Медицинская карта. Поведенческая терапия для аутистов
Терапия аутизма
Делая краткий экскурс в историю, М.Бен-Цви заметил, что на протяжении ХХ века в США успешно развивались многие идеи Ивана Петровича Павлова. Американский психолог Беррес Фредерик Скиннер был одним из тех, кто внес наибольший вклад в развитие этих идей, а профессор Калифорнийского университета Ивар Ловас впервые использовал их в работе с детьми-аутистами, положив начало методу прикладного анализа поведения.
Метод, зародившийся 20 лет назад, прекрасно зарекомендовал себя на практике и сегодня успешно применяется в разных странах.
Основные трудности ребенка с аутизмом.
Сенсорные проблемы заключаются в том, что эти дети могут иметь слишком большую или, наоборот, чрезмерно сниженную чувствительность в зрительной, слуховой, обонятельной сферах. Кроме того, может быть блокировано поступление любых сигналов извне и связанные с ними ощущения, так что порой мы видим ребенка, производящего впечатление абсолютно глухого.
Нарушения вербального развития и коммуникации - трудности в освоении речи, ее бедность, непонимание личных местоимений, таких, как я, ты, вы. В лексиконе аутиста часто отсутствуют слова да и нет. Из-за этого ему бывает нелегко выразить собственные желания, а другому человеку сложно его понять. Вместо ответа такой ребенок часто повторяет последнее слово вопроса. Конкретное мышление не позволяет ему делать обобщения, формировать представления об окружающем мире. Эти дети не заботятся о том, чтобы их поняли другие, иногда изменяют звуки речи до неузнаваемости, пропускают слоги, употребляют отдельные слова или словосочетания, вырванные из каких-то ранее услышанных фраз и не связанные с происходящим.
Нарушение контактов с другими людьми - пожалуй, самый серьезный признак аутизма. У родителей часто возникает ощущение, что ребенок их не любит, поскольку он избегает объятий, прижиманий, поцелуев. Мать с отцом тяжело переживают это отстранение, так как оно препятствует развитию естественного родительского инстинкта, заложенного от природы. К тому же их выматывают «бесчувственность» и однообразное поведение сына или дочки. И постепенно они сами становятся более сдержанными.
Стереотипность мышления. Эти дети могут хотеть быть в одних и тех же местах и упорно избегать других, постоянно иметь при себе какой-то предмет, ходить одним и тем же маршрутом. Отступление от правил приводит к вспышкам тревоги и (или) ярости. Такие особенности не диагноз, а часть жизни. И ребята сами сильно страдают, если они желают более сильных ощущений или, наоборот, им не хочется никаких, ведь они никак не могут это контролировать.
Двигательные функции. У аутистов часто отмечаются проблемы с развитием координации, нарушение крупной и мелкой моторики.
Умственная отсталость встречается у 50% детей с аутизмом. Но в случаях так называемой избирательной гениальности у них могут быть очень хорошо сформированы когнитивные (т.е. познавательные) функции. С малых лет они могут быть экспертами в какой-то узкой области, например, в собирании пазлов. Зачастую у аутистов сильно развиты слуховая или зрительная память, пространственное воображение, музыкальные способности.
Несамостоятельность долгое время является проблемой всей семьи, где растет аутист, за долгие годы привыкающий к зависимости и неохотно расстающийся с ролью ребенка, которому все помогают. Это касается бытовых навыков, включая туалетные.
Эмоциональная неустойчивость и агрессивность типичны для большинства аутистов. Они бывают тем сильнее, чем меньше способность ребенка выразить свои желания словами. Внутренняя агрессия и (или) вспышки гнева, негативизм и сопротивление общепринятым нормам свойственны практически всем таким детям. Например, они могут падать на пол, злиться, кричать или сами себе наносить удары, биться головой о стену. Часто эти ребята не хотят учиться, играть по правилам, активно сопротивляются просьбам и требованиям, ведут себя крайне невоспитанно с точки зрения окружающих.
Каковы причины аутизма?
Никто не может превратить ребенка в аутиста. Подобные нарушения не имеют ничего общего с психологией. Давно уже устарела теория о том, что аутизм вызывается поведением родителей. А ведь еще каких-то лет сорок назад это считалось основной причиной данной проблемы. Доказательством служит факт, что, несмотря на то что методы воспитания в западных странах стали гораздо более гуманными, чем раньше, наблюдается постоянный рост числа таких детей. Кто-то относит к поводам возникновения аутизма ухудшение экологии и генетику. Однако эти точки зрения также поддаются опровержению.
Истинные причины аутизма пока остаются неизвестными.
Когда начинать лечение аутизма?
Диагностика аутизма и вмешательство на ранних этапах позволяют добиться большего результата. В Израиле поведенческую терапию начинают с полутора лет, даже если аутизм не подтвержден окончательно, а всего лишь закрадываются подозрения на него.
Существенно повышает эффект интенсивность поведенческого вмешательства. И обязательное условие работы - активное участие родителей.
Обычно матери с отцом предлагают пройти тренинг, состоящий из сорока часов в неделю. Родители таких детей учатся всю жизнь и зачастую являются самыми лучшими педагогами. Такое обучение длится непрерывно, даже если для этого не делается ничего специального, потому что для аутиста любой простой навык может быть сложно выполнимой задачей.
Многие, «справившись со своим ребенком», начинают помогать другим. Для таких родителей это своего рода реабилитация, при которой восстанавливается их позитивное отношение к себе и к жизни в целом. Обучая посторонних, они чувствуют себя востребованными, восполняя то, чего недополучают от своих собственных детей.
Ребенка аутиста можно научить всему
Терапевты и родители хотят максимально развить способности ребенка и улучшить его поведение, для того чтобы он жил, как нормальные дети, и ощущал себя равным в их среде. Конкретные цели могут быть самые разные - обучение речи, чтению, письму, общению. Все зависит от специфических дефектов ребенка. Как и в воспитании обычного младенца, здесь важны два принципа: «Всему, что пригодится в жизни, надо обучать с раннего возраста» и «Ребенка можно научить всему, но делать это надо постепенно». Если мама кормит четырехлетнего мальчика аутиста, опасаясь, что сам он будет баловаться едой или разбрасывать ее по кухне, она препятствует его развитию, и здесь необходимо вмешаться, чтобы шаг за шагом отучить обоих от подобных отношений.
Прежде всего терапевты АВА по кирпичику анализируют нарушения в поведении ребенка, а затем разбивают свой план на конкретные задачи. Важным принципом является их пошаговое выполнение.
При помощи специального теста родителям объясняют, зачем нужно решать те или иные задачи. Например, что даст развитие мелкой моторики.
Дети демонстрируют разную успешность в обучении. И терапевту по аутизму очень важно постоянно и детально оценивать результат, которого достиг ребенок, знать, как он продвигается. Для этого фиксируются даже самые мелкие изменения в поведении.
Первоочередная задача состоит в том, чтобы научить ребенка обращать на нас внимание. Если он будет игнорировать нас вместе с нашими заданиями, его обучение никогда не будет успешным. Поэтому вначале мы будем бороться за то, чтобы включить ребенка в работу, добиться сотрудничества с ним. Пытаясь привлечь внимание ребенка, ему можно показывать картинку или предмет, передвигая его и указывая на него пальцем, при этом многократно повторяя слово здесь. Важно, чтобы такой объект представлял интерес. Это может быть конфета или другая любимая еда.
Важнейшим шагом в начале обучения любому навыку является стремление добиться того, чтобы ребенок сам мог попросить то, чего желает. Если он хочет пить и ничего не делает для того, чтобы объяснить это, не давайте воду просто так. Скажите, что вы дадите ему пить, если он покажет это звуком или действием. Нужно постоянно находить то, что нравится ребенку, и использовать это как подкрепление. Ребенку говорят: «Если ты будешь следовать определенным правилам, ты это получишь. Если ты хочешь что-то сделать на IPAD, подойди ко мне (либо «пройди всю лестницу» или «через такое-то препятствие»), и я тебе его дам. Таким образом, от него стараются добиться все большего результата.
Если терапевт хочет развить речевые навыки, то в первую очередь внимание ребенка привлекают звуками, добиваясь, чтобы он обернулся. Его также обучают соотносить звуки с предметами, которые их издают. Например, показывают картинку с колокольчиком и одновременно позвякивают им. Аутиста поддерживают в произнесении любых звуков, и вначале это бывает рычание. Постепенно его учат понимать членораздельные звуки речи. Первым предложением может быть сочетание «это и это», которое демонстрируют при помощи соединения двух картинок и произнесения союза и.
По ходу подобных занятий у ребенка формируются две базовые способности - следование инструкции и имитация, без которых невозможно обучение.
Дрессировка или обучение?
Довольно часто приверженцев поведенческой терапии обвиняют в дрессировке и бездушном отношении к ребенку. Можно разобраться в этом на примере того, что принято называть уменьшением нежелательного поведения.
Например, ребенок хочет убежать с урока в фойе. И это желание можно использовать для него как награду, ради которой он должен сделать задание, выполняемое всеми учениками класса.
Известен также метод использования жетонов в качестве поощрения. Пока жетон не вызывает интереса, его предлагают ребенку вместе с конфеткой. Когда же за ним закрепится позитивное ощущение, то лакомства уже не дают.
Подкрепление должно следовать всякий раз, когда ребенок делает что-то желательное, и это возможно много раз в течение урока. Особенно важны похвала, похлопывание по плечу, аплодисменты или просьба о том, чтобы он выполнил то, что у него хорошо получается, и подарил это другим. Можно использовать любые доступные ребенку действия и его таланты, чтобы подчеркнуть перед классом его способности, вселив в него надежду на успех.
Это и впрямь напоминает приручение животных в том смысле, что только организованное и упорядоченное обучение с учетом личных интересов приводит к результату. Важно, что тип подкрепления выбираем не мы, а ребенок. Это он подсказывает нам, за что он хотел бы работать и стараться. Главное - правильно организовать и структурировать занятие, определив мотивацию.
А как поступать в том случае, когда на ребенка не влияет похвала? Надо выбрать предмет или действие, на которое он реагирует с удовольствием. Это может быть еда, объятия, аплодисменты, теребление, вращение, включение-выключение. Принципиально то, что мы подстраиваемся под аутиста, подсказывая ему, как выполнить задание или найти ответ, а не навязываем подкрепление, которое нам кажется правильным.
Терапевт, так же как и родители и учителя, много раз выполняют одно и то же, пока ребенок не добивается успеха. Можно менять вид подкрепления. И постепенно надо уменьшать его роль, выводя из процесса совсем.
Наша помощь и положительная реакция на успех служат ребенку лучшими подсказками. И никогда не стоит допускать ситуацию, при которой ребенок ошибается больше двух раз подряд. Ведь и мать тоже часто не ждет, пока ребенок «дозреет», а просто демонстрирует или говорит ему что-то, и он счастлив оттого, что понимает и может сделать, как она. Подсказки могут быть физическими, визуальными или вербальными. Они очень важны в начале обучения, но со временем их сокращают. Опасность в том, что у ребенка быстро формируется зависимость от подсказки. Например, вместо рисования он протягивает вам руку, чтобы вы ею водили, потому что вместе выходит лучше, и вы оказываетесь в ловушке. Надо уметь вовремя как ввести подсказку, так и свести ее на нет.
Как уменьшить нежелательное поведение?
Часто на уроке ребенок не хочет подчиняться, убегает, прячется под стол, ложится на пол, бьется в истерике. Если это постоянно сходит ему с рук, то он быстро поймет, что нужно сделать в следующий раз, чтобы сорвать занятие. И здесь важна твердость намерений взрослого. Не стоит позволять ребенку применять такую уловку. Бен-Цви поясняет: «Я никогда не сдаюсь и не обращаю на это внимания, но при этом я обязательно говорю ребенку, что желаю, чтобы он участвовал в нашем общем деле, выполнял то-то и то-то».
А в такой типичной ситуации, когда ребенок кричит в машине и требует ехать назад, лучше остановиться и выдержать скандал, но не возвращаться, иначе он повторит это еще много раз. Родителям порой нужны недюжинные силы, чтобы следовать жесткому методу, наблюдая тревогу и злость собственного чада при отступлении от сложившегося способа действий.
Звенья логической цепи
Одним из принципов АВА является мелкое дробление какой-либо задачи на мельчайшие пункты. Как, например, научить ребенка чистить зубы? АВА-терапевт скажет, что здесь 24 разных этапа: выбрать свою щетку, правильно ее взять, используя нужные пальцы, и так далее.
Элементы выстраиваются в логическую цепочку, которую ребенок выполняет последовательно. Но какой-то из них может оказаться особенно трудным, и тогда ребенок теряется и не понимает, что делать. Предположим, он смотрит на струю воды, не может ее выключить и ждет, что кто-то придет и выполнит это за него. Он попадает в зависимость от другого, и надо помочь ему вставить в цепочку недостающее звено.
Можно сделать это при помощи IPAD, который Бен-Цви считает выдающимся изобретением. Например, есть программа обучения для аутистов «Мои жизненные навыки». Она содержит сведения о том, что нужно ребенку каждый день. Он смотрит на планшет, касается рукой в нужном месте, высвечиваются картинки - и он счастлив! Ребенок сам трогает, сам делает и сам осваивает всю цепочку поведения. И с помощью этого прибора он может учиться чистить зубы.
Итак, обучение происходит с помощью отдельных блоков. А выполнение каждого из них постепенно оттачивается. Ребенок, который не разговаривает, вначале должен освоить называние предметов, то есть имена существительные. Это достигается многократным показом предмета на картинке и соотнесением его с реальным объектом. И лишь затем осуществляется плавный переход к глаголам.
Реагировать и делать быстрее
Если вначале ребенок что-то делает медленно, то следует обучать его быстрой реакции и быстрому ответу. Важно развивать и поддерживать умение быстро говорить.
Если не стимулировать ребенка выполнять то или иное действие быстрее, то он всегда будет делать это медленно.
Компоненты хорошо усвоенного навыка - скорость, правильность, временная устойчивость. Достигнутая беглость даст ребенку почувствовать себя способным, что важно и для мотивации, и для самооценки.
Все программы должны быть частью естественного процесса. То, чему ребенка научили на занятиях, постепенно применяют и в обыденной жизни.
Навязчивые действия
Очень трудно поддаются коррекции навязчивые стимулирующие самого себя действия типа кручения или подпрыгивания. При отучении от них школьника израильский специалист рекомендует применять то, что использует сам ребенок аутист.
Если не находится другого способа, можно разрешить ему делать то, что нравится, видоизменяя некоторые нюансы.
Ребенок любит прыгать? Прекрасно! Он может делать это, но не как обычно - на полу, а на батуте. Ведь это даже еще лучше, и он это заметит. Или можно написать на полу фразу «Это - место для прыжков» и предложить всем детям прыгать именно там. Если маленький аутист прыгает выше всех, он мог бы этим выделиться среди остальных в хорошую сторону, что было бы его небольшой победой!
Школьник любит, чтобы его трогали, - можно попробовать заменить растирание, теребление, пощипывание массажем. И это будет более сильная стимуляция, чем та, что придумал он сам. Ребенку нравится жевать - можно попросить, чтобы он пожевал вначале и в конце урока, не отвлекаясь на это на занятии.
Таким образом, можно уменьшить подобные стереотипы или сделать их менее значимыми для ребенка. Нельзя требовать от аутиста немедленного прекращения указанных действий - это не даст результата. Зато можно ему сказать: «Если ты хочешь что-то сделать, то выйди из класса и сделай это там, где тебя не видят».
Заключение
АВА-терапию можно сравнить с нашим привычным поведением, когда мы с вами придерживаемся каких-то программ.
В занятиях с ребенком, как и в жизни, важно не ставить завышенных целей, но постоянно искать то, на что он откликается. Работать надо командой, включающей терапевтов (психологов), учителей, врачей, логопедов и, конечно же, родителей. И каждому из этих людей также необходимо дополнительное обучение. Ведь самое важное правило: «В первую очередь следует менять поведение наставника, а не ребенка».
Обучение родителей порой требует огромных вложений времени, сил и денег. Поэтому государство должно помогать семьям детей-аутистов, выделяя на это средства. А особо одаренные ребята нуждаются в еще большей поддержке, причем и финансовой, и моральной, и профессиональной. Ведь тогда они могут добиваться блестящих результатов!
www.goagetaway.com
Лечение аутизма. Основные виды терапии аутизма.
Википедия: «Основные цели терапии аутизма — снижение ассоциированных с аутизмом дефицитов и напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста.»
Вылечить аутизм полностью нельзя. Это то же самое, как захотеть вылечить например китайца, что бы он стал европейцем. Аутисты-это просто совершенно другие люди, с другой нервной системой, другой пищеварительной системой,другим восприятием мира и т. д. У них всё другое. Поэтому аутистам так сложно понять наш мир, поэтому и происходят такие частые срывы в паталогию. Но аутистам вполне можно помочь адаптироваться, для этого и существует ТЕРАПИЯ АУТИЗМА.
Нет единого оптимального метода терапии аутизма, она, как правило, подбирается индивидуально.
Вот основные, известные на сегодняшний день виды терапии аутизма:
1. АВА — Applied Behavior Analysis – Прикладной Анализ Поведения – вид терапии,основывающийся на представлениях о поведении человека с точки зрения бихевиоральногонаправления в психологии. Несколько ссылок по теме http://www.inpsycho.ru/edu_add/prikladnoy-analiz-povedeniya/infogarphic.html http://autism-aba.blogspot.com/
2. МБА терапия. Основа — АВА терапия, НО все намного проще. Не нужно никакого стола и определенного времени, не нужно тераписта и вообще учителя, не нужно специального обучения, данная терапия применима в жизни, во всем, всегда, везде, к любому ребенку, в любое время суток. Подробнее можно узнать здесь http://stopautism.ru/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%BC%D0%B1%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F/
3. Игротерапия. Включает в себя несколько методик. Одна из индивидуальных методик игротерапии называется «Son-Rise». Этот метод разработанный Барри и Самарией Кауфман в процессе поиска эффективных путей взаимодействия с собственным сыном. Основная идея – опора на собственную мотивацию ребенка. Основные усилия направлены на постепенное насыщение внешними стимулами жизни аутичного ребенка. Родитель присоединяется к стереотипному поведению ребенка. Если ребенок кричит, то и взрослый кричит, если ребенок хлопает в ладоши, то и родитель делает тоже самое. Родитель начинает общаться на языке ребенка. Таким образом устанавливается контакт между ними. Создается безопасная среда для ребенка и только после этого взрослый может вводить свои правила. Взрослый расширяет границы понимания ребенка. Подробнее можно прочесть в книге http://www.osoboedetstvo.ru/book/pobedit-autizm-metod-semi-kaufman
Еще один метод игротерапии – «Мифне» (разработан в Израиле в центре «Мифне» в Рош-Пина). Терапия базируется на том, что дети с аутизмом способны понимать, усваивать, поддерживать взаимоотношения в том случае, когда окружающая среда безопасна. У многих детей после прохождения курса этой терапии снимают диагноз «аутизм». Игровое вмешательство начинается в раннем возрасте. Ребенок и родитель обмениваются предметами, игрой. Устанавливаются доверительные отношения. Суть заключается в том, что специалист стремится мобилизировать ребенка без инструкций и требований, устанавливая доверительный контакт, отвечая на проявления ребенка. У малыша постепенно появляется уверенность, храбрость, чтобы отвечать.
Метод «Floortime» (дословный перевод «время, проведенное на полу») разработал американский детский психиатр Стенли Гринспе. Он считает, что ребенок с аутизмом застряет на одной из шести стадий развития:— Интерес к миру— Привязанность— Двухсторонняя коммуникация— Осознание себя— Эмоциональные идеи-Эмоциональное мышлениеОсновная задача метода «Floortime» — помочь ребенку пройти через все стадии. Взрослый подхватывает заинтересованность ребенка, стереотипную деятельность, например, если ребенок трет стекло, чтобы оно скрежетало, родитель делает то же самое или закрывает то место рукой. Как результат, ребенок просто вынужден обращать внимание на взрослого. Одна из главных целей – построение двухсторонней коммуникации между ребенком и родителем. Терапевт не предлагает новые идеи в игре, а развивает идеи ребенка, ставит вопросы, как будто не понимая, что происходит, тем самым развивая у ребенка способности объяснять, уточнять, анализировать. Только в том случае, когда ребенок перерывает общение, терапевт может вмешаться и предложить новые идеи. Даже если ребенок вводит в игру агрессивные мотивы, его не стоит останавливать. Таким образом ребенок проявляет себя, учится не бояться себя и своих эмоций, а игровой терапевт помогает обыграть эти действия и таким образом руководить ими.
Еще одно направление игротерапии – групповые занятия. В групповых занятиях участвуют дети, которые в процессе прохождения индивидуальной терапии научились принимать родителей в свою игру. Уже на основе этого развивается принятие других детей на групповых занятиях.Основные задачи групповых игровых занятий:— создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию;— формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;— стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;— равитие произвольной регуляции поведения;— развитие зрительного и слухового внимания.На занятиях используются хороводные игры, сенсорные, ритмические, игры по правилам, сюжетно-ролевые игры. Дети дотрагиваются друг к другу, взаимодействуют. Это могут быть динамические игры, где под музыку дети бегают, танцуют в паре. Они привыкают, что в группе может быть радостно и интересно.Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения.
4. Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children (TEACCH)— лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения (другой вариант названия «Структурное обучение»). Программа предоставляет общественные сервисы для детей с аутизмом начиная с дошкольного возраста и до зрелости. Школьная программа предлагаетиндивидуальный курс обучения, ориентированный на развитие навыков, которые соответствуют возрасту ребенка, в четко структурированных условиях обучения. Главные области для развития навыков — общение, социализация, практические навыки, обучение независимости и подготовка к взрослой жизни. В основе методики лежит четкое структурирование пространства и времени через различные формы расписаний, т.е. через визуализацию. https://www.facebook.com/notes/%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%B8-teacch-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F/%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D1%81-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8-%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8/255549711258950
5.Сенсорная интеграция (предметотерапия)Большинство людей учатся комбинировать свои чувства и ощущение собственного тела,чтобы получить представление об окружающем мире. Дети с аутизмом сталкиваются с проблемойобучения этим навыкам.Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либочересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цельсенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию,таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни. Очень подробно написано здесь http://smol.chudoforum.ru/t1488-topic
6. Биомедицинская коррекция. http://www.autism-biomed.narod.ru/guide/understanding_autism.htm
7. БГБК-диетаНетипичная реакция на продукты питания наблюдаются у ¾ детей с расстройствами аутистического спектра. Избирательность в еде является наиболее распространенной проблемой, что приводит к дополнительным нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. В начале 1990-х, было высказано предположение, что аутизм может быть вызван или может усугубляться за счет наличия в пище опиоидных пептидов, таких как «casomorphine», которые являются продуктами метаболизма клейковины и казеина. На основании этой гипотезы, была разработана диета, которая исключает продукты, содержащие глютен или казеин или, или оба. http://zdorovo-edim.ru/news/present/61/ http://www.autist32.ru/forum/topic-t14.html http://lechenieautizma.org/dieta
8. ПЕКС-терапия—это система альтернативной коммуникации. Подробнее здесь: https://vk.com/topic-70507757_30686996
https://www.facebook.com/groups/PECS.edukation/284672978387467/?notif_t=group_activity
http://autism-aba.blogspot.com/2013/01/pecs-schedule-board.html
http://semjadom.ru/terapiya/kak-sdelat-papku-pecs.html
9. Музыкальная терапияИспользуется с середины XX в. Эксперты отмечают такие положительные результаты:развитие коммуникативных навыковмотивация к взаимодействиюразвитие творческих навыков и потребности в самовыраженииулучшение памяти и концентрации. http://autism-aba.blogspot.com/2013/06/What-is-Music-Therapy.html
10. Метод Томатис http://semjadom.ru/?p=790#more-790
11. Пет-терапия (лечение с помощью животных)-Дельфинотерапия-Иппотерапия (Обучение общению через общение с лошадью)и инструктором.Подробнее об этих 2х видах здесь http://autist-ru.narod.ru/ippo_del.html-Канистерапия ( лечение болезней при помощи собак) http://happy-womens.com/kanis-terapiya-sobaki-terapevtyi-lechat-lyudey.html
Людмила Вялова.
semjadom.ru
терапия аутизма | Аутизм | Page 3
Главная задача поведенческой коррекции аутизма детей — это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно. Как лечить аутизм у детей, и что представляет собой коррекция детского аутизма? Что такое поведенческая терапия для аутистов? Какая программа более эффективна в лечении аутизма? И чем может помочь метод АВА при аутизме?
- • СПОБЫ ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА: МЕТОД АВА, АУТИЗМ И МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
На сегодняшний день поведенческая терапия для аутистов или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма. В ее основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение аутиста факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. Метод АВА при аутизме, носит еще одно название, а именно «Модификация поведения». Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.
В представлении многих АВА терапия имеет две крайности:Некоторые представляют АВА как дрессуру — ничего сложного, «наливай и пей» — почитал Ловааса, посадил «аутиста» в угол, прижал столом, помахал перед глазами конфетой, и давай бубнить: «Посмотри на меня!», «Похлопай», «Где красный?».
Другие представляют АВА как «икру заморскую, баклажанную» — где бы найти специалиста АВА, который будет заниматься с ребенком и вылечит его от всех аутистических недугов? Специалист должен быть именно АВА, и именно сертифицированный, желательно «заморский», ну и очень-очень опытный.
Но, как и везде — и в АВА хороша «золотая середина».
Фактически АВА, как метод терапии аутизма , не является дисциплиной. АВА терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.АВА же, как дисциплина — это наука, которая изучает влияние факторов в окружающей среде на
Автор Максимина Наталия
Очень толковая методика. Просто, логично, как я люблю! Даже удивительно как мало информации у нас в России о Методике RDI. Самое важное, что она не требует специального времени, многочасовых занятий и каких либо усилий и инструментов. Все просто и естественно, а главное очень интересно. Методика RDI замечательно подходит родителям, а не специалистам за деньги. Опишу метод как я его поняла, простите если что то упущу, описаний в интернете на русском, не так много как хотелось бы.
RelationshipDevelopmentIntervention, RDI разработана в штате Техас, авторы – двое психологов, Стивен Гатстин и Рашель Шили. RDI специально предназначена для помощи аутятам, акцент делается на общение, сотрудничество, дружбу, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ!
Аутенок не прошел все этапы нормально развивающегося ребенка. Нужно вернуться и восполнить
semjadom.ru
Аутизм | Аутизм. Особенности аутичного спектра.
Главная задача поведенческой коррекции аутизма детей — это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно. Как лечить аутизм у детей, и что представляет собой коррекция детского аутизма? Что такое поведенческая терапия для аутистов? Какая программа более эффективна в лечении аутизма? И чем может помочь метод АВА при аутизме?
- • СПОБЫ ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА: МЕТОД АВА, АУТИЗМ И МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
На сегодняшний день поведенческая терапия для аутистов или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма. В ее основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение аутиста факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. Метод АВА при аутизме, носит еще одно название, а именно «Модификация поведения». Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.
Советы всем, кто впервые столкнулся с этим диагнозом
В последнее время об аутизме много говорят и пишут. Журналисты любят выходить на публику с яркими парадоксальными гипотезами: аутизм – это прогрессирующее заболевание всего человечества, плата за разобщенность, за отказ от живой интерактивности, за перенос социальной жизни в компьютерные сети. Психологи нередко утверждают, что аутизм – это вообще не болезнь, а некое состояние отстранения, ухода в себя, которое любящие родители – при условии, что они действительно правильно любят ребенка – способны преодолеть теплотой своей души и безусловным приятием.
Это лишь некоторые из возможных симптомов аутизма, их комбинация и степень выраженности может быть различной у каждого отдельного человека. Адаптация схемы профессора Рендел-Шорта, Австралия.
Аутизм, по определению, является неизлечимой болезнью. Поэтому, само понятие «лечение аутизма» является неоднозначным, многогранным и спекулятивным. Возможно ли излечение от этой болезни? Может ли ребенок, у которого диагностировали «Аутизм» в один прекрасный день стать «нормальным» ребенком. И что такое «нормальный» ребенок? Ребенок, который разговаривает, не крутит колеса, и вышивает крестиком?
Для того, что бы уйти от ненужных споров, а также для поддержания духа и надежды у многоуважаемых родителей, ищущих исцеления для дорогих чад, определим «излечение» как «достижение уровня интеллигенции, соответствующего возрастной норме и отсутствие поведенческих признаков подходящих по все критерии для постановки диагноза «Аутизм».
С другой стороны небольшой процент родителей и большой процент членов «Всемирной Ассоциации Людей с Аутизмом» считают, что детей с аутизмом вообще не следует «лечить»,
В представлении многих АВА терапия имеет две крайности:Некоторые представляют АВА как дрессуру — ничего сложного, «наливай и пей» — почитал Ловааса, посадил «аутиста» в угол, прижал столом, помахал перед глазами конфетой, и давай бубнить: «Посмотри на меня!», «Похлопай», «Где красный?».
Другие представляют АВА как «икру заморскую, баклажанную» — где бы найти специалиста АВА, который будет заниматься с ребенком и вылечит его от всех аутистических недугов? Специалист должен быть именно АВА, и именно сертифицированный, желательно «заморский», ну и очень-очень опытный.
Но, как и везде — и в АВА хороша «золотая середина».
Фактически АВА, как метод терапии аутизма , не является дисциплиной. АВА терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.АВА же, как дисциплина — это наука, которая изучает влияние факторов в окружающей среде на
Подробнее можно прочесть здесь http://semjadom.ru/terapiya/kak-sdelat-papku-pecs.html
Автор: Подлеснова А. Ф.
Специальность: Практикующий врач-психиатр 2-й категории.
АУТИЗМ – это расстройство психики, для которого характерен дефицит социального взаимодействия. У детей-аутистов выявляются пожизненные нарушения в развитии, которые влияют на их восприятие и понимание окружающего мира.
С какого возраста может проявиться аутизм?
Детский аутизм на сегодняшний день встречается в 2 – 4 случаях на 100 000 детей. В комбинации с умственной отсталостью (атипический аутизм) цифра возрастает до 20 случаев на 100 000. Соотношение мальчиков и девочек при этой патологии равняется 4 к 1.
Аутизм может встречаться в любом возрасте. В зависимости от возраста изменяется и клиническая картина заболевания. Условно различают ранний детский аутизм (до 3 лет), детский аутизм (с 3 лет до 10 – 11 лет) и подростковый аутизм (у детей старше 11 лет).
По поводу стандартных классификаций аутизма споры не утихают до сих пор. Согласно международной статистической классификации болезней, в том числе и психических, различают детский аутизм, атипический аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера. Согласно последней версии американской классификации психических болезней различают лишь расстройства аутистического спектра. В эти расстройства входит как ранний детский аутизм, так и атипический.
Как правило, диагноз детского аутизма ставится в возрасте 2,5 – 3 лет. Именно в этот период
semjadom.ru
поведенческая терапия | Аутизм
Что стоит за проблемами “поведения”, почему родители отрицают диагноз и хотят ли люди с аутизмом, чтобы их “встраивали” в шумный неудобный мир — беседа с директором центра развития и социализации детей и взрослых с нарушениями развития «Пространство общения» Анастасией Рязановой.
Ловушка без входа и выхода
Мне бывает некомфортно в своем теле и в своей голове. Я не знаю, чего хочу. Я никак не могу сосредоточиться. Меня все раздражает. Я не понимаю, то ли плакать, то ли поесть, то ли выйти на улицу. Любая ерунда, вроде рассыпавшихся по полу зубочисток или пролитого на колени молока, способна вызвать у меня настоящую истерику. Я чувствую очень сильную тревогу, хотя ничего не случилось. Вокруг меня небезопасно, но я не знаю почему.
Внезапно я осознаю, что то, чем я занимаюсь в данную минуту, нестерпимо бесит меня. Это самое бессмысленное занятие в мире. Какое-то время я бестолково мечусь, хватаясь то за одно, то за другое. Моя голова сейчас лопнет, как арбуз. Я не знаю, что мне делать, куда выплеснуть эту боль и раздражение. Зачем все это происходит?! Это все так странно и бесполезно!
Фото: Андрей Колб
Меня утешает только то, что я знаю – это состояние не бесконечно. Оно пройдет. Надо остановиться, посидеть несколько минут, ничего не делая, потом, может быть, сварить себе кофе, принять душ, поставить любимую музыку, собрать с пола зубочистки… Я знаю, спустя какое-то время этот психоз прекратится, я успокоюсь. Это погода, “природа”, простуда, обида, усталость, голод, стресс, страх смерти, избыточная рефлексия или что-то гормональное. Надо просто пережить. Я знаю, как привести себя в чувство, как себе помочь.
Человек с психическим расстройством не знает этого. Он попадает в любое свое состояние, как в ловушку без входа и без выхода. Он не знает, как он там оказался. Он не знает, когда это кончится и как это остановить. Внешне это может проявляться совершенно по-разному.
Он может хаотично биться о стены, как муха, накрытая стаканом, может сидеть тихо и неподвижно, как выключенный из розетки приемник, может кричать, как раненое животное, а может непрерывно бормотать себе что-то под нос, как будто решает сложное уравнение. Важно то, что он никогда не справится с этим без посторонней помощи. Он навеки заперт в своей “черепной ловушке”, и он там безумно одинок.
Почему родители отрицают диагноз
– Что такое аутизм и почему возникают сложности с постановкой точного диагноза? Нет нужной квалификации у врачей, родители не хотят слышать о таких особенностях ребенка, мы как обществоне готовы принять и понять…?
semjadom.ru
ЛЕЧЕНИЕ АУТИЗМА. | Аутизм
Аутизм, по определению, является неизлечимой болезнью. Поэтому, само понятие «лечение аутизма» является неоднозначным, многогранным и спекулятивным. Возможно ли излечение от этой болезни? Может ли ребенок, у которого диагностировали «Аутизм» в один прекрасный день стать «нормальным» ребенком. И что такое «нормальный» ребенок? Ребенок, который разговаривает, не крутит колеса, и вышивает крестиком?
Для того, что бы уйти от ненужных споров, а также для поддержания духа и надежды у многоуважаемых родителей, ищущих исцеления для дорогих чад, определим «излечение» как «достижение уровня интеллигенции, соответствующего возрастной норме и отсутствие поведенческих признаков подходящих по все критерии для постановки диагноза «Аутизм».
С другой стороны небольшой процент родителей и большой процент членов «Всемирной Ассоциации Людей с Аутизмом» считают, что детей с аутизмом вообще не следует «лечить», «менять» и «приводить в норму», а воспринимать их такими, какие они есть. То есть, не стремиться искоренить те поведения, которые определяют ребенка как принадлежащего к аутистическому спектру, а видеть в них неотъемлемую часть его личности и характера.
В любом случае, принятие решения о том, лечить или не лечить это прерогатива родителей, и выбор метода лечения является дилеммой намного большей сложности, чем решение о лечении.
Существует несколько десятков методов лечения аутизма, причем у каждого из методов есть свои поклонники и противники. Несмотря на то, что эффективность многих методов лечения не доказана в научной литературе, адепты этих методов активно применяют их на практике, поддерживая историями об исцелении детей с аутизмом. С другой стороны, те немногие методы, эффективность которых все же доказана, далеко не всегда применяются и рекомендуются, из-за нелепых стигм и стереотипов. Некоторые родители пытаются «угнаться за несколькими зайцами» сразу, и пробуют все возможные терапии доступные на данный момент — вдруг что-нибудь да поможет.
Профессионалы рекомендуют основывать выбор терапии все же на подтвержденных научных доказательствах, а не на «сарафанном радио», но выбор — он и есть выбор, и не всегда он рационален и научен. Все нижеперечисленные терапии используются для лечения аутизма, или, если определить точнее, для уменьшения симптомов аутизма, и первый шаг при принятии решения подходит ли данная терапия ребенку или нет — в рассмотрении всего ассортимента.
Поведенческие терапии:
- -Прикладной анализ поведения – Applied Behavior Analysis (ABA)
- -Домашняя интенсивная поведенческая программа – Home-based Intensive Behavioral Treatment (IBT)
- -Школьная интенсивная поведенческая программа — School-based Intensive Behavioral Treatment
- -Обучение основным реакциям – Pivotal Response Treatment (PRT)
- -Парадигма натурального обучения – Natural Learning Paradigm (NLP)
- -Позитивная поддержка поведения – Positive Behavior Support (PBS)
- -Обучение вербального поведения – Verbal Behavior Therapy
- -Обучение беглости реакций – Fluency Training
Следует заметить, что все разновидности поведенческой терапии являются различными методами обучения, и варьируются в зависимости от разновидности навыков, которые необходимо обучить. Так, например, домашняя поведенческая терапия может включать в себя метод «Натурального обучения» — для усиления навыков коммуникации, а также тренировку беглости — для улучшения быстроты реакций.
Терапии, в которых ребенок выполняет роль «ведущего»:
- — Модель Гриншпана – Greenspan, «floor-time», DIR
- — Опшен / Сон-Райз – Options Institute / Son-Rise programm
- — Развитие взаимоотношений – Relationship Development Interventions
- — Программа «Обучения говорить» – Learning to Speak program.
Частично, в данных терапиях все действия ребенка, включая стереотипные занятия, являются основой для возникновения социальной интеракции между ним и окружающими, и благодаря развитию первичной интеракции и взаимодействия, ребенок «отрывается» навстречу окружающему миру и, таким образом, начинает развиваться.
Био-медицинские терапии:
- Без-казеиновая и без-глютеновая диета — БКБГ
- Диета дефицита питательных веществ
- Кетогеническая диета
- Хелирование — Chelation
- Внутривенное иммуноглобулиновое лечение
- Секретин
- Витамин В6
- Магнезиум
Для всех биомедицинских терапий, исключая хелирование, не существует противопоказаний. Хелирование, то есть процедура для вывода тяжелых металлов из организма ребенка, может нанести непоправимый вред здоровью ребенка, в случае, если у ребенка нет хронического отравления тяжелыми металлами.
Различные терапии:
- Аудиторная интеграция
- Кранио-сакральная терапия
- Дельфинотерапия
- Сенсорная интеграция
- Холдинг-терапия
- Визуальная терапия
- Музыкальная терапия
- Терапия с помощью искусства
- Терапия с помощью животных
- Трудо-терапия – Occupation Therapy
Некоторые виды из вышеперечисленных терапий не применяются так широко, как, скажем, поведенческая терапия. Некоторые виды терапий, в которых используются интересы ребенка — музыка, искусство, животные, сенсорные ощущения — иногда очень интересуют ребенка, и получая их, ребенок получает удовольствие. Но далеко не всегда данные виды терапий эффективно уменьшают симптомы аутизма.
Американская ассоциация о научном подходе к лечению аутизма — Association for Science in Autism Treatment (ASAT) является ведущей некоммерческой организацией, основной целью которой является подтверждение эффективности той или иной терапии для лечения детей с аутизмом. Родители и специалисты, которых интересует научный подход и доказательства эффективности, могут получить данную информацию здесь.
Источник http://autism-aba.blogspot.com.by/p/blog-page_15.html
semjadom.ru
Поведенческая терапия для аутистов. Методы коррекции аутизма и АВА терапия
Главная задача поведенческой коррекции аутизма детей - это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно. Как лечить аутизм у детей, и что представляет собой коррекция детского аутизма? Что такое поведенческая терапия для аутистов? Какая программа более эффективна в лечении аутизма? И чем может помочь метод АВА при аутизме?
- • СПОБЫ ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА: МЕТОД АВА, АУТИЗМ И МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
На сегодняшний день поведенческая терапия для аутистов или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма. В ее основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение аутиста факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. Метод АВА при аутизме, носит еще одно название, а именно «Модификация поведения». Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.
• Что дает прикладной анализ поведения?
Поведенческая терапия для аутистов, или АВА терапия является основой абсолютного большинства программ, цель которых лечить аутизм у детей. Проводившиеся более 30 лет подряд исследования, подтвердили ценность прикладных методов поведенческой терапии.
В частности АВА терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются. Кроме того, получены неопровержимые доказательства в пользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольный возраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты. АВА терапия сочетает целый ряд методов коррекции поведенческих отклонений, разработанных учеными. В основе этих методов, прежде всего, принципы прикладного поведенческого анализа.
• Как работает АВА терапия?
При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. В процессе разучивания действий ребенку с расстройствами аутичного спектра специалист центра лечения аутизма дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные.
ЭТАП № 1: «ЯЗЫК – ПОНИМАНИЕ». К примеру, одно упражнение из программы АВА «Язык – понимание». Специалист-терапист центра лечения аутизма дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ. Совершив некоторое количество попыток совместно (задание – подсказка – вознаграждение) делают попытку без подсказки: специалист дается задание ребенку: «Подними руку», и ожидает, даст ли ребенок самостоятельно правильный ответ. Если он правильно отвечает без подсказки тераписта, то получает вознаграждение (ребенка хвалят, отпускают играть, дают что-то вкусное и т.п.). Если ребенок не дает ответа или дает неправильный, терапист снова проводит несколько попыток, используя подсказку, а затем пробует опять без подсказки. Заканчивается упражнение, когда ребенок дал без подсказки правильный ответ.
Когда ребенок с аутизмом начинает без подсказки правильно отвечать в 90% случаев дачи задания, вводят новый стимул, к примеру, «кивни головой». Важно, чтобы первые два задания были максимально непохожими. Задание «кивни головой» отрабатывают таким же образом, как «подними руку».
ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ. Когда ребенок освоит выполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке, «кивни головой» и «подними руку»: сначала «КГ» - «ПР», затем «КГ» – «КГ» – «ПР», и в любом другом порядке. Два данных стимула считаются освоенными ребенком, когда он в произвольном порядке дает 90% правильных ответов из 100% при чередовании двух задний или стимулов. После этого вводят и отрабатывают до усвоения третий стимул, потом все три чередуют, вводят четвертый, и так далее.
ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ. Когда в запасе у ребенка накапливается много освоенных стимулов (включительно таких необходимых для ежедневной жизни стимулов, как «возьми (название предмета)», «дай (название предмета)», «иди сюда» и прочие), начинают работать с ребенком над обобщением. Генерализация навыков – это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: в ванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые дают задания (тераписты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети).
ЭТАП № 4: «ВЫХОД В МИР». Ребенок в какой-то момент не просто осваивает те стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно). Когда это случается, программа считается освоенной – аутичный ребенок может осваивать информацию дальше из окружающей среды, также как делают это обычно развивающиеся детки.
В арсенале АВА терапии имеется несколько сотен различных программ, включающих лечение аутизма с ЗПР (задержка психического развития), невербальную и вербальную имитацию, общую и мелкую моторику, понимание языка говорящего, называние предметов и действий, классификацию предметов (раскладывание карточек с собакой и кошкой в одну стопку, а карточек с ложкой и вилкой – в другую). Кроме того, коррекция аутизма детей включает программы типа «покажи, как ты…» (ребенок делает вид, что надевает шапку / причесывается / тушит пожар / крутит руль / мяукает, ловит мышей и прочее), освоение местоимений (научить ребенка правильно употреблять «я стою» – «ты стоишь»), ответы на вопросы «кто», «что», «как», «где», «когда», употребление слов «да» и «нет», и прочее. Вопрос, какая программа более эффективна в лечении аутизма, по сути, не имеет значения, поскольку у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, и подход к нему так же требуется индивидуальный. Вместе с тем, можно назвать более продвинутые программы АВА – «Скажи, что будет, если…» (ребенок предугадывает исход действия), «Делай как (любое имя сверстника)», «Расскажи историю», «Позови играть (имя сверстника)», и так далее.
Конечная цель АВА терапии – дать ребенку с аутизмом средства для освоения окружающего мира самостоятельно.
• Необходимые условия для эффективности коррекции детского аутизма по программе АВА
Поэлементное разучивание и оттачивание многих десятков действий и предметов требует массы времени и усилий. Считается, что наибольшего эффекта поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 30-40 часов. Кроме того, идеальным вариантом будет начинать заниматься с ребенком по данной методике до того, как он достигнет 6-летнего возраста. Программа АВА помогает также и более старшим деткам, но чем раньше начнутся занятия, тем лучшим будет конечный результат.
Эта поведенческая терапия для аутистов является чрезвычайно действенной. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, примерно половина деток, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма детей могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.
Но эти способы лечения аутизма имеют и существенный минус, учитывая финансовую обеспеченность современных родителей. Дело в том, что даже при наличии времени и сил, родители, как правило, не могут самостоятельно давать аутисту по сорок часов интенсивных тренировок в неделю в течение нескольких лет. Чтобы, домашняя программа АВА принесла ожидаемые плоды, родителям потребуется обратиться в центр лечения аутизма за помощью специалистов.
Правильная организация для ребенка с детский аутизм методики обучения, к родительским силам потребует присоединения к процессу нескольких человек, специально обученных терапистов, обычно студентов, и супервайзора – опытного специалиста по программам центра лечения аутизма. Схема примерно такова: один терапист с ребенком занимается два-три часа (проходя за этот период времени пять-шесть программ), в течение одного дня последовательно работать с ребенком могут два-три тераписта, давая ему, таким образом, пять-шесть часов обучения в день. Тераписты фиксируют свои действия в журнале: над какими программами с ребенком работали, сколько было сделано попыток, с какими подсказками, сколько получено правильных ответов, сколько получено неправильных ответов. Каждый следующий терапист, прежде чем приступить, просматривает записи предыдущего, начиная работать с того места с ребенком, где остановился предыдущий. Примерно раз недели в две-три происходит общее собрание терапистов в центре лечения аутизма, на котором супервайзор просматривает журнал, оценивая результаты, просит терапистов продемонстрировать, как и что они делают, принимает решение, какие стимулы уже освоены, какие программы стоит еще оттачивать, и ставит перед терапистами новые цели.
Домашняя программа АВА с финансовой стороны вопроса, предприятие нелегкое, но осуществить ее самостоятельно невероятно тяжело.
Вернуться на страницу «Методы лечения аутизма. Существующие способы лечебной коррекции аутизма» >>
Еще немного, о методе АВА, аутизм и поведенческая коррекция:
ladyvenus.ru