Психология социальной работы ее структура и функции. Поведенческий подход в психологии социальной работы
Сайт доцента Дм.А.Смыслова - ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Поведенческий подход в социальной работе связан с моделями социальной адаптации, модификации поведения, с практикой социализации, в основе которых лежит бихевиористская психология и поведенческая терапия.
Человек в поведенческих подходах рассматривается как индивид, имеющий проблемы с поведением. Индивид расширяет свой репертуар поведения через процессы социального обучения, познавая свои ошибки. В процессе социальной работы создаются условия для изучения механизмов индивидуального поведения, формируется опыт продуктивного поведения для реальной окружающей среды.
Окружающая среда рассматривается как источник управления стимулами и подкрепления. Она либо формирует, либо нейтрализует поведение индивидов, когда они ведут себя в ней неадаптивно в результате неподходящих или неадекватных систем подкрепления.
Исходя из этого, в поведенческих моделях социальной работы процесс оценки сосредоточен на поведенческих аспектах индивидуального функционирования, проблема клиента определяется в терминах неадаптивного поведения в контексте рефлексии окружающей среды.
Оценка включает в себя интервью, в ходе которого раскрываются следующие вопросы:
в чем видится проблема;
на что жалуется клиент;
в чем поведенческая проблема;
когда возникла проблема с поведением;
является ли проблема с поведением типичной для клиента;
кто бы мог быть посредником;
хочет ли клиент измениться;
имеет ли клиент мотивацию к изменению.
Согласно концепции М. Герберта, социальный работник после оценки определяет людей, место, время, ситуации, необходимые для изменения поведения.
Окружающая среда в поведенческой социальной работе — это прежде всего другие люди, роль которых в терапевтическом процессе определяется как источник, подкрепляющий поведенческие стимулы.
Контракт в социальной поведенческой работе рассматривается как конкретная помощь, направленная на модификацию поведения, с четко прописанной программой и результатами изменения.
Модификация поведения направлена на помощь индивидам с целью получения ими образцов поведения, дающих им возможность успешно функционировать в окружающей среде. Это достигается благодаря реализации программ социализации и образовательным программам, включая опыт текущей ситуации жизни клиента, который превращается в положительный опыт изучения. Помощь несет в себе новое знание о ситуации, компетентность в поведенческих репертуарах и социальных ролях, обусловленных жизненными ситуациями. Главное усилие социальных работников направлено на формирование систем подкрепления в окружающей среде и формирование социальных систем поддержки для определенных адаптивных моделей поведения.
Социальный работник выступает в поведенческой модели помощи как эксперт, учитель, гид, охватывает широкий диапазон адаптивных, социализирующих, терапевтических функций.
docent-psy.ucoz.net
Психология социальной работы
Психология социальной работы
МЕТОДИЧКА ДЛЯ СТУДЕНТА ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 5
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» 7
МОДУЛЬ 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЕЁ СТРУКТУРА, И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 9
ГЛАВА 1.1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЯ (ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ СВЯЗИ С ПСИХОЛОГИЕЙ). ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 9
1.1.1. Формирование социальной работы как науки и специфической социально- психологической деятельности 9
1.1.2. М. Ричмонд и возникновение диагностической школы. Основные принципы 9
1.1.3. Функциональная школа. Развитие основных принципов диагностической и функциональной школ в истории социальной работы 10
1.1.4. Предмет, психологии социальной работы ее структура и функции 11
ГЛАВА 1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 14
1.2.2. Понятие и сущность социализации 14
1.2.3. Понятие и сущность адаптации. Социально-психологическая адаптация 19
1.2.4. Понятие и сущность реабилитации. Социально-психологическая реабилитация 21
МОДУЛЬ 2. ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 22
ГЛАВА 2.1. ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 22
2.1.1. Проблема природы человека в истории философии 22
2.1.2. Основные концепции природы человека в современной философии 24
ГЛАВА 2.2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ИДЕИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ. ПРОБЛЕМА ЦЕЛИ И СМЫСЛА ЖИЗНИ 27
2.2.1. Антропологические концепции и идеи в современной социологии 27
2.2.2. Проблема цели и смысла жизни 28
ГЛАВА 3.1. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ 29
3.1.1. Теории личности У. Джеймса 30
3.1.2. Психоаналитические теории (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) 33
3.1.3. Бихевиористские концепции личности (Б. Скиннер, А. Бандура) 40
3.1.4. Теория личности Р.Кеттела 42
3.1.5. Гуманистическая психология А. Маслоу, К 43
3.1.6. Онтопсихология 49
ГЛАВА 3.2. ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 51
3.2.1. Биологические и физиологические типологии 52
3.2.2. Психологические типологии 54
ГЛАВА 4.1. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ 66
4.1.1. Понятие психотехнологий диагностики 66
4.1.2. Психодиагностические опросники (общая характеристика) 66
ГЛАВА 4.2. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ 69
4.2.1. Основные психологические проблемы клиентов 69
4.2.3.Основные подходы в коррекционно-реабилитационной и профилактической работе 72
ГЛАВА 4.3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, ПОЖИЛЫМИ И ИНВАЛИДАМИ) 77
4.3.1. Социально-психологическая работа с подростками 77
4.3.2. Социально-психологическая работа с пожилыми и инвалидами 79
Данное учебное пособие раскрывает теоретико-методологические и практические вопросы психологии социальной работы, необходимые для подготовки студентов по специальностям «Социальная работа», а также «Психология». Пособие включает 4 модуля, 9 глав, 30 параграфов. Основной текст пособия 32 часам учебного времени. В пособии освещается предмет. структура и функции психологии социальной работы, дается анализ основных понятий. раскрываются философско-социологические и теоретико-психологические ее основы. Важное место в пособии занимают практические вопросы: дается характеристика психотехнологий диагностики, коррекции и реабилитации людей, нуждающихся в социально-психологической помощи. раскрываются особенности социально-психологической работы с ними (на материале подростков, пожилых и инвалидов). Пособие содержит тесты, глоссарий, список основной и дополнительной литературы.
Учебное пособие предназначено, для студентов дистанционной формы обучения. Вместе с тем, пособие может быть полезным дополнительным материалом для студентов заочной и дневной форм обучения.
Источник: Психология социальной работыЭлектронная библиотека учебников, Психология социальной работы (Е. В. Кулебякин)http://studentam.net/content/view/55/12/
Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики
Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики
1. Психодинамический подход в психосоциальной теории и практике.
2. Поведенческий подход в психосоциальной практике
3. Экзистенциально-гуманистические подходы в психосоциальной теории и практике
1. Диагностическая школа социальной работы
2. Функциональная школа социальной работы
3. Метод решения проблем в практике социальной работы
4. Теория и практика психосоциальной работы
5. Поведенческий подход в практике социальной работы
1. Общая модель индивидуальной работы со случаем
2. Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе
2. Взаимосвязь консультирования и практической социальной работы
1. Оформление социальной работы с группой как общественной формы психосоциальной практики
2. Развитие социальной работы с группой в конце XX века.
1. Общая модель психосоциальной работы с группой
2. Организация практической психосоциальной работы.
1. Основные модели социальной работы с группой
2. Психосоциальная групповая практика с людьми, употребляющими психоактивные вещества
Источник: Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практикиПсихология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики 1. Психодинамический подход в психосоциальной теории и практике. 2. Поведенческий подход в психосоциальной практикеhttp://www.msses.ru/about/teachers/psikhologiya-sotsialnoy-raboty-soderzhanie-i-metody-psikhosotsialnoy-praktiki.php
Тема 11
При изучении темы студент должен знать, что психология как наука развивалась параллельно с такими понятиями, как «общественная деятельность», «благосостояние», «социальная работа», «социальные службы», т.е. социальное стало в ХХ веке объектом психологии. Формирующиеся парадигмы теории и практики социальной работы тесно связаны с психологическими парадигмами. В этой связи следует рассмотреть и понять взаимосвязь психологии и социальной работы как научных дисциплин, оценить значение психологии и социальной работы в общественной практике, овладеть психологическими методами, помогающими решить социальные проблемы.
1. Взаимосвязь психологии и социальной работы как научных дисциплин.
2. Психология и социальная работа в общественной практике.
3. Психологические методы в социальной работе.
1. Как соотносятся между собой психология и социальная работа в качестве научных областей знания?
2. Какие методологические и теоретические аспекты объединяют психологию и социальную работу?
3. Какова роль психологического знания в социальной работе?
4. Охарактеризуйте основные психологические методы, применяемые в социальной работе.
5. В чём состоят особенности психологических теорий и их использования в социальной работе?
Темы докладов и рефератов
1. Взаимосвязь психологии и социальной работы.
3. Психодинамические теории и их роль в социальной работе.
4. Психология поведения (бихевиоризм) и когнитивная психология.
5. Гуманистический подход в психологии.
6. Психоанализ: его «плюсы» и «минусы».
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – М., 1989.
2. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – В 2 т. – М.: Просвещение, 1994. – Кн. 1: Общие основы психологии. Кн. 2: Психология образования.
3. Общая психодиагностика / Ред. А.В. Петровский. – М., 1986.
4. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с.
5. Теория и методология социальной работы: учеб. пособие / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.А. Ельчанинов и др. – М.: Наука, 1994. – 185 с.
6. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.
7. Хаббард, Л.Р. Дианетика / Л.Р. Хаббард. – М., 1993.
Источник: Тема 11При изучении темы студент должен знать, что психология как наука развивалась параллельно с такими понятиями, как «общественная деятельность», «благосостояние», «социальная работа», «социальныеhttp://www.aup.ru/books/m263/12.htm
blogfact.ru
Значение психологической теории для психосоциальной работы - Психология социальной работы
1.3. Значение психологической теории для психосоциальной работы
Все профессиональные средства, применяющиеся в деятельности специалиста по социальной работе, используются человеком по отношению к другому человеку, что требует учета психологических особенностей взаимодействующих людей. В социальной работе активно применяются средства, которые сформировались в психологической теории, а в дальнейшем были адаптированы в психосоциальную практику.
В повседневной социальной работе применяют идеи известных психологов 3. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Эриксона и др. для объяснения поступков и поведения человека, его эмоциональных реакций, а также методы работы с ним. Исторически сложился подход - в социальной работе использовать известные психологические концепции: психодинамическую теорию, гуманистические и системные психологические концепции и др.
В соответствие с психодчиамчческой теорией считается, что человек не просто продукт обстоятельств, пассивный объект социального взаимодействия, а субъект изменения отношений и обстоятельств. Поэтому социальные работники должны рассматривать клиента не как жертву, а как субъекта взаимодействия и способствовать развитию самостоятельности в решении своих проблем.
Это направление берет начало с основополагающих трудов 3. Фрейда. Именно он еще в конце XIX в. показал, что лечение душевных болезней может и должно проводиться с помощью психологического воздействия.
Психодинамический подход представляет собой исторически важный источник развития основных профессиональных навыков в социальной работе. Психодинамическим он называется потому, что в теории, являющейся ее фундаментом, утверждается зависимость поведения от различных взаимосвязей и изменений в психике человека. Теория объясняет, каким образом психика побуждает действие, психика и поведение влияют на социальное окружение и сами подвергаются влиянию с его стороны.
Для социальных работников важны понятия разных видов защиты, к которым часто прибегают клиенты при обсуждении своих проблем, понятие трансфера (перенос и контрперенос), поскольку на социального работника могут переноситься те отношения, которые были у данного лица с эмоционально значимыми людьми. Перенос и контрперенос в социальной работе означают влияние прошлого опыта на поведенческие модели настоящего и проявляются в поведении клиента по отношению к специалисту. Специалист по социальной работе помогает людям увидеть взаимосвязь проблем прошлого и настоящего, а также найти реальные способы преодоления психологических и практических барьеров на пути к эффективным действиям.
К. Юнг, ученик 3. Фрейда, создал свое направление психоанализа, где основными понятиями явились "коллективное бессознательное" и "архетип". По К. Юнгу, архетипы - это древние формы мысленных представлений, свойственные многим людям и составляющие содержание их коллективного бессознательного. Можно говорить об архетипе матери, отца, души, времени, пространства и т.д. Личность строится в соответствии с определенными архетипами. Для социальных работников наибольшее значение имеет понятие архетипа, поскольку в социальной работе необходимо учитывать особенности архетипических представлений различных народов и слоев населения о желательном образе жизни и стиле человеческих взаимоотношений.
А. Адлер, другой известный ученик 3. Фрейда, - основоположник индивидуальной психологии. По А. Адлеру, все дети страдают комплексом неполноценности в силу малых физических размеров и недостатка сил и возможностей. Особенно это касается детей, часто болеющих, имеющих физические недостатки, подвергавшихся насилию, не имеющих семьи. Компенсируя свой комплекс неполноценности, человек создает себе жизненную цель достижения превосходства, вокруг которой строится целостный индивидуальный стиль жизни. При невозможности достижения цели превосходства развивается невроз, позволяющий оправдать неудачу и проявлять власть в форме отказа от социальных чувств и обязанностей.
Для социального работника теория А. Адлера очень важна, поскольку практически все клиенты в той или иной степени страдают комплексом неполноценности и искажений личности, с ним связанных.
Таким образом, это направление широко применяется в социальной работе, а в разных странах существуют различные теоретические школы этого направления. Оно способствовало тому, что в социальной работе появился терпимый и открытый стиль отношений, в котором большое значение придается слушанию клиента и в целом - отношениям, в противоположность директивному, контролирующему стилю. Кроме того, это направление способствовало возникновению стремления понять личность, а не просто осуществлять какие-то действия.
Благодаря психодинамической теории в социальной работе сместился акцент с событий и мыслей на чувства и формы бессознательного. Многие понятия, такие как "бессознательное", "агрессия", "конфликт", "тревога", "перенос" и др., заимствованы из психодинамической теории. Эти термины, часто использующиеся в несколько упрощенном виде, составляют общий языковой словарь, который понимается и в социальной работе, и в обычной жизни. Повышенное внимание специалистов в области социальной работы к психологическим и эмоциональным факторам (по сравнению с социальными факторами) также объясняется влиянием психодинамической теории.
Психодинамический подход подвергается критике. Так, в основе психодинамической социальной работы находится изначально биологизаторский, объяснительный подход, который является теоретическим. Однако он не может быть проверен традиционными научными методами. Многие авторы утверждают, что данный подход не признает ценности человеческой самореализации, хотя знание психодинамической теории помогает организовать взаимодействие с другими специалистами.
В психодинамических теориях признается существующий социальный порядок и практически не рассматриваются вопросы социальных изменений, хотя уделяется внимание возможным изменениям в ситуациях клиента.
Другим влиятельным направлением является когнитивно-бихевиористский подход (или поведенческий). Этот подход объединяет в себе два теоретических направления - когнитивизм и бихевиоризм.
В основе когнитивных моделей лежат психологические теории восприятия и обработки информации. Поведенческие модели связаны с психологическими теориями научения. В настоящее время эти два теоретических направления рассматривают как единое целое. Когнитивно-бихевиористская практика связана с выявлением и преодолением поведенческих проблем, особенно социальных фобий (страхов), тревоги и депрессии.
Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) основывается на изучении связи поведения с внешней стимуляцией. Особый интерес представляет проблема образования новых поведенческих навыков. Это означает, что всякая проблема рассматривается как отсутствие необходимых поведенческих реакций. С негативным поведением не следует бороться (так как наказание обучает хуже, чем вознаграждение), а нужно вырабатывать полезные приспособительные навыки, с которыми негативное поведение несовместимо. Бихевиористами разработаны многочисленные программы тренингов для развития полезных социальных навыков, в частности тренинг уверенного поведения (ассертивный тренинг).
Для социальных работников значительный интерес представляют уже существующие системы тренингов и общие принципы развития позитивных навыков. Некоторые западные школы социальной работы основаны на бихевиористском подходе.
Основные аспекты практики поведенческой работы:
o акцентирует внимание на отдельных проявлениях поведения, которые беспокоят клиентов и окружающих их людей. Если поведение меняется, проблема снимается;
o в ее основе лежат принципы бихевиористской теории и теории научения;
o социальные работники проводят анализ и описание проблемы исходя из непосредственного наблюдения. Точно определяются методы диагностики, вмешательства и конечной оценки;
o факторы, влияющие на поведение, проясняются через изменение всех переменных в ситуации и отслеживание ситуации;
o привлекаются значимые люди из окружения клиента;
o вмешательство опирается на научно-исследовательские доказательства эффективности;
o мониторинг процесса проводится на основе субъективных и объективных показателей и сравнения данных настоящего момента с фактической информацией о ситуации до вмешательства;
o социальные работники стремятся к достижению тех изменений в поведении клиента, которые им принимаются;
o социальные работники помогают клиентам перенести изменения поведения на множество других ситуаций и сохранять эти навыки после завершения вмешательства.
Особое внимание уделяется тому, как клиент учится действовать в социальных ситуациях, как познает способы, используя которые другие люди достигают успеха (научение на примерах).
Когнитивно-бихевиористские методы работы представляют собой терапевтические процедуры, направленные на изменение мыслей и чувств, а не на изменения поведения, потому что мысли и чувства причисляются к действиям и рассматриваются в качестве причины других поведенческих проявлений. Согласно этому подходу, как и любое поведение, мысли и чувства рождаются чем-то извне, и поэтому их можно менять так же, как и поведение. Данные методы применяются в службах психического здоровья и психологической поддержки клиентов, страдающих от тревожных и депрессивных состояний. Их эффективность легко доказуема. Психологи и консультанты активно используют эти методы работы, поэтому понимание их сущности очень важно для социальных работников, входящих в состав многопрофильных бригад психологической и психотерапевтической направленности.
Когнитивно-бихевиористские теории распространены преимущественно в западных странах, поскольку в них акцент делается на достижениях психологических изменений индивидов, а не на решении социальных проблем, что более актуально для развивающихся стран.
В теории социальной работы под общим названием гуманистических моделей практики, несмотря на различный философский фундамент, объединяются разные перспективы. В основе этих моделей лежит идея о том, что человек пытается придать смысл миру, в котором он существует. Социальные работники пытаются помочь людям приобрести навыки самоизучения и направить их на поиск личностного смысла, опираясь на их опыт и внешнее влияние. Гуманистические модели построены на принципах обоснованности и ценности человеческой интерпретации собственной сущности.
Несмотря на то, что гуманистическую теорию сложно назвать подходом (она скорее является обобщенной философской концепцией), так как она не является способом определения специфической модели практики, вере в способность человека к саморазвитию придается огромное значение в социальной работе.
Гуманистический подход в психологии опирается на понятие "самоактуализация", введенное А. Маслоу. Под самоактуализацией он понимает наиболее полное раскрытие способностей и реализацию потенциала человека. А. Маслоу рассматривает самоактуализацию как процесс, состоящий из определенных поведенческих актов, наиболее важные из которых связаны с переживанием, решением задач в пользу личностного роста, обретением реальности, принятием ответственности за свои поступки.
Для этого направления характерно стремление пробудить в человек силы внутреннего роста, позволяющие ему самостоятельно справляться со своими проблемами. Важнейшей потребностью личности является стремление к самоактуализации. Реализация этой потребности ведет к здоровью и решению социальных проблем.
В теории и практике социальной работы человек рассматривается как уникальная личность, имеющая сформированную R-концепцию и стремящаяся к самореализации. Социальный работник выступает в роли партнера своего клиента. Для него особое значение представляют возможности пробуждения внутренних сил личности.
Весьма полезной в социальной работе может быть телесная терапия В. Раиха. Это направление занимается разрешением психологических проблем через работу с телом. С этой точки зрения любая проблема человека отражается в его теле в виде мышечных перенапряжений (спазмов), блокирующих свободное протекание по телу энергии, обеспечивающей здоровое функционирование личности и ощущение счастья. В. Poux и его последователи разработали множество эффективных методов и специальных упражнений, способствующих расслаблению "мышечной брони", что приводит к раскрепощению личности. Социальные работники, находящиеся в условиях постоянного эмоционального стресса, могут использовать эти упражнения для снятия перенапряжений и повышения своей работоспособности.
Множество полезных приложений в социальной работе имеет трансактныи анализ Э. Берна. Он показывает значение позитивных контактов между людьми для психологического здоровья личности. Он выделяет три возможных состояния "Я" человека: "родительское", "взрослое" и "детское", что позволяет рассмотреть трансакции между людьми как взаимодействие между их различными состояниями. Э. Верп описывает психологические игры между людьми как часто повторяемые серии трансакций, имеющие скрытый смысл и препятствующие честным и продуктивным контактам. Глобальное влияние на судьбу человека оказывают усваиваемые в детстве сценарии жизни, во многом определяющие "удачливость" или "неудачность", тот или иной способ и стиль поведения.
В трансактном анализе рассматриваются автономные субъекты, способные управлять своей жизнью и решать свои проблемы.
Социальному работнику идея о целительности человеческих контактов может дать в руки ключ к решению многих проблем. Он должен распознавать игры, в которые склонны играть клиенты, различать и понимать, как заданные в детстве сценарии жизни могут заводить человека в тупиковые ситуации.
Трансактный анализ Э. Берна, несмотря на его психоаналитическое происхождение, часто рассматривается в ряду гуманистических теорий, поскольку в нем подчеркивается возможность самопознания через анализ коммуникации и поведения.
Экзистенциальный подход В. Франкла доказывает зависимость психологического здоровья личности от сугубо человеческого стремления обрести смысл жизни. Человек, утративший смысл жизни, страдает от ощущения экзистенциальной пустоты: на этой почве произрастают неврозы и агрессия, большинство наркоманов и алкоголиков испытывают это чувство. В то же время каждый человек в любых обстоятельствах может обрести смысл жизни, следование которому дает ощущение счастья и полноты жизни, дает силы перенести тяжелые невзгоды и страдания. Помощь человеку в обретении своего уникального смысла жизни В. Франкл назвал "логотерапией". Для социальных работников важным представляется учение В. Франкла о смысле жизни и его роли в преодолении жизненных ситуаций, так как в социальной работе приходится иметь дело с людьми, находящимися в кризисных ситуациях. Методы, предложенные В. Франклом, вполне применимы к решению психосоциальных проблем.
Многие хорошо известные прикладные концепции считаются гуманистически или экзистенциально ориентированными. Их идеи используются повсеместно, например, клиент-центрированная терапия К. Роджерса, гештальттерапия Ф. Перлза и др.
Психосоциальный подход - это способ понять личность клиента в его взаимоотношениях с окружающим миром, целостность "человека в ситуации", т.е. психосоциальность. Поэтому внутренний мир человека и внешнюю ситуацию, окружающий мир следует рассматривать во взаимосвязи с целью поддержания равновесия между внутренне психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. Психосоциальный подход к клиенту позволяет оптимистически рассматривать возможности человека, высоко оценивать его потенциал, способность к росту и развитию, но при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи.
Психосоциальный подход признает, что внутренняя психическая жизнь человека и те межсистемные отношения, которые влияют на его жизнедеятельность, представляют собой целостность "человека - в ситуации". Это означает, что помощь человеку является не ситуативной, а успешной тогда, когда высоко оценивается потенциал самой личности и ее способность к росту, изменению, развитию при наличии определенных условий и ресурсов. Помощь предполагает одновременное создание условий, необходимых для полноценной жизни индивида, и целенаправленное использование всех внутренних ресурсов человека, которые позволят ему преодолеть сложную для его жизни ситуацию в данный конкретный момент, а также сформируют у него позитивный личностный опыт.
Суть психосоциальной помощи - оказание гражданам квалифицированной психосоциальной поддержки, в частности консультирование; помощь в конфликтных и психотравмирующих ситуациях; расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения проблем и преодоления трудностей; помощь в актуализации творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; стимулирование самоуважения и уверенности в себе.
В заключение следует сказать о том, что любые методы могут причинить вред, если они будут применяться неправильно. Многие техники являются манипулятивными, поскольку их цель скрыта от клиентов. У социального работника должна быть четкая этическая позиция, охраняющая право клиента на самоактуализацию. Кроме того, нужно взвешивать как недостатки методов, так и их достоинства (что справедливо для всех теорий), обсуждать их эффективность для каждого случая.
Еще один важный вопрос, который следует обсуждать социальным работникам, это необходимость открытости к другим позициям и взглядам, осознание социальными работниками собственных ценностей, следовательно, ненавязывание их клиентам, а также включение разнообразия в практическую деятельность.
geum.ru
Тема 2.1. Психологические концепции социальной работы
Содержание темы
2.2.1 Психоаналитический подход в социальной работе
2.2.2.Когнитивно-бихевиоральные модели социальной работы.
2.2.3.Гуманистическая психология в социальной работе.
2.2.1. Психоаналитический подход в социальной работе
В основе психоаналитического подхода в социальной работе лежат основные итоги З.Фрейда:
принятие опыта клиента и его ситуации;
учет предыдущего опыта отношений со значимыми близкими;
роль желаний и контржеланий;
сопротивление изменениям
необходимость усиления Эго.
Сущность этого подхода заключается в том, что он признает важность психологических процессов – между собой и «значимым другим», между прошлым и настоящим, между внутренней и внешней реальностью. Проблема: противоречие между пониманием человеческого поведения и его причин и возможностью (практической и этической) вмешательства. Инсайт как средство осознания и решения клиентом своих проблем (для консультирования, поиска ресурсов, создания сети поддержки и супервизорстве).
Напряжение между внутренним и внешним миром людей является особенно очевидным и в то же время критичным именно для социальных работников. Для многих социальных работников основную трудность составляет неспособность разрешить это противоречие вследствие слабого владения психологическими методами. Выделяют две полярные точки зрения на эту проблему: одна придает решающее значение факторам окуружающей среды и недооценивает роль эмоций и личности человека; другая же, наоборот, подчеркивает ведущую роль эмоций и отношений, но недооценивает важность социального окружения.
Любое современное общество сегодня оказывает давление на социальных работников с целью демонстрации быстрых и эффективных методов работы, тогда как психоаналитические процедуры являются длительными, не дающими быстрой отдачи. При таком подходе социальные работники могут прийти к взгляду на мир чувств и отношений как на не относящуюся к «серьезному делу» помеху, или на необязательную добавку. Однако совершенно очевидно, что практические меры не достигнут успеха, если не будут учитывать внутреннее психологическое состояние клиента.
В оценке уместности психодинамического подхода для социальной работы надо принять во внимание важное различие между значением психоаналитического понимания человеческого поведения и большой ограниченностью этого подхода как метода вмешательства. Психодинамический подход может иметь огромное значение для понимания социальным работником происзодящего в жизни клиентов и для их собственных отношений в процессе совместной работы.
Для использования этого подхода в практике необходмо обучать студентов идеологии и практике психоанализа. Обучение должно происходить как на уровне переживания (опыта), так и на когнитивном уровне (знания).
На распространенность того или иного подхода к консультированию обычно оказывают влияние исторически сложившиеся традиции в той или иной стране, в частности, доминирующие психологические и пихотерапевтические школы. В настоящее время в развитых системах социальной работы обычно доминируют две основные школы: психодинамическая и личностно-ориентированная. Поскольку психодинамически идеи продолжают развитваться как в западной, так и в восточно-европейской культуре, этот подход к консультированию оказывается в итоге наиболее примелемым и эффективным, даже если на ранних этапах тренинга социальных работников личностный недирективный подход с его упором скорее на условия для изменения, чем на техники и метод, и с его гуманистической верой в эффективность любви и интереса часто кажется более привлекательным.
Основные формы социальной работы, использующие этот метод – консультирование, поиск ресурсов, создание сети поддержки, и супервизорство по отношению к самим социальным работникам.
Практически все идеи психодинамического подхода были развиты З.Фрейдом и его последователями. Однако они часто используются социальными работниками, повсеместно имеющими дело с такими проявлениями бессознательного, как материнская депривация, острые защитные реакции, симбиотические отношения, психологические зависимости, саморазрушающее поведение, агрессия, и т.д.
Адаптивный подход в социальной работе относится к помощи человеку при необходимости изменять свое поведение в соответствии с изменениями окружающей среды. Его концепция также вытекает из психоанализа.
Часто невротическое решение клиентом этой проблемы происходит через перенос – бессознательное желание клиента разрешить свою проблему за счет оказывающего ему помощь человека.
Единственно надежным способом решения этой проблемы является достижение структурных изменений в ЭГО клиента, которые позволят ему отречься от старых психологических защит или найти другой способ адаптации.
Все виды психотерапии пытаются облегчить симптому пациента, но в психоаналитической школе это делается путем выявления невротического конфликта, который лежит в основе симптомов клиента.
Другой вид психоаналитических защит – реакция сопротивления. Сопротивление – это феноменальная реальность, повторение тех защитных реакций, которые пациент использует в обычной жизни. Для этой цели используются самые разные формы поведения – и уклонение от ухода за ребенком, и неутснная забота о нем, например. Преодоление сопротивления происходит путем организации понимания клиентом самого себя, своих влеченийи потребностей, своих защит и страхов. Иногда для этой цели подходят процедуры отреагирования, позвояющие сбросить негатиную энергию.
Психоаналитическое консультирование представляет собой более структурированный, имеющий более локальные задачи и более ограниченный во времени процесс, нежели психоанализ или даже психоаналитическая психотерапия. Основные процессы психоаналитического консультирования:
поддержание беседы для продуцирования материала клиентом;
перенос и его последующий анализ;
наблюдение за процессом, комментарии консультанта;
размышления клиента над комментариями консультанта;
изменения в клиенте.
Текущие события требуют адаптации от клиента, что вызывает стресс; клиент формирует субъективное представление о ситуации, на основе чего принимает решение. Способы изменение ситуации клиента в адаптационном подходе:
воспитание социального интереса;
уменьшение чувства неполноценности;
изменение стиля жизни;
изменение ошибочной мотивации;
поощрение к признанию своего равенства индивидом;
содействие клиенту в том, чтобы он стал более альтруистичным.
studfiles.net
Психология социальной работы ее структура и функции.
Стр 1 из 17Следующая ⇒Социально-психологическая работа – это работа, направленная на изменение и осуществляемая 3-мя разными способами: психолог добивается изменений жизненных ситуаций клиента (клиентов) с помощью: а) собственных действий, без помощи клиента, б) путем прямого управления, в) путем косвенного управления. Основная цель социальной работы – улучшить жизнь клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, которые влияют на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии.
Цель психологической практики социальной работы также заключается в развитии оптимальной социализации и вместе с тем социальной адаптациии реабилитации клиента. Совершенствование социализации, социально – психологической адаптации и реабилитации составляют сердцевину всей социальной работы..
Таким образом, психология социальной работы по своей структуре включает 3 основных блока:
1) общетеоретические психологические идеи и концепции, составляющие методологическую базу психологической практики социальной работы;
2) конкретные психотехнологии, т.е. психологические методы профилактики, диагностики и разрешения («лечения») социально-психологических проблем индивидов и отдельных групп,
3) особенности социально – психологической работы социальных работников с индивидами и разными группами населения, нуждающимися в психосоциальной помощи .
Важнейшими функциями психологии являются: диагностическая, социализаторская
(социально-терапевтическая), прогностическая, профилактическая.
Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов,выявление их психологических особенностей (как индивидуальных, так и социально-групповых,возрастных, этнических, профессиональных и т.д.) в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа – установление диагноза, т. е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации.
Социализаторская (социально-терапевтическая) функция – это функция социальной терапии в широком смысле, выражающая разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур (психологическое консультирование, социальная педагогика и пр.)
Прогностическая функция выражается в установлении прогноза поведения личности, ее изменений и изменений социальной среды на основе выявленных закономерностей, особенностей их взаимодействия.
Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально - психологического иммунитета на будущее.
2. Основные понятия психологии социальной работы.Человек – это биопсихосоциосущество, в котором ворганическом единстве находятся природно-биологическое и социально – духовное начала.Человек – это представитель рода человеческого, homosapiens (человек разумный), “часть природы”, высший ее продукт и высшая форма живого на Земле. Понятие “человек” – это наиболее общее абстрактное понятие, чаще всего, используемое в философии. Индивид (неделимый – от лат.) – это единичный представитель homosapiens, отдельный конкретный человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная системаинтеллектуальных, социально – культурных и морально – волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личность – это действительность индивида, реализующая себя в различных видах деятельности и общения. Понятие “индивидуальность” выражает неповторимое своеобразие каждого конкретного индивида, каждой конкретной личности. 3.Современный структурный подход в соц. работе
Представители этого подхода критикуют тенденцию недооценивать роль знаний о структуре и функциях общественного устройства в профессиональной, теоретической и практической подготовке социальных работников. Они считают, что нельзя фокусироваться только на методах и техниках работы с индивидуумами и группами.
Для применения структурного подхода необходимо проводить анализ ситуации, с которой имеет дело социальный работник. Анализ проводится на нескольких уровнях:
– структурном, который заключается в понимании феноменов и фактов неравенства и того, как они подкрепляются за счет социальных, классовых,
половых, возрастных, этнических, религиозных, психологических (например, умственная отсталость) и физических различий;
- организационном – анализ ситуации (степень трудности), в котором оказались клиент или группа, анализ потребностей, ресурсов и их распределения в соответствии к потребностям; выявление путей, с помощью которых вмешательство социального работника обеспечит клиенту (-ам) доступ к необходимым ресурсам;
- психосоциальном, который заключается в том, как могут быть поняты личные трудности клиента (группы) с точки зрения эффекта влияния как внешних, структурных сил, так и личностных особенностей.
mykonspekts.ru
Психология социальной работы - Кулебякин Е.В
Программа дисциплины «Психология социальной работы»
32 часа
Модуль 1. Предмет, структура, функции и основные понятия психологии социальной работы ( 6 часов)
Глава 1.1. Социальная работа и психология (из истории формирования социальной работы и ее связи с психологией). Предмет, структура и функции психологии социальной работы (2,2 часа)
1.1.1.Формирование социальной работы как науки и специфической социальнопсихологической деятельности.
1.1.2.М. Ричмонд и возникновение диагностической школы. Основные принципы.
1.1.3.Функциональная школа. Развитие основных принципов диагностической и функциональной школ в истории социальной работы.
1.1.4.Предмет психологии социальной работы ее структура и функции.
Глава 1.2. Основные понятия психологии социальной работы. (3,6 часа)
1.2.1.Понятия “человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”
1.2.2.Понятие и сущность социализации.
1.2.3.Понятие и сущность адаптации. Социально-психологическаяадаптация.
1.2.4.Понятие и сущность реабилитации. Социально-психологическаяреабилитация.
Модуль 2. Философско-социологическиеосновы психологии социальной работы (3.1
часа).
Глава 2.1. Философско-антропологическиеконцепции.
2.1.1.Проблема природы человека в истории философии.
2.1.2.Основные концепции природы человека в современной философии.
Глава 2.2. Антропологические концепции и идеи в современной социологии. Проблема цели и смысла жизни ( 0.8 часа ).
2.2.1.Антропологические концепции и идеи в современной социологии.
2.2.2.Проблема цели и смысла жизни.
Модуль 3. Теоретико-психологическиеосновы психологической практики социальной работы ( 15 часов ).
Глава 3.1. Общепсихологические теории личности ( 9 часов ).
3.1.1.Теория личности У. Джеймса.
3.1.2.Психоаналитические теории (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер).
3.1.3.Бихевиористские концепции (Б. Скиннер, А. Бандура).
3.1.4.Теория личности Р. Кеттела.
3.1.5.Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс).
3.1.6.Онтопсихология (А. Менегетти).
Глава 3.2. Типологии личности ( 6 часов ).
3.2.1.Биологические и физиологические типологии
3.2.2.Психологические типологии
3.2.3.Конституционально-психологическиетипологии
3.2.4.Клинические типологии
Модуль 4. Практические вопросы психологии социальной работы ( 7 часов ).
Глава 4.1. Психотехнологии диагностики ( 1,3 часа ).
4.1.1.Понятие психотехнологий диагностики.
4.1.2.Психодиагностические опросники (общая характеристика). Глава 4.2. Психотехнологии коррекции и реабилитации ( 3,3 часа ).
4.2.1.Основные психологические проблемы клиентов.
4.2.2.Психологическое консультирование и психотерапия – важнейшие методы работы с
клиентами.
4.2.3. Основные подходы в коррекционно-реабилитационнойи профилактической работе. Глава 4.3. Особенности социально – психологической работы с различными группами
населения (на материале работы с подростками, пожилыми и инвалидами).
4.3.1.Социально-психологическаяработа с подростками.
4.3.2.Социально-психологическаяработа с пожилыми и инвалидами.
studfiles.net
3. Психосоциальный подход в социальной работе. Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы
Похожие главы из других работ:
Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе
Глава I. Гуманистический контекст психологической помощи в социальной работе
«Вспомни, откуда ты пришел и куда ты идешь, и прежде всего, подумай о том, почему ты создал беспорядок, в который сам попал». Р.Бах Гуманистическая психология имеет множество направлений и модификаций, представляемых различными авторами, но...
Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе
1.1 Использование в социальной работе клиент-центрированного подхода К. Роджерса
В рамках гуманистического подхода существенно выделить концепцию К. Роджерса. Основная суть его психологии заключается в акцентированном на личности подходе, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений...
Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе
1.3 Значение экзистенциальной психологии в социальной работе
Одним из самых известных представителей экзистенциального подхода в психологии является Ирвин Ялом. И его теория может широко использоваться не только в практической психологии, терапии и консультировании, но и в социальной работе...
Коммуникативный аспект социальной работы с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации
Глава 1. Коммуникативная функция специалиста по социальной работе
...
Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы
3. Психосоциальный подход в социальной работе
Социально-психологическая направленность (личность -- об-щество) эволюционировала на протяжении всей истории профес-сиональной социальной работы в XX в. и привела к возникнове-нию психосоциального подхода...
Профессиональное сгорание молодого специалиста
1.3.1 Требования к специалисту по социальной работе
Специалист по социальной работе должен: 1. Иметь соответствующее образование; знать теорию и практику социальной работы; основные направления проводимой политики социальной защиты населения; законы...
Психологические теории в социальной работе
Основные направления психологоориентированных подходов в социальной работе
Существует огромное множество психологических подходов в социальной работе, применение которых на практике является эффективным и необходимым для разрешения тех или иных задач. На мой взгляд, выбор психологической теории...
Психосоциальная работа в специализированных учреждениях
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
...
Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса
2. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
...
Самовоспитание и самообразование как пути становления профессионального мастерства социального работника
2.4 Творческий характер деятельности специалиста по социальной работе
Что входит в понятие «творчество»? Словари так отвечают на этот вопрос: “Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей”...
Социальная психология
Тема 1.2. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии
7 2 2 3 2 5 Тема 1.3. История формирования социально-психологических идей 2 2 2 Тема 1.4. Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии 2 2 2 Тема 1.5...
Социальная психология
Тема 1.2. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии
Особенности исторического развития социальной психологии в России. Преимущественное развитие социальной психологии в рамках социологии в первой трети XX века. Формулирование основ социальной психологии в рамках психологической традиции...
Социальная работа и психология
1.1 Специфика профессионального общения в социальной работе
Глубинный смысл социальной работы, ее сердцевина заложены в сострадании, сочувствии и любви к человеку, желании пробудить в нем силы для возрождения...
Социальная фрустрация личности
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации
...
Теоретические модели посттравматического стрессового расстройства
Психосоциальный подход к исследованию ПТСР
Огромное значение социальных условий, в частности, фактора социальной поддержки окружающих, для успешного преодоления ПТСР отражено в моделях, получивших название "психосоциальных". Согласно психосоциальному подходу...
psy.bobrodobro.ru