни и поиску сочувствия Симптомы становятся хроническими, это — медленная деградация
Замещение — более «здоровый» защитный механизм, чем образование симптомов, так как осуществляется не на собственном теле, а переносится на замещаемый объект Отреагировавший чувствует освобождение, а замещающий объект часто страдает. Замещение может иметь социально-негативные последствия, отреагировавший получает новую фрустрацию — круг замыкается, и бумеранг возвращается к нему.
Энергия напряжения полностью отреагируется в социально полезной деятельности: творчестве, спорте и т. д. Упускаются причины напряжения. Сублимированное напряжение не исчезает, поэтому возникает более или менее осознанное состояние фрустрации.
Образование реакций Маскировка уже имеющихся чувств, уменьшение напряжения за счет новых видов взаимодействия. Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает самого человека и окружающих его людей.
Человек избегает критики и благодаря этому— фрустрации Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность человека, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией
Рационализация Подыскиваются обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы. Она служит сохранению самоуважения и самоутверждения против внешней критики Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей выглядеть лучше.
Благодаря алкоголю или нар котикам устраняются конфликты, фрустрации, страхи, вина, достигается ощущение силы. Это спасение от пугающей действительности Зависимость от алкоголя и наркотика. Изменение органических структур организма, болезнь
Экранирование Отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений, страхов, беспокойства происходит в короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как следствие — удовлетворительное временное освобождение Симптомы исчезают без устранения причин. Это приводит к накоплению отрицательных переживаний
Толкование бессилием «Я ничего не могу сделать — таковы обстоятельства» — таким образом, человек избегает решения проблем Психологические проблемы не устраняются, а распространяются дальше. Появляется опасность манипуляций.
Маска роли приносит безопасность. Потребность в безопасности сильнее, чем блокированная свобода самовыражения индивидуальности Неспособность выйти за пределы, запрограммированные ролью
Окаменение, притупление чувств Деловая маска, картина полной безэмоциональности и психической невозмутимости. Панцирь на чувствах не позволяет им проявляться вовне и попасть вовнутрь. Человек ориентируется на поведение автомата Межличностныё контакты обедняются, подавленные чувства ложатся грузом на органы и мускулы. Кто не позволяет себе быть эмоциональным, тот становится больным телесно и психически
Важными механизмами самозащиты являются также 3. Приемы психологического консультирования при использовании в работе различных теорий личности 3.1. Приемы психодинамической теории В процессе интервью психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует следующие приемы
  1. Анализ символов повседневности, например, на­правленная ассоциация клиента на заданное слово
  2. «Фрейдовская ошибка» — это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента. Свободное ассоциирование является лучшим способом понять смысл этих ошибок.
  3. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна.
  4. Анализ сопротивления как проявление более широкого механизма вытеснения.
  5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос относится к чувствам клиента и по отношению к психологу. Обратный перенос — это содержание чувств психолога по отношению к клиенту. Психолог обязан идентифицировать, понять и проработать свои чувства к клиенту
  6. Осознание своих чувств по отношению к клиенту и умение обращаться со своими чувствами — составная часть работы практического психолога любого направления
Итак, свободное ассоциирование — основа всех техник, применяемых психологами, использующими психодинамическую теорию. Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуозного владения техниками, что достигается путем дли­тельного систематического обучения, при бессистемном использовании психоаналитических методик и приемов интерпретации результатов порождает «дикий» психоанализ, который не приносит клиенту облегчения. 3.2. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены в его поведении Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиндера. Это весьма оптимистическое направ­ление, основанное на научном прагматизме его при­верженцев. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных со­ставляющих бихевиоральной психологии. 1. Отношение психолога и клиента. Психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, на­деясь на активность клиента во взаимодействии с собой. 2. Определение проблемы через операционализацию поведения. Психолог-бихевиорист основывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов Анализ предполагает ясное знание психологом того, что клиент делает и как он себя ведет. Цель операционализации поведения — перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. Психолог-бихевиорист задает себе и решает вопрос «Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употребляет мой клиент? » 3. Понимание контекста проблемы через функциональный анализ. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих внешнее поведение клиента. 4. Установление социально важных целей для клиента. Установление социально важных целей для клиента обязательно предполагает участие клиента. Психолог выбирает и вырабатывает с клиентом для него цели, предполагающие конкретный план действий на будущее Бихевиоральный анализ — это акцент на конкретных действиях и поступках человека. Психолог-бихевиорист делает упор на действия человека, а не на его размышления по поводу действий. Точно определив проблему, психолог готов предлагать клиенту ответы на решения. Психолог-бихевиорист пользуется многими техниками. Среди них наиболее популярной является тренировка настойчивости Тренировка настойчивости позво­ляет большинству клиентов преодолеть беспомощность и неадекватность, а это наиболее часто встречающиеся у клиентов типы проблем. При тренировке настойчивости в ходе интервью кроме открытых и закрытых вопросов психолог ис­пользует ролевые игры, в ходе которых с помощью директив задает направление интервью. Вопросы, ролевые игры и перечисление альтернатив для принятия решения — это арсенал психолога-бихевиориста, способствующий изменению поведения клиента Среди процедур изменения поведения психолог-бихевиорист использует кроме тренировки настойчивости, тренировку релаксации, целенаправленное уменьшение тревожности (фобии), основанное на обу­чении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязывании объекта тревоги с иерархией страхов на фоне упражнений на релаксацию. Моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение — это тоже бихевиористские методы обучения клиентов новому поведению. Психологи-бихевиористы широко используют дневниковые и иные записи клиентов, которые они ведут во время работы с психологом. В бихевиоральном консультировании широко ис­пользуются психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведения в повседневной жизни; это стратегии предотвращения рецидивов. Рецидивы, срывы случаются у большинства клиентов. Задача психолога состоит в том, чтобы на обобщающей стадии интервью построить программу, которая помогла бы справиться с рецидивом. Эта стратегия дает возможность клиенту контролировать себя в трудных ситуациях. Стратегии предотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям предвидение трудных ситуаций, регулирование мыслей и чувств, выявление нужных дополнительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей. Исследования показывают эффективность про­грамм предотвращения рецидивов. Основные пункты программы предотвращения рецидивов выглядят следующим образом: 1. Выбор подходящего поведения. Описание его в деталях, решение клиентом вопроса о том, насколько часто еще ему будет нужно это поведение и как он поймет, что произошел срыв. 2. Стратегия предупреждения рецидивов: стратегия поведения состоит в том, что клиент фиксирует происшедший рецидив и описывает, в чем он состоит. Затем анализирует, в чем разница между обучением трудному поведению и его использованием в трудных ситуациях. Затем анализируется, кто из известных клиенту людей может помочь ему придерживаться желаемого поведения. Затем обсуждаются ситуации с высоким уровнем риска, люди, события, места, которые провоцируют срыв. 3. Стратегия рационального мышления предлагает анализ эмоционального отклика клиента на временный срыв или рецидив, а также анализ того, что поможет ему мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после срыва. 4. С клиентом обсуждается практика, направленная на поддержку выработанных навыков. Обсуждается вопрос о том, какие дополнительные навыки ему нужны, чтобы удержаться в рамках выработанного поведения. 5. При стратегии определения желаемых выводов психолог и клиент обсуждают будущие выгоды его нового поведения, способы вознаграждения им себя за выполненное действие. 6. Стратегия предсказания последствий первого ре­цидива направлена на описание в деталях первого рецидива— людей, мест, времени, возможного эмоционального состояния. Техника предотвращения рецидива важна не толь­ко для психологии бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного внимания всех практических психологов. 3.3. Гуманистическое направление в психологическом консультировании Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений, что отличает это направление от психодинамической теории, делающей акцент на том, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность. Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом. Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении. Основные понятия, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревож­ность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него. Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации. Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность со­прикасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпатии. Психолог должен уметь работать с противоречием реально­го и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно. В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяю­щими клиенту проявить свое мироощущение. Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться. В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной, с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами. Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гума­нистической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента. Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента. Практический психолог, работающий с клиентом, вносит в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это может привести к неспособности слышать клиента, что разрушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начи­нать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психолога — это работа с конкретной индивидуальностью человека. В том числе и с собственной индивидуальностью — составной частью его профессиональной позиции. Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий. Психолог и клиент — два разных человека — встречаются во время интервью. Независимо от его успеш­ности оба участника интервью в результате взаимодействия изменяются.

psi-i.blogspot.com

3.2 Бихевиоральное направление в психологическом консультировании. Методологические основы психологического консультирования

Похожие главы из других работ:

Возможности использования психодиагностических методик в психологическом консультировании

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

...

Возможности использования психодиагностических методик в психологическом консультировании

1.1 Психодиагностика в психологическом консультировании

Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией...

Возможности использования психодиагностических методик в психологическом консультировании

Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

...

Исследование метода сказкотерапии как направления современной практической психологии

1.2 Развитие метода сказкотерапия в психологическом консультировании

В человеческой цивилизации сказкотерапия имеет почтенный возраст - не одно тысячелетие. Однако в научном мире сказкотерапия имеет совсем юный возраст - 12 лет...

Методологические основы психологического консультирования

3.3 Гуманистическое направление в психологическом консультировании

Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений, что отличает это направление от психодинамической теории, делающей акцент на том...

Основы психологического консультирования в организации

2.Диагностика в организационном консультировании

Организационная диагностика - сбор и анализ информации об организации, целях ее деятельности и развития, организационной структуре, стиле руководства, индивидуальных и групповых нормах поведения, ценностях, установках...

Особенности психологического консультирования лиц, страдающих бесплодием

1.4 Теоретические подходы и методики, применяемые в психологическом консультировании

Каждый консультант выбирает ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических симпатий. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы...

Подход Берта Хеллингера при формировании устойчивости семейной системы в период ненормативных кризисов

1.1 Метод системной расстановки Берта Хеллингера в психологическом консультировании

Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера, и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения: 1) Феноменологический подход - следование тому, что проявляется в работе...

Психологическое консультирование

3. Клиент-центрированное направление в психологическом консультировании

В личностно-центрированной или клиент-центрированной теории подчеркивается важность Я-концепции людей, зависящей от способов, которыми они осознают и определяют себя. Стремление к актуализации...

Психологическое консультирование

5. Дайте обоснование принятому в психологическом консультировании требованию адекватной оценки консультантом уровня и пределом своей профессиональной компетенции

Достижение высокого уровня компетентности - обязательство, принимаемое всеми психологами-консультантами в интересах общества и профессии в целом. Психологи осознают сферу своей компетентности и ограничения техник...

Роль диалога в психологическом консультировании

3. Беседа в психологическом консультировании

Зачастую перед начинающим психологом возникает проблема, как вести беседу с подопечным. Что является ключевым в беседе в ходе консультирования: эмпатия, искусство манипулирования собеседником, умение молчать, мастерство диалога? Заметим, что...

Специфика адаптации к школе детей с неродным русским языком

1.1 Адаптация к школе в психологическом и психологическом контексте

С началом обучения в школе, у ребенка наступает один из самых сложных и наиболее ответственных х моментов в его жизни. Изменения наступают практически во всех планах: педагогическом, психологическом и физическом плане...

Технология консультирования на "Телефоне доверия"

IV. Диалог в телефонном консультировании

Отметим, что все телефоны доверия используют одну форму работы - диалог, основную форму человеческого общения. Лишь при условии, что говорящий и слушающий полностью открыты друг другу, они полноценно участвуют в происходящем...

Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними

1. Общее представление о психологическом консультировании

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней...

Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними

2. Роль и место консультанта в консультировании

психологический консультирование немов В практике психологического консультирования ежедневно приходится сталкиваться с важнейшими аспектами жизни человека...

psy.bobrodobro.ru

Новейшие направления в поведенческом консультировании и психотерапии

Своеобразной реакцией на весьма частые обвинения в пренебрежении к личности и чрезмерности акцентирования поведенческого уровня разработки психологической проблематики со стороны представителей бихевиоральной парадигмы в консультировании в конце 1970-х — начале 1980-х годов стало создание нового направления, получившего наименование “мультимодальная поведенческая терапия”, в котором центральное место отводится воздействию на целостную организацию личности. В пределах этого новейшего направления (А. Лазарус, А. Бандура, Т. Нейланс и др.), включающего в себя когнитивно-ориентированные техники (моделирования, формирования), получили развитие программы саморегуляции, “когнитивного переструктурирования”, “когнитивной модификации поведения”. Последняя, в частности, включает четыре этапа: самонаблюдение; самооценивание и самоподкрепление. В последние годы эти течения находят все больше сторонников и среди отечественных психологов-консультантов. Одно из новейших достижений поведенческой психотерапии — проработка посттравматического синдрома при помощи билатеральных саккадических движений глаз.

Открытый в 1987 г. Фрэнсин Шапиро метод снятия посттравматического синдрома путем использования отслеживающих и саккадических движений глаз хорошо зарекомендовал себя в работе с ветеранами войны во Вьетнаме, жертвами насилия. Названный его автором, Фрэнсин Шапиро, “десенсибилизацией с помощью движений глаз”, данный метод в настоящее время проходит апробацию во многих клиниках США и одновременно свидетельствует о далеко не исчерпанных возможностях поведенческой психотерапии.

Краткая характеристика концепции. Отношение к бихевиоризму в целом на протяжении многих лет отличалось двойственностью. Причем сама двойственность, особенно в советской психологии, носила специфический характер. Специфичность состояла в том, что, по общему признанию, с одной стороны, бихевиоризм как течение психологической мысли был основан в России, хотя получил свое оформление и название в США. Кроме того, сам подход, исключавший сознание из предмета исследования, был столько раз подвергнут критике, что, казалось бы, в отечественной психологической науке не может найтись такой ниши, кроме обучения животных, в которой мог бы существовать бихевиоризм.

Парадоксальность положения, однако, заключается в том, что он не просто существовал, хотя и под другими названиями, но и, более того, самым широким и непосредственным образом впитался в ткань не только психологической и педагогической (в частности, школьной) практики, но и социальной жизни в целом.

Что касается собственно консультативной психологии, то определяющий признак бихевиоральной парадигмы состоит прежде всего в ее стремлении к выработке четкой программы целей и средств изменения поведения в желаемом направлении. Можно сказать, что в бихевиоральной парадигме успешность изменения (формирования) выступает самодовлеющим критерием применяемой психотехники.

В последние годы наметилось значительное влияние когнитивной психологии на бихевиоральную парадигму в консультировании и психотерапии, а также большая открытость другим концепциям. В частности, “мультимодальная терапия” использует понятие “базисное Ид” и предполагает учет всех “модальностей” “базисного Ид” (поведение, эффективные реакции, ощущения, образы, представления, межличностные отношения и биологические функции). Однако во мнении многих исследователей и практических психологов бихевиоральное направление связывается прежде всего c медицинской моделью психотерапии, а также с социально репрессивными формами воздействия на человека.

 

Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 77 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Основные характеристики когнитивно-поведенческой психотерапии. | Технические приемы когнитивной психотерапии. | Ресурсные приемы. | Общая характеристика концепции. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.007 сек.)

mybiblioteka.su

Бихевиористическое консультирование - Мои статьи - Каталог статей

БИХЕВИОРИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И ПРАКТИКА

Бихевиориальный (поведенческий) подход как системная теория в диагностике и лечении психологических расстройств возникла относительно недавно – в конце 50-х годов. Исторически это направление сформировалось в американской психологии на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона, Э. Л. Торндайка. Представителями этого направления являются также Э. К. Толмен, Э. Р. Гутри, К. Л. Халл, Б.Ф. Скиннер, Н. Е. Миллер, Дж. Доллард. Подход этот отличается особым вниманием к построению экспериментальных процедур, к научной точности и контролируемости результатов.

В бихевиоризме изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенческих образцов. Личность приравнивается к промежуточным переменным между стимулом и реакцией. Не отрицая врожденных факторов, представители бихевиоризма изучают прежде всего наблюдаемое поведение и определяющие его факторы среды.

Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других. Основныеми типами научения являются классическое (И. П. Павлов), оперантное (Б.Ф. Скиннер), и имитация (А. Бандура). Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как анализ физиологических механизмов влечений. Различают первичные (физиологические) и вторичные (психологические) побуждения. Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления.

Методическим арсеналом бихевиоризма являются процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением. Целями бихевиориального консультирования являются:

• устранение дефицита в поведенческих репертуарах;

• усиление адаптивного поведения;

• ослабление или устранение неадекватного поведения;

• устранение изнурительных реакций тревоги;

• развитие способности расслабляться;

• развитие способности самоутверждаться;

• развитие эффективных социальных навыков;

• достижение адекватного сексуального функционирования;

• развитие способности к саморегулированию.

При проведении поведенческого консультирования психолог пытается изменить соответствующий ведущий компонент проблемы, побуждая клиента к поведению, несовместимому с его травмирующим (проблемным) поведением.

Наиболее простым способом совладания с проблемами является обучение клиента релаксации. Также при консультировании используется бихевиоральный анализ, который состоит в изучении дневника, ведущегося клиентом. В записях описывается, насколько сильно, как часто и в какие именно моменты проявляются определенные проблемы поведения, какие возникают симптомы и как клиент пытается справиться с ними.

Консультанты-бихевиористы, как правило, выясняют причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих поведение клиента; совместно с клиентом выбирают достижимые для него цели, перечисляют альтернативы, формулируют конкретный план действий на будущее. Консультанты данного направления часто дают клиентам готовые рецепты для разрешения различных ситуаций.

 

umansky.ucoz.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта